Что значит исполнение контракта в полном объеме. Отражение исполнения контракта не на всю запланированную сумму

Любой договор исполняется поэтапно. Например, во внешнеторговой деятельности первостепенными становятся основные этапы реализации экспортного контракта. В контрактной системе в процессе внутренних закупок ситуация отличается. Разберемся со стадиями исполнения госконтракта.

Основные стадии

Рассматривая весь процесс исполнения госконтракта, можно выделить следующие фазы:

  1. Выполнение контрагентом обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
  2. Приемка заказчиком результатов, в том числе экспертиза.
  3. Оплата.
  4. Действия по изменению условий.
  5. Действия по расторжению.

В ЕИС первые три пункта из этого списка отображаются со статусом «Исполнение». Выполненная закупка имеет наименование «Завершено». Если происходит расторжение, заказ отображается со статусом «Прекращено». Отмена реестровой записи помечается как «Аннулирован».

Нередки случаи, когда в ЕИС неверно отображается статус заказа. К примеру, неисполненный договор помечен как «Исполнение завершено». Возникает вопрос, как вернуть контракт на этап исполнения. Для этого в блоке «Сведения об исполнении (прекращении действия) контракта», закладке «Документы» карточки договора следует отменить редакцию, выбрав в контекстном меню функцию «Отметить как недействительные».

Этапы исполнения контракта по 44-ФЗ, пример

Как завершить этап

Согласно ч. 12 Постановления от 28.11.2013 № 1084, заказчик обязан отражать сведения о выполнении, изменении и расторжении договора в реестре контрактов ЕИС в течение трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события. Для изменения и расторжения условий, в соответствии с ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, срок составляет 1 рабочий день.

Исполнение отдельного этапа контракта по 44-ФЗ требует создания определенных документов, подтверждающих данный факт, к которым относятся:

  • накладные, счета-фактуры, акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг, документы экспертизы (при необходимости) и др.;
  • дополнительное соглашение об изменении условий договора с приложением документов, отражающих новые условия;
  • дополнительное соглашение о расторжении.

Результаты отдельной стадии, информация о поставленном товаре, работе или услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС в течении 7 рабочих дней со дня приемки, оплаты, расторжения (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ). Отчет содержит информацию в том числе о соблюдении промежуточных и окончательных сроков. Положение о подготовке и размещении отчета утверждено Постановлением от 28.11.2013 N 1093.

К примеру, Минфин России (письмо от 15.09.2017 № 24-03-07/61189) полагает, что обязанность по размещению отчета в силу требований пп «б» п.

Этапность исполнения контракта по 44 ФЗ

3 Постановления № 1093 возникает у заказчика после оплаты, в том числе частичной приемки вне зависимости от установления этапов в договоре. При этом Минфин сообщил, что рассмотрит вопрос об упрощении порядка размещения отчета, ведения РК, исключив необходимость размещения дублирующей информации в ЕИС.

Аналогичной позиции придерживалось Минэкономразвития (письма от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 01.06.2015 № Д28и-1434, от 30.11.2015 № Д28и-3467, от 27.10.2015 № Д28и-3124). Казначейство России письмом от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5 указало на необходимость составления отчета после каждой оплаты, однако учло тот факт, что требования о направлении в РК информации после каждого подписания акта приемки 44-ФЗ и иными нормативными актами не установлено.

Акт приемки выполненных работ – документ, заключающийся между двумя контрагентами (заказчиком с одной стороны и непосредственным исполнителем с другой), согласно которому отображаются все виды выполненных, их общая стоимость, а так же начальные и конечные сроки.

Составление акта выполненных работ (услуг) является необходимым в случае, когда следует подтвердить факт выполненных работ исполнителем. Данный документ является своеобразным отчетом исполнителя перед заказчиком.

Унифицированной формы акта выполненных работ законодательством не утверждено. Тем не менее, есть два вида официальных форм, по которым отображается факт выполнения работ (форма КС-2), а так же общая сумма денежных средств, затраченных на выполнение работ (форма КС-3). Исходя из этого, все организации имеют возможность самостоятельно разрабатывать удобную для заполнения и использования форму документа о выполненных работах (услугах). В данном случае, целесообразно указать всю необходимую информацию:

  • порядковый номер данного документа для его регистрации в бухгалтерии;
  • дата составления документа;
  • номер договора, согласно которому составляется акт выполненных работ;
  • сроки выполнения оговоренных работ;
  • объемы выполненных работ;
  • общая стоимость работ (с обязательным учетом НДС);
  • номер счета, который предоставляется заказчику для оплаты произведенной работы (услуги);
  • полное название заказчика и исполнителя, согласно учредительным документам;
  • оттиск печати обеих заинтересованных организаций;
  • подписи исполнителя и заказчика, или лиц, имеющих право подписи.

Исходя из того, что учетный документ о выполненных работах является двусторонним, его следует в обязательном порядке составлять в двух экземплярах. Один передается заказчику, а второй остается у непосредственного исполнителя прописанных в договоре работ.

Этапы исполнения контракта по 44-ФЗ

Согласно акту выполненных работ производится оплата, сумма которой оговорена в договоре и прописана в самом акте. Возможны случаи, когда заказчик имеет право отказаться от оплаты оговоренной суммы денежных средств. Причиной могут послужить недоработки, браки в работе или ненадлежащее выполнение заказа. В данной ситуации возможно разбирательство, результатом которого, как правило, является устранение всех обнаруженных неполадок, а так же составление нового акта выполненных работ.

Исполнение контракта — довольно сложный процесс, который можно условно разделить на несколько этапов.

Энциклопедия решений. Отчет об исполнении контракта, отдельного этапа контракта по Закону N 44-ФЗ

К каждому из них поставщики/подрядчики/исполнители и заказчики должны подходить внимательно, ведь допущенные нарушения могут повлечь за собой серьезные последствия — от штрафных санкций до расторжения контракта.

Поставка товара/выполнение работ/оказание услуг

Первый и основной этап исполнения контракта. Его продолжительность определяется в каждом случае индивидуально, оговаривается непосредственно в тексте контракта и может составлять от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет.

Ответственность за исполнение этого этапа лежит преимущественно на поставщике/подрядчике/исполнителе, однако и заказчик не должен оставаться в стороне. Его обязанность — создавать все необходимые условия (как правило их перечень оговорен в тексте контракта) и ни в коем случае не препятствовать исполнению обязательств победителем.

По взаимному соглашению или по инициативе одной из сторон, на основании части 8 статьи 95 44-ФЗ контракт на данном этапе может быть расторгнут. Какие это повлечет за собой последствия зависит от конкретной ситуации.

Приемка результата

Посте того, как обязательства по контракту со стороны поставщика/подрядчика/исполнителя выполнены, начинается работа заказчика. Второй этап исполнения контракта — это приемка поставленного товара/выполненных работ/оказанных услуг.

Порядок процедуры и отведенное на это время определяется непосредственно контрактом. По итогам оформляются и подписываются документы, подтверждающие что товар поставлен/работы выполнены/услуги оказаны. Это акты выполненных работ/оказанных услуг или товарная накладная. В некоторых случаях комплект может включать в себя дополнительный набор документов, определенный контрактом. Все они составляются и подписываются в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.

Приемку товара осуществляет заказчик, однако часто возникает ситуация, когда в контракте оговорено, что документы (акты, накладные и так далее) должен подготовить поставщик/подрядчик/исполнитель.

Если по результатам приемки вынесено отрицательное решение и доказано наличие существенных нарушений со стороны поставщика/подрядчика/исполнителя, то контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке или по решению суда, а он окажется в реестре недобросовестных поставщиков и, возможно, понесет финансовое наказание.

Проведение экспертизы

Перед тем как сделать выводы о соответствии товара/работы/услуги условиям контракта, заказчик должен провести экспертизу. Для этого он создает внутреннюю комиссию или приглашает сторонних экспертов, в зависимости от ситуации.

Порядок проведения экспертизы определяется статьей 94 44-ФЗ. А вот ее сроки могут быть любыми, они оговариваются непосредственно в тексте контракта. Поставщик/подрядчик/исполнитель повлиять на ход этого этапа никаким образом не может. По сути, он его даже не касается. Если, конечно, результат экспертизы не отрицательный.

В случае, если это так и товары/работ/услуги признаны несоответствующими требованиям контракта, он будет расторгнут в одностороннем или судебном порядке.

Оплата поставленного товара/выполненных работ/оказанных услуг

После того, как поставщиком/подрядчиком/исполнителем выполнены все обязательства по контракту, а заказчик принял товар/работы/услуги без каких-либо нареканий, он должен их оплатить. Отведенное на это время также оговаривается контрактом и может составлять от нескольких дней до двух-трех месяцев.

В случае, если заказчик нарушает свои обязанности по оплате, например, задерживает ее, к нему будете применены штрафные санкции, определенные контрактом. Правда, доказывать его вину придется в суде.

Оформление отчетности

После того как контракт оплачен, заказчик должен разместить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru сведения о его исполнении. В принципе, поставщика/подрядчика/исполнителя этот этап не касается совершенно. В случае если что-то будет сделано не вовремя или не по закону ответственность понесет заказчик.

Однако бывают ситуации, когда участнику закупки требуется подтвердить свою добросовестность или наличие опыта исполнения государственных/муниципальных контрактов. В этом случае сведения придется брать именно из реестра и если они не внесены в установленном законом порядке, то могут возникнуть проблемы.

Этап исполнения контракта - это отдельные части выполнения обязательств, начиная от заключения госконтракта и заканчивая публикацией отчета об выполнении. Этапы есть не только в госконтракте. Например, во внешнеторговой деятельности первостепенными становятся основные этапы реализации экспортного контракта. В контрактной системе в процессе внутренних закупок ситуация отличается. Из статьи узнаете как работать на разных стадиях исполнения госконтракта.

Из каких стадий состоит исполнение

Любой договор исполняется поэтапно. Рассматривая весь процесс исполнения госконтракта, можно выделить следующие фазы:

  1. Выполнение контрагентом обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
  2. заказчиком результатов, в том числе .
  3. Действия по изменению условий.
  4. Действия по расторжению.

Где и как отображается в ЕИС

В ЕИС первые три пункта из этого списка отображаются со статусом «Исполнение». Выполненная закупка имеет наименование «Завершено». Если происходит расторжение, заказ отображается со статусом «Прекращено». Отмена реестровой записи помечается как «Аннулирован».

Нередки случаи, когда в ЕИС неверно отображается статус заказа. К примеру, неисполненный договор помечен как «Исполнение завершено». Возникает вопрос, как вернуть контракт на этап исполнения контракта. Для этого в блоке «Сведения об исполнении (прекращении действия) контракта», закладке «Документы» карточки договора следует отменить редакцию, выбрав в контекстном меню функцию «Отметить как недействительные».

В ЕИС можно увидеть все этапы исполнения контракта по 44 ФЗ, пример взят из реестра:

Как завершить этап

К примеру, Минфин России (письмо от 15.09.2017 № 24-03-07/61189) полагает, что обязанность по размещению отчета в силу требований пп «б» п. 3 Постановления № 1093 возникает у заказчика после оплаты, в том числе частичной приемки вне зависимости от установления этапов в договоре. При этом Минфин сообщил, что рассмотрит вопрос об упрощении порядка размещения отчета, ведения РК, исключив необходимость размещения дублирующей информации в ЕИС.

Аналогичной позиции придерживалось Минэкономразвития (письма от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 01.06.2015 № Д28и-1434, от 30.11.2015 № Д28и-3467, от 27.10.2015 № Д28и-3124). Казначейство России письмом от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5 указало на необходимость составления отчета после каждой оплаты, однако учло тот факт, что требования о направлении в РК информации после каждого подписания акта приемки 44-ФЗ и иными нормативными актами не установлено.

Статья 86. Исполнение контракта

1. Исполнение контракта - комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и обеспечивающих достижение результатов, предусмотренных контрактом, включая:

1) взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по вопросам исполнения контракта;

2) экспертизу представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов исполнения контракта (его отдельных этапов) в соответствии с частью 3 настоящей статьи;

3) приемку результатов исполнения контракта (его отдельных этапов) в соответствии с частями 7 - 9 настоящей статьи;

4) исполнение заказчиком обязательства по оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

5) представление заказчику предложений по изменению, расторжению контракта в соответствии со статьей 87 настоящего Федерального закона, применению мер ответственности, предусмотренных контрактом;

6) подготовку отчетов по результатам исполнения контракта в соответствии с частью 9 настоящей статьи.

2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом (этапом контракта) сроку представить заказчику результаты исполнения контракта (его отдельного этапа), при этом заказчик обязан обеспечить их приемку в соответствии с настоящей статьей.

3. Для проверки представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов исполнения контракта (его отдельных этапов) на предмет их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. К проведению экспертизы результатов исполнения контрактов могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании договоров (контрактов), заключаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы в случае, если закупка осуществляется из единственного источника, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 5 - 8, 10, 17, 19, 21, 29 и 30 части 1 статьи 85 настоящего Федерального закона. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертизы результатов исполнения контракта экспертами, экспертными организациями.

4. Для проведения экспертизы эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и исполнителя контракта дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и его результатам. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации. Заключение должно быть объективным и аргументированным.


В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке результатов исполнения контракта, в заключении могут содержаться предложения об устранении таких нарушений, в том числе с указанием срока устранения нарушений.

5. Лица, подписавшие заключение по результатам экспертизы, несут за данное ими заключение ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

6. По решению заказчика для приемки результатов исполнения контракта (его отдельных этапов) может создаваться приемочная комиссия. Приемочная комиссия должна состоять не менее чем из пяти человек.

7. Приемка результатов исполнения контракта (его отдельных этапов) осуществляется в порядке и сроки, установленные контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается всеми членами приемочной комиссии, или иным документом, определенным бюджетным законодательством Российской Федерации, либо поставщику (исполнителю, подрядчику) в те же сроки заказчиком направляется письменный мотивированный отказ от подписания такого документа.

В случае привлечения для проведения экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке результатов исполнения контракта (отказе в приемке результатов исполнения контракта) заказчиком приемочной комиссией должны учитываться отраженные в заключении по результатам экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для проведения экспертизы.

8. Заказчик, приемочная комиссия отказывают в приемке результатов исполнения контракта в случае несоответствия представленных результатов (поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг) условиям контракта, за исключением случая, когда выявленные нарушения не препятствуют приемке результатов исполнения контракта и были устранены исполнителем контракта.

9. Результаты исполнения контракта отражаются в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем следующие сведения:

об исполнении контракта (о достигнутых результатах, в том числе об их соответствии плану-графику, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта);

о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые были применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

об изменении (расторжении) контракта в ходе его исполнения.

К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы экспертов, экспертных организаций (если проводилась экспертиза), а также документ о приемке результатов исполнения контракта или иной документ, определенный бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 87. Изменение и расторжение контракта

1. Изменение условий контракта в ходе его исполнения не допускается, за исключением следующих случаев изменения контракта по соглашению сторон:

1) если возможность изменения контракта была предусмотрена в документации об осуществлении закупки и проекте контракта:

при снижении цены контракта без изменения предусмотренного контрактом количества (объема) товаров (работ, услуг), качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и иных условий исполнения контракта;

при изменении в ходе исполнения контракта по предложению заказчика количества (объема) всех предусмотренных контрактом товаров (работ, услуг) не более чем на десять процентов такого количества (объема) в случае выявления потребности в дополнительных товарах (работах, услугах), не предусмотренных контрактом, но связанных с работами (услугами), предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренных контрактом товарах (работах, услугах). При этом по соглашению сторон допускается изменение цены контракта пропорционально количеству (объему) указанных дополнительных товаров (работ, услуг) или количеству (объему) указанных товаров (работ, услуг), но не более чем на десять процентов такой цены;

2) в случае внесения изменений в закон (решение) о бюджете:

по решению Правительства Российской Федерации о внесении изменений в государственные контракты, заключенные на срок не менее трех лет в целях осуществления бюджетных инвестиций, реализации государственного оборонного заказа, срок исполнения которых превышает три года, а в случае, если цена такого контракта составляет не менее десяти миллиардов рублей, - при условии внесения изменений в такие контракты не ранее чем через три года со дня их заключения;

по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о внесении изменений в государственные контракты, заключенные на срок не менее трех лет в целях осуществления бюджетных инвестиций, срок исполнения которых превышает три года, а в случае, если цена такого контракта составляет не менее пяти миллиардов рублей, - при условии внесения изменений в такие контракты не ранее чем через три года со дня их заключения;

по решению местной администрации муниципального образования о внесении изменений в муниципальные контракты, заключенные на срок не менее одного года в целях осуществления бюджетных инвестиций, при условии, что цена такого контракта составляет не менее одного миллиарда рублей и внесение изменений в такие контракты осуществляется не ранее чем через один год со дня их заключения;

3) при невозможности по не зависящим от заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) причинам (в том числе при введении новых технических требований к продукции и (или) процессам ее производства) исполнить контракт в соответствии с указанными в нем условиями и без изменения его цены в случае, если срок действия контракта составляет не менее двух лет и его цена превышает один миллиард рублей. Порядок изменения условий контракта по данному основанию устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

5) в случае уменьшения ранее доведенных в установленном порядке заказчику как получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. В таком случае заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий, в том числе по цене, и (или) срокам исполнения контракта, и (или) количеству (объему) товаров (работ, услуг), предусмотренных контрактом.

Принятие заказчиком решения об изменении условий исполнения контракта, в том числе срока исполнения контракта, в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества (объема) товаров (работ, услуг).

В случае наступления предусмотренных настоящим пунктом обстоятельств, обусловливающих невозможность исполнения заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им контрактов, заказчик исходит из необходимости исполнения в первоочередном порядке обязательств, вытекающих из тех заключенных контрактов, предметом которых является поставка продовольствия, средств для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, необходимых для нормального жизнеобеспечения, и (или) по которым поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства исполнены.

2. При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

3. В случае перемены заказчика по контракту права и обязанности заказчика по такому контракту переходят к новому заказчику в том же объеме и на тех же условиях.

4. При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работ, оказание услуг, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть отражены в единой информационной системе.

5. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения обязательств по основаниям, предусмотренным настоящей статьей.

6. Заказчик в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения контракта при условии, если это было предусмотрено документацией об осуществлении закупки, извещением о проведении запроса котировок, в следующих случаях:

1) по контракту на поставки товаров:

осуществление поставок товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в установленный заказчиком разумный срок;

осуществление поставок некомплектных товаров в случае, если поставщик, получивший уведомление заказчика, в установленный заказчиком разумный срок не выполнил требования о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными товарами;

однократное нарушение сроков поставки товаров в случае, если сроки поставки товаров являлись существенным условием контракта и были указаны в проекте контракта;

2) по контракту на выполнение работ:

если подрядчик не приступает в установленный контрактом срок к исполнению контракта или выполняет работу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным;

если во время выполнения работы нарушены условия исполнения контракта и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок такие нарушения подрядчиком не устранены либо если нарушения являются существенными и неустранимыми;

однократное нарушение сроков выполнения работ в случае, если сроки выполнения работ являлись существенным условием контракта и были указаны в проекте контракта;

3) по контракту на оказание услуг:

если исполнитель не приступает в установленный контрактом срок к исполнению контракта или оказывает услугу таким образом, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным, либо в ходе оказания услуги стало очевидно, что она не будет оказана надлежащим образом в срок, установленный контрактом;

если во время оказания услуги нарушены условия исполнения контракта и в назначенный заказчиком для устранения нарушений разумный срок такие нарушения исполнителем не устранены либо если нарушения являются существенными и неустранимыми;

однократное нарушение сроков оказания услуг в случае, если сроки оказания услуг являлись существенным условием контракта и были указаны в проекте контракта.

7. Заказчик не вправе применять предусмотренные настоящей статьей меры в случае, если обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, возникли по его вине.

Решение заказчика об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня направления решения об отказе от исполнения контракта поставщику (подрядчику, исполнителю) обязан направить уведомление о принятом решении в контрольный орган. Указанное решение вступает в силу через десять дней после даты его опубликования, за исключением случаев приостановления (отложения) сроков вступления в силу указанного решения в соответствии с настоящей частью.

При поступлении в течение указанного десятидневного срока в контрольный орган жалобы на такое решение заказчика контрольный орган по результатам всестороннего рассмотрения доводов жалобы и отзыва заказчика, обосновывающего принятое им решение, вправе:

приостановить расторжение контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив в письменной форме заказчику требование о приостановлении расторжения контракта до рассмотрения жалобы по существу, которое является для него обязательным;

признать жалобу необоснованной и одобрить решение заказчика;

признать жалобу обоснованной и отменить решение заказчика;

при необходимости исследования документов отложить срок вступления в силу решения, но не более чем на сорок пять дней.

8. Заказчик обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по контракту в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным в документации об осуществлении закупки требованиям к участникам процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) либо представил недостоверные сведения в части требований к участникам процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которые позволили ему стать победителем соответствующей процедуры.

9. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения обязательств заказчик вправе потребовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) возмещения причиненных убытков.

10. Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения обязательств, направляется в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков.

При этом в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения обязательств заказчик вправе заключить контракт с участником процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который сделал предпоследнее предложение по условиям исполнения контракта, следующее после предложения, сделанного победителем указанной процедуры. Такой участник вправе отказаться от заключения контракта.

11. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, если в документации об осуществлении закупки, извещении о проведении запроса котировок было предусмотрено в соответствии с частью 6 настоящей статьи право заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, в следующих случаях:

1) неоднократное нарушение заказчиком сроков оплаты товаров (работ, услуг), в том числе уплаты авансовых платежей;

2) непредоставление заказчиком исходных материалов, сведений и (или) невыполнение иных обязательств, предусмотренных контрактом, в связи с чем поставщик (подрядчик, исполнитель) не приступает в установленный контрактом срок к исполнению контракта или поставщик (подрядчик, исполнитель) не может выполнить обязательства к сроку, предусмотренному контрактом;

3) нарушение заказчиком своих обязанностей по контракту, в частности непредоставление исходных материалов или сведений, оборудования, технической документации и т.д., если такие нарушения препятствуют исполнению контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязательств не будет произведено в установленный срок.

12. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом поставщика от исполнения обязательств поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать от заказчика возмещения причиненных убытков.

13. Контракт считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения контракта не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.

14. Сведения об изменении и расторжении контрактов размещаются в единой информационной системе.

Статья 88. Обеспечение исполнения контракта

1. Заказчиком в документации об осуществлении закупки должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

2. Исполнение контракта может обеспечиваться безотзывной банковской гарантией, выданной банком или иной кредитной организацией, включенной в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, или внесенными денежными средствами. Способ обеспечения исполнения контракта указанными в настоящей части способами определяется таким участником самостоятельно. Форма банковской гарантии и порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.

3. Контракт заключается после представления участником процедур осуществления закупок, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии или заключения договора залога прав по договору банковского счета (банковского вклада) в размере обеспечения исполнения контракта, предусмотренном документацией об осуществлении закупки.

4. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) цена занижена на двадцать пять или более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, указанной заказчиком в извещении об осуществлении закупки или в приглашении принять участие в процедурах осуществления закупки, такой участник процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан представить обеспечение исполнения контракта в размере тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

5. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представить заказчику взамен ранее представленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств по контракту, при этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

6. В случае если участником, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение и заказчиком установлено требование об обеспечении исполнения контракта, положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются.


Это следует из положений статьи 94 44-ФЗ. Срок исполнения заказчиком взятых на себя обязательств Фактом исполнения заказчиком своих обязательств считается списание денег с его расчетного счета в пользу поставщика. Если срок поставки товара заказчик может выбирать самостоятельно, ориентируясь на свои потребности, то срок оплаты четко регламентирован. В апреле 2017 года Государственной Думой были приняты поправки в 44-ФЗ, которые касаются порядка оплаты товаров и услуг. Отныне при проведении закупки среди СМП и СОНКО заказчик должен произвести оплату в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента подписания документов, подтверждающих приемку. Для остальных договоров этот срок не должен превышать 30 календарных дней. Исключение из таких правил могут составлять только контракты, заключенные Правительством РФ с целью обеспечения безопасности страны.

Всероссийский муниципальный форум

С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в абзац первый части 9 статьи 94 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции. 9. Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию: (в ред.
Федеральных законов от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 02.06.2016 N 167-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ) (см.

Исполнение контракта по 44 фз и его особенности

Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; 3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта. 2.

Срок исполнения контракта

Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей. 3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.

Срок исполнения и срок действия контракта по 44 фз

Истечение периода действия контракта не означает, что неисполненные обязательства аннулируются. Указание в реестре контрактов, составленном в рамках 44-ФЗ, срока завершения действия контракта идентичного периоду исполнения договорных обязательств неправомерно.

Срок действия контракта может быть различным. Чаще всего выбирается конкретная дата, до которой обязательство обеих сторон должны быть исполнены. Выделяют следующие виды контрактов:

Особенности исполнения контракта по закону n 44-фз (волкова м.)

Внимание

При этом указываются конкретные нарушения, допущенные подрядчиком/поставщиком, а также санкции, примененные к нему в связи с этим.

  • Расторжении/изменении контракта в процессе его исполнения.
  • Кроме данной информации, к отчетам прилагаются заключения экспертиз исполнения контрактов. Сроки размещения, по 44-ФЗ, форма документа, порядок его подготовки и опубликования в единой информационной базе по закупкам могут устанавливать органы муниципальной или регионально власти.

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком…
Психология Наши предки спали не так, как мы.

Статья 94. особенности исполнения контракта

Особенности экспертизы Если процедура проводится силами заказчика, он может сформировать специальную приемочную комиссию. В нее должно входить не меньше 5 чел. Срок исполнения контракта по 44-ФЗ устанавливается в договоре, оформляемом победителем и заказчиком.

В указанный в соглашении период производится приемка всего результата работы либо отдельных ее этапов. После проверки соответствия поставки/услуги оформляется акт.


Его подписывают все члены комиссии. Важный момент Если результаты не были приняты, подрядчику/поставщику направляется мотивированный односторонний отказ от исполнения контракта. По 44-ФЗ расторжение договора допускается по основаниям, предусмотренным в ГК.


Стоит сказать, что заказчик может принять результат работы, если выявленные комиссией нарушения он посчитает несущественными.

Этапность исполнения контракта по 44 фз

Инфо

Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. (часть 4.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ) 5. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта.


Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.

Контракт по 44-фз: цена, сроки, заключение, исполнение

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом. 4. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев: 1) предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48, 50 — 54 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона; (в ред.

  • Продукции, работ, услуг для обеспечения функционирования объектов госохраны. К ним, в числе прочего, относят деятельность по организации выездных мероприятий, осуществляемых Президентом, Правительством, палатами ФС.
  • В рамках договоров на предоставление услуг по ремонту и содержанию нежилых помещений (одного либо нескольких), предоставленных в оперативное управление либо безвозмездную эксплуатацию заказчику, если они оказываются другим субъектам, использующим объекты, расположенные в том же здании.
  • По контрактам энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком.
  • Услуг экспертов или экспертных служб.
  • В рамках договоров на предоставление услуг, связанных с отправкой сотрудника в служебную командировку.

Контракт считается исполненным по 44 ap

При этом в качестве результата исполнения контракта идут оплаченные работы/товары/услуги, в т.ч., поставленные по тарифам. Например: госучреждением было закуплено за месяц канцелярских принадлежностей на сумму 50 000 рублей, сумма была перечислена на счет исполнителя, следовательно, этот факт должен быть отражен в ежемесячном отчете.

Однако этапность контракта по 44-ФЗ в данных информационных письмах не раскрыта. Практический с точки зрения юриспруденции интерес представляет документ от 30.09.2014 №Д28и-1889, в котором содержатся отсылки к статьям 508, 544, 708, 711, 753 и 766 Гражданского кодекса, касающимся регулировки споров в похожих случаях.

Контракт считается исполненным по 44 фз

Одним из ключевых пунктов договора, заключенного в рамках 44-ФЗ, становится срок его действия. Такое условие определяет период, в течение которого обе стороны обязаны в полном объеме исполнить взятые на себя обязательства.

Перед заключением контракта сторонам необходимо обязательно оценить свою возможность исполнить обязанности в установленное время. Особенности установления срока действия договора Законодательство напрямую не регламентирует правила, по которым определяется срок действия контракта.

Поэтому заказчикам при составлении документа необходимо руководствоваться Гражданским и Бюджетным Кодексами РФ. Пункт 3 статьи 425 ГК предусматривает, что конец времени действия контракта означает прекращение договорных обязательств. При этом момент окончания действия контракта не равнозначен времени исполнения обязательств.

,
ведущий эксперт Института управления закупками и продажами имени А.Б. Соловьева НИУ-ВШЭ

В ходе исполнения контрактов у заказчиков и поставщиков возникает масса вопросов. Ведущий эксперт Института управления закупками и продажами имени А. Б. Соловьева НИУ-ВШЭ ответил на самые злободневные вопросы наших читателей.

Бюджетное учреждение объявило электронный аукцион на проведение капитального ремонта здания. Начальная максимальная цена была определена сметой, являющейся приложением к аукционной документации. Итоговая сумма в смете включает в себя размер НДС по ставке 18%. Заявку на участие в аукционе подала только одна организация, которая работает по УСН, то есть не является плательщиком НДС (). Каким образом учреждение должно определить сумму контракта: с учетом НДС или без него?

Пользователь без подписи

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

В данной ситуации Вы должны заключить контракт с учетом НДС. Государственный или муниципальный контракт заключается по цене, предложенной победителем аукциона, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения ( ; ; письмо Минэкономразвития России от 25 января 2011 г. № Д22-88).

Изменить цену после заключения контракта нельзя – цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта ( ; далее – Закон № 44-ФЗ). Даже если исполнитель контракта использует УСН, контракт все равно заключается по цене, предложенной победителем (то есть с НДС). При оплате товаров, поставляемых в рамках госконтракта, заключенного с победителем электронного аукциона, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары оплачиваются по цене, указанной в контракте (письмо Минфина России от 5 сентября 2014 г. № 03-11-11/44793).

Заказчиком был объявлен открытый конкурс на выполнение работ по ремонту здания. В извещении, конкурсной документации и проекте контракта было закреплено требование к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства (). Была подана и одобрена одна заявка, конкурс признан несостоявшимся, и заказчик был вынужден заключить контракт с единственным поставщиком. Однако на этапе заключения договора подрядчик не согласился с требованием о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, аргументируя это тем, что он сам является субъектом малого предпринимательства. Можно ли привлечь подрядчика к ответственности?

Администрация Яранского муниципального района Кировской области)

Да, подрядчика, не согласившегося с требованием о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, можно привлечь к гражданско-правовой ответственности. Такая ответственность определяется условиями госконтракта – причем положение об ответственности является существенным условием контракта и должно обязательно в нем присутствовать ().

Наше учреждение провело электронный аукцион, по результатам которого заключило контракт на поставку бензина и дизельного топлива сроком до 31 декабря 2014 года. Если мы не исполним контракт на установленную сумму до конца 2014 года, сможем ли мы работать по данному контракту и в 2015 году, вплоть до его полного исполнения?

Марина Дружинина

Нет, Вы не сможете работать по данному контракту в 2015 году.Срок действия контракта относится к существенным условиям. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме случаев, прямо установленных в :

  • цена заключенного для обеспечения государственных и муниципальных нужд на срок не менее чем три года контракта равна либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно;

    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

    Узнать, может ли подрядчик продлить контракт на выполнение проектных работ, если он не укладывается в срок, а также получить разъяснения по другим интересующим вопросам можно из экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

  • при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами страны ().

Поскольку Ваш случай не относится к вышеперечисленным, изменить существенные условия заключенного контракта невозможно.

Наша организация является поставщиком по госконтракту. Контракт был заключен 4 декабря 2013 года, окончательное его исполнение должно было состояться в феврале 2014 года, но на сегодняшний день оплата так и не произведена. Как нам рассчитать неустойку за просрочку исполнения обязательств?

Мария Лаврова

Несмотря на то, что контракт был заключен в 2013 году, во время действия старого закона о госзакупках (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " "; далее – Закон № 94-ФЗ), неустойка за просрочку исполнения обязательств рассчитывается по действующему в настоящее время Закону № 44-ФЗ (). Если речь идет о нарушении заказчиком срока оплаты товара (работы, услуги), поставщик вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени) (). Пеня устанавливается за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней Банка России (на сегодняшний день ее размер составляет 8,25%) от неуплаченной в срок суммы.

Заказчиком заключен контракт на проведение капитального ремонта здания, в цену которого включена стоимость строительных материалов. В ходе исполнения контракта у заказчика появилась возможность использовать собственные строительные материалы. Может ли заказчик по соглашению с подрядчиком уменьшить цену контракта на величину, равную стоимости строительных материалов?

Сергей Михайлович

Нет, Вы не можете уменьшить цену контракта. Цена контракта является его существенным условием. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме случаев, прямо установленных в :

  • возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом (кроме случая осуществления закупки у единственного поставщика);
  • цена заключенного для обеспечения государственных и муниципальных нужд на срок не менее чем три года контракта равна либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно;
  • произошло изменение в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
  • при уменьшении ранее доведенных до заказчика-казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств ();
  • при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами территории страны ().

Изменение условий уже заключенного контракта по указанному Вами основанию не предусмотрено. Если заказчик все же уменьшит цену контракта, он может быть привлечен к административной ответственности за изменение условий контракта в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. для должностных лиц и 200 тыс. руб. для организаций ().

В период с июня 2014 года по сегодняшний день мы заключили 20 госконтрактов в качестве заказчика. При этом по 19 из них осуществлена поставка товара и услуг, что подтверждено всеми необходимыми документами. Однако отчеты об исполнении контракта контрактным управляющим размещены на Едином портале госзакупок не были. Какая ответственность может быть возложена на контрактного управляющего за неразмещение отчетов?

Тома Цурова

На контрактного управляющего может быть возложена административная и дисциплинарная ответственность.

Необходимость формирования отчета об исполнении контракта или его отдельного этапа обусловлена требованиями . Там же содержится требование о размещении такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок (а до ее создания – на Едином портале госзакупок). Исключения предусмотрены лишь для закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. и закупок организаций образования и культуры на сумму до 400 тыс. руб. Кроме того, требования о подготовке заказчиком отчета не применяются к закупкам, извещения об осуществлении которых размещены на Едином портале госзакупок или приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года.

Если отчет об исполнении или неисполнении контракта не размещен, ответственное должностное лицо подлежит административной ответственности (). Поскольку контрактные управляющие несут административную ответственность как должностные лица (), эта норма распространяется и на них. Штраф за непредоставление документов или инофрмации, подлежащих включению в реестр контрактов, составляет 20 тыс. руб.

Кроме того, контрактный управляющий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Ответственность контрактного управляющего зависит от осуществляемых им полномочий (). Как правило, в должностной инструкции контрактного управляющего закреплены его должностные обязанности и ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Наше учреждение заключило контракт на выполнение работ по Закону № 44-ФЗ. К настоящему моменту работы не выполнены, в связи с чем мы решили взыскать пени за время просрочки исполнения контракта, руководствуясь п. 6 Правил, утвержденных . С одной стороны, указанный пункт устанавливает: "Пеня начисляется за каждый день просрочки <...> и определяется по формуле: <...>". С другой стороны, сама формула исчисления пени, закрепленная указанными Правилами, содержит в себе количество дней просрочки. В связи с этим возникает вопрос: должна ли сумма пени, исчисленная по этой формуле, умножаться на количество дней просрочки, или она охватывает весь период нарушения подрядчиком своих обязательств?

Елена Онищенко

Нет, сумма пени не должна умножаться на количество дней. Как Вы верно отметили, в указанной формуле уже заложено количество дней просрочки, и этот факт является определяющим.

Осуществление закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., возможно при условии, что совокупный годовой объем закупок не будет превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не будет составлять более чем 50 млн руб. (). Заказчик оплатил в 2014 году договоры, заключенные с единственными поставщиками в 2013 году по . Сумма совокупного годового объема закупок по этим договорам составляет 5 млн руб. Таким образом, заказчиком превышен годовой объем закупок у единственного поставщика по Закону № 44-ФЗ. Будет ли заказчик привлечен к ответственности за превышение этого лимита с учетом того, что контракт был заключен по ранее действовавшему закону?

Анастасия Григорьева

Нет, не будет. Контракт был заключен с единственным поставщиком в 2013 году по нормам . К отношениям, возникшим до 1 января 2014 года, нормы Закона № 44-ФЗ применяются только в части прав и обязанностей (). Таким образом, об ответственности речи не идет.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: .

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .



 

Возможно, будет полезно почитать: