Характеристика на ученика из школы в военкомат

Сегодня большинство военкоматов при зачислении молодых людей в ряды вооруженных сил помимо стандартной документации запрашивают предоставление характеристики с мест пребывания до призыва. Поэтому будущему призывнику, да и его родителям, важно знать, что представляет собой характеристика, кто ее выдает и какое значение она имеет при оформлении в армию.

Кто дает характеристику?

Характеристика для военкомата представляет собой документ, составленный в произвольной форме и содержащий информацию об оценке поведения призывника. Выдают ее:

  • по месту учебы (школы и другие образовательные учреждения);
  • на работе (на фирменном бланке организации);
  • родители (при необходимости);
  • по месту жительства (соседи или работники управляющей компании).

В связи с тем, что призывным возрастом юношей признается 18 лет , а максимальный возрастной предел, до которого могут забрать в армию составляет 27 лет , в большинстве случаев характеристики выписываются работниками школ и других учебных заведений. Юридические лица реже оформляют подобный документ, так как стараются не брать на работу молодых людей призывного возраста. По месту работы документ выписывается кадровым работником , как правило, в печатном виде на фирменном бланке или на обычном листе.

Совсем редки случаи, когда призывная комиссия запрашивает характеристику от родителей или соседей. Но, в случае особой необходимости, когда отсутствует возможность обратиться за оценкой в учебное заведение, такое бывает.

Независимо от источника получения характеристика для военкомата должна иметь следующую структуру:

  1. Анкетные данные призывника. Размещаются в центре или правом столбце.
  2. Наименование и реквизиты лица, выдающего характеристику: учебного заведения, организации, родителей или соседей.
  3. Отношение призывника к месту, где выписывается документ.
  4. Оценка профессиональных качеств и достижений будущего служащего.
  5. Оценка моральных и эмоциональных качеств призывника.
  6. Завершающая часть. В ней указывается, что характеристика написана для военкомата, а также дата и подпись лица, ее составляющего.

Значение характеристики

По сути, характеристика нужна призывной комиссии для знакомства с личностными и эмоциональными качествами будущего военнослужащего. На практике этот документ является обязательством, входящим в пакет предоставляемых бумаг. Тем не менее предназначение документа характеризуется двумя нюансами:

  • Во-первых, изучается психиатром при вынесении решения о годности призывника.
  • Во-вторых, оказывает частичное влияние на выбор места для прохождения молодым человеком службы.

Из оценки, предоставленной на призывника, специалист может извлечь информацию:

  1. о его поведении в коллективе, степени конфликтности и коммуникабельности;
  2. о темпераменте молодого человека и возможном поведение в различных жизненных ситуациях;
  3. о его эмоциональной устойчивости;
  4. о внешних факторах, оказывающих влияние на его психическое состояние: атмосфера в семье и ее статус.

На основании документа комиссия должна оценить адекватность призывника, а потому все его личностные минусы, отраженные в разнообразной документации, и имеющие весомое значение, указываются в обязательном порядке.

Характеристика из школы

Составление характеристики на обучавшегося в школе призывника, даже если он давно ее закончил, относится к должностным обязанностям классного руководителя . Другими ответственными лицами могут быть:

  • директор школы;
  • завуч;
  • один из учителей, преподававших уроки у призывника.

Школьная письменная оценка составляется по определенному образцу, так как регламентируется нормами делового стиля. Существует ряд основных сведений , которые должна содержать школьная характеристика:

  1. степень схожести ученика с другими учащимися;
  2. сложности адаптации;
  3. типичные черты характера: целеустремленность, агрессивность, коммуникабельность и т.п.;
  4. учебные достижения: участие в олимпиадах, успеваемость, предпочтения к определенным знаниям;
  5. наличие или отсутствие спортивных достижений.

Не стоит растягивать содержание документа, все сведения должны быть отражены лаконично , но при этом он должен представлять полную картину о призывнике за школьные годы.

Характеристика из других учебных заведений


Если после школы призывник получал образование в других учебных заведениях: техникумах или вузах, то военкомат запрашивает характеристику от них. Ответственными лицами в этом случае считаются:

  1. Характеристику оформляет сам призывник и потому самостоятельно решает, какие слабые и сильные стороны указать.
  2. Документ заполняется ответственным лицом.

Независимо от лица, составляющего характеристику, и несмотря на тот факт, что она не играет большой роли в момент призыва, существует ряд нюансов, которые лучше не указывать , чтобы не скомпрометировать будущего военного:

  • данные о семейных конфликтах, они относятся к личному пространству молодого человека;
  • существование плохих отношений в коллективе;
  • недостатки характера, так как объективно оценить их невозможно;
  • пережитые проблемы.

Физическое развитие, морально-психологический облик будущего служащего армии напрямую влияют на качество подготовки бойцов, на военную силу страны в целом. Поэтому такой важный документ, как характеристика на призывника, должен адекватно представлять потенциального служащего, быть грамотно составленным и полным.

Составление характеристики

Военкомат, помимо стандартного набора документов (паспорта, медицинской карты), запрашивает в учебных заведениях также характеристику на достигшего определенного возраста ученика. В школе их зачастую составляет классный руководитель, на предприятиях - отдел кадров или другое уполномоченное лицо, в вузах - куратор или деканат.

Перед тем как с места учебы (образец в статье) будет составлена, необходимо собрать наиболее полную информацию о личности учащегося. Оформлять документ лучше на фирменном бланке заведения. Если его нет, следует указать всю контактную информацию и полное наименование школы или вуза.

Кроме подписи составителя, характеристика должна быть заверена и подписью вышестоящего лица (директора, декана), печатью заведения. Для более структурированного изложения данных нужно знать, как составляется с места учебы. Образец - далее.


Структура характеристики для военкомата

  1. Название учебного заведения, контактные данные.
  2. Общие сведения об учащемся: ФИО, дата рождения, место проживания, класс (академическая группа), специальность, факультет, год начала обучения, в каком классе (на каком курсе) учится в данный момент.
  3. Состояние здоровья и физическая активность.
  4. Обобщенные сведенья о достижениях, успеваемости, отношении к учебной и общественно полезной деятельности учащегося.
  5. Черты характера, способ взаимодействия с окружающими.
  6. Психологические сведенья (тип мышления, психическая устойчивость и уровень активности, другие специфические черты).
  7. Интересы и увлечения.
  8. Состав и (с данными о родителях).
  9. Дата, подписи ответственных лиц).

Социальные данные о призывнике

Социально-психологическая характеристика на призывника дает представление о том, что за личность этот характеризуемый человек, какое он получил воспитание, какие черты характера показывает, как относится к жизни в целом.


Социальные данные включают:

  • отношение призывника к общественно значимой деятельности;
  • степень вовлеченности в коллективные действия;
  • морально-этические качества (воспитание);
  • интересы и увлечения;
  • характеристика семьи (статус семьи, данные о родителях, семейный климат).

Психологические характеристики призывника

Перед тем на призывника, можно пообщаться со штатным психологом, который может дать дополнительную информацию о характеризуемом. Это касается таких черт:

  • тип темперамента (нервно-психическая устойчивость, активность и переключаемость);
  • тип мышления;
  • развитие памяти, внимания;
  • в группе;
  • наличие лидерских способностей;
  • черты характера (коммуникабельность, целеустремленность, способ действия в конфликтных ситуациях и др.)

В зависимости от индивидуальных особенностей учащегося характеристика на призывника (пример в статье) может быть дополнена другими данными (наличие правонарушений, вредные привычки, состояние на учете в медицинских учреждениях и прочее).

Чем отличается характеристика в военкомат от других ее видов?

Армейская служба имеет свою специфику и, соответственно, ряд требований к личности. Характеристика на призывника должна включать данные, которые описывают человека с точки зрения его пригодности служить, показывать, к какому типу войск личность наиболее предрасположена.

Именно поэтому большую роль играет описание физического состояния ученика или студента. Важно указывать, какие заболевания и другие противопоказания были (или есть) у юноши (даже если на момент составления документа они уже не актуальны). Участие в спортивной жизни учебного заведения, образ жизни (активный или пассивный) - все это даст представление военкому о готовности потенциального солдата переносить все "тяготы и лишения".

Не менее важной составляющей, которую включает характеристика на призывника в военкомат со школы или университета, есть описание морального облика человека. Эти данные помогут понять, насколько ответственно относится юноша к своим обязанностям гражданина страны, сможет ли он быть психологически стойким в условиях армейской службы.


Характеристика для военкомата с места учебы: образец для школы

... (ФИО) является учащимся... (название школы), 11-А класса с первого класса (с 1998 года). За это время проявил себя как ответственный, целеустремленный юноша. Состояние здоровья - удовлетворительное, противопоказаний к какому-либо виду деятельности не имеет.

... (фамилия имя) - дисциплинированный, уравновешенный человек. За время обучения проявил себя с положительной стороны - как усердный ученик и хороший товарищ. Имеет среднюю оценку "хорошо", проявляет интерес к предметам физико-математического цикла. ... (имя) хорошо физически развит, спортсмен. Имеет звание кандидата в мастера спорта по боксу, увлекается футболом.

По темпераменту... (имя) - сангвиник: веселый, спокойный, несклонный к конфликтам. С одноклассниками поддерживает дружеские отношения, к старшим относится с уважением. Занятия без уважительных причин не пропускает, случаев отклоняющегося поведения за ним также не отмечалось. Вредных привычек не имеет, принимает участие в общественно полезной деятельности.

... (фамилия, имя) воспитан в полной семье. Отец: ... (ФИО) - ... (год рождения, должность и место работы). Мать: ... (ФИО) - ... (год рождения, должность и место работы). Родители активно интересуются учебной и общественной деятельностью сына, регулярно выходят на контакт с классным руководителем.

Характеристика выдана для предоставления в военкомат.

Характеристика на призывника в военкомат со школы должна показывать, насколько социально приемлемым есть поведение учащегося, как относится к авторитетам и взаимодействует в группе людей.


Характеристика для военкомата из вуза

... (ФИО), ... года рождения, является студентом... (название учебного заведения) с 2012 года. На данный момент продолжает обучение на 4 курсе по специальности... (название специальности).

За время обучения зарекомендовал себя активным, ответственным, нацеленным на результат студентом. Овладение специальностью является для него приоритетом. Активно занимается самообразованием, принимает участие в студенческих конференциях и выставках научных работ. Занятия пропускает редко и по уважительным причинам. По учебным дисциплинам имеет оценки "хорошо", средний балл - 4,1.

Физически хорошо развит. Занимается плаванием, состоит в университетской команде по баскетболу.

По характеру - скромный, тактичный, сдержанный. В общении с преподавателями проявляет уважение, пользуется авторитетом среди однокурсников.

Не конфликтен, в спорных ситуациях всегда старается найти компромисс, способен идти на уступки. К общественно значимой деятельности относится ответственно, проявляет инициативу в вопросах помощи другим.

Характеристика выдана по месту требования.

Характеристика для военкомата с места учебы (образец выше) может быть дополнена информацией о достижениях, наличии противопоказаний к разным видам деятельности (и обоснования этого), а также данными о противоправных действиях или вредных привычках.


Характеристика для военкомата (отрицательная)

... (ФИО) проходил обучение в... (название учебного заведения) с 2002 года. Был переведен из... (название учебного заведения) в связи с низкой успеваемостью и недисциплинированностью. За время обучения здесь кардинальных изменений не произошло - ... (фамилия, имя) зарекомендовал себя как безответственный и ленивый ученик.

... (фамилия, имя) с трудом справлялся с учебной программой, по большинству предметов имеет оценки "удовлетворительно". К занятиям относился без интереса, требовал постоянного контроля со стороны преподавателей, поскольку задания выполнял не систематически.

Отношения в коллективе сверстников не сложились: ... (имя) не проявлял заинтересованности другими учащимися, не пытался поддерживать с ними дружеское общение. Старался избегать массовых мероприятий, к общественной деятельности относился с безразличием. По отношению к старшим вел себя недостаточно уважительно, мог пререкаться и грубить в ответ на замечания.

По характеру... (имя) довольно скрытный, интроверт. Некоммуникабелен, часто импульсивен, имеет трудности с адаптацией.

... (имя) рос в неполной семье. Отец: ... (ФИО), ... года рождения, находится в местах лишения воли. Мать: ... (ФИО), ... года рождения, безработная, страдает алкогольной зависимостью. Воспитанием мальчика с 7 лет занималась бабушка, ... (ФИО), пенсионерка.

Характеристика составлена для предоставления в военкомат.

Характеристика для военкомата с места учебы, образец отрицательный, показывает, по каким причинам (социальным, психологическим, нормативно-правовым) тот или иной учащийся (студент) будет недостаточно подходящей кандидатурой для службы в армии.

Ученик , 29.10.1995 года рождения, обучался в Вахтанской средней школе с пятого класса после окончания начальной школы. В 2013 году окончил 11 классов. В настоящее время обучается в Нижегородском государственном техническом университете имени Р.Е. Алексеева.

Во время обучения в школе проявил себя добросовестным учеником, не пропускал занятия без уважительной причины, не нарушал дисциплину. Ученик имеет хорошие способности к обучению. С учебными предметами справлялся на «хорошо».

Данного ученика можно охарактеризовать , как дисциплинированного человек. Характер у ученика спокойный, он старается избегать конфликтных ситуаций, тактичен. Пользовался заслуженным авторитетом среди одноклассников. Дружелюбен: друзья были не только среди одноклассников, но и, как в школе, так и вне нее.

В общении со взрослыми и преподавателями вежлив и дружелюбен. Со всеми имеет ровные отношения. С поставленными задачами справляется в срок. При наличии затруднений, стремится найти компромиссный вариант. Мыслит творчески.

Здоровье:

Юноша физически развит хорошо. Во время учебы в школе посещал спортивные секции, активно участвовал в спортивных соревнованиях и состязаниях не только на уровне класса, но и школы.

Ученик воспитывался в полной семье. Отношения в семье хорошие. Родители принимают активное участие в учебном процессе детей.

Образец 2

Ученик , 07.09.1995 года рождения, обучался в Вахтанской средней школе с пятого класса после окончания начальной школы. В 2013 году окончил 11 классов. В настоящее время является студентом Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии.

Во время обучения в школе показал средние способности. С учебным планом справлялся на «хорошо» и «удовлетворительно». Не допускал пропусков занятий и нарушения дисциплины.

В творческой жизни школы участвовал не активно, но принимал активное участие в жизни класса. Правила поведения выполнял всегда.

Во время обучения в школе ученик проявил себя, как скромный, веселый, товарищ.

Ученик старается избегать конфликтных ситуаций, если это не удается то проявляет тактичность, спокойствие. Среди других учеников своего класса пользуется заслуженным авторитетом. Имеются друзья в других классах нашей школы.

В общении с одноклассниками и преподавателями вежлив и дружелюбен. Со всеми имеет ровные отношения.

Здоровье:

Юноша физически развит хорошо. Во время учебы в школе посещал спортивные секции, активно участвовал в спортивных соревнованиях и состязаниях.

Наличие вредных привычек за время обучения в школе не выявлено. На учете в КДН не состоял.

Ученик воспитывался в неполной семье. С любовью и уважением относиться к маме и младшему брату. Незаменимый помощник дома. Отношения в семье хорошие. Общая атмосфера взаимоотношений в семье дружелюбная, атмосфера согласия и понимания. Мама принимает активное участие в жизни Романа.

Образец 3

Ученик , 04.09.1995 года рождения, обучался в Вахтанской средней общеобразовательной школе с пятого класса после окончания начальной школы. В 2013 году окончил 11 классов.

Ученик имеет хорошие способности к обучению, но занимался не в полную меру своих возможностей, в основном на «3». Имеет хорошую зрительную и слуховую память, обнаруживает логическое мышлении. Не допускал пропусков занятий и нарушения дисциплины.

Юноша физически развит хорошо. Посещал спортивные секции, принимал участие в спортивных мероприятиях класса.

Ученик скромный, веселый. В классе не является лидером, легко поддается чужому влиянию. Имеет много друзей, поддерживает дружеские отношения со многими учениками школы. В классе пользовался уважением.

В творческой жизни школы участвовал не активно, но всегда с удовольствием работал в трудовой бригаде.

Ученик спокойный, тактичный в общении с учителями и детьми.

На учете в КДН не состоял.

Наличие вредных привычек за время обучения в школе не выявлено. Сергей воспитан в полной благополучной семье. Родители принимали активное участие в воспитании сына.


Полный текст материала Три образца характеристики выпускника в военкомат смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Классные руководители выпускных классов обязаны предоставить в военкомат характеристику молодых людей (обычно это требуют в 11 классе). В редких случаях это может делать завуч или директор школы, а также любой преподаватель, знакомый с призывником лично.

Однако далеко не все знают, как правильно составляется эта характеристика: что нужно писать, какие слова и фразы можно использовать, а что не писать ни в коем случае. В статье мы рассмотрим образцы правильного написания характеристики, составим план. Очень удобно, когда военкомат сам высылает форму, которую необходимо заполнить. Но в большинстве случаев характеристика классным руководителем пишется самостоятельно.

Итак, характеристика для военкомата должна описывать социально-психологические аспекты личности, так как с особым вниманием ее будет изучать психиатр, чье заключение важно для определения того, годен молодой человек в армию, или нет.

Также в нее включается информация об успеваемости, общественной активности, поведении, взаимоотношениях в школе и в семье. Характеристика в военкомат на ученика может иметь свободную форму, однако существуют некоторые правила и пункты, которые должны быть прописаны обязательно.

Правила составления характеристики в военкомат

  • написание на стандартном листе формата А4;
  • использование официального бланка учебного заведения.
  • использование ручки с черными или синими чернилами;
  • написан от третьего лица;
  • в настоящем времени (или не в так давно прошедшем).

Структура:

  • Название документа («Характеристика в военкомат»).
  • ФИО, год рождения, национальность, образование (детские сады, школы).
  • Краткая информация о семье (ФИО родителей, дата рождения и место работы). Также можно отметить материальное благосостояние, наличие (если есть) зарегистрированных психических заболеваний и алкоголизма.
  • Общее состояние здоровья.
  • Характер призывника (насколько наблюдателен, скоординирован, обучаем, ответственен, насколько развиты память, реакция), поведение (в том числе в сложных ситуациях), отношения с родными и сверстниками (пользуется ли авторитетом, в каких отношениях находится с преподавателями), общественная внеучебная активность (спортивные и иные соревнования, олимпиады, мероприятия, общественные работы, секции за последние три года).
  • Успеваемость в школе, посещение дополнительных курсов.
  • Тип темперамента, лучшие стороны и навыки, любимые предметы в школе (Можете выделить те, что даются ему лучше и хуже всего). Отметьте, если ученик курит или употребляет алкоголь, имел ли проблемы с полицией.
  • Субъективный вывод: годен ли ученик, по вашему мнению, для службы, если да, то в какой бы род войск вы его рекомендовали.
  • Цель выдачи документа («для предъявления в приемную комиссию военкомата»).
  • Подпись классного руководителя, директора школы и печать.
  • Дата.

Все эти данные должны быть актуальны, описывать ученика нужно в настоящем времени. Помните, что, если вы назначены ответственным лицом за написание характеристики ученика для военкомата, вы несете прямую ответственность за написанное вами, и отвечаете за достоверность информации, которая вами предоставлена.

При написании характеристики ученика на первый план необходимо выдвинуть его положительные стороны, и, если считаете нужным, нейтральным образом указать на недостатки, если они имеют весомое значение.

Характеристика ученика или студента - один из обязательных документов, который молодой человек должен предоставить в военкомат. Она должна давать четкое представление о том, кем человек является в обычной гражданской жизни.

Считается, что характеристика сильно влияет на то, в какие войска попадет будущий солдат: по сути, это один из немногих способов понять, что из себя представляет человек. Если описать какие-нибудь полезные для армии навыки ученика, велика вероятность, что он будет служить в специализированных войсках, а не в обычном стройбате. Также этот документ остается в архивах, в личном деле призывника. Поэтому стоит отнестись к заполнению этого документа с полной серьезностью и ответственностью.

Социально-психологическая характеристика на призывника заполняется согласно следующей форме:

1. Направленность личности призывника:

  • общее развитие и кругозор; (общее развитие соответствует/не соответствует возрасту;
  • убеждения, идеалы и склонности (соответствуют/не соответствуют моральным нормам).
    интересы и увлечения; (широкий/узкий круг интересов; чем увлекается)
  • вероисповедание (пассивно/активно религиозный (православный, католик и т.д), есть/нет религиозных убеждений, препятствующих прохождению военной службы;
  • участие в общественной деятельности; (принимает активное/пассивное участие в общественной жизни техникума и группы; какие выполняет поручения; охотно/неохотно выполняет поручения).
  • состояние здоровья; (физически развит, группа по физической культуре основная/подготовительная/специальная).
  • отношение к физической культуре. (занятия по физической культуре посещает регулярно/нерегулярно, посещает ли спортивные секции (какие), принимал ли участие в соревнованиях).

2. Успеваемость:

  • уровень обучения, средние показатели успеваемости (при низкой успеваемости указать её причины); (успеваемость высокая/выше среднего/средняя/ниже среднего; средний балл; имелись ли академические задолженности);
  • какие предметы вызывают наибольший интерес, какие – затруднения; были ли длительные пропуски занятий (по какой причине).

3. Особенности поведения:

  • взаимоотношения со сверстниками;
  • взаимоотношения с преподавателями;
  • признаки девиантного поведения (побеги из дома, бродяжничество, употребление спиртных напитков, наркотиков, попытки суицида и тому подобное);

4. Психологические особенности личности (заполняется по результатам психологической диагностики):

  • присутствие в чертах характера признаков тревожности и агрессивности (если показатели тревожности повышены, то: в характере присутствуют черты повышенной тревожности; если показатели агрессивности повышены, то: в характере присутствуют черты неуравновешенности и импульсивности; если показатели тревожности и агрессивности в норме, то: по характеру спокойный и уравновешенный.
  • выраженные акцентуации черт характера (если акцентуации присутствуют, то: назвать и описать тип акцентуации, сильные стороны данной акцентуации и ситуации, в которых студент чувствует себя дискомфортно – по таблице индивидуальных свойств личности студентов).
  • Самооценка (адекватная, завышенная, заниженная).
  • Имеет ли склонность к замкнутости (уединению).

5. Характеристика семьи:

  • Указывается, в какой семье воспитывается (полная/неполная);
  • материальное положение семьи (среднее, выше/ниже среднего),
  • жилищные условия (удовлетворительные/неудовлетворительные);
  • кто из родителей занимается воспитанием (мать, отец, оба родителя);
  • ФИО родителей, место работы, должность.

Месяц, год


Кл. руководитель _______________ (ФИО)


Директор _______________ А.И.Куклев



 

Возможно, будет полезно почитать: