Возникновение международного права. Возникновение международного публичного права и его периодизация Причины появления международного права с 1945 года

  • Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части
  • Контрольная работа: Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части

  • Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих
  • Контрольная работа: Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих

    Дипломная работа: Значение мотива и цели преступления в уголовном праве

    Реферат: Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве

    Контрольная работа: Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах

    История возникновения и развития международного права

    Реферат: История возникновения и развития международного права

    Введение

    Международное право в историческом развитии

    Современное международное право

    Система и источники современного международного права

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существовавший в первобытно - общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать догосударственным межплеменным "правом". Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное право.

    В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими причинами, как международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития государств, уровень знаний, степень развития коммуникационных связей ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры, военного потенциала и так далее.

    Ни одно государство, ни в какую эпоху не могло существовать длительное время абсолютно изолированным от других государств. Тысячами нитей (политическими, экономическими, военными, культурными, научными и так далее) оно было связано с другими. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникационных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно-разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, международное право является естественным продуктом исторического развития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, оно будет развиваться и далее по законам диалектики.

    Цель работы рассмотреть основные вопросы возникновения и развитие международного права, а также определить роль, место и задачи международного права в развитии многофункциональных отношений СНГ.

    Международное право в историческом развитии

    Древние века

    Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере испытывали на себе влияние их общественно-экономической основы - рабовладения. О систематических международных отношениях рабовладельческих государств можно говорить применительно к концу III - началу II тысячелетия до нашей эры.

    Особенностью этих отношений был их очаговый характер, то есть первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей.

    Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся: законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.

    Практика выработала определенные типы договоров: о мире; союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже; торговле; нейтралитете и другие.

    Немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также с подвластными ей провинциями.

    От падения Римской империи до Вестфальского мира

    Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Вместе с тем эти нормы обогащались и получали дальнейшее развитие.

    Одной из особенностей феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римские папы осуществляли такое влияние, опираясь на каноническое право, формировавшееся постановлениями церковных соборов и" папских указов.

    Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказывал ислам.

    В этот период еще не было общего для всех государств международного права. Применение международно-правовых норм связывалось с существованием нескольких регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатов на территории Индии и Китая, Киевской, а позднее - Московской Руси.

    В сфере посольского права следует выделить появление с XV века постоянных посольств. Нарушение неприкосновенности послов подвергалось суровому наказанию. Стало складываться суждение, что основанием их прав и привилегий является суверенитет государя, от имени которого они действовали.

    Военные обычаи в средневековый период оставались весьма жестокими. Различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось. Захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы.

    В ходе военных действий применялось "право добычи" захватившей ее стороны.

    Мирные средства разрешения международных споров стали обогащаться в связи с достаточно широким обращением к третейским судам и арбитражу.

    ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

    Возникновение и основные этапы развития международного права

    Международное право появилось вместе с возникновением государства и прошло слож­ный путь развития.

    В литературе предлагают различную периодизацию истории формирования международного права. И.И. Лукашук выделяет следующие периоды:

    Предыстория международного права (с древних веков до конца средних);

    Классическое международное право (с конца средних веков до принятия Статута Лиги Наций);

    Переход от классического к современному международному праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН);

    Современное международное право.

    В древние века субъектами международных отношений были не государства, а их властители. Международные нормы имели религиозный характер. Вместе с тем, появилась возможность нормативного регулирования межгосударственных отношений. Были выработаны формы нормативного регулирования - обычаи и договоры. Последние по форме, мало чем отличались от нынешних договоров. Однако, заключение договора скреплялось религиозной клятвой и сопровождалось обрядом жертвоприношения, иногда международные договоры обеспечивались обменом заложников.

    Широкое распространение получили торговые договоры, чаще всего их заключали для признания прав за иностранцами. На взаимных началах между древнегреческими государствами был создан институт защиты прав иностранцев, предусмотрена выдача политических беженцев.

    Государства постоянно направляли друг другу посольские миссии, послы пользовались неприкосновенностью.

    Войны были повсеместным явлением, ведение войны считалось справедливым делом. Законы и обычаи войны закрепляли право сильного: проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя.

    Появились нормы, регулирующие статус территорий, устанавливалась свобода плавания в открытом море.

    В средние века заключались мирные и союзные договоры.Международные связи развивались внутри региона. Регулирование межгосударственных отношений осуществлялось обычаями. Предметом соглашений между государствами были договоры о мире, союзе, торговле, территориальных изменениях. Договоры заключались в письменной форме, появился институт гарантии договоров со стороны третьих государств.

    Сформировалось посольское право: появились первые инструкции для послов, по прибытии в страну посол вручал верительные грамоты, нарушение неприкосновенности послов влекло наказание.

    Сложилась обычная норма о праве прибрежного государства иметь территориальное море, его ширина определялась в соответствии с «правом пушечного выстрела», сформировались обычаи морской торговли.

    Военные обычаи оставались жестокими, не было различия между воинами и мирными жителями, но была сделана попытка запретить отдельные виды оружия (арбалеты).

    Появилась практика рассмотрения международных споров в третейских судах и арбитражах. В качестве арбитров выступали духовные и светские лица.

    Важное значение имел Вестфальский трактат 1648 г, который установил систему европейский государств, их границы равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры.

    Классическое международное право. Идея международного права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист, дипломат Гуго Гроций. В своем труде “О праве войны и мира” он впервые детально обосновал существование «права, кот определяет отношения между народами и правителями». В практике государств он не находит доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем, он допускает, что «известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения, как между всеми государствами, так и между большинством из них».

    Возникла доктрина международного права. Начало формироваться международно-правовое сознание. Значительное число международных норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще дипломатами использовалась юридическая аргументация. Великая французская революция оказала влияние на развитие международного права. Основами внешней политики Франции были провозглашены “всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от всякой войны с целью завоевания. Международное право стало необходимым регулятором значительного объема международных отношений.

    Территориальные вопросы стали решаться на основе принципа территориального верховенства государств, Швейцария получила статус постоянного нейтралитета, на уровне договоров был закреплен режим свободы судоходства по международным рекам.

    Получили правовое оформление вопросы о праве убежища и о правовом режиме иностранцев, было введено деление дипломатических агентов на классы и ранги. Венский конгресс 1814-1815 г запретил работорговлю, на Парижском конгрессе 1856 г официально было отменено каперство.

    С развитием почты, телеграфа, железнодорожных сообщений остро стал вопрос об их международно-правовом регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, который установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г. была принята Конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя ж/д конвенция.

    На Гагаских конференциях мира (1899 г, 1906-1907 г.г.), было принято большое количество конвенций, направленных на гуманизацию правил ведения войны.

    На этапеперехода от классического к современному международному праву в 1919 г. была учреждена Лига Наций, первая универсальная организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами. О развитии механизма международно-правового регулирования свидетельствуют положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению, все международно-правовые споры. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата международного правосудия - первый постоянный международный суд. Важным шагом в направлении к современному международному праву было принятие в 1928 г. Парижского пакта (Пакт Бриана-Келлога) об отказе от войны как орудия национальной политики.

    На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному международному праву.

    Фундамент современного международного права был заложен Уставом ООН, положения которого отражали новое мышление. Устав закрепил становление новых принципов и норм между­народного права, прежде всего таких, как уважение суверенитета государств и признание их равноправия, невмеша­тельство в их внутренние дела, а позднее - отказ от войны как орудия национальной политики, неприменение силы или угро­зы силой, самоопределение народов и наций, уважение прав и свобод человека. В соответствии с Преамбулой Устава Организации Объе­диненных Наций между­народное право призвано юридическими средствами «избавить грядущие поколения от бедствий войны», обеспечить поддержа­ние международного мира и безопасности, «содействовать соци­альному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе».

    Современное международное право декларирует запрет аг­рессивных, захватнических войн, насильственных способов ре­шения межгосударственных споров, квалифицирует такие дей­ствия как преступление против мира и безопасности человече­ства.

    Сущностью современного международного права стал принцип мирного сосуществования государств . Устав Организации Объединенных Наций закрепил решимость государств «прояв­лять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как доб­рые соседи».

    В основу международных отношений был положен принцип сотрудничества . Государства приняли на себя обязательства развивать дружественные отношения между государствами «независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития» (Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государства­ми в соответствии с Уставом ООН).

    Классическое международное право рассматривалось как «право цивилизованных народов», право «христианских государств». В соответствии с таким подходом из равноправного общения исключались слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

    В современных отношениях государства признают «всеобщее значение прав человека и основных свобод , уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами» (Заключительный Акт СБСЕ 1975 г).

    В литературе выделяют четыре основных этапа развития международного права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и современный. Представляется целесообразным рассмотреть каждый из этих этапов.

    Международное право как особая правовая система начало складываться и развиваться с возникновением государств и зарождением системы определенных отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере в то время были обусловлены рабовладением как общественно-экономической основой межгосударственных отношений. О возникновении систематических международных отношений между рабовладельческими государствами можно говорить применительно к концу III - началу II тысячелетия до н.э.

    Основной особенностью этих отношений, как это подчеркивается в литературе, был их очаговый характер. Первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств (долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, побережья Эгейского и Средиземного морей).

    Одним из самых древних дошедших до современных историков международных договоров является договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III , заключенный в 1278 г. до н.э., в котором восстанавливались дружественные отношения между двумя государствами после длительной войны, заключались оборонительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутренних беспорядков и взаимная выдача перебежчиков. Этот договор послужил образцом для многих международных соглашений.

    Источником международного права, сохранившимся до нашего времени, можно считать и Законы Ману (I век н.э.), достаточно подробно урегулировавшие вопросы посольского права. Дипломатическую деятельность осуществляли древнегреческие города-государства, обменивавшиеся многочисленными посольствами и заключавшие договоры о военной помощи.

    Существовал институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушениям международных договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей договора налагался крупный штраф, который в случае неуплаты взыскивался с помощью вооруженных сил.

    В период древнеримской республики послы выбирались в сенате и обязаны были давать отчет о своей деятельности. В период империи происходит становление "права народов" (jus gentium) как особой правовой системы.

    В это время уже проводится различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Возникает один из важнейших принципов международного права - принцип соблюдения договоров (pacta sunt servanda), при этом нарушение договора рассматривалось как нарушение божественного права.


    Итак, международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер, что было обусловлено особым характером общественных отношений. Эти особенности отразились в зарождавшихся институтах международного права, которые затрагивали законы и обычаи войны. Приблизительно в этот же период начало зарождаться право международных договоров и появился институт обмена послами. Правовой режим иностранцев также претерпел существенные преобразования.

    Развитие международного права в эпоху феодализма характеризуется некоторой "заторможенностью". В первую очередь, это обусловлено существованием так называемого "кулачного права". Война и только война признавалась справедливой формой разрешения международных споров.

    В этот период заключаются в основном договоры о военных союзах, мирные соглашения. Так, торговые города заключали союзы (Ганзейский союз) для защиты торговли и торгующих граждан. Международное признание получили сборники, кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие обоснованием принципа свободы открытых морей. Отмечается некоторая регламентация "законов и обычаев войны", начинает складываться консульское право.

    Активную роль в феодальных международных отношениях играла церковь, особенно католическая. Периодически проводившиеся соборы играли роль кодификаторов обычных норм международного права. Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность многих международно-правовых норм рабовладельческого периода. Вместе с тем эти нормы обогащались и получали дальнейшее развитие. Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказывал ислам.

    Итак, в этот период еще не было общего для всех государств международного права. Феодальная раздробленность обусловила применение международно-правовых норм в нескольких регионах Западной Европы, в Византии, арабских халифатов на территории Индии и Китая, Киевской, а позднее - Московской Руси.

    Буржуазный период истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств и с утверждением новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественного права, которые были провозглашены в актах французской революции конца XVIII в.

    В этих теориях феодально-абсолютистским взглядам на государство и на положение в нем человека были противопоставлены идеи естественного происхождения права, всеобщей морали, а также принципы невмешательства в дела другого государства, территориального верховенства, соблюдения международных договоров.

    Немаловажно, что в этот период суверенитет государства начинает связываться с суверенитетом народов. Все народы, а следовательно, и государства независимы и равноправны, обладают рядом основных прав и обязанностей. Одна из них - делать в мирное время как можно больше добра, а во время войны - причинять друг другу как можно меньше зла.

    Буржуазный период истории международного права также характеризуется гуманизацией правил ведения войны, что было установлено в принятой в Петербурге в 1868 г. Декларации о запрещении разрывных пуль.

    Под влиянием идей естественного права по-новому стали решаться вопросы территориальных изменений между государствами. В практику был введен новый демократический институт - голосование на основе плебисцита, т.е. учитывалось волеизъявление населения передаваемой территории.

    В международном праве утверждается принцип свободы открытого моря, чему в немалой степени способствовала провозглашенная Россией 28 февраля 1780 г. Декларация о вооруженном нейтралитете, требовавшая обеспечение свободы морского судоходства для нейтральных государств.

    Существенное содействие международно-правовому развитию оказали в этот период ряд важных международных конгрессов и конференций.

    Понятие и сущность международного права

    В литературе выделяют два типа правовых систем - международное право и внутреннее право государств. Они существуют независимо друг от друга, имеют как общие черты, так и специфические, присущие им как самостоятельным системам права.

    Общие черты следующие: обе системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно. И международное право, и внутригосударственное право обладают сходной структурой: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а "первичным элементом" обеих систем являются правовые нормы.

    Среди отличительных черт принято выделять:

    1) предмет регулирования. Предметом национального права являются отношения между субъектами национального права отдельных государств, которые ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции.

    Международное право регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права, к которым относятся государства, народы, борющиеся за свою независимость, международные организации, государствоподобные формирования;

    2) способ создания правовых норм. Как правило, нормы национального права создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности, в то время как нормы международного права создаются его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения;

    3) источники права. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д., в то время как международно-правовые нормы выражаются в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций;

    4) субъекты права. Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д. К субъектам международного права относятся адресаты международно-правовых норм и их создатели.

    Итак, международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

    Функции международного права

    Под функциями международного права принято понимать основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Функции международного права отличаются многообразием и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений. Результатом действия международного права является возникновение, упорядочивание, прекращение или сокращение каких-то отношений.

    Выделяют следующие функции:

    1) стабилизирующая - ее значение состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным;

    2) регулятивная - при ее выполнении устанавливается международный правопорядок и соответствующим образом регулируются общественные отношения;

    3) охранительная - состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом;

    4) информационно-воспитательная - состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

    Соотношение международного и международного частного права

    К международному частному праву традиционно относят правила поведения и взаимоотношения участников международных отношений негосударственного характера. Имеются в виду прежде всего гражданско-правовые и родственные им отношения с иностранным (международным) элементом. Такие правила содержатся как во внутреннем праве государств, под юрисдикцией которых находятся соответствующие физические и юридические лица, так и в международных договорах и международных обычаях.

    Международное частное право представляет собой совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.

    В литературе выделяют несколько точек зрения по вопросу о соотношении международного публичного и международного частного права. Некоторые ученые придерживаются точки зрения, согласно которой международно-правовая система состоит из двух подсистем: международного права, регулирующего отношения между государствами и другими его субъектами, и международного частного права, регулирующего гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения с участием иностранных предприятий и граждан.

    В соответствии с другой точкой зрения международное частное право представляет собой независимую правовую систему и включает в себя нормы как международного права, так и национальных правовых систем.

    Однако большая часть исследователей считает, что международное частное право является не самостоятельной правовой системой, а комплексным образованием, включающим в себя как международно-правовые, так и внутригосударственные нормы, регулирующие более или менее однородные отношения.

    Таким образом, современное соотношение международного публичного и международного частного права характеризуется их сближением, взаимопроникновением, поскольку, с одной стороны, международные отношения с участием физических и юридических лиц вышли за гражданско-правовые рамки, охватив вопросы семейного, административного, трудового права, с другой стороны, международные договоры стали играть более важную роль в регулировании такого рода отношений, непосредственно устанавливая правила поведения физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией различных государств. Однако не следует забывать о кардинальных отличиях международного публичного права как самостоятельной правовой системы от международного частного права, входящего в национальную правовую систему.

    Международное право, внешняя политика и дипломатия: соотношение этих понятий

    Внешняя политика представляет собой общий курс государства в международных отношениях и его конкретные шаги в направлении реализации этого курса, в то время как дипломатия является важнейшим инструментом осуществления внешней политики государства. В целом внешняя политика и дипломатия должны соответствовать международному праву и опираться на него.

    Устав ООН в качестве одной из целей создания этой организации ставит задачу "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права".

    Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики, которым и является международное право.

    В дипломатии важно умение не только достигать политического компромисса, но и выражать его специфическим юридическим языком. В этом и заключается единство и взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права.

    Ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в противоречие с международным правом, являющимся единственным общим языком межгосударственного общения.

    Таким образом, международное право как средство дальнейшей демократизации и гуманизации современной системы международных отношений оказывает непосредственное воздействие на внешнюю политику государства и его дипломатию.

    Нижегородский институт менежмента и бизнеса

    Кафедра экономики ифинансов

    РЕФЕРАТ

    по предмету «Международное право»

    Тема: « Возникновение и развитие международного права»

    (Международное публичное право)

    выполнила студентка

    5курса 26 потока фБАиА

    Вырошникова С.Б.

    проверила

    Орлова Ю.М.

    Оценка______________

    «_________»_______________2009г

    Н.Новгород (р.п.Бутурлино)

    Введение............................................................................................................3

      Понятие международного права и его особенности

    1.1 Понятие международного права отличия, международного права от внутригосударственного и международного частного права........................5

    1.2.История становления и развития международного права.......................6

    1.2Становление международного и российского права.................................8

    2. Источники и принципы международного права

    2.1.Норматворчество и источники международного права..........................9

    2.2. Основные принципы международного права.......................................10

    Зключение.......................................................................................................14

    Литература.....................................................................................................15

    ВВЕДЕНИЕ

    Любая сфера международной жизни имеет свои особенности, чту должно найти отражение в международно-правовых нормах, призванных регулировать сложные международно-правовые отношения. Только в результате учета всех этих особенностей в правовых нормах можно говорить об эффективности международного права, без чего невозможно обеспечить развитие международного сообщества, предвосхищая и разрешая все проблемы, могущие возникнуть в процессе развития человеческой цивилизации, с тем, чтобы предотвратить те последствия, которые полны реальной опасности, угрожающей установившемуся качеству международного сообщества. Для понимания тенденции развития и роли международного права в жизни международного сообщества необходимо представить качество той среды, в которой оно функционирует и должно функционировать, оценивая статические и динамические аспекты этой среды, являющейся выражением специфичного сознания человечества. Эта специфичность заключается в том, что человечество по мере своего развития создало международное сообщество, отличающееся от механической совокупности стран и народов. Сообщество по мере своего развития, переоценивая и осмысливая основные катализаторы своего развития, усовершенствовало, эволюционизировало свою правовую базу, основным предназначением которой на современном этапе является обеспечение безопасности и мира, определенной стабильности в международных отношениях и предсказуемости поведения участников этих отношений. Именно эти черты отличают общность от простой совокупности.

    Очевидно, что основой успеха дальнейшего развития международного сообщества является равновесие между общими и национальными интересами, регулируемое и контролируемое международным сообществом посредством международного права. Жизнь показала, что пределы свободного усмотрения для действий государств должны быть поставлены в строгие юридические рамки, выход за которые является противоправным, преступным.

    Чем взаимосвязаннее становится международное сообщество, тем заметнее необходимость взаимосогласованного, общеприемлемого нормативного регулирования происходящих в мире процессов. Таким образом, взаимосвязанность международного сообщества является объективной предпосылкой развития международного права, всех его институтов, прогрессирующих, в свою очередь, эту взаимосвязанность. Следовательно, необходимая для развития стабильность в международном сообществе зависит от эффективного развития институтов международного права, позволяющих поддерживать определенный правопорядок в сообществе, обусловленный взаимосвязанностью последнего. Вместе с тем необходимо констатировать, что существуют недостаточно развитые, недостаточно эффективные институты международного права, призванные регулировать жизненно важные вопросы, вставшие перед международным сообществом в последнее десятилетие, в наши дни. И здесь наука международного права должна реализовать свое призвание, оценивая, переосмысливая и предлагая подходы для разрешения тех или иных проблем, что должно служить созданию международного правопорядка, имеющего целью обеспечить мир, безопасность, стабильность, свободу и благоденствие отдельных наций, народов и всего человечества.

    1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

    1.1. Понятие международного права, отличия международного права от внутригосударственного и международного частного права

    Международное право – это особая система правовых норм, регулирующая отношения между государствами и производными от их воли субъектами на международной арене.

    Характеризуя сущность международного права, следует исходить из существования двух правовых систем – внутригосударственной правовой системы (правовых систем, существующих в каждом отдельном государстве) и международно-правовой системы (системы межгосударственного общения). От внутригосударственного права международное право отличают:

    1) особый предмет правового регулирования: у внутригосударственного права – это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства, а у международного права – это преимущественно межгосударственные и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких государств или международного сообщества государств в целом;

    2) особый метод правового регулирования: если внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов, то международное право – в процессе согласования интересов различных субъектов международного права;

    3) наличие специфических субъектов международного права: в отличие от внутригосударственного права, где основными субъектами выступают индивиды (физические лица) и коллективные образования (юридические лица), в международном праве основными субъектами являются государства, народы и нации, борющиеся за национальное самоопределение, а также производные от их воли субъекты. Физические лица могут быть признаны субъектами международного права лишь в исключительных случаях;

    4) особый порядок урегулирования международно-правовых споров и привлечения к международной ответственности: в силу отсутствия надгосударственных образований в случае необходимости сами государства коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка и привлечения виновных субъектов к ответственности;

    5) особые источники международного права: обычай и договор.

    Необходимо также различать международное публичное право и международное частное право . То международное право, о котором мы ведем речь как о регуляторе межгосударственных отношений, именуют международным публичным правом. Международное частное право – это система правовых норм, регулирующих гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с ино­странным (международным) элементом.

    1.2. История становления и развития международного права

    Существуют две различные точки зрения по вопросу о том, когда возникло международное право:

    Одни ученые полагают, что международно-правовые обычаи зарождались еще до становления государственности, поскольку отдельные родовые общины не являлись совершенно обособленными, а были объединены с другими общинами, прежде всего соседними и родственными им, определенными неписанными законами (Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов и др.);

    Другие считают, что международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними (Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов).

    Решение данного вопроса зависит от понимания самого явления международного права. В этом случае следует иметь в виду, что нельзя отождествлять современное и древнее международное право (например, на стадии межплеменного развития считается правомерным грабить или уводить в плен своих соседей, также как и заключать с ними мир).

    Для ранних международных отношений были характерны:

    а) региональный (локальный) характер – международные связи устанавливались только лишь с соседними или находящимися в том же географическом регионе государствами;

    б) регулирование на основе обычных норм права (например, возникает обычай неприкосновенности послов).

    Существенное развитие международное право получило в Древнем Риме, где существовало jus gentium – право народов и jus inter gentium – право между народами, узаконивается право международных договоров, основные принципы дипломатии.

    В ходе рецепции римского права в страны Европы переходят основные положения римского права, однако международные правоотношения в ранней средневековой Европе характеризовались отсутствием признаваемых в качестве общеобязательных международных правил поведения, наличием межнацио-нальной и межрелигиозной вражды.

    Становление международного права как науки происходит в эпоху Возрождения. Отцом науки международного права считается Гуго Гроций (в 1625 г. ввел в широкий обиход понятие международного права в трактате «О праве войны и мира»).

    Заметной вехой в истории международного права стало заключение Вестфальского трактата 1648 г., которым была подведена черта под кровопролитной и разорительной общеевропейской Тридцатилетней войной. Фактически впервые в истории с участием всех государств региона, выступавших как равноправные партнеры, в официальном документе получили закрепление принципы политического равновесия, независимости светской власти от церковного диктата, суверенного равенства государств, было зафиксировано прохождение границ между государствами Европы на момент заключения трактата.

    Важную роль в развитии международного права сыграли: Венский конгресс 1814–1815 гг., оформивший результаты антинаполеоновского сотрудничества крупнейших держав Европы, а также Парижский (1865 г.), Берлинский (1878 г.) мирные конгрессы и Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.).

    В конце XIX – начале XX вв. началась универсализация международного права. Международное право становится всеобщим, появляются международ-но-правовые нормы, распространяющиеся на все мировое сообщество. В настоящее время международное право находится на этапе его всеобщего признания и применения, хотя региональные тенденции все еще продолжают сказываться (точка зрения о формировании права Европейских сообществ, о специфике международного права в практике мусульманских стран и т.п.).

    1.3. Соотношение международного и российского права

    Эти две самостоятельные системы права не существуют изолированно друг от друга. На нормообразование в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

    Часть 4 статьи 15 Конституции России устанавливает правило, согласно которому «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предус-мотренные законом, то применяются правила международного договора».

    Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. дополняет данное конституционное правило следующим: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты» (п. 3 ст. 5).

    Таким образом, международное право – часть российского права. В результате принятия Россией международной нормы содержащееся в ней правило включается в правовую систему страны, становится ее элементом и уже в этом качестве обретает способность регулировать отношения с участием физических и юридических лиц.

    2. ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

    2.1. Нормотворчество и источники международного права

    Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права.

    Процесс создания норм международного права отличается тем, что в международных отношениях отсутствуют специальные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими его субъектами, прежде всего государствами. Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права. Только субъекты международного права придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности. Соглашение субъектов международного права относительно международно-правовых норм может быть явно выраженным или молчаливым. В первом случае они носят наименование договорных норм, а во втором – норм обычного права (обычаев).

    Международный обычай – сложившееся в международной практике пра­вило поведения, за которым субъекты МПП признают (по большей части молча­ливо) юридически обязательный характер. Совокупность обычных норм принято называть общим меж­дународным правом , которое является ядром всей международно-правовой си­стемы, поскольку распространяет свое действие на всех субъектов. При форми­ровании норм общего права основную роль играет протест. Если нет протеста на возникшее правило поведения, значит госу­дарство согласно с ним, и оно переходит в разряд обычной международно-право­вой нормы.

    Международный договор – соглашение между субъектами МПП относи­тельно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанно­стей (более подробно см. т.7).

    Вспомогательными источниками международного права в соответствии со ст. 38 Статута Международного Суда ООН являются: общие принципы права, признанные цивилизованными народами, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных юристов по международному праву.

    2.2. Основные принципы международного права

    Принципы международного права – основополагающие нормы, руководящие начала, лежащие в основе международного права и выражающие его сущность. Основные принципы международного права являются нормами jus cogens – императивными нормами общего международного права, прини-маемыми и признаваемыми международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок.

    Основополагающими документами, раскрывающими содержание основ-ных принципов международного права, являются:

      Устав ООН 1945 г.;

      Декларация о принципах международного права, касающаяся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;

      Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1975 г.

    Основными принципами международного права являются:

    1. Принцип суверенного равенства сложился и получил закрепление в названных выше документах как синтез традиционных правовых постулатов – уважения государственного суверенитета и равноправия государств. Однако, несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по-прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате которого вели­кие государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного нормотворчества.

    2. Принцип неприменения силы и угрозы силой . Запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы. Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

    3. Принцип мирного разрешения споров. Каждое государство должно разрешать свои между­народные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость. Такими средствами являются переговоры, консультации сторон, обследование, примирение, добрые услуги, посредничество, международный арбитраж или судебное разбирательство.

    4. Принцип всеобщего уважения прав человека. Права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью международного сотрудничества в этой области является разработка стандартов, которые служат для государств отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.

    5. Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания сущности этого принципа важно раскрытие определения «внутренняя компетенция госу­дарства», как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиниция является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем, вмеша­тельством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препят-ствовать субъекту международ­ного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нару­шения мира, акта агрессии. Государство не может произвольно относить к своей компетенции любые вопросы.

    6. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость незаконного расчленения государства, отделения от него частей, оккупация и т.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновен­ность) означает более широкое понятие, охватывая не только случаи отторже­ния, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобрете­ние территории вследствие нарушения этого принципа признается незаконным.

    7. Принцип нерушимости границ . Этот принцип впервые был четко сформу­лирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может рас­сматриваться в качестве дополнительного принципа к принципу уважения терри­ториальной целостности. Он означает:

      признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

      отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;

      отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

    8. Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данного принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: «Создание незави-симого го­сударства, свободное присоединение к независимому государству или объедине­ние с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение». Первоначально этот принцип мыслился в неразрывной связи с широкими процессами деколонизации во второй половине текущего сто­летия. Теперь же учитывается и фактор территориальной целостности. Таким образом, данный принцип должен пониматься как очень тонкое соотношение требований самоопределения и целостности государства, что достигается только в стабильном обществе.

    9. Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от разли­чий их политических, экономических и социальных систем, а также сотрудничать с ООН. Принцип имеет характер идеи, так как не­возможно обязать государства сотрудничать.

    10. Принцип добросовестного выполнения обязательств по междуна-родному праву. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, госу­дарства должны сообразовывать свои действия со своими обязательствами по международ­ному праву.

    Основные принципы международного права являются фундаментом системы международного права и пронизывают все ее струкутрообразующие элементы.

    Заключение

    В современном взаимозависимом и едином мире невозможно не оценить ту роль, которую играет международное право в международных отношениях. В разные периоды истории оно играло неоднозначную роль во внешней политике и дипломатии государств. Невозможным представляется рассмотрение роли международного права в разрыве от внешней политики, дипломатии государств в системе международных отношений. Их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга на столько сильны, что невозможно недооценить роль какой-либо из них в этой системе.

    Долгое время в западной в международно-правовой и политической литературе международному праву отводилось вспомогательная роль в политике. Этот подход оправдывался тем, что «национальный» или «государственные» интересы стоят выше международного права, что государства в своей внешней политике должны руководствоваться именно этими принципами, а международному праву отводилась второстепенная роль, что очень часто приводило к его грубым нарушениям, развязыванием войн, нагнетанию гонки ядерных вооружений, противостоянию военно-политических союзов и государств, конфронтации в глобальном масштабе.

    Можно считать, что после принятия Устава ООН и его учреждения наступила новая эпоха в истории международного права. Разгром фашисткой Германии во второй мировой войне показал, что пренебрегать международным правом нельзя, поскольку оно играет свою особую роль в мировом правопорядке - это роль стабилизирующего и балансирующего фактора в мировой политике, что любые действия государств нарушающие нормы и принципы международного права с точки зрения защиты своих национальных и государственных интересов несостоятельны, поэтому государства должны придерживаться примату международного права во внешней политике и добросовестно выполнять взятые на себя обязательства.

    Литература

      Бирюков, П.Н. Международное право. Учеб. пособие / П.Н. Бирюков. – М., 1999.

      Действующее международное право. В 3 т. Учеб. пособие. – М., 1999.

      Додонов, В.Н. Международное право: Словарь-справочник / В.Н. Додо-нов, В.П. Панов, О.Г. Румянцев. – М., 1997.

      Европейское право. Учебник для вузов / Под общей ред. Л. М. Энтина. – М., 2000.

      Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть. Учебник / И.И. Лукашук. – М., 2000.

      Лукашук, И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник / И.И. Лукашук. – М., 2000.

      Лукашук, И.И. Международное право: Элементарный курс / И.И. Лука-шук, Г.Г. Шинкарецкая. – М., 2000.

      Мартенс, Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. I-II / Ф.Ф. Мартенс. – М., 1996.

      Международное право в документах // Сборник важнейших международно-правовых актов. – М., 1969.

      Международное право в документах: Учеб. пособие. – М., 1982.

      права (объективного и субъективного), как и возникновение государства, связанно с вхождением общества в цивилизацию. Процессы возникновения права и государства...
    1. Международное публичное и международное частное право соотношение и взаимодействие

      Курсовая работа >> Государство и право

      ... права . 2. Развитие взаимодействия международного публичного и частного права 2.1 Проблема «противоположности» компонентов публичного и частного в международном праве Ответ на вопрос о соотношении международного публичного и международного ...

    Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах, где возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь долины Тигра и Ефрата, Нила, районы Китая и Индии. Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, имели религиозный характер. Законы войны формировались под влиянием произвола сильного: проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Договорная практика древних государств способствовала формированию правила pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться. Немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами. Она получила название “право народов”.

    Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Однако они под влиянием государственности новой формации обогащались и получали дальнейшее развитие. Особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римские папы в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и папских указов. Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам. В рассматриваемый период еще не было общего для всех государств международного права. Применение международно-правовых норм связывалось с существованием нескольких регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатах, на территории Индии и Китая, в Киевской, а позднее - Московской Руси. Военные обычаи в средневековый период продолжали оставаться весьма жесткими. Применялось “право добычи”, которая переходила в собственность захватившей ее стороны. В феодальный период заключалось значительное количество международных договоров. Уже в 9-10 в.в. ряд международных договоров был заключен Киевской Русью с Византией. Договоры заключались преимущественно письменные. В период средневековья стал применяться институт гарантии договоров со стороны третьих государств. Нередко гарантом международных государств был римский папа. Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648г., которым завершилась Тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Вестфальским договором в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного общения была введена Московская Русь.

    Побудительным мотивом для утверждения новых международно-правовых норм явилось закрепление правовых идей в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в конституциях Франции 1791 и 1793 гг., в Декларации международного права, представленной в 1793 г. аббатом Грегуаром французскому Конвенту. В ней были закреплены принципы невмешательства во внутренние дела другого государства, соблюдения международных договоров. Гуманизация правил ведения войны основывалась на ряде новых положений. По инициативе России в 1868 г. в Петербурге подписывается Декларация о запрещении разрывных пуль. В 1864 г. принимается Женевская конвенция о больных и раненых. Военное насилие не могло применяться к мирному населению. Среди международно-правовых вопросов населения, получивших развитие под влиянием Декларации международного права, следует выделить вопросы о праве убежища и о положении иностранцев. Конституция Франции 1793 г. провозгласила, что Французская Республика предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы, и отказывает в нем тиранам. Отсюда следовала обязанность невыдачи политических эмигрантов. Существенное влияние на международное право этого периода оказал ряд международных конгрессов и конференций. Так, Венский конгресс 1814-1815 гг. способствовал возникновению статуса постоянного нейтралитета Швейцарии, запрещению работорговли, установлению рангов дипломатических представителей. Заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские конференции мира. Участники первой из них (1899 г.) обсудили вопрос о неувеличении вооружений. Конвенции, принятые на Гаагской конференции 1907 г., явились результатом первой в истории международного права крупной кодификации правил ведения войны и мирного разрешения международных споров. Вместе с тем 19 в. и начало 20 в. характеризовались противоречивостью содержания действовавшего в тот период международного права. По-прежнему признавалось право государства на войну, в которой победитель получал право определять положение побежденного. Продолжались колониальные захваты. Применялась доктрина о “цивилизованных и нецивилизованных народах”.

    После окончания первой мировой войны государства-победители- страны Антанты - на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы. Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация - Лига Наций. В своей деятельности она отразила противоречивые тенденции отношений, сложившиеся между побежденными и победителями. Хотя Статут (устав) Лиги Наций и исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости, он не запрещал ведения войны. Содержание Статута Лиги Наций свидетельствовало о существенном шаге вперед в деле ограничения войн. Но ее практика показала, что эта организация не смогла последовательно реализовать положения своего Статута. Так, она не смогла принять эффективных решений в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935-1936 гг. Крупным шагом в направлении запрещения агрессивных войн явился Парижский договор от отказе от войны в качестве орудия национальной политики, заключенный в 1928 г. Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор не давали понятия агрессии и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения.

    Развязавшая вторую мировую войну Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Поэтому вопросы поддержания международного права явились предметом обсуждения на Московской, Тегеранской и Крымской конференциях руководителей трех союзных держав. Было признано, что должна быть создана послевоенная мировая организация, которая не должна быть похожей на Лигу Наций. Таким образом, 26 июня 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций. Ее Устав и деятельность свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Принципиально новым положением явилось закрепление в уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих механизм санкций в отношении государства, допустившего подобные действия. Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве под влиянием введения в него нормы о праве народов на самоопределение. В Уставе ООН зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций.

    В современный период международное право испытывает влияние многих факторов. Это демократические принципы законодательства государств (например, признание общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы государства); расширение круга субъектов международного права; прекращение холодной войны; появление на международной арене большого количества межправительственных организаций как субъектов международного права.



     

    Возможно, будет полезно почитать: