Величайшее сражение на море (50 фото). Морских сражений второй мировой войны

Состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года Гангутское сражение стало первой победой созданного Петром I регулярного русского флота.

Изобилующая шхерами Балтика требовала наличия наряду с парусными эскадрами мощных гребных сил. К кампании 1714 года русским удалось создать сильнейший галерный флот из 99 полугалер и скампавей, перед которым царь поставил задачу прорваться к Аландским островам, чтобы содействовать наступлению приморского фланга сухопутных сил.

Противодействуя этим планам, шведский флот преградил выход русским из Финского залива у полуострова Гангут. Гребные суда противника защищали прибрежный фарватер, а расположившийся мористее парусный флот прикрывал их с фланга.

Чтобы избежать атаки сильных шведских сил «в лоб», Пётр I решил построить в самой узкой части полуострова Гангут «переволоку» (деревянный настил), предназначенную для переброски галер сухим путём в тыл противнику. Этот манёвр вынудил шведов разделить свои силы, а наступивший штиль лишил манёвренности их парусные корабли.

Воспользовавшись ситуацией, русский авангард обошёл шведов, оставаясь недосягаемым для их огня, и атаковал отряд под командованием контр-адмирала Нильса Эреншёльда, взяв корабли противника на абордаж.

Победа у полуострова Гангут обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах, что позволило эффективно поддерживать действующие в Финляндии сухопутные войска. С тех пор шведы перестали чувствовать себя хозяевами Балтийского моря. Успех обеспечило умение создать превосходство в силах на главном направлении. Против шведского флагмана - прама «Элефант» - сосредоточили 11 галер.

Взятие на абордаж прама «Элефант»

В сентябре 1714 года победители торжественно прошли в Петербурге под Триумфальной аркой, на которой был изображён сидевший на спине у слона орёл. Аллегория пояснялась надписью: «Орёл мух не ловит». В настоящее время годовщина сражения у полуострова Гангут (9 августа) празднуется в России как День воинской славы.

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года

После начала в 1768 году очередной русско-турецкой войны, чтобы отвлечь внимание противника от Черноморского театра, Россия направила свои корабли в Средиземное море. Это был первый в российской истории групповой переход кораблей из одного моря в другое. 23 июня (4 июля) 1770 года две русские эскадры (девять линейных кораблей, три фрегата, бомбардирский корабль и 17–19 вспомогательных судов) под общим командованием Алексея Орлова обнаружили турецкий флот (16 линейных кораблей, шесть фрегатов, шесть шебек, 13 галер и 32 малых судна) на рейде Чесменской бухты.

На следующий день между противниками завязалась артиллерийская дуэль, в ходе которой линейный корабль «Святой Евстафий» попытался взять на абордаж турецкий корабль «Реал-Мустафа». Однако на него упала горящая мачта турецкого корабля. Огонь добрался до крюйт-камеры, и «Евстафий» взорвался, а через 10 минут взлетел на воздух и «Реал-Мустафа». После этого турецкие силы отступили в глубь Чесменской бухты под прикрытие береговых батарей.

Русское командование решило в ночь на 26 июня уничтожить турецкий флот с помощью брандеров, в которые спешно переоборудовали четыре судна. Линейным кораблям надлежало обстреливать скученные в бухте корабли противника, а фрегатам - подавить береговые батареи. Вскоре после попадания зажигательного снаряда загорелся один из турецких кораблей. Неприятельский огонь ослаб, что позволило предпринять атаку брандерами. Одному из них удалось поджечь турецкий 84-пушечный корабль, который вскоре взорвался. Горящие обломки разлетелись по бухте, вызвав пожары на других кораблях. К утру турецкая эскадра прекратила своё существование.

Победы удалось достичь за счёт умелой концентрации сил на главном направлении, смелому решению атаковать находящийся под защитой береговых батарей турецкий флот и использованию его скученного расположения в бухте.

Фёдор Ушаков

19 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к Российской империи. В 1878 году Турция предъявила ультиматум с требованием восстановления вассалитета Крымского ханства и Грузии и, получив отказ, вновь объявила России войну.

Русские войска осадили турецкую крепость Очаков, а из Севастополя вышла эскадра под командованием контр-адмирала Марко Войновича, чтобы воспрепятствовать оказанию турецким флотом помощи осаждённым. 3 (14) июля противники обнаружили друг друга в районе острова Фидониси. Турецкая эскадра более чем вдвое превосходила севастопольскую, и Марко Войнович не имел желания сражаться, в то время как уверенный в своей победе Гассан-паша , придерживаясь классической линейной тактики, стал подходить на дистанцию артиллерийского залпа. Однако командовавший русским авангардом бригадир Фёдор Ушаков приказал своим концевым фрегатам прибавить парусов и взять противника в два огня. Манёвр фрегатов поставил турок в исключительно трудное положение. Они также прибавили парусов, но это привело к тому, что их строй сильно растянулся, и корабли утратили возможность поддерживать друг друга огнём.

В самом начале боя Фёдор Ушаков отрезал два турецких судна, сосредоточив против них огонь линейного корабля «Святой Павел» и двух фрегатов. Сражение развернулось уже по всей линии. Не выдержав огня русских, шедшие впереди турецкие корабли один за другим начали выходить из боя. Вскоре под сосредоточенный огонь попал и флагманский корабль Гассан-паши. Это и решило исход сражения. Вслед за флагманом турецкие корабли стали покидать строй и, пользуясь преимуществом в скорости, отходить к румелийским берегам.

В сражении при Фидониси впервые раскрылся флотоводческий талант Фёдора Ушакова, отлично реализовавшего принципы сосредоточения огня и взаимной поддержки. Вскоре Григорий Потёмкин отстранил Марко Войновича, а севастопольскую эскадру передал получившему чин контр-адмирала Фёдору Ушакову.

Памятник Ушакову на мысе Калиакрия

К кампании 1791 года турки подготовились весьма основательно. Флот под командованием капудан-паши Гуссейна состоял из 18 линейных кораблей, 17 фрегатов и множества мелких судов. Помощником капудан-паши назначили отличавшегося храбростью и предприимчивостью алжирского пашу Саита-Али . Турки вполне обоснованно считали, что при таком численном перевесе и во главе со столь знаменитыми адмиралами они смогут разгромить русских. Саит-Али даже пообещал доставить в Стамбул закованного в цепи Ушак-пашу (Фёдора Ушакова) и возить его по городу в клетке.

31 июля (11 августа) 1791 года турецкий флот стоял на якоре у мыса Калиакрия. В честь праздника Рамазан часть команд была отпущена на берег. Неожиданно на горизонте показалась эскадра Фёдора Ушакова в составе шести линейных кораблей, 12 фрегатов, двух бомбардирских кораблей и 17 мелких судов. Прославленный флотоводец принял смелое решение атаковать противника со стороны берега. Появление русского флота застало турок врасплох. Спешно обрубив якорные канаты, они стали в беспорядке отходить мористее. Саит-Али с двумя кораблями предпринял попытку взять в два огня авангард Фёдора Ушакова, но тот, разгадав манёвр, на флагманском корабле «Рождество Христово» обогнал голову своей эскадры и атаковал корабль Саита-Али, завязав бой на самой близкой дистанции. Затем Ушаков умело зашёл с кормы и дал по турецкому кораблю продольный залп, сбив бизань-мачту.

В течение часа сопротивление противника было сломлено, и турки обратились в бегство. Большая часть разгромленного турецкого флота рассыпалась по Анатолийскому и Румелийскому побережьям, лишь алжирская эскадра достигла Константинополя, при этом флагманский корабль Саита-Али начал тонуть. Русский флот господствовал на Чёрном море. Жителей турецкой столицы охватил страх. Все ждали появления Ушак-паши у стен Константинополя. В этой ситуации султан был вынужден заключить с Россией мир.

Укрепления острова Корфу

В 1796–1797 годах французская армия под командованием молодого и талантливого военачальника Наполеона Бонапарта заняла Северную Италию и принадлежавшие Венецианской республике Ионические острова. Русский император Павел I присоединился к антифранцузской коалиции. В Петербурге возник план направить в Средиземное море эскадру под командованием Фёдора Ушакова. На этот раз прославленному флотоводцу пришлось действовать в союзе со своими бывшими противниками - турками. Высадка Наполеона в Египте заставила султана обратиться за помощью к России и открыть проливы для русских кораблей.

Одной из задач, поставленных перед объединённой русско-турецкой эскадрой, являлось освобождение Ионических островов. Вскоре французские гарнизоны выбили с Цериго, Занте, Кефалонии и Санта-Мавры, хотя противник продолжал удерживать наиболее сильно укреплённый остров - Корфу. Французское командование пребывало в уверенности, что русские моряки не только не смогут взять крепость штурмом, но и окажутся неспособными вести длительную осаду.

Сначала Фёдор Ушаков решил взять штурмом прикрывавший Корфу с морского направления скалистый остров Видо. 18 февраля (1 марта) 1799 года русские корабли начали массированный обстрел, под прикрытием которого высадили десант. Десанту с помощью искусных фланговых ударов удалось с ходу захватить береговые батареи, а к 14 часам десантные силы уже полностью контролировали Видо.

Теперь путь к Корфу был открыт. Установленные на захваченном острове Видо русские батареи открыли огонь по самому Корфу, а десант принялся штурмовать передовые укрепления острова. Это деморализовало французское командование, и на следующий день они прислали на корабль Фёдора Ушакова парламентёров для обсуждения условий капитуляции. В плен сдался 2931 человек, включая четырёх генералов. Трофеями русских стали линейный корабль «Леандр», фрегат «Брюне», бомбардирское судно, две галеры, четыре полугалеры и несколько других кораблей, 114 мортир, 21 гаубица, 500 пушек и 5500 ружей. Победу удалось одержать благодаря правильному выбору Фёдором Ушаковым направления главного удара, созданию на этом участке превосходства в силах над противником, а также смелым и решительным действиям десанта.

Узнав об очередной блистательной победе Фёдора Ушакова, великий Александр Суворов писал: «Зачем не был я при Корфу, хотя бы мичманом!».

На освобождённых Ионических островах под временным протекторатом России была создана греческая Республика Семи Островов, которая в течение нескольких лет служила опорной базой для русского флота на Средиземном море.

Андрей ЧАПЛЫГИН

Вторая мировая война стала крупнейшей в истории человечества. Из 73 государств, которые существовали на тот момент, в ней принимали участие 61, т.е. порядка 83% стран. Сражения происходили в воздухе и на земле, на воде и под водой. Задействовано было 4 океана и 3 континента. Это единственная война, во время которой было применено ядерное оружие. Людские потери исчисляются десятками миллионов человек (60-65 млн. чел); убытки – триллионами долларов.

Преимущественно битвы происходили на суше и в воздухе. И хотя морские сражения Второй мировой войны были явлением сравнительно более редким, однако потери, которые терпели стороны, подчас, превосходили потери на материке.

Бой ведет зенитная артиллерия

Окинава, Перл-Харбор, Коралловое море и Мидвей – эти морские сражения стоят в ряду наиболее запомнившихся в ходе Второй мировой войны. И в каждом из них главнейшую роль сыграли авианосцы – особый вид кораблей, главной ударной силой которых является авиация, расположенная на палубе. В конце Второй мировой войны они безраздельно правили на море.

Именно в исторических битвах между США и Японией на тихоокеанском театре боевых действий, самых крупномасштабных и сложных в истории войны на море, авианосцы показали свои возможности, хотя в начале 20 века самыми боеспособными военными кораблями были линкоры.

Страшной трагедией обернулось нападение Японии на базу тихоокеанского флота США 7 декабря 1941 года. Маленькая и бедная на природные ресурсы страна, которая ценой неимоверных усилий вырвалась к началу Второй мировой войны в лидеры, смогла относительно небольшими силами практически полностью разгромить втрое превосходящие силы противника. Битва произошла в гавани Перл-Харбор, что на острове Оаху. Япония готовилась к операции долго и тщательно, что привело к достижению полной внезапности для противника. Воскресным утром, без пяти минут восемь, 183 самолета и 5 подводных лодок осуществили атаку на военную базу США. Человеческие жертвы со стороны американских военнослужащих составили более 2200 человек. Было уничтожено 247 самолета (все преимущественно на земле), 14 военных кораблей. Так благодаря эффекту внезапности Японии удалось почти на 100% разгромить базу в Перл-Харбор, потеряв при этом всего 29 самолетов (не более 15% техники).


Вторая мировая: Сражение на море

Итак, потеряв практически все линейные корабли, правительство США вынуждено было в Кораловом море 4-8 мая 1942 года сражаться силами авианосцев. Операция МО разработанная японскими военнослужащими заключалась в усилении позиций страны в Тихом океане. Это подразумевало захват Порта-Мосби (Новая Гвинея) и острова Тулаги (Соломоновы острова). Однако в этот раз США были осведомлены о планах императорского флота. И хотя план захвата острова Тулаги оказался успешным, и Япония по факту победила в сражении в Кораловом море, стратегический перевес оказался на стороне США и их союзников из Австралии. Обе стороны потеряли по несколько военных кораблей, а Америка еще и один танкер. Однако это сражение оказало значительное влияние на дальнейшие события в битве за Мидуэй в июне 1942 года.

В этом крупном морском сражении Второй мировой войны за атолл в северной части Тихого океана Япония потеряла 4 авианосца и 248 самолетов. Эта битва лишила японский флот инициативы на море и практически предрешила проигрыш страны в войне.

Последнее наиболее значительное морская битва времен Второй мировой войны длилось 82 дня. Историки часто называют операцию по захвату японского острова Окинава наиболее абсурдной за всю войну. Тяжесть сражения, огромное количество кораблей союзников, артиллерийские атаки послужило причиной для таких суждений. Убито в результате захвата острова более трети местного населения, погибло 100000 военнослужащих японской армии и 12000 человек армии США. И всего через несколько недель после окончания сражения (июнь 1945 года), Япония капитулировала в результате ядерных бомбардировок по Хиросиме и Нагасаки. А попытка захвата острова Окинава оказалась бессмысленной.

Морские сражения второй мировой войны: Пирл Харбор.

В 1939 г. важнейшим нововведением морских сражений стала авиация, которая использовалась не только в разведывательных целях, как в 1916 г., но и в качестве бомбардировщиков и самолетов-торпедоносцев - другими словами, в качестве носителей оружия, использовавшегося для уничтожения про­тивника. В первой мировой войне радиус боевых действий определялся дальнобойностью орудий (18-20 км). Но во время морских сражений второй мировой войны все зависело от дальности полета самолетов, т.е. кораб­ли могли вести бои, не видя друг друга.

Классические примеры новых методов ведения морских боев - британская атака в Таранто 12 ноября 1940 года и японское нападение на Пирл Харбор, где в годы второй мировой войны бази­ровались главные силы Тихоокеанского флота США. Нападением 7 декабря 1941 г. на Пирл Харбор Япония развязала войну на Тихом океа­не. Причинив огромный ущерб флоту США, унич­тожив 8 линкоров, 6 крейсеров, 1 эсминец (3400 человек убито и ранено). Таким образом Япония в первый же день военных действий завоевала господство на море, разгромив главную ВМБ Тихоо­кеанского флота США в центральной части Тихого океана на острове Оаху (Гавайские острова).

Англичане нанесли удар в Таранто с помощью самолетов, которые взлетали с авианосца «Илластриес», находившегося в Адриатическом море в 170 милях от Таранто и 40 милях от Кефали- нии (остров в Ионическом море, самый крупный

из Ионических островов). Японские самолеты, атаковавшие Пирл-Харбор, стартовали с авианос­цев «Акаги», «Кага», «Хирю», «Сорю», «Сокаку», и «Дзуйкаку», находившихся в 230 милях от острова Оаху в Тихом океане.

Атаку кораблей с воздуха предпочтительнее производить с наземных баз, чем с авианосцев. Наиболее поразительным и убедительным приме­ ром этого может служить потопление британско­го линкора «Принс оф Уэлс» и линейного крейсе­ра «Рипалс» 10 декаб, 1941 г. близ Малайи в результате японской бомбардировки с аэродромов Индокитая. Другим примером может служить на­лет немецкой авиации Люфтваффе с сицилийских аэродромов, в результате которого направлявшиеся на Мальту конвои британских ВМС понесли тяже­лые потери. Особо памятна операция 12-15 ав­густа 1942 г., когда направлявшийся в Мальту конвой сопровождали авианосцы «Викториес», «Индомитебл» и «Игл». «Игл» был потоплен немецкой подводной лодкой «U-73» 11 августа, а вечером 12 августа самолет сицилийской базы разрушил взлет­но-посадочную палубу «Индомитебл».

Наиболее крупные воздушные и морские сражения второй мировой войны происходили в водах Тихого океана между аме­риканскими и японскими отрядами особого на­значения, состав которых все еще определялся большим количеством авианосцев.

Первым морским боем, где корабли не видели друг друга и не вели артобстрела, было сражение в Коралловом море 6-8 мая 1942 г., и во время которого были потоплены американский и японс­кий авианосцы «Лексингтон» и «Сохо». В этом сражении приняли участие японские авианосцы «Сохо», «Сокаку», и «Дзуйкаку» и американские «Иорктаун» и «Лексингтон». Расстояние между враждебными флотами составляло около 200 миль. Наверное самым значительным военно-морским сра­жением в Тихом океане было так называемое Ми- дуэйское сражение 4-5 июня 1942 г. (Мидуэй - атолл в Тихом океане, в северо-западной группе Гавайских островов. Захвачен США в 1867 г., с 1959 г. входит в штат Гавайские острова, занимает выгодное стратегическое положение в северной части Тихого океана). Были потоплены японские авианосцы «Сорю», «Кага», «Акаги» и «Хирю» и

американский «Йорктаун». Японцы также потеряли крейсер «Могами», 4 авианосца, 250 морских само­летов и огромное количество персонала техничес­ких и воздушных групп, что повлекло за собой проблемы с его дополнением. В ходе этого морского сражения второй мировой войны японские авианосцы посылали свои самолеты с расстояния 240 миль от целей на островах Мидуэй, а американские самолеты атаковали япон­ские корабли с расстояния свыше 200 миль.

Война 1939-1945 гг. явилась, главным обра­зом, войной воздушно-морских сил. Но в некото­рых ситуациях корабли действовали самостоятель­но, правда, их действия не имели такого значе­ния, как столкновение целых флотилий (как на­пример возле Ютландии в 1916 г.). Типичным примером может служить преследование герман­ских кораблей «Бисмарк» и «Принц Ойген» бри­танским флотом. Эти суда покинули Гдыню 18 мая 1941 г. Обогнув с севера Исландию, они направлялись в Атлантику. Англичане выслали из Скапа Флоу линейный крейсер «Худ» и лин­кор «Принс оф Уэлс», плюс целый Внутренний флот, включая линейный крейсер «Рипалс». При первом столкновении, произошедшем на одной широте с Исландией, «Бисмарк» потопил «Худ» (6.00 24 мая 1941 г.), ведя огонь с расстояния 18 километров. Вторая орудийная дуэль между «Бисмарком» и линкорами «Кинг Джордж V» и «Родни» состоялась 27 мая в 8.30 с дистанции 15 километров. «Бисмарк», уже имевший повреж­дения в результате атаки самолетов-торпедонос- цев с авианосца «Арк Ройял» вечером 26 мая, был превращен практически в плавучую развали­ну и спустя два часа потоплен торпедами крей­сера «Дорсетшир» (10.36 27 мая 1941 г.). Нес­мотря на то что самолеты использовались в во­енно-морских сражениях лишь для промежуточ­ных атак, опыт войны 1939-1945 гг. доказал бесполезность огромных линкоров и крайнюю не­обходимость в авианосцах. Помимо использова­ния авиации во второй мировой войне стало возможным определять местонахождение против­ника при самой плохой видимости днем и ночью. Использование радара британским флотом пов­лекло за собой гибель трех итальянских крейсе­ров: «Пола», «Зара» и «Фьюме» в ночь на 28 марта 1941 г. «Зара» и «Фьюме» были посланы в помощь «Пола», который пострадал от двух тор­пед во время воздушного налета. Итальянские крейсера оказались неподготовленными к бою, потому что не были оборудованы для ведения огня ночью. Без колебаний они вошли в зону орудийного огня британских линкоров, которые, определив с помощью радара их местонахожде­ние, спокойно поджидали, пока противник достиг­нет позиции, наиболее подходящей для артобстре­ла. Использование радара противниками немцев было одной из причин того, что немецкие под­водные лодки проиграли войну за торговые пути в Атлантике. Между прочим, до введения радара подводные лодки оставались практически невиди­мыми. В течение дня они находились в подвод­ном положении и всплывали только ночью, (что­бы перезарядить электробатареи,) когда челове­ческий глаз был не в состоянии их разглядеть. Напротив, радар мог устанавливать местонахож­дение подводных лодок, что позволяло атаковать их с воздуха, особенно по возвращении - на коротком расстоянии между Атлантикой и побе­режьями Франции и Германии.

Черноморский Морской Флот был одним из самых подготовленных соединений нашей армии к началу войны. В состав флота входило порядка трехсот кораблей и катеров разных классов. Среди них 1 линейный корабль, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок. В состав ВВС Черноморского флота входило 600 самолетов различных типов. Флот располагал пятью базами: Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми и главной в Севастополе.

Черноморцы одними из первых вступили в Великую Отечественную войну. Полагаясь на внезапность, около 3 часов ночи 22 июня 1941 года вражеская авиация нанесла массированный авиаудар по главной базе флота — Севастополю. Надежды немцев застать врасплох наших моряков не оправдались. Флот был готов, а корабли стояли в полной боевой готовности. Атаку удалось отбить.

25 июня 1941 года советские силы флота совместно с авиацией совершили набеговую операцию по обстрелу Констанцы, главной базы Румынского флота, который являлся союзником немцев. Всего же за время сражений на Черном море было проведено три таких рейда. Второй и третий были совершены в декабре 1942 и октябре 1943 года соответственно.

Героически флот проявил себя в обороне Одессы, Севастополя и Новороссийска. Черноморский флот и Азовская флотилия обеспечивали огневую поддержку обороняющимся городам, осуществляли снабжение, переброску подкреплений, эвакуацию раненых. Моряки-черноморцы пополняли ряды морской пехоты и гарнизонов, защищающих города. За свою форму и ярость в бою, немцы называли их «Черной Смертью». Одесса выдержала 73 дня осады. Севастополь оборонялся почти 10 месяцев, забирая на себя значительные силы противника, которые враг не смог использовать под Сталинградом. Для сравнения, на захват Франции, Бельгии и Голландии немцам потребовалось чуть больше месяца.


В составе Черноморского флота находился уникальный корабль - Зенитная Плавбатарея № 3. Стальной квадрат с пушками и зенитными пулеметами.
Придумал этот необычный корабль капитан 1 ранга Григорий Александрович Бутаков. За основу был взят стальной корпус недостроенного линкора, который моряки использовали как мишень для учебных пусков торпед и стрельбы.

Стальную коробку очистили от ржавчины, задраили пробоины, покрасили для маскировки в цвет моря. На палубе площадью 600 квадратных метров оборудовали наблюдательный пункт, поставили прожекторы и разместили батарею. На вооружении «железного острова „состояло три 76мм зенитных орудия, четыре 37 мм орудия, один счетверённый пулемёт и два зенитных пулемёта. В отсеках под палубой оборудовали кубрик, оружейную и автономную электростанцию. Экипаж состоял из 120 человек. „Железный остров“ буксиром был выведен на внешний рейд перед Севастополем на расстоянии 300 метров от берега.

3 августа 1941 года плавбатарея заступила на первое дежурство. Командовал батареей капитан-лейтенант Мошенский С. Я.

Наши моряки называли корабль „Каламбиной“ или по первым строчкам песенки, придуманной в батарее - „Не тронь меня“. Немцы называли батарею „квадратом смерти“, „Пронеси Господи“ или „чёрный квадрат“.

За 9 месяцев боевых действий батареи только документально подтверждено более 20 сбитых самолетов. Командир батареи лишь раз за все это время покинул ее, для того что бы получить “ Орден Красной звезды». Конец июня 1942 года был самым тяжелым. К 26 числу в живых оставалось только половина экипажа, а стрелять могло меньше половины стволов. Но батарея держалась, моряки погибали прямо у орудий, ведя бой до последних секунд жизни .

27 июня погиб командир батареи. Бомба попала точно в командный пункт. К тому моменту снарядов уже не было, оставались лишь патроны для пулеметов. На следующий день батарею расформировали, а спустя еще две недели пал и Севастополь, который она так мужественно защищала.

В этот сложный, начальный период войны Черноморский флот героически выполнял возложенные на него обязанности. Планы по быстрому захвату Кавказа и Закавказья были сорваны: до бакинской нефти враг не добрался, важные объекты промышленности эвакуированы, были созданы новые базы флота в Батуми, Поти, Сухуми и Туапсе, куда позже и отошел флот. Были утеряны основные базы, флот лишился многих кораблей, но уничтожить (как планировал Гитлер) Черноморский флот врагу не удалось.

Сохранение боеспособного Черноморского флота имело исключительно важное военное значение. Потеря флота означала бы потерю всего Кавказа и Закавказья, а возможно, и поражение в войне. В результате на начало 1943 года большая часть черноморского побережья оказалась у немецкой армии, а с противоположного берега Черного моря советским войскам угрожала румынская армия , союзница Германии.

Но не только в военном аспекте были важны Черноморский флот и наше военное присутствие на Черном море. Огромную роль сыграл флот в геополитическом вопросе. В Черноморском регионе имелась еще одна сила - Турция. Имея серьезный флот и миллионную армию прямо на нашей границе, позиция Турции могла сыграть решающую роль . Она готова была выступить на стороне стран оси. Но разгром немцев под Сталинградом и активное наступление наших войск на Кавказском фронте вынудили Турцию сохранять нейтралитет.

Неоценимую помощь оказали подлодки Черноморского флота. Действуя на коммуникациях противника с первых дней войны, они серьезно осложнили доставку грузов, топлива и солдат. Попытка наладить поставки нефти и нефтепродуктов итальянскими и румынскими танкерами через Босфор была пресечена нашими подводниками. 29 сентября 1941 года отличился экипаж подлодки «Щ-211» (командир - капитан-лейтенант Девятко А. Д.): им удалось потопить танкер «Superga». А субмарина под командованием Евгения Петровича Полякова потопила целых четыре вражеских транспорта. Подводную лодку С-33 долгое время преследовали неудачи. Она имела на Черном море больше всех контактов с кораблями противника, но числилась одной из отстающих на флоте. Однако 20 апреля 1943 года экипажу под командованием Бориса Александровича Алексеева наконец-то улыбнулась удача. Подлодка атаковала румынский транспорт «Сучава» водоизмещением около 7000 тонн, который быстро затонул.

Одним из самых известных на Черном море подводников был капитан 3-го ранга Грешилов Михаил Васильевич. На подлодке М-35, он вместе с командой потопил 4 транспорта противника. А в конце 1942 года, перейдя на лодку Щ-215, добавил к своему боевому счету еще 4 вражеских транспорта и две баржи. 16 мая 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Наши подлодки до самого конца боевых действий на Черном море патрулировали морские пути, доставляя серьезные трудности снабжению сухопутной группировки немцев.

Конец 1942 года - начало 1943 года стали переломными как для Черноморского театра боевых действий, так и для всего советско-германского фронта. Высадка десанта на «Малую Землю» стала первой наступательной операцией Черноморского флота за 2 года боев в этом регионе.

Сильнее брони

Катер старшины Моравина должен был забросить в тыл врагу группу разведчиков.

Место высадки было уже недалеко, когда немцы заметили катер. Враг открыл сильный пулеметный и минометный огонь. Огненные трассы понеслись к берегу. Замолк один вражеский пулемет, другой, но остальные продолжали стрелять. Катер получил уже с десяток пулевых пробоин. Через них струилась вода. В жилом кубрике от зажигательных пуль вспыхнули матрацы. Несколько краснофлотцев получили ранения. Пулеметчику Жукову пуля попала в ногу, моториста Меньшикова ранило в голову.

Краснофлотцы быстро потушили пожар, заделали наиболее крупные пробоины, откачали в кубриках воду. Раненые не покинули боевых постов. Истекая кровью, Жуков продолжал вести стрельбу и подавил еще одну огневую точку. Пулеметчик Шлыков заставил умолкнуть три огневых точки врага. Моторист Меньшиков перевязал свою рану и продолжал нести вахту.

Сломив сопротивление немцев, катер подошел к берегу, высадил первую партию разведчиков, затем вернулся, взял вторую группу и точно так же, под огнем, перебросил ее в тыл врагу.

Экипаж катера под командованием Моравина боевой приказ выполнил блестяще.

Враг продолжал атаки, несмотря на огромные потери в людях и технике. Уже сотни трупов фашистских солдат и офицеров, десятки сожженных танков и сбитых самолетов валялись кругом, но немцы снова и снова шли вперед, подгоняемые офицерами.

Рота старшего лейтенанта Мартынова ночью незаметно передвинулась и заняла самый ответственный участок обороны.

Поздравим фрицев с восходом солнца по-черноморски! - передал по цепи старший лейтенант.

Морские пехотинцы подождали, пока враг подойдет поближе, и смело вступили в бой. Дружным огнем они отсекли немецкую пехоту от танков, а потом залпами стали уничтожать ее. Несколько десятков фашистов уже распластались на земле. Но танки продолжали двигаться к нашим позициям.

Краснофлотец Штейнберг, до этого уничтоживший из автомата несколько немцев, ползком выдвинулся вперед и стал корректировать огонь по танкам. Немцы открыли ураганную стрельбу из минометов. Осколком мины Штейнберг был убит. Его место тотчас занял старший сержант Вершинин. Артиллеристы и бронебойщики по указаниям корректировщика подбили один танк. Разрывы стали вырастать перед другими немецкими машинами. Танки повернули назад. Вражеская пехота, лишенная прикрытия, тоже отошла.

В этом бою подразделение старшего лейтенанта Мартынова истребило половину вражеской роты. Немцы предприняли еще несколько яростных контратак, но и они были успешно отбиты с большими для врага потерями.

Капитан В. Вакулин.
Район Новороссийска.

Единственным путем снабжения плацдарма было море. Под шквальным огнем артиллерии и непрерывными авианалетами наши корабли с честью выполняли поставленные задачи: подвозили подкрепления и оружие, эвакуировали раненых.

Успех наступательных операций советских войск на Северо-Кавказском фронте в апреле-мае 1943 года привел к тому, что на южном фланге советско-германского фронта немецкие войска лишились большей части сухопутных коммуникаций. В этих условиях осуществление сообщения с группой немецких войск, изолированной на Таманском полуострове, стало возможно только морским путем. Поэтому немцы значительно усилили активность на море, увеличилась интенсивность движения транспортов, были переброшены дополнительные военные катера для сопровождения грузов и войск. Основными направлениями, по которым двигались немецкие корабли, были маршруты: Одесса - Севастополь, Констанца - Севастополь, Севастополь - Керчь, Феодосия - Анапа, Керчь - Анапа, Керчь - Тамань. В мае-июне 1943 года по этим маршрутам в среднем проходило около 200 конвоев в месяц.

Дневной налет торпедных катеров

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ. 17 мая. (По телеграфу от наш. корр.). Воздушная разведка донесла, что в порту противника сосредоточены самоходные десантные баржи, торпедные катера и другие мелкие суда. Наши торпедные катера получили приказ произвести набег.

В отличие от большинства аналогичных операций, в данном случае предстояло действовать в светлое время суток.

Тщательно проработав задание и подготовив материальную часть, катера вышли из базы. Погода обещала быть благоприятной: стоял штиль, над морем висел густой туман. Но вскоре он рассеялся.

Катера шли вдоль берега, занятого противником. Вскоре туман снова большими полосами, как дымовыми завесами, лёг над водой. Командир головного катера старший лейтенант Смирнов использовал это для скрытного движения.

По времени корабли уже приближались к намеченной цели. Об этом свидетельствовало и обнаруженное противокатерное заграждение. Выйдя из полосы тумана, командиры определились по береговому ориентиру и взяли курс на порт. Вскоре они оказались на вражеском рейде. Показалась большая баржа. Несколько дальше у мола стояло много мелких судов. С короткой дистанции Смирнов выпустил торпеду по барже. Под её оглушительный взрыв следующая торпеда, выпущенная лейтенантом Степаненко, поразила сосредоточенные там плавсредства.

Сделав поворот, катера легли на курс отхода. Только теперь противник опомнился и открыл огонь, но катера ушли без повреждений. На обратном переходе они дважды безуспешно были обстреляны береговой артиллерией.

На следующий день катерников посетил командующий флотом. Он высоко оценил итоги операции и наградил экипажи катеров, участвовавших в дерзком набеге, орденами и медалями Советского Союза. Старший лейтенант Смирнов награжден орденом Красного Знамени, лейтенант Степаненко - орденом Красной Звезды.

Капитан И. Власов.

В создавшихся условиях одной из основных задач Черноморского флота был срыв морских перевозок противника . В тоже время немцы всячески стремились обезопасить свои коммуникации от вторжения наших сил, для чего использовались батареи береговой артиллерии, средства радиолокации, минировались подходы к портам. Движение транспортных судов происходило в конвоях под прикрытием авиации и надводных кораблей. Кроме того, существовала широкая сеть прибрежных аэродромов, поэтому вражеская авиация имела возможность оперативно совершать вылеты на цель. Один из таких аэродромов располагался у села Су-Псех недалеко от Анапы. На аэродроме, по данным разведки, базировалось до 60 легких истребителей эскадры «Зеленое Сердце» и группа самолетов 52 эскадры. Перед группой ракетных катеров была поставлена задача - нанести удар по аэродрому. Эти катера, построенные на деньги сотрудников ремесленных училищ, впервые получили гражданские названия - «Московский ремесленник» и «Трудовые резервы» (полное наименование «Молодой патриот трудовых резервов»). В конце мая - начале июня вооружение торпедных катеров усовершенствовали реактивной установкой. Новые катера имели вытянутые рубки, на которых была укреплена реактивная установка «катюша».


Звено, в состав которого входили катер «Московский ремесленник» под командованием В. Пилипенко и «Трудовые резервы», капитаном которого был В. Кварцов, должно было нанести с моря ракетный удар по наземному аэродрому, находящемуся на высоте 30 метров. 29 мая 1943 года катера под прикрытием ночи подошли к берегу Анапы и обрушили ураганный огонь своих «катюш» на вражеский аэродром. Противник совершенно не был готов к такому обороту событий: мало того, что удар по аэродрому наносился с моря, так еще и с использованием реактивных установок. В результате аэродром и десятки самолетов противника надолго были выведены из строя, многие машины уничтожены.

Позже экипаж под командованием Владимира Степановича Пилипенко доказал, что использовать огонь реактивных установок можно не только по наземным целям, но и для поражения самолетов и надводных кораблей противника. Экипаж катера неоднократно был награжден, а командиру было присвоено звание Героя Советского Союза.

Другой задачей Черноморского флота в это время было обеспечение морских перевозок для снабжения наших войск техникой, продовольствием, боеприпасами и живой силой. Эти перевозки осуществлялись из портов Батуми, Поти, Сухуми, Туапсе и имели исключительное значение для обеспечения жизнедеятельности приморской группировки наших войск.

Военные конвои не всегда заканчивались удачно. 22 мая 1943 года утром в 9 часов 45 минут советский транспорт «Интернационал» вышел из Туапсе в направлении порта Геленджик. Его охраняли два базовых тральщика «Гарпун» и «Мина» и морской охотник «СКА-041». В пути конвой был атакован группой из 17 вражеских бомбардировщиков и 7 истребителей. В «Интернационал» попали две бомбы , в результате чего была повреждена ходовая часть и возник пожар. Экипаж справился с пожаром, но потерял 3-их моряков. Тральщик «Мина» был насквозь пробит бомбой весом в пол центнера, которая взорвалась уже в воде. Возникла огромная пробоина размером 2×2,3 метра, начался пожар, перестал функционировать телеграф и пулемет на правом борту, а пулемет левого борта смыло за борт вместе с его расчетом. Тем не менее, экипажу «Мины», лишившись двоих, удалось устранить пожар и поддержать судно на плаву, восстановив работу пожарных насосов и заделав пробоину. Благодаря их героическим усилиям, искалеченное судно все-таки смогло своим ходом вернуться в порт Туапсе двум часам по полудню. Морской охотник «СКА-041» постигла самая печальная участь. На судно спикировал Ю-87 и сбросил три бомбы, которые его потопили. Вместе с судном погибли 18 членов экипажа, шестерым удалось спастись. Как выяснилось позднее, морской охотник уже выходя на задание имел проблемы с двигательной установкой: два его мотора не работали, что лишило его возможности быстро маневрировать и избегать смертоносных ударов авиации.

Для спасения транспорта из Туапсе на помощь вышли сторожевые корабли «Шторм» и «Шквал», морской охотник «СКА-105» и буксир «Петраш». Десять наших самолетов «Як-1» отбивали воздушные атаки на конвой. Совместными усилиями в 18 часов 50 минут транспорт «Интернационал» был доставлен в порт Туапсе.



 

Возможно, будет полезно почитать: