Публичные торги известны со времен древнего рима. Из истории аукционов

Вряд ли большим преувеличением будет отнесение торгов к наиболее сложным гражданско-правовым институтам. Лаконичность их законодательного регулирования явилась обманчивой простотой - применение на практике этой конструкции неизменно вызывает затруднения даже у самых искушенных правоприменителей. Если же учесть нормы специальных законов, регулирующих отдельные виды торгов, число возникающих вопросов неумолимо возрастает.

Публичные торги (англ. sale by public cant) - продажа имущества посредством вызова желающих принять участие в торгах.

Публичные торги представляют собой один из способов заключения договоров, который тесно связан с основными законами свободного рынка, выражая их наиболее последовательно. Суть публичных торгов состоит в том, чтобы обеспечить по возможности больший набор отозвавшихся на извещение и выбрать среди сделанных предложений лучшее.

Публичные торги были известны еще в Древнем Риме. Ими охватывался уже тогда весьма широкий круг отношений, притом иногда с элементами публичного характера: примером могли служить торги по сдаче в аренду городских земель. Для успешного достижения своей цели торги должны были непременно обладать двумя признаками: публичностью (обращение к публике) и состязательностью, которая и давала возможность объявить победителяСм.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) /под ред. А.П. Сергеева. - М.: Проспект, - 2005 г. - 463 с..

Появившийся значительно позже конкурс родился из обстоятельств, совсем не связанных с торгами. То были обязательства в сфере бытовых отношений: нашедшему чужую вещь и возвратившему ее собственнику должно было быть выплачено обещанное вознаграждение. Много лет спустя конкурс вместе с аукционом были признаны двумя формами торгов, что означало, что родовые признаки торгов - публичность и состязательность - должны были быть присущими в равной мере и конкурсу, и аукциону.

Отсутствие в послевоенный период, свободы рынка существенно ограничивало проведение обеих форм торгов. Сфера применения конкурса оказалась узкой, специфичной. Как правило, речь в подобных случаях шла о конкурсах в сфере науки, литературы, искусства. Все сводилось к тому, что путем конкурса определялись лучшие писатели, поэты, художники, акты. Отражая это, впервые появившиеся в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года нормы, выделенные в особую главу "Конкурс", ограничивались указанием на то, что "публичное обещание государственной, кооперативной или общественной организацией специального вознаграждения (премии) за лучшее выполнение определенной работы (объявление конкурса) обязывает эту организацию уплатить обещанное вознаграждение лицу, работа которого признана достойной вознаграждения в соответствии с условиями конкурса" (ст.439 ГК 1964 г).

Действующий ГК РФ в своей второй части содержит главу 57 ("Публичный конкурс"), которая представляет собой третий, не охваченный понятием "торги" вид конкурсов. Публичный конкурс весьма близок к тому, который был предусмотрен главой 28 ГК 1964 года ("Конкурс").

Необходимо отметить несовпадение норм о содержании условий объявления о публичном конкурсе (п.4 ст.1057 ГК РФ) и сведений извещения о торгах в форме конкурса (п.2 ст.448 ГК РФ).

Одни сведения, подлежащие указанию в объявлении о публичном конкурсе и в извещении о торгах в форме конкурса, являются идентичными понятиями, однако выражены терминологически по-разному: "существо задания" - "предмет торгов", "порядок представления работ" - "оформление участия в торгах", "критерии и порядок оценки" - "определение лица, выигравшего торги". Между ними коллизии не возникает.

Другие сведения - о времени и месте конкурса - предусмотрены для извещения о торгах в форме конкурса, но не предусмотрены для объявления о публичном конкурсе. При публичном конкурсе эти сведения могут не указываться, поскольку в этом нет той необходимости, какая имеется при проведении торгов. В торгах включение названных сведений обусловлено заключением в день проведения торгов соответствующего договора (протокола о результатах торгов) (ч.1 п.5 ст.448 ГК РФ) См.: Новоселова Л.А. Заключение договора на торгах. Проблемы юридической квалификации. // Арбитражная практика. - 2005 г. - №6 - с.14.. Сведения о времени и месте торгов информируют участников торгов о том, где и когда будет заключен соответствующий договор (в этом заключается их значимость и необходимость). В публичном конкурсе, содержащем обязательство заключить договор с победителем конкурса, договор может быть заключен не только в день проведения конкурса, но и в более поздний срок (п.5 ст.1057, ч.2 п.5 ст.448 ГК РФ). В таком случае указание в объявлении о публичном конкурсе сведений о времени и месте конкурса лишено того смысла, который оно имеет в торгах.

Существенные различия между нормами о торгах в форме конкурса и о публичном конкурсе имеются в вопросе условий и правовых последствий отмены конкурса. В торгах возможен только отказ от конкурса, который должен быть сделан не позднее чем за 30 дней до его проведения (ч.1 п.3 ст.448 ГК РФ). При закрытом конкурсе в любом случае, а при открытом конкурсе в случае нарушения установленного для отказа от конкурса срока организатор конкурса обязан возместить участникам реальный ущерб (ч.2, 3 п.3 ст.448 ГК РФ).

Между тем в публичном конкурсе допускается как изменение, так и отказ от конкурса, которые должны быть сделаны в течение первой половины установленного для представления работ срока (п.1 ст.1058 ГК РФ). Изменение или отмена публичного конкурса совершается тем же способом, каким он был объявлен (п.2 ст.1058 ГК РФ). При изменении или отмене публичного конкурса лицо, объявившее публичный конкурс - организатор конкурса, обязано возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу, а в случае нарушения способа или срока изменения или отмены - выплатить награду лицам, выполнившим работу (ч.1 п.3, п.4 ст.1058 ГК РФ).

Данная коллизия разрешается исходя из установленного Гражданским кодексом приоритета норм о торгах в форме конкурса над нормами о публичном конкурсе. Это проявляется в том, что публичный конкурс, содержащий обязательство заключить договор, может быть изменен или отменен не позднее чем за 30 дней до его проведения; изменение условий или отмена конкурса могут быть произведены любым способом; единственным последствием изменения или отмены открытого конкурса с нарушением установленного срока (при закрытом конкурсе независимо от нарушения срока) для организатора конкурса является только возмещение реального ущерба участникам конкурса.

В юридической практике бытует мнение о том, что внесение задатка в торгах обеспечивает только интересы организатора конкурса и никак не влияет на правовые последствия проведения конкурса. Задаток обеспечивает исполнение обязательства подписать протокол о результатах торгов (ч.1 п.5 ст.448 ГК РФ) как участниками, так и организатором конкурса См.: Новоселова Л.А. Публичные торги и исполнительное производство. // Закон. - 2005 г. - №1 - с. 95..

Иногда в нормативных актах, регулирующих проведение какого-либо конкурса, задаток заменяется другим способом обеспечения обязательства, например, неустойкой, которую должен уплатить победитель конкурса в случае отказа от подписания протокола о результатах торгов.

Если объявление публичного конкурса содержало обязательство заключить с победителем конкурса договор, то последний подлежит обязательному заключению сторонами. В случае же уклонения одной из них от заключения договора в соответствии с приоритетом норм торгов в форме конкурса над нормами публичного конкурса другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Закрытое акционерное общество "Монаб" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к правительству Москвы, Комитету города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов и обществу с ограниченной ответственностью "СТ Девелопмент" о признании недействительными решения конкурсной комиссии по выбору девелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия", оформленного протоколом заседаний от 19.11.2004 и от 29.11.2004, а также распоряжения правительства Москвы от 08.12.2004 N 2453-РП "Об итогах конкурса по выбору девелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия".

Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 17.10.2005 оставил решение и постановление без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов закрытое акционерное общество "Монаб" просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, и принять, не передавая дела на новое рассмотрение, новый судебный акт о признании недействительными решения конкурсной комиссии, оформленного протоколом заседаний от 19.11.2004 и от 29.11.2004, и распоряжения правительства Москвы от 08.12.2004 N 2453-РП.

В отзывах на заявление правительство Москвы и Комитет города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Иск заявлен о признании недействительными решения конкурсной комиссии и распоряжения правительства Москвы, поскольку они не соответствуют условиям конкурсной документации.

Суд отказал в иске, ошибочно полагая, что проведение конкурса и определение победителя соответствуют законодательству Российской Федерации.

Между тем в соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации организатором торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени.

Как установлено судами, конкурс проводился в отношении объекта, имеющего нескольких собственников. Без согласия всех собственников такого объекта проведение торгов, затрагивающих их имущественные интересы, незаконно.

Условиями конкурса необоснованно возложена обязанность урегулирования имущественных отношений со всеми заинтересованными лицами на победителя конкурса, тогда как последний в каких-либо правоотношениях с этими лицами не состоит.

Условиями инвестиционного проекта и документами конкурса предусматривается возникновение права собственности на вновь созданный объект у города Москвы и инвестора в пропорции 49: 51. При этом не учитываются права других собственников и титульных владельцев реконструируемого объекта, что на этапе реализации инвестиционного проекта может повлечь нарушение их прав и законных интересов.

Кроме того, на момент проведения торгов не были урегулированы в установленном законом порядке вопросы предоставления земельного участка для строительства нового многофункционального комплекса зданий.

На основании проведенного конкурса здание гостиницы "Россия" подлежит сносу. Следовательно, земельный участок, на котором была расположена гостиница, переходит в категорию незастроенных участков.

Условия передачи незастроенных (свободных) земельных участков для строительства регламентируются статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно этой статье участки предоставляются в собственность (пункт 2) или в аренду (подпункт 3 пункта 4) на основании результатов торгов (конкурсов, аукционов). Причем, по общему правилу, проводятся торги по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

В нарушение данных норм земельного законодательства торги по продаже земельного участка под строительство нового многофункционального комплекса зданий в собственность или по продаже права на заключение договора аренды земельного участка конкурсной документацией не предусмотрены.

Допущенные нарушения закона создают условия для приобретения девелопером-инвестором застроенного на условиях конкурса земельного участка в собственность или в аренду по правилам пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в обход установленного законом порядка предоставления земельных участков для строительства.

Поскольку нарушение императивных норм законодательства является самостоятельным основанием для признания конкурса недействительным, суды должны были учесть факт нарушения этих норм независимо от того, заявлял об этом истец или нет.

Кроме того, условия конкурса не содержат определенных критериев, на основании которых был бы возможен выбор лучших предложений его участников.

При таких обстоятельствах не исключен произвольный выбор победителя конкурса, в связи с чем позиция судов трех инстанций, согласно которой арбитражный суд не может рассматривать вопрос о том, правильно ли определен победитель конкурса, не соответствует закону и нарушает единообразие судебной практики.

Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2005 по делу N А40-8725/05-79-70, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.10.2005 по тому же делу отменить.

Решение конкурсной комиссии по выбору девелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия", оформленное протоколом заседаний от 19.11.2004 и от 29.11.2004, а также распоряжение правительства Москвы от 08.12.2004 N 2453-РП "Об итогах конкурса по выбору девелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия" признать недействительными См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 16916/05..

Сравнительно недавно был принят закон, положения которого регламентируют , находящегося в залоге. Порядок их организации определен в ФЗ №102, ст. 59. Рассмотрим далее, как осуществляется .

Общие сведения

Публичные торги организуются по месту расположения объектов. В ранее действовавших нормах предусматривалась обязанность публиковать в официальном издании сведения о том, что мероприятие состоялось, в течение 30 дн. с даты его завершения. В этом уведомлении указывались дата, место аукциона, а также цена материальных ценностей, которые были реализованы. В настоящее время указанный срок сокращен до 10 дн.

Специфика

Извещение о публичных торгах публикуется на официальном сайте ФССП. При этом информация должна поступить в территориальные подразделения службы. Если есть субъекты, которые готовы участвовать в аукционе, они должны внести задаток. Обычно его размер составляет 5% от стоимости материальных ценностей. Если будут признаны несостоявшимися, эти лица получат внесенные средства в полном объеме. Если по окончании мероприятия субъект отказывается оплачивать приобретенные предметы, задаток возвращен не будет.

Договор

Субъект, который выиграет аукцион, подписывает соглашение. Договор оформляется с организатором торгов. В документ вносятся все сведения о субъекте, купившем имущество, дата, место проведения мероприятия. Информация из договора будет выступать в качестве основания для внесения данных в ЕГРП.

Участники

На публичные торги по продаже недвижимого имущества может быть допущено ограниченное количество субъектов. На мероприятии, как правило, присутствуют преимущественно лица, обладающие правом пользования объектами. В их числе могут быть родственники, друзья, знакомые залогодателя. Участвовать в аукционе может и залогодержатель.

Оформление сделки

Лицо, предложившее самую высокую цену за объекты, считается выигравшим . После признания субъекта таковым составляется протокол аукциона. Лицо, выигравшее торги, подписывает его. После этого оформляется договор купли-продажи. В пятидневный срок ему необходимо внести оплату за материальные ценности в полном объеме. При этом выплаченный ранее залог включается в нее. Денежные средства перечисляются на счет организатора мероприятия.

Признание аукциона несостоявшимся

В нормах предусмотрено несколько требований, которые должны быть выполнены для признания правомерности мероприятия. Первое касается количества присутствующих. Если на мероприятие не пришло ни одного человека либо их меньше 2-х, торги будут признаны несостоявшимися. Неудавшимся аукцион также можно считать в том случае, если выигравший не внес всю сумму за приобретенные материальные ценности. После объявления торгов несостоявшимися залогодержатель может стать собственником объектов. Однако для этого необходимо заключить соответствующее соглашение. Оно подписывается с залогодателем по правилам, предусмотренным в ГК. В документе выражается согласие должника на передачу предметов в собственность кредитора. В случае, если данная сделка не состоялась по каким-то причинам, повторные публичные торги допускается организовывать не ранее чем через 1 мес. Общая стоимость объектов при этом должна быть снижена на 15%.

Нюанс

Участники спорного правоотношения могут заключить В соответствии с ним, кредитор может прекратить взыскание, если должник в полном объеме погасит свои обязательства. В этом случае может быть отменено. Если мировое соглашение заключено после объявления даты мероприятия, должнику придется погасить все убытки, которые были связаны с его организацией.

Изъятие материальных ценностей

В рамках одной из наиболее распространенных мер обеспечения реализации судебного решения выступает Он, выступая в качестве процессуального акта, исходящего от органа госвласти, обязателен не только для самого должника, но и для третьих лиц, чьи интересы им затрагиваются. Последние, в частности, могут быть лишены прав распоряжаться материальными ценностями, внесенными в опись. При этом ограничения могут налагаться вне зависимости от того, находятся ли объекты во владении должника или этих третьих лиц. Изъятие предметов для последующей их реализации осуществляется через пять дней после наложения ареста. При этом срок для этого устанавливает непосредственно судебный пристав. Сотрудник ФССП в процессе совершения исполнительных мероприятий при наличии соответствующих обстоятельств может одновременно с оформлением описи изъять все предметы или некоторые из них.

Специфика реализации объектов

Изъятие и продажа арестованного имущества, подверженного быстрой порче, осуществляется незамедлительно. Реализация предметов осуществляется специализированным госучреждением при Правительстве. Продажа арестованного имущества осуществляется по правилам, аналогичным тем, которые предусмотрены для заложенных предметов. Средства, вырученные от реализации, идут на погашение задолженностей перед кредиторами и государством.

Признание субъекта неплатежеспособным

Публичные торги по банкротству традиционно организуются на стадии и внешнего управления. Реализация материальных ценностей, принадлежащих должнику, максимально соответствует достижению цели признания неплатежеспособности субъекта. Внешний управляющий организует открытые публичные торги по банкротству при условии, что такое мероприятие не приведет к остановке работы должника. Он вправе реализовать все предприятие субъекта, направив вырученные средства на погашение обязательств перед кредиторами. В данном случае реализация ценностей ориентирована на восстановление платежеспособности фирмы. Несколько иная цель у конкурсного производства. После реализации имущества средства направляются на погашение задолженностей перед кредиторами, а затем субъект признается банкротом.

Нормативная база

ФЗ №296 внес множество поправок в Закон №127. В частности, они регламентировали порядок реализации ценностей должника на торгах несколько иначе, чем было принято ранее. Как и прежде, нормативный акт о несостоятельности отдает предпочтение аукциону, победитель в котором определяется только по цене. Конкурсные торги ранее организовывались только в случаях, которые прямо определялись ФЗ №127. В настоящее время их перечень остался неизменным. Однако в действующей редакции нормативного акта устанавливается, что торги организуются, если в отношении имущества приобретатель не должен соблюдать какие-либо условия, определенные по решению кредиторов.

Открытые и закрытые мероприятия

Которые допускает проводить законодательство, отличаются в первую очередь по составу участников. Так, к публичным (открытым) торгам могут привлекаться любые субъекты, а к закрытым - только специально приглашенные. В законодательстве между тем предпочтение отдается первой категории. Закрытыми или открытыми торги могут быть в зависимости от формы ценовых предложений. Во втором случае они подаются устно участниками мероприятия. Для этого используется пошаговая форма аукциона. При зарытых торгах предложения передаются в запечатанных конвертах организатору. Это может осуществляться в день, обозначенный для их подачи, или непосредственно на аукционе. При этом законодательство предусматривает и смешанные формы торгов. Например, они могут быть открытыми по составу субъектов, участвующих в них, и закрытыми по способу подачи предложений либо наоборот.

Юридические науки

Ключевые слова: ДОГОВОР; ТОРГИ; ПУБЛИЧНЫЕ ТОРГИ; CONTRACT; AUCTION; PUBLIC AUCTION.

Аннотация: В статье анализируется понятие публичных торгов, их специфика. Выявлены подходы к необходимости использования данной дефиниции в гражданском законодательстве РФ.

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» в Гражданский кодекс, среди прочих, была привнесена новелла, касающаяся торгов – введена статья 449 1 «Публичные торги». Данное понятие уже использовалось в нормативных правовых актах до введения указанной статьи в Кодекс. В частности, оно было использовано (и имеется до сих пор) в Федеральных законах «Об исполнительном производстве», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства». Гражданский кодекс Российской Федерации также оперировал данным понятием, однако не раскрывал его содержания. Введение в ГК РФ статьи 449 1 явилось реализацией положений Концепции развития гражданского законодательства, касающихся изменений положений ГК о заключении договора на торгах (п. 8.1, п. 8.6 разд. V Концепции). Тем не менее, понятие публичных торгов по настоящее время остается спорным в цивилистической доктрине: дискуссии ведутся относительно правильности данного определения, а также того, стоит ли вообще выделять подобное понятие в инструментарии гражданского права касательно торгов.

Существование в гражданском законодательстве РФ понятия «публичные торги» является в некоторой степени отражением правовой традиции: данный термин употреблялся ещё в дореволюционном законодательстве, затем был отражен и в Гражданских кодексах советского периода . Ныне законодатель определил публичные торги как торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом . Особое положение публичных торгов подчеркнуто законодателем. Так, установлено, что публичные торги в первую очередь регулируются специальными нормами ГК РФ, их касающимися, а также процессуальным законодательством (в т.ч. законодательством об исполнительном производстве, через положения которого собственно и сформулировано определение публичных торгов), а уже в субсидиарном порядке к ним применимы нормы, определяющие общие правила проведения торгов (ст. ст. 448, 449 ГК РФ). Л. А. Новоселова подчеркивает, что публичные торги определяют особый механизм в области гражданско-правовых отношений; слово «публичные» определяет не возможность привлечения публики на такие торги, а их особый характер, сближающий публичные торги с областью публичного права .

А. В. Ермакова пришла к выводу, что выделение термина «публичные торги» несостоятельно; автор считает, что следует заменить данный термин на «открытые торги», приводя соответствующую аргументацию . В то же время, подчеркивая, как мы уже говорили, специфику публичных торгов наличием публичных интересов, А. В. Ермакова считает, что следует расширить способы применения данного института применительно ко всем торгам, которые связаны с интересами публично-правовых образований, органов государственной власти .

М. Ф. Казанцев, говоря о классификации торгов, отмечает, среди прочего, что торги можно разделить на открытые и закрытые в зависимости от степени свободы участия в них , что также предусмотрено ст. 448 ГК РФ. Помня о выводе Л. А. Новоселовой относительно термина «публичный», также учитывая классификацию М. Ф. Казанцева, как нам представляется, выводы А. В. Ермаковой следует подвергнуть критике. Публичные торги не суть открытые, это, как становится всё более очевидным – вид торгов, который устраивается организатором, как правило, как открытые торги, то есть такие, в которых могут участвовать любые лица (за исключениями, предусмотренными законом). Кроме того, довод автора о том, что легальная дефиниция публичных торгов отсутствует в законодательстве, ныне несостоятелен.

Термин «публичные торги» подвергается критике и со стороны других ученых-цивилистов. В частности, О.А. Беляева пишет: «…представляется целесообразным в принципе отказаться от использования данного термина, поскольку публичные торги суть открытые, т.е. такие торги, в которых может принять участие неопределенный круг лиц» . В другой своей работе О. А. Беляева, анализируя понятийный аппарат Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», приходит к выводу, что понятие «публичные торги» и «открытый аукцион» не имеют принципиальных отличий . Вместе с тем Ольга Александровна Беляева отметила справедливость мнения Л. Ф. Гатаулиной о том, что публичные торги есть вид торгов, а аукцион – форма торгов, причем одно из этих понятий не исключает другого .

Трудно не согласиться с мнением Л. Ф. Гатаулиной, учитывая также, что законодательно аукцион, конкурс и др. определены как формы проведения торгов (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Учитывая вышесказанное, напрашивается вывод о том, что замена понятия «публичные торги» иными предложенными терминами (иными законодательно закрепленными понятиями видов торгов) представляется невозможной. Некоторые авторы полагают, что во избежание подобной терминологической путаницы следует заменить понятие «публичные торги» иным. Например, О.А. Беляева, поддерживая позицию Н. Н. Тупикина, считает, что предложенная им дефиниция «торги, которые проводятся на основе свободного волеизъявления» является весьма удачной, и ей следует воспользоваться для отграничения торгов, проводимых в частном интересе и в интересах публичных . Однако, как мы отмечали, термин «публичные торги» в некотором смысле является традиционным для российского законодательства, поэтому вряд ли возможен отказ от него и замена во всех нормативных правовых актах на иной термин; также это приведет к ещё большей путанице в процессе правоприменения законодательства о торгах.

Выделим некоторые особенности, присущие публичным торгам:
1. Особо детализированный правовой режим, что мы затрагивали выше. Причем это касается не только отмеченных нами ГК РФ, Федеральных законов, но и многих подзаконных нормативных правовых актов (Постановления Правительства РФ, ФССП РФ и др.). Учитывая то, что организатором торгов может выступить орган местного самоуправления, можно сказать, что порядок проведения конкретных публичных торгов может быть регламентирован муниципальными правовыми актами.
2. Публичные торги имеют особенности субъектного состава. Как мы отмечали, термин «публичные» означает наличие публичных интересов в проведении торгов; публичные торги являются принудительными, реализуемыми государственными и муниципальными органами. Реализацией имущества, по общему правилу, должно заниматься Росимущество в лице своих территориальных органов или иные специализированные организации (как представляется, возможно заключение договора комиссии или иных подобных договоров).
3. Несмотря на то, что публичные торги, как правило, проводятся в форме открытого аукциона, законодатель ограничивает перечень лиц, которые могут участвовать в публичных торгах (п. 5 ст. 449 1 ГК РФ);
4. Установлены особенности извещения о проводимых публичных торгах (п. 4 ст. 449 1 ГК РФ).
5. По итогам проведения публичных торгов больший перечень лиц может оспаривать их результат – это обладатели как вещных, так и обязательственных прав на предмет торгов, помимо лиц, непосредственно участвующих в торгах. Проведение публичных торгов и их оспаривание имеет и публично-правовые последствия, а не только гражданско-правовые.

Специфика публичных торгов заключается в том, что при их проведении наличествуют публичные интересы, в связи с чем становится необходимой отдельная законодательная регламентация особенностей проведения данного вида торгов, в том числе по способам защиты прав организатора, участвующих в торгах лиц и должника. Имеются особенности субъектного состава в публичных торгах. Преимущественное проведение публичных торгов в какой-либо форме не даёт основания соединять или же отождествлять понятие «публичные торги» с иными терминами института торгов (определениями видов и форм проведения торгов). Также порой в правоприменительной практике термин «публичные торги» и иные («аукцион», «открытый аукцион») отождествляются [см., например: 8], что является недопустимым. Введение в Гражданский кодекс понятия публичных торгов, определение особенностей их проведения представляется верным ходом законодательной мысли, который приведет к более правильной регуляции отношений в сфере торгов, будет способствовать единообразию правоприменительной практики.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г.: введ. Федеральным законом от 30 нояб. 1994 г. № 52-ФЗ: в ред Федер. закона от 28 дек. 2016 г. № 497-ФЗ // Рос. газ.. – 1994. – 8 дек.; 2017 – 9 янв.
  2. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. — 2009. – № 11.
  3. Беляева О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. — М.: Юриспруденция, 2011. — 296 с.
  4. Беляева О. А. Торги: теоретические основы и проблемы правового регулирования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. 12.00.03. / Ольга Александровна Беляева. – М., 2012. — 54 с.
  5. Ермакова А. В. Особенности правового регулирования торгов, организуемых в сфере публичных интересов: автореф. дисс… на соискание ученой степени канд. юрид. наук: 12.00.03. / Анна Валентиновна Ермакова. – М., 2010. — 36 с.
  6. Новоселова Л. А. Публичные торги в рамках исполнительного производства. — М.: Статут, 2006. — 253 с.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Общие положения о договоре. Постатейный комментарий к главам 27 — 29 / В.В. Витрянский, Б.М. Гонгало, А.В. Демкина и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. — М: Статут, 2016. — 223 с.
  8. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.09.2016 г. № Ф06-12154/2016 по делу № А12-735/2016 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ-прав. системы «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 27.05.2017).

1. Публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся

органами, на которые, в соответствии с процессуальным законодательством Российской

Федерации, возлагается исполнение судебных решений, если иное не установлено

федеральным законом.

Публичные торги по продаже заложенного имущества проводятся по месту

нахождения этого имущества.

3. Организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах

не позднее чем за месяц до их проведения в периодическом издании, являющемся

официальным информационным органом органа исполнительной власти соответствующего

субъекта Российской Федерации, с указанием даты, времени и места проведения

публичных торгов, характера продаваемого имущества и его начальной продажной

4. Лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток

в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных

торгах. Размер задатка не может превышать 5 процентов начальной продажной

цены заложенного имущества.

Лицам, которые участвовали в публичных торгах, но не выиграли их, задаток

возвращается немедленно по окончании публичных торгов. Задаток также подлежит

возврату, если публичные торги не состоялись.

5. Присутствие на публичных торгах по продаже заложенного имущества не

участвующих в них лиц может быть ограничено только органами местного самоуправления

в интересах поддержания общественного порядка. На публичных торгах во всяком

случае имеют право присутствовать лица, имеющие права пользования продаваемым

имуществом или вещные права на это имущество.

6. Выигравшим публичные торги признается лицо, предложившее на публичных

торгах наиболее высокую цену за продаваемое имущество. Это лицо и организатор

публичных торгов подписывают в день их проведения протокол о результатах публичных

торгов. Уклонение кого-либо из них от подписания протокола влечет последствия,

предусмотренные пунктом 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

7. Лицо, выигравшее публичные торги, должно в течение пяти дней после

их окончания внести сумму, за которую им куплено заложенное имущество (покупную

цену), за вычетом ранее внесенного задатка на счет, указанный организатором

публичных торгов. При невнесении этой суммы задаток не возвращается.

8. В течение пяти дней с момента внесения покупной цены лицом, выигравшим

публичные торги, организатор публичных торгов заключает с ним договор купли-продажи.

Этот договор и протокол о результатах публичных торгов являются основанием

для внесения необходимых записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое

имущество.

Комментарий к статье 57

1. В п.1 комментируемой статьи содержится указание на органы, которые,

занимаясь исполнением судебных решений, организуют и проводят торги по продаже

заложенного имущества. В соответствии с п.4 ст.3 Закона об исполнительном

производстве непосредственное осуществление функций по исполнению судебных

актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей,

объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им, согласно административно-территориальному

делению субъектов Российской Федерации, подразделения судебных приставов,

возглавляемые старшими судебными приставами.

Обязанности и права судебных приставов - исполнителей изложены в ст.12

Закона о судебных приставах.

Процедура подготовки торгов, сроки и порядок

их проведения под руководством судебного пристава - исполнителя приведены

в ст.62 и 63 Закона об исполнительном производстве.

2. В п.2 содержится предписание о проведении публичных торгов по месту

нахождения заложенного имущества. При определении места совершения исполнительных

действий руководствуются требованиями ст.11 Закона об исполнительном производстве.

Если должником является физическое лицо, то исполнительные действия совершаются

судебным приставом - исполнителем по месту его жительства, месту его работы

или месту нахождения его имущества. Если должником является юридическое лицо,

то исполнительные действия совершаются по месту его нахождения или месту нахождения

его имущества.

3. Процедура проведения публичных торгов предусматривает несколько этапов.

Первый - оповещение о проведении торгов, поскольку гласность имеет существенное

значение при организации и проведении этой процедуры. Извещение о предстоящих

публичных торгах является обязательным условием, оно должно быть помещено

в официальном печатном органе с указанием в нем сведений, предусмотренных

п.3 ст.57 Закона. Данная норма корреспондирует с положениями п.2 ст.448 ГК

4. В комментируемой статье (п.4) установлен порядок внесения задатка,

который вытекает из содержания нормы п.4 ст.448 ГК РФ. В Кодексе также содержится

предписание о том, что участники торгов вносят задаток в размере, сроки и

порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов.

5. Введение ограничений на присутствие на публичных торгах по продаже

заложенного имущества соответствующих лиц (п.5 ст.57 Закона) преследует цель

обеспечения порядка во время их проведения. В соответствии со ст.401 ГПК РСФСР

в торгах не имеют права участвовать государственные предприятия, учреждения,

организации, кооперативные организации (кроме колхозов), их объединения, другие

общественные организации, а также должностные лица местных органов государственной

власти и управления, суда, прокуратуры, органов внутренних дел и члены их

6. С точки зрения материального права очень важно, чтобы по результатам

проведения торгов была выручена максимальная сумма за заложенное имущество.

Это условие поставлено Законом (п.6 ст.57) и ч.2 п.3 ст.350 ГК РФ в качестве

главного условия при определении лица, которое считается выигравшим публичные

торги. Часть 2 п.6 данной статьи частично воспроизводит п.5 ст.448 ГК РФ,

поскольку имеется прямое указание на его нормы. Следует обратить внимание,

что в ст.402 ГПК РСФСР содержатся несколько иные правила построения взаимоотношений

с покупателем строения.

7. В п.7 настоящей статьи включена норма, повторяющая положения ч.3 ст.402

ГПК РСФСР.

8. По смыслу п.8 комментируемой статьи следует, что организатор торгов

выступает от своего имени при заключении с лицом, выигравшим публичные торги,

договора купли-продажи заложенного имущества. Это право организатор торгов

получает от "собственника вещи или имущественного права", т.е. залогодателя,

в соответствии с общим правилом п.2 ст.447 ГК РФ.

Аукционы — это публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества, произведений искусства и других объектов. Она происходит по заранее установленным правилам, покупатели соревнуются между собой. Торги затронули практически все сферы человеческой жизни, а их история уходит в глубь времен. Так что никто уже и не знает, как, когда и при каких обстоятельствах состоялся первый аукцион.

«АУКЦИОН» в переводе с латинского означает «возрастание», «умножение».

Первые упоминания о такой форме сделок датируются 500 годом до н. э. и связаны с экзотичным для современного общества товаром — юными девушками.

В Древнем Вавилоне устраивались аукционы жен, на которых любой желающий мог приобрести супругу. Торги проходили на понижение цены: тот, кто первым соглашался с названной суммой, становился мужем. Сейчас такая система определения стоимости называется голландской.

В Римской империи на рубеже нашей эры торги были популярны при продаже семейного имущества и добра, награбленного в ходе войн. К примеру, римский император Маркус Аурелий продавал мебель, чтобы расплатиться с долгами. При реализации военных трофеев аукционист втыкал копье в землю, когда торг заканчивался.

Сейчас таким сигналом служит удар деревянного молотка. С падением Римской империи аукционы пропали из поля зрения историков. Новые данные о них датируются уже XVI веком и относятся к Голландии. В основном предметами торга становились ненужные вещи (мебель, предметы быта и пр.), поэтому их цена по ходу аукциона всегда снижалась. А сами торги больше напоминали современную распродажу. Развитие международной торговли, Великие географические открытия, совершенствование мировой кредитной и банковской систем привели к распространению торгов по всей Европе. Они стали проводиться в Англии, Франции и Германии, а в первой половине XVIII века заработали знаменитые аукционные дома: Sotheby’s и Christie"s.

ПЕТРОВСКИЙ СЛЕД

В Россию публичные торги пришли из Европы с прочими петровскими новшествами.

Государь во время Великого посольства поучаствовал во многих аукционах, где покупал книги, инструменты, разные диковины и так называемые антики (древние вещи). Большая часть экспозиции первого в России музея — Кунсткамеры — была собрана как раз из предметов, приобретенных им на европейских торгах.

Началом аукционной деятельности в России считается указ Петра Первого «О продаже конфискованных пожитков от Магистрата», где оговаривались условия реализации такого имущества посредством публичного торга. Уже через несколько лет аукционы начали использовать на государственном уровне для продажи земель, имений, движимого имущества, а также сельскохозяйственной продукции.

К концу XIX века широкое распространение получили торги по просроченным банковским залогам. Они проводились не только в Петербурге и Москве, но и на удаленных сибирских территориях и Дальнем Востоке.

Одно из первых официальных упоминаний термина «аукцион» в России датируется 1756 годом. Указ Ее Императорского Величества самодержицы всероссийской (Елизаветы Петровны) касался «продажи аукционным порядком недвижимых имений» в Ростовском и Рыльском уездах. В архивах Российской национальной библиотеки хранятся подобные указы Екатерины Великой, Павла Первого и других российских императоров. Помимо организации публичных продаж монархи активно участвовали в зарубежных торгах через эмиссаров, приобретая ценности и предметы искусства. Например, печально известный корабль «Фрау Мария», затонувший в 1771 году в Балтийском море, вез Екатерине Великой купленные в Европе произведения голландских мастеров для коллекций Эрмитажа и Царского Села. Судно до сих пор лежит на дне моря.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Первая мировая война и последующая революция на несколько десятков лет внесли аукционы в список пережитков царизма. В социалистической России, где конкуренция не приветствовалась, а граждане были обделены не только деньгами, но и товарами первой необходимости, само понятие «торги» противоречило государственной идеологии. Однако со временем руководство страны Советов пришло к выводу, что некоторые сектора экономики требуют публичных аукционов.

Так, чтобы упорядочить и централизовать операции по экспорту пушнины, в 1931 году было создано Внешнеэкономическое объединение «Союзпушнина», монополизировавшее продажу русских мехов на мировом рынке. Меха стали выставлять на открытых торгах.

Первый аукцион был организован в Ленинграде в марте 1931го, куда прибыло порядка 80 представителей из 12 стран. По его итогам удалось реализовать 95% мехов в среднем на 6-8% дороже, чем на лондонском аукционе, который состоялся в феврале того же года. Со временем примерно 80% всех мехов (от белки до соболя) продавали именно таким способом.

Позже в СССР на торги стали выставлять скаковых лошадей, книги, предметы искусства. Нередко конечные цены на редкие и дорогие лоты оговаривались с потенциальным покупателем неофициально до проведения торгов.

В середине 70х годов крупный американский предприниматель Арманд Хаммер приобрел редкого арабского скакуна на аукционе конезавода в Пятигорске за $1 млн менее чем за минуту, так как ранее эта сумма была согласована на приватной встрече с министром сельского хозяйства СССР.

С началом перестройки на торги стали выставлять все виды товаров - от предметов искусства до холодильников и запчастей для сельскохозяйственной техники.

В конце 1980х — начале 1990х начали возрождаться антикварные торги.

В 1988 году был создан первый в современной России антикварный аукционный дом «Гелос».

МОЛОТОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВА

Наибольшую популярность торги приобрели к середине 1990х, когда государство дало старт крупномасштабной приватизации.

В российской экономике наибольшее распространение получили аукционы по продаже предприятий, акций, имущества банкротов для последующих расчетов с кредиторами.

Правила организации и порядок проведения аукционов законодательно закреплены в Гражданском кодексе РФ с 1994 года.

Во многих городах создаются местные фонды имущества, реализующие государственную недвижимость, участки, предприятия и пр.

Последнее десятилетие стало наиболее насыщенным и успешным для развития института публичных торгов. Начали появляться частные аукционные дома узкой специализации, а также такие крупные мультифункциональные площадки, как Российский аукционный дом.

ВЫШЛИ В СЕТЬ

Активное развитие аукционной деятельности в мире вывело ее на электронный уровень.

Распространение в США и Европе как государственных, так и частных электронных торговых площадок привело к появлению подобных и в России. Они работают в разных секторах (недвижимости, сельском хозяйстве и пр.), торгуют антиквариатом, предметами искусства и многими другими товарами.Отдельную нишу занимают частные сайты аукционы, такие как eBay и Молоток.ру, где любой может продать принадлежащую ему вещь. К примеру, предприимчивые жители Челябинской области выставляли на онлайн аукционы части метеорита, упавшего в феврале 2013 года.

С каждым годом объем реализованного в Сети имущества увеличивается в разы. Только с 2011 по 2013 год были опубликованы объявления о проведении более 300 000 торгов на разных электронных торговых площадках страны (без учета частных сайтов аукционов). С начала 2011 года их число увеличилось в 12 раз. С развитием электронных торгов связывают будущее публичных продаж.

Однако ничто не сможет заменить стук деревянного молотка и лаконичное «Продано!» из уст аукциониста.



 

Возможно, будет полезно почитать: