Ответственность за экстремистские материалы. О хранении "экстремистских" материалов

Согласно ст. 2.4. вышеуказанного Кодекса должностные лица - выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководители и другие работники организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Федеральный список экстремистских материалов

То есть это те, кто совершили нарушение при исполнении своих должностных функций в организации.

Милиционеры могут вам угрожать так же ст. 282 Уголовного кодекса России: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации», которая влечет примерно такие же наказания, как и вышеописанная ст. 280 УК РФ.

Самый лучший вариант, если при любом разговоре с милиционером присутствовал адвокат, так как запугивания, а иногда насильственные действия с их стороны является обычной практикой. Но если адвоката нет, то в философских вопросах, является ли тот или иной поступок экстремистским, вы скорее всего проиграете, так как в этот момент у милиционеров будет позиция силы, поэтому надо настаивать на том, что публичности не было.

Рустем Валиуллин, адвокат

Можно ли дома хранить экстремисткую литературу?Массово распространять это понятно нельзя,а хранить?В каком количестве? Само по себе хранение экстремистской литературы не является уголовным преступлением.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Однако, это действие подпадает под другие статьи Уголовного кодекса РФ, а именно:

1) ч. 2 ст. 282.1 УК РФ Участие в экстремистском сообществе.




Не спешите сжигать книги

В последнее время много книг мусульман были признаны экстремистскими материалами.

От некоторых мусульман часто слышишь, что они хотят сжечь эти книги, желая избежать ответственности за их хранение, либо просто исключить еще одну возможность придраться к ним правоохранительных органов.

Некоторые же задают вопросы: «Какая ответственность за хранение экстремистских материалов? Могут ли милиционеры их отбирать? А забирать при обыске? Можно ли экстремистские материалы передавать кому-нибудь? Если милиционеры забрали книги, которые признаны экстремистскими, могу ли я их требовать обратно?»

Прежде всего надо сказать, что согласно ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» «на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность».

Сама ответственность установлена в ст. 20.29. Кодекса об административных правонарушениях России, которым караются следующие деяния: «Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения».

Обратите внимание, что передача такой книги одному или двум людям не образуют состав этого правонарушения. Само производство такой литературы, а так же хранение, не является наказуемым. Наказуемым является лишь производство и хранение в целях массового распространения. То есть тем, кто решил вас наказать, необходимо доказать цель производства и хранения - массовое распространение. Как я уже отметил, простая передача таких материалов своим знакомым не образует состав нарушения.

Так вот, если уж правоохранительным органам стало очень нужно вас наказать (повторю, что основанием для наказания могут послужить лишь выше обозначенные действия), то это повлечет для вас наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией экстремистских материалов и оборудования, использованного для их производства; а на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Согласно ст. 2.4. вышеуказанного Кодекса должностные лица - выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководители и другие работники организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. То есть это те, кто совершили нарушение при исполнении своих должностных функций в организации.

Следующий момент - правоохранители не могут отбирать вышеуказанные материалы безмотивно, любые подобные их действия следует обжаловать. Исключение составляет изъятие при обыске (обыск - следственное действие, возможно только в рамках возбужденного уголовного дела, поэтому надо внимательно читать постановление о производстве обыска, которое милиционеры обязаны предъявить перед обыском, а потом получить копию протокола обыка) по любому уголовному делу, так как ваши возражения в момент обыска скорее всего не будут приняты. Но такие действия так же необходимо обжаловать. Во всяком случае, если эту литературу не признают вещественным доказательством по уголовному делу, ее обязаны вернуть, рано или поздно, и вам надо постоянно интересоваться их судьбой.

Однако, в дополнение к ответу, хочу объяснить мусульманам следующее. Первое - не поддавайтесь необоснованным угрозам возбудить уголовное дело, а поэтому к склонению вас к каким либо нужным им действиям.

Согласно ст. 280 Уголовного кодекса РФ караются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и влекут привлечение к уголовной ответственности, штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистской деятельностью является:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

То есть призывы, чтобы это повлекло ответственность, надо осуществлять публично, должна быть аудитория от нескольких человек до толпы, которые могут воспринимать (слышать, видеть, читать) предлагаемую информацию. Призывы так же характеризуется повышенной эмоциональностью, имея целью побудить к выше обозначенной деятельности, отличаясь от выражения частного мнения.

Оценивается публичность в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: время, место, обстановка содеянного.

Милиционеры могут вам угрожать так же ст. 282 Уголовного кодекса России: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации», которая влечет примерно такие же наказания, как и вышеописанная ст.

Статья 13. Ответственность за распространение экстремистских материалов

Самый лучший вариант, если при любом разговоре с милиционером присутствовал адвокат, так как запугивания, а иногда насильственные действия с их стороны является обычной практикой.

Но если адвоката нет, то в философских вопросах, является ли тот или иной поступок экстремистским, вы скорее всего проиграете, так как в этот момент у милиционеров будет позиция силы, поэтому надо настаивать на том, что публичности не было.

Здесь им можно возразить, что уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если деяния совершены публично или с использованием СМИ, то есть в присутствии большого количества людей либо для большого их количества.

Но повторю совет - если вы чувствуете, что до вас хотят «докопаться», то без присутствия адвоката милиционерам не говорите не слова, просто молчите, и временами просите связаться с адвокатом. Ваше право на адвоката и молчание является конституционным правом.

Рустем Валиуллин, адвокат

Можно ли дома хранить экстремисткую литературу?

Можно ли дома хранить экстремисткую литературу?Массово распространять это понятно нельзя,а хранить?В каком количестве? Само по себе хранение экстремистской литературы не является уголовным преступлением. Однако, это действие подпадает под другие статьи Уголовного кодекса РФ, а именно:

Можно ли дома хранить экстремисткую литературу?

2 ст. 282.1 УК РФ Участие в экстремистском сообществе.
Наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года.

2) ст. 282.2 УК РФ Организация деятельности экстремистской организации.
1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
2. Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Поэтому я не советовала бы Вам хранить дома подобную литературу.

Все статьи Противодействие распространению экстремистских материалов через библиотечные сети (Сальников Е.В.)

На современном этапе борьбы с экстремизмом особая роль отводится мероприятиям по недопущению изготовления и распространения экстремистских материалов на территории Российской Федерации. Анализу данного направления противодействия экстремизму отводится внимание в работах целого ряда исследователей, среди которых можно отметить М.А. Алпееву <1>, Т.А. Плаксину <2>, М.В. Аблина <3> и ряд других. Вместе с тем отдельные аспекты данной деятельности должного освещения в полной мере еще не получили.
———————————
<1> Алпеева М.А. Экстремистские материалы как предмет преступлений экстремистской направленности, связанных с пересечением границы // Таможенное дело. 2013. N 3. С. 27 — 29.
<2> Плаксина Т.А. Ответственность за массовое распространение экстремистских материалов: проблемы правоприменительной практики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. N 4. С. 97 — 99.
<3> Аблин М.В. Экстремизм и экстремистские материалы в юрислингвистике // Вестник Челябинского государственного университета.

2012. N 36 (290). С. 5 — 8.

К таким аспектам относится противодействие распространению экстремистских материалов через библиотечные фонды. Результаты прокурорских проверок показывают, что наиболее часто в деятельности библиотек встречаются следующие нарушения:
1. отсутствие Федерального списка экстремистских материалов;
2. неосуществление на регулярной основе сверки библиотечных фондов с Федеральным списком экстремистских материалов;
3. наличие в библиотечных фондах и свободная выдача читателям литературы, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов;
4. отсутствие норм, направленных на предупреждение распространения экстремистских материалов в документах, регламентирующих деятельность библиотек.
Так, например, 15 — 16 декабря 2010 года Ефремовская межрайонная прокуратура Тульской области вынесла предостережения о недопустимости нарушения антиэкстремистского законодательства заведующим 12 библиотек в связи с отсутствием в них официального списка экстремистских материалов. 6 декабря 2010 года прокуратура Новгородской области сообщила о внесении представления о необходимости устранения нарушений антиэкстремистского законодательства председателю Комитета образования Новгородского муниципального района. Поводом послужило то, что в библиотеках Бронницкой, Григоровской, Борковской, Пролетарской и Чечулинской общеобразовательных школ не проводилась сверка фондов со списком экстремистской литературы. 29 ноября 2010 года прокуратура города Радужный (ХМАО — Югра) сообщила о внесении представления и привлечении к ответственности руководителя муниципального учреждения "Централизованная библиотечная система". В библиотеке отсутствовал Федеральный список экстремистских материалов и присутствовала одна из запрещенных книг Свидетелей Иеговы.
Вместе с тем в библиотечной системе отсутствует единая инструкция, которая содержала бы методические рекомендации для сотрудников библиотек по нормам соблюдения антиэкстремистского законодательства, а также по правилам использования сотрудниками библиотек Федерального списка экстремистских материалов. При этом работники библиотек на местах зачастую не обладают необходимыми знаниями. В этой связи ожидание того, что сотрудники библиотек сами смогут результативно решить проблему распространения экстремистских материалов через библиотечную сеть, является необоснованным и наивным.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 N 114-ФЗ определяются субъекты противодействия экстремизму. К ним относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления — они участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
Согласно п. 16 ст. 12 Федерального закона "О полиции" на полицию возлагается обязанность принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан.
Нормативно-правовой базой для участия органов местного самоуправления в противодействии экстремистской деятельности является Конституция Российской Федерации, а также иные нормативные акты, из числа которых базовым является Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данным нормативно-правовым актом в число вопросов местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов законодатель включил участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в соответствующих границах (п. 1.7.1 ст. 14, п. 1.6.1 ст. 15 и п. 1.7.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Отталкиваясь от этих положений, можно заключить, что эффективное предупреждение и пресечение фактов распространения экстремистских материалов через библиотечную сеть возможно только в результате совместных действий:
— самих сотрудников библиотеки;
— сотрудников ОВД, на которых в соответствии с Федеральным законом "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ, Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 N 114-ФЗ, иными нормативными правовыми актами возложены обязанности по пресечению экстремизма и его профилактике;
— органов местного самоуправления, в ведение которых, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, отнесены организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек.
Порядок и содержание данного взаимодействия во многом определяется тем положением дел, которое сложилось в области соблюдения конкретной библиотекой законодательства о противодействии распространения экстремистских материалов.
В целом можно выделить три типовые ситуации.
Ситуация 1. В библиотеке имеется Федеральный список экстремистских материалов; в документах, регламентирующих деятельность библиотеки, наличествуют нормы, направленные на предупреждение распространения экстремистских материалов; информации о наличии в библиотечных фондах и свободной выдаче читателям литературы, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов, в органы внутренних дел не поступало.
В этом случае необходима организация профилактической работы, алгоритм которой следует начинать с проведения сверки библиотечных фондов с Федеральным списком экстремистских материалов. В дальнейшем подобное мероприятие следует проводить с периодичностью не реже 2 раз в год. При необходимости к проведению сверки привлекается сотрудник подразделения по противодействию экстремизму или управления (отдела, отделения) организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующего территориального органа внутренних дел. Для этого сотрудники органов местного самоуправления, ответственные за организацию профилактики экстремизма, устанавливают контакт с соответствующими должностными лицами полиции.
По итогам проверки совместно с сотрудниками полиции целесообразно провести семинар-совещание (методический семинар) с сотрудниками библиотеки, направленный на информирование работников библиотечной системы о нормативно-правовых требованиях по недопущению распространения экстремистских материалов. Сотрудникам управлений (отделов, отделений) организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления следует в рамках взаимодействия оказывать методическую (консультативную) помощь органам местного самоуправления по организации деятельности библиотек в строгом соответствии с нормами законодательства о противодействии экстремизма.
В данном направлении речь должна идти о:
— методической помощи органам местного самоуправления, работникам библиотечной системы в сверке и обновлении Федерального списка экстремистских материалов;
— разъяснении норм уголовной и административно-правовой ответственности за распространение экстремистских материалов, пропаганду идей, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.
В качестве альтернативы проведению семинара-совещания (методического семинара) можно рассматривать разработку памятки сотрудникам библиотек. В подобной памятке должна содержаться информация о Федеральном списке экстремистских материалов, месте его размещения и возможности ознакомления с ним, порядке его обновления, ответственности граждан, должностных и юридических лиц за распространение экстремистских материалов.
Ситуация 2. В библиотеке отсутствует Федеральный список экстремистских материалов; в документах, регламентирующих деятельность библиотеки, отсутствуют нормы, направленные на предупреждение распространения экстремистских материалов; однако информации о наличии в библиотечных фондах и свободной выдаче читателям литературы, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов, не поступало.
В этом случае органы местного самоуправления должны потребовать от руководства библиотеки переработать должностные инструкции сотрудников библиотеки и включить в них обязанности по соблюдению законодательства РФ о противодействии экстремистской деятельности. Аналогично предыдущей ситуации следует провести сверку библиотечных фондов и семинар-совещание, направленный на профилактику нарушения сотрудниками библиотеки законодательства в сфере противодействия распространению экстремистских материалов.
Ситуация 3. В библиотеке отсутствует Федеральный список экстремистских материалов; в документах, регламентирующих деятельность библиотеки, отсутствуют нормы, направленные на предупреждение распространения экстремистских материалов; имеется информация о наличии в библиотечных фондах и свободной выдаче читателям литературы, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов.
В этом случае вышеуказанные мероприятия дополняются рядом юридических действий. Прежде всего соответствующим сотрудникам полиции следует задокументировать факт наличия в библиотечных фондах и свободной выдачи читателям литературы, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов. Решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 20.29 КоАП РФ, установлении и привлечении виновных к административной ответственности. Материалы, включенные в Федеральный список экстремистских материалов, изымаются. Данные действия протоколируются в установленном порядке.
Сотрудниками подразделений по противодействию экстремизму проводятся оперативные мероприятия, направленные на:
— проверку наличия/отсутствия фактов возбуждения ненависти или вражды по экстремистским мотивам в связи с наличием в библиотечных фондах и свободной выдаче читателям литературы, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов. В случае установления подобных фактов решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.
— проверку наличия/отсутствия фактов организации деятельности экстремистского сообщества в связи с наличием в библиотечных фондах и свободной выдачей читателям литературы, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов. В случае установления подобных фактов решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
— проверку наличия/отсутствия фактов организации деятельности запрещенного экстремистского сообщества в связи с наличием в библиотечных фондах и свободной выдачей читателям литературы, внесенной в Федеральный список экстремистских материалов. В случае установления подобных фактов решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Представляется, что качественное взаимодействие вышеуказанных субъектов в деле противодействия распространению экстремистских материалов через библиотечную сеть позволит существенно повысить эффективность борьбы с данной разновидностью противоправной деятельности экстремистских элементов.

Литература

1. Алпеева М.А. Экстремистские материалы как предмет преступлений экстремистской направленности, связанных с пересечением границы // Таможенное дело. 2013. N 3. С. 27 — 29.
2. Аблин М.В. Экстремизм и экстремистские материалы в юрислингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. 2012.

N 36 (290). С. 5 — 8.
3. Плаксина Т.А. Ответственность за массовое распространение экстремистских материалов: проблемы правоприменительной практики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. N 4. С. 97 — 99.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Распространение экстремистских материалов в сети Интернет довольно активно выявляется и пресекается. Под пристальным оком государства находятся социальные сети, в том числе страницы обыкновенных пользователей. Вовсе не имеет значения, сколько у вас друзей, тысяча или всего десять человек. Выложив на своей странице запрещенную песню или отрывок из запрещенной книги, пользователь будет признан виновным в массовом распространении экстремистских материалов. И за это, естественно, понесет наказание.

Ответственность за распространение экстремистских материалов.

Согласно статье 20.29 КоАП РФ массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства;

на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства;

на юридических лиц — от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Как выявляется распространение экстремистских материалов.

Сотрудниками ЦПЭ УМВД России (Центра по противодействию экстремизму УМВД России) проводится мониторинг сети Интернет и осмотр сетевых ресурсов. В их число попадают и социальные сети: Вконтакте, Одноклассники, Твиттер и т.д. При выявлении экстремистских материалов составляется акт осмотра страницы пользователя, делаются скриншоты, производится так называемый сбор образцов для сравнительного исследования. Далее составляется протокол об административном правонарушении и дело предается в суд для назначения наказания, предусмотренного статьей 20.29 КоАП РФ.

Что относится к экстремистским материалам.

Согласно статье 1 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение 30 дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.

Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

Федеральный список экстремистских материалов расположен на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации: http://minjust.ru/ru/extremist-materials. На этой странице можно удостовериться, входит материал в список запрещенных или нет. По ссылке самый актуальный, обновленный и правильный список, так как первоначально он публикуется именно на сайте Минюста.

Почему такое распространение считается массовым?

Почему такое распространение считается массовым, ведь у меня всего пять, десять друзей Вконтакте?

Так как аккаунт пользователя Вконтакте является Интернет-ресурсом и представляет собой совокупность информации, содержащейся в сети Интернет, то физическое лицо, зарегистрированное в сети на данном сайте по указанному адресу, вправе обеспечивать доступ к информации, размещённой на его странице неопределённому кругу лиц, в соответствии с Правилами, устанавливаемыми администратором данного сайта.

Согласно пункту 9 статьи 2 ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации — это действия, направленные на получение информации неопределённым кругом лиц или передачу информации неопределённому кругу лиц.

Проще говоря, любой человек может зайти на страницу любого пользователя Вконтакте и просмотреть информацию, содержащуюся на этой странице. Это может быть фото, видео, аудио, текстовые записи, контактная информация. Таким образом, если круг лиц, имеющих доступ к странице не ограничен, имеет место массовое распространение.

В уголовном законодательстве Российской Федерации описано преступное деяние, выражающееся в разжигании ненависти. Таковое носит более короткое название – экстремизм. Описывает его статья 282 УК РФ. Это действия, направленные против одного человека или группы. Мотивирует преступника негативное отношение к иным людям, возникшее на почве ненависти:

  • расовой;
  • национальной;
  • религиозной;
  • социальной или др.

Внимание: в 282-м параграфе описывается проступок, совершенный публично. То есть речь признается преступной, если ее слышал не один человек.

Описание правонарушения и состав преступления

Каждая статья Уголовного кодекса начинается с определения правонарушения. Так, под экстремизмом понимаются такие действия, носящие публичный характер:

  • разжигание межнациональной розни;
  • оскорбление людей на почве религиозной вражды;
  • унижение по расовому признаку;
  • словесное нападение по причине принадлежности к различным социальным группам.

Законодатель счел необходимым уточнить способ совершения проступка. Например, расизм статья УК РФ признает противоправным, если оскорблена группа людей, принадлежащих к определённой расе. Преступник сможет достичь желаемого, если произнесет свою речь публично:

  • в присутствии нескольких свидетелей (не обязательно принадлежащих к противостоящей группе);
  • в средствах массовой информации (видео и печатных);
  • с использованием интернета, нередко во время этого еще происходит .

Таким образом, возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение признается преступным, если произведено публично. Таковое подразумевает оскорбление человеческого достоинства по причине наличия у злодея ненависти определенного характера.

Понимание сути нарушения закона данного характера необходимо каждому гражданину России. Во-первых, РФ является многонациональной и многоконфессиональной страной. Общественный порядок и спокойствие в ней серьезно зависит от уважения людей к взглядам друг друга. Во-вторых, свобода всемирной паутины рождает у многих неоправданное чувство безнаказанности за проступки. А разжигание, к примеру, религиозной розни может повлечь серьезные последствия.

Объектом посягательств признаны общественные отношения. Суть национализма или экстремизма состоит в намеренном вызове негативной реакции со стороны неопределенного количества людей. То есть злодей посягает на порядок в обществе путем оскорбления одной из его групп.

Субъектом признается гражданин с 16-летнего возраста. При определении ответственности несовершеннолетних лиц исследуется состояние из развития. Молодой человек наказывается только в том случае, если способен понимать последствия своего проступка.

Объективная сторона состоит в реальном действии. Это может быть устное или письменное обращение к людям. Важным параметром для уголовной ответственности является доступность высказывания для публичного изучения. При этом не принимается во внимание количество ознакомившихся с публикацией экстремистского характера человек. Кроме того, сообщение должно иметь оскорбительное для иных лиц содержание. Только таковое признается разжиганием межнациональной или иной розни.

Субъективная черта – это присутствие преступного умысла. Человек осознает, что его слова вызовут негативную реакцию со стороны группы людей.

Внимание: деяние считается оконченным в тот момент, когда злонамеренное сообщение становится доступным для публики.

Квалифицирующие обстоятельства

В параграфах кодекса описываются разные составы деяния: простые и квалифицированные. Последние увеличивают виновность, следовательно, кару. Так, наказание за «простой» экстремизм содержится в ст. 282 (пункт 1) УК РФ. По сути, это проступок одного человека, направленный против определенных людей или неопределенной группы. Важно, что в его основе лежит ненависть, выплескиваемая в общество.

Ст. 282 (часть 2) УК РФ описывает квалифицированный состав. Таковой признается, если деяние совершено:

  • с насилием или угрозой применения такового;
  • должностным лицом .

Каждое из обстоятельств требует дополнительных разъяснений. В обязанности суда входит выявление всех обстоятельств дела. Кара может быть назначена только тогда, когда не останется и тени сомнений в характеристике злодеяния. Таким образом, необходимо подробно разъяснить квалифицирующие обстоятельства.

Так, к организованной группе в ст. 282 части 2 УК РФ причисляют нескольких человек, имеющих продолжительные и стойкие связи. Таковые объединены общими преступными намерениями. Доказывается наличие банды выявлением прежнего совместного участия в правонарушениях. Организованной признается группа людей, которые объединились для осуществления нескольких злодеяний. Причем они могут соединить усилия не только в плане разжигания межнациональной розни. Прежние злодеяния могут носить иной преступный характер.

Должностные лица признаются виновными по квалифицированному составу, если нарушили закон с использованием привилегий, предоставленных положением. К примеру, чиновник делает публикацию экстремистского характера за казенные деньги. Таковое деяние признают квалифицированным. Кроме того, в зону риска попадают:

  • редакторы;
  • журналисты;
  • ведущие теле и радиопрограмм и иные лица.

Внимание: не подлежит уголовному наказанию описание оскорбления по национальному признаку, данное в ходе научных дебатов.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Наказание

Законодатель предусмотрел несколько видов кары за вызов ненависти у разных групп населения. Уголовная ответственность наступает только по решению суда. За «простой» экстремизм человеку полагается:

  • штраф величиной от 300 до 500 тыс. руб.;
  • принуждение к труду на период от года до четырех;
  • запрет занимать определенные должности на период до трех лет;
  • заключение до пяти лет.

В параграфах уголовного законодательства России кары перечислены через предлог «либо». Это сделано с целью предоставления суду возможности выбрать самое справедливое наказание. При этом учитываются не только последствия, но и степень общественной опасности.

Ответственность за квалифицированный экстремизм выше:

  • величина штрафа увеличивается до 600 тыс. руб.;
  • принудительные работы могут назначить до пяти лет;
  • посадить на период от трех до шести лет.

Внимание: запрет заниматься определенной деятельностью налагается в том случае, если межнациональная рознь разжигалась с использованием должностных привилегий.

Правовой комментарий

При определении степени ответственности за экстремистскую деятельность суд учитывает такие причины негативных взаимоотношений между людьми:

  1. Межнациональные, то есть основанные на различиях в культуре разных наций. Суть клеветы или оскорблений в данной ситуации состоит в попытке доказать превосходство одной национальной группы над другой. Подобное определение деяния в российском уголовном праве особенно актуально, так как общество состоит из более двухсот национальностей. Разжигание вражды представляет собой опасность для целостности государства.
  2. Межрасовые конфликты больше актуальны для американского сообщества. Однако они преследуются и в российском правовом поле. Ответственность наступает за попытку оскорбить группу людей, принадлежащих к иной расе. Правонарушение признается экстремистским.
  3. Религиозное противостояние было более актуальным в прошлые века. Однако и в наше время проступки на почве межконфессиональных противоречий вызывают волнения в больших группах населения. Таковое деяние экстремистской направленности ныне связано с новым терроризмом, практикуемым запрещенной в РФ организацией ИГ.
  4. Социальная рознь вызвана расслоением в обществе по имущественным признакам. Судебная практика показывает, что ненависть социального характера встречается довольно редко. Однако и она вызывает нарушение общественного покоя. Так, население бурно реагирует на новостные сообщения о детях олигархов, открыто не соблюдающих нормы законодательства.

Среди способов совершения злодеяния выделяют:

  • обнародование оскорбительной информации, к примеру, новостные сообщения;
  • использование телекоммуникационных сетей, в том числе интернета для разжигания в определенных социальных прослойках негативных эмоций;
  • создание, хранение и распространение экстремистских материалов.

Появление технической возможности для донесения мнения каждого человека до большой аудитории повышает ответственность каждого. Необдуманное слово может стать причиной для начала уголовного преследования за экстремизм.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

— Закон о противодействии экстремистской деятельности, принятый в 2002 году, был существенно расширен в 2006-м, и одним из инициаторов этих изменений был депутат Александр Гуров, который когда-то возглавлял 6-й отдел МВД по борьбе с организованной преступностью...

— Это теперь уже не очень важно, кто был автором, потому что этот закон всегда курировало правовое управление президентской администрации, и никакой депутатской отсебятины там нет.




— Мне кажется, что с 2006-го этот закон фактически стал репрессивным оружием, в том числе против инакомыслящих.

— Нет, эти изменения не повлияли так радикально. Просто вначале закон применялся довольно мало. В нем очень туманные формулировки, и поэтому всем — и следователям, и прокурорам, и полиции — было непонятно, как с этим иметь дело, но постепенно научились, и машина разогналась.

Согласно определению, которое дано в законе, экстремистская деятельность бывает уголовной и не уголовной. Уголовная — это, во-первых, насильственные преступления, которые совершаются по мотивам национальной, религиозной, политической ненависти. Соответственно, туда попадают все физические нападения, совершенные по мотивам ненависти, то есть реальные расистские нападения. Лет пять назад это и был основной мотив антиэкстремистского правоприменения.

Второе, что попадает под уголовную ответственность, — это «пропагандистские» статьи. Это ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. — Е.М.) это ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. — Е. М.) и плюс новые статьи, которые пока еще применяются очень штучно — это про сепаратизм, про оправдание нацизма, про оскорбление религиозных чувств. Сюда же подпадает всякий идейный вандализм, осквернение памятников и т.д. Раньше приговоров «по пропаганде» было не очень много, сейчас, наоборот, все больше и больше, и она уже далеко обогнала приговоры за насильственные преступления по мотивам ненависти (в 2014 году «за пропаганду» было осуждено 169 человек, а за насилие — 59; только за первые три месяца 2015 года «за пропаганду» осуждены 46 человек, за насилие — 7. — Е. М.).

Дальше идут административные наказания за рисование свастики в разных местах и за распространение запрещенных экстремистских материалов. Тут точный объем дел неизвестен, поскольку это административные дела, они становятся известны далеко не всегда, вроде как мелочовка, не всегда о них пишут.

Еще могут запрещать организации как экстремистские... За членство в этих организациях тоже полагается уголовная ответственность, и по отношению к некоторым из них она действительно систематически применяется. Но почему-то не ко всем.

Например, никого не преследуют за членство в некоторых запрещенных неонацистских организациях. Скажем, «Славянский союз» Дмитрия Демушкина был запрещен. Он благополучно переименовался в «Славянскую силу» и продолжил свою жизнь дальше. Никого не привлекали. В некоторых регионах запрещены «Свидетели Иеговы», и уже уголовные дела были по этому поводу.

Запрещение материалов — это огромный массив. Список запрещенных материалов приближается к 2900 пунктам. Среди них большинство составляют разного рода расистские материалы и материалы каких-то боевых исламистов, но очень много совершенно напрасно запрещенных фильмов и текстов.

Поскольку запрещали очень много всего, то следующая возникшая схема правоприменения — запрет в интернете. Потому что материал-то, может быть, и запрещенный, но в интернете он все равно есть. Отсюда и возникла тема блокировок доступа в интернете.

- Что значит «языковые средства для целенаправленной передачи отрицательных оценок»?

— С точки зрения здравого смысла и с точки зрения Верховного суда, который в 2011 году принял довольно здравое постановление о том, как надо применять в уголовной сфере антиэкстремистское законодательство, экспертизы, то есть специальные знания каких-то ученых, должны привлекаться тогда, когда это необходимо. А в норме сам следователь без экспертизы должен понять, есть нарушение закона или нет. Но на практике получается иначе: экспертиза делается во всех случаях, если дело связанно с антиэкстремистским законодательством.

Поскольку по закону эксперта нельзя спрашивать, есть там нарушение закона или нет, то следователь задает эксперту очень странные вопросы, а эксперт, в свою очередь, дает очень странные ответы, например, тот, который вы процитировали. Это нужно для того, чтобы следователь потом сказал, что вот на основании заключения эксперта я, следователь, делаю заключение

.....Определении экстремизма как «утверждении религиозного превосходства». Что такое утверждение религиозного превосходства? Например, «Свидетелей Иеговы» запретили за то, что они утверждали, что их религия натурально превосходит все остальные, все религии плохие, а у них хорошая.

— Кстати, о религии. Решением Тагилстроевского районного суда Нижнего Тагила Свердловской области в экстремистский список было включено видео «Иисус в исламе и в христианстве. Невинность христиан», размещенный на YouTube. В видео, как говорится в решении суда, «отрицается божественная природа Христа», и поэтому видеоматериал был признан экстремистским.

— Прокуроры очень серьезно воспринимают пункт про религиозное превосходство. Очень много случаев, когда все претензии сводятся именно к тому, что в тексте написано, что «наша религия лучше вашей». Хотя это вполне естественно для религиозных людей считать, что их религия лучше, иначе зачем же они в нее верят.

— Если экстремизмом считается «отрицание божественной природы Христа», то тогда все атеисты тоже экстремисты?

— Тут не надо логику искать, ее тут нет. Есть много случаев, когда один и тот же предмет рассматривался в разных судах, и суды выносили противоположные решения. Это нормально, потому что понять этот закон невозможно, поэтому и решения суда субъективные.

— Как обычно запрещаются материалы?

Это не значит, что прокурор в библиотеку ходит, ищет какую-то экстремистскую литературу. Обычно совсем не так. Просто у какого-то человека, проходящего по какому-то делу, изымают кучу литературы. Сотрудник прокуратуры выбирает оттуда какие-то материалы, которые ему кажутся перспективными в смысле их запретить. Дальше он отдает их какому-то эксперту. Эксперт тужится, что-то пишет. Прокурор потом это быстренько переписывает себе в заявление, несет в суд, суд это все проштамповывает. Чаще всего никакого ответчика в этом процессе нет вообще. И выбор может быть совершенно случайным. Попала какая-то книжка и попала, никто не вникал.


— Получается, что весь этот длинный список запрещенной литературы — просто какая-то дурость.

— Да, абсолютная. Ведь такого списка нет нигде на свете, кроме нашей страны и еще некоторых стран, которые позаимствовали у нас эту идею (например, Казахстан).

— То есть это российское ноу-хау?

— Это абсолютно наше ноу-хау. Не зря же мы идем своим путем. Этот механизм запрета в принципе работать не может. Дело даже не в том, что запрещают черт знает что, а в том, что это вообще не может работать. Скажем, они запретили какую-нибудь книгу, допустим, даже книгу, которую можно описать и есть библиографическое описание, а я завтра возьму и переиздам эту книгу, и это будет другая книга. Нельзя же в точности быть уверенным, что она такая же. Значит, надо снова рассматривать?

— К сожалению, не знаю. Я много раз пытался это узнать и не смог. Список длиной в 2900 пунктов — это бессмысленно: никто его уже просто не может прочесть.

— А с другой стороны, приходят следователи с обыском (а обыски у нас стали очень распространенным явлением) и находят у гражданина какую-нибудь запрещенную у нас книгу, например, тот же «Майн кампф»…

— А это совершенно не запрещено. Любой запрещенный материал можно держать дома, я могу вам дать почитать лично, это — пожалуйста. Я не могу это массово распространять, встать на улице, например. Из-за этого, кстати, проблема у библиотек, потому что они вроде как массово распространяют. Ведь многие запрещенные книги есть в библиотеках, но они не должны их выкидывать. Потому что есть закон о библиотеках, не позволяющий просто так выкидывать книги. Да и вообще многие библиотеки обязаны их хранить как обязательный экземпляр.

— И что в итоге библиотекам делать с этими запрещенными книгами?

— Была достигнута неформальная договоренность с Генпрокуратурой, что для этих книг в библиотеке действует специальный режим: когда читатель получает книгу, он расписывается, что он знает, что он читает материалы из федерального списка, ему нельзя делать копии в библиотеке, но он может ее взять и читать.

Поскольку закон безграничный, то и применение совершенно случайное. Просто вся проблема в каком-то смысле в том, что этот закон невозможно применять систематически. Если систематически применять антиэкстремисские законы, то сядут все. Поэтому его применяют крайне избирательно, и это приводит к тому, что никому не понятно, что на самом деле можно, а что нельзя.

...— 2 апреля этого года Комитет ООН по правам человека опубликовал рекомендации России, в том числе и по вопросу сужения определения экстремистской деятельности в законодательстве. Прошло уже несколько месяцев, Россия как-нибудь прислушалась к этим рекомендациям?

— Да нет, конечно. Собственно говоря, то же самое несколько ранее, в прошлом году, России рекомендовала Венецианская комиссия (консультативный орган по конституционному праву при Совете Европы. — Е. М.), к которой тоже положено прислушиваться, но нет, никто ни к чему не прислушивается. Рекомендации сузить определение звучат давным-давно. Я собственноручно два раза передавал какие-то прожекты на эту тему в администрацию президента. Но никто ничего по существу менять не собирается. Единственное, что меняется, это время от времени ужесточаются, ужесточаются, ужесточаются статьи УК.

— Мне кажется, что если посмотреть на правоприменительную практику по статьям за экстремизм, то складывается впечатление, что борьба с экстремизмом — это сплошная профанация.

Само по себе хранение экстремистской литературы не является уголовным преступлением. Однако, это действие подпадает под другие статьи Уголовного кодекса РФ, а именно:

1) ч. 2 ст. 282.1 УК РФ "Участие в экстремистском сообществе".
Наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года.

2) ст. 282.2 УК РФ "Организация деятельности экстремистской организации".
1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
2. Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.
Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Поэтому я не советовала бы Вам хранить дома подобную литературу.



 

Возможно, будет полезно почитать: