Правовое регулирование общественных отношений. Правовое регулирование общественных отношений Что такое правовое регулирование общественных отношений

Общество - это сложная, динамично развивающаяся совокупность общественных отношений, имеющая много уровней и самостоятельных подсистем. Для его нормального функционирования требуется социальное регулирование, т. е. определенное воздействие на поведение людей, согласование потребностей, интересов отдельного человека и общества в целом. За свою многовековую историю человечество нашло много средств и способов воздействия на поведение людей. К ним относятся меры физического, психического, организационного принуждения, социальные нормы: правовые, моральные, нормы обычаев и др.

Особое место в социальном регулировании занимает правовое, под которым понимается применение норм права, других юридических средств для воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития, а также воздействие на поведение людей.

Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, поскольку право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Тем не менее следует отличать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют цельный, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования.

Сфера правового регулирования различна в разных странах в разные исторические периоды. На нее воздействуют многие факторы, связанные с особенностями развития того или иного народа и государства, с характером политического режима.

В современном мире в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений.

Первая группа - это имущественные, экономические отношения, которые строятся на основе общеобязательных правил поведения, обеспеченных государственным принуждением на основе правовых норм.

Вторая группа - это политические, властные отношения, связанные с управлением социальными процессами. Цель такого управления - удовлетворение индивидуальных и общественных интересов в сфере государственной власти и социального развития.

Третья группа - это отношения по обеспечению правопорядка и законности в обществе, которые призваны обеспечить разрешение общественных конфликтов, возникающих из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и есть предмет правового регулирования. Причем вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, предопределяет формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний.

Итак, правовое регулирование - это использование для воздействия на общественные отношения и поведение людей определенных юридических средств. Разнообразие общественных отношений неизбежно порождает и различия в методах и способах юридического воздействия.

В теории права традиционно выделяют четыре стадии правового регулирования: а) издание нормы права; б) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; в) реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; г) применение права.

Соответственно перечисленным стадиям можно выявить основные элементы механизма правового регулирования, с помощью которых каждый этап правового регулирования получает завершенный вид.

Так, стадия издания нормы права имеет свое выражение в конкретной правовой норме, следовательно, первым элементом механизма правового регулирования является непосредственно норма права. На второй стадии, предполагающей возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, зарождается второй элемент - правоотношение. Следует отметить, что не все нормы права направлены на возникновение правоотношений. Существует определенная группа правовых норм, предписания которых, наоборот, призваны удерживать субъектов права от вступления в определенные правоотношения. Речь в данном случае идет о нормах, содержащих юридические запреты.

Стадия реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей оформляется в третий элемент механизма правового регулирования - акт реализации прав и обязанностей. В том случае, если в действие вступает дополнительная стадия - применение права, в механизме правового регулирования возникает четвертый элемент - акт применения права.

Все перечисленные стадии правового регулирования и соответствующие им элементы механизма правового регулирования связаны между собой едиными принципами осуществления, единой правовой средой реализации, едиными методами и способами, с помощью которых осуществляется процесс реализации права. Действия субъектов права на всем протяжении действия механизма правового регулирования подчиняются методам правового регулирования и согласуются с ними. С помощью методов правового регулирования все элементы механизма правового регулирования получают определенное направление.

Достаточно точно соотношение правового регулирования и метода правового регулирования обозначил А. И. Процевский, по мнению которого правовое регулирование имеет место с момента издания нормы до ее осуществления безотносительно к ее характеру. Метод раскрывает только характер норм, определяющих соотношение воли субъектов и их правовое положение в правоотношении. Иными словами, правовое регулирование - это воздействие, метод - способ такого воздействия.

Как правило, характер правового воздействия на участников правоотношения получает выражение в гипотезе правовой нормы, конкретизируясь в диспозиции и санкции. Следует учитывать, что в рамках одной правовой нормы можно выявить различные способы правового регулирования.

Схема 2. Цели правового регулирования

Приобретая субъективные права или принимая на себя юридические обязанности, участники правоотношений всегда подчиняются определенному правовому методу, в соответствии с которым впоследствии будет строиться их реальное поведение, обусловленное рамками правоотношения.

В зависимости от различий в характере общественных отношений Р. К. Русинов и А. П. Семитко выделяют два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования основан на координации целей (см. схему 2) и интересов сторон во взаимоотношениях и применяется для регулирования отношений, удовлетворяющих частные интересы, т. е. в сфере отраслей частноправового характера - гражданское, семейное право и т. д.

Метод централизованного, императивного регулирования, напротив, регулирует отношения, основанные на субординации между их участниками и используется для защиты интересов общества в целом и государства, осуществляющего централизованное управление социальными процессами. Императивные методы используются в публично-правовых отраслях - конституционном, административном, уголовном праве .

Способы правового регулирования характеризуют способы воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ - управомочивание, т. е. предоставление субъекту правоотношений субъективных прав - дозволений на совершение определенных действий.

Второй способ - обязывание участника правоотнотношений совершить определенные действия.

Третий способ - запрет, т. е. обязанность воздерживаться от определенных действий.

Дополнительными способами правового воздействия являются применение мер принуждения, предупредительное воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения, а также стимулирующее воздействие норм права.

Кроме правового воздействия существуют и неправовые методы влияния на поведение людей. Например, нормы права, другие правовые явления обладают информационным воздействием, поскольку дают людям информацию, которую они могут использовать в своих интересах.

В практике правового регулирования существуют две юридические формулы, определяющие типы правового регулирования.

Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. В этом случае право устанавливает в развитии общественных отношений строго и четко сформулированные запреты, объем которых невелик. Данный тип правового регулирования стимулирует инициативность и самостоятельность граждан в решении жизненных задач и широко используется в гражданском праве.

Вторая формула : запрещено все, кроме прямо разрешенного. При таком подходе к правовому регулированию все, что прямо не разрешено законом, не может осуществляться. Такой тип правового регулирования характерен для тех отраслей права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право называется разрешительным).

Разумеется, в юридической практике эти два типа правового регулирования переплетены и взаимодействуют. Например, в гражданском праве есть элементы разрешительного типа, а в административном - нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Выбор формы правового регулирования зависит от содержания регулируемых отношений, а также некоторых других факторов, которые и вынуждают законодателя избрать определенную юридическую конструкцию, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным.

  • См.: Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского,В. Д. Перевалова. С. 261.

Понятие и элементы механизма правового регулирования

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.

Каждый из этапов и юридических элементов правового регулирования вызывается к "жизни" в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем совокупности юридических средств, получило в литературе наименование "механизм правового регулирования".

Таким образом, механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.

Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования - специфический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.

Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования - регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях.

"Преодоление препятствий" - тоже не главное. Ведь в подавляющем большинстве случаев никаких препятствий не возникает, все протекает нормально, закономерно. "Преодоление препятствий" - это нечто само собой разумеющееся, на этом не следует специально акцентировать внимание, они лишь возможны, потенциальны.

Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.



Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

В связи с тем, что механизм правового регулирования - сложное понятие, включающее систему правовых средств, возникает потребность отграничить его от другой не менее сложной категории, как, например, "правовая система". Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении (Н.И. Матузов).

Названные категории соотносятся как часть (механизм правового регулирования) и целое (правовая система), ибо правовая система - более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией "механизм правового регулирования" и другие категории: "право", "юридическая практика", "господствующая правовая идеология".



Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ │

└──────────────────────────────┬───────────────────────────────┘

│ Норма права │

┌──────────────────────────┴───────────────────────────┐

│ Юридический факт или фактический состав (особенно │

│организационно-исполнительный правоприменительный акт)│

└──────────────────────────┬───────────────────────────┘

┌──────────────────────────┴───────────────────────────┐

│ Правоотношение │

└──────────────────────────┬───────────────────────────┘

┌──────────────────────────┴───────────────────────────┐

│ Акты реализации прав и обязанностей │

└──────────────────────────┬───────────────────────────┘

┌──────────────────────────┴───────────────────────────┐

│ Охранительный правоприменительный акт │

│ (факультативный элемент) │

└──────────────────────────────────────────────────────┘

1) норма права;

2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей;

5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.

Стадии механизма правового регулирования

Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Поэтому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.

1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.). Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент". Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

1. Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов. Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

2. Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

3. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.

Эффективность механизма правового регулирования

Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования.

1. Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, т.е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу.

2. Совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования.

Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои "слабые стороны": нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) - в произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права.

3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка.

Интересы человека - вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

Способы и типы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

1. Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его. Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Так, общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Правовое регулирование и правовое воздействие

Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие - как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем. Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.

Во-вторых, если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие - не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе - необязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование - лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную (С.С. Алексеев, М.И. Байтин, А.М. Витченко, В.И. Гойман, В.П. Казимирчук, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов, А.В. Мицкевич, М.Ф. Орзих, Ю.К. Толстой и др.).

Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (управленческой) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства - правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.

Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического. Ведь действие права "состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права); во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)" (Л.И. Петражицкий). Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Роль права тут заключается в повышении уровня юридической культуры, в привитии прогрессивных, цивилизованных правовых идей, принципов, аксиом.

Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (экономических, политических, нравственных и др.) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют "социальную среду действия права". К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль и т.п.

Разумеется, все вышеперечисленные формы правового воздействия пересекаются, взаимопереходят, между ними нет и не может быть "китайской стены". Специально-юридическое действие (правовое регулирование) включает в себя необходимую для своей реализации часть информационно-психологического воздействия, неизбежно сопровождается воспитательными и социальными процессами. Точно так же каждый иной вид правового воздействия в определенной доле присутствует в других видах, взаимообогащая их.

Вместе с тем это не дает достаточных оснований для полного понятийного уравнивания правового регулирования с правовым воздействием, для нивелирования всех рассмотренных выше форм, что предлагается в научной литературе (С.А. Голунский, Е.А. Лукашева, А.С. Пиголкин, Б.В. Шейндлин, Л.С. Явич и др.). Специфика каждой из форм действия права дает о себе знать в различных его проявлениях в социальной жизнедеятельности, требует соответствующих подходов и методологического инструментария к своему изучению, самостоятельного угла зрения. Отсюда следует, что, с одной стороны, нельзя полностью отождествлять понятия "правовое регулирование" и "правовое воздействие" (их содержания не совпадают), а с другой - их нельзя противопоставлять, разводить. В общеупотребительном значении эти понятия можно использовать как синонимы, ибо подобное разделение условно и связано с многогранностью действия права.

Стимулы и ограничения

как средства правового воздействия

Учитывая, что правовое регулирование не имеет ни вещественной, ни энергетической формы, а осуществляется исключительно на информационном уровне, важно рассмотреть прежде всего информационно-психологический аспект действия права. Ведь право способно регулировать поведение только тогда, когда адресуемая информация воспринята и усвоена субъектом, его сознанием. Существенная черта информационно-психологического механизма воздействия права на общественные отношения состоит в том, что правовые средства способствуют формированию и действию мотивов поведения, предписываемого или дозволяемого юридическими нормами.

В этом случае сознание играет роль фильтра и "декодирует" правовые средства, влияющие на него, на положительно-отрицательные факторы: "полезно - вредно", "выгодно - невыгодно". Исходя из данных правовых средств и учитывая собственные интересы, человек строит соответствующую программу действий.

В информационно-психологическом плане правовыми средствами выступают не сами нормы права, договоры или правоприменительные акты, а те конкретные меры информационно-психологического воздействия, которые в них содержатся. Это - субъективные права и обязанности, льготы и приостановления, поощрения и наказания и т.п., которые, в свою очередь, подразделяются на две большие группы: правовые стимулы и правовые ограничения.

Именно стимулы и ограничения в конечном счете являются значимыми для поведения, связанными в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта.

Если правовые стимулы призваны побуждать к правомерному поведению, выгодному и для личности, и для общества, то правовые ограничения - сдерживать от противоправного удовлетворения ее собственных интересов, которое может быть выгодно для личности, но не выгодно, а даже, наоборот, вредно для других граждан, общества в целом.

Что же такое правовой стимул и правовое ограничение?

Правовой стимул - это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки правовых стимулов:

1) связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают собой положительную правовую мотивацию;

4) предполагают повышение позитивной активности;

5) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов (в зависимости от):

элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

объема - основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота);

времени действия - постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);

Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности.

Общие признаки правовых ограничений:

1) связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.;

3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение негативной активности;

Виды правовых ограничений (в зависимости от):

элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);

предмета правового регулирования - конституционные, гражданские, экологические и т.п.;

объема - полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

времени действия - постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовое регулирование как разновидность социальных отношений. Понятие правового регулирования. Механизм взаимоотношений правового регулирования с религией, обычаями и моралью. Содержание правового регулирование, его основные методы, способы и виды.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Рассмотрение понятия, предмета, метода и механизмов, анализ правового регулирования общественных отношений в Республике Беларусь, основные проблемы и пути их преодоления. Понятие, формы, виды и административно-правовой статус общественных объединений.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Понятие и предмет правового регулирования, его виды. Особенности диспозитивного, императивного, поощрительного и рекомендательного методов регулирования общественных отношений. Сущность механизма правового регулирования, пути повышения его эффективности.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2010

    Комплексное рассмотрение вопросов о нормативной и ненормативной системах правового регулирования. Общественные отношения, возникающие при реализации функций механизма правового регулирования. Понятие социального и психологического принципа действия права.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Характеристика общественных отношений, которые регулируются нормами гражданского права, как предмета гражданско-правового регулирования. Основные группы имущественных и неимущественных отношений. Определение цели установления опеки и попечительства.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2016

    Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления. Фактическое поведение субъектов общественных отношений. Понятие механизма административно-правового регулирования, источники административного права.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Изучение истории развития системы органов безопасности в России: возникновение и развитие правового регулирования этой сферы, понятие и система специальных органов. Характеристика компетенции органов Федеральной службы безопасности и внешней разведки РФ.

    дипломная работа , добавлен 14.03.2010

Тема 1.1. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Право – система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Человеческое общество является сложной социальной системой. Люди в процессе жизнедеятельности вступают в общественные отношения, которые регулируются при помощи права. Но так было не всегда.

Основной ячейкой первобытного общества был род, отношения, между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов – табу. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления – такой организацией становится государство – и появление нового вида социального регулятора – права.

Формирование права шло несколькими путями.

1.Государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. 2.Государство создавало специальные органы, которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечения их реализации. Государство, как правило, само создает правовые нормы путем создания специальных нормативных актов.

Таким образом, право возникло из системы социального регулирования первобытного общества. Оно явилось одним из величайших изобретений человечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранение своей целостности при наличии конфликтов между отдельными его членами.

На протяжении многих веков люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны: касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе. Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы:



1) правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических норм;

нормы, которые регулируют общественные отношения. Их называют социальными нормами. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе.

Социальные нормы характеризуются как стражи порядка и хранители ценностей. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем поощрений или наказаний, то есть путем позитивных или негативных санкций.

Среди наиболее важных выделяют нормы обычаев, морали, этикета, корпоративные, религиозные и правовые. Эти нормы рассмотрим с точки зрения возникновения в человеческом обществе.

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Пример: празднование нового года в ночь на 1 января.

Нормы морали – это правила поведения, являющиеся производным от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Пример: поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

Нормы этикета представляют собой правила поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям. Пример: помоги маленькому, беспомощному, старому, женщине.

Корпоративные нормы – это правила поведения, установленные общественными организациями. Пример: деятельность Южно-Уральского государственного технического колледжа регулируется уставом.

Религиозные нормы- правила поведения, содержащиеся в священных различных книгах, либо церковью. Пример: никому не воздавайте зло за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми. Не мстите за себя возлюбленные. А дайте место гневу Божию. (Новый завет).

Правовые нормы - это правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства. Пример: Конституция РФ ст. 29(2) Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм. С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально- культурные. Совокупность существующих в государстве правовых норм называется правом.

Итак, современное право характеризуется следующими признаками:

1. нормативность, право состоит из норм;

2. общеобязательность, правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями;

3. формальная определенность, правовые нормы выражаются в словесно – письменной форме в текстах различных источников права;

4. системность, все правовые нормы логически связаны, вытекают друг из друга, образуя систему законодательства;

5. гарантированность государством, реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы;

6. многократность принуждения, нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития.

В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

1.Регулятивную - способность воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами;

2.Охранительную - способность охранять общественно полезные и вытеснять вредные отношения;

3.Гуманистическую - право смягчает в обществе конфликты;

4.Воспитательную - право готовит подрастающее поколение к восприятию существующих в обществе идеалов;

5.Идеологическую - формирует в общественном сознании представление о необходимых принципах поведения.

Соотношение права и морали

Известно, что общественные отношения регулируются не только правом, но и моральными нормами, установками.

Общие черты права и морали:

1. Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества или государства.

2. Право и мораль являют собой высказывания в повелительной форме и призывают людей к совершению определенных действий либо к воздержанию от них.

3. Критерии оценок поведения людей с точки зрения соответствия, как нормам права, так и нормам морали определяют общество и государство, а не отдельный индивид.

4. Право и мораль в целом совпадают по объекту воздействия. Это отдельные индивиды, социальные группы, коллективы и т.д.

Различия между правом и моралью:

1. Если право это система наведения порядка в обществе , обеспеченная государством принудительной силой, то мораль это система представлений о поведении людей, и соблюдение норм морали не может быть навязано кому-либо помимо его воли.

2. Право и мораль не совпадают по сфере действия. Мораль охватывает все сферы человеческого поведения, а право только те сферы, где есть необходимость и возможность регуляции общественных отношений.

3. Они не совпадают по происхождению. Моральные нормы складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и совести, справедливости. Правовые нормы принимаются уполномоченными на их принятие государственными органами.

4. Право и мораль различаются по форме выражения. Право получает свое выражение в официальных документах государственных органов, а нормы морали для своего установления не требуют закрепления их в официальных актах.

5. Право и мораль не имеют общего содержания. Практика реальной жизни показывает, что поведение человека с точки зрения морали может быть безнравственным и в то же время с юридической точки зрения вполне правомерным. С другой стороны, бывает, что с точки зрения морали человек

заслуживает определенных благ, заработанных своим трудом, а в соответствии с нормами права его лишают этих благ, ценностей, имущества и т.п. Например, если мужчина и женщина прожили совместно до глубокой старости в незарегистрированном браке и один из них умирает, то оставшийся в живых не имеет права наследования имущества и порой остается без крыши над головой.

Контрольные вопросы:

1.Что такое социальная норма?

2.Какие виды социальных норм вы знаете?

3.Какие нормы называются правовыми?

4.Перечислите и раскройте признаки права.

5.Назовите сходство и отличия права и морали.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
4. Абдулаев М.И. Теория государства и права. – М., 2004.
5. Васильев А.В. Теория государства и права. – М., 2005.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 2006.
7. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. – М., 2007.

Тема 1.2. СИСТЕМА ПРАВА

Система права – структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли)

Отрасль права – относительно самостоятельная совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений.

Институт права это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений (пр.: в трудовом праве существует институт рабочего времени)

Отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования.

Предмет правового регулирования – качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Например, нормы права, предметом регулирования которых являются отношения между работником и работодателем, составляют отрасль трудового права.

Метод правового регулирования - способ воздействия на общественные отношения, составляющие предмет конкретной отрасли права. Например: метод равенства сторон в гражданском праве.

Система права Российской Федерации четко структурирована и имеет свою иерархию. Ведущей отраслью права является конституционное право. Эта отрасль права устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Ведущий характер конституционного права состоит в том, что основным его источником является Конституция государства, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят свое конкретное воплощение и развитие.

1.Административное право, которое регулирует отношения в сфере государственного управления, как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

2.Гражданское право, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

3.Уголовное право, которое регулирует отношения охраны общественной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанавливают размеры наказаний;

4.Трудовое право. Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую административную зависимость работника от работодателя.

5.Хозяйственное право. Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право существенно дополняет и конкретизирует гражданское право.

6.Жилищное право. Регулирует общественные отношения, возникающие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недвижимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регулируется нормами гражданского права.

7.Земельное право. Регулирует отношениясвязанные с использованием и охраной земли.

8.Семейное право. Регулирует имущественные и некоторые неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи

9.Таможенное право. Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможеннуюграницу государства.

Все указанные отрасли относятся к отраслям материального права, т.к. содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами норм материального права являются:

1)гражданско-процессуальное право- совокупность норм регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых и т.д. правоотношений;

3)уголовно-процессуальное право -совокупность норм регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.

Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право . Право публичное регулирует отношения между гражданами и государством (конституционное, административное, уголовное, финансовое право и т.д.). Частное право регулирует отношения между частными лицами на основе их взаимных обязательств (гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другие отрасли права). Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, которое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.

Систематизация законодательства:

Кодификация – деятельность правотворческих органов государства по упорядочиванию, корректировке и переработке действующего законодательства в конкретной области общественных отношений с целью создания нового единого и логически непротиворечивого сводного нормативного акта. Обычно выделяют три вида кодифицированных актов:

1)основы законодательства;

3) уставы (положения).

Наиболее распространенный вид – кодексы (например. Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т.п.). Кодифицированные акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Их принятие представляет собой шаг вперед в развитии законодательства;

Инкорпорация в отличие от кодификации представляет собой объединение действующих нормативных актов в сборники путем их репродуцирования, т.е. без их переработки.

Инкорпорация бывает:

а) хронологической , когда нормативные акты в сборниках расположены

в зависимости от времени их принятия (например, «Собрание актов Президента и Правительства»);

б)систематической , когда принятые, например, за истекший месяц нормативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т.е. по отраслям права.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.

Официальная инкорпорация - предпринимается по поручению правотворческих органов, которые иногда утверждают или одобряют инкорпорированные сборники. При разрешении юридических споров, можно ссылаться только на издания официального характера.

Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства в целях создания справочников, сборников для отдельных категорий специалистов, работающих на предприятии, в учреждении, организации. На эти сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

Иногда выделяют еще одну форму систематизации законодательства – консолидацию . Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания (охрана окружающей среды, образование). По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так как ничего нового в регулирование общественных отношений не вносит, но по сути, консолидация близка к кодификации, так как консолидированный акт является сводным нормативным актом. Обычно консолидация законодательства используется там, где нет необходимости или возможности кодификации. Понятие «система законодательства» близко к понятию «система права» . Иногда эти понятия отождествляют. В то же время система права и система законодательства не совпадают по содержанию Система права более широкое понятие, чем система законодательства. Например, если уголовное законодательство – это совокупность всех нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, входящие в компетенцию уголовного права, то собственно уголовное право, как отрасль системы права, охватывает как уголовное законодательство, так и уголовно-правовые отношения. Кроме того, уголовное право – это еще и отрасль научного знания, т.е. теоретическая и учебная дисциплина. Если система права состоит из отраслей права, то система законодательства представляет собой упорядоченную совокупность источников отраслей права.

Контрольные вопросы:

1. Что такое система права?

2.Какие уровни можно выделить в системе права?

3. Что такое правовой институт?

4. Что такое система законодательства?

Литература
1. Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996, гл. XII, с. 191- 214; гл. XXII, с. 355-391.
2.Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема 16, с. 36; тема 20, с. 218-232.
3.Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993, гл. XV, с. 210-220.
Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

Тема 1.3. ФОРМЫ ПРАВА

Источники права – это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобязательного, юридического значения. В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права, основными из которых являются правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, религиозные тексты, нормативно – правовой акт.

Правовой обычай – это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством, и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел.

Нормативный договор – соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер.

Правовая доктрина – это мнения ученых – юристов по вопросам права.

Религиозные тексты – священные книги как источник права.

Нормативно – правовой акт (НПА) – это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально – документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.

В зависимости от юридической силы нормативно – НПА делятся на законы и подзаконные акты .

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса отношений.

Виды законов:

1.Основные Конституция РФ и Конституции субъектов РФ

2. Федеральные конституционные законы законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую систему. Например, ФКЗ о Судебной системе РФ.

3.Федеральные законы призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства. Например, закон о федеральном бюджете. Федеральный закон действует на всей территории страны. Он не должен противоречить Конституции и федеральному конституционному закону.

4. Законы субъектов РФ регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства.

Подзаконный акт – один из видов НПА, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов, обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

1нормативные указы Президента , которые не могут отменять или изменять положение закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;

2)постановления Правительства . Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

3)ведомственные нормативные акты НПА общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений;

4)подзаконные акты органов местного самоуправления . К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т.д.);

5) внутриорганизационные акты такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).

Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1.Законность . Понимается как единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти.

2.Компетентность . НПА должен составляться, компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, которые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

3.Четкость и непротиворечивость изложения . Это требование означает, что ни одно положение НПА не должно пониматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона. 4.Своевременность принятия . Одно из требований, позволяющих НПА более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ «О федеральном бюджете РФ» должен приниматься не позднее конца текущего года).

5.Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).

ВВЕДЕНИЕ: Понятие государства и предпосылки его возникновения:

Ранний период человечества характеризовался коллективным трудом и образом жизни. Существовала коллективная собственность на земельные угодья, леса, жилища, орудия труда, охотничью добычу и т.д. Все члены рода в равной степени трудились, в равной степени получали пропитание, а при необходимости коллективно отражали нападения соседних племён. Такому способу жизни и производства соответствовали определённая организация первобытной власти и соответствующие социальные нормы. Данную организацию власти можно охарактеризовать как «первобытную демократию».

Первобытная власть строилась на началах самоуправления. Высшим органом власти являлось собрание всех взрослых членов рода – мужчин и женщин. Важнейшие вопросы жизни решались на общем собрании. Оно же избирало старейшин рода, назначало вождя, и, в необходимых случаях, - военачальника и других руководящих фигур, которые могли быть смещены в любое время. Во главе племени стоял совет старейшин, который заседал публично, окружённый членами племени, которые могли высказать своё мнение по любым вопросам. Жизнь рода регулировалась большим количеством обычаев и традиций.

В процессе развития родового строя появляются предпосылки к возникновению нового социального института - государства.

Термин «государство» используется в двух значениях:

· Страна – политико-географическое и этнографическое образование.

· Организация политической власти.

· Обобщающее значение: государство – это организация политической власти, существующая в определенной стране.

Предпосылками возникновения государства являются:

  • Экономические предпосылки:

3 крупных разделения труда;

Пример:

появление новых орудий труда, более совершенных технологий, рост производительности труда.

Пример:

Возникновения частной собственности;

Появление материальных излишков.

  • Политические предпосылки:

появление и обособление институтов публичной власти, например, появляется фигура военного вождя, опирающегося на постоянную военную дружину. Власть вождя начинает передаваться по наследству его родственникам;

перераспределение власти от всех к одним, появление родовой бюрократии;

представители власти перестают заниматься общественно полезным трудом;

с рядовых граждан для содержания власти начинают взиматься постоянные подати - налоги.

  • Социальные предпосылки:

социальное расслоение общества на бедных и богатых, появление классов;

рост численности населения;

оказание помощи «бесполезным» членам общества.

Социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы. 10-12 тысяч лет назад возникли экологические кризисные явления, которые угрожали существованию человечества как биологического вида (неблагоприятные изменения климата, вымирание мегафауны и др.). Человечество ответило на эти кризисные явления переходом к новому способу существования и воспроизводства – к производящей экономике. Место охоты, рыболовства и собирательства заняли земледелие и скотоводство. Сельское хозяйство позволяло создавать запасы и переживать тяжёлые времена. Материальные излишки привели к необходимости их обрабатывать и продавать, последовало развитие ремёсел и торговли. Воспроизводящая экономика потребовала новые орудия труда, материалы и технологии. Процесс возникновения и распределения материальных излишков, прибавочного продукта привел к возникновению частной собственности, которая взорвала род. Из рода выделяется семья. Происходит социально-классовое расслоение общества, появляются бедные и богатые. Новые общественные отношения потребовали совершенствования системы управления людьми и появления общеобязательных для всех правил поведения - законов . Появляются налоги , которые позволяют содержать штат профессиональных управленцев и профессиональных воинов.

Таким образом, переход человечества к воспроизводящей экономике привёл первобытное общество к финальному рубежу – появлению частной собственности, социальному расслоению, появлению классов, зарождению права и государства.

Возникновение государства в тот исторический период времени обосновывалось его жизненной необходимостью, экономической возможностью материального содержания и в целом целесообразностью существования. Новая социальная организация общества требовала появление новой общественной силы, которая способна управлять, защищать и мобилизовать население на решение общих дел и этой силой стала новая (публичная) власть – государство .

Признаки государства:

Государство характеризуется рядом признаков, которые можно разделить на две группы:

  • Общие признаки (отличительные черты) государства:

– наличие политической публичной власти , отделенной от общества и не совпадающей с ним. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающегося управлением – организацией решения общих для всех дел;

– осуществление государственной власти специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), располагающим правовым механизмом и материальными средствами для осуществления своих функций;

– территориальная организация населения , территориальная идентификация страны. Государственная власть, страна объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности их проживания. Индивид становится подданным или гражданином государства. Территория, как признак государства, нераздельна, неприкосновенна, исключительна и неотчуждаема;

– государственные налоги – учрежденные публичной властью денежные и иные поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определённые сроки. Их существование обусловлено тем, что государство, осуществляя свои функции, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности.

  • Признаки, отличающие государство от иных общественно-политических институтов:

– суверенитет – верховенство и независимость государственной власти по отношению к любым лицам, общественным и политическим институтам внутри страны и общества (внутренний суверенитет), независимость во взаимоотношениях с другими государствами (внешний суверенитет). Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на всё население и все общественные, в том числе политические организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто кроме неё не располагает;

– Монополия на правотворчество – исключительное право государства издавать законы и иные нормативные правовые акты, общеобязательные для населения всей страны.

1. ВОПРОС: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ПРАВА.

Понятие права:

В любом значении слово «ПРАВО» это обоснованная, оправданная свобода и возможность поведения, которая признаётся в обществе. Слово «ПРАВО» несёт в себе 4 смысловых значения:

· В смысле «обычных прав» – свобода и возможность поведения, основанная на обычаях.

· В смысле «моральных прав» – свобода и возможность поведения, основанная на моральных и этических нормах.

· В смысле «корпоративных прав» – свобода и возможность поведения, основанная на уставных положениях организации.

· В юридическом смысле - свобода и возможность поведения, основанная на законах и других источниках права.

Теории происхождения права:

  • Теологическая теория: Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше.
  • Теория естественного права: Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.
  • Психологическая теория: Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей.
  • Историческая школа: Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют.
  • Нормативистская теория: Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.
  • Позитивистская теория: Право порождено противоречиями жизни, конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побеждённые.
  • Марксистская теория: Право связано с государством и зависит от социально-экономических факторов общества.
  • Примирительная теория права
  • Регулятивная теория

Признаки права:

Под ними понимают его характерные черты, которые выделяют право среди других социальных норм. Признаками права являются:

1. Общеобязательная нормативность, т.е. единообразное исполнение правовых норм всеми субъектами без исключения.

2. Выражение правовых норм в законах и других признаваемых государством источниках. Это означает, что правовые нормы не просто мысли и идеи, а строго зафиксированная реальность, независимая от усмотрения отдельных лиц.

3. Государственная обеспеченность права. Это означает, что общие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеют поддержку государственной правоохранительной системы.

4. Действие права через дозволения, через субъективные права.

Функции права:

Под ними понимаются направления воздействия права на поведение субъектов. В соответствии со своим предназначением право:

1. Закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, работы, учёбы и др.

2. Обеспечивает участие личности в делах общества, в формировании государства и влиянии на него, политический плюрализм.

3. Закрепляет экономические основы деятельности личности: право на частную собственность и предпринимательскую деятельность.

4. Защищает интересы государства и общества.

Основными функциями права в соответствии с его предназначением являются:

1. Регулятивная функция: право выступает в роли регулятора общественных отношений, закрепляет правила взаимодействия между субъектами и обеспечивает их активное поведение (ПДД).

2. Охранительная функция: право выступает в роли защитника общественных отношений, устанавливает меры юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения (ст. 264 УК РФ).

2. ВОПРОС: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА

Понятие источников права:

Источники праваэто исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им обще обязательного правового значения.

Источниками права являются:

1. Правовой обычай:

Это обычай, которому государство придаёт общеобязательное правовое значение.

Например: ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае».

2. Судебный прецедент:

Это судебное решение, которому придаётся общеобязательное правовое значение, т.е. суд, при принятии решения исходит из решения вышестоящих судов по аналогичному делу. Это решение является нормой для всех последующих подобных дел. В РФ источником права не является.

Например:

В 1969 году, во время войны США во Вьетнаме, учащиеся одной из школ штата Айова решили во время пребывания в школе носить черные повязки на руках в знак протеста против войны. Администрация школы издала приказ, запрещающий носить повязки. Приказ был оспорен в Верховном суде США, который посчитал данный приказ нарушением конституции США, а именно свободы слова, выражения мнений. Решение суда стало прецедентом. Родилась норма, запрещающая администрациям школ издавать акты, препятствующие выражению мнений со стороны учеников.
Американский гражданин из штата Небраска в 1990 году подскользнулся на льду перед входом в ресторан и серьезно повредил руку. Он подал иск в суд с требованием возместить ему ущерб, нанесенный по вине ресторана. Вина ресторана заключалась в том, что не было проявило должной заботы о посетителях и не убран лед перед входом. Верховный суд штата Небраска принял решение в пользу гражданина. Родился прецедент, в силу которого можно требовать компенсации за нанесение ущерба здоровью, вызванного халатностью или отсутствием должной заботы о посетителях со стороны общественных заведений.
В 1963 году в Аризоне за совершение изнасилования был арестован некто Эрнесто Миранда, который добровольно признался в преступлении. Миранда не был проинформирован о том, что у него есть определенные процессуальные права: право на адвоката, право хранить молчание и др. Верховный суд США постановил, что добровольное признание в таких условиях не может считаться доказательством вины Миранды; такое доказательство неприемлемо (Miranda v. Arizona, 1966). Родилась норма, в соответствии с которой подозреваемый должен быть предупрежден о его процессуальных правах, только тогда его признание будет приемлемым доказательством его вины. Эта норма получила название "правило Миранды". (Вы имеет право хранить молчание. Все, что вы скажете, может быть использовано против вас).

3. Договор:

Это соглашение двух или более лиц (субъектов), направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Например: коллективный договор, договор между субъектами РФ, международный договор.

4. Закон:

Это установленный высшими государственными органамипорядок в той или иной области общественных отношений, и обязательный для выполнения всеми субъектами. Он обладает высшей юридической силой и является главным источником права в РФ.

Например: Трудовой кодекс РФ, ст. 66.

5. Подзаконные акты:

Это акты органов государственной власти и управления: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, распоряжения губернаторов и др. Они более детально раскрывают положения законов и механизм их реализации. Законы и подзаконные акты называются нормативными правовыми актами и вместе составляют законодательство РФ.

Например: Постановление Правительства РФ «О трудовых книжках».

6. Нормы, издаваемые частными организациями, юридическая сила которых признаётся судами. Например: правила эксплуатации сложной техники.

7. Научные труды учёных-юристов. Имеют преимущественно историческое значение.

Например: экспертные заключения специалистов в области права.

8. Правосознание. Это отношение людей к праву(коммунистическое правосознание в годы Октябрьской революции).

Например: расстрел большевиками царской семьи летом 1918 года.

3. ВОПРОС: ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ.

Порядок принятия ФЗ в РФ предусматривает следующие стадии (ст. 104 – 108 Конституции. РФ).

4. ВОПРОС: ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего действия.
Действие нормативного акта во времени: Обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "ФКЗ, ФЗ, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".
НПА обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу, за исключением следующих случаев:
–Если в самом законе об этом сказано;
–Если закон смягчает или устраняет ответственность.
Нормативные акты утрачивают свою силу и прекращают действие в следующих случаях:
–По истечении срока действия акта, на который он был принят;
–В связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий; - На основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта.

Действие нормативного акта в пространстве: Определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.
Действие нормативных актов в пространстве зависит от: уровня государственного органа, принявшего данный акт и юридической силы акта.
Нормативные акты распространяют свое действие:
– на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
– на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
– на территорию, указанную в самом нормативном акте;
– на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Действие акта по кругу лиц:: На территории России НПА действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Отдельные НПА распространяются только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).
Согласно принципу гражданства, граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Гражданин несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил. Действие нормативных актов РФ ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей (дипломатический иммунитет).

5. ВОПРОС: ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ И ИНСТИТУТЫ ПРАВА

Система российского права – строение российского права, его подразделение на отрасли, под отрасли и институты права.

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих один и тот же вид общественных отношений при помощи определённого метода.

Отраслями российского права являются :

Конституционное право.

Гражданское право.

Уголовное право.

Трудовое право.

Административное право.

Предпринимательское право.

Семейное право и другие.

Отрасли российского права отличаются друг от друга:

– По предмету – т.е. совокупности общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергающихся ему.

– По методу правового регулирования. Метод – это обусловленный предметом регулирования способ воздействия права на общественные отношения и поведение субъектов (в Гражданском праве – метод дозволений).

– Источниками правового регулирования.

– Принципами, т.е. основополагающими началами правового регулирования (в Гражданском праве – принцип равенства сторон).

– Строением, т.е. делением наподотрасли и институты права.

Классификация отраслей:

Профилирующие (базовые) отрасли.

Специальные отрасли.

Комплексные отрасли.

Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих внутри отрасли права определённый подвид общественных отношений (в Гражданском праве: физические лица, обязательства, наследование и другие, в Трудовом праве: трудовой договор, заработная плата, охрана труда и другие).

Вывод: таким образом,первичным элементом системы права выступает правовая норма, а её основными звеньями – институты и отрасли права.

6. ВОПРОС: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ.

Понятие правовой нормы:

Правовая норма – этовыраженное в законах и других источниках праваобщеобязательное правило поведения, выступающее в качестве образца возможного или должного поведения и охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

Например:

Ст. 80 СК РФ «Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей», ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Структура правовой нормы:

Правовая норма имеет свою логическую структуру, которая показывает, из каких частей она состоит и как эти части связаны друг с другом. Структура правовой нормы объединяет 3 элемента:

· Гипотеза (слово заменитель «Если»). Гипотеза – это элемент правовой нормы, который указывает на конкретные жизненные обстоятельства (юридические факты), при наличии которых правило поведения, закреплённое в данной правовой норме, вступает в действие.

Пример:

· Диспозиция (слово заменитель «То»). Диспозиция – это элемент правовой нормы, который указывает на само правило поведения, которое предусматривается гипотезой правовой нормы.

Пример:

· Санкция (слово заменитель «Иначе»). Санкция – это элемент правовой нормы, который определяет меру государственного взыскания, применяемого при невыполнении правила, предусмотренного диспозицией правовой нормы.

Пример:

Примечание:

Главным отличием правовых норм от всех других правил поведения является наличие в них санкций.

В регулятивных правовых нормах, в основном, имеют место гипотеза и диспозиция. Санкции находятся в том же или другом источнике правового регулирования.

В охранительных правовых нормах гипотеза и диспозиция объединены вместе, и к их совокупности примыкает санкция.

Пример:

7. ВОПРОС: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВА (ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА). ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1. Систематизация права (законодательства):

Под систематизацией законодательства понимают юридическую деятельность субъектов по приведению в систему уже принятых нормативных правовых актов, а также форму упорядочивания по определённым критериям законодательства. Систематизация обеспечивает учёт и размещение по определённой схеме нормативных правовых актов, возможность использования их для практических нужд, находить их, отсылать к ним, обнаруживать пробелы, противоречия и т.д.

Выделяют следующие формы (способы) систематизации:

· Инкорпорация – предполагает объединение законов и других НПА в сборники и собрания по алфавитному, предметному, хронологическому и другим критериям. Инкорпорация предполагает внешнюю обработку законодательства без изменения его содержания.

Виды инкорпорации:

– официальная инкорпорация – собрания законов, издаваемые парламентами.

– официозная инкорпорация – собрания НПА издаются теми органами, которые на это уполномочены, например, бюллетени НПА министерств, служб и т.д., издаваемые Минюстом.

– неофициальная инкорпорация – сборники НПА, издаваемые другими лицами.

Инкорпорация может осуществляться набумажных (Собрание законодательства РФ) и электронных носителях (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс).

· Консолидация – предполагает объединение в новый нормативный правовой акт ряда НПА, посвящённых одному и тому же предмету регулирования. Например, в 1990 году 48 НПА по вопросам служебных командировок были объединены в один НПА.

· Кодификация – предполагает сведение к единству НПА путём переработки их содержания. В процессе кодификации отбрасывается устаревший нормативный материал, внутренне увязываются и рубрируются части, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Новый кодифицированный НПА принимает стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту.

Виды кодификации:

Всеобщая кодификация, например, Свод законов Российской империи.

Отраслевая кодификация, например, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ.

Специальная кодификация, например Кодекс РФ об административных правонарушениях.



 

Возможно, будет полезно почитать: