Искусство приказывать.Как управлять подчиненными. Обязанности руководителя в области оперативного управления подчиненными

руководитель лидер сотрудник подчиненный

Введение

Глава 1. Предмет, методы и основные направления исследования психологии управления

Глава 2. Основные направлениями психологии управления

2.1 Общие вопросы организации управленческой деятельности

2.2 Вопросы взаимодополнения процессов руководства и лидерства

2.3 Внутриорганизационные социально-психологические процессы и явления

2.4 Личности руководителя и сотрудников, возможности их профессионального самосовершенствования и саморазвития

2.5 Управленческое общение и взаимодействие руководителя с подчиненными

2.6 Связь психологии управления с другими смежными психологическими направлениями

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Психология управления представляет собой сравнительно молодую и достаточно быстро развивающуюся отрасль прикладной психологии. Она возникла в начале ХХ в. почти одновременно с выделением профессии менеджера и с самого начала была ориентирована на описание различных управленческих процессов и явлений, а также решение конкретных практических задач управленческой деятельности. Социальный заказ индустриального общества того времени выражался в вопросах: «Как лучше построить систему управления в организации?»; «Какими качествами необходимо обладать менеджеру, чтобы быть профессионально успешным?»; «Как сделать управление коллективами наиболее эффективным?». Подобные вопросы побуждали исследователей к всестороннему исследованию соци­ально-психологических характеристик руководителей, стилей руководства, особенностей функционирования служебных коллективов и других аспектов управленческой деятельности и внутриорганизационного функционирования. Многочисленные разработки этих проблем привели к появлению множества прикладных теоретических построений и подходов в описании деятельности руководителей. Накопленные до настоящего времени фак­тические и экспериментальные данные позволяют делать достаточно аргу­ментированные выводы в отношении протекания внутриорганизационных процессов, условий эффективности осуществления управленческих функ­ций и разрабатывать конкретные рекомендации для руководителей, специ­алистов в области менеджмента и сотрудников кадровых аппаратов.

Цель контрольной работы – описать основные направления психологии управления.

Глава 1. Предмет, методы и основные направления исследования психологии управления

Впервые об управлении как самостоятельной области научного исследования заговорили после появления книги Ф. У. Тейлора «Принципы научного менеджмента» (1911), в которой были выделены первоначальные принципы управленческого труда. Немного позднее, в 1920-е гг., известный французский инженер А. Файоль описал последовательную систему принципов менеджмента. Принято считать, что именно благодаря Файолю управление стали считать особой, специфической деятельностью. К этому времени уже сформировалась психология как наука в ее теоретическом и прикладном направлениях с соответствующим психодиагностическим инструментарием. В результате слияния управления и психологии, а также в ответ на требования развивающегося производства, возникла прикладная междисциплинарная наука – психология управления.

В настоящее время к организационному управлению относится вся совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Прежде всего эти мероприятия имеют отношение к людям, работающим в данной организации, к каждому из которых в процессе управленческого взаимодействия необходимо найти правильный подход в соответствии с его индивидуально-психологическими особенностями и профессионально-деловыми качествами.

Предметом психологии управления являются психологические закономерности организации управленческого процесса, а также управленческие отношения с точки зрения ситуаций менеджмента. Традиционно в психологии управления рассматриваются управленческие отношения между:

– субъектом и объектом управления;

– членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий исходя из по­ставленных задач;

– различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.

Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления могут выступать как отдельные индивиды, так и социальные группы.

Субъектом управления является носитель (источник) управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектом управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа. При этом субъекты и объекты управления могут взаимодействовать, оказывая влияние друг на друга.

В какой-то мере предмет психологии управления совпадает с менеджментом как системой способов управления персоналом, но тем не менее он имеет свою специфику. Условно эту специфику можно представить следующим образом: если менеджмент учит «что делать», то психология управления в большей степени ориентирована на объяснение того, «как это делать».

Основная задача психологии управления – анализ и описание психологических условий и особенностей управленческой деятельности, приведение их в систему, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций.

Основными направлениями (областями) исследования в психологии управления являются:

– общие и процессуальные вопросы организации управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности;

– вопросы взаимодополнения процессов руководства и лидерства;

– внутриорганизационные социально-психологические процессы и явления, возможности целенаправленного управления ими в деятельности руководителя;

– личности руководителя и сотрудников, возможности их профессионального самосовершенствования и развития;

– управленческое общение и взаимодействие руководителя с подчиненными.

Глава 2. Основные направлениями психологии управления

2.1 Общие вопросы организации управленческой деятельности

Управленческая деятельность должна быть организована, без этого она превращается в набор хаотических действий, которые, несмотря на все старания, могут приводить лишь к посредственным результатам. Умение организовать свою деятельность и деятельность подчиненных – одна из важнейших способностей руководителя. Психология управления изучает условия и особенности оптимальной организации управленческой деятельности. Практика показывает, что эффективно работающий руководитель не только знает основные управленческие действия и умеет их осуществлять, он рефлексивно анализирует свою деятельность и совершенствует ее. Кроме того, знание основных компонентов управленческой деятельности позволяет компенсировать недостаточное развитие организаторских способностей, что имеет практическое значение.

В этом направлении психология управления изучает структуру, содержание и алгоритм управленческой деятельности на всех уровнях управления и описывает соответствующие принципы и правила ее организации, а также рассматривает психологические условия эффективности выполнения руководителем основных управленческих функции в рамках различных управленческих подходов и концепций.

Результатом изучения общих вопросов организации управленческой деятельности является описание различных управленческих подходов и концепций, выделение основных управленческих функций руководителя и описание алгоритма их эффективного выполнения, а также описание различных стилей руководства, их преимуществ и недостатков.

Конкретно-прикладными результатами исследований в этом направлении является описание эффективных алгоритмов: делегирования руководителем своих полномочий; особенностей и условий эффективности проведения руководителем деловых бесед, собраний, служебных совещаний, переговоров и т. п.

2.2 Вопросы взаимодополнения процессов руководства и лидерства

В настоящее время мало у кого вызывает сомнение то, что лидерский ресурс руководителя дополняет его формальные властные полномочия и повышает успешность выполнения им управленческих функций. Будучи лидером, руководитель имеет возможность влиять на процессы самоорганизации коллектива, сближать индивидуальные и групповые интересы его членов, а также более полно представлять интересы и потребности сотрудников во внешних инстанциях. Это, в свою очередь, положительно сказывается на психологической атмосфере, в которой складываются и протекают взаимоотношения между подчиненными, способствует повышению уровня сплоченности коллектива, делает руководителя более успешным в разрешении и предупреждении межличностных конфликтов в его подразделении. Поэтому изучение условий и закономерностей взаимодополнения процессов руководства и лидерства в контексте управленческой деятельности руководителя направлено на повышение ее эффективности.

Результатом изучения процессов руководства и организационного лидерства является описание теорий лидерства, моделей лидерских качеств руководителей, преимуществ и недостатков различных стилей руководства применительно к разным условиям деятельности и профессионального взаимодействия и т. п.

2.3 Внутриорганизационные социально-психологические процессы и явления.

Эффективность деятельности как организации в целом, так и отдельных подразделений во многом зависит от ее организационной культуры, характера взаимоотношений и психологического климата в служебных коллективах, способности руководителя грамотно управлять социально-психологическими процессами в организации. Любой коллектив – это группа людей, представляющая социальный организм, члены которого связаны друг с другом системой сложных отношений и преследуют свои цели, решают свои задачи, стремятся сохранить или изменить свой формальный и неформальный статус. Как любой организм, коллектив может развиваться, переживать как благоприятные, так и неблагоприятные периоды в развитии с соответствующими «подъемами» и кризисами. Последствия кризисов могут быть и положительными (переход на новую ступень развития), и отрицательными (неуправляемость и распад коллектива).

Каждое производство имеет свои особенности, но для руководителей подразделений существуют общие правила поведения и принципы, по которым они будут действовать для того, чтобы вверенный им отдел справлялся с поставленными задачами. Руководить отделом , это не только почетно, но и ответственно, поскольку именно на руководителе лежит задача организовать работу коллектива, обеспечить своих сотрудников всем необходимым и мотивировать каждого.

Инструкция

Прежде всего, продумайте своего отдела – какие задачи ставятся перед ним и какие средства и методы имеются у вас для успешного решения задачи. Вы должны четко представлять себе все нюансы производственного процесса и иметь представление о всех технологиях, которые используются в нем.

Очень многое зависит , поэтому вы должны знать возможности каждого человека, особенности его характера, психотип, чтобы грамотно поставить перед каждым его задачу. Пообщайтесь наедине с каждым своего отдела, расскажите о тех задачах, которые вам вместе придется решать. Расскажите работнику о том, что будет поручено ему, и подчеркните важность именно его . Выслушайте те предложения, которые могут быть высказаны в ходе такой беседы, обдумайте их.

На общем собрании поставьте перед задачи и расскажите о том, что для вас будет являться критерием добросовестной работы. Сразу обговорите вопросы , контроля и отчетности. Мотивируйте свой коллектив и расскажите о том, как будет стимулироваться добросовестный и творческий труд, заинтересуйте людей для решения общих задач.

Сделайте правилом периодические планерки, где сотрудники будут отчитываться о том, что сделано и что планируется сделать. Каждый сотрудник, тем самым, будет нести ответственность не только перед вами, но и пред коллективом, поэтому желающих подвести товарищей будет меньше.

Не поощряйте доносы и сплетни. Свое недовольство работником высказывайте ему. Не заводите себе любимчиков и фаворитов. Оценка

Кандидат на руководящую должность

Начинающий руководитель

Опытный руководитель и хотите усовершенствовать свои управленческие навыки

Владелец малого или среднего бизнеса

Хотите получить работающие технологии управления сотрудниками

Описание проблемы

Обычный руководитель использует потенциал своих подчиненных на 30% или меньше. Не может поручить им выполнение сложных задач. Не умеет бороться с саботажем. Плохо распределяет задачи между подчиненными. Не умеет делегировать. Плохо отличает важное от неважного…В следствие этого, руководитель - перегружен, его подчиненные - недозагружены, а полученные результаты работы подразделения сильно отличаются от желаемых.Проще говоря, обычный руководитель не умеет управлять людьми. Его этому нигде не учили. Его учили разным аспектам менеджмента: как управлять разными аспектами жизни компании. Но не научили, как сделать так, чтобы другие люди (подчиненные) сделали то, что руководитель от них хочет.

Как эта проблема проявляется с разных точек зрения?

1. Компания

Для компании, неумение руководителя управлять людьми означает низкую эффективность работы сотрудников. Руководители - организовывают работу своих подчиненных, поэтому плохое управление с их стороны означает недозагруженность и неэффективность работы сотрудников. Особенно это проявляется у линейных руководителей, которые непосредственно руководят исполнителями.

Производительность труда в постсоветстких компаниях в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Считается, что это из-за плохих сотрудников. Но на самом деле это из-за плохих руководителей.

Задача для компании - повысить эффективность работы сотрудников за счет улучшения управления людьми.

2. Руководство

Одна из главных задач высшего руководства и службы персонала - это подбор и расстановка руководящих кадров. По сути - это напоминает игру в «человеческие шахматы». С той лишь разницей, что в этой игре поведение «человеческих фигур» почти непредсказуемо.

Эта «пешка» обещала превратиться в «ферзя», но не стала даже младшей фигурой. А эта фигура занимает должность «Ладьи», а думает и действует, как «Конь».

Нельзя заниматься подбором и расстановкой кадров «втемную», когда руководители постоянно меняют свои характеристики.
Задача с точки зрения руководства - заставить руководителей проявиться и показать свою настоящую сущность.

3. Сам руководитель

Руководителя никто не учил управлять людьми. Система образования учила его подчиняться учителям (начальникам) и что-то делать самостоятельно (учиться и действовать). Поэтому, когда у руководителя появляются подчиненные, то он элементарно не знает, что с этими подчиненными делать, чтобы добиться от них желаемого результата.

Прямо как в фильме «Приключения электроника» - ищут «где у подчиненных кнопка», но не находят. Поэтому мечтают о «хороших подчиненных», которые сами выполняют все, что им прикажут. Или ищут «секреты мотивации» - какой волшебной пылью посыпать моих подчиненных, чтобы они начали работать и приносить пользу.
Задача для руководителя – научиться так управлять подчиненными, чтобы в любой ситуации добиваться от них желаемых результатов и эффективно использовать их потенциал.

Интерактивная программа “Менеджер на 100%”, в которой обучение руководителей производится дистанционно, прямо на рабочих местах. В качестве заданий используются текущие задачи руководителей, которые они решают с помощью инструментов программы.

Во время прохождения программы каждый участник выполняет практический проект применительно к задачам своей должности. И в рамках проекта, с помощью полученных в программе навыков, добивается от своих сотрудников желаемых результатов.

Федор Нестеров

  • Создатель Fast Management, управленческой технологии, позволяющей даже новичку думать и действовать, как успешный руководитель
  • Основатель и Президент онлайн , которая пошагово и дистанционно помогает переводить карьеру или бизнес из текущего состояния - в желаемое. Обучение доступно везде, где есть интернет и позволяет создать большого бизнес в маленьком городе.
  • Автор книги и десятков статей на темы предпринимательства. Четырежды удостаивался звания «Лучший автор года» в международном сообществе менеджеров e-xecutive.ru
  • Руководитель, сделавший карьеру от инженера до топ-менеджера
  • Бизнес-консультант с 20-летним стажем, выполнил более 150 проектов, основатель 5 собственных бизнесов
  • Убежден, что любой разумный человек может стать руководителем и сделать успешную карьеру
  • Один из ведущих русскоязычных экспертов в вопросах управления людьми, формирования образа мышления и личности руководителя

Что получат участники программы:

Руководители

Научатся так управлять подчиненными, чтобы добиваться от них исполнения поставленных задач в любых условиях. В том числе, в условиях саботажа и противодействия. Так, чтобы наиболее эффективно использовать потенциал своего подразделения.

Компания

Повышение КПД управления подразделением и, как следствие, - повышение производительности работы подразделения на 10% и более

Руководство

Cкрытое проявление хороших руководителей - кандидатов в кадровый резерв

Кишилов Семен

Кишилов Семен


Кишилов Семен, 25 лет. Должность - руководитель направления департамента исследований и разработок, 10 штатных сотрудников. Подразделение находится в непосредственном подчинении Генеральному директору.

В результате участия в программе у меня сформировалось четкое понимание роли руководителя, основные задачи руководителя, критерии эффективной работы руководителя, также мне стало известно к какому уровню руководителя нужно стремиться и что для этого нужно делать. Надеюсь, что эти знания и приемы позволят мне существенно повысить качество и эффективность работы подразделения. Больше всего мне понравилась переоценка роли руководителя, которая отличается от моего раннего понимания. Кроме того благодаря программе я стал бороться с своим прошлым подходом - хочешь сделать хорошо, сделай сам.

В процессе участия в программе я заметил некоторые положительные изменения в показателях своей работы. Повысился уровень вовлеченности сотрудников, за счет того, что я делегирую ряд задач своим сотрудникам, повышаю их уровень постановкой задач более высокого уровня, на многих сотрудников это оказывает положительное влияние и их эффективность растет. Распределение задач в соответствие с моделями поведения также дает свои положительные плоды в виде более быстрой и качественной реализации.

Программа разбита на 9 часовых лекций, каждая из которых освещает важный аспект работы руководителя. Объем информации в каждой лекции подобран таким образом, чтобы его можно было воспринять с одного раза и одновременно, чтобы этого было достаточно для решения конкретной практической задачи применительно к своей должности.

Постановка цели

Образ мышления руководителя

Почему и чем мышление руководителя отличается от мышления исполнителя.

Как справляться с делами

Как распределять задания между сотрудниками и планировать работу группы.

Управление сотрудниками

Какие бывают сотрудники и как правильно ставить им задачи, чтобы добиваться желаемым результатам.

Горизонт планирования

Как «разгребать накопившиеся завалы» и как планировать так, чтобы авралов не было.

Мероприятия по повышению эффективности подразделения

Что и как нужно регулярно делать, чтобы эффективность подразделения постоянно росла.

Быстрые технологии определения пригодности сотрудников для своей работы.

Уровни зрелости руководителя

От «рукой водящего» к «создающему команду» - пошаговое развитие руководителя.

Как построить команду

Технология создания управленческой команды - ближайшего окружения руководителя.

Постановка цели

Как из вороха дел выбрать достойную цель, которую можно будет достичь в программе с помощью своих подчиненных

Образ мышления руководителя

Почему и чем мышление руководителя отличается от мышления исполнителя

Как справляться с делами

Как распределять задания между сотрудниками и планировать работу группы

Управление сотрудниками

Какие бывают сотрудники и как правильно ставить им задачи, чтобы добиваться желаемым результатам

Горизонт планирования

Как «разгребать накопившиеся завалы» и как планировать так, чтобы авралов не было

Мероприятия по повышению эффективности

Что и как нужно регулярно делать, чтобы эффективность подразделения постоянно росла

Как понять на своем ли месте работает сотрудник

Быстрые технологии определения пригодности сотрудников для своей работы

Уровни зрелости руководителя

От «рукой водящего» к «создающему команду» - пошаговое развитие руководителя

Как построить команду

Технология создания управленческой команды - ближайшего окружения руководителя

Формат программы:

Длительность обучения - 3 месяца

Обучение производится дистанционно и интерактивно на еженедельной основе в онлайн-программе по схеме: лекция-задание-действие-обратная связь-корректировка. Всего на работу в программе нужно около 5 часов в неделю.

По итогам каждой лекции, участник получает практическое задание по теме лекции, которое должен выполнить у себя на работе, применительно к задачам своей должности. Действия создают результаты. Таким образом, каждую неделю участник улучшает свой проект и продвигает его к цели.

Информация в лекции - общая и задания - одинаковые, а должности и проекты у участников - разные. Поэтому выполняют они задания каждый применительно к своей должности и каждый - по-своему. В процессе внедрения возникает множество вопросов и необходимость корректировки действий. В таких случаях, участники получают обратную связь от наставника и экспертную помощь в разрешении проблем и урегулировании конфликтов.

Онлайн-программа включает специальные мероприятия по организации групповых коммуникаций менеджеров: мозговые центры, партнеры по подотчетности и т.п.

HR компании может наблюдать за ходом проекта и действиями менеджеров изнутри программы.

Махиня Наталья

Махиня Наталья

Преимущества ранней регистрации

Чем раньше Вы зарегистрируетесь в программу, тем больше пользы извлечете из нее.

  1. Участие в программе требует некоторой организационной подготовки, которую лучше выполнить заранее
    Чем лучше Вы подготовитесь, тем больше результатов от программы получите - не только знания и результаты, но и связи, друзей, обмен опытом и многое другое.
  2. Для участников ранних регистраций - у нас есть специальная программа «разогрева» - бесплатных дополнительных знаний по теме управления.

ТАТЬЯНА ЕРМАК

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


Часть 1

ТАТЬЯНА ЕРМАК

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


Часть 2

ЕЛЕНА ФАТХУЛИНА

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


ЕЛЕНА ЮРЛОВА

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


ЗОЯ КОТЫЛО

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


ИРИНА МАРКУШИНА

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


ЛАРИСА ПОДБУЦКАЯ

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


МАРГАРИТА ЧЕРНЕНКО

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


ТАТЬЯНА СОЛОДНЮК

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


МАРИЯ ЯКУБОВСКАЯ

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


МАХИНА НАТАЛЬЯ

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


КИШИЛОВ СЕМЕН

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


КОНСТАНТИН ПОДЛЕСНЫЙ

Менеджер на 100%

Отзывы наших учеников


Гарантии

Для руководителей-участников

Если Вы будете делать все задания и у Вас все-таки будут проблемы с управлением людьми, то мы будем работать с Вами пока Вы не научитесь или вернем деньги.

Для руководства компании

Все участники программы, как бы они себя ни вели, неизбежно проявят свою сущность и свое поведение. Если у них есть способности руководить и лояльность к интересам компании, то это обязательно проявится.

Главная особенность программы

Общественное мнение часто исходит из ложного убеждения, что руководитель - это некий набор компетенций: харизма, коммуникации, планирование, умение мотивировать и т.п. И стоит только начать одну за другой осваивать эти компетенции, как Вы постепенно начнете становиться хорошими руководителями.

Это - не соответствует истине. На самом деле руководитель - это не набор компетенций, а состояние, которое однозначно и резко отличается от состояния «исполнитель». Переход из состояния «исполнитель» в состояние «руководитель» – это фазовый, революционный переход. Цель программы – обеспечить этот фазовый переход и перевести участников из состояния “исполнитель” в состояние “руководитель”.

Чтобы было понятно о чем речь. Представьте ребенка, который учится ходить. Он или ходит (пусть даже очень плохо) или ползает. Переход из состояния «ползающий ребенок» в состояние «ребенок пошел» – это фазовый переход.

Точно также и управленец: он либо находится в состоянии «руководитель» (то есть мыслит и действует как руководитель), либо - в состоянии «исполнитель». А какая у него при этом официальная должность - это уже значения не имеет. Переход в состояние «руководитель» – это скачкообразный переход.

Концепция «набора руководящих компетенций» создает иллюзию того, что раз Вы еще не чувствуете себя руководителем, значит просто еще не добрали необходимых компетенций. Поэтому в общественном мнении очень велик спрос на новые компетенции: знания и методики, «секреты великих руководителей».

На самом деле для перехода из исполнителя в руководители не нужно много новых знаний. Скорее даже наоборот. Мы специально отобрали и включили в содержание программы только те знания, которые необходимы и достаточны для перехода в состояние руководителя. Только то, что нужно для того, чтобы начать думать и действовать как руководитель. А совершенствовать и дополнять этот базовый набор участники смогут самостоятельно за пределами этой программы.

И самое главное: мы не призываем участников перейти из исполнителей в руководители. Просто, делая наши упражнения, они меняется настолько, что переходят из состояния “исполнитель” в состояние “руководитель” и начинают мыслить, и действовать, как руководители.

Разрушение МИФов

Большинство общедоступной информации об управлении является ложной. Причина этого проста - те, кто пишут статьи, книги и обучающие программы редко сами являются руководителями.

Поэтому в этом блоке мы развеем основные мифы: заблуждения, связанные с управлением людьми.

МИФ1 - Руководитель - это набор компетенций

Руководитель - это состояние. Образно говоря, чтобы стать руководителем, вам нужно в мозгу перевести выключатель из состояния «Исполнитель» в состояние «руководитель» и тогда вы начнете думать и действовать как руководитель.

МИФ 2 - Руководителем нужно родиться

Управление - это такой же человеческий талант, как умение играть на музыкальном инструменте или умение рисовать. В ярко выраженном виде он встречается очень редко, а у большинства людей есть более или менее выраженные способности.

Люди с идеальным музыкальным слухом встречаются также редко, как и люди с полным его отсутствием. В то время как большинство людей обладают достаточными способностями, чтобы научиться на сносном уровне петь или играть на каком-то музыкальном инструменте.
Руководитель - это профессия, которой можно научиться. Может быть вы не станете директором огромной корпорации, но руководить коллективом до 50 человек при соответствующем обучении может практически каждый получивший высшее образование.

МИФ 3 Обучаться управлению долго

Есть много людей, в том числе известных писателей и тренеров, утверждающих, что для обучения управлению нужны годы.
Мы с этим не согласны. Подавляющее большинство наших студентов переходит в состояние руководителя до завершения программы, то есть в пределах 3-х месячного обучения.

Момент перехода зависит от конкретного человека. Вы просто выполняете простые задания, а потом «щелк» - и вы уже думаете и действуете, как руководитель. С этого момента, управленческие приемы помогают вам управлять более эффективно. А дальше можно всю жизнь улучшать и совершенствовать свои навыки.

Образовательные технологии нового поколения

Данная программа - одна из первых, относящихся к новому поколению образовательных технологий.
Старые технологии (университеты, лекции, тренинги, очное обучение) были разработаны сотни лет тому назад. Характерная особенность того времени - недостаток знаний, погоня за «секретами», поиск новых знаний. Знания накапливались и усваивались человечеством очень медленно: до начала ХХ века объем накопленных человечеством знаний удваивалсякаждые 100 лет.

Теперь же, благодаря Интернету и печатной промышленности, суммарный объем человеческих знаний удваивается каждые два-три года. В мире переизбыток информации. Кризис перепроизводства знаний.

Просто для примера: когда мы писали эту страницу, запрос на сайте amazon.com по теме выдавал 948,724 книг по теме management. Когда Вы её читаете, их стало еще больше!

Человек просто не успевает усваивать уже имеющиеся знания.

Для того, чтобы успевать за требованиями времени нужно учиться с помощью новых технологий:

  • Вместо очного обучения с отрывом от работы - онлайн обучение прямо на рабочих местах
  • Вместо изучать все - изучать только то, что нужно для достижения цели оптимальным способом
  • Вместо заучивать теорию- делать задания, добиваясь реальной цели на своем рабочем месте, и в процессе выполнения одновременно: получать результаты, понимать, как это работает и получать озарения
  • Вместо субъективной проверки знаний - объективная проверка того, как человек себя ведет и каких результатов достигает

Я, Подлесный Константин Сергеевич, ИТ-директор Холдинговой компании «Композит», бывший ИТ-директор ОАО «РАО Востока» и заместитель Председателя Правления СО ЕЭС, более 25 лет специализируюсь в области информационных технологий и более 20 лет руковожу коллективами ИТ-специалистов.

Ранее, до участия в Программе, большинство стратегических документов, таких как: стратегии развития ИТ компании, техническая политика в области ИТ приходилось писать самостоятельно, на что тратил большое количество времени.

Лекции Федора Нестерова по методологии «Fast Management» позволили по-другому взглянуть на решение этих задач. На основе полученных знаний удалось правильно сформировать команду исполнителей, которые в сжатые сроки (около 2 месяцев) создали документ по стратегии развития ИТ.

Я очень доволен полученным результатом и считаю это хорошим достижением нашей команды.

В своей дальнейшей работе я обязательно буду использовать приемы и методы, которые были изложены в программе. Полученный положительный опыт работы в режиме интерактивного взаимодействия убедил в действенности такого метода обучения.

1. Поручение трудного задания.

Нередко возникает потребность поручить подчиненному задание, не входящее в его прямые обязанности. Или очень трудоемкое, или очень срочное, или не очень приятное.

Руководители могут уменьшить возможное сопротивление подчинен­ного несколькими способами:

Поблажками незадолго до того, как дать поручение;

Обильной похвалой или комплиментами в начале разговора;

Бросить вызов, если имеют дело с честолюбивым подчиненным.

2. Метод желаемых ситуаций.

Установлено, что наилучшим образом работник исполняет то, что он считает нужным, а не то, что велит начальство (по мнению многих подчи­ненных, это далеко не всегда совпадает). Поэтому оптимально, чтобы под­чиненный сам пришел к решению, отвечающему замыслу руководителя.


Метод желаемых ситуаций в том, что руководитель создает ситуацию, в которой подчиненный самостоятельно придет к нужному решению.

Это требует высокой психологической культуры руководства, знания психологии, мотивации подчиненных. Это - высший класс руководства людьми, которые в этом случае чувствуют себя свободными и полностью самостоятельными. Доверие, которое они ощущают, - наилучшая де­монстрация уважения к работнику. Тогда сотрудник с большей охотой идет на работу, более инициативен и удовлетворен своим трудом.

Вместе с тем «завалить» дело, спланированное самим, - значит рас­писаться в своей несостоятельности, поэтому к выполнению своего ре­шения подходят намного ответственней, чем к решению руководства.

3. Дети как стимул дисциплины.

Начальник проводил планерку с самого начала рабочего дня - в 8.00. Регулярно были опаздывающие, и это затягивало совещание. Замечания, выговоры помогали мало. Тогда руководитель объявил: если будет хоть один опоздавший, планерка будет проходить в самом конце рабочего дня. Опоздания сразу прекратились.

Дело в том, что весьма влиятельную группу составляли матери, спе­шившие после работы забрать детей из детских учреждений. Они знали, что значит забирать ребенка последним: найти его заплаканным, которо­му разгневанная сверхурочным ожиданием воспитательница «объясни­ла», что «мама его не любит».

Эти мамаши и предупредили всех: если кто опоздает, пусть пеняют на себя. Руководитель знал эту ситуацию и использовал ее в качестве мише­ни воздействия на нарушителей. Этот пример эффективного скрытого управления демонстрирует справедливость известного правила менедж­мента: исполняются более качественно те распоряжения, которые учиты­вают личные интересы подчиненных.

4. «Обещанного три года ждут».

К руководителю на прием пришел рабочий с жалобой, что он до сих пор живет в очень плохих условиях со своей большой семьей. Шесть ме­сяцев назад начальник пообещал ему выделить служебную квартиру че­рез два-три, максимум четыре месяца. Понимая, что на этот раз простым обещанием не обойтись, начальник разыгрывает целый спектакль: вызы­вает заместителя ведающего вопросами жилья, председателя профкома и требует отчитаться в том, что сделано по данному вопросу. В присутст- в ии рабочего устраивает вызванным людям шумный разнос и требует



Глава 8. Власть и влияние менеджера

решить вопрос в течение одного-двух месяцев. Выпроводив их, проник­новенно просит рабочего потерпеть еще немножко.

Здесь хорошо видны две цели манипулятивного воздействия:

Отложить решение вопроса;

Повысить уступчивость адресата.

Второе направление (ведущее по затрачиваемым усилиям) в свою очередь может быть расчленено на ряд задач. Во-первых, директору не­обходимо снять с себя ответственность за проволочку, во-вторых, убе­дить просителя, что он на его стороне, в-третьих, продемонстрировать, что по вопросу предпринимаются определенные меры, и, в-четвертых, дать надежду на скорое его решение.

Мишенью воздействия руководитель выбрал доверие адресата. Но поскольку вначале оно отсутствовало, то и было возрождено с помощью «спектакля». Сам «спектакль» послужил приманкой. В результате рабо­чий, придя как требователь, ушел как проситель, поскольку, лишившись преимущества над нарушителем договора, вынужден теперь подчиняться статусному преимуществу своего начальника.

5. Манипуляция посредством расположения в пространстве.
Встречаются руководители, администраторы, чиновники, которые

прием посетителей обставляют манипулятивным образом. Некоторые ставят стул для посетителей так далеко от своего стола, что пришедший уже от одного этого ощущает всю малозначимость и себя и своего дела, а это и является целью манипулятора.

Наоборот, желая продемонстрировать собеседнику, расположение и доброжелательность, выходят из-за стола, садятся рядом - за столом за­седаний или в кресле. Угощают чаем или кофе, предлагают курить.

Есть и более изощренные методы скрытого воздействия. Например, усадив гостя в глубокое кресло перед столом, казалось бы, создают посе­тителю комфорт. На деле же хозяин кабинета получает психологическое преимущество, поскольку глядит на него сверху вниз. А слова, идущие сверху вниз, воспринимаются как более значительные.

6. Манипулирование собранием.
А) Использование фактора времени.
На руку манипуляторам следующее:

Когда люди торопятся домой после работы, то готовы проголосовать почти за любое решение;

После двух часов напряженной работы без перерыва 90% людей те­ряют способность к сопротивлению навязываемым решениям.


8.6. Скрытое управление и манипулирование

Исходя из этих обстоятельств нужные решения относятся на конец собрания.

Б) Нейтрализация оппозиции.

Сопротивление председательствующему на собрании, совещании рез­ко ослабевает, если используются следующие приемы:

Главного оппозиционера посадить рядом с собой, можно и в президи­
ум (нападать на сидящего рядом несподручно);

Остальным противникам по возможности помешать сесть вместе, рас­
средоточив их (вместе они чувствуют силу, порознь - слабость).
Мишенями воздействия служат указанные психологические законо­
мерности.

В) Направление хода собрания.

Общий настрой и направленность обсуждения могут регулироваться председательствующим с помощью следующих приемов:

Предоставлением слова «нужному» человеку, который своим эмоцио­нальным выступлением придаст обсуждению иное направление;

Манера начинать дискуссию заставляет вырабатывать похожую то­нальность ответов на вопросы.

7. Манипуляция «Уход от ответа».

Подчиненный приходит с вопросом, который сам не может решить. Начальник, чтобы не выдать своего нежелания или неспособности ре­шать его, начинает постепенно «распалять» подчиненного - журить за действительные и мнимые недочеты. Тот, наконец, взрывается, перехо­дит на повышенные тона, обижается. Развязка следует немедленно: «Научитесь сначала держать себя в руках - тогда и приходите».

Мишень воздействия в данной ситуации - вспыльчивость подчинен­ного. Руководитель знает эту слабость и использует ее. Приманкой слу­жат замечания начальника.

Если искомые обязанности представить в виде перечня, то он будет выглядеть так:

1. Постановка задачи.
2. Организация выполнения.
3. Распределение обязанностей.
4. Обеспечение взаимодействия.
5. Формирование позитивного отношения к работе.
6. Выстраивание межличностных взаимоотношений.
7. Анализ результатов.
8. Аудит эффективности процессов.

Обязанность «Организация выполнения»

Хорошая работа начинается отнюдь не с большого перекура, а с тщательной организации. Если мы хотим, чтобы работа была выполнена с должным качеством и в необходимые сроки, то именно организации и необходимо уделить самое пристальное внимание.

Мы должны провести декомпозицию нашей задачи до уровня простейших рабочих заданий, при этом учесть целый ряд условий - от уровня квалификации подчиненных до приоритетности конкретной задачи в рамках общего поля.

Нам также необходимо определиться с приоритетами, оптимальной последовательностью выполнения работ, выстроить график и отметить на нем как необходимые места контроля, так и точки для принятия решения об уточнении дальнейшего хода работ. Наверное, полезно было бы учесть те ресурсы, которые нам потребуются для обеспечения надлежащего уровня исполнения. Возможно также, что характер задачи предполагает уместность оценки внутренних/внешних рисков и разработку соответствующих профилактических либо реактивных мероприятий.

Конечно, все эти процедуры должны быть согласованы как с содержанием самой задачи, так и со сроками ее выполнения. Никто вам не предлагает «бить из тяжелых орудий по воробьям». На практике чаще всего господствует иной подход, который можно сформулировать, например, так: «упремся - разберемся». Считается: для того чтобы задача была выполнена в нужные сроки, необходимо… как можно быстрее приступить к делу, а там жизнь покажет.

Последствия же достаточно предсказуемы: после быстрого старта участники начинают спотыкаться о неучтенные препятствия, что резко замедляет ход выполнения задачи. Более того, это приводит к тому, что часть важных составляющих не исполняется вовсе или о них вспоминают в последний момент, после чего, на фоне всеобщего ожидания, выполняют в скомканном режиме. Печальный итог: задачи решаются слишком долго, слишком дорого и слишком некачественно. А бывает, что после окончания работы оказывается, что ту задачу, выполнение которой, по идее, должно было способствовать достижению цели, следовало формулировать совершенно иначе.

Если же поступать не так, как принято, а так, как правильно, то время, затраченное на организацию выполнения, многократно окупается управляемостью процесса, оптимальностью использования ресурсов структуры и качеством самой работы.

Если у вас нет времени на качественную организацию работы, то вы находитесь в очередной «самозатягивающейся петле», пытаясь сделать за счет скорости то, что следует решать посредством изменения подхода. Конечно, для этого вначале потребуется инвестировать дополнительное время, которого и так не хватает. Но иначе этот замкнутый на первый взгляд круг не разорвать никак. Жизненные наблюдения показывают, что хорошо организованная работа выполняется быстро, интенсивно и … незаметно. В свою очередь громкие крики, потные лица и всеобщая суета свидетельствуют скорее не об энтузиазме подчиненных, а о низком качестве управления.

Обязанность «Распределение обязанностей»

Извините за невольную тавтологию. Эта часть работы руководителя, наверное, наиболее понятна по своему содержанию. Поскольку мы считаем, что руководитель должен достигать результата в первую очередь за счет эффективной эксплуатации подчиненных, то и работу необходимо распределить между ними. Конечно, в идеале всю. Но, говоря откровенно, вряд ли получится. Проблема в том, что без полноценного выполнения своих предыдущих, по списку, обязанностей, вам будет довольно затруднительно эффективно исполнить эту.

Действительно, как можно правильно распределить работу, если толком не ясны приоритеты, неизвестны ресурсы и не определены этапы? Насколько вероятно оптимальное совмещение параметров работы с тактико-техническими характеристиками подчиненных. Согласитесь, трудновато придется.

Так вот, одной из причин перегрузки руководителей при недостаточно интенсивной работе подчиненных и является как раз этот казус. Руководитель не распределяет обязанности, потому что очень хорошо понимает: в таком «непрожеванном» виде работу передавать подчиненным нельзя и в оставшееся время только он сам может попытаться героически выполнить все необходимое.

Кроме того, распределение обязанностей связано еще и с таким обязательным нюансом, как полномочия. Ведь нельзя обязывать, не оговаривая права. Конечно, те или иные полномочия оговорены в должностных инструкциях, но, так сказать, в «фоновом» режиме. Полномочия же конкретного сотрудника в рамках выполнения актуального на данный момент задания в стандартном регламенте содержаться просто не могут. И не стоит надеяться на то, что подчиненный, взяв за основу перечень своих служебных обязанностей, самостоятельно определит набор своих полномочий в рамках конкретной работы, которые и будет использовать в процессе достижения известных, видимо, ему целей.

Вывод: если вы не уделили достаточного количества внимания и, соответственно, времени постановке задачи и организации выполнения, то у вас практически нет шансов адекватно распределить работу между подчиненными. Попадая в эту ситуацию, руководитель интуитивно выбирает одну из двух моделей.

Модель 1. Основная часть работы выполняется самостоятельно, подчиненных используют исключительно в режиме «подай- принеси». Если не получается все выполнить самому, боремся за сокращение объема работ, расширение штата, улучшение мотивации, набор хороших подчиненных.

Модель 2. «Перебрасываем» (распределением такие действия назвать никак нельзя) подчиненным работу в том виде, как есть, в глубине души прекрасно понимая, что в результате все окажется либо совсем не так, как надо, либо - в лучшем случае - не совсем
так, как надо. Когда предчувствия сбываются, то теряем веру в человечество, разочаровываемся в себе, боремся за сокращение объема работ, расширение штата, улучшение мотивации, набор «хороших» подчиненных.
Многообразные и неприятные последствия регулярной реализации как первой, так и второй модели достаточно понятны, поэтому мне кажется, что останавливаться на этом не стоит.

Обязанность «Обеспечение взаимодействия»

Допустим, что обязанности подчиненных в рамках проекта мы с вами распределили, пошла работа. Но, как бы тщательно мы все ни организовали, на пути к заветным целям обязательно появятся некие дополнительные вводные. Это могут быть как неучтенные
на предварительной стадии препятствия, так и просто новые факторы, которые требуют рассмотрения, дополнительной информации, а то и внесения коррекций в изначальную диспозицию.

Естественно, что ранее распределенные полномочия просто не могут учитывать неизвестное, а право самостоятельно решать любые вновь возникающие вопросы может быть делегировано только самым проверенным и надежным. Вывод: сотрудникам необходим контакт с руководителем, и лучше бы, чтобы это проходило как-то организованно.

Кроме того, вашим подчиненным необходимо взаимодействовать со своими коллегами на «горизонтальном» уровне как внутри своей структуры, так и, может быть, с выходом на другие подразделения.

Можно, конечно, рассуждать следующим образом: лояльные и озабоченные интересами дела сотрудники сами решат между собой все возникающие вопросы наилучшим образом, причем корпоративные интересы будут, безусловно, превалировать как над ведомственными, так и над личными.

Такая предпосылка зачастую удобна еще и тем, что позволяет руководителю не сильно заботиться об управлении подчиненными, а все усилия сосредоточить на производстве результата. Правда, практика показывает, что на вышеописанную благость сильно рассчитывать не стоит и руководителя, который решит действовать именно так, как подсказывает его интуиция, ожидает немало сюрпризов.

Если ваши подчиненные обладают высоким уровнем исполнительской дисциплины, то задача несколько упрощается. По завершении процесса распределения
обязанностей достаточно было бы договориться о том, что при столкновении с любым препятствием и/или неожиданным фактором они немедленно сигнализируют об этом вам. Но и об этом надо не забыть договориться.

Советую также приготовиться к тому, что кто-нибудь из тех подчиненных, которые обладают несколько большим хитроумием, попытается использовать предоставленную возможность для того, чтобы спихнуть часть распределенных ему обязанностей обратно руководителю.

Поэтому надо учиться отличать тех, кто исправно рапортует в рамках предварительной договоренности, от тех, кто беззастенчиво пытается снять с себя часть возложенной вместе с полномочиями ответственности.

Нельзя забывать и о еще одном аспекте бытия. Любую работу, даже ту, при выполнении которой изначально не возникает никаких неожиданностей и не требуется каких-то совместных действий, необходимо контролировать. Если же руководитель склонен этим пренебрегать, то ему не стоит удивляться тому, что в точке, где он ожидал получить некий конечный или промежуточный результат, таковой будет отсутствовать. Возможно, и даже весьма вероятно, что причины такого положения дел будут самыми объективными.

Правда, возникает вопрос, насколько сильным это будет утешением.

Методы и интенсивность контроля в немалой степени зависят от квалификации и дисциплинированности подчиненных, а кроме того - от характеристик поставленной задачи.

Поэтому не стоит думать, что, распределив обязанности, можно с упоением отдаться любимому производству результатов. Все только начинается, и обеспечению эффективного взаимодействия подчиненных требуется уделять ровно столько времени, сколько необходимо для оптимального выполнения поставленных задач, не больше, но и не меньше.

Обязанность «Формирование отношения к работе»

К работе люди склонны относиться по-разному. Кто-то относится к своим обязанностям ответственно и при выполнении поставленных задач честно делает все от него зависящее, а иногда и чуть больше. Другие же, наоборот, считают, что «от работы кони дохнут» и ведут себя соответственно. Для некоторых работа является отличным способом хорошо провести время, часть же воспринимает ее как печальную необходимость, мешающую наслаждаться жизнью.

Люди все разные. Одним из важных отличий человека от неживой природы является свобода воли. Занимаясь эксплуатацией сотрудников, это свойство необходимо учитывать как одну из ключевых характеристик доверенного вам «нематериального» актива. В старом советском мультфильме «Баранкин, будь человеком!» есть эпизод, в котором два отъявленных двоечника, пытаясь сбежать от тягот школьной жизни, превращаются… в муравьев. Вначале они радостно улеглись отдыхать, с насмешкой поглядывая на неутомимо трудящихся собратьев по муравейнику. Но внезапно почувствовали на себе неумолимую власть инстинктов и, удивляясь самим себе, включились в работу наравне с коллегами. Имея дело с людьми, о таком можно только мечтать. Отношение к работе 80% сотрудников зависит… от качества управления. Иными словами, такая тонкая материя, как отношение к работе, входит в юрисдикцию руководителя.

Поэтому те разнообразные сетования на неподобающее поведение сотрудников, которым руководители так часто и в различных формах предаются, абсолютно неправомерны. То, что ваши подчиненные относятся к работе не так, как следовало бы, является следствием вашей недоработки, а не их профнепригодности.

Если этот параметр вас не устраивает, то ваша прямая обязанность - заняться его настройкой и регулировкой, применяя для этого необходимые управленческие инструменты, или (как мы будем говорить уже со следующей главы) компетенции.

Если же процесс периодической настройки заблудшего окажется нерентабельным, так как будет препятствовать надлежащему выполнению прочих обязанностей и, допустим, не будет окупаться полученными результатами, то от такого персонажа необходимо избавиться. Но после того, как вы осознали, что применили для настройки необходимый по ситуации набор пресловутых компетенций. До того - неэтично, за исключением кризисных ситуаций.

Как ни странно это может прозвучать, но подчиненный не виноват в том, что ваша управленческая квалификация оставляет желать лучшего. Напомню, что, стремясь управлять другими, начинать следует с себя. Надеюсь, что нет никакой необходимости объяснять то, что именно от отношения подчиненных к делу эффективность эксплуатации зависит самым серьезным образом. Это понимают все, но многие ошибочно полагают, что единственный ключ к решению - подбор хороших подчиненных. Это, конечно, может быть частью решения, но никак не решением. Пока вы их наберете, если еще сможете это сделать… А работать-то сегодня надо… Так что это ваша прямая обязанность, а никак не расчет на благоприятное стечение обстоятельств.

Обязанность «Выстраивание межличностных взаимоотношений»

Не хотелось бы подробно останавливаться на том, какими должны быть взаимоотношения в коллективе. С одной стороны, материалов более чем достаточно. Тема эта описывается и в аспекте командообразования, и в разрезе формирования корпоративной культуры.

С другой стороны, все далеко не так просто. Дело в том, что взаимоотношения не бывают хорошими или плохими, исключая, безусловно, так называемые крайние состояния.

В зависимости от целей и характера задач, стоящих перед компанией, тот или иной тип взаимоотношений в коллективе может быть как хорошим, так и плохим. Параметр этот относительный, а никак не абсолютный, и зависит вовсе не от сложных этических концепций, а от того, насколько эти самые отношения способствуют эффективной эксплуатации.

Поэтому большой ошибкой является стремление к некоему мифическому хорошему климату в коллективе. А еще, пожалуй, большей ошибкой было бы считать, что чем лучше взаимоотношения, тем эффективнее будет идти работа.

Почему же у нас зачастую возникает подобная иллюзия? Рассмотрим так называемую прямую логику.

Если сотрудники находятся между собой в хороших отношениях, то они легко будут общаться по рабочим вопросам, спокойно и конструктивно договариваться по спорным моментам, в коллективе не будет ссор и сплетен, в конце концов всем будет приятно и радостно работать, люди будут меньше уставать, и никто не захочет увольняться.

Убедительно? А как же! Возможно, я не охватил всех деталей, но общая идея понятна. Как же выглядит оборотная сторона такого счастья?

В коллективах, где складывается подобный стиль отношений, неизбежно возникает несколько дополнительных моментов:

  • Снижается взаимная требовательность.
  • Обязательства друг перед другом становятся более значимыми,
    чем перед компанией и непосредственным руководителем.
  • Та или иная информация скрывается от руководителя, а если
    руководитель является частью «содружества», то - от вышестоящих
    инстанций (организаций).
  • Процветает круговая порука.

Не хотелось бы отвлекаться на подробности. Уверен, что, используя свой опыт, вы легко представите себе все возможные детали, а также их влияние на управляемость рабочего процесса. Я вовсе не хочу сказать, что отношения в коллективе должны быть плохими.

Это тоже не принесет ничего хорошего, и все последствия такого психологического климата прогнозируются не менее четко. Где же выход?

Руководитель обязан уметь поддерживать в коллективе должный баланс между сотрудничеством и соперничеством. Межличностные взаимоотношения - не данность, а управляемая субстанция, понятия же «хорошо» и «плохо» достаточно условны. Весь вопрос в рейтинге ваших собственных или же корпоративных критериев, при отсутствии которых вы будете опять использовать собственные, которые часто и не поддаются логике.

Обязанность «Анализ результатов»

Выполнение этой обязанности кажется само собой разумеющимся делом. Но пробовали ли вы задать кому-либо из подчиненных вопрос: «Как вы оцениваете свою работу?» Если собеседник полагает, что работает хорошо, попробуйте задать следующий вопрос: «А почему вы так думаете?» А самому себе вы такой вопрос задавали?

Дело в том, что результаты своей работы далеко не всегда подвергаются осознанному анализу. Во многом это связано с изначальным отсутствием правильно сформулированных целей работы. Но и даже там, где цели были, анализ как промежуточных, так и итоговых результатов часто отсутствует. То есть анализ результатов деятельности, конечно, проводится по ходу дела, но нигде не фиксируется, чтобы можно было его внимательно изучить. Но так устроена психика человека, что он подсознательно всегда стремится избежать нежелательного понижения самооценки и потому склонен приписывать огрехи различным внешним причинам, любые же результаты представлять оптимальными и единственно возможными.

В связи с этим рекомендую заниматься анализом промежуточных и конечных результатов на регулярной основе, запланировав это как обязательную процедуру и оформляя все так, чтобы было все предельно ясно и никаких дополнительных комментариев не требовало.

Уверяю, такая привычка существенно повышает эффективность управления, хотя иногда и портит настроение.

Обязанность «Аудит эффективности процессов»

Суть обязанности полностью соответствует названию и не содержит никаких подводных камней. Руководитель обязан замерять и оценивать правильность организации работы, соотносить это с ключевыми параметрами эффективности и, в случае расхождения или прогнозирования такой возможности в перспективе, обеспечивать разработку необходимых изменений. Анализу могут и должны подлежать все технологии, которые влияют на эффективность, от производственных до индивидуальных, используемых самими сотрудниками в процессе работы. Имеются в виду в первую очередь технологии, которые должны использовать в своей работе менеджеры и руководители или же те, которые должны способствовать наилучшему исполнению ими своих обязанностей.

Так, если руководитель, проведя анализ, обнаруживает, что система мотивации не способствует качественному выполнению поставленных задач, то он должен либо организовать разработку конкретных предложений по изменению ситуации, либо, если квалификация в этом вопросе недостаточна, привлечь необходимый для этого ресурс. Если же он не обладает соответствующими полномочиями, то обязан суметь убедить вышестоящего руководителя в наличии проблемы. В реальной жизни аргумент о недостаточной мотивации сотрудников предпочитают использовать при подготовке объяснений по поводу неудачной реализации рабочих заданий.

Другой характерный пример касается использования такого известного инструмента, как time-management. Часто бывает, что оценивается не то, насколько он применяется в повседневной практике, а то, прошли ли сотрудники соответствующее обучение.

Если прошли - ставим галочку и ищем еще какую-нибудь чудодейственную вакцину. Я очень часто сталкиваюсь с такой ситуацией в процессе организации корпоративного обучения.

При разработке программы я всегда начинаю именно с вопроса о time-management, так как абсолютно убежден, что если руководитель не использует этот инструмент полноценно, то все остальные применить ему будет практически нереально. Утешает то, что в такой убежденности я не одинок, аналогичного мнения придерживался и Питер Друкер. Так вот, составляя списки кандидатов на обучение, начинают отмечать тех, кто еще не учился.

Вопрос же о том, что обученные сотрудники поняли и должны применять на практике полученные знания, повисает в воздухе. Более того, часто сам руководитель компании доверительно признается, что обучение прошел, но до применения у него руки не дошли.

Почему я так заостряю внимание на этом вопросе?

Если руководитель сам не использует инструмент, то его подчиненные с высокой вероятностью также этого делать не будут. И не только потому, что отсутствует положительный пример (хотя поэтому тоже). Дело в том, что если вы сами не пользуетесь управленческой технологией, то контроль ее использования подчиненными будет требовать дополнительных усилий и, скорее всего, постепенно сойдет на нет. Без постоянного контроля технология, вероятнее всего, применяться не будет, а будет только создаваться
видимость ее использования. И наоборот, если вы с инструментарием на «ты», то всегда сможете ненавязчиво, без лишних усилий, и проверить, и помочь подчиненным.

Вопрос уровня эффективности вообще, и адекватности инструментария в частности, становится отнюдь не праздным и при определении оптимальной численности персонала.

Меня, например, при обсуждении этой темы в первую очередь интересует именно аудит эффективности процессов. Согласитесь: ведь пока мы не оценили уровень используемых в работе технологий, на вопрос об адекватности количества персонала внятно ответить нельзя. Поэтому прежде чем оценивать рабочую загрузку сотрудников (обычно пытаются начинать именно с этого), целесообразно оценить инструментарий. Если, образно говоря, сотрудники старательно, по 10 часов в день, копают траншею канцелярскими скрепками, то насколько целесообразно увеличивать количество людей для ускорения хода процесса?

Конечно, бывают ситуации, когда без этого никак не обойтись. Но в первую очередь приходит в голову мысль о замене орудий труда. Правда, надо приготовиться к огромному количеству убедительных контраргументов о нежелательности подобной замены: придется услышать, что люди привыкли, что им так удобнее, таковы традиции отрасли и многое другое.

Еще пример: поднимается вопрос о том, что сотрудники департамента продаж слишком загружены и не могут уделять клиентам должного количества времени, поэтому страдает качество обслуживания и, соответственно, падает лояльность клиентов. Вносится предложение об увеличении штата. На первый взгляд цель благая.

Но сначала давайте проанализируем две технологии: методику управления продажами и то, как используются техники планирования.

Давайте, как минимум, проверим, есть ли:

  • регламент посещений клиентов в зависимости от их характеристик
    и значимости для компании;
  • сами характеристики, которые формализованы, обоснованы
    и заведены в базу данных;
  • четкий и обоснованный график посещения клиентов с предварительной
    проработкой целей встречи;
  • привязка графика посещений к рабочему плану каждого сотрудника;
  • отчет о встрече, который позволяет руководителю реально оценить
    качество проделанной работы.

Слово «реально» выделено, потому что в приведенном выше перечне я отнюдь не имею в виду те никому не нужные документы, существование которых часто предусмотрено корпоративными правилами, но которые не приносят реальной пользы ни тому, кто их заполняет, ни тому, кто, по служебному положению, должен их анализировать. Я говорю о реально работающих регламентах, которые руководитель должен уметь разрабатывать, внедрять и использовать.

Трудно предположить, что менеджеры оптимально используют свое рабочее время, если в системе управления отсутствуют достаточно важные компоненты. Кроме двух перечисленных технологий я бы еще проверил систему мотивации: выявил, как оплачивается работа по укреплению лояльности, есть ли критерии оценки ее результатов и как различаются размеры вознаграждения за эти результаты. А может быть, есть еще и так называемые «пороговые значения», когда ставится вопрос о профессиональной пригодности сотрудника, не сумевшего их достичь?

Ну а если «горит»? Некогда внедрять всякие новшества, а необходимо спасать ситуацию? Тогда, конечно, набирайте дополнительных сотрудников, но все равно параллельно займитесь улучшением эффективности процессов, а по мере внедрения управленческих технологий повышайте рабочую нагрузку. Возможно, проведя аудит, вы придете к выводу, что к обычным рабочим задачам следует добавить работу по перенастройке самих рабочих процессов. Так что вышеприведенный перечень обязанностей руководителя можно представить себе в виде круга или своеобразной спирали.

Исходя из вышесказанного, отметим, что выполнение аудита эффективности процессов - не хобби, а обязанность. А если так, то ее выполнение должно оставлять следы в виде перечня объектов анализа, описания методик оценки и возможности ознакомиться с результатами. Как мы уже с вами отмечали неоднократно, работу, не оставляющую доступных к изучению результатов, никак нельзя считать выполненной. К обязанностям руководителя это тоже относится.



 

Возможно, будет полезно почитать: