Классный час “Государственные символы – национальная гордость”. Классный час «Символы достоинства нации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Таганрога Ростовской области

Классный час
в 5 – 9 классах

«Символы России»

подготовила

учитель химии и биологии

Лаврентьева Снежана Павловна

г. Таганрог

2009г.

Классный час «Символы России»

Цели:

    Выявить и расширить знания о государственной символике;

    Создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощение социокультурного контекста России;

    Сформировать чувство уважения к России;

    Развивать чувство патриотизма.

Методические рекомендации: предлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учитель использует мультимедийную презентацию, отражающей содержание темы.

Педагог: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление.

Так символом Парижа является Эйфелева башня;

Белый Дом, статуя Свободы – символы США,

Великая Китайская стена – символ Китая,

в Греции – это Акрополь,

в Англии – это Биг – Бен,

а в Италии – Колизей.

Какие символы России вы можете назвать?

(учащиеся предлагают свои варианты)

Педагог : Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело – сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Везде орел, везде с ним слава! Везде он гордый, впереди – Крестом увенчана держава, Святой Георгий на груди …

М. Шереметьев

Герб России - знак государства, изображаемый на знаменах, печатях, монетах, ассигнациях. Цель герба – символически изобразить государство, народ, общественный строй.

Я хочу обратить ваше внимание на следующий слайд и познакомить вас с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах .

Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

Педагог: Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Педагог: Давайте проверим верны ли наши предположения. С 30 ноября 1993г., согласно указу президента, у России герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

Педагог: Давайте обратим внимание на герб нашего города. Герб г. Таганрога представляет собой щит четверочастный с сердцевым щитком. В первой серебряной части – два лазоревых пояса. Во второй пурпурной – вензелевой имя Петра 1 в виде инициала П и под ним надпись – 1698; все фигуры серебряные. В третьей лазоревой части – серебряный осетр в пояс. В четвертом, серебряном поле – золотой кадуций поверх двух положенных накрест золотых якорей с двумя лапами того же металла. В золотом серцевого щитка – червленый вписанный уширенный крест.

Педагог: У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Флаг - основной символ государства, описание которого устанавливается законом. Через цвета и изображения осмысливается место народа в мире и исторические задачи. Основная функция состоит в том, чтобы сплотить патриотической символикой государственное и общественное единство и отразить высокие идеалы. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства. Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

1. Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

2. Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

3. Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

Педагог: Давайте попробуем расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

(звучит фонограмма стихотворения «Российский флаг»)

Педагог: Флаг г. Таганрога представляет собой полотнище с соотношением сторон 1: 2, разделенное по горизонтали на пять равновеликих полос – поочередно три белых и две голубых; в центре, поверх полос, располагается желтая композиция в виде кадуция, наложенного на два соединенных накрест якоря.

Педагог: Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Андреевский флаг является старым военно – морского флота России – еще со времен Петра 1. В своих правах он был восстановлен в 1992 году.

Флаг СССР (1924 – 1991) . Это было красное (или алое) знамя с изображением вверху у древка золотых серпа и молота и пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой.

Знамя Победы – наследник того знамени, которое было водружено над Рейхстагом в 1945 г. в знак победы над фашисткой Германией. Знамя символизирует не только победу в Великой Отечественной войне, но и великое мужество и подвиг всего нашего народа, проявленные в этой войне. В своих правах он был восстановлен в 1992 году.

Педагог: Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования.

    до XVII в., Россия просуществовала без гимна

    при Петре 1 «Преображенский марш»

    При Николае I в 1883г. Официальный гимн Российской империи в 1833 – 1917 гг. «Боже царя храни»

    После Октября гимном Советского Союза (до 1 января 1944 г.) стал «Интернационал»

    С 1944 - 2000 гг. гимн «Союз нерушимый республик свободных…»

Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

(следуют ответы учащихся)

Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Гимн на музыку Александрова был принят законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 8 декабря 2000 (одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000). За принятие этого закона проголосовало 377 депутатов Госдумы (83,8%), против - 53 депутата (11,8%). При этом результаты поименного голосования показывают, что гимн пользовался поддержкой фракций КПРФ, «Единство», «Отечество - Вся Россия», ЛДПР, депутатских групп «Народный депутат», «Регионы России», Агропромышленной депутатской группы. Против него выступали демократические фракции - СПС и «Яблоко». Я прошу вас встать под гимн России. (звучит фонограмма гимна)

Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Приложение 1 .

Гимн РФ.

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твоё достоянье на все времена!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Используемая литература:

1.Журнал «Справочник классного руководителя», 2008.

2. http://www.rusflag.ru (текст и музыка российского гимна)

4. фонограмма стихотворения (автор и источник заимствования неизвестен)

Участники : учащиеся 8-го класса, классный руководитель.

Цели:

1) содействовать воспитанию у детей уважения к государственным символам Российской Федерации;

2) расширить представления учащихся о символике России.

Подготовительная работа

I. Изготовление сигнальных карточек с буквами А, В, С, D (столько карточек, сколько учащихся в классе).

II. Подготовка табличек с указанием групп, участвующих в игре (зрители, участники, друзья, советчики).

III. Изготовление жетонов разных цветов: красного — 5 шт., синего — 5 шт., желтого — 10 шт., зеленого — 100—150 шт.

IV. Подготовка грамот и призов для победителей игры.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) сигнальные карточки, жетоны, грамоты, призы;

б) компьютер с мультимедийной установкой и экраном;

в) столы и стулья, расставленные в классной комнате следующим образом:

Ход игры

При входе в кабинет учащиеся берут жетоны различных цветов.

Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель . Любое современное государство имеет гимн, герб и флаг — главные символы каждого государства. И наша страна не является исключением. Каждый из государственных символов России имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно — в течение последних десятилетий. Чем, как вы думаете, это можно объяснить?

Учащиеся. Россия только недавно стала независимым, самостоятельным государством.

Классный руководитель . Верно. Ведь до этого существовал Советский Союз, составной частью которого и была Россия.

Все вы знаете, как выглядит современный государственный флаг Российской Федерации, новый герб, знаете текст и музыку нового гимна России. И сегодня мы посмотрим, насколько хорошо вы знакомы с историей главных символов нашего государства, как знаете современные символы. Я предлагаю вам принять участие в интеллектуальной игре, тема которой —- государственные символы РФ.

Каждая игра проходит по правилам. В нашей игре они следующие. При входе в класс вы взяли жетоны разных цветов, каждый цвет имеет свое значение. Тот, кто вытянул красный жетон, становится участником игры. Белый означает, что вы являетесь советчиками, т.е. к вам игроки могут обратиться за помощью. Если ваш жетон синий, то вы становитесь друзьями участников нашей игры и тоже сможете им помочь. Ну а вытянувшие желтый жетон будут зрителями, к которым игроки также могут обращаться за подсказками.

В нашей игре не только участники могут получить приз, но и все, кто находится в аудитории. На ваших столах лежат сигнальные карточки с буквами А, В, С и D. Пока игрок не дал ответа, вы должны поднять карточку с буквой, которая относится к правильному, на ваш взгляд, ответу. Если последует правильный ответ, то от моего помощника вы получите жетон зеленого цвета (жетонов при входе на два меньше,

чем учеников в классе, и те, кому не достались жетоны, становятся помощниками ведущего). В конце игры мы подсчитаем количество полученных жетонов.

В игре 7 вопросов и 3 подсказки. Что же это за подсказки?

1. Подсказка советчиков. Советчики обсуждают в течение 30 с и называют верный (на их взгляд) ответ.

2. Подсказка друзей. Друзья, обсудив варианты ответа в течение 30 с, дают свой вариант ответа.

3. Подсказка зрителей. Зрители поднимают таблички со своим вариантом ответа, помощник подсчитывает, сколько и каких ответов дано, и сообщает о них игроку.

Каждый из игроков сможет воспользоваться подсказкой только один раз.

Игра начинается с отборочного тура, в котором принимают участие все участники. Кто первым правильно ответит, тот и займет место основного игрока. Итак, мы начинаем. Я объявляю отборочный тур.

Вопрос отборочного тура: Какой цвет не используется в изображении Российского флага?

в) желтый; +

г) красный.

(Примечание: правильные ответы выделены в тексте знаком «+».)

Тот, кто быстрее всех и правильно ответит на вопрос, становится первым игроком. Ему предстоит ответить на вопросы. Если игрок не верно отвечает, то становится зрителем, а его место занимает тот из участников, кто получил к этому моменту больше жетонов.

Вопросы основной части игры.

1. Что из перечисленного не является обязательным символом страны?

в) монета; +

2. Современный государственный флаг России состоит из полос сверху вниз:

а) белая, синяя, красная; +

б) синяя, белая, красная;

в) белая, красная, зеленая;

г) красная, синяя, белая.

3. В каком веке появилось первое изображение Российского герба?

4. Главное царское знамя в XVI—XVII вв. называлось:

а) большое полотнище;

б) великий стяг; +

в) огромный флаг;

г) обычное знамя.

5. Что не является официальным знаменем современной России?

а) Андреевский флаг;

б) Знамя Победы;

в) Великий Стяг; +

г) Президентский штандарт.

Пояснения учителя. Андреевский флаг — знамя Военно-морского флота России (утверждено в 1992 г.), Президентский штандарт — знамя Президента РФ (утверждено в 1994 г.), Знамя Победы — символ победы России над фашистской Германией (утверждено в 1996 г.).

6. Слово «гимн» в переводе означает:

а) торжественная песнь; +

б) пение хором;

в) главная песнь;

г) живое исполнение.

7. Официальный гимн Российской империи в 1833—] 917 гг. назывался"

а) «Гром победы, раздавайся!»;

б) «Боже, царя храни!»; +

в) «Коль славен наш Господь в Сионе...»;

г) «Преображенский марш».

8. Современный Российский гимн начинается словами:

а) «Союз нерушимый республик свободных»;

б) «Вставай, проклятьем заклейменный...»;

в) «Россия — священная наша держава...»; +

г) «Славься, Отечество наше свободное».

а) А.В. Александров; +

б) О.А. Козловский;

в) М.И. Глинка;

г) С.В. Михалков.

10. Название герб происходит от немецкого слова, означающего:

а) государство;

б) потомство;

в) наследство; +

Пояснение учителя . Герб — от немецкого слова erbe (наследство). В России слово «герб» появилось в XVI в.

11. Что изучает геральдика?

а) монеты;

г) гербы. +

12. День государственного флага РФ празднуется:

Пояснение учителя . В августе 1.991 г. Верховный Совет РСФСР постановил считать трехполосное знамя официальным национальным флагом РФ. В этот же год было постановлено считать 22 августа Днем государственного флага Российской Федерации.

13. Когда Русь обрела государственный герб?

а) при великом князе Святославе;

б) при великом князе Иване III; +

в) при императоре Петре I;

г) при президенте В. В. Путине.

14. Какой девиз был начертан в гербе СССР?

а) «С нами Бог!»;

б) «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»; +

в) «Весь мир насилья мы разрушим»;

г) на нем не было девиза.

15. Императорский штандарт Петра I был:

а) бело-голубого цвета;

б) серебристо-черного цвета;

в) черно-золотого цвета; +

г) бело-сине-красного цвета.

Пояснение учителя . Императорский штандарт Петра I — это золотое квадратное знамя с черным двуглавым орлом посередине. Его расцветка соответствовала цветам российского герба. В XVII—XIX вв. это знамя фактически было государственным знаменем России.

16. Утвержденное в 1918 г. знамя РСФСР было:

а) бело-сине-красного цвета;

б) красного цвета; +

в) черно-желтого цвета;

г) красного цвета с синей полосой.

17. На знамени СССР было изображение:

а) красной пятиконечной звезды;

б) красной пятиконечной звезды, серпа и молота; +

в) серпа и молота;

г) на нем не было изображений.

Пояснение учителя . Флаг СССР существовал с 1924 по 1991 г. Это было красное или алое знамя с изображением вверху у древка золотых серпа и молота и красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой.

18. Что из перечисленного не является знаменем?

а) вымпел;

б) штандарт;

в) хоругвь;

г) полотнище. +

Пояснение учителя . Вымпел — знамя удлиненной формы. Штандарт — особый знак главы государства. Хоругвь — изначально церковное знамя. Полотнище — часть любого флага.

19. Когда был утвержден современный гимн России?

Пояснение учителя . В ст. 7 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне РФ» сказано: «При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов. В случае, если исполнение Государственного гимна РФ сопровождается поднятием Государственного флага РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом».

20. Кто изображен на российском гербе?

а) медведь;

21. Сколько голов имеет орел, изображенный на Российском гербе?

Пояснение учителя. Двуглавый орел — древний символ, который появился на Ближнем Востоке несколько тысячелетий назад. В Византии он символизировал две части империи — восточную и западную.

22. Сколько корон изображено на гербе России?

23. Кто изображен на груди орла, на красном щите?

а) Серебряный всадник с копьем, поражающий дракона; +

б) великий князь на коне;

в) дракон, сражающийся со змеей;

г) нет изображения.

Пояснение учителя . Русскими людьми изображение всадника, поражающего змия, воспринималось как изображение ездца (изображение конного воина или государя на печатях и монетах), а иностранцами — как изображение святого Георгия Победоносца. Это изображение стало распространяться после Куликовской битвы.

24. Телевизионные и радиовещательные компании транслируют государственный гимн:

а) ежедневно; +

в) раз в неделю;

г) каждый час.

Пояснение учителя. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне РФ» государственные телевизионные и радиовещательные компании транслируют гимн ежедневно — перед началом и по окончании вещания, а при круглосуточном вещании — в 6 ч и в 24 ч по местному времени.

25. Изучением знамен занимается:

а) сфрагистика;

б) филателия;

в) эмблематика;

г) вексиллология +

Подведение итогов игры . Если после того как все участники побывали в кресле игрока, остались вопросы, можно предложить ответить на них всем присутствующим в аудитории. После этого подсчитывается количество жетонов у всех учащихся, подводятся итоги и награждаются лучшие знатоки символов нашего государства.

Литература

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия В 10 CD- ROM.

Серов Б.И. Поурочные разработки по курсу "Государственная символика": Гимн. Герб. Флаг. М., 2005

Открытый классный час

«Символы России».

Цели:

познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.

формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине

расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Слайд №1.

Учитель:

Как можно жить, не зная точно,

Откуда ты и кто ты сам?

Кому обязан каждой строчкой

Каким высоким парусам?

Кому ты твердостью обязан?

Откуда в люди вышел ты?

Кто в жизни дал тебе наказом

Неразводимые мосты,

Соединившие навеки

Тебя с отцовскою землею?

Откуда ты считаешь вехи

Дороги долгой и крутой?!

Ученик:

Касаясь трех великих океанов. Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда…

Учитель: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.

Слайд №2.

А как вы понимаете слово «Родина»?

(ответы учеников)

Это и великая страна с великой историей

Это и тот клочок земли, где ты родился и рос

Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков

Где ты познал первые радости и неудачи

Слайд № 3 - 5.

Ученики:

Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом

И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб

По которой мы идем. За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды-

Звезды мира над Кремлем.

Слайд № 6

Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Ребята, как называется наша Родина? (ответы учеников)

Россия или Российская Федерация.

Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация.)
Федерация означает союз, объединение. Говоря словами гимна России, наше Отечество - это «братских народов союз вековой».
Россия объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа. В состав РФ входят: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 1 автономная область, 7 автономных округов. (Показать на карте.)

Россия - многонациональная страна (160 народов).
Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг. Если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тысяч километров. (Показать на карте.)

Как называется самый главный город России, наша столица? (Город Москва.) Москва входит в число крупнейших городов мира.

Здесь находится правительство нашей страны.

Кто является главой нашего государства? (Президент РФ) (Показать фото президента).

Ученик:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Как вы понимаете слово символы?

(ответы учеников)

Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн

Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение:

Слайд № 7 -11

Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню.

Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы.

Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов - это символы России.

Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата - это тоже символы России.

Учитель: Что такое герб?

(ответы учеников)

Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

Слово «герб» в переводе означает «наследство».

В нем отражена история.

Ученик: У России величавой,
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он - России дух свободный.

Учитель: Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Золотой двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой".

Учитель: Почему у орла две головы?

Среди зверей лев считается царем. А среди птиц царем считается орел. Его мужество и зоркость служили самым ярким символом мудрости.
А еще Россия - страна, которая расположена в двух частях света - Европе и

Азии, потому и повернуты головы орла в разные стороны: одна в сторону Европы, другая в сторону Азии.
Конечно, это не птица с двумя головами, а две птицы. Одна смотрит на запад, другая - на восток, охраняя государство.

Учитель: В центре герба еще один герб. Кто скажет - какой? (Герб Москвы.)

Почему он расположен в центре Российского герба? (Москва - столица России.)

Учитель: Зачем нужен герб России?

Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны.

Нужен герб и для того, чтобы мы могли отличить монеты нашей страны от иностранных денежных знаков.

Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов и грамот.

Учитель: Где можно встретить изображение Российского герба? (Здание правительства, паспорт, монеты.)

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак -
Бело-сине-красный ….... (флаг)!

Учитель: Слово “Флаг” - голландского происхождения и означает “корабельное знамя”.

Закон о Государственном флаге был принят в декабре 2000 года.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета.

Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же означают цвета российского флага?

на Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;

синий - небо, верность, веру;

красный - смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

- Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)

УЧЕНИК: Три цвета: белый, синий, красный

На нашем флаге не напрасно.

Цвет чистоты - чудесный белый,

Цвет синий - неба символ смелый,

Цвет красный - это символ чести,

Под этим флагом все мы вместе.

В России каждый понимает:

Флаг россиян объединяет.

Звучит фонограмма гимна

Учитель: Как называется это музыкальное произведение? Какое оно? Какие чувства вы испытываете, когда слушаете его? (ответы учеников)

Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».

Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.

Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.

Учитель: У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка - композитору и дирижёру А.В.Александрову.

Ученик:

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия - любимая наша страна ».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучшей страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Работа с пословицами.

На доске записана пословица.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Прочитайте пословицу, объясните смысл.

Да, Родина у каждого человека одна, как и мать. Как же каждый из нас должен относиться к Родине? (Ответы детей )

В старину говорили: «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило». Как вы понимаете эти слова?

На партах у некоторых из вас лежат еще несколько пословиц. Прочитайте их вслух, объясните, как вы их понимаете?

Нет в мире краше Родины нашей.

Везде хорошо, но милее Родины нет.

На чужой стороне и весна не красна.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

VII . Викторина Символы России (по материалам классного часа)

1. Назовите три обязательных символа России.

2. Что такое скипетр?

3. Что такое держава?

4. Как зовут всадника, изображенного на гербе?

5. Что символизирует двуглавый орел?

6. Как на Руси назывался флаг?

7. Что символизируют цвета флага?

VIII . Официальными символами нашего государства также являются:

Столица нашей Родины - Москва (слайд 7)

Президент России - (слайд 8)

Конституция - основной Закон (слайд 9)

IX . Неофициальные символы России. (Слайды 10-20)

Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт.

Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем - зависит только от нас.

Слайд № 12

Ученик:

З.Александрова. Родина.

Если скажут слово «родина», В лужах первые кораблики,

Сразу в памяти встает Где недавно был каток,

Старый дом, в саду смородина, И большой соседней фабрики

Толстый тополь у ворот, Громкий радостный гудок.

У реки березка-скромница Или степь, от маков красная,

И ромашковый бугор… Золотая целина…

А другим, наверно, вспомнится Родина бывает разная,

Свой родной московский двор. Но у всех она одна!

Слайд № 13

Учащиеся исполняют песню «Моя Россия».

Учитель: Ребята любите свою Родину и помните, что каждый из нас - её частичка!

Классный час: « Символы России»

Цель: способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания, формирование и развитие чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

    Образовательные: познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;

    Развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, речи и памяти учащихся;

    Воспитательные: воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.

Оформление доски: название классного часа, пословицы « Родная сторона мать, чужая- мачеха», « Родная сторона как мать: и накормит и напоит», выставка детских рисунков « Моя Родина»,. Оборудование: карта России, карта мира, презентация к классному часу.

Ход занятия.

Здравствуйте!

Сегодня у нас очень важная и интересная тема. Мы будем говорить о нашей Родине. Прочитайте пословицы.

С кем сравнивает Родину русский народ?

Конечно, вы знаете и имя, и отчество мамы. Так же хорошо вы должны знать и название вашей страны, Родины, которая заботится о вас.

Что же мы называем Родиной?

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березку у дороги

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый золотистый хлеб

За праздничным столом. Что мы Родиной зовем? Край где мы с тобой живем И рубиновые звезды Звезды мира над Кремлем - Ребята, как называется наша Родина? Давайте скажем, что такое Россия. – Это 1/9 площади всей суши. – Это самая большая страна в мире. – Это более 100 наций и народностей. – Это страна, победившая во второй мировой войне. – Это самые большие запасы газа и нефти. – Это первый полет в космос. – Это Пушкин и Толстой. – Это русский балет и фигурное катание. – Это Сибирь, Волга, Уральские самоцветы и Байкал. Россия самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация, говорящая на самом великом языке. Россия - моя Родина, я горжусь ею!

И правда, Россия самая большая страна в мире. Когда в Москве вечер на Чукотке начинается новый день. Поезд идет от Владивостока до Москвы целую неделю. Посмотрите на карту мира, здесь вы увидите много разных стран. Слайд 1 – А как на карте одна страна отличается от другой? У каждого государства есть свои отличительные признаки символы. Символы - это условный знак, обозначение. Слайд 2

Например: голубь символ мира. Вспомните веселые старты, в которых вы участвовали в школе. У каждой команды своя эмблема. – А что такое эмблема? Это условное изображение чего – либо. Слайд 3 Герб. Гербы появились давно. Давайте познакомимся с гербом нашей Родины России. Слайд 4 Посмотрите на герб. Его выполнил художник Евгений Ильич Ухналев. Орел как символ непобедимости и силы. Но почему 2 головы? Двуглавый орел охранял государство, смотрит и на запад, и на восток.

Корона на голове орла символ законности,означающий,что страна живет по закону чести и справедливости.

В одной лапе орла скипетр,символ власти, а в другой золотой шар,который называется «держава»-символ могущества страны.

Нашему Российскому гербу более 500 лет.

Уже давно не правит страной царь, но корона скипетр и держава остаются символом могучего и древнего государства.

В центре герба еще один герб. Это герб Москвы. Потому что Москва столица России.

Следующий официальный символ России – это флаг.

Опишите флаг России.

Днем рождения Российского флага считают 20 января 1705 год. В этот день царь Петр I издал указ: “Приказываю, считать флаг состоящий из горизонтальных полос, белого, лазурного и алого цвета, официальным флагом России “ .

А что означают эти цвета?

Белый – мир, чистоту, правду.

Синий – небо, верность, веру.

Красный – смелость, доброту, честность, огонь, кровь.

Где можно увидеть Российский флаг?

На митингах, спортивных соревнованиях, в честь страны победителя поднимают флаг и звучит гимн страны.

Гимн слушают стоя.

Что такое гимн?

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в наиболее важных случаях. Слова гимна принадлежат известному писателю и поэту С.Михалкову, а музыка А.Александрову. Обратите внимание на слова гимна.

Россия священная наша держава. Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава. Твое достояние на все времен.

Что чувствуется после чтения гимна?

Гордость за нашу страну, любовь к родине.

Мы говорим только об официальных символах России, но существуют еще и неофициальные символы, которые всегда связывают с Россией

Почему мы употребляем выражение «Московское время»

И почему к Москве особое отношение?

Москва-столица нашей Родины. Кремлёвские куранты - на Спасской башне символ точности и незыблемости России.

Береза- (словарь) всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания, долголетия.

Матрёшка - неофициальный символ России. Символ ее загадочной души. Выточенная из липы матрешка - сложное изделие. У матрешки на одежде много цветов. Потому, что девочка Матрешка сама живет среди цветов, как и все мы. Только мы забываем об этом, а матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть.

Медведь – (словарь) величественное животное, занимающее особое положение среди зверей. Его основные качества: сила, мощь, сметливость.

2. Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки или Командор?

О чем грустят глаза ее степные?

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду,к терпенью, к правде, к доброте.

3 Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней -

Не с гор берет начало, а с тебя!

Вот она какая наша Родина Россия. И самое главное богатство-это люди населяют нашу страну. Все они составляют единую дружную семью.

В состав России входит и наша республика Дагестан.

Это о ней пишут такие стихи:

В ладони сердца можно уместить.

Но в сердце целый мир не уместишь.

Другие страны очень хороши,

Но Дагестан дороже для души.

Республика Дагестан тоже имеет свою символику: флаг, герб, гимн.

Государственный флаг республики Дагестан представляет собой полотнище из 3 горизонтальных полос - зеленого, синего и красного цвета.

Зеленый – олицетворяет жизнь, изобилие.

Голубой цвет - море.

Красный – мужество и храбрость.

Герб Дагестана - это щит белого цвета, в центре которого изображен орел, над ним изображение солнца в виде диска.

Есть герб и у нашего родного города Кизляра. Он был утвержден 7 сентября 1842 года. На золотом фоне – вершина одной из гор Кавказа и на ней – золотой двуглавый орел. В нижней половине герба на голубом фоне изображена виноградная лоза обвитая вокруг таркалины. Цвет таркалины коричневый, листья зелёные, виноград бордово-синий.

Наиболее сложные гербы были у тех городов, кому жаловались они за какие – то выдающиеся заслуги, и тогда герб составляли таким образом, чтобы лишний раз подчеркнуть его «пожалованность» и конечно же показать, как в случае с Кизляром, за что именно данный город удостоился герба.

Россия!
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Одною общею судьбою
Навеки связанны с тобой,
Горжусь, как матерью, тобою,
Благословляющей на бой.
В день расставанья, в миг разлуки
Целую мысленно всегда
Твои натруженные руки
Часы бессменного труда.
В глухую ночь грозы военной
И в светлый полдень торжества
Несу в себе, как дар бесценный,
Огонь великого родства...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный зной твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим, быстрым Иртышем.
Люблю, глубоко понимаю,
Твержу всем сердцем наизусть
Всё то, что гордо называю
Одним широким словом: Русь.

Мы живем на прекраснейшей земле. Нас много и все мы разны, но у всех одна мечта - жить в мире и единстве.

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей Родиной.

Песня «Моя Россия».

Практическая часть: раскрасить заготовки матрешек.



 

Возможно, будет полезно почитать: