Мероприятия по правовому. Темы мероприятий по правовому воспитанию

Конспект мероприятия по правовому воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста

«Права и обязанности детей».

Подготовила Самойленко Наталия Михайловна,

Воспитатель высшей квалификационной категории.

г. Будённовск 2017

Цель: Развивать интерес дошкольников к изучению правовых вопросов, показать единство прав и обязанностей.

Задачи: продолжать знакомить детей с содержанием «Конвенции о правах ребёнка». Обобщать знания детей об их правах и обязанностях. Учить уважать достоинство и права других людей. Способствовать воспитанию у детей чувства собственного достоинства, справедливости и взаимопонимания.

Ход мероприятия.

Ребёнок . (Читает книгу «Конвенция о правах ребёнка»). Ребята, вот это да! Оказывается у нас, детей, тоже есть права.

Едва на свете появился и приоткрыл свои глаза,

Немного миру подивился - ты получил свои права:

Права на счастье и улыбки, права на новый светлый день,

Права на глупости, ошибки, права на озорных друзей.

Права на игры и желанья, права на знание и смех,

Права на то, чтоб быть ребенком и отличаться ото всех.

Права на улице гулять, права с ровесником играть,

Права лечиться, заболев, права заботиться о всех.

Но есть один большой урок - во всех правах и смыслах их -
Ты должен быть самим собой и уважать права других! (Матюхина Рината)

(Входит Баба Яга).

Баба Яга. Дай – ка, посмотреть. (Читает по слогам) Кон – вен –ци – я о пра – вах ре – бён – ка. Ой –ой –ой! Выросли, умные какие стали. Маленькие ещё такие книги читать и о правах своих заявлять!

Воспитатель. Бабушка Яга, мы с тобой не согласны. В «Конвенции о правах ребёнка», сказано, что каждый ребёнок имеет право на жизнь и развитие. А еще прописано, что уже при рождении ребёнок имеет право на имя и гражданство.

Баба Яга. Имя? Зачем малышам имя? Все дети маленькие, их и отличить – то сложно.

Воспитатель. С именем человек рождается, оно даёт ключик к его характеру, приносит удачу. «По имени – и житие» - гласит пословица. Каждое имя что – то обозначает. Давай поближе познакомимся с нашими ребятами.

Игра «Моё имя».

( Дети передают по кругу мяч. Тот у кого мяч, называет своё имя, рассказывает, что оно обозначает. Александр – защитник, Галина – спокойная, Ирина – несущая мир, Марина – морская, Юрий – земледелец, Юлия – пушистая и т.д.)

Баба Яга. Так и быть, согласна. Есть такое право у детей – право на имя!

Будь всегда достоин имени своего.

Будь справедлив и спокоен, с честью носи его!

Ох и проголодалась же я. Сейчас выберу самого толстого, самого упитанного ребёночка и съем.

Воспитатель. Хитрая ты, бабушка, сначала попробуй догнать ребят.

Подвижная игра «Бабка Ешка, костяная ножка».

Воспитатель. Бабушка Яга, право на полноценное питание есть у всех, только не нужно кушать наших ребят. Коль ты проголодалась, мы тебя угостим.

Хороводная игра «К нам гости пришли».

Баба Яга. Такие маленькие, а уже столько прав.

Воспитатель. И все эти права записаны вот в этом документе «Конвенция о правах ребенка». Ребята, расскажем бабушке, какие еще права у нас есть.

(Ответы детей). Молодцы! У детей есть право на воспитание в семье, право на личную жизнь, право на образование, право на отдых и досуг.

Баба Яга. (Падает). Ой, довели старуху. Голова моя заболела и вся я заболела.

Воспитатель. Если заболело ухо, если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь – ведь тебе поможет врач!

Мы тебе поможем. Все люди имеют право на охрану здоровья, на бесплатную медицинскую помощь. (Зовём на помощь медицинского работника детского сада, он проводит осмотр бабушки. По окончании осмотра выносит решение – бабушка абсолютно здорова).

Медсестра. Здоровье нужно беречь. Солнце воздух и вода – наши верные друзья! Необходимо обязательно соблюдать режим, вести здоровый образ жизни и заниматься спортом.

Баба Яга. Я хочу здоровой быть – буду с лыжами дружить.

Подружусь с закалкой, с обручем, скакалкой,

С теннисной ракеткой. Буду сильной, крепкой!

Ритмическая гимнастика.

(По выбору музыкального работника).

Воспитатель. А ещё наши дети имеют право жить и воспитываться в семье, право на любовь и защиту своих близких. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Зачем люди создают семью? (Ответы детей). Правильно люди создают семью, чтобы вместе жить, поддерживать друг друга, растить детей.

Ребёнок . Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Воспитатель. Мы все очень разные, но нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей. Вот почему ты, бабушка, такая злая бываешь? Наверное, никто тебя не любит. Никто о тебе не заботится. Отныне мы будем о тебе заботится. Мы принимаем тебя в члены нашей большой, дружной семьи. Давайте подарим бабушке теплоту своих сердец.

Песня про доброту.

(По выбору музыкального руководителя).

Ребёнок.

В жизни можно по-разному жить, в горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя спать, вовремя делать гадости.

А можно и так - на рассвете встать и, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать и подарить его людям.

(Сергей Островой).

Воспитатель . И главное, у ребят есть много разных прав, но не бывает прав без обязанностей. У каждого человека есть обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей. Обязанности бывают самые разные - дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

Баба Яга. А ну – ка, назовите мне свои обязанности.

Игра «Права - обязанности».

(Ребята находят с помощью сюжетных картинок соотношение прав и обязанностей. Свой выбор аргументируют. Право на медицинскую помощь порождает обязанность вести здоровый образ жизни, право на любовь и заботу близких – порождает обязанность заботиться о них, и т.д.)

Воспитатель. Ребята, запомните основные правила:

    Недостаточно написать права на бумаге, надо, чтобы сам человек научился их защищать.

    Права действительны только в том случае, если они не нарушают права других.

    Каждое право порождает обязанность.

Баба Яга.

Товарищи взрослые и дети! За своё будущее мы все в ответе!

Права и обязанности свои знайте, хорошими людьми вырастайте!

Воспитатель. Ребята, давайте создадим книгу о правах и обязанностях, бабушке Яге её подарим.

(Ребята с помощью рисунка изображают права и обязанности. Листы скрепляют. Полученную книгу дарят бабушке Яге).

Баба Яга.

Ох и загостилась я в детском саду. Хорошо у вас! А у меня избушка не убрана, не топлена. Пора мне домой.

(Ребята прощаются с бабушкой Ягой, возвращаются в группу).

Литература.

    Антонов В. Изучаем права человека. - М., Вита – Пресс, 1996.

    Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. - М., Сфера, 2009.

    Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. - М., Педагогическое общество России, 2005.

    Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, 2014.

    Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права. - М., Вита – Пресс, 1995.

    Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. – М., Сфера, 2009

Интернет – ресурсы.

    http://talovskijdetskijsad4.uxp.ru/user-images/Слайд2_3.JPG .

Открытое мероприятие по правовому воспитанию, с участием юридического лица – Алейник Оксаной Вадимовной (ООО «ЮКЦ» ЮрФирм, юрист).

Цель : ознакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь общества; ознакомить учащихся с основными правами и свободами Декларации прав человека; проанализировать типичные правонарушения; способствовать формированию у подростков правовой культуры, воспитанию уважения к правам и свободам личности.

Задача : воспитание законопослушного гражданина, ответственного за свои поступки.

Оборудование: персональный компьютер с мультимедийным проектором и интерактивной доской, карточки, памятки; иллюстрации к сказкам (слайды), DVD кассета с записью музыкальных отрывков из мультфильмов, карточки с заданиями.

Ход:

I . 1. Беседа «Права человека»
Здравствуйте ребята и гости! Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. А теперь, я прочитаю вам притчу о метели.

«Вот вышел сеятель сеять:
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло, и так как не имело корня, засохло.
Иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши, да слышит!»

Ребята, какое смысловое значение имеет эта притча, для чего мы её прослушали?

– Мы прослушали притчу для того, чтобы вы задумались над сказанным, чтобы те слова, которые вы сегодня услышали и услышите, упали на добрую землю, сохранились в вашем сердце и принесли свои плоды.

Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь и верить в свою собственную уникальность и предназначенность. И только узаконенный приоритет прав человека может полноценно реализовать себя, выстроить свою собственную жизнь. Демократия невозможна без образованных в области права граждан. Знание прав помогает активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к своей жизни и жизни других людей.

Известно, что с рождения каждый человек имеет права, которые прописаны в государственных документах таких как: - Конституция России.
- Семейный кодекс.
- Основы законодательства об охране здоровья граждан.
- Федеральный закон об образовании.
- Конвенция прав ребёнка.

Права человека

Права человека

Закон

2. А сейчас, ребята, мне бы хотелось предоставить слово работнику юридической компании, юристу Алейник Оксане Вадимовне (беседа юриста с детьми).

3. Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк» …. в старину существовали сословия в обществе. Одни люди жили в достатке и богатстве, а другие в бедности и бесправии. Они вынуждены работать на самых тяжелых работах, ходить в самой плохой одежде, чтобы выжить. И у них не было никаких прав. Только право работать на господ. Но у этих бедняков были дети и семьи… и рассказывая своим детям сказки, они передавали через них все свои горестные страдания и наделяли героев сказок качествами характера и благами, которых сами не имели.
В одних сказках рассказывали, как добрый герой освободил всех жителей от злого духа, которого боялись. В других рассказывали о том, что богатырь побил сказочное чудовище, которое похищало девушек и детей. Хоть и считается сказка выдумкой, но в ней очень часто отражаются реальные события и преподносятся уроки доброты, честности, справедливости.
Давайте вместе подумаем и попробуем объяснить смысл слова « СКАЗКА?» Сказка – это… удивительные истории о добре или зле, о положительных и отрицательных героях, написанные автором или народом, в которых отражались особенности того времени, в которое они были написаны…

Что можно узнать и чему научиться у сказок?

О реальных и выдуманных событиях;
- об уроках добра и зла;
- об обычаях и нравах народов;
- о сказочных персонажах;
- получить хорошее настроение.

4. «Продолжите предложения, дополнив термины и понятия, которые используются во Всеобщей декларации прав человека».

Схватив крысу Шушару за хвост…(Буратино нарушил её право на личную неприкосновенность).
- Говорящий Сверчок посоветовал Буратино воспользоваться правом … (на получение бесплатного образования).
- Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право… (наслаждаться искусством).
- Напавшие на Буратино ночью кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги и лишить, таким образом… (принадлежащего его имущества).
- Сыщики доберманы – пинчеры подвергли Буратино произвольному аресту, а дежурный бульдог приказал утопить его в пруду без установления … чего? (без установления судом виновности Буратино).
- Буратино лишил черепаху Тортилу принадлежащего ей имущества, силой отняв у неё золотой ключик (не силой, а обманом).
- Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом уехать из своей страны и вернуться на родину (не было никакой Страны Дураков, выдумки героев, чтоб забрать у Буратино деньги).
- Папа Карло жил очень бедно и не имел никакой защиты от безработицы. Молодцы справились и с этим заданием!

Права человека – с точки зрения мировоззренческого подхода,- это система ценностей, философская концепция, т.е. защита справедливости и человеческого достоинства.

Права человека – это нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе, устанавливаемые и охраняемые государственной властью.

Закон – нормативный акт, документ, принятый высшим органом государственной власти и установленным Конституцией порядком.

Самое главное право человека – право на жизнь. Так было не всегда! В Древней Спарте каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его со скалы вниз.

В какой сказке А.С.Пушкина и у какого героя нарушается право на жизнь?

а) «Сказка о золотом петушке»

б) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

в) «Сказка о попе и работнике его Балде»

Каждый ребенок имеет право на защиту от разлучения с родителями. Вспомните сказки (народные или авторские), в которых дети были насильно разлучены с родителями.

Каждый ребенок имеет право на заботу и попечение родителей. Вспомните название известной сказки С.Маршака, в которой маленькая девочка зимой оказалась в лесу и с ней произошли чудесные приключения. Как нарушается данное право ребенка в сказке?

Каждый ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. В какой сказке Ш.Перро нарушено это право?

Каждый ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя в нем хозяином. В какой английской сказке про трех животных это право нарушается?

Каждый ребенок имеет право не быть как все, имеет право быть индивидуальностью. В какой сказке Г.-Х.Андерсена это право нарушено?

Подведение итога данного раздела мероприятия:

    Никто не имеет права обижать человека, унижать его и жестоко наказывать.

    Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права.

    Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и защите.

    У каждого ребенка есть право иметь собственное мнение и право говорить то, что он думает.

    Никто не может заставить человека вступить в какую-то организацию, если он этого не хочет.

    Ребенок имеет право на собственное жилье.

    Ребенок имеет право на попечение родителей.

    Каждый ребенок имеет право на жизнь.

    Каждый ребенок имеет право на защиту от разлучения с родителями.

    Каждый ребенок имеет право не быть как все, быть индивидуальностью.

    Каждый ребенок имеет право получить образование.

«Сказочная эстафета»

(приглашаются по 1 участнику от команды)

Первый игрок : Иванушка из сказки конек-горбунок.
Участник сгибается по пояс. Кладёт мяч или надутый шарик себе на спину. Чтобы мяч не упал во время движения, его необходимо придерживать рукой, оставаясь при этом в полусогнутом состоянии.

Второй игрок : Баба-Яга, ступа и мела.

Участник встает одной ногой в ведро, а в другой держит швабру. В таком положении надо пройти всю дистанцию.

Третий игрок : Емеля из сказки «По щучьему велению», сани самоходы.

Участник садится на санки и проходит дистанцию.

Задача командам: Узнать какое сказочное средство передвижения изобразили участники, и назвать владельцев данного транспорта?

Игра с командами

Вопросы командам (готовится «Сказочная эстафета»)

1. Какие виды сказочного транспорта вы знаете? (Печка, избушка на курьих ножках, сапоги-скороходы, Сивка-бурка, Серый волк, Конек-Горбунок, сани-самоходы, летучий корабль, ковер-самолет, ступа, помело и т.д.)

2. Назовите сказки, где участвуют бабушки («Красная Шапочка», «Курочка Ряба», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Снегурочка»)

3. Назовите числа, наиболее распространенные в сказках. Назовите также эти сказки. («Три толстяка», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «12 месяцев», «Белоснежка и 7 гномов»)

«Сказка ложь, да в неё намёк»

(приглашаются по 2 участника от команды)

Задание: Разгадать загадки сказочных героев , угадать кто они?

    «Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, что во мне кто-то поселился… Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул…» (Теремок)

    «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него ведь когти! Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь…» (Сапоги, сказка «Кот в сапогах»)

    «Нам не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать». (Часы, сказка «Золушка»)

    «Для меня очень вредно находиться в воде. Спасибо этому любопытному мальчишке. Если бы не он и не Черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?» (Золотой ключик)

    «Я, конечно, готова выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта». (Рыбка, «Сказка о золотой рыбке»)

    «Я осталась жива только благодаря этой маленькой, хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, теплу!» (Ласточка, сказка «Дюймовочка»)

Игра с командами

(показ слайдов)

Вопросы к командам : Определите какие статьи Декларации прав человека были нарушены героями сказок? (готовится «Сказка ложь, да в неё намёк»)

Вопрос 1.

Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу, –

Говорит мудрец в ответ.

Плюнул царь: "Так лих же: нет!”

Старичок хотел заспорить,

Но с иным накладно вздорить;

Царь хватил его жезлом

По лбу; тот упал ничком…”

Какие права нарушил царь Дадон?

Вопрос 3.

Вопрос 2. Из какой сказки этот фрагмент? рисунке?

Какие права здесь нарушены?




Вопрос 4.

Из какой сказки эта иллюстрация?

Нарушение какого права изображено на

рисунке?


Вопрос 5.

Как называется эта сказка?

Какое право было нарушено ведьмой?


Вопрос 6.

Какими правами воспользовались

герои этих сказок?

Вопрос 7. Нарушение какого права изображено на рисунке?

Вопрос 8.

Какие права нарушил Иван царевич?

Конкурс капитанов.

На сцену выходят капитаны команд. Им предстоит поработать следователем. Капитаны вы с помощью подсказок должны определить о ком идёт речь.

1. Он очень отважный полицейский.

2. Его партнёр – человек.

3. Он –породистый пёс.

(Комиссар Рекс)

1. Он –герой защитник будущего.

2. Он – необычный персонаж.

3. Он – мутант.

(Черепашка – ниндзя)

1. Он – круглобокий.

2. Его очень любят дети.

3. Он ушёл от бабушки.

(Колобок)

«Юридическая консультация»

(приглашаются по 2 участника от команды)

Участникам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)

2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)

3. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)

4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)

6. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип « от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплаты труженика. Труженик устроил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и работнике его Балде».)

«Азбука права»

(приглашаются по 2 участника от команды для решения кроссворда)

1. Ребенок имеет право на… (слово из 11 букв)
2. Правила поведения людей для совместной и общественной жизни, охраняемые государством? (слово из 5 букв)
3. Кто является человеческим существом до достижения 18 летнего возраста? (слово из 7 букв)
4. У каждого человека при решении некоторых вопросов есть свое… (слово из 6 букв)
5. Это право ребенок получает с момента рождения? (слово из 3 букв)

Игра с командами

(готовится «Азбука права»)

Вопрос - Какие волшебные слова мы знаем и постоянно используем? (вопрос для всех)

Конкурс: Что ж, раз вы все так хорошо знакомы с вежливыми словами, тогда по моей вежливой команде, выполняйте задания. Готовы?
Пожалуйста, поднимите правую руку вверх, а теперь левую, похлопайте, пожалуйста….. ущипните соседа слева… .

Подведение итогов игры.

Награждение команд в номинации

« Знатоки права», «Юридическая консультация», «Следователи».

II. Тесты.

- А теперь, дорогие ребята, мы вместе с Оксаной Вадимовной подготовили для вас тесты, в которых вы должны выбрать правильные ответы. Обсуждение предлагаем провести в группах и выступить представителю от каждой группы. Победителями будут ребята той группы, которые быстрее найдут правильные ответы.

Tecт l

    Что такое Конституция?
    а) книга о приключениях.
    б) основной закон России.
    в) название шоколада.

    В каком возрасте начинается административная ответственность?
    а) с 16 лет.
    б) с 18 лет.
    в) с рождения
    .

    Чем занимается УК РФ?
    а) защитой отношений между людьми.
    б) регулированием отношений между преступником и государством.
    в) оба варианта подходят.

    Кто подлежит призыву на военную службу?
    а) только мужчины.
    б) мужчины и женщины.
    в) только мужчины с 18 лет по 27 лет.

    Ребенок – это человек...
    а) который ходит в школу;
    б) не достигший 18 лет;
    в) достигший 18 лет.

Тест 2

    Что тако закон?
    а) документ, который регулирует права людей.
    б) правило поведения.
    в) наказание за преступление.

    В чем цель наказания?
    а) посадить человека в тюрьму.
    б) предотвратить новые нарушения закона.
    в) наградить правонарушителей.

    Правонарушение – это…
    а) нарушение закона;
    б) нарушение распорядка дня;
    в) нарушение режима питания.

    Какие документы необходимы для устройства на работу?
    а) паспорт или свидетельство о рождении.
    б) трудовая книжка.
    в) все перечисленные выше документы.

    Конвенция о правах ребенка была принята
    а) 20 ноября 1989 года;
    б) 100 лет назад;
    в) 20 ноября 2002 года.

Тест 3

    Сколько статей в нашей Конституция РФ?
    а) 100 статей.
    б) 137 статей
    .
    в) их в ней вообще нет.

    2.Чем занимается кодекс об АП РФ?
    а) охраной общественного порядка;
    б) охраной порядка, прав и свобод человека;
    в) охраной домов.

    В чем заключается значение свободы?
    а) в уважении прав других людей.
    б) это возможность делать то, что хочешь.
    в) оба варианта подходят.

    Может ли ребенок 6-14 лет самостоятельно купить автомобиль?
    а) да.
    б) нет.
    в) может, только с разрешения родителей.

    Ребенок, совершивший преступление...
    а) виновен в любом случае;
    б) вообще не может быть обвинен в преступлении;
    в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.

Тест 4

    Могут ли законы РФ противоречить Конституции РФ?
    а) могут.
    б) не могут.
    в) могут, если необходимо.

    Защитой прав детства в основном занимается:
    а) комиссия по делам несовершеннолетних;
    б) директор детского сада;
    в) полиция.

    Правонарушение делится на два вида:
    а) проступок и поступок;
    б) проступок и преступление;
    в) преступление и действие.

    Уважительной причиной неявки по повестке в Военный комиссариат считается:
    а) медицинская справка, подтверждающая неявку по болезни;
    б) неразделенная любовь;
    в) похищение инопланетянами.

    Заботиться о ребенке должны:
    а) родители;
    б) родители и государство;
    в) звери.

Тест 5

    В РФ кто пользуется правами и свободами?
    а) все граждане РФ.
    б) только пенсионеры.
    в) все живое в нашей стране.

    Что грозит водителю за проезд на красный сигнал светофора?
    а) арест.
    б) штраф.
    в) поселение.

    Преступление – это...
    а) особо опасный проступок;
    б) добрый поступок;
    в) не очень опасный проступок.

    С какого возраста законом разрешается поступать на работу?
    а) с 16 лет.
    б) с 18 лет.
    в) возраст не ограничен
    .

    Все дети Земли равны...
    а) в правах;
    б) по росту;
    в) по количеству игрушек.

Тест 6

    С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
    а) с 18 лет.
    б) с 7 лет.
    в) с 20 лет.

    Что обязан сделать полицейский при задержании несовершеннолетнего?
    а) сообщить начальству.
    б) сообщить его родителям.
    в) сообщить классному руководителю.

    С какого возраста начинается уголовная ответственность?
    а) с 16 лет.
    б) с 14 лет в особых случаях.
    в) с 18 лет
    .

    Какой документ при приеме на работу заключается обязательно?
    а) завещание.
    б) трудовой договор.
    в) договор о дарении вещи.

    Какие дети имеют право на особый уход и защиту?
    а) дети-инвалиды и дети, лишенные семьи.
    б) дети в возрасте с 15 до 18 лет.
    в) все дети имеют такое право.

Тест 7

    Из каких частей состоит власть в РФ?
    а) законодательная, исполнительная, судебная.
    б) законодательная, исполнительная
    в) власть едина.

    Что рассматривает Уголовный Кодекс РФ?
    а) преступления.
    б) проступки.
    в) хорошие поступки.

    Запрещается вовлечение детей в...
    а) преступление;
    б) игру;
    в) поход.

    Сколько раз в год проходит призыв на военную службу?
    а) 2 раза.
    б) 1 раз.
    в) призыв объявляется по необходимости.

    Ребенок имеет право на:
    а) жизнь;
    б) общение с родителями;
    в) защиту от голода и болезней

Тест 8

    Защита Отечества – это...
    а) долг и награда;
    б) обязанность;
    в) долг и обязанность
    .

    Вовлечение детей в распитие спиртных напитков...
    а) запрещено;
    б) полезно;
    в) не наказывается.

    Что такое дееспособность?
    а) способность пользоваться своими правами и отвечать за свои действия.
    б) способность иметь права и обязанности.
    в) так по-другому называется право на труд.

    Ребенок свободен...
    а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его;
    б) выбирать религию;
    в) оба варианта
    .

    Какой самый распространенный вид наказания?
    а) предупреждение.
    б) вызов в полицию.
    в) штраф.

Тест 9

    Если преступление совершено во время самообороны, то:
    а) человек несет уголовную ответственность и наказание;
    б) освобождается от них;
    в) несет наказание.

    Кто обладает правоспособностью?
    а) все граждане с 18 лет.
    б) все граждане с рождения до смерти.
    в) никто не обладает
    .

    Спор с родителями – это...
    а) возможность выразить свое мнение;
    б) случай, когда дети и родители не понимают друг друга;
    в) желание доказать другим свою правоту.

    Что такое альтернативная служба?
    а) это обязанность для любого гражданина.
    б) это право гражданина по убеждениям или по вере не служить в армии.
    в) это возможность уклониться от службы в армии.

    Какой основной международный документ закрепляет права детей?
    а) Конституция РФ.
    б) Устав школы.
    в) Конвенция о правах ребенка.

III. Подведение итогов. Награждение грамотой. Раздача памяток.

ПАМЯТКА «Я ИМЕЮ ПРАВО…»

Сказать «Я имею право…» означает:

    Ты знаешь, что такое закон и право;

    Ты знаешь, что такая возможность в законе записана;

    Ты знаешь, что у тебя есть все законные основания этой возможностью воспользоваться;

    Ты знаешь, что если тебе кто-то помешает воспользоваться своими правами, то ты можешь (имеешь право) привлечь его к суду.

ПАМЯТКА «ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА»

    Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

    Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушитель права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их.

    Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав – к произволу.

ПАМЯТКА «ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Примечание: Для расчёта штрафов: 1 МРОТ = 10 руб. (МРОТ – минимальный размер оплаты труда) .

Для учащихся:
1. Антонов В.В. «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека»
2. Шабельник Е.С., Е.Г.Каширцева «Ваши права»
3.Шабельник Е.С. «Права ребёнка»

Правовое воспитание школьников (мероприятия, сценарии)

Правовое воспитание школьников является одной из приоритетных задач современной системы школьного образования, содержание которого в передаче правовых знаний ученикам. Разработка методики и комплекса мер по повышению правовой сознательности школьников разных возрастных групп - необходимое условие высокой правовой культуры личности в социуме. Для любого человека законопослушность является ключевым моментом благополучной и защищенной жизни в правовом обществе.

Современные педагоги и теоретикиправильного воспитаниясчитают формирование правовой культуры одним из важнейших условий осознанного восприятия школьниками своих прав и свобод, укрепления установки сознательного соблюдения закона и гражданственности. Система мер гражданско-правового воспитания школьников направлена на повышение сознательности, призыва уважать закон и государственность.

Главными целями, которым служит правовое воспитание школьников, являются - формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений. Государство и ответственные органы власти на первое место в рамках правового образования выдвигают профилактические работы со школьниками всех возрастов.

Целью правового воспитания является сформированная правовая культура каждого школьника. Высокий уровень правовой сознательности служит гарантией поддержания законности и соблюдения правопорядка.

Правовое воспитание учащихся состоит из комплекса мер, направленных на:

  • - Формирование терминологического аппарата;
  • - Закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;
  • - Формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства - необходимая часть жизни в обществе;
  • - Прививание главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;
  • - Формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства.

Правовое воспитание учащихся проводятся для того, чтобы не только дать ученикам знания, но и научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активным гражданином.

Наиболее актуально правовое воспитание для учеников средней и старшей школы.Подростковый период- наиболее благодатное время для формирования правовой культуры - именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах. Правовое воспитание подростков в итоге должно сформировать личность, для которой уважение к законам государства станет неотъемлемой частью его сущности. Начало правового воспитания школьников - формирование системы терминов и понятий. Свободно оперируя понятиями, школьник сможет лучше понимать правомерность поведения, сформирует понятие ответственности. Методисты рекомендуют начинать с понятий морали: «добро», «справедливость», «ответственность», «порядочность».

Правовое воспитание молодежи - уникальный вид деятельности, который включает широкий спектр методов осуществления. Согласно Концепции модернизации образования, классный руководитель и другие учителя должны уделять особое внимание понятиям духовности, правового самосознания, защите прав учащихся. Правовое воспитание школьников, мероприятия по реализации которого должны проводиться регулярно, требует использования методов личного примера, принуждения, поощрения, анализа правовых норм.

Наиболее актуальная проблема теории воспитания - внедрение новых методов правового воспитания подростков. По статистике, именно в этом возрасте впервые проявляются противоправные действия. Сценарии по правовому воспитанию школьников должны учитывать особенности возраста объектов воздействия.

Программа по правовому воспитанию школьников осуществляется в урочное и внеурочное время в формах пропаганды, обучения или просвещения.

В каких направлениях осуществляется реализация программы правового воспитания несовершеннолетних?

В социально-педагогическом: осуществление мероприятий, в которых участвуют не только ученики, но и их родители, учителя; анализ и выявления возможных отклонений от нормы в правовом воспитании - для этого проводится мониторинг. Целью мониторинга является не только выявление возможных проблем, но и коррекция.

В управленческом: курирование реализации программы правового воспитания; накопление опыта в осуществлении правового воспитания; организация сотрудничества с различными органами власти и специализированными, которые также ответственны за реализацию и профилактику воспитательных мер по правовому воспитанию.

Методы правового воспитания

  • - Главный метод -- беседа. Проводится в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Таким образом, ученики накапливают теоретические знания;
  • - Использованиеделовой игрытребует знаний от педагога и учеников - интерактивные методики всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и запоминания информации;
  • - Внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, практикумы способствуют глубокому усвоению знаний;
  • - Рекомендуется проводить тестирования учащихся средней школы на предмет склонности к правонарушениям.

Формирование правовой культуры необходимо начинать с младшей школы - формируются базовые понятия, в средней школе ученикам дают более глубокие знания, прививают активную гражданскую позицию. Старшая школа - необходимо ознакомление с работой правоохранительных органов.

Сценарий по правовому воспитанию подростков должен иметь четко сформулированные задачи и цели. Примеры целей проведения внеклассного мероприятия на тему «Я и закон»:

  • - Формирование знаний о главных видах правонарушений;
  • - Формулировка базовых понятий «закон», «правонарушение», «права человека», «гражданская позиция»;
  • - Формирование знаний о правах человека.

Нравственно правовое воспитание учащихся проводится на уроках истории, правоведенииё литературы, экономики. Рассматриваются различные аспекты правового воспитания.

Выводы по главе 1

Правовое воспитание - это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у школьников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества

Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного.

Критериями правового воспитания у ребенка являются: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей школьного возраста.

Программное содержание:

  • В интересной и занимательной форме знакомить детей с основами человеческих прав, отражённых во «Всемирной декларации прав человека», развивать способность анализировать действия, поступки героев сказок.
  • Уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях.
  • Закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка.
  • Развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
  • Развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки и ситуаций из реальной жизни.
  • Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
  • Воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Словарная работа: «Конвенция о правах ребёнка», неприкосновенность, жюри, права, обязанности, девиз.

Материал: Конверт, в котором находится свидетельство о рождении. Мешочек, в котором находится «сердечко». «Букварь», домик, иллюстрации к сказкам, ножницы, трафареты – символы: красные сердечки, эмблемы команд: «солнышко» и «капелька», ручки, ТСО.

Предварительная работа: Беседа с детьми о правах, знакомство с символами прав. Рассматривание дидактического материала «Мои права» (дошкольникам о правах и обязанностях). Чтение художественной литературы К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха — цокотуха». Мамин – Сибиряк «Серенькая шейка». Русские народные сказки «Маша и медведь», «Морозко», «Гуси — лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Золушка».

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку «Вместе весело шагать», становятся полукругом. Коммуникативная игра «Добрый день».

Мы с вами познакомились с одним замечательным документом, который защищает права ребёнка. Кто помнит, как он называется?

Дети: «Конвенция о правах ребёнка».

С самого рождения дети имеют права. Какие же это права? (ответы детей).

В современном мире каждый человек должен знать свои права и вы, дети, в том числе. Соблюдать их и не нарушать.

Сегодня у нас не совсем обычное занятие, необычное потому, что оно будет проходить в виде викторины – конкурса на тему: «Я имею право».

Вам будут даны задания, вопросы. Отвечать на вопросы надо чётко, быстро и громко. Вы будете соревноваться по командам. У нас будет две команды: «Солнышко» и «Капелька».

Жюри будет оценивать ваши ответы, и после выполнения заданий будут вручаться символы — «сердечки». В конце конкурса – викторины жюри подсчитает у каждой команды «сердечки» и мы узнаем победителя.

Жюри просим занять свои места.

А теперь прошу команды занять свои места.

I – команда: «Солнышко».

Почему вы выбрали себе такое название?

«Солнышко ласкает и обогревает, всем в жизни помогает».

Наш девиз: «Есть права и у меня, хоть я маленький пока».

Кто у вас капитан? (Ответы детей).

II – команда: «Капелька».

А вы, почему выбрали такое название?

«Капелька это вода, а вода для жизни всем нужна».

Наш девиз: «Права детей не нарушать, их надо соблюдать».

А у вас кто капитан?

Итак, приступаем к выполнению заданий.

I задание: «Сказка, сказка, помоги о правах нам расскажи».

Внимание на экран. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено.

а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

в) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).

г) Сказка «Гуси — лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).

С этим заданием команды справились.

II задание: «Волшебный сундучок» (вношу под музыку).

У меня в руках волшебный сундучок, давайте откроем его и посмотрим, что внутри.

а) Конверт – в нём находится документ, который закрепляет ваше право на имя с момента вашего рождения. Что это за документ? (команды совещаются и отвечают – свидетельство о рождении). Достаю из сундучка и показываю свидетельство о рождении. Команда, которая ответила первой, получает «сердечко».

б) А ещё здесь есть «волшебный мешочек». Что же в нём находится?

Достаю и показываю «сердечко».

Какое право может обозначать сердце? (право на любовь и заботу родителей).

Что значит забота? Кто заботится о вас?

в) Показываю «букварь». Узнаёте эту книгу? О каком праве, она напоминает? (о праве на образование). Почему это право необходимо?

За правильный ответ команде «сердечко».

г) В сундучке есть ещё один предмет. Достаю и показываю домик. Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве, он напоминает? (Право на жилище, на уютный и тёплый дом).

За правильный ответ команде «сердечко».

III задание: «Домашнее задание» (Сценки, проблемные ситуации).

Команда «Капелька»: «Айболит и Бармалей»

Айболит лечит зверей. Вбегает Бармалей пугает зверей, хватает доктора Айболита и привязывает его к пальме. Звери просят пожалеть их, отпустить доктора Айболита, чтобы он их полечил. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

Команда «Солнышко»: Семья готовится обедать.

Родители накрывают на стол, дети играют. Родители говорят детям, чтобы они шли обедать, дети играют. Папа берёт детей за руки и тащит их. Дети не хотят идти, он их наказывает, ставит в угол. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

IV задание: «Чья команда дружней и быстрей справится с заданием».

Даю картинки: иллюстрации из сказок. Написать, кто нарушил право, и кто его восстановил.

Какое право нарушено дети говорят устно.

«Собери картинку»: собрать из частей право и назвать его.

Чья команда быстрее выполнит задание, получит «сердечко».

Жюри подсчитывает количество «сердечек» у каждой команды. Определяем победителей, выясняем, что победила «дружба». Жюри вручает каждой команде коробочки конфет сердечком.

Итог: Играя, с помощью заданий мы закрепили ваши права. Каждый из вас теперь хорошо знает свои права и никогда их не нарушит. Когда вы вырастите и будите взрослыми, помните, что все люди и маленькие, и большие имеют свои права.

Викторина – конкурс завершается под песню «Солнечный круг».



 

Возможно, будет полезно почитать: