Исключение из списков воинской части. Что положено при исключении военного из списков части Исключение из списков личного состава части


Исключение из списков личного состава воинской части
Как ранее было указано, судами было допущено множество ошибок при разрешении гражданских дел указанной категории.

В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. При этом днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы).

Законодательством предусмотрены следующие препятствия для исключения из списков личного состава воинской части:

До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов (при отсутствии его согласия) (п. 16 ст. 34 Положения);

Если в отношении такого военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части (п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»);

Без предоставления основного и дополнительных отпусков - исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности (п. 16 ст. 29 Положения). В случае заболевания военнослужащего во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, этот отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни на основании справки из лечебного учреждения (п. 18 ст. 29 Положения)

Военнослужащего, находящегося на стационарном лечении (п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе).
Для данной категории дел характерно наличие двух предметов спора, во-первых –о наличии права на обеспечение причитающимся видом довольствия, во вторых – гарантия предоставления указанного вида довольствия до исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
При разрешении спора о наличии права на обеспечение каким-либо видом довольствия (обеспечение денежным, вещевым довольствием, на предоставление отпуска) необходимо проанализировать нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и установить факты, с которыми связано возникновение этого права.

В свою очередь, при разрешении требований о восстановления в списках личного состава воинской части необходимо руководствоваться разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», согласно п. 49 которого в случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списках личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

Таким образом, приказ командования об исключении из списков личного состава воинской части необходимо признавать незаконным только в случае невозможности восстановить нарушенное право иным способом, например, в случае непредоставления отпуска или продления такого отпуска на количество дней болезни, невыплаты денежного довольствия за период более месяца, а также отсутствия со стороны военнослужащего факта злоупотребления своим правом.
Если военнослужащий обеспечен денежным довольствием, но с ним не произведены расчёты по вещевому имуществу, различным компенсационным, дополнительным или отдельным выплатам, то судом, как правило, должно приниматься решение лишь о возложении на командование обязанности по возмещению образовавшейся задолженности, но не по восстановлению заявителя в списках личного состава воинской части.

Такой вывод согласуется с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, а также со сложившейся судебной практикой. В частности, в своем определении от 21 января 2014 года № 211-КГ13-0 Военная коллегия Верховного Суда пришла к выводу о том, что несвоевременное обеспечение заявителя единовременным пособием при увольнении с военной службы, которое в состав денежного довольствия не входит, не может быть расценено как неполное обеспечение денежным довольствием и признано основанием для его восстановления в списках личного состава воинской части.

Согласно правовой позиции, выраженной Военной коллегией Верховного Суда в определении № 201-В 10-26 от 9 ноября 2010 года, существенными по делам данной категории являются обстоятельства, связанные с установлением причин необеспечения военнослужащего указанными в пункте 16 статьи 34 Положения видами довольствия. Сам по себе факт необеспечения военнослужащего денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением не указывает на нарушение его прав и свобод, свидетельствующее о безусловной необходимости восстановления военнослужащего в списках личного состава воинской части.

При определении того, входит ли оспариваемая выплата в состав денежного довольствия, необходимо руководствоваться Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», согласно которому в состав денежного довольствия не входят и являются отдельными выплатами, например, командировочные расходы, подъемное пособие, суточные, единовременное пособие при увольнении с военной службы и т.д.

Например, правильно разрешено гражданское дело гарнизонным военным судом по заявлению Л., в котором заявитель оспорила, в том числе, факт исключения её из списков личного состава воинской части без полного обеспечения денежным довольствием, выплата которого производилась исходя из третьего тарифного разряда вместо пятого, а также выплаты ей надбавки за классную квалификацию, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и материальнойпомощи. Суд удовлетворил требования заявителя в части производства этих выплат, однако обоснованно отказал в удовлетворении требований Л. о восстановлении ее в списках личного состава воинской части.

Разрешая гражданское дело по заявлению Б.гарнизонный военный суд, своим решением удовлетворил требования заявителя в части выплаты ему надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время за период непосредственного участия в отработке задач учебно-боевой подготовки в полевых условиях, но в то же время пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для его восстановления в списках личного состава воинской части в связи с невыплатой названной надбавки.

Напротив, иной гарнизонный военный суд, удовлетворяя заявление Л. в части производства перерасчета выплаченного ему денежного довольствия с 2011 года, а также единовременного пособия при увольнении с военной службы исходя из оклада, соответствующего 21 тарифному разряду, необоснованно возложил на командира воинской части обязанность отменить приказ об исключении заявителя из списков личного состава воинской части. Решение суда в этой части судебной коллегией было отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления в части восстановления заявителя в списках личного состава.

Другой пример, судебная коллегия отменила решение гарнизонного военного суда в соответствии с которым на командование возложена обязанность по восстановлению С. в списках личного состава воинской части и выплате ему задолженности по денежному довольствию по 1 тарифному разряду за период самовольного оставления им воинской части с 2009 по 2011 г. При этом в удовлетворении заявления в этой части было отказано в связи с тем, что нарушение прав заявителя, фактически выразившееся в непроизводстве ему выплат за период самовольного оставления воинской части, возможно без восстановления его в списках личного состава воинской части.

Решением гарнизонного военного суда на командование возложена обязанность изменить в приказе дату исключения В. из списков личного состава военной прокуратуры на день выплаты ему денежного довольствия. Судебная коллегия, отменила решение суда в этой части отказала в удовлетворении данного требования, поскольку выплата заявителю денежного довольствия была произведена во исполнение другого судебного решения, в связи с чем связывать её с порядком исключения из списков личного состава оснований не имелось.

Судебная коллегия отменила решение гарнизонного военного суда, согласно которому на командование возложена обязанность предоставить П. основной и дополнительный отпуска, выплатить ему денежное содержание и приняла новое об отказе в удовлетворении заявления, поскольку заявитель (восстановленный в судебном порядке на военной службе), проживающий в г. К., на службу в воинскую часть, дислоцированную в г. З., не прибывал, к исполнению обязанностей военной службыне приступал, а вёл с командованием почтовую переписку. Эти обстоятельства судебная коллегия расценила как злоупотребление с его стороны правом, которое судебной защите не подлежит.

Другой пример злоупотребления правом. В своем заявлении в суд К. просил возложить обязанность на командование восстановить его в списках личного состава воинской части, а также предоставить ему причитающиеся отпуска, обеспечить вещевым имуществом и направить на ВВК. Гарнизонный военный суд установил, что К. в 2013 г. проживал в г. З., на военную службу в воинскую часть, дислоцированную в г. В., не прибывал, а личные вопросы решал посредством почтовой переписки. Командование обеспечило К. возможность получить в полном объёме вещевое имущество, препятствий для получения которого у заявителя нет и не было. Заявителю приказами командования был предоставлен отпуск, в эти периоды времени он не пребывал на службу, каких-либо уважительных причин для этого у него не было, с рапортом о направлении его на ВВК не обращался. При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд по существу правильно отказал в удовлетворении названных требований заявителя.
Как было указано выше, при исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части без предоставления отпуска, права военнослужащего подлежат восстановлению путем изменения даты на количество суток предоставляемого ему отпуска, необходимости восстанавливать такого военнослужащего в списках личного состава воинской части не имеется.

В соответствии с п. 18 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни. Продление отпуска в этом случае осуществляется командиром воинской части на основании справки из лечебного учреждения. Если в период отпуска военнослужащий проходит амбулаторное лечение, указанное обстоятельство, по смыслу п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», не может являться основанием для продления ему основного отпуска, поскольку такое продление производится лишь при пребывании военнослужащего на стационарном лечении.
В качестве правильного примера можно привести рассмотренное гарнизонным военным судом гражданское дело по заявлению Г., в котором заявитель просил обязать командование отменить приказ об исключении его из списков личного состава воинской части в связи с непредоставлением ему полного количества дней основного и дополнительных отпусков, а также неполным обеспечением денежным и вещевым довольствием.

Суд первой инстанции, признав право заявителя на предоставление ему дополнительных 4 дней отпуска, обязал командование изменить дату исключения его из списков личного состава воинской части на указанное количество дней, а также возложил обязанность обеспечить заявителя положенным к выдаче вещевым имуществом.

Решением гарнизонного военного суда было отказано в удовлетворении заявления К., в котором он оспорил действия командования, связанные с исключением его из списков личного состава воинской части, в том числе, без предоставления дополнительных дней к отпуску. Суд установив, что заявитель в период отпуска (предоставленного ему с последующим исключением из списков личного состава воинской части), проходил амбулаторное лечение, пришел к выводу о том, что указанное обстоятельство не может являться основанием для продления ему основного отпуска, поскольку такое продление производится лишь при пребывании военнослужащего на стационарном лечении.
Л. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что во исполнение решения суда командование издало приказ о предоставлении ему неиспользованных отпусков за 2012 и 2013 годы, в связи с чем дата исключения его из списков личного состава воинской части была изменена с 28 января 2013 г. – на 18 марта 2013 г. При этом Л. просил суд признать незаконным вновь изданный приказ о его исключении его из списков личного состава воинской части в связи с тем, что командование не предоставило ему основной отпуск пропорционально прослуженному времени за февраль и март 2013 г.

Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления обоснованно было отказано, поскольку согласно пункту 16 статьи 29 Положения предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности. По смыслу приведенных норм, если увольняемому военнослужащему предоставляется отпуск в году увольнения, то дни, проведенные в таком отпуске, не учитываются для предоставления новых отпусков данному военнослужащему.
Как было указано выше, по делам данной категории необходимо точно определить предмет доказывания, каковым являются обстоятельства, которые вытекают из диспозиции нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения.

Характерным примером нарушения этого является гражданское дело по заявлению М., в котором тот оспорил факты необеспечения его в полном объеме денежным довольствием, вещевым имуществом, а также невыплату единовременного пособия при увольнении с военной службы, в связи с чем просил обязать командование отменить приказ о его исключении из списков личного состава воинской части. При этом в заявлении М. не конкретизировал, какие именно дополнительные и компенсационные выплаты и в каком размере ему не выплачены, а также чем были нарушены его права. Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления было отказано.

В суде апелляционной инстанции заявитель уточнил характер и основания заявленных требований и пояснил, что ежемесячная надбавка за выслугу лет с января 2012 г. ему должна выплачиваться в размере 40 процентов от оклада по воинской должности вместо выплаченной в размере 25 процентов, а должностной оклад и единовременное пособие при увольнении с военной службы - с учетом увеличения их на 20 процентов всоответствии с присвоенной квалификационной категорией штурмана первого класса. Кроме того, о существовании приказа об исключении его из списков личного состава воинской части с 16 июня 2012 г. ему стало известно только 22 июня 2012 года, а до указанной даты он продолжал исполнять обязанности военной службы.

При рассмотрении указанного дела судом апелляционной инстанции решение суда было отменено, а требования заявителя удовлетворены частично, в том числе в связи с допущенными судом первой инстанции процессуальными нарушениями, на которые судебная коллегия отреагировала частным определением. Судебной коллегией было обращено внимание на то, что судье в ходе принятия заявления и подготовке дела к судебному разбирательству необходимо было руководствоваться ст. 148, 153 ГПК РФ, а также разъяснениями постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» (п. 5, 7 и 21), а также от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п. 15).

Предлагается настоящую справку обсудить на оперативном совещании судей с целью выработки единой судебной практики и улучшения качества разрешения данной категории гражданских дел.

Судебная коллегия по административным делам

Северо-Кавказского окружного военного суда

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

размер шрифта

УКАЗ Президента РФ от 16-09-99 1237 (ред от 11-02-2013 с изменениями вступившими в силу с 11-02-2013) ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ... Актуально в 2018 году

Статья 34. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

2. Увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона, в соответствии с настоящей статьей, как правило, с занимаемых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

При этом военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы или досрочно.

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

4.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "в" и "е" пункта 4 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву.

(в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50 )

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт "г" пункта 3 статьи 51 Федерального закона);

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе (подпункт "д" пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

(в ред. Указа Президента РФ от 16.01.2008 N 50 )

8. Увольнение с военной службы производится:

а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;

б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно - исполнительной системы, Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

18. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом.

19. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также заключивший контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву (в том числе обучающийся в военно - учебном заведении), не может быть досрочно уволен с военной службы до истечения установленного для него срока военной службы по призыву, за исключением оснований, предусмотренных подпунктами "в" - "ж" пункта 1, пунктами и статьи 51 Федерального закона.

При исчислении срока военной службы данного военнослужащего суммарно учитываются срок военной службы по призыву и срок военной службы по контракту в порядке, определяемом Федеральным законом и настоящим Положением.

20. Увольнение отчисленного из военно - учебного заведения военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, производится начальником военно - учебного заведения, откуда отчислен военнослужащий, или иным должностным лицом, которому предоставлено право увольнения данного военнослужащего.

21. Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от общей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотренным подпунктами "д" и "е" пункта 1 и подпунктами "в" - "д" пункта 2 статьи 51 Федерального закона.

Офицерам, уволенным с военной службы Президентом Российской Федерации, право ношения военной формы одежды и знаков различия предоставляется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

22. Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении военнослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении военнослужащего с военной службы производится должностным лицом, издавшим приказ, или его прямым начальником.

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением.

25. Увольнение с военной службы беременных женщин - военнослужащих, женщин - военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей - инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Женщины - военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

26. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

27. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, ограничению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.

28. Военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы условно, по решению соответствующего должностного лица, которому предоставлено право его увольнения, может быть оставлен на военной службе.

29. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

Трудоустройство граждан в подразделениях внутренних войск Российской Федерации осуществляется на основании контракта, в котором оговорены все условия прекращения трудовых правоотношений. Однако, к сожалению, некоторые вопросы часто не вносятся в содержание договора, в связи с чем возникают длительные споры, в том числе и судебные. К категории таких обстоятельств относится исключение из списков состава части военнослужащего. Знание правил и порядка аннулирования записи о военном позволит защитить свои права, а также получить весь пакет расчетных выплат и пособий.

Введение в тему

Учитывая специфику деятельности, порядок исполнения служебных обязанностей армейцами регулируется специальными ведомственными нормативно-правовыми актами. Требования и положения Трудового кодекса на военнослужащих не распространяется, поэтому многие из этапов разных процедур вызывают массу вопросов и споров: в частности, что касается разницы между процедурой увольнения и исключением из списков личного состава воинского формирования.

Действующим законодательством утверждено, что прекращение трудового контракта с военным фиксируется путем выдачи Приказа руководства об увольнении. С этого момента завершается служебная деятельность, начинается подготовка к сдаче дел и получению полного расчета.

После того, как уволенный гражданин подписал обходной лист, получил финансовые пособия и расчетные выплаты, он должен быть исключен из перечня личного состава части. Это фиксируется соответствующим документом, который вкладывается в личное дело военного.

Таблица №1 «Правовое регулирование вопроса»

Также дополнительно нужно учитывать законодательные акты и ведомственные распоряжения, устанавливающие правила прохождения службы в разных подразделениях ВС.

Причины исключения

Предусмотрено только 2 законных основания аннулирования записи о военном в отчетных документах воинского формирования. К ним относятся:

  • смена места службы (это может быть повышение или перевод в другое подразделение; временное отправление для выполнения служебных обязанностей в подчинение другой ВЧ не считается);
  • окончание трудового контракта (в этой категории включены увольнения по прекращению срока действия договора, выход на пенсию, а также досрочное увольнение).

Это полный список оснований, которые являются причиной удаления записей о военнообязанном из внутренних учетов части.

Формальный порядок

Порядок исключения сведений о служащем предусматривает обязательное соблюдение фиксированных сроков. Так, согласно общему правилу, исключение из списков должно осуществляться в день увольнения гражданина, то есть фактического прекращения несения службы. Поскольку возможны индивидуальные обстоятельства, то максимальный период таких действий ограничен 30-ю календарными днями. Это конечная дата, которой может датироваться исключение военного из внутренних списков.

  • выписка армейца со стационарного лечения в медицинском учреждении;
  • завершение декретного отпуска или периода ухода за малышом до достижения им 3-летнего возраста;
  • окончание похода, если служба осуществляется на морском судне;
  • освобождение лица из военного плена;
  • вступление в юридическую силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Важно! С момента аннулирования сведений начинается отсчет срока в 3 месяца, которые отводятся для подачи жалобы в судебные органы за нарушение процедуры или незаконное увольнение.

Аннулирование сведений о военнослужащем из учетов воинского формирования происходит только при наличии для того документальных причин. В частности, является таким основанием приказ командира части. Оформление Приказа возможно только в 2-х случаях:

  • с гражданином проведены все обязательные расчеты и переведены положенные выплаты;
  • от самого офицера поступил рапорт на исключение его из списков части без выполнения условий увольнения.

В целом процедура будет выглядеть следующим образом:

  • возникновение оснований для прекращения трудового контракта;
  • подача рапорта от военного на увольнение или фиксация обстоятельств прекращения службы;
  • оформление Приказа об увольнении от имени администрации воинского формирования;
  • осуществление расчетов и выплат;
  • оформление Приказа об исключении гражданина из списков личного состава.

Что положено

Как уже было сказано выше, исключение армейца из списков личного состава возможно только после выполнения всех условий увольнения или же если сам гражданин желает как можно скорее распрощаться с воинской частью.

Таблица №2 «Обязательные виды расчета»

На что рассчитывать Особенности предоставления
Отпуск Предоставление отпусков осуществляется ежегодно по фиксированному графику. Так, если расторжение контракта происходит до использования отпускных дней, то служащий вправе сначала отгулять накопленные дни отдыха, а затем пройти процедуру увольнения. В равной степени считаются сутки и обязательного, и дополнительного отпуска
Денежные выплаты В зависимости от обстоятельств прекращения контракта каждый военный может рассчитывать на финансовую помощь, зависящую от срока его военной службы. Также, обязательна выплата заработной платы в полном размере. Не допускается выдача средств только частично. Обязательно предоставление денежного довольствия в полном объеме
Вещевое обеспечение Если были пропущены сроки предоставления форменной одежды и специального обмундирования, то денежная компенсация в фиксированном размере является обязательной. Учитываются только те виды обеспечения, что не были предоставлены за последний год до увольнения

Случаи незаконного исключения из списков части

На практике возможны нарушения со стороны руководства воинского формирования, которые являются причиной подачи исковых заявлений с жалобами в суд. Чаще всего фиксируются такие споры:

  • служащий уволен без получения довольствия или только с частичной его выплатой (исключение военного из списков возможно лишь по его собственному рапорту или после полного расчета);
  • оформление Приказа задним числом (это не только незаконно по отношению к военнослужащему, но и может повлечь нежелательный интерес со стороны налоговых органов, вышестоящих контролирующих подразделений);
  • исключение из списков личного состава лица, не уведомленного о подобных действиях (военный должен под подпись ознакомиться с тем, что процедура увольнения завершена, и подтвердить отсутствие взаимных претензий).

При выявлении всех фактов нарушений предстоит незамедлительно обращаться в суд, поскольку сроки подачи таких жалоб ограничены. Если судья решит, что администрацией части были нарушены права служащего, то Приказ об увольнении подлежит аннулированию, и военный восстанавливается на службе.

Если после прочтения материала у вас остались вопросы касательно процедуры увольнения и исключения из списков части военных, то задавайте их в разделе «Комментарии».

Увольнение с военной службы – это важный и заключительный этап прохождения военной службы, в котором зачастую военнослужащие сталкиваются со значительными нарушениями своих прав. Это и увольнение с военной службы без достаточных к тому оснований за виновные действия, с нарушением установленной процедуры увольнения, увольнение с военной службы без согласия военнослужащего до обеспечения жильем по избранному месту жительства, или без полного удовлетворения положенным денежным довольствием или иными видами довольствия.

Нужно понимать, что законодательство не позволяет военнослужащему в одностороннем порядке отказаться от выполнения принятых на себя обязательств при заключении контракта о прохождении военной службы, как это предусмотрено Трудовым кодексом РФ, дающим возможность работнику расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя за две недели. Все предусмотренные действующим законодательством РФ основания увольнения с военной службы можно поделить на три категории: когда военнослужащий подлежит увольнению с военной службы независимо от желания самого военнослужащего и командования ( Положения о порядке прохождения военной службы); когда военнослужащий может быть уволен с военной службы ( Положения о порядке прохождения военной службы), для увольнения по указанным основаниям в одних случаях достаточно желания (волеизъявления) самого военнослужащего, в других случаях инициатива исходит от командования, в третьих - увольнение производится на основании волеизъявления военнослужащего, но с согласия командования; когда военнослужащий имеет право на увольнение ( Положения о порядке прохождения военной службы).

В последнее время законодательство было значительно ужесточено, в связи с чем, военнослужащие в настоящее время, по общему правилу, лишены возможности выбирать основания своего увольнения с военной службы. Так, если военнослужащего увольняют за виновные действия, такие как: несоблюдение условий контракта, нарушение запретов, утрата доверия, лишение воинского звания, вступление в законную силу приговора суда, отчисление из военной профессиональной образовательной организации и при этом у него имеется другое основание, например, достижение предельного возраста пребывания на военной службе, признание негодным или ограниченно годным к военной службе, организационно-штатные мероприятия, такой военнослужащий не может настаивать на увольнении по другому основанию , избранному им.

Увольнение по собственному желанию с военной службы возможно тогда, когда у военнослужащего есть на то уважительные причины (очевидно те, что не указаны в 4 Положения о порядке прохождения военной службы) - по заключению аттестационной комиссии. Как Верховный Суд Российской Федерации "Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.".

Образец рапорта на увольнение с военной службы по собственному желанию можно .

Не всегда, правда, у военнослужащего имеются основания, позволяющие ему ходатайствовать об увольнении по собственному желанию, или его рапорт при наличии даже таких оснований не был удовлетворен, поскольку аттестационная комиссия подготовила отрицательное заключение. Оснований для обжалования такого решения нет, так в данном случае, как указано выше, увольнение по указанному основанию ВОЗМОЖНО, но не обязательно.

Рапорт на увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе ()

Образец рапорта на увольнение с военной службы по истечении срока контракта ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием не годным к военной службе ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы по ОШМ ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы в связи с нарушением в отношении военнослужащего условий контракта ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием ограниченно годным к военной службе после обеспечения жильем/ жилищной субсидией ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы по семейным обстоятельствам ()

Образец рапорта об увольнении с военной службы по собственному желанию ()

Если Вы считаете, что Вас незаконно уволили с военной службы, или наоборот не увольняют с военной службы, Вам не зачли какие-либо периоды военной службы, необходимые для назначения военной пенсии в выслугу лет, Вам требуется помощь военного юриста или консультация военного юриста по вопросам увольнения с военной службы, выбора и изменения основания увольнения с военной службы, исключения из списков личного состава воинской части или восстановления на военной службе в судебном порядке, если нужно представить Ваши интересы в суде, Вы можете обратиться к нам.

Звоните, пишите, задавайте вопросы военным юристам, мы будем рады помочь Вам!

Нужна помощь военного юриста по повпросам увольнения с военной службы?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по вопросам увольнения на понятном человеческом языке?

Нужен образец заявления, иска в суд?

Звоните : +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

СПАСИБО!

С уважением,

команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»



 

Возможно, будет полезно почитать: