Урок в начальной школе по теме профессии. Классный час "Какие бывают профессии?" (Начальные классы)

Классный час для начальной школы «Мир профессий»

Цель : познакомить учащихся с профессиями, прививать интерес к различным видам деятельности, задуматься о своём профессиональном будущем, развивать потребность в выборе будущей профессии.

Задачи: активизировать личное участие в формировании своего будущего; расширить знание о мире профессий; создать условия для повышения готовности обучающихся к социально-профессиональному определению.

Ход занятия.

Ребята, чтобы отгадать тему нашего занятия решите анаграмму.

Анаграмма- это слово, в котором буквы не на своих местах.

ИРМСПФРСЕОЙИ (Мир профессий)

Для подсказки послушайте стихотворение:

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

Выбор профессии у вас, ребята, впереди. Многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на свете.

Загадки о профессиях

Вижу в небе самолет

Как светящийся комочек,

Управляет им пилот,

По другому просто...(Лётчик.)

В книжном море он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку

Помогает быстро нам! (Библиотекарь?)

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый (Парикмахер.)

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

(Доктор)

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь (Пекари.)

Игра «Доскажи словечко».

Мы узнали многие профессии. Чтобы их отгадать, вам нужно правильно подобрать рифму. (Учитель читает загадку, а дети хором её продолжают.)

Слезо-носо-вытиратель

В группе нашей -…(воспитатель)

Лоботрясов укротитель,

В школе учит нас..(учитель)

Решать проблемы чётко, быстро

Должны в правительстве..(министры)

Мне поставила вчера

Два укола …(медсестра)

Знает точно детвора:

Кормят вкусно..(повара)

Шьёт прекрасно, порет лихо

Рукодельница … (портниха)

Письма в дом приносит он

Долгожданный..(почтальон)

Как воздушная принцесса,

В форме лётной.(стюардесса)

Герои легендарные,

В огонь идут..(пожарные)

Справедливей всех, друзья,

Споры все решит..(судья)

Высока, стройна, как ель

В платье модном топ..(модель)

У слона иль мышки жар

Их спасёт..(ветеринар)

От вирусов злобных компьютер

Наш чист, программы и файлы

Спас …(программист)

В шахте трудится... (шахтер),

В жаркой кузнице -... (кузнец),

Кто все знает - молодец!

Учитель: Да, профессий век не счесть,

Присмотреться время есть,

Кем же вы хотите стать?

Любопытно всем узнать.

Когда я вырасту, я хочу стать.... потому что…

Физкультминутка «Если хочется тебе, то делай так!»

Хочешь стать ты гитаристом, делай так…

Хочешь стать ты пианистом, делай так…

Хочешь стать ты маляром, то делай так…

Хочешь стать ты землекопом, делай так…

Хочешь стать ты лесорубом, делай так…

Если хочешь стать спортсменом, делай так..

Если хочешь быть шофёром, делай так…

Если хочешь быть жонглёром, делай так…

Если хочешь быть артистом, делай так…

Если хочешь стать певцом, то делай так…

Если хочешь стать моделью, делай так…

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.

1.Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)

2. Ткань, раскрой, костюм, ножницы, ателье .(Портной)

3. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)

4. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Столяр)

5. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)

6. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)

А, теперь, ребята вспомним пословицы и поговорки о профессиях.

Портной.

1.Не игла шьет, а руки.

2. Где шьют, там и порют.

3. Как скроишь, так и тачать станешь.

Кузнец.

1. Тяжело молоту, тяжело и наковальне.

2. Куй железо, пока горячо.

3. Не огонь железо калит, а мех.

Повар.

1. Что в котел положишь, то и вынешь.

2. Кашу маслом не испортишь.

3. Не котел варит, а стряпуха.

Мы живём в информационном, в высокотехнологичном мире, где появляются новые профессии. Какие новые профессии ребята вы знаете?

(диджей, риелтор, крупье, логистик, маркетолог, продюсер- краткая характеристика предмета труда каждой профессии.)

В ряду с новыми профессиями существуют и редкие профессии.

Ребята,почему их называют редкими?

(дегустатор, кинолог, лесник, егерь, специалисты по запахам, священник, частный детектив, сыщик).

Вы все слышали о том, что существуют престижные профессии.

Как вы думаете, какие профессии относятся к престижным? (менеджер, врач, банкир, служащий банка, экономист, финансист, бизнесмен, предприниматель, министр, депутат, государственный служащий, программист, бухгалтер, работник шоу-бизнеса).

Почему эти профессии называют престижными?

Мы с вами перечислили профессии, которые знаем, о которых слышали. Всего профессий и специализаций существует около 40 тысяч.

Где можно получить информацию о профессиях?

Конкурс “Бюро находок”.

В коробке лежат предметы (поварёшка, ножницы, бинт, мел, кисточка нитки). Дети должны сказать, кто потерял?

Ребята, вы ещё пока ученики и не можете трудиться в полях, на предприятиях, в учреждениях. В чём заключается ваш основной труд?

Верно, учёба и приобретение прочных знаний – ваш главный труд.

Конкурс 5. «Знатоки»

(половинки пословиц написаны на доске, а вторые половинки лежат на столах, дети должны найти и составить пословицы).

Кто не работает рыбку из пруда

Хочешь есть калачи тот не ест

Труд человека кормит и доску прогрызет.

Кто любит труд а лень портит

Без труда не вынешь не сиди на печи

Усердная мышь того люди чтут

Итог занятия. Рефлексия.

Вы сегодня говорили, кем вы хотите стать и почему. Как вы думаете, для того, чтобы ваша мечта осуществилась, какие качества нам помогут. У каждой группы рисунок с деревом и слова, из которых они должны выбрать те качества, которые помогут быть успешным

Трудолюбивый, уверенный , ленивый, ответственный, трусливый, неповоротливый, обидчивый, талантливый, самостоятельный, упорный, жадный, глупый, терпеливый, мудрый, аккуратный, сердитый, старательный, честный, любознательный, завистливый, угрюмый, жизнерадостный, независимый, лживый, умный.

Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня они и нужны, и важны.
И вы скорее подрастайте,
Профессией овладевайте.
Старайтесь в деле первыми быть
И людям пользу приносить.

Все вместе: все профессии важны, все профессии нужны.

Цель : познакомить детей с разнообразием профессий; развивать внимание, память, мышление, воображение, артистические способности; воспитывать уважение к труду.

Оборудование : у учителя — распечатки карточки с пословицами (для каждой пары учащихся); коробки или пакеты с наборами предметов для игры «Всякая всячина»; карточки для игры «Изобрази профессию жестами»; у учащихся — тетрадь в клетку, ручка.

Учитель. Сегодня наш разговор пойдет о профессиях. Что такое профессия (специальность)? Профессия — это трудовая деятельность, требующая определенной подготовки, то есть, чтобы приобрести профессию, нужно специально учиться либо в колледже, либо в институте, либо в университете и т.д. Профессия обычно является основным источником существования, то есть способом зарабатывания денег. А для чего, по-вашему, нужны деньги? (Ответы детей.)

Каждый из вас, повзрослев, выберет себе профессию. Чтобы не ошибиться в выборе, нужно заранее к нему готовиться: знакомиться с разнообразием профессий; узнавать, чем интересна и полезна для общества та или иная специальность, подходит ли она вам по характеру, по состоянию здоровья; общаться с людьми различных профессий.

Наше занятие мы начнем с разминки. Игра «Доскажи словечко».

Отгадки заранее записаны учителем на доске и закрыты.

Громко кашляет Сережа.

У него бронхит, похоже.

В поликлинику звонят,

А Сереже говорят:

— Ты не бойся и не плачь —

К тебе едет добрый... (врач).

В магазине папа с Настей

Покупают к чаю сласти.

Шоколадный торт «Причуда»

Очень любит тетя Люда.

Три эклера, пять колец

Завернул им... (продавец).

На пожаре много дыма.

Помощь здесь необходима.

Тушит пламя кто-то смело,

Держит он брандспойт умело.

Рядом — опытный напарник.

Борется с огнем... (пожарный).

Он с утра метет наш двор,

Убирает всякий сор.

Разбросал бумажки кто-то.

— Ох, и задал мне работу! —

Все отвез в мусоросборник

На своей тележке... (дворник).

От Ростова до столицы

Ночью скорый поезд мчится.

Рельсы вдаль летят стрелой,

И ведет состав домой

Опытный специалист

Дядя Коля — ... (машинист).

Все хотят звезду услышать!

На концерт зовут афиши.

В зале мест свободных нет,

Постепенно гаснет свет.

В темноте исчезли лица,

Начинает петь... (певица).

Замесил в деже он тесто,

В теплое поставил место.

— Круглый пышный каравай,

Ну-ка, в печку полезай! —

Хоть весь в белом, но не лекарь,

Свежий хлеб печет нам... (пекарь).

Свято предки берегли

Рубежи родной земли.

Нынче армия и флот

Защищают наш народ.

Выполняя долг священный,

Служит Родине... (военный).

С. Волосевич

Учитель открывает запись на доске. Названия профессий прочитываются детьми хором. Запись закрывается.

Учитель . Запишите в тетрадь названия профессий, упомянутые в этих стихах. Их было 8. (Самостоятельная работа. Проверка.)

Какие еще профессии вы знаете? Кем работают ваши родители? (Ответы учащихся.)

В мире существуют тысячи профессий. Выбрать такую, чтобы сразу пришлась по душе, удается не каждому. Случается, что человеку в течение жизни приходится несколько раз менять специальность. Но кем бы ни работал человек — врачом или дворником, грузчиком или актером, продавцом или учителем, мнение окружающих о нем составляется по тому, насколько ответственно он относится к своему делу, трудолюбив он или ленив, приятен в общении или груб, проявляет ли творчество или строго выполняет указания начальства, вкладывает ли всю душу в работу или мыслями далек от рабочего места.

На Руси всегда уважали и ценили трудолюбие. О настоящем мастере говорили: «золотые руки». Недаром у русского народа существует множество пословиц о труде и трудолюбии. Давайте вспомним некоторые из них. Вам необходимо соединить стрелками начало и конец пословицы.

Дети получают распечатки карточки. Работа в парах. Проверка. Объяснение смысла пословиц.

Ответ . 1—3; 2—5; 3—1; 4—4; 5—2.

Учитель. Среди профессий есть такие, с представителями которых мы часто встречаемся, поэтому знаем, в чем заключается суть этих профессий. Но есть и редкие профессии.

Поговорим и о тех, и о других. Начнем с распространенных.

Игра «Всякая причина»

На столе в коробочках или пакетах (лучше — подарочных) спрятаны наборы предметов, относящихся к той или иной профессии.

Учитель предлагает игроку выбрать коробку (пакет). Держа руки за спиной, вытащить из него предметы, исследовать на ощупь, назвать их и соответствующую профессию, а также ее суть.

Предметы, лежащие в коробках (пакетах):

Ножницы, расческа (парикмахер); краски, кисточка (художник);

Ткань, нитки, набор игл (швея);

Градусник, шпатель, шприц (врач, медсестра);

Конверт, подписной абонемент на газету (работник почты);

Калькулятор, целлофановый пакет (продавец рынка);

Бутафорский нос (клоун).

Учитель. А теперь поговорим о профессиях сравнительно редких. Расшифруйте их.

Ответ. Космонавт. Читаем столбцами.

Учитель . Профессия космонавта сравнительно молодая. Космонавтами можно назвать всех летчиков, которые пилотируют космические корабли, а также членов экипажа, занимающихся научными исследованиями на борту корабля. Чтобы стать космонавтом, нужно пройти длительную и сложную подготовку, в особенности физическую. Следовательно, желающий получить эту профессию должен прежде всего обладать отличным здоровьем, заниматься спортом, не иметь вредных привычек. Ведь при взлете ракеты человеку приходится преодолевать огромные перегрузки, от которых порой не может защитить даже специальный костюм.

Первым космонавтом Земли стал русский летчик Юрий Алексеевич Гагарин. Почти полвека назад он совершил космический полет вокруг нашей планеты и приземлился на родную Землю.

Ответ . Археолог. Читаем строчками.

Учитель. Археология — наука, изучающая историю общества, его прошлое. Археологи летом отправляются в места, где ранее были поселения древних людей. За много тысяч лет места стоянок покрылись толстым слоем земли, травой и деревьями. Археологи очень тщательно, снимая буквально по сантиметру слои земли, разыскивают предметы, которыми пользовались наши предки: орудия труда, сосуды, оружия, украшения. Аккуратно очищают каждый предмет кисточкой. По ним восстанавливают историю того времени: как жили, чем питались, с кем воевали, во что одевались, чем увлекались наши предшественники. Затем эти предметы попадают в музей.

3. АЪРЪХЪИЪТЪЕЪКЪТЪОЪРЪ

Ответ. Архитектор. Читаем, пропуская каждую вторую букву, т. е. Ъ.

Архитектура — это искусство проектировать и строить здания, необходимые людям для их жизни и деятельности. Архитектор — профессия очень древняя, во все времена уважаемая. Все здания, которые мы видим вокруг себя: дома, школы, заводы, больницы, дворцы, стадионы, храмы, библиотеки, мосты, — дело рук архитекторов. Свою долгую, кропотливую и очень ответственную работу архитектор начинает с расчетов и чертежей. Стоит только немного ошибиться в расчетах — и построенное здание может рухнуть.

Ответ. Лесник. Читаем справа налево.

В глубине леса стоит небольшая избушка. Здесь живет лесник. Он, как и подобает людям этой профессии, по-хозяйски заботится о лесе.

Он растит лес, бережет его, ухаживает за ним. Систематически обходит дозором свои владения, объясняет отдыхающим, как вести себя в лесу, отмечает, где появилось множество насекомых — вредителей леса. Смотрит, нет ли больных и засохших деревьев и нет ли запаха дыма, не наведались ли в лес браконьеры — злейшие враги животных, нет ли раненых зверей, не нужна ли им помощь. А когда зимой от мороза затихают птицы, а зайцы с голодухи гложут горькую осину, лесник сооружает и развешивает кормушки, подсыпает в них угощение. А если вдруг возникнет пожар, то лесник возглавит работу по его тушению.

Некоторые профессии уже исчезли. Например, бурлак, ямщик

Бурлак — наемный рабочий, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. Для выполнения работы бурлаки объединялись в артели (группы). Труд бурлака был крайне тяжелым и монотонным. Но с появлением пароходов бурлацкий труд полностью исчез.

Ямщик — человек, занимавшийся грузовыми или пассажирскими перевозками на лошадях. С появлением железных дорог и железнодорожного транспорта труд ямщика перестал быть необходимым, стал исчезать.

Некоторые профессии появились недавно: промоутер, риэлтер,

Риэлтер — профессионал по проведению операций с недвижимостью, т.е. по покупке и продаже квартир, жилых домов, офисов и т. д.

Учитель. Давайте поиграем. Я буду называть вам серьезные и не очень серьезные характеристики профессий. Если вы согласны, то похлопайте в ладоши, если не согласны — побарабаньте ладонями по парте.

Игра «Правда ли, что...»

Судья — профессия справедливая?

Лесник — профессия зеленая?

Сапожник — профессия интеллектуальная?

Пчеловод — профессия сладкая?

Балерина — профессия легкомысленная?

Воспитатель детского сада — профессия экстремальная?

Водитель — профессия подвижная?

Клоун — профессия суровая?

Журналист — профессия общительная?

Ученый — профессия веселая?

Банкир — профессия денежная?

Земледелец — профессия урожайная?

Художник — профессия творческая?

Водолаз — профессия мокрая?

Спасатель — профессия героическая?

Пожарный — профессия горячая?

Шахтер — профессия изящная?

Ветеринар — профессия добрая?

Стюардесса — профессия улыбчивая?

Игра «Изобрази профессию жестами»

На столе лежат карточки с названиями профессий, необходимо с помощью жестов, имитирующих движения представителей данной профессии, записанной на карточке, объяснить, какая профессия имеется в виду.

Карточки . Продавец. Уборщица. Официант. Доярка. Повар. Спортсмен. Плотник. Лесоруб.

Учитель . Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...».

Ганна Амелина
Конспект познавательно-развлекательного мероприятия для младших школьников «Все профессии нужны, все профессии важны!»

«Все профессии нужны - все профессии важны

Познавательно - развлекательное мероприятие для младших школьников

Разработано

социальным педагогом Амелиной Г. П.

ГБУ СО СРЦ «Надежда»

Г. Энгельс

Цель : обобщение знаний и представлений младших школьников о различных профессиях .

Задачи :

Способствовать осознанию учащимися ценности и важности профессий в современном мире .

Активизировать интерес к наиболее распространённым профессиям .

Развивать речь, обогащать словарь по теме «Профессия » .

Совершенствовать умение четко отвечать на вопросы.

Развивать быстроту реакции, внимание, мышление, воображение.

Воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Формировать умение работать в коллективе дружно сообща.

Дети входят в зал и садятся полукругом на стульчики.

Дети, давайте вспомним стихи, которые мы выучили к сегодняшнему занятию.

Встанет дворник на заре,

Снег расчистит во дворе,

Дворник мусор уберет

И песком посыплет лед.

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это плотник делает

Окна и полы.

Топором, рубанком

Выстругивает планки.

Сделал подоконники

Без сучка-задоринки.

Добрый повар в колпаке

С поварешкою в руке,

Он готовит на обед -

Кашу, щи и винегрет.

Все болезни лечит врач,

Он уколет - ты не плачь.

Веселей смотри вокруг,

Детский врач - ребятам друг.

Вы догадались, ребята, о чем сегодня мы будем говорить? Да, речь пойдет о профессиях .

А что такое профессия ?

Дети. Дело, работа, которой занимается человек.

В толковом словаре написано : Профессия – это вид труда , который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.

Какие профессии вам известны ? (Ответы детей.)

Сегодня мы с вами ребята поиграем в профессии , а точнее проведём конкурс на лучших знатоков профессий .

Соревноваться будут две команды : «Мастера» и «Умельцы» .

Оценивать конкурс будет наше уважаемое жюри.

Задание№1

Давайте разгадаем кроссворд под названием «Профессии » .

По горизонтали.

1. Строит здания строитель,

Грузовик ведет водитель.

А кто в кухне очень нужен,

Нам готовит вкусный ужин? (Повар.)

3. Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор.)

4. Много ей работать нужно

И работать с огоньком,

Чтоб была у нас на ужин

Каша с маслом, с молоком. (Доярка.)

Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)

6. Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз и просит вас :

«Приходите, через час» . (Фотограф.)

По вертикали.

2. Вез. в магазин

Много метел и корзин.

Как приятно было Зине

Вместе с ним сидеть в кабине. (Водитель.)

Педагог : Сейчас я прочту вам стихотворение А. Шибаева. В нем в конце каждой строчки отсутствует слово - название профессии . Попробуйте его угадать.

Самолетом правит. (летчик) .

Трактор водит. (тракторист) .

Электричку. (машинист) .

Стены выкрасил. (маляр) .

Доску выстругал. (столяр) .

В доме свет провел. (монтер) .

В шахте трудится. (шахтер)

В жаркой кузнице -. (кузнец) . КТО ВСЕ ЗНАЕТ - МОЛОДЕЦ!

Задание№2

Следующее задание заключается в том, чтобы по нескольким словам угадать задуманную профессию .

Кошка, шприц, лекарства. (Ветеринар.)

Зеркало, ножницы, расческа. (Парикмахер.)

Набор игл, нитки, ткань. (Швея.)

Стопка ученических тетрадей, указка, классный журнал. (Учитель.)

Прилавок, продукты, цена. (Продавец)

Двор, метла, урна. (Дворник)

Самолет, штурвал, команда. (Летчик.)

Водопроводный кран, гаечный ключ, труба. (Слесарь-сантехник)

Сумка, газета, письмо. (Почтальон.)

Фотоаппарат, пленка, квитанция. (Фотограф.)

Комбайн, поле, зерно. (Комбайнер.)

Дом, кирпич, цемент. (Строитель.)

Трамвай, деньги, билет. (Кондуктор.)

Книга, формуляр, читатель. (Библиотекарь.)

Задание№3

Каждая профессия имеет свои орудия труда. Вам надо назвать их и сказать, кому они нужны для работы .

Зубов много, а ничего не ест. (Пила.)

Надели на палку стальную ладошку,

И под ладошку сажают картошку. (Лопата)

Взмахнет, нырнет, трава упадет. (Коса.)

То назад, то вперед ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе, продырявит море. (Утюг.)

Шагает мастерица по шелку да по ситцу.

Как мал ее шажок! Зовется он стежок. (Иголка.)

Два конца, два кольца, а посередине - гвоздик. (Ножницы.)

Старая бабка по двору шныряет, чистоту соблюдает. (Метла.)

Если хорошо заточен, все легко он режет очень : хлеб, картошку, свеклу, мясо, рыбу, яблоки и масло. (Нож.)

Вострушка-вертушка

Уперлась в винт ногой -

Потерял болтун покой. (Отвертка.)

Замечательный дружище : деревянная ручища,

Да железный ободок, да каленый гребешок.

Он у плотника в почете, каждый день с ним на работе. (Топор.)

Задание№4

Игра «Чьи эти вещи?»

1. Вещи потеряли своих хозяев. Давайте поможем их вернуть хозяевам. (молоток, половник, фуражка военного, и т. д.)

Задание№5 «Пословицы»

Известно много пословиц и поговорок о труде. Соберите пословицу из отдельных слов и объясните её смысл.

Умелые руки не знают скуки

Кончил дело, гуляй смело.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Птица красна пером, а человек трудом.

Задание№6 «Фразеологизмы»

Педагог : Каждый труд почетен. Не столько важно , кем человек работает, сколько важно , как он работает. Oт того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. Издавна в народе пользуются уважением люди трудолюбивые, а с ленивым работником никто не хочет иметь дела.

Задание : определите, о каком (трудолюбивом или ленивом) человеке эти фразеологизмы : (Дети по очереди читают фразы и объясняют их)

«мастер своего дела» ,

«работает спустя рукава» ,

«лень прежде него родилась» ,

«золотые руки» ,

«работает, засучив рукава» ,

«трудится не покладая рук» ,

«от лени мохом оброс» ,

«работает, словно спит» .

Задание№7

Каждая команда получает задание : поставить и показать мини-сценку о человеке какой-либо профессии , например, «Почтальон принес телеграмму» , «Учитель проверяет тетради» , «В парикмахерской» , «Работа официанта» , (Дети выполняют задание.)

Задание№8

Настоящий мастер потому и настоящий, что работает на совесть. Труд его приносит людям радость. И тогда люди говорят спасибо мастеру :

Сапожнику - за. (удобную обувь) .

Столяру - за. (прочную мебель) .

Строителю - за. (уютное жилье) .

Парикмахеру - за. (аккуратную прическу) .

Врачу - за. (избавление от боли) .

уборщице - за. (чистоту и порядок) .

Учителю - за. (знания) .

Портному - за. (одежду) .

Педагог - Наше занятие подошло к концу.

Сегодня мы с вами вспомнили разные профессии .

Можно быть кем угодно : прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом.

Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Педагог : Слово жюри.

Подведение итогов.

Игра в начальной школе «Все работы хороши!»

Цели : расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях; обобщить знания по технологии (устройство инструментов, технология изготовления изделий); развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках технологии, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков; прививать интерес к рабочим профессиям, труду.

Оборудование : карточки с рисунком дома; краски; кисти; работы учащихся.

Ход игры

I. Сообщение темы.

Учитель . Сегодня у нас необычный урок, урок-игра «Все работы хороши!».

Профессия - это род занятий, любимое дело, груд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору. Л что вы знаете о профессиях, мы сегодня и узнаем.

Профессий много есть на свете,

Но выбрать вы должны лишь ту,

Что всех дороже вам на свете,

Чтоб посвятить себя труду.

II. Игровая часть.

1. Начало работы.

Чтец 1.

Светом ласковым согреты

Мы на солнечной Земле.

Наступает день с рассветом

В каждом городе, селе.

Чтец 2.

Утро ясное зовет

В поле, шахту, на завод:

Начинается работа!

И у нас свои заботы.

Чтец 3.

Время тратим не напрасно:

Чтоб всегда все было ясно -

Знаем математику на «пять»,

Любим строить, рисовать.

Чтец 4.

Научились мы дружить,

Добрым делом дорожить,

Подрастем - все будем сами

Делать этими руками.

Много я узнать хочу -

Выбрать дело по плечу.

2. Игра «Таинственное слово».

Учитель.

Да, профессий век не счесть,

Присмотреться время есть,

Кем же вы хотите стать?

Любопытно всем узнать.

Учитель демонстрирует карточки, на каждой из которых написано слово, но буквы в нем представлены самым немыслимым образом. Учащиеся должны угадать, какое слово зашифровано:

баркы явш праов щакнемки

жирнене ьевитол ртомас

(Рыбак, швея, повар, каменщик, инженер, водитель, матрос.)

3. Конкурс «строителей».

Учитель . Первыми приглашаем посоревноваться каменщиков.

Ученик.

Строителем хочется стать поскорее.

Дома и дворцы научусь возводить

И школы, куда будут дети ходить.

Задание . Составить из разрезанной на части картинки рисунок дома

Рис. 1. Образец разрезанной на части картинки

Учитель. Теперь в соревнование вступают маляры.

Ученик.

Красить комнату пора,

Пригласили маляра.

Но не с кистью и ведром

Наш маляр приходит в дом.

Вместо кисти он принес

Металлический насос.

Брызжет краска по стене,

Солнце светится в окне.

Стали стены голубыми,

Словно небо в вышине.

Новый дом почти готов,

Примет к празднику жильцов.

На доске прикреплены рисунки дома, выполненные на листе бумаги. 2-3 учащихся должны раскрасить по своему вкусу дома так, чтобы это было красиво и быстро.

Рис. 2. Дом для раскрашивания

4. Игра «Отгадай пословицы».

Учитель . Пока наши «маляры» работают, предлагаю вам отгадать пословицы. Я начну пословицу, а вы продолжите ее. Без труда - ... (не вынешь рыбку из пруда).

Без охоты - ... (нет работы).

Без ремесла - ... (как без рук).

Без дела жить - ... (только небо коптить).

Была бы охота - ... (заладится всякая работа).

Без топора не плотник, ... (без иглы не портной).

Люби дело, ... (мастером будешь).

5. Игра «Кто потерял свой инструмент?».

В бюро находок поступило много вещей. Как вы думаете, кто их потерял? Назовите профессию владельца этих предметов:

ножницы шпатель лампочка

кастрюля термометр сито

кисть сантиметровая лента гаечный ключ

калькулятор гиря указка

6. Викторина «Угадай профессию».

1) Кто пашет, сеет, хлеб убирает? (Хлебороб.)

2) Кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)

3) Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)

4) Одевает кто нас модно?

Кто костюм шьет выходной?

Всем известно - он... (портной).

5) К нам приходит с письмом прямо в дом - кто же он? (Почтальон.)

6) Вот на краешке с опаской он железо красит краской;

У него в руках ведро, сам расписан он пестро. (Маляр.)

7) Ночью, в полдень, на рассвете службу он несет в секрете,

На тропе, на берегу, преграждая путь врагу. (Пограничник.)

8) Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет,

А огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? (Космонавт.)

9) Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор.)

10) Служит дорогой Отчизне старший брат.

Охраняет наши жизни, он - ... (солдат).

11) Заболело ухо у кота, поднялась в доме суета.

Дед ворчит, сестренка хнычет,

Суп в кошачьей миске стынет.

Что мне делать? Как мне быть?

Где котенка полечить? (У ветеринара.)

12) Расплакалась лягушка: пятнышко на брюшке,

Пятнышко на ножке - будьте осторожны!

У кого будем лечить эту болезнь? (У дерматолога.)

13) Попала соринка на лету в глаз красавцу-журавлю.

Ребята, к какому врачу обратиться журавлю? (К окулисту.)

14) Родилась сестренка Даша - радость наша, горе наше.

Хлеб не ест, плюется кашей,

К кому идти с сестренкой Дашей? (К педиатру.)

15) Сидит девица на железной птице,

Стрелы опускает, грузы поднимает. (Крановщица.)

7. Конкурс «Знаток технологии».

На столе под определенными номерами находятся изделия, полученные путем сгибания, резания, склеивания, выпиливания, сшивания, вязания и т. д. Учитель называет технологический процесс, а учащиеся должны выбрать соответствующее ему изделие.

8. Конкурс «Найди лишнее».

На доске или на карточке крупными буквами написаны слова. Необходимо вычеркнуть «лишнее» слово, не относящееся к данному технологическому процессу. Например: игла, нитки, гвоздь, сантиметровая лента, наперсток. (Лишним является слово «гвоздь», так как он не используется при работе с тканью.)

1) Кисть - клей - линейка - спица - ножницы.

2) Пряжа - нож - спицы - ножницы.

3) Кастрюля - ложка - терка - крючок.

Музыкальная пауза.

Частушки:

Мы трудиться очень любим,

Нам трудиться нравится.

Каждый сладит с трудным делом,

С любой работой справится.

Говорят, я боевая,

Боевая, ну и что ж.

Моя мама боевая,

Ну а я тогда в кого ж?

Сам почистить раз в году

Я решил сковороду.

Но потом четыре дня

Не могли отмыть меня.

Ира, Оля, Катерина

Загорелись вышивать,

Во всю прыть они старались

Заказов больше принимать.

Говорят — умелая

Девочка несмелая.

Но любую я работу

До конца доделаю.

Мы частушки все пропели -

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали!

III. Итог игры.

Заключительное слово учителя . Молодцы, ребята! Вы сегодня свои умения и знания по технологии показали, о профессиях разных много рассказали.

Как видите, дети, профессий немало - такую себе выбирай,

Чтоб делом всей жизни твоей она стала,

Чтоб честным трудом ты прославил свой край.

Государственное образовательное учреждение «Детский дом № 4» г.Усинск
Составил: Криворучко Наталья Николаевна воспитатель «Детского дома № 4» г.Усинска 2013г.
Цель: создание условий для формирования представлений о мире профессий, формирование коммуникативной компетентности воспитанников.
Задачи:
Учебная: формирование и закрепление первичных знаний о различных сферах и видах профессий;
Развивающая: развивать познавательный интерес и творческую деятельность детей, развивать мотивы образовательной деятельности (Для нас учеба – главный труд);
Воспитательная: воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому.
Возраст участников: для воспитанников начальной школы.

Инновационная технология: конкурсная игра
Оборудование: таблички (для каждой команды), презентация, листы бумаги, ручки, конфеты.
Ожидаемые результаты:
активизация процесса профессионального самоопределения;
расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово.
- Здравствуйте уважаемые ребята, гости и коллеги!
Начинаем наше мероприятие.
-Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на нашей игре, надо соединить первые буквы каждого слова и прочитаете его.
(Слайд 1,2)

Пир рис оса фрукт ель сосулька слон ирис яблока

Ребята, не далек тот час, когда перед Вами станет выбор- какую профессию получить. Сейчас главным для вас является учеба, знания, которые вы получите – это база вашей дальнейшей жизни. Пришла время поразмыслить о выборе своей будущей профессии.
В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши воспитатели, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
- Кто нужней и всех важней, какая профессия? Спорить можно долго. “Все профессии нужны, все профессии важны”

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий:
важно суметь разобраться в этом многообразии;
узнать, чем занимаются люди данной профессии;
познакомиться какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии;
учитывать собственные интересы и способности.
Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением.
Обдумать вопрос о будущей профессии - полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ.
Прекрасных профессий на свете огромное множество, и каждой профессии слава и честь.
- С некоторыми из них сегодня мы познакомимся.
- Своё знакомство с профессиями мы проведем в форме игровых конкурсов «Что я знаю о профессиях» (Слайд 3), в которой участвуют две команды. Если вы знаете ответ, то поднимаете карточку. Какая команда вперёд поднимет таблички, та и имеет право отвечать на вопрос. Если команда дала неправильный ответ, то право ответа получает следующая команда. Игра состоит из 3 туров. Та команда, которая в ходе игры наберёт наибольшее количество баллов – будет победителем игры. Если команды не дают ответ, то ответить могут болельщики, заработав сладкий приз.

II. Основная часть:
Для начала проведем небольшую игровую разминку.

1ТУР: «Наши профессий» (Слайд 4)

Конкурс №1 «Угадай профессию» (отгадайте о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках) (Слайды 5-16)

1. Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?
(Пилот, лётчик, космонавт.)
2. Кто выносит сор из избы?
(Уборщица, техничка.)
3. Самый сладкий мастер – это... Кто?
(Кондитер.)
4. Назовите имя самого известного в нашей стране ветеринара.
(Айболит, ведь он лечил зверей.)
5. Как звали первую женщину-лётчицу?
(Баба-Яг.)
6. Звёздный бухгалтер – это... Кто?
(Астроном.)
7. Ухажер за деревьями - это…Кто? (Садовод, садовник)
8. Преобразователь ткани в одежду- это … Кто?(Портной, швея)
9. Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы?
(Учителя.)
10. «Сумчатый» профессионал – это… Кто?
(Почтальон.)
Конкурс №2. «Головоломка» (Слайд 17) вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия)
(Слайд 18 - 19)
РВАЧ = В- - - (медработник)
ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)
КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)
МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)
СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)
ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)
КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)

Конкурс №3 "САМАЯ-САМАЯ " (Слайд 20) А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
(Слайд 21)
Назовите профессии: (3 минуты на обдумывание)
1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор...)
2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)
3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
4. Самая волосатая (парикмахер...)
5. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
6. Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)
7. Самая смешная (клоун, пародист...)
8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
9. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
-Болельщики, которые добавят не названные профессии.

2 ТУР: «Профессия и ее инструменты» (Слайд 22)

Конкурс №4 «Бюро находок» (Слайд 23) узнай, кому принадлежат вещи (предметы)
(Слайд 24)
 КОЛЕСО
 КИРПИЧ
 ИГЛА-ТАБЛЕТКИ
 НИТКИ
 МУКА
 МЕЛ
 НОЖНИЦЫ
ОТВЕТЫ:
 Водитель
 Каменщик, строитель
 Врач, доктор
 Портной, швея
 Повар, пекарь, кондитер
 Учитель, педагог
 Парикмахер

Конкурс №5 «Буквы и профессии». Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?
(Слайд 25,26)
К Р Ф П
Контролер Разведчик Фрезеровщик Проводник
Киноартист Рыбак Фотограф Плотник
Крановщик Редактор Фигурист Пилот
Кочегар Радиоведущий Фармацевт Пожарный
Киномеханик Рентгенолог Фтизиатр Полицейский
Космонавт Радист Фокусник Полярник
Кабельщик Репортер Фотомодель Пограничник
Кровельщик Фотокорреспондент Печник
Каменщик Пиротехник
Кутюрье Повар
Кондитер Пекарь
Кондуктор Портной
Парашютист

Конкурс №6 «Что лишнее» (Слайд 27) В цепочке слов найдите лишний предмет (кто быстрее справится с заданием?)
(Слайд 28)

1)Шприц- лекарство- вата- спица
спица
2) Игла –нитки –гвоздь –напёрсток – сантиметровая лента
гвоздь
3) Кастрюля –ложка –тёрка –ножницы
ножницы
4) Фен –нож –расческа –ножницы
нож

3 ТУР «Профессия каждая самая важная» (Слайд 29)

Конкурс №6 «Пословицы о труде и профессиях» (Слайд 30-37). Собери пословицы – кто быстрее поднимет таблички - имеет право отвечать)

Кончил дело - гуляй смело.
Терпение и труд всё перетрут
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Глаза страшатся, а руки делают.
На работу с радостью, а с работы с гордостью.
Не игла шьёт, а руки.
Хозяин тот, кто трудится.

Конкурс № 7 «Покажи профессию». Давайте, немного отдохнём, проведём физминутку, при помощи движений покажем, чем занимаются люди разных профессий. По одну человеку от команды, выходят и показывают по одной профессии и по одному от команды болельщиков.
(Слайд 38-39)
-Как делает шофёр?
-Как делает повар?
-Как делает маляр?
-Как делает парикмахер?
-Как делает пианист?
-Как делает дворник?
-Как делает врач?

III. Награждение победителей:
Сноровку, ловкость и умение
Сегодня показать сумели вы.
А теперь, справедливое жюри,
Игроков по достоинству оцени. (слово жюри)

IV. Заключительное слово ведущего
- Вот мы и подвели итоги нашей игровой программы. Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и в мире.
В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.
Вопрос выбора профессии решить за короткое время нельзя. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с воспитателем и родителями, опытными рабочими о труде и профессиях.
Ведь главное: Счастье - это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией). А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни. Желаю хороших оценок, успехов в ваших начинаниях, в труде и крепкого здоровья!
Много здесь профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться.

Спасибо. (Слайд 40)

Список используемой литературы.



 

Возможно, будет полезно почитать: