Евгений пастернак, лучший писательский сын. Свет без пламени

Странно: август - самый благословенный в плане погоды и изобилия месяц в России, но русские поэты его недолюбливали, будто предчувствуя катастрофы, которые будут преследовать постсоветскую Россию в этот месяц. "Ах, если бы только не август, не чертова эта пора!" - писал Александр Галич. Пастернак в стихотворении "Август" именно на этот месяц назначил свои похороны, которые лирический герой стихотворения видит во сне. И в чем-то опять угадал: на нынешний август Евгения Пастернака.

Сразу после похорон писать о я не решился: казалось, найдется много более достойных авторов. Но большинство некрологов были дежурными отписками: родился, служил, уволен за проводы семьи Солженицына… И это - о человеке, насчет которого на квартирных чтениях своего романа "Доктор Живаго" говорил: "Я мог бы сказать, что пишу этот роман про своего старшего сына".

Евгений Пастернак прожил долгую и без преувеличения великую жизнь - 88 лет, с 1923 по 2012 год. Из этих восьмидесяти восьми лет в течение 37-ми был жив отец - для Евгения Борисовича он был не только великий поэт, но и "самый добрый и самый понимающий человек на земле".

Сколько на эти годы пришлось бед и лишений - конец НЭПа и борьба с "бывшими", репрессии, война и послевоенное безвременье. Ни одна из этих отметин века не миновала Евгения Пастернака.

Взрывной волной при сносе Храма Христа-Спасителя в его детской комнате на Волхонке выбило стекла. Воспитавшая его бывшая фрейлина Елизавета Стеценко от страха репрессий не здоровалась с узнававшими ее людьми из дореволюционной жизни. Евгений Борисович участвовал в Великой Отечественной, награжден медалями "За победу над Германией" и "За боевые заслуги".

Проводы в Шереметьево семьи Солженицына, уезжавшей из СССР для воссоединения с ним, обернулись для него увольнением из МЭИ. Поддержка семье Солженицына тем более ценна потому, что в ней не было корпоративной солидарности - Пастернак-сын не принадлежал к писательскому цеху: после войны Евгений Борисович закончил Академию бронетанковых и механизированных войск по специальности инженер-механик по электрооборудованию и системам автоматического управления, а потом надолго связал свою жизнь с Московским энергетическим институтом.

И на фоне всех этих трагедий Евгений Пастернак "самым большим несчастием своей жизни" назвал развод отца и матери, очень тяжело пережитый им в восьмилетнем возрасте.

В сухое все-таки время мы живем: добро бы Евгений Борисович был молчуном или пустоцветом в литературно-биографическом плане. Тогда "незамеченность" его смерти можно было бы понять.

Но все обстояло как раз наоборот: как Вера Набокова, по признанию специалистов, могла бы выйти победительницей на каком-нибудь международном чемпионате писательских жен, так Евгений Пастернак наверняка занял бы первое место на всемирном конкурсе писательских сыновей.

И дело тут не только в бытовой помощи, которую Евгений с младых лет оказывал отцу (все началось еще в грудничковом возрасте с несколько спорного главного постулата воспитательной системы Пастернака-старшего: "Учу сына не мешать взрослым").

Он же - автор первой в России полной биографии отца (названной скромно: "Борис Пастернак. Биография"). Один Бог знает, чего эта семисотстраничная биография стоила семидесятилетнему Евгению Борисовичу: писать ведь приходилось и о подробностях развода отца - то есть о главном несчастье собственной жизни.

И еще - воспоминания, в центре которых всегда отец. И еще - статьи о матери, художнице Евгении Лурье, чья судьба оказалась сломана соседством с гением; об "идеальном социализме" в творчестве отца, о деле с Нобелевской премией.

В общем, обо всем, за что заплачено не деньгами и не архивной пылью, а кровью и нервами. И все это - в девяностые и нулевые годы, когда родившийся в 1923 году автор переступал семидесятилетний и восьмидесятилетний рубежи.

Труд и терпение… Сын учился у отца, а Пастернаку-отцу терпения было не занимать. Вот как пишет Евгений Борисович в своих воспоминаниях о работе в пятидесятые годы своего "папочки" (так, а еще Борей и Боречкой он его называет только в воспоминаниях; в статьях и биографии соблюдается научный политес): "Если раньше перевод одной трагедии Шекспира окупал целый год, то теперь его хватало только на полгода. Дело в том, что ставки за переводные работы законодательно сократились".

Вы представляете, что такое не то что перевести - прочитать и правильно понять трагедию Шекспира, с учетом архаики языка и заложенных в ней смыслов? А что такое перевести ее в стихах - да еще на пастернаковском уровне - и все это за полгода? Отец - мог.
И после этого получил "благодарность" от первого секретаря ЦК ВЛКСМ, выступавшего на комсомольском пленуме в присутствии Хрущева: "Он нагадил там, где он ел". Все это - в шестьдесят восемь лет.

Сын, взявшийся за главные труды своей жизни в семьдесят лет, наверное, ориентировался на отцовский пример.

Если вам попадется книга Евгения Пастернака "Понятое и обретенное" - не поленитесь, вчитайтесь в главу "Из семейных воспоминаний". Перед вами предстанет совсем другой Борис Пастернак - в чем-то похожий на Гамлета в его собственной, пастернаковской трактовке. Не сомневающийся юноша, не запутавшийся влюбленный мужчина, рыдающий от невозможности сохранить любовь первой жены вместе с семейным счастьем со второй.

К пятидесятым годам это все в прошлом. Перед нами - сильный человек, требующий от сына снабдить его оружием для защиты от бандитов в Переделкино, рассерженно бросающий смеявшимся над его похвалами "Василию Теркину": "Я к вам не шутки пришел шутить!"

Ушел Евгений Пастернак - и вокруг стало как то еще более пусто. Недаром в автобиографии он пишет, каким шоком для него, ребенка, было обнаружение груды битого кирпича на месте златоглавого Храма Христа Спасителя, прежде видного при подъезде поезда к Москве. "И кто мы и откуда - когда от всех тех лет// Остались пересуды, а нас на свете нет?". Так писал его отец…

Гражданство:

СССР СССР →Россия Россия

Дата смерти: Отец: Мать: Супруга: Дети:

Пётр, Борис, Елизавета

Награды и премии:
К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Евге́ний Бори́сович Пастерна́к (23 сентября , Москва - 31 июля , Москва ) - российский литературовед , историк литературы , военный инженер, биограф, старший сын писателя Бориса Пастернака от первого брака с художницей Евгенией Владимировной Лурье ( -).

Биография

«Когда в 1931 родители расстались, для меня это было самым большим горем в жизни».

По окончании школы в 1941 году вместе с матерью в эвакуации в Ташкенте , поступил в Среднеазиатский государственный университет на физико-математический факультет, где проучился один курс. С по служил в Вооруженных Силах, участник Великой Отечественной войны. В окончил Академию бронетанковых и механизированных войск по специальности инженер-механик по электрооборудованию и системам автоматического управления. В защитил диссертацию, кандидат технических наук. С по старший преподаватель факультета автоматики и телемеханики . Из МЭИ Е. Б. Пастернака, как он сам вспоминал, фактически выгнали за то, что он провожал в аэропорту Шереметьево семью Александра Солженицына , отбывавшую для воссоединения с ним.

Напишите отзыв о статье "Пастернак, Евгений Борисович"

Примечания

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков

Отрывок, характеризующий Пастернак, Евгений Борисович

– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.
– Четверых еще можно взять, – говорил управляющий, – я свою повозку отдаю, а то куда же их?
– Да отдайте мою гардеробную, – говорила графиня. – Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
– Куда же его привязать? – говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, – надо хоть одну подводу оставить.
– Да с чем он? – спрашивала Наташа.
– С книгами графскими.
– Оставьте. Васильич уберет. Это не нужно.
В бричке все было полно людей; сомневались о том, куда сядет Петр Ильич.
– Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? – кричала Наташа.
Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот ее была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.

Во втором часу заложенные и уложенные четыре экипажа Ростовых стояли у подъезда. Подводы с ранеными одна за другой съезжали со двора.
Коляска, в которой везли князя Андрея, проезжая мимо крыльца, обратила на себя внимание Сони, устраивавшей вместе с девушкой сиденья для графини в ее огромной высокой карете, стоявшей у подъезда.

Литературовед, историк литературы, военный инженер, биограф, старший сын писателя Бориса Пастернака от первого брака с художницей Евгенией Владимировной Лурье (1898-1965).


«Когда в 1931 родители расстались, для меня это было самым большим горем в жизни». С 1942 по 1954 служил в Вооруженных Силах, участник Великой Отечественной войны. В 1946 окончил Академию бронетанковых и механизированных войск по специальности инженер-механик по электрооборудованию и системам автоматического управления. В 1969 защитил диссертацию, кандидат технических наук. С 1954 по 1975 старший преподаватель факультета автоматики и телемеханики Московского энергетического института. Из МЭИ Е. Б. Пастернака, как он сам вспоминал, фактически выгнали за то, что он провожал в аэропорту Шереметьево семью Александра Солженицына, отбывавшую для воссоединения с ним.

С 1960 - историк литературы, текстолог, специалист по творчеству Бориса Пастернака. С 1976 - научный сотрудник Института мировой литературы АН СССР (РАН). Автор первой отечественной биографии Б. Л. Пастернака, созданной на основе богатейшего и эксклюзивного архивного материала, прежде всего - из семейного архива. Составитель и комментатор первого полного 11-томного собрания сочинений Пастернака, вышедшего 5-тысячным тиражом в издательстве «Слово» (октябрь 2005). Постоянный участник и докладчик научных конференций, посвящённых творческому наследию Пастернака. Выступал с лекциями в ряде европейских университетов и ведущих университетах США. Имеет около 200 печатных работ, посвящённых жизни и творчеству Пастернака, его отношениям со знаменитыми современниками. Под его редакцией вышло ещё несколько изданий собраний сочинений поэта, а также переписка, сборники, воспоминания и материалы к биографии Б. Л. Пастернака.

9 декабря 1989 в Стокгольме Евгению Пастернаку были вручены диплом и медаль Нобелевского лауреата его отца.

Награждён медалями «За Победу над Германией», «За боевые заслуги» и другими государственными наградами.

Наиболее известные книги Е. Б. Пастернака

Борис Пастернак. Материалы для биографии. М., «Советский писатель», 1989;

Борис Пастернак. Биография. М., «Цитадель», 1997.

«Существованья ткань сквозная…» Книга воспоминаний

Семья

Жена - Елена Владимировна Вальтер (р.1936) - внучка философа Г. Г. Шпета, филолог, соавтор и сотрудник Е. Б. Пастернака в его научной и издательской деятельности.

Дети - Пётр (р.1957), театральный художник, дизайнер; Борис (р.1961), архитектор; Елизавета (р.1967), филолог.

31 июля 2012 года в Москве скончался Евгений Борисович Пастернак , сын великого писателя, известный историк литературы. За год до своего ухода, в начале июля 2011-го, Евгений Борисович Пастернак, вместе со своей супругой Еленой Владимировной побывал в Немецко-Русском институте культуры в Дрездене. Привела его к нам Елена Витальевна Беленинова, многолетняя сотрудница Дома-музея М. И. Цветаевой в Москве, ныне живущая в Лейпциге.

Евгений Борисович передал в дар Библиотеке им.Ф.М. Достоевского Немецко-Русского института культуры новые издания Бориса Пастернака, рассказал о связях его жизни и творчества с Германией и Саксонией.

В архиве нашего института собираются и исследуются материалы о культурном наследии, которое оставили в саксонской столице знаменитые россияне. Благодаря встрече с Евгением Борисовичем, блестящим текстологом, подготовившим к печати несколько изданий о жизни и творчестве Бориса Пастернака, его переписку, мемуары об отце, а также первое Полное собрание сочинений русского нобелевского лауреата, были раскрыты новые, неизвестные нам доселе русские следы в Дрездене.

Испытываем безграничную грусть, что ушел из жизни талантливый историк литературы, писатель и просто замечательный человек. Вечная ему память. Выражаем сердечное сочувствие родным и близким Евгения Борисовича.

Правление Немецко-Русского института культуры
www.drki.de

От редакции

после публикации материала поступают комментарии наших читателей. Один из них мы приводим здесь:

"Первый сын Пастернака был удивительно похож на своего отца. Мне посчастливилось познакомиться с ним в доме друзей в Оксфорде. Евгений Борисович и Елена Владимировна часто здесь бывали, в Оксфорде до сих пор живут потомки Пастернака, здесь у них было много старых друзей. Именно сюда был доставлен тайно перевезенный через границу для публикации экземпляр "Доктора Живаго", что в результате и вызвало бешеную травлю поэта в советской России.

Помню свое первое впечатление - высокий седой худощавый человек - длинное пальто, непокрытая голова. Он долго разматывал в полутемной прихожей свой длинный шарф, а когда вошел в комнату, я в душе просто ахнула - впечатление было, что вошел оживший Борис Пастернак, таким, каким мы знаем его по портретам - глуховатый голос, моложавое лицо, внимательные живые глаза, врожденная элегантность. Он был, однако, скорее грустным и говорил мало. Тем не менее, когда я поинтересовалась его мнением о книге Д. Быкова о его отце, вышедшей в серии ЖЗЛ и получившей приз "Большая книга", он очень благосклонно отозвался о ней, с уважением говорил о самом Быкове, который во время работы над книгой несколько раз побывал в их доме. Я не сразу решилась на этот вопрос, так как в книге Быков довольно акцентированно говорит о непростых отношениях отца с сыном, мать которого он оставил ради своей новой музы. Но Евгений Борисович говорил об этом очень спокойно и не раз подчеркнул профессионализм и такт Быкова.

Так грустно сознавать, что этот человек ушел из жизни. Мир его праху... " - Tamara Zilber , Оксфорд.

Информационная служба сайта «Русское поле »

Наша справка

Биография

Е.Б. Пастернак родился в 1923 г. в Москве. В 1941 году вместе с матерью Еленой Владимировной Лурье выехал в эвакуацию в Ташкент, где поступил в Среднеазиатский государственный университет на физико-математический факультет, проучился один курс. В 1942 был призван на фронт. Награждён медалями «За Победу над Германией», «За боевые заслуги».
В 1946 окончил Академию бронетанковых и механизированных войск по специальности инженер-механик по электрооборудованию и системам автоматического управления. До 1954 служил в Вооруженных Силах. В 1969 защитил диссертацию, кандидат технических наук. С 1954 по 1975 старший преподаватель факультета автоматики и телемеханики Московского энергетического института.
Историк литературы, текстолог, специалист по творчеству Бориса Пастернака. С 1976 г. научный сотрудник Института мировой литературы АН СССР (РАН). Автор первой отечественной биографии Б.Л.Пастернака, созданной на основе богатейшего и эксклюзивного архивного материала, прежде всего из семейного архива. Составитель и комментатор первого полного 11-томного собрания сочинений Пастернака, вышедшего 5-тысячным тиражом в издательстве «Слово» (октябрь 2005). Постоянный участник научных конференций, посвящённых творческому наследию Пастернака. Выступал с лекциями в ряде европейских университетов и университетах США. Имеет около 200 печатных работ, посвящённых жизни и творчеству Пастернака. Под его редакцией вышло ещё несколько изданий собраний сочинений поэта, а также переписка, сборники, воспоминания и материалы к биографии Б. Л. Пастернака.
В 1989 г. в Стокгольме Евгению Пастернаку были вручены диплом и медаль Нобелевского лауреата - его отца.

Скончался 31 июля 2012 года в Москве. Похоронен на кладбище в Переделкино, рядом с отцом Борисом Пастернаком и братом Леонидом.

Наиболее известные книги Е.Б. Пастернака:
Борис Пастернак. Материалы для биографии. М., «Советский писатель», 1989;
Борис Пастернак. Биография. М., «Цитадель», 1997.
«Существованья ткань сквозная…» - Книга воспоминаний.
В соавторстве с Еленой Пастернак. «Жизнь Бориса Пастернака: Документальное повествование». СПб: изд. журнала «Звезда», 2004.
Семья
Жена - Елена Владимировна Вальтер (р.1936)- внучка философа Г.Г. Шпета, филолог, соавтор и коллега Е.Б. Пастернака в его научной и издательской деятельности. В 2009 году супруги выпустили мемуары сестры Бориса Пастернака Жозефины, которые впервые были опубликованы на русском языке.
Дети - Пётр (р.1957), театральный художник, дизайнер; Борис (р.1961), архитектор; Елизавета (р.1967), филолог.

ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ ПАСТЕРНАК:

Памятник отцу, изваянный Церетели, ужасен...

Мое заочное знакомство с сыном великого поэта произошло очень давно, когда Евгений Борисович еще преподавал - не удивляйтесь! - в Московском энергетическом институте... теорию автоматического регулирования.

В 1998 году мы встретились в Москве, Евгений Борисович дал мне свое первое интервью, спустя какое-то время - второе, в мае текущего года - третье. А сколько книжек - своих и жены Елены Владимировны - он подарил мне!..

Итак, третье интервью с Е.Б. в Москве, в его квартире на Сивцевом Вражке.

Евгений Борисович, сравнительно недавно в серии ЖЗЛ вышла книжка Дмитрия Быкова "Пастернак", которую, насколько мне известно, вы оценили высоко. Какие книги, монографии о вашем отце, - Борисе Леонидовиче Пастернаке - увидевшие свет в последнее время, вы могли бы отметить?

В издательстве "Музыка" только что вышел биографический альбом фотографий, рисунков, текстов, связанных с жизнью Бориса Пастернака. Его подготовил мой сын, художник Петр Пастернак. Что касается книжки Быкова, то она написана по-журналистки бойко, увлекательно, как и положено в серии ЖЗЛ. Мы с Еленой Владимировной не рассматривали ее как предмет редактирования.

Вообще, о Пастернаке написано много, у меня собралась целая библиотека. Это говорит о том, что Пастернак остался предметом большого интереса, хотя, наверное, уже интереса, который выходит за рамки, я бы сказал, необходимой правды.

Главное о поэте все-таки сказано и довольно давно - Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, а сейчас важно, чтобы вышла книжка Вячеслава Всеволодовича Иванова - есть надежда, что она будет существенно интересной.

Приближается 120-летие со дня рождения поэта, будущий год - юбилейный. Что-нибудь намечается сделать общественными и литературными организациями России?

Не уверен, что что-то будет. Недавно в Институте мировой литературы, где я по-прежнему работаю - они меня не отпускают (Евгений Борисович родился 23 сентября 1923 г. - В.Н.) - я предложил собрать к юбилею конференцию, но пока ясности нет. В Российской академии наук есть пастернаковская комиссия, я и там выступил с этой идеей, но пока все висит в воздухе.

Хорошая конференция по "Доктору Живаго" прошла в Милане. В Перми, где в молодости бывал Борис Леонидович, тоже проявляют здоровый интерес к его жизни и творчеству.

Евгений Борисович, я живу сейчас в мастерской своего приятеля-художника во дворе знаменитого Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой, в котором долгие годы преподавал ваш дед - замечательный художник Леонид Осипович Пастернак. На здании училища висит лишь мемориальная доска в честь Саврасова. А почему бы не повесить мемориальную доску и в честь Пастернака?

Леонид Осипович преподавал в училище больше 20 лет, там же преподавали и великий портретист Серов, и Коровин, и Мясоедов. Так что адресуйте свой вопрос нынешнему ректору Училища Илье Сергеевичу Глазунову.

Хорошо. Еще один вопрос из той же области: в Москве недавно открыт памятник Осипу Эмильевичу Мандельштаму, а где памятники Ахматовой, часто бывавшей в Москве, и родившемуся и умершему здесь Борису Пастернаку?

Могу сказать, что форсировать этот вопрос сейчас рискованно, объясню почему. Был объявлен конкурс на проект памятника Пастернаку, выиграл его - кто вы думаете? Конечно, Церетели (оба смеемся). Памятник этот, по моему мнению, ниже всякой критики. Зураб Константинович собирается его доделать, переделать, но я к этому отношусь с некоторым ужасом. Мы думали поставить памятник на территории Музея изобразительных искусств имени Пушкина, поскольку большая семья Пастернаков, шесть или семь человек, когда-то жила именно на Волхонке, в непосредственной близости от музея. Дом этот снесли...

Свое согласие на установку памятника на территории музея, а она обширна, дала директор Пушкинского музея - Нина Александровна Антонова. Однако победа в конкурсе Церетели заставила ее, скажем так, воздержаться от предоставления территории очередному "чуду" Церетели.

Очень приличный проект памятника представил скульптор Даниэль Митлянсккий - автор памятников Андрею Дмитриевичу Сахарову недалеко от Мясницкой улицы и Ивану Андреевичу Крылову на Патриарших прудах. Но проект остался недоделанным, поскольку его автор, к сожалению, умер.

Во времена Лужкова Москва обогатилась большим количеством памятников, многими - интересными, но некоторыми - безвкусными. Взять, к примеру, памятник Шаляпину на Садовом кольце: толстый дядька, немного навеселе сидит в кресле. Да, он был народным артистом, но и великим артистом, а не сродни случайным полупьяненьким прохожим. А уродливый памятник Шолохову на Гоголевском бульваре! Он изваян... в рыбацкой лодке. Да, он любил охоту, рыболовство, но разве это было главным занятием его жизни? Дело дойдет до того, что Александра Сергеевича додумаются изваять играющим в карты (смеется).

Правнуков нету, внуков - 10. Все они - учащиеся, кроме младшей внучки. Сын Петя, как я уже сказал, театральный художник, Боря - архитектор - реставратор, а Лиза - филолог и мама троих детей.

Хотите подробнее узнать о занятиях детей? Петя оформляет молодежные клубы, оформил и выставочный зал общества "Мемориал", новое здание которого находится рядом с театром "Эрмитаж".

Боря - главный архитектор Центра изучения исторической застройки Москвы. Должность довольно хлопотная, потому что собственники, покупающие кусок московской земли со старой застройкой на ней, с легкой руки Лужкова эти застройки не реставрируют, а сносят, в результате чего Москва теряет свой исторический облик. Вот со всем этим Боря и сражается, как говорили в старину, не щадя живота своего.

У Бори пятеро детей, у Пети - двое, о Лизе я уже говорил.

Ваше пожелание, Евгений Борисович, читателям журнала "Чайка" и всем нашим соотечественникам в Америке.

Как можно легче перенести кризис, зарабатывать деньги, иметь возможность ездить по всему миру, безбедно и интересно, а главное - долго и в приличном здравии - жить на свете.



 

Возможно, будет полезно почитать: