Система органов государственной власти субъекта российской федерации. Организация государственной власти в субъектах российской федерации

Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.

Осуществление государственным органом полномочий может проходить в порядке, установленным Конституцией, либо законами. Органу предоставляется право 1) принимать общеобязательные решения в виде нормативно-правовых актов или индивидуальных актов применения права, 2) проводить организационную, контрольную или иную властную деятельность, 3) применять государственное принуждение к лицам и организациям, не выполняющим общеобязательные решения данного органа, либо иных органов государства. Каждый орган государства может действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые решения или действия за пределами предоставленных полномочий подлежат незамедлительной отмене.

Государственный орган всегда структурно обособлен от других органов государства. Эта обособленность выражается в том, что он в конкретных правоотношениях выступает самостоятельным субъектом и в пределах компетенции принимает решения, не нуждающиеся в каком либо предварительном или последующем одобрении другими органами или должностными лицами. Исключение возможны лишь в случае осуществления одной функции государства несколькими его органами, когда для совершения определенных действий или для принятия решения требуется согласие других органов. Например, законы, принимаемые представительным органом государства, должны быть подписаны президентом.

Механизм Российского государства представляет собой систему органов, наделенных властными полномочиями и осуществляющих функции государства. в связи с тем, сто РФ является федеративным государством, его механизм состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляет Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Субъектам РФ предоставляется право самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти, порядок их организации и деятельности и их компетенцию в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом.

Взаимодействие федеральных органов и органов субъектов РФ осуществляется сообразно предметам ведения, закрепленным ст. 71 и 72 Конституции РФ. При этом федеральным органам исполнительной власти разрешается создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. В процессе своей деятельности федеральные органы РФ имеют право принимать общеобязательные решения по вопросам, отнесенным к компетенции РФ, и обеспечивать их исполнение с помощью органов государственной власти субъектов РФ. В то же время по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции субъектов РФ, органы государственной власти РФ принимают самостоятельные решения, которые могут даже противоречить нормативно-правовым актам федеральных органов.

Солирующую роль в согласованном взаимодействии всех компонентов механизма РФ играют федеральные органы. Особое значение имеет деятельность Президента РФ.

Местное самоуправление в нашей стране за длительный период с 1917 по 1990 гг. не получило закрепления в правовых актах. Принятая в декабре 1993 года Конституция РФ пополнила нормативную базу о местном самоуправлении. Органы местного самоуправления – это органы самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий. Им принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством, и оно определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций. С помощью органов местного самоуправления осуществляется организация власти на местах, обеспечивается самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационно обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Но это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от действующих в стране законов и других актов органов государственной власти. К органам местного самоуправления относятся: а) представительные органы местного самоуправления; б) иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным (ст.14) органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Муниципальные должности подразделяются на выборные, а также занимаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты.

По наименованию органы местного самоуправления субъектов РФ имеют различия. Представительные органы названы, как правило, думами, собраниями представителей, собраниями граждан, сходами граждан, советами депутатов, собраниями старост, муниципалитетами, земскими собраниями. В основном это администрации, возглавляемые главой администрации. В Конституциях отдельных республик местные исполнительные органы выступают в двух значениях: и как органы гос. власти, и как органы местного самоуправления(Саха Якутия, Татарстан, Республика Коми)

В поселках и селах органом местной исполнительной власти является выборный глава администрации, осуществляющий функции органа местного самоуправления. В городах и районах действует государственное управление, составляющее основу государственной власти края. Практика свидетельствует, что самоуправление в России больше склонно к государственной теории. Своеобразием отличается и порядок формирования представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Что касается представительных органов, то здесь обозначилось три направления:

Представительные органы избираются непосредственно населением при прямом, равном, тайном голосовании;

- Представительные органы формируются из числа глав администраций, избранных населением.

- В качестве представительного органа выступает сход или собрание граждан.

Одной из основополагающих проблем является установление соотношения полномочий между представительными и исполнительными органами местного самоуправления. Основной объем полномочий сосредоточен в исполнительных органах, т.е. в руках глав администраций.

Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 12 августа 1995 года установил, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребности населения муниципального образования. Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения деятельности органа местного самоуправления.

Компетенция местного самоуправления в общем плане определена ст. 130,131,132 Конституции РФ. При этом она разделена на компетенцию муниципального образования как такового и компетенцию органов местного самоуправления.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

· Принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

· Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

· Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

· Установление местных налогов и сборов;

· Установление порядка управления и распоряжение муниципальной собственностью;

· Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренный уставом муниципального образования.

Закон наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации. (ст.45).

Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право муниципальных образований в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов создавать объединения в форме ассоциаций и союзов (ст.10). объединения муниципальных образований принимают участие в разработке и обсуждении проектов законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, участвуют в парламентских слушаниях.

В нашей стране реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в совокупности своей составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую.

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (1999 г.).

Деятельность ОГВС РФ основывается на принципах государственной и территориальной целостности РФ, распространения суверенитета РФ на всю ее территорию , верховенства Конституции РФ и ФЗ на всей территории РФ, единства системы государственной власти , разделения властей , разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, самостоятельного осуществления своих полномочий ОГВС РФ и МСУ. Систему ОГВС РФ составляют законодательный (представительный) ОГВС РФ (ЗОГВС РФ), высший исполнительный ОГВС РФ (ВИОГВС РФ), иные исполнительные ОГВС РФ (предусмотренные конституцией (уставом) и законами субъекта РФ). В субъекте РФ, в соответствии с уставом субъекта РФ и законами субъекта РФ, может также создаваться конституционный (уставный) суд субъекта РФ.

Число депутатов, структура и срок полномочий законодательного органа государственной власти субъектов РФ (но не более 5 лет, не менее 50 % депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе) устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ. Законодательный орган государственной власти субъектов РФ принимает конституцию (устав) субъекта РФ, законы субъекта РФ, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, конституцией (уставом) и законодательством субъекта РФ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РФ

(на примере Оренбургской области)

План

1. Правовые основы формирования органов государственной власти в субъектах РФ

2. Система органов государственной власти в Оренбургской области

Литература

1. Правовые основы формирования органов госуда рственной власти в субъектах РФ

Правовой основой образования и деятельности органов государственной власти субъектов РФ являются Конституция РФ и федеральные законы, Конституция (устав) субъекта РФ и законы субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11). Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, установленными федеральным законом (ч. 1 ст. 77). Иначе говоря, субъекты РФ, в соответствии со своими конституциями (уставами) и законами, вправе самостоятельно определять и формировать систему своих органов государственной власти, устанавливать их наименование, численный состав, сроки полномочий, внутреннюю структуру и т.д.

Однако эта самостоятельность субъектов РФ имеет определенные рамки, обусловленные тем, что РФ - это единое государственное образование. Следовательно, организация государственной власти в субъектах РФ, установление ими системы своих органов государственной власти должны соответствовать, во-первых, основам конституционного строя РФ, то есть основополагающим конституционным принципам: народовластия, государственного суверенитета РФ, примата прав и свобод человека и гражданина, республиканской формы правления, демократической правовой государственности, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и другим.

Во-вторых, эта деятельность субъектов РФ должна соответствовать общим принципам организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, которые, в соответствии с Конституцией РФ, устанавливаются федеральным законом. Иначе говоря, РФ имеет право принимать по данному вопросу федеральный закон, а субъекты РФ, в свою очередь, на основе и в соответствии с ним вправе самостоятельно устанавливать законодательным путем систему своих органов государственной власти и определять их функционирование. Однако законодательство субъектов РФ в этой части не должно противоречить Конституции РФ и указанному федеральному закону.

Императивность данного положения еще более усилена требованием, сформулированным в ч. 2 ст. 77 Конституции РФ, где записано, что "в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ". Сюда же следует отнести возможность взаимного делегирования (передачи) своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. территориальная целостность республика край

В соответствии с Конституцией РФ и указанным ФЗ организация и деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется на основе следующих принципов:

- государственная и территориальная целостность РФ;

- распространение суверенитета РФ на всю ее территорию;

- верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

- единство системы государственной власти;

- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами субъектов государственной власти и органами власти субъектов РФ;

- самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

- самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

В соответствии с указанным ФЗ № 184 каждый субъект РФ образует следующую систему своих органов государственной власти:

- законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с Конституцией РФ;

- высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) избираются непосредственно гражданами РФ;

- а также иные органы государственной власти субъектов РФ, предусмотренные конституциями (уставами) субъектов РФ.

2. Система органов государственно й власти в Оренбургской области

В соответствии с Конституцией РФ, Уставом (Основным законом) Оренбургской области формируются законодательный (представительный) орган государственной власти - Законодательное Собрание.

Законодательное Собрание состоит из 47 депутатов, избираемых по смешанной избирательной системе (23 - по мажоритарной и 24 - по пропорциональной избирательным системам), срок полномочий - 5 лет. Депутат Законодательного Собрания обладает в течение всего срока полномочий неприкосновенностью. Статус депутата, порядок проведения выборов регулируются законом Оренбургской области.

Полномочия Законодательного Собрания закрепляются статьями 34 - 36 Устава.

Право законодательной инициативы (ст. 37) принадлежит:

- депутатам, комитетам и комиссиям Законодательного Собрания;

- Губернатору области;

- представительным органам местного самоуправления;

- Избирательной комиссии Оренбургской области;

- Счетной палате области;

- профессиональным союзам;

- а также по вопросам их ведения - прокуратуре области, Оренбургскому областному суду и Арбитражному суду области.

Исполнительная власть Оренбургской области представлена (в главе V Устава) Губернатором области - высшим должностным лицом, который возглавляет и Правительство области. Структура Правительства и исполнительных органов государственной власти области определяется Губернатором.

Полномочия Правительства закрепляются ст. 44 Устава. Губернатор области избирается на основе Закона Оренбургской области "О выборах Губернатора Оренбургской области" от 25 июня 2012 г. № 883/250-V-03 / Оренбуржье, 2012, 28 июня/.

Губернатор в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Уставом и законодательством Оренбургской области и в соответствии со ст. 48 Устава наделен определенными полномочиями.

Судебная власть в Оренбургской области осуществляется только судами (глава VI Устава). Правосудие осуществляется Уставным судом и мировыми судьями, которые являются судьями общей юрисдикции. Порядок деятельности и полномочия мировых судей устанавливаются федеральным законом и законом Оренбургской области.

После изучения лекционного материала и закрепления его на семинаре студент должен

- правовые основы формирования органов государственной власти в субъектах РФ;

- систему органов государственной власти в субъекте РФ;

- отграничить по полномочиям органы государственной власти в субъекте РФ;

- навыками определения видов нормативных актов, издаваемых различными органами государственной власти в субъекте РФ.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. - М., 2009 (ст. 77 - 78).

2. Стрекозов, В.Г. Конституционное право России: учебник для бакалавров / В.Г. Стрекозов. - 4-е изд. - М.: Изд-во "Юрайт", 2012 (глава 9).

Дополнительная литература

1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, с изм. и доп. (текущая редакция на сайте - www.concultant.ru ).

2. Устав (Основной закон) Оренбургской области. - Оренбург, 2000 (от

20.11.2000 г. № 724/213- 03, с изм. и доп., главы IV-VI).

3. Иванов, В. Глава субъекта Российской Федерации: правовая и политическая история института / В. Иванов. - М.: Праксис, 2010 (глава VI).

4. Нудненко, Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавров / Л. А. Нудненко. - М.: Изд-во "Юрайт", 2011 (глава 22).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие принципы и основания деятельности органов государственной власти. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Высшее должностное лицо, система органов исполнительной власти, губернатор и местное самоуправление.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2010

    Правовое регулирование организации государственной власти в Российской Федерации, входящих в ее состав субъектов. Общие принципы деятельности, система и ответственность органов государственной власти. Высшее должностное лицо Челябинской области.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2013

    Понятие и принципы построения органов государственной власти, структура органов исполнительной власти. Органы судебной власти и принципы осуществления правосудия. Принципы деятельности органов государственной власти, субъекты законодательной инициативы.

    курс лекций , добавлен 20.05.2010

    Правовое основание образования и деятельности органов государственного управления. Сущность и содержание понятия государственная власть. Система органов государственного управления в субъектах РФ. Институты государственной власти в Ярославской области.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

    Общие принципы организации государственной власти в субъектах РФ. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ: порядок формирования, структура и компетенция. Правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ.

    реферат , добавлен 16.07.2008

    Конституционно-правовая организация государственной власти субъектов Российской Федерации. Иерархическая структура государственной власти в федерации. Основы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов России. Реализация принципа разделения властей.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2013

    Общая характеристика системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и нормативно-правовая база развития управления в Ямало-Ненецком автономном округе. Критерии оценки эффективности и модернизация органов управления державой.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Анализ основных направлений деятельности законодательных органов. Виды и функции законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Деятельность Федерального Собрания и его палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2014

    Анализ существующей в современной РФ системы органов государственной власти – исполнительной, законодательной и судебной, ее полномочия. Последние тенденции в изменении структуры органов государственной власти Российской Федерации на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    Принципы федерализма, асимметрия конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации. Механизм формирования системы органов государственной власти в субъектах РФ. Анализ деятельности Органов государственной власти Новосибирской области.

Во всех субъектах региональные органы разные.

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6.10.99 г. № 184-ФЗ.

Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (далее - конституция (устав) субъекта РФ), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ формируются в соответствии с принципами осуществления прав граждан на участие в государственном управлении посредством их участия в выборах. Полномочия органов государственной власти субъекта РФ устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и (или) пересмотра ее положений, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. Система органов государственной власти субъекта Федерации формируется самостоятельно в соответствии с конституциями (уставами).

Закон предусматривает две схемы организации власти в субъектах РФ. Согласно первой субъект Федерации может иметь институт «высшего должностного лица» (президента или главы администрации), согласно второй такого института может не быть. В результате на региональном уровне складывается несколько моделей организации государственной власти по выбору субъектов Федерации.

Законодательные, представительные органы власти субъектов РФ являются постоянно действующими органами государственной власти. Структура их, официальное название и численность депутатов определяются самими субъектами с учетом местных, национальных и иных исторических особенностей.

Федеральный закон определяет полномочия регионального законодательного представительного органа власти по 29 основным позициям. Наиболее важные их них: принятие конституции (устава) субъекта РФ, соответствующих законов и иных правовых актов; утверждение бюджета, схемы управления и в соответствии с ней структуры органов исполнительной власти субъектов РФ, программ и планов социально-экономического развития; установление основ организации и деятельности органов местного самоуправления, налогов, сборов, пошлин, тарифов, платежей и порядка их взимания, общего порядка управления и распоряжения собственностью, утверждение договоров; толкование конституции (устава) и законов, осуществление контроля за их соблюдением, а также за исполнением бюджета и программ социально-экономического развития.

Виды региональных представительных законодательных органов власти имеют своеобразные отличия. Среди них можно выделить институты с разными правовыми статусами:

Республиканские парламенты;

Краевые законодательные собрания;

Областные думы;

Городские думы (Москва, Санкт-Петербург);

Представительные органы власти автономных округов и области.

По структуре большинство региональных парламентов - однопалатные и только четыре имеют двухпалатную структуру: парламенты Республики Саха (Якутия), Карельской республики, Кабардино-Балкарской республики, Башкортостана.

Парламенты в большинстве своем состоят из комитетов и комиссий. Так, Государственное Собрание Алтайского края состоит из семи комиссий: по законодательству, по местному самоуправлению, по экономической политике, по социальной защите, по экологии, по аграрным вопросам, по культуре и образованию. Верховный Совет Хакасии состоит из восьми комиссий, парламент Чувашской Республики - из семи комитетов. Сложную структуру имеет парламент Башкортостана. Он состоит из двух палат: Палаты представителей и Законодательной палаты с равным количеством комитетов (по семь).

Характерным отличием региональных представительных органов власти является их огромное разнообразие, они отличаются по структуре, размерам, по выполняемым ими функциям. В целом можно отметить, что региональные законодательные представительные органы власти прошли стадию своего организационного и правового становления и оформились как полноценные органы государственной власти.

Органы исполнительной власти и высшее должностное лицо субъекта Федерации

На основе сложившихся конституционных схем можно выделить несколько видов правовых статусов высшего должностного лица в субъектах РФ .

В республиках высшее должностное лицо субъекта РФ является:

1) главой республики, избирается всенародно и одновременно главой исполнительной власти, возглавляет правительство и всю систему исполнительных органов власти. Это характеризует систему органов власти президентских республик: Коми, Бурятии, Чувашской Республики и др.;

2) главой субъекта Федерации и главой исполнительной власти, при этом имеется должность председателя правительства, которого высшее должностное лицо назначает с предварительного согласия парламента; высшее должностное лицо назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов. Такая модель характерна для Республики Саха (Якутия);

3) главой субъекта Федерации (республики), гарантом конституции, но не главой исполнительной власти непосредственно. Имеется должность председателя правительства, который назначается с согласия парламента; правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом. Такая схема характерна для республик Башкортостан, Татарстан и др.

Правовое положение высшего должностного лица в краях, областях и городах федерального значения также различается:

Глава администрации (губернатор) избирается всенародно и одновременно является главой правительства (администрации). Это характерно для большинства областей и краев;

Глава администрации (губернатор) не является одновременно главой правительства (администрации), т.е. не возглавляет непосредственно исполнительную власть (например, в Свердловской области).

Основной особенностью организации исполнительных органов государственной власти субъектов РФ является двухуровневая система правового регулирования, обусловленная следующими факторами: во-первых, разграничением предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами; во-вторых, необходимостью обеспечения единства системы органов исполнительной власти. С одной стороны, субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. С другой - федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в РФ. В результате на территории каждого субъекта Федерации взаимодействуют различные системы органов исполнительной власти: федеральные органы власти; органы исполнительной власти данного субъекта Федерации, а также муниципальные органы местного самоуправления. Следует отметить, что пока слабо разработан механизм оптимального взаимодействия исполнительных органов власти всех уровней.

Органы исполнительной власти в республиках РФ функционируют, как правило, на основе одного из нижеперечисленных вариантов:

1. Высший орган исполнительной власти республики возглавляет и формирует высшее должностное лицо самостоятельно. В этом случае высший орган исполнительной власти (правительство) полностью ответственно перед высшим должностным лицом субъекта Федерации. Это характеризует систему органов исполнительной власти президентских республик.

2. Высший орган исполнительной власти имеет «двойную ответственность»: перед высшим должностным лицом субъекта РФ и законодательным органом субъекта Федерации. Высшее должностное лицо не является главой исполнительной власти непосредственно, поскольку имеется должность председателя правительства. Это характерно для смешанных, полупрезидентских республик и большинства краев и областей.

3. При коллегиальной системе формирования и организации исполнительной власти в парламентских республиках исполнительная власть (правительство) формируется представительным законодательным органом власти. Это имеет место в Удмуртской Республике, Республике Дагестан.

Система органов исполнительной власти краев, областей, автономных округов и городов федерального значения формируется ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации власти в субъектах РФ и имеет некоторые особенности по сравнению с республиками. Для организации органов исполнительной власти краев, округов, областей и городов федерального значения характерна двухуровневая система правового регулирования.

Возглавляет систему органов исполнительной власти на уровне края, области, автономного округа, автономной области администрация. Она обладает собственной компетенцией для самостоятельного решения задач социально-экономического развития всей территории и использования для этих целей всех имеющихся ресурсов. Наименования органам исполнительной власти (администрация, правительство и т.п.) и их главам даются с учетом исторических, национальных и других условий и традиций соответствующими органами субъекта РФ.

Систему органов исполнительной власти края, области, автономного округа и т.п. образуют три основные группы органов: 1) органы, составляющие аппарат главы администрации; 2) управления, комитеты, отделы и другие службы краевой, областной администрации, находящиеся в двойном подчинении с преобладанием горизонтального подчинения главе администрации; 3) территориальные органы федеральных министерств и ведомств, также входящие в систему областных, краевых органов исполнительной власти, но имеющие ярко выраженное вертикальное подчинение.

Для выполнения функций исполнительной власти в администрации создаются структурные подразделения: комитеты, управления, отделы краевой (областной) администрации. Они непосредственно осуществляют управление соответствующими отраслями экономической, социально-культурной и административно-политической сфер государственного управления, что на федеральном и республиканском уровнях соответствует работе министерств.

Президент РФ Указом от 13 мая 2000 г. создал семь федеральных округов , каждый из которых охватывает территории нескольких субъектов РФ: Дальневосточный (с центром в Хабаровске), Приволжский (Нижний Новгород), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (Ростов-на-Дону), который вскоре был переименован в Южный, Сибирский (Новосибирск), Уральский (Екатеринбург), Центральный (Москва). В соответствии с этим был преобразован институт президентских представителей, которые до этого были во всех 89 субъектах Федерации. Теперь полномочные представители Президента РФ назначаются в федеральные округа и наделяются значительно более широкими полномочиями. Они должны информировать Президента РФ о состоянии дел в регионах, входящих в соответствующий федеральный округ, вносить предложения о кадровых назначениях, координировать согласованное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти на территории федерального округа, осуществлять контрольные функции.

Российская Федерация является суверенным федеративным государством, которое сформировано по волеизъявлению многонационального населения, проживающего на всей его территории. Правовой статус страны устанавливается в Конституции, Декларации о суверенитете от 12 июня 1990 года, Договоре от 31 марта 1992 года. Российская Федерация состоит из субъектов.

Субъекты РФ представляют собой правовые образования. В совокупности они формируют Российскую Федерацию. В Конституции установлено шесть типов таких образований: республика, область, край, автономный округ, город федерального значения, автономная область.

Все эти образования равноправны во взаимодействиях с федеральными властными органами. Конституция, однако, формулирует ряд различий в правовом статусе общностей. Эти отличия установлены также в Федеративном договоре и специальных Соглашениях РФ с отдельными субъектами.

Государственные субъекты РФ - это неотъемлемые части страны. Они включены в ее состав по принципам равноправия. В стране насчитывается 32 национально-государственных общности (1 автономная область, 10 автономных округов и 21 республика) и 57 административно-территориальных образований (два города федерального значения, 49 областей и 6 краев).

Он закрепляется двумя видами нормативных актов. Для республик действует Конституция РФ и Основной закон самого субъекта. Для краев, городов федерального значения, областей, автономных округов и областей в качестве второго документа выступает Устав образования.

Конституция РФ устанавливает, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Согласно ее положениям (ст. 77) система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Основополагающим нормативным правовым актом, развивающим и детализирующим указанные положения Конституции РФ, является Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.03.2016) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Именно этот Закон закрепил единые подходы к формированию системы органов государственной власти в регионах и определил, что деятельность органа государственной власти субъекта Российской Федерации должна основываться на таких принципах, как:

Единство системы государственной власти;

Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Закон установил обязательную для всех регионов систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которую составляют:

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта;

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта;

Иные органы государственной власти субъекта Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

В то же время в нем не предусматривается в числе обязательных органов государственной власти региона в качестве самостоятельного органа государственной власти должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В отношении нее законодатель ограничился установлением разрешительной нормы, которая предусматривает, что конституцией (уставом) субъекта Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти региона в указанном Законе определен по статусу как постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта Российской Федерации. Его наименование, структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Федерации. При этом число депутатов парламента определяется в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации.

Однако региональный парламент обладает не только представительскими и законодательными функциями. Он также наделен реальными полномочиями по осуществлению контроля за исполнением принятых им законов. В частности, закон устанавливает, что законодательные органы осуществляют наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъектов Российской Федерации, исполнением бюджетов субъектов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью регионов.

Принятая 30 декабря 2008 г. поправка в Конституцию РФ о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ стала правовой основой для внесения соответствующего изменения и в Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

В настоящее время во всех регионах законодательные органы заслушивают ежегодные отчеты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта. Налицо повсеместное внедрение в практику деятельности законодательных органов субъектов новой формы непосредственного парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Однако практика показывает, что пока еще обсуждение таких отчетов не всегда сопровождается должной оценкой деятельности высшего органа исполнительной власти за отчетный период со стороны депутатского корпуса. Нередки случаи, когда отчет носит характер обычной информации о деятельности высшего исполнительного органа субъекта без каких-либо правовых последствий.

Тем не менее, таким образом, был сделан еще один шаг в сторону реального расширения контрольных полномочий законодательных органов за деятельностью исполнительной власти в регионах. В связи с этим, думается, было бы вполне оправданным и в правовом отношении более правильным закрепление статуса законодательного органа субъекта Российской Федерации в субъектах не только как представительного и законодательного органа государственной власти, но и определить его и в качестве органа, осуществляющего контроль за деятельностью исполнительной власти по соблюдению и исполнению законов.

На сегодняшний день статус парламента региона как законодательного (представительного) и контрольного органа установлен лишь в конституциях республик Саха (Якутия) и Удмуртия. Однако и в ряде других субъектов Российской Федерации контрольные полномочия законодательных органов нашли отражение в конституциях (уставах) регионов. К примеру, Конституция Республики Марий Эл устанавливает, что Государственное Собрание Республики Марий Эл осуществляет контрольные полномочия в пределах и формах, установленных Конституцией и законом республики. Тем не менее надо признать, что большей частью контрольные функции парламента закреплены не в конституциях и уставах, а в законах субъектов о законодательных органах.

Есть и другие примеры, когда в регионах принимаются специальные законы о контрольных полномочиях парламентов.

Таким образом, анализ как федерального, так и регионального законодательства показывает, что, несмотря на отсутствие в большинстве случаев прямого указания законодательных органов субъектов в качестве контрольных органов, но фактически, исходя из их правового положения в системе органов государственной власти субъектов Федерации, они таковыми являются. В связи с этим региональная исполнительная власть должна быть подконтрольна законодательной власти в части их деятельности по соблюдению и исполнению законов субъектов. Поэтому, абсолютно правильным и правомерным является, к примеру, закрепление в Уставе Самарской области положения о том, что губернатор области, который возглавляет высший исполнительный орган государственной власти региона, подотчетен и подконтролен не только Президенту РФ, федеральным органам исполнительной власти, но и Самарской губернской Думе в пределах ее компетенции (ст. 71).

В соответствии с Законом об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации во главе с высшим исполнительным органом устанавливается законом субъекта. Она представляет собой совокупность следующих органов:

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта);

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта; отраслевые исполнительные органы, а также территориальные исполнительные органы государственной власти региона.

Высший исполнительный орган государственной власти региона является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Только высшее должностное лицо субъекта определяет структуру исполнительных органов власти региона (п. 4 ст. 17), формирует его, представляет субъект в отношениях с федеральными органами государственной власти, представляет в законодательный орган субъекта ежегодный отчет о результатах деятельности высшего исполнительного органа региона, обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти (п. 7 ст. 18), также он вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта (ст. 9) и т.д.

Следующий важный момент заключается в том, что Закон хотя и прямо не указывает, но исходит из единства понятия и правового положения высшего должностного лица и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Эти два понятия тождественны, поскольку, по Закону, высшее должностное лицо субъекта иначе как не во взаимосвязи с должностью руководителя высшего исполнительного органа региона нигде не фигурирует. К тому же высшее должностное лицо региона представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации ежегодные отчеты о результатах не своей деятельности, а о деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 17 Закона устанавливает, что система органов исполнительной власти региона возглавляется высшим исполнительным органом власти, руководит которой высшее должностное лицо. Структура исполнительных органов государственной власти определяется высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. В связи с этим, на наш взгляд, на уровне федерального законодательства вместо действующего сложного и громоздкого определения указанной должности следовало бы ее обозначить как главу исполнительной власти, возглавляющей высший исполнительный орган субъекта Федерации.

Такой подход, наиболее приемлем и больше соответствует тем функциям, которые закреплены за высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) в федеральном законодательстве, в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, а также в законах регионов о них. Тем более что надо учитывать и тот факт, что в ряде субъектов они уже имеют такой статус. К примеру, правовое положение высшего должностного лица, являющегося главой исполнительной власти или же возглавляющего исполнительную власть, закреплены в конституциях республик Алтай, Дагестан, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Чувашия, в уставе Пермского края и в уставах некоторых других регионов.

Сложившаяся на сегодняшний день непростая региональная система государственных органов во многом схожа с системой федеральных органов государственной власти. Во многих субъектах Российской Федерации высшие должностные лица, несмотря на то, что они по Закону об общих принципах одновременно должны быть и руководителями высших исполнительных органов, т.е. совмещать эти две должности, фактически в ряде случаев таковыми не являются. Эти функции они зачастую осуществляют опосредованно - через председателей правительств (фактических руководителей высших исполнительных органов). Такая система сложилась и функционирует в республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Чувашия и в других субъектах Российской Федерации.

Таким образом, налицо стремление ряда субъектов Российской Федерации к фактическому закреплению, без особых существенных изменений, схемы системы федеральных органов исполнительной власти на региональном уровне. В данном случае, однако, нельзя забывать, что если по Конституции РФ Президент РФ не входит в систему федеральных органов исполнительной власти, хотя и является ключевой фигурой в системе государственного управления, то высшее должностное лицо субъекта, исходя из положений Закона об общих принципах и законодательства субъектов, не может не входить в региональную систему органов исполнительной власти. Оно является ее основным, структурообразующим элементом.

Безусловно, высшее должностное лицо субъекта Федерации - орган государственной власти. В соответствии с законодательством оно обладает собственной компетенцией и реализует свои полномочия независимо от других органов государственной власти. Тем не менее, его функции и полномочия не могут выходить за рамки компетенции исполнительной власти, поскольку оно наделено ими во взаимосвязи с должностью руководителя высшего органа исполнительной власти, а не как самостоятельная структурная единица. Оно не опосредованно, а непосредственно входит в перечень субъектов единой системы органов исполнительной власти Российской Федерации.

Очень важно при определении в конституциях, уставах и других нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации правового статуса и компетенции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, исходить прежде всего из функционального предназначения органа государственной власти, основанного на принципе разделения властей. Только сконструированная на основе такого подхода система государственных органов способна обеспечить сбалансированное и эффективное осуществление государственной власти.

Итак, поскольку Россия - государство федеративное, то вся власть в ней разделяется не только по горизонтали. Существуют также и вертикальные уровни. Государственные органы, присутствуют в субъектах страны. Но они все находятся в подчинении вышестоящих инстанций. Предметы ведения, которые находятся под контролем региональных и федеральных органов власти, строго разграничены конституционными положениями. При этом Основной закон предоставляет некоторым субъектам особые полномочия. В Конституции также закреплено, что регионы вправе самостоятельно создавать собственные государственные органы власти, закреплять на законодательном уровне те или иные порядки, не противоречащие ФЗ и иным общим нормативно-правовым актам. В пределах своего субъекта представительные структуры имеют неограниченную законодательную инициативу. В каждом регионе законодательные органы могут иметь свое название. Порядок формирования, тем не менее, един для всех. В соответствии с законодательством страны, создание этих институтов осуществляется посредством голосования. Срок полномочий - 4 года. В судебной системе на уровне субъектов действуют областные и краевые инстанции. Они действуют согласно региональному законодательству. Они не относятся к судам общей юрисдикции. Исполнительные органы регионов - правительства и администрации. Руководство ими осуществляют главы, губернаторы, президенты. Первые заместители этих лиц также часто выступают в качестве глав правительств.

Конституция разграничивает круг вопросов, которые могут решаться на региональном и федеральном уровнях. Вместе с этим существуют такие задачи, реализация которых осуществляется институтами совместно. Органы государственной власти выступают в качестве основного механизма реализации Конституции и законов. В зависимости от их роли в системе управления можно оценить правовую ситуацию в стране.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20



 

Возможно, будет полезно почитать: