Изменения с 1 января года. Что изменилось для преступников

С 1 января 2017 года вступает в силу ряд законопроектов и поправок, которые вносят существенные изменения в некоторые правовые вопросы. Отдельные акты прямо затрагивают жизнедеятельность всех граждан, иные — частные аспекты или имеют отношение лишь к юридическим лицам.

Ниже для рассмотрения предлагается список новых законов и поправок в отдельные статьи, которые вступают в силу в 2017 году. Часть из них продолжает дорабатываться и находится в процессе поэтапного внедрения.

В проведении ЕГЭ добавилась возможность повторной сдачи экзамена даже в том случае, если был получен проходной балл. Вместе с этим планируется постепенно избавиться от тестовой составляющей заданий и к 2020 году расширить список обязательных для сдачи экзаменов. Таковыми рассматривают историю и иностранный язык. Также новым законом разделены понятия “общее ” и “профессиональное ” образование.

С 1 января в силу вступает новый закон, обеспечивающий повышение защиты прав дольщиков многоквартирных домов. Нововведения ФЗ 304 коснулись следующих аспектов:

  • предписывается информационная открытость застройщиков и необходимость предоставлять все сведения о проводимых работах и сроках;
  • создание компенсационного фонда;
  • расширение полномочий контролирующих органов;
  • обязанность предоставить инструкцию по эксплуатации при сдаче объекта;
  • право собственника требовать устранения дефектов и недостатков, выявленные в течение гарантийного срока.

Согласно принятому ФЗ 218 “О государственной регистрации недвижимости” начинает работать единый реестр, где собирается вся необходимая информация. Соответственно устанавливаются новые правила регистрации недвижимости. С 1 марта по новому закону отменяется возможность бесплатной приватизации для тех, кто получил квартиру в 2016.

Отдельные нововведения коснулись обеспечения медицинских услуг :

  • новый закон обеспечивает упрощенный доступ к высокотехнологичной помощи;
  • упрощается процедура лечения за границей за счет бюджетных средств;
  • создание единого реестра ВИЧ-инфицированных граждан — таковой призван упростить процедуру закупки лекарств, регистрация носит добровольный характер;
  • для упрощения процедуры лечения с 2017 по ФЗ 255 на пациентов оформляются электронные больничные листы.

С 2017 года также начнет работу федеральный реестр инвалидов , призванный обеспечить лучшие условия для лиц с ограниченной дееспособностью и особенно помочь в трудоустройстве. Вносимые сведения согласно ФЗ 394 будут содержать меры социальной поддержки, а также программу реабилитации.

Новые законы коснулись и деятельности агентств . По внесенным ФЗ 231 поправкам предполагаются следующие изменения:

  • запрет на причинение вреда должнику и его имуществу, оказание психологического давления, раскрытие личной информации третьим лицам;
  • вводятся ограничения на количество контактов — личных, телефонных, электронных;
  • коллекторские агентства подлежат регистрации в реестре;
  • увеличиваются пошлины и штрафы для коллекторов за нарушения.

Предписывается, что все поправки нового закона касаются лишь физических лиц с задолженностью по потребительскому кредитованию.

Также претерпел изменения в результате принятия ФЗ 214:

  • допускается возможность приобретения полиса через интернет;
  • упразднена возможность проведения независимой экспертизы;
  • изменен порядок перечисления средств — теперь страховая фирма направляет их в ремонтную мастерскую, с которой у нее имеется соглашение;
  • по ФЗ 40 в новой редакции вводится понятие регрессии — право страховщика в определенных ситуациях требовать возврата суммы ремонта с виновника ДТП.

Также следует учитывать, что цены на полис ОСАГО по новому закону будут возрастать при наличии правонарушений.

С 2017 года электронные документы могут направляться в судебные учреждения. Для этого необходимо наличие квалифицированной электронной подписи. Действие нового закона не распространяется на подачу жалоб, запросов, а также предоставление информации, составляющей государственную тайну.

Судьи также получили полномочия по проведению онлайн трансляции заседания в СМИ или в интернете. Регламентируется, что она может ограничиваться во времени и не должна нарушать делопроизводство. Предписываются определенные места в зале суда, с которых допускается ведение трансляции.

Изменения, введенные Федеральными законами 202 и 261, коснулись алкогольной продукции :

  • увеличиваются акцизы на соответствующую продукцию;
  • вводится запрет на реализацию алкоголя в пластиковой таре, если ее объем превышает полтора литра;
  • обязательным становится ведение учета спирта производителями фармсубстанции.

Определенные изменения коснулись туризма :

  • были введены поправки, усиливающие ответственность туристических компаний;
  • по новому закону предусматривается создание единого реестра турагентств с открытым доступом к нужной информации;
  • отдельные аспекты касаются упрощения визового режима с Японией.

Претерпели ряд изменений, направленных на поддержку отечественных производителей. Законодательно определяется приоритет российских компаний, а также установление преимущества в 15% от общего объема закупок для малого и среднего бизнеса.

С 1 января 2017 начинает действовать налог для иностранных компаний на торговлю электронным контентом . Новый закон призван уравнять условия деятельности для российских и зарубежных компаний. Соответствующая статья 174.2 была введена в Налоговый кодекс в 2016.

В отношении налогов также ужесточаются санкции за непредоставление сведений об объектах налогообложения. ФЗ 52 указывает, что таковыми считается собственность, с которой взимается транспортный, земельный или имущественный налог. Штраф составляет 20% от неуплаченной суммы.

Новые законы 2017 года определяют дополнительный вид уголовного наказания — принудительные работы . Предписывается, что на осужденного в этой ситуации будут распространяться все положения Трудового кодекса кроме самостоятельной возможности выбирать себе работу.

ФЗ 347 “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ” устанавливает предел в соотношении заработной платы руководящих должностей . Поправки нового закона вносятся на основании статьи 145 ТК РФ.

Новые законы коснулись и пенсионеров. ФЗ 385 определяет единовременную выплату пенсионерам в 5 тыс. рублей взамен индексации. ФЗ 143 вносит изменения по увеличению пенсионного возраста граждан РФ . Предполагается его поэтапное проведение с тем, чтобы к 2032 возраст выхода на пенсию составлял 63 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. Для гражданской службы срок увеличивается до 65 лет.

Ряд нововведений коснулся жилищных аспектов и коммунальных платежей . Увеличены коэффициенты начислений. Отредактированы положения . Вводится обязательство о предоставлении открытого доступа к информации по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг.

Отдельно повышен приоритет на сохранении окружающей среды . Вводится понятие накопленного вреда, а также порядок его устранения. Вокруг городов предполагается создание лесопарковых зон с увеличением штрафов за загрязнение или нанесение иного вреда.

Ожидалось, что в 2017 году будет принят новый закон о сектах . Однако в феврале была лишь создана рабочая группа, призванная разработать данный законопроект. Закон о деструктивных сектах, несмотря на свою актуальность, находится лишь в стадии разработки.

Законы, вступающие в силу с 2018 года

В 2017 году активно разрабатывается система контроля над домашними животными. Предполагается не только ведение учета питомцев, но и регламентирование определенных правил по уходу за ними. Новый закон “Об ответственном обращении с животными” находится на стадии разработки, предполагается, что он будет принят в 2018 году.

По новому закону каждый питомец должен будет иметь ветеринарный паспорт или вживленный микрочип. Предполагается, что идентификации подлежат все домашние животные — от крупного рогатого скота до пчел и рыбок. Каким образом по новому закону будут учитывать последних — не уточняется.

Учет собак и иных домашних животных — мера добровольная, рассчитанная на повышение ответственности хозяев и снижение количества бездомных животных. Также новый закон предполагает введение повышенных штрафов за неправильное обращение с животными, выгул в неположенных местах и иные нарушения.

В 2018 году ожидается принятие нового закона о бесплатной рыбалке . Он призван урегулировать любительское рыболовство и ввести суточную норму вылова. Доступ для рыбалки будет обеспечен на территории водных объектов общего пользования. Предполагается также и ряд ограничений, касающихся ценных рыбных пород и подводной рыбалки с использованием специального снаряжения.

С начала 2018 вступают в силу поправки в законодательстве, касающиеся права собственности на земельные участки , не прошедшие процедуру межевания. Даже при наличии документов на право владения таким имуществом, собственник не сможет им в полной мере распоряжаться — передать, подарить, продать.

Ожидается введение нового закона о страховании вкладов малого бизнеса . Предполагается, что такая процедура упростит определенные процессы в правоотношениях данных юридических лиц. Страхование допускается во всех банках, имеющих соответствующую лицензию.

Ожидается вступление в силу дополнительных поправок в ряд законов:

  • назначение штрафов и иных видов наказания, вплоть до уголовной ответственности, за нападения на медицинских работников ;
  • объявление банкротства для физических лиц станет намного дешевле, оплатить понадобится лишь 300 рублей, а не 6 тыс.;
  • судебные приставы получат возможность лишать должника водительских прав ;
  • введение электронных больничных листов в 2017 по новым законам будет активно продолжаться, предполагается, что все пациенты перейдут на электронный учет;
  • продолжит действие имеющаяся система начисления материнского капитала .

Новые законы, вступающие в силу в 2018 году, носят ориентировочный характер, отдельные аспекты могут быть изменены или пересмотрены в конечной редакции.

Фото Бориса Мальцева, Кублог

С 1 января 2017 г. вступает в силу новая глава 34 «Страховые взносы» НК РФ (введена ), одновременно утрачивает силу «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). В данной статье рассмотрены отличия в правовом регулировании исчисления и уплаты страховых взносов до и после 1 января 2017 г.

Плательщики страховых взносов

Круг плательщиков страховых взносов определен в ст. 419 НК РФ. В ней, как и ранее в Законе № 212-ФЗ предусмотрены две большие категории — плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и плательщики, не производящие такие выплаты.

При этом для последних изменился порядок постановки на учет. Как разъяснено в , до 1 января 2017 г. постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к ИП, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, представляемой органами, поименованными в пп. 1-6 ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица (представляемого в налоговый орган по месту жительства физического лица).

С 1 января 2017 г. заявление физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) может быть подано в любой налоговый орган.

В целом данные положения повторяют указанные ранее в ст. 5 Закона № 212-ФЗ нормы, которые определяли плательщиков страховых взносов.

Сохранено и положение о том, что если лицо относится к нескольким категориям плательщиков страховых взносов (т. е. одновременно и производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и самостоятельно получает доход), исчисление и уплату страховых взносов такое лицо обязано производить самостоятельно по каждому основанию.

Имеется, однако, одно существенное изменение, заключающееся в том, что теперь среди плательщиков страховых взносов указаны арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы и патентные поверенные.

При этом оценщики, медиаторы и патентные поверенные с 1 января 2017 г. станут плательщиками страховых взносов впервые, в то время как в отношении арбитражных управляющих относительно положений ст. 5 Закона № 212-ФЗ существовала позиция, поддерживаемая судами, согласно которой они в целях обязательного пенсионного страхования как лица, занимающиеся частной практикой, приравнивались к индивидуальным предпринимателям и являлись страхователями (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4.04.16 г. № Ф07-1264/2016 по делу № А56-33700/2015).

Объект обложения страховыми взносами

Как и ранее в Законе № 212-ФЗ, для организаций и ИП, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения страховыми взносами будут являться (ст. 420 НК РФ) выплаты в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений, а также по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Для физических лиц, не являющихся ИП и производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом являются выплаты по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц.

Для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом признается фиксированный размер; при этом НК РФ связывает его с минимальным размером оплаты труда. Алгоритм расчета соответствующего размера приведен в ст. 430 НК РФ.

Перечень выплат, которые в любом случае не признаются объектом обложения страховыми взносами, не изменился.

Как разъяснялось в письме Минздрав­соцразвития России от 23.03.10 г. № 647-19, выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и значит связанные с ним трудовыми договорами (за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Данные выводы по аналогии применимы и в отношении определения объекта обложения страховыми взносами после 1 января 2017 г.

В связи с этим к объекту обложения страховыми взносами относятся все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных (выплачиваемых) плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам, независимо от наличия или отсутствия указания на данные выплаты непосредственно в трудовом договоре.

Минздравсоцразвития России указывало, что в ряде случаев застрахованные физические лица могут выполнять в организации трудовую функцию и получать плату за работу без заключения с ними трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг (например, государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, лица, замещающие государственные должности РФ, субъекта РФ, муниципальные должности на постоянной основе, члены производственных кооперативов).

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, с которыми в соответствии с законодательством ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры не заключаются, за выполнение ими трудовой функции, работ, услуг, подлежат обложению страховыми взносами.

Уплата страховых взносов за указанных застрахованных лиц осуществляется теми организациями, которые по отношению к ним являются страхователями: например, за государственных гражданских служащих — органами государственной власти, в которых они проходят государственную службу, за членов производственных кооперативов -производственными кооперативами, за священнослужителей — религиозными организациями.

Выплаты, которые производятся таким физическим лицам другими организациями, не состоящими с ними в соответствующих правоотношениях, к объекту обложения страховыми взносами не относятся.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенный в ст. 422 НК РФ, несколько отличается от того перечня, что был закреплен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Так, в новом перечне не указаны взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, которые до 1 января 2017 г. не облагаются страховыми взносами.

Теперь в НК РФ содержится положение о том, что при оплате плательщиками расходов на командировки работников не будут облагаться страховыми взносами суточные, только предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ.

Ранее при оплате расходов на командировки работников суточные не облагались страховыми взносами независимо от размера.

С 1 января 2017 г. при оплате работодателем работнику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий обложению страховыми взносами, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Исчисление базы и тарифы

Как и ранее Закон № 212-ФЗ, ст. 421 НК РФ предусматривает определение базы для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Также сохраняется понятие предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (в 2017 г. — 1,9, 2018 г. — 2,0, 2019 г. — 2,1, 2020 г. — 2,2, 2021 г. — 2,3).

Напомним, что на 2016 г. постановлением Правительства РФ от 26.11.15 г. № 1265 предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для плательщиков страховых взносов в отношении каждого физического лица установлена в размере 718 000 руб. нарастающим итогом, предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, в отношении каждого физического лица установлена в размере 796 000 руб. нарастающим итогом.

В 2017—2018 гг. для плательщиков страховых взносов установлены следующие тарифы страховых взносов, применяемые по общему правилу (ст. 426 НК РФ):

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 22%; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 10%;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.02 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 1,8%;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со ст. 427 НК РФ, с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачивают.

Ранее аналогичные разъяснения были приведены в применительно к Закону № 212-ФЗ.

С 1 января 2017 г. не будут иметь право на пониженные тарифы страховых взносов следующие категории плательщиков страховых взносов:

  1. сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ;
  2. организации народных художественных промыслов и семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  3. организации и ИП, применяющие ЕСХН;
  4. плательщики страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы;
  5. плательщики страховых взносов — российские организации и ИП, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации;
  6. организации, оказывающие инжиниринговые услуги.
Еще одно изменение, касающееся пониженных тарифов страховых взносов, затрагивает организации и ИП, применяющих УСН и осуществляющих один из «льготных» видов деятельности. Сам перечень таких видов деятельности не изменился. С 1 января 2017 г. соответствующие организации и ИП будут иметь право на пониженные тарифы страховых взносов, только если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб. (ранее какая-либо предельная величина в данном контексте не была закреплена).

В течение 2017—2018 гг. тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сохраняются в размере 20%, тарифы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и тарифы на обязательное медицинское страхование — в размере 0 процентов, если выполняются следующие условия:

  1. соблюдение критерия о применении организацией УСН;
  2. доля доходов организации от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов;
  3. доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб.
В отмечалось, что не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов критерия для применения пониженных тарифов страховых взносов в части доходов от реализации при осуществлении основного вида деятельности от определения этой организацией объекта налогообложения для целей уплаты налога в связи с применением УСН на основании НК РФ.

Не установлено такой зависимости и главой 34 НК РФ.

Также продолжает оставаться актуальным разъяснение Минтруда России в письме от 2.07.14 г. № 17-4/В-295, согласно которому если у организации по итогам деятельности за отчетный период отсутствуют доходы, то она не подтверждает соответствие условию о необходимой доле доходов от осуществления указанного вида деятельности, а значит, организация должна применять общеустановленный тариф страховых взносов.

В случае, если организация по итогам деятельности за последующий отчетный период подтвердит соответствие упомянутому условию о доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, она будет вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам, рассчитанным исходя из максимального тарифа, путем их возврата или зачета.

Необходимо отметить, что положения о предельной величине базы для начисления страховых взносов по-прежнему будут необходимы для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При определении базы необходимо учитывать одно изменение, касающееся определения цен в случае совершения сделок взаимозависимыми лицами. Ранее Закон № 212-ФЗ положений об этом не содержал.

Минздравсоцразвития России в письме от 5.08.10 г. № 2519-19 разъясняло, что если организация-работодатель приобретает в пользу работников товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые не регулируются государством, то указанные стороны договора при начислении страховых взносов на сумму этих товаров (работ, услуг) должны учитывать, чью стоимость следует рассчитывать исходя из цен приобретения таких товаров (работ, услуг) (включая налог на добавленную стоимость и акцизы).

Теперь положения НК РФ о налоговом контроле сделок между взаимозависимыми лицами будут в полной мере применяться в отношении страховых взносов.

Напомним, что критерии взаимозависимости лиц установлены ст. 105.1 НК РФ.

Особенную сложность в исчислении страховых взносов на практике будут вызывать случаи реорганизации юридического лица.

С включением страховых взносов в НК РФ правовое регулирование данного вопроса изменилось, поскольку данный Кодекс в отличие от Закона № 212-ФЗ содержит специальную ст. 50, разъясняющую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица.

Исполнение обязанностей по уплате страховых взносов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате страховых взносов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Сумма страховых взносов (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном НК РФ.

При этом п. 1.1 ст. 78 НК РФ устанавливает, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается соответствующими органами ПФР, ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, 10-дневный срок исчисляется со дня завершения камеральной проверки указанного расчета.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается при отсутствии у плательщика задолженности, возникшей за данные периоды.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов органы ПФР, ФСС РФ направляют его в соответствующий налоговый орган (ст. 21 Федерального закона от 3.07.16 г. № 250-ФЗ, далее — Закон № 250-ФЗ).

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

В ст. 431 НК РФ сохранены перешедшие из Закона № 212-ФЗ положения о том, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (теперь они называются суммами страховых взносов, исчисленными для уплаты за календарный месяц). Такие платежи, как и прежде, подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за соответствующим календарным месяцем.

Также сохранены положения о том, что сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, определяется в рублях и копейках.

Уплата страховых взносов по-прежнему будет осуществляться отдельными расчетными документами, но направляться они будут все в налоговый орган.

Как и ранее Закон № 212-ФЗ, НК РФ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. При этом специальная форма ведения такого учета НК РФ не установлена.

Ранее в целях оказания практической помощи плательщикам в организации и унификации ведения индивидуального учета совместным письмом ПФР от 26.01.10 г. № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.10 г. № 02-03-08/08-56П рекомендована для использования форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов ранее ответственность была предусмотрена ст. 47 Закона № 212-ФЗ. При этом данная статья предусматривала ответственность уже за факт неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, а не за факт неправильного ведения учета (повлекшего занижение базы).

Таким образом, исключительно за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами к ответственности он привлекаться не мог.

По-прежнему в НК РФ прямо ответственность за неправильное ведение учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов не установлена.

Между тем в отличие от Закона № 212-ФЗ НК РФ содержит ст. 120.

Пункт 1 данной статьи предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода.

Пункт 3 данной статьи устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов).

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Официальным органам и судам предстоит выработать подходы относительно того, может ли ст. 120 НК РФ применяться за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами.

Как разъясняется в Информации ФСС РФ, размещенной на официальном сайте 24.08.16 г., ст. 431 НК РФ предусмотрена возможность плательщиками страховых взносов зачета произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов. При этом действие нормы, в соответствии с которым плательщики страховых взносов вправе сумму страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования ограничено до 31.12.18 г. включительно.

Таким образом, в регионах РФ, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.18 г. включительно.

Сроки представления отчетности плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам с 1 января 2017 г. будут установлены иные.

Теперь расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны будут представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

При этом порядок представления отчетности регламентируется общими правилами НК РФ.

На основании п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок предоставления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек; вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек; налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными выше, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

При этом добавлено уточнение, согласно которому если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление. В пятидневный срок со дня получения указанного уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально непредставленным.

Еще одно изменение, касающееся обязанности по уплате страховых взносов и представлении отчетности в отношении обособленных подразделений. Ранее в Законе № 212-ФЗ содержалось указание на то, что таким подразделениям должны быть открыты счета в банках, и они должны иметь отдельный баланс.

С 1 января 2017 г. обязанность по уплате страховых взносов и представлению расчетов по страховым взносам возложена на организации по месту нахождения любых расположенных на территории РФ обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Понятие обособленного подразделения закреплено ст. 11 НК РФ — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В связи с этим в письме Управления ФНС России по г. Москве от 2.02.16 г. № 12-18/008798 указано, что согласно ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Учитывая изложенное, если деятельность организации осуществляется вне места ее нахождения в течение срока, превышающего один месяц, то указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения и, следовательно, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения из перечисленных в п. 2 ст. 11 НК РФ не ведет к созданию организацией обособленного подразделения.

Необходимо учитывать, что представление отчетности за 2016 г. будет производиться в том же порядке, что и раньше (т. е. сроки и органы — получатели отчетности будут прежние). Новые правила действуют начиная с отчетности за I квартал 2017 г.

При этом старый порядок будет действовать и в отношении представления уточненных расчетов по страховым взносам по любым отчетным (расчетным) периодам до 1 января 2017 г. (ст. 20, 23 Закона № 250-ФЗ).

Страховые взносы для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Такие элементы обложения страховыми взносами, как порядок исчисления страховых взносов, а также порядок и сроки их уплаты, в отношении плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены ст. 432 НК РФ.

Сохранены перешедшие из Закона № 212-ФЗ положения о том, что страховые взносы такими плательщиками уплачиваются по общему правилу не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом.

НК РФ, как и ранее Закон № 212-ФЗ, не предусматривает обязанности плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в течение расчетного периода.

Также по-прежнему необходимо будет исчислять сумму страховых взносов отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Уплачивать страховые взносы нужно будет отдельными расчетными документами, как и ранее, однако направлять их нужно будет в налоговый орган.

Необходимо отметить, что срок представления отчетности главами крестьянских (фермерских) хозяйств изменится: сейчас действует правило о представлении отчетности в соответствующий территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, а начиная с отчетности за 2017 г. срок будет другой — до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Отметим, что НК РФ, так же как и Закон № 212-ФЗ, не указывает на представление отчетности иными плательщиками, не осуществляющими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, кроме глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

Например, принят документ, которого давно ждали должники. С нового года деятельность коллекторов была существенного ограничена .

«Запрещается взаимодействовать с должником в рабочие дни в период с 22:00 до 8:00 часов. В нерабочие дни – с 20:00 до 9:00 часов по местному времени.

При этом личных встреч должно быть не больше одной в неделю. Телефонных переговоров должно быть не более одного раза в сутки, не более двух раз в неделю, не более 8 раз в месяц», – пояснил юрист компании «Пепеляев групп» Максим Любченко.

Отметим, на сегодняшний день в России право взыскивать долги получили пока только 10 коллекторских агентств.

Те компании, которые не попали в официальный реестр, по закону не могут работать с должниками. Позднее этот список должен появиться на сайте приставов.

Одно из нововведений коснулось и самих должников. С 15 января тех, кто не платит алименты, не возмещает вред здоровью или не погасил штрафы за нарушение правил дорожного движения, будут временно лишать водительских прав .

Применяться эта мера будет в случае, если сумма долга выше 10 тыс. руб.

Затронули нововведения и сферу автострахования. Стоимость полисов ОСАГО теперь будет напрямую зависеть от числа нарушений. Чем больше штрафов – тем дороже обойдется страховка.

Кроме того, теперь заключить договор со страховщиком и получить полис можно через Интернет.

Теперь вредная привычка будет обходиться курильщикам значительно дороже. Раньше пачка сигарет стоила примерно 150 руб. Теперь, в среднем, ее цена составит 220 руб.

Кроме того, с 2017 г. акцизом облагаются и электронные сигареты .

Повышение цен затронет и алкогольную продукци . Эти изменения покупатели ощутят примерно через 2 месяца, когда начнут поступать партии с новыми акцизами.

«Больше всего цены подорожают на импортное шампанское, то есть на шампанское из импортных виноматериалов. На алкогольную продукцию свыше 9 градусов повысятся примерно на 5%.

В среднем, по моим оценкам, цены повысятся на крепкий алкоголь примерно на 5%-7%», – рассказал директор по маркетингу торговой сети Дмитрий Полуянов.


Еще одно значимое изменение в законодательстве затронет долевое строительство .

С этого года застройщики должны отчислять 1% от стоимости строительства дома в фонд помощи дольщикам.

А вот одно из нововведений пока законодатели утвердить не успели.

С этого года предлагалось разрешить перевозку детей старше 7-ми лет на заднем сидении машины без автокресла, с использованием ремня безопасности. Но пока новые правила не действуют, инспекторы будут выписывать штрафы.

С начала 2017 года в России начинают действовать новые законы, которые касаются жизни многих россиян, поэтому о вступающих в силу нормативно-правовых актах должен каждый житель нашей страны. Речь идет о нововведениях в пенсионном и медицинском обеспечении, социальных выплатах, изменениях в системе образования, налогообложения, деятельности , приватизации и регистрации недвижимости.

ФБА «Экономика сегодня» рассказывает о наиболее значимых законопроектах, вступающих в силу с 1 января 2017 года.

Про долги, коллекторов и налоги

С начала 2017 года начинает работать закон о защите прав физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Иными словами - лучше не давать в долг, чтобы избежать крупного штрафа. Потому как, если вы дали кому-то взаймы более 50 тысяч рублей, то вернуть свои деньги вы сможете лишь, прибегнув к помощи коллектора. Согласно , кредитор не имеет право напоминать должнику о возврате долга ни устно, ни письменно, ни по телефону, ни по электронной почте. Всем этим должны заниматься сугубо коллекторы. А если спонсор решится напомнить заемщику о долге, то его могут оштрафовать на сумму от 50 тыс. до 500 тыс. рублей.

Меняется с нового года и закон о коллекторах. Так, к примеру, после 1 января 2017 года, коллекторы не имеют права взыскивать долги за коммунальные платежи и нарушения жилищного законодательства. Коллектору разрешено лично общаться с должником один раз в сутки, два раза в неделю, 8 раз в месяц (вести переписку допускается в 2 раза чаще). А через 4 месяца такого общения должник вправе общаться с взыскателем через адвоката. Также, начиная с 1 января 2017 года, коллекторам запрещено наносить должнику моральный или физический вред, применять силовые методы воздействия, заниматься порчей имущества должника.

Еще одно нововведение затрагивает налоговое законодательство: с 1 января 2017 года страховые взносы переводятся в ФНС, теперь это будет единый социальный страховой сбор – ЕССС. Таким образом, налоговая инспекция будет проверять страхователей и заниматься распределением полученных средств. Это позволит повысить собираемость налогов и упростит процедуру для плательщиков.

Недвижимость 2017: приватизация, регистрация, оплата коммунальных услуг

После 1 марта 2017 года отменяется бесплатная приватизация жилья – соответствующий законопроект был одобрен Госдумой. Его действие распространяется на тех, кто получил квартиру в 2016 году, но не успел приватизировать. Право на остается после 1 марта 2017 года остается детей-сирот, жителей Крыма и тех, кто подал заявку на приватизацию ранее 2005 года.

С 1 января 2017 года в России начинает работать и учётно-регистрационная система, в которых будет концентрироваться практически вся информация об объектах недвижимости. Новые правила регистрации имущества дают определенные преимущества. Среди них - ускоренные сроки регистрации прав на объект недвижимости, подача заявления на регистрацию в ближайшем к месту жительства, а не к месту нахождения объекта, отделении. Если клиент готов доплатить за доставку, то готовый пакет документов ему привезут на дом.

Бумажное свидетельство о праве собственности с 2017 года заменит выписка из единого реестра.

С 1 января 2017 года в квитанциях за содержание жилого помещения появится строка - оплата общедомовых нужд в многоквартирных домах. Первоначально ее планировали включить в платежки еще в апреле 2016 года, но затем было принято решение о переносе на начало 2017 года.

Материнский капитал, повышение пенсий, увеличение пенсионного возраста с 2017 года

Закон о выплате материнского капитала, принятый в 2007 году и рассчитанный на 10 лет, продолжит действовать вплоть до конца декабря 2018 года. Напомним, что он работает в отношении семей, в которых появились второй и последующий ребенок. Важно помнить, что в 2017 году будут внесены в использование сертификатов, которые разрешено использовать для покупки товаров, облегчающих детям-инвалидам адаптацию в обществе. Кстати, с 2017 года сертификат будут выдавать как в бумажном, так и в электронном видах. Сумма выплаты составит 453 тысячи рублей. Чаще всего материнский капитал используют на улучшение жилищных условий.

В январе 2017 года всем российским пенсионерам будет выплачено 5 тысяч рублей – единовременная компенсация по инфляции. В дальнейшем в течение всего календарного года размер пенсионных выплат будет в сторону увеличения по следующему графику:

Не исключено, что индексация пенсий для работающих граждан проводиться не будет, они получат компенсацию только после увольнения.

С 2017 года начнется постепенное повышение пенсионного возраста госслужащих: каждый год он будет увеличиваться на полгода. Так, к примеру, в 2017 году женщины, состоящие на государственной службе, смогут выйти на пенсию по достижению 55,5 лет, а мужчины – 60,5 лет. Плавно пенсионный возраст планируется повысить до 63 лет для женщин и 65 для мужчин. Стаж службы для получения выслуги также будет расти ежегодно на 6 месяцев и достигнет максимума (20 лет) в 2026 году. Стоит особо отметить, что получение выслуги распространится лишь на тех, кто пойдет на заслуженный отдых с госслужбы. Если же человек в последнее время не находился на службе, то и выслуга ему не полагается.

Про работу, учебу и больничные листы в 2017

Закон об образовании, который очень тяжело внедрялся в образовательные учреждения России, вновь подвергался корректировке. На этот раз, а это далеко не первые и, судя по всему, далеко не последние вносимые изменения в данный документ, закон четко разделил понятия «общее» и «профессиональное образование». «Общее» - является бесплатным и включает в себя дошкольное, начальное, основное, среднее. «Профессиональное» - это бакалавриат (высшее), магистратура, аспирантура. Право на непрерывное образование в России имеет каждый ребенок. А педагогам предстоит раз в пять лет подтверждать свой профессионализм на квалификационной комиссии. Изменения вступают в силу с 1 января 2017 года.


В 2017 году россиянам начнут выдавать электронные больничные листы

С 2017 года начинается повсеместная выдача Эти листы нетрудоспособности будут иметь такую же силу, что и бумажные. Заполняться электронные больничные будут при помощи автоматизированной информационной системы, а заверяться электронной подписью уполномоченных для этого лиц. В любом случае, болеть станет невыгодно, особенно для тех, кто имеет небольшой стаж.

С нового года нововведения ждут и трудовое законодательство: изменится минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и его к прожиточному минимуму в регионах страны, а также вступят в силу санкции за нарушение ТК Российской Федерации.

Иностранцам, прибывающим в РФ с целью дальнейшего трудоустройства, следует знать, что начиная с 1 января 2017 вводится госпошлина в размере 1000 рублей за получение документа с оценкой знаний русского языка и истории России. При этом 80% полученных средств будет направлено в бюджет субъекта, 20% – в бюджет государства.

Все под общественным контролем

С 1 января 2017 года начинает действовать постановление Правительства РФ которым утверждены Правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Через общественное обсуждение будут проходить , начальная (максимальная) цена которых превышает 1 млрд руб.

В перечень исключений попали контракты по гособоронзаказу, повторные аукционы и конкурсы, запросы предложений, а также запроса котировок на гуманитарную помощь либо ликвидацию последствий различного характера чрезвычайных ситуаций.

Обсуждение будет происходить в два этапа. Для этого в ЕИС создается специализированный раздел, в котором должны зарегистрироваться все участники обсуждений. Это могут быть любые юрлица, физлица и представители госорганов. Срок для ответа на все поступившее замечания и предложения – два дня.

Результатом обязательного общественного обсуждения может быть отмена закупки или изменения в планах закупок, планах-графиках и документации о закупках.

«Известия» составили гид по 10 самым заметным инициативам, которые начинают действовать с 1 января нового года. Повышение пенсионного возраста для госслужащих, льготы для социально ориентированных НКО, дополнительные помощники для депутатов и сенаторов, увеличение финансирования партий. Рядовые граждане больше не смогут купить пиво в больших пластиковых бутылках, а родителям предстоит освоить новые правила перевозки детей в автомобиле. Коллекторам предписано искать цивилизованные методы общения с должниками.

Повышение пенсионного возраста

Новые правила выхода на пенсию с 1 января 2017 года действуют для государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, а также для лиц, занимающих государственные должности РФ, государственные должности региона и муниципальные должности на постоянной основе. Все эти категории получат право на назначение и выплату страховой пенсии по старости: мужчины - по достижении возраста 65 лет, женщины - 63 лет. Однако увеличение «пенсионного порога» будет проходить поэтапно, ежегодно по полгода.

Закон о новостных агрегаторах

Крупные новостные интернет-агрегаторы с ежедневной аудиторией более 1 млн человек приравниваются к СМИ. Теперь они обязаны «проверять достоверность распространяемых общественно значимых сведений до их распространения» и незамедлительно прекращать их распространение на основании предписания Роскомнадзора. Кроме того, нельзя использовать новостной агрегатор для разглашения сведений, составляющих гостайну, для распространения призывов к террору или публичного оправдания терроризма, для распространения порочащей информации. Наконец, агрегаторам теперь придется соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах.

Закон о коллекторах

Документ был принят после резонансной истории с коллектором из Ульяновска, который бросил в окно должнику «коктейль Молотова» и попал в кроватку двухлетнего ребенка. Теперь закон запрещает коллекторам причинять вред должнику, применять физическую силу или угрозы, угрожать убийством или причинять вред здоровью, уничтожать или повреждать имущество, оказывать психологическое давление, используя выражения и действия, унижающие честь и достоинство. Также коллекторы не имеют права раскрывать сведения о должнике и его долге третьим лицам, не могут звонить должникам по ночам и чаще двух раз в неделю.

Выбивать долги теперь имеют право только кредитные организации, внесенные в специальный государственный реестр. Этот реестр будет вести уполномоченный правительством орган, который появится к концу года. Пошлина за организацию коллекторской деятельности вырастет в 10 раз - с 10 тыс. до 100 тыс. рублей. Штраф за нарушение регламента взаимодействия взыскателя с должником увеличен также в 10 раз - до 2 млн рублей.

Налог на электронный контент

Иностранные компании, торгующие через интернет электронным контентом на территории России, с 1 января 2017 года должны будут зарегистрироваться в специальном электронном учете налоговой службы и платить налоги наравне со своими российскими конкурентами.

В частности, налог на добавленную стоимость (НДС) будет взиматься при продаже электронных книг, изображений, музыки, аудиовизуальных произведений, компьютерных программ (включая компьютерные игры), баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления и дополнительные опции.

Не надо будет платить НДС, если поставка товаров и услуг, заказанных через сеть, осуществляется офлайн, также не облагается налогом продажа программ и баз данных на материальных носителях, консультационные услуги по электронной почте и оказание услуг по предоставлению доступа в интернет. Для российских компаний, торгующих контентом через сеть, предусмотрены льготы.

Закон о поддержке социальных НКО

О том, что некоммерческие организации, действующие в социальной сфере, необходимо поддержать, президент Владимир Путин заявил в послании Федеральному собранию в декабре 2015 года. Теперь с 1 января НКО могут получить статус исполнителя общественно полезных услуг, что дает им льготы и преференции не менее чем на два года. Для получения такого статуса организация должна в течение как минимум одного года оказывать общественно полезные услуги надлежащего качества и при этом не выполнять функции иностранного агента, а также не иметь задолженностей по налогам и сборам.

Перечень услуг для социально ориентированных НКО утвердило в октябре правительство. В список вошли, в частности, услуги по оказанию социальной помощи пожилым людям, детям, инвалидам, людям в непростой жизненной ситуации, а также услуги по оказанию паллиативной медицинской помощи и ряд других. Минэкономразвития считает, что в России уже сейчас де-факто действует более 140 тыс. социально ориентированных НКО, в которых работает около 900 тыс. человек.

Пивной закон

С 1 января запрещен выпуск и продажа пива в пластиковых бутылках объемом больше 1,5 л. Соответствующие поправки Госдума приняла в первом чтении еще в 2014 году.

Первые полгода можно распродавать старые заказы в крупных бутылках, но с 1 июля они должны исчезнуть из продажи. За нарушения закона предусмотрены штрафы: до 200 тыс. для должностных лиц, до 500 тыс. - для юридических.

Закон о детских автокреслах

Смягчена норма об обязательном использовании автокресел для детей возрастом младше 12 лет. Теперь детей от 7 до 12 лет можно перевозить без специальных устройств, но только на заднем сиденье, пристегнув штатным ремнем безопасности. А вот при перевозке ребенка на переднем сиденье по-прежнему придется использовать полноценное автокресло. Детей до 7 лет можно будет возить только в креслах - все прочие «специальные удерживающие устройства» с 1 января исключены. Штраф за нарушения остается прежним - 3 тыс. рублей. Вдобавок появится и новый вид «дорожного» штрафа - 500 рублей за оставление в салоне машины ребенка младше семи лет.

Закон о парламентских помощниках

Сейчас у каждого депутата два помощника по работе в Госдуме и три помощника по работе в регионе, фонд оплаты труда на всех составлял 165 тыс. рублей. Теперь эта сумма увеличивается до 230 тыс. За счет этой разницы депутаты получат еще двух помощников в регионе, от которого они избраны. Изменения призваны помочь парламентариям наладить качественную коммуникацию с избирателями. Новые правила коснутся и членов Совета Федерации - у них тоже появятся дополнительные помощники.

Закон об увеличении финансирования партий

С 1 января парламентская партия будет получать из бюджета за голос каждого проголосовавшего за нее избирателя не 110 рублей, как раньше, а 152. По новым правилам «Единая Россия» будет получать 4,3 млрд рублей, КПРФ и ЛДПР почти поровну - по миллиарду, а «Справедливая Россия» - 0,5 млрд рублей. По сравнению с прошлой думской пятилеткой свой доход увеличат только единороссы и либерал-демократы.

Дополнительных выплат из бюджета при этом не потребуется - фактически парламентская четверка перераспределила между собой ту сумму, которую ранее получала из бюджета партия «Яблоко», набравшая на выборах в Думу 3% голосов в 2011 году, что также давало право на госфинансирование.

Закон о публичном обсуждении госзакупок от 1 млрд рублей

С 1 января вступит в силу постановление правительства, которое утверждает правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такое обсуждение станет необходимым, если закупки проводятся конкурентными способами (например, не у единственного поставщика или монополиста) и начальная цена контракта превышает 1 млрд рублей. Не выносятся на обсуждение контракты по гособоронзаказу, повторные аукционы и конкурсы, запросы предложений, запросы котировок на гуманитарную помощь либо ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Проводить обсуждение должны заказчики и ряд отдельных видов юрлиц. Обязательное общественное обсуждение должно проходить в два этапа в специализированном разделе, который будет создан в единой информационной системе (ЕИС), и в виде очных публичных слушаний. На площадке ЕИС участвовать в обсуждении, оставлять свои комментарии и предложения смогут любые юрлица, физлица и госорганы.



 

Возможно, будет полезно почитать: