Великая княгиня ольга. Княгиня ольга - биография, информация, личная жизнь

24 июля (11 июля ст. ст.) Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги, нареченной во святом крещении Елены . Святая княгиня Ольга правила Древнерусским государством с 945 до 960 года в качестве регентши при малолетнем сыне Святославе, после гибели ее мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Ольга первой из правителей Руси приняла христианство. Святой равноапостольной княгине Ольге молятся об укреплении христианской веры и об избавлении государства от врагов. Также святая Ольга почитается как покровительница вдов.

Житие святой равноапостольной княгини Ольги

Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга утверждает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату ее рождения к концу IX века. Приблизительную дату ее рождения сообщает поздний «Архангелогородский летописец», который уточняет, что Ольге на момент брака было 10 лет. На основании этого много ученых высчитали дату ее рождения - 893 год. Проложное житие княгини утверждает, что нам момент смерти ей было 75 лет. Таким образом, Ольга родилась в 894 году. Но эту дату ставит под сомнение дата рождения старшего сына Ольги, Святослава (ок. 938-943 гг.), так как Ольге на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется маловероятным. Смотря на тот факт, что Святослав Игоревич был старшим сыном Ольги, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси Б.А. Рыбаков, принимая за дату рождения князя 942 год, посчитал крайней поздней точкой рождения Ольги 927-928 год. А. Карпов в своей монографии «Княгиня Ольга» утверждает, что княгиня родилась около 920 года. Следовательно, вернее выглядит дата около 925, нежели 890 год, так как и сама Ольга в летописях за 946-955 года представляется молодой и энергичной, а старшего сына рождает в 942 году. Имя будущей просветительницы Руси и ее родину «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря:

И привели ему жену из Пскова, именем Ольга .

Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских - одной из древнерусских княжеских династий.

Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты недалеко от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился на Псковской земле и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Ольга оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя:

Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил Ольгу и послал за ней князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

В 942 году в семье князя Игоря родился сын Святослав. В 945 году Игорь был убит древлянами после неоднократного взимания с них дани. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом (ум. 946 г.). Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью она заманила в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе - сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, устанавливая дани и оброки, отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. Житие так повествует о трудах Ольги:

И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла… Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечения, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения .

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» - на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику, как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой. Но Ольга понимала, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа. «Степенная книга» пишет:

Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания .

Преподобный Нестор Летописец (ок. 1056-1114 гг.) повествует:

Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа .

Великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправилась с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге », - повествует житие святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (917-956 гг.), а восприемником был император Константин Багрянородный (905-959 гг.), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний (ум. 1232 г.): «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос ». Патриарх благословил новокрещеную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись:

Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня .

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. Княгиня Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески:

Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем .

На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова. 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии Премудрости Божией. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при Крещении в Константинополе. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано:

Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне.

После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна. В то время язычники с надеждой взирали на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет » так повествует об этом:

Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним … Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают .

Он, не слушая матери, жил по языческим обычаям. В 959 году немецкий хронист писал: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников ». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре умер. На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности », - так повествуют летописи о миссии Адальберта. Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ей церкви. Княгине Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось княгине Ольге.

Святослав разгромил давнего врага Русского государства - Хазарский каганат. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии - восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава , окруженного со своей дружиной огромным греческим войском:

Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!.

Пребывая в Киеве, княгиня Ольга учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Княгиня Ольга с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Княгиня Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, - я ожидаю скорой кончины - отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти - вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню ». «Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшем исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела и как праведная была принята руками Божиими ». Датой преставления княгини Ольги является 11 июля 969 года. Княгиня Ольга была похоронена по христианскому обычаю. В 1007 году ее внук князь Владимир Святославичоколо (960-1015 гг.) перенес мощи святых, включая Ольги, в основанную им церковь Богородицы в Киеве.

Почитание святой равноапостольной княгини Ольги

Вероятно, в период княжения Ярополка (972-978 гг.) княгиня Ольга стала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля (ст. ст). При великом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие болящие исцелялись. Сбылось пророчество святой княгини Ольги о кончине сына Святослава. Он, как сообщает летопись, был убит печенежским князем Курей (Х в.), который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира - Крещение Руси. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной.

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена. Согласно Иоакимовской летописи, первоначальное имя Ольги - Прекраса. Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968-971 годов. Глеб мог быть сыном князя Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жен. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги. Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677 год) рассказал о некоем русском князе Олеге, ставшем (940 год) последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги. О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием (значит, племянник или двоюродный брат), упомянул Константин Багрянородный в перечислении ее свиты во время визита в 957 году в Константинополь.

Тропарь и кондак святой равноапостольной княгине Ольги

Тропарь, глас 1

Крилома богоразумия вперивши свой ум, возлетела еси превыше видимыя твари, взыскающи Бога и Творца всяческим. И Того обретши, паки порожение крещением прияла еси. И древа животнаго креста Христова наслаждьшися, нетленна во веки пребываеши, ОЛьго присно славная.

Кондак, глас 4

Воспоем днесь Благодателя всех Бога, прославльшаго в Руси Ольгу богомудрую. И молитвами ея Христе, подаждь душам нашим грехов оставление.

————————

Библиотека Русской веры

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Иконы

На иконах святая равноапостольная княгиня Ольга изображается в рост или по пояс. Она облачена в царские одежды, ее голову украшает княжеский венец. В правой руке святая княгиня Ольга Владимир держит крест - символ веры, как нравственной основы государства, или свиток.

Храмы во имя святой равноапостольной княгини Ольги

На северо-западе Руси существовал погост Ольгин Крест. Именно сюда, как гласят летописные источники, для сбора податей приходила в 947 году княгиня Ольга. В память о своем удивительном спасении при переправе через порожистую и незамерзающую Нарову, княгиня Ольга поставила деревянный, а потом и каменный крест. В урочище Ольгин Крест находились местные чтимые святыни - храм во имя святителя Николы, построенный в ХV веке, каменный крест, установленный, по преданию, в Х веке княгиней Ольгой. Позднее крест был вделан в стену церкви святителя Николы. В 1887 году храм был дополнен приделом во имя святой княгини Ольги. Никольский храм был взорван в 1944 году отступавшими немецкими войсками.

В Киеве на Трехсвятительской улице (ул. Жертв Революции) до 30-х гг. XX в. находилась церковь во имя трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Она была построена в начале 80-х гг. XII века князем Святославом Всеволодовичем на княжеском дворе и освящена в 1183 г. У церкви был придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги.

В церкви Успения с парома (с Пароменья) в Пскове освящен придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги. Церковь поставлена на месте более ранней, построенной в 1444 году. С 1938 года церковь не действовала, в 1994 году в ней возобновлено богослужение.

Во имя святой равноапостольной княгини Ольги освящен единоверческий храм в Ульяновске. Церковь была построена в 1196 году.

В г. Ульяновске находится единоверческий храм Русской Православной Церкви.

Народная память о святой равноапостольной княгине Ольге

В Пскове существует Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, а также два памятника княгине. Памятники святой поставлены в Киеве и Коростени, а также фигуры Ольги присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. В честь святой княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря и поселок городского типа в Приморском крае. В честь святой Ольги названы улицы в Киеве и Львове. Также во имя святой Ольги учреждены ордена: Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги (учрежден императором Николаем II в 1915 году); «Орден княгини Ольги» (государственная награда Украины с 1997 года); Орден святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ).

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Картины

К образу святой княгини Ольги и ее житию обращались многие живописцы в своих произведениях, среди них В.К. Сазонов (1789–1870 гг.), Б.А. Чориков (1802–1866 гг.), В.И. Суриков (1848–1916 гг.), Н.А. Бруни (1856–1935 гг.), Н.К. Рерих (1874–1947 гг.), М.В. Нестеров (1862–1942, гг.) и другие.

Образ святой равноапостольной княгини Ольги в искусстве

Святой равноапостольной княгине Ольге посвящены многие литературные произведения, это «Княгиня Ольга» (А.И. Антонов), «Ольга, королева русов» (Б. Васильев), «Аз Бога ведаю!» (С.Т. Алексеев), «Великата княгиня Елена-Олга» (М. Апостолов) и другие. В кинематографе известны такие произведения, как «Легенда о княгине Ольге» (режиссер Юрий Ильенко), «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» (режиссер Булат Мансуров) и другие.

История знает много случаев, когда женщины становились во главе государств и делали их сильными и процветающими. Одной из таких правительниц являлась Ольга - княгиня Киевская. О её жизни известно немного, однако и из того, что удалось о ней узнать, можно понять, насколько мудрой и благоразумной была эта женщина. Главной заслугой Ольги историки называют то, что в годы её правления Киевская Русь стала одним из сильнейших государств своего времени.

Дата и место рождения Ольги

Неизвестно точно, когда родилась княгиня Киевская Ольга. Биография её дошла до наших дней только фрагментарно. Историки предполагают, что будущая княгиня появилась на свет приблизительно в 890 г., так как в Степенной книге есть упоминание, что скончалась она в возрасте 80 лет, а дата её смерти известна - это 969 г. Древние летописи называют разные места её рождения. По одной из версий, она была родом из-под Пскова, по другой - из Изборска.

Версии о происхождении будущей княгини

Существует легенда, согласно которой Ольга появилась на свет в простой семье, и с ранних лет работала перевозчицей на речке. Именно там с ней и познакомился Киевский князь Игорь, когда охотился на псковских землях. Ему понадобилось переправиться на другой берег, и он попросил юношу в лодке перевезти его. Присмотревшись поближе, Игорь заметил, что перед ним не молодой человек, а прекрасная хрупкая девушка, облачённая в мужскую одежду. Ею и была Ольга. Князю она очень понравилась и он начал к ней приставать, но получил достойный отпор. Прошло время, настал час Игорю жениться, и он вспомнил о гордой псковской красавице и отыскал её.

Есть легенда, полностью противоречащая предыдущей. Она гласит, что великая княгиня Киевская Ольга происходила из знатного северного рода, а её дедом был знаменитый славянский князь Гостомысл. В древних источниках содержится упоминание, что в ранние годы будущая правительница Руси носила имя Прекраса, а Ольгой стала называться только после свадьбы с Игорем. Такое имя она получила в честь князя Олега, воспитавшего её мужа.

Жизнь Ольги после свадьбы с Игорем

Совсем юной девушкой вышла замуж за Игоря Ольга, княгиня Киевская. Краткая биография, дошедшая до наших дней благодаря "Повести временных лет", гласит, что дата её бракосочетания - 903 год. Супруги поначалу жили раздельно: Ольга управляла Вышгородом, а её муж - Киевом. Кроме неё, у Игоря было ещё несколько жён. Общий ребёнок у супругов появился только в 942 году. Это Святослав - будущий князь Киевской Руси, прославившийся своими успешными военными походами.

Страшная месть княгини

В 945 году Игорь отправился в находящиеся по соседству от Киева древлянские земли за данью и был там убит. Его сыну Святославу было в то время всего 3 года, и он не мог управлять государством, поэтому престол заняла княгиня Ольга. Киевская Русь перешла полностью в её подчинение. Древляне, убившие Игоря, решили, что больше не обязаны платить дань столице. Более того, они захотели женить на Ольге своего князя Мала и таким образом завладеть киевским престолом. Но не тут-то было. Хитрая Ольга заманила послов, которых древляне прислали к ней в качестве сватов, в яму и приказала засыпать их живьём. Безжалостной оказалась княгиня и к следующим древлянским визитёрам. Ольга пригласила их в баню, приказала слугам поджечь её и сжечь гостей заживо. Такой страшной была месть княгини древлянам за смерть супруга.

Но на этом Ольга не успокоилась. Она отправилась на древлянские земли справить тризну (погребальный обряд) на могиле Игоря. С собой княгиня взяла небольшую дружину. Пригласив на тризну древлян, она напоила их, а затем приказала порубить их мечами. Нестор-литописец в "Повести временных лет" указывал, что дружинники Ольги уничтожили тогда около 5 тысяч человек.

Однако даже убийство такого количества древлян показалось киевской княгине недостаточной местью, и она задумала уничтожить их столицу - Искоростень. В 946 году Ольга вместе с малолетним сыном Святославом и дружиной начала военный поход на земли врага. Обступив стены Искоростеня, княгиня велела с каждого двора принести ей по 3 воробья и по 3 голубя. Жители выполнили её приказ, надеясь, что после этого она с войском уйдёт от их города. Ольга приказала привязать к лапам птиц тлеющую сухую траву и отпустить их обратно в Искоростень. Голуби и воробьи полетели к своим гнёздам, и город вспыхнул пламенем. Только после того, как столица древлянского княжества была уничтожена, а его жители убиты или отданы в рабство, княгиня Ольга успокоилась. Месть её оказалась жестокой, однако в те времена это считалось нормой.

Внутренняя и внешняя политика

Если характеризовать Ольгу как правительницу Руси, то, безусловно, она превзошла своего мужа в делах, касающихся внутренней политики государства. Княгине удалось подчинить своей власти непокорные восточнославянские племена. Все зависимые от Киева земли были поделены на административные единицы, во главе которых назначались тиуны (управители). Также она провела налоговую реформу, в результате которой были установлены размеры полюдья, а для его сбора организовались погосты. Ольга начала каменное градостроительство на русских землях. При ней в Киеве были возведены городской дворец и княжеский загородный терем.

Во внешней политике Ольга взяла курс на сближение с Византией. Но при этом княгиня стремилась, чтобы её земли оставались независимыми от этой великой империи. Сближение двух государств привело к тому, что русские войска неоднократно принимали участие в войнах, которые вела Византия.

Принятие Ольгой христианства

Население Древней Руси исповедовало языческую веру, поклоняясь большому количеству божеств. Первой правительницей, способствовавшей распространению на восточнославянских землях христианства, была Ольга. Княгиня Киевская приняла его ориентировочно в 955 г. во время своего дипломатического визита в Византию.
Нестор-литописец описывает крещение Ольги в своей «Повести временных лет». Византийскому императору Константину Багрянородному княгиня очень понравилась, и он захотел на ней жениться. Однако Ольга ответила ему, что христианин не может породниться с язычницей, и для начала он должен её обернуть в новую веру, став, таким образом, её крёстным отцом. Император сделал всё, как она захотела. После обряда крещения Ольга получила новое имя - Елена. Выполнив просьбу княгини, император снова попросил её стать ему женой. Но и в этот раз княгиня не согласилась, мотивируя свой отказ тем, что после крещения Константин стал ей отцом, а она ему - дочерью. Понял тогда византийский правитель, что обхитрила его Ольга, но ничего поделать не смог.

Вернувшись домой, княгиня начала предпринимать попытки распространения христианства на подвластных ей землях. Об этом в древних летописях упоминали современники Ольги. Княгиня Киевская даже пыталась обернуть в христианство своего сына Святослава, однако тот отказывался, считая, что его дружинники будут над ним смеяться. При Ольге христианство на Руси не получило особой популярности, так как славянские племена, исповедовавшие языческую веру, всячески противились крещению.

Последние годы жизни княгини

Принятие христианства изменило Ольгу в лучшую сторону. Она позабыла о жестокости, стала более доброй и милосердной к окружающим. Княгиня много времени проводила в молитвах за Святослава и других людей. Она была правительницей Руси приблизительно до 959 г., так как её подросший сын постоянно находился в военных походах, и ему некогда было заниматься государственными делами. Окончательно Святослав сменил мать на престоле в 964 году. Княгиня умерла 11 июля 969 года. Её останки покоятся в Десятинной церкви. Позднее Ольга была канонизирована как православная святая.

Память об Ольге

Неизвестно, как выглядела Ольга, княгиня Киевская. Фото портретов этой великой женщины и легенды, слагаемые о ней, свидетельствуют о её необычайной красоте, покорившей многих её современников. За годы пребывания при власти Ольге удалось укрепить и возвысить Киевскую Русь, сделать так, чтобы с ней считались другие государства. Память о верной жене князя Игоря навсегда увековечена в живописи, литературных произведениях и кинофильмах. Ольга вошла в мировую историю как мудрая и умная правительница, приложившая много усилий для достижения величия своей державы.

Князь Святослав Игоревич
(942- 972)
Годы правления: 966- 972
Княгиня Ольга уступила киевский престол Святославу в 966году. Он считал главной задачей для себя, преумножение славы русского оружия. Князь думал о сражениях и мечтал, чтобы о нём говорили, как о храбром воине. Святослав никогда не нападал на врага врасплох, всякий раз предупреждал: « Иду на Вы!»
Военная удача сопутствовала князю с тех пор, как он прошёл с войском по берегам Дона, Оки и Волги. Покорив вятичей, Святослав выступил против хазар. Русичи победили и завоевали главные города хазарского царства: Итиль и город- крепость Белую Вежу. Греческий император Никифор Фока обратился к князю выступить против дунайских болгар, пообещав русским за победу 30 пудов золота. Святослав согласился и собрал огромное войско- 60 тысяч воинов.
Он покорил много городов, в том числе хорошо укреплённые Доростол и Переяславец. Болгарская земля влекла князя. Переяславец очень понравился ему, что он даже решил перенести в этот город столицу русского государства. После смерти матери Святослав посадил своих сыновей княжить в главных русских городах: Ярополка в Киеве, Олега в Коростене, а Новгород отдал третьему сыну, Владимиру. Сам же князь уехал в любимый город Переяславец. Болгары приняли его плохо и выставили против него большое войско. Он сражался до полной победы. Эта победа не принесла князю спокойствия. Греческий император Иоанн Цимисхий потребовал от него покинуть Болгарию. Святослав не захотел уходить из Болгарии и вступил в войну с греками. Он потерял большое войско и решил просить мира, обещал никогда не воевать с Грецией.
В Киев Святослав решил вернуться на ладьях по Днепру. Печенеги навязали ему бой и вышли из него победителями. Святослав погиб в этом сражении. Предание гласит, что печенежский князь Куря отрубил ему голову и сделал из черепа чашу.
Князь Святослав, разделив управление в государстве между сыновьями, первый из русских князей ввёл обычай давать наследникам уделы ещё при своей жизни. Как показала история, это был пример несчастный, который принесёт много бедствий России.
Вехи правления
968-969годы- завоевание Болгарского царства.
969год- смерть княгини Ольги.
970-971годы- война с Византией.
Великий князь Ярополк Святославович
(961-980)
Годы правления: 972-980
У Святослава было три сына: Ярополк, Олег и Владимир. Святослав посадил княжить в Киеве своего старшего сына, Ярополка, и назвал его великим киевским князем.
Князю Владимиру досталась Новгородская область. После гибели отца мирные отношения братьев закончились. Первая ссора вспыхнула между Ярополком и Олегом. Опекуном Ярополка был воевода Свенельд, люто ненавидевший Олега. По вине Олега погиб его сын, так он считал. Месть за гибель сына Свенельда убедит Ярополка захватить владения брата и присоединить их к Киевскому княжеству.
В 975 году Ярополк во главе хорошо вооружённого войска двинулся на древлянскую землю. Олег битву проиграл и бежал, испугавшись расправы, в город Овруч. При бегстве на мосту через ров, возникла давка, в результате которой много воинов и лошадей упали в глубокий ров. Среди них оказался и Олег. Ярополк долго искал брата. Он не хотел его смерти и, когда увидел Олега погибшим, горько плакал над его телом.
Владимир, узнав о гибели Олега,решил бежать за море к варягам. Он решил собрать там войско и отомстить Ярополку за смерть брата.
Ярополк посадил в Новгороде своего наместника и стал единовластным правителем Киевской Руси. Он забыл о существование Владимира, но тот через два года напомнил о себе, вернувшись с дружиной из- за моря и сместив из Новгорода княжеского наместника.
Затем стал готовиться к решающей битве с братом Ярополком. Он начал свою месть с того, что посватался к невесте великого князя, полоцкой княжне Рогнеде. Она отвергла Владимира, и тогда он захватил Полоцк, убил отца и двух братьев Рогнеды и женился на княжне против её воли.
После свадьбы Владимир отправился к Киеву. Ярополк испугался и закрылся в городе. Владимир не стал осаждать Киев, а решил взять его хитростью. Он подкупил воеводу Ярополка по имени Блуд, и тот смог убедить князя уйти на время из Киева вместе с войском.
Он убедил князя в измене киевлян, которые будто бы тайно зовут Владимира. Ярополк поверил и отошёл в небольшой город Родню.
Владимир занял Киев и окружил город Родню. Когда осаждённые стали погибать от голода, воевода убедил Ярополка уехать в Киев, чтобы помириться с братом. Верные его слуги предупреждали об опасности и советовали покинуть Русь.

Когда Ярополк вошёл в дворцовые покои, два варяга, поджидавшие его, проткнули князя мечами.
Недолго правил великий князь Ярополк Святославович: 4года княжил в Киеве и 3 года был правителем всей русской земли.
Вехи правления
972год- смерть князя Святослава.
975год- гибель Олега; бегство Владимира к варягам; восстановление единовластия в Киевской Руси.
978год- возвращение Владимира на Русь с варяжским войском.
Великий князь Владимир Святославович Красное Солнышко
(?- 1015) Годы правления: 980- 1015
Младший сын Святослава, Владимир, был рождён рабыней, ключницей княгини Ольги Маклушей. Святослав не любил Владимира, да и княгиня Ольга не признавала его своим внуком. Воспитание Владимира было поручено его дяде, воеводе Добрыне.
Владимир вырос крепким и закалённым человеком, чем разительно отличался от своих братьев. Завоевать киевский престол ему помогли варяги, но Владимиру не нравилось, что они вели себя, как завоеватели и самовольно облагали русичей данью. Князь отправил их обратно на родину, оставив при себе достойных варягов.
В историю великий князь Владимир вошёл благодаря, Крещение Руси.
Проповедники многих религий пытались склонить князя к той или иной вере, особенно старались соседние народы. Он не знал какой религии отдать предпочтение, и по совету старцев и бояр отправил в разные земли своих послов. Более всего понравилось Владимиру описание христианских обрядов. Владимир вспомнил свою бабку, княгиню Ольгу, всем сердцем принявшую православную веру.
Выбор был сделан, но гордость не позволяла великому князю признать заблуждения язычества и просить о крещении греческого патриарха. Владимир решил завоевать новую веру и на судах двинулся к греческому городу Херсону. Долго пришлось бы стоять князю с войском, под стенами этого вольнолюбивого города, но один из горожан, указал на местонахождение городского водовода. Русские перекрыли водовод, и население Херсона, не выдержав жажды, сдались

После победы великий князь через послов сообщил в Константинополь о своём желании жениться на сестре императоров Василия и Константина царевне Анны, а в случае отказа угрожал захватить Константинополь.
В Греческой империи в это время царили мятежи и беспорядок. Императоры в надежде на помощь князя в укреплении их трона дали своё согласие на брак. Анна убедила Владимира немедленно принять святое крещение, тем более что у князя очень болели глаза. Летопись свидетельствует, что князь прозрел в ту самую минуту, когда священник в первый раз прикоснулся к нему рукой. Это чудо убедило бояр, сопровождавших князя, тоже принять христианство. Затем сразу же последовал обряд бракосочетания.
Князь спешил в Киев, чтобы обратить в новую веру свой народ. Войску было приказано деревянных идолов рубить на куски и сжигать. Народ поверил князю, новая вера должна быть мудрой и святой. Люди пришли на берег Днепра и по знаку Владимира вошли в воду. Когда торжественный обряд был завершён, великий князь громко прочитал молитву, обращаясь к небу: «Творец земли и неба! Благослови сих новых чад твоих; дай им познать тебя, Бога истинного, утверди в них веру правую. Будь мне помощником в искушениях зла, да восхвалю имя твоё !»
Всенародное крещение было совершено в Киеве 1 августа 988г.

На Священном холме, Владимир приказал построить деревянную церковь Святого Василия.
Возведён каменный храм во имя Божьей Матери.
Многие принимали православную веру легко, но многие русичи не желали расставаться с язычеством. В Новгороде жители взбунтовались против новой веры. Князь отправил на новгородскую землю воеводу Путяту и дядю Владимира Добрыню с дружиной и прибегнуть к помощи силы. Владимир не хотел никого принуждать к новой вере. Он выбрал правильный путь, необходимо – просвещение, открыл на Руси специальные училища, где учились дети бояр. В училище изучали божественные книги, переведённые с греческого языка братьями Кириллом и Мефодием.
Христианство на Русь пришло вместе с грамотностью. За короткий срок выросло новое поколение просвещённых людей, послуживших распространению православной веры на всей территории Киевской Руси.
Великий князь уделял много времени заботе о бедных и больных. Он устраивал на княжеском дворе обеды, а тем, кто не мог сам прийти, везли хлеб, мёд, рыбу, квас в бочках. Князь не казнил преступников, заменяя физическое наказание денежным откупом.
По всей Руси воздвигались величественные православные соборы и храмы.
Язычество разрешало многоженство, и Владимир в полной мере использовал своё право. У него было пять законных жён и бесчисленное множество наложниц. Первой женой Владимира была Рогнеда, а последней супругой стала греческая царевна Анна. Рогнеда родила Владимиру четырёх сыновей и двух дочек, а всего у великого князя было двенадцать сыновей. В их числе и усыновленный Святополк, сын убитого Ярополка, которого князь называл своим старшим сыном.
Владимир, следуя примеру русских князей, разделил всё государство на области, распределил их между своими сыновьями и отправил малолетних княжичей каждого в свой удел под присмотром опекунов.
Удельные князья беспрекословно подчинялись своему отцу, единовластному правителю всего государства, но подчинение брата брату после смерти великого князя не было таким же естественным.
Владимир не учёл печального опыта своего деда Святослава, а последовал уже сложившейся традиции.
За долгие годы своего правления Киевской Русью великий князь много сделал для укрепления государства. Особенно надо отметить военный поход русского войска против печенегов в 993 году. Печенеги стали настоящим бедствием для страны и доставляли много хлопот.
Встреча русского войска с печенежским произошла на берегу реки Трубеж. Князь печенегов предложил Владимиру решить исход боя поединком между богатырями. В результате поединка юный русский воин сразил печенежского великана, а всё войско печенегов обратилось в бегство. В память об изгнании печенегов с русской земли великий князь приказал заложить на берегу Трубежа город, получивший название Переяславль. По всем границам русского государства возводились крепости и оборонительные рубежи. На службе у князя были сильнейшие воины, звавшиеся богатырями. В конце жизни князь Владимир испытал сильное разочарование: его родной сын Ярослав, княживший в Новгороде, в 1014 г году объявил свою область независимой и отказался платить дань в государственную казну. Владимир приказал дружине готовиться к походу на Новгород, чтобы наказать непокорного сына. Ярослав не желал больше подчиняться Киеву, обратился за помощью к варягам. От войны против отца Ярослава удержало вторжение на Русь печенежского войска и внезапная болезнь его отца Владимира. Владимир не мог сам встать во главе войска и поручил его своему любимому сыну Борису, ростовскому князю.
В это время в Киеве гостил усыновлённый племянник Владимира Святополк, сын убитого Ярополка. Придворные боялись ему сказать о смерти великого князя, зная о стремлении Святополка к власти. Они тайно доставили тело Владимира в Киев и спрятали в храме Богородицы до возвращения Бориса с войском. Но печальная весть быстро разнеслась по городу, церковь наполнилась плачущими людьми. Тело Владимира положили в мраморную раку и установили рядом с гробницей супруги великого князя Анны в центре храма Богородицы.
Горестно он заплатил за важную ошибку в политике, за назначение особенных уделов для сыновей.
Вехи правления
988год-Крещение Киевской Руси.
990год-крещение жителей Новгорода.
993год-изгнание печенегов.
1011год- кончина великой княгини Анны.
1014год- бунт новгородцев во главе с Ярославом.
1015год- вторжение печенегов.

Материал для обзора использован по книге: «Энциклопедия царей и императоров.»
Следующие продолжение правления великого князя Святополка.

Княгиня Ольга Святая
Годы жизни: ?-969
Годы правления: 945-966

Великая княгиня Ольга , в крещении Елена. Святая Русской православной церкви, первая из правителей Руси принявшая христианство еще до Крещения Руси. После смерти мужа, князя Игоря Рюриковича, правила Киевской Русью с 945 года до 966 года.

Крещение княгини Ольги

Издревле в Русской земле люди называли равноапостольную Ольгу «начальницей веры» и «корнем Православия». Патриарх, крестивший Ольгу, ознаменовал крещение пророческими словами: « Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи не обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь.

На необъятных просторах Русской земли, подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной провидицей христианства.

В летописи об Ольге немало неточностей и загадок, но большинство фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками устроительницы Русской земли, не вызывают сомнения в достоверности.

История Ольги — княгини киевской

Одна из древнейших летописей «Повесть временных лет» в описании
женитьбы Киевского князя Игоря называет имя будущей правительницы Руси и ее родину: « И привели ему жену из Пскова именем Ольга» . Иокимовская летопись уточняет, что Ольга принадлежала к одной из древнерусских княжеских династий — к роду Изборских. Житие святой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей не сохранились. По Житию они были не знатного рода, варяжского происхождения, что подтверждается ее именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga, в русском произношении — Ольга (Вольга). Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых первой половиной X века.

Более поздний Пискаревский летописец и типографская летопись (конец XV века) повествуют слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега , который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика : « Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга» . Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Житие святой Ольги повествует, что здесь, «в области Псковской» впервые и состоялась её встреча с будущим супругом. Молодой князь охотился и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных.

Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней .

Княгиня Ольга и князь Игорь

По возвращению из похода на греков князь Игорь стал отцом: родился сын Святослав . Вскоре Игорь был убит древлянами. После убийства Игоря к его вдове Ольге древляне, боясь мести, прислали сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня Ольга сделала вид, что согласна и последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян.

Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. Ольга посмотрела на них из терема и спросила: « Довольны ли честью?» А они закричали: « Ох! Хуже нам Игоревой смерти» .

2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В «Повести Временных Лет» летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По «Повести Временных Лет» после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.

Правление княгини Ольги

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава , но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Летопись свидетельствует о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политический и хозяйственной жизни страны. Ольга отправилась в новгородские и псковские земли. Установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), окруженная верной дружиной. Внимательно следила за благоустройством подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

Реформы княгини Ольги

На Руси великая княгиня воздвигла храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. По преданию, на реке Пскове, где она родилась, основала город Псков. В тех краях, на месте видения трех светоносных лучей с неба, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Ольга пробовала приобщить к христианству Святослава . Он гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем».

Летописи считают Святослава преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря, поэтому дата начала самостоятельного его правления достаточно условна. Внутреннее управление государством он передоверял матери, находясь все время в военных походах на соседей Киевской Руси . В 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю. Вместе с детьми Святослава Ольга заперлась в Киеве. Вернувшись с Болгарии, он снял осаду и не пожелал оставаться надолго в Киеве. Уже в следующем году собрался уйти в Переяславец, но Ольга удержала его.

« Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня? — ибо она уже разболелась. И сказала: « Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь. Через три дня Ольга умерла (11 июля 969), и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.

Святая княгиня Ольга

Место погребения Ольги неизвестно. Во времена княжения Владимира ее стали почитать как святой. Об этом свидетельствует перенесение ее мощей в Десятинную церковь. Во время нашествия монголов мощи были сокрыты под спудом церкви.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

День памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла позднее — до середины XIII века.

Василиса Иванова


Время на чтение: 11 минут

А А

Загадочная личность княгини Ольги породила немало легенд и домыслов. Одни историки представляют ее жестокой валькирией, прославившейся в столетиях своей ужасной местью за убийство мужа. Другие же рисуют образ собирательницы земель, истинной православной и святой.

Скорее всего, истина находится посередине. Однако интересно другое: какие свойства характера и жизненные события привели эту женщину к правлению государством? Ведь почти безграничная власть над мужчинами - княгине подчинялось войско, против ее правления не было ни одного бунта - дается не каждой женщине. А славу Ольги трудно недооценивать: святую равноапостольную, единственную из русских земель, почитают и христиане, и католики.

Происхождение Ольги: вымысел и реальность

Существует множество версий происхождения княгини Ольги. Точная дата ее рождения неясна, остановимся на официальной версии - 920 г.

Также неизвестно и о ее родителях. Наиболее ранние исторические источники - «Повесть временных лет» и «Степенная книга» (XVI в.) - рассказывают, что Ольга была из незнатного рода варягов, осевших в окрестностях Пскова (деревня Выбуты).

Более поздний исторический документ «Типографская летопись» (XV в.) повествует, что девочка была дочерью Вещего Олега, воспитателя ее будущего мужа князя Игоря.

Одни историки уверены в знатном славянском происхождении будущей правительницы, изначально носившей имя Прекраса. Другие усматривают ее болгарские корни, якобы Ольга была дочерью князя-язычника Владимира Расате.

Видео: Княгиня Ольга

Тайну детства княгини Ольги немного приоткрывает ее первое появление на сцене исторических событий в момент знакомства с князем Игорем.

Наиболее красивая легенда об этой встрече описана в «Степенной книге»:

Князь Игорь, переправлявшийся через реку, разглядел в лодочнике красивую девушку. Однако его домогательства были сразу пресечены.

Согласно легендам, Ольга ответила: «Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание».

Из этой истории можно сделать вывод, что, во-первых, будущая княгиня была очень красивой. Ее прелести запечатлели некоторые историки и живописцы: юная красавица с изящным станом, васильковыми глазами, ямочками на щеках и толстой косой соломенных волос. Красивый образ получился и у ученых, воссоздавших портрет княгини по ее мощам.

Второе, что следует отметить — это полное отсутствие легкомысленности и светлый ум у девочки, которой на момент встречи с Игорем было всего 10-13 лет.

К тому же, в некоторых источниках указано, что будущая княгиня знала грамоту и несколько языков, что явно не соответствует крестьянским корням.

Косвенно подтверждает благородное происхождение Ольги и тот момент, что Рюриковичи хотели укрепить свою власть, и безродный брак им был не нужен — а ведь у Игоря был широкий выбор. Князь Олег уже давно искал невесту для своего наставника, но ни одна из них не вытеснила образ строптивой Ольги из мыслей Игоря.


Ольга: образ жены князя Игоря

Союз Игоря и Ольги был вполне благополучным: князь совершал походы на соседние земли, а его любящая жена ожидала мужа и управляла делами княжества.

Полное доверие в паре подтверждают и историки.

«Иоакимовская летопись» гласит, что «были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил».

Одно лишь омрачало брак - отсутствие детей. Вещий Олег, принесший многочисленные человеческие жертвы языческим богам во имя рождения наследника у князя Игоря, так и умер, не дождавшись счастливого момента. Со смертью Олега княгиня Ольга потеряла и свою новорожденную дочь.

В дальнейшем, потеря младенцев стала привычной, все дети не доживали до года. Лишь через 15 лет брака княгиня родила здорового, крепкого сына Святослава.


Смерть Игоря: страшная месть княгини Ольги

Первый поступок княгини Ольги в роли правительницы, увековеченный в летописях, наводит ужас. Древляне, не желавшие платить дань, захватили — и буквально разорвали плоть Игоря, привязав его к двум согнутым молодым дубам.

К слову, подобная казнь в те времена считалась «привилегированной».

В один момент Ольга стала вдовой, матерью 3-летнего наследника — и фактически правителем государства.

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря. Эскиз, Василий Иванович Суриков

Незаурядный ум женщины проявился и тут, она сразу окружила себя доверенными лицами. В их числе был воевода Свенельд, пользующийся авторитетом в княжеской дружине. Княгине беспрекословно подчинялось войско, а это было необходимо для ее мести за погибшего мужа.

20 послов древлян, прибывших сватать Ольгу за своего владыку, были сначала почетно пронесены в ладье на руках, а потом с ней же — и закопаны заживо. Ярая ненависть женщины была налицо.

Наклонясь над ямой, Ольга спросила у несчастных: «Хороша ли вам честь?»

Этим не закончилось, и княгиня затребовала к себе более знатных сватов. Истопив для них баню, княгиня приказала их сжечь. После столь дерзких поступков, Ольга не побоялась мести в свой адрес, и отправилась в земли древлян, чтобы совершить тризну на могиле усопшего мужа. Опоив 5 тысяч воинов противника во время языческого ритуала, княгиня приказала их всех перебить.

Дальше — хуже, и мстительная вдова осадила древлянскую столицу Искоростень. Прождав сдачи города все лето, и потеряв терпение, Ольга в очередной раз прибегла к хитрости. Попросив «легкую» дань - по 3 воробья с каждого дома, - княгиня приказала привязать к лапам птиц горящие ветки. Птицы летели к своим гнездам — и в результате сожгли весь город.

Поначалу покажется, что такая жестокость говорит о неадекватности женщины, даже с учетом потери любимого мужа. Однако следует понимать, что в те времена, чем яростнее была месть, тем больше уважали нового правителя.

Своим хитрым и жестоким поступком Ольга утвердила свою власть в войске и добилась уважения народа, отказавшись от нового замужества.

Мудрая правительница Киевской Руси

Угроза хазар с юга и варягов с севера требовала укрепления княжеской власти. Ольга, объездив даже дальние свои уделы, разделила земли на участки, установила четкий порядок сбора дани и посадила управлять своих людей, тем самым предотвратив негодование народа.

К этому решению ее сподвиг опыт Игоря, дружины которого грабили по принципу «сколько смогут унести».

Именно за умение управлять государством и предупреждать проблемы княгиню Ольгу в народе называли премудрой.

Хотя официальным властителем считался сын Святослав, фактическим управлением Русью занималась сама княгиня Ольга. Святослав пошел по стопам отца, и занимался исключительно военной деятельностью.

Во внешней политике перед княгиней Ольгой встал выбор между хазарами и варягами. Однако мудрая женщина избрала свой путь, и обратилась в сторону Царьграда (Константинополя). Греческое направление внешнеполитических устремлений было выгодно Киевской Руси: развивалась торговля, а люди обменивались культурными ценностями.

Пробыв в Царьграде около 2 лет, русская княгиня более всего была поражена богатым убранством византийских храмов и роскошью каменных зданий. По возвращении на родину, Ольга начнет повсеместное строительство дворцов и церквей из камня, в том числе — в новгородских и псковских владениях.

Первыми она построила городской дворец в Киеве и собственный загородный терем.

Крещение и политика: все во благо Государства

К христианству Ольгу склонила семейная трагедия: языческие боги долгое время не желали ей даровать здорового младенца.

Одна из легенд гласит, что княгине в мучительных снах виделись все убитые ею древляне.

Осознав свою тягу к православию, и поняв, что это выгодно для Руси, Ольга решила принять крещение.

В «Повести временных лет» описана история, когда, император Константин Багрянородный, плененный красотой и умом русской княгини, предложил ей руку и сердце. Опять прибегнув к женской хитрости, Ольга попросила византийского императора участвовать в крещении, а после церемонии (княгиню нарекли Еленой) заявила о невозможности брака между крестным отцом и крестницей.

Однако эта история, скорее, народная выдумка, по некоторым данным на тот момент женщине было уже за 60 лет.

Как бы то ни было, княгиня Ольга заполучила себе мощного союзника, не преступив рамки собственной свободы.

В скором времени император захотел подтверждения дружбы между государствами в виде присланных из Руси войск. Правительница отказала — и отправила послов к сопернику Византии, королю немецких земель Оттону I. Такой политический шаг показал всему миру независимость княгини от любых — даже великих — покровителей. Дружба с германским королем не получилась, приехавший в Киевскую Русь Оттон поспешно бежал, поняв притворство русской княгини. А вскоре в Византию к новому императору Роману II отправились русские дружины, но уже как знак доброй воли правительницы Ольги.

Сергей Кириллов. Княгиня Ольга. Крещение Ольги

Вернувшись на родину, Ольга встретила яростное сопротивление перемене ее вероисповедания от собственного сына. Святослав «высмеивал» христианские ритуалы. На тот момент, в Киеве уже была православная церковь, однако практически все население было языческим.

Мудрость потребовалась Ольге и в этот момент. Она сумела остаться уверовавшей христианкой и любящей матерью. Святослав так и остался язычником, хотя в дальнейшем относился к христианам достаточно терпимо.

К тому же, избежав раскола в стране ненавязыванием своей веры населению, княгиня одновременно приблизила момент крещения Руси.

Наследие княгини Ольги

Перед смертью княгиня, жалуясь на свои болезни, смогла обратить внимание сына на внутреннее управление княжеством, осаждаемым печенегами. Святослав, только что вернувшийся из болгарской военной кампании, отложил новый поход в Переяславец.

Княгиня Ольга умерла в 80 лет, оставив сыну крепкую страну и мощное войско. Женщина приняла причастие от своего священника Григория и запретила проводить языческую поминальную тризну. Похороны прошли по православному обряду погребения в землю.

Уже внук Ольги, князь Владимир перенес ее мощи в новую киевскую церковь Святой Богородицы.

Со слов, записанных очевидцем тех событий монахом Иаковом, тело женщины осталось нетленным.

История не предоставляет нам явных фактов, подтверждающих особую святость великой женщины, за исключением ее невероятной преданности мужу. Однако княгиню Ольгу почитали в народе, а ее мощам приписывали разные чудеса.

В 1957 г. Ольга была названа равноапостольной, ее жизнь по святости приравнивалась к жизни апостолов.

Сейчас святую Ольгу почитают как покровительницу вдов и защитницу новообращенных христиан.

Дорога к славе: уроки Ольги нашим современницам

Анализируя, скупые и рознящиеся сведения исторических документов, можно сделать определенные выводы. Эта женщина не была «мстительным монстром». Ее ужасающие поступки в начале правления продиктованы исключительно традициями того времени и силой горя вдовы.

Хотя нельзя списывать со счетов, что подобное может совершить только очень крепкая духом женщина.

Княгиня Ольга, несомненно, была великой женщиной, и достигла высот власти, благодаря своему аналитическому складу ума и мудрости. Не боясь перемен и подготовив надежный тыл из преданных соратников, княгиня смогла избежать раскола государства — и сделала многое для его процветания.

При этом женщина никогда не предавала собственные принципы и не позволяла ущемлять собственную свободу.



 

Возможно, будет полезно почитать: