Надо ли добровольно возвращать излишне выплаченные денежные средства военнослужащему. Решение об отказе во взыскании излишне выплаченных средств с военнослужащего Удержание излишне выплаченного денежного довольствия

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Крупнова И.В.

при секретаре Диордиеве А.И., с участием прокурора Лиховидова К.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по заявлению Демиденко К В о признании недействующим абзаца третьего п. 7 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 (с изменениями, внесенными приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июля 2012 г. N 1717),

по апелляционным жалобам заявителя Демиденко К.В. и представителя Министерства юстиции Российской Федерации Кузнецова М.Ю. на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2013 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Кузнецова М.Ю., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации Елиной Н.В. и Стручковой Е.А., возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, и заключение прокурора Лиховидова К.С., полагавшего апелляционные жалобы необоснованными, Апелляционная коллегия установила: приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 мая 2012 г., регистрационный номер 24125, утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок). Приказ опубликован в "Российской газете" 28 мая 2012 г. и действует в редакции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июля 2012 г. N 1717.

Согласно абзацу третьему п. 7 Порядка в случае если денежное довольствие военнослужащему выплачено в большем, чем следовало, размере, при выплате денежного довольствия за очередной месяц производится его перерасчет, но не более чем за три года, предшествовавшие перерасчету.

Демиденко К.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании названного абзаца п. 7 Порядка, утверждая о том, что его положения позволяют финансовым органам лишать военнослужащих денежного довольствия произвольно, в любом размере и без выяснения на это их согласия, что противоречит нормам международного права, Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законам от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" и от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", согласно которым возмещение военнослужащим ущерба, к которому относятся излишние выплаты, допустимо только по иску командира на основании судебного решения, при наличии вины военнослужащего и только в установленных размерах.

Возложение Министром обороны Российской Федерации на финансовые органы судебных функций, указывает в жалобе Демиденко К.В., привело к незаконному удержанию с него в ноябре и декабре 2012 года половины денежного довольствия, а в январе 2013 года - денежного довольствия в полном объеме.

Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. Демиденко К.В. в удовлетворении заявления отказано.

В обоснование принятого решения суд указал, что военно-служебные отношения, в том числе по вопросам денежного довольствия, основаны на властном подчинении одной стороны другой, в связи с чем в силу ст. 2 ГК РФ они регулируются не гражданским, а специальным законодательством, из которого следует, что военнослужащий не приобретает права собственности на денежные средства, полученные сверх установленного месячного размера, их перерасчет при выплате денежного довольствия за очередной месяц не влечет лишения военнослужащего средств к существованию, в связи с чем в силу требований ст. 1102 ГК РФ он обязан добровольно возвратить повторно выплаченное денежное довольствие.

На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что Министр обороны Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией обязан не только выплатить причитающееся военнослужащим денежное довольствие, но и истребовать излишне выплаченные денежные средства, что не влечет нарушения их прав.

В апелляционной жалобе заявитель Демиденко К.В. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Кузнецов М.Ю. просят решение отменить и принять по делу новое решение о признании оспариваемого положения Порядка недействующим.

В своих доводах они утверждают, что законодательством не предусмотрена возможность перерасчета денежного довольствия военнослужащих с одновременным уменьшением его выплаты за текущий период, а сами оспариваемые положения противоречат ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и ст. 1109 ГК РФ, согласно которым никто не может быть лишен своего имущества, а заработная плата и иные платежи, предоставляемые гражданину в качестве средства к существованию, возврату не подлежат.

Кроме того, Демиденко К.В. указывает в жалобе на необходимость применения к спорным правоотношениям норм гражданского права и положений Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", которыми предусмотрено возмещение только реального ущерба, причиненного военнослужащим, его согласие на внесудебный порядок возврата излишне выплаченных сумм и только в установленных пределах.

В дополнительной апелляционной жалобе представитель Министерства юстиции Российской Федерации Кузнецов М.Ю. также обращает внимание на то, что перерасчет денежного довольствия военнослужащих, исходя из содержания оспариваемой нормы, представляет его удержание, что выражается в выдаче им денежного довольствия в меньшем размере, чем это предусмотрено законодательством. Между тем вопросы, связанные с удержанием денежного довольствия военнослужащих, регулируются Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих", которым предусмотрена материальная ответственность только за причинение военнослужащими по их вине реального ущерба и только на основании приказа командира либо решения суда.

В отзыве на апелляционные жалобы представитель Министерства обороны Российской Федерации Елина Н.В., указывая на соответствие решения суда первой инстанции нормам закона и международного права, а также направленность оспариваемой правовой нормы на возврат в бюджет денежных средств, выплаченных военнослужащим сверх установленной нормы, просит апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия находит жалобы подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Законом, которым определены права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, является Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", есть их статус, правовыми основами которого в силу п. 1 ст. 4 названного закона являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "О статусе военнослужащих", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Следовательно, в силу прямого указания в законе при разрешении спорных правоотношений, связанных со статусом военнослужащего, применению подлежит как специальное, так и гражданское законодательство.

В своем заявлении в суд Демиденко К.В. утверждал, что в результате произведенного на основании абзаца третьего п. 7 Порядка перерасчета финансовый орган в нарушение в том числе ст. 1109 ГК РФ и Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" изъял у него из текущего довольствия денежные средства, ранее выплаченные в качестве средства к существованию.

Исходя из изложенного суду при разрешении заявления следовало проанализировать оспоренную норму Порядка на предмет ее соответствия нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения и имеющим большую юридическую силу.

Содержание абзаца третьего п. 7 Порядка, предусматривающего перерасчет денежного довольствия за очередной месяц в случае его выплаты ранее в большем, чем следовало, размере, указывает, что, во-первых, излишне выплаченное военнослужащему денежное довольствие подлежит изъятию из его денежного довольствия, во-вторых, такое изъятие производится независимо от волеизъявления военнослужащего и, в-третьих, во внесудебном порядке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 10 апреля 2001 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" в связи с запросом Находкинского гарнизонного военного суда", право военнослужащего на вознаграждение за исполнение обязанностей военной службы, являющееся специфической формой вознаграждения за труд в особой сфере государственной службы, по своей природе относится к имущественным правам, в связи с чем подлежит признанию и защите, включая судебную защиту, со стороны государства без какой-либо дискриминации.

Обеспечение военнослужащих денежным довольствием на основании ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" производится в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами других федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

В соответствии с п.п. 1, 2 и 28 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным источником их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Денежное довольствие состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию), месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности) и ежемесячных и иных дополнительных выплат; в период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачивается оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет.

Из изложенного следует, что специальное законодательство устанавливает денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период нахождения в распоряжении командира (начальника) как основное средство их материального обеспечения, являющееся имуществом, которым они на основании ч.ч. 2 и 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации вправе владеть, пользоваться и распоряжаться и которого никто не может быть лишен иначе как по решению суда.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При этом в силу п. 2 ст. 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" правовые и социальные гарантии военнослужащих, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в федеральный закон.

Названные законодательные положения корреспондируют с нормами международного права, а именно с протоколом от 20 марта 1952 г. N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно ст. 1 которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права, и Конвенцией Международной организации труда от 1 июля 1949 г. N 95, в соответствии с ч. 1 ст. 8 которой удержания с заработной платы разрешается производить лишь в условиях и в пределах, предписанных национальным законодательством или определенных в коллективном договоре или в решении арбитражного органа.

При таких данных ограничение права военнослужащих на материальное обеспечение не может быть произвольным и допустимо только федеральным законом.

Федеральное специальное законодательство не содержит положений, предусматривающих удержание из денежного довольствия военнослужащих по приказу командира (начальника) воинской части, за исключением Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", согласно п. 1 ст. 8 которого такое удержание - в размере, не превышающем одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, - предусмотрено только в случаях причинения военнослужащим умышленно или по неосторожности при ис полнении обязанностей военной службы ущерба имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями.

Ограничение прав военнослужащих на материальное обеспечение предусмотрено только Гражданским кодексом Российской Федерации и только при соблюдении указанных в этом кодексе условий.

Согласно ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), что указывает на необходимость предъявления потерпевшим требования к такому лицу по добровольному возврату неосновательно приобретенного имущества, а в случае отказа - истребования имущества в судебном порядке, как это установлено ст. 11 ГК РФ.

При этом в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Наличие либо отсутствие недобросовестности в действиях приобретателя имущества или счетной ошибки, в случае возникновения спора, в силу ст. 11 ГК РФ также подлежат установлению в судебном порядке.

Таким образом, установленное в абзаце третьем п. 7 Порядка положение о безусловном изъятии финансовым органом денежных средств, подлежащих выплате военнослужащему в качестве основного средства его материального обеспечения (в случае выплаты денежного довольствия в предыдущем периоде в большем, чем следовало, размере), независимо от волеизъявления на это военнослужащего и во внесудебном порядке, не только не закреплено в федеральном законе, но и противоречит ему, что в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ является основанием для признания судом названного нормативного правового акта недействующим в той части, в которой он оспорен.

Изложенное указывает на незаконность решения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2013 г., необходимость его отмены и в связи с установлением Апелляционной коллегией незаконности оспариваемого абзаца третьего п. 7 Порядка принятия по делу нового решения об удовлетворении заявления Демиденко К.В., а также о возмещении ему судебных расходов, подтвержденных соответствующими документами (оплата государственной пошлины в суды первой и апелляционной инстанций - 300 рублей).

Поскольку оспариваемые положения до вынесения решения суда применялись, Апелляционная коллегия полагает возможным признать недействующим абзац третий п. 7 Порядка со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. по заявлению Демиденко К.В. отменить.

Принять по делу новое решение:

признать недействующим со дня принятия настоящего апелляционного определения абзац третий п. 7 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Демиденко К.В. понесенные им судебные расходы в сумме 300 рублей.

Председательствующий А.И. Федин

Члены коллегии Г.В. Манохина

И.В. Крупнов

Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 18 марта 2015 г. по делу N 33-1469/2015


Взыскать с Русановой Г. С. в пользу Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" сумму N " ... " " ... " в счет возмещения судебных расходов".

Заслушав доклад судьи Крицкой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФКУ "ЕРЦ Минобороны РФ" обратилось к Русановой Г.С. с иском о взыскании суммы неосновательного обогащения.

В обоснование истец указал, что в связи с реформированием системы материально-финансового обеспечения военнослужащих войсковая часть " ... " была передана на финансовое обеспечение в ФКУ "ЕРЦ Минобороны РФ", основной задачей которого, является расчет денежного довольствия военнослужащих и заработной платы личного состава воинских частей.

Ответчица ранее проходила военную службу в войсковой части " ... ",и, в соответствии с денежным аттестатом " ... ", была обеспечена там денежным довольствием до " ... ". В декабре " ... ". она была переведена для прохождения службы в войсковую часть " ... ", но в связи с несвоевременным поступлением указанного денежного аттестата и отсутствием сведений о выплате денежного довольствия за " ... "., Русановой Г.С. повторно выплачены денежные средства за период с ноября по декабрь " ... ". в размере N " ... ".

" ... ". в адрес ответчика была направлена претензия за исх. N " ... " о возврате сумм денежного довольствия, оставленная Русановой Г.С. без ответа.

Истец просил взыскать с Русановой Г.С. неосновательное обогащение в сумме N " ... ", судебные расходы в сумме N " ... ".

ФКУ "ЕРЦ Минобороны РФ" в судебном заседании участия не принимало.

Ответчица Русанова Г.С. в судебное заседание не явилась.

Судом постановлено изложенное выше заочное решение.

В апелляционной жалобе Русанова Г.С. просит это решение отменить, ссылается на нарушение судом норм материального права, полагает, что в соответствии с положениями ст. 1109 ГК РФ выплаченная ей сумма при отсутствии недобросовестности с её стороны и отсутствии счетной ошибки не подлежит возврату, поскольку выплаченные суммы являются денежным довольствием, представленным ей в качестве средства к существованию, то есть, представляют собой вид оплаты труда. Помимо этого, указывает на нарушение судом первой инстанции правил подсудности, поскольку она является военнослужащей, дело подсудно военному суду.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Русанову Г.С., поддержавшую эти доводы, судебная коллегия судебная коллегия приходит к следующему.

Действительно, требования подлежали рассмотрению военным судом. Однако, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности, не является безусловным основанием для применения судом апелляционной инстанции пункта 1 части 4 статьи 330 ГПК РФ. Дело может быть передано на рассмотрение по подсудности в суд первой инстанции, если на нарушение правил подсудности указано в апелляционной жалобе и суд апелляционной инстанции установит, что лицо, подавшее жалобу, заявляло в суде первой инстанции ходатайство о неподсудности дела этому суду либо, что у него отсутствовала возможность заявить в суде первой инстанции такое ходатайство по причине неизвещения о времени и месте судебного заседания или непривлечения к участию в деле.

Исходя из материалов дела, ответчица была уведомлена о слушании дела, следовательно, не была лишена возможности участвовать в судебном заседании и заявить соответствующее ходатайство

При данных обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для направления дела по подсудности и пролагает возможным разрешить жалобу по существу.

В соответствии с правилом п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 кодекса.

По смыслу ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, алименты и иные денежные суммы, представленные гражданину в качестве средства к существованию, подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, если оно явилось следствием недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При этом исходя из положений ч. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность гражданина в данном случае презюмируется, и на лице, требующем возврата неосновательного обогащения, в силу положений ст. 56 ГПК РФ, лежит обязанность доказать факт недобросовестности ответчика.

Правоотношения, связанные с обеспечением военнослужащих денежным довольствием, регулируются Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в соответствии с частью 32 статьи 2 которого порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с п. 6 Приказа Министра обороны РФ от 30.12.2011 г. N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", денежное довольствие, выплаченное в порядке и размерах, действовавших на день выплаты, возврату не подлежит, если право на него полностью или частично военнослужащими впоследствии утрачено, кроме случаев возврата излишне выплаченных сумм вследствие счетных ошибок. Иных оснований к взысканию с военнослужащего излишне выплаченных денежных сумм специальное законодательство не содержит.

Удовлетворяя требования о взыскании с Русановой Г.С. излишне выплаченного денежного довольствия, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что излишняя выплата денежного довольствия была следствием счетной ошибки.

Указанный вывод не подтвержден материалами дела.

Исходя из буквального толковании норм действующего гражданского законодательства счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом), в то время как технические ошибки, в том числе технические ошибки, совершенные по вине работодателя, или ошибки используемой им программы, счетными не являются.

Денежный аттестат БФ N " ... " Русановой Г.С. с отметкой о произведенных выплатах, был направлен войсковой частью N " ... " в адрес ФКУ "ЕРЦ Минобороны РФ" " ... ". Доказательств тому, что на дату начисления и выплаты денежного довольствия - " ... ". указанный аттестат еще не поступил, истец не предъявил. Сведений о том, что допущена арифметическая ошибка, так же не имеется.

Из пояснений Русановой Г.С. следует, что она не получала денежное довольствие в течение нескольких месяцев, затем получила его единовременно и, исходя из полученной суммы, она считала, что довольствие выплачено в размере, соответствующем положенному к выплате.

При таких обстоятельствах оснований к выводу о наличии счетной ошибки, как и недобросовестном поведении ответчицы, приведшем к получению излишних сумм, не усматривается. Вывод суда не соответствует обстоятельствам дела, что является основанием для отмены постановленного решения (п.3 ч.1 ст.330 ГПК РФ).

Исковые требования удовлетворению не подлежат.

ОПРЕДЕЛИЛА:


Председательствующий:



Председательствующий: Крига Е.С. Дело N 33-1469/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

Председательствующего Крицкой О.В.

судей областного суда Утенко Р.В., Харламовой О.А.

при секретаре судебного заседания Байрамовой А.Т.

дело по апелляционной жалобе Русановой Г.С. на заочное решение Ленинского районного суда г. Омска от 17 ноября 2014 г., которым постановлено:

"Требования Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" к Русановой Г. С. о взыскании суммы неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с Русановой Г. С. в пользу Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" сумму неосновательного обогащения N " ... ".

Взыскать с Русановой Г. С. в пользу Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" сумму N " ... " N " ... " в счет возмещения судебных расходов".

Руководствуясь ст.ст. 328 , 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Заочное решение Ленинского районного суда Омской области от17 ноября 2014 годаотменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований Федеральному казенному учреждению "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" к Русановой Г. С. о взыскании суммы неосновательного обогащения отказать.


Председательствующий.

Советы юристов:

1. Если в течение более 3 лет не произошёл возврат переплаты денежного довольствия, подлежит ли эта сумма описанию и как это сделать.

1.1. Да, данная денежная сумма поделить списанию, поскольку срок давности истек для предъявления требований.

Вам помог ответ? Да Нет

1.2. мало информации, если спишете, чтобы не было вопросов со стороны налоговой вы должны подготовит все подтверждающие документы: решение суда, постановление о возбуждении ИП и т.д.
Желаю Вам удачи и всех благ!

Вам помог ответ? Да Нет

2. Здравствуете уволился по состояния здоровья с ВС РФ 2016, служил по контракту вчера получил извещения о переплате денежного довольствия 31 000 т. рублей требуют вернуть как правильно поступить. Заранее спасибо.

2.1. Смотря по какой причине образовалась переплата.
В соответствии с п.3 ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Таким образом, Вы можете рекомендовать ВС РФ обращаться в суд, пусть докажут, что это была счетная ошибка.

Вам помог ответ? Да Нет

3. правомерно ли требовать полного возмещения переплаты денежного довольствия с бывшего военнослужащего во время прохождения военной службы, если документальное оформление на местном уровне прошло вовремя, а регионально упустили изменения в начислении. Для разбирательств подключили военную прокуратуру с передачей дела в суд. В расчёте денежного довольствия ориентируюсь слабо. Возможно ли отстоять позицию невиновности без каких либо компенсаций?

4. Скоро судебное разбирательство по переплате денежного довольствия. Подскажите пожалуйста кто знает, где в НПО указана необходимость составления и вручения работнику акта об обнаружении счетной ошибки? Спасибо.

4.1. ☼ Здравствуйте,
Если идёт судебное разбирательство, значит каждая сторона должна доказывать свои доводы, мы с вашим делом не ознакомлены
Желаю Вам удачи и всех благ!

Вам помог ответ? Да Нет

5. Пришли с ЕРЦ МО РФ списки должников по переплате денежного довольствия. В основном все пишут рапорта на добровольное возвращение переплаты, но есть некоторые личности которые ссылаются на ГК РФ ст. 1109 и возвращать денежное довольствие не хотят. Как то можно через суд взыскать с таких отказников переплату?

5.1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Да, при нарушении прав можете обратится в суд.

Вам помог ответ? Да Нет

5.2. Можно требовать возврата денежных средств в судебном порядке, если сможете доказать, что деньги выдавались в качестве аванса на будущие период, который гражданин не отработал.

Вам помог ответ? Да Нет

5.3. Согласно закону заработная плата и пособия, излишне уплаченные, не подлежат возврату при отсутствии вины получателя и счетной ошибки.

Вам помог ответ? Да Нет

6. Мне начисляли в течение двух лет за выслугу лет не правильно денежное довольствие сумма составила переплаты 38 тысяч рублей. Теперь ерц хочет вернуть себе с меня эти деньги (как мне быть?

6.1. Они могут обращаться в суд и судиться с вами нужно разбираться смотреть документы

С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович.

Вам помог ответ? Да Нет

7. Процентные надбавки при начислении денежного довольствия, начислены в большем размере. Сумма переплата составила 15 тыс. руб. Это не моя вина и не является счетной ошибкой, а не внимательность при начислении. Требуют вернуть путем удержания с денежного довольствия.

8. В результате проверки выявлена переплата денежного довольствия. Указанная сумма отражена без учёта удержания налога на доходы физических лиц. Какая сумма указывается при переплате начисленная или к выдаче на руки?

8.1. Начисленная сумма
УДАЧИ ВАМ

Вам помог ответ? Да Нет

9. Заведено уголовное дело на офицера по поводу переплаты денежного довольствия за поднаем в размере 6 тысяч. Статья за мошенничество. Мотивация-не был подан рапорт о получении квартиры по военной ипотеке. Законно ли это? Как уладить вопрос со следователем?

9.1. Незаконно. Заключите соглашение с адвокатом

Вам помог ответ? Да Нет

9.2. Уладить вряд ли получится. Если есть состав преступления, то дело направят в суд, если нет, тогда прекратят. То что не написали рапорт, эти действия должны быть умышленными, именно это следователь и должен доказать.

Вам помог ответ? Да Нет

9.3. Вам следует обратиться на очную консультацию к адвокату

Вам помог ответ? Да Нет


10. У меня... На протяжении 2 лет была переплата денежного довольствия по статье выслуга лет, в итоге накопилось где то порядка 100000 руб. При этом с меня требуют рапорт на удержание денежных средств. В свою очередь командиру я устно докладывал о переплате, а сняли ее только сейчас. Что делать и как правильно поступить?

10.1. переплату обязаны вернуть

Вам помог ответ? Да Нет

10.2. не нужно писать никаких рапортов. Пусть удерживают сами.

Вам помог ответ? Да Нет

11. Мне работодатель переплатил денежное довольствие в 2014 г. Ревизия эту переплату выявила. Работодатель заставляет написать заявление о добровольном удержании в течении следующего года равными долями, либо будет взыскивать через суд. Проконсультируйте, что делать?

11.1. Посылайте работодателя в суд.

Вам помог ответ? Да Нет

12. Мне работодатель переплатил денежное довольствие в 2014 г. Ревизия эту переплату выявила. Работодатель заставляет написать заявление о добровольном удержании в течении следующего года равными долями, либо будет взыскивать через суд. Проконсультируйте, что делать? Если через суд, какое может быть решение суда?

12.1. В данном случае истёк срок исковой давности – один год.

Вам помог ответ? Да Нет

12.2. Ждать решения суда, которое будет не в Вашу пользу.

Вам помог ответ? Да Нет

13. Я являюсь бухгалтером в военной части, ревизия обнаружила переплату денежного довольствия по вине бухгалтера. В данный момент нахожусь в отпуске по уходу за ребёнком. Могут ли с меня удержать сумму переплаты? С каким доходов, если я в отпуске по уходу за ребёнком? Есть ли возможность списать задолженность за счет бюджетных средств?

13.1. Могут. С чего взыскивать - определят, зачем гадать? кофе еще не пили... Вряд ли - чтобы Родина простила вот так денежные убытки, да не в жизнь!

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. Мой муж бывший военнослужащий. При увольнение моему мужу не доплатили единовременное денежное довольствие, ЕРЦ ссылается на то что они в течении года платили больше, в известность о переплате его не ставили. Правомерны ли действия ЕРЦ.

14.1. Наталья. если довольствие начисляли в повышенном размере не вследствие счетной ошибки либо злоупотребления Вашего супруга, то уменьшение выплат при расчете - незаконно.
статья 1109. Неосновательное обогащение, не подлежащее возврату

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
....
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

Вам помог ответ? Да Нет

14.2. Нет действия ЕРЦ незаконны. Вам нужно обращаться в Краснодарский гарнизонный военный суд.

Вам помог ответ? Да Нет

15. Я военнослужащий, оклад по занимаемой воинской должности соответствует 17 тарифному разряду после смены должности тарифный разряд изменился в меньшую сторону но не смотря на это начисление денежного довольствия в течении 9 месяцев производилось по старому тарифному разряду. Теперь эта ошибка выяснилась и с меня одновременно удержали всю сумму переплаты которая на данный момент составила размер моего месячного денежного довольствия. Правомерно ли такое удержание?

15.1. Неправомерно. А жить то Вам на что???

Вам помог ответ? Да Нет

15.2. В соответствии со ст. 1109 Гражданского кодекса РФ, п. п. 6-7 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700) в случае излишне выплаченных военнослужащему денежных средств, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки их удержание не производится.

Таким образом, если выплаченные Вам деньги не были обусловлены счетной ошибкой, их удержание из денежного довольствия неправомерно. В этом случае Вы вправе обжаловать такие действия воинских должностных лиц военному прокурору либо в суд.

Вам помог ответ? Да Нет

16. По исполнительному листу я платил 70% от денежного довольствия алименты, с 2008 года, это 25% алименты и 45% задолженность. В 2010 году задолженность закончилась, а организация по сентябрь 2011 года продолжала высчитывать с меня по 70% а по исполнительному листу должна при выплате задолженности высчитывать по 25%. как мне поступить? И возможно вернуть переплаченные деньги обратно?
Получить переплату алиментов с организации обратно?

16.1. Если работникам организации было известно, скажем из постановления судебного пристава, о том, что задолженность ужу отсутствует, то естественно требовать следует с организации.

Если нет, то просить пристава зачесть переплату алиментов в счет будущих выплат.
Откажут - значит в суд.

Вам помог ответ? Да Нет

17. Я военнослужащий. Жду приказа об увольнении, чтобы получить расчёт. Зарплату нам выплачивают не позднее 21 числа каждого месяца. Так как приказ состоится в конце месяца, финансисты отказываются начислять мне денежное довольствие за август, ссылаясь на то, что может быть переплата и потребуется перерасчёт.
Могут ли задерживать мне выплату денежного довольствия?
Заранее спасибо.

Вам помог ответ? Да Нет

18. Помогите разобраться, пожалуйста. Военнослужащий в декабре месяце переведен на другую должность, разряд по которой ниже, чем по ранее занимаемой. Однако в ЕРЦ для расчета денежного довольствия приказ о его переводе поступил только в мае следующего года. В результате с декабря по май денежное довольствие начислялось по старым окладам, а в мае когда пришел приказ произвели перерасчет с декабря и удержали всю переплату в мае и ещё поставили долг на июнь. Военнослужащий не получил дедов. За май и не получит за июнь. Правомерно ли это? Спасибо!

18.1. Нет неправомерно! Необходимо обращаться в трудовую инспекцию и в прокуратуру.

Вам помог ответ? Да Нет

19. Мой муж военнослужащий по контракту на севере за заполярным кругом. В декабре 2012 году у него удержали 150 000 р. за якобы переплату за весь год (было сокращение его должности перевод на нижестоящую, но с сохранением всех выплат, т.е. зарплата прежняя), аргументировав тем, что дата рапорта мужа на полгода раньше, чем дата приказа! Удержали разово, оставив на новогодние праздники и 2 месяца проживания всего 8 000 р.,на иждивении я (жена беременная) и ребенок 2 лет... только в апреле этого года МО переделало приказ на дату рапорта, но денег не возвращают, также с января этого года нет выплат подарок, которые составляют 80% зарплаты, нет выплат за полевые выходы, командировочных... из-за всего этого я родила ребенка на 2,5 месяца раньше срока, у него проблемы с сердцем... на нас подали в суд 2 банка за невыплаты, приставы стали забирать 50% от нынешней зарплаты, которая составляет 30 000 рублей на всю семью из 4-х человек, в том числе и больного ребенка... Я подала в военную прокуратуру... проверка идет уже 2 месяца... ЕРЦ МО не предоставляет никаких документов, не отвечает на запросы... МО должно нам только по денежному довольствию уже около 400 000 р. Можем ли мы подать на моральный ущерб? На какую сумму реально и можем ли хотя бы потребовать оплату кредитов? Заранее спасибо... С уважением, Любовь...

19.1. Ждите результат проверки военной прокуратурой.

Вам помог ответ? Да Нет


20. Я работаю начальником отдела по работе с льготными категориями граждан управления социальной защиты населения. В 2012 году занималась назначением ежемесячной денежной выплаты военнослужащим и членам семей военнослужащих по ПОСТАНОВЛЕНИЮ от 22 февраля 2012 г. № 142
О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона № 306 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» В результате проверки, проведенной департаментом социальной защиты населения, в собранных мною документах выявлены несоответствия, которые не давали право на назначение выплаты. В частности, у двух вдов, мужья которых воевали в годы ВОВ, в справке, выданной военкоматом указывается пропал без вести, у инвалида 1 группы, получившего в армии заболевание, повлекшее за собой полную потерю трудоспособности, в справке об инвалидности стоит формулировка заболевание получено в период несения военной службы и у семейной пары, сын которых погиб в армии, в свидетельстве о смерти указано погиб от огнестрельного ранения в голову. На момент проверки (октябрь 2012 года данным людям были выплачены крупные суммы денег. Выплату я им приостановила и мы с ними пошли по судам. Вдовам, мужья которых пропали без вести, суд признал их погибшими в ходе боевых действий, но по прошествии пяти лет с момента пропажи человека, (департамент решение суда не удовлетворило) а вот инвалиду и родителям погибшего солдата не повезло, суд мы не выиграли. В деле погибшего солдата была справка, что его смерть наступила не в результате исполнения обязанностей военной службы, без каких либо объяснений. Обращения в областной суд тоже не дали никаких результатов. На момент прекращения выплаты, инвалиду первой группы было выплачено 98000 руб., семейной паре 96000 руб., одной вдове было выплачено где-то около 70000 руб., а одна вдова умерла. Возвратить деньги после моей просьбы они отказались. На момент назначения выплаты я занималась данным делом без официального назначения, хотя неоднократно просила все оформить документально вышестоящее руководство, но мне никто не помог, начальник управления, которая работала в то время, в настоящее время не работает, да она и не вникала никогда в дела отдела. Юрист тоже никакой помощи мне не оказала, даже по судам с людьми я ходила сама, хотя не имею юридического образования. Сейчас нахожусь в отпуске по уходу за ребенком, воспитываю его одна. Все переплаты нынешний начальник списывает на меня, так как она вообще не в курсе дела. Юриста сказала, что деньги с меня будут высчитывать по суду и я год буду работать бесплатно. Помогите мне, пожалуйста, как мне быть? Если с меня будут высчитывать такие огромные деньги, мне не на что будет жить! У меня даже жилья своего нет - вынуждена снимать. ПОМОГИТЕ!

20.1. С вас не могут удерживать больше 20 % зарплаты в течение каждого месяца. Ничего не подписываете, никаких согласий не давайте.

Вам помог ответ? Да Нет

21. Я находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком, должны были платить минимальную сумму, а ошибочно на протяжении 10 месяцев платили полный оклад пока документы не дошли до исполнителя! Затем все пересчитав в бухгалтерии начислили огромную задолженность (забыла написать я военнослужащая, прапорщик), каким то образом меня обязали написать рапорт о добровольном вычете переплаченной суммы с денежного довольствия бе указания какой либо процентовки! И начали высчитывать с меня по 40% с зарплаты! Могу ли я в суде оспорить их действия снизить процент вычета до 5, или вообще признать их действия не законными. На руках тесть бумага где они признают свои действия по переплате незаконными, и возлагают их на делопроизводителя. Спасибо заранее.

22.1. Удержание

Вам помог ответ? Да Нет

23. Получил письмо с ФИО о том, что в следствии счетной ошибки произведенной бухгалтером расчетной группы при переносе данных с карточек денежного довольствия на 2004 год были завышены сведения о стаже на надбавку за выслугу лет, вследствие чего произошла переплата денежного довольствия за период с 01.09.2014 года по 29.08.2015 года в сумме 44220 рублей. Предлагают вернуть добровольно до конца 2016 года. В случае невнесения вышеуказанной суммы до 01.01.2017 года в соответствии со ст. 137 ТК РФ бухгалтерией, начиная с 01.01.2017 года, сумма денежной переплаты будет удерживаться с денежного довольствия до полного погашения. Прошу Вас разъяснить данную ситуацию: вправе ли бухгалтерия так поступить без моего согласия? Существует ли срок давности по начислению излишек по з/п. Должны ли они согласовать со мной размер ежемесячного удержания? Могу ли я обратиться в суд?

23.1. Согласно статье 137 ТК РФ работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы сотрудника суммы, излишне выплаченной ему в результате счетной ошибки, не позднее одного месяца со дня неправильно исчисленных выплат и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания. Размер удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ).

Вам помог ответ? Да Нет

Дело № 2-3538/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Абрамовой Л.Л., при секретаре Малютиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Нижнем Новгороде гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Лемешкину А. В. о взыскании излишне выплаченных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФКУ «ЕРЦ МО РФ») обратился в суд с иском к ответчику Лемешкину А.В. о взыскании излишне выплаченных денежных средств, указав, что ответчик проходил военную службу в распоряжении командира войсковой части [ № ].

В период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ФКУ «ЕРЦ МО РФ» ответчику были перечислены денежные средства в размере 94 547 рублей. Данные денежные средства составляют премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Произведенные выплаты подтверждаются расчетными листками с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , а так же заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств.

После корректировки выплаты кадровыми органами о статусе военнослужащего, при начислении ответчику денежного довольствия за [ 00.00.0000 ] , руководствуясь п. 7 приказа Министра обороны Российской Федерации от [ 00.00.0000 ] [ № ], ФКУ «ЕРЦ МО РФ» произвело удержания из денежного довольствия ответчика за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] на сумму 94 547 рублей.

В [ 00.00.0000 ] Лемешкин А.В. обратился с заявлением в Нижегородский гарнизонный военный суд об оспаривании действий должностных лиц ФКУ «ЕРЦ МО РФ» в связи с произведенным перерасчетом в сторону уменьшения и удержаниями из его денежного довольствия за [ 00.00.0000 ] .

Решением Нижегородского гарнизонного военного суда от [ 00.00.0000 ] заявление Лемешкина А.В. было удовлетворено.

ФКУ «ЕРЦ МО РФ» полагает, что предметы и основания спора по указанным делам не являются тождественными, поскольку основанием обращения Лемешкина А.В. в суд, является его право на ежемесячное вознаграждение в полном объеме за труд, посредством прохождения военной службы, в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», которое ответчику за [ 00.00.0000 ] было выплачено в меньшем, чем следовало размере, в связи с произведенными удержаниями.

Тогда, как основанием обращения ФКУ «ЕРЦ МО РФ» с иском к Лемешкину А.В. является незаконное получение им за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, не полагающейся ему по закону, в связи с нахождением в распоряжении командира части [ № ].

Таким образом, датой причинения ущерба федеральному бюджету в сумме 94 547 рублей следует считать [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] , когда ФКУ «ЕРЦ МО РФ» выплатило Лемешкину А.В. ранее удержанные денежные средства по решению суда.

До этого времени сумма неположенной выплаты была погашена и не числилась в бюджетном учете ФКУ «ЕРЦ МО РФ». Как следствие до [ 00.00.0000 ] , ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не имело правовых оснований для обращения в суд с требованием к ответчику о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств и не имело права обратиться за защитой нарушенных прав в период, когда неположенная выплата была возвращена в бюджет Российской Федерации (посредством удержания с военнослужащего).

Представлением, адресованным Министерству обороны РФ от [ 00.00.0000 ] , Счетная палата РФ признала сумму излишне выплаченного денежного довольствия военнослужащему Лемешкину А.В. необоснованной.

Факт неположенной выплаты ответчику был определен контрольным органом с даты исполнения решения Нижегородского гарнизонного военного суда от [ 00.00.0000 ] .

Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Так, согласно статье 28 данного Закона в период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника), ему выплачивается оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет. При этом на основании Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 при прохождении военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, выплачивается денежное довольствие с учетом коэффициентов и процентных надбавок.

Премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в указанный список не входит и не начисляется.

Кроме того, согласно п. 82 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» такая премия не выплачивается военнослужащим в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям.

Аналогичные положения содержатся в п. 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 993 и введенных в действие с 1 января 2012 года.

Тем самым, в период спорных правоотношений ответчику со счета ЕРЦ МО РФ были перечислены денежные средства, которые в соответствии с действующим законодательством ему не полагались и были выплачены ему излишне.

При этом выплата указанной суммы не явилась следствием ошибочных действий ЕРЦ МО РФ, а произошла по причине нарушения алгоритма расчета денежного довольствия, поскольку все данные вводят кадровые органы, и расчетный центр не обладает сведениями о составе и размере денежного довольствия каждого военнослужащего (в ЕРЦ МО РФ не поступают ни приказы, ни штат). В соответствии с Положением о ЕРЦ МО РФ от 21 октября 2011 года и «Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы», ЕРЦ МО РФ осуществляет лишь расчет и перечисление денежных средств.

Таким образом, денежные средства подлежат возврату ЕРЦ МО РФ как излишне выплаченные. При этом перечисление премии при изложенных обстоятельствах противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы государства.

Истец просит суд взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в сумме 94 547 рублей как излишне выплаченные, расходы по оплате государственной пошлины в размере 3036, 41 рублей

Представитель истца ФКУ «ЕРЦ МО РФ», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие

Ответчик Лемешкин А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, позицию по делу изложил в отзыве на иск, приобщенном к материалам дела, заявил о пропуске истцом срока на обращение в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствие

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

Судом установлено, что ответчик Лемешкин А. В. проходил службу в Вооружённых Силах Российской Федерации с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] . С [ 00.00.0000 ] Лемешкин А.В. находился в распоряжении командира войсковой части [ № ]. Приказом Министра обороны РФ [ № ] от [ 00.00.0000 ] Лемешкин А.В. был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава войсковой части [ № ] с [ 00.00.0000 ]

Из материалов дела следует, что в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ФКУ «ЕРЦ МО РФ» ответчику были перечислены денежные средства в размере 94 547 рублей. Данные денежные средства составляют премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Произведенные выплаты подтверждаются расчетными листками с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , а так же заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств.

После корректировки выплаты кадровыми органами о статусе военнослужащего, при начислении ответчику денежного довольствия за [ 00.00.0000 ] ФКУ «ЕРЦ МО РФ» произвело удержания из денежного довольствия ответчика за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] на сумму 94 547 рублей

Не согласившись с произведенным перерасчетом и удержаниями из денежного довольствия, в [ 00.00.0000 ] Лемешкин А.В., обратился в Нижегородский гарнизонный военный суд с иском к ФКУ «ЕРЦ МО РФ».

Решением Нижегородского гарнизонного военного суда от [ 00.00.0000 ] заявление Лемешкина А.В. было удовлетворено. Действия руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ», связанные с удержанием из денежного довольствия и единовременного пособия при увольнении Лемешкина А.В. ранее выплаченных ежемесячных премий за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , признаны незаконными. На руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» возложена обязанность выплатить Лемешкину А.В. удержанные денежные средства в виде премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в размере удержанной суммы

Указанное решение суда вступило в законную силу [ 00.00.0000 ]

Во исполнение решения Нижегородского гарнизонного военного суда ФКУ «ЕРЦ МО РФ» произвело выплату Лемешкину А.В. денежных средств (в счет произведенных удержаний из его денежного довольствия) в [ 00.00.0000 ] и [ 00.00.0000 ] в сумме 94 547 рублей. Произведенная выплата подтверждается расчетным листком за [ 00.00.0000 ] , реестром [ № ] от [ 00.00.0000 ] , [ № ] от [ 00.00.0000 ] , [ № ] от [ 00.00.0000 ] .

Таким образом, нормы международного и гражданского права не содержат оснований для взыскания суммы задолженности в судебном порядке с работника, которому была излишне начислена заработная плата по вине работодателя.

В силу ч. 32 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ утвержден приказом Министра обороны РФ от 30.12.2011 года № 2700.

В соответствии с п. 2 указанного Порядка денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с Главой IV Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ к иным дополнительным выплатам относится, в том числе, премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей.

Следовательно, указанная премия, о правомерности получения которой возник настоящий правовой спор, входит в денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту.

В силу п. 6 указанного Порядка денежное довольствие, выплаченное в порядке и размерах, действовавших на день выплаты, возврату не подлежит, если право на него полностью или частично военнослужащими впоследствии утрачено, кроме случаев возврата излишне выплаченных сумм вследствие счетных ошибок.

Данное положение согласуется с ч. 3 ст. , по смыслу которой возврат денежных средств в качестве неосновательного обогащения может быть осуществлен только при наличии недобросовестности со стороны получателя денежных средств и счетной ошибки.

Исходя из буквального толкования норм действующего законодательства, счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом), тогда как технические ошибки, в том числе технические ошибки, совершенные по вине работодателя, счетными не являются.

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Лемешкину А. В. о взыскании излишне выплаченных денежных средств, - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Истцы обратились в суд с указанными исковыми требованиями, обосновав их тем, что Корвегин В. В., в соответствии с договором социального найма жилого помещения от [ 00.00.0000 ] [ № ] является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу:...

Истец обратился в суд с иском к ответчику ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании неустойки.В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником автомашины Хендай Гетц государственный номер [ № ].[ 00.00.0000 ] произошло ДТП с уча...

дело № 2-44/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Л.И.,

при секретаре Ю.В.Горшковой,

с участием представителя ответчика А.Е.Босоногова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Климову С.В. о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее-ФКУ «ЕРЦ МО РФ») обратилось в районный суд с иском к Климову С.В. о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств, в котором просит взыскать с ответчика излишне выплаченные денежные средства в сумме рубля 49 коп. в пользу истца.

В обосновании иска истец указал, что Климов С.В. проходил военную службу в войсковой части 63753 в звании «капитан». Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ года ответчику со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» были перечислены денежные средства на общую сумму рубля 49 коп. в качестве надбавки за выслугу лет и районной надбавки, которые являются излишне выплаченными. Произведенная выплата подтверждается расчетными листами за указанный период, а также заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств.

Данная задолженность сформировалась при расчете денежного довольствия за ДД.ММ.ГГГГ года, после отражения в СПО «Алушта» (программа расчета денежного довольствия военнослужащих) сведений о выслуге лет ответчика для выплаты надбавки за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ года.

Истец считает, что излишне выплаченные денежные средства ответчику в общем размере руб. 49 коп. подлежат возврату в государственный бюджет исходя из следующего. Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с ФЗ от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее - Закон) и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих в Вооружённых Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011 № 2700 (далее - Порядок).

В соответствии с п. 40 Порядка, ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания выплачивается со дня достижения военнослужащими выслуги лет, дающей право на её получение, и по день исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы на основании приказов соответствующих командиров (начальников) с указанием выслуги лет и размера надбавки.

Согласно п. 40 Порядка, ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в размере: 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге от 25 и более.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет военнослужащего составляет 16 лет 11 месяцев, в связи с чем, ему к выплате полагается ежемесячная установленная надбавка за выслугу лет в размере 25 % ежемесячно от оклада денежного содержания. Право на получение надбавки за выслугу лет в размере 30% у ответчика возникает только с ДД.ММ.ГГГГ года.

Таким образом, за ДД.ММ.ГГГГ года ответчику со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» были перечислены денежные средства в качестве надбавки за выслугу лет в размере 30 % и с сентября 2014 года в размере 40%, которые, в соответствии с действующим законодательством, ему не полагались и были выплачены излишне.

Согласно п. 96 Порядка - военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях (местности), в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов (районных, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях), установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.

Учитывая п. 97 и п. 106 Порядка, надбавка за выслугу лет входит в состав денежного довольствия, на которое начисляются районный коэффициент, в связи с чем, при изменении ее размера районный коэффициент также подлежит перерасчету.

В соответствии с п. 24-25 Порядка районная надбавка рассчитывается от выслуги лет военнослужащего. Таким образом, перерасчет надбавки за выслугу лет в меньшую сторону повлияло на перерасчет в меньшую сторону районной надбавки.

Согласно Временному порядку, приказы в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не поступают и ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не может достоверно знать об изменении статуса военнослужащего.

В соответствии с Временным порядком, границами ответственности ФКУ «ЕРЦ МО РФ» являются: выполнение централизованного своевременного расчета денежного довольствия и заработной платы; администрирование базы данных, обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы (за исключением обеспечения достоверности информации, поступающей из органов военного управления).

Следовательно, сотрудники ФКУ «ЕРЦ МО РФ», производя начисления денежного довольствия военнослужащим по информации, уже имеющейся в СПО «Алушта», и не могут обладать информацией о произведенных в нарушении законодательства выплатах.

При таких обстоятельствах, состав денежного довольствия военнослужащих также ежедневно претерпевает изменения, поскольку зависит от ряда факторов, в том числе, таких как должность, звание, местность прохождения военной службы.

О факте необоснованной выплаты ФКУ «ЕРЦ МО РФ» истцу стало известно в ДД.ММ.ГГГГ года после внесения в СПО «Алушта» изменений о служебно-правовом положении ответчика.

Таким образом, на дату выплаты денежного довольствия, ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не обладало сведениями о статусе ответчика, не могло знать, что данная выплата за период с января ДД.ММ.ГГГГ года полагалась в меньшем размере.

По мнению истца, поскольку Климову С.В. полагалось к выплате денежное довольствие за период с ДД.ММ.ГГГГ года в меньшем размере, чем фактически выплачено, денежные средства в сумме руб. 49 коп. являются излишне выплаченными и не полагаются ему по закону.

При этом выплата указанной суммы не явилась следствием ошибочных действий ФКУ «ЕРЦ МО РФ», а произошла по причине сбоя в СПО «Алуште» и нарушения алгоритма расчета денежного довольствия, поскольку все данные в единую базу данных вводят кадровые органы, и расчетный центр не обладает достоверными сведениями о составе и размере денежного довольствия каждого военнослужащего (в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не поступают ни приказы, ни штат). В соответствии с Положением о ФКУ «ЕРЦ МО РФ» от 21.10.2011 и «Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы», ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществляет лишь расчет и перечисление денежных средств исходя из имеющихся на дату расчета сведений в СПО «Алушта» по каждому военнослужащему.

В силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2001 № 5-П, не должен нарушаться справедливый баланс между правом военнослужащего на получение денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу и правомерными интересами общества и государства, в соответствии с которыми подлежит признанию и защите имущество, находящееся в федеральной собственности, в том числе денежные средства, выплаченные военнослужащему в большем, чем следовало, размере. Поскольку денежное довольствие в качестве средств к существованию было выплачено ответчику в причитающемся размере, а взыскиваемые денежные средства были выплачены сверх причитающихся по закону, истец просит их взыскать с ответчика как излишне выплаченные.

В судебное заседание истец своего представителя не направил, представитель войсковой части 63753 (третье лицо) в судебное заседание не явился, извещены надлежаще. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.

Ответчик Климов С.В., его представитель Босоногов А.Е. иск не признали, полагают, что истцом не представлен полный расчет заявленных требований, а приложены скриншоты (фотокопии) с монитора компьютера, которые не могут быть доказательствами. Виновных действий Климова С.В. о якобы излишне выплаченных ему сумм, не установлено. Надбавки к денежному довольствию ответчика начислялись согласно выслуге лет, что подтверждается записями в трудовой книжке. Ответчик, его представитель считают, что истцом пропущен срок обращения в суд за заявленный период с ДД.ММ.ГГГГ года, который просят применить к данному спору.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, рассмотрев иск в рамках заявленных требований, суд приходит к следующему.

Истец проходил службу, в т.ч. и по контракту, в разные периоды, уволен в запас ДД.ММ.ГГГГ, приказ командира войсковой части 63753 № от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст.12 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм.) военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

В силу ч. 32 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации утвержден приказом Министра обороны РФ от 30.12.2011 № 2700 (далее – Порядок). Выплата денежного довольствия военнослужащим с 01.01.2012 осуществляется ФКУ ««ЕРЦ МО РФ» с использованием специализированного программного обеспечения «Алушта» как определено Порядком.

В соответствии с утвержденным Порядком денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счет в банке на условиях, определенных в Министерстве обороны Российской Федерации (п. 2 Порядка). Денежное довольствие военнослужащим выплачивается за весь период военной службы, с 10 по 20 число каждого месяца за истекший месяц (п. 4 Порядка).

В силу п.2 ст. 2 ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, ст.38 данного Закона.

Исходя из смысла указанных норм права, регулирующих порядок прохождения военной службы, следует, что право на получение денежного довольствия имеют лишь военнослужащие.

Ответчик Климов С.В., исходя из представленных документов, трудовой книжки, пенсионного удостоверения, на момент увольнения и в периоды получения спорных выплаченных средств, являлся военнослужащим, взыскиваемые истцом средства получены ответчиком на законных основаниях.

Так, доводы ответчика о том, что ведомостей, распечаток и расчетных листов по выплате денежного довольствия не велось и не имелось, он получал на карту одну сумму, поэтому не мог знать из каких доплат складывается общая суммы выплат, нашли свое подтверждение. Счетной ошибки со стороны истца допущено не было. Сбой в СПО «Алушта» и нарушения алгоритма расчета денежного довольствия, куда поступают данные в единую базу от кадровых органов, не является основанием к взысканию с ответчика спорных денежных средств.

Более того, из представленной информации войсковой части 63753 о выслуге лет ответчика, следует, что его выслуга по состоянию на 01.01.2012 составляет 20 лет 10 мес. 14 дней (л.д.137). Записи в трудовой книжке периодов службы ответчика под номера 4-5, 11-12, 17-18, 21-22, указывают на получение им денежного довольствия как военнослужащего, а также общий стаж выслуги в 26 лет, установленный при увольнении (пенсионное удостоверение, л.д.171), подтверждают, что спорная сумма получена ответчиком на законных основаниях.

Каких-либо достоверных доказательств, свидетельствующих о виновных и недобросовестных действиях ответчика, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, истец также не представил.

Истец, обращаясь в суд с иском, указывает, что спорные денежные средства излишне выплачены ответчику за период с января 2012 года по июль 2015 года, о чем истцу стало известно в марте 2016 года (обратился в суд в январе 2017). При этом истцом в обосновании данного довода доказательств не приведено.

Получаемое денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является приравненным к заработной плате доходом от трудовой деятельности, исходя из действующего законодательства, и выплачивается ежемесячно (п.4 Порядка).

Ответчиком (его представителем) в суде заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд по данному требованию. Согласно ст.392 ТК РФ срок обращения в суд с заявленными исковыми требованиями истцом пропущен, ходатайство о восстановлении срока обращения в суд за защитой нарушенного права, истцом не заявлено, уважительность пропуска срока не установлена.

В соответствии с абз.2 ч.6 ст.152 ГПК РФ, установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, суд принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию.

В соответствии с абз.3 ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд, в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

В силу п.5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из содержания абзаца первого ч. 6 ст. 152 ГПК РФ, а также ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд, может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абз. 2 ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).

На основании вышеизложенного, иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд,

В удовлетворении иска Федеральному казенному учреждению «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Климову С.В. о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Петропавловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий



 

Возможно, будет полезно почитать: