В каких случаях осуществляется эвакуация населения. Гражданская оборона

организованный вывоз или вывод раненых и больных, населения, военнопленных, поврежденного оружия и техники, военного имущества, хозяйственного оборудования, других материальных и культурных ценностей из районов боевых действий и районов, подвергшихся воздействию оружия массового поражения в безопасные районы. Осуществляется также Э. войск из районов, блокированных противником. Проводится с помощью эвакуационных средств.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭВАКУАЦИЯ

один из основных способов защиты населения в мирное время в чрезвычайных ситуациях. В отдельных ситуациях (например, возникновение зон катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с плотностями выше допустимых и др.) этот способ является наиболее эффективным способом защиты. Сущность Э. заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы. Классифицируются по видам опасности: Э. из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других; по способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом; по удаленности - локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта РФ, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах РФ); по временным показателям - временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты Э. населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная). Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) Э. населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Экстренная (безотлагательная) Э. населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая Э. и частичная Э. Общая Э. предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ (лицеев, колледжей и т.п.). Э. проводится, как правило, по территориально-производственному принципу. Одним из специфических способов эвакуации является рассредоточение населения. Рассредоточение населения - это организованный вывод его из потенциально опасных зон и размещение на безопасной территории. Планирование, организация и проведение Э. населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления ГОЧС. Организация медицинского обеспечения эвакоперевозок возлагается на органы здравоохранения. Дорожное обеспечение эвакомероприятий планируется и организуется органами, ведающими строительством и эксплуатацией автомобильных дорог. Проведение Э. населения из зоны чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае определяется условиями ее возникновения и развития.

Это ряд совокупных мероприятий, направленных защитить военные, экономические объекты, культурные и материальные ценности и население от чрезвычайных ситуаций (ЧС) в военное или мирное время, посредством вывода из зоны поражения (возможной или существующей).

Разновидности эвакуации

Рассмотрим, какие существуют виды эвакуации . Эвакуация бывает:

  • упреждающей - когда угроза ЧС возможна;
  • экстренной - когда ЧС уже существует.

При надвигающейся опасности - прогнозированного потопления, землетрясения и др., проводится упреждающая добровольная эвакуация .

Проводится из пораженных районов при уже существующей чрезвычайной ситуации.

Эвакуация проводится в самые короткие сроки, которые возможны. В первую очередь эвакуируются экономически и стратегически значимые для государства объекты. А так же работающие на них специалисты и их семьи. В военное время в первую очередь эвакуации попадают военные объекты: штабы, военная документация и архивы. Далее эвакуируется все остальное население зоны ЧС.

Эвакуация населения может быть частичной и массовой (общей).

  • При частичной эвакуируются дети, старики и инвалиды.
  • При общей эвакуируется, по возможности, все население, находящееся в зоне ЧС, зоне поражения.

Органы, ответственные за комплекс эвакуационных мероприятий

За проведение эвакуации отвечают определенные органы:

  • ЭК - эвакуационная комиссия;
  • ОГ - оперативная группа по вывозу населения;
  • ЭПК - эвакоприемная комиссия;
  • ППЭ - промежуточные пункты эвакуации;
  • СЭП - сборные эвакуационные пункты;
  • ГУ - группы управления на пеших маршрутах эвакуации;
  • ПЭП - приемные эвакуационные пункты;
  • Администрация ПП (ПВ) -транспортные погрузки или выгрузки культурных и материальных ценностей.

Виды эвакуации:

Все планирование эвакуационных мероприятий проводится по вертикали власти: Государство - республика - область - регион- населенный пункт - район - предприятие . Для четкой бесперебойной работы эвакуационных органов разрабатываются все виды обеспечения:

  • радиационная, химическая, медицинская, инженерная, биологическая разведка;
  • обеспечение транспортом;
  • обеспечение медицинскими пунктами и медикаментами;
  • обеспечение и охрана порядка;
  • обеспечение транспортом.

Классификация видов эвакуации населения:

Эвакомероприятия проводятся для достижения ряда целей, а именно для максимального снижения потерь среди населения и сохранения кадров и специалистов. Кроме этого, для государства важно продолжение работы экономических и стратегических объектов, которые тоже по возможности эвакуируются вместе с оборудованием. В военное время за зоной поражения силами эвакуированных граждан создаются новые группировки сил и средств обороны. Обеспечиваются сохранность материальных и культурных ценностей.

Сводная таблица видов эвакуации населения

Таблица 3. Сводная таблица видов эвакуации населения
По опасности из зон возможных и реальных ЧС

1. Химического заражения

2. Радиоактивного заражения

3. Биологического заражения

4. Разрушений

5. Затоплений

6. Катастроф

По способу эвакуации

1. Всеми видами транспорта

2. Пешим ходом

3. Комбинированно

По удаленности (масштабности)

1. Местная

2. Региональная

3. Государственная

По длительности

1. Временная (на несколько суток)

2. Среднесрочная (до 1 месяца)

3. Долгосрочная\продолжительная (более 1 месяца)

По времени начала

1. Заблаговременная (упреждающая)

2. Экстренная (срочная)

Законодательно определен перечень материальных и культурных ценностей, которые подлежат эвакуации в первую очередь. Также существует определенный регламент эвакуационных мероприятий относительно населения по группам и категориям.

Абсолютно точно определены предприятия и категории работников, которые должны быть эвакуированы в первую очередь. Ряд Приказов МЧС регулируют весь порядок эвакуационных мер для организаций, при различных видах поражений населенных пунктов.

  1. Разрабатывается и утверждается план эвакуации, он содержит разделы плановых мероприятий по разработке и ликвидации ЧС.
  2. Регламентируется порядок оповещения населения об эвакуационных мероприятиях, времени проведения и организационных вопросах.
  3. Определяется перечень эвакуационных пунктов и их адреса.
  4. Группируются граждане, подлежащие эвакуации.
  5. Определяются районы, куда будут эвакуированы люди, ценности, объекты.
  6. Создаются условия для приема эвакуированных.
  7. Точно определяются все маршруты пешей и транспортной эвакуации.
  8. Проводятся комплексные мероприятия по разведке местности соответствующими специалистами для дальнейшей оперативной ликвидации последствий и очистки территории ЧС.


«Эвакуация населения как один из видов гражданской защиты населения»

План

Введение

1. Эвакуация и рассредоточение городского населения. Эвакуационные органы

2. Организация инженерной защиты населения

3. Материал и методы исследования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Защита населения в чрезвычайных ситуациях - одна из главных задач гражданской обороны. Объем и характер защитных мероприятий опре­деляются особенностями отдельных районов и объектов, а также вероят­ной обстановки, которая может сло­житься в результате, химического, бак­териологического (биологического) и других видов заражения. Защита населения при возникновении чрезвычайных ситуа­ций в условиях мирного и военного времени организуется и осуществляется в соответствии с определенными принципами, основными из которых являются:

1. Постоянное руководство проведением мероприятий по защите населения со стороны советских органов, руководителей министерств, ведомств и объектов народного хозяйства.

2. Мероприятия по защите населения заблаговременно пла­нируются и проводятся по всей территории страны во всех го­родах, населенных пунктах и на всех объектах народного хо­зяйства.

3. Защита населения планируется и проводится дифферен­цирование с учетом политического, экономического и оборон­ного значения экономических районов, городов и объектов на­родного хозяйства.

4. Мероприятия по защите населения планируются и прово­дятся во взаимодействии с мероприятиями, проводимыми Во­оруженными Силами Украины.

5. Мероприятия по защите населения планируются и осу­ществляются в комплексе с планами экономического и социаль­ного развития республики, края, области, города и объекта народного хозяйства.

Под режимом защиты понимается применения средств и способов защиты людей, предусматривающий максимальное уменьшение возможных случаев заражения, отравления либо облучения людей и наиболее целесообразные их действия в зоне поражения.

Способами защиты населения являются:

1. своевременное оповещение населения;

2. мероприятия противорадиационной и противохимической за­щиты (ПР и ПХЗ);

3. укрытие в защитных сооружениях;

4. использование средств индивидуальной защиты;

5. проведение эвакомероприятий (рассредоточения и эвакуа­ции населения из городов в загородную зону).

Помимо этого организуется и про­водится всеобщее обязательное обуче­ние населения способам защиты. Также проводится защита продовольствия, сооружений на систе­мах водоснабжения и водозаборов на подземных источниках воды от зара­жения радиоактивными, отравляющи­ми веществами и бактериальными средствами, радиационная, химичес­кая и бактериологическая разведка, установление режимов защиты рабо­чих, служащих и производственной деятельности объектов, а также дози­метрический и лабораторный (химиче­ский и бактериологический) контроль. Планируются профилактические про­тивопожарные, противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприя­тия, спасательные и неотложные ава­рийно - восстановительные работы (СНАВР) в очагах поражения, сани­тарная обработка людей, обеззаражи­вание техники, одежды, обуви, терри­тории и сооружений.

1. Эвакуация и рассредоточение городского населения

Эвакуация и рассредоточение городского населения - один из способов защиты населения. Он во много раз снижает плотность населения городов, а следовательно, и потери населения могут быть значительно уменьшены.

Эвакуация - организованный вывод (вывоз) населения, не занятого в сфере производства, в том числе учащихся и студентов учебных заведений, из городов в загородную зону.

Рассредоточение - организованный вывоз из городов рабочих и служащих объектов, работающих в военное время, и их размещение в загородной зоне для отдыха.

Рассредоточение рабочих и служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу. При этом сохраняется целостность предприятия, облегчается отправка рабочих смен на работу, медицинское обслуживание и обеспечение питанием.

Для проведения эвакуации и рассредоточения используются все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный). В целях проведения эвакуации в сжатые сроки основная часть населения выводится из городов в пешем порядке, остальная часть вывозится транспортом до мест размещения в загородной зоне.

Руководят рассредоточением рабочих и служащих и эвакуацией остального населения штабы гражданской обороны всех уровней. Оповещают население об эвакуации штабы ГО с помощью средств массовой информации: по радио, телевидению, через печать, а также через ЖЭК (домоуправления).

На каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, ЖЭК, домоуправлении заблаговременно составляют эвакуационные списки на всех рабочих, служащих и членов их семей. Списки и паспорта (удостоверения личности) эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.

Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения населения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, Дворцах культуры, школах и других общественных зданиях. Каждому СЭП приписывается порядковый номер.

К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах ЖЭК (домоуправлений), расположенных в этом районе.

Эвакуационные органы

Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий решениями начальников Гражданской обороны территориальных и отраслевых (объектовых) органонов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управления ГОЧС и службами гражданской обороны.

Заблаговременно (в мирное время) формируются следующие эвакоорганы:

- эвакуационные комиссии - республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктах и объектовые;

- сборные эвакуационные пункты (СЭП) - городские и объектовые;

- эвакуационные приемные комиссии - при органах местного самоуправления;

- промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

- приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

- оперативные группы (ОГ) - по организации вызова эваконаселения;

Группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

Администрация пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

Эвакуационные органы в практической деятельности руководствуются федеральным законом «О гражданской обороне», другими нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и рекомендациями соответствующих органов управления ГОЧС. Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов Украины и органов местного самоуправления, отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии - заместителями руководителей отраслей (объектов) экономики.

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, органов управления ГОЧС. Эвакуационная комиссия объекта занимается всеми вопросами по организации рассредоточения и эвакуации рабочих и служащих. На каждом предприятии, в учреждении: РЭУ заблаговременно составляет эвакуационные списки, которые с паспортами являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.

Принцип составления списков :

1. Работающие мужчины вносятся в списки на рассредоточение и эвакуацию на том предприятии, где они работают. Жена работающего и нетрудоспособные члены семьи вносятся в списки на предприятии мужав том случае, если жена не работает или работает на том же предприятии.

2. Работающие женщины вносятся в списки на рассредоточение и эвакуацию по месту работы. В эти же списки вносятся все члены семьи, проживающие вместе с работницей.

3. Неработающие одинокие люди и пенсионеры вносятся в списки на эвакуацию ЖЭК и приписываются к ближайшим СЭПам.

Порядок проведения эвакуации. Действия населения при эвакуации

Эвакуация проводится в кротчайшие сроки после ее объявления. Для осуществления этого мероприятия используются все виды транспорта, не занятого неотложными производственными и хозяйственными перевозками. С получением распоряжения на проведение эвакуации начальники и органы управления ГО города (района) совместно с эвакуационными комиссиями и службами ГО в соответствии с определенными планами проводят оповещение руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, домоуправлений и так далее, а через них - рабочих, служащих, их семей и всего остального населения о времени прибытия на сборные эвакопункты для эвакуации.

Для оповещения населения используются устройства различного рода, а также средства массовой информации - радио, телевидение, печать и т.д. Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). СЭП предназначены для сбора, регистрации и организованной отправки населения. Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных платформ, портов и пристаней, к которым приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах РЭУ, расположенных в этом районе.

Рассредоточение рабочих и служащих в загородную зону производится также с СЭПов. Рассредоточение рабочих и служащих производится на расстоянии 2-х часового переезда от города до места размещения. Находясь на СЭП всем следует внимательно слушать распоряжения органов ГО и ЧС. Люди на СЭП должны находиться не более 1 часа. Успех эвакуации во многом будет зависеть от самого населения - от его организованности, дисциплинированности и подготовленности к этому мероприятию. Узнав о предстоящей эвакуации, граждане должны немедленно подготовиться к выезду (выходу) за город: собрать необходимые вещи, подготовить средства индивидуальной защиты (обязательно средства защиты органов дыхания), документы и деньги; в квартире (доме) снять гардины и занавеси с окон, убрать в затененные места легковоспламеняющиеся предметы (вещи), необходимо отключить газ, электроприборы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эвакуация населения

Введение

Эвакуация является одним из способов защиты населения. Это вывоз (или вывод) людей из опасных районов. Она может быть применена как в мирное, так и военное время.

Эвакуация как способ защиты населения используется давно. Особенно больших масштабов она достигла в годы Великой Отечественной войны. Из европейской части страны эвакуировались заводы с рабочими, служащими и их семьями. В течение июля - ноября 1941 г. в глубокий тыл перебазировалось более 1500 промышленных предприятий.

Актуальность эвакуации как способа защиты населения в военное и мирное время за последние годы не только не снизилась, но и возросла. Практика современной жизни говорит о том, что население всё чаще подвергается опасностям в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспорте. Возьмём, к примеру, стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, сходы снежных лавин, селевые потоки, оползни, массовые лесные пожары. В этих случаях почти всегда приходится прибегать к эвакуации.

Всем печально известно землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года. Из гг. Ленинакан, Кировакан, Спитак, Степанаван, из других подвергшихся разрушениям населённых пунктов было эвакуировано более 110 тыс. детей, женщин, стариков. Эвакуационные мероприятия возможны при авариях на атомных электростанциях, при выбросах и разливах АХОВ и биологически вредных веществ, при крупных пожарах на нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводах.

Цель данной работы проанализировать и обобщить требования руководящих документов по организации, планированию и проведению эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

1. Эвакуация населения в мирное время

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации (ЧС) или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах - далее безопасные районы.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС).

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города(вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и ПТУ. Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям. Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере отвечает требованию по осуществлению эвакомероприятий из зон ЧС (при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС) в максимально сжатые сроки.

Эвакуированное население размещается в безопасных районах на пунктах временного размещения (ПВР) или пунктах длительного проживания (ПДП) в зависимости от обстановки.

Рассмотрим особенности эвакуации населения при различных чрезвычайных ситуациях.

Руководство началом и проведением эвакуации осуществляет КЧС края, области, города, района через руководящий состав ОЭ.

Население об эвакуации оповещается по автоматизированным системам централизованного оповещения (радио, телевидение, телефонной сети), по громкоговорителям, установленным на улицах и на машинах службы охраны общественного порядка.

При авариях и стихийных бедствиях эвакуация населения осуществляется без развертывания сборных эвакопунктов. Задачи СЭП, в этих случаях возлагаются на эвакуационные оперативные группы, в которые входят представители групп учета и регистрации СЭП, транспортного обеспечения, охраны общественного порядка и др.

На каждом маршруте на внешней границе зон возможного загрязнения создаются промежуточные пункты эвакуации.

Эвакуация осуществляется комбинированным способом. Все транспортные средства привлекаются независимо от их ведомственной принадлежности. Транспорт, находившийся на загрязненной территории используется только по зараженной местности. "Чистый" транспорт используется для вывоза населения с ППЭ к местам расселения.

Для перевозки людей применяются транспортные средства с повышенными защитными свойствами. Для соответствующего оборудования автобусов и грузовых автомобилей заранее накапливаются специальные материалы, а водители обучаются действиям в чрезвычайных ситуациях.

Для подмены водительского состава из числа водителей создаются 2-3 дублирующих состава для работы в чрезвычайных ситуациях.

Личный транспорт используется для вывоза владельцев машин.

Решение на проведение эвакомероприятий в мирное время принимают местные органы власти в отличии от военного времени, когда решение на проведение эвакомероприятий принимает Правительство РФ.

Например, когда при аварии на ЧАЭС решение на проведение эвакуации населения из г. Припяти было принято несвоевременно, при высоких уровнях радиации, вследствие чего население получило необоснованно высокие дозы облучения. Такое стало возможным в результате того, что местные органы власти не имели полномочий на принятие решения на проведение эвакуации.

По опыту Чернобыльской аварии транспорт для эвакуации населения подавался непосредственно к местам проживания людей. Затем население вывозилось сразу к местам расселения. При такой эвакуации транспорт, пройдя по загрязненной территории, сам становился источником радиоактивного излучения. Уже на вторые сутки после аварии был организован дозиметрический контроль на московской кольцевой автодороге. Проверка показала, что уже на вторые сутки в Москву стали прибывать радиоактивно загрязненные автомобили. "Чистый" транспорт должен использоваться на незараженной территории, перевозить эваконаселение с ППЭ до мест расселения.

2. Особенности эвакуации населения при производственных авариях на химически опасных объектах

Оповещение о производственной аварии с выбросом АХОВ осуществляет дежурный диспетчер химически опасного объекта. Ответственность за оповещение несет начальник ГО объекта.

Методика проведения эвакомероприятий при аварии на химически опасном объекте основана на том, что эвакуация населения проводится в экстремальных условиях в крайне ограниченные сроки. Проводить в этих условиях развертывание СЭП и сбор людей нецелесообразно. Создаются эвакуационные группы с включением в их состав подвижных групп службы ООП, центральные диспетчерские пункты подачи транспорта и приемные эвакопункты за приделами зон заражения. На участках территории, попадающих в зону химического заражения, в течение короткого промежутка времени осуществить плановые эвакомероприятия с использованием транспорта невозможно, поэтому в этом случае с получением сигнала об аварии планируется самостоятельный выход населения из зоны заражения пешим порядком по заранее доведенным кратчайшим путям.

Очередность эвакуации населения транспортом и маршруты его движения определяются возможной химической обстановкой. В первую очередь эвакуируется та часть населения, которая попадает в зону чрезвычайно опасного химического заражения, затем все детские и учебные учреждения, а затем все остальное население, попадающее в зону химического заражения.

Материальные ценности из зоны возможного химического заражения к вывозу, как правило не планируются. На всех маршрутах эвакуации из зон возможного химического заражения выставляются посты службы ООП с целью исключения проникновения населения и транспорта в опасную зону.

После проведения работ по обеззараживанию территории, ликвидации последствий химического заражения председатель КЧС решает вопрос о проведении реэвакуации населения.

3. Особенности эвакуации из зон возможного катастрофического затопления

Эвакуация из зон возможного катастрофического затопления осуществляется комбинированным способом.

Оповещение населения, предприятий, учреждений и организаций об опасности катастрофического затопления возлагается на начальников гражданской обороны автономных республик, краев, областей, городов и районов.

Начальник гражданской обороны объекта несет ответственность за оповещение об угрозе катастрофического затопления непосредственно на объекте.

При возникновении реальной угрозы затопления, по системе оповещения передается распоряжение на эвакуацию населения, рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций из зоны 4-х часового добегания волны прорыва и в первую очередь - на зоны чрезвычайного опасного затопления (граница участка, к которому фронт волны прорыва подойдет не позднее 1 часа с момента разрушения гидроузла).

Из остальной части зоны возможного затопления эвакуация проводится с получением сигнала о катастрофическом затоплении.

Методика проведения и организации эвакуации из зоны затопления остается такой же, как и при проведении эвакуации из зоны химического заражения, создаются оперативные эвакуационные группы на транспортных средствах с включением в их состав групп ООП и оповестителей. Оперативные группы создаются на базе администрации сборных эвакопунктов ЖЭК, ДЭЗ, ДУ. Их количество и состав определяются количеством проживающего населения, попавшего в зону затопления.

На не затапливаемой территории создаются приемные эвакопункты. На них возлагают задачи по приему и размещению населения.

Эвакуированное население размещается в заблаговременно подготовленных районах в населенных пунктах, находящихся вблизи зон затопления.

Время нахождения населения в районах размещения определяется временем спада воды в зоне затопления.

4. Особенности эвакуации в военное время

Эвакуация населения в военное время производится из: категорированных городов; населенных пунктов, имеющих ОЭ особой важности или ж/д станций 1-ой категории; из населенных пунктов, попадающих в зоны возможных катастрофических затоплений с добеганием волны прорыва до населенного пункта в течение 4 часов (из этих населенных пунктов эвакуация планируется и проводится заблаговременно, до нанесения противником удара по гидросооружениям); из 30-км зоны вокруг АЭС.

В условиях неполной обеспеченности защитными сооружениями рабочих, служащих и остального населения городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и других населенных пунктов, являющихся вероятными объектами поражения потенциального противника, проведение эвакуационных мероприятий по вывозу (выводу) населения этих городов и размещению его в загородной зоне является основным, необходимым способом его защиты от современных средств поражения.

В дальнейшем города, отнесенные к группам по гражданской обороне, и другие населенные пункты, являющиеся вероятными объектами поражения потенциального противника (имеющие объекты особой важности или железнодорожные станции 1-й категории по гражданской обороне; расположенные в зонах возможных сильных разрушений, в приграничных зонах или в зонах возможного катастрофического затопления - 4-х часового добегания волны прорыва плотины гидротехнического сооружения), из которых планируется проведение эвакомероприятий, будут называться "категорированными городами".

В целях организованного проведения эвакуационных мероприятий в максимально сжатые (короткие) сроки планирование и всесторонняя подготовка их производиться заблаговременно (в мирное время), а осуществление - в период перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, при угрозе применения потенциальным противником средств поражения или в условиях начавшейся войны (вооруженного конфликта)

Эвакомероприятия планируются и осуществляются в целях:

Снижения вероятных потерь населения категорированных городов и сохранения квалифицированных кадров специалистов;

Обеспечение устойчивого функционирования объектов экономики, продолжающих свою производственную деятельность в военное время;

Обеспечение условий создания группировок сил и средств гражданской обороны в загородной зоне для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения при ликвидации последствий применения потенциальным противником современных средств поражения.

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Рассредоточиваемые рабочие и служащие размещаются в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны, вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.

Для вывоза населения по железной дороге и водными путями используется не только пассажирский транспорт, но и товарные вагоны, грузовые суда и баржи. Предусматривается более уплотнённая загрузка вагонов, а также увеличение длины железнодорожного состава.

При перевозке людей автотранспортом, кроме автобусов, используются приспособленные для этой цели грузовики и автоприцепы. Не исключено использование и личного транспорта. Все автомашины следуют не разрозненно, а колонной, по возможности в сопровождении ГИБДД. Посадку организуют старшие по вагонам и автомашинам. В пути следования запрещается на остановках переходить из машины в машину, из вагона в вагон без разрешения старших. По прибытии на станцию (пристань) высадка производится только по команде начальника эшелона, автомобильной колонны.

Вывод населения пешим порядком осуществляется преимущественно по дорогам, в отдельных случаях по обочинам и обозначенным маршрутам вне дорог. Колонны эвакуируемых формируются на предприятиях (в учреждениях, по месту жительства). Численность их может быть самая различная. Для удобства управления колонна разбивается на части -- коллективы цехов и другие производственные подразделения, а внутри ещё подразделяется на группы по 20--30 человек. В каждой колонне назначается начальник, а в группе -- старший.

Средняя скорость движения принимается не более 4 км/ч. Через каждый 1--1,5 ч. движения предусматривается малый привал продолжительностью 10--15 мин., а после второй половины перехода -- большой привал на 1-2 ч. Весь переход завершается прибытием в конечный пункт эвакуации.

По прибытии к месту назначения все организованно проходят регистрацию на ПЭП и в сопровождении старших расходятся по улицам и домам. Прибывшие не имеют права самостоятельно, без разрешения местных эвакуационных органов, выбирать места для проживания и перемещаться из одного населённого пункта в другой.

Размещение эваконаселения в загородной зоне планируется, как правило на территории своей республики, края, области, с учетом местных условий.

Каждому объекту экономики заблаговременно (в мирное время) определяется база и назначается (выделяется) район (пункт) размещения в загородной зоне. Районы размещения эваконаселения в загородной зоне согласовываются с органами военного управления (штабами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Выбор районов размещения эвакуируемого населения осуществляется эвакуационными комиссиями и органами управления ГОЧС субъектов Российской Федерации на основе сравнительной оценки возможностей по удовлетворению потребностей населения по нормам военного времени в жилье, защитных сооружениях, воде и других видах первоочередного жизнеобеспечения; условий для создания группировок сил Гражданской Обороны, предназначенных для ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения; возможностей дорожно-транспортной сети; возможностей выполнения работ по форсированной подготовке простейших защитных сооружений и жилья в ходе перевода гражданской обороны с мирного на военное положение за счет местных ресурсов.

Население, эвакуируемое из зон возможного катастрофического затопления, размещается в ближайших населенных пунктах на не затапливаемой территории.

Весь жилой фонд и фонд зданий общественного и административного назначения с момента объявления эвакуации передается в распоряжение начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Эвакуируемое население размещается в общественных и административных зданиях (санаториях, пансионатах, домах отдыха, детских оздоровительных лагерях и т. д.), жилых домах независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в отапливаемых домах дачных кооперативов и садоводческих товариществ на основании ордеров(предписаний), выдаваемых органами местного самоуправления.

При переработке и корректировке планов эвакуации смена районов размещения допускается только в исключительных случаях.

Заключение

Практика современной жизни говорит о том, что население все чаще подвергается опасностям в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспорте.

Для организованного проведения эвакуации населения заблаговременно (в мирное время) планируются, подготавливаются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: связи и оповещения, транспортному, медицинскому, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, финансовому, разведке и коммунально-бытовому.

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или Начальника Гражданской обороны Российской Федерации Председателя Правительства Российской Федерации и в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, по решению Начальника гражданской обороны субъектов Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.

Наиболее сложные мероприятия, требующие специальной подготовки и применения технических средств (проведение химического и дозиметрического контроля сооружений и коллективных средств защиты, осмотр и подготовка средств индивидуальной защиты и обеспечение ими эваконаселения, проведение санитарной обработки населения, обеззараживание материальных и транспортных средств, местности, дорог и сооружений) проводятся с привлечением специальных формирований противорадиационной и противо - химической защиты, войсковых частей и подразделений химической защиты ГО и Вооруженных Сил РФ в порядке взаимодействия. Итак, в чрезвычайных ситуациях эвакуация крайне необходима и порой является надежным единственным способом защиты.

Список литературы

1. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

2. Федеральный закон "О гражданской обороне"

3. Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. ВНИИ ГОЧС

4. Руководство по организации планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения в военное время. ВНИИ ГОЧС

5. Зашиты населения в чрезвычайных ситуациях // Сборник методических разработок для проведения занятий с населением но тематике ГО и ЧС. Выпуск № 2 - М.: Военные знания, 1996

7. Основы безопасности жизнедеятельности / Под ред. А. Т. Смирнова - АСТ Лтд, М., 1999г с.104-107

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и сущность эвакуации, ее роль и значение. Организация эвакуации населения, эвакуационные органы, их структура и задачи. Проведение эвакуации населения, его организация и особенности. Комплекс мероприятий для обеспечения безопасности для населения.

    реферат , добавлен 08.02.2009

    Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Принципы и способы эвакуации населения. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации. Действия населения при эвакуации. Организация инженерной защиты населения.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2007

    Рассредоточение и эвакуация населения как важнейший способ защиты жителей крупных городов. Организация и проведение рассредоточения и эвакуации населения, требования, предъявляемые к данному процессу. Прием и размещение рассредоточиваемого населения.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2013

    Эвакуация - способ защиты населения. Сущность и способы эвакуации, особенности ее организации. Мероприятия по обеспечению эвакуируемого населения. Пример расчета сил и средств по отдельным видам обеспечения эвакомероприятий населения и работающих.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2010

    Понятие землетрясений, цунами, наводнений, оползней и ураганов как основных видов стихийных бедствий. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Способы улучшения защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. Правила эвакуации населения.

    реферат , добавлен 20.09.2014

    Порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Исследование структуры и задач эвакуационных органов. Особенности планирования, организации и обеспечения эвакуационных мероприятий. Виды эвакуации в военное время.

    презентация , добавлен 11.03.2015

    Принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, его своевременное оповещение и информирование о угрозе возникновения опасности. Укрытие людей в защитных сооружениях. Рассредоточение и эвакуация населения. Использование средств индивидуальной защиты.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2015

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ. Задачи и структура РСЧС. Организация защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время. Особенности и организация эвакуации из зон ЧС.

    лекция , добавлен 23.01.2012

    дипломная работа , добавлен 03.07.2015

    Характеристика сущности и правил проведения эвакуации населения - организованного вывода (вывоза) населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций и размещение в безопасных районах. Группы населения при планировании эвакуации.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. При возникновении катастрофического затопления, длительном радиоактивном загрязнении местности этот способ является наиболее эффективным.

Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения в безопасных районах. Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет выведено в безопасные районы за границы зоны действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

1 По видам опасности:

эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, катастрофического затопления и др.

2 По способам эвакуации:

  • пешим порядком;
  • различными видами транспорта;
  • комбинированный способ.

3 По удаленности:

  • локальная (в пределах города, населенного пункта, района);
  • местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования);
  • региональная (в границах федерального округа);
  • государственная (в пределах Российской Федерации).

4 По длительности проведения:

  • временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток);
  • среднесрочная – до 1 месяца;
  • продолжительная – более месяца.

5 По времени начала проведения:

  • упреждающая (заблаговременная);
  • экстренная (безотлагательная).

I. Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения :

  • технологической аварии на потенциально опасных объектах;
  • стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.).

Основанием для проведения эвакуации населения является прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.

II. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения проводится в случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими последствиями. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации осуществляется при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации

Варианты проведения эвакуации населения:

  • Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.
  • Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т.п.

Выбор вариантов проведения эвакуации зависит от масштабов бедствия и характера опасности, достоверности прогноза опасности, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне ЧС. Основание для принятия решения об эвакуации - наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.

В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

Основы подготовки эвакуации:

Для подготовки к эвакуации заблаговременно проводят подготовительные мероприятия:

1. Разработка планов эвакуации, согласованных с органами власти и гражданской обороны. В Плане эвакуации определяются:

  • маршрут движения;
  • места малых и больших привалов;
  • график вывоза из зон поражения;
  • районы эвакуации;
  • транспортные средства эвакуации;
  • порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты, продуктами питания и водой;
  • перечень должностных лиц, ответственных за эвакуацию;
  • другая информация.

2. Подготовка системы пунктов временного размещения и длительного проживания населения.

3. Подготовка транспорта.

4. Подготовка производственного персонала и населения к эвакуации путем проведения специальных занятий и учений.

5. Разработка схемы эвакуации – нанесение на план местности маршрутов, мест привалов, пунктов питания и медицинского обслуживания, выдачи средств индивидуальной защиты, сборных и приемных эвакопунктов и т. д.

Общие обязанности эвакуируемых.

Для оповещения населения вначале включаются сирены, подаются прерывистые гудки на предприятиях. Они означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, надо включить телевизор, радиоприемник или подключиться к новостям интернета, чтобы узнать о сообщениях городских властей или управления МЧС.

В МЧС на каждую наиболее опасную ситуацию заготовлено специальное сообщение, например:

«Внимание всем! Говорит Управление МЧС по городу…. Граждане! В связи с сильным ветром и ливневыми дождями в городе в ближайшие часы возможны нарушения энергоснабжения, обрывы проводов, падения деревьев, затопление улиц и подвалов. Применяйте все необходимые меры предосторожности. Дополнительную информацию слушайте через 30 минут».

Таким образом, оповещение – это предупреждение о надвигающейся катастрофе, стихийном бедствии или ином бедствии.

Услышав сообщение МЧС, надо передать его тем людям, которые об оповещении не слышали; если необходимо, следует собрать самые нужные вещи: документы, одежду, продукты и быть в готовности к выполнению последующих указаний управления МЧС и местных властей.

I. При объявлении эвакуации:

1. Подготовить личные вещи и документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, свидетельство о рождении – для детей).

2. Уложить все вещи в чемодан, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепить ярлык с указанием ФИО, постоянного адреса и места эвакуации.

3. Детям на одежду пришить метки из белой ткани с указанием ФИО, года рождения, адреса проживания родителей и конечного пункта эвакуации.

4. Взять с собой дополнительную одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух-трёхсуточный запас продуктов питания.



5. В квартире отключить газ, электроприборы, снять занавески с окон, закрыть форточки. Легковоспламеняющиеся вещи поставить в простенки квартиры.

6. Закрыть квартиру.

7. Прибыть к назначенному сроку на эвакуационный пункт.

II. При прибытии на сборный эвакуационный пункт:

  1. Пройти регистрацию.
  2. Поддерживать дисциплину и порядок.
  3. Выполнять указания должностных лиц администрации эвакуационного пункта.




 

Возможно, будет полезно почитать: