Каковы способы и средства манипулирования. Заманивание в ловушку, или мнимое признание выгоды оппонента

А сегодня Я продолжу мысль и расскажу о манипуляции сознанием . В статье будут рассмотрена история возникновения манипуляции, основные законы, методы воздействия и способы защиты . В статье будут рассмотрены как частные манипуляции над определенным человеком, так и массовая манипуляция сознанием . Будут сделаны выводы, проведём парочку опросов (так что давайте активнее!). Не обижайтесь на дедушку Геббельса . В общем, приступайте к чтению. :) В блог поместился не весь оригинальный обзор, многое пришлось сократить, а статью разделить на 2 части. Оригинальная версия . 23 страницы с конкретными примерами. Может кому пригодится для реферата, доклада, выступления на семинарских занятиях по психологии или социологии.

Что такое манипуляция?


«Есть речи - значенье темно иль ничтожно,
Но им без волненья внимать невозможно.»
М. Ю. Лермонтов (1841)

Само слово «манипуляция » имеет корнем латинское слово manus - рука ( manipulus - пригоршня, горсть, от manus и ple - наполнять). И не даром в качестве символического образа манипуляции у многих в голове прорисовываются руки кукловода с ниточками тянущимися к марионетке .

Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой , обманной или насильственной тактики . Поскольку, как правило, такие методы продвигают интересы манипулятора , часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными , насильственными , нечестными и неэтичными . Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор , соучастник . Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели - и начинает действовать по новой программе - манипуляция состоялась . Манипуляция — это не только скрытое психологическое насилие, но и соблазн . Важную роль здесь играет использование лидеров мнений, оказывающих влияние на формирование мнений в пределах своей группы.
Чаще манипуляция имеет отрицательную окраску . Однако, доктор может пытаться убедить пациента изменить нездоровые привычки. Социальное воздействие обычно считается безвредным, когда оно уважает право человека принять его или отклонить и не является чрезмерно принудительным . В зависимости от контекста и мотивации, социальное воздействие может являться скрытой манипуляцией.

История манипуляции


«Леопарды врывались в храм и лакали из жертвенных сосудов, осушая их до дна.
Это повторялось раз за разом.
В конце концов, это стало возможным предвидеть и превратилось в часть церемонии»

(Предупреждение в одной из притч Франца Кафки (1883 — 1924),
который своими болезненными психологическими откровениями
очень помог созданию современной технологии манипуляции)

Термин «манипуляция» есть метафора и употребляется в переносном смысле: ловкость рук в обращении с вещами перенесена в этой метафоре на ловкое управление людьми (и, конечно, уже не руками а специальными «манипуляторами »).


Метафора манипуляции складывалась постепенно . Психологи считают, что важным этапом в ее развитии было обозначение этим словом фокусников, работающих без сложных приспособлений, руками («фокусник-манипулятор »). Искусство этих артистов , следующих девизу «ловкость рук и никакого мошенничества» , основано на свойствах человеческого восприятия и внимания - на знании психологии человека. Своих эффектов фокусник-манипулятор добивается, используя психологические стереотипы зрителей, отвлекая, перемещая и концентрируя их внимание , действуя на воображение - создавая иллюзии восприятия . Если артист владеет мастерством , то заметить манипуляцию очень трудно.

Именно когда все эти принципы вошли в

технологию управления поведением людей, возникла метафора манипуляции в ее современном смысле - как программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.

Манипуляция сознанием восходит к истокам человеческой цивилизации. Управление человеческим сознанием всегда было и будет основой существования политической системы. Особую силу массовая манипуляция сознанием обрела в прошлом веке с развитием теле и радиовещания, появлению СМИ (средств манипуляции информацией!), а чуть позднее и сети Интернет.


Отцом прародителем манипуляции сознанием следует считать Йозефа Геббельса (1897 — 1945) - непревзойденного мастера пропаганды , оратора , манипулятора и правую руку Адольфа Гитлера .
Именно с его подачи начались космические масштабы управления сознанием масс. Следует отметить, что при росте в 165 сантиметров, будучи хромым на ногу, троечником, которому не везло на начальных этапах его карьеры (как и Гитлеру), он обладал огромнейшей
харизмой ! И в чём же секрет? А всё гениальное просто. Он оплодотворил и удовлетворил "женщину " - массу ! Он сказал им то, что они хотели слышать, он пообещал им то, что они хотели бы получить! Непоколебимая целеустремлённость - вот источник харизмы!И «чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё поверят» (или, со слов Владимира Путина , «чем невероятнее ложь, тем быстрее в неё поверят» ).

И вот в 1931 году в работе «Наци-соци» Геббельс уже пишет «10 заповедей для каждого национал-социалиста».
И они так красиво звучат! И какими великими были эти идеи !!!

Вильфрид фон Овен , один из референтов Геббельса в последние годы войны, со ссылкой на «Майн кампф » Гитлера, а также «Психологию народов и масс » Гюстава Лебона , составил «декалог пропаганды» своего шефа, которым является основой пропаганды и манипуляции сознанием!

Законы манипуляции


Манипуляция имеет свои определённые законы , о которых Я хочу сейчас Вам рассказать. Затем мы перейдём непосредственно к методам манипулирования и защите своего сознания.

Постулаты манипуляции сознанием


Манипуляция является видом духовного, психологического воздействия, форма скрытого психологического насилия, (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности, ее образ мира, общие ценности, представления, убеждения, стереотипы и установки целевой аудитории.

  1. К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам, лишенным свободы выбора. Манипуляция — это часть технологии власти.

  2. Манипуляция основана на подмене истинных причин событий мнимыми, дезориентирующими обьект в нужном для манипулятора направлении. Данная задача может быть выполнена как с помощью СМИ, так и на основе неформальных каналов информации.

Успех манипуляции сознанием


  1. Манипуляция - это скрытое воздействие , факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает Г.Шиллер , «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться» . Когда попытка манипуляции вскрывается и разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт такой попытки наносит манипулятору значительный ущерб. Еще более тщательно скрывается главная цель - так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Поэтому сокрытие, утаивание информации - обязательный признак, хотя некоторые приемы манипуляции включают в себя «предельное самораскрытие », игру в искренность , когда политик рвет на груди рубаху и пускает по щеке скупую мужскую слезу.

  2. Манипуляция - это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний . Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями). Возникла система подготовки кадров, научные учреждения, научная и научно-популярная литература.

  3. Условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев преобладающее большинство граждан не тратит ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ . Целенаправленное изменение общественных настроений создает поле возможностей (Окно Овертона ) для реализации манипулятивной программы.

Согласно Джорджу Саймону (George K. Simon ), успех психологической манипуляции прежде всего зависит от того, насколько манипулятор искусно:


  • скрывает агрессивные намерения и поведение;

  • знает психологические уязвимости жертвы, чтобы определить, какая тактика будет наиболее эффективной;

  • имеет достаточный уровень жестокости, чтобы не беспокоиться о том, что нанесёт жертве ущерб в случае необходимости.

Теория "Окно Овертона"

«Окно Овертона» — политическая теория, которая описывается как «окно» границы идей, которые могут быть приняты обществом. Согласно этой теории, политическая жизнеспособность какой-либо идеи зависит в основном от того, попадает ли она в «окно», чем от предпочтений конкретного политика. В любой конкретный момент, «окно» включает в себя область политических идей, которые можно считать приемлемыми в текущем состоянии общественного мнения, взгляды, которых политик может придерживаться без опасений быть обвиненным в излишнем радикализме или экстремизме. Сдвиг окна, при котором становятся возможными те или иные политические действия, происходит не тогда, когда идеи изменяются среди политиков, но тогда, когда они изменяются в обществе, которое голосует за этих политиков.

Методы воздействия на сознание

Саймон идентифицировал следующие методы управления:


  1. Ложь — трудно определить, лжёт ли кто-либо во время высказывания, и зачастую правда может открыться впоследствии, когда будет слишком поздно . Единственный способ минимизировать возможность быть обманутым состоит в том, чтобы осознать, что некоторые типы личностей (особенно психопаты ) — мастера в искусстве лжи и мошенничества, делают это систематически и, нередко, тонкими способами.

  2. Обман путём умолчания — очень тонкая форма лжи путём утаивания существенного количества правды. Эта техника также используется в пропаганде.

  3. Отрицание — манипулятор отказывается признать, что он или она сделал что-то не так.

  4. Рационализация — манипулятор оправдывает своё неуместное поведение . Рационализация тесно связана со «спином» — формой пропаганды или пиара .

  5. Минимизация — разновидность отрицания в совокупности с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его или её поведение не является настолько вредным или безответственным, как полагает кто-то другой, например, заявляя, что насмешка или оскорбление были только шуткой.

  6. Избирательное невнимание или избирательное внимание — манипулятор отказывается обратить внимание на что-либо, что может расстроить его планы, заявляя нечто вроде «Я не хочу этого слышать».

  7. Отвлечение — манипулятор не даёт прямой ответ на прямой вопрос и вместо этого переводит разговор на другую тему .

  8. Отговорка — подобна отвлечению, но с предоставлением не относящихся к делу, бессвязных, неясных ответов, с использованием неопределённых выражений.

  9. Скрытое запугивание — манипулятор заставляет жертву выполнять роль защищающейся стороны, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы .

  10. Ложная вина — особый вид тактики запугивания. Манипулятор намекает добросовестной жертве, что она недостаточно внимательна, слишком эгоистична или легкомысленна. Это обычно приводит к тому, что жертва начинает испытывать негативные чувства, попадает в состояние неуверенности, тревоги или подчинения.

  11. Пристыжение — манипулятор использует сарказм и оскорбительные выпады , чтобы увеличить в жертве страх и неуверенность в себе. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя малозначимыми и поэтому подчиниться им. Тактика пристыжения может быть очень искусной, например, жесткое выражение лица или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить испытывать чувство стыда даже за дерзость оспаривать их действия. Это эффективный способ воспитать чувство неадекватности в жертве.

  12. Осуждение жертвы — по сравнению с любыми другими тактиками эта является наиболее мощным средством вынудить жертву быть защищающейся стороной, одновременно маскируя агрессивное намерение манипулятора.

  13. Игра роли жертвы («я несчастный») — манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-либо поведения, чтобы добиться жалости, сочувствия или сострадания и таким образом достичь желаемой цели. Заботливые и добросовестные люди не могут не сочувствовать чужому страданию, и манипулятор зачастую легко может играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.

  14. Игра роли слуги — манипулятор скрывает корыстные намерения под видом служения более благородному делу, например, утверждая, что действует определенным способом из-за «повиновения» и «служения» Богу или подобной авторитетной фигуре.

  15. Соблазнение — манипулятор использует очарование, похвалу, лесть или открыто поддерживает жертву, чтобы снизить её сопротивляемость и заслужить доверие и лояльность.

  16. Проецирование вины (обвинение других) — манипулятор делает жертву козлом отпущения, зачастую тонким, труднообнаружимым способом.

  17. Симуляция невиновности — манипулятор пытается внушить, что любой причинённый им вред был неумышленным, или что он не делал того, в чём его обвиняют. Манипулятор может принять вид удивления или негодования. Эта тактика заставляет жертву подвергнуть сомнению своё собственное суждение и, возможно, своё благоразумие.

  18. Симуляция путаницы — манипулятор пытается прикинуться глупцом, притворяясь, что не знает, о чём ему говорят, или что перепутал важный вопрос, на который обращают его внимание.

  19. Агрессивный гнев — манипулятор использует гнев с целью достичь эмоциональной интенсивности и ярости, чтобы шокировать жертву и заставить подчиняться. Манипулятор в действительности не испытывает чувство гнева, лишь разыгрывает сцену. Он хочет то, что хочет, и становится «сердитым», когда не получает желаемого.

В зависимости от эмоций , которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций :

положительные формы :


  • заступничество,

  • успокаивание,

  • комплимент,

  • невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),

  • сообщение хороших новостей,

  • общие интересы…

отрицательные формы:


  • деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),

  • деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),

  • деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)…

Уязвимости, эксплуатируемые манипуляторами

Манипуляторы обычно тратят немалое время на изучение особенностей и уязвимостей своей жертвы.

Согласно Харриет Брейкер (Harriet B. Braiker ), манипуляторы эксплуатируют следующие уязвимости («кнопки »), которые могут существовать в жертвах:


  • страсть к удовольствиям;

  • склонность к получению одобрения и признания окружающих;

  • эмотофобия (Emotophobia) — страх перед отрицательными эмоциями;

  • нехватка самостоятельности (ассертивности) и способности сказать «нет»;

  • неясное самосознание (с расплывчатыми личными границами);

  • низкая уверенность в своих силах;

  • внешний локус контроля.

Уязвимости согласно Саймону :


  • наивность — жертве слишком трудно согласиться с идеей, что некоторые люди хитры, нечестны и безжалостны, или она отрицает, что находится в положении преследуемого,

  • сверхсознательность — жертва слишком сильно желает предоставить манипулятору презумпцию невиновности и принимает его сторону, то есть точку зрения преследующего жертву,

  • низкая уверенность в себе — жертва не уверена в себе, ей недостаёт убеждённости и настойчивости, она слишком легко оказывается в положении защищающейся стороны.

  • чрезмерная интеллектуализация — жертва слишком сильно пытается понять манипулятора и полагает, что у него есть некоторая понятная причина приносить вред.

  • эмоциональная зависимость — жертва обладает подчинённой или зависимой индивидуальностью. Чем более жертва эмоционально зависима, тем более она уязвима для эксплуатации и управления.

Согласно Мартину Кантору (Martin Kantor ), следующие люди уязвимы для психопатических манипуляторов:


  • слишком доверчивые — честные люди зачастую предполагают, что и все остальные честны. Они доверяются людям, которых едва знают, не проверяя документы и т. п. Они редко обращаются к так называемым экспертам;

  • слишком альтруистичные — противоположность психопатическим; слишком честные, слишком справедливые, слишком чуткие;

  • слишком впечатлительные — чрезмерно поддающиеся чужому обаянию;

  • слишком наивные — которые не могут поверить, что в мире существуют нечестные люди, или которые полагают, что если такие люди есть, им бы не позволили действовать;

  • слишком мазохистские — нехватка чувства собственного достоинства и подсознательный страх позволяют использовать их в своих интересах. Они думают, что заслуживают этого из чувства вины;

  • слишком самовлюбленные — склонные к тому, чтобы влюбляться в незаслуженную лесть;

  • слишком жадные — жадные и нечестные могут стать жертвой психопата, который может легко соблазнить их действовать безнравственным способом;

  • слишком незрелые — имеют неполноценные суждения и слишком доверяют преувеличенным рекламным обещаниям;

  • слишком материалистичные — легкая добыча для ростовщиков и предлагающих схемы быстрого обогащения;

  • слишком зависимые — нуждаются в чужой любви и поэтому легковерны и склонны сказать «да» тогда, когда следует ответить «нет»;

  • слишком одинокие — могут принять любое предложение человеческого контакта. Психопат-незнакомец может предложить дружеские отношения за назначенную цену;

  • слишком импульсивные — принимают поспешные решения, например, о том, что купить или на ком жениться без консультации с другими людьми;

  • слишком экономные — не могут отвергнуть сделку, даже если знают причину, почему предложение настолько дешево;

  • пожилые — могут быть утомлёнными и менее способными к одновременному выполнению многих задач. Слыша рекламное предложение, они с меньшей вероятностью будут предполагать мошенничество. Пожилые чаще склонны к финансированию неудачливых людей.

Методов манипуляции сознанием , используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:


  1. Использование внушения.

  2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему.

  3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.

  4. Метод под названием «нужны трупы».

  5. Метод «страшилок».

  6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других.

  7. Метод фрагментации.

  8. Многократные повторы или «метод Геббельса ».

  9. Метод абсолютной лжи. Чем чудовищнее ложь, тем легче в нее верят (Геббельс ).

  10. Создание лжесобытий, мистификация.

  11. Подмена фактов красивыми лозунгами. Например, «Свобода, Равенство, Братство ».

  12. Метод диссонанса: продвижение альтернативных фактов, ценностей и представлений, разрушающих общие символы и ценности целевой группы (концепция молекулярной революции А. Грамши ).

Вот некоторые из них.- опустить часть информации или исказить ее, обобщить до неузнаваемости; "приклеить ярлык"; польстить, вызвать жалость или, наоборот, чувство вины; полностью подавить или подстроиться. К уловкам манипулятора можно отнести юмор, шутки, если их применяют с целью обескуражить партнера, лишить его уверенности, унизить его и подчеркнуть свое превосходство. Такие уловки осуществляются с помощью и вербальных средств (речи), и невербальных, причем, по данным некоторых психологов, посредством невербальных средств передается от 60 до 90% всей информации в процессе взаимодействия, поскольку темп и ритм речи, интонация, различные жесты, мимика, продолжительность контакта глаз, дистанция, на которой протекает беседа, частота смены поз позволяют не только более или менее точно судить о настроении собеседника, его эмоциональном состоянии, но и о степени его искренности.

С помощью невербальных средств можно скрыть правду и дать ложную информацию. Люди, которые по роду своих занятий привыкают лгать (политики, актеры, телевизионные ведущие), должны очень хорошо знать невербальный язык, чтобы его средствами "говорить" заведомую ложь. Добиваются они этого двумя способами: во-первых, используя так называемые правильные жесты (они следят за тем, чтобы жесты совпадали со словами), а во-вторых, исключая большинство жестов, т.е. не делая ни позитивных, ни негативных жестов, что является очень сложной задачей (контролировать себя труднее, чем других). Иными словами, чтобы лгать успешно, нужно научиться очень хорошо владеть своим телом, либо "спрятать" его (чтобы оно не выдавало), вывести его из поля зрения собеседника. Естественно, что труднее лгать, находясь полностью в поле зрения собеседника, и легче лгать, например, сидя за столом (тело частично скрыто), а наиболее верный способ лжи -- ложь по телефону, когда из невербальных средств задействована только интонация, а все силы направлены на ее контроль.

Манипулятор с помощью невербальных средств может оказать давление на партнера, вывести его из равновесия, чтобы подтолкнуть партнера к необходимости быстрее закончить беседу или пойти на уступки. В таком случае он ведет беседу сверх необходимости громко, напористо, с бравадой, апломбом, осуществляя максимальный натиск при минимальной аргументации, как бы "припирая" партнера к стене; или стоит. над партнером, как бы нависая, или просто стоит за спиной; он также может заискивающе улыбаться, чтобы партнер поверил в его искренность и раскрылся. В общем, манипулятор создает невыносимую для человека ситуацию, чтобы он согласился на что угодно; с помощью вербальных и невербальных средств манипулятор побуждает человека к каким-то действиям, одновременно сохраняя у него иллюзию независимости самостоятельности принимаемых решений или действий. Иными словами, побуждает человека к тому, чего он делать не хочет, отвращает от того, к чему он стремится, но при этом создает у него уверенность в том, что он действует по собствен-, ной воле.

Неестественность поведения является одним из основных показателей того, что человек стал "добычей" манипулятора. У него создается ощущение, что он делает что-то помимо своей воли, в угоду кому-то, но не себе. Человек как бы перестает быть самим собой (он становится "вещью" в руках манипулятора). Даже если он делает хорошее дело, у него не возникает чувства удовлетворения им. Ощущение неудовольствия сопровождает манипуляцию, но чаще оно является его результатом. Например, покупатель поддается уговорам продавца, который сообщает ему, что заинтересовавшая его вещь сшита по образцу модели знаменитой личности (способ манипулирования -- ссылка на авторитеты), и покупает ее. Когда же покупатель приходит домой, он начинает задавать себе вопросы "Зачем я эту вещь купил?", "Что я буду с ней делать?" и испытывает чувство неудовольствия.

Уловки манипулятора легко отличимы от всех остальных видов психологического воздействия.

Вот некоторые виды манипуляций, возможные в семье или на работе:

· Манипуляция "Обезьяна на шее". Подчиненный обращается к начальнику: "Вы поручили мне достать автокран. Они есть (там-то), но не с моим авторитетом к ним обращаться. Вот если бы вы пару слов сказали -- я могу набрать телефон их начальника". Польщенный шеф соглашается: "Ладно, давай скажу".

Но чаще всего одним звонком дело не решается: то нужного человека нет, то выдвинуты встречные условия. "Ну ладно, иди, я решу этот вопрос", -- говорит начальник. На следующий день подчиненный заглядывает в кабинет с видом полной покорности и просящим тоном интересуется: "Ну, как, не решили?". Занятый текучкой руководитель машет на него: "Иди, работай, решу". Через некоторое время подчиненный снова интересуется, решен ли вопрос.

Как же получилось, что роли поменялись, что исполнителем стал руководитель, а контролирующим -- подчиненный? Ответ даст трансактный анализ.

Ясная трансакция со стороны подчиненного -- уважительное обращение подчиненного как "Взрослого" к начальнику-"Родителю" (ВР) (трансакция "Парламентер") дополняется скрытой трансакцией-- беспомощность, обращающаяся за покровительством (фактически подчиненный выступал как "Дитя", обращающееся за помощью к "Родителю" (Д--Р: трансакция"Недотепа").

Подыграв самолюбию начальника, подчиненный спровоцировал его на покровительственную позицию Д--Р, которая в данном случае означает выполнение за подчиненного его работы.

На управленческом жаргоне поручение, висящее на исполнителе, называется "обезьяна на шее". Можно сказать, что в описанном случае "обезьяна" перескочила на шею начальника. Манипуляция "Меня рвут на части". Сотрудник охотно берет на себя много поручений, в том числе и общественных, но когда от него пытаются получить какой-то конкретный результат -- ссылается на перегруженность, перечисляя все, что на него "навалено". Любопытно, что некоторые поступают так не до конца осознанно, искренне считая, что отдаются работе до конца.

· Манипуляция "Казанская сирота". Манипулятор держится подальше от руководства, чтобы сослаться на то, что им не руководили, никто ему не помогает, никто его слушать не хочет.

· Манипуляция "Дитя на работе". Эту манипуляцию разыгрывают некоторые работники, прикидываясь бестолковыми. Про таких говорят: быстрее самому сделать, чем ему что-то объяснить, да еще и переделывать придется. Типичные высказывания манипуляторов этого толка: "Я не профессор", "Я слабая женщина".

· Манипуляция "Дитя в семье". Во многих семьях эту манипуляцию с выгодой для себя разыгрывают мужья. Достигается это исполнением роли беспомощного "Дитя", чтобы жена ни поручила (например, сходить в магазин, сделать уборку, позаниматься с ребенком), он делает так, что приходится переделывать. В итоге вся тяжесть домашней работы оказывается взваленной на слабые женские плечи. Не случайно некоторые женщины, называя число своих детей, включают в него и мужа. В каждой шутке есть доля истины.

· Манипуляция "Обиделся". Предположим, что один из супругов в ожидании того, что к нему обратится супруг с просьбой, которую ему не выполнить неудобно, а выполнять не хочется, решается отгородиться от этой просьбы небольшим охлаждением отношений. Пусть, для определенности, это будет муж. Он говорит: "Дорогая, ты не видела, где ключи?", но произнесено это не обыденным тоном, а виноватым голосом с подтекстом: "Ты уж не сердись, я такой бестолковый, все время тебя отвлекаю". Это провоцирует сердитый ответ жены: "Ты что ослеп? Ключи на трюмо!". Теперь можно сделать обиженный вид и не разговаривать с женой, не выполнять ее просьб.

Таким образом, явная трансакция мужа была как "Коллега". (В--В), но тон, пристройка снизу задают скрытую трансакцию "Недотепа", на которую и реагирует жена, отвечая трансакцией "Босса": "Ослеп что ли, вот, на трюмо лежат".

· Манипуляция "Ежели бы не было тебя". Разыгрывается в семьях, как женами, так и мужьями. Жена: "Эх, дура я, дура, что вышла за тебя. Вон Сашка, как ухаживал, а сейчас -- он большой человек. А ты кто? Молодость мою загубил" и т. д. Цель манипуляции -- создать чувство вины у мужа и управлять им: трансакция "Босс" (Р--Д) с той целью, что муж примет это распределение позиций.

Или муж: "Ты мне для работы никаких условий не создаешь. Если б не было тебя, давно бы уже диссертацию защитил".

· Манипуляция "Домашний мудрец". Член семьи, нередко старший по возрасту, постоянно поучает остальных по всем вопросам. Когда у кого-то что-нибудь не получается, делает замечания: "Надо было сделать иначе...". Когда же его спрашивают: "Скажите, как поступить, мы так и сделаем", отвечает: "А что вам говорить, вы все равно по-своему сделаете".

Эта манипуляция имеет целью достижение психологического комфорта, реализуемого прочно захваченной позицией "Родитель", пристройкой сверху к остальным членам семьи.

· Манипуляция "Жалко?" .Один спрашивает другого: "Как у тебя с деньгами, нормально?" -- "Да вроде нормально". -- "А я на мели. Одолжи до зарплаты, продуктов не на что купить". Естественный для наших людей диалог.

Однако представим, что просящий однажды уже подводил кредитора -- очень долго не отдавал долг. Поэтому желания вновь одалживать ему нет. Однако отказать -- жестоко: у него семья голодать будет, а у меня деньги лежат без пользы, и представляется возможным сделать доброе дело. Откажу -- заслужу репутацию жмота. И даем, хотя и ругаем себя за это. Налицо манипуляция. Механизм ее таков. Первая трансакция -- подготовительная ("Коллега -- Коллега", чтобы получить нужную информацию. Вторая -- "Взрослый -- Родитель" ("Парламентер"). Человек в беде, не принято отказывать в помощи; напрашивается ответная трансакция "Родитель -- Взрослый": оказать покровительство, помощь.

· Манипуляция "Толстокожий". Ученик не хочет сидеть на уроках некой учительницы. Но просто пропускать уроки -- вызовут родителей. Тогда он решает использовать несдержанность учительницы на язык: кода она выведена из себя, может и обозвать. Ученик с начала урока начинает "доводить" ее. Она делает ему замечание, другое, третье. А так как до него "не доходит", она начинает давать ему нелестные эпитеты, а поскольку он "толстокожий" и не реагирует, то по закону эскалации конфликтогенов доходит до оскорбления. Тут манипулятор с шумом поднимается: "Я не намерен терпеть оскорбления" -- и покидает класс, точно зная, что учительница не будет на него жаловаться. Можно пропустить и еще несколько уроков.

· Манипуляция "Не с вашими возможностями". Рассмотрим манипуляцию, разыгрываемую иногда в магазине. В коммерческий магазин зашла женщина и направилась к прилавку. Покупателей почти не было. Продавец смерила женщину оценивающим взглядом с ног до головы, что ту несколько смутило, ибо одежда ее была "не очень". Попросила показать электроутюг. "Конечно, этот подошел бы вам больше", -- сказала продавец, указывая на самый дорогой. Сказано это было тоном, означающим: "Не с Вашим тощим кошельком покупать хороший товар". "Вот именно его я и беру", -- вспыхнула в ответ женщина. Конечно, выкладывая последние деньги, она и рада была бы изменить свое решение, но отступить -- значит подтвердить правоту позиции превосходства продавца.

· Манипуляция "Если вы компетентны..." представляет собой способ "поймать" собеседника на его желании выглядеть компетентным, знающим человеком или "подыграть" его внутренней вере в своей компетентности и опытности, а затем привести собеседника к унижению, показав его несостоятельность и некомпетентность. Первое действие в этой манипуляции может слегка варьироваться (либо задать такой вопрос, который первоначально кажется достаточно легким, но является неопределенным: например, "Вы слышали о такой стране, как Аргентина? Тогда, скажите, а что самое интересное в Аргентине?" -- в результате неопределенности вопроса любой" ответ можно оценить как неправильный и в конце манипуляции унизить отвечающих, показав их некомпетентность), либо эту манипуляцию начинают с просьбы: "Можно с вами посоветоваться по поводу...?", а затем на все советы реагируют по типу: "Да, но я так пробовала и толку от этого нет. Что же делать?", на следующий совет -- вновь: "Да, но ведь...", и так до тех пор, пока собеседник не придет в тупик, исчерпав свои советы -- завершается манипуляция фразами типа: "Так я и не знаю, что и делать. Никто, даже вы, помочь не сможет". Манипуляция в форме "поиска совета" внешне начинается трансакцией "Взрослый--Взрослый" (как видимость равноправного обсуждения какой-либо проблемы), но скрытый план трансакции "Дитя-- Родитель" (Дитя запрашивает совета у Родителя, а получив его, показывает Родителю, что его совет никуда не годится).

Манипуляция - особая форма управления другим человеком с целью принятия им определённых решений и совершения каких-либо действий, необходимых тому, кто этим человеком управляет.

Происхождением слово «манипуляция» обязано латинскому языку, «manus» буквально означает - рука. В старых словарях слово манипуляция обозначает умелое, «сноровистое» обращение с какими-либо объектами с помощью ловкости рук. Поскольку сегодня в качестве таких объектов выступают живые люди, то слово приобрело переносный смысл.

По сути, манипуляция общественным сознанием (в том числе и посредством СМИ) - это особый вид власти, который принуждает людей менять свои жизненные приоритеты, принципы, нормы морали, предпочтения и т.д. на изначально чуждые им. В результате умелых манипуляций поведение большой массы людей становится предсказуемым в направлении, выгодном для манипуляторов. Волевое, направляющее воздействие происходит в скрытой форме, без объяснения аудитории как механизмов воздействия на неё, так и ожидаемого от неё характера поведения.

· От манипуляции следует отличать целенаправленное управление общественным мнением, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций, для того, чтобы избежать паники у населения.

Средства манипуляции в СМИ:

В современных СМИ используются различные методы манипуляции сознанием граждан, зачастую одни накладываются на другие, либо одновременно используются несколько способов. Единой классификации нет, и специалисты пытаются их систематизировать самостоятельно. С. Зелинский№ обобщает их следующим образом:

  • 1. Принцип первоочерёдности - делается ставка на сенсационность и новизну материала, даже если информация в корне не верна. Например, подобный метод применяется в предвыборных технологиях, когда оппонента, что называется, «поливают грязью» и неважно, что будет потом.
  • 2. Ложные свидетели и свидетельства - сообщения от якобы очевидцев и якобы участников событий, которым окружающие готовы верить, так как они исходят, «от обычных граждан». Срабатывает эффект доверия к другим людям.
  • 3. Образ врага - создаётся надуманная угроза, на противостояние которой выделяются человеческие и другие ресурсы, значительные денежные средства. Иногда угроза существует на самом деле, но её опасность значительно преувеличивается (сознательно).
  • 4. Смещение акцентов - намеренное искажение оценки какой-либо ситуации за счёт явного выпячивания одних фактов на фоне других. Происходит переключение внимания аудитории с одних проблем и явлений на другие.
  • 5. «Лидеры мнений» - для оценки ситуации берётся мнение публичных личностей, которым доверяют в силу их популярности или высокого социального, политического, либо иного статуса. Мнение кандидатур может быть вполне искренним, но выбор участников совсем не случаен.
  • 6. Переориентация внимания - несколько напоминает метод «смещение акцентов». Необходимая информация «незаметно» подаётся на фоне другой, чаще всего эмоционально заряженной, тем самым отвлекая и не давая воспринимать первую критически.
  • 7. Эмоциональная заряженность - подаётся достоверная информация, но преднамеренно в эмоциональной форме с тем, чтобы вскрыть и обойти защитные механизмы человека. Известно, что когда человеком овладевают сильные эмоции, его разум спит.
  • 8. Показная проблематика - происходит отвлечение аудитории от насущных проблем путём заострения внимания на других, менее значимых проблемах. Например, к первым можно отнести проблему алкоголизма, наркомании, высокого уровня коррупции и других.
  • 9. Информационная блокада - замалчивание каких либо событий, проблем в течение продолжительного времени. Рано или поздно истина восторжествует, но ценное время для возможности исправить (спасти) ситуацию будет утеряно.
  • 10. Удар на опережение - данный метод часто характеризуется вбросом информации, «порочащей честь и достоинство», например, накануне выборов. Подобная информация, как правило, достоверная, но используется для дискредитации конкретного человека или группы лиц.
  • 11. Ложный накал страстей - информация преподносится, как сенсационная, и аудитории даётся понять, что от неё ждут самых решительных действий. В результате ограниченность во времени, подкреплённая эффектом толпы, играет на руку манипуляторам, заставляя людей принимать скоропалительные, необдуманные решения.
  • 12. Эффект правдоподобия - для продвижения установок, чуждых аудитории, они облекаются в формы, понятные и близкие большинству. Среди правдивой на 70-90 % информации находится 10-30 % искажённой информации, либо неправды. Правдивая информация используется в качестве маскирующей, которая притупляет бдительность.
  • 13. Эффект мозгового, информационного штурма - переизбыток информации вводит аудиторию в некоторый ступор, в её обилии теряется пресловутая «истина» и манипуляторам на фоне этого легче сделать выводы, выгодные им самим.
  • 14. Обратный эффект - рискованный метод, но часто даёт результаты. Основан на вызывании жалости и сочувствия к тому человеку, о котором сообщается много плохого.
  • 15. Зло с человеческим лицом - эмоционально окрашенные события преподносятся обыденно, буднично, будто и не происходит ничего. При частой подаче материала в подобном виде критичность восприятия аудитории резко снижается, что позволяет ей подсознательно «закрывать глаза» на многие преступления.
  • 16. Односторонность освещения событий - слово другой стороне конфликтующих не даётся, в результате общественности навязывается мнение, выгодное лишь одной стороне.
  • 17. Принцип контраста - создаётся или упоминается резко негативная ситуация и тут же находится спаситель (вполне заурядный), который, однако, на её фоне воспринимается супергероем.
  • 18. Одобрение мнимого большинства - создаётся группа поддержки, которая якобы по собственной воле одобряет то или иное событие, решение, иногда в этой группе принимают участие известные личности. По принципу: «все так делают, а я чем хуже?» аудитория склоняется к нужному решению.
  • 19. Эмоциональный шок - эмоционально заряженная информация вводит человека в ступор и «выводит из игры», на её фоне подаётся другая информация, которую обработать критически (эмоционально подавленный) человек уже не в состоянии.
  • 20. Ложные аналогии - создаётся и муссируется «неправильная» логическая цепочка, которая выступает в качестве идеи, теории. Например, идея о том, что, если спортсмен добился успеха в спорте, то добьётся таких же успехов, будучи депутатом.
  • 21. Мониторинг потребительского интереса - происходит выброс различной информации и на основе полученного отклика анализируется, что развивать дальше, а о чём можно благополучно забыть.
  • 22. Манипулятивное комментирование - комментарии к той или иной ситуации могут менять её восприятие на диаметрально противоположное в зависимости от поставленных манипуляторами задач.
  • 23. Эффект присутствия - сообщается о каком либо событии от лица, непосредственно принимающего в нём участие, либо наблюдающего за ним. Срабатывает эффект доверия к участнику, очевидцу событий.
  • 24. Допуск к власти - метод основан на эффекте доверия к мнению людей, облечённых властью. Во-первых, «они» устанавливают и утверждают законы, во-вторых, если они достигли таких высот, то лучше разбираются в ситуации, значит, им нужно доверять.
  • 25. Повторение - намеренное повторение простых, суррогатных истин, чаще всего простыми словами, рассчитанные на низкоинтеллектуальную публику, которая, однако, составляет большую часть населения.
  • 26. Полуправда - утаивание части информации в угоду чьим либо интересам с целью сокрытия полноты картины. Лишения аудитории возможности критического осмысления ситуации, её анализа. Например, при продвижении идеи отделения союзных республик упоминались многочисленные проблемы их содержания Россией, а так же выгода от самостоятельного существования.

Министерство образования и науки Украины

Кировоградский институт регионального управления и экономики

по основам менеджмента

на тему: "Информация как средство манипуляции"

Выполнил

студент психологического

факультета

группы ПС-32

Покалюхин А.

Кировоград 2003

Вступление…………………………………………………………………………3

1. Способы оперирования информацией………………………………………...4

2. Основные процессы манипуляции в общении……………………………….7

2.1 Психологическое давление……………………………………………………7

2.2 Передача информации…………………………………………………………8

Вывод……………………………………………………………………………...10

Литература………………………………………………………………………...11

Вступление

В настоящее время средства массовой информации приобрели огромное значение. Но каждый из нас не раз замечал, что, обсуждая одно и то же событие, разные источники приводят разные факты. И дело здесь не в различной степени осведомленности, а в том, кому и как выгодно преподнести эту информацию. Давно не секрет, что практически за каждым информационным агентством стоят определенные спонсоры, интересы которых учитываются в работе этих агентств. Поэтому одна и та же информация из разных уст может звучать по-разному.

Мы не осуждаем такой способ предоставления информации, но хотим выяснить, насколько далеко различные структуры могут зайти в информационном манипулировании, а также то, как и зачем это осуществляется.

Следует отметить, что манипуляция отнюдь не состоит из одного только искажения информации, а является комплексным действием, в котором учитывается множество факторов. Соответственно, рассматривать информацию в аспекте манипуляции в отрыве от других параметров не практично и не правильно. Поэтому мы постараемся обратить внимание не только на информационную сторону манипуляции.

1. Прежде всего, необходимо рассмотреть действия, в которых себя проявляет манипуляция, и которые характеризуют активность манипулятора. Степень успешности манипулятора в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании.

В процессе ознакомления с литературой по манипуляции довольно скоро обнаруживается частый повтор одних и тех же тем, которые в разных сочетаниях как лейтмотивы включаются в круг обсуждаемых автором проблем. Среди них вопросы оперирования информацией, сокрытия манипулятивного воздействия, средства принуждения и другие.

Все разнообразие производимых над информацией операций можно сгруппировать по нескольким параметрам.

Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, когда, скажем, борьба за права какого0либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства.

Л. Вайткунене, описывая особенности имиджа и стереотипа как средств и механизмов психологического воздействия, отмечает, что имидж – это специальным образом изготовленный образ, в котором "главное не то, что есть в реальности, а то, что мы хотим видеть, что нам нужно". Этот образ являет собой результат "искажения отдельных явлений природы, общественной жизни".

Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании – сокрытии определенных тем. Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала.

Способ подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его отправителю образом. Например, обилие информации в сыром или несистематизированном виде позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла. Точно так же информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться. В обоих случаях тем не менее заранее снимается упрек в сокрытии тех или иных сведений.

Ближе всего к собственно манипулятивному воздействию стоит прием особой компоновки тем, который как бы наводит получателя информации на вполне однозначные выводы. Например, в одном ряду (рубрике или разделе) даются сообщения о курьезах и чьей-либо голодовке протеста.

Немалую роль играет момент подачи информации. Самый известный прием – показ в наиболее (наименее) удобное для зрителей время. Интересен прием, подробно разбираемый В. Рикером. В зависимости от того, в каком порядке на голосование ставятся вопросы или обсуждаются пункты повестки собрания, итоговый исход голосования или обсуждения будет разным в силу влияния предыдущего голосования или обсуждения. Подобные результаты получены и в экспериментальном исследовании повышения уступчивости людей к просьбам после предварительного выполнения пустяковой просьбы экспериментатора.

Еще один распространенный прием – подпороговая подача информации. Родственный прием в слуховой модальности – смена музыкальной темы в фонограмме в момент, когда в дикторском тексте подается материал, на который необходимо обратить внимание аудитории. Непроизвольная реакция зрителей на смену фона повышает пропускную способность также и смыслового канала.

В монографии Р. Е. Гудина описываются "лингвистические ловушки" – неявные ограничения, накладываемые на содержание избранными для его передачи словами или выражениями. Кроме того, значительное внимание уделено приемам, объединенным под общим названием "неистинность". Их суть состоит в игре на рациональном невежестве людей, а в основу положена следующая модель:

1. Граждане имеют неполноценную информацию.

2. Граждане знают, что имеют неполноценную информацию.

3. Дорого обходится или требование дополнительной информации, или получение доступа к ней.

4. Ожидаемые выгоды из дополнительной информации воспринимаются как менее ценные, чем плата за нее.

Интересную модель информационного взаимодействия предложила О. Йокояма. Согласно этой модели, партнеры вступают в общение, уже имея некоторый набор сведений, известных им обоим: общекультурный багаж, знание о ситуации, некоторые представления о партнере. О. Йокояма обращает внимание на модельные различия между такими феноменами как ложь, недоверие, шутка, вежливость, манипуляция.

Признаком манипулятивного воздействия автор считает наличие двойного высказывания, а именно – наряду с произносимым вслух высказыванием отправитель воздействия имеет вполне конкретные ожидания относительно действий партнера, но по каким-либо соображениям не намерен выдавать их. Это скрытое воздействие осуществляется с опорой на какое-либо содержание, известное обоим партнерам, но актуально не упоминаемое.

2. Поскольку передача информации есть ни что иное, как общение, рассмотрим подробнее наиболее важные процессы, возникающие при попытке манипуляции в общении. Таковыми являются психологическое давление и передача информации.

2.1 Манипулятор начинает свои действия, имея некоторую степень уверенности в успехе. Эта уверенность воплощается в стремлении создать нужный перевес сил над партнером, позволяющий осилить его. Для описания данного аспекта взаимоотношений воспользуемся понятиями сила и слабость.

Определим силу как преимущество одного партнера над другим по какому-либо параметру воздействия: квалификация, должность, владение информацией, контроль над ситуацией. Наличие того или иного преимущества часто вскрывается лишь в самом процессе воздействия – уже как применение силы, что не отрицает факта ее наличия в потенциальном виде. Классификация видов сил имеет следующий вид.

Собственные силы – набор некоторых преимуществ, которыми партнер обладает почти всегда:

1) статусные: ролевая позиция, должность, возраст;

2) деловые: квалификация, аргументы, способности, знания, аргументы;

Привлеченный (заемные) силы – те преимущества, в создании которых важную роль играют другие лица, как правило, в ситуации не представленные:

1) представительская поддержка – опора на силу конкретных третьих лиц;

2) конвенциональные преимущества – опора на силу обобщенных "других", на всеобщие требования, нормы поведения, традиции, ценности, мораль.

Процессуальные силы – преимущества, которые извлекаются из самого процесса взаимодействия с партнером:

1) динамические силы: темп, паузы, инициатива;

2) позиционные преимущества: эксплуатация эмоционального тона прежних отношений;

3) договор: результат совместных соглашений, содержащих в себе юридическую, моральную или рациональную силу.

2.2 Информационный уровень является логически более низким. Но на нем происходит реализация переменных более высокого порядка: организация пространства взаимодействия, получение доступа к мишеням воздействия, программирование и др. более того, тонкость "аранжировки" психологического воздействия в наибольшей степени зависит от мастерства актера в использовании средств коммуникации. Арсенал таких средств очень широк.

Люди часто сталкиваются с манипуляциями: в СМИ, в политической среде, на работе, или даже внутри семейных отношений. Стоит знать, что она собой представляет, какие техники используются, чтобы противостоять влиянию.

Отвечая на вопрос, что такое манипуляция, рассмотрим понятие с психологической точки зрения. Это воздействие на конкретного индивида, чтобы заставить его выполнить нужные действия вопреки собственным интересам.

Немаловажным моментом является то, что особа, которая поддаётся влиянию, должна сама захотеть сделать предполагаемые вещи. Достигается специальными психологическими способами.

Цели бывают разными, в зависимости от человека, который использует манипуляцию. Часто в основе лежит боязнь в том, что человеку откажут в просьбе. Поэтому он сразу приступает к специальным методам.

Почему люди прибегают к этому

Причины манипуляции можно поискать в психологии и психиатрии. Первое объяснение заключается в том, что человек не доверяет ни себе, ни другим. Поэтому, чтобы быть близким и любимым людьми, находится насильственный способ держать возле себя – манипуляция.

Сталкиваясь с экзистенциальным кризисом, человек усиливает своё состояние самобичеванием. Ему кажется, что он ничего собой не представляет, самый несчастный. Семья, друзья, коллеги начинают жалеть, выполнять просьбы. В таком состоянии человек осознаёт свою власть над другими.

Много людей бояться психологической близости с другими, строить более интимные отношения. А способы влияния, то есть манипуляции помогают обеспечивать контакт с людьми, при этом не сближаясь.

Например, такие области, как СМИ и политика, не имеют возможности личного контакта с каждым. Поэтому единственный способ донести нужную информацию так, чтобы её приняли – это влияние, а значит манипуляция.

Как работает манипуляция

Психология манипуляции основывается на инстинктах человека, его системе ценностей, жизненном опыте. Поэтому человек, который хочет иметь влияние на ту или иную особь, тщательно изучает эти аспекты. К каждому нужен индивидуальный подход. Этот принцип используется и в педагогике, воспитании.

К истинной манипуляции походят очень тонко, подбирая различные способы. Если все уловки сразу накинуть на человека, то это не даст никакого эффекта. Он просто испугается такого давления и уйдёт.

Часто на принятие решения действуют другие внешние факторы. Например, мнение близких людей. Тогда манипулятор расширяет область охвата своего влияния, начинает работать с окружением.

Чтобы узнать, как работает манипуляция, нужно знать основные приёмы и способы. Некоторые из них описаны ниже.

Манипуляция: приемы и способы

Способы манипуляции зависят от искусности человека, сферы влияния, цели, аудитории. К наиболее распространённым сложным приёмам относится акцентирование внимание на нужной автору информации, а второстепенную подают в уменьшенном свете. Свойственно медиакоммуникации и журналистике.

Для того чтобы информационный посыл не отторгался критическим мышлением, его окрашивают эмоциями. Человек, который её подаёт, говорит громко, улыбается. Часто обращается к приятным воспоминаниям человека. Такое влияние используют маркетологи для покупателей.

Чтобы человека сбить с толку, ему задают много вопросов из одной области. Он отвечает не на все, либо коротко на каждый. Его в этом обвиняют, говорят, что дискуссия не может так дальше продолжаться. И манипулятор выдвигает свои условия.

Повторяют несколько раз какую-то информацию. Даже если у неё нет доказательной базы. Люди всё равно будут воспринимать за правду те вещи, которые более часто слышали. Так работает рекламная уловка.

Психологи заметили, что человеку сложно отказать тому, кто для него что-то уже сделал. Таким образом, манипулятор сначала делает услугу потенциальной жертве, чтобы потом попросить о чём-то.

Манипуляция: виды в общении

Во время коммуникации люди часто прибегают к влиянию, то есть манипуляции. Не важно, насколько близко они знакомы. Это может быть как и в бизнесе, так и среди друзей, родственников. Поэтому стоить отличать от простого разговора. Существует ни одна манипуляция, а выделяют несколько ее видов:

Как относиться к манипуляциям

Люди негативно относятся к способам влияния на человека, поскольку это, а значит манипуляция даёт превосходство над другими. Но не стоит забывать о главном инстинкте – выжить в среде обитания. Мы всегда конкурируем друг с другом, боремся за ресурсы. А манипуляции в этом значительно помогают.

Если быть добросовестным и принципиально не управлять людьми, считая это безнравственностью, то это сделают с вами. Поэтому, более здравая позиция – всегда быть готовым к манипуляции со стороны других и пользоваться её при крайней надобности. Ведь всегда сначала можно использовать простое общение, просьбу.

Для некоторых манипуляция, как к увлекательной интеллектуальной игре: соревнование, кто на кого эффективней воздействует. Это развивает ментальные способности человека, внимательность к чувствам и состоянию других.

Только вам решать, что думать по поводу межличностного общения на основе манипуляции. Формируя точку зрения, опирайтесь на опыт и жизненные ориентиры. Всегда можно попытаться выстроить вокруг себя отношения, где нет места намеренному влиянию.

Как научиться манипулировать людьми

Для того чтобы иметь влияния на человека, для начала нужно его хорошо изучить. Ведь способы манипуляции подбираются индивидуально. Должны узнать его тип личности, систему ценностей, какой был опыт. Оперируя этой информацией, можно подбирать технику.

Успешное влияние на человека осуществляется с руководством его эмоций. Нужно вызвать одну из самых сильных, которая подходит для цели: страх, жадность, гнев. Будучи в таком состоянии, человек теряет критическое мышление и контроль над своими действиями.

Манипуляции на основе мышления более сложная, но эффективная. Человеку нужно внедрить посыл нужной мысли, чтобы он дальше её развивал и принял за своё истинное умозаключение. Нельзя сразу подавать сформированный тезис, потому что человек может его отвергнуть.

Одним из действенных способов манипуляции людьми является нейролингвистическое программирование. Можете пойти на специальные курсы НЛП или посмотреть информацию в интернете. Суть заключается в том, что вы мимикой, жестами, программируете человека вам доверять, навязываете свою точку зрения. Одна из техник, например, это отзеркаливание позы собеседника. Тот подсознательно улавливает одинаковость и считает вас своим человеком. Соответственно, становится более доверчивым.

Кто становится жертвами манипуляторов

Психоаналитики определили типы личности, которые легко поддаются навязыванию со стороны других из-за своего характера или состояния, то есть манипуляции. К ним относятся:

Как распознать манипулятора

Как избежать манипуляции. Манипуляторы используют различные техники, но многим свойственны следующие признаки:

Не стоит вешать ярлык манипулятора, если человек использует какие-то из этих пунктов. Возможно, это просто специфический способ общения. Всегда нужно оценивать комплексно, чтобы выявить манипуляции.

Защита от манипуляций

Желая защитить себя от управления, для начала нужно обратиться к своему сознанию, как чувствуете себя во время общения с человеком. Это поможет вовремя определить цель общения вашего собеседника и опираться ей. Например: чувствуете тревогу, вину, обязательство, приходится объясняться и оправдываться.

Надавите на манипулятора. Проверьте факты, задайте уточняющие вопросы по поводу того, что уже говорилось. Голова собеседника перезагружена, поэтому может опешить, сбиться с толку и ослабить свою хватку. Смотрите в глаза – это тоже создаёт неловкость.

Никогда не спешите делать выводы, даже если на вас давят. Вы всегда имеете право подумать столько времени, сколько будет нужно для принятия решения.

Не бойтесь говорить «нет», если данная ситуация не устраивает, вы не соглашаетесь. Это ваша точка зрения, и вы имеете право на неё. Если манипулятор всё равно дальше продолжает вас уговаривать, твёрдо заявите о своём нежелании продолжать разговор: положите трубку, или попросите покинуть помещения.

Более сложный механизм – контрманипуляция. Когда поняли, что вам готовят уловку, дальше выслушиваете человека. При этом делаете вид, что не знаете, что вас хотят склонить к какому-то действию или мысли. После чего дайте отпор, начав самому манипулировать вашим оппонентом, используя описанные техники.



 

Возможно, будет полезно почитать: