Причины принятия новой конституции рф в 1993. Конституция РФ – основной закон России

После расстрела танками высшего органа государственной власти страны, в преддверии уже назначенных выборов в Государственную Думу и референдума по новой Конституции его статья называлась «Создан прецедент. Неконституционная власть не имеет перспективы». Каждый из юристов, дав определение, в обоих случаях тщательно аргументировал и обосновал свою позицию, и эти позиции не устарели и по сей день.

Еще более короткое определение с точки зрения «чистого права» можно дать всем политическим процессам, ведущимся сегодня в рамках так называемого «конституционного поля». Они называются действительно очень коротко -- нелегитимные. А все мы (нравится это нам или нет) всего лишь соблюдаем правила игры, которые были навязаны стране в момент государственного переворота и последовавшего за ним тяжелейшего морально-психологического и политического кризиса. Соблюдаем по многим причинам, в том числе в результате четкого понимания того, что усиление конфронтации может привести к еще более тяжелым социальным и политическим последствиям в измученной потрясениями и экономическими экспериментами стране. Но, как уже говорилось, в известных случаях сила приносит в жертву Право, а решающим и окончательным остается приговор истории. Референдум 12 декабря 1993 г. и его результаты уже вписаны 0 анналы. И это тем более обязывает нас сказать о нем правду, чтобы не дать забыть потомкам, в каких условиях и по каким правилам принимался в самом конце двадцатого столетия документ, именуемый Конституцией Российской Федерации.

К сожалению, большинство научных работ и учебников упорно обходят особенности проведения этого референдума, упоминая о нем, как правило, лишь одним абзацем, констатирующим сам факт принятия Конституции. И обходят не случайно, поскольку неправду писать не хочется, а правду -- либо страшно, либо конъюнктурно невыгодно. Тем не менее, хотелось бы еще раз проанализировать и правовую базу, и политическую подоплеку всего происходившего в конце 1993 г. -- событий, от которых ведется отсчет нового этапа в развитии российской государственности и ее конституционного законодательства.

Сегодня уже практически невозможно оспорить тот факт, что именно в стремлении первого Президента Российской Федерации создать Конституцию «под себя» коренятся причины трагедии сентября-октября 1993г. После артподготовки (термин принадлежит самому Б.Н. Ельцину) -- двух пробных попыток переворотов: 10 декабря 1992 г. и 20 марта 1993г. -- задолго задуманный и запланированный им захват власти свершился и срочно требовал своего юридического обоснования и легитимизации.

В течение всего 1993 г. шла борьба за различные конституционные модели: с сильным Президентом и слабым парламентом; с сильным парламентом и слабым Президентом; с не слабым Президентом, но в сочетании с достаточно влиятельным парламентом. Но после того как VII Съезд народных депутатов Российской Федерации в декабре 1992 г. не продлил «дополнительные полномочия» Б.Н. Ельцина, стало ясно, что парламент не будет больше бездумно потакать указному беспределу и что «акции» варианта «Конституция с сильным Президентом» рез, кто упали.

Сам же Президент РФ с первых дней своего вступления в должность (а может, и раньше), видимо, не представлял своей власти иначе, чем абсолютной. В ситуации «без дополнительных полномочий» Конституция, выполнявшая роль демократического прикрытия указного произвола, стала ему совсем «тесна», как распашонка выросшему малышу.

Теперь, когда парламент был уничтожен, Президенту России любым способом нужен был новый Основной Закон, наделяющий его практически неограниченной властью. Все остальное не имело для него значения. Как уже говорилось, эту высшую цель оправдывали любые средства. Подготовка была долгой и тщательной.

Президент и его ближайшее окружение вряд ли понимали или хотели понимать всю чудовищность создаваемой ими правовой ситуации, поскольку для них она была второстепенным вопросом.

Наверное, именно поэтому никому из президентской команды Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», по десяти пунктам противоречивший Основному Закону страны, «не показался ни антиконституционным, ни экстремистским». Как, впрочем, никому из команды не показалось странным или хотя бы юридически необоснованным введение Президентом в период с октября по декабрь 1993 г. огромного количества новых правил, по которым должна была жить страна в отсутствие Конституции, парламента, деятельности Конституционного Суда. За три года действия указного права все это стало обычным и привычным.

Важно еще раз подчеркнуть, что в подавляющем большинстве современных государств конституционные референдумы назначаются лишь после тщательнейшей отработки и одобрения проектов конституций высшими законодательными или специально созданными для этого органами. В Испании, например, проект конституционных изменений рассматривается дважды: сначала они должны быть поддержаны 2/3 членов конгресса депутатов и сената, после этого Генеральные кортесы распускаются, и вновь избранный парламент еще раз одобряет этот проект квалифицированным в 2/3 большинством голосов каждой из палат и лишь затем передает его на общенациональный референдум для утверждения. В Японии конституционный референдум также проводится лишь в том случае, если проект изменений Основного Закона получил одобрение не менее 2/3 от общего числа депутатов палаты представителей и палаты советников.

Следует также иметь в виду, что в мире проведены обстоятельные научные исследования относительно «корректности» постановки вопросов на всенародное голосование или обсуждение и о достоверности их результатов. Ученые пришли к выводу, что как раз наименее достоверными являются результаты голосования именно по текстам проектов законов в целом, поскольку в подобных случаях между ответами «да» и «нет» существует огромное количество промежуточных вариантов мнений. Допустим, вам не нравится только одна статья, или одна формулировка, или даже только одна, правда существенная, запятая вынесенного на референдум проекта закона (Конституции). Как вы будете голосовать? Насколько достоверным будет ваше «да»?

15 октября 1993г., игнорируя мировую практику проведения конституционных референдумов, Президент Российской Федерации издал Указ о вынесении текста проекта новой Конституции на всенародное голосование и как приложение к нему утвердил специальные одноразовые правила проведения данного конкретного референдума, хотя в стране действовал и никем не был ни отменен, ни приостановлен Закон «О референдуме РСФСР» от 16 октября 1990 г. Причем текст проекта Конституции, вынесенной на референдум Указом от 15 октября, был опубликован для всеобщего ознакомления только 10 ноября и не прошел даже самой элементарной критики электората.

Справедливости ради следует отметить, что над проектом Конституции с мая 1993 г. работал специальный, хотя и неконституционный орган под названием «Конституционное совещание», который было сформирован (опять же!) на основе президентского указа. В октябре 1993 г. Президент создал при Конституционном совещании Государственную и Общественную палаты. Однако практически они были лишь декоративно-консультативными органами. В действительности доработка проекта Конституции велась узким кругом лиц из президентского окружения и отдельными учеными-экспертами. По спорным вопросам решения принимал сам Президент

Проведение референдума 12 декабря 1993 г. по специальным, только для этого конкретного всенародного голосования установленным правилам и есть главное условие решения политической сверхзадачи -- принятия Основного Закона, закрепляющего суперпрезидентскую форму правления. Если бы референдум проводился по действовавшему Закону «О референдуме РСФСР», его результаты должны были бы быть совершенно иными.

И никто не говорил бы сегодня ни о «вбросе» дополнительных бюллетеней, ни о фальсификации результатов. Весь механизм безусловно положительного результата голосования за Конституцию 12 декабря 1993 г. был заложен в самих правилах проведения референдума. В чем же здесь дело? Каковы были основные расхождения между действовавшим Законом «О референдуме РСФСР» и президентскими правилами его проведения?

Итак, по правилам, установленным Президентом РФ, декабрьский референдум 1993 г. признавался состоявшимся, а результаты его действительными, если в нем приняло участие более 50% граждан, внесенных в списки избирателей по всей России без учета отдельных регионов. Возможности оспорить результаты по субъектам федерации предусмотрено не было. Такие правила противоречат не только мировому опыту проведения конституционных референдумов в федеративных государствах, не только нашей собственной, пусть небольшой, практике решения всенародным голосованием вопросов федеративного устройства, но и здравому смыслу вообще.

Конституция, провозгласившая правовое государство, разделение властей и широкие, неотчуждаемые права человека и гражданина, по многим своим позициям оказалась фиктивной. Никакого «баланса» властей она не ввела. Демократия в еще большей степени обрела черты элитарности. Правовое государство из-за президентского произвола отодвинулось еще дальше от российской действительности, а социально-экономические права граждан были либо вообще упразднены (право на труд), либо значительно ограничены (право на образование, на медицинское обслуживание) по сравнению с Конституцией РСФСР 1978г. Формула же Конституции об определении Президентом «основных направлений внутренней и внешней политики» почти буквально воспроизводит с таким шумом раскритикованную в свое время ст. 6 Конституции СССР 1977 г. с той лишь разницей, что КПСС выступала все-таки как коллегиальный субъект, в то время как Президент управляет страной единолично. С принятием и вступлением в силу Конституции Российской Федерации 1993 г. завершилось буржуазное переустройство российского общества. Страна вступила в новый этап развития государственности.

Ст.15 провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью нашей правовой системы. Более того, эти принципы и нормы имеют главенство над собственными законами. Можно смело сказать, чтоСт.15 отменяет государственный суверенитет. (Аналогичная норма есть в основном законе Германии и появилась она после поражения во Второй мировой войне).

Ст.79 говорит, что полномочий может быть передано в межгосударственные объединения в соответствии с международными договорами. Такое же положение есть в конституции Австрии, и появилось оно в результате поражения в Первой мировой войне.

В отличие от Конституции СССР в Конституции России отсутствует все, что связано с высшей целью государства, с исторической преемственностью и цивилизационной идентичностью, с национальной системой ценностей.

Высшей ценностью признается права и свободы человека и гражданина, их обязано защищать государство (Ст.2). А права и свободы человека и гражданина устанавливаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (Ст.17). Есть ещё Ст.13, где закреплен запрет на государственную идеологию. В итоге имеем идеологию оккупанта, антироссийские СМИ, информационную войну на уничтожение.

В Конституции РФ нет четких ориентиров для формирования самостоятельной, национальной, ответственной перед народом России внешней политики. В конституции СССР этому посвящена целая глава, которая так и называется «Внешняя политика».

В Конституции СССР есть ещё и такая глава - Экономическая система. Там достаточно подробно прописана экономическая система государства. В Российской конституции такого нет. Зато в ней закреплена независимость Центрального Банка. Через механизм международных договоров, закон о ЦБ мы имеем квазигосударственный, другими словами коммерческий банк, основной задачей которого экспорт углеводородных ресурсов страны. Сбор дани.

Самым высшим органом государственной власти в СССР был Съезд народных депутатов, реальный, не декларативный механизм народовластия.

И этот механизм подробно был прописан в Конституции. В российской же Конституции, в Статье 3, продекларировано, что народ является единственным источником власти, и в качестве механизмов у него референдум, выборы, и органы государственной власти. Вместе с тем, в Конституции отсутствует правовой институт ответственности государства, государственных органов и должностных лиц за результаты государственного управления. Государственные органы у нас не отвечают, они ведают за те или иные вопросы, а ответственность не наступает.

В Конституции 1993 года нет ни одной статьи, посвященной долгосрочному развитию страны. Максимальный срок, на который вообще возможно планирование любой политики, внутренней, внешней, это один цикл выборов президента. Необходимо отметить, что сама система государственного управления, даже название главы государства, президент, не имеет исторических корней. Впервые должность с таким названием появилась в 1990 году, и занимал её Горбачев. По сравнению с полномочиями, которыми обладал первый и последний президент СССР, полномочия президента России сокращены.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции. Он наделен полномочиями главы государства, но в отличие от Президента СССР, не считается главой исполнительной власти и её частью. Президент России назначает, с согласия парламента, Председателя правительства, но не формирует кабинет министров. Снять с должности федерального министра может по предложению Председателя правительства.

Президент России предлагает на утверждение Государственной Думе главу Центрального Банка, но по собственному усмотрению снять его не может.

Он представляет на утверждение в Совет Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда. Но в отличие от Президента СССР, который имел полномочия выходить с предложением об освобождении от обязанностей председателя Верховного суда, у президента Российской Федерации таких полномочий нет.

Президент СССР, являясь главой исполнительной власти, должен был обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР. В Конституции же России закреплен жесткий принцип разделения ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную (Ст. 10). Президент не относится ни к одной из ветвей власти, и эту должность часто сравнивают с должностью менеджера или нотариуса, в обязанности которого входит обеспечение четкой работы государственного аппарата.

Таким образом, Конституцию 1993 года можно по праву назвать оккупационной. В ней закреплено внешнее управление на уровне законодательства, идеологии, денежной системы. Полномочия президента, как главы государства, урезаны, ответственность государственных органов перед народом не прописана (хотя считается, что народ осуществляет свою власть через органы государственной власти). В ней нет ничего, что объединяло бы граждан в единое целое, в народ; что определяло бы цели развития общества и государства.

Содержание
Введение
1. Предпосылки и особенности принятия конституции Российской Федерации 1993 года
1.1. Исторические условия принятия конституции Российской Федерации 1993г.
1.2. Структура и основное содержание Конституции РФ
2. Характерные особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе
2.1. Общие черты, свойства Конституции РФ
2.2. Изменение и пересмотр Конституции РФ
Заключение
Список используемой литературы

Введение

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция - это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важ­нейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция - это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

И поэтому основной целью данной работы является характеристика основных положений Конституции Российской Федерации 1993 года.

В рамках поставленной цели необходимо раскрыть две ключевые проблемы:

Во-первых, особенно важным представляется рассмотрение процесса принятия Конституции РФ в сложившихся исторических и политических условиях, а также тех предпосылок, которые послужили основной причиной ее принятия

Во-вторых, необходимо рассмотреть характерные особенности Конституции Российской Федерации 1993 года и ее развитие на современном этапе.

В силу чего данная курсовая работа разделена на две части, каждая из которых призвана изучить соответствующую проблему.

1. Предпосылки и особенности принятия конституции Российской Федерации 1993 года

1.1. Исторические условия принятия конституции Российской Федерации 1993г.

Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми
политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном
суверенитете от 12 июня 1990 г.

На 1 Съезде народных депутатов была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н. Ельцин. В состав комиссии вошли
представители всех республик, краев, областей, национальных автономий
(102 человека). Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже
через четыре месяца проект новой Конституции был не только подготовлен,
но и опубликован для всеобщего обсуждения. Пробудившиеся общественные
круги стали выдвигать один за другим альтернативные проекты и различные
поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на
пятом Съезде народных депутатов, затем снова дорабатывался и снова был
опубликован в печати. Шестой Съезд народных депутатов одобрил общую
концепцию конституционной реформы. Верховному Совету и Конституционной
комиссии было поручено после доработки внести проект на рассмотрение
очередного Съезда народных депутатов.

Однако два последующих Съезда оказались не в состоянии принять
Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной и
исполнительной ветвями власти. Седьмой съезд постановил вынести основные
положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но
восьмой Съезд отменил это решение.

Возникшие разногласия практически не затрагивали положений о правах и
свободах человека и гражданина, но приобрели острый характер по ключевым
вопросам разделения полномочий двух властей. Постепенно оппозиционное
большинство Съезда и Верховного Совета, осознав свои политические
интересы, твердо заняло позицию недопущения сильной исполнительной
власти. Обстановку развившегося глубокого экономического кризиса
использовали левые силы, все решительнее противодействуя реформам и с
этой целью стремясь любыми путями сохранить контроль законодательной
власти за всеми действия ми Президента. Со своей стороны Президент все
решительнее ставил вопросы о необходимости укрепления исполнительной
власти, подчас даже требуя пересмотра некоторых согласованных положений
проекта. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.

В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был
опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции,
содержал демократические положения о правах и свободах человека и
гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти
доминировали прежние подходы. Принцип разделения властей трактовался в
сторону уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же
советская форма правления.

Выдвигая по политическим соображениям идею парламентаризма, но,
игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы
проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в системе высших
органов государственной власти. Явно в нарушение принципа разделения
властей Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также
правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней
политики России. Верховный Совет приобрел право не только принимать
федеральный бюджет, но и контролировать его исполнение. Среди членов
Правительства, которые могли назначаться только президентом
исключительно с согласия Верховного Совета, были не только Председатель
и его заместители, но также министры экономики, финансов, внутренних
дел, иностранных дел, обороны, безопасности.

Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета, обязывая его
представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении
внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ.
Подчиненное Президенту Правительство также обязывалось ежегодно
представлять отчет Верховному Совету. Эти и ряд других положений
существенно ограничивали права Президента и исполнительной власти,
закладывали своеобразную «мину» под отношения двух властей.
Решившись на принятие Конституции на основе своего проекта,
оппозиционное большинство Верховного Совета назначило для этого дату
созыва Съезда народных депутатов и начало подготовку к его проведению. В
самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении
Президента от власти, что планировалось осуществить на предстоящем
Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный поворот к отказу
от проведения демократических реформ. Оппозицию не остановило даже то,
что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 года, большинство
избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность
Президента.
12 мая 1993 г. Президент РФ издал указ № 669 «О мерах по завершению
подготовки новой Конституции Российской Федерации», согласно которому
для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве созывалось
Конституционное совещание. Неделей позже (Указ от 20 мая 1993 г. № 718)
был определен состав Конституционного совещания. Оно включало
представителей федеральных органов государственной власти Российской
Федерации; органов государственной власти республик в составе РФ, краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга; местного самоуправления; политических партий,
профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых
движений и религиозных концессий, товаропроизводителей и
предпринимателей.
Предусматривалось, что в состав Конституционного совещания также должны войти народные депутаты РФ члены Конституционной комиссии Съезда
народных депутатов, Президента и Правительства, Конституционного Суда,
Высшего арбитражного суда, Генеральной прокуратуры РФ.

Таким образом, Конституционное совещание было задумано как широкий
форум, сочетающий представительство всех высших органов государственной
власти, а также общественности. Он таким фактически и получился, хотя
ряд приглашенных членов Конституционной комиссии, народных депутатов, а
также политических партий участия в его работе не приняли. 24 июня 1993
г. Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституционным совещанием
под предлогом причастность к делам о коррупции некоторых его
координаторов и участников.

Президент внес на обсуждение Совещания свой проект Конституции, но
призвал участников к выработке компромиссного текста на базе этого
проекта и проекта Конституционной комиссии. Многие положения
президентского проекта были подвергнуты критике участниками
Конституционного совещания. Например: за то, что проект не содержал
характеристики Российского государства как социального. В нем не был
выдержан принцип равноправия субъектов Российской Федерации – в Совете
Федерации 50 % всех мест предполагалось предоставить республикам и
национальным образованиям. Президент по проекту обладал чрезмерными
правами по роспуску Государственной Думы. Были и другие основания,
вызывавшие обоснованную критику проекта.

Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал
принцип разделения властей и устанавливал определенный баланс
законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики
президентского типа. В нем содержался ясный отказ от бесплодного
советского парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти.
Именно поэтому созванное Верховным Советом в конце мая – начале июня
совещание двух тысяч депутатов Советов всех уровней полностью отвергло
президентский проект, а 4 июля, за день до созыва Конституционного
совещания, Верховный Совет предложил свой порядок согласования и
принятия проекта Конституции, который снова ставил в центр всей работы
Конституционную комиссию.

Конституционное совещание работало больше месяца. В его адрес поступило более 50 тысяч замечаний и предложений. В результате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше пятисот поправок, около четырех
десятков принципиально новых норм – фактически все статьи были изменены.
В разработанной Совещанием проект вошли многие статьи из проекта
Конституционной комиссии. 12 июля 1993 года проект был Совещанием одобрен.

Введение

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система.

В самом общем виде конституцию можно определить как «основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны» http://constitution.garant.ru/.

Вне всякого сомнения, конституция - явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Актуальность темы реферата заключается в том, что Конституция РФ 1993 г. обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности.

Несомненно ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.

Конституция 1993 года, прежде всего, вносила порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяла основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Она определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права2 Г.И. Муромцев. Право и политика современной России. М., 1996. .

Необходимо понять, как принятие Конституции РФ 1993 г. изменило дальнейшую жизнь общества. Поэтому основной целью реферата является изучение Конституции и её влияния на становление правового демократического государства.

Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.

Предпосылки

За весь период с начала существования Конституции 1918 года возникало множество споров по поводу конституционной реформы, возможности и необходимости совершенствования положений Конституции. В советский период из-за жесткой цензуры открыто критиковать Конституцию РСФСР не было возможности, однако после распада СССР и образования Российской Федерации Конституцию 1978 г. множество раз изменяли, что стало причиной пробелов и противоречий в праве. Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной «гибкости», явилась одной из причин конституционного кризиса 1992-1993 годов.

В частности, вряд ли была удачной концепция развитого социалистического общества. Характеристика социализма как "зрелого" не нашла понимания ни у населения, ни в гуманитарных науках, поскольку не отражала новых качественных характеристик строя, ведь формы собственности, методы хозяйствования и политического руководства оставались прежними. Безусловно, изменилась политическая обстановка, режим стал гораздо мягче, но все же основывался на однолинейном директивном правлении.

Государственная плановая экономика, помогая развивать тяжелую промышленность и крепить военную мощь страны, не обеспечивала удовлетворения житейских запросов населения ни по объему, ни по качеству товаров. А поскольку поездки в другие страны стали уже довольно массовыми, граждане СССР могли видеть успехи рыночной экономики, особенно ее ориентацию на спрос населения.

Приобретал остроту вопрос о развитии демократии, обеспечении политических прав граждан, в том числе в плане критических оценок существующей в стране системы. Попытки властей искоренять инакомыслие посредством высылки из страны диссидентов, их уголовного или административного наказания за так называемую антисоветскую деятельность, а то и помещения в психиатрические лечебницы не нашли понимания у населения (впрочем, преимущественно молчавшего, как это уж повелось в нашей стране), а за рубежом вызвали резкое осуждение.

Немаловажным фактором, без учета которого трудно понять ряд последующих событий, явился и кризис самой Коммунистической партии. Члены Политбюро ЦК КПСС достигли преклонного возраста и уже не могли принимать радикальные решения, изменить стиль руководства.

Именно на фоне всего сказанного к руководству партией и страной пришли относительно молодые и энергичные руководители во главе с М.С.Горбачевым. Они хотели отказаться от командно-административной системы, повернуть страну к демократии, провести крупные политические, социальные и экономические реформы. Начался тот этап развития страны, который получил во всем мире название "перестройка", причем в русском звучании слова, без перевода на другие языки. Однако, во-первых, сами руководители не имели четкой концепции, каким должен быть истинный социализм, и скорее лучше представляли лишь негативные моменты прошлых этапов, от которых надо избавляться; во-вторых, идеология социолизма стала приобретать отрицательные оценки различных новых политических сил. Причем смелость оценок приходила по мере развертывания перестройки: начиная с совершенствования социализма, многие затем пришли к его отрицанию и предпочтению других социально-политических формаций Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность "Сашко", 2000 г..

Понятие, сущность и юридические свойства Конституции РФ.

Конституция - единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, принимаемый народом или от имени народа, учреждающий основные принципы устройства общества и государства, правовой статус человека, принадлежность и механизм осуществления власти.Сущность конституции – ограничение вмешательства государства в дела общества и личности с помощью права. Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы: институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности); институт государственного (территориального) устройства; институт (систему) государственных органов; государственную символику; механизм защиты конституции. В формально-правовом аспекте конституция (устав, ордонанс, уложение) – особый основной закон государства. Обычно в начале текста конституции выделяется декларативная преамбула политико-нравственного вводного характера. Конституция может делиться на части, разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части и подпункты частей, разделов, глав, статей и параграфов. Юридические свойства Конституции: 1.Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. 2.Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции. 3.Центральное место во всей правовой системе. Конституция является "ядром" правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов. 4.Особая охрана Конституции. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу. 5.Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции характеризует её как "жёсткую" (в отличие от "гибких" конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

Причины, обусловившие принятие Конституции РФ от 12 декабря 1993г. Конституционная реформа в России.

Необходимость и воз­можность разработки и принятия новой Конституции России возникла в результате глубоких, фундаментальных перемен, произошедших в жизни страны на рубеже 80-90-х гг. 1. Из союзной республи­ки в составе СССР Россия превратилась в самостоятельное, независи­мое, суверенное государство - Российскую Федерацию. 2. начали меняться основы общественного строя - экономические, социальные, политические и духовные. 3.качественно изме­нилось соотношение общественно-политических сил - общество отвер­гло былой тоталитарный «социализм» и избрало путь демократического развития, к руководству обществом и государством пришли новые силы, возникли новые государственные органы, институты, на смену жесткой однопартийности пришла многопартийность. 4. в стране было покончено с идеологическим монополизмом марксизма-ленинизма, начали утверждаться идеологический плюрализм мнений, новые социальные ценности, нормы и идеалы. До начала 90-х гг. у нас действовала Конституция РСФСР 1978 г., отражавшая в целом важ­нейшие принципы и черты общества и государства тоталитарного типа. Чем дальше и глубже развивались в стране социально-экономические и идейно-политические преобразо­вания, тем яснее осознавалась фиктивность формально действовавшей пока конституции и необходимость ее замены новой. Внесение частичных изменений в конституцию, как и принятие ряда принципиально новых конституционных документов (например, Декларации о государственном суверенитете в июне 1990 г., Декларации прав и свобод человека и гражданина в ноябре 1991 г., Федеративного дого­вора в марте 1992 г. и др.), не могло радикально изменить положение и снять указанную потребность. Всего за 1991-1993 гг. Конституцию РСФСР было внесено более трехсот поправок, что серьезно дестабилизировало ее и всю систему конституционного зако­нодательства. Необходимость разработки и принятия новой конституции РФ была официально признана еще в середине 1990 г. и на I Съез­де народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комис­сия, которая за четыре месяца подготовила и опубликовала для широ­кого обсуждения первый проект новой конституции. Уже в октябре 1990 г этот проект рассматривался на V Съезде народных депутатов РСФСР (существовавшем тогда высшем законодательном органе, на­ряду с Верховным Советом РСФСР), дорабатывался после этого и вновь публиковался. VI Съезд народных депутатов России в апреле 1992 г. одобрил общую концепцию конституционной реформы и основ­ные положения проекта Конституционной комиссии и признал необхо­димым его дальнейшую доработку с вынесением проекта на оче­редной Съезд народных депутатов РСФСР. Но появившиеся и обострившиеся тогда разногласия по вопросам прежде всего разделения полномочий между законодательной и испол­нительной властями не позволили ряду последующих (VII, VIII и IX) Съездам народных депутатов принять новую конституцию ни в 1992 г., ни в первой половине 1993 г. В это время, наряду с проек­том Конституционной комиссии, были внесены и ряд других проектов Конституции РФ, которые также обсуждались в указанной комиссии и общественностью. Только в мае 1993 г. был опубликован новый, доработанный проект, одобренный Верховным Советом РФ. Для завершения подготовки проекта новой Конститу­ции РФ Указом Президента РФ тогда же было созвано Конституцион­ное совещание, собравшееся в начале июня 1993 г. как широкий форум (250 чел.) представителей высших органов государственной власти и общественности. На нем обсуждался проект Конституции РФ, внесен­ный Президентом РФ, но одновременно и материалы проекта Консти­туционной комиссии Съезда народных депутатов РФ, другие замеча­ния и предложения. В итоге более чем месячной работы этого совеща­ния был выработан и 12 июля 1993 г. одобрен компромиссный вариант. Однако события августа - сентября 1993 г. привели вновь к резкому обострению кризиса власти в результате противостояния законодательной и исполнительной власти. В конце концов это закончилось утверждением президентского правления в стране. В этих условиях проект новой конституции был вынесен Президентом РФ на общенациональный референдум и принят на нем 12 декабря 1993 г. За этот проект проголосовали 58,4% голосовавших при участии в рефе­рендуме почти 55% общего числа зарегистрированных избирателей. Впервые в истории России Конституция была принята путем референ­дума, что определяет ее высокую легитимность. Конституционная реформа РСФСР 1989 г. имела глубокие социальные, политические, экономические и духовные предпосылки, символизировавшие начало смены общественного строя. Основные нововведения конституционной реформы сводились к учреждению Съезда народных депутатов РСФСР - высшего органа государственной власти; преобразованию однопалатного Верховного Совета РСФСР в двухпалатный; созданию Комитета конституционного надзора РСФСР; реформированию избирательной системы путем обеспечения реальной состязательности и альтернативности выборов. Во многом эта реформа была отголоском аналогичной союзной реформы, которая выразилась в принятии в 1988 г. Закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и Закона «О выборах народных депутатов СССР». Первая конституционная реформа в РСФСР состоялась 27 октября 1989 г. За период реформирования содержания Конституции РСФСР было принято 10 законов РСФСР об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР.

В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются прежде всего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором держится правовая и политическая система.

В самом общем виде конституцию можно определить как «основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны» .

Вне всякого сомнения, конституция – явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.

Актуальность темы реферата заключается в том, что Конституция РФ 1993 г. обрела определенную устойчивость и дала мощный импульс для становления новой российской государственности.

Несомненно ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства. За прошедшее время законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.

Конституция 1993 года, прежде всего, вносила порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяла основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Она определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права .

Необходимо понять, как принятие Конституции РФ 1993 г. изменило дальнейшую жизнь общества. Поэтому основной целью реферата является изучение Конституции и её влияния на становление правового демократического государства.

Глава 1. Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.

1.1 Предпосылки

За весь период с начала существования Конституции 1918 года возникало множество споров по поводу конституционной реформы, возможности и необходимости совершенствования положений Конституции. В советский период из-за жесткой цензуры открыто критиковать Конституцию РСФСР не было возможности, однако после распада СССР и образования Российской Федерации Конституцию 1978 г. множество раз изменяли, что стало причиной пробелов и противоречий в праве. Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной «гибкости», явилась одной из причин конституционного кризиса 1992–1993 годов.

В частности, вряд ли была удачной концепция развитого социалистического общества. Характеристика социализма как "зрелого" не нашла понимания ни у населения, ни в гуманитарных науках, поскольку не отражала новых качественных характеристик строя, ведь формы собственности, методы хозяйствования и политического руководства оставались прежними. Безусловно, изменилась политическая обстановка, режим стал гораздо мягче, но все же основывался на однолинейном директивном правлении.

Государственная плановая экономика, помогая развивать тяжелую промышленность и крепить военную мощь страны, не обеспечивала удовлетворения житейских запросов населения ни по объему, ни по качеству товаров. А поскольку поездки в другие страны стали уже довольно массовыми, граждане СССР могли видеть успехи рыночной экономики, особенно ее ориентацию на спрос населения.

Приобретал остроту вопрос о развитии демократии, обеспечении политических прав граждан, в том числе в плане критических оценок существующей в стране системы. Попытки властей искоренять инакомыслие посредством высылки из страны диссидентов, их уголовного или административного наказания за так называемую антисоветскую деятельность, а то и помещения в психиатрические лечебницы не нашли понимания у населения (впрочем, преимущественно молчавшего, как это уж повелось в нашей стране), а за рубежом вызвали резкое осуждение.

Немаловажным фактором, без учета которого трудно понять ряд последующих событий, явился и кризис самой Коммунистической партии. Члены Политбюро ЦК КПСС достигли преклонного возраста и уже не могли принимать радикальные решения, изменить стиль руководства.

Именно на фоне всего сказанного к руководству партией и страной пришли относительно молодые и энергичные руководители во главе с М.С.Горбачевым. Они хотели отказаться от командно-административной системы, повернуть страну к демократии, провести крупные политические, социальные и экономические реформы. Начался тот этап развития страны, который получил во всем мире название "перестройка", причем в русском звучании слова, без перевода на другие языки. Однако, во-первых, сами руководители не имели четкой концепции, каким должен быть истинный социализм, и скорее лучше представляли лишь негативные моменты прошлых этапов, от которых надо избавляться; во-вторых, идеология социолизма стала приобретать отрицательные оценки различных новых политических сил. Причем смелость оценок приходила по мере развертывания перестройки: начиная с совершенствования социализма, многие затем пришли к его отрицанию и предпочтению других социально-политических формаций .



 

Возможно, будет полезно почитать: