Меры противопожарной безопасности при проектировании. Противопожарные меры при проектировании предприятий

Обеспечению пожарной безопасности в нашей стране придан государственный характер. В основу ее организации положен декрет Совета Народных Комиссаров «Об организации государственных мер борьбы с огнем», подписанный В. И. Лениным в апреле 1918 г. С этого времени организация мер борьбы с пожарами стала государственным делом. К этой работе привлекаются местные органы советской власти, хозяйственные организации и трудящиеся массы. В 1936 г. был издан закон о Государственном пожарном надзоре, которым на органы Государственного пожарного надзора возложен контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией всех зданий и сооружений в части правильности и полноты применения и руководства действующими противопожарными нормами, правилами и техническими условиями.

Обеспечение пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации жилых и общественных зданий и сооружений достигается комплексом профилактических противопожарных мероприятий, направленных на предупреждение пожаров, ограничение сферы распространения огня в случае возникновения пожаров, создание условий для успешной эвакуации людей и имущества из горящего здания, способствующих успешному осуществлению локализации и тушения пожаров подразделениями пожарной охраны.

При проектировании и строительстве жилых и общественных зданий условием обеспечения пожарной безопасности является строгое соблюдение предусмотренных нормативными документами противопожарных требований и принятие технически грамотных решений пожарной профилактики.

Экономия при выборе конструкций, материалов и при строительстве в целом не должна влиять на выполнение всех требований пожарной безопасности, предусмотренных противопожарными нормами, правилами и техническими условиями.

К мероприятиям пожарной профилактики, предупреждающим возникновение пожаров и ограничивающим распространение огня при возникновении пожара, относят: правильный выбор степени огнестойкости здания и предела огнестойкости отдельных его конструкций, установление максимально допустимой этажности, соответствия требованиям величины площади между противопожарными преградами и противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями, правильная планировка населенных мест и др.

С целью ограничения распространения огня и быстрой локализации пожаров подразделениями пожарной охраны требуется их вызов и своевременное прибытие к месту пожара. Поэтому при проектировании следует предусматривать эффективные и надежные средства связи и сигнализации, надежное противопожарное водоснабжение, устройство подъездов к водоисточникам, а также дорог и проездов, пригодных для передвижения пожарной техники.

Кроме этого, должны быть решены вопросы безопасной эвакуации людей и имущества из горящего здания посредством создания путей эвакуации и эвакуационных выходов допустимой протяженности и ширины, обеспечения дверными проемами достаточной пропускной способности, устройства требуемого количества лестничных клеток и пожарных лестниц. Для большинства районов и областей Советского Союза одним из главных мероприятий по предупреждению пожаров является устройство молниезащиты объектов и сооружений, правильности проектирования и строительства которой должно уделяться особое внимание.

Основные положения по обеспечению пожарной безопасности строящихся жилых и общественных зданий содержатся в главах II части строительных норм и правил (СНиП). Общие требования для всех зданий и сооружений излагаются в СНиП II-А.5-70. Специфические противопожарные требования по жилым и общественным зданиям приводятся в главах II части СНиП, в частности по жилым зданиям - в СНиП II-Л.1-71, общественным зданиям и сооружениям - в СНиП II-JI.2-72, детским яслям-садам - в СНиП II-Л.3-71, общеобразовательным школам и школам-интернатам в СНиП 11-65-73, магазинам - в СНиП П-Л.7-70, больницам и поликлиникам - в СНиП П-Л.9-70, баням - в СНиП И-Л. 13-62, прачечным - в СНиП П-Л. 14-62, спортивным сооружениям - в СНиП П-Л.11-70, профтехучилищам - в СНиП П-Л.5-68, клубам - в СНиП II-JI. 16-71, средним специальным учебным заведениям - в СНиП Н-Л. 18-71. В каждой из перечисленных глав имеется раздел с противопожарными требованиями, обязательными к выполнению при проектировании и строительстве зданий и сооружений. Для таких общественных зданий, как театры, основные указания по обеспечению их пожарной безопасности содержатся в СНиП П-Л.20-69, для учреждений отдыха - в СНиП П-Л. 19-62, для гостиниц - в СНиП П-Л. 17-65, для высших учебных заведений - в СНиП П-Л. 6-67, для пионерских лагерей - в СНиП П-Л. 12-68, для санаториев -в СНиП II-70-74, для радиоцентров - в СНиП II-E.2-62.

Местные органы власти (исполнительные комитеты городских, областных и краевых Советов депутатов трудящихся, а также советы министров союзных республик) исходя из местной специфики издают постановления по отдельным вопросам пожарной охраны (устройство молниезащиты, повышение огнестойкости животноводческих построек, обеспечение населенных пунктов сельской местности пожарным депо и др.), которые действуют на подведомственной этим органам территории и обязательны для выполнения всеми ведомствами и проектными организациями в пределах отдельных областей и республик. Например, в УССР обязательными являются подмазка сгораемых потолков в животноводческих постройках, а также обеспечение всех колхозов, совхозов и населенных пунктов пожарными депо. Соблюдение и выполнение этих противопожарных мероприятий дополнительно к предусмотренным общесоюзными нормами и правилами дает ощутимые результаты.

При планировке и застройке населенных мест противопожарные требования нашли отражение в СНиП 11-60-75.
При составлении генеральных планов по планировке и застройке населенных мест пожарная безопасность достигается комплексом противопожарных мероприятий - правильным расположением и группировкой зданий на территории, учетом пожарной опасности смежно расположенных сооружений, учетом для данной территории розы ветров (их господствующего направления и силы), рельефа местности; созданием противопожарных разрывов; учетом степени огнестойкости и назначения отдельных зданий и сооружений, обеспечением их подъездами, проездами, дорогами и др.

При эксплуатации жилых и общественных зданий соблюдение противопожарного режима в общем комплексе противопожарных профилактических мер играет решающую роль по предупреждению возникновения в них пожаров.

Для успешного обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий необходимо постоянно совершенствовать формы и методы пожарной профилактики. Основные противопожарные мероприятия, обеспечивающие безопасность этим зданиям, закладываются при их проектировании и строительстве. В комплекс этих мероприятий входит устройство жилых и общественных зданий повышенной степени огнестойкости, обеспечение их в достаточном количестве эвакуационными выходами, соблюдение противопожарных требований при устройстве отопления и вентиляции, освещения, электрооборудования, водоснабжения. Предусматривается обеспечение населенных мест и объектов пожарными депо, пожарно-техническим вооружением, средствами связи и сигнализации, водоисточниками и первичными средствами пожаротушения и т. п.
В процессе эксплуатации жилых и общественных зданий комплекс противопожарных мероприятий должен внедряться в жизнь и обеспечивать пожарную, безопасность зданий.

Отопительные приборы и электрическое оборудование постоянно должны находиться под контролем и в исправном состоянии. Проходы, коридоры, двери, лестничные клетки и т. п. не должны загромождаться, а дороги и подъезды к зданиям и водоисточникам должны быть в исправном состоянии и в зимнее время очищены от снега. В каждом здании в достаточном количестве и в исправном состоянии должны быть первичные средства пожаротушения.

Дополнительным мероприятием к созданию между зданиями противопожарных разрывов является посадка между ними зеленых насаждений лиственных пород, что способствует ограничению распространения огня. Это мероприятие необходимо и дает хороший эффект при неогнестойком строительстве и в секторе частной застройки.
Наличие деревьев около зданий упрощает устройство их молниезащиты.

Обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации жилых и общественных зданий способствует массовая противопожарная агитация и пропаганда среди населения основных знаний по предупреждению пожаров и их ликвидации путем проведения лекций, бесед, показа фильмов, распространения инструкций, плакатов и лозунгов на противопожарную тематику, проведения массового инструктажа населения, пропаганды огнестойкого строительства и т. д.

Население привлекается к охране народного достояния и личного имущества граждан посредством добровольных противопожарных формирований в виде общественных контролеров по пожарной охране, внештатных пожарных инспекторов, добровольных пожарных дружин, добровольного противопожарного общества и т. д.

Руководители учреждений, а также строительные и эксплуатационные организации должны поддерживать постоянную связь с добровольным противопожарным обществом, которое, кроме проведения противопожарной агитации и пропаганды, занимается изготовлением и ремонтом средств пожаротушения, наглядной агитации, ремонтом и устройством отопительных приборов, обработкой огнезащитным составом сгораемых конструкций и материалов и т. д.

Здания считаются правильно спроектированы, если наряду с решением функциональных, санитарных и других технических требований обеспечены условия пожарной безопасности. В соответствии с ГОСТом все строительные материалы по возгораемости подразделяются на три группы:

– несгораемые, которые под действием огня и высоких температур не возгораются и не обугливаются (металлы и материалы минерального происхождения);

– трудносгораемые, которые способны возгораться и продолжать гореть при воздействии постороннего источника возгорания (конструкции из древесины покрытые огнезащитным составом);

– сгораемые, которые способны самостоятельно гореть после удаления источника возгорания.

При пожаре, конструкции могут нагреваться до высоких температур, прогорать, получать сквозные трещины, что может привести к распространению пожара в смежные помещения.

Способность конструкции сопротивляться воздействию пожара в течении определенного времени при сохранении эксплуатационных свойств, называется огнестойкостью. Огнестойкость конструкций характеризуется пределом огнестойкости, представляющим собой время в часах от начала испытаний конструкции по стандартному температурному режиму до появления в конструкции трещин, отверстий сквозь которые проникают продукты горения и пламя.

В зависимости от величины предела огнестойкости конструкции, здания подразделяют на пять степеней. Повысить огнестойкость здания можно облицовкой и отштукатуриванием металлических конструкций. Так при облицовке стальной колоны гипсовыми плитами толщиной 6 см предел огнестойкости повышается с 0,25 до 3 ч. Большое значение имеет защита деревянных конструкций штукатуркой из гипса, асбестоцемента и известково-цементной смеси. Другим эффективным средством огнезащитной обработки древесины является пропитка антипиринами (фосфорнокислый аммоний).

Зонирование территорий заключается в группировке в отдельные комплексы объектов родственных по функциональному назначению и пожарной опасности.

При этом помещения с повышенной пожарной опасностью должны быть расположены с подветренной стороны. Поскольку котельные, литейные цеха являются причинами возникновения пожаров, то их располагают с подветренной стороны по отношению к открытым складам с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ),сжиженных газов.

Для предупреждения распространения пожара с одного здания на другое между ними устраивают противопожарные разрывы. Количество передаваемого тепла от горящего объекта к соседнему зданию зависит от свойств горючих материалов, температуры пламени, величины излучающей поверхности, наличия противопожарных преград, взаимного расположения зданий, метеорологических условий. При определении противопожарных разрывов учитывают степень огнестойкости зданий.

Для предотвращения распространения огня используют противопожарные преграды. К ним относят стены, перегородки, перекрытия, двери, ворота, люки. Противопожарные стены должны быть выполнены из несгораемых материалов с пределом огнестойкости не менее 2,5 ч, а двери и окна с пределом огнестойкости не менее 1,2 ч. Перекрытия не должны иметь проемов и отверстий, через которые могут проникнуть продукты горения.

К сожалению, пожары являются неотъемлемой составляющей человеческой цивилизации. Кто спорит - высотные здания смотрятся красиво и позволяют строить мегаполисы не вширь, а ввысь. Строительное законодательство России сегодня направлено на то, чтобы сделать жизнедеятельность человека, проводящего значительную часть своего времени в многоэтажных зданиях, более безопасной. О том, как учесть все нюансы этого законодательства в области проектирования и строительства, наш сегодняшний разговор с Ольгой Ивановой, исполнительным директором компании «АудЭкс Групп».
- Ольга Викторовна, на чем основана работа сегодняшних проектировщиков и как сказываются на их работе требования по пожарной безопасности зданий?
- Прошло уже почти два года со дня вступления в силу Федерального закона от 22.07. 2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», далее по тексту N 123-ФЗ), который принципиально изменил подход к нормированию в области пожарной безопасности, разделив законодательные и нормативные акты на 2 категории - обязательного применения и добровольного применения. Как следствие, этот закон дал участникам строительной области в целом право выбора в различных аспектах. У проектировщиков, например, есть право выбора, как проектировать, - с учетом требований нормативных документов добровольного применения или без них. Согласно статье 6 ФЗ - 123, при проектировании проектные организации в обязательно порядке должны выполнять требования федеральных законов - технических регламентов. Технические регламенты ФЗ - это документы, требования которых нарушать нельзя. Остальные документы приведены в статус добровольного применения - к ним относятся недавно принятых l3 сводов правил. Также находятся в разработке еще порядка 20 сводов правил по пожарной безопасности, которые скоро должны вступить в силу. Еще в статус добровольного применения отнесены все ранее опубликованные документы по пожарной безопасности, которые не противоречат нормам более поздних документов.

Но всегда необходимо помнить о таком факте: если заказчик и проектная организация принимают решение отступать от требований добровольно применяемых документов, тогда они должны подтвердить, что пожарный риск для проектируемого объекта (расчет пожарного риска) соответствует требованиям ФЗ - 123. Величина пожарного риска, согласно ст. 79 ФЗ-123, составляет одну миллионную для административных зданий.
С другой стороны, ФЗ-123 очень четко регламентирует ряд требований, которые нарушать нельзя. Раньше ситуация была несколько иной – от ряда требований СНиП можно было отступать. Очень жестко в ФЗ-123 прописаны требования к противопожарным разрывам между зданиями. В связи с этим многие объекты оказались в сложной ситуации - ведь при реконструкции, модернизации или перевооружении здания необходимо соблюдать уже новые нормы, которые действуют уже на дату вступления ФЗ в действие. Сейчас возникает такая проблема - сделанные ранее реконструкции зданий (даже без их переноса) теперь не соответствуют новым нормам противопожарных разрывов между зданиями. Хотя тогда, когда эти реконструкции производились, это соответствовало тогдашним противопожарным нормам. В связи с этим хотелось бы порекомендовать собственникам зданий - сначала хорошо проанализировать возможность проведения реконструкций (чтобы четко соответствовать всем нормам, прописанным в ФЗ-123), а потом только начинать какие-то проектные работы. Потому что в противном случае, если реконструкция началась, но с точки зрения федерального закона она проводится с нарушениями правил противопожарной безопасности, то стройка встанет. Реализовать такой проект будет невозможно.
- Насколько ФЗ – 123 осложнит работу проектировщиков и строителей?
- Хотелось бы отметить, что не все так мрачно. По имеющейся у нас информации, сегодня уже готовятся поправки в закон, которые отменят именно цифровые показатели в техническом регламенте. Вероятнее всего, они будут переведены в отдельный свод правил или в один из действующих сегодня сводов правил. Но на сегодняшний день нормы противопожарных разрывов еще действуют.
Есть сегодня такие требования, которые раньше находились в СНиП, и их можно было каким-то образом обойти. Но с вступлением в силу ФЗ-123 они перешли в этот закон, и теперь их уже избежать никак нельзя.
Это, например, касается, путей эвакуации. Так, например, через помещения, в которых расположены эскалаторы (которые по своему определению являются лестницами второго типа), согласно пункту 14 ст. 89 ФЗ-123, теперь не должны проходить пути эвакуации. Те типовые планировочные решения, которые использовались много лет для строительства торговых центров, перестали соответствовать требованиям нормативных документов.
Также в технический регламент входит запрет на применение проходных лестничных клеток – когда пути эвакуации проходят через площадки лестничных клеток. Четко регламентировано, что части различной функциональной опасности должны разделяться противопожарными преградами и быть обеспечены самостоятельными путями эвакуации. Раньше, когда действовали СНиП, отступления от этих требований можно было компенсировать дополнительными мероприятиями. Сейчас - нет.
Но тут стоит помнить такую вещь: наличие ФЗ-123 не избавило нас от необходимости разрабатывать специальные технические условия. Ст. 78 четко говорит о том, что если на здание отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, то должны быть разработаны СТУ, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности, согласованные в установленном порядке. СТУ в обязательном порядке согласовываются с Управление надзорной деятельности (Государственного пожарного надзора). При этом в пункте 2 ст. 78 четко прописано, что специальные технические условия должны быть разработаны на основе указанного ФЗ-123.
- Какие требования по обеспечению пожарной безопасности предъявляет новый закон к проектированию жилых зданий и их строительству?
- Сегодня МЧС России готовит проект приказа о внесении изменений в методики расчета рисков. Существуют две методики расчета рисков, одна из них касается производственных зданий, вторая - зданий различной функциональной пожарной опасности. Так вот из второй методики собираются исключить жилье. Для наших застройщиков это будет не самая приятная новость. Ведь как сегодня работает застройщик? Сначала проектируется девять этажей, затем почему-то строится уже не девять, а этажей так 25. Если этажей больше - возникают вопросы с путями эвакуации, пожарным водопроводом, системами противодымной защиты. Но раньше все было немного проще: сделав расчет рисков, можно было доказать, что он соответствует нормам. Теперь же, когда вступят эти требования для жилья, у проектировщиков и строителей не останется никакого другого выхода, кроме как соответствовать всем требованиям и нормам пожарной безопасности. Я считаю эту позицию полностью обоснованной, так как только полное соблюдение требований нормативных документов сможет обеспечить пожарную безопасность. В связи с тем, что у нас порядка 80 процентов пожаров происходит в жилье, самая высокая гибель людей - в жилье и, соответственно, ужесточение требований к проектированию и строительству жилых зданий является вполне обоснованными.
- Насколько все эти жесткие требования могут привести к удорожанию строительства?
- На самом деле, нормы несильно поменялись. Основное требование к жилью как было, так и осталось: должен быть проложен внутренний пожарный водопровод, организованы незадымляемые лестничные клетки, установлена пожарная сигнализации. Удорожание начинается тогда, когда в процессе строительства идет увеличение этажности, то есть высотности здания. Критическая точка - 28 метров. До 28 метров - одни требования, свыше - начинают требоваться автоматические системы противопожарной защиты. Заказчик сразу должен понимать - на какую высоту он выходит. Действующие нормативные документы позволяют проектировать и строить жилые дома до 75 метров. После 75 метров нужны спецтехусловия. Но в любом случае, заказчик должен изначально понимать, какая этажность ему нужна, тогда и не будет «сюрпризов».
- А проектировщики готовы соблюсти эти требования пожарной безопасности?
- К сожалению, у нас сложилась такая ситуация (и объяснение этому - чисто экономическое), что проектировщик готов выполнить любое пожелание заказчика. Даже не письменное, а устное, изложенное в процессе выполнения работ. Отсутствует культура отношений в строительной отрасли. Нужно отметить, и сделать это с большим сожалением, что рыночные отношения в строительной отрасли привели к тому, что многие готовы поступиться принципиальными вещами ради получения заказа. Проектная организация понимает: скажи они сегодня заказчику «нельзя», он уйдет в другую организацию, в которой ему скажут, что так, как он хочет, «сделать можно». Это проблема отрасли в целом, и в одиночку ее решить по определению не получится. Последствия кризиса в строительстве заставляют соглашаться на многое. Теперь никто не беспокоится о завтрашнем дне, о том, что за принятые решения придется, в конце концов, отвечать. Собственно, большинство пожаров происходит по вине человека. Как правило, именно пресловутый «человеческий фактор» - неотключенное оборудование, курение в неположенных местах и т.д. становится причиной пожара. И меры, предусмотренные ФЗ-123, направлены как раз на то, чтобы в здании были соблюдены все нормы пожарной безопасности, позволяющие избежать гибели людей и травм.
Пожар – явление стихийное. Есть десятки причин, по которым он может возникнуть в самом идеальном здании. Но... Важно ведь не то, возникнет он или нет, а каковы его возможные последствия. Своевременное оповещение о начале пожара, свободные эвакуационные выходы и система дымоудаления могуг спасти десятки человеческих жизней. Именно поэтому ФЗ-123 остается актуальным, в первую очередь, для тех, кто проектирует новые здания.

Для организаций, зданий, сооружений и других объектов должны быть в обязательном порядке разработаны и реализованы меры пожарной безопасности, в том числе при их проектировании.

В процессе строительства объекта стадия проектирования является важнейшим этапом, на котором закладываются основные мероприятия, которые в дальнейшем обеспечивают безопасную эксплуатацию здания.

Именной на этой стадии, в соответствии с требованиями Федерального Закона от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» и «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145, разрабатываются противопожарные мероприятия, ограничивающие площадь, интенсивность и продолжительность горения; мероприятия, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей в случае возникновения пожара; мероприятия по защите объекта автоматическими системами противопожарной защиты и другие мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование системы обеспечения пожарной безопасности объекта.

К этим мероприятиям, в том числе относятся:

  • конструктивные и объемно-планировочные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара по помещениям, зданиям и между ними;
  • ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации;
  • снижение технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий;
  • наличие автоматических средств пожаротушения и обнаружения пожара и т.д.

Положения данного раздела должны быть направлены на обеспечение защиты людей и снижения материального ущерба от пожаров. Защита людей обеспечивается комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных мероприятий.

При разработке раздела необходимо руководствоваться действующими в Российской Федерации законодательством, нормами и правилами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами, стандартами в области строительства, а также другими нормативными документами.

Согласно требований раздел проекта «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» оформляется в виде самостоятельного раздела (отдельным томом или книгой), подписывается разработчиками данного раздела, согласовывается с заказчиком и сдается на экспертизу в составе проектной документации.

В соответствии с «Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» , утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 данный раздел разрабатывается на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, а также на линейные объекты капитального строительства. В состав раздела входят текстовая и графическая части.

Состав текстовой части раздела проекта «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения включает в себя:

  • Описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства.
  • Обоснование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и наружными установками, обеспечивающих пожарную безопасность объектов капитального строительства.
  • Описание и обоснование проектных решений по наружному противопожарному водоснабжению, по определению проездов и подъездов для пожарной техники.
  • Описание и обоснование принятых конструктивных и объемно-планировочных решений, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности строительных конструкций.
  • Описание и обоснование проектных решений по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара.
  • Перечень мероприятий по обеспечению безопасности подразделений пожарной охраны при ликвидации пожара.
  • Сведения о категории зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по признаку взрывопожарной и пожарной опасности.
  • Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией.
  • Описание и обоснование противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной защиты).
  • Описание и обоснование необходимости размещения оборудования противопожарной защиты, управления таким оборудованием, взаимодействия такого оборудования с инженерными системами зданий и оборудованием, работа которого во время пожара направлена на обеспечение безопасной эвакуации людей, тушение пожара и ограничение его развития, а также алгоритма работы технических систем (средств) противопожарной защиты (при наличии).
  • Описание организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального строительства.
  • Расчет пожарных рисков угрозы жизни и здоровью людей и уничтожения имущества (при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, и выполнении в добровольном порядке требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарных рисков не требуется);
  • Схемы эвакуации людей и материальных средств из зданий (сооружений) и с прилегающей к зданиям (сооружениям) территории в случае возникновения пожара.
  • Состав текстовой части раздела проекта «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» на линейные объекты капитального строительства включает в себя:
  • Описание системы обеспечения пожарной безопасности линейного объекта и обеспечивающих его функционирование зданий, строений и сооружений, проектируемых в составе линейного объекта.
  • Характеристику пожарной опасности технологических процессов, используемых на линейном объекте.
  • Описание и обоснование проектных решений, обеспечивающих пожарную безопасность линейного объекта (противопожарное расстояние от оси трассы до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, лесных массивов, расстояние между прокладываемыми параллельно друг другу трассами линейных объектов, пересечение с трассами других линейных объектов, устройство охранных зон).
  • Описание проектных решений по размещению линейного объекта, в том числе зданий, строений и сооружений в его составе, обеспечивающих пожарную безопасность линейного объекта (противопожарное расстояние между зданиями, сооружениями, наружными установками, отдельно стоящими резервуарами с нефтью и нефтепродуктами, компрессорными и насосными станциями и др., проектные решения по наружному противопожарному водоснабжению, проезды и подъезды для пожарной техники).
  • Описание и обоснование объемно-планировочных и конструктивных решений, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности, предела огнестойкости и класса пожарной опасности строительных конструкций обеспечивающих функционирование линейного объекта зданий, строений и сооружений, проектируемых и (или) находящихся в составе линейного объекта.
  • Перечень мероприятий, обеспечивающих безопасность подразделений пожарной охраны при ликвидации пожара.
  • Сведения о категории оборудования и наружных установок по критерию взрывопожарной и пожарной опасности.
  • Перечень оборудования, подлежащего защите с применением автоматических установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации.
  • Описание и обоснование технических систем противопожарной защиты (автоматических систем пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной защиты), описание размещения технических систем противопожарной защиты, систем их управления, а также способа взаимодействия с инженерными системами зданий и оборудованием, работа которого во время пожара направлена на обеспечение безопасной эвакуации людей, тушение пожара и ограничение его развития, а также порядок работы технических систем (средств) для работы автоматических систем пожаротушения и пожарной техники (при наличии таких систем).
  • Описание технических решений по противопожарной защите технологических узлов и систем.
  • Описание организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности линейного объекта, обоснование необходимости создания пожарной охраны объекта, расчет ее необходимых сил и средств;
  • Определение пожарных рисков угрозы жизни и здоровью людей, уничтожения имущества (расчет пожарных рисков не требуется при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, и выполнении в добровольном порядке требований нормативных документов по пожарной безопасности).

В состав графической части раздела проекта «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» на объекты указанного вида входят:

  • Ситуационный план организации земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, с указанием въезда (выезда) на территорию и путей подъезда к объектам пожарной техники, мест размещения и емкости пожарных резервуаров (при их наличии), схем прокладки наружного противопожарного водопровода, мест размещения пожарных гидрантов и мест размещения насосных станций.
  • Структурные схемы технических систем (средств) противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода).

Разработка и согласование специальных технических условий

В соответствии с требованиями Федерального Закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» , а также согласно «Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» , утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 и «Порядку разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» , утвержденному Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.04.2008 г. № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» в случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий (СТУ).

СТУ разрабатываются в виде норм, содержащих технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности. СТУ содержат (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области пожарной безопасности, отражающие особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, демонтажа (сноса) объекта. В состав СТУ также могут включаться положения, содержащие отступления от действующих норм, при условии обоснования необходимости этих отступлений и разработки в составе СТУ нормативных положений, компенсирующих эти отступления.

Разработка СТУ проводится в соответствии с техническим заданием заказчика (инвестора) на их разработку, на стадии которого и определяется структура СТУ. СТУ могут разрабатываться применительно к объекту в целом, его частям или отдельным видам конструкций или инженерных систем.

  • детальное обоснование необходимости разработки СТУ и недостающие нормативные требования для данного конкретного объекта в области пожарной безопасности, излагаемые в соответствии со структурой действующих технических норм в данной области;
  • перечень вынужденных отступлений от требований действующих технических нормативных документов в области пожарной безопасности, содержащий обоснование их необходимости и мероприятия, компенсирующие эти отступления;
  • основание для строительства;
  • данные, включающие наименование и место расположения объекта и условия строительства;
  • сведения об инвесторе (заказчике), генеральной проектной организации и разработчике СТУ;
  • описание объекта в целом и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений с приложением схемы организации земельного участка и чертежей архитектурно-планировочных решений.

Согласование СТУ проводится Министерством регионального развития РФ (далее- Минрегион России).

Для рассмотрения вопроса о согласовании СТУ в Минрегион России представляется следующая документация:

  • заявление заказчика строительства на имя Министра регионального развития Российской Федерации о рассмотрении СТУ, подписанное руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, и заверенное печатью организации (в произвольной форме);
  • пояснительная записка, содержащая информацию о необходимости разработки СТУ, принятых проектных технических решениях, компенсирующих мероприятиях (в случае принятия решений об отступлении от действующих технических норм), описание нормативных положений, содержащих новые технические требования (в случае разработки новых требований), информацию об обеспечении безопасности объекта, а также при необходимости - информацию о согласовании СТУ с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
  • положительное заключение МЧС России;
  • проект СТУ в двух экземплярах, подписанный должностными лицами разработчика;
  • копия технического задания на разработку СТУ, заверенного руководителем заказчика строительства или лицом, исполняющим его обязанности.

Решение о согласовании СТУ либо об отказе в согласовании СТУ принимается Министром либо уполномоченным им приказом лицом в течение месяца со дня поступления Документации в Минрегион России.

В отдельных случаях по решению Министра срок рассмотрения документации и принятия соответствующих решений может быть продлен до 3-х месяцев.

После согласования СТУ они подлежат утверждению заказчиком.

Разработка и согласование технико-эксплуатационной документации

В соответствии с нормами пожарной безопасности «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» НПБ 111-98 при проектировании автозаправочных станций (далее- АЗС) в соответствии с нормами пожарной безопасности следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико-эксплуатационную документацию (далее- ТЭД), утвержденную и согласованную в установленном порядке. Технологическое оборудование АЗС должно соответствовать ТЭД.

ТЭД содержит требования к зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроке службы и гарантийных обязательствах завода-изготовителя. Требования формулируются с учетом специфики используемого технологического оборудования. В состав ТЭД, согласно правил пожарной безопасности в РФ Федеральный Закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

  • Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».
  • Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию , утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
  • Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства , утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.04.2008 г. № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».
  • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 , утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 и зарегистрированные в Минюсте 27.06.2003 № 4838.
  • Нормы пожарной безопасности «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» НПБ 111-98 , утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 23.03.1998 г. № 25 и согласованные Письмом Госстроя России от 30.12.1997 г. № 13-831.
  • Нормы пожарной безопасности «Порядок согласования органами государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство» НПБ 03-93 , введенные в действие Приказом МВД РФ от 06.12.1993 г. № 521 и согласованные Письмом Госстроя России от 01.06.1993 г. № 13/151.
  • УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

    1. Совершенствовать знания слушателей:

    ­ по разработке и реализации мер пожарной безопасности;

    ­ по правам и обязанностям в области пожарной безопасности;

    ­ по особенностям пожарной безопасности в учреждениях с массовым пребыванием людей

    УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

    Вступление

    Вопрос 1. Разработка и реализация мер пожарной безопасности. Противопожарный режим и его установление. Система оповещения работников о пожаре. План (схема) эвакуации работников в случае пожара.

    Вопрос 2. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. Особенности пожарной безопасности детских, дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительных и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей.

    Вопрос 3. Технические средства пожаротушения, их классификация, и возможности. Первичные средства пожаротушения и порядок их использования.

    Вопрос 4. Правила поведения при пожаре.

    Заключение

    ВСТУПЛЕНИЕ

    Одной из важнейших задач руководителей организаций является обеспечение пожарной безопасности.

    Успешно решить ее можно лишь в том случае, если умело разработать и реализовать меры пожарной безопасности, установить строгий контроль за их выполнением, создать систему оповещения о пожарах, разработать План эвакуации работников в случае пожара и с установленной периодичностью проводить практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

    Вопрос 1. Разработка и реализация мер пожарной безопасности. Противопожарный режим и его установление. Система оповещения работников о пожаре. План (схема) эвакуации работников в случае пожара.

    Разработка и реализация мер пожарной безопасности.

    Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций зданий и сооружений.

    Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

    Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе, при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

    Для производств, в обязательном порядке, разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

    Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

    Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов исполнительной власти, подлежат согласованию с государственной противопожарной службой в части обеспечения пожарной безопасности.

    Противопожарный режим и его установление.

    Для снижения риска возникновения пожароопасной (взрывоопасной) чрезвычайной ситуации, необходимо соблюдение мер пожарной безопасности профилактические действия по предупреждению пожаров.

    К первичным мерам пожарной безопасности относятся:

    Очистка всей территории от горючего мусора;

    Необходимость отказа от деревянных заборов, сараев, навесов;

    Применение при строительстве негорючих материалов;

    Создание огнестойких преград при помощи металлических дверей, капитальных стен;

    Оборудование щитов с противопожарным инвентарем, ящиков с песком, емкостей с водой;

    Обеспечение свободного подъезда к пожарным гидрантам;

    Установка автоматических средств извещения и тушения пожаров;

    Ворота и двери из помещений должны открываться наружу;

    Печи, плиты, дымоходы необходимо содержать в полной исправности и периодически проверять.

    В сельской местности территория должна быть тщательно очищена от соломы и сена.

    Основным профилактическим действием по предупреждению пожаров является соблюдение противопожарного режима.

    Под противопожарным режимом следует понимать совокупность определенных мер и требований пожарной безопасности, заранее установленных для объекта или отдельного помещения и подлежащих обязательному выполнению всеми работающими там лицами.

    Противопожарный режим устанавливается правилами, инструкциями или приказами и распоряжениями руководителя объекта.

    Основная его цель – недопущение пожаров от курения, небрежного обращения с огнем, неосторожного ведения огневых работ, не выключенных нагревательных приборов и других аналогичных причин. Кроме того, противопожарный режим охватывает и такие профилактические меры, как содержание проходов и путей эвакуации, тщательная уборка помещений и рабочих мест, установление и соблюдение норм хранения в цехах, складах и других помещениях материалов, сырья и готовой продукции, а также осмотр и закрытие помещений после окончания работы.

    Меры противопожарного режима, как правило не требуют значительных

    материальных затрат, их выполнение зависит в основном от администрации предприятия.

    Такие режимные профилактические меры, как оборудование мест для курения, установка металлических ящиков для хранения промасленных тряпок и горючих отходов, устройство рубильников (выключателей) для обесточивания электроустановок, ежедневная уборка помещений от пыли и горючих отходов, соблюдение мер предосторожности при пользовании нагревательными приборами, тщательный осмотр помещений после окончания работы, могут быть самостоятельно выполнены администрацией и обслуживающим персоналом цеха, мастерской, лаборатории или склада.

    Руководители организаций устанавливают на своих объектах соответствующий пожарной безопасности противопожарный режим, в том числе:

    ­ определяют места для курения и порядок их оборудования;

    ­ определяют места и допустимое количество единовременно находящегося в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

    ­ устанавливают порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

    ­ определяют порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

    ­ регламентируют:

    § порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

    § порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

    § действия работников во время пожара;

    ­ определяют порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначают ответственных за их проведение.



     

    Возможно, будет полезно почитать: