Участок в муниципальной собственности – делим правильно. Как разделить земельный участок? Раздел с измененным земельным участком

Раздел земельных участков — это образование из исходной территории нескольких новых земель. Данная процедура регламентируется положениями Земельного кодекса и соответствующими Федеральными законами.

Следует отличать понятие раздела землевладения, находящегося в общей собственности, от понятия выдела, находящегося в долевой. Рассмотрим все определения, относящиеся к данной теме, а также основные принципы разделения, условия, при которых оно производится и особенности процедуры регистрации прав на вновь созданные земельные территории.

Нормативное регулирование

Рассмотрим основные положения действующего законодательства. В каждом конкретном случае будем полагаться на нормы Жилищного кодекса и соответствующих Федеральных законов.

Раздел

При разделе одного землевладения происходит образование нескольких новых, а первоначальное прекращает своё существование, исключая случаи, прописанные в положениях Земельного кодекса и соответствующих Федеральных законах.

При разделении получает право на все вновь образованные в результате раздела владения. Если земля, подлежащая разделу, находилась в общей собственности, её участники сохраняют свои права на все вновь образованные территории, за исключением случаев, установленных во взаимном соглашении этих участников.

Если землевладение было предоставлено садоводческому, дачному некоммерческому или огородническому объединению граждан, то его раздел производится на основании проектов застройки и организации территории данного объединения либо на основании иных правоустанавливающих документов, устанавливающих порядок распределения. При разделении такой территории образовывается от одного до нескольких новых земель, целевое назначение которых — ведение дачного строительства, огородничества, садоводства либо использование в качестве общего имущества. При этом участок, раздел которого был произведён, становится изменённым и сохраняется в изменённых границах.

Если территория была предоставлена в целях комплексного освоения территории для жилищного строительства, её раздел выполняется лицом, с которым заключался договор аренды, на основании проекта межевания территории, утверждённого в порядке, регламентируемом законом о градостроительной деятельности.

Раздел земельных участков, принадлежащих государству (муниципальных), происходит с образованием одного либо нескольких земель, но с сохранением изменённых границ первоначальной территории.

Выдел земельного участка

Выдел производится в случаях выдела доли/долей из участка, находящегося в долевой собственности граждан. При этом образуются один либо несколько новых участков, а первоначальная территория сохраняется в изменённых границах.

Выдел по заявлению участника «долевки» предполагает возникновения права на вновь образованную землю вкупе с утратой долевого права на изменённый участок. Прочие участники долевой собственности (не заявители) сохраняют долевые права на изменённый участок, при этом учитывается изменение объёма их доли в праве долевой собственности.

Таким образом, раздел земельных участков находящихся в общей долевой собственности является выделом.

Требования

  1. Максимальные и минимальные (предельные) размеры территории определяются градостроительными регламентами, если в отношении участков эти регламенты установлены в законодательном порядке. В противном случае предельные размеры устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом и соответствующими Федеральными законами.
  2. Границы земель не должны находиться на пересечении с границами населённых пунктов и/или муниципальных образований.
  3. Нельзя разделять/образовывать земельные участки, если это приведёт к невозможности использования расположенных на них недвижимых объектов.
  4. Нельзя разделять, выделять или перераспределять участки в случаях, когда в отношении этих участков сохранены обременения/ограничения, не позволяющие использовать территорию.
  5. При разделе не должно происходить изломанности, вкрапливания, вклинивания границ, чересполосицы, невозможности размещения на участке объектов недвижимости и прочих препятствующих использованию недостатков.

Раздел земельных участков, находящихся в частной собственности

  1. В данном случае разделение можно произвести только при наличии оформленного письменно согласия всех землевладельцев, землепользователей, залогодержателей, арендаторов. Такое согласие не требуется только, если раздел будет производиться на основании судебного решения.
  2. Первоначальные участки прекратят своё существование с момента госрегистрации права, иных вещных прав на все вновь образованные земли.
  3. Собственник приобретёт право собственности на все образованные земли, включая право общей собственности.
  4. Если в отношении первоначального участка были установлены сервитуты, они сохраняются и в отношении новых земель в прежних границах.
  5. Новые земли требуют обязательной постановки на кадастровый учёт.

Перечислим документы, которые необходимо предоставить

  1. Основание для госрегистрации: это может быть решение о разделе участков, относящихся к муниципальной, государственной собственности, соглашение о разделе, выделе, перераспределении, иной документ, который может являться основанием в соответствии с законодательством.
  2. Правоустанавливающий документ на первоначальный участок, который был разделён.
  3. Согласие вышеперечисленных лиц на раздел земли, заключённое в письменной форме.
  4. Заявление вкупе с документами будет рассмотрено должностными лицами в течение пяти дней с последующим принятием решения о госрегистрации и постановкой земли на кадастровый учёт.

Итог

Раздел земельных участков: принципы, условия и процедура прописаны в Земельном кодексе и соответствующих Федеральных законах.

  1. Следует отличать понятия раздела земли от её выдела: в первом случае земля находится в общей собственности, а во втором — в долевой.
  2. Вновь образованные территории обязательно нужно поставить на кадастровый учёт, а права на каждый участок зарегистрировать в соответствующем государственном органе.
  3. Прежде чем приступать к разделению земли, необходимо заручиться согласием всех землевладельцев, землепользователей, залогодержателей, арендаторов, выраженным в письменной форме.
  4. Согласие всех землевладельцев, землепользователей, залогодержателей, арендаторов не требуется, если решение о разделении было вынесено в судебном порядке.

По ряду причин может возникнуть необходимость разделения участка земли, находящегося в бессрочном пользовании или аренде. Эти участки находятся в собственности у государства или местного органа власти – у муниципалитета или администрации.

Регулируется такой раздел положениями Земельного кодекса, отображённого в статье 11.4 .

Если земля находится в государственной собственности или принадлежит муниципалитету, исходный участок после его разделения остаётся в прежних границах

Такой подход, например, применяется в случае разделения земли, принадлежащей (кооперативу, то есть, товариществу садоводов или огородников), – исходная территория остаётся в прежних границах, внутри которых производится межевание на небольшие участки, передаваемые в пользование садоводам и огородникам (ст. 11.4).

В законе предусмотрено несколько категорий участков, которые можно разделить на части с сохранением исходных границ.

Это участки:

  • прошедшие регистрацию в кадастровой системе и учтённые как «единое землепользование»;
  • предоставленные в пользование некоммерческим организациям (например, садоводческим товариществам);
  • предоставленные для комплексного освоения, в том числе строительства жилых домов, по договору.

Условия и особенности разделения

Основное условие для разделения государственной или муниципальной земли – это её нахождение в бессрочном или безвозмездном пользовании, а также в аренде.

К земле выдвигаются следующие требования:

  • она не должна быть арестована;
  • не выступает в качестве залога;
  • не изъята государством из оборота;
  • за неё уплачен земельный налог.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса утверждение заявления о разделении производится органами государственной власти или местного самоуправления. Основанием служит обращение физических или юридических лиц и подача заявления. Такое заявление рассматривается в течение месяца.

Все землеустроительные документы заинтересованное лицо оформляет за свой счёт

То есть, предварительно необходимо обратиться к кадастровому инженеру с просьбой о межевании. После определения границ и согласования их с соседями подписывается акт о согласовании, а затем оформляется межевой план. С этими документами нужно обратиться в органы самоуправления и подать заявление.

Муниципалитет самостоятельно подаёт запрос в кадастровую палату. В органы местной власти возвращаются уже готовые документы (кадастровый паспорт и план для каждого участка), которые заявитель должен получить на руки.

Алгоритм действий и документы

В ряде случаев заинтересованные лица самостоятельно подают документы в органы кадастра, а затем и в Росреестр, чтобы максимально ускорить прохождение регистрации.

Алгоритм действий выглядит следующим образом:

  1. Обращение к кадастровым инженерам и составление межевого плана.
  2. Подача заявления в муниципалитет или орган государственной власти (в зависимости от того, кому принадлежит земля – непосредственно федеральным властям или муниципальному образованию). К заявлению обязательно прилагается межевой план.
  3. Ожидание решения в течение тридцати дней. Письменное решение выдаётся вместе со схемой участков на общем кадастровом плане и копией документов, предоставляющих право на пользование указанной территорией.
  4. Постановка участка на кадастровый учёт и получение кадастрового паспорта и плана. Этот орган делит участок и выдаёт соответствующие документы на основании полученного на предыдущем этапе разрешения.
  5. Прохождение регистрации.

В Росреестр подаются следующие бумаги:

  • заявление;
  • паспорт и его копия (или доверенность);
  • документы, подтверждающие право пользования (например, постановление о выделении земли);
  • план и , выданный органами кадастра;
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины (за регистрацию взимается 350 рублей с каждого нового участка).

Разрешение органов власти или местного самоуправления не требуется, если разделяется участок, принадлежащий кооперативу, предоставленный для комплексного освоения или находящийся в границах застроенных территорий.

Трудности при разделении

Основной проблемой может быть отказ органов власти или самоуправления выдать разрешение на разделение исходного участка

Следует уточнить, что отказ произведён на законных основаниях, если:

  • площади образованных участков больше или меньше установленной нормы (она определяется в каждом муниципалитете отдельно
  • согласно 33-й статье Земельного кодекса);
  • отсутствуют подъезды к каждому из участков;
  • представлены не все документы;
  • имеются нарушения в оформлении документов (фактическое несоответствие требованиям законодательства).

В случае отказа по другой причине любой гражданин имеет право подать исковое заявление в суд, который и поможет произвести раздел в соответствии с действующим законодательством.

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном освоении территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах:

1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;

2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

Основным документом, регулирующим раздел, выдел земельных участков, является Земельный Кодекс РФ (далее - ЗК РФ).

Раздела земельного участка – это один из способов образования одного участка или нескольких самостоятельных земельных участков.

На основании пункта 4, пункта 7 статьи 22.2 Федерального Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе земельного участка. Одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки подается заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. Государственная регистрация перехода или прекращения прав на указанные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.

Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, являются:

1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;

2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;

3) иной документ, на основании которого в соответствии с Законом о регистрации и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

По общему правилу п. 2 ст. 11.2 и п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки. При этом имеется в виду, конечно, не фактическое, а юридическое прекращение существования разделенного земельного участка, который перестает существовать в качестве объекта земельных и гражданско-правовых отношений.

В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).

При этом не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В соответствии с п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Исключение составляет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения установлен статьями 13, 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Данной нормой установлено, что, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленных ЗК РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером.

Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.

Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.

При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей, органу местного самоуправления поселения и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем земельного участка или земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке.

Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации.

В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.

Ирина Спиранская,

главный специалист-эксперт Омского отдела

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.



 

Возможно, будет полезно почитать: