Социологическая теория Л.И. Петражицкого

Лев Иосифович Петражицкий (1867–1931) – видный русский социолог, правовед, политический деятель.

Родился в родовом поместье Колонтаево Витебской губернии (современная Беларусь). Закончил юридический факультет Киевского университета Св. Владимира; позднее учился в Берлине, где защитил докторскую диссертацию.

С 1905 г., когда в России начали создаваться буржуазные партии, Л. И. Петражицкий стал одним из создателей и лидеров партии кадетов (конституционно-демократическая партия) и депутатом от этой партии в I Государственной Думе. Параллельно возглавлял кафедру энциклопедии и философии права в Петербургском университете, был членом Польской Академии наук.

Затем последовали Первая мировая война, Февральская революция и Октябрьский переворот 1917 г. В 1918 г. началась эмиграция из России ученых. В 1921 г. покинул

Россию и Л. И. Петражицкий, связав свою дальнейшую судьбу с Польшей: там до конца жизни он заведовал кафедрой социологии в Варшавском университете. В 1926 г. в Польше произошел военный переворот Юзефа Пилсуд- ского, приведший к фактическому прекращению деятельности парламента и политических партий в Польше. Это событие повлияло на психику Петражицкого, и в 1931 г. он покончил жизнь самоубийством.

Психологическая теория права была создана Л. И. Петражицкий в конце XIX – начале XX в. и изложена им в трудах "Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология" (1905); "Теория права и государства в связи с теорией нравственности " (в 2 т„ 1909–1910).

Психологическая теория уникальна тем, что на стыке новых для того времени наук – психологии и социологии – была предпринята обстоятельная попытка проникнуть вглубь психологических материй в интересах познания права, соединения потенциалов психического и юридического регулирования во благо людей.

Л. И. Петражицкий полагал, что причины, обусловившие возникновение, существование и действие права, коренятся не в экономической, социальной среде и классово-политических условиях общества, а в особенностях психики человека, в "импульсиях" и эмоциях, которые играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании права .

С точки зрения психологической теории права Петражицкий критикует многие положения классической юридической науки – господствующие трактовки государства, права, источников права и правоотношений. Свою теорию ученый сознательно создавал в качестве противовеса юридическому позитивизму с его унылой "микроскопией" (так он называл преувеличенное внимание права к мелким житейским заботам определенного субъекта), практицизмом и поверхностно-утилитарным отношением к жизни.

Для Петражицкого психологизация права – это путь его очеловечивания, приближения к живому человеку, познающему, чувствующему, обладающему свободой воли. По мнению ученого, попять право с психологической точки зрения – значит занять реалистическую, основанную на природных законах позицию по отношению к нему. При этом юридическое начало мыслитель рассматривал как естественное следствие природы человека. Это роднит психологическую теорию права с теорией естественного права.

Л. И. Петражицкий наряду с писаными законами, т.е. наряду с реально существующей системой правовых норм и предписаний, установленных государством, признает правом также психические переживания людей: "Право есть психический фактор общественной жизни, и оно действует психически. Его действие состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)" .

Субъекты общественных отношений в своем поведении руководствуются в первую очередь не позитивным правом, а эмоциями, психикой. Именно эмоции, переживания людей являются регулятором общественных отношений, они, по мнению ученого, являются интуитивным правом, определяемым как "истинное" и "действительное".

Интуитивное право – это правовые нормы, которые создаются помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Интуитивное право, т.е. психологическая оценка своего поведения, основанная на понимании справедливости, возникает без воздействия предписаний законов и обычаев, имеет индивидуальный и изменчивый характер. Его содержание определяется индивидуальными условиями и обстоятельствами жизни каждого конкретного человека – его характером, воспитанием, образованием, социальным положением, профессиональными занятиями, личными знакомствами и отношениями и пр.

В противоположность единому, рассчитанному на людскую массу позитивному праву сфера интуитивного права раздроблена и плюралистична, учитывает особенности и характер каждого человека: "Интуитивное право остается индивидуальным, индивидуально-разнообразным по содержанию, не шаблонным правом, и, можно сказать, по содержанию совокупностей интуитивно-правовых убеждений, интуитивных прав столько же, сколько индивидов" . Исходя из такого понимания права Л. И. Петражицкий делает вывод о том, что есть интуитивное право семьи, интуитивное право детей, интуитивное право преступников и т.д. И если интуитивное право у каждого свое, то от него, как и от самого человека, нельзя требовать совершенства. Это далеко не идеальное право, "напротив, возможно и часто бывает, что интуитивное право представляет менее доброкачественное право по своему содержанию по сравнению с соответствующим позитивным правом" .

Путь к общественному идеалу, по мысли создателя психологической теории, должна указывать "политика права", призванная совершенствовать человеческую психику и направлять индивидуальное и массовое поведение посредством соответственной правовой мотивации в сторону общего блага. Под политикой права Петражицкий понимал прикладную дисциплину, призванную сочетать процесс формирования официального позитивного права с интуитивно-правовыми переживаниями населения. Задачей политики права должно быть, прежде всего, искоренение непрогрессивных "злокачественных" видов как интуитивного, так и позитивного права. "Задача политики права заключается: 1) в рациональном направлении индивидуального и массового поведения посредством соответствующей правовой мотивации; 2) в совершенствовании человеческой психики, в очищении от злостных, антисоциальных склонностей, в насаждении и укреплении противоположных склонностей. Другими словами, надо воспитывать людей, которые делают добрые дела и живут по любви, а право должно этому способствовать" .

Интуитивное право Л. И. Петражицкий ставил выше морали, так как мораль предполагает добровольное исполнение обязательств, а интуитивное право является общеобязательным. Другими словами, интуитивное право – это совокупность психических переживаний долга и обязанностей человека, которые имеют императивно-атрибутивный (повелительно-притязательный) характер, т.е. это переживание долга по отношению к другим, с признанием за другими права требовать исполнения этого долга.

Петражицкий ограничивает роль и значение позитивного (официального) права. Согласно его теории, роль государства в правотворчестве незначительна, государственный аппарат не должен рассматриваться как источник права, и его роль должна быть ничтожна.

Ученый считал, что отношения между людьми, особенно в области семьи, любви и дружбы, вообще чужды позитивно-правового нормирования, и поскольку они определяются правовой психикой, сознанием того, что другим причитается от нас и нам от других, здесь действует исключительно интуитивное право. Но и во многих других областях жизни (например, в области найма квартиры, прислуги, покупки вещей в магазинах, в области отношений к чужой собственности, жизни, телесной неприкосновенности, чести и проч.), где необходимо сознание и соблюдение прав других или сознание и осуществление своих прав, люди фактически руководствуются вовсе не тем, что по этому поводу предписывает гражданское или уголовное законодательство (большинству обыкновенно оно вообще неизвестно), а своим интуитивным правом, указаниями своей интуитивно-правовой совести. Таким образом, фактической основой социального правопорядка и действительным рычагом социально-правовой жизни является не позитивное, а интуитивное право. И только "лишь в исключительных, патологических случаях конфликтов, нарушений и т.д. дело доходит до применения позитивного права" .

Определяющую роль позитивное право играет "только в области официально-государственных отношений, в области государственного суда и управления". Но даже здесь, считал Петражицкий, закон ничего не может сказать судье или юристу-профессионалу, которому надо, например, установить степень заслуг или вины, меру достаточной активности, уровень мастерства и знаний разных людей, поскольку позитивный закон устанавливает лишь известные рамки (например, в области наказаний: от такого-то размера до такого-то). Л. И. Петражицкий предлагал различать "судебную практику" как применение юридических норм и деятельность суда, восполняющего пробелы в законодательстве. Деятельность второго вида создавала, по мнению ученого, особую разновидность права, названного им "преюдициальным" (от лат. praejudicio – предрешение). Чтобы судья мог вынести то или иное решение (приговор), для этого ему необходимо особое чутье или, как утверждал Л. И. Петражицкий, внутреннее переживание "атрибутивных" эмоций. Даже "кому какая оценка причитается на экзаменах, это дело интуитивно-правовой совести экзаменатора и не может быть разумно предопределенно позитивным правом" .

Петражицкий считал, что интуитивное право действует глубже и шире, чем закон, оно преодолевает формальность и шаблонность позитивного права.

Законотворческий процесс представлялся Петражицкому реализацией законодателем собственных представлений о справедливости (реализацией интуитивного права законодателей), что приводит к выражению интересов узкого круга людей, к субъективизму. Объективная невозможность законодательства удовлетворить всем представлениям граждан о справедливости, предполагает сокращение объема общественных отношений, регулируемых позитивным правом. Ученый был убежден, что сфера, предоставляемая позитивным правом действию интуитивного права, должна с течением времени все более увеличиваться. Как наиболее подвижная, легко изменяющаяся часть нрава, интуитивное право всегда идет впереди всех других звеньев юридической системы, включая законодательство. Главная же задача законодательства состоит в том, чтобы ориентировать граждан на добровольность и добросовестность выполнения своих правовых обязанностей.

Л. И. Петражицкий попытался создать универсальную психолого-социологическую пауку (эмоциональную социологию), согласно которой общество должно перейти от бессознательного к осознанному самосовершенствованию при помощи политики правовой мотивации. Несмотря на обилие критики и отсутствие широкой поддержки в научной среде, психологическая теория права получила развитие на современном этапе, была интерпретирована правоведами и социологами, оказала заметное влияние на философско-правовую и социологическую мысль России, Польши, Западной Европы и США.

  • Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908. С. 11, 30.
1

В статье рассматривается психологическая теория права, разработанная российским ученым Л.И. Петражицким. Особое внимание автор уделяет тому, что правовые явления сводятся к правосознанию и явлениям психологии. Исходя из анализа работ правоведа делается вывод, что право и нравственность закреплены в психических состояниях субъекта, а не в текстах юридических норм. Эмоции исследуются как причины поступков, поведения в отношениях субъекта с внешним миром. Эмоции являются основными элементами психической жизни, через которые проходят все внутренние и внешние стимулы. Правовед ввел понятия репульсивной, апульсивной эмоций, основного переживания. Исследование выходит за пределы субъективных переживаний человека, правовед обращается к истории, общественным явлениям, социальной психологии. Описывается соотношение морального переживания и правовой эмоции. Следствием правовых переживаний выступает юридическая норма, имеющая двустороннюю атрибутивно-императивную природу. В заключении делается вывод, что правовые эмоции выступают своеобразными скрепами, без которых не может существовать стабильная социальная группа. Деление права на частное и публичное обосновывается мотивацией, оно подразделяется в зависимости от интересов социальных групп или от индивидуальной пользы.

правовые эмоции

юридическая норма

основное переживание

репульсивная эмоция

апульсивная эмоция

психика индивида

петражицкий

психологическая теория права

1. Зорькин В. В. Позитивистская теория права в России. М., 1978. 270 с.

2. Лапаева В.В. Петражицкий Лев Иосифович // Правовая наука и юридическая идеология России: энциклопедический словарь биографий: В 2 т. / отв. ред. В.М. Сырых; Российская академия правосудия. – М.: Российская академия правосудия, 2009. – Т. 1: XI - начало XX в. – 920 с.

3. Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1908. 690 с.

4. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб: Лань, 2000. 608 с.

5. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М.: Прогресс, 1979. 328 с.

В начале 20-го века позитивизм закрепился в качестве философской базы науки, и в обществоведении, и в естествознании. Бог и Библия перестали быть посредником между исследователем и объектом изучения.

Теперь исследователь изучает предмет непосредственно, для его описания, выявлений качеств, классификации, распределения по видам и родам, он опирается на свои чувства. Результатами стали масштабные достижения в физики, химии, географии, астрологии.

О. Конт рассматривал естественные и общественные науки как однотипные, право определялось учеными-юристами и как отношения между людьми, которые связаны правами и обязанностями, и как текст закона, и как отражение в сознании юридических норм, принципов, иных явлений правовой действительности.

В юриспруденции не установилась единая общая основа для всей юридической действительности. Одни считали, что это государственная воля, заключенная в законе, в этом случае, правоотношения между субъектами, закон, правосознание должны рассматриваться как модификации государственной воли. Другие говорили о том, что роль субстанции играли отношения. Поэтому правосознание - это их духовное воспроизведение, а закон - их выражение. Если закон - это результат сознательной деятельности должностных лиц государства, то можно свести правовые явления к правосознанию и феноменам психологии.

Л.И. Петражицкий был представителем последнего варианта. Российский ученый проживал в Германии и там он познакомился с немецкой психологической школой, что повлияло на данный выбор. Л.И. Петражицкий часто ссылался на труды В.Вундта, который являлся одним из основателей экспериментальной психологии.

Также в литературе, посвященной Л.И. Петражицкому, говорится о влиянии на него Г. Тарда, Г. Спенсера, Ад. Йодля . Но нельзя преувеличивать их роль в формировании психологической теории права в Санкт-Петербургском университете, Лев Иосифович сам достаточно критиковал своих предшественников .

Среди западных оппонентов психологической теории права можно назвать следующих: Пухта, Дан, Дернбург, Савиньи, Гирке, Мюленбрук, Зом .

Л.И. Петрижицкий строит свою теорию, начиная с психики индивида, так как право и нравственность закреплены непосредственно в психических состояниях субъекта (прямых источниках поступков людей), а не в текстах юридических норм.

Наука того времени выделяла три категории психической жизни:

1) воля (активные переживания, стремления);

2) чувства (страдания и наслаждения);

3) познание (представления и ощущения).

Они или пассивные (чувства и познание), или активные. Л.И. Петражицкий говорит о том, что существуют переживания, носящие двусторонний активно-пассивный характер, они не входят в данную классификацию, поэтому она неполная.

Они носят побудительно-воспринимательный характер и называются в данной теории эмоциями. Их можно выявить посредством раздражений либо интроспекций.

Лев Иосифович изучает эмоции, берет за пример голод, жажду, половое возбуждение. Сущность явления, которого называют голодом либо аппетитом заключается в позыве, внутреннем стремлении, понукании, и одновременно в своеобразном претерпевании. При этом пассивную сторону голода - аппетит нельзя смешивать с чувством страдания. Естественный, здоровый и умеренный голод сопровождается больше чувствами удовольствия, чем страдания (можно сравнить пожелание хорошего аппетита) .

Проведя исследование эмоций, Л.И. Петражицкий подводит итог, что они являются причиной поступков, поведения в отношениях субъекта с внешним миром. Воля, чувства и познание воздействуют на действия людей только опосредовано, сопутствуя развитию эмоциональных побуждений. Львом Иосифовичем отрицается целевая мотивация поступков человека. К примеру, перспектива будущего удовольствия (цель), по его мнению, не играет мотивационной роли, если оно не порождает определенного эмоционального раздражения.

Эмоции являются основными элементами психической жизни, через их призму должны пройти все внутренние и внешние стимулы. Следствиями данного процесса получаются суждения и действия людей.

В целом описав эмоции, Л.И. Петражицкий начал определять этические эмоции. Для выяснения их природы появилась необходимость в введении понятий репульсивной эмоции (отталкивающая), аппульсивной эмоции (привлекательная), основного переживания (представление субъектом определенных поступков, обладающее по отношению к нему привлекательной либо отталкивающей силой). К примеру, предложение поучаствовать в благотворительности вызывает одобрение, а в мошенничестве - возмущение, так как у реагирующего индивида есть определенные представления о благотворительности и мошенничестве.

Л.И. Пертажицкий считает, что историческое происхождение составляет основной характер этических эмоций. Например, раньше кража наказывалась отсечением руки, и представления о хищениях сопровождались отталкивающими эмоциями из-за страха подвергнуться такой казни. Тем не менее, через много поколений данные наказания забылись, а представления о краже, которые непосредственно вызывали репульсию остались, найдя закрепление в психике человека. Лев Иосифович называет это сознанием долга, этическим сознанием, этическими переживаниями, обязанностями .

Этические эмоции выступают внутренним императивом, противоречащим эгоизму субъекта. В данном случае, согласно Л.И. Петражицкому, человек поступает по совести. Совесть выступает результатом длительного воспитания. Это определенные правила поведения человека, учитывающего интересы группы, который подчиняет им свои эгоистические стремления.

Приведенные положения Л.И. Петражицкого противоречат его изначальным установкам: он выходит за пределы субъективных переживаний человека, обращается к истории, общественным явлениям, социальной психологии как к более глубокой основе этических эмоций, подобное наблюдается и в творчестве В. Вундта.

Так как право, полагает Лев Иосифович в тоже время и моральное переживание, тогда возникает проблема специфики юридических феноменов. По его мнению, правовая эмоция возникает только у субъектов, которые имеют право требовать выполнение обязанностей. Моральное переживание односторонне, это только чувство обязанности; правовая эмоция двусторонняя, это связи, переживания, которые объединяют обязанность и правомочие.

Наши права - это сущность, закрепленная за нами, принадлежащая нам как долги других лиц, наш актив. Правоотношения и права не представляют чего-либо отличного и отдельного от правовых обязанностей. То, что с точки зрения актива называется правом, с точки зрения пассива, обременения называется правовой обязанностью, с нейтральной точки зрения - правоотношениями между сторонами .

Также следствием правовых переживаний выступает соответствующее мыслительное содержание - юридическая норма, которая воплощает единство обязанности и правомочия. Л.И. Петражицкий говорил, что норма всегда имеет двустороннюю атрибутивно (правомочие)- императивную (обязанность) природу. Данные правоотношения образуют в данной теории ядро права .

Л.И. Петражицкий принципиально не принимал юридический нигилизм, который был распространен в сознании российского общества, он ставил право выше морали. Согласно его позиции, правовые эмоции выступают своеобразными скрепами, без которых не может существовать стабильная социальная группа. Моральные переживания не могут выступать таким связующим звеном, так как они носят односторонний характер. Право носит объединяющее свойство из-за его двусторонней атрибутивно-императивной сущности. Но юридическая норма выступает только представлением, духовной проекцией атрибутивно-императивных переживаний.

Мораль же не теряет свое значение, так как границы между правом и моралью изменяются исторически, моральные нормы выступают несменным резервуаром для поступления класса юридических норм. Также мораль упорядочивает области общественной жизни, не урегулированные правом.

Л.И. Петражицкий отрицает роль государства в формировании права и морали.

Данная оценка права Льва Иосифовича как атрибутивно-императивные переживания субъектов, правоотношение - ядро юридической системы, имела положительные моменты. А. Подгурецкий считал, что данное правопонимание значимо тем, что оно дает возможность объединить разные правовые предписания так, что сразу становится понятным взаимодействие различных сложных, находящихся между другими явлениями элементов определенного правового отношения, а также постичь право в его действии, функционировании, которое вплетено в коллективную и индивидуальную жизнь .

Для понимания деления права, которое предложил Л.И. Петражицкий нужно иметь в виду, что право соответствует правовым переживаниям, которые отличны от нормативных суждений долженствования. Данные нормы-суждения являются мысленными творениями. Они не являются частью предмета теории права, потому что теоретические науки изучают то, что существует, а не то, что лишь мыслится. Предмет научных исследований - психические переживания (правовые эмоции). Функции теории права заключаются в постижении правовых явлений в психологическом понимании, описании механизма воздействия права на психику людей, его воспитательной задачи. Ограничение исследования Л.И. Петражицким эффективности права областью психической жизни является существенным недостатком.

Основатель психологической теории права применяет к обоснованию деления права на публичное и частное подход, который был разработанный при обосновании своей концепции, все дело состоит в мотивации. В публичном праве правовое переживание соответствует деятельности человека в интересах социальной группы, в частном праве правовые переживания используются для индивидуальной пользы.

Библиографическая ссылка

Чуприн Д.А. ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРАВА Л.И.ПЕТРАЖИЦКОГО // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18092 (дата обращения: 16.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ - российский и польский правовед, социолог, философ, статский советник; представитель психологической школы права.

Окон-чил юри-дический факультет Университета Святого Вла-ди-ми-ра в Кие-ве (1890 год; в 1897-1898 годах пре-по-да-вал в нём). Учил-ся так-же в университетах в Гей-дель-бер-ге, Бер-ли-не и Па-ри-же. Профессор ка-фед-ры эн-цик-ло-пе-дии пра-ва (1898-1918 годы) и де-кан юри-дического факультета (1905-1906 годы) Санкт-Пе-тербургского (Пет-ро-град-ско-го) университета. В 1898 году уча-ст-во-вал в соз-да-нии еже-не-дель-ной юри-дической газеты «Пра-во», один из её по-сто-ян-ных ав-то-ров. В 1902 году был при-вле-чён в ка-че-ст-ве экс-пер-та к ра-бо-те в Осо-бом со-ве-ща-нии о ну-ж-дах сель-ско-хо-зяй-ст-вен-ной про-мыш-лен-но-сти. Член Кон-сти-ту-ци-он-но-де-мо-кра-тической пар-тии , с января 1906 года член её ЦК. Де-пу-тат 1-й Государственной ду-мы от Санкт-Пе-тер-бур-га (1906 год), член фрак-ции ка-де-тов.

Рас-хо-дил-ся с ру-ко-во-ди-те-ля-ми пар-тии по многим во-про-сам, в ча-ст-но-сти вы-сту-пал про-тив при-ну-ди-тель-но-го от-чу-ж-де-ния час-ти ча-ст-но-вла-дельческих зе-мель го-су-дар-ст-вом за вы-куп для пе-ре-да-чи кре-сть-я-нам, на-стаи-вал на ско-рей-шем вве-де-нии гражданского и по-ли-тического рав-но-пра-вия для жен-щин. По-сле дос-роч-но-го рос-пус-ка Ду-мы под-пи-сал Вы-борг-ское воз-зва-ние, за что в 1908 году, как и другие быв-шие де-пу-та-ты, под-пи-сав-шие воз-зва-ние, от-был 3-ме-сяч-ное тю-рем-ное за-клю-че-ние и был ли-шён из-би-рательных прав. В апреле 1917 года, по-сле Февральской ре-во-лю-ции , на-зна-чен се-на-то-ром 1-го Департамента Се-на-та (ор-ган административной юс-ти-ции). В сентябре 1917 года уе-хал в Фин-лян-дию, а из неё - в Поль-шу. Пре-по-да-вал на юри-дическом факультете Вар-шав-ско-го университета (с 1918 года; с 1919 года профессор со-цио-ло-гии) и на ка-фед-ре за-ко-но-дательной по-ли-ти-ки Сво-бод-но-го польского университета (с 1921 года). Был от-стра-нён от пре-по-да-ва-ния по-сле при-хо-да к вла-сти Ю. Пил-суд-ско-го (1926 год). По-кон-чил жизнь са-мо-убий-ст-вом.

Пред-при-нял од-ну из пер-вых по-пы-ток соз-дать тео-рию пра-во-по-ни-ма-ния, тес-но увя-зы-вая воз-ник-но-ве-ние юри-дических норм с пси-хо-ло-гич. им-пуль-са-ми и ус-то-яв-ши-ми-ся ал-го-рит-ма-ми по-ве-де-ния че-ло-ве-ка. Рас-смат-ри-вал все про-яв-ле-ния че-ло-ве-че-ской дея-тель-но-сти, в том числе пра-во и го-су-дар-ст-во, как функ-цию пси-хи-ки («Вве-де-ние в изу-че-ние пра-ва и нрав-ст-вен-но-сти. Эмо-цио-наль-ная пси-хо-ло-гия», 1905 год; «Тео-рия пра-ва и го-су-дар-ст-ва в свя-зи с тео-ри-ей нрав-ст-вен-но-сти», 2-е издание, тома 1-2, 1909-1910 годы). Тра-диционное де-ле-ние пси-хических яв-ле-ний на соз-на-ние, чув-ст-во и во-лю Петражицкий до-пол-нил ка-те-го-ри-ей «эмо-ция», ко-то-рую счи-тал главным оп-ре-де-ляю-щим по-ве-де-ние лю-дей фак-то-ром.

Петражицкий вы-де-лял пра-во офи-ци-аль-ное и не-офи-ци-аль-ное, по-зи-тив-ное (ге-те-ро-ном-ное) и ин-туи-тив-ное (ав-то-ном-ное). Официальное пра-во, ус-та-нов-лен-ное и га-ран-ти-ро-ван-ное гос-вом, дей-ст-ву-ет на-ря-ду с не-офи-ци-аль-ным, имею-щим ин-ди-ви-ду-аль-но-из-мен-чи-вый ха-рак-тер и оп-ре-де-ляю-щим-ся ус-ло-ви-я-ми и об-стоя-тель-ст-ва-ми жиз-ни ка-ж-до-го че-ло-ве-ка («ин-туи-тив-ных прав столь-ко, сколь-ко ин-ди-ви-дов»). В то же вре-мя Петражицкий счи-тал, что мож-но вы-де-лить об-щие чер-ты ин-туи-тив-но-го пра-ва отдельных групп (например, се-мьи) и боль-ших масс лю-дей (например, клас-са). По-ла-гал, что ра-цио-наль-ная дея-тель-ность ин-ди-ви-дуу-ма лишь в ма-лой сте-пе-ни оп-ре-де-ля-ет ха-рак-тер пра-ва. Оно фор-ми-ру-ет-ся как не-глас-ные и да-же ино-гда не-вер-ба-ли-зо-ван-ные кон-вен-ции, пре-ж-де все-го бла-го-да-ря сти-хий-но-му раз-ви-тию пра-во-соз-на-ния об-ще-ст-ва, по-сто-ян-но на-ка-п-ли-ваю-ще-го опыт нор-мо-твор-че-ст-ва в ре-зуль-та-те меж-лич-но-ст-ных ком-му-ни-ка-ций. В от-ли-чие от по-зи-тив-но-го пра-ва, ин-туи-тив-ное пра-во ди-на-мич-но, в сво-ей эво-лю-ции оно спо-соб-но бы-ст-ро реа-ги-ро-вать на по-треб-но-сти прак-тической жиз-ни и из-ме-нять-ся в со-от-вет-ст-вии с этим. По-зи-тив-ное пра-во долж-но вби-рать в се-бя «ак-сио-мы» ин-туи-тив-но-го пра-ва, в про-тив-ном слу-чае уг-луб-ляю-щее-ся рас-хо-ж-де-ние ме-ж-ду ни-ми мо-жет стать ис-точ-ни-ком ост-рых кон-флик-тов и со-ци-аль-ных по-тря-се-ний.

По-сколь-ку дей-ст-вие пра-ва как пси-хического фак-то-ра об-щественной жиз-ни со-сто-ит, по мне-нию Петражицкого, «в воз-бу-ж-де-нии или по-дав-ле-нии мо-ти-вов к раз-лич-ным дей-ст-ви-ям и воз-дер-жа-ни-ям (мо-ти-ва-ци-он-ное или им-пуль-сив-ное дей-ст-вие пра-ва)», а так-же «в ук-ре-п-ле-нии и раз-ви-тии од-них склон-но-стей и черт че-ло-ве-че-ско-го ха-рак-те-ра, в ос-лаб-ле-нии и ис-ко-ре-не-нии дру-гих (пе-да-го-ги-че-ское дей-ст-вие пра-ва)», Петражицкий счи-тал не-об-хо-ди-мым соз-да-ние нау-ки «по-ли-ти-ки пра-ва» («эмо-цио-наль-ной со-цио-ло-гии») для це-ле-на-прав-лен-но-го со-вер-шен-ст-во-ва-ния «ин-ди-ви-ду-аль-но-го и мас-со-во-го по-ве-де-ния» по-сред-ст-вом над-ле-жа-щей «пра-во-вой мо-ти-ва-ции».

Пси-хо-ло-го-пра-во-вые идеи Петражицкого ока-за-ли влия-ние на советское пра-во-ве-де-ние 1920-х годов (М.А. Рейс-нер), а так-же на раз-ви-тие юрис-пру-ден-ции в Западной Ев-ро-пе и США, где они бы-ли вос-при-ня-ты бла-го-да-ря уси-ли-ям его уче-ни-ков - Г.Д. Гур-ви-ча, Н.С. Ти-ма-ше-ва, П.А. Со-ро-ки-на.

Петражицкий ис-сле-до-вал та-кие яв-ле-ния, как ак-цио-нер-ный ка-пи-тал и иг-ру на бир-же. По его мне-нию, иг-ра на бир-же оп-ре-де-ля-ет-ся не столь-ко эко-но-мической конъ-юнк-ту-рой, сколь-ко пси-хо-ло-ги-ей уча-ст-ни-ков рын-ка, да-ле-ко не все-гда ра-цио-наль-но ос-мыс-лен-ны-ми ожи-да-ния-ми иг-ро-ков. Со-от-вет-ст-вен-но, столь зна-чи-мые для эко-но-ми-ки из-ме-не-ния бир-же-вых ко-ти-ро-вок лишь кос-вен-ным об-ра-зом за-ви-сят от про-цес-сов в сфе-ре про-из-вод-ст-ва.

Сочинения :

Пра-ва доб-ро-со-ве-ст-но-го вла-дель-ца на до-хо-ды с то-чек зре-ния дог-мы и по-ли-ти-ки гра-ж-дан-ско-го пра-ва. СПб., 1897;

Ак-цио-нер-ная ком-па-ния. СПб., 1898;

Очер-ки фи-ло-со-фии пра-ва. СПб., 1900;

К во-про-су о «воз-ро-ж-де-нии ес-те-ст-вен-но-го пра-ва» и на-шей про-грам-ме // Пра-во. 1902. № 41-43;

О мо-ти-вах че-ло-ве-че-ских по-ступ-ков, в осо-бен-но-сти об эти-че-ских мо-ти-вах и их раз-но-вид-но-стях. СПб., 1904;

Уни-вер-си-тет и нау-ка. СПб., 1907;

«Но-вое уче-ние о пра-ве и нрав-ст-вен-но-сти» и кри-ти-ка В.И. Сер-гее-ви-ча. СПб., 1910;

Ак-ции, бир-же-вая иг-ра и тео-рия эко-но-ми-че-ских кри-зи-сов. СПб., 1911.

ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ

Петражицкий (Лев Иосифович) - современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью приготовления профессоров римского права для России; приват-доцент Петербургского университета по кафедре энциклопедии и философии права. Первая самостоятельная работа его: "Fruchtvertheilung beim Wechsel der Nutzungsberechtingten" (Б., 1892; часть ее переведена по-русски, под заглавием "Распределение дотальных плодов" в "Киевских Университетских Известиях" за 1895 год и составила магистерскую диссертацию автора) обратила на себя внимание немецких юристов оригинальным разрешением некоторых частных вопросов догмы римского права, относящихся к учению о плодах (см.). Позже П. выступил горячим проводником мысли о необходимости изучения гражданского права с точки зрения задач политики, руководящей реформами в этой области. "Цивильная политика" ("Civilpolitik"), как ее понимает П., существенно отличается от изучения гражданского права с точки зрения целей, им преследуемых, от "гражданско-правовой политики" (выражение Муромцева), как прикладной части науки гражданского правоведения. Выставляя неопределенное начало "любви", как общего руководящего принципа права, П. не формулирует точнее свое отношение к существующим направлениям в области изучения права и экономии и строит свою политику лишь на почве обыденной житейской этики и психологии, теоретическая система которых, по его мнению, может дать законодателю средства воздействовать на поведение граждан путем норм, затрагивающих те или иные психические струны. Подробности теории и даже многие ее исходные пункты остаются неясными. Другие труды П.: "Die Lehre vom Einkommen" (Б., 1893 - 95), "Введение в политику права" ("Киевские Университетские Известия" за 1896 - 1897 гг.), предисловие к ст. "Предстоящая реформа акционерного законодательства в России" ("Русское экономическое обозрение", 1896, май-декабрь). Во время печатания последней статьи, по словам автора, произошел кризис в его воззрениях на природу акционерного дела, вследствие чего "получилось несоответствие между началом статьи и ее продолжением". П. принадлежит еще сочинение: "Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права" (Санкт-Петербург, 1897), написанное в защиту его воззрений против возражений немецкой критики, а также перевод "Пандект" Барона под заглавием "Система римского права" (1888 - 1889). В. Нечаев.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1867-1931) - русский социолог, правовед, философ. Закончил юридический факультет Киевского университета, позднее учился в Берлине. В 1897 защитил докторскую диссертацию. …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ
    (1867-1931) российский юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психологической школы права. Профессор Санкт-Петербургского, с 1918 Варшавского …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Лев Иосифович (13.4.1867, Коллонтаево Витебской губернии,- 15.5.1931, Варшава), теоретик права. По национальности поляк. Закончил юридический факультет Киевского университета, затем учился …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ
    (1867 - 1931), российский юрист. Эмигрировал (1918) в Польшу. Один из основателей и наиболее ярких представителей психологической школы права, оказавшей …
  • ЛЕВ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Увидеть во сне льва - означает, что Вами управляют огромные силы.Если Вы подчините себе льва - Вы будете победителем в …
  • ЛЕВ в Справочнике Созвездий, латинских названий.
  • ЛЕВ в Словаре русских фамилий:
    Л. С. Лев (Харьков) просит раскрыть происхождение его фамилии и огорченно добавляет: “Сколько живу, но пока еще не встречал однофамильцев, …
  • ЛЕВ в Словаре экономических терминов:
    - денежная единица Болгарии, состоящая из 100 …
  • ЛЕВ в Энциклопедии Биология:
    , хищное млекопитающее сем. кошачьих. Обитает в Африке и Гирском заповеднике в Индии. Африканский лев живёт в саваннах, азиатский - …
  • ЛЕВ в Библейском словаре:
    — величественное и грозное, сильное и неустрашимое хищное животное. С незапамятных времен считается царем зверей. Львы в древности в изобилии …
  • ЛЕВ в Библейском словаре:
    (abbreviation) Третья книга Моисеева. …
  • ЛЕВ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Быт 49:9)-дикое и хищное животное, хорошо всем известное, и потому не требующее особенного подробного описания. Наружность льва величественна, его развевающаяся …
  • ЛЕВ в Словаре геральдических терминов:
    - символ власти, силы, храбрости и …
  • ЛЕВ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • ЛЕВ в биографиях Монархов:
    Легендарный царь Лаконики из рода Агидов, правивший в первой пол. VI в. до Р.Х. Сын Эврикрата II. Лев продолжал войну …
  • ЛЕВ
    Лев - митрополит Русский, которого отождествляют с первым митрополитом Киевским (989 - 1004 - 1008). Считается автором полемического сочинения об …
  • ЛЕВ в Большом энциклопедическом словаре:
    млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела до 2,4 м, хвоста до 1,1 м; весит до 280 кг. Малочислен; сохранился лишь в …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ
    Лев Иосифович — современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью подготовки профессоров римского права …
  • ЛЕВ \ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    отличается от других видов рода кошки (Felis) отсутствием во взрослом состоянии пятен и полос, гривой из длинных волос, одевающей голову, …
  • ЛЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Felis leo L.) - отличается от других видов рода кошки (Felis) отсутствием во взрослом состоянии пятен и полос, гривой из …
  • ЛЕВ в Энциклопедическом словарике:
    I льва, м. 1. одуш. Крупное хищное животное сем. кошачьих с короткой серо-желтой шерстью и с длинной гри-вой у самцов. …
  • ЛЕВ в Энциклопедическом словаре:
    2, лева, м. Денежная единица в …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ
    ПЕТРАЖ́ИЦКИЙ Лев Иос. (1867-1931), юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психол. школы права. Проф. Петерб., с 1918 …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТОЛСТ́ОЙ (б. Астапово), пос. гор. типа в России, Липецкая обл. Ж.-д. уз. 9,2 т.ж. (1998). В 1910 здесь умер Л.Н. …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    XIII (1810-1903), папа Римский с 1878. Автор энциклики "Рерум новарум" . Ин. поч. ч. Петерб. АН …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Х (1475-1521), папа Римский с 1513. При нём процветали непотизм, спекуляция индульгенциями. В 1520 отлучил от церкви М. …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    IX (Leo) (1002-54), папа Римский с 1049. Содействовал Клюнийской реформе. Стремясь присоединить к папским владениям Юж. Италию, безуспешно воевал за …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    VI Мудрый (866-912), визант. император с 886, из Македонской династии. Издал указы (новеллы), пересматривавшие старые законодат. нормы, и Василики. Вёл …
  • ЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    III (ок. 675-741), визант. император с 717, основатель Исаврийской династии. Отразил натиск арабов в 718 у Константинополя, в 740 - …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Лев Иосифович? современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью подготовки профессоров римского права …
  • ЛЕВ в Словаре Кольера:
    (Panthera leo), хищное млекопитающее семейства кошачьих, широко распространенное в Восточной, Центральной и Южной Африке; встречается также в заповедном Гирском лесу …
  • ЛЕВ в Словаре русского языка Лопатина:
    лев 2, л`ева (ден. …
  • ЛЕВ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Лев, (Львович, …
  • ЛЕВ в Орфографическом словаре:
    лев 2, л`ева (ден. …
  • ЛЕВ в Орфографическом словаре:
    лев 1, льва (животное) и лев,льва (имя; созвездие и знак зодиака; о том, кто родился под этим …
  • ЛЕВ в Словаре русского языка Ожегова:
    1 крупное хищное животное семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и с длинной гривой у самцов Сражается как л. кто-н. …
  • ЛЕВ в Словаре Даля:
    муж. львица жен. хищный зверь знойной Африки и Азии, рода кошек, именуемый царем зверей, Felis leo. Лев мышей не давит. …
  • ПЕТРАЖИЦКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Лев Иосифович (1867-1931) , российский юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психологической школы права. Профессор Санкт-Петербургского, с …
  • ЛЕВ
    льва, м. 1. Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих, желтоватой окраски, с пышной гривой у самцов. Могучий лев, гроза лесов. Крылов. …
  • ЛЕВ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    лева, м. (болгар. лев). Денежная единица в Болгарии. Заплатили два …
  • СУЛЬДИН ИВАН ИОСИФОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сульдин Иоанн Иосифович (1880 - 1938), священник, священномученик. Память 1 января и …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • СЕНКЕВИЧ АЛЕКСЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сенкевич Алексей Иосифович (1875 - 1937), диакон, священномученик. Память 28 ноября, …
  • КОЛОКОЛОВ ГЕОРГИЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Колоколов Георгий Иосифович (1876 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 26 ноября, …
  • ГРОЗОВСКИЙ ВИКТОР ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грозовский Виктор Иосифович (1934 - 2007), протоиерей. Родился в 1934 году в Ленинграде …
  • ЯМАТОВ ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Яматов (Владимир Иосифович) - первый преподаватель японского языка в Санкт-Петербургском университете. Этот японец, исповедовавший буддизм и носивший имя Масда Кумедзаймон, …
  • ШАРЛЕМАН АДОЛЬФ ИОСИФОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шарлеман (Адольф Иосифович, 1826 - 1901) - баталический, исторический и жанровый живописец, внук скульптора-декоратора Ж.-Б. Боде-Ш., переселившегося в Санкт-Петербург при …
  • ЧИРВИНСКИЙ СТАНИСЛАВ ИОСИФОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Чирвинский (Станислав Иосифович) - фармаколог, родился в 1852 г. Медицинское образование получил в Варшавском и Московском университетах. С 1878 по …
  • 6. Кантовское определение права и его значение для современного правопонимания.
  • 7. Г. Гегель: предмет и задачи философии права.
  • 8. Г. Гегель: идея права как идея свободы. Саморазвитие идеи права.
  • 9. Г. Гегель: смысл формулы «Освобождение через подчинение обязанности».
  • 10. Значение гегелевской философии права для современной теории и практики правового государства.
  • 11. Г. Фихте: право и самосознание.
  • 12. Г. Фихте: учение о правах человека.
  • 13. Г. Фихте: право на культуру и его значение для самосовершенствования человека и общества.
  • Нравственное учение
  • 14. К. Маркс: критика гегелевской философии права.
  • 15. Особенности марксистского подхода к предмету философии права.
  • 16. Значение марксистской методологии для отечественного правоведения (история и современность).
  • 17. Марксистская философия о происхождении и исторической роли государства и права.
  • 18. Значение философии права в формировании профессионального правосознания.
  • 19. Общая характеристика и основные направления философии права в России.
  • 20. B. C. Соловьёв о праве, государстве и историческом процессе.
  • 21. Этическая проблематика в русской философии права.
  • 22. Б. Н. Чичерин: право, гражданское общество и государство.
  • 23. П. И. Новгородцев: общественный идеал и кризис правосознания. Роль личности в праве.
  • 24. И. А. Ильин: правосознание, право и государство. Проблема борьбы со злом.
  • 25. Л. И. Петражицкий: психологическая теория права.
  • 26. Социально-психологическая проблематика в русской философии права.
  • 27. Психоаналитическая традиция в исследовании природы преступности.
  • 28. Постструктурализм. Проблема соотношения свободы и права.
  • 29. М. Фуко: пенитенциарные модели порядка в обществе.
  • 30. Понятие и структура правосознания.
  • 31. Правосознание как феномен духовной жизни общества. Правовая культура.
  • 32. Специфика философского осмысления проблемы совершенствования правосознания.
  • 33. Предмет юридической антропологии. Методологические и мировоззренческие основания юридической антропологии.
  • 34. Теории естественного права: типология и философские основания.
  • Представители данной теории
  • 35. Современные дискуссии об «иерархии» естественных прав человека.
  • 36. Мировоззренческие и методологические аспекты правотворчества и правоприменения в области гуманитарного права.
  • 37. Правовая культура и правосознание – эпистемологические аспекты.
  • 38. Роль правосознания в различных видах правовой деятельности. Влияние национальных традиций и особенностей правового менталитета на правовую систему.
  • Структура правосознания
  • Виды правосознания
  • Структура правосознания
  • Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности
  • Функции правосознания
  • 39. Ценностные аспекты права.
  • 40. Социально-творческая функция законодательной деятельности. Смысл законотворчества.
  • 41. Правовая картина мира и место человека в ней.
  • 42. Индивид в сфере права. Правовые гарантии самореализации личности.
  • 25. Л. И. Петражицкий: психологическая теория права.

    Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже XIX-XX вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, разошедшиеся в трактовке психики человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др.). Воспринятые социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в общественно-политической мысли.

    Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. Его взгляды наиболее полно изложены в книге "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.). После Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета.

    Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между людьми, в "социальной среде" и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там". Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.

    Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл "эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.

    Эмоции служат главным побудительным ("моторным") элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы морали - это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приводил пример Петражицкий, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги . Совершенно иное дело - правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот. "Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро - долг другого лица". Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (предоставительно-обязывающий) характер.

    Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Петра-жицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п. В его сочинениях специально оговаривалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности: "Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают быть правом". На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как бог или дьявол.

    Приведенные высказывания вызвали резкую критику в отечественной литературе. Юристы нередко обращали внимание на абсурдность отдельных выражений Петражицкого, не замечая, что за ними стоит теоретическая проблема. Петражицкий стремился найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории (включая договоры с богом и дьяволом в правовых системах прошлого). Его концепция явилась одной из первых попыток, теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в правосознании.

    Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречия друг с другом, указывал Петражицкий. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев и законов, появляются учреждения общественной власти (суд, органы исполнения наказаний и т.п.). Монополизируя функции принуждения, государственная власть способствует "определенности права".

    Развитие обычаев и законодательства вместе с тем не вытесняет полностью индивидуальные правовые переживания, утверждал Петражицкий. В современных государствах наряду с официально признанным правом существует, по его мнению, множество систем интуитивного права, как, например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций . Психологическая теория в этом отношении приближалась к идеям правового плюрализма, однако право социальных классов и групп в ней было истолковано индивидуалистически. "Интуитивных прав столько, сколько индивидов", - подчеркивал Петражицкий.

    Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия является "царством интуитивного права по преимуществу". В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. К тому же, полагал ученый, российское законодательство находится в неудовлетворительном состоянии, а его применение сплошь и рядом подменяется официальным действием интуитивно-правовых убеждений. Петражицкий ратовал за проведение в стране унификации позитивного права, создание полного свода российских законов. Передовое законодательство, по его словам, ускоряет развитие менее культурных слоев общества.

    Одновременно Петражицкий подчеркивал недопустимость возведения интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов в масштаб для оценки действующих законов. Реформы законодательства, как он полагал, необходимо проводить на основе научных знаний. В связи с этим им выдвигался проект создания особой научной дисциплины - политики права. С точки зрения Петражицкого философия права распадается на две самостоятельные науки: теорию права и политику права. Теория права должна быть позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана соединить знания о праве с общественным идеалом, т.е. представить научное решение проблемы, составлявшей содержание прежних естественно-правовых учений.

    Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно практического осуществления политики права. Свою задачу он видел в том, чтобы наметить отправные принципы новой юридической науки, обосновать ее необходимость. Вполне ясно ему было одно: главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу.

    Общественно-политические идеалы Петражицкого были близки к этическому социализму, получившему распространение в России на рубеже XIX-XX вв. Для современной эпохи, отмечал он, характерны процессы "социализации производства", замены "деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления". В будущем право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения. "Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным".

    Учение Петражицкого пользовалось большой популярностью среди сторонников партии кадетов. Под влиянием его идей происходило формирование взглядов многих представителей немарксистского социализма в России того времени (Г. Д. Гурвич, П. А. Сорокин и др.). Сближению психологической концепции права с марксизмом способствовал М. А. Рейснер, один из первых советских правоведов. Восприятие марксистами учения Петражицкого о воспитательной роли права облегчалось тем, что в документах российской социал-демократии и в Конституции РСФСР 1918 г. социализм определялся как безгосударственный строй (с утверждением сталинизма и теории советского социалистического государства последователи Рейснера были подвергнуты идеологическому шельмованию за пропаганду надклассовой этики).

    Правовая доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.



     

    Возможно, будет полезно почитать: