План ротации государственных служащих. Организация ротации государственных гражданских служащих

Ротация гражданских служащих является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы, путем проведения которой должен осуществляться поиск оптимальных путей эффективного применения кадрового потенциала гражданских служащих в государственных органах, формироваться механизм противодействия (профилактики) коррупции на гражданской службе.

Необходимость внедрения ротационных механизмов на гражданской службе основывается на:

  • – Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”";
  • – Федеральном законе № 79-ФЗ, которым определено, что ротация гражданских служащих отнесена к числу приоритетных направлений формирования кадров, наряду с их профессиональной подготовкой, формированием кадрового резерва, оценкой результатов профессиональной служебной деятельности посредством аттестаций и квалификационных экзаменов (п. 3. ч. 2 ст. 60). Цели и порядок ротации предусмотрены в ст. 60.1, введенной в указанный Закон в 2011 г. Федеральным законом № 395-Φ3;
  • – Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)", утвержденной Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261, где предусмотрено в качестве одного из ожидаемых результатов реализации программы – создание и апробация механизмов ротации государственных служащих;
  • – Указе Президента РФ 13 апреля 2010 г. № 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010– 2011 годы", где определена необходимость внедрения в практику механизма ротации.

Исходя из ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ, можно дать следующее определение ротации.

Ротация – предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в установленном порядке на определенный срок перемещение (без согласия) или перевод (с согласия служащего) государственных служащих, замещающих утвержденные соответствующим нормативным правовым актом должности государственной службы, в пределах одной местности или в другую местность на плановой, а в отдельных установленных случаях – внеплановой основе на иную равнозначную (или в ряде случаев более высокую) должность государственной службы с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или работы (службы) по специальности в том же государственном органе либо в другом государственном органе.

Таким образом, к сущностным признакам ротации гражданских служащих, отличающим ее от ротации в иных организациях, можно отнести то, что ротация может означать как перевод, так и перемещение гражданского служащего с одной должности па другую, при осуществлении которых в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о государственной службе должны строго соблюдаться следующие требования:

  • – получение письменного согласия на перевод – постоянное или временное изменение трудовой функции гражданского служащего;
  • – не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего на перемещение на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом;
  • – замрет переводить и перемещать гражданского служащего на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья;
  • – должна осуществляться преимущественно на плановой основе в соответствии с установленным порядком на конкретно установленный срок (внеплановая ротация должна быть обоснована с точки зрения оперативной необходимости проведения ротационных мероприятий в государственном органе);
  • – может производиться по соответствующим должностям гражданской службы в этом же государственном органе или в другом государственном органе с учетом квалификационных требований по должностям, результатов служебной деятельности и исполнения служебных обязанностей;
  • – предусматривается служебным контрактом (в отдельных случаях – дополнительным соглашением к служебному контракту) гражданского служащего с определением условий и гарантий ротации;
  • – предполагает замещение равнозначной должности по категории и группе должностей гражданской службы относительно ранее замещаемой должности. В ряде случаев ротационные мероприятия могут быть связаны с повышением в должности отдельных категорий гражданских служащих с учетом необходимой профессиональной квалификации.

Можно выделить следующие виды ротации :

  • 1. По объекту перемещений :
    • – ротация руководителей;
    • – ротация специалистов.
  • 2. По масштабу перемещений :
    • – "внутренняя" ротация – в пределах одного государственного органа;
    • – "внешняя" ротация – между государственными органами одного субъекта РФ;
    • – межрегиональная ротация – перемещение со сменой места жительства в другой субъект РФ.
  • 3. Исходя из принципа федерализма :
    • – ротация в федеральных органах государственной власти;
    • – ротация в органах государственной власти субъектов РФ.
  • 4. По времени проведения :
    • – плановая ротация (ротация, которая будет осуществлена в будущем на основании специально составленных схем);
    • – фактическая ротация (результат реализации планов ротации);
    • – внеплановая ротация (ротация, основанием для проведения которой является поступление обращений и заявлений граждан, обращений иных лиц (может применяться при высоком уровне риска коррупционного поведения государственных служащих).
  • 5. По целям ротации делятся на перемещения для:

подготовки руководящих кадров в государственных органах;

  • – смены обстановки кадров государственной службы (когда человек занимал должность гражданской службы длительное время и хочет получить новые знания, навыки на другом месте);
  • – предотвращения или разрешения конфликтов на государственной службе;
  • – подготовки для гражданской службы специалистов как универсалов;
  • – обеспечения взаимозаменяемости гражданских служащих в случае болезней, отпусков и т.п.;
  • – поиска гражданскому служащему более подходящей должности гражданской службы при неудовлетворительных результатах работы в старой должности;
  • – повышения степени сплоченности гражданских служащих, усиления коммуникаций между ними и т.д.;
  • – реализации антикоррупционных мер в системе гражданской службы (в данном случае это обязательная ротация) или как механизм профессионального развития гражданского служащего (ротация, осуществляемая на добровольной основе).
  • 6. В зависимости от характера перемещений (переводов) служащего ротацию делят на:
    • – "кольцевую" ротацию, когда работник, пройдя ряд должностей гражданской службы за определенный период времени, вновь возвращается на свою должность;
    • – "безвозвратную" ротацию, когда перемещение происходит без возврата на свою "стартовую" должность гражданской службы;
    • – "рокировку", при которой два гражданских служащих одного уровня меняются местами.

Принципы ротации гражданских служащих – основные требования перевода или перемещения гражданских служащих с одних должностей гражданской службы на другие, как правило, равнозначные должности.

Принцип обязательности проведения ротации по соответствующим должностям. Ротация в государственных органах в обязательном порядке должна проводиться но тем должностям гражданской службы, по которым определена ротационная необходимость. К ним могут быть отнесены должности гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", связанные с коррупционными рисками и включенные в специально утверждаемый перечень ротационных должностей.

Вместе с тем ротацию в системе гражданской службы при решении представителя нанимателя важно проводить также в отношении других должностей гражданской службы, которые не включены в данный перечень, но по которым целесообразно осуществлять кадровые перемещения с целью приобретения гражданскими служащими профессионального опыта, знаний и умений по иной должности.

Принцип плановости ротации в государственных органах. Проведение ротации на основе планов или соответствующих порядков, утверждаемых представителем нанимателя, является обязательным и необходимым условием обеспечения системности применения ротационных механизмов на гражданской службе.

Плановость проведения ротации предполагает осуществление кадровых перемещений и перестановок в определенной пропорциональной последовательности в рамках утвержденного реестра ротационных должностей гражданской службы.

Принцип срочности проведения ротации. Предполагается установление определенного срока перемещения гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую. Назначение на должность в порядке ротации должно сопровождаться заключением срочного служебного контракта от одного года до пяти лет с обязательного согласия гражданского служащего. Само назначение должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и увольнения с гражданской службы. Предупреждение служащего об истечении срока действия служебного контракта необходимо осуществлять представителем нанимателя за три месяца до назначения служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации.

Принцип предоставления гарантий государственному служащему при назначении его на должность в порядке ротации :

  • – предоставление жилого помещения по новому месту службы либо возмещение расходов за наем жилого помещения;
  • – возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другой государственный орган, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации;
  • – возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи после окончания срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации и увольнения с государственной службы в другую местность за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы;
  • – медицинское обеспечение по новому месту прохождения государственной службы.

Ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах нс ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) но специальности, направлению подготовки гражданских служащих.

Гражданский служащий может отказаться от замещения должности гражданской службы в порядке ротации. Причинами отказа согласно ч. 8 ст. 60.1 данного Закона могут являться:

  • 1) наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;
  • 2) невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.

Указанные гарантии позволяют обеспечить защиту государственного гражданского служащего в случае наличия у него противопоказания по состоянию здоровья или здоровья его близких родственников и др.

В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным выше, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки гражданского служащего. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

Принцип продвижения по государственной службе с учетом уровня квалификации и добросовестного исполнения должностных обязанностей. Ротацию необходимо рассматривать как определенный механизм "движения" гражданских служащих по должностям гражданской службы при условии, что перемещение продиктовано административной необходимостью, является планомерным, и гражданские служащие, подверженные ротации, соответствуют таким профессиональным критериям, как: соответствие квалификационным требованиям по ротационной должности (стаж, опыт работы, образование, уровень профессионализма), обладают хорошими характеристиками по ранее замещаемой должности с точки зрения добросовестного исполнения должностных (функциональных) обязанностей.

1. Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

КонсультантПлюс: примечание.

Госслужащие, на которых условие о ротации продолжает распространяться после 22.12.2018, подлежат ротации в сроки, установленные их служебными контрактами, заключенными до указанной даты (ФЗ от 11.12.2018 N 461-ФЗ).

2. Ротация федеральных гражданских служащих проводится в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротации подлежат федеральные гражданские служащие, замещающие должности руководителей указанных органов. Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы категории "руководители", исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением контрольных или надзорных функций, в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, может проводиться по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти, а в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, - по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Ротация федеральных гражданских служащих может проводиться:

1) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, - по утверждаемым Президентом Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;

2) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, - по утверждаемым Правительством Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;

3) в других федеральных государственных органах - по утверждаемым Президентом Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений руководителей этих федеральных государственных органов, в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

3. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем федерального государственного органа. Форма плана проведения ротации и порядок его утверждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Ротация федерального гражданского служащего, замещающего должность федеральной гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти или его территориальном органе либо в другом федеральном государственном органе, в иной федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган либо в другой федеральный государственный орган проводится по согласованию между руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти и (или) других федеральных государственных органов, наделенными полномочиями назначать на должность федеральной гражданской службы, по которой проводится ротация, и освобождать от такой должности. Ротация федерального гражданского служащего в федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении федерального министерства, или в территориальный орган такого федерального органа исполнительной власти подлежит согласованию также с федеральным министром.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации учитываются уровень его квалификации, специальность, направление подготовки, стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. Гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от трех до пяти лет.

КонсультантПлюс: примечание.

Если срок действия контракта истекает менее чем через 6 месяцев после вступления в силу Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ, уведомление госслужащего о предстоящей ротации осуществляется не позднее чем за 3 месяца до его назначения на другую должность.

7. В течение последнего года действия срочного служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в порядке ротации, но не менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия служебного контракта представитель нанимателя обязан в письменной форме под роспись уведомить гражданского служащего о предстоящем назначении гражданского служащего на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Перевод гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в другом государственном органе осуществляется с его письменного согласия в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

8. Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:

1) наличие заболевания, препятствующего проживанию гражданского служащего и (или) членов его семьи (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации. Перечень таких заболеваний утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в части 8 настоящей статьи, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33

<*> Kalinin G.I. Rotation of civil servants. The gaps. The questions. Legal problems of implementation.

Калинин Георгий Иванович, начальник правового отдела Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

С целью повышения эффективности государственной службы и противодействия коррупции были приняты изменения в действующее законодательство, предусматривающие ротацию государственных гражданских служащих. Однако что касается возможности их применения, то здесь видятся серьезные проблемы и возникают вопросы. Механизм ротации государственных гражданских служащих уже сейчас требует серьезной доработки и устранения противоречий. Недостаточное и противоречивое регулирование ротации может привести к дискредитации и падению престижа государственной гражданской службы.

Ключевые слова: ротация, государственная гражданская служба, федеральный орган исполнительной власти, должность, категория, полномочия, гарантии.

To improve efficiency of the civil service and fighting corruption, changes were made to existing legislation for the rotation of civil servants. However, with the possibility of their application are seen serious problems and questions arise. The mechanism of rotation of civil servants now requires serious improvement and the elimination of contradictions. Inadequate and inconsistent regulation of rotation may lead to a compromise and a decline in the prestige of the state civil service.

Key words: personnel rotation, state civil service, the Federal body of Executive power, post, category, powers, guarantees.

С 1 января 2013 г. вступили в силу изменения в действующее законодательство, предусматривающие ротацию государственных гражданских служащих <1>. Инициатива Президента Российской Федерации по данному вопросу была узаконена. Цели - благие: повышение эффективности государственной службы и противодействие коррупции (ч. 1 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <2>). Фактически положения этого Закона еще не были применены на практике. Однако с возможностью его применения уже видятся серьезные проблемы и возникают некоторые вопросы.

<1> См.: Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе" // Российская газета. N 278. 2011. 9 декабря.
<2> См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ) // Российская газета. N 162. 2004. 31 июля; СЗ РФ. 2013. 10 июня. N 23. Ст. 2874.

Некоторые исследователи-правоведы, такие, как Ю.Н. Старилов <3>, М.В. Пресняков <4>, С.Е. Чаннов <5>, О.И. Тиунов <6>, уже обращались к вопросу ротации государственных гражданских служащих. Например , С.Е. Чаннов указывал на имеющиеся пробелы в способе перезаключения бессрочного служебного контракта на срочный в процессе подготовки к ротации, но в целом его статья по данной проблематике носила характер комментария. Упоминалась ротация государственных служащих также в статьях Т.М. Заниной <7> и В.Г. Клочкова <8>. Однако в целом вопрос нормативно-правового регулирования механизма ротации с научной точки зрения еще требует разработки. По нашему мнению, проблем и противоречий в этом вопросе гораздо больше.

<3> Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. 2004. N 9.
<4> Пресняков М.В. Приоритетные направления формирования кадрового состава государственной гражданской службы // Гражданин и право. 2011. N 8.
<5> Чаннов С.Е. Ротация государственных служащих // Кадровик. 2012. N 8; Информационно-аналитический портал "Предпринимательство и право". URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=728.
<6> Хабриева Т.Я., Тиунов О.И., Кашепов В.П. и др. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: Монография / Отв. ред. О.И. Тиунов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013.
<7> Занина Т.М. О разработке комплекса мер по формированию высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы в современных условиях // Административное право и процесс. 2011. N 7.
<8> Клочков В.Г. Причины роста и меры по борьбе с коррупцией // Безопасность бизнеса. 2006. N 2.

Ротации подлежат отдельные должности государственной гражданской службы, перечень которых утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти (ч. 2 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Вроде бы привязка к конкретным должностям налицо. Однако если внимательно вчитаться в содержание этой части данной статьи, то получается, что в Перечень включаются должности гражданской службы категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Исходя из этого федеральные органы исполнительной власти утвердили перечни, в которые включили все должности категории "руководители" <9> в своих территориальных органах. Получается, что привязка уже идет не к должности, а к функциям органа. При этом далеко не все отделы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляют непосредственно контрольно-надзорные функции, есть и отделы обеспечивающего характера, например, правовые, бухгалтерского учета, делопроизводства и т.п. Хотя отдельные подобные должности могут быть в группе коррупционного риска (например, связанные с заключением государственных контрактов), но зачем осуществлять ротацию руководителей всех таких отделов - не всегда и не совсем понятно.

<9> См., напр.: Приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 13 декабря 2012 г. N 635 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных управлениях Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих" // Российская газета. N 18. 2013. 30 января.

Нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в Перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, относится к существенным условиям служебного контракта (п. 10 ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Без этого пункта служебный контракт недействителен. Исходя из этого, федеральные органы исполнительной власти начали перезаключение служебных контрактов с соответствующими гражданскими служащими с бессрочных на срочные <10>. Механизм такого перезаключения описан в Методических рекомендациях Минтруда России <11>. Понятно, что с вновь принимаемыми на данные должности сотрудниками теперь однозначно должен заключаться срочный служебный контракт (п. 7.1 ч. 4 ст. 25 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Однако почему же контракт должен перезаключаться с уже находящимися на должности служащими. Перезаключение фактически дает данному Закону обратную силу, да еще и закону, фактически ухудшающему положение отдельной (пусть и особой) категории граждан. По нашему мнению, данная норма хоть и не подпадает под прямой запрет на придание закону обратной силы, содержащийся в Конституции Российской Федерации <12> и других нормативных актах, но тем не менее нарушает основные принципы правового регулирования, что недопустимо.

<10> См., напр.: письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 7 мая 2013 г. N ФС-НВ-4/5230 // Официальный сайт Россельхознадзора. URL: http://www.fsvps.ru/.
<11> См.: Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 сентября 2012 г. "Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти" // Солидарность. 2012. 26 сентября - 3 октября. N 35.
<12> См.: Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. N 7. 2009. 21 января.

Вообще, со срочным служебным контрактом связано много проблем, но основная проблема видится в следующем. Одним из существенных моментов государственной гражданской службы является поступление на нее и замещение должности по результатам конкурса. Это сделано для отбора на замещение должностей лучших, наиболее подготовленных кандидатов. Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы также обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) на должностной рост на конкурсной основе <13>. Однако, согласно п. 1 и 3 ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категории "руководители", при заключении срочного служебного контракта конкурс не проводится. Понятно, что, если госслужащий назначается на должность в порядке ротации, он уже проходил конкурсную процедуру. А если он назначается на такую должность впервые (например, в случае увольнения другого гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность, по его инициативе)? По Закону конкурс проводиться не должен, и фактически на руководящую должность будет назначен не лучший кандидат, а "первый встречный" (например, направленный службой занятости), которому, в случае его соответствия квалификационным требованиям (образование, специальность, стаж), государственный орган не вправе будет отказать в должности.

<13> См.: Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (с изм. от 19 марта 2013 г.) // Российская газета. N 20. 2005. 3 февраля; СЗ РФ. 2012. 25 марта. N 12. Ст. 1242.

Ротация проводится в соответствии с планом, утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти (ч. 3 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Форма плана нормативным актом не утверждена, имеется лишь примерная форма, приведенная в вышеназванных Методических рекомендациях Минтруда России. Таким образом, планирование ротации носит общероссийский характер. На таком уровне и при таком большом объеме сведений не исключены ошибки. Рассмотрим один из возможных случаев. Государственного гражданского служащего по недосмотру не включили в план ротации, однако служебный контракт с ним перезаключили на срочный. Что делать, когда срок его контракта истечет? Ведь формально его необходимо будет уволить, но новую должность в порядке ротации он не получит.

Гражданский служащий может отказаться от предложенной ему в порядке ротации должности по указанным в Законе уважительным причинам (ч. 8 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Таких причины две: заболевание госслужащего, в связи с которым замещение соответствующей должности в порядке ротации противопоказано по медицинскому заключению; а также невозможность проживания членов его семьи (супруга и иждивенцев) в местности, куда в порядке ротации будет направлен госслужащий (также по медицинскому заключению). В этом случае ему должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего (ч. 9 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Предложение той же самой должности, которую госслужащий замещает уже сейчас, не допускается. А как же быть, если в органе должность, соответствующая квалификации госслужащего, - только одна (например, для того же начальника правового отдела или, наоборот, начальника какого-либо узкоспециализированного отдела по направлению надзора)? Получается, что этот госслужащий находится в гораздо менее выгодном положении, чем другие, он в таком случае однозначно должен быть уволен, а его права уже априори ущемлены.

Хотя в Законе сказано, что назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы (ч. 7 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), однако в ст. 35 "Расторжение срочного служебного контракта" этого Федерального закона нет отдельного основания по расторжению контракта в связи с ротацией. По какому основанию (статья и пункт нормативного акта) будет уволен госслужащий, что указывать в приказе на увольнение и какую запись делать в трудовой книжке, не понятно. Отсутствие отдельного основания увольнения в порядке ротации также формально не гарантирует предоставления гражданскому служащему должности сразу после увольнения. Необходимо, по нашему мнению, упорядочить процедуру увольнения в порядке ротации, совместив процедуру истечения срока контракта и процедуру перевода.

Законодатель не разъясняет также, как быть в случае, если государственный служащий отказался от замещения должности в порядке ротации по другим причинам (например, просто по собственному желанию, точнее - нежеланию).

Как видно из положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ротация государственных гражданских служащих предусмотрена прежде всего в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти. Большинство органов власти уже утвердили соответствующие перечни должностей в своих территориальных органах <14>. А как же быть с центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти? Ведь при замещении должностей в аппаратах также возможны коррупционные риски, должностные лица центральных аппаратов также осуществляют контрольно-надзорные функции.

<14> См., напр.: Приказ Федеральной налоговой службы от 18 марта 2013 г. N ММВ-7-4/121@ "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Федеральной налоговой службы, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих" // Российская газета. N 92. 2013. 26 апреля.

В связи с вышеизложенным логично было бы также нормативно определить и запустить процедуру ротации государственных гражданских служащих субъектов РФ, замещающих соответствующие должности с контрольно-надзорными функциями, между регионами.

Кроме всего прочего, следует обратить внимание на гарантии государственным гражданским служащим в случае переезда в другую местность в порядке ротации, прежде всего - в связи с необходимостью обеспечения его и его семьи жильем <15> (п. 9.1 и п. 9.2 ч. 1 ст. 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). В этом случае даже дополнительные бюджетные расходы на ротацию в размере 322,5 млн. рублей в год <16> выглядят сильно заниженными. Если провести аналогию, то, например, расходы на единовременную субсидию чиновнику и членам его семьи в случае необходимости улучшения жилищных условий при признании их нуждающимися в таком улучшении должны составлять около миллиона рублей на одного человека <17>. А ведь жилье для обеспечения гражданского служащего в порядке гарантий при ротации необходимо не просто предоставить, его сначала необходимо где-то взять, например построить, а это - дополнительные расходы.

<15> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения" // СЗ РФ. 2012. 5 ноября. N 45. Ст. 6241.
<16> См., напр.: Президент узаконил обязательную ротацию чиновников каждые 3 - 5 лет // Справочно-правовая система ПРАВО.RU. Новости. Госслужба. URL: http://pravo.ru/news/view/65350/.
<17> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" (с изм. от 25 марта 2013 г.) // Российская газета. N 17. 2009. 4 февраля; СЗ РФ. 2013. 1 апреля. N 13. Ст. 1559.

Механизм ротации государственных гражданских служащих должен заработать не менее чем через три-пять лет после вступления в силу нормативно-правовых актов о ротации. Однако, как видно из данной статьи, этот механизм уже сейчас требует серьезной доработки и устранения противоречий. Если ротация "забуксует", это только дискредитирует сам институт государственной службы, престиж которой уже начал падать из-за большого количества запретов и ограничений, например в связи с существенным расширением представляемых сведений о доходах и расходах, а также с ужесточением ответственности за это. Это бьет прежде всего по чиновникам-исполнителям среднего звена, лишая государственные органы подготовленных, опытных, квалифицированных кадров.

Литература

  1. Занина Т.М. О разработке комплекса мер по формированию высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы в современных условиях // Административное право и процесс. 2011. N 7. С. 20.
  2. Клочков В.Г. Причины роста и меры по борьбе с коррупцией // Безопасность бизнеса. 2006. N 2. С. 33.
  3. Пресняков М.В. Приоритетные направления формирования кадрового состава государственной гражданской службы // Гражданин и право. 2011. N 8. С. 3.
  4. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. 2004. N 9. С. 11.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья С. Чаннова "Ротация государственных служащих" включена в информационный банк согласно публикации - "Вопросы трудового права", 2012, NN 6, 7.

  1. Чаннов С.Е. Ротация государственных служащих // Кадровик. 2012. N 8. С. 24; Информационно-аналитический портал "Предпринимательство и право". URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=728.
  2. Хабриева Т.Я., Тиунов О.И., Кашепов В.П. и др. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: Монография / Отв. ред. О.И. Тиунов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013. 285 с.

Принят Государственной Думой 23 ноября 2011 года
Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2063; 2007, № 49, ст. 6070; 2011, № 1, ст. 31) следующие изменения:

1) в статье 11:

А) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:

"ротацией государственных служащих.";

Б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5. Федеральными законами о видах государственной службы могут быть установлены особенности ротации государственных служащих, учитывающие специфику прохождения государственной службы соответствующего вида.";

2) статью 16 после слов "повышения квалификации и стажировки государственных служащих," дополнить словами "проведения ротации государственных служащих,".

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6235; 2010, № 7, ст. 704; № 49, ст. 6413; 2011, № 1, ст. 31) следующие изменения:

1) пункт 4 части 2 статьи 22 после слов "статьи 31" дополнить словами "и частью 9 статьи 60 1 ";

2) часть 3 статьи 24 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

"10) нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.";

3) часть 4 статьи 25 дополнить пунктом 7 1 следующего содержания:

"71) замещения должности гражданской службы в порядке ротации;";

4) статью 35 дополнить частью 5 следующего содержания:

"5. При расторжении срочного служебного контракта о замещении гражданским служащим должности гражданской службы в порядке ротации, освобождении его от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы в случаях, указанных в части 9 статьи 60 1 настоящего Федерального закона, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.";

5) часть 1 статьи 52:

А) дополнить пунктом 9 1 следующего содержания:

"9 1) при назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, - возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации; расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации после расторжения срочного служебного контракта или освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы. Возмещение расходов, предусмотренных настоящим пунктом, производится в порядке и на условиях, которые установлены для возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;";

Б) дополнить пунктом 9 2 следующего содержания:

"9 2) обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения. В случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации. Порядок и условия обеспечения федеральных гражданских служащих служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения федеральным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия обеспечения гражданских служащих субъектов Российской Федерации служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;";

6) часть 3 статьи 60 признать утратившей силу;

7) дополнить статьей 60 1 следующего содержания:

"Статья 60 1 . Ротация гражданских служащих

1. Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

2. Перечень должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром. В указанный перечень включаются должности гражданской службы категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы, включенные в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, проводится в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, или утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

4. Назначение федеральных гражданских служащих в порядке ротации на должность гражданской службы в другой государственный орган проводится по согласованным решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами.

5. Ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданских служащих.

6. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от трех до пяти лет.

7. Назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы. Предупреждение гражданского служащего об истечении срока действия служебного контракта осуществляется представителем нанимателя за три месяца до назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации.

8. Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:

1) наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;

2) невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.

9. В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в части 8 настоящей статьи, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

10. Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.".

Статья 3

Часть 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14) дополнить словами ", если иное не предусмотрено федеральным законом".

Статья 4

Пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6235) признать утратившим силу.

Президент
Российской Федерации
Д. Медведев

Гражданской службе Российской Федерации

Какой вид должностей государственной службы законодательством о государственной службе не предусмотрен?

■ Должности федеральной государственной гражданской службы

·Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации

· Воинские должности должности

· Должности правоохранительной службы

Какая группа должностей гражданской службы не предусмотрена законодательством о гражданской службе?

Младшая

· Средняя

· Главная

115. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на
срок:

· от года до трех лет

· от трех до пяти лет

· от двух до трех лет

· до пяти лет

116. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской
службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период:

■ профессиональной переподготовки гражданского служащего

■ обучения гражданского служащего в образовательной организации высшего образования

пребывания гражданского служащего в ежегодном отпуске

Работы со сведениями, содержащими государственную тайну

Вправе ли ранее осужденный гражданин замещать должность гражданской службы, если судимость снята до истечения срока погашения?

Нет, так как гражданин, имевший ранее судимость, не может замещать должность гражданской

Нет, так как данное ограничение направлено только на лиц, желающих замещать должности высшей группы должностей гражданской службы

■ Да, но предварительно он должен не менее года состоять в кадровом резерве

118. На государственную гражданскую службу Российской Федерации вправе поступать:

■ все лица, независимо от наличия гражданства Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации

■ иностранные граждане, достигшие 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации, по срочному контракту

Все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет

все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации

119. Супруга заместителя министра одного из федеральных министерств открыла вклад в одном
из банков Йеменской Республики во время пребывания в туристической поездке. Какие
последствия это влечет для заместителя министра?



Увольнение в связи с утратой доверия

· Объявление выговора

· Необходимость подачи супругой декларации о доходах

· Никаких

Гражданский служащий входит в состав конкурсной комиссии государственного органа. Его сын подал документы на участие в конкурсе на замещение вакантной должности специалиста в данном государственном органе. Что должен сделать гражданский служащий?

■ Никаких действий предпринимать не нужно

В письменной форме уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о

наличии конфликта интересов

■ Сообщить сыну, что тот не может участвовать в конкурсе на данную должность

Сообщить непосредственному начальнику и членам конкурсной комиссии о наличии конфликта интересов

■ Да, по конкурсу на общих основаниях

Гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительной причины. Каковы будут для него последствия?

· Он будет уволен с гражданской службы

Он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, а аттестация будет перенесена

■ Он будет лишен классного чина

132. Служебная проверка проводится:

по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего

· только по решению представителя нанимателя

· по устной жалобе гражданского служащего вышестоящему должностному лицу

По обращению третьих лиц

133. Служебная проверка должна быть завершена:

Не позднее чем через 14 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении

не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении

· не позднее чем через два месяца со дня принятия решения о ее проведении

· не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о ее проведении

Гражданский служащий подает в установленном порядке сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера относительно себя и своей семьи. Сведения о ком он подавать не обязан?



· Супруга (супруг)

· Сын, 7 лет

Дочь, 17 лет

Сын, 23 года

Государственным органом был объявлен конкурс по предоставлению субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям. В конкурсе приняла участие некоммерческая организация «Милосердие и забота».

Один из государственных служащих, участвующих в оценке конкурсных заявок и принятии решения о получении субсидий, ранее работал в указанной благотворительной организации, хотя на момент проведения конкурса не был связан с ней какими-либо финансовыми обязательствами.

Считая, что «Милосердие и забота» в наибольшей степени заслуживает поддержки, государственный служащий активно рассказывал о преимуществах этой организации и убеждал членов комиссии голосовать за нее.

В данной ситуации в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Конфликт интересов отсутствовал, но имело место нарушение требований к служебному поведению

конфликт интересов отсутствовал в случае, если благотворительная организация получила бы субсидию и в отсутствии поддержки со стороны гражданского служащего

■ имела место ситуация конфликта интересов, поскольку гражданский служащий использовал свое должностное положение в целях получения материальной выгоды конкретной благотворительной организацией

231. В 2005 году А. была назначена на должность заместителя начальника отдела в
территориальном органе федеральной службы. В 2009 году супруг А. был назначен на должность
руководителя этого территориального органа.

По результатам проведенной проверки соблюдения требований к служебному поведению коррупционной составляющей во взаимодействии руководителя территориального органа и государственной служащей А. не выявлено (отсутствовали факты выплаты премий в повышенном размере, предоставления каких-либо льгот, преференций и т.п.).

В данной ситуации:

· конфликт интересов отсутствует, поскольку А. была назначена на должность в территориальном органе федеральной службы до назначения ее супруга на должность руководителя

· конфликт интересов присутствует, но с учетом результатов проверки, показывающей отсутствие злоупотребления руководителем территориального органа своими полномочиями, государственные служащие могут продолжать замещать свои должности при постоянном контроле конфликта интересов со стороны комиссии по урегулированию конфликта интересов

поскольку руководитель территориального органа обладает полномочиями по назначению (освобождению) сотрудников на (от) должности, утверждает должностные обязанности сотрудников и реализует ряд других функций по управлению кадрами, то имеют место отношения непосредственной подчиненности служащей А. и ее супруга, как следствие нарушено ограничение, связанное с государственной гражданской службой, один из супругов должен быть уволен из территориального органа федеральной службы

■ конфликт интересов или нарушение ограничения, связанного с государственной гражданской службой, отсутствует, поскольку супруг служащей А. хотя и является руководителем территориального органа, но не является ее непосредственным начальником

232. Гражданская служащая К. замещает должность в Федеральной службе по охране
окружающей среды. По совместительству К. занимается педагогической деятельностью в
Институте природопользования. Служебная деятельность К. и содержание читаемых ею в
институте дисциплин тесно связаны.

В этой ситуации:

В этой ситуации:

законодательство о гражданской службе соблюдается до тех пор, пока в процессе педагогической деятельности К. не использует служебную информацию, ставшую ей известной в связи с исполнением должностных обязанностей гражданского служащего

законодательство о гражданской службе соблюдается, если представителю нанимателя по месту службы К. известно о ее работе по совместительству и факт работы К. по совместительству не вызывает возражений со стороны представителя нанимателя

имеет место нарушение законодательства о гражданской службе, поскольку в процессе педагогической деятельности К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды

имеет место конфликт интересов, поскольку для получения материальной выгоды в виде оплаты труда по основному месту работу К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды

В 2011 году гражданин поступил на гражданскую службу. В 2013 году супругой гражданского служащего совместно с ее родителями на условиях долевой собственности была приобретена квартира. Затраты супруги составили 2 млн. рублей, стоимость квартиры - 4 млн. рублей.

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 2 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 2 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей

234. В феврале 2014 года ребенку гражданского служащего исполнилось 18 лет. При представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 год в марте 2014 года гражданский служащий не представил сведения в отношении данного ребенка. В этой ситуации:

гражданский служащий не нарушал закон, так как на момент представления сведений его ребенок уже достиг совершеннолетия

Гражданский служащий нарушил требования закона, однако если проверка покажет, что его действия в целом были добросовестны, а не представление сведений вызвано заблуждением, то решением представителя нанимателя служащему может быть разрешено представить недостающие сведения, в том числе без применения к служащему мер ответственности за несвоевременное представление сведений

Гражданский служащий нарушил требования закона, однако если проверка покажет, что его действия в целом были добросовестны, а не представление сведений вызвано заблуждением, то решением представителя нанимателя служащему может быть разрешено представить недостающие сведения, при этом к служащему должно быть применено взыскание за несвоевременное представление сведений

к гражданскому служащему должны быть применены меры ответственности за ^-^ представление неполных и (или) недостоверных сведений

Разъяснение федеральным государственным органам применения законодательства, устанавливающего антикоррупционные требования, ограничения и запреты на гражданской службе, находится в компетенции:

· Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

· Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции

· Федеральной службы по труду и занятости С

· Аппарата Правительства Российской Федерации

Целью выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе является:

предотвращение совершения государственным служащим коррупционных правонарушений

Выявление коррупционных правонарушении, совершенных государственным служащим

Установление полного контроля над интересами государственных служащих, не связанных с непосредственным выполнением должностных обязанностей

· выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции

· коррупция существует как в государственном, так и частном секторе экономики

· коррупция свойственна только исполнительной ветви государственной власти

· коррупционная выгода всегда имеет денежную форму

Представление гражданином заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах при поступлении на гражданскую службу влечет за собой:

· применение к гражданину мер уголовной ответственности Г

· запрет на назначение гражданина на какую-либо должность гражданской службы в течение 1 года

*~ применение к гражданину мер дисциплинарной ответственности

отказ в приеме данного гражданина на гражданскую службу

*~ требование государственного органа о представлении гражданином достоверных и полных сведений

Гражданин, имеющий среднее профессиональное образование, желает поступить на гражданскую службу на должность категории «обеспечивающие специалисты» старшей группы должностей. При каких условиях это возможно в случае его соответствия иным квалификационным требованиям?

Он не имеет права поступить на должность, пока не получит высшее образование

Он имеет право поступить на должность при условии, если на момент ведения отборочных процедур получает высшее образование

Он имеет право поступить на должность

Он имеет право поступить на должность при условии наличия трудового стажа, в ходе которого получены знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности

Может ли представитель нанимателя в связи со служебной необходимостью взамен дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого гражданскому служащему, имеющему ненормированный служебный день, компенсировать исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплатой как за сверхурочную работу?

· Может, так как представитель нанимателя в данном случае исходит из интересов государства и финансовых возможностей

· Может с согласия гражданского служащего

Не может

Может, так как у представителя нанимателя в данном случае право выбора предоставить указанную гарантию или компенсацию

Подарок, полученный гражданским служащим в связи с протокольным мероприятием:

- может быть выкуплен гражданским служащим после его передачи в государственный орган

Может быть оставлен гражданским служащим у себя при условии уведомления государственного органа о получении подарка

В обязательном порядке должен быть передан в государственный орган

Гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительной причины. Каковы будут для него последствия?

Он будет лишен классного чина

Он будет уволен с гражданской службы

он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, а аттестация

будет перенесена

гражданской службе Российской Федерации



 

Возможно, будет полезно почитать: