Закон о гражданской службе. Федеральный закон о государственной гражданской службе

2.1.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федера­ции »

Одним из основополагающих федеральных законов о государ­ственной службе является федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федера­ции». В нем в соответствии с Конституцией РФ закрепляются:

правовые и организационные основы системы госу­дарственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой;

видовую классификацию государственной службы : орга­низационное и правовое обособление государственной граж­данской, военной и правоохранительной служб как самосто­ятельных ее видов;

основы регламентирования государственной службы:

должности государственной службы и должности феде­ральной государственной гражданской службы,

реестры должностей и реестры государственных служащих,

правовое положение (статус) федерального государ­ственного служащего,

формирование кадрового состава государственной службы,

поступление на государственную службу, ее прохожде­ние и прекращение,

классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания,

стаж (общая продолжительность) государственной службы, персональные данные государственных служащих,

управление государственной службой,

кадровый резерв для замещения должностей государ­ственной службы, финансирование государственной службы,

про­граммы ее реформирования и развития;

общие принципы и основные положения правового регу­лирования государственной службы: на их основе принимаются «видовые» федеральные законы о государственной службе, в том числе о гражданской службе, о правоохранительной службе, законы субъектов РФ, в частности о гражданской службе субъектов РФ;

основные пединституты государственной гражданской службы. К ним относятся: классификация должностей; порядок их занятия; аттестация; переподготовка и резерв кадров гражданских служащих; правовое положение граж­данских служащих и др.

2.2.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Феде­рации»

Базовым федеральным законом в области регулирова­ния гражданской службы в России является также федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Феде­рации». Именно он содержит основные правовые нормы, регламентирующие вопросы гражданской службы как одного из видов государственной службы Рос­сийской Федерации.

Структура этого Закона включает в себя преамбулу, опре­деляющую, что данным Законом в соответствии с Конститу­цией РФ и Федеральным законом № 58-ФЗ устанавлива­ются правовые, организационные и финансово-экономические основы гражданской службы Российской Федерации.

Федеральный закон № 79-ФЗ регулирует многие вопросы, которые касающиеся правового реформирования гражданской службы. В нем определяются ее прин­ципы, правовое положение федерального гражданского слу­жащего и гражданского служащего субъекта РФ, устанавливаются классифика­ция должностей гражданской службы и квалификационные требования к должностям гражданской службы, порядок поступления на эту службу и ее прохождения, основные усло­вия труда служащих, механизм урегулирования конфликта интересов на гражданской службе и ряд других вопросов.

Следует обратить внимание на то, что многие нормы, содержащиеся в Федеральном законе № 79-ФЗ, были вве­дены впервые :

Установлено, что гражданская служба осуществляется не в отдельном государственном органе, а является видом государственной службы по обеспечению полномочий Рос­сийской Федерации или субъектов РФ;

Учреждены четыре новые категории должностей граж­данской службы (руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты);

Введен конкурсный отбор при приеме на работу лиц, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы;

Основной формой соглашения о приеме на работу предусмотрен служебный контракт (долгосрочный или заключаемый на определенный период);

В целях повышения ответственности и эффективности исполнения служащим своих обязанностей введен долж­ностной регламент, регулирующий служебную деятельность;

Для определения соответствия служащего занимае­мой должности предусмотрена аттестация государственного служащего (один раз в три года);

Установлены классные чины вместо квалификацион­ных разрядов;

Гражданским служащим разрешено при условии уве­домления нанимателя заниматься иной оплачиваемой дея­тельностью, за исключением коммерческой или предприни­мательской, если это не приводит к конфликту интересов;

Определен механизм разрешения возможных конфлик­тов между государственными и личными интересами на госу­дарственной службе;

Установлено, что более доступной для общества должна стать информация о функционировании граждан­ской службы, а в деятельности государственных служа­щих шире использоваться возможности информационных ресурсов, интернет-технологий и других видов электронной инфраструктуры;

Закреплен единый порядок формирования кадрового резерва;

Предусмотрено, что с целью усиления мер по предот­вращению коррупции сведения о доходах, имуществе и обя­зательствах имущественного характера служащего должны представляться в кадровую службу;

Предусмотрен новый порядок оплаты служебной дея­тельности служащих с учетом эффективности деятельности государственного органа, а также комплекс материальных и моральных поощрений и награждений за безупречную и эффективную службу;

Для привлечения на государственную службу высоко­квалифицированных специалистов из числа выпускников высших и средних специальных учебных заведений пред­усмотрена возможность заключения договора между пред­ставителем нанимателя, образовательным учреждением и студентом на подготовку с последующим обязательством прохождения последним государственной службы и др.

В Федеральном законе № 79-ФЗ были впервые закреплены основания для направления гражданского служащего на допол­нительное профессиональное образование - профессиональ­ную переподготовку и повышение квалификации, которые должны осуществляться по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Установлена прямая зависимость карьерного роста служащего от результатов полученного им дополнительного образования, что должно способствовать усилению мотивации к обучению. Кроме того, был введен единый для государственных органов порядок планирования и размещения государственного заказа на дополнительное про­фессиональное образование гражданских служащих.

Отдельного внимания заслуживает должностной (служеб­ный) регламент государственного служащего. Предусматрива­ется, что он является основным правовым актом, регламенти­рующим служебную деятельность гражданского служащего, в том числе должностные и служебные права, обязанности и ответственность. Благодаря регламенту каждый государственный служащий будет знать перечень самостоятельно принимаемых им решений, сроки рассмотрения и процедуры их принятия. В целом должностной регламент должен вклю­чать в себя функции, задачи и полномочия государственного служащего; регулировать взаимодействие государственного органа с гражданином, участие заявителей в принятии реше­ний; определять сферу ответственности чиновника; содер­жать процедуру рассмотрения споров и конфликтов.

Таким образом, Федеральный закон № 79-ФЗ охватывает основные направления регулирования деятельности граж­данских служащих Российской Федерации.

Важным федеральным законом для развития гражданской службы в современной России следует считать Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе"

Указанным Законом в целях нормативного правового закрепления механизма ротации на гражданской службе внесены изменения в федеральные законы № 58-ФЗ; № 79-ФЗ.

Статья 11 Федерального закона № 58-ФЗ дополнена поло­жениями, согласно которым ротация государственных слу­жащих обеспечивает формирование кадрового состава госу­дарственной службы. Особенности, порядок ее проведения и перечень должностей, по которым предусматривается ротация государственных служащих, определяются феде­ральными законами о видах государственной службы.

Федеральный закон № 79-ФЗ дополнен статьей 60.1. В ней статье устанавливаются цели ротации, сроки и порядок ее проведения, право гражданского служащего отказаться от замещения должности в порядке ротации при наличии причин, препятствующих ее замещению, и обя­занность представителя нанимателя в данном случае пред­ложить иную должность государственной гражданской службы.

Федеральный закон № 79-ФЗ предусматривает два вида ротации гражданских служащих: внутри органа государ­ственного управления и между органами государственного управления. Во втором случае проведение ротации требует согласованных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителей федеральных орга­нов исполнительной власти, находящихся в ведении феде­ральных министерств, по согласованию с федеральными министрами.

Таким образом, приоритетом вводи­мой ротации выступает перераспределение руководителей территориальных органов федеральных органов исполни­тельной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции между субъектами РФ.

План проведения ротации федеральных гражданских слу­жащих утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью кото­рого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

Перечень должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым предусматривается ротация гражданских слу­жащих субъекта РФ, и план проведения ротации граждан­ских служащих субъекта РФ утверждаются нормативными правовыми актами субъекта РФ.

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, - в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены;

12) непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 настоящего Федерального закона.

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.


Судебная практика по статье 16 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ

    Решение от 19 марта 2019 г. по делу № А82-24876/2018

    Арбитражный суд Ярославской области (АС Ярославской области)

    Арсенал" (ИНН 4329017654, ОГРН 1154329000286) к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала Северная железная дорога (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) о взыскании 38585. 16 руб., установил: Общество с ограниченной ответственностью «Арсенал» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Северная железная дорога» ...

    Постановление от 27 февраля 2019 г. по делу № А12-36336/2018

    Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве»). Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на сайте суда в сети Интернет 16 января 2019 года. Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям. Как видно...

    Постановление от 27 февраля 2019 г. по делу № А12-36888/2018

    Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (12 ААС)

    ОСАГО, уплаты неустойки, суммы финансовой санкции (пункт 1 статьи 384 ГК РФ, второй третий пункта 21 статьи 12 Закона об ОСАГО). Как разъяснено в пункте 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2007 № 120 «Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации», на обязательство...

    Постановление от 27 февраля 2019 г. по делу № А12-36340/2018

    Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (12 ААС)

    В БСК «РезонансРосгосстрах» (страховой полис ЕЕЕ № 0721350841 от 09.02.2016), гражданская ответственность виновника была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах» (страховой полис ЕЕЕ № 0716619088 от 16 . 02.2016). На основании договора уступки права требования от 25.01.2017 №17-34415 потерпевший уступил право требования страхового возмещения по данному страховому случаю в пользу общества...

    Решение от 27 февраля 2019 г. по делу № А35-9144/2018

    ...УСТАНОВИЛ: Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», расположенное по адресу: 127018, г. Москва, ул. 2-я Ямская, 4, зарегистрировано в качестве юридического лица 16 . 12.2004 МИФНС России №1 по Тверской области за ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, в лице филиала ПАО «МРСК Цента» - «Курскэнерго» (г. Курск, ул. К. Маркса, д.27). ...
  • Решение от 27 февраля 2019 г. по делу № А57-23281/2018

    Арбитражный суд Саратовской области (АС Саратовской области)

    Потребителей", пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, положениями Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-...

    Решение № 2А-799/2019 2А-799/2019~М-267/2019 М-267/2019 от 26 февраля 2019 г. по делу № 2А-799/2019

    Тракторозаводский районный суд г. Челябинска (Челябинская область) - Гражданские и административные

    Обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву. В личном деле призывника Жильцова В.И. имеются повестки о явке 07 ноября 2011 года, 16 ноября 2011 года, 23 ноября 2011 года, 09 апреля 2012 года, 21 июня 2012 года, 25 июня 2012 года, 18 октября 2012 года, 22 октября 2012 года, ...

государственный служба общественный компетентность

Нормативными правовыми актами, регулирующими государственно-служебные отношения государственной службы, как в широком смысле, так и в узком ее понимании являются следующие:

  • 1. Конституция Российской Федерации;
  • 2. Конституции республик, являющихся субъектами РФ, в которых наряду с принципами государственной службы устанавливаются и некоторые другие важные положения государственно-служебного характера;
  • 3. Уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государственной службе субъектов Федерации;
  • 4. Специальные федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные законодательные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения в сфере государственной службы или в какой-то степени относящиеся к институту государственной служб. (Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 в редакции Федеральных законов от 28.11.2009 №303-ФЗ);
  • 5. Указы и распоряжения Президента РФ (Например, Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12.08.2002 №885 в редакции Указов Президента РФ от 16.07.2009 №814);
  • 6. Нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам государственной службы (Например, Анкета гражданина РФ, изъявившего желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 №667-р);
  • 7. Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, службами, агентствами);
  • 8. Постановления Конституционного Суда РФ.

Самый главный закон для государственных служащих - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", который вступил в силу с 1 февраля 2005 г.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Государственная служба Российской Федерации

Статья 2. Система государственной службы

Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

Статья 4. Федеральная государственная служба

Статья 5. Государственная гражданская служба

Статья 6. Военная служба

Статья 7. Правоохранительная служба

Статья 8. Должности государственной службы

Статья 9. Реестры должностей государственной службы

Статья 10. Государственные служащие

Глава 2. Общие условия государственной службы

Статья 11. Формирование кадрового состава государственной службы

Статья 12. Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение

Статья 13. Классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания

Статья 14. Стаж (общая продолжительность) государственной службы. Персональные данные государственных служащих

Статья 15. Реестры государственных служащих

Глава 3. Система управления государственной службой

Статья 16. Управление государственной службой

Статья 17. Кадровый резерв для замещения должностей государственной службы

Статья 18. Финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития

Статья 18.1. Военная служба в Российской Федерации иностранных граждан

Глава 4. Вступление в силу настоящего федерального закона

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", явившись продуктом реформы, воспринял многие инновационные подходы, присущие самым передовым аналогам этого института в наиболее развитых странах, содержит правовые новеллы, в некотором смысле опередившие готовность к их реализации всеми заинтересованными участниками регулируемых им отношений. Он устанавливает правовые, организационные и экономические основы гражданской службы как самостоятельного вида в системе государственной службы, определяет основы правового положения всего корпуса государственных гражданских служащих. Позитивный потенциал данного Закона, однако, еще не раскрыт, не в последнюю очередь из-за того, что пока не приняты некоторые подзаконные акты, но нередко и по причинам неоднозначного понимания его нормативного содержания. Вместе с тем нельзя не заметить и противоречия в ряде положений самого Закона, содержащиеся в нем нормы коллизионного характера, оставляющие пробелы в правовом регулировании государственно-служебных отношений.

Тем не менее, практика применения Закона свидетельствует о большой потребности в научно-методическом обеспечении правоприменительной деятельности. Правильное понимание нормы Закона, ориентированное на решение практических задач, связано с самыми разными вопросами, которые возникают при поступлении на государственную гражданскую службу, в процессе ее прохождения, реализации статуса государственного гражданского служащего, вплоть до увольнения со службы.

Основные направления реформы государственной службы определила Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 15 августа 2001 года. В целях ее реализации 19 ноября 2002 г. Указом Президента РФ №1336 утверждена федеральная программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005)", срок действия которой был продлен на два последующих года. В результате был осуществлен комплекс мероприятий по созданию законодательной базы государственной службы, сопряженных с ее открытостью гражданам, улучшением работы с кадрами, внедрением новых информационных технологий в государственном аппарате и др. Государственная служба стала правовым, социальным, организационным институтом обеспечения государственными служащими выполнения функций государства, деятельности государственных органов.

Изначально закон № 79-ФЗ (), принятый депутатами Государственной думы в 2014 году, разрабатывался в качестве некоего базиса для создания качественно иного уровня функционирования государственной службы в Российской Федерации. Среди прочего, тогда речь шла о необходимости открытости данных, доступностью поступления, недопущении коррупционных проявлений, создании системы социальных гарантий для государственных служащих и т. п.

С момента принятия указанного выше закона изменения в него вносились 31 раз. Так, только на протяжении минувшего года российские парламентарии четырежды вносили в него поправки, последние из которых начали действовать с начала 2016 года. К примеру, изменения, принятые в июне 2015 года, касались преимущественно порядка аттестации гражданских служащих, в октябре 2015 года - порядка владения гражданскими служащими акций и уточнения понятия «конфликт интересов», а в декабре - порядка исчисления стажа гражданской службы, предоставления отпусков и упразднения понятия «правоохранительная служба».

Закон № 79-ФЗ о госслужбе с изменениями 2016 года.

Изменения, внесенные , принятым парламентариями 29 декабря, прежде всего, коснулись порядка исчисления стажа гражданской службы и упразднения понятия «правоохранительной службы». Так, если предыдущая редакция ст. 54 закона содержала в себе исчерпывающий перечень периодов замещения должностей, включаемых в общую продолжительность стажа, то согласно новой редакции ч. 2 ст. 54 право на расширение данного перечня было предоставлено президенту Российской Федерации. Кроме этого, согласно п. 5 ч. 1 ст. 54 установленный законом перечень должностей, замещение которых дает право на включение их в общий стаж, может быть расширен путем принятия прочих федеральных законов.

Кроме этого, именно законом № 395-ФЗ из законодательного акта о государственной службе было изъято понятие «правоохранительная служба», которое было заменено дефиницией «федеральная государственная служба». Соответствующие изменения были внесены в ст. 11, 54 закона № 79-ФЗ. Таким образом, в связи с упразднением указанного выше понятия, работникам органов юстиции и прокуратуры будут присваиваться классные чины.

Порядок предоставления отпусков.

Примечательно, что уже на следующий день после принятия закона № 395-ФЗ парламентариями был проголосован , который также внес некоторые изменения в действующее законодательство о государственной службе. Так, согласно обновленной редакции ч. 6 ст. 46 закона № 79-ФЗ дополнительные отпуска отныне предоставляются не за ненормированные рабочие дни, а за служебные.

Наряду с этим, согласно появившемуся в законе пункту 9.1 минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск не может быть менее 28 дней, при этом хотя бы одна его часть должна составлять неразрывные две недели. При этом, согласно п. 9.2 в исключительных случаях часть неиспользованного отпуска государственного служащего свыше установленных законом 28 дней может быть перенесена с его согласия на следующий год, либо заменена денежной компенсацией (пункт 9.3).

Резюмируя сказанное выше, можно сделать вывод о том, что ключевыми изменениями законодательства о государственной службе стали упразднение понятия «правоохранительная служба», присвоение классных чинов, расширение перечня периодов замещения должностей, дающих право на включение их в общий стаж, а также пересмотр порядка предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. Все остальные положения закона остались неизменными.



 

Возможно, будет полезно почитать: