Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации: председатель, состав, полномочия. Совет федерации федерального собрания российской федерации Принципы и порядок формирования совета федерации

В настоящее время Совет Федерации находится на стадии становления. Безусловно, основы палаты уже заложены, и на современном этапе остро стоит проблема повышения эффективности осуществления государственных полномочий. Эффективность во многом зависит от того, как палата формируется, какой способ для этого избран, как он закреплен в законе, в какой степени он соответствует объективным обстоятельствам социально-политического развития страны, потребностям общества и идее демократического участия граждан в управлении государством.

Порядок формирования Совета Федерации имеет очень важное значение не только сам по себе, но и еще в ряде аспектов: связь порядка формирования с представительной природой парламента; с назначением парламента; с принципом разделения властей; самостоятельность члена Совета Федерации: свободным или императивным мандатом обладает член Совета Федерации; влияние порядка формирования на образ работы палаты.

Опыт, полученный при использовании различных способов формирования Совета Федерации, нуждается в пристальном и детальном научном изучении. Практическая ситуация и имеющиеся научные подходы нуждаются в обобщении и оценке, результатом которых могут быть выводы и предложения по совершенствованию порядка формирования, что поможет найти наиболее оптимальный вариант порядка формирования «палаты регионов».

Порядок формирования Совета Федерации представляет собой совокупность определенных приемов и действий управомоченных субъектов по формированию персонального состава Совета Федерации, совершаемых ими в рамках установленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации правил и процедур. Заложенный в Конституции Российской Федерации принцип формирования Совета Федерации содержит некую неясность и неопределенность в его реализации, предопределивший споры о природе представительства, месте, и роли Совета Федерации.

Рассматривая Совет Федерации стоит отметить, что порядок формирования Совета Федерации, за всё время существования палаты парламента России, кардинально менялся трижды и эти изменения являются отражением эволюции российского федерализма. Сегодня можно сказать, что порядок формирования Совета Федерации является смешанным, сочетающим использование двух процедур - непрямых выборов в отношении представителей от законодательных (представительных) органов власти и назначения - от исполнительных органов государственной власти субъектовРФ

Федеральный закон, регулирующий порядок формирования Совета Федерации, отличается неурегулированностью многих процедурных вопросов формирования Совета Федерации на федеральном уровне, что привело к росту нормативной базы субъектов РФ по данному вопросу, не всегда соответствующей федеральному. Порядок формирования Совета Федерации должен быть единым и предусматривать одинаковые процедурные правила избрания (назначения) членов Совета Федерации для всех субъектов Российской Федерации. Упорядочить и обеспечить единство процедуры избрания (назначения) членов Совета Федерации возможно путем совершенствования действующего законодательства, регулирующего порядок формирования Совета Федерации, внесения в него соответствующих изменений и дополнений.

Совет Федерации основывается на паритетном представительстве субъектов Федерации, каждый из которых представлен в палате двумя членами - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Первый состав Совета Федерации был сформирован сроком на два года, что предусматривалось частью 7 раздела второго Конституции. Формирование состоялось посредством прямых выборов, проведенных на основании Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г., утвержденного Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г. N 1626. 8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Согласно ст. 2, 3 и ч. первой ст. 5 ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается соответствующим законодательным органом на срок полномочий этого органа, а если законодательный орган формируется путем ротации (т.е. переизбирается не целиком, а по частям - по половинам, по третям и т.д.), то на срок полномочий, установленный для однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации, представляющий двухпалатный законодательный орган, избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

В 2004 г. было установлено, что член Совета Федерации, представляющий однопалатный законодательный орган, должен быть избран не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе этого органа нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего созыва, а член Совета Федерации, представляющий двухпалатный законодательный орган или законодательный орган, формируемый путем ротации, - со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа. В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, представляющего законодательный орган субъекта Федерации, новый член Совета Федерации - представитель этого органа должен быть избран в срок, не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного органа субъекта Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем. В двухпалатном законодательном органе кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат. Группа депутатов численностью не менее трети общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации. Решение об избрании принимается тайным голосованием и оформляется постановлением законодательного органа, а если он двухпалатный, то совместным постановлением обеих его палат.

Согласно ст. 4 и ч. 2 ст. 5 ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2000 г. - N 32 - Ст. 3336, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа) на срок его полномочий. Его решение о назначении представителя в Совете Федерации оформляется указом (постановлением), который (которое) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа две трети общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя. Член Совета Федерации - представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации должен быть назначен в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), включая случай досрочного прекращения полномочий предыдущего высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа), а в случае досрочной вакантности соответствующего мандата - не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

При существующем подходе федерального законодателя к регулированию процедуры формирования Совета Федерации часть процедур регулируется актами субъектов Федерации. Регламенты парламентов субъектов РФ разнообразно подходят к регламентированию процедуры: некоторые регулируют процедуру прекращения полномочий представителя от законодательной власти в Совете Федерации, в иных субъектах различными актами регулируется правовой статус члена Совета Федерации Булаков О.Н. Взаимодействие Совета Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, международными и общественными организациями // Законодательство и экономика. - 2004 .- №9 - С. 21..

Введение нового порядка образования Совета Федерации не положило конец дискуссии о том, каким образом он должен формироваться. Принятый порядок соответствует конституционной конструкции образования Совета Федерации: по два представителя от законодательной и исполнительной власти. Однако насколько это представительство и порядок формирования соответствуют ст. 3 Конституции РФ, закрепляющей единственным источником власти многонациональный народ России и в виде одной из высших форм непосредственного волеизъявления - выборы.

Так или иначе, это вопрос будущего, а сегодня, вероятно, следует вести речь о качественном совершенствовании принятого законодательного регулирования формирования верхней палаты. Поскольку существует описанная выше разноголосица в регламентации субъектами процедур, возможно, стоит отказаться от регулирования процедуры рассмотрения кандидатур в состав верхней палаты парламента регламентами органов законодательной власти субъектов Федерации, как это предусмотрено в настоящее время. Целесообразно общие для всех субъектов процедурные положения поместить в Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» Колюшин Е.И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - №4 . - С. 11..

Принцип верхней и нижней палат, характеризующий парламентское устройство в Российской Федерации, обусловливает значительную самостоятельность Государственной Думы и Совета Федерации (различны их полномочия, осуществляемое ими представительство, заседания проводятся раздельно и т.д.). В особо значимых случаях, установленных Конституцией РФ, палаты работают как единое целое и могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И ТЕХНОТРОННЫХ АРХИВОВ

Солодарь Полина Олеговна

Совет Федерации Федерального Собрания: конституционный статус, эволюция механизма формирования, организационное устройство на современном этапе. Акты Совета Федерации.

Реферат по дисциплине «Современная организация госучреждений России»

студентки

2-ого курса очной формы обучения

Руководитель

Т.Г. Архипова Доктор ист.наук.

Профессор.

Москва

2015

Совет Федерации Федерального Собрания: конституционный статус, эволюция механизма формирования, организационное устройство на современном этапе, акты Совета Федерации.

Введение

Практика развития мирового парламентаризма показывает, что наличие в государстве двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы всего населения страны, а другая – интересы отдельных территорий государства, является характерной чертой крупных демократических государств. Именно двухпалатным является Парламент России – Федеральное Собрание, которое состоит из Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации олицетворяют разные стороны парламентаризма: Государственная Дума выражает прямое представительство населения, а Совет Федерации – представительство субъектов Федерации (палата регионов).

Принцип верхней и нижней палат, характеризующий парламентское устройство в Российской Федерации, обусловливает значительную самостоятельность Государственной Думы и Совета Федерации (различны их полномочия, осуществляемое ими представительство, заседания проводятся раздельно и т.д.). В особо значимых случаях, установленных Конституцией РФ, палаты работают как единое целое и могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

В Конституции Российской Федерации нормы, устанавливающие правовой статус Совета Федерации, сконцентрированы в главе 5 «Федеральное Собрание». Любопытно, что полномочия Совета Федерации не могут быть прекращены досрочно в отличие от всех иных высших органов исполнительной и законодательной власти.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации является важным элементом в механизме государственной власти в России. По замыслу Конституции Российской Федерации, он одновременно обеспечивает стабильность власти и представительство региональных интересов. К его компетенции относятся основополагающие вопросы: войны и мира, международных договоров, федеративных отношений, окончательных кадровых решений в отношении высших должностных лиц, в том числе Президента Российской Федерации, и многие другие.

Глава 1. История создания и этапы формирования Совета Федерации. Статус Члена Совета Федерации.

  1. История создания и формирование Совета Федерации

За весь период существования Совета Федерации формирование «палаты регионов» менялось несколько раз, включая недавние поправки в Конституцию России.

Двухпалатная структура парламента в России имеет довольно большую историю, насчитывающую более ста лет. Еще в царской России существовала двухпалатная парламентская система в виде Государственной Думы и Государственного Совета. В Советском Союзе двухпалатным был Верховный Совет, состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. В РСФСР двухпалатная структура парламента была учреждена в 1990 г. в ходе конституционной реформы 1989 г. Верховный Совет РСФСР состоял из двух палат – Совета Республики и Совета Национальностей, но в отличие от палат современного Федерального Собрания они, как правило, заседали совместно и имели общий руководящий орган в лице Президиума Верховного Сове та во главе с Председателем.

Первоначально Совет Федерации был создан как координационный орган для подготовки Федеративного договора между РСФСР и ее субъектами. Позднее, когда начались острые политические дискуссии по поводу принятия новой Конституции и очень многое зависело от позиции руководителей субъектов РФ, они стали рассматриваться как инструмент осуществления государственной власти на базе новой Конституции. Именно руководителей субъектов РФ Президент РФ Б.Н. Ельцин решил включить в конституционный механизм российского парламента, когда собственноручно 8 ноября 1993 г. в подготовленный для опубликования проект Конституции РФ в п. 2 ст. 95 внес поправку «по одному от представительного и исполнительного органов власти».

За относительно короткую историю существования Совета Федерации порядок его формирования прошел несколько этапов.

Первый этап характеризовался прямыми выборами депутатов Совета Федерации.

Совет Федерации в качестве верхней палаты парламента был создан указом Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 года, которым была прекращена деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Утвержденное Указом «Положение о федеральных органах власти на переходный период» предусматривало, что Совет Федерации действует в составе председателей законодательных (представительных) органов власти и руководителей исполнительной власти (президентов республик) каждого субъекта Федерации до истечения полномочий Советов народных депутатов текущего созыва (март 1995). Совет Федерации должен был приступить к парламентской функции после избрания новой Государственной Думы. Однако уже 9 октября 1993 г. был издан Указ о выборах новых представительных органов в регионах, а 11 октября назначены прямые выборы в Совет Федерации первого созыва по 89 двухмандатным округам.

Согласно Указам Президента России от 11.10.1993 г. № 1626 и № 1625 депутаты Совета Федерации первого созыва – по два от каждого субъекта Российской Федерации – избирались на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании с применением мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Российской Федерации и должны были работать на «профессиональной постоянной основе».

Совет Федерации первого созыва (выборный) был избран непосредственно населением 12 декабря 1993 года на двухлетний срок и заседал с 11 января 1994 до 15 января 1996.

«Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации устанавливали, что Совет Федерации первого созыва избирается только на два года, а депутаты Совета Федерации осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

В 1995–2000 гг. (второй этап) действовал Закон о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 5 декабря 1995 г., согласно которому в Совет Федерации входили главы исполнительного и законодательного органов государственной власти субъектов РФ по должности. Этот порядок не противоречил Конституции РФ и способствовал повышению авторитета Совета Федерации. Но в нем были и недостатки: члены Совета Федерации работали на непостоянной, непрофессиональной основе, что сказывалось на результативности деятельности палаты.

Закон подвергался резкой критике со стороны ряда политиков, ученых, представителей регионов. Многие сходились во мнении, что для глав законодательных органов субъектов РФ совмещение должностей в двух законодательных органах неизбежно сказывается на качестве работы в каждом из них. Столь же трудоемко, а в конечном итоге неэффективно совмещение должностей руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ и члена федерального парламента 1 .

Третий этап связан с принятием Федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» от 5 августа 2000 г. Этот закон устанавливал, что глава исполнительной власти субъекта РФ назначает представителя исполнительной власти членом Совета Федерации, если против данной кандидатуры не выскажется две трети состава законодательного органа субъекта РФ. Законодательный орган субъекта РФ большинством голосов избирал второго члена Совета Федерации – представителя от законодательной власти субъекта РФ. Таким образом, оба члена Совета Федерации стали работать на постоянной основе.

Такой порядок формирования Совета Федерации имел множество негативных моментов. Резко упал политический авторитет палаты, он способствовал попаданию в Совет Федерации очень часто людей случайных, никак не связанных с представляемыми регионами. Считалось, что вхождение руководителей субъектов РФ в Совет Федерации способствует чрезмерному влиянию региональных элит на федеральную политику и выражается в том, что многие законодательные акты, направленные на укрепление федеральной власти, не одобряются Советом Федерации. В этой связи представлялось целесообразным пересмотреть нормы, установившие порядок формирования Совета Федерации, и перейти к выборам «сенаторов» или к избранию членов Совета Федерации региональными органами государственной власти. 2 .

Четвертая модернизация порядка формирования Совета Федерации была связана с принятием Федерального закона от 14 февраля 2009 г. № 21-Ф3. В соответствии с ним как законодательный орган государственной власти субъекта РФ, так и высшее должностное лицо этого субъекта должны были выбирать своего представителя в Совет Федерации из числа тех, кто уже имеет мандат депутата регионального парламента или представительного органа муниципального образования. Введение данного правила призвано было сделать верхнюю палату более легитимной 3 .

Следующий этап реформирования порядка формирования Совета Федерации связан с принятием нового Федерального закона о порядке формирования Совета Федерации 4 , который начал действовать с 1 января 2013 года. Федеральный закон, сохранив прежние требования к кандидатам на должность члена Совета Федерации, внес и определенные дополнения, например, обладание безупречной репутацией и постоянное проживание на территории субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению.

«Ценз оседлости» не распространяется на кандидатов из числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Не касался он и лиц, занимавших в регионе государственные должности или находившихся на гражданской государственной службе не менее 5 лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Значимых изменений относительно наделения полномочиями члена Совета Федерации − представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации − не предусмотрено. Кандидатуры вносятся на рассмотрение регионального парламента либо его председателем, либо фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов парламента субъекта Федерации. Данные субъекты могут предложить не более одной кандидатуры. Процедура рассмотрения кандидатуры (кандидатур) для наделения полномочиями члена Совета Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа. Решение принимается путем голосования, большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением регионального парламента.

Существенные изменения претерпел порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органа власти субъекта РФ. С сентября 2013 года они фактически избираются одновременно с главой субъекта, высшим должностным лицом субъекта. В соответствии с новым порядком формирования «верхней палаты» при проведении выборов главы региона каждый кандидат на эту должность представляет три кандидатуры, отвечающие требованиям и ограничениям, предусмотренным федеральным законодательством. Список кандидатур и сведения о них представляются кандидатом на должность главы субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствующую избирательную комиссию одновременно с документами, необходимыми для его регистрации в качестве кандидата на должность члена Совета Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочия члена Совета Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. После избрания высшего должностного лица субъекта не позднее, чем на следующий день после дня его вступления в должность должно быть принято решение конкретно по одной из трех кандидатур на пост члена Совета Федерации от исполнительного органа власти субъекта РФ. Данное решение оформляется соответствующим указом нового главы субъекта Федерации.

Наконец пятый и на данный момент последний этап модернизации порядка формирования Совета Федерации был введен 22 июля 2014 г., когда вступил в силу Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Этой поправкой к Конституции было установлено следующее:

«2. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Президент Российской Федерации не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации - представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом» (ст. 95, ч.2-4 Конституции РФ).

Также были уточнены положения Закона о порядке формирования Совета Федерации. Так, «кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации».

Не могут быть кандидатами в Совет Федерации лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, осужденные к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления (даже если судимость снята или погашена) либо деяния экстремистской направленности (если судимость не снята или не погашена), привлеченные к административной ответственности за экстремизм, а также лица, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

  1. Статус члена Совета Федерации

В российском законодательстве закрепляется непартийный принцип формирования и структурирования Совета Федерации. Его членам запрещено создавать фракции и партийные объединения, как это позволено депутатам Государственной Думы.

Члены Совета Федерации исполняют свои функции в течение срока полномочий назначившего их органа. При этом глава субъекта Федерации и региональный парламент не могут досрочно отзывать их по собственной инициативе. Для членов Совета Федерации предусмотрены те же основания досрочного прекращения полномочий, что и для депутатов Государственной Думы (личное заявление, получение иностранного гражданства, поступление на государственную службу и др.). При досрочном прекращении полномочий представителя от исполнительного органа его место занимает другой кандидат из списка кандидата на должность главы субъекта РФ. Если ни один кандидат не отвечает предъявляемым требованиям, глава субъекта РФ назначает представителем в Совет Федерации депутата регионального парламента.

Правовой статус члена Совета Федерации регламентирован Федеральным законом от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». На первое место в числе указанных в нем прав парламентариев данный Закон ставит право законодательной инициативы члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы для внесения законопроектов, а также группы численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы для внесения предложений о поправках к Конституции РФ и пересмотре ее положений.

Следующее по степени важности право — участие Члена Совета Федерации в заседании Совета Федерации, а также в заседании комитета, комиссии палаты или согласительной комиссии. Закон закрепляет за членом Совета Федерации право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой, комитетом или комиссией палаты.

Одно из наиболее действенных прав — парламентский запрос.

Депутатский запрос направляется не палатой, а членом Совета Федерации (инициатором запроса) и не требует его оглашения на заседании палаты, а должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения.

Еще одним из прав члена Совета Федерации является право на прием в первоочередном порядке должностными лицами.

Кроме вышеуказанных Закон о статусе определяет следующие права: право на получение и распространение информации (ст. 17); право на обращение члена Совета Федерации в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации, должностные лица которых безотлагательно (а при необходимости получения дополнительных материалов — не позднее 30 дней со дня получения обращения) дают ответ на это обращение и предоставляют запрашиваемые документы или сведения; право на выступление по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации.

Нормативно парламентская неприкосновенность закреплена в ст. 98 Конституции РФ. Согласно этой норме член Совета Федерации (как и депутат Государственной Думы) обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме задержания на месте преступления , а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Для получения согласия на привлечение члена Совета Федерации к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, кроме случаев задержания на месте преступления, а также на его арест и обыск Генеральный прокурор РФ вносит в Совет Федерации представление. Таким образом, Закон о статусе устанавливает более широкий, чем указанный в Конституции РФ, перечень случаев, при которых «сенатор» не может быть лишен неприкосновенности без согласия палаты Федерального Собрания.

Члена Совета Федерации нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата. Если же в связи с такими действиями депутат допустил нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством, то возбуждение уголовного дела, проведение дознания и предварительного следствия, досудебное производство по административным правонарушениям могут иметь место только в случае лишения его неприкосновенности 5 .

Среди основных обязанностей члена Совета Федерации можно выделить обязанность работать в одном из комитетов Совета Федерации, вести работу с обращениями граждан, периодически вести прием граждан на территории того субъекта, от которого «сенатор» направлен в Совет Федерации. Члены Совета Федерации обязаны соблюдать этические нормы, установленные Регламентом Совета Федерации, представлять декларации о доходах за год, которые публикуются на официальном сайте Совета Федерации 6 .

  1. Кадровое обеспечение

Деятельность Совета Федерации обеспечивает его Аппарат. Главное предназначение Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – это обеспечение исполнения полномочий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (федерального органа государственной власти), а так же членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации). Следовательно, деятельность структурных подразделений Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации направлена на обеспечение деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а её результативность и эффективность во многом зависит от знаний, навыков, умений, опыта, квалификации и способностей государственных служащих.

Деятельность Аппарата Совета Федерации регулируется регламентом Совета Федерации и Положением об Аппарате Совета Федерации.

Степень причастности различных категорий гражданских служащих Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к принятию и реализации решений зависит от конкретных действий, которые они выполняют в процессе профессиональной служебной деятельности в рамках их компетенции – обязанностей по замещаемой ими должности 7 .

В составе аппарата Совета Федерации есть несколько категорий должностей. Во-первых, это категория «руководители». К ним относятся: руководитель Аппарата Совета Федерации, Руководитель Секретариата Председателя Совета Федерации, Первый заместитель Руководителя Аппарата Совета Федерации, Заместитель Руководителя Аппарата Совета Федерации, Начальник управления (например, Аналитического, Правового и др.), заместитель руководителя Секретариата Председателя Совета Федерации, руководитель Секретариата заместителя Председателя Совета Федерации, заместитель начальника управления, заместитель начальника управления – начальник отдела, руководитель Секретариата руководителя Аппарата Совета Федерации, руководитель аппарата комитета Совета Федерации, руководитель аппарата комитета Совета Федерации, заместитель руководителя Секретариата заместителя Председателя Совета Федерации, заместитель руководитель аппарата комитета Совета Федерации, заместитель руководитель аппарата комиссии Совета Федерации, заместитель руководителя Секретариата Руководителя Аппарата Совета Федерации.

К категории «помощники (советники)» относятся: помощник Председателя Совета Федерации, Пресс-секретарь Председателя Совета Федерации, Советник Председателя Совета Федерации, Помощник заместителя Председателя Совета Федерации, Советник заместителя Председателя Совета Федерации, Помощник члена Совета Федерации. Помощники члена Совета Федерации. Член Совета Федерации вправе иметь помощников по работе в Совете Федерации и по работе в субъекте Российской Федерации.

К категории должностей «специалисты» отнесены: референт Секретариата Председателя Совета Федерации, референт Управления, начальник отдела в Управлении, заместитель начальника отдела в управлении, главный советник, ведущий советник, советник, главный консультант, ведущий консультант, консультант, главный специалист-эксперт, ведущий специалист-эксперт, специалист-эксперт.

В штате Совета Федерации есть должности, не являющиеся должностями гражданской службы. Это эксперты и ведущие эксперты.

В целях повышения эффективности деятельности членов верхней палаты Аппарат Совета Федерации осуществляет постоянное взаимодействие с аналитическими и исследовательскими службами парламентов зарубежных стран; проводятся совместные исследования и международные семинары.

  1. Нормативное обеспечение деятельности

Совет Федерации, как и любой орган государственной власти, ориентируется в своей деятельности на Конституцию РФ и федеральные законы. Регулированию вопросов парламентаризма отведена глава 5 Конституции «Федеральное Собрание». Эта глава может изменяться законами РФ о поправках к Конституции, что уже делалось несколько раз.

Специальных законов о Парламенте России или отдельных палатах Федерального Собрания в России нет. Уже упоминались законы, посвященные формированию Совета Федерации, а также статусу члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы и это единственные законы. Непосредственно затрагивает деятельность Федерального Собрания еще один закон – Федеральный закон от 27.12.2005 N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации". Источников законодательного уровня, которые бы относились к деятельности Совета Федерации, больше нет.

Вся внутренняя деятельность обеих палат регулируется принимаемыми ими самостоятельно регламентами. Регламент Совета Федерации утвержден Постановлением Совета Федерации от 30.01.2002 № 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" 8 . Все иные вопросы оформляются постановлениями Совета Федерации, которые принимаются большинством от общего числа членов Совета Федерации.

Глава 2. Полномочия и деятельность Совета Федерации 9 .

  1. Полномочия Совета Федерации, не связанные с законодательным процессом

В соответствии с Конституцией РФ Совет Федерации участвует в процессах связанных с формированием высших органов государственной власти.

Так, Совет Федерации косвенно участвует в занятии должности Президента РФ путем назначения его выборов. Основанием для назначения выборов Президента может быть истечение срока пребывания Президента РФ в должности, а также прекращение Президентом исполнения полномочий досрочно, в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности (ч. 2 ст. 92 Конституции).

Верхние палаты парламентов во многих странах имеют последнее слово в принятии решения об отрешении высших должностных лиц в случае совершения ими противоправных деяний.

Процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности в соответствии со ст. 102 Конституции РФ относится к ведению Совета Федерации. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях

Президента признаков преступления, и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ч. 1 ст. 93 Конституции). Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято двумя третями голосов от общего числа членов палаты не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента страны считается отклоненным (ч. 3 ст. 93 Конституции).

К ведению Совета Федерации относятся вопросы назначения на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов (п. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ).

Кандидатуры на судейские должности представляются Совету Федерации Президентом. При этом предложенные кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по судебно-правовым вопросам, который готовит заключение по каждой кандидатуре, а затем в Комитете по конституционному законодательству, который также готовит заключение. Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Назначение оформляется постановлением палаты. Лица, назначенные на должности судей Конституционного Суда, приводятся председателем верхней палаты к присяге.

Среди полномочий Совета Федерации связанных с формированием высших органов государственной власти, необходимо отметить назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора РФ и его заместителей.

Совет Федерации также назначает пять членов Центральной избирательной комиссии и половину членов Счетной палаты.

Вместе с Президентом России Совет Федерации участвует в осуществлении внешней политики по ряду вопросов.

Так, в исключительном ведении Совета Федерации, согласно п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ, находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории. Для механизма реализации этого права важно то, что руководство внешней политикой Российской Федерации отнесено к полномочиям Президента России (п. «а» ст. 86 Конституции РФ). Таким образом, данный вопрос может решаться Советом Федерации по его инициативе либо по представлению Президента РФ. Так, 1 марта 2014 года Совет Федерации дал согласие Президенту РФ на использование вооруженных сил на Украине до нормализации там обстановки 10 .

К вопросу ведения Совета Федерации относится порядок утверждения изменения границ между субъектами РФ. В ведении Совета Федерации согласно ст. 102 Конституции находится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения. Их наступление сопряжено с необходимостью обеспечения общественного и государственного порядка, влечет временное ограничение прав и свобод граждан, вызывает возложение на них дополнительных обязанностей.

Указ Президента о введении военного или чрезвычайного положения незамедлительно направляется в Совет Федерации. В обязанности руководителя верхней палаты входит направление текста указа в профильные комитеты для подготовки заключений. Вопрос об утверждении указа Президента о военном положении должен быть рассмотрен оперативно — в течение 48 часов с момента получения Советом Федерации этого указа; о чрезвычайном положении — в течение 72 часов с момента обнародования указа. Решение принимается большинством голосов членов Совета Федерации и оформляется его постановлением. Если решение не набрало большинства голосов, президентский указ не утверждается, что также оформляется постановлением Совета Федерации. В данном случае указ Президента РФ о военном положении и сам режим военного положения прекращает свое действие со следующего дня после принятия такого решения Советом Федерации. Указ Президента РФ о чрезвычайном положении в таком случае утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования.

  1. Участие Совета Федерации в законодательном процессе.

В соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение Совета Федерации.

Конституционно закреплено, что федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовали более половины от общего числа членов этой палаты либо если палата его не рассмотрела в течение 14 дней. В случае отклонения Советом

Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. При этом федеральный закон повторно рассматривает Государственная Дума. При несогласии Государственной Думы с решением верхней палаты федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовали не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Этот порядок не действует для федеральных конституционных законов, в отношении которых «вето» Совета Федерации преодолено быть не может.

Конституция РФ (ст. 106) определяет, что в Совете Федерации должны быть рассмотрены принятые Государственной Думой федеральные законы: о федеральном бюджете; о федеральных налогах и сборах; о финансовом, валютном, кредитном, таможенном регулировании, денежной эмиссии; о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; о статусе и защите Государственной границы Российской Федерации; о войне и мире.

Если рассмотрение в Совете Федерации федеральных законов, принятых по вопросам, перечисленным в ст. 106 Конституции, не завершено в двухнедельный срок, оно должно быть продолжено на следующем заседании палаты и завершено принятием решения.

Если закон не входит в перечень обязательных к рассмотрению Советом Федерации, то ответственный комитет в своем заключении предлагает, то по истечении четырнадцатидневного срока в отношении закона, не подлежащего обязательному рассмотрению в верхней палате, закон направляется Президенту для подписания и официального опубликования.

В случае принятия решения об отклонении закона Совет Федерации выносит постановление, где может содержаться перечень разделов, глав, статей, по которым необходимо преодолеть разногласия с Государственной Думой, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии.

После этого в пятидневный срок Совет Федерации направляет в Государственную Думу свое постановление об одобрении или об отклонении федерального закона.

Таблица 1. Количество принятых Государственной Думой федеральных законов, отклоненных Советом Федерации и Президентом РФ

Год

Количество законов, принятых

Государственной Думой

Советом Федерации

Количество законов, отклоненных

Президентом РФ

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Всего:

2223

Одобренный Советом Федерации федеральный закон (вместе с текстом постановления Совета Федерации) в течение пяти дней направляется Председателем палаты Президенту для подписания и официального опубликования.

Заключение

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации играет важнейшую роль в государственной системе России. Важнейшая приоритетная цель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации – формирование законодательных основ деятельности государства и общества с учетом проводимой государственной политики и соблюдения интересов субъектов Российской Федерации.

В зависимости от порядка формирования он получал большую или меньшую легитимность, но всегда оставался ключевым элементом в механизме высшей государственной власти в России. Без него невозможно проведение эффективной государственной политики, в том числе, на международной арене. Опыт марта 2014 года, когда Совет Федерации дал незамедлительное и единогласное согласие на возможность использования вооруженных сил России на территории Украины для нормализации обстановки в соседней стране тем самым взяв на себя ответственность за возможные жертвы российских граждан, показал, что Совет Федерации осознает себя в качестве высшего конституционного органа, от которого во многом зависит государственная политика в России.

Список использованной литературы

  1. Ермошин П.Ю. О необходимости реформирования процедуры формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации / Проблемы современной науки и образования . 2014. № 4 (22) . С. 82-83.
  2. Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Под ред В.А. Виноградова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
  3. Магомедов Ш.Б., Магомедов М.М. совет федерации федерального собрания российской федерации в механизме обеспечения единого правового пространства России / Юридический вестник ДГУ . 2012. № 3 . С. 58-60.
  4. Савенкова Л.В. Актуальные вопросы предмета ведения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации / Научно-информационный журнал Армия и общество . 2011. № 1(25) . С. 118-123.
  5. Садовникова Г.Д.
  6. Смоленская А.А. Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата юр. наук. М., 2014 – 224 с.
  7. Яценко В.В. . 2012. № 2-1 . С. 121-124.

1 Садовникова Г.Д. Роль представительных учреждений в становлении гражданского общества (На примере Совета Федерации Федерального Собрания РФ) // Lex Russica . 2005. Т. LXIV. № 1 . С. 51-63.

2 Например, представителем от губернатора Воронежской области в Совете Федерации был всемирно известный минифутболист К.В. Еременко, который до назначения в Совет Федерации губернатором Воронежской области никогда в Воронежской области не жил и не работал.

3 Яценко В.В. О некоторых вопросах формирования Совета Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право . 2012. № 2-1 . С. 121-124.

4 Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

5 Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Под ред В.А. Виноградова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 392-399.

6 http://www.council.gov.ru/structure/machinery/vacancies/property/

7 Бакланов П.А. Профессиональная компетентность как основа конфликтологической культуры - М.: 2009. - 55 с. (Издано Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания РФ) / http://archiv.council.gov.ru/kom_home/comacf_inspect/information/item444.html

8 http://www.council.gov.ru/about/regulations/

9 При подготовке текста главы использованы материалы учебника - Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Под ред В.А. Виноградова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

10 http://www.council.gov.ru/press-center/news/39851/

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

6867. Совет Федерации: конституционный статус, новое в порядке формирования, полномочия 8.94 KB
Совет Федерации: конституционный статус новое в порядке формирования полномочия. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации далее Совет Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного представительного и от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации...
5498. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 327.36 KB
Понятие сущность источники формирования Федерального бюджета Российской Федерации. Проблемы мобилизации федеральных налогов в доходной части федерального бюджета. Правовое регулирование вопросов по формированию Федерального бюджета Российской Федерации.
14230. Реформа местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы 53.37 KB
Раскрыть процесс становления и развития реформы местного самоуправления, выделить проблемы реформирования местного самоуправления в России на современном этапе, определить реализацию целей реформы местного самоуправления и результаты принятия решений, рассмотреть перспективы развития реформы местного самоуправления в РФ на современном этапе.
19298. Совершенствование стратегии противодействия терроризму в российской федерации на современном этапе (на материалах суицидального терроризма) 249.05 KB
Практические условия и меры направленные на развитие эффективности системы образования и воспитания молодёжи с целью противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма. Идеологами от терроризма все активнее используется Интернет-пространство для возбуждения экстремистских...
6869. Взаимоотношения Совета Федерации и Государственной Думы 8.1 KB
Взаимоотношения Совета Федерации и Государственной Думы. В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного кредитного таможенного регулирования денежной эмиссии;...
7032. Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетный процесс в Российской Федерации 165.21 KB
Правовое регулирование деятельности органов власти в области бюджета. Понятие исполнения бюджета. Правовое регулирование деятельности Центрального банка РФ Федерального казначейства по кассовому исполнению бюджета органов Министерства по налогам и сборам по бюджетным вопросам. Права представительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по контролю за исполнением бюджета.
6870. Внутренняя структура, Регламент и организация работы Совета Федерации 8.55 KB
Внутренняя структура Регламент и организация работы Совета Федерации. Совет Федерации в нем работают назначенные представители от всех субъектов Федерации по человека от каждого региона. Структура Совета Федерации: Председатель Совета Федерации и его заместители они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ; 2 комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации их численность не может быть менее 10 человек причем все члены палаты обязательно должны входить в один из...
6778. Конституционный Суд Российской Федерации 27.11 KB
Конституционный контроль его задачи и формы осуществления Появление понятия конституционного контроля связано с разработкой теорий конституционного государства и разделения властей. Какие же органы могут осуществлять функцию конституционного контроля Законодательные органы в принципе могут контролировать соответствие нормативных актов органов исполнительной власти Конституции и законам. Поэтому орган конституционного контроля должен быть независим как от законодательных так и от исполнительных органов государственной власти с тем...
20060. Конституционный Суд Российской Федерации в системе органов правосудия 36.49 KB
Конституционный контроль должен быть одним из элементов государства, претендующего на то, чтобы именоваться правовым, стремящегося к созданию прочного общественно-политического строя, системы законности и защиты интересов граждан. Как специальный вид государственной деятельности он призван обеспечивать правильность применения Конституции и обусловленных ею законов, охранять политические, экономические, социальные и моральные ценности общества, основываясь на Конституции.
17104. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации 32.04 KB
Общая характеристика работы Актуальность темы исследования Конституция Российской Федерации гарантирует самостоятельное решение населением вопросов местного значения посредством прямого волеизъявления населения. Органы и должностные лица местного самоуправления реализуют свои полномочия по решению вопросов местного значения путем принятия правовых актов. В этой связи актуальным представляется установление природы нормативных правовых актов местного самоуправления поскольку именно они оказывают наибольшее регулятивное...

Совет Федерации – верхняя палата парламента РФ. В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Порядок формирования СФ закреплен в Конституции и в ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ».

Членом СФ может быть избран (назначен) гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта РФ, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом СФ, и обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы госвласти.

I. Член СФ - представитель от однопалатного законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом гос власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта РФ путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

Член СФ - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

В двухпалатном законодательном (представительном) органе госвласти субъекта РФ Федерации кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в СФ вносится (вносятся) на рассмотрение этого органа поочередно председателями палат . Группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ может внести на рассмотрение альтернативную кандидатуру (кандидатуры) для избрания представителя в СФ.

Решение законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ об избрании представителя в СФ от законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ - совместным постановлением обеих палат.

II. Представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) на срок его полномочий, не позднее трёх месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта РФ.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнит органа госвласти субъекта РФ) о назначении представителя в СФ от исполнительного органа госвласти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ). Указ (постановление) в 3ёхдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ, законодательный орган рассматривает этот указ и он вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в СФ от исполнительного органа госвласти субъекта РФ.

Орган госвласти субъекта РФ, принявший решение об избрании (о назначении) члена СФ, не позднее чем на следующий день после дня вступления решения в силу телеграммой уведомляет СФ о содержании решения и о дате его вступления в силу и не позднее 5ти дней со дня вступления решения в силу направляет его в СФ.

Избранный (назначенный) член СФ в пятидневный срок со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) направляет в СФ копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена СФ, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трёхдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

Полномочия члена СФ начинаются со дня принятия СФ решения о подтверждении полномочий данного члена СФ. Полномочия члена СФ прекращаются со дня принятия СФ решения о подтверждении полномочий нового члена СФ - представителя от того же органа гос власти субъекта РФ.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Почти во всех странах, где есть парламент, он разделен на две палаты. Такая конфигурация - удобный способ создания системы сдержек и противовесов. Если одна палата склоняется к радикализму, другая должна блокировать ее решения или менять законопроекты, делая их более приемлемыми и эффективными. Подобное устройство зародилось на Западе и было перенято в современной России. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - это верхняя палата парламента (нижней является Государственная дума).

Место в парламенте

Верхняя палата появилась в российском парламенте в 1990 году. Однако тот прообраз Совета Федерации имел с ним мало общего и был порождением советской государственности. Все изменилось в 1993 году, когда в стране начала действовать новая конституция. Согласно ей и был учрежден Совет Федерации Структура парламента закреплена в статье 95 основного закона РФ.

Между двумя палатами Федерального Собрания есть принципиальные отличия в их порядке формирования и компетенции. Совет был наделен значительными полномочиями, что закрепило за ним статус фундаментальной основы государства. В последнее время этот орган все чаще называют сенатом, а его членов - сенаторами. Эта тенденция прослеживается как в неофициальной публицистике, так и в выступлениях официальных государственных лиц и важнейших чиновников страны.

Полномочия

Широкие РФ полностью описаны в российской конституции. Верхняя палата может отклонить или одобрить любой закон, до этого принятый в Государственной думе.

Подобные документы делятся на несколько типов. В первую очередь это федеральные законы. Полномочия Совета Федерации РФ таковы, что они отклоняются обычным математическим большинством голосов или пассивным нерассмотрением в течение 14 дней. В то же время статус некоторых законов может априори делать их обязательными для попадания к сенаторам. В таком случае механизм с игнорированием документа не применяется.

Законотворчество

Обязательны для рассмотрения в Совете Федерации законы, затрагивающие федеральный бюджет, федеральные сборы и налоги, финансовое, кредитное, валютное и таможенное регулирование. Также к этой группе относятся вопросы войны и мира, защиты и статуса государственной границы, денонсации и ратификации международных договоров и, наконец, денежной эмиссии.

Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобряет закон, бумага попадает на подпись президенту. 112 голосов (две трети сенаторов) преодолевают вето главы государства, а 126 голосов (три четверти сенаторов) одобряют законы о конституционных поправках и федеральные конституционные законы.

Назначения

Две трети голосов Совфеда могут отрешить президента от его должности. Сенаторы назначают судей Верховного Суда, Конституционного суда, Высшего арбитражного суда и членов в Президиуме Верховного Суда. Помимо всего прочего, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решает, кто займет должность Генерального прокурора и его заместителей. назначает два представителя в Национальный банковский совет. Она определяет аудиторов Счетной палаты и заместителя ее председателя.

Органы Совета Федерации РФ назначают треть членов ЦИК - Центральной избирательной комиссии, регулирующей процесс выборов в стране. Также они определяют кто будет одним из участников Коллегии Федеральной комиссии, следящей за рынком ценных бумаг. Представители сената входят в Совет по вопросам государственной службы при российском президенте.

Другие функции

Есть полномочия и не связанные с назначениями, которыми обладает Совет Федерации. Конституция гласит, что именно он утверждает новые границы между субъектами РФ, а также о введении в стране чрезвычайного или военного положения. Верхняя палата определяет дату выборов главы государства.

Совфед (председатель Совета Федерации РФ и сенаторы) имеет право вести работу в режиме собственных заседаний. Они проходят по 1-2 раза в месяц в период с октября по июль. Заседания могут быть внеочередными, если поступает такое предложение президента, премьер-министра, правительства, пятой части членов Совфеда или региона России. Для кворума необходимо присутствие половины членов верхней палаты парламента. Если 50% не набирается, то заседание признается неправомочным. Как правило, Совет Федерации работает в открытом режиме, однако если это предусматривает регламент, режим может быть и закрытым.

Приоритетность в работе

У задач сената есть определенная приоритетность. В первую очередь рассматривается послание президента Федеральному Собранию и его обращения. Далее идут поправки к Конституции, проекты конституционных и федеральных законов. Некоторые из них могут иметь статус подлежащих обязательному рассмотрению. Третьими в этой очередности являются направления запросов и предложения в Конституционный суд. Последними рассматриваются принятые Государственной думой федеральные законы, касающиеся вопросов денонсации и ратификации международных договоров.

Заседания Совета Федерации проходят согласно регламенту. У сенаторов есть возможность выступить с содокладом, докладом, заключительным словом. Также они вправе участвовать в прениях, делать заявления и обращения.

Порядок формирования

Как гласит закон о Совете Федерации, в него попадают по два представителя от субъекта РФ. Один представляет местный парламент, другой - исполнительную власть. Срок полномочия сенатора - два года. Состав Совфеда меняется постепенно вместе со сменой власти в субъектах.

Согласно регламенту члены верхней палаты парламента обладают неприкосновенностью. Они не могут привлекаться к уголовной и административной ответственности за выражение своей позиции и мнения при голосовании. Совет Федерации структурируется и формируется по принципу беспартийности. Его члены не создают объединений или фракций, как это принято в Государственной думе.

Срок полномочий Совета Федерации в целом ничем не ограничен. В отличие от этого органа подвергается «мягкой ротации». Это значит, что срок полномочий каждого его членов определяется региональным органом власти. Конституция предусматривает только три возможности, при которых Государственная дума и Совет Федерации России собираются вместе. Это заслушивание посланий Конституционного суда, посланий президента и выступлений иностранных глав государств. В целом каждая палата придерживается принципа невмешательства в дела другой.

Состав

В Совете Федерации 170 членов. Они разделены на комитеты (по вопросам обороны и безопасности, по судебно-правовым вопросам и конституционному законодательству, по налоговой политике, бюджету, финансовому регулированию и т. д.). Одно из подразделений отвечает за социальную политику. Другое регулирует имущественные отношение и экономические реформы. Наконец, есть комитеты по делам СНГ и международным делам. Часть сенаторов задействована в подразделениях по культуре, науке, образованию и аграрной политике.

Каждый комитет подготавливает заключения по вопросам, которые относятся к его ведению. Также он разрабатывает и рассматривает законопроекты, предлагаемые на внесение в Государственную думу. Комитеты могут инициировать В такие подразделения входят все члены Совета Федерации кроме председателя и нескольких его заместителей. Каждый сенатор может входить только в один комитет, в составе которого должно быть не меньше 10 человек. Распределение по «секторам» должно быть утверждено общим голосованием (необходимо большинство голосов).

Председатель

Совет Федерации возглавляется председателем. С 2011 года и по сей день эту должность занимает Валентина Матвиенко. У председателя много организационных и представительских полномочий. Он ведет заседания определяет внутренний распорядок палаты, подписывает ее постановления, распределяет функции между своими заместителями.

Председатель направляет в комитеты законопроекты, принятые Госдумой, а также законопроекты, которые в Госдуму предлагается внести. Избирается он тайным голосованием. Кандидатура утверждается половиной и одним голосом.

Ход работы и взаимоотношения с президентом

Правительство РФ, Совет Федерации и другие федеральные государственные органы должны работать в унисон, поэтому в Совфеде всегда есть определенная повестка дня. Она формируется председателем и основывается на предложениях комитетов и комиссий верхней палаты. Самостоятельно вопрос на повестку дня может выдвинуть группа сенаторов из как минимум 10 человек, а также двое сенаторов, представляющих один субъект РФ. Свои правки в распорядок может вносить специальный представитель президента в Совете Федерации.

Глава государства взаимодействует с верхней палатой парламента и другими способами. Традиционно важным остается ежегодное послание президента Федеральному Собранию. В нем первое лицо формулирует основные проблемы и задачи, которые встали перед государством и которые нужно решать в первую очередь. К примеру, это может быть вызов, связанный с необходимостью реформы налогообложения или банковской системы. В таком случае и Госдума, и Совфед должны рассмотреть предложенные инициативы президента.

История формирований

Первый Совет Федерации работал в 1994-1996 гг. Он был переходным и поэтому в качестве исключения был избран непосредственно населением, а не органами власти субъектов РФ. Его предстателем стал Владимир Шумейко.

Второй Совет Федерации также запомнился как «губернаторско-спикерский». Он заседал в 1996-2001 гг. Его председателем был Отличительная черта того Совета Федерации - он состоял из губернаторов и председателей местных законодательных собраний. Сенаторы работали не нерегулярной основе, время от времени встречаясь в Москве.

Третий период формирования Совета Федерации пришелся на 2002-2012 гг. Именно тогда он окончательно избавился от своих переходных черт и принял устойчивую форму. Председателем того Совфеда был Сергей Миронов, а с 2011-го - Валентина Матвиенко. Четвертая верхняя палата парламента была образована в конце 2012 года. Она действует и сегодня. Переформатирование было связано с принятием нового федерального закона о Совете Федерации.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869): палата состояла из 178 представителей субъектов Российской Федерации - глав законодательных (представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (по должности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.

8 августа 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336). В состав палаты входили представители, избранные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определялся сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако по представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могли быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором осуществлялось его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Членом Совета Федерации мог быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации мог быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

Полномочия члена Совета Федерации () начинались со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступал к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносились на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе - поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов могла внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принималось тайным голосованием и оформлялось постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа - совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформлялось указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

С 1 января 2013 года вступил в силу , согласно которому наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий вышеуказанным требованиям.

Кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Председатель, фракция, группа депутатов вправе внести на рассмотрение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не более одной кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и должно быть принято в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие установленным Федеральным законом требованиям и ограничениям, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем на следующий день после дня его вступления в должность. Данное решение оформляется соответствующим указом (постановлением).

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации, не позднее дня, следующего за днем вступления решения в силу, направляет его в Совет Федерации и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении его полномочиями члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации – представителя от этого же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Российской Федерации «О поправке к Конституции Российской Федерации о Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» внесены изменения в Конституцию Российской Федерации, в соответствии с которыми представителей Российской Федерации в Совете Федерации назначает и освобождает Президент Российской Федерации.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е. С. Строев, прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В. Ф. Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

Совет Федерации может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Временная комиссия создается Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии.

Каждый член Совета Федерации обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты. Председатель Совета Федерации не может быть членом комитета Совета Федерации. Первый заместитель Председателя Совета Федерации и заместители Председателя Совета Федерации могут состоять в одном из комитетов Совета Федерации. В состав комитета палаты должны входить не менее 11 и не более 21 члена Совета Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета палаты оформляется постановлением Совета Федерации. Комитет Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты. Член комитета палаты вправе входить в состав любых подкомитетов этого комитета.

Советом Федерации образованы:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера;

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;

Комитет Совета Федерации по международным делам;

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;

Комитет Совета Федерации по экономической политике;

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;

Комитет Совета Федерации по социальной политике;

Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре;

Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

Решение о реорганизации или ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов принимается в порядке, установленном Регламентом Совета Федерации.

Комитеты Совета Федерации осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Заседания комитета Совета Федерации, как правило, проводятся открыто. Комитет Совета Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания по предложению членов комитета, а также в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.

По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.

Совет Федерации принимает Регламент , в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.



 

Возможно, будет полезно почитать: