Увольнение с гражданской службы по собственному желанию. Государственная служба: тонкости увольнения

Общеизвестно, что порядок и основания увольнения сотрудников подробно прописаны в Трудовом кодексе. Однако процедура «расставания» с государственными служащими несколько отличается от обычной. О ее нюансах необходимо знать всем, кто решил связать свою жизнь с чиновничьей работой.

Особенности процедуры увольнения с госслужбы

Трудовая деятельность государственных служащих регламентируется специальным Федеральным законом № 79-ФЗ – о гражданской госслужбе. Процедура увольнения чиновника также прописана в данном правовом акте (глава 6). А в статье 59.2 указанного закона определен механизм прекращения службы в связи с утратой доверия.

При увольнении госслужащего расторгается не трудовой договор, а служебный контракт, так как именно он заключается при поступлении на работу в государственные структуры. Основания для его прекращения перечислены в статье 33 ФЗ № 79. Их более десяти:

  • истечение срока действия заключенного контракта;
  • соглашение, достигнутое между сотрудником и работодателем;
  • смерть государственного служащего (а также наступление иных обстоятельств, не зависящих от воли участников контракта);
  • инициатива самого чиновника;
  • инициатива его руководителя (если имел место прогул, или по состоянию здоровья госслужащего);
  • перевод на работу в другой госорган;
  • отказ сотрудника от переезда вместе с организацией в другую местность;
  • утрата российского гражданства (при работе в организациях, не связанных с госслужбой, данное обстоятельство не является причиной для расторжения трудового договора);
  • несоблюдение предусмотренных законом ограничений и нарушение запретов (например, касающихся неучастия в коммерческой деятельности во время службы);
  • отказ сотрудника от иной должности, которая была ему предложена в соответствии с частичной нетрудоспособностью или медицинским заключением и т. п.

В отличие от иных сотрудников, при приеме на работу государственным служащим разрешается устанавливать более длительный испытательный срок. Он может продолжаться от одного месяца до года – на усмотрение руководителя организации (в законе он называется «представителем нанимателя», так как действует от имени государства).

На протяжении этого периода данный представитель вправе уволить подчиненного в любое время, письменно предупредив его о своем решении за три дня. Уведомление руководства работником о своем уходе со службы во время испытания происходит в тот же срок.

В законе о государственной службе нет некоторых оснований для увольнения, прописанных в Трудовом кодексе. К ним, в частности, относятся:

  • смены собственника (имущества госструктуры);
  • совершение аморального проступка (если работа связана с исполнением воспитательных функций).

Несмотря на некоторые нюансы увольнения сотрудника - госслужащего, в основном оно проходит по привычной схеме, знакомой всем, кто когда-либо уходил с работы. При уходе со службы по собственной инициативе или по согласию сторон, он пишет заявление и передает его в отдел кадров. Если же увольнение происходит помимо его воли, работнику вручают соответствующий приказ.

Подача заявления на увольнение

Государственный или муниципальный служащий подает заявление на увольнение за две недели до ухода со службы.Закон позволяет ему уволиться без отработки, с любого дня, по следующим основаниям:

  • выход чиновника на пенсию;
  • расторжение служебного контракта по соглашению между госслужащим и руководством организации;
  • зачисление в образовательное учреждение;
  • ухудшившееся состояние здоровья, не позволяющее продолжить службу;
  • избрание на иную государственную должность;
  • иные уважительные причины.

Если чиновник считает, что он не может отрабатывать две недели, его заявление об увольнении с государственной гражданской службы должно указывать на обстоятельства, позволяющие ему расторгнуть контракт с любой даты. То есть, имея «льготное» основание для прекращения госслужбы, о нем нужно сообщить в заявлении.

Например, написать: «Прошу расторгнуть служебный контракт в связи с зачислением меня на 1 курс очной магистратуры в Институт культуры с 1 сентября 2018 года».

Указывая особые основания для увольнения, чиновнику следует подтвердить их документально. В частности, имеющиеся проблемы со здоровьем можно удостоверить заключением врача, а поступление в институт – копией приказа о зачислении.

Заявление оформляется от руки, оно зачитывается представителю организации и подписывается в его присутствии.

Если чиновнику пришлось отработать положенные по закону 14 дней, то в течение данного периода он вправе отозвать поданное заявление. В этом случае увольнение с госслужбы не состоится, если только на место передумавшего служащего еще не взят другой человек.

Приказ об увольнении госслужащего

На основании представленного сотрудником заявления, кадровая служба госоргана издает приказ о его увольнении по собственной инициативе – в соответствии с п.3, ч.1, ст. 33 закона № 79 о государственной службе.

Приказ оформляется и при увольнении госслужащего по иным основаниям, которые также фиксируются в документе. При этом ссылка идет не на статьи и пункты Трудового кодекса, а на соответствующие нормы закона о госслужбе. Например, если причиной для увольнения стала проваленная чиновником аттестация, следует сослаться на п.4, ч.1 ст. 33 ФЗ № 79, а не на п.4 ч.1 ст. 77 ТК.

В приказе указываются:

  • номер служебного контракта и дата его заключения;
  • дата его прекращения;
  • Ф.И.О и должность увольняющегося чиновника;
  • основание для расторжения контракта;
  • сроки выплаты и размер полагающихся компенсаций;
  • дата издания документа и подпись руководителя госоргана.

Оформление личной карточки и трудовой книжки

В последний день работы государственному служащему под расписку выдается трудовая книжка. В ней делается запись о причине (основании) его увольнения. Как и в приказе, кадровый работник будет ссылаться на соответствующие пункты статьи 33 закона о госслужбе, а не на статью 77 ТК. Сам приказ – его номер и дата издания – вписывается в последнюю графу трудовой книжки, как документ, на основе которого в ней делалась запись о прекращении службы.

Вместе с ней, госслужащему выдается специальная памятка, где ему напоминают о необходимости соблюдать определенные правила поведения и об обязанности не разглашать секретные сведения.

Сведения, указанные в трудовой книжке, дублируются в личной карточке покидающего службу работника, где делается отметка о его увольнении. Личное дело чиновника сдается в архив.

Какие выплаты положены увольняющимся чиновникам

Увольняясь с госслужбы, гражданин вправе рассчитывать на определенные денежные выплаты. Их виды и размер зависят от того, на каком основании был расторгнут служебный контракт.

Увольнение с госслужбы по собственному желанию

Добровольно уходя в отставку с государственной службы, чиновник получает в день увольнения:

  • денежное содержание – за отработанный им период;
  • различные дополнительные выплаты, предусмотренные федеральными, региональными или локальными документами;
  • компенсацию за отпуск (если он не был использован).

Все указанные суммы складываются и выдаются сотруднику в полном объеме. Выплата выходного пособия в данном случае законом не установлена.

Увольнение госслужащего по сокращению штата

Когда увольнение со службы чиновника связано с сокращением штата или ликвидацией организации, где он работал, выходное пособие ему не выплачивается. Однако госслужащий получает компенсацию равную денежному содержанию за 4 месяца. Если его собрались сократить (или упразднить госорган, являющийся местом службы) в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, у чиновника есть возможность претендовать на выплату за 5-й и 6-й месяца.

Для этого ему надо в течение месяца обратиться в службу занятости, а затем документально доказать, что к этому времени она не смогла его трудоустроить.

Увольнение в связи с утратой доверия

Даже когда с чиновником расстаются по такому неприятному основанию, при увольнении работодатель обязан выплатить все полагающиеся ему деньги, а именно:

  • причитающееся денежное содержание (зарплату) за фактически отработанное время - с региональными и прочими надбавками;
  • компенсацию за не отгулянный отпуск;
  • иные обязательные выплаты, предусмотренные служебным контрактом или другими актами.

Даже если увольняемый со службы работник своими действиями нанес материальный ущерб работодателю, с ним должны полностью рассчитаться. Представитель нанимателя может организовать судебный процесс, и попытаться принудительно взыскать с работника нужную сумму – на основе представленных суду доказательств. Но удержать ее самостоятельно он не вправе.

Увольнение с госслужбы по состоянию здоровья

Если гражданин вынужден уволиться со службы из-за ухудшившегося здоровья, то при некоторых ситуациях он вправе рассчитывать на дополнительную денежную выплату, равную 4-м среднемесячным окладам. Увольняющиеся чиновники получают ее в следующих случаях:

  • если из-за болезни они не исполняли свои обязанности более четырех месяцев;
  • если по состоянию здоровья они не могут работать на прежнем месте, а от другой предложенной должности решили отказаться.

Когда контракт с госслужащим расторгается по этой причине, в качестве основания для увольнения указываются «обстоятельства, не зависящие от воли сторон», и следует ссылка на п.10 ч.1 ст.33 закона о государственной службе.

Восстановление на госслужбе после увольнения

Государственная служба – это достаточно жесткая дисциплина. Просто так уволиться с нее нельзя. Необходимо подтверждать причину увольнения, а также аргументировать с помощью законодательной базы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходимо помнить, что всем сотрудникам положены определенные выплаты. И госсужащие – не исключение.

Основания

Для увольнения такого сотрудника должны иметься веские . То есть причина для увольнения должна быть только уважительной, которая указана в действующем законодательстве.

Сотрудник вправе уйти с рабочего места, расторгнув трудовой договор, по собственной инициативе. В этом случае расторжение трудовых отношений производится по стандартной схеме.

Основаниями являются:

  • переезд в другой город по причине направления супруга по работе;
  • несоответствие должности или квалификации;
  • ликвидация или сокращение компании.

К последнему стоит отнести:

  • частые прогулы без уважительной причины;
  • приход в пьяном виде;
  • нарушение норм деятельности, если создается опасность для других работников;
  • разглашение конфиденциальной информации;
  • хищение собственности компании.

Уважительной причиной в этом случае становится и судимость.

Законодательная база

Увольнение с государственной службы регламентируется следующими правовыми актами:

  • статья 37 закона о государственной службе;
  • статья 39 закона о государственной службе.

В первом случае можно ознакомиться с возможностью увольнения сотрудника и основания для этого. В следующей статье оговорены различия между увольнением работника и освобождения от должности.

Дополнительно стоит отметитьТрудовой кодекс России. Также в 2013 году разрабатывался новый законопроект. Теперь существует памятка госслужащему при увольнении на основании постановления Правительства России №70 от 8 сентября 2010 года.

Увольнение с госслужбы

Увольнение с госслужбы в 2019 году возможно только по уважительным причинам. Допускается увольнение госслужащего по собственному желанию.

Но каждое отдельное основание имеет определенные особенности при оформлении.

По собственному желанию

То есть человек самостоятельно уведомляет своего работодателя о желании уйти. Заявление подается за 14 дней до прекращения рабочей деятельности.

Но в этот период гражданин вправе отозвать собственное заявление. Особенно если об этом попросит руководство по причине отсутствия иного сотрудника на замену.

Сотрудники также вправе уволиться по собственному желанию. Это оговаривается статьей 34 Федерального закона.

Для расторжения потребуется написать заявление установленного образца и подписать договор с руководством.

В связи с утратой доверия

Если обстоятельство не зависит ни от одной, ни от другой стороны, то контракт расторгается без предложения иного места в соответствии со статьей 39 Трудового кодекса.

Например, возможно увольнение по причине инвалидности сотрудника, если его деятельность может нанести ущерб иным гражданам или интересам компании.

Действующее законодательство оговаривает возможность перевода сотрудника в иные организации.

Это может происходить по инициативе работодателя или государственного служащего. Например, по причине сокращения штата или при ухудшении здоровья работника.

Перевод

Такой человек может рассчитывать на получение льготы и пособий, пенсии. Естественно, все выплаты будут высчитываться исходя из выслуги лет. И чем больше гражданин работал в организации, тем больше пенсия.

В этом случае очень важна причина увольнения. Корректные сведения позволят гражданину получать пенсию повышенного вида.

В связи со смертью

Причиной для автоматического увольнения становится смерть работника или если его признали пропавшим без вести. В этом случае делается пометка в трудовой книжке, после этого работник исключается из штата.

Во время больничного

Можно уйти с рабочего места и во время больничного. Достаточно прийти к работодателю, написать заявление установленного образца и подписать его.

При выходе с больничного человек либо отрабатывает оставшееся время, либо получает полный расчет и трудовую книжку.

Оформление

Оформление ничем не отличается от стандартной процедуры. То есть гражданин:

  • пишет заявление установленного образца;
  • подает его руководству;
  • отрабатывает положенный срок;
  • в последний день отработки посещает отдел кадров для получения трудовой книжки и выплат.

Подача заявления

Увольнение с госслужбы представляет собой процедуру освобождения от занимаемой должности человека, который трудится в бюджетной структуре.

Некоторые категории работников обладают определенным статусом, в силу специфики осуществляемой ими профессиональной деятельности. В связи с этим большинство вопросов, касающихся их работы, регулируются не только Трудовым кодексом, но и специальными нормативными правовыми актами. Такое правило касается и государственных служащих.

Освобождение от должности такой категории имеет свои особенности. Это обусловлено спецификой возлагаемых на человека должностных обязанностей, поскольку его профессиональная деятельность затрагивает интересы других людей. Поэтому кандидат должен соответствовать определенным требованиям, которые он обязан соблюдать и в процессе работы.

Законодательная база

На государственных служащих распространяется в полном объеме действие Трудового кодекса. Это основной законодательный акт, регулирующий деятельность всех без исключения работников. Однако в силу специфики деятельности некоторых категорий в ряде статей сделаны ссылки на специальные нормы. Одной из таких является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ. Он регулирует все особенности, связанные бюджетным трудом.

Следует отметить, что и в локальных нормативных актах каждой организации могут быть оговорены отдельные нюансы. Примером может служить коллективный договор, который заключается практически в каждой инстанции. Главным условием его подписания является то, что он не должен противоречить общим правилам.

Основания расторжения договора

Специальными нормами предусмотрены случаи, когда трудовые отношения с муниципальным служащим могут быть прекращены. К таким отнесены:

  1. Взаимное согласие сторон профессионального сотрудничества.
  2. Окончание периода действия подписанной договоренности.
  3. Личное намерение служащего.
  4. Инициатива руководителя.
  5. Перевод человека с его согласия или по личной просьбе в другую госбюджетную инстанцию.
  6. Отказ от дальнейшего исполнения обязанностей по занимаемой должности, в силу существенных изменений условий соглашения.
  7. Несогласие с переводом на другое место по состоянию здоровья либо отсутствие у руководителя возможности предложить человеку вакансию.
  8. Отказ от работы на другой территории вместе с организацией.
  9. Привлечение к исполнению обязанностей по военной или альтернативной службе.
  10. Судебное решение о восстановлении в должности прежнего работника.
  11. Избрание в профсоюзный комитет на условиях оплачиваемого труда.
  12. Непредвиденные обстоятельства, делающим невозможной дальнейшую работу – война, стихийные бедствия, крупные аварии, массовые заболевания.
  13. Применение к служащему уголовного наказания, которое исключает дальнейшую деятельность.
  14. Установление полной недееспособности специалиста по медицинскому заключению или решению суда.
  15. Достижение возраста, в котором человек может уйти на заслуженный отдых.
  16. Применение меры воздействия административного характера в виде лишения профессиональной квалификации.
  17. Уход из жизни работника. Сюда же относится признание человека по решению суда умершим или отсутствующим без вести.
  18. Нарушение правил заключения трудового договора.
  19. Выход из гражданства РФ.
  20. Несоблюдение ограничений и запретов, установленных для служащего.

Следует отметить, что такой перечень является исчерпывающим, то есть содержит в себе все поводы для увольнения человека.

Инициатива нанимателя

Причиной прекращения трудовых отношений может быть инициатива руководителей. К таким обстоятельствам относятся:

  1. Состояние здоровья работника, препятствующее дальнейшему труду.
  2. Недостаточный уровень квалификации, при условии, если такой факт подтвержден результатами проведенной проверки знаний.
  3. Совершение виновных действий, ставших поводом для утраты доверительного отношения к специалисту.
  4. Проступок со стороны работника, к которому ранее применялись меры воздействия дисциплинарного характера.
  5. Отсутствие на работе более четырех часов непрерывно.
  6. Приход в организацию под воздействием алкоголя или запрещенных препаратов.
  7. Сообщение охраняемых законом сведений посторонним лицам.
  8. Хищение материальных ценностей или имущества работников, при условии, что это установлено на основании решения суда или другого уполномоченного органа.
  9. Нарушение правил охраны труда, если это явилось причиной аварии или несчастного случая.
  10. Принятие необоснованного решения, которое привело к утрате, повреждению или незаконному применению имущества организации. Такое правило распространяется на работников, занимающих руководящие должности.
  11. Представление человеком ложных сведений и данных о себе, при устройстве на работу.
  12. Ограничение доступа к информационным ресурсам, если их использование требуется для полноценного осуществления профессиональной деятельности.
  13. Упразднение занимаемой должности.
  14. Ликвидация организации.

Увольнение по состоянию здоровья или в связи с низким уровнем квалификации допускается только в случаях, если невозможно предложить работнику альтернативный вариант труда.

Инициатива служащего

Госслужащий может прекратить профессиональное сотрудничество по личному желанию. Причины подобного решения действующим законодательством не определены. Чаще всего такое происходит в следующих случаях:

  1. Неисполнение руководителем взятых на себя обязательств – задержка зарплаты, предвзятое отношение, необоснованное перенесение отпуска.
  2. Более выгодный вариант работы. Это чаще всего, связано с увеличением размера зарплаты.

Независимо от повода увольнения, человек обязан предварительно проинформировать нанимателя о своем решении. При этом причину ухода он объяснять не обязан.

Заявление по собственному желанию

Чтобы уволиться по собственному желанию, работник должен направить руководителю обращение соответствующего содержания. Такой документ необходимо составить, соблюдая требования действующего законодательства, и направить его в установленный срок.

Правила составления

Заявление составляется в письменной форме собственноручно или с использованием технических устройств. Обязательным условием является личная подпись инициатора.

В тексте необходимо указать:

  1. Название организации.
  2. Данные о её руководителе.
  3. Сведения о работнике – полные фамилия, имя, отчество, занимаемая должность.
  4. Причина ухода. Её указывать необязательно.
  5. Планируемая дата увольнения.
  6. Число составления и подпись инициатора.

Обращение можно передать лично в руки начальнику, его помощнику, направить по почте, через доверенное лицо либо с использованием информационных ресурсов интернета.

Срок подачи

Составленное ходатайство по сути своей является уведомлением другой стороны о намерении уволиться. Оно должно состояться не позднее чем за две недели до запланированного ухода. В данном случае имеет место предварительная отработка.

По взаимному согласию между работником и нанимателем, освобождение от должности может состояться и раньше указанного срока. Дату увольнения назначает и сам труженик в случае ухода на заслуженный отдых, поступления в учреждение образования, переезда к новому месту жительства, нарушения руководителем взятых на себя обязательств.

Приказ об увольнении

Оформление приказа об освобождении от службы является документом, который непременно должен быть оформлен.

Составление такой бумаги регулируется общими правилами. В тексте, помимо обязательных сведений о сторонах сотрудничества, необходимо указать дату и причину освобождения от занимаемой должности, а также данные о выплатах, причитающихся работнику. Ссылка в таком случае делается на статью специального закона.

Нормативными актами не оговорен срок ознакомления госслужащего с распоряжением. На практике это происходит в день подписания приказа руководителем организации. Отказ от прочтения должен быть зафиксирован путем составления акта.

Выплаты при увольнении со службы

Порядок увольнения госслужащего предусматривает выплату денежных средств, которые человек не успел получить к моменту ухода.

К таковым отнесены:

  1. Оклад по занимаемой должности.
  2. Надбавка за классный чин.
  3. Дополнительные выплаты – начисления за период госбюджетной деятельности и за особые условия труда, работа с использованием государственной тайны, премия, финансовая помощь в связи с уходом в отпуск.
  4. Компенсация за неиспользованные дни ежегодного обязательного оплачиваемого перерыва для отдыха и восстановления. При этом человек может воспользоваться таким отдыхом до увольнения, по согласованию с нанимателем.

Причитающиеся денежные средства передаются на руки труженику под подпись в платежной ведомости или зачисляются на личный банковский счет.

Вам это будет интересно

Процедура увольнения человека с госслужбы немного отличается от стандартного расторжения трудовых отношений. Существует определенный порядок и условия, которые закреплены в отдельном законодательном акте государственных служащих.

В российском законодательстве существует специальный закон, который содержит в себе всю информацию об особенностях государственной службы. Процесс расторжения сотрудничества, а также условия для этого закреплены в статье 37 настоящего закона для гражданских служащих. Также представлен ряд различий между процедурой расторжения и процессом освобождения от должности, он закреплен в статье 39 закона о госслужбе .

Порядок увольнения с госслужбы

Чтобы произвести увольнение гражданина с госслужбы, нужно личное присутствие данного работника. Для оформления процедуры необходимо составить заявление об уходе, а также определенный пакет документом вместе с ним. При других обстоятельствах, он должен явиться в кадровый отдел для получения приказа об отстранении от должности.

Документы, которые необходимы для совершения процедуры:

  • Заявление об уходе по собственному желанию;
  • Приказ о выходе из штата;
  • Лист обхода;
  • Памятка с подробным описаниям правил поведения граждан после государственной службы;
  • Трудовая книжка.

После этого госслужащий обязан сдать все служебные дела по каждому пункту листа обхода, а также заполнить представленный документ и сдать его кадровику. Далее он получает памятку о поведении служащего и пакет документации об уходе.

Заявление на увольнение с госслужбы — образец

В законодательстве РФ отсутствует унифицированная форма данного заявления. Поэтому обозначенный документ надлежит составить в свободном формате или по установленному образцу государственного учреждения. Существует ряд правил при заполнении заявления:

Оформление должно быть собственноручно в письменном виде (печатный вид не действителен);
Обращение необходимо написать на имя основного работодателя или его представителей (нельзя писать заявление на имя непосредственного руководителя своего отдела).

Увольнение с госслужбы по собственному желанию

Увольнение с госслужбы по собственному желанию без отработки возможно после достижения соглашения с руководителем организации. Каждый работник любого предприятия госслужбы, имеет правовую возможность уволиться по собственному желанию без объяснения причин. Для совершения данной процедуры он обязан уведомить работодателя о своем желании за 14 дней до ухода, сделать это нужно в письменном виде.

В период 14 дней он имеет возможность забрать заявление и продолжить трудовую деятельность в том случае, если на данную должность не был выбран другой сотрудник.

Кстати, о том, как пишется рапорт на увольнение, рассказано .

Выплаты при увольнении с госслужбы по собственному желанию

Расчет госслужащего производится в полном объеме непосредственно в день ухода. Чаще всего, последний день работы является днем выхода из штата, в таком случае, все выплаты начисляются в этот же день.


Основные начисления после увольнения с госсслужбы:

  • Заработная плата за отработанные дни;
  • Компенсация за неиспользованные отпускные дни;
  • Пособие после ухода, которое предусмотрено в коллективном или трудовом договоре.

При несовпадении данных дат, выплаты при уходе по собственной инициативе начисляются по письменному заявлению госслужащего на следующие сутки после ознакомления с данным требованием.

Увольнение госслужащего по сокращению штатов

Если в организации планируется сокращение, то работодатель обязан предупредить госслужащего о предполагаем событии за 60 дней до него. Сделать это требуется посредством письменного уведомления.

Представители государственных органов имеют право провести дополнительную аттестацию в течение данного периода, чтобы устанавливать наиболее достойных кандидатов и предложить им иную вакансию для прохождения службы или перевод в другое государственное учреждение. При реализации данной процедуры следует учитывать некоторую категорию граждан, которая не может быть сокращено по законодательству.

Увольнение в связи с утратой доверия с госслужбы

В том случае, когда работа сотрудника госслужбы связана с материальной ценностью или деньгами, он имеет особое доверие государства. Если он утратил это доверие по причине совершения определенных деяниях в отношении ценностей, то производится процесс расторжения трудовых отношений.

Утрата доверия государственного служащего может произойти при таких основаниях, как:

  • Нарушение запретов, предписанных нормативными актами госслужбы;
  • Огласка конфиденциальной информации;
  • Содействие коррупции;
  • Предоставление ложных фактов о доходах и имуществе госслужащего;
  • Предпринимательская деятельность.

Помимо этого, под увольнение с госслужбы попадает работник, который предоставил ложную информацию и поддельные документы в процессе оформления контракта.

Увольнение на пенсию с госслужбы

В процессе оформления увольнения с госслужбы гражданина при выходе на пенсию нужно поставить соответствующую отметку в трудовую книжку. Также, сотруднику, достигшему пенсионного возраста, сразу будут доступны специальные льготы и надбавки к пенсии.

В том случае, когда общий стаж государственной службы превышает пятнадцать лет и в последний год работы был в государственном органе, он имеет право на получение пенсии за выслугу лет.

Восстановление на госслужбе после увольнения

Процедура восстановления работника после увольнения с госслужбы начинается с составления иска в судебный орган для принятия решения. Работодатель не имеет правовой возможности самостоятельно произвести восстановление в должности уволенного сотрудника.

Существуют определенные требования восстановления, которые должны соблюдаться:

  • Оформление иска в суд в течение 30 дней со дня получения книги труда или соответствующего приказа;
  • Помимо описания проблемы в иске, необходимо предоставить подтверждающую документацию (при отсутствии письменных доказательств, он может обратиться с требованием проведения экспертизы);
  • В том случае, когда выносится положительное решение, то работодатель обязан произвести восстановление работника в течение суток после оглашения решения (также, работодатель должен произвести выплаты сотруднику за те дни, в которые он был незаконно уволен).

Восстановиться на работе может каждый гражданин даже в том случае, когда он оформил заявление на уход, но в указанный период работодатель отказал в возвращении данного документа.

Основания прекращения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, перечисленные в ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о госслужбе), в основном повторяют нормы ст. 81 ТК РФ, однако есть и существенные различия. О том, в чем заключаются особенности увольнения гражданского служащего, какие специальные основания увольнения для них предусмотрены, какие документы оформляются при увольнении и что должен сделать работодатель, прежде чем уволить служащего за дисциплинарный проступок, вы узнаете из этой статьи.

Основания увольнения

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в случае:

1. Несоответствия служащего замещаемой должности гражданской службы:

А) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

Б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

1.1. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о госслужбе и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

3. Однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

А) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

Б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

В) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

Д) нарушения служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

4. Совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя.

5. Принятия служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа.

6. Однократного грубого нарушения служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ.

7. Предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.

8. Прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

8.1. Отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

9. В иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе).

Особенности увольнения гражданского служащего в свете трудового законодательства

Сразу отметим, что Законом о госслужбе установлено два следующих понятия: освобождение от замещаемой должности и увольнение с государственной службы. При этом не всегда освобождение от должности заканчивается увольнением гражданского служащего. Так, ст. 39 Закона о госслужбе предусмотрено приостановление служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: призыв на военную службу, избрание или назначение служащего в профсоюзный орган, чрезвычайные обстоятельства (военные действия, катастрофа и др.) и т. д. В этих случаях гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и включается в кадровый резерв. И только если в течение трех месяцев после прекращения вышеперечисленных обстоятельств служащий не назначен на должность гражданской службы, то служебный контракт подлежит прекращению, а служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.

Сравнивая основания расторжения служебного контракта и увольнения гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя, установленные ст. 37 Закона о госслужбе, и основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленные ст. 81 ТК РФ, можно отметить следующие особенности:

1. В силу ст. 37 Закона о госслужбе представитель нанимателя может уволить служащего, если он не соответствует замещаемой должности по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению. Увольнение допускается, если служащего невозможно перевести с его согласия на иную должность гражданской службы. То есть в случаях, когда гражданский служащий нуждается в соответствии с медицинским заключением в предоставлении иной должности вследствие того, что выполнение обязанностей по замещаемой должности ему противопоказано или опасно для гражданских служащих или граждан, с которыми он связан по службе, то при его отказе от перевода на иную должность гражданской службы, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, либо отсутствии в государственном органе соответствующей должности служебный контракт расторгается и служащий увольняется с гражданской службы. Если служащий признается полностью нетрудоспособным согласно медицинскому заключению, он будет уволен по норме ст. 39 Закона о госслужбе по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Что касается Трудового кодекса, увольнение работника, полностью неспособного к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, также относится к увольнению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В данном случае работодатель не обязан предлагать перевод на иную должность. А предложить работнику перевод на другую работу работодатель должен, если это требуется в соответствии с медицинским заключением (ст. 73 ТК РФ).

Обратите внимание, что в случае отказа служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33, а не п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе.

2. В статье 37 Закона о госслужбе отсутствуют такие основания увольнения, предусмотренные ст. 81 ТК РФ, как смена собственника имущества организации и совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка.

3. В силу пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работник может быть уволен за нарушение требований охраны труда, повлекшее за собой тяжкие последствия, если это нарушение было установлено комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда. В Законе о госслужбе оговорка о том, что такие нарушения должны быть установлены комиссией или уполномоченным по охране труда, отсутствует. Если толковать данное положение дословно, то гражданский служащий может быть уволен и тогда, когда нарушение будет обнаружено любым лицом, а не только комиссией или уполномоченным лицом. Но в любом случае нарушение требований охраны труда служащим должно быть установлено и подтверждено соответствующими документами: актом о несчастном случае, экспертным заключением, постановлением инспектора контролирующего органа и др.

4. Гражданский служащий увольняется по инициативе работодателя в случае прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Трудовым кодексом такое основание отнесено к прекращению трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и в данном случае увольнение допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). Что касается перевода гражданского служащего при увольнении по данному основанию, на него действие Трудового кодекса не распространяется, поскольку эта ситуация регулируется специальной нормой закона.

5. Законом о госслужбе установлено основание увольнения гражданского служащего в случае его отсутствия на службе более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, так как более длительный срок не предусмотрен законодательством. В случае расторжения служебного контракта по данному основанию служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

6. Еще одно основание, уволить по которому можно только госслужащего, — это выход из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства. Данное основание выделено в ст. 41 Закона о госслужбе: по решению представителя нанимателя служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее со дня выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

7. Статьей 27 Закона о госслужбе предусмотрено увольнение служащего, не прошедшего испытание. Напомним, что гражданским служащим (за исключением лиц, названных в п. 3 ст. 27 Закона о госслужбе) может устанавливаться испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года, а назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа — от трех до шести месяцев.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим до истечения срока испытания, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого служащего не выдержавшим испытание. Однако при этом представитель нанимателя может не увольнять служащего, а предоставить ему ранее замещаемую должность гражданской службы.

Испытание не устанавливается:

— беременным женщинам;

— гражданам, окончившим обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающим на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения такой службы;

— гражданам и служащим при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

— госслужащим, назначенным на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией госоргана либо сокращением должностей гражданской службы;

— в иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами.

Увольнение в связи с ликвидацией (реорганизацией) органа или сокращением штата

Отдельно отметим такие основания расторжения служебного контракта, как реорганизация, ликвидация государственного органа и сокращение должностей гражданской службы. В Законе о госслужбе данные основания не отнесены ни к увольнению по инициативе представителя нанимателя, ни к увольнению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В соответствии с п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при увольнении гражданских служащих в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы следует руководствоваться положениями ст. 31, 33 и 38 Закона о госслужбе.

Обратите внимание! Трудовой кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом о госслужбе.

В силу ст. 31 Закона о госслужбе при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы служащему может быть предоставлена возможность замещения другой должности с учетом его квалификации, образования и стажа. Кроме этого, служащий может быть направлен на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. В случае отказа от замещения другой должности или прохождения переподготовки (повышения квалификации) служащий подлежит увольнению, но не в связи с ликвидацией или сокращением штата, а в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. При этом за два месяца он должен предупредить и профсоюзный орган (ст. 38 Закона о госслужбе). В течение этого срока в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих, по результатам которой служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а выходное пособие не выплачивается.

Подчеркнем: в силу ст. 31 Закона о госслужбе предложение служащему другой должности или переподготовки (повышения квалификации) является правом, а не обязанностью представителя нанимателя, что подтверждается и судебной практикой. Так, Московский городской суд при рассмотрении надзорной жалобы А. вынес определение от 09.04.2012, которым было отказано А. в признании незаконным приказа о ее увольнении с государственной гражданской службы, признании факта длительной дискриминации трудовых прав, восстановлении в должности и взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула.

Из материалов дела следует, что А. замещала должность начальника отдела нормативно-методической работы Департамента координации подготовки к Олимпийским играм Минрегиона. Приказом от 14.03.2011 А. уволена с государственной службы с указанной должности в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе. О сокращении должности государственной гражданской службы А. уведомлена 11.01.2011, с приказом об увольнении ознакомлена 14.03.2011. 15.03.2011 А. получила трудовую книжку на руки, о чем расписалась в журнале. А. считает, что в нарушение действующего законодательства при сокращении ее должности ей не предлагались другие имеющиеся вакантные должности. Это и послужило поводом обращения в суд. Однако во всех судебных инстанциях действия представителя нанимателя были признаны законными, поскольку в силу действующего законодательства, а именно ст. 31, 33 Закона о госслужбе и ст. 11 ТК РФ, в соответствии с которой на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законом не предусмотрена обязанность работодателя предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе. Это является лишь правом работодателя. Нарушений норм действующего законодательства при увольнении А. не установлено, у работодателя имелось основание для увольнения по п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе, поскольку должность А. была сокращена. Порядок увольнения представителем нанимателя был соблюден.

Отметим также, что поскольку ликвидация или сокращение штата не относится к увольнению по инициативе представителя нанимателя (как установлено ст. 81 ТК РФ), служащие лишаются некоторых гарантий. Например, не допускается увольнение с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания служащего в отпуске, в том числе по беременности и родам, и в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей.

К сведению. Постановлением КС РФ от 22.11.2011 N 25-П были признаны не соответствующими Конституции РФ п. 4 ст. 31, п. 6 ч. 1 ст. 33 и ст. 37 Закона о госслужбе в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя.

Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности не менее чем за два месяца. Возникает вопрос: а должен ли представитель нанимателя выплатить служащему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, согласно ст. 180 ТК РФ? Ведь ст. 31 Закона о госслужбе данное условие не предусмотрено. Поскольку данный вопрос для госслужащих не регулируется, представитель нанимателя должен действовать в соответствии со ст. 180 ТК РФ, то есть при расторжении служебного контракта ранее двух месяцев выплатить работникам компенсацию.

Оформляем расторжение контракта

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы (как и назначение на должность) оформляются правовым актом государственного органа (ст. 26, 33 ТК РФ). Что это за акт и по какой форме он должен быть составлен? Согласно Письму Минздравсоцразвития РФ от 02.04.2008 N 835-17, поскольку Законом о госслужбе не урегулирован вопрос о формах первичных учетных документах, то в силу правил ст. 73 данного закона для оформления отношений при поступлении, прохождении и прекращении государственной гражданской службы РФ применяются унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее — Постановление).

Согласно п. 2 Постановления унифицированные формы первичной учетной документации распространяются на организации, осуществляющие деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности. Использование унифицированных форм в государственных органах обязательно, но имеет особенности, касающиеся специфики этих учреждений.

Пунктом 1.1 Постановления в том числе утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету кадров: Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу», Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)».

Согласно Порядку применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденному Постановлением Госкомстата РФ от 24.03.1999 N 20, в унифицированные формы первичной учетной документации организация может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом унифицированных форм остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

Таким образом, для увольнения государственного служащего используется приказ унифицированной формы Т-8, но с применением установленной в Законе о госслужбе терминологии и с учетом особенностей порядка прохождения гражданской службы.

В приказе о расторжении служебного контракта и увольнении служащего по инициативе представителя нанимателя указываются реквизиты документа, послужившего основанием увольнения, например, при увольнении по медицинским показаниям — реквизиты медицинского заключения. Кроме этого, в некоторых случаях, прежде чем состоится увольнение служащего, должна быть соблюдена определенная процедура. Так, если гражданский служащий увольняется за однократное грубое нарушение должностных обязанностей, до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен провести служебную проверку в соответствии со ст. 59 Закона о госслужбе. Но в первую очередь у служащего необходимо запросить объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. При этом отказ от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (ст. 58 Закона о госслужбе).

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего и должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. При проведении служебной проверки должны быть установлены: факт совершения проступка; вина служащего; причины, способствовавшие совершению служащим проступка; характер и размер вреда, причиненного в результате проступка, и обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. Проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам госслужбы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя в форме письменного заключения, которое подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам госслужбы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Обратите внимание! Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть отстранен от замещаемой должности представителем нанимателя на время проведения проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения и не позднее шести месяцев со дня совершения, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. По результатам проверки представитель нанимателя составляет акт о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований для этого и вручает ему под расписку в течение пяти дней со дня издания.

В последний день исполнения должностных обязанностей гражданским служащим по письменному его заявлению представитель нанимателя обязан выдать трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет (ст. 36 Закона о госслужбе). Таким образом, в силу Закона о госслужбе служащий может получить трудовую книжку только на основании письменного заявления. Согласно же ст. 80 и 84.1 ТК РФ работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку без всякого заявления. Кроме этого, в силу ст. 234 ТК РФ за задержку выдачи трудовой книжки работодатель несет материальную ответственность.

Примечание. В связи с дисциплинарным взысканием гражданский служащий может быть не уволен, а включен в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

В данном случае согласимся с мнением специалистов, которые считают, что представитель нанимателя не должен требовать с работника письменное заявление, чтобы выдать ему трудовую книжку. Руководствоваться следует положениями ст. 80 и 84.1 ТК РФ: в день прекращения служебного контракта представитель нанимателя обязан выдать служащему трудовую книжку, а по письменному заявлению работника — заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Для гражданского служащего также установлена обязанность: в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее он обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (ст. 37 Закона о госслужбе).

Обратите внимание! При расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в трудовую книжку государственного гражданского служащего вносится запись об освобождении от замещаемой должности государственной службы и увольнении с государственной службы со ссылкой на соответствующий пункт ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе.

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с нее служащему также выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По его письменному заявлению неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения считается последний день отпуска (п. 13 ст. 46 Закона о госслужбе).

Сведения об увольнении с гражданской службы заносятся в личное дело служащего. При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа (п. 6 ст. 36 Закона о госслужбе).



 

Возможно, будет полезно почитать: