Какие организации работают по 44 фз. Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка
Федеральный закон №44 был издан для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
ФЗ 44 для чайников регламентирует все правовые договорные отношения проводимые на государственном уровне. Законопроект был принят в Государственной Думе 22 марта 2013 года, через 5 дней он был одобрен Советом Федерации. Датой вступления закона в силу считается 5 апреля 2013 года.
- (Ст. 1-15) Описаны общие положения настоящего закона, т.е. в какой сфере применяется, основные понятия, принципы заключения контрактов и далее;
- (Ст. 16-23) Здесь описаны правила по планированию госзакупок;
- (Ст. 24-96) Описывается по каким правилам осуществляются госзакупки и какими характеристиками должен обладать поставщик (участник, исполнитель или подрядчик). Детально статью 34 можно изучить здесь;
- (Ст. 97-98) 4-ая глава содержит в себе аспекты мониторинга закупок и аудит в сфере госзакупок;
- (Ст. 99-104) В эту главу часто вносились изменения, т.к. она является одной из важных составляющих ФЗ 44 для чайников, статьи в этой главе регламентируют контроль в сфере госзакупок;
- (Ст. 105-107) Данная часть законодательного акта содержит информацию по разрешению споров;
- (Ст. 108-111) Каждая статья этой главы посвящена особенностям заключения и исполнения контракта при отдельных видах госзакупок;
- (Ст.-112-114) Последняя глава содержит заключительную информацию ФЗ 44 для чайников.
В вышеуказанные главы государственные власти вносили изменения 7 июня 2017 года. Законная сила ФЗ 44 для чайников наступила 18 июня 2017.
Основные моменты
Чтобы участвовать в госзакупках, необходимо знать положения ФЗ 44 для чайников. Требования и инструкция, как работать с ФЗ 44 для начинающих (чайников):
- соответствовать критериям, указанным в законодательстве России, чтобы лица вправе были осуществлять поставку товара (услуг);
- компания поставщика не находится на стадии банкротства или ликвидации;
- деятельность компании поставщика не приостановлена на законодательном уровне, например, по КоАП России;
- у организации поставщика нет долговых обязательств по налогам и сборам;
- у лица, выступающего в роли потенциального поставщика, не должно быть судимости в сфере экономических преступлений;
- по 44 Федеральному Закону для чайников, при заключении контракта нет конфликта интересов;
- компания поставщика не принадлежит к офшорным организациям.
Условия проведения госзакупок:
- Все сделки по покупке товаров (услуг) заключаются через специально разработанный сайт;
- Заказчики указывают свои данные в системе (указываются данные, согласно ФЗ 44 для чайников). Поставщики обязаны пройти аккредитацию на электронных торговых площадках;
- Все потенциальные поставщики, вправе в поисковой системе на сайте госзакупок найти подходящие для них заказы, затем принять участие в торгах;
- По 44 ФЗ для чайников, когда заказчик выбирает наиболее выгодный для себя вариант, то заключает контракт с поставщиком. На основании контракта стороны выполняют свои обязательства.
Разница между ФЗ 44 и ФЗ 223
Система закупок в обоих законах одинаковая, но по ФЗ 44 для чайников есть ограничение — госзакупка осуществляется только у одного поставщика.
Требования к заказчикам в обоих законах разные.
По ФЗ 44 для чайников в качестве заказчиков могут выступать:
- государственные бюджетные учреждения;
- муниципальные.
По ФЗ 223 для чайников в качестве заказчиков вправе выступать:
- предприятия, где есть доля государства больше 50%;
- организации, занимающиеся определенными видами деятельности — водоснабжение, энергетика и т.д.;
- организации монополисты — газовые, РЖД и т.д.;
- бюджетные организации, осуществляющие госзакупки за счет внебюджетных средств (например, за счет грантов).
Закупки по 44 ФЗ: с чего начать?
Начать процедуру участия в государственных госзакупках затруднительно. Все самое важное, что нужно знать из 44 ФЗ о госзакупках:
- изучить Федеральный Закон 44 для чайников;
- подготовить пакет документов, подтверждающий права организации на принятие участия в торгах;
- подготовить пакет документов на товар (услугу), соответствующий требованиям заказчика;
- разработать систему мероприятий, которые проводятся до заключения контракта;
- назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.
Для заключения контракта необходимо учитывать сроки, установленные Федеральным Законом 44.
Скачать текст закона
По 44 ФЗ для чайников, госзакупки делятся на:
- конкурсы;
- аукционы (электронное размещение заказов);
- котировки;
- госзакупка у единственного поставщика.
Чтобы стать поставщиком, необходимо изучить ФЗ 44 для чайников. Скачать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно по .
Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон №44-ФЗ) одним из принципов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система в сфере закупок) является принцип профессионализма заказчиков.Содержание упомянутого принципа раскрывается в ст. 9 Закона № 44-ФЗ. Частью 1 этой статьи определено, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 44-ФЗ заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ.В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. При этом до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Как разъясняет Минэкономразвития России в письме от 08.11.2013 № ОГ-Д28-15539, до 1 января 2017 года Закон № 44-ФЗ не предъявляет требований к уровню профессионального образования работника контрактной службы, контрактного управляющего. При этом из ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ следует, что эта норма допускает назначение заказчиком работниками контрактной службы, контрактным управляющим лиц, прошедших обучение не в сфере закупок (в соответствии с Законом № 44-ФЗ), а в сфере размещения заказов (то есть в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 год а № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», смотрите также письмо Минэкономразвития России от 17.09.2014 № Д28и-1782).Таким образом, до 1 января 2017 года для назначения работника контрактным управляющим ему достаточно иметь один из следующих уровней образования:
Высшее образование (без учета профиля);
Профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (среднее или высшее)*(1);
*(1) Согласно ч. 5 ст. 10 Закона об образовании устанавливаются такие уровни профессионального образования, как среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование (бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации)
- дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
После указанной даты к работникам контрактной службы, контрактным управляющим (то есть ко всем работникам контрактной службы) будет предъявляться требование о наличии исключительно либо высшего образования (без учета профиля), либо дополнительного профессионального образования в сфере закупок (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 06.04.2016 № Д28и-841, письмо Минэкономразвития России от 13.05.2016 N Д28и-1220).
Требования к уровню образования членов комиссии по осуществлению закупок менее строги. Частью 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ установлено, что в состав комиссии по осуществлению закупок заказчиком включаются преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Соответственно, в состав комиссии по осуществлению закупок заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок (письмо Минэкономразвития России от 23.09.2013 № Д28и-1070, п. 1 письма Минэкономразвития России от 22.05.2014 № Д28и-777).Вопрос о необходимости обучения и повышения квалификации сотрудников решается заказчиком самостоятельно (письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 № Д28и-1129).Перечень видов документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении предусмотрен ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании). Документом, подтверждающим наличие профессионального образования (среднего или высшего), является соответствующий диплом, а повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (ч. 7, ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).
Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговая инструкция, как работать по 44-ФЗ.
Перед началом
Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — . Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.
Шаг 1. Подготовка необходимых документов
Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:
- уставные документы;
- документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
- лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
- , если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.
Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.
Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке
Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить .
Электронная подпись должна быть усиленная квалифицированная. Этого требует ст. 5 44-ФЗ.
ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью . Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить. Для получения ключа нужно подать заявку в удостоверяющий центр и предоставить комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.
С 2019 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:
Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — .
Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации
Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru . Электронные запросы котировок и электронные аукционы по госзакупкам для новичков — самые оптимальные процедуры. Это быстрые тендеры, в них не обязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать с них.
При помощи сервиса можно найти подходящие тендеры по установленным критериям. Нужно установить:
- диапазон начальной цены заявки;
- регион поставки;
- наименование заказчика;
- ключевые слова извещения и другое.
При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках и корректно подготовить заявку для заказчика.
Обращайте внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств, нужны ли документы, подтверждающие квалификацию и опыт. Внимательно изучите техническое задание и проект договора на предмет наличия обеспечения договора, сроков исполнения, соответствия объема закупки возможностям организации, наличия штрафных санкций за ненадлежащее выполнение.
Шаг 4. Открытие спецсчета
Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.
В 2019 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться . Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Подробнее об этом — в статье . Или смотрите видео.
Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия
Заявка участника — это в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию. Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. подается в электронном виде посредством торговой площадки. Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются. Если в документации предусмотрено , участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.
Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье . Еще пригодится инструкция, как подать заявку.
Шаг 6. Подписание контракта
После победы работа с документами не закончена.
Заказчик должен направить проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:
- сроки исполнения;
- штрафные санкции.
Если нужно внести правки, один раз можно отправить . Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.
Видео: пошаговая инструкция участия в госзакупках и тендерах
21.10.2016 32964
Переход на 44-ФЗ – это вполне естественный в условиях современного развития экономики процесс, который ведет за собой множество преимуществ, как для заказчиков, так и для поставщиков товаров или услуг.
Переход на 44-ФЗ – это вполне естественный в условиях современного развития экономики процесс, который ведет за собой множество преимуществ, как для заказчиков, так и для поставщиков товаров или услуг.
Для того, чтобы работать по 44-ФЗ грамотно и эффективно, необходимо правильно подойти к вопросу его изучения.
Чтобы перейти на 44-ФЗ и начать участвовать в закупках по его нормам, необходимо знать:
Общие правила проведения конкурсов и аукционов согласно 44-ФЗ, как для поставщиков, так и для заказчиков;
Нормы и правила предоставления обеспечения исполнения контракта, а также конкурсной заявки в соответствии с новым законом;
Новые требования к составлению и соблюдению критериев оценки конкурсных заявок заказчиками;
Как грамотно взаимодействовать с государственными заказчиками и контролирующими их органами;
Как правильно составлять и анализировать тендерную документацию;
Как грамотно собрать и подать все документы на участие в тендере в полном соответствии с новыми требованиями;
Как оценить свои преимущества пред конкурентами и суметь правильно их использовать в ходе тендерной борьбы;
Современные механизмы реализации, заключения, исполнения и расторжения договора – их особенности, важные нюансы и основные правила;
Как правильно подготовить и подать жалобу в ФАС или иной контролирующий орган с целью выявления и пресечения злоупотреблений со стороны государственных заказчиков;
Методы оценки правомочности действий заказчика и их соответствия современной законодательной базе.
Следует знать, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон, Контрактная система) вступил в силу с 01 января 2014 года.
Законом впервые декларируются принципы осуществления закупок, среди которых необходимо выделить принципы профессионализма заказчика и стимулирования инноваций. Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Если годовой объем закупок заказчика (в т.ч. органов исполнительной власти края, казенных, бюджетных учреждений края) превышает 100 млн. руб., должны быть созданы специальные структурные подразделения – контрактные службы (создание специального структурного подразделения для образования контрактной службы не является обязательным). Если объем закупок не превышает 100 млн. руб. и при отсутствии у заказчика контрактной службы, назначается должностное лицо, ответственное за осуществление конкретной закупки и исполнение контракта – контрактный управляющий.
Контрактная система охватывает теперь весь цикл госзакупок и регулирует:
−планирование закупок товаров, работ, услуг;
−конкурентные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
−заключение гражданско-правового договора (контракта);
−особенности исполнения контрактов;
−мониторинг закупок товаров, работ, услуг;
−аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг;
−контроль в сфере закупок.
Этап планирования закупок. Планирование рассматривается как важнейший элемент системы. Предполагается введение планов закупок, которые будут разрабатываться заказчиками на три года и планов графиков на текущий год.
Планы закупок и планы-графики будут включать довольно подробную информацию, в частности: цель осуществления закупки; описание объекта закупки, объем закупки; сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок; обоснование закупки и др.
Способы закупок (виды процедур). В дополнение к старым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Законом вводятся новые – конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений.
Закон установил девять случаев, когда заказчик вправе проводить запрос предложений (ч. 2 ст. 83 Закона). К примеру, путем запроса предложений заказчик сможет проводить закупки по договорам, от исполнения которых он в одностороннем порядке отказался. Также посредством этой процедуры заказчик сможет осуществлять закупки, если электронный аукцион или повторный конкурс признаны несостоявшимися, после внесения заказчиком изменения в план-график. При проведении закупки в форме запроса предложений заказчик не связан критериями оценки заявок, установленными в Законе.
Важнейшим изменением системы закупок является декларирование в Законе конкурса как приоритетного способа закупки (в действующем в настоящее время законе приоритетный способ – электронный аукцион).
Предусматривается необходимость обоснования не только начальной (максимальной) цены контракта, но и объекта закупки, исходя из необходимости реализации конкретной цели, требований к закупаемым товару, работе, услуге, способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика), дополнительные требования к участникам закупки. Указанные обоснования в полной мере относятся теперь и к закупкам из единственного источника.
В качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта и единственного источника установлены следующие методы: сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный; тарифный; проектно-сметный; затратный.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.
Антидемпинговые меры. Законом предусмотрено, что если цена контракта по результатам торгов снижена на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель предоставляет обеспечение исполнения контракта в повышенном размере или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника, а также обоснование цены контракта. В случае невыполнения этих требований, контракт с таким участником заключаться не будет.
Антикоррупционная составляющая. Появилась совершенно новая, по сравнению с законом 94-ФЗ, норма, ограничивающая личную заинтересованность участников процесса закупок в их итогах (данная норма прописана в нескольких разделах Закона). Так, например, контракт может быть признан недействительным, если будет установлено, что определенные должностные лица со стороны заказчика состоят в браке с лицами, с которыми заключен контракт, либо являются близкими родственниками (по прямой восходящей или нисходящей линиям–родителями и детьми; дедушкой, бабушкой и внуками; полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами; усыновителями или усыновленными).
Общественное обсуждение закупок.
Увеличивается роль общественного обсуждения закупок. До 2016 г. продолжает действовать правило, согласно которому общественному обсуждению подлежат закупки, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млрд. руб. Далее – будут установлены случаи и порядок проведения общественного обсуждения.
Мониторинг. Аудит. Контроль.
Новым Законом предусмотрено больше способов оценки эффективности осуществления госзакупок, чем ныне действующим. Помимо контроля в сфере закупок содержатся еще и правила проведения мониторинга закупок и аудита в сфере госзакупок.
Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок. Такие наблюдения осуществляются на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков.
Аудит, согласно Закону, будет осуществляться Счетной палатой, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований (при наличии) в соответствии с предоставленными им полномочиями. Органы, осуществляющие аудит, будут проводить анализ и оценку результатов закупок, достижения целей закупок.
Органы аудита в сфере закупок будут проверять,
анализировать и оценивать информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по контрактам, планируемым к заключению, заключенным и исполненным.
Сейчас контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время это ФАС России), а также уполномоченными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципального района, городского округа.
Закон существенно расширил систему контролирующих органов в сфере госзакупок, включив в нее Казначейство России и органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля.
Органы внутреннего муниципального финансового контроля будут осуществлять контроль в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с закупками, а также установления достоверности учета таких расходов.
Осуществление закупок у единственного поставщика
Законом предусмотрены новые особенности размещения заказа у единственного поставщика.
Исключается понятие одноименности товаров, работ и услуг в связи с чем закупки на сумму, не превышающую 100 000 рублей осуществляются при условии, что совокупный объем таких закупок, не должен превышать 5 % от объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не более 50 млн. рублей.
Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений.
Таким образом, отменяется ныне действующий лимит в 100 тысяч на квартал и привязка к соответствующим группам номенклатуры.
Закон будет вступать в силу поэтапно. Большая часть его положений начала действовать с 1 января 2014 г., однако для отдельных положений предусмотрены более поздние сроки. Окончательно Закон должен вступить в силу 1 января 2017 г.
Это лишь основное, но далеко не все, что необходимо знать и уметь, чтобы успешно и плодотворно работать по № 44-ФЗ, не получая проблемы с законом и контролирующими его исполнение органами.
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете, для осуществления закупок в рамках контрактной системы (44-ФЗ) Заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Решение о выборе между созданием контрактной службы или назначением контрактного управляющего зависит от размера совокупного годового объема закупок Заказчика. В данной статье мы подробно поговорим о контрактном управляющем, определим, каким требованиям он должен соответствовать, а также какие функции и обязанности должен выполнять. Настоящая статья будет полезна представителям Заказчиков, а также специалистам, ищущим вакансию контрактного управляющего. (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.01.2018 г.).
1. Кто такой контрактный управляющий?
Контрактный управляющий — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.
Контрактный управляющий назначается в том случае, когда совокупный годовой объем закупок (сокращенно СГОЗ) Заказчика не превышает 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ).
У одного Заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, отвечающих за отдельные сектора закупочной деятельности. Так, например, один контрактный управляющий может заниматься закупкой строительных и ремонтных работ, второй закупкой продуктов питания, третий закупкой техники и т.д. Эта позиция отражена в п.2 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889 .
Приобрести книгу контрактного управляющего можно .
2. Контрактная служба или контрактный управляющий?
Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых >100 млн. рублей , создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок Заказчика <= 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба, Заказчик назначает контрактного управляющего. Т.е. при СГОЗ <= 100 млн. рублей Заказчик ОБЯЗАН назначить контрактного управляющего или ВПРАВЕ создать контрактную службу.
3. Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ
Согласно ч.4 ст.38 44-ФЗ в обязанности контрактного управляющего входит:
- разработка , подготовка изменений для внесения в план закупок, размещение в плана закупок и внесенных в него изменений;
- разработка , подготовка изменений для внесения в план-график, размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений;
- подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
- осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
- участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
- организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- иные полномочия, предусмотренные 44-ФЗ.
Подробный перечень функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) содержится в Разделе II типового положения (регламента), утвержденного .
Важный момент! Согласно ч.3 ст.38 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Статья 38 44-ФЗ не предусматривает обязанности Заказчика по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего.
4. Контрактный управляющий требования к должности
Согласно ч.6 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (т.е. обучение по 94-ФЗ).
5. Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция
У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:
Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;
Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;
Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).
Последовательность действий Заказчика при назначении КУ должна быть следующей:
- введение новой должности в штатное расписание организации;
- разработка должностной инструкции КУ (Примечание: Как правило, должностная инструкция состоит из нескольких разделов — общие положения, должностные обязанности, права и ответственность);
- издание приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (т.е. контрактного управляющего).
Также ч.2 ст.12 44-ФЗ установлено, что должностные лица Заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).
7. Контрактный управляющий: обучение и профстандарт
Согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).
Как я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ).
Помимо этого установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).
Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (уровень квалификации с 5 по 8) разработан для группы должностей:
- Специалист по закупкам;
- Ведущий специалист;
- Работник контрактной службы;
- Контрактный управляющий;
- Консультант по закупкам;
- Заместитель руководителя подразделения;
- Руководитель подразделения;
- Руководитель контрактной службы;
- Советник;
- Руководитель.
Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» (уровень квалификации с 6 по 8) разработан для группы должностей:
- Консультант по закупкам;
- Старший специалист по закупкам;
- Эксперт по закупкам;
- Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
- Руководитель/директор (управления, департамента, организации);
- Контрактный управляющий;
- Руководитель контрактной службы.
В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:
- Среднее профессиональное образование;
- Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;
А эксперт должен иметь:
- Высшее образование — специалитет, магистратура;
- Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Для второй группы должностей (т.е. “Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет .
8. Поиск вакансии контрактного управляющего
Меня часто спрашивают — “Где найти вакансию контрактного управляющего?”. На самом деле найти работу контрактного управляющего проще простого. Для начала рекомендую вам заглянуть на самые популярные интернет-площадки по поиску работы:
- www.hh.ru (HeadHunter);
- www.superjob.ru (SuperJob);
- www.rabota.ru (Rabota);
- www.job.ru (Job);
- www.avito.ru (Avito).
Помимо этого можно зайти на сайты администраций или сайты государственных (муниципальных) Заказчиков, где иногда встречаются объявления о поиске специалистов по закупкам.
Иногда подобные объявления размещаются на или в тематических группах и сообществах в социальных сетях.
Пройдитесь по всем этим ресурсам, уверен, что вам удастся найти для себя подходящую вакансию.
На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.
P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;