Покаянный канон когда читается во время службы. Как читать «Правильные каноны» дома

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Молитвенные песнопения всегда были главными и самыми важными произведениями православной церковной гимнографии. С самого зарождения христианства каноны писались исключительно святыми отцами, которые всегда стояли, и будут стоять выше обычных мирян по своей духовности. Но примечательно, что эти произведения не всегда понятны обычному человеку, потому что пропитаны особой проникновенностью и богословствованием.

Однако, как написано в церковных законах «всякое дыхание хвалит Господа». Именно поэтому в VI веке богослужебные предводители начинают использовать в своей практике произведения, которые обычными людьми воспринимаются легче — это акафисты. А для того чтобы понять, что лучше читать канон или акафист, предлагаем заглянуть в глубины христианской истории.

Что такое канон и акафист

В сети мало верующие или люди, которые только ступают на службу господу, часто задаются вопросом: что такое акафист и канон?

Акафист — один из видов гимнографии в церковном служении, который содержит похвалы праздникам, святым, Пресвятой Богородице и, конечно же, Господу. Они начинаются со слова «Радуйся». Чаще всего в нем также прославляются новозаветные традиции.

Канон — также один из видов гимнографии в церковном богослужении, который является главным произведением отражающий праздник или святого. В них часто переплетены новозаветные и ветхозаветные события.

Что значит канон? Сравнение с акафистом

Эти молитвословия были сложены по определённым правилам. Например, канон зачастую состоит из 9 песен, которые начинаются ирмосом, а заканчиваются катавасией. Но есть и произведения, имеющие всего восемь песен. Истинно верующие знают, что канон покаянный Андрея Критского относится к таким.

Полезные статьи:

Главным отличием двух произведений является то, что каноны писались исключительно святыми отцами, а вот некоторые акафисты были написаны простыми мирскими людьми. Тем не менее, эти произведения получили распространение в богослужебной практике и были одобрены духовенством.

Что такое канон и когда его читают? В церкви их читают постоянно. С этим произведением проходят утренние, повечерние и полуночные службы. Для чего читают каноны? Потому что это определено уставом Храма или Церкви. Их еще могут исполнять в молебнах или читать в тихой домашней обстановке.

А вот акафисты никогда не были включены в суточный богослужебный круг. Его могут читать только в период пятой недели Великого поста. Зачитывают, как похвала Пресвятой Богородице. Однако, они заслужили свое место на молебнах. И верующие люди чаще их читают в домашней обстановке, потому что они более легкие, понятные и проще запоминаются.

В старые временя произведения святых отцов всегда пелись полностью. На сегодняшний день это правило упускают. Зачастую читаются только тропари. Также могут петь ирмос под мелодию, которая соответствует текущей недели. От выбора мелодии зависит также глас. Их всего восемь и они постоянно чередуются. Акафисты же гласу не подчинены.

Еще одним отличием этих произведений является то, что каноны исполняются на протяжении всего года, а акафисты зачастую только во время Великого Поста. В период Великого Поста эти молитвословия не читается по воскресеньям. Тем не менее, произведение как раз соответствует спокойному и тихому настроению мирских будней.

Чем отличается канон от акафиста

  • Акафист воспевает более поздние богослужебные события, которые включают Новый завет. Произведение святых отцов же больше ориентировано на ветхозаветный период, хотя некоторые события переплетаются;
  • Акафист верующий выбирает самостоятельно и по своему усмотрению. Песнопение — произведение определенное уставом;
  • У акафиста есть вступление, второй же имеет простое начало;
  • В акафисте постоянно встречается слово «Радуйся»;
  • Канон исполняется в церкви постоянно, практически ежедневно. Второй же обязателен только при похвале Богородицы, который читается один раз в год. Все остальные используются в домашних молитвах или при молебнах в храмах;
  • Акафист простой по структуре и по пониманию, более легок для восприятия;

Что такое канон в фанфиках

Фанфик — это литературное произведение, написанное на основе канона, которым автор заинтересовался. Писатель такого произведения не выдумывает мир или персонажей, а использует для своей работы готовые образы.

Почему авторы порождают произведения на основе библейских работ святых отцов? Все потому-что каждое песнопение связано с определенным периодом истории христианства или каким-то библейским событием. В каждом ощущается присутствие древней эпохи.

Что такое Богородичен в канонах? Это молитвенные произведения, в которых прославляется память Пресвятой Богородицы. Вот пример такого произведения:

«О, пресвета Дево, Владичице Богородице! Ти си по-горе от всички ангели и архангели и по-драгоценна от всички твари. Ти си помощница на обидените, надежда на безнадеждните, застъпница на бедните, утеха на наскърбените, кърмителка на гладните, одежда на голите, изцеление на болните, спасение на грешните, помощ и защита на всички християни О, всемилостива Дево Богородице и Владичице!

С твоята милост спаси и помилуй благочестивия и христолюбив наш народ.

Спаси, Богородице, и помилуй твоите раби: светия наш Синод, преосвещените митрополити и епископи и целия свещенически и иночески чин; правителството, военачалниците, градоначалниците и христолюбивото войнство и всички православни християни защити чрез твоя честен покров.

Измоли, Владичице, въплотилия се безсеменно от тебе Христос Бог наш да ни препаше със Своята сила отгоре против невидимите и видими наши врагове.

О, всемилостива Владичице Богородице, дигни ни от дълбочината на греха и ни избави от глад, мор, земетръс и наводнение, от огън и меч, от нашествие на другородци и от междуособици, от внезапна смърт, от вражеско нападение, от вредоносни ветрове, от смъртоносна язва и от всяко зло.

Дай, Владичице, мир и здраве на твоите раби, на всички православни християни, и просвети техния ум и сърдечните им очи, за да се спасят.

Удостой нас, твоите грешни раби, с царството на Твоя Син, нашия Христос Бог. Защото е благословена и препрославена Неговата сила заедно с безначалния Негов Отец и с пресветия, благия и животворящ Негов Дух, сега и всякога, и во веки-веков. Амин.»

Господь всегда с Вами!

С первым весенним месяцем, когда природа готовится к пробуждению, Православная Церковь заканчивает череду зимних праздников и готовит христиан к посту. Тепло грядущей весны напоминает об истинной радости для души - очищении покаянием. Чтобы удобней было обратить мысли от земного к небесному, на первой неделе Великого поста на вечерней церковной службе верующим предлагается чтение Канона Андрея Критского.

Житие преподобного Андрея

Великий пост, предшествующий празднику Пасхи, существует в нынешнем виде (40 дней + Страстная Седмица) с 4 в н. э. До этого времени его продолжительность составляла от 12 часов до 1 недели, в зависимости от традиций поместных церквей. Первыми 40-дневный пост установили римские христиане. Затем, около V века, благочестивая традиция долгой подготовки к празднику Пасхи была закреплена Апостольскими правилами. Главной целью Великого поста были покаяние и подготовка души к встрече Христова Воскресения.

Богослужения в те времена состояли в основном из псалмов Давида. Постепенно в обиход вводились и творения церковных поэтов - песнописцев. Составлением текстов занимались епископы и монахи, тщательно сверяя написанное с учением Церкви .

Одним из наиболее образованных и благочестивых епископов-песнописцев в VII веке был преподобный Андрей Критский. Родился он в Дамаске, но уже в 14-летнем возрасте удалился в палестинский монастырь. Вскоре Палестиной завладели магометане, и единственным островом православия осталась Византия. Уже известный своими талантами и добродетелями преподобный Андрей стал секретарём в Константинопольской церкви, а затем и епископом на острове Крит.

Важнейшим деянием его жизни стала поездка на 6-й Вселенский собор и выступление там в защиту чистоты Православной веры от одной из опасных и коварных ересей, поразившей даже высшую церковную иерархию. Царящее вокруг беззаконие и грядущее Божие наказание в виде магометанского гнёта пробудили в нём желание написать покаянные песнопения, которые могли бы простым языком напоминать верующим об опасности греха. Так появилось поэтическое произведение, ставшее впоследствии Великим Каноном, украшающим службы первой и пятой седмиц Четыредесятницы.

Кроме Великого Канона, Святителем были написаны каноны Господу и Богородице для великих церковных праздников. Скончался святой , предположительно, в молодом возрасте, в 712 г. Епископом христианского Крита он пробыл совсем недолго.

Спустя несколько десятков лет, на Крите пострадал от иконоборцев другой святой - преподобномученик Андрей Критский. Его не стоит путать с автором Великого Канона.

Тропарь Андрею Критскому:

Христову Церковь цевницею языка твоего, песнословя умильно, возвеселил еси, богословием же Препетыя Троицы славу всем сказал еси ясно, тем тя, яко тайноглагольника, поем, Андрее, пастырю Критский, и величаем память твою, Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Структура и содержание Великого Канона

Как и другие церковные песнопения этого жанра, Великий Канон состоит из ирмосов и тропарей, собранных в 9 песен:

Сам преподобный Андрей сочинил только тропари, всего 210 строф. Когда эти песнопения вошли в состав церковной службы, составители богослужебных текстов разделили их на песни и снабдили запевами - ирмосами. Тогда же к ним были добавлены строфы, посвящённые Марии Египетской - образцу покаянного подвига и самому автору, к тому времени уже скончавшемуся и прославленному в лике святых.

В первых восьми песнях Покаянного Канона молящемуся предлагаются картины Ветхого Завета, приводятся примеры тяжких согрешений, совершаемых героями библейских сказаний. Вспоминая эти события, автор сокрушается о собственной душе, наполненной ещё более страшными грехами.

Девятая песнь полностью посвящена событиям Нового Завета. Здесь показаны евангельские образы кающихся грешников, получающих прощение от Самого Христа. Сокрушённая душа молящегося вновь обретает надежду на райское блаженство.

Отдельные факты из истории

К интересным фактам о содержании Канона можно отнести следующие:

Русские переводы и толкования

Вдохновенная молитва Андрея Критского во время Великого поста столетия спустя заставляет размышлять над её смыслом. Греческий текст несколько раз переводился на русский язык, существуют даже стихотворные формы. Толкования на отдельные тропари и песни можно прочитать в труде епископа Виссариона (Нечаева) «Уроки покаяния». Известный церковный писатель начала XX века объясняет, почему Канон назван Великим и его основная часть посвящена ветхозаветным событиям.

В Русской православной церкви творение преподобного Андрея читается на церковнославянском языке. Понимание его не составляет трудности для заранее подготовившегося слушателя. Старообрядческий (дореформенный) текст незначительно отличается от принятого Церковью, хотя ревнители старины считают эти различия существенными по смыслу.

Чтение в храме и дома

Церковные традиции указывают , как правильно читать канон Андрея Критского в храме или дома. Отправляясь в храм на чтение Канона, следует заранее позаботиться о простых вещах:

Для чтения на первой седмице Великого поста каждая песнь разделена так, что полный текст Канона прочитывается с первого по четвёртый день поста. В пятницу совершается воспоминание великомученика Феодора Тирона, чудеса которого также связаны с постом.

Повечерие с чтением Канона в храме происходит при свечах, чтобы напомнить молящимся о тьме греха, в которую было погружено человечество до пришествия Спасителя. Горящие свечи в руках священников и прихожан символизируют чистоту и непрестанную молитву.

После непродолжительного начала Повечерия духовенство выходит на середину храма, в это время хор исполняет первый ирмос «Помощник и Покровитель». Этот же ирмос повторяется в заключение песни.

По шестой песни Канона хор поёт кондак «Душе моя». Этот проникновенный текст был положен на множество распевов, сочинённых как древними, так и современными авторами. Во время пения кондака священники и молящиеся становятся на колени, хотя такая традиция соблюдается не везде.

Церковный устав предписывает на каждый тропарь Великого Канона делать по три поясных поклона. Исполняя это требование, древние христиане молились по нескольку часов. Снисходя к немощам современных прихожан и заботясь о благоговейной тишине во время богослужения, сегодня Церковь позволяет ограничиться одним поясным поклоном на каждый тропарь.

По окончании чтения под звучание 9 ирмоса «Безсеменного зачатия», посвящённого Богородице, духовенство уходит в алтарь. Служба на этом не заканчивается, впереди ещё несколько раз хор исполняет красивые и умилительные песнопения, входящие в последование великопостного Повечерия.

Великий Канон можно читать дома, если нет возможности посетить богослужение. При этом желательно придерживаться церковных правил его исполнения: соответственно одеться, зажечь свечу, совершать поклоны. Допускается молитва под аудиозапись. Смотреть видео лучше отдельно от молитвы, чтобы не отвлекаться зрительными образами. Некоторые не находят времени для этого, слушая исполнение в наушниках.

Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно со временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по четверг на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей. Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

Епископ Виссарион (Нечаев)

С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы - Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь - с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события жизни, дела Божии в прошлом как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него. Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?

Одним за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения - это моя личная история: это я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…

Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время - история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа - единственная и неповторимая - проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.

Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни… — мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу. Или другими словами, — отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.

Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

Молитвы в начале Великого поста

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике.

Особенности службы субботы

В субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о чудесной помощи, явленной великомучеником Феодором Тироном (+ ок. 306) константинопольским христианам в 362 году, при императоре Юлиане Отступнике (+ 363), когда в первую седмицу Великого поста святой, явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутий) совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям (в нашем храма по воскресеньям) будет совершаться умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio - страдание). Он введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII в.). Совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы - «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других - и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются».

Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них - иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (842 - 846). Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое.

Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.

Митрополит Лимассольский Афанасий

«Пост - это отчуждение от зла. Иными словами, нужно стать чуждым тех пороков, которые окружают нас. Как это важно, чтобы человек постился и языком, чтобы он перестал говорить, судить, сплетничать, комментировать, воздерживался от осуждения.

То есть пост - это период всеобъемлющей борьбы, мобилизации всех душевно-телесных сил человека с помощью церковных богослужений, каждодневных молитв, исповеди, изучения слова Божия, усилий в духовном подвиге и всего, что содействует человеку и настраивает на духовную жизнь.

Отцы Церкви говорили, что действительно, когда человек постится, изменяется и его телесный состав и он очищается и душевно, и телесно. Очищается. Поэтому святые всегда пребывали в посте и воздержании, и это действительно приносило им душевную и телесную чистоту. Не только душевную, ведь душа и тело идут вместе. Они согрешают вместе и очищаются тоже вместе. Поэтому все добродетели и подвиги затрагивают всё человеческое бытие.

Период Великого поста составляет десятую часть года. По закону Моисееву десятина всегда посвящалась Богу: десятая часть имущества, денег была посвящаема Богу. Так и мы посвящаем десятую часть года Богу. Сколько недель в Великом посте, шесть, семь? Семь вместе со Страстной седмицей. Пять дней в неделю у нас пост, в субботу и воскресенье поста нет, разрешаются вино и елей, это 5 × 7 = 35 + Великая суббота = 36 и ночь с субботы на воскресенье, когда скорее не следовало бы поститься, но люди постятся, - вот и получается 36 с половиной. В году 365 дней? А это одна десятая. С математической точностью. Мы посвящаем это время Богу».

Несколько слов к постящимся

Пост - это не самоцель, а средство, ведущее нас к смирению и покаянию и, соответственно, к Богу. Если человек превратил пощение в самоцель и думает, что этим своим делом спасется, и поэтому строг и хочет в точности соблюсти всё, тогда это болезненное состояние. Если же он делает это, потому что совесть у него легко уязвляется и потому что он не хочет поступать против нее и нарушать закон Божий, - тогда это здоровый человек, просто у него чувствительная совесть - совесть, которая с легкостью ранится.

Спрашивают, что делать, если здоровье не позволяет поститься? Ответ простой: не постятся - значит, делают то, что могут. Бог хочет от человека того, что он может сделать. Человек должен знать, что у его сил есть предел. Он должен смиренно призвать силу Божию и молить Бога помочь ему, но у него должно иметься намерение подвизаться, и он подвизается до той степени, до какой хватает его сил. Он должен смиренно принять свою немощь, и когда получит и благословение своего духовного отца на то, как и каким образом ему поститься, быть к себе более снисходительным, но не отчаиваться, поскольку он не спасется постом, как мы уже сказали. Пост - это средство, ведущее куда-то. Если через смирение ты приходишь к покаянию и достигаешь связи с Богом, то не надо терять надежду».

4.6 (91.11%) 18 votes

Готовиться к Таинству Причащения можно чтением Правильных канонов, по Псалтыри, а также по лестовке (поклонами или молитвами) - на выбор говеющего.

Однако вернейшим помощником на пути подготовки верующего к участию в Христовой Трапезе - украшения души жемчугом слезного покаяния - являются Правильные каноны.

В одном стихе они трогательно-умилительно призывают нас к осознанию своих прегрешений: «Исусе сладкии Христе, Исусе отверзи ми покаяния дверь, Человеколюбче Исусе…» , а в другом - как это заботливо и нежно! - уже услаждают отчаянную душу радостной надеждой на прощение: «Подъими раба Твоего, Исусе мой, припадающа со слезами ногам Твоим. И спаси, Исусе мой, кающася, и геены мя Владыко избави, Исусе Пресладкии и Многомилостиве…».

Песнь за песней мы испрашиваем у Всещедрого Благодателя возлияния на уязвленную душу исцеляющего елея, отпущения грехов и вечного сочетания со избранными в сиянии Божественной славы: «…Исусе мой Краснейшии, иже к Тебе прибегающаго, Спасе Исусе мой, помилуй… и пищи райстей сподоби, Исусе Человеколюбче». Читая богодухновенные Правильные каноны, мы также учимся прославлять Господа нашего Исуса Христа, Пресвятую Богородицу и своего Ангела Хранителя в самых сладкоуханных словах, милых нашим небесным Покровителям, наполняясь Духом, верой и светлой радостью праволюбящего.

Можно ли научиться читать Правильные каноны без подготовки?

Этот вопрос волнует многих, и вот почему. Дело в том, что православные христиане молятся Правильные каноны по репринту книги, изданной в городе Уральске в 1908 году для иноков старообрядческих монастырей. Как следствие, молиться по этой книге правильно может только подготовленный богомолец: в ней опущены многие указания касательно запевов, поклонов и других важных деталей, известные сегодня, преимущественно, небольшому числу священно- и церковнослужителей.

Данная статья призвана решить эту проблему и научить православных христиан, нисколько не знакомых с церковным Уставом, молиться по уральской книге без единой ошибки.

Настоящее мини-пособие состоит из практической и теоретической частей, дублирующих содержание друг друга с целью разностороннего представления сложной информации. Но сложной лишь на первый взгляд! И Вы в этом, Бог даст, в скором времени убедитесь лично.

Практическая часть

Практическая часть статьи включает в себя отсканированный репринт уральской книги
с дописанными на полях указаниями, которые было бы замечательно, если бы Вы переписали
в свою книгу. Приобрести репринт уральской книги Вы можете в церковной лавке Вашего прихода или, в случае её отсутствия, заказать по почте в любой уголок мира, написав письмо на электронный адрес [email protected] .Подсказки на полях помогут Вам читать Правильные каноны увереннее, быстрее, и, что самое главное, с большим сосредоточием на молитве: Вам не нужно будет припоминать, какую песнь какого канона Вы читаете, где и какой запев следует петь, нужно ли класть поклон, а если нужно, то какой, поясной, метание или великий земной, - все необходимые указания будут всегда перед глазами.

Теоретическую часть данного руководства составляет подробная схема чтения Правильных канонов на каждый день, изложенная ниже.

Статья написана по материалам воскресной школы, действующей при храме Сретения Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы Остоженской общины - одного из трех храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве, и по практике чтения Правильных канонов, устоявшейся в данном приходе.

Достоверность и полнота информации, указанной в статье, подтверждена преподавателем воскресной школы о. протодиаконом Александром Говоровым.

Что включает в себя Правило говения и Правило ко св. Причащению?

Приступающий к Телу и Крови Христовой должен помолиться семь Правил, каждое из которых включает в себя 4 канона :

1) канон Господу Исусу Христу;

2) канон Пресвятой Богородице (Акафисту, Одигитрии или Благовещению) с 13-ю кондаками
и 12-ю икосами;

3) канон Пресвятой Богородице малый («Воду прошед…» или дню на павечернице);

4) канон Ангелу Хранителю малый (или под понедельник великий).

Таким образом, говеющий прочитывает в течение седмицы 28 канонов.

Правило ко св. Причащению, совершаемое накануне и в день Таинства, включает в себя Причастные часы, Причастный канон и Причастные молитвы, а также суточный круг церковного богослужения - вечерню, павечерницу, полунощницу, утреню, часы и Божественную литургию. По завершении Таинства причастник прочитывает в храме или дома благодарственные молитвы, размещенные в конце упомянутого выше уральского репринта.

Можно ли доисполнить Правило говения после принятия Пречистых Даров?

Ответ на этот вопрос Вы можете получить только у Вашего духовного отца. Но, к примеру, настоятель нашего храма о. Сергий Лисуренко в начале каждого поста обращается к своим духовным чадам с призывом ответственного исполнения семи Правил до Исповеди. Такое строгое требование, по моему наблюдению, возбуждает у верующего особенное благоговение
к страшному, священному Таинству Причащения, разжигает в полной мере страх Божий, воспламеняет духовный огонь и, как следствие, буквально распахивает душу, каждую её «клеточку», для исцеляющего воздействия Божией Благодати, защищающей причастника от греховного потопа и возносящей его душу на самое Небо.

Какое время суток лучше всего подходит для чтения Правильных канонов?

Ответ на этот вопрос остается на Ваше произволение. Для этого требуется не конкретное время или другие внешние обстоятельства, но прежде всего подходящее душевное расположение: бодрый, собранный ум, смиренное сердце и скорбящая душа, подающая жертву слезного покаяния на небесный алтарь Врачу душ. Послушаем свт. Иоанна Златоуста: «Возбудим же свою совесть, опечалим душу памятью о грехах» («Симфония…», 2008, стр. 280).

Порядок чтения Правильных канонов на каждый день

Правильные каноны читаются попарно, сначала старшие каноны Исусу и Богородице (по дню), затем малые каноны Богородице и Ангелу (по дню) в таком сочетании:

Под понедельник (начиная с воскресного вечера):

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю великий.

Под вторник:

Под среду:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Одигитрии;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под четверг:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый

Под пятницу:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под субботу:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под воскресенье:
1-2) канон Исусу + канон Благовещению Богородицы;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

* Некоторые христиане канон Богородице «Воду прошед…» заменяют другим каноном Богородице от павечерницы того дня в Октае.
В уральской книге, к нашей радости, совмещены в готовом виде канон Исусу и канон Богородице Акафисту, а также канон Богородице «Воду прошед» и канон Ангелу Хранителю малый. Данные каноны можно читать на ряду под вторник, четверг, пятницу и субботу. Остальные три пары канонов, читаемые под понедельник, среду и воскресенье, говеющий должен совместить самостоятельно по аналогии.

Что такое канон и как он устроен

Канон - это ряд священных песнопений в честь святого или праздника. Канон состоит обыкновенно из 9-ти песен. 2-я песнь в Правильных канонах отсутствует.

Каждая песнь, в свою очередь, состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос - это первый стих песни. Согласно общему правилу, в совмещенных канонах читается только ирмос первого канона. По этой причине в Правильных старших канонах ирмос второго канона (Богородице) читается в конце песни на месте катавасии, а в Правильных малых - ирмос второго канона (Ангелу Хранителю) вовсе оставляется.

Тропари - все последующие стихи песни. Правильные каноны имеют по 4-7 тропарей (прочитываем их без соединения). Перед каждым тропарем произносится запев, соответствующий читаемому канону:

Запев Исусу : «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)».

Запев Богородице : «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».

Запев Ангелу : «Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба Твоего».

Лица женского пола должны сказать вместо «грешнаго» - «грешную»; также и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду. Изменение окончаний также смотрите
в отсканированном репринте уральской книги.

Предпоследний тропарь последнего (в нашем случае второго) канона имеет запев: Слава Отцу
и Сыну и Святому Духу (сокращенно записывается Слава), а последний тропарь (богородичен) имеет запев: И ныне и присно и во веки веком, аминь (сокращенно записывается И ныне).

Схема чтения Правильных канонов

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):
Семипоклонный начал

12 поклонов (в пояс, только последний поклон земной)





Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…»


Господи, помилуй (12 раз)
Слава, И ныне
«Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс)

Стихеры Исусу и Богородице (по дню):
3 стихеры Исусу (начиная с «Исусе Пресладкии…») с запевом к каждой «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)» (на первой стихере поклон в пояс)
3 стихеры Богородице с запевом к каждой «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»
(на первой стихере поклон в пояс) по дню:
Если канон Акафисту или Благовещению, то читаем на ряду «Совет превечныи…»
Если канон Одигитрии, то смотрим л. 47 обор. «Ублажаем Тя роди вси…»
(или на выбор л. 48 обор. «Златая кадильнице…»)
Слава
4-я стихера Исусу (богородична) «Исуса рождьшая…»
И ныне
4-я стихера Богородице по дню:
Если канон Акафисту, то читаем на ряду «Иже от века таиньство…»
Если канон Одигитрии, то смотрим л. 48 обор. «Боголепную и Всечестную…»
(или другую л. 49 «Иже радость…»)
Если канон Благовещению, то смотрим л. 38 обор. «Послан бысть…»

В каноне Исусу каждая песнь начинается ирмосом, в каноне Богородице - запевом и тропарем песни. Ирмос канона Богородице читается в конце соответствующей песни на месте катавасии.

Схема чтения песни в каноне Исусу :
Ирмос
4 тропаря (запев Исусу –> тропарь; запев Исусу –> тропарь; запев Исусу –> тропарь; запев Богородице –> тропарь богородичен)

Схема чтения песни в каноне Богородице :
4 тропаря (запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; Слава –> тропарь; И ныне –> тропарь); в некоторых песнях 5 тропарей
Катавасия (на месте катавасии поется ирмос данного (второго) канона)

* После 1-го запева в 1-й и 9-й песнях в каждом из двух канонов: поклон поясной.
По 3-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Кондак и икос Исусу «Исусе Спасе, очисти и спаси мя…»
Под среду: кондаки (два) и икос Богородице Одигитрии «Не имамы иныя помощи…» (л. 53 – 53 обор.)
Седален Исусу «Спасе мой Исусе иже блуднаго спасыи…»
Слава, И ныне

Богородичен по дню:
Под понедельник, вторник, четверг, субботу читаем на ряду «Молитвы своих раб…»
Под среду смотрим л. 50 обор. «Молитвенница теплая…»
Под пятницу читаем на ряду крестобогородичен «Иже твое заступление…»
Под воскресенье смотрим л. 40 «Послан бысть Гавриил…» –> Слава, И ныне –> л. 40 обор. «Гавриил с небесе…»

По 6-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Слава, И ныне
Акафист Богородице, состоящий из 13-ти кондаков и 12-ти икосов (в конце 1-го икоса «Ангел предстатель…» на месте слова «поклоняемся» поклон земной; кондак 13-й «О! Всепетая Мати…» читаем трижды с земными поклонами)
Повторяем икос 1-й «Ангел предстатель…» (л. 21 обор.), затем кондак 1-й «Взбранной воеводе…»
Молитва Богородице (перед молитвой: запев Богородице + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
* 13 кондаков и 12 икосов (так называемый акафист Богородице) + молитва Богородице прочитываются в том числе под среду и под воскресенье, когда читаются каноны Одигитрии
и Благовещению. В связи с этим кондаки (два) и икос канона Одигитрии прочитываются по 3-й песни - после кондака и икоса Исусу, а кондак и икос канона Благовещению оставляются вследствие совпадения с 1-м кондаком и икосом акафиста Богородице.

По 9-й песни:
Молитва Исусу (перед молитвой: запев Исусу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
Под среду: молитва Богородице Одигитрии «Пресвятая Госпоже Владычице…» (л. 56)
Под воскресенье: молитва Благовещению Богородицы «К Тебе Пречистей…» (л. 46 обор.)
Затем читаются малые каноны - Богородице «Воду прошед…» и Ангелу Хранителю (по дню):
Канон малый: на ряду
Канон великий: л. 68 обор.
Канон Богородице начинается ирмосом, канон Ангелу Хранителю - запевом и тропарем песни. Ирмосы канона Ангелу Хранителю на месте катавасии не читаются, они здесь остаются совсем не прочитанными.
Схема чтения песни в каноне Богородице:
Ирмос
4 тропаря (запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь)
Схема чтения песни в каноне Ангелу Хранителю:
4 тропаря (запев Ангелу –> тропарь; запев Ангелу –> тропарь; Слава –> тропарь; И ныне –> тропарь богородичен); в каноне великом 5-7 тропарей
* После 1-го запева (Богородице, Исусу, Ангелу) в 1-й и 9-й песнях каждого из двух канонов: поклон поясной.
* В каноне Ангелу Хранителю малом в 1-й и 9-й песнях перед запевом и тропарем Ангелу читается запев и тропарь Исусу.
* В каноне Ангелу Хранителю великом в 1-й и 9-й песнях запев и тропарь Исусу читается после запева и тропаря Ангелу.

По 3-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Кондак и икос Ангелу Хранителю по дню:
В каноне малом на ряду «Явися мне милосерд…»
В каноне великом «О! Предстателю нератныи…» (л. 73)
Седален Ангелу Хранителю в каноне малом и великом «От любве душевныя…»
Слава, И ныне
Седален богородичен «Яко Всенепорочная…» (или на выбор «Богородице безневестная…»)

По 6-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Слава, И ныне
Кондак и икос Богородице «Заступнице християном непостыдная…»

По 9-й песни:
Молитва Ангелу Хранителю по дню:
В каноне малом «Ангеле Христов Святыи…»
В каноне великом «Святыи Ангеле предстояи…»
(перед молитвой: запев Ангелу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)

По совершении малых канонов:
Достойно есть (поклон земной)
Трисвятое (3 поклона в пояс), и по Отче наш
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной, если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов (читаются те тропари
и кондаки, кои каноны читались в данный день):
Тропари (два) Исусу
Тропарь Богородице (по дню), Одигитрии - два тропаря
Тропарь Ангелу Хранителю (по дню)
Кондак Исусу
Слава
Кондак Ангелу Хранителю (по дню)
И ныне
Кондак Богородице (по дню)
Господи, помилуй (40 раз)
Честнейшую херувим (поклон поясной)
Слава (поклон поясной)
И ныне (поклон поясной)
Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (поклон поясной)

Отпуст:
Под понедельник, вторник, четверг, пятницу, субботу:
Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честныя
и славныя Ея Похвалы, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй
и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под среду:

и славнаго Ея Одигитрии, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под воскресенье:
Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго
и славнаго Ея Благовещения, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Господи, помилуй (трижды)
Семипоклонный начал
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Устав о поклонах во время Великого поста

1. Во время Великого поста поклоны непосредственно в канонах остаются неизменными.
2. Заменяются только отдельные поясные поклоны в начальных и исходных молитвах земными малыми поклонами (метаниями).
3. Дополнительно добавляется один земной великий поклон после молитвы «Царю небесныи…».

Таким образом, начальные и исходные молитвы во время Великого поста читаются следующим образом (изменения выделены курсивом):

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):

Семипоклонный начал ( )
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший - замолитствующий)
12 поклонов (метания, только последний поклон земной великий )
5 молитв, обращенных к Господу Исусу Христу
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
«За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…» (поклон земной великий )
Трисвятое (3 метания ), и по Отче наш
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
Господи, помилуй (12 раз)
Слава, И ныне
«Приидите, поклонимся…» (3 метания )
Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…»
Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…»

По совершении малых канонов:
Достойно есть (поклон земной великий)
Трисвятое (3 метания ), и по Отче наш
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов
Господи, помилуй (40 раз)
Честнейшую херувим (метание )
Слава (метание )
И ныне (метание )
Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (метание )
Отпуст
Господи, помилуй (трижды)
Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями )
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Хочу увеличить своё молитвенное правило и т.е помимо утренних и вечерних молитвах начать читать каноны.
есть тут православные кто дома читает Каноны..........какие молитвы нужно читать перед началом канонов?
Я нашла в инете правила чтение канонов, но они все разные и какой брать за правила даже и не знаю.
Вот какие варианты я нашла:
Чин келейного правила чтения канонов и акафистов.
А. Для чтения канонов существует определенный чин:
1. вначале читаются предначинательные молитвы,
2. затем 142 псалом,
3. далее Бог Господь и
4. тропарь святому кому читается канон,
5. к тропарю по его гласу читается богородичен,
6. далее следует 50 псалом и
7. сам канон,
8. Достойно есть с земным поклоном,
9. далее трисвятое,
10. кондак канона и
11. богородичен по гласу кондака,
12. Господи помилуй 40 раз и
13. отпуст.
Когда написано “Слава”, следует читать: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу”.
Когда написано “И ныне”, следует читать: “И ныне и присно и во веки веков. Аминь.”

Б. Чтения канонов:
Боже, милостив буди ми грешному. (Поклон.)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон.)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)
Без числа согреших, Господи, прости мя. (Поклон.)
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон.)
Ангеле, храниИтелю мой святый, от всякаго з ла сохрани мя. (Поклон.)
Святый апостоле (или мучениче, или преподобный Отче, имя) моли Бога о мне. (Поклон.)
Таже:
1. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
2. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
3. Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины..........
4. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды.)
5. Слава, и ныне.....
6. Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша......
7. Господи, помилуй. (Трижды.)
8. Слава, и ныне:
9. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадём Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
10. Псалом 50
11. Символ веры
12. Читай какон какой желаешь или акафист
13. Достойно есть Яко воистину........ . (Поклон.)
14. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Чтётся трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
15. Слава, и ныне:
16. Отче наш,
17. Тропари:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву Яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне Яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и Имя Твое призываем.
И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.
18. Господи, помилуй. (12 раз.)
19. И молитвы на сон грядущим.

В. ПРАВИЛО ЧТЕНИЯ МОЛЕБНЫХ КАНОНОВ и АКАФИСТОВ
Чтение канонов и акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила необходимо совершать, испросив благословения, после "седмипоклонного начала":




Затем:
1. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
2. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами).
3. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
4. Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
5. Господи, помилуй (трижды).
6. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
7. Отче наш
8. Господи, помилуй (12 раз).
9. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
10. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон)
11. Псалом 50.
12. Символ веры
13. Затем читается канон и (или) акафист
14. По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу канона и акафиста.
15. Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
16. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
17. Господи, помилуй (трижды).
18. По окончании следует положить те же поклоны, что и в начале
Боже, милостив буди мне грешному (поклон).
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя (поклон).
Создавый мя, Господи, помилуй мя (поклон).
Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (поклон).
Ангеле Хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя (поклон).
Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче, имя рек), моли Бога о мне (поклон).
*****************************************************************************
Г. Чин келейного чтения канонов и акафистов.
1. Перед началом всякого правила и по окончании его кладутся следующие поклоны (земные или поясные), кои называются седмипоклонный начал.
Боже, милостив буди мне грешному. (Поклон)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. (Поклон)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон)
Без числа согреших, Господи,прости мя. (Поклон)
Владычица моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго. (Поклон)
Ангеле, хранителю мой, от всякого зла сохрани мя. (Поклон)
Святой апостоле (или мучениче, или преподобный отче, имя) моли Бога о мне. (Поклон)
2. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
3. Царю Небесный........
4. Трисвятое: Святый Боже, Святый Крепкий........ (Трижды),
5. Слава, и ныне
6. Пресвятая Троице
7. Господи, помилуй (Трижды),
8. Слава, и ныне
9. Отче наш:
10. Господи, помилуй (12 раз),
11. Слава и ныне:
12. Приидите, поклонимся: (Трижды),
13. псалом 50-й,
14. Верую
15. и чти каноны c акафисты.
16. Посем, Достойно есть........ (Поклон).
17. Трисвятое и по Отче наш:
18. тропари: Помилуй нас, Господи, помилуй нас
19. и молитвы на сон грядущим.
*****************************************************************************
Д. 1. «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
2. Слава тебе Боже наш, Слава Тебе.
3. Царю Небесный
4. Святый Боже -3 раза
5. Слава и Ныне
6. Пресвятая Троица
7. Господи помилуй 3- раза
8. Слава и Ныне
9. Отче наш
10. Господи помилуй 12 раз
13.Слава и Ныне
14.Прииде, поклонимся -3 раза
15. псалом -50
16. Апллилуя, Алиллуя,Аллилуя, Слава тебе Боже
17. и далее сам Канон или Акафист
18. в конце»Достойно есть..» и окончание как в утренних и вечерних молитвах
***************************************************************************



 

Возможно, будет полезно почитать: