О важности подвига преподобного алексия, человека божия, в жизни каждого из нас. Святой алексий

Преподобный Алексий родился в IV веке в Риме — городе славы и чести, роскоши и соблазна, в царствование Аркадия и Гонория. Отец его благочестивый человек по имени Евфимиан был весьма знатный и богатый вельможа, первое лицо в императорском дворце, так что даже слуги его, число которых доходило до трех тысяч, носили шелковые одежды. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. Если в какой день мало бедняков приходило к столу, то Евфимиан с грустью говорил: «Недостоин я ходить по земле Бога моего». У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды - и услышал её Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий, что переводе с греческого означает «защитник».

В шесть лет отрок начал учиться и успешно изучал светские науки, но особенно прилежно читал Священное Писание. Став юношей, он начал подражать своим родителям: строго постился, раздавал милостыню и под богатой одеждой тайно носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Единому Богу. Однако родители собирались женить Алексия и, когда он достиг совершеннолетия, нашли ему невесту, девушку царской крови, очень красивую и богатую. Молодых обвенчали в церкви мученика Вонифатия на Авентинском холме в Риме.

Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью ». Этой же ночью он покинул дом отца и сел на корабль, отправлявшийся в Малую Азию, в город Лаодикию. Достигнув Лаодикии, он не остался здесь, но пристал к группе торговцев, направлявшихся в Месопотамию, и вместе с ними прибыл в город Эдессу, где находился древний Нерукотворный Образ Спасителя. В Эдессе Алексий раздал бедным свои последние деньги и стал жить нищим около храма в честь Пресвятой Богородицы, питаясь подаяниями. День и ночь Алексий проводил в молитве, а по воскресеньям причащался Святых Тайн.

Отец повсюду разослал слуг своих на поиски сына. Некоторые из них пришли и в Эдессу; увидев святого Алексия, они не признали его. От строгого поста тело его высохло, красота исчезла, зрение стало слабым. Приняв его за нищего, слуги подали ему милостыню. Святой же Алексий узнал их и поблагодарил Бога, давшего возможность принять милостыню от слуг своих. Последние, возвратясь, сказали господину своему, что не нашли сына его, хотя и искали везде. Безутешная мать святого Алексия затворилась в своей комнате, непрестанно молясь за сына. Жена его горевала вместе со свекровью.

Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в г. Таре (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный Алексий, в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима.

Святой Алексий, узрев в этом промысл Божий сказал себе: « Жив Господь Бог Мой! не буду никому в тягость, но пойду, как чужой, в дом отца моего»,- ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, велел привести Алексия и при входе в дом поставить ему постель, чтобы сам он, входя и выходя из дому, мог видеть его и чтобы давали ему пищу со стола и ни в чем не притесняли. Алексий же продолжал свою подвижническую жизнь, не ослабляя постоянных молитв, постов и бдений. Слуги стали насмехаться над ним, выливали ему на голову помои и всячески обижали. Но он все претерпевал с кротостью. Комната Алексия находилась напротив окон его невесты, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач. Только безмерная любовь к Богу помогала блаженному переносить эту муку.

Так провел он неузнанный в доме отца своего еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий взял хартию и написал всю жизнь свою, испросив прощение у родителей и невесты.

Господь пожелал после этого открыть его подвиг и величие. В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. Во время службы из алтаря раздался голос: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника. С четверга на пятницу Папа, совершая всенощное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: «Ищите человека Божия в доме Евфимиана». В храме присутствовали римский император Гонорий (395-423), а также Папа Римский Иннокентий I (402-417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Придя в его имение, они узнали от слуг, что в маленьком домике живет нищий, который все время проводит в молитвах и в строгом посте. Когда его нашли, лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как ни старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам.

Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным.

Честные останки его были погребены в церкви св. Вонифатия на Авентинском холме в Риме , где когда-то венчался Алексий. Впоследствии над церковью св. Вонифатия была устроена другая (более обширная) церковь св. Алексия человека Божия, в которую и были перенесены в 1216 году мощи обоих угодников Божиих.

Следует отметить, что святой Алексий почитается в лике преподобных (а не праведных, например), хотя он не был монахом в строгом смысле этого слова. Однако по образу жизни – аскетическому, подвижническому почитают его именно в этом лике святости — то есть уподобившимся Господу.

На Руси издревле житие святого Алексия было одним из самых читаемых. В древнерусской письменности сказания об Алексии Божьем человеке послужили сюжетом одного из популярнейших духовных стихов. Особое почитание святой приобрел в царствование Алексея Михайловича, небесным покровителем которого он являлся; тогда была составлена служба святому Алексию человеку Божию.

Святому Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова. В «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790 год) Александра Радищева, история Алексия приводится в песне слепого солдата, который просит милостыню в городе Клин недалеко от Москвы. Существует и опера «Святой Алексий» композитора XVII века Стефано Ланди. Легенду о святом Алексии в средневековой поэзии часто обрабатывали. Ему посвящена поэма Конрада из Вюрцбурга. Во французской, итальянской и английской литературах XV века имеются духовные поэмы о святом Алексии. Известны польские и чешские поэтические обработки того же материала XIV —XV веков.

Святой Алексий является святым покровителем католического ордена алексиан (или целлитов), возникшего в Европе в XIV веке для помощи больным (особенно, душевнобольным) и борьбы с эпидемиями чумы.

Несмотря на широкое почитание св. Алексия на Руси, известно совсем не много храмов, освященных в его честь. В Москве в XIV веке был основан московский во имя Алексия, человека Божия, женский монастырь, первоначально находившийся на Остоженке, затем переведенный «на Чертолье» (где сейчас находится храм Христа Спасителя), а в 1837 г.- в Красное Село. В XVII веке в подмосковном селе Алексеевском (в районе станций метро ВДНХ и Алексеевская) был воздвигнут храм во имя Алексия человека Божия; там же по повелению Алексея Михайловича построили путевой дворец, в котором царь останавливался по дороге на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. В 1682 году рядом с путевым дворцом был поставлен храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Впоследствии обветшавшую Алексеевскую церковь разобрали, ее престол в 1824 году перенесли в Тихвинский храм, в котором и сейчас находится чтимый образ Алексия человека Божия. В настоящее время в нескольких московских храмах существуют приделы во имя Алексия человека Божия.

Существовал предел Алексия человека Божия и в деревянном храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Однако он не сохранился до сегодняшнего дня. Ныне в заново отстроенном в 1811г. каменном храме на его месте находится предел Св.Николая Чудотворца.

Г лава св. Алексия хранится в греческом монастыре Агиа Лавра в Калаврите. У нас в Новгородском соборе св. Софии находилась десница святого, похищенная из Рима в XVII веке новгородским купцом-паломником. А в 2006 году из Италии в Иоанно-Предтеченский монастырь была передана ещё одна частица мощей св. Алексия.

Сегодня в паломнических сайтах церкви святого Вонифатия на Авентинском холме в Риме можно прочитать, что «туда зачастую войти бывает очень сложно, т.к. римляне очень любят венчаться именно в этой церкви, считая св. Алексея покровителем семьи и брака».

А совсем недавно 30 марта 2011г, в день памяти святого Алексия, Человека Божия в римской базилике Сант-Алессио, что на Авентинском холме, была совершена первая в истории православная Божественная Литургия.

Православная служба в римской базилике Сант-Алессио

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4:
Возвысився на добродетель, и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси: безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял еси яко солнце в мире, преблаженне Алексие.

Кондак, глас 2:
Дом родителей твоих яко чуждь имев, водворился еси в нем нищеобразно: и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси Алексие человече Божий, ангелом и человеком радование.

Алексей человек Божий , (ДЕНЬ ПАМЯТИ 30 МАРТА ), наравне с бедным Лазарем, стали своими героями бедняков именно потому, что были нищими. Но в отличие от бедного Лазаря, Алексей добровольно отказался от всех благ земных. Русская «нищая братия» веками пела о его страданиях, как о своих.

В русских иконописных подлинниках отмечается сходство изображения Алексия с Иоанном Предтечей:


Слева святой Алексий справа Иоанн Предтеча

Алексей, человек Божий — святой, сын знатного римлянина, сенатора Евфимиана, живший во времена римского папы Иннокентия I (402-417) и его жены Аглаиды. В молодые годы Алексей покинул родные места, вначале он жил в Сирийском городе Латакия , пас там мулов и с погонщиками добрался до Эдессы. Долгое время нищенствовал при храме в г. Эдесса в Сирии (ныне это турецкий город Шанлыурфа, город пяти пророков в уотором по преданию родился Авррам ). Здесь Алексий раздал остатки имущества, оделся в лохмотья и стал просить милостыню. В течение последующих семнадцати лет Алексий жил милостыней, питался только хлебом и водой, а все ночи проводил в бдении и молитве. За эти годы святой так изменился внешне, что слуги, посланные его родителями на розыски пропавшего сына и посетившие в том числе Эдессу, подали ему милостыню, но не узнали его. По истечении семнадцати лет подвижничества молва о святости Алексия широко распространилась по всей Сирии. Более того, церковному сторожу в видении Пресвятая Богородица указала на Алексия как на человека Божия. Смущённый оказываемым ему всенародным почтением Алексий тайно бежал из Эдессы, намереваясь на корабле переправиться в Тарс . Но корабль попал в бурю и через много дней был прибит к итальянским берегам.

А затем возвратился в Рим, в родительский дом, где, не узнанный близкими и пренебрегаемый слугами, жил подаянием в доме родителей под лестницей. Наиболее тяжким испытанием для святого было слышать рыдания его матери и невесты, продолжавших его оплакивать. Так прошли ещё семнадцать лет.
Незадолго до кончины Алексея, во время богослужения в праздник Входа Господня в Иерусалим, когда на службе присутствовали императоры Аркадий и Гонорий, святой римский папа Иннокентий услышал голос от жертвенника: «Найдите человека Божия, который будет молиться за Рим. На рассвете в Пятницу он оставит тело, и Господь примет его приношение ». В четверг вечером папа, императоры и народ собрались в храме и стали молиться, чтобы Господь указал им на святого. В конце концов послышался голос: «В доме Евфимиана находятся его останки ». Сам Евфимиан понятия не имел, о ком идет речь, но прислужник рассказал своему господину про нищего, о котором ему когда-то поручил заботиться Евфимиан, и поведал о том, какую благочестивую жизнь вел тот нищий. Евфимиан побежал к святому, но тот уже умер. В руках покойного обнаружили свиток, однако вынуть этот свиток никто не мог. Тогда в дом к Евфимиану пришли императоры и папа Иннокентий . После молитв папа извлек из рук святого свиток, который оказался автобиографией. После ее прочтения обнаружилось, что святой Алексей был сыном Евфимиана.


Папа римский Иннокентий Первый и император Рима Гонорвий

Похоронен он был, вероятно, в римском храме Святого Петра, где на площади перед собором был выставлен гроб с телом Алексея, и при его гробе произошли многочисленные исцеления. Папа и император лично несли тело святого в погребальной процессии .


Позднее мощи святого Алексея были перенесены в храм Святого Вонифатия на Авентинском холме и ныне покоятся там же, под престолом в одной раке с мощами мученика св. Вонифатия . Храм святого Вонифатия был построен на том самом месте где находился дом родителей святого Алексея куда он и вернулся нищим после странствования по Сирии.


Церковь Вонифатия в которой покоятся мощи Алексея.

Широкое распространение получила история святого Алексия на православном Востоке. Первые упоминания о человеке Божием (пока что безымянном), жившем милостынею в Эдессе при епископе Раввуле (412 —435 ) и оказавшемся впоследствии родом из знатной римской семьи, встречаются уже в V веке в сирийских источниках.


Над алтарём католической церкви Вонифатия, та самая лестница под которой в доме родителей жил святой Алексий. Сейчас её только позолотили

До IX века включительно почитание святого Алексия распространяется сначала по Сирии, а оттуда по всей Византийской империи . Начиная с X века, имя святого Алексия появляется в римских святцах.


Колодец из родительского дома святого Алексия из которого святой пил воду. Колодец стоял у дома на месте храма


Эдесская икона Богородицы святого Алексея. Чудотворная икона находится в этом же храме и называется
Мадонна ди Сант-Алессио (Мадонна святого Алексея)

Возникновение культа святого Алексия на христианском Западе связывается с приездом в Рим сирийских священнослужителей, вынужденных бежать от мусульманских притеснений .


Церковь Вонифатия

В 977 году церковь святого Вонифатия была передана папой Бенедиктом VII митрополиту Сергию Дамаскскому . Сергий основал при церкви монастырь для монахов как греческого, так и латинского обрядов. Возникший монастырь прославился как «Обитель Святых », в последующие века обитель стала одним из центров благочестия, а её насельники вели миссионерскую работу в Восточной Европе. Наиболее известным выходцем этой обители был католический святой епископ Праги Адальберт .

Гробница с мощами Св.Алексея под престолом церкви в г.Риме.

В 1216 году мощи святого Алексия были обретены и положены под главным престолом церкви на Авентинском холме. Сама церковь уже с 986 года стала называться в честь уже двух святых — Вонифатия и Алексия их мощи и покоятся в одной гробнице под главным престолом.

Мощи святого Алексия были разделены: глава хранится в греческом монастыре Агиа-Лавра в Калаврите (по преданию подарена обители императором Мануилом II)


Золотой ковчег с головой св. Алексея

Из Византии почитание святого Алексия человека Божия перешло в Россию, где житие этого святого было одним из самых читаемых. Святому Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова. В «Путешествии из Петербурга в Москву »


В новгородском соборе святой Софии хранилась рука святого, похищенная, согласно сказанию XVII века, из Рима новгородским купцом .
От мощей частицы отделяются и в настоящее время: например, в 2006 году в дар Иоанно-Предтеченскому монастырю из Италии была передана частица мощей святого Алексия .

Алексий был небесным покровителем царя Алексея Михайловича Романова . В этот период часто он изображался вместе с преподобной Марией Египетской (в её честь была названа первая супруга царя Мария Милославская) или с мученицей Натальей (небесная покровительница второй супруги царя Натальи Нарышкиной.

Святой Алексий является святым покровителем католического ордена алексиан (или целлитов), возникшего в Европе в XIV веке для помощи больным (особенно, душевнобольным) и борьбы с эпидемиями чумы. По данным Annuario Pontificio на 1997 г., в составе ордена находилось 124 чел. Алексиане опекали осуждённых на смерть, помогали психически больным, погребали умерших от чумы .


СВЯТЫНИ ХРАМА.
. Храмовая икона прп. Алексия человека Божия
. Икона Пресвятой Богородицы Грузинская
. Икона святителя Филарета Московского
. Мощи Киево-Печерских святых
. Мощевик Киево-Печерских святых храма прп. Алексия человека Божия
. Чудотворная икона "Целительница"
. Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Федоровна .


Красивый храм 18 века в честь святого Алексея человека Божьего есть и в городе Костроме.

Всё это говорит, что святой из далёкого Рима, был очень почитаем и в России .


Возвысився на добродетель и ум очистив, /
к Желанному и Крайнему достигл еси, /
безстрастием же украсив житие твое, /
и пощение изрядное восприим совестию чистою, /
в молитвах яко безплотен пребывая, /
возсиял еси яко солнце в мире, /
преблаженне Алексие.

События Жития относятся к концу IV - началу V в. (время правления римских императоров Аркадия и Гонория).

В Риме живёт богатый и знатный человек Ефимьян, трепетно соблюдает он Божии заповеди, особые же внимание и заботу уделяет нищим, странникам, сиротам, вдовицам, болящим, с ними и вкушает каждый день хлеб свой лишь в девятом часу вечера. Его жена Аглаида также живёт в боязни Бога. К сожалению, Бог не даёт им детей. Аглаида просит у Бога сына, который, как она надеется, упокоит её старость. Наконец желание её исполняется, и у Аглаиды с Ефимьяном рождается сын Алексий. Шести лет Алексия отдают в учение, где он осваивает грамоту и «церковное устроение», и хотя учится немного, но становится «премудр». Когда же наступает время, родители решают женить сына. Они находят красивую и богатую невесту царского рода, с которой Алексий венчается в церкви Св. Вонифатия. Но жених, войдя к невесте после венчания, вручает ей свой золотой перстень, обернутый в красный шёлк, и говорит: «Взяв сие, сохрани, и будет Бог между мной и тобой, пока благоволит Бог делам нашим». Алексий добавляет ещё какие-то «тайные слова», после чего покидает свою «обрученицу». После исчезновения Алексия его мать Аглаида затворяется в своей спальне, где занавешивает окно, и не хочет оттуда выйти, пока не получит известий о сыне. Алексий же, взяв часть принадлежащего ему имущества, ночью тайно оставляет Рим и отплывает в Лаодикию Сирийскую.

Сойдяс корабля, он возносит молитву Богу, прося спасти «от суетного жития сего» и дать ему возможность присоединиться в будущей жизни ко всем праведникам, угодившим Богу и стоящим по правую Его руку.

С погонщиками ослов Алексий достигает сирийского города Едеса, где находится нерукотворный образ Иисуса Христа, который когда-то Иисус послал тяжело заболевшему едесскому царю Авгарю. В городе Алексий продаёт всё, что у него было, а деньги раздаёт нищим, облекается в худые одежды и нищенствует в церковном притворе Богородицы. Всё, что ему подают, он раздаёет.

В это время Алексия ищут в Риме, отец посылает на поиски сына триста отроков. Ищут его и в Едесе, собственные слуги даже подают ему милостыню, но не узнают его. Видя это, Алексий радуется, что доводится ему Христа ради принять милостыню от домочадцев своих. Искавшие возвращаются в Рим ни с чем.

Семнадцать лет проводит Алексий на паперти и тем «угождает Богу». Св. Богородица является во сне пономарю той церкви и говорит: «Введи человека Божия в церковь мою, потому что достоин Царствия Небесного…» Пономарь ищет человека, о котором ему возвещает Богородица, но не находит его. И во второй раз является Богородица, указывая пономарю прямо на Алексия: «Убогий, сидящий перед дверями церковными, и есть человек Божий». Пономарь вводит Алексия в церковь и служит ему. Слава об Алексии разносится по всему городу. Но Алексий бежит от славы, садится на корабль и направляется в Испанскую Каталонию. «Волею Божиею» корабль встречает сильный ветер, который загоняет его в Рим (географическая ошибка Жития: Рим не находится на море). Алексий решает неузнанным жить в доме отца своего. Встретив Ефимьяна, не называя себя, Алексий просит о приюте, его с радостью принимают как странника. Своим слугам Ефимьян велит оказывать Алексию радушный приём, потому что «отрок ему тот приятен».

Но слуги отца всячески издеваются над странником - пинают его ногами, выливают на голову помои. Алексий принимает это с радостью, видя в действиях отцовских слуг «научение дьяволово». Семнадцать лет не узнанный никем Алексий живёт в родительском доме. Его мать все эти семнадцать лет не выходит из своей спальни, верная данному в горе обету. Когда приходит время Алексию умирать, он просит отрока, служащего ему, принести «харатию» (бумагу), где Алексий открывает всю правду о себе.

В тот день по окончании литургии, когда в церкви ещё находятся цари (императоры Аркадий и Гонорий) и архиепископ, все слышат глас, исходящий из алтаря: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». И во второй раз раздаётся глас, он велит найти Божьего человека, чтобы помолился он за мир, потому что в пятницу на рассвете Божий человек умрёт. В четверг вечером собирается народ в церкви Св. Петра просить явить имя Божьего человека, и глас указывает на дом Ефимьяна. Ефимьян призывает к себе старшего слугу и спрашивает, есть ли у них такой, но старший отвечает, что у них одни «пустые люди». Тогда цари сами отправляются в дом Ефимьяна на поиски Божьего человека. Слуга же Алексия начинает уже догадываться, в чём дело: уж не того ли убогого ищут, которого ему поручили? Слуга рассказывает о том, какой праведный образ жизни ведёт странник.

Ефимьян хочет побеседовать с неизвестным, живущим у него в доме столько лет, но тот уже умирает. Открыв его лицо, Ефимьян видит взор, светящийся, как у ангела, а в руках «харатию». Руки умершего не разжимаются до тех пор, пока оба царя и архиепископ не просят его об этом. При известии о смерти Алексия Аглаида отворяет окно, выходит «как львица из клетки» и, разорвав на себе одежды и распустив волосы, плачет. Ее плач над телом сына, проникновенный и поэтичный, наряду с плачами Ефимьяна и невесты Алексия занимает значительное местов тексте памятника. Вместе с мужем и невестой она сопровождает тело Алексия до церкви Св. Вонифатия.

Собравшиеся люди плачут не переставая. Цари и архиепископ берут «одр» (постель) с телом Алексия и ставят посреди города. Больные исцеляются, народу собирается столько, что мешают нести тело. Цари велят сыпать золото и серебро, надеясь отвлечь толпу, но никто не обращает внимания на рассыпаемое богатство.

Тело приносят в церковь Св. Вонифатия. Римляне устраивают праздник, строят дорогой ковчег и туда помещают тело святого. Из ковчега течет миро, которым исцеляются недужные.

Алекси?й, человек Божий

Икона XVIII век
Рождение:

IV век в Риме

Почитается:

в Православной и
Католической Церквях

В лике:

преподобных

Главная святыня:

мощи в базилике свв Вонифатия и Алексия на Авентинском холме в Риме

День памяти:

Алекси?й, челове?к Бо?жий (греч. ???????? ? ???????? ??? ???? ; конец IV века - начало V века) - христианский святой (в лике преподобных), аскет. Почитается Православной (день памяти - 17 марта по юлианскому календарю) и Католической (день памяти - 17 июля) Церквями. Житие святого Алексия было широко известно и популярно как на Востоке, так и на Западе. Мощи Алексия, человека Божия, находятся под главным престолом базилики святых Вонифатия (Бонифация) и Алексия на Авентинском холме в Риме.

Реальное существование Алексия не подтверждается никакими источниками, кроме житийных, в связи с чем его историчность остаётся под вопросом.

Жизнеописание

История святого Алексея известна только из житийной литературы. Древнейший текст жития (в нём Алексий умирает в Эдессе) был написан в Сирии на основе устного предания во второй половине V - начале VI веков. Около IX века появляется греческая версия жития, в которой Алексий возвращается в Рим.

Согласно житию, Алексий родился в знатной римской семье. Его родители сенатор Евфимиан и Аглаида были благочестивыми христианами, помогавшими обездоленным и нуждающимся. Для своего сына родители выбрали невесту из знатной фамилии. В ночь после обручения Алексий, оставшийся со своей невестой наедине, отдал ей поясную пряжку и обручальное кольцо, сказав: «Сохрани это, и да будет между тобою и мною Господь, доколе не обновит нас Своей благодатью ». После этого он покинул родной дом и отплыл на корабле на Восток.

После прибытия в Лаодикию Сирийскую (сейчас Латакия в Сирии) Алексий пристал к погонщикам мулов и добрался с ними до Эдессы (сейчас Шанлыурфа в Турции). Здесь Алексий раздал остатки имущества, оделся в лохмотья и стал просить милостыню. В течение последующих семнадцати лет Алексий жил милостыней, питался только хлебом и водой, а все ночи проводил в бдении и молитве. За эти годы святой так изменился внешне, что слуги, посланные его родителями на розыски пропавшего сына и посетившие в том числе Эдессу, подали ему милостыню, но не узнали его.

По истечении семнадцати лет подвижничества молва о святости Алексия широко распространилась по всей Сирии. Более того, церковному сторожу в видении Пресвятая Богородица указала на Алексия как на человека Божия. Смущённый оказываемым ему всенародным почтением Алексий тайно бежал из Эдессы, намереваясь на корабле переправиться в Тарс. Но корабль попал в бурю и через много дней был прибит к итальянским берегам.

Никем не узнанный Алексий вернулся в Рим и пришёл в свой родной дом. Его родители не узнали сына, но позволили ему остаться в их доме. Алексий жил в каморке под лестницей, и к нему был приставлен слуга, которому было приказано кормить странника пищей с хозяйского стола. Остальные слуги из зависти исподтишка оскорбляли Алексия, но он принимал оскорбления со смирением. Живя в богатом доме, Алексий продолжал пребывать в непрестанном посте и молитвенном бдении. Наиболее тяжким испытанием для святого было слышать рыдания его матери и невесты, продолжавших его оплакивать. Так прошли ещё семнадцать лет.

В 417 году во время воскресной литургии в соборе святого Петра глас Божий указал молящимся: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его ». В следующий четверг тот же глас указал народу: «В доме Евфимиана человек Божий, там ищите ». Император Гонорий и папа Иннокентий I напрасно спрашивали Евфимиана - он ничего не знал о живущем в его доме праведнике. И лишь тогда приставленный к Алексию слуга рассказал Евфимиану о подвижничестве Алексия.

Евфимиан, поспешно вернувшись в свой дом, не застал Алексия в живых. Лицо усопшего сияло, а в руке у него был некий свиток. Напрасно Евфимиан и домашние пытались изъять свиток из рук святого. Только когда прибывший в дом папа Иннокентий I испросил у святого позволения прочесть свиток, рука Алексия разжалась. Из свитка присутствовавшие узнали о том, кем на самом деле был человек Божий.

Тело Алексия было выставлено для прощания на площади, и при его гробе произошли многочисленные исцеления. Папа и император лично несли тело святого в погребальной процессии и похоронили его в церкви святого Вонифатия на Авентинском холме.

Почитание святого Алексия

Широкое распространение получила история святого Алексия на православном Востоке. Первые упоминания о человеке Божием (пока что безымянном), жившем милостынею в Эдессе при епископе Раввуле (412-435) и оказавшемся впоследствии родом из знатной римской семьи, встречаются уже в V веке в сирийских источниках. До IX века включительно почитание святого Алексия распространяется сначала по Сирии, а оттуда по всей Византийской империи. Начиная с X века, имя святого Алексия появляется в римских святцах.

Возникновение культа святого Алексия на христианском Западе связывается с приездом в Рим сирийских священнослужителей, вынужденных бежать от мусульманских притеснений. В 977 году церковь святого Вонифатия была передана папой Бенедиктом VII митрополиту Сергию Дамаскскому. Сергий основал при церкви монастырь для монахов как греческого, так и латинского обрядов. Возникший монастырь прославился как «Обитель Святых », в последующие века обитель стала одним из центров благочестия, а её насельники вели миссионерскую работу в Восточной Европе. Наиболее известным выходцем этой обители был святой Адальберт Пражский.

В 1216 году мощи святого Алексия были обретены и положены под главным престолом церкви на Авентинском холме. Сама церковь уже с 986 года стала называться в честь уже двух святых - Вонифатия и Алексия. Мощи святого Алексия были разделены: глава хранится в греческом монастыре Агиа-Лавра в Калаврите (по преданию подарена обители императором Мануилом II), в новгородском соборе святой Софии хранилась рука святого похищенная, согласно сказанию XVII века, из Рима новгородским купцом. От мощей частицы отделяются и в настоящее время: например, в 2006 году в дар Иоанно-Предтеченскому монастырю из Италии была передана частица мощей святого Алексия.

Скорее всего, благодаря многочисленным миссионерам и проповедникам, вышедшим из «Обители Святых », житие святого Алексия стало широко известным в Западной Европе. Поэма Тибо Шампанского о святом Алексии является первым произведением, написанным на лангедойльском диалекте французского языка. О жизни святого Алексия рассказывается в «Legenda aurea» («Золотой легенде») и «Vita dei Patri» - ценных житийных источниках XIII века. В 1632 году в Палаццо Барберини была поставлена опера о жизни святого Алексия на музыку Стефано Ланди и либретто Джулио Роспильози (будущего Климента IX). В 1710 году Камилло де Росси написал ораторию на тот же сюжет.

Житие святого Алексия было очень популярным сюжетом для церковного искусства в Италии. Самой ранней из известных фресок является «Житие святого Алексия» в базилике святого Климента в Риме. На этой фреске изображены события последних лет жизни святого: возвращение в Рим и встреча с отцом; почивший Алексий с хартией в руке; папа Иннокентий I умоляет святого разжать руку; родные узнают в почившем своего сына.

Из Византии почитание святого Алексия человека Божия перешло в Россию, где житие этого святого было одним из самых читаемых. Святому Алексию посвящена кантата Римского-Корсакова. В «Путешествии из Петербурга в Москву » (1790 год) Александра Радищева, история Алексия приводится в песне слепого солдата, который просит милостыню в городе Клин недалеко от Москвы.

Иконография

Предположительно самое раннее (VIII век) изображение святого Алексия сохранилось на фреске в крипте базилики святых Вонифатия и Алексия на Авентинском холме в Риме. В русских иконописных подлинниках отмечается сходство изображения Алексия с Иоанном Предтечей:

…образом, брадою и власами аки Иоанн Предтеча, риза едина празелень дика, нищенская рубища, руки к сердцу держит; инде пишет: в левой руке свиток, а в нём написано сице: «Се остави отца и матерь, жену и род, и други, села и имения ».

В росписях православных храмов изображение святого Алексия обычно помещалось в нартексах в ряду преподобных, аскетов и подвижников. В русской иконописи изображения святого Алексия часто носят патрональный характер. Особенно ярко это проявилось в середине - второй половине XVII века так как святой Алексий был небесным покровителем царя Алексея Михайловича. В этот период часто он изображался вместе с преподобной Марией Египетской (в её честь была названа первая супруга царя Мария Милославская) или с мученицей Натальей (небесная покровительница второй супруги царя Натальи Нарышкиной).

Для европейского искусства характерны в основном отдельные сцены жития святого Алексия (например, на фресках XI века в церкви Сан-Клементе в Риме, в миниатюрах рукописей XII века). Наиболее часто изображали служанок, выливающих грязную воду на святого в одеждах нищего или римского папу, приклоняющего колени перед Алексием, лежащим на смертном одре. Эта традиция прослеживается в витражах и фресках XIV-XV веков и в гравюрах XVI-XVIII веков.

Гимнография

На Востоке ранние тексты службы святому Алексию известны по Типикону Великой церкви (X век), Стишному Прологу (XI век), Студийско-Алексиевскому Типикону (1034 год). В западных источниках: Мессинском Типиконе 1131 года и Евергетидском Типиконе (первая половина XII века) имеются указание на совершение службы Алексию с Аллилуйя, а при совпадении празднования с субботой или воскресением - петь стихиры, седальны и читать житие.

Православная гимнография
Тропари, глас 4 Возвысився на добродетель и ум очистив, к Желанному и Крайнему достигл еси, безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестью чистою, в молитвах, яко бесплотен, пребывая, возсиял еси, яко солнце, в мире, преблаженне Алексие.
Яко чистоты светильник пресветел показался, дивный Алексие, ибо тленный чертог на нетленное Божие Царствие пременив, яко целомудрия делатель преизряден. Сего ради предстояши Господеви, всех Царю. Егоже моли даровати нам мир и велию милость.
Кондак, глас 2 Дом родителей твоих, яко чужд, имев, водворился еси в ним нищеобразно и по преставлении венец прием славы, дивен на земли явился еси, Алексие, человече Божий, Ангелом и человеком радование.

В настоящее время в православной церкви употребляется служба святому Алексию, содержащаяся в минеях студийской редакции, и канон святому, составленный преподобным Иосифом Песнописцем.

Современный взгляд Католической Церкви

В ходе литургической реформы, предпринятой после Второго Ватиканского собора, праздник святого Алексия человека Божия был исключён из нового издания Общего Римского календаря (1969). Таким образом, воспоминание святого Алексия 17 июля на мессе и литургии часов более не является обязательным для всех епархий Католической церкви, оно совершается лишь в странах и монашеских орденах, связанных со святым. В католическом ордене алексиан, чьим покровителем является святой Алексий, его память совершается с особой торжественностью. Основанием для исключения из Общего календаря послужил легендарный характер его жития, не подтверждаемый современными источниками. В Католической энциклопедии житие святого Алексия излагается, но с комментарием: «Вероятно, единственным основанием для этой истории является то, что некий благочестивый аскет жил в Эдессе как нищий и впоследствии был почитаем как святой ».

Святой Алексий является святым покровителем католического ордена алексиан (или целлитов), возникшего в Европе в XIV веке для помощи больным (особенно, душевнобольным) и борьбы с эпидемиями чумы. По данным Annuario Pontificio на 1997 г., в составе ордена находилось 124 чел.

В честь Алексия, человека Божьего, был назван источник и район города Харькова Алексеевка.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Католическая энциклопедия (англ.)
  • Алексий, человек Божий // Православная энциклопедия

Житие этого святого испокон веков чтили на Руси, принимали, как «своего», русского, несмотря на то, что родился он все же в Риме. Его жизненный путь не мог оставить равнодушным ни одно русское сердце.
Родители Алексия, Евфимиан и Аглаида долго не могли иметь деток, но матушка не оставляла надежд и слезно просила Господа. И Он услышал ее мольбы, в семье родился мальчик.
Когда Алексий стал взрослым, отец и мать решили его женить, подобрали невесту: добрую и благочестивую девушку. Но после свадьбы Алексий отдал супруге свое венчальное кольцо и попросил его сохранить, а сам уехал из отчего дома в Лаодокию Сирийскую, в город Эдесса. Как известно, именно здесь хранился Нерукотворный образ Господа. Рядом с храмом Пресвятой Богородицы он стал просить милостыню, одевшись в нищенские одежды. Алексий наложил на себя строгий пост: вкушал только воду и хлеб, ночью непрестанно молился.
Пречистая Богородица явилась во сне местному сторожу и указала, что Алексий - человек Божий. Люди стали чтить святого, а тот тайно бежал, не желая такого всеобщего внимания. Так после 17 летнего пребывания в городе, он отправился в город Тар, но корабль сбился с пути, причалив лишь у берегов Италии.
Алексий Божий человек понял, что это Божие провидение и решил отправиться к своей семье, понимая, что вряд ли они его узнают. Отец, мать и супруга уже отчаялись его когда-то увидеть, долго горевали, но решили положиться на волю Господа. Когда Алексий пришел в дом к своему отцу и попросил ночлега, его приняли, накормили и оставили жить у себя в сенях. Прожил святой Алексий здесь 17 лет, и когда стало известно ему о дне кончины своей, он описал подробно всю свою жизнь на огромном свитке. В один из дней, на праздничной воскресной службе в соборе святого апостола Петра произошло великое чудо. Глас свыше возвестил о том, что нужно искать человека Божия, чтобы он вознес свои молитвы о Риме и всех людях. Все стали молиться и просить, чтобы было открыто имя этого человека, молитвы были услышаны, и всем стало известно, что человек Божий живет в доме Евфимиана.
Когда Евфимиан пришел к преподобному Алексию, в живых его уже он не застал. Почивший держал в своей руке свиток, для того чтобы его прочесть и император, и папа Римский стали молиться коленопреклоненно. И тогда святой Алексий исполнил их просьбу. В торжественной обстановке, в храме текст свитка был озвучен всему народу. Всю правду узнали и самые близкие люди Алексия человека Божия, которые также как и все, склонили свои головы в почтенной молитве перед телом святого. Честные останки были погребены 30 марта (по новому стилю) в 411 году. Почитание жизни этого угодника Божия отражено не только в многочисленных иконах святого, храмах, названных в честь него, но и в духовных стихах. Алексий человек Божий был небесным покровителем Алексея Михайловича Романова.



 

Возможно, будет полезно почитать: