Эксплуатация технически неисправных транспортных средств.

Новая редакция Ст. 266 УК РФ

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Статье 266 УК РФ

1. В качестве основного объекта преступного посягательства выступают нормальное функционирование транспортных средств и безопасность их эксплуатации. Дополнительными объектами являются здоровье (ч. 1), жизнь (ч. 2, 3) человека. Факультативный объект - чужая собственность.

2. Предмет посягательства образуют: а) транспортные средства (указанные в коммент. к ст. 263, 264); б) пути сообщения - обладающие определенной протяженностью участки местности (включая поверхность вод), предназначенные или используемые для обеспечения движения транспортных средств (рельсы, шпалы, насыпь, взлетно-посадочные и рулежные полосы, проливы, каналы, фарватер и т.п.); в) транспортное оборудование - любые средства и сооружения, предназначенные обеспечить нормальную работу транспорта: средства сигнализации (семафоры, маяки, радиооборудование), средства связи (телефонные, телеграфные, телевизионные передающие и принимающие устройства), стрелки, шлагбаумы и т.п.

3. Объективная сторона составов преступления выражается в: а) недоброкачественном ремонте названных предметов либо выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств; б) причинении тяжкого вреда здоровью (ч. 1) или лишении жизни (ч. 2, 3) человека; в) наличии причинной связи между указанным деянием и наступившим последствием.

3.1. Недоброкачественный ремонт - неполное исправление дефектов транспортного средства, транспортного оборудования или путей сообщения.

3.2. Выпуск в эксплуатацию - разрешение уполномоченного лица на использование транспортного средства, имеющего неисправности. Основные требования, связанные с выпуском в эксплуатацию транспортных средств, в наиболее общем виде представлены в соответствующих законодательных актах и конкретизируются в ведомственных инструкциях (Воздушный кодекс, Правила дорожного движения, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и т.п.).

3.3. О последствиях в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека см. в ч. 1 ст. 111.

3.4. Особенности установления причинной связи между недоброкачественным ремонтом или выпуском в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства заключаются в том, что вред (физический, имущественный, организационный, экологический и т.п.) причиняется не фактическим пользователем транспортного средства, а лицом, производящим такой ремонт либо дающим разрешение на его эксплуатацию.

4. Специфика субъекта преступного посягательства определяется характером объективной стороны. Субъект может быть как общий, так и специальный. УО физического вменяемого лица, достигшего 16-летнего возраста (общий субъект), может наступать в случаях, когда такое лицо фактически осуществляет ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, в тех случаях, когда приемщик (старший смены, мастер и т.п.) непосредственно сам проверил качество ремонта транспортного средства и положительно его оценил (речь идет только о выпуске транспортного средства в эксплуатацию с техническими неисправностями). Обязательное наличие специального субъекта имеет место при выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Лицами, ответственными за техническое состояние транспортных средств, в частности, являются ответственные по службе лица автопредприятий, аэропорта, дока, железнодорожного депо, а равно владельцы личного транспорта, предоставившие свое технически неисправное транспортное средство третьим лицам. Вместе с тем лица, которым предоставлен служебный транспорт (автомобиль, самолет и т.п.), не несут ответственности за его техническое состояние.

5. Субъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожной формой вины. Речь также может идти о легкомыслии либо небрежности при недоброкачественном ремонте либо выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Умышленный характер таких действий свидетельствует о наличии в деянии виновного иного состава преступления (против жизни, здоровья, собственности).

6. Квалифицированный состав данного преступления образует последствие в виде причинения смерти по неосторожности одному человеку (ч. 2); особо квалифицированный - в виде причинения смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3).

7. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, в ч. 2 и 3 - средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 266 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются все виды транспортных средств (автомобиль, самолет и проч.), пути сообщения (взлетно-посадочная полоса, направляющая рельсовая колея, дорога с твердым покрытием и т.п.), средства сигнализации (семафоры, светофоры, бакены), средства связи (телекс, рация), иное транспортное оборудование (причал, оборудование для заправки воздушных судов, устройства освещения и проч.).

2. Объективная сторона преступления представлена тремя признаками: а) два варианта деяния: недоброкачественный ремонт всех указанных выше предметов либо выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств; б) общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью (по ч. 2 - смерти одного, а по ч. 3 - двух и более лиц); в) причинная связь между соответствующими деяниями и указанными тяжкими последствиями.

3. Недоброкачественным ремонтом признается ремонт, сопровождающийся: а) неустранением опасных для движения и эксплуатации дефектов либо б) установкой нового некачественного оборудования и запасных частей. Выпуск технически неисправного транспортного средства в эксплуатацию - это выдача разрешения уполномоченным лицом на выезд (выход) соответствующего средства в рейс при наличии дефектов, исключающих согласно действующим правилам и нормативам его использование. В обоих случаях совершения рассматриваемого деяния при производстве по делу необходима судебно-техническая экспертиза.

4. Специфика причинной связи при совершении рассматриваемого преступления состоит в том, что предусмотренные законом общественно опасные последствия (например, смерть человека) в физическом смысле причиняются не самим виновным, а действующим виновно или невиновно третьим лицом, чаще всего - оператором соответствующего вида транспорта.

5. В качестве специального субъекта преступления практика рассматривает индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующую лицензию, и работников транспортных, специализированных ремонтных или иных организаций, обязанных в силу выполняемой работы или занимаемого служебного положения обеспечивать надлежащий ремонт либо отвечающих за техническое состояние соответствующих средств (например, главный механик строительной организации). Частные владельцы транспортных средств не привлекаются к ответственности по комментируемой статье, хотя закон и не исключает этого применительно к ненадлежащему ремонту.

  • Вверх

Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, образуют преступление, предусмотренное ч.1 ст. 266 УК РФ, если повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. Те же деяния, причинившие по неосторожности смерть человеку, влекут ответственность по ч.2 ст. 266 УК РФ, а при наступлении смерти двух и более лиц - по ч.3 ст.266 УК РФ.

В анализируемой статье выделены два специальных вида посягательства на безопасность эксплуатации транспорта: недоброкачественный ремонт и выпуск его в эксплуатацию в технически неисправном состоянии.

Предметом преступления является любое транспортное средство: железнодорожное, воздушное, водное, автомобильное и иное. Им являются также отдельные элементы той или иной транспортной системы, обеспечивающие безопасность ее функционирования.

Субъектами преступлений могут быть лица, ответственные за обеспечение качества ремонта (мастера, начальники ремонтных участков, работники отделов технического контроля, отдельные специалисты) и выпуск в эксплуатацию транспортных средств (начальники транспортных предприятий и их заместители, начальники отделов технического контроля, механики и заведующие гаражами, начальники депо, владельцы транспортных средств и др.). Преступление имеет неосторожную форму вины.

Обязательным признаком преступления является наступление вредных последствий, в качестве таковых признаются расстройство здоровья (тяжкое или средней тяжести) гибель одного или нескольких человек, а также крупный ущерб, который может иметь материальный, экологический или организационный характер.

2.4. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Статья 267 УК РФ в ч.1 предусматривает ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. Те же деяния, причинившие по неосторожности смерть одному человеку, влекут ответственность по ч.2 ст.267 УК РФ, а в случае наступления по неосторожности смерти двух или более лиц - по ч. 3 ст. 267 УК РФ.

По предмету посягательства преступление совпадает в основном с составом преступления по ст.266 УК РФ, т.е. это любое транспортное средство: железнодорожное, воздушное, водное, автомобильное и иное. Им являются также отдельные элементы той или иной транспортной системы, обеспечивающие безопасность ее функционирования. В качестве дополнительного предмета названы транспортные коммуникации, под которыми понимаются постоянные маршруты движения транспортных средств, специально установленные и оборудованные для этой цели.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Данной транспортное преступление имеет неосторожную форму вины, при этом сами действия (бездействия), указанные в статье 267 УК РФ, могут совершаться сознательно.

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -


наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -


наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.


3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -


наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.




Комментарии к ст. 266 УК РФ


1. Непосредственным объектом преступления является безопасность железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного транспорта и городского электротранспорта. Предмет преступления тот же, что и в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 263, 264 УК.

2. Объективная сторона преступления предусматривает два деяния: а) недоброкачественный ремонт и б) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Под недоброкачественным ремонтом следует понимать такой ремонт указанных в статье предметов преступления, который не обеспечивает безопасность транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью.

Выпуск в эксплуатацию означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.

По смыслу закона разрешение эксплуатировать другие системы и агрегаты транспорта (например, транспортные коммуникации, транспортное оборудование, средства сигнализации и связи и т.п.) не охватывается содержанием комментируемой статьи.

Преступление совершается как действием, так и бездействием. В последнем случае, например, имеет место непринятие мер по предотвращению эксплуатации технически неисправного средства.

Преступление считается оконченным с момента наступления указанного в законе последствия - тяжкого вреда здоровью человека. О его содержании см. ст. 111 УК.

Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Ее специфика заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом рассматриваемого преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.

3. Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной в наступивших последствиях.

4. Субъект преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления.

5. При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух или более лиц - по ч. 3 ст. 266 (квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления).

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 266 Уголовного Кодекса РФ

Основным объектом рассматриваемого преступления является безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект - жизнь и здоровье человека. К предмету преступления относятся как транспортные средства, так и транспортное оборудование, пути сообщения, средства сигнализации, связи и др.

Использование неисправного источника повышенной опасности ставит под угрозу причинения вреда безопасность движения, жизнь и здоровье людей. Эксплуатация неисправных транспортных средств даже при соблюдении всех правил может повлечь за собой необратимые последствия.

Объективная сторона заключается в выполнении альтернативных деяний. Это или недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения и др., или выпуск в эксплуатацию неисправных транспортных средств. Состав преступления материальный. Поэтому в содержание объективной стороны входят общественно опасные последствия и причинная связь между деянием и последствиями. В этой связи при решении вопроса о наличии рассматриваемого состава преступления необходимо установить причинную связь между недоброкачественным ремонтом отдельных систем, узлов транспортного средства, а также нарушением технологического процесса при их установке или замене и выпуском его в эксплуатацию и наступившими последствиями, указанными в ст. 266 УК РФ.

Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства). При этом важно установить, нарушение каких конкретно правил и нормативов повлекло наступление последствий, указанных в ст. 266 УК РФ.

Под выпуском в эксплуатацию (действиями или бездействием) технически неисправных транспортных средств следует понимать невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями. К таким лицам могут быть отнесены работники государственных, общественных или коммерческих организаций, на которых инструкциями, правилами или соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного или должностного положения возложена ответственность за техническое состояние транспортных средств.

Выпуск в эксплуатацию осуществляется путем выдачи разрешения на использование неисправного транспортного средства. Такое разрешение может быть устным или письменным, полученным по другим источникам. Форма разрешения не имеет значения для квалификации деяния. Деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Перечень технических неисправностей, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств, предусмотрен Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и другими нормативными правовыми актами. В частности, Основными положениями должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственного технического осмотра и т.д.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления являются общественно опасные последствия. К ним относятся: причиненный по неосторожности тяжкий вред здоровью человека (ч. 1 ст. 266 УК РФ); причиненная по неосторожности смерть человеку (ч. 2 ст. 266 УК РФ); причиненная по неосторожности смерть двум или более лицам (ч. 3 ст. 266 УК РФ). Причинная связь между деянием и последствиями в данном случае носит опосредованный характер, поскольку непосредственно последствия наступают не в результате действий лица, недоброкачественно отремонтировавшего или выпустившего неисправное транспортное средство, а в результате действий лица, эксплуатирующего транспортное средство. Преступление, предусмотренное ст. 266 УК РФ, является оконченным с момента наступления последствий в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека или его смерти.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется неосторожной формой вины (легкомыслие или небрежность). Мотивы совершения преступления могут быть различны. Они не влияют на квалификацию деяния.

Субъект преступления специальный. Им могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

Не является субъектом преступления лицо, если на него не возлагалась ответственность за эксплуатацию транспортного средства или его техническое состояние, например в случае выделения лицу персональной автомашины.

Другой комментарий к статье 266 УК РФ

1. О предмете преступления см. комментарий к ст. ст. 263, 264 УК.

2. Объективная сторона преступления предусматривает два деяния:

1) недоброкачественный ремонт;

2) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Под недоброкачественным ремонтом следует понимать такой ремонт указанных в статье предметов преступления, который не обеспечивает безопасности эксплуатации транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью.

Выпуск в эксплуатацию означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности.

3. Преступление считается оконченным с момента наступления указанного в законе последствия преступления - тяжкого вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 111 УК).

4. Обязательным признаком объективной стороны преступления является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Ее специфика заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

6. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств.

Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления.

7. При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух и более лиц - по ч. 3 ст. 266.

Для обеспечения безопасного движения на дорогах РФ в системе российского законодательства предусмотрены различные нормативные акты, инструкции и правила. Они распространяются не только на лиц, участвующих в непосредственном движении, но и на субъектов, ответственных за подготовку транспортных средств и инфраструктуры. Речь, в частности, о лицах, осуществляющих ремонт и выпуск в эксплуатацию ТС, путей сообщения, устройств связи и сигнализации и прочего оборудования, используемого на транспорте. За некачественное выполнение своих обязанностей эти субъекты могут быть привлечены к ответственности в соответствии со ст. 266 УК РФ. Рассмотрим эту норму подробно.

Ст. 266 УК РФ: состав преступления

В указанной статье устанавливается наказание за некачественный ремонт путей сообщения, ТС, устройств связи или сигнализации и иного оборудования, используемого на транспорте, а также выпуск неисправных ТС в эксплуатацию субъектом, ответственным за их техническое состояние, если его деяния по неосторожности повлекли причинение тяжкого ущерба здоровью человека. Согласно ч. 1 ст. 266 УК РФ, виновным может грозить:

  1. Денежное взыскание от 100 до 300 тыс. руб. либо в сумме доходов за 1-2 г.
  2. До 3 лет ограничения свободы.
  3. До 2 лет принудительных работ или тюремного заключения с лишением права вести деятельность или занимать должности, определенные судом, до 3 лет либо без такового.
  4. До полугода ареста.

Наказание будет ужесточено, если указанные деяния по неосторожности привели к гибели потерпевшего. По ч. 2 ст. 266 УК РФ, виновным грозит до 5 лет принудительных работ или тюремного заключения.

Если деяния, указанные в частях первой и второй, привели к гибели двух и более людей, срок принудительных работ также составляет пять лет, а срок лишения свободы увеличивается до 7 лет.

Комментарии к ст. 266 УК РФ

Предусмотренное в норме преступление является посягательством, во-первых, на общественные правоотношения, направленные на обеспечение качественного ремонта и эксплуатации путей сообщения, транспорта, устройств связи и сигнализации, прочего оборудования, используемого на транспорте. Дополнительные объекты - здоровье (часть 1) и жизнь (часть 2, 3) людей.

В качестве предмета преступления в ст. 266 УК РФ названы:

  1. Транспортные средства.
  2. Средства связи и сигнализации.
  3. Пути сообщения.
  4. Прочее оборудование, используемое в транспортной сфере.

Пути сообщения

Эти элементы дорожной системы включают в себя:


Средства связи и сигнализации

Они необходимы для передачи условной и текстовой информации. Условными данными являются команды, оповещения, донесения и т. д. Сигнализация может быть световой (мигание лампочки, семафор, маяки), звуковой (сирена, звонок).

В качестве средств связи выступают специальные устройства, предназначенные для передачи и приема текстовых данных. Связь бывает телефонной, факсимильной, телевизионной, сигнальной, телеграфной и пр. В зависимости от среды и средств распространения, она разделяется на:

  • проводную;
  • радиорелейную;
  • радиосвязь;
  • оптическую;
  • сотовую;
  • космическую;
  • лазерную и т. д.

Кроме этого, связь может быть ближней или дальней.

Прочее транспортное оборудование

Под ним следует понимать совокупность технических приборов, механизмов, устройств, предназначенных для обеспечения безопасного функционирования транспорта. Речь, в частности, о радиолокаторах, эстакадах и т. д.

Объективный аспект

По ст. 266 УК РФ, он выражается в:

  1. Недоброкачественном ремонте путей сообщения, транспорта, устройств связи и сигнализации, иного оборудования, используемого на транспорте.
  2. Выпуске технически неисправных ТС.

Ключевым признаком деяния считается наступление последствий - возникновение тяжкого ущерба здоровью или гибель человека.

Нюансы

Как показывает судебная практика по ст. 266 УК РФ, основная задача при квалификации деяния состоит в установлении связи между поведением виновного и возникшими последствиями.

Недоброкачественным признается такой ремонт, который не соответствует техническим требованиям, установленным нормативными актами в сфере дорожного движения и обеспечивающим безопасное функционирование транспорта, компонентов технической системы эксплуатации ТС. К примеру, он может выражаться в устранении не всех выявленных неисправностей подвижного ж/д состава либо в установке деталей с истекшим сроком эксплуатации.

После некачественного ремонта транспортное средство считается не соответствующим необходимым техническим требованиям.

Выпуск в эксплуатацию неисправных ТС предполагает разрешение использовать объекты, имеющие какие-либо поломки, способные при движении создать аварийную ситуацию и, следовательно, привести к негативным последствиям. Такое разрешение может быть устным или письменным. В первом случае речь в том числе и о непринятии мер по пресечению использования технически неисправной машины. Письменное разрешение может выражаться в выдаче путевого листа водителю, пропуске транспортного средства через контрольный пункт и пр.

Отличительные признаки деяния

Не имеет значения способ совершения преступления, предусмотренного ст. 266 УК РФ. На практике оно может быть совершено в форме действия. К примеру, виновный допустил техническую ошибку при ремонте средств связи и сигнализации, выдал разрешение на выпуск автомобиля с неисправным тормозом и пр. Кроме этого, деяние может выражаться и в бездействии. К примеру, лицо не осуществило замену тормозных колодок, не предприняло мер, необходимых для сокращения рельсовых зазоров, укрепления межрельсовых накладок и пр.

Преступление признается завершенным в момент возникновения опасных последствий: тяжкого ущерба здоровью, смерти одного (ч. 2) или более лиц (ч. 3). Если эти последствия отсутствуют, то недоброкачественный ремонт транспорта, средств связи или сигнализации, путей сообщения или прочего транспортного оборудования не влечет наказания по ст. 266 УК РФ. Виновный в таких случаях может привлекаться исключительно к административной, гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности.

Субъективная часть

Деяние, указанное в ст. 266 УК РФ, предполагает неосторожную форму вины. Она может выражаться в виде небрежности или легкомыслия.

Субъектом преступления является вменяемый гражданин в возрасте от 16 лет. При этом он должен обладать одним из следующих признаков:


Нормативная база

Предусматривая ст. 266 в УК РФ, законодатель учел положения действующих нормативных актов в сфере транспорта. В их числе федеральные законы:

  1. "О безопасности дорожного движения".
  2. транспортной безопасности".
  3. "О железнодорожном транспорте".

Кроме этого, нормативное регулирование правоотношений, возникающих в сфере обеспечения безопасности на дорогах, осуществляется на основании подзаконных актов. К ним относят:


Заключение

Обеспечение безопасности при эксплуатации транспорта является сложной задачей, требующей комплексного решения. Участники движения несут повышенную ответственность и должны неукоснительно соблюдать все предписания, касающиеся не только непосредственной эксплуатации ТС, но и их подготовки. Управление технически неисправным транспортом может создать аварийную ситуацию, причинить ущерб здоровью и имуществу граждан, привести к гибели людей.



 

Возможно, будет полезно почитать: