Ведение гражданской обороны. Понятие, порядок, цели и основания введения режима военного положения Или отдельных ее местностях

Процедуру введения и осуществления специальных административноправовых режимов можно разделить на ряд стадий.

1. Ведение специального режима. Информирование заинтересованных субъектов о введении специального режима.

2. Осуществление специального административного режима.

3. Отмена или прекращение специального административно-правового режима. Информирование заинтересованных субъектов об отмене или прекращении специальных административно-правовых режимов.

Введение специального режима является первой стадий процедуры введения и осуществления режима. Рассмотрим стадию введения специальных режимов на примере режимов чрезвычайного и военного положения, контртеррористической операции.

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Г осударственной Думе.

Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" устанавливает, что чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя

Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные,

межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

1) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

2) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

3) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

4) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

5) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

6) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

7) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

После обнародования такого указа члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ в возможно короткие сроки без специального вызова. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания РФ в качестве первоочередного.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания РФ, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится также указом Президента Российской Федерации, который незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации и Г осударственной Думе Федерального Собрания РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 87 Конституции РФ основанием для введения Президентом РФ военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

В соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или берегов;

4) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии;

5) другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным актам агрессии.

В указе Президента Российской Федерации о введении военного положения должны быть определены: обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которых начинает действовать военное положение; границы территории, на которой вводится военное положение.

Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение "48 часов с момента получения этого указа.

Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением. В случае, если указ Президента Российской Федерации о введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации.

Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

Правовой режим контртеррористической операции вводится в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Федеральный закон «О противодействии терроризму» детально регламентирует условия проведения контртеррористической операции.

Контртеррористическая операция проводится не во всех случаях пресечения террористического акта, а только при условии, если его ликвидация иными силами или способами невозможна.

Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности (Директор ФСБ РФ), либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

В случае, если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, Директор ФСБ России уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.

Руководство контртеррористической операцией осуществляет ее руководитель, который несет персональную ответственность за ее проведение.

Руководитель контртеррористической операции:

1) определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включенных в состав оперативного штаба;

2) определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;

3) отдает распоряжения оперативному штабу о подготовке расчетов и предложений по проведению контртеррористической операции;

4) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Федеральной службы безопасности России, согласованными с Министерством обороны, МВД РФ, Министерством юстиции, Министерством иностранных дел, МЧС РФ, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;

5) определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;

6) определяет территорию (объекты), в пределах которой вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 11 Федерального закона №35, о чем незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции;

7) принимает решение и отдает боевое распоряжение (боевой приказ) о проведении контртеррористической операции;

8) реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.

Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.

Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств, в ее состав могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, определяются федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

1) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;

2) местный уровень реагирования:

решением главы поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного поселения;

решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного

самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселенную территорию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района;

решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного

самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа;

3) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования -

решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

4) федеральный уровень реагирования - решением Правительства Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации.

Решением Президента Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации сил и средств федеральных органов исполнительной власти, в том числе специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, устанавливается особый уровень реагирования.

Информирование заинтересованных субъектов о введении специального административно-правового режима происходит следующим образом.

В случае введения чрезвычайного или военного положения федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, согласно международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и информирует Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанным международным договорам, об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения (ст. 37 ФКЗ "О чрезвычайном положении", ст. 22 ФКЗ "О военном положении").

В случае введения чрезвычайного положения в отдельных местностях Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, в течение суток с момента принятия Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановления об утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения (ст. 38 ФКЗ "О чрезвычайном положении").

В случае введения военного положения информирование государств - участников Организации Объединенных Наций осуществляется через Генерального Секретаря ООН.

Решение о введении правового режима контртеррористической операции, включая определение территории, перечня объектов, в пределах которой такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений также подлежат незамедлительному обнародованию.

Вторая стадия - осуществление специального административноправового режима.

Процедура осуществления режима чрезвычайного положения предполагает, прежде всего, применение временных мер и ограничений, которые указаны в ст. 11-13 ФКЗ "О чрезвычайном положении".

На территории, на которой введено чрезвычайное положение не проводятся выборы и референдум.

Президент РФ вправе приостановить действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В исключительных случаях могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.

В условиях чрезвычайного положения могут создаваться органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Указом Президента Российской Федерации может вводиться особое управление этой территорией путем создания:

а) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

При необходимости введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, Президент Российской Федерации обращается к населению территории, на которой введено чрезвычайное положение, и должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на данной территории, с предупреждением о возможности введения особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, либо федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Указанное обращение доводится до сведения населения территории, на которой введено чрезвычайное положение, через средства массовой информации.

Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, действует на основании положения, утверждаемого Президентом Российской Федерации, ему могут быть переданы полностью или частично полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение.

В случае, если на территории, на которой введено чрезвычайное положение, создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения чрезвычайного положения, может быть создан федеральный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. При этом временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, прекращает свои полномочия.

Руководитель федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, назначается Президентом Российской Федерации. Положение о федеральном органе управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, утверждается Президентом Российской Федерации.

При введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания федерального органа управления, осуществление полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих на указанной территории, приостанавливается, а их функции возлагаются на федеральный орган управления.

Органы особого управления вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.

Организации, должностные лица и граждане, находящиеся на территории, на которой введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку органам особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и выполнять приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.

Законодательство определяет особый порядок задержания граждан, нарушивших комендантский час. Граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру.

Обеспечение режима военного положения осуществляется органами государственной власти и органами военного управления в соответствии с полномочиями, предоставленными им действующим законодательством, путем применения мер, предусмотренных Федеральным конституционным законом "О военном положении".

Органы местного самоуправления оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения.

В период действия военного положения указом Президента Российской Федерации могут быть определены федеральные органы исполнительной власти, которыми он осуществляет руководство по вопросам обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, режима военного положения.

Указом Президента Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти могут быть перераспределены исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, режима военного положения.

Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок осуществления полномочий и процедура деятельности которых регулируются принимаемыми ими регламентами, при введении военного положения вносят в указанные регламенты необходимые изменения, учитывающие особенности режима военного положения.

На территории (объектах), в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений, перечень которых закреплен в ст.11 Федерального закона №35:

1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;

6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.

12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Необходимо отметить, что на отдельных участках территории (объектах), в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, может устанавливаться как весь комплекс мер и временных ограничений, перечисленных выше, так и отдельные меры и временные ограничения.

При введении режима чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, определенные законодательством, может определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

1) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

2) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

3) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

4) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

5) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Координационными органами единой системы являются:

на федеральном уровне - Правительственная комиссия по

предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

На региональном, муниципальном и объектовом уровнях - соответствующими комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной

В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Третья стадия - отмена или прекращение специального административно-правового режима

Отмена чрезвычайного положения происходит по истечении 30 суток, если оно вводилось на всей территории РФ, или по истечении 60 суток, если оно вводилось на ее отдельных местностях. По истечении указанных сроков чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президент РФ досрочно отменяет чрезвычайное положение полностью или частично.

Решение об отмене чрезвычайного положения подлежит обнародованию.

Указы Президента РФ и иные нормативные правовые акты РФ, нормативные акты субъектов РФ, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временными ограничениями прав и свобод граждан, организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением периода действия чрезвычайного положения без специального о том уведомления.

Прекращение периода действия чрезвычайного положения влечет в соответствии со ст. 33 ФКЗ «О чрезвычайном положении» за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по этим основаниям.

Порядок отмены и прекращения военного положения аналогичен порядку отмены и прекращения чрезвычайного положения.

Военное положение, введенное на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях отменяется указом Президента Российской Федерации после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население Российской Федерации или соответствующих отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения (ч. 1 ст. 21 ФКЗ "О военном положении").

Военное положение прекращает, если Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, не был утвержден Советом Федерации, со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

нормативные правовые акты, принятые для обеспечения режима военного положения, утрачивают свою силу или отменяются органами, их издавшими.

С момента отмены (прекращения действия) военного положения

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы военного управления в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, прекращают

осуществление полномочий в области обеспечения режима военного положения.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона №35 контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.

Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной, что влечет за собой отмену установленных на период проведения операции ограничений.

Информирование заинтересованных субъектов об отмене

специального административно-правового режима.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, информирует о прекращении периода действия чрезвычайного положения и о возобновлении в полном объеме действия положений Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод соответственно Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и Генерального секретаря Совета Европы.

Президент Российской Федерации принимает меры по уведомлению Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (а через него государств - участников Организации Объединенных Наций) и информированию Генерального секретаря Совета Европы о дате, с которой Российская Федерация прекращает отступление в связи с отменой (прекращением действия) военного положения.

Об отмене правового режима контртеррористической операции информируются граждане и юридические лица, заинтересованные органы государственного управления и органы местного самоуправления.

Заключение

Специальные административно-правовые режимы играют важную роль в обеспечении национальной безопасности в Российской Федерации. Посредствам их обеспечивается комплексное противодействие угрозам и опасностям, защита интересов личности, общества и государства. Особую ценность имеют законодательно закрепленные режимы, вводимые актом исполнительного органа власти. По сути, это заранее подготовленные планы мероприятий, активизируемые при возникновении тех или иных опасных обстоятельств. Они образуют значительный резерв системы национальной безопасности.

Основания и порядок введения чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных её местностях

Чрезвычайное положение -- это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Правовой основой института ЧП являются нормы ст. 56, 88, 102 Конституции РФ, нормы, содержащиеся в законах «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О безопасности», «О милиции», «О связи» и других законах.

В соответствии с требованиями ч. 1 статьи 56 Конституции РФ 30 мая 2001 г. был принят ФКЗ "О чрезвычайном положении"(далее Закон). В Законе подробно рассматриваются: цели, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения; меры и ограничения, применяемые в этих условиях; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение; гарантии прав граждан; ответственность должностных лиц в условиях чрезвычайного положения и др.

Законодательство о ЧП призвано помочь исполнительной власти устранить возникшую угрозу безопасности и в то же время не дать ей возможность восстанавливать правопорядок на основе должностной импровизации, любой ценой добиваться защиты конституционного строя. ЧП позволяет государственным органам применять чрезвычайные меры и одновременно не позволяет использовать неограниченный набор средств принуждения, перейти границу необходимых мер. С его помощью заранее определяется административный инструментарий, который способен эффективно противостоять экстремальной ситуации, адекватно реагировать на нее. В правовой регламентации ЧП одинаково заинтересованы как должностные лица, его обеспечивающие, так и население соответствующей территории. Первые -- поскольку он дает возможность действовать обоснованно, оперативно, не боясь ответственности за принимаемые чрезвычайные меры, а вторые -- поскольку режим гарантирует соответствие этих мер конституционным нормам о правах личности.

Чрезвычайное положение означает временно вводимый в соответствии с Конституцией и названным ФКЗ на всей территории России или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Закон о ЧП реализовал концепцию единого правового режима для чрезвычайных ситуаций социального и природно-техногенного характера, хотя и с некоторыми различиями в характере применяемых мер и временных ограничений. Основанием для введения ЧП являются чрезвычайные ситуации (ЧС):

* социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, межнациональных и региональных конфликтах, блокаде отдельных местностей, сопровождающиеся насилием, применением оружия;

* криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;

* природного, техногенного, экологического характера, выражающиеся в стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, нарушение жизнедеятельности людей и требующие масштабных аварийно-спасательных работ. Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что ЧП будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения ЧП закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая ЧС, которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. В большинстве случаев возникновения ЧС достаточно неотложных административных мер или менее жестких и ограничивающих правовых режимов. Если они не способны нормализовать обстановку -- ставится вопрос о введении ЧП.

В соответствии со ст. 88 Конституции чрезвычайное положение на всей территории России или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток. По истечении указанного срока чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, установленных Законом для введения чрезвычайного положения.

Поскольку в одном акте невозможно подробно урегулировать все перечисленные вопросы, вместе с указом о введении ЧП Президент издает иные правовые акты, закрепляющие компетенцию специальных временных органов управления, определяющие порядок осуществления отдельных чрезвычайных мер.

Подобная регламентация законом указов о введении ЧП связана с тем, что, во-первых, они являются актами «вторичного нормотворчества», и в то же время выполняют правоприменительную функцию, конкретизируя нормы закона о ЧП в отношении определенной ЧС, а во-вторых, положения указов выступают критериями, по которым Совет Федерации судит о соответствии их законодательству.

В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер -- совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей. Закрепляя перечень прав и свобод, которые могут быть правомерно ограничены в условиях ЧП, законодатель исходит из следующего: это должно способствовать нейтрализации, устранению угрозы безопасности, и они должны быть соотносимыми с возможностью их реального ограничения. При этом ряд прав и свобод не подлежит ограничению согласно ст. 56 Конституции Российской Федерации и требованиям международно-правовых актов. Этот перечень весьма обширный и включает, в частности право на жизнь, охрану государством достоинства личности; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, вероисповедания.

Особенно необходимо отметить сохранение гарантии судебной защиты прав и свобод, права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено, гарантии на получение квалифицированной юридической помощи, сохранение действия презумпции невиновности, о которой говорится в ст. 49 Конституции.

Меры, осуществляемые в период действия ЧП, подразделяются на:

1. Совместные для режимов социального и природно-техногенного характера -- особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено ЧП; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок, ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

2. Социально-политические и контр криминогенные -- комендантский час; предварительная цензура; приостановление деятельности общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки; «сплошная» проверка документов в местах скопления граждан; ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, а также временное изъятие оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено ЧП, за их счет;

3. Природно-техногенные -- временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в ЧС продукции; отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных организаций при ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц; в исключительных случаях допускается мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения неотложных аварийно-спасательных работ.

Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В исключительных случаях в дополнение к указанным силам и средствам для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Войска и органы пограничной службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации (ст. 17 Закона).

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, и определяются его полномочия.

Комендант территории ЧП:

* издает обязательные к исполнению на соответствующей территории акты по вопросам обеспечения режима ЧП;

* устанавливает срок действия комендантского часа, определяет места содержания нарушителей требований режима;

* назначает комендантов участков и руководит их деятельностью;

* определяет порядок деятельности контрольно-пропускных пунктов;

* организует применение таких мер, как выдворение нарушителей общественного порядка за пределы территории, изъятие оружия, взрывчатых, ядовитых, радиоактивных веществ и определяет места его хранения, досмотр транспортных средств, личный досмотр, проверка документов;

* привлекает к административной ответственности за нарушение требований режима ЧП.

При введении чрезвычайного положения на всей территории России все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом РФ. На территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ может вводиться особое управление этой территорией путем создания:

а) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

В Законе "О чрезвычайном положении" приводятся нормативные положения, призванные обеспечить право на обращение в суд в условиях чрезвычайного положения и обязанность суда соблюдать установленные процессуальные правила.

Законом установлено, что правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды, учрежденные в соответствии с гл. 7 Конституции. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.

В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Деятельность органов прокуратуры РФ на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

В Законе содержится ряд норм, которые определяют полномочия, порядок и пределы действий различных органов и должностных лиц, что также имеет важное значение в обеспечении прав свобод граждан, недопущении их необоснованного ограничения.

Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) полномочий органов государственной власти и управления, установленных Конституцией, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения. Указывается, что эти меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и оказывается необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ. Установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат.

Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима чрезвычайного положения, установленных в соответствии с настоящим ФКЗ, несут ответственность в соответствии с российским законодательством. Указы Президента РФ и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением прав и свобод граждан, а также прав организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением периода действия чрезвычайного положения без специального уведомления.

Прекращение периода действия чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.

Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащих внутренних войск и Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также превышение должностными лицами сил, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, служебных полномочий, включая нарушение установленных настоящим ФКЗ гарантий прав и свобод человека и гражданина, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Пocлe пpeoбpaзoвaния Bcepoccийcкoгo Oбщecтвeннoro Движeния в пoлитичecкyю пapтию, имyщecтвo BOД, coглacнo пepeдaтoчнoгo aктa пepeшлo в coбcтвeннocть oбpaзoвaннoй пoлитичecкoй пapтии. Cpeди дaннoгo имyщecтвa oкaзaлиcь: 8 квapтиp, 5 тpaнcпopтныx cpeдcтв, cпopтивный кoмплeкc, яxтa, двopeц кyльтypы. Для пoпoлнeния дeнeжныx aктивoв pyкoвoдcтвoм пapтии были ocyщecтвлeны cлeдyющиe мepoпpиятия:

а). 4 квapтиpы были пpoдaны, пpичeм 2 квapтиpы пpoдaны гpaждaнaм PФ, a 2 - инocтpaнным гpaждaнaм;

б). 3 eдиницы тpaнcпopтныx cpeдcтв пepeдaны в apeндy фepмepcким xoзяйcтвaм;

в). в cпopтивнoм кoмплeкce пpoвeдeн тypниp по pyкoпaшнoмy бoю, пpичeм вxoд в зaл ocyщecтвлялcя по билeтaм cтoимocтью oт 100 дo 400 pyблeй;

г). вo двopцe кyльтypы были пpoвeдeны двe лeкции, вxoд нa кoтopыe тaкжe был плaтный. Kpoмe этoгo, в пapтийнyю кaзнy пocтyпили пoжepтвoвaния: 21.09.2002 гoдa oт гp. Ивaнoвa И.И. 1985 гoдa poждeния в cyммe 6000 pyблeй, 26.09.2002 гoдa oт гp. Пeтpoвa П.П. 1974 г.p., кoтopый являeтcя кaпитaнoм милиции, в cyммe 10000 pyблeй и 27.09.2002 гoдa 12000 pyблeй oт нeизвecтнoгo лицa.

Пoлyчeнныe cpeдcтвa были изpacxoдoвaны cлeдyющим oбpaзoм:

25 % cyммы нaпpaвлeнo нa coздaниe гaзeты пoлитичecкoй пapтии, 10% cyммы - нa пpиoбpeтeниe opг.тexники в oфиc pyкoвoдcтвa пapтии. Ocтaвшиecя cpeдcтвa были пoмeщeны нa cчeтa Bнeш.Topг.Бaнкa и Moc.Бизнec.Бaнкa.

1)Kaкoe имyщecтвo мoжeт нaxoдитьcя в coбcтвeннocти пoлитичecкoй

пapтии и иcтoчники ero фopмиpoвaния?

В соответствии со ст. 28 Федерального Закона „О политических партиях“ в собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной этим законом и уставом политической партии.

Источниками формирования имуществом и денежными средствами являются: а) вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставом политической партии; б) средства федерального бюджета; в) пожертвования; г) поступления от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности; д) поступления от гражданско - правовых сделок; е) другие не запрещенные законом поступления.

2) Пpaвoмepны ли дeйcтвия pyкoвoдcтвa пoлитичecкoй пapтии по

фopмиpoвaнию и pacxoдoвaнию cpeдcтв пoлитичecкoй пapтии в

дaннoм cлyчae?

а) В соответствии с п.3в ст. 31 Закона разрешается продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества, поэтому продажа квартир и сдача в аренду транспортных средств правомерны;

б) Проведение платных спортивных мероприятий не входит в перечень разрешённых видов предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 31);

в) Проведение лекций разрешено как информационная деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач (п. 3а ст. 31);

г) Получение пожертвований oт гp. Ивaнoвa И.И. 1985 гoдa poждeния и неизвестного лица неправомерно, т. к. в соответствии с п. 3 ст. 30 не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет и анонимных жертвователей;

д) Получение пожертвования от капитана милиции Петрова правомерно только в том случае, если оно поступило безналичным перечислением. Если же пожертвование осуществлено наличными денежными средствами, то оно в размере 10000 рублей неправомерно, т. к. в соответствии с п. 2 ст. 30 общая сумма ежегодных пожертвований наличных денежных средств от одного физического лица не должна превышать десять минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году передачи указанных средств;

е) Расходование полученных денежных средств также неправомерно:

В соответствии с п. 4 ст. 30 пожертвования Иванова, неизвестного лица, а также превышение суммы Петрова от 10 минимальных политическая партия течение месяца со дня их получения должны вернуть жертвователям, а в случае невозможности возврата передать в доход Российской Федерации;

В соответствии с п. 2 ст. 29 политическая партия вправе иметь только по один расчетный счет.

Нормативные акты и литература

Koнcтитyция PФ. - M., 1993.

Фeдepaльный кoнcтитyциoнный зaкoн «O чpeзвычaйнoм пoлoжeнии» oт 30 мaя 2001 г. // CЗ PФ. - 2001. - N° 23.-Cт.2277.

Фeдepaльный зaкoн «O пoлитичecкиx пapтияx» oт 11 июля 2001 г. // CЗ PФ. -- 2001. - N° 29. - Cт. 2950.

Фeдepaльный зaкoн «Oб oбщecтвeнныx oбъeдинeнияx» oт 19 мaя 1995 г. // CЗ PФ. - 1995. - № 21. - 1930.

Бaглaй M.B. Koнcтитyциoннoe пpaвo Poccийcкoй Фeдepaции. - M., 2001.

Koзлoвa E.И., Kyтaфин O.E. Koнcтитyциoннoe пpaвo Poccии. - M., 2002.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Т.2. Отв. ред. Б.А.Страшун. -М.: издательство БЕК, 2000.

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. -М.: Юристъ, 2002.

Энциклопедический словарь "Конституция Российской Федерации".

Ведение Гражданской Обороны

одна из важнейших функций государства, составная часть обеспечения его безопасности и оборонного строительства в целом. Заключается в практическом осуществлении мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий. Основными из них являются: проведение первоочередных мероприятий гражданской обороны по наращиванию возможностей обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей; приведение в полную готовность и задействование систем и органов управления гражданской обороны, соответствующих пунктов управления и средств связи; реализация мероприятий гражданской обороны в соответствии с мобилизационными планами; приведение в полную готовность и задействование необходимых сил гражданской обороны; организация и проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ, а также осуществление иных мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей военного характера; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; всестороннее обеспечение действий сил и выполнения мероприятий гражданской обороны. Подготовка государства к В. ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (см. Подготовка к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий). В ГО на территории РФ или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях. При этом организация и ведение гражданской обороны осуществляется с учётом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, сочетания централизации в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями необходимой самостоятельности.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Ведение Гражданской Обороны" в других словарях:

    Ведение гражданской обороны - заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении… … Официальная терминология

    Государственная военная организация, составляющая основу сил ГО РФ и предназначенная для защиты населения, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, принимает участие в защите… … Словарь черезвычайных ситуаций

    АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ (АГЗ МЧС РОССИИ) - является военным образовательным учреждением высшего профессионального образования. Академия создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. № 968 на базе 37 Высших Центральных курсов… … Энциклопедия РВСН

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соотв … Википедия

    Гражданская оборона система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а… … Википедия

    Федеральное казначейство (Казначейство России) Общая информация Дата создания 8 декабря 1992 … Википедия

    система - 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Государственный орган - (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

    Военная (греч. taktiká искусство построения войск, от tásso строю войска), составная часть военного искусства (См. Военное искусство), включающая теорию и практику подготовки и ведения боя (См. Бой) соединениями, частями (кораблями) и… … Большая советская энциклопедия

(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №28-ФЗ ОТ 12.02.98 г.)

«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ И ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ, А ТАКЖЕ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА».
Ведение обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны , фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. Как видно из приведенной выдержки преамбулы закона основной упор делается на ЧС военного характера, но нарастающие по проявлениям ЧС природного и техногенного характера, а также угроза терроризма постепенно смещают акценты деятельности именно к ним. В целом российская система ГОЧС представляет собой достаточно эффективную систему, во многом корреспондирующую с аналогичными системами в других странах и базирующуюся как на собственном опыте, так и на международном опыте.

Ниже показаны основные принципы действий ГОЧС федерального уровня (рис.) и схема деятельности ГОЧС субъектов федерации (рис.).
Рис. 11 Схема реализации задач гражданской обороны

Рис. 12. Схема организации гражданской обороны на примере Москвы
В целом созданная в России система ГОЧС позволяет решать задачи как для ЧС военного времени, так и противодействия ЧС природного и техногенного характера. В связи с тем, что изучение дисциплины «Гражданская оборона» имеет собственную программу, то в данном учебном пособии приведены только основные подходы к ее реализации.
Заключение

Учебное пособие «Управление в чрезвычайных ситуациях», материал которого изложен выше базируется на основных положениях программы обязатель­ной общепрофессиональной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производствен­ной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эф­фективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохра­нение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Учебное пособие представило материал, необходимый для закрепления у обучаемых теоретически­х знаний и некоторых практических навыков, необходимых для:

Создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека ;

Идентификации негативных воздействий среды обитания естествен­ного, техногенного и антропогенного происхождения;

Разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

Проектирования и эксплуатации техники, технологических процес­сов и объектов экономики в соответствии с требованиями по экологической безопасности;

Обеспечение устойчивости функционирования объектов и техниче­ских систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

Принятия решений по защите производственного персонала и насе­ления от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по лик­видации их последствий;

Прогнозирования развития негативных воздействий и оценки по­следствий их действия.

Основной материал пособия развивает положения, изложенные в учебниках «Основы экологической безопасности строительства» и «Экологическая безопасность строительства» в большей части по взаимодействию с международными организациями при возникновении Чрезвычайных Ситуаций мирного времени.

В приложениях к учебному пособию приведен картографический материал по Российской Федерации, при помощи которого студенты смогут решать как учебные, так и практические задачи по оценке уязвимости территорий страны при их строительном освоении , оценивать природные и техногенные опасности и прогнозировать возникновение различных типов Чрезвычайных Ситуаций.
ГЛОССАРИЙ

Настоящий глоссарий содержит термины, встречающиеся в учебном пособии. Приводятся различные случаи употребления терминов.

Оценка (в период после наступления события, иногда оценка ущерба и потребнос­тей)

Деятельность по определению воздействия чрезвычайной ситуации или события на общество, потребностей в чрезвычайных мерах для спасения и сохранения жизней и мер по оказанию чрезвычайной помощи и скорейшего восстановления. Это- поэтапный процесс выполняемый совместно заинте­ресованными ведомствами, по оценке, интерпретации информации из раз­личных источников, касающейся как прямого так и косвенного ущерба, последствий ЧС краткосрочного и продолжительного характера. Сюда также входит оценка не только того, что произошло и какая помощь может потребоваться, но и определение целей и путей оказания чрезвычайной помощи. Внимание должно уделяться как краткосрочным потребностям так и долгосрочным последствиям события.

Оценка ущерба или оценка потерь

Подготовка специфических количественных калькуляций материального ущерба, понесенного в результате ЧС, включая выработку рекомендаций по реконструкции оборудования и сооружений и восстановлению хозяйст­венной деятельности и сельского хозяйства.

Катастрофа, бедствие, чрезвычайная ситуация

Неожиданное происшествие , нарушающее хозяйственную деятельность и нормальное функционирование общества. События или ряд событий, приводящих к человеческим жертвам и/или материальным потерям, разру­шениям инфраструктуры, разрушению жизненно важных услуг и умень­шению средств к существованию в масштабе, при котором пострадавшие не могут справиться с создавшейся ситуацией без посторонней помощи. Термин чрезвычайная ситуация иногда употребляется для описания катастрофической ситуации, при которых нарушается нормальный образ жизни (или экологической системы) и требуется чрезвычайное вмешатель­ство извне для спасения и сохранения человеческих жизней и/или окружа­ющей среды. ЧС часто классифицируются согласно причинам, которыми они были вызваны и быстроты последствий. (Смотри также внезапные стихийные бедствия, медленно нарастающие катастрофы, технологические катастрофы, промышленные катастрофы).

Управление в чрезвычайных ситуациях

Общий термин, включающий в себя все аспекты планирования и оказания чрезвычайной помощи, как в период наступления ЧС так и на последую­щем этапе. Он относится как к контролю риска так и к управлению в ЧС.

Митигация ЧС

Общий термин, включающий в себя все меры, предпринимаемые при при­ближении наступления разрушительного события , включая подготовительные и долгосрочные меры по снижению его разрушительного воздей­ствия, включает также процесс планирования и осуществления мер по снижению потерь от ожидаемых природных и промышленных катастроф. Стратегия и защитные мероприятия разрабатываются на основе оценки риска и политических решений касающихся уровней допустимого риска, и средств необходимых для этого со стороны государственных, и регио­нальных органов и внешних спонсоров.

Термин митигация используется некоторыми организациями/авторами в более узком смысле, который не включает подготовительные мероприятия и планирование. Иногда в понятие митигация включалось оказание чрез­вычайной помощи после наступления события, что в таком случае при­равнивается управлению в ЧС, как это сформулировано в настоящем гло­ссарии.

Подготовленность к ЧС

Мероприятия, которые приводят общество в состояние готовности общества:

(а) прогноз и заблаговременное планирование необходимых превентивных мер в отношении надвигающейся опасности (в случаях, когда заблаговременное предупреждение возможно), и

(б) реагирование и проведение мер по нейтрализации последствий ЧС путем организации и предоставления эффективной помощи и других видов содействия. Подготовленность включает создание и регулярную проверку систем предупреждения (связанных с системой прогнозирования) и планов по эвакуации и других мер, предпринимаемых в целях снижения опасности и для сведения к минимуму числа жертв и материального ущерба; обучение и переподготовку персонала и просвещение населения в зоне риска; создание определенных разработок стандартов, правил и оперативных планов на период ЧС; защиту средств и ресурсов, включая накопление запасов и распределение фондов и подготовку спасателей. Эти подготовительные мероприятия должны быть поддержаны соответствующим законодатель­ными актами.

Ожидаемый ущерб/ потери

Это - ожидаемое количество жертв и раненых среди населения и материальные потери, включая потери от нарушения экономической деятельности и функционирования основных служб в результате ЧС, вызванной природной или промышленной катастрофой, т.е. включает в себя оценку материальных , социальных, функциональных и экономических последствий.

Раннее предупреждение голода

Деятельность по наблюдению за ситуацией в зонах наиболее уязвимых к засухам, неурожаям и изменениям экономических условий для принятия превентивных мер до наступления ЧС.

Опасность, или угроза (или явление или событие)

Редкое или экстремальное событие, которое негативно влияет на жизнь

Людей их деятельность и материальные ценности и может вызвать потери

До степени бедствия.

Опасность, это природное или искусственно созданное событие, которое

Может вызвать материальные убытки, экономические потери или угрозу

Человеческой жизни, если оно случается в местах проживания людей, промышленных или сельскохозяйственных районах.

Однако следует отметить, что данный термин в более специфическом, математическом смысле, означает вероятность наступления события в обусловленный период времени и в определенном месте и определенной магнитуды или интенсивности.

Оценка опасности

(иногда анализ опасности или определение степени опасности) Деятельность по определению для заданных районов вероятности наступления потенциально опасного явления заданной магнитуды в обус­ловленный период времени.

Оценка опасности включает анализ исторических наблюдений, умелую интерпретацию существующих топографических, геологических , геомор­фологических и гидрологических карт и карт землепользования.

Картографирование опасности

Деятельность по географическому определению, где и в какой степени ожидаемое явление может представлять угрозу жизни людей, матери­альным ценностям, инфраструктуре и хозяйственной деятельности чело­века.

Картографирование опасности представляет результат оценки опасности на карте с указанием повторяемости, вероятности событий различной магнитуды или продолжительности.

Промышленные катастрофы

ЧС, непосредственной причиной, которых явилась человеческая деятельность, преднамеренная или другая. В отличие от технологических катастроф сюда входят ситуации, где имеются жертвы среди гражданского населения, наносится ущерб имуществу, службам жизнеобеспечения и средствам к существованию, также как и в результате войн, гражданских и других конфликтов.

Во многих случаях люди обязаны покинуть свои жилища , пополняя, таким образом ряды беженцев или перемещенных лиц.

Промышленная или технологическая опасность

Обстановка, которая может иметь катастрофические последствия для общества. Она складывается вследствие технологических процессов, воздействий, оказываемых человеком на окружающую среду и отношений между человеком и природой.

Природные опасности или угроза

Природные явления, происходящие поблизости и несущие опасность людям, сооружениям и материальным ценностям и которые могут стать причиной чрезвычайной ситуации. Они вызываются биологическими, геологическими, сейсмическими, гидрологическими и метеорологическими условиями и процессами, происходящими в природе.

Восстановление

Постоянное восстановление или замена сильно пострадавших сооружений, полное восстановление функционирования всех служб и местной инфраструктуры и оживление экономики и сельского хозяйства.

Восстановление должно полностью включаться в долгосрочные планы развития с учетом риска возможных в будущем чрезвычайных ситуаций и возможностей для их снижения путем включения надлежащих митигационных мер. Восстановление разрушенных сооружений и служб необя­зательно должно происходить в прежнем виде и в тех же местах. Оно может включать замену временных технических решений, принятых на этапе чрезвычайной помощи или реабилитации.

Риск

Для инженерных целей риск определяется как ожидаемые потери (челове­ческие жизни, пострадавшие, материальный ущерб , нарушение хозяйст­венной деятельности), вызываемые определенным явлением. Риск является функцией вероятности наступления события и потерь им наносимых. Отдельные специалисты используют данный термин для характеристики вероятности наступления ЧС, результатом которой явится определенный уровень потерь.

Социетальный элемент называется в зоне риска (или уязвимым), когда он подвергается угрозе события и по всей вероятности подвергнется воздей­ствию этой опасности при его наступлении. Населенные пункты, сооруже­ния, службы и их функционирование в таком случае считаются "в зоне риска".

Оценка риска (иногда анализ риска)

Действия по определению причин и масштабов потерь (в ЧС), которые можно ожидать в конкретных районах в течение определенного отрезка времени.

Оценка риска включает в себя анализ теоретических и эмпирических данных по определению вероятности известных опасностей определенной интенсивности или силы, случающихся в заданном районе ("картографи­рование опасности") и потерь (структурных и функциональных) ожидаемых для каждого элемента в зоне риска от каждой конкретной угрозы ("анализ уязвимости" и "оценка ожидаемого ущерба").

Картографирование риска

Нанесение на карты результатов оценки риска с указанием уровня потерь, которые можно ожидать в конкретных районах от конкретных видов опасности на конкретном отрезке времени.

Снижения уровня риска (долгосрочная программа)

Долгосрочные меры по снижению ущерба или продолжительности негативных последствий неизбежной и неотвратимой опасности путем снижения степени уязвимости населения, сооружений, служб и экономи­ческой деятельности.

Типичные меры по снижению риска включают в себя улучшенные строи­тельные нормы и правила, планирование землепользования, включая опре­деление зоны наводнений, диверсификация сельскохозяйственных культур и тд. Указанные меры часто подразделяются на "структурные" и "не­структурные", активные и пассивные.

Примечание: часть источников употребляют в этом контексте термин -митигация, другие предпочитают говорить о предупредительных меропри­ятиях.

Медленно наступающие чрезвычайные ситуации

Ситуации, в которых способность населения приобретать питание и другие средства к существованию медленно затухает до точки, когда сама жизнь людей ставится под угрозу. Такие ситуации типичны для засухи, неурожаев, эпидемий , или других форм "экологических ЧС".

Если такая опасность определена достаточно рано, превентивные меры могут быть предприняты для предупреждения человеческих страданий. Однако , если игнорируются признаки начала указанной ЧС, результатами могут быть экономический упадок и человеческие страдания, а также пот­ребность в организации чрезвычайной гуманитарной помощи, как резуль­тат наступления ЧС, но уже внезапного характера.

Внезапные ЧС, вызванные природными катастрофами

Внезапные ЧС могут быть вызваны такими природными катастрофами как землетрясения, наводнения, тропические ураганы или извержения вулканов. Такие события наступают внезапно или почти внезапно унося, жизни лю­дей, разрушая экономические структуры и материальные ценности.



 

Возможно, будет полезно почитать: