Регистрационный учет граждан рф по месту пребывания. Учиться никогда не поздно! Регистрационный учет граждан

Что такое "место жительства"?

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I " " (далее – Закон № 5242-I) к понятию "место жительства " относятся: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Как видно, акцент законодатель делает на том, что зарегистрироваться гражданин может исключительно в жилом помещении. Данная норма вступает в противоречие с , который определяет понятие "место жительства "как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает , не устанавливая ограничений по признаку признания помещения жилым.

Что такое "жилое помещение"?

Жилым помещением, в соответствии с , признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты.

Требования к признанию помещения жилым установлены в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 " ".

В случае, если помещение формально не признавалось жилым, в нем невозможно получить регистрацию. Судебное обжалование отказа в регистрации по месту жительства в таком помещении не дает результатов. Так, апелляционным определением Саратовского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-5850 было указано, что в удовлетворении иска о признании дома пригодным для проживания и возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, поскольку истцом не соблюдена установленная законом процедура признания принадлежащего ему жилого строения пригодным для проживания граждан.

При этом необходимо предъявить :

  • паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (письменное заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением). Достаточно представления одного из перечисленных документов или его надлежащим образом заверенной копии.

В настоящее время действующее законодательство не требует обязательно обращаться в территориальный орган МВД России по прежнему месту жительства с . Снятие с регистрации могут оформить одновременно с регистрацией по новому месту жительства. Однако граждане, самостоятельно снявшиеся с регистрационного учета по прежнему месту жительства вправе представить для регистрации по новому месту жительства адресный листок убытия по форме № 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

Можно не предъявлять и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, заявление, а также иные перечисленные документы могут быть представлены в форме электронных документов и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним передают заявление гражданина и представленные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, в орган регистрационного учета.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3 дней. При этом, в паспорте гражданина производится отметка о регистрации по месту жительства, а тем, кто предварительно не обращался с заявлением о снятии с регистрации по прежнему месту жительства, одновременно проставляют оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства.

Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Согласие собственников жилого помещения на регистрацию по месту жительства

Несмотря на то, что п. 26.1 Приказа Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г. № 288 " " предусматривает в качестве документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение договор (то есть, в том числе и договор аренды или найма), органы ФМС России, когда полномочия по регистрационному учету еще не перешли к МВД России, требовали письменное согласие собственника даже при наличии договора аренды или найма. При этом, судебная практика иногда складывалась не в пользу законопослушных арендаторов.

Аналогичный смысл имеет , который указал, что заявление об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства удовлетворено правомерно, так как заявителем был соблюден порядок обращения к УФМС для регистрации по месту жительства, поскольку были представлены документы, подтверждающие наличие между собственником и нанимателем квартиры соглашения о порядке пользования жилым помещением. При этом, суд отметил, что суд первой инстанции обоснованно применил положения и , правильно указав, что договор найма жилого помещения является основанием для вселения в жилое помещение гражданина и для регистрации последнего по месту жительства .

Стоит отметить и выраженную в позицию: "Указав, что регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем подтвердил, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора , заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Предъявление указанных документов является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище.

Кроме того, нормы законодательства , которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства ."

Кроме того, необходимо обратить особое внимание, что если жилое помещение имеет несколько собственников, то согласие должно быть получено от каждого из них. Так, было определено, что в удовлетворении исковых требований о регистрации по месту жительства отказано правомерно, поскольку для регистрации по месту жительства необходимо согласие всех сособственников спорного жилого помещения, между тем согласия второго собственника жилого помещения истцом не было представлено.

По аналогичному спору было вынесено , которым было установлено, что в удовлетворении заявления о признании отказа миграционного органа в регистрации по месту жительства незаконным и обязании зарегистрировать по месту жительства отказано, поскольку заявитель не представил в миграционный орган письменное согласие на вселение и регистрацию в квартире, правовые основания для регистрации и проживания заявителя в спорном жилом помещении отсутствовали. Следует отметить, что в данном случае согласие второго собственника не было получено ввиду его смерти, однако суд посчитал, что поскольку его права и обязанности переходят к наследникам, то получать будет необходимо их согласие после вступления в права наследования.

Конституция РФ гарантирует полную свободу передвижения. Однако временная регистрация (в народе - прописка) по месту пребывания обязательна для тех, кто находится вне места своего постоянного проживания более 90 суток.

Само место временного проживания может быть различным: это и жилье, снимаемое по договору социального/коммерческого найма; это и дома отдыха, гостиницы, кемпинги, больницы (в случае длительного лечения); это и дома престарелых и иные заведения социального типа, в которых гражданин может в силу объективных причин находиться довольно долгое время.

Временная регистрация не требуется (но возможна) в следующих случаях:

  • если гражданин живет по любому адресу в пределах региона, где он имеет постоянную регистрацию;
  • если гражданин проживает в Москве или Мособласти, и при этом у него есть постоянная регистрация в Москве и области;
  • если гражданин живет в Санкт-Петербурге или Ленобласти, и при этом имеет постоянную прописку на территории Санкт-Петербурга или Ленобласти;
  • если гражданин проживает на территории республики Крым или в Севастополе, и имеет регистрацию по месту жительства в этих субъектах.

За невыполнение обязанности по регистрации гражданина могут оштрафовать (подробнее об этом расскажем ниже).

Вопросами регистрационного учета на территории России занимается Управление внутренней миграции МВД РФ (далее - УВМ). Это ведомство заменило ранее существовавшую ФМС.

Стоит отметить, что временная регистрация при этом производится абсолютно бесплатно, так же как и снятие с регистрационного учета. При этом гражданин не снимается с учета по месту жительства. А чтобы оформить временную прописку, не обязательно ждать 90 дней - это можно сделать и ранее.

Как делается временная регистрация?

Временная регистрация по месту пребывания может быть оформлена несколькими способами:

  1. Лично (путем подачи необходимых документов в территориальное подразделение УВМ).
  2. По почте.
  3. Через единый портал государственных услуг.

При подаче документов на регистрацию лично нужно представить следующий пакет документов:

  • заявление по форме №1 (бланк выдадут в УВМ или его можно скачать на сайте МВД и заполнить заранее);
  • паспорт;
  • документ, являющийся основанием для временной регистрации (например, договор коммерческого найма);
  • согласие определенных лиц на вселение (наймодателя и граждан, проживающих с нанимателем - при вселении в квартиру, находящуюся в соцнайме; всех участников долевой собственности).

Для оформления временной регистрации по общему правилу требуется присутствие собственника жилья. Сотрудник УВМ должен убедиться, что документ-основание подписан именно им. Исключение есть только 1 - если документ, удостоверяющий право на проживание, удостоверен нотариально (или представлена его нотариальная копия).

При подаче документов почтовым отправлением нужны:

  • заявлени по форме №1ПР;
  • копия паспорта;
  • нотариальная копия документа-основания для вселения;
  • нотариально удостоверенное согласие вышеуказанных лиц на вселение.

Для оформления временной регистрации через Госуслуги требуется подтвержденный профиль на портале. Нужно подать:

  • заявление по форме №1;
  • копию паспорта;
  • копию документа-основания для регистрации;
  • согласие вышеуказанных лиц, подписанное их ЭЦП или ЭЦП нотариуса;
  • листок статучета прибытия (если регистрация оформляется на срок больше 9 месяцев).

В течение 3 рабочих дней документы рассматриваются, и затем УВМ выдает свидетельство о регистрации по месту пребывания. По желанию заявителя оно может быть отправлено по почте, а не выдано лично на руки. Собственника же уведомляют о произведенной регистрации.

Исключение по срокам рассмотрения документов есть только 1 - если основанием для вселения выступил договор соцнайма, и при этом он не представлен в УВМ, а лишь указаны его реквизиты. Для дополнительной проверки указанных в заявлении фактов УВМ требу

Временная регистрация для граждан РФ: тонкости процедуры

Оформить временную регистрацию в жилом помещении предоставляется возможным только в случае согласия следующих лиц:

  • если речь идет о государственном или муниципальном жилищном фонде - обязательно согласие нанимателя и всех проживающих с ним совершеннолетних граждан. При этом на основании статьи 80 Жилищного кодекса Российской Федерации уведомление о новом временном жильце наймодателя является обязательным!

    Временная регистрация в таком жилищном фонде возможна не более чем на 6 месяцев подряд. Но даже в этом случае наймодатель может запретить оформление временной регистрации граждан в этих помещениях в связи с тем, что нормы жилья, рассчитанные на одного человека, сократятся;

  • юридического лица, владеющего жилым фондом;
  • непосредственных собственников помещений;
  • правления жилищного кооператива (при условии, что член кооператива не является собственником помещений).

По общему правилу, регистрация детей, не достигших совершеннолетия, по месту пребывания родителей, осуществляется без их согласия.

Согласие владельца жилья оформляется в письменной форме и заверяется у нотариуса или же непосредственно в УВМ при его присутствии.

А теперь коснемся вопросов со стороны собственника жилого помещения.

Договор найма заключен, в квартире появился новый жилец. Но, несмотря на первоначально хорошее мнение, надежд наймодателя он не оправдал. Возникает вопрос: как его выселить?

Для начала попробуйте провести конструктивный диалог, в ходе которого приведите веские основания, почему гражданин должен выехать. Если такой вариант не помогает, обращайтесь в суд.

Временная регистрация прекращается автоматически - по истечении срока, который был указан в заявлении. Но в случае досрочного прекращения регистрации, гражданин должен обратиться в УВМ для того, чтобы его сняли с учета по месту временного проживания.

Нарушение сроков временной регистрации

За несоблюдение требований законодательства о регистрации по временному месту проживания, КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы:

  1. Для граждан, которые не зарегистрировались, размер штрафа составляет от 2 000 до 3 000 руб.; для Москвы и Санкт-Петербурга - от 3 000 до 5 000 руб.;
  2. Для собственника (нанимателя) помещения, который допустил проживание лиц без регистрации, размер штрафа составляет от 2000 до 5000 руб., в Москве и Санкт-Петербурге - от 5 000 до 7 000 руб.

Регистрация подразумевает под собой внесение данных гражданина на учет. Таким образом, он реализует свои права и свободы с одной стороны, и обязательства, с другой. Правила регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства являются обязательными для исполнения всеми. Рассмотрим подробности, как проводится одна и другая процедура.

Регистрационный учет

По действующему закону каждый гражданин должен стоять на учете по месту жительства. Иными словами, быть зарегистрированным. Это положение регулируется статьей 3 закона России от 25 июня 1993 года под номером 5242-1 в современной редакции «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства» Регистрация, или прописка (сегодня этот термин утратил актуальность и вместо него применяется «регистрация») бывает:

  • постоянной;
  • временной.

Под первой понимается постоянное проживание гражданина на одном месте. Как правило, ее оформляют собственники помещений и члены их семей. Редко когда соглашаются прописать на жилой площади стороннего человека на постоянной основе. Ведь количество жильцов, в том числе, влияет и на размер оплаты за квартиру.

Временная регистрация оформляется на срок до 90 дней. Часто она необходима для студентов, сотрудников фирмы, приехавших работать в иногородний филиал, при командировке, лицам, отбывающим наказание за совершенное правонарушение и в других случаях.

Ни один, ни другой вид регистрации не влияет на право собственности недвижимостью. Но каждый гражданин обязан обозначать свое место жительства. Обычно, регистрационный учет осуществляется в территориальных органах ФМС. Вся процедура реализуется согласно порядку, который регламентируется в ПП №713 от 17 июля 1995 года в современной редакции «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с учета» (далее Правила).

Порядок регистрации является единым для всех граждан РФ по месту пребывания или по месту жительства. Тем не менее, в зависимости от принадлежности жилья и характера регистрации (первичной или вторичной), он имеет некоторые особенности.

Регистрация по месту жительства

Чтобы понимать все нюансы, нужно сначала разобраться с понятием. Что подразумевается под местом жительства гражданина? Это квартира, комната или иное жилое помещение, относящееся к жилому фонду, где физическое лицо проживает постоянно или находится там большую часть времени.

При этом необязательно, чтобы человек имел его в собственности. Он может проживать, например, по договору найма или на других основаниях, которые предусматривает в законодательстве Российская Федерация.

Гражданин, относящийся к одному из малочисленных народов, может вести кочевнический образ жизни в соответствии со своими традициями. Это означает, что постоянное проживание у него отсутствует. Тогда, по действующим законам, таким место считается поселение, находящееся в том районе города, где он кочует.

Если место жительства меняется, то в течение 7 дней гражданин обязан уведомить об этом тех, кто принимает и доставляет документы в соответствующие органы. При этом, при себе гражданин должен иметь:

  • паспорт;
  • заявление, которое заполняется по специальной форме;
  • документ, являющийся основанием для законного вселения на жилую площадь (это договор найма или иной документ, где имеется соглашение о жилье в помещении).

Особенности процесса

Заселение может произойти и без ЖЭО. Тогда гражданин обязан предоставить вышеперечисленные документы собственнику или организации, которая осуществляет контроль за эксплуатацией. Но в отдельных случаях он вправе не предоставлять указанные документы. Это возможно, когда вся необходимая о нем информация содержится в гос. органах или ОМС.

Так, если гражданин отказывает предоставить свои данные сотрудникам регистрационного учета, в учреждение направляется запрос о том, чтобы получить их оттуда. На этом или одном из других оснований, предусмотренных действующим законодательством, проводится процедура регистрации. Для этого отводится определенный срок, в который необходимо уложиться. Сотрудники регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина в течение восьми рабочих дней. Отсчет начинается с момента направления заявления вместе с другими документами.

Бумаги могут быть предоставлены лично или через электронную службу «Единый портал государственных и муниципальных услуг» в интернете. В этом случае заявление оформляют на том же ресурсе, и к нему прикладывают отсканированные копии всех нужных бумаг.

Через три дня документы передаются в органы учета. К этому времени должен быть собран полный пакет, которые предусматривают Правила регистрации граждан России по месту пребывания и по месту жительства. Помимо этого, предоставляются адресные листки прибытия с формами учета.

В конце проводится непосредственно регистрация. Для процедуры также отводится три последующих дня после подачи документов. В результате совершеннолетнему гражданину делают соответствующую отметку в паспорте, а несовершеннолетнему выдают свидетельство о регистрации. Это делается в тот же день, когда в орган регистрационного учета предоставят свои документы лица, которых вселяют и тех, благодаря которым они вселяются.

Регистрация по месту пребывания

Как и в предыдущем случае, выясним сначала, что означает место пребывания. Под ним подразумевается место, где планируется жить определенное время. Им может быть:

  • гостиница;
  • кемпинг;
  • санаторий;
  • база для туристов;
  • медучреждение;
  • учреждение, где гражданин отбывает наказание за совершенное правонарушение;
  • иное жилое помещение, кроме места его постоянной регистрации.

Читайте также Процедура регистрации по месту жительства для иностранных граждан с видом на жительство (ВНЖ) в России

В соответствии с Правилами, гражданин обязан обратиться в органы регистрационного учета. При этом он предоставляет:

  • паспорт;
  • заявление, заполненное в специальной форме;
  • документ, на основании которого временное проживание разрешается (речь в данном случае идет о тех же бумагах, как и для регистрации по месту жительства).

Если основанием является договор социального найма, то заявитель вправе не предоставлять вышеперечисленных документов. Тогда он лишь указывает свои реквизиты в заявлении. Он может поступить тем же образом в случае, если регистрация реализуется на основе свидетельства о гос. регистрации права на помещение.

В этом случае сотрудники органа направляют запрос с целью получить необходимую информацию. После того как данные поступят, осуществляют регистрацию. Как и в предыдущем случае, на весь процесс отводится восемь дней. При этом отсчет начинается со дня подачи заявления.

Особенности процесса

В случае, когда заселение проводится без участия ЖЭО, соответствующие документы сдает гражданин, который регистрируется, собственник жилого помещения или законный представитель юр. лица, который несет ответственность за его эксплуатацию. Гражданин извещает соответствующий орган о сроке, в течение которого он будет пребывать, и месте лично или посредством электронной связи на упоминавшемся выше портале.

Срок регистрации граждан по месту пребывания является тем же, что и по месту жительства, то есть на это отводится восемь дней. Следует учитывать, что имеются ввиду только рабочие дни. Вопрос о регистрации по месту пребывания согласуется:

  • с собственником жилья;
  • с нанимателем и всеми проживающими с ним лицами - членами семьи; при этом свое согласие должны дать и те, кто отсутствует;
  • с управлением жилищных кооперативов, но лишь в случае, когда они - не собственники недвижимости.

После предоставления жилья, физические или юридические лица обязаны передать перечень документов в соответствующие органы (смотрите Правила регистрации и снятия граждан, пункт 10). Срок для этих действий - три дня. Еще столько же дней дается государственной инстанции, чтобы зарегистрировать заявителя и выдать ему свидетельство. При этом срок может быть увеличен. Основания регулируются абзацем 5, 6, 9 девятого пункта Правил.

Заявитель не обязан являться лично для получения свидетельства. Он вправе запросить его направление через почтовую связь. В таком случае документ отправляется по адресу регистрации. В то же время в течение трех дней владелец жилья получает уведомление о регистрации по месту пребывания.

Отдельно стоит сказать о детях, не достигших совершеннолетнего возраста. Их регистрируют вместе с родителями, опекунами или усыновителями. Для этого необязательно иметь согласие тех лиц, согласие которых необходимо при осуществлении процедуры в общем порядке.

Вопрос о регистрации по месту пребывания необходимо решать сразу после того, как гражданин прибыл. Это осуществляется администрацией учреждения, где он останавливается. Основанием является паспорт гражданина.

Администрация всех учреждений, список которых представлен выше, на безвозмездной основе предоставляют в органы миграционной службы данные о гражданина. Это реализуется как личным посещением органов, так и посредством электронной связи, а также телекоммуникационных сетей.

Исключением из этого правила регистрации являются учреждения, где граждане отбывают наказание. Администрация в таком случае представляет в миграционную службу данные о регистрации по месту пребывания физического лица в течение семи дней. Порядок процедуры отдельно регулируется Правилами.

Регистрация для пребывания и проживания

В каком бы порядке ни проходила постановка на учет, при регистрации по месту пребывания, основная регистрация - по месту жительства продолжает иметь законную силу и не аннулируется.

Рассмотрев, как происходит порядок о и пребывания, можно сделать вывод о том, что обе процедуры схожи. И в одном, и в другом случае нужны одинаковые документы, а также наличие времени. В то же время регистрация осуществляется просто. Поэтому особого внимания к ней не потребуется. Нужно лишь соблюсти порядок, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

Таким образом, все что нужно от гражданина, это (при личном присутствии) отстоять очередь, а также предоставить необходимые документы. Все остальное делают сотрудники государственного органа. Гражданин получает на руки документ, свидетельствующий о регистрации по месту пребывания.

Снятие с учета: основания

При регистрации по месту пребывания граждане автоматически считаются снятыми с учета, когда истечет срок, указанный в заявлении о регистрации. А если речь идет о санаториях, отелях, базах отдыха, медицинских и иных учреждениях, то выписка происходит с момента их убытия. В этом случае нет необходимости писать какое-то заявление ни со стороны гражданина, который был зарегистрирован по месту пребывания, ни со стороны владельца помещения или администрации учреждения.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).

Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Ответственные за регистрацию лица

Приведем этот Перечень.

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
  • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации - чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

Регистрация граждан по месту пребывания

Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства

В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Снятие граждан с регистрационного учета

В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

Примечание. Регистрационный учет - это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги - ведение первичного учета).

Учиться никогда не поздно!

Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

  • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
  • текст Регламента регистрации с приложениями;
  • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
  • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
  • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
  • порядок получения консультаций.

Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

Передача документов регистрационного учета

Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства - постоянно.

При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке - способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе - залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

* * *

В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

Г.Ю.Шарикова

Юрисконсульт

НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"



 

Возможно, будет полезно почитать: