Государственные границы. Делимитация и демаркация

Лекция 10. Территория в международном праве

10.3. Государственные границы

Государственные границы - сухопутные и водные между государствами - устанавливаются по соглашению, воздушные и границы недр - являются производными от первых двух; границу территориальных вод, примыкающих к открытым водным пространствам, государство устанавливает самостоятельно. В качестве средства установления государственной границы используются:

1) делимитация - договорное определение направления и положения границы с описанием и нанесением ее на карту;

2) демаркация - установление госграницы на местности. Ее осуществляют смешанные комиссии приграничных государств путем сооружения пограничных знаков. О проделанной работе комиссия составляет обстоятельный протокол (обстоятельный - в смысле как подробностей, так и указания существенных обстоятельств, характерных для тех или иных участков границы).

Режим границы закрепляется в договоре. На реках, как правило, граница устанавливается по фарватеру, если река судоходна, или посередине, если она таковой не является.

Изменение границы или ее режима возможно только на основе специального соглашения. В приграничных районах государства на своей территории свободны устанавливать необходимый пограничный режим. Такая свобода, однако, ограничивается принципом ненанесения ущерба соседней стороне: скажем, нельзя допускать работы, которые могут изменить уровень или русло пограничных рек или привести к их загрязнению. Вопросы, относящиеся к плаванию по пограничным рекам (озерам) или иному их народнохозяйственному использованию, решаются по соглашению.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ

Н.В. Остроухов

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Рассматривая вопросы международно-правового оформления границ, имеющие большое значение для каждого государства, автор анализирует соглашения о границе Российской Федерации с сопредельными государствами. Основное внимание уделяется спорным вопросам, которые, по мнению автора, должны разрешаться исходя из основополагающих принципов современного международного права - территориальной целостности государств и неприкосновенности государственных границ.

Ключевые слова: государственная граница, договор, линия, стабильность, суверенитет.

Вопрос о границах имеет большое значение для каждого государства. На границах сосредоточен спектр интересов государств, многие из которых являются жизненно важными и составляют основу национальной безопасности каждого из них. Установление справедливых и прочных государственных границ, их надлежащее оформление являются важным фактором обеспечения международной безопасности, развития дружественных отношений государств.

Особенно велико значение данного вопроса для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью 61 110 км (сухопутная - 14519 км (23,76%), речная - 7381,55 (12,08%), озерная - 470,4 (0,77%), морская - 38738,9 км (63,39%)).

Большая протяженность границ и значительное количество сопредельных государств делают для России очень важными вопросы их надлежащего оформления.

Четкость определения государственной границы в договоре сопредельных государств и установления ее на местности способствует реализации на практике таких основополагающих принципов современного международного права, как территориальная целостность государств и неприкосновенность государственных границ.

От соблюдения этих принципов, в свою очередь, во многом зависит сохранение и упрочение международного мира и безопасности, поскольку территориальные споры, притязания одного государства на территорию другого очень часто приводили к конфликтам, вооруженным столкновениям и к войнам между ними.

Если же для территориальных претензий действительно имеются основания, то любое изменение принадлежности государственной территории возможно только мирным путем, на основе соглашения заинтересованных государств. На основе такого соглашения могут быть установлены и юридически оформлены новые государственные границы .

Установление справедливой государственной границы имеет большое значение для нормализации отношений между сопредельными государствами, особенно в тех случаях, когда между ними в прошлом существовали разногласия по вопросам прохождения границы. О таком значении границ свидетельствует, например, Совместное заявление о российско-китайских пограничных вопросах, опубликованное в ноябре 1998 г. в связи с завершением полевых работ по демаркации Западной части российско-китайской государственной границы, осуществлявшихся в соответствии с Соглашением о российско-китайской государственной границе на ее Западной части (Российско-китайское соглашение о границе на Восточной части было заключено еще в 1991 г.) от 3 сентября 1994 г. В этом заявлении подчеркивалось, что «государственная граница России и Китая как на ее Восточной, так и на ее Западной частях впервые в истории отношений двух стран получила четкое обозначение на местности». В заявлении отмечалось также, что «Стороны едины в том, что успешное решение вопросов демаркации российско-китайской границы на основе равноправных консультаций, взаимопонимания и взаимной уступчивости благоприятствует сохранению мира и спокойствия в приграничных районах, способствует развитию добрососедских отношений и дружбы между Россией и Китаем и вносит важный вклад в дело укрепления безопасности и стабильности в регионе» .

Договоры по пограничным вопросам отличаются особой стабильностью. Другие договоры могут прекращать свое действие в связи с истечением срока, на который они были заключены, наступлением отменительного условия, возникновением войны, прекращением существования субъекта договора, денонсацией, отменой договора, его новацией и аннулированием. Действие же договоров о границе не может быть прекращено подобным образом. Договоры о границах не содержат положений о денонсации и, следовательно, не могут быть денонсированы, в них обычно не указывается срок действия. Даже возникновение войны между сопредельными государствами не прекращает действия договора о границе между ними. Договоры о границе не могут быть отменены в одностороннем порядке (аннулированы), любое действие по изменению положения границы (новация договора о границе) возможно только по взаимному согласию сторон. К договорам о границе не применяется оговорка «rebus sic stantibus» - о коренном изменении обстоятельств (п. 2 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.), границы, установленные договором,

и их режим не затрагиваются правопреемством, и каждое государство-правопреемник обязано соблюдать эти договоры и т.д. .

Такая стабильность договоров о границе способствует реализации принципов нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств, получивших всеобщее признание, закрепленных в ряде основополагающих международно-правовых документов (например, ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.) .

Завершение договорного закрепления государственной границы на постсоветском пространстве на участках, не оформленных в международно-правовом отношении, является одной из основных задач пограничной политики Российской Федерации. Россия не имеет территориальных претензий ни к одному из сопредельных государств и ведет дело к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления границ на основе уважения суверенитета и территориальной целостности друг друга и нерушимости существующих границ. Россия участвует в переговорах с такими сопредельными государствами, как Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Норвегия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан.

Вступили в силу договоры о границе с Литвой (2003 г.), Украиной (2004 г.), Казахстаном (2006 г.), Латвией (2007 г.), Дополнительное соглашение о российско-китайской границе на ее Восточном участке (2005 г.), Соглашение о точке стыка границ России, Литвы и Польши (2006 г.), подписаны Договор между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы (2006 г.), Соглашение о режиме российско-китайской границы, Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств в районе Варангер-фьорда (2007 г.), проведена проверка границы с КНДР (2002 г.) и Монголией (2002 г.). Начаты подготовка к демаркации границы с Литвой, проверка границы с Финляндией и переговоры по порядку проведения проверки границы с Норвегией. С подписанием в июле 2008 г. Дополнительного Протокола-описания линии российско-китайской государственной границы на ее Восточной части закончена демаркация государственной границы с Китаем. Продолжаются переговоры по международно-правовому оформлению государственной границы России с Азербайджаном. Возможна делимитация границ России с Южной Осетией и Абхазией.

В итоге государственная граница Российской Федерации полностью оформлена с шестью государствами (Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, КНР, КНДР). Не завершена работа по международно-правовому оформлению государственной границы России с Латвией, Литвой, Украиной, Казахстаном. Не оформлена граница России с Эстонией, Белоруссией, Абхазией, Грузией, Южной Осетией, Азербайджаном и Японией.

Остро стоит вопрос разграничения морских пространств Российской Федерации. Разграничение территориального моря в международно-правовом отношении оформлено только с Норвегией, Финляндией, Польшей и КНДР. С Эстонией, Украиной, Абхазией и Японией граница на море не оформлена в международно-правовом отношении.

Большинство государств не имеют никаких претензий по поводу прохождения границ с Россией. Ряд других имеют желание их пересмотреть. Если проанализировать отношения некоторых сопредельных государств с Россией, то складывается следующая картина.

Норвегия. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Королевством Норвегия - 219,1 км (сухопутная - 43,0 км, речная - 152,8, морская граница - 42 км).

Прохождение линии советско-норвежской границы зафиксировано в Памятной записке к Договору между Правительством СССР и Королевским Норвежским Правительством о режиме советско-норвежской границы и порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов от 29 декабря 1949 г. По результатам демаркации границы в 1947 г. составлен Протокол-описание прохождения границы, который вступил в силу 23 мая 1949 г.

Морская граница между СССР и Норвегией была установлена Соглашением между Правительством СССР и Королевским норвежским Правительством о морской границе в Варангер-фьорде от 15 февраля 1957 г., с учетом четырехмильного территориального моря Норвегии. Однако в связи с расширением Норвегией пределов своего территориального моря с 3 до 12 миль были проведены переговоры по определению морской границы России и Норвегии в Ва-рангер-фьорде. Подписанное по данному вопросу в 2007 г. соглашение ратифицировано 29 марта 2008 г. и вступило в силу 9 июля 2008 г. (Федеральный закон № 33-ф3). В связи с принятием предложения норвежской стороны о проведении совместной проверки прохождения границы издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 233-р по организации этой работы и начата работа по его реализации. Кроме того, прохождение границы регламентируется также рядом протоколов и соглашений.

Финляндия. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Финляндской Республикой - 1325,8 км (сухопутная - 1091,7 км, речная

60,3 км, озерная - 119,8 км, морская - 54,0 км).

Международно-правовое оформление российско-финляндской границы, ее режим закреплены в Договоре между Правительством СССР и Правительством Финляндской Республики о режиме советско-финляндской государственной границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов от 23 июня 1960 г. Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики от 12 мая 1997 г. в Договор внесены соответствующие изменения и дополнения.

В связи с принятием предложения финляндской стороны о проведении Совместной проверки границы издано распоряжение Правительства Российской Федера-

ции № 1551-р от 2 декабря 2004 г. по организации этой работы. В настоящее время проводятся мероприятия по совместной проверке прохождения российско-финляндской границы.

Хотя российско-финляндская граница определена в международно-правовом отношении, в Финляндии действуют силы, которые желали бы пересмотреть итоги Второй мировой войны, ранее заключенные соглашения. На неофициальном уровне в Финляндии действуют различные движения и организации, такие как «Карельский Союз Финляндии», «Великая Финляндия» («Суур Суоми»). Как известно, согласно Московскому Договору от 12 марта 1940 г., заключенному после вооруженного советско-финского конфликта 1939-1940 гг., в состав СССР были возвращены исторические карельские земли, издавна входившие в состав России. Это Карельский перешеек с городом Выборг, северное и западное побережье Ладожского озера, а также западная часть полуостровов Рыбачий и Средний.

Эстония. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Эстонской Республикой - 466,8 км (сухопутная - 89,5 км, речная - 87,5 км, озерная - 147,8 км, морская - 142,0 км).

Сложными были отношения России с Эстонией по поводу принадлежности Печорского района Псковской области (имеющего площадь 1,5 тыс. кв. км) и Кингисепского района Ленинградской области (0,8 тыс. кв.), заселенных в основном русскими.

Конституция Эстонии 1992 г. в ст. 122 констатирует, что сухопутная граница Эстонии определена Тартуским мирным договором 1920 г. и другими межгосударственными договорами о границе. Данное положение содержит территориальные притязания к России и противоречит Договору от 12 января 1991 г., в котором признается существующая российско-эстонская граница в соответствии с административно-территориальным делением бывшего СССР на момент подписания данного Договора.

Эстонская Республика и Российская Федерация, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе документами ООН и ОБСЕ, и подтверждая стремление развивать на их основе межгосударственные отношения, желая обеспечить благоприятные условия для развития и укрепления добрососедских отношений и взаимного доверия между двумя государствами, а также стремясь развивать правовую основу для урегулирования вопросов, связанных с эстонско-российской государственной границей, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1196 от 4 декабря 1995 г. создали Комиссию по делимитации границы и разграничению морских пространств между Российской Федерацией и Эстонской Республикой. В ходе российско-эстонских переговоров было согласовано прохождение границы на всем ее протяжении, которое в основном совпадает с границей, в одностороннем порядке обозначенной Российской Федерацией.

18 мая 2005 г. в Москве был заключен Договор между Эстонской Республикой и Российской Федерацией об эстонско-российской государственной гра-

нице и Договор между Эстонской Республикой и Российской Федерацией о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах. 20 июня 2005 г. договор был ратифицирован парламентом Эстонии. При этом эстонцами в текст закона о ратификации включены положения, увязывающие данный процесс с внутригосударственными документами, которые не соответствуют объективным реалиям, создают ложный контекст для толкования и реализации положений этого договора. В свете позиций, занятой парламентом Эстонии, Президент Российской Федерации издал в связи с этим распоряжение № 394-рп от 31 августа 2005 г. «О намерении Российской Федерации не стать участником Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о российско-эстонской государственной границе и Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах».

В настоящее время подготовлен проект Соглашения о точке стыка государственных границ России, Эстонии и Латвии.

Латвия. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Латвийской Республикой - 270,5 км (сухопутная - 137,2 км, речная

127,5 км, озерная - 5,8 км).

Ранее Латвия выдвигала необоснованные территориальные претензии к России в отношении Пыталовского района Псковской области (площадь 1,6 тыс. кв. км, 30 тыс. жителей (латыши и эстонцы составляют менее 1 процента). Однако 27 марта 2007 г. в Москве был подписан Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о российско-латвийской государственной границе, в котором все разногласия были сняты. Договор вступил в силу 18 декабря 2007 г. Его положения предусматривают демаркацию совместной границы.

Переговоры о российско-латвийской границе проводились Комиссией по делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1197.

В настоящее время начата работа по согласованию проектов трехсторонних соглашений о точках стыка государственных границ России, Латвии и Эстонии, а также России, Латвии и Белоруссии.

Литва. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Литовской Республикой - 285,9 км (сухопутная - 28,2 км, речная - 207,9 км, озерная - 8,7 км, морская - 41,1 км).

Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской государственной границе (Москва, 24 октября 1997 г.) в настоящее время вступил в силу. Приложением к договорам является «Описание прохождения линии государственной границы между Российской Федерацией и Литовской Республикой», делимитационная карта с нанесенной линией государственной границы.

В соответствии с договором о российско-литовской границе подписано постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2005 г. № 63 о создании российской делегации в Совместной российско-литовской демаркационной комиссии. В настоящее время ведутся работы по подготовке и демаркации государственной границы сопредельных стран.

Украина. Протяженность сухопутного участка государственной границы Российской Федерации с Украиной - 1974,04 км (сухопутная - 1504,19 км, речная - 465,68 км, озерная - 4,17 км).

Переговоры по делимитации сухопутного участка российско-украинской границы проводились Комиссией, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1998 г. № 261-15.

В ходе совместных с украинской стороной работ был подготовлен Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе, который подписан 28 января 2003 г. Приложениями к Договору являются описание прохождения российско-украинской государственной границы, альбом карт с нанесенной линией границы. Данный Договор не предусматривает проведения демаркации российско-украинской границы.

В настоящее время большая часть сухопутной границы двух государств демаркирована. Однако не решен вопрос о прохождении государственной границы в Керченском проливе и Азовском море. 24 декабря 2003 г. подписан Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Сложными были отношения двух государств в связи с определением принадлежности косы Тузла.

Указанные договоры вступили в силу 23 апреля 2004 г. В настоящее время готовится проект трехстороннего Соглашения о точке стыка границ России, Украины и Белоруссии.

Грузия. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Грузией с учетом протяженности границ новых государств Абхазии и Южной Осетии - 572,5 км (сухопутная - 566,4 км, речная - 5,9 км., озерная - 0,2 км).

Комиссия по делимитации границ между Российской Федерацией и Грузией образована постановлением Правительства Российской Федерации № 981-55 от 26 сентября 1993 г. В ходе переговоров, состоявшихся по данному вопросу, было согласовано ее прохождение почти на всем участке государственной границы.

Республика Абхазия. Протяженность границ Абхазии - 255,4 км (сухопутная - 183,0 км, речная - 50,0 км, морская - 22,4 км).

Республика Южная Осетия. Протяженность границ Ю. Осетии - 70,0 км. На всем протяжении граница с сопредельными государствами сухопутная.

Азербайджан. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Азербайджанской Республикой - 350,0 км (сухопутная - 272,4 км, речная - 55,2 км, морская - 22,4 км). Комиссия по делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой образована постановлением Правительства России от 22 апреля 1994 г. № 354-18. В ходе российско-азербайджанских переговоров согласовано прохождение границы на участке протяженностью 305,0 км (90%). В настоящее

дение границы на участке протяженностью 305,0 км (90%). В настоящее время продолжается работа по уточнению прохождения границы на 3-х несогласованных участках протяженностью 32,5 км (10%).

Китай. Протяженность государственной границы Российской Федерации с Китайской Народной Республикой - 4333,91 км (сухопутная - 648,31 км, речная - 3615,57 км, озерная - 70,03 км).

Положение российско-китайской границы с давних времен являлось предметом международно-правовых споров, и только во второй половине 80-х годов наметилась тенденция укрепления ее стабильности.

16 мая 1991 г. в Москве было подписано Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части. 14 октября 2004 г. в Пекине - Дополнительное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части.

В сентябре 1994 г. в Москве было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее западной части.

9 декабря 1999 г. подписаны межправительственные Протоколы-описания линии российско-китайской государственной границы на ее восточной части и на ее западной части и Соглашение о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек. Данные Протоколы-описания после обмена нотами МИДов России и Китая вступили в силу с 19 января 2000 г.

В ходе трехсторонних переговоров 20 июня 2002 г. подписан Протокол-описание точки стыка границ России, КНР и КНДР на реке Туманная.

Соглашением 1991 г. не было определено прохождение государственной границы на двух участках: - остров Большой на реке Аргунь (протяженность 28 км, пл. - 58 кв. км) и острова Большой Уссурийский и Тара-баров у г. Хабаровска (протяженность 30 км, пл. - 336 кв. км). 2 июня 2005 г. вступило в силу Дополнительное соглашение между Россией и КНР о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части.

9 ноября 2006 г. подписано Соглашение о режиме российско-китайской границы, которое вступило в силу 9 апреля 2007 г.

21 июля 2008 г. подписан Дополнительный протокол-описание Восточной части российско-китайской государственной границы между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики, который вступил в силу с 14 октября 2008 г. после обмена нотами МИДов России и Китая.

С подписанием указанных документов завершено международноправовое оформление государственной границы с Китаем.

В заключение отметим, что государственная граница является пространственным пределом осуществления государством его суверенитета, его террито-

риального верховенства, то есть она определяет пределы государственной территории. Вопросы, относящиеся к установлению границ, ее режима и охраны, регламентируются как международным правом, в частности соглашениями сопредельных государств, так и национальным законодательством каждого из них. Решение этих вопросов должно осуществляться на основе соблюдения принципов нерушимости государственных границ, отказа от применения силы или угрозы силой в отношениях между государствами.

ЛИТЕРАТУРА

Действующее международное право. В 3-х т. - М., 1996. - Т. 1.

Дипломатический вестник. - 1998. - № 12.

Международное право. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Отв. ред. Ю.М. Колосов и В.И. Кузнецов. - М.: Межд. отнош., 1998.

Ромашев Ю.С., Ганюшкин Б.В., Баскин Ю.Я., Корбут Л.В., Алешин В.В., Шумилов А.Ю. Правовые основы погранологии: Монография. - М.: Отделение погранологии МАИ, 2000.

INTERNATIONAL LEGAL ORGANIZATION OF RUSSIAN FEDERATION AND NEIGHBORING COUNTRIES NATIONAL BOUNDARIES

The Department of International Law Peoples’ Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The question of national boundaries is of great importance for each state. A whole range of state interests, the majority of which are of vital importance and form the base of any state national security are concentrated on the borders. The settlement of lawful and solid national boundaries and their legal organization is an important factor of providing international security and the development of states friendly relations.

Key word: national boundary, agreement, line, stability, sovereignty.

Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его , отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.

Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе РФ»: «Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ». Приведенное определение применимо к границе любого другого государства.

Определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.

Различают границы:

  • орографические (линии, проведенные с учетом рельефа местности - речное русло, горный водораздел и т.д.);
  • геометрические (прямые линии, которые устанавливаются от одной до другой точки без учета рельефа местности);
  • комбинированные границы (на некоторых своих участках проведены с учетом рельефа местности и являются орографическими, а на других участках проведены без учета рельефа местности и являются геометрическими).

В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, которой называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.

Границы государства устанавливаются в договорном порядке. Международное допускает изменение государственных гра­ниц, а значит и принадлежности государственной территории путём под­писания соответствующего международного договора.

Принцип нерушимости государственной границы сформировался по­сле окончания Второй мировой войны в связи с желаниями государств при­знать сложившиеся границы. Он нашёл своё воплощение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других последующих международно-правовых документов.

Принцип неприкосновенности территории государства означает за­прет насильственного присоединения территории страны, что выражается в обязанности государства:

  1. соблюдать существующие границы;
  2. не допускать необоснованного, т.е. произвольного перемещения границы (пограничных столбов и др. знаков);
  3. не допускать случаев незаконного пересечения государственной границы вне установленных пунктов пропуска или без соответствующих разрешений.

В соответствии с основополагающими принципами международного права - нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств - границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.

Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы :

  1. Сделка о продаже территории.
  2. Компенсация за передаваемую территорию.
  3. Обмен территориями.
  4. Восстановление исторических прав на территорию.
  5. В порядке наказания государства за .

Делимитации и демаркации границ

Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.

Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.

Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.

Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.

Российское законодательство о государственной границе

Вопрос о границах имеет важное значение для каждого государства. Особенно велико его значение для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км. Российское законодательство о государственной границе основывается на Конституции РФ и ее международных договорах и включает прежде всего упомянутый Закон «О Государственной границе РФ», а также принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы и иные субъектов РФ. В этой связи можно привести Основы пограничной политики РФ , утвержденные Президентом России 5 октября 1996 г.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.

Законом установлены следующие принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:

  1. обеспечение безопасности РФ и международной безопасности;
  2. взаимовыгодное всестороннее сотрудничество с иностранными государствами;
  3. взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
  4. мирное разрешение пограничных вопросов.

РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

  • на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
  • на море - по внешней границе территориального моря РФ;
  • на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водному объекту, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
  • на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водных объектах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
  • на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.

Режим государственной границы включает правила:

  • содержания Государственной границы;
  • пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
  • перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
  • пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
  • ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
  • разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств некоторые из вышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Для разрешения вопросов соблюдения режима государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки государственной границы руководителем ФСБ России по согласованию с МИД России в соответствии с международными договорами РФ назначаются пограничные представители РФ (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).

Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение.

Границы государства - это проложенные в натуре или воображаемые линии на земной и водной поверхности, которые определяют пределы суверенитета государства над его сухопутными и водными территориями, воздушным пространством и недрами земли.

Государственная граница понимается и как юридически обоснованная условная линия, определяющая пределы государственной территории.

Границы государства подразделяются на сухопутные, речные и озерные (водные), морские, воздушные и границы недр.

Под сухопутными границами понимаются линии, проходящие по характерным точкам рельефа местности или через определенные точки графических координат, а также параллелям и координатам. Как правило сухопутные границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горы, пески, реки, берега, моря, и др.), но могут проводиться по прямой линии от одной точки до другой или совпадать с параллелями и меридианами. В связи с этим различают следующие типы государственной границы:

а) орографические - проводимые с учетом рельефа местности;

б) геометрические - проводимые прямым линиям без учета рельефа местности;

в) астрономические - совпадающие с географическими параллелями и меридианами;

г) комбинированные - строятся на сочетании выше перечисленных типов.

Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские.

Речные границы государства проходят по рекам, причем, если иное не предусмотрено международным правом в виде договора, то границей считается линия, проходящая: на судоходных реках - по середине главного фарватера или по тальвегу (линии наибольших глубин), а на несудоходных реках (ручьях) - по их середине или по середине главного рукава ручья.

На озерах и иных водоемов границы государства проходят по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера или иного водоема. Иногда эта граница может проводиться по меридиане, если водоем имеет вытянутую форму, а противолежащие берега принадлежат соседним государствам.

Сухопутные границы и границы по рекам, озерам и иным водохранилищам устанавливаются согласно договорам между определенными государствами. Границы государства, проходящие по реке (ручью), озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов, или уровня воды, так и при отклонении русла в ту или иную сторону, если граничащие государства не имеют между собой иные договоренности по этому вопросу.

Границы государства, проходящие по железнодорожным и автодорожным мостам, а также по плотинам и другим сооружениям, возведенным через пограничные участки рек и ручьев, проводятся по середине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения границ по реке, ручью или иному водоему.



Морские границы устанавливаются на море самостоятельно каждым государством на основе норм международного морского права по внешнему пределу своих территориальных вод, если эти воды не соприкасаются с аналогичными водами других государств. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила, что каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. В тех случаях, когда территориальные воды двух или более государств соприкасаются, линия границ между ними устанавливается на основе соглашения. При отсутствии такового ни одно из них не имеет права распространять свои территориальные воды за среднюю или равноотстоящую линию, если только нет на то особых обстоятельств.

Морские границы, отделяющие территориальные воды государства от открытого моря, устанавливаются, как правило, законодательством прибрежного государства, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Воздушными границами государственной территории являются боковые и высотные пределы ее воздушного пространства. Боковой границей воздушного пространства служит вертикальная плоскость проходящая через сухопутные и водные линии границ и, поскольку, воздушная всегда следует этим линиям, то никаких особых соглашений по боковым воздушным границам государства не заключается. Высотный предел воздушной территории, отделяющий воздушное пространство от космического, международным правом пока не установлен, но многие государства признают таковым высоту 100-110 км. над уровнем океана.

Никаких особых соглашений по воздушным границам не заключается.

Границы государства неприкосновенны. Их нарушение расценивается как посягательство на суверенитет государства и запрещено международным правом.

Современные сухопутные и водные границы устанавливаются, как правило, по договору между сопредельными государствами и называются договорными.

Процедура установления сухопутных и водных границ между государствами обычно имеет две стадии: делимитацию и демаркацию.

Делимитация - договорное определение общего направления происхождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Договоры, как правило, содержат общее описание прохождения линии границы.

Демаркация - это установление госграницы на местности. Демаркация осуществляется смешанными комиссиями сторон, которое обозначают прохождение госграницы установленными знаками. О всех действиях по демаркации составляются протоколы с подробным описанием прохождения линии границы сопредельных государств, и пограничных знаков. Государственные границы обычно устанавливаются по наиболее характерным точкам и линиям рельефа: рекам, горным хребтам, высотам и т. д.

Редемаркация – это проверка ранее демаркированной границы с восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков. Такая редемаркация была произведена в районе реки Аракс на советско-турецкой границе в 1967-1972 гг.

Для обеспечения неприкосновенности своих границ государства, путем издания законодательства и заключения соответствующих международных договоров устанавливает специальный режим границ.

Режим государственной границы - это порядок передвижения через границу, проведения различных работ на границе по содержанию линии границы и спецзнаков ее обозначающих, размещения и деятельности контрольно-пропускных пунктов (КПП) и таможенных учреждений, ведения производственной, транспортной и иной деятельности в районе государственной границы,порядок расследования и урегулирования пограничных инцидентов и т. д.

В целях обеспечения необходимого порядка охраны своих границ государства создают в приграничных областях специальный пограничный режим, который регулируется в основном внутренним законодательством. Пограничный режим устанавливается в пограничной зоне и пограничной полосе.

Пограничная полоса – это расположенная непосредственно на границе полоса местности небольшой ширины, на которой могут быть установлены контрольно-следовая полоса (КСП) и оборудованы инженерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу (пересечению) государственной границы (в России не существует).

Пограничная зона – это местность шириной до 5км вдоль государственной границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега пограничных рек и озер, водоемов и водохранилищ и расположенные на них острова. Исходя из характера отношений между сопредельными государствами, пограничная зона может не устанавливаться (например, между Швейцарией и Италией), между странами-членами СНГ государственные границы “прозрачные”, номинальные.

Режим в пунктах пропуска через государственные границы включает правила въезда, временного пребывания, передвижения граждан и иных лиц, производства работ, учета и содержания на пристанях, причалах и в пунктах базирования самоходных и несамоходных судов и средств для передвижения по льду и в территориальных водах, во внутреннем море и в частях вод пограничных рек, озер и иных водохранилищ.

Для упрочнения добрососедских отношений и развития мирного сотрудничества в практике взаимоотношений России с определенными государствами применяется институт пограничных представителей, которые имеются пограничными комиссарами и уполномоченными. В функции пограничных представителей входит принятие необходимых мер по предотвращению нарушений порядка на границе, расследование и разрешение пограничных инцидентов, а также вопрос о возмещении ущерба, связанного с нарушением режима границы. Вопросы, не урегулированные пограничными представителями, разрешаются в дипломатическом порядке.

1апреля 1993 г. был принят Закон о Государственной границе Российской Федерации, который вступил в действие 4 мая 1993 г. Закон содержит положения об установлении границ, их режиме, о пограничном режиме, полномочиях органов государства в сфере охраны границы и др.

Россия в настоящее время имеет границы с 18 сопредельными государствами общей протяженностью более 60 тыс. км. Среди них – границы, совпадающие с границами бывшего СССР (Норвегия, Финляндия, Польша, Монголия, Китай, КНДР), границы с государствами СНГ (Беларусь, Украина, Казахстан, Грузия, Азербайджан), границы с бывшими советскими республиками, не вошедшими в СНГ (Эстония, Латвия, Литва). В силу ряда причин часть государственной границы России не оформлена в международно-правовом отношении. Последнее относятся прежде всего к границам с государствами СНГ.

Детально позиция России в отношении границ раскрывается в Основах Пограничной политики РФ, утвержденных Президентом 5 октября 1996 г. и представляющих собой “систему официально принятых взглядов”. Основы соответствуют международному праву, в частности, подтверждают принцип нерушимости границ. Оформление границы “осуществляется на основе универсальных принципов международного права”. В соответствии с международным правом решается вопрос о границе с новыми независимыми государствами, образовавшимися на территории СССР. Она “совпадает с прежними границами административно-территориального деления СССР.

Здесь следует отметить, что многократно подчеркиваемая в рамках СНГ “открытость/прозрачность границ” совсем не означает, что Россия не может в соответствующих случаях принимать жесткие меры пограничного, таможенного, санитарного, иммиграционного и прочего контроля на отдельных участках своей государственной границы.

Отмеченное обстоятельство, а также то, что новые государства не всегда в состоянии обеспечить безопасность своих “внешних” границ, побудили их обратиться к совместной охране границ. Этому посвящен целый ряд актов СНГ. В 1994 г. была принята Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ. Декларация не только подтвердила решимость уважать эти принципы, но и закрепила долг каждого участника пресекать действия, направленные против границ других участников.

Значение границ, прежде всего, тем и обусловлено, что они определяют пределы территории. Юридическое оформление границы является одновременно и закреплением права на расположенную за ней территорию. Границы определяют сферу территориальной юрисдикции.

Взаимное уважение границ – необходимое условие мира. Международное право обязывает воздерживаться от любых посягательств на границы других государств, от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории любого государства.

Государственная граница, определяя пространственные пределы территории государства, во многом предопределяет безопасность своей страны. Анализируется состояние международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, выявляется угроза территориальной целостности Российской Федерации, связанная с незавершенностью процесса установления государственной границы на отдельных ее участках.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК: 342.1:341.222

Страницы в журнале: 32-36

Р.М. Скулаков,

кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник Вневедомственного научно-исследовательского института изучения безопасности и сыска Россия, Москва [email protected]

Государственная граница, определяя пространственные пределы территории государства, во многом предопределяет безопасность своей страны. Анализируется состояние международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, выявляется угроза территориальной целостности Российской Федерации, связанная с незавершенностью процесса установления государственной границы на отдельных ее участках. Основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права, законодательстве Российской Федерации, автор предлагает новые определения таких понятий, как государственная граница Российской Федерации, делимитация, демаркация, территориальная целостность государства, территориальная безопасность государства.

Ключевые слова: государственная граница, делимитация, демаркация, территориальная целостность государства, территориальная безопасность государства.

Территория в определенных границах является обязательным атрибутом государства . Государство, имеющее оформленную в международно-правовом отношении государственную границу, представляется наиболее стабильным в экономической, политической, военной и других сферах. Без завершенного процесса международно-правового оформления государственной границы государству, его территориальной целостности угрожают территориальные споры. Территориальные споры могут продолжаться веками и не позволяют государствам полноценно развивать отношения.

Россия, как и некоторые другие государства, не завершила международно-правовое оформление своей государственной границы, между тем как оформленная в международно-правовом отношении государственная граница Российской Федерации будет являться полноценным юридическим гарантом выработки и реализации государственных мер по обеспечению территориальной целостности государства.

Безопасность государственных границ во многом обеспечивает безопасность самого государства и его территории. Ф. Мартенс, рассматривая вопрос о границах государства, писал, что «еще более необходимым представляется оно (разграничение между государствами - С.Р.) для мирных и устроенных международных сношений, ибо пограничные столкновения, вызываемые неопределенностью границ, не только порождают недоразумения между государствами, но и служат тормозом, препятствующим развитию международных пограничных оборотов» . Данную точку зрения поддерживает в своих работах и другой видный русский юрист-международник В.А. Ульяницкий .

Вопросы установления государственных границ являются предметом договоров между государствами об их делимитации и демаркации. Современное международное право запрещает насильственное изменение государственных границ и всякие насильственные посягательства на них.

Представляется, что в вопросах обеспечения территориальной целостности имеет значение само определение понятия «государственная граница Российской Федерации», которое нуждается в совершенствовании.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» государственная граница есть «линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации».

Необходимо заметить, что определение «государственная граница Российской Федерации» начало формироваться еще во время подготовки Временного устава службы пограничной охраны ОГПУ 1927 года (ВУСПО-27) и Положения об охране государственных границ ССР 1927 года .

На наш взгляд, определение должно отражать следующие признаки государственной границы Российской Федерации:

Устанавливается на основе общепризнанных принципов и норм международного права;

Должна быть согласована с сопредельными государствами и установлена международными договорами;

Есть линия и проходящая по этой линии вертикальная (обозначающая боковой предел) и горизонтальная (обозначающая высотный предел) поверхности;

Обозначает пространственный предел действия государственного суверенитета на суше, водах, в подземном, подводном и воздушном пространстве;

Обозначается специальными сооружениями - пограничными знаками, основные пограничные столбы имеют государственную геральдическую атрибутику.

Определение понятия «государственная граница Российской Федерации» представляет интерес также для осмысления теории государственной границы .

Представляется целесообразным изложить определение государственной границы Российской Федерации в следующей редакции: «Государственная граница Российской Федерации - это установленная на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации линия и проходящая по этой линии вертикальная и горизонтальная поверхности, обозначающие пространственный предел действия государственного суверенитета на суше, водах, в подземном, подводном и воздушном пространстве».

Относительно высотного предела (горизонтальная поверхность) до настоящего момента продолжаются дискуссии. Считаем, что высотный предел воздушной территории государства согласно сложившейся практике находится на высоте 100-110 километров от уровня океана. 2 апреля 1979 г. на 18-й сессии юридического подкомитета ООН СССР был официально внесен рабочий документ ООН А/АС.105/С.2/L121 под названием «Подход к решению проблемы воздушного и космического пространства», в котором предложено надземное пространство выше 100-110 км считать космическим пространством .

Современные технические возможности предполагают и необходимый учет высотного предела действия суверенитета государства для обеспечения безопасности.

В международно-правовом оформлении государственной границы выделяют два основных этапа - делимитацию и демаркацию. В необходимых случаях проводится и редемаркация.

В юридической науке нет единого и общепринятого определения делимитации государственной границы. По нашему мнению, делимитация государственной границы - это определение сопредельными государствами точного прохождения государственной границы между ними с подробным ее описанием и нанесением на топографическую карту, которая фиксируется в международном договоре.

После делимитации начинается следующий этап установления государственной границы - демаркация.

На наш взгляд, демаркация - это фактическое обозначение установленной международным договором государственной границы (делимитированной) на местности посредством установки системы пограничных знаков (пограничных столбов, пирамид, речных и морских буев и др.).

В том случае, когда возникает необходимость в проверке и уточнении ранее демаркированной границы, имеются расхождения с картой делимитации, в соответствии с соглашениями между государствами на границе происходят существенные изменения, устаревают, меняются или утрачиваются частично или полностью пограничные знаки в результате военных столкновений, природных явлений или других причин, соседние государства проводят редемаркацию государственной границы.

Современное состояние процесса международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации можно охарактеризовать как незавершенное.

Государственная граница России в международно-правовом отношении полностью оформлена с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем, Корейской Народно-Демократической Республикой.

Не завершена работа по международно-правовому оформлению государственной границы России со следующими государствами: Латвия, Литва, Украина, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан и США.

Не оформлена в международно-правовом отношении государственная граница России с пятью государствами: Эстонией, Белоруссией, Грузией, Абхазией и Японией.

В современный период можно выделить нуждающиеся в особом внимании регионы, в которых сходятся интересы многих сопредельных государств, важные в экономическом, геополитическом, военном отношении, а именно Арктический и Каспийский регионы.

Видится, что стремление приарктических государств к ресурсам Арктики будет только возрастать и возможны различные варианты разграничения ее районов. Соглашаясь с мнением большинства компетентных ученых, считаем, что правовой основой статуса Арктики является международное право, его обычные нормы, а не новшества Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, касающиеся ограничения континентального шельфа, международного района морского дна и др. Интересы Российской Федерации не могут быть ущемлены при определении правового статуса Арктики. Российская Федерация должна использовать свой авторитет в мире, преодолевать активное влияние США на мнение других государств в ООН. Секторальное деление есть основа безопасности государств Арктического региона.

Противоречия и конфликты интересов связаны и с разграничением Каспийского моря.

Мы полагаем, что на данный момент в теории и практике международно-правового регулирования территориальных споров не нашел закрепление какой-либо универсальный способ разграничения водных пространств. Однако на основании анализа опыта разграничения территорий между государствами, а также учитывая сложившуюся практику международных судов по разрешению территориальных споров, наиболее универсальным способом считаем разграничение территорий с учетом исторических правооснований.

Учитывая уникальность Каспийского моря, необходимо закрепить за ним статус особого водного объекта, отличный от статуса как озера, так и моря. Его установление возможно только путем принятия прикаспийскими государствами совместной Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, неотъемлемой составляющей которой должны быть следующие принципы:

Исключительность прав прибрежных государств на Каспийское море, реализуемая через закрытие для третьих стран и их граждан доступа для осуществления на нем различных видов деятельности;

Свобода плавания судов по Каспийскому морю под флагами прикаспийских государств;

Свобода рыболовства на всей акватории (за исключением десятимильной прибрежной зоны);

Секторальное разграничение юрисдикции прикаспийских государств на дно Каспийского моря на основе равноотстоящей срединной линии в целях разграничения прав на живые и неживые ресурсы, находящиеся в его недрах.

Россия может выступить инициатором создания совместной конвенции прикаспийских государств, закрепляющей правовой статус Каспийского моря. Представляется, что сложившиеся отношения России с Ираном, Казахстаном позволят активизировать деятельность Азербайджана и Туркменистана в формировании единого подхода к разграничению его ресурсов.

Помимо Арктического и Каспийского регионов отдельного внимания заслуживает российско-украинская государственная граница в связи с самоопределением Крыма в форме отделения от Украины и вхождения в состав Российской Федерации. В дальнейшем процесс установления российско-украинской границы будет зависеть от международного признания статуса Крыма и завершения самоопределения юго-восточных областей Украины (Донецкой и Луганской народных республик) .

Сегодня многие западные государства не признают самоопределение и воссоединение Крыма с Россией, заявляют о нарушении норм международного права. Авторитетные российские ученые, в частности, Г.М. Вельяминов и В.А. Томсинов, справедливо обосновывают, что воссоединение Крыма с Российской Федерацией в полной мере соответствует нормам и принципам международного права . Мы также уверены в том, что самоопределение Крыма соответствует международному праву.

Необходимость завершения международно-правового оформления государственной границы России очевидна, поскольку изменение интересов, смена политических режимов сопредельных государств, возникновение вооруженных конфликтов в непосредственной близости к государственной границе, как правило, перечеркивают достигнутые договоренности и растягивают по времени территориальное разграничение. Полноценно о территориальной целостности государства можно говорить только в случае юридически закрепленного предела действия государственного суверенитета.

Представляется, что проблема международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации порождена длительностью переговорного процесса, который в основе своей заключается в несогласии некоторых сопредельных государств с принадлежностью отдельных территорий. Именно желание отдельных сопредельных государств владеть несогласованными участками государственной границы является прямой угрозой территориальной целостности России. Фактически государственная граница Российской Федерации установлена, но юридически не все сопредельные государства готовы ее закрепить. Такие сопредельные государства будут формировать угрозы безопасности России и активно воздействовать на несогласованные районы. Например, Эстония дает свое гражданство россиянам, проживающим в Печорском районе Псковской области (по приблизительным подсчетам, более десяти тысяч человек уже имеют двойное гражданство ).

Незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации, действия сопредельных государств в отношении несогласованных (оспариваемых) территорий создают реальную угрозу безопасности и территориальной целостности России.

По нашему мнению, для детального понимания незавершенности международно-правового оформления государственной границы как угрозы территориальной целостности Российской Федерации необходимо раскрыть определение понятия «территориальная целостность государства». Через понимание территориальной целостности государства видится необходимым дать определение понятия «территориальная безопасность государства», сформулировать условия такой безопасности.

Определение понятия «территориальная целостность государства» в международных правовых актах не закреплено. В основном ученые вкладывают в это понятие качественную характеристику государства, отражающую состояние его безопасности, проявляющуюся в единстве территории, на которую распространяется суверенитет государства, и определяемую способностью государства сохранять свою территорию в пределах установленных в соответствии с международным правом границ, противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на их изменение .

По нашему мнению, территориальную целостность государства можно представить как обеспеченную общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и правовыми средствами государства неприкосновенность, нераздельность государственной территории и границы, сформированной исторически и находящейся под государственным суверенитетом.

Под территориальной безопасностью государства предлагается понимать состояние защищенности и целостности территории государства от возможных угроз как внутри него, так и со стороны других государств, направленных на ее разделение или отделение конкретной части, представляющей геополитическую, экономическую или иную ценность.

Характеризуя территориальную безопасность государства, необходимо обращаться к определенным критериям (условиями), которые позволят выявить состояние государства и его способности к сохранению целостности своей территории. Анализируя существующие территориальные проблемы государств в мире, считаем, что критериями (условиями) способности государства к сохранению целостности своей территории могут выступать следующие: международный авторитет государства, его участие в работе международных (региональных) организаций, способности государства контролировать возникающие ситуации, состояние законодательства, качество изменений в административно-территориальном устройстве.

Современные международно-правовые реалии разрешения территориальных вопросов таковы, что территории государств все чаще подвергаются трансформациям. После окончания Второй мировой войны и завершения кровопролитных территориальных переделов прошло не так уж и много времени, но сменились эпохи, и новые поколения претендуют на реализацию своих амбиций. Распад СССР создал проблему установления государственных границ, которые в большинстве своем появились на основе бывших административных границ. Уровень потребления растет, население увеличивается, и государствам недостаточно собственных резервов, им необходимо получать ресурсы, искать рынки сбыта для повышения уровня жизни своих граждан, что нередко ведет к разрушению границ других государств.

Очевидные и стремительные преобразования в мире однозначно показывают необходимость детального переосмысления теории государственных границ и теории государственных территорий в целом. Уточненное определение понятия «государственная граница Российской Федерации» предлагается к обсуждению и возможному учету при внесении изменений в действующее законодательство.

Предлагая определения понятий «территориальная целостность государства», «территориальная безопасность государства», можно сделать вывод о том, что незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации есть угроза для ее безопасности и территориальной целостности. Территориальная целостность Российской Федерации предполагает, что ее территория имеет закрепленную в международных договорах государственную границу с сопредельными государствами. Поскольку существуют сопредельные государства, не признающие юридическую принадлежность отдельных территорий России, то они будут продолжать создавать угрозы безопасности и постоянно претендовать на спорные территории.

Список литературы

1. Бабурин С.Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М., 2013.

2. Василевская Э.Г. О высотном разграничении воздушного и космического пространства // Советское государство и право. 1979. № 11.

3. Вельяминов Г.М. Воссоединение Крыма с Россией: правовой ракурс // Государство и право. 2014. № 9.

4. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004.

7. Остроухов Н.В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации и на постсоветском пространстве: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010.

8. Першин А., Ярлыченко В. Государственная граница: эволюция представлений // Вестник границы России. 2000. № 1.

9. Печоры: живем на две страны. URL: http://www.myestonia.ru/publ/pechory_zhivem_na_dve_strany/14-1-0-298 (дата обращения: 15.07.2015).

10. Скулаков Р.М. Некоторые аспекты международно-правового признания независимости Донецкой и Луганской народных республик // Современное право. 2015. № 2.

11. Скулаков Р.М. Проблемы обеспечения территориальной целостности Российской Федерации. Голицыно, 2007.

12. Томсинов В. Воссоединение Крыма с Россией с точки зрения международного права// Законодательство. 2014. № 6.

13. Ульяницкий В.А., Комаровский Л.А. Международное право. М., 1908.

Поделитесь статьей с коллегами:


 

Возможно, будет полезно почитать: