О признании незаконным распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) гражданина в Российской Федерации, решения о депортации из Российской Федерации. Отмена нежелательности пребывания иностранных граждан на территории РФ Решение о нежелательности

Данная статья будет посвящена следующим вопросам:

1. «Что такое решение о неразрешении въезда»

2. «Кто может выносить решение о неразрешении въезда»

3. «Отмена решения о неразрешении въезда»

4. «Как отменить решении о неразрешении въезда в Россию»

5. «Что такое решение о нежелательности пребывания»

6. «Принято решение о нежелательности пребывания»

7. «Отмена решения о нежелательности пребывания»

Итак, решение о неразрешении въезда в РФ – это акт органов государственной власти о запрете въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации с целью соблюдения публичного порядка, оправданная крайней социальной необходимостью. Термин «решение о наразрешении въезда» применяется в законодательстве РФ, однако среди иностранных граждан и лиц без гражданства распространено понятие «запрет въезда», «черный список мигрантов» и т.п.

Стоит отметить, что данные понятия одинаковы, но юридически грамотно следует указывать, в том числе в заявлении о снятии запрета въезда именно решение о неразрешении въезда.

Основания вынесения решения о неразрешении въезда указаны в статьях 26 и 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Наиболее часто встречающиеся основания вынесения решения о неразрешении въезда это:

1. Когда иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности (часть 4 статьи 26 114-фз)

ВАЖНО: решении о неразрешении въезда выносится ФМС России даже в случае оплаты этих штрафов, в данном случае важен сам факт привлечения к административной ответственности. Пример: иностранный гражданин, управляя автомобильным средством, два раза превысил скоростной режим (нарушил правила дорожного движения).

2. Иностранный гражданин в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания.

Кто может выносить решение о неразрешении въезда?

Решение о неразрешении въезда в РФ выносится ФМС России по представлению ФСБ России, по представлению ГИБДД МВД России. Стоит отметить, что запрет на въезд в Россию по части 4 статьи 26 114-фз устанавливается в большинстве случаев по представлению ГИБДД МВД России. А запрет въезда по представлению ФСБ России устанавливается, в большинстве случаев, за не нарушение периода пребывания на территории РФ (например: иностранный гражданин находится на территории РФ более 90 суток)

Отмена решения о неразрешении въезда

Что такое решение о нежелательности пребывания?

Решение о нежелательности пребывания в РФ одно из оснований вынесения решения о неразрешении въезда в РФ.

Часть 7 статьи 27 гласит: «решение о неразрешении въезда в РФ выносится, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации».

Иногда присутствие иностранных граждан на территории страны может не одобряться обществом или властями. Причины тому могут быть разные, от политических до юридических и морально-этических. В таком случае нежелательное пребывание гражданина на территории РФ пресекается при помощи особых мер.

Чтобы понять, находитесь ли вы в зоне риска, необходимо знать, по какому принципу определяется факт нежелательного пребывания гражданина и какие меры при этом принимаются.

Кто находится в потенциальной зоне риска?

Государство применяет меры по ограничению пребывания иностранных граждан из желания защитить права и интересы своих граждан, а также конституционный строй своей страны. Потому ряд иностранцев и попадает под санкции. К таким иностранцам относятся следующие:

  • Граждане, которые находятся на территории России, хотя не имеют на то законных основания.
  • Граждане, которые находятся в России на законных основаниях, но представляют собой угрозу здоровью населения, общественной безопасности или общественному порядку.
  • Граждане, которые уже ранее были ограничены во въезде на территорию страны.

Кто накладывает ограничения?

Целый ряд государственных инстанций обладает достаточными полномочиями, чтобы ограничить въезд людей на территорию РФ или сделать их текущее пребывание в России нежелательным. К ним относятся следующие:

  • МВД Российской Федерации;
  • ФСБ России;
  • Роспотребнадзор;
  • Министерство юстиции;
  • Министерство обороны;
  • Минздрав.

Каждая из этих инстанций действует в рамках своей сферы компетенции и принимает решение на основании нарушений в своей экспертной области.

Механизм принятия решения

Когда решение принимается, то орган, который его принял, направляет перечень нежелательных для въезда на территорию страны лиц в уполномоченный орган, отвечающий за вопросы безопасности и ведущий учёт лиц, на которых накладываются государственные санкции.

Согласно текущему законодательству, лица, что находятся в этом списке, обязательно должны покинуть территорию страны. Повторный въезд до момента снятия санкций для них также является запрещённым, лишь отмена решения по ограничению въезда может привести к возможности повторного посещения страны.

О принятии решения о выезде человек уведомляется лично. Сначала ему позволяется выехать из страны лично, под расписку, в пятидневный срок. Если он нарушает договорённость, то ему грозит принудительная депортация без права повторного въезда вплоть до отмены решения. Какой срок ограничения будет установлен – зависит от различных факторов. Срок ограничения на въезд может варьироваться от нескольких месяцев до десяти лет.

Отмена решения

Решение о нежелательности присутствия иностранного гражданина на территории страны не является перманентным, его реально отменить, если на то имеются объективные причины. Есть факторы, которые позволяют аннулировать ограничения. К ним относятся:

  • Наличие родителей, детей, супругов в России.
  • ВНЖ или РВП, готовые или в процессе оформления.
  • Обучение на дневной форме в одном из аккредитованных вузов страны.
  • Наличие патента или разрешительного документа на работу.
  • Необходимость лечения в одном из медицинских учреждений.

Необходимо доказать каждый из действительных пунктов, но если они будут успешно доказаны, то человеку вновь будет разрешён въезд на территорию страны. Но подавать заявление на пересмотр решения необходимо оперативно, не позднее чем через три месяца после уведомления о необходимости окинуть территорию страны.

Не всегда присутствие тех или иных граждан вызывает одобрение со стороны властей или общества. Обосновано это может быть различными причинами – политическими, морально-этическими, юридическими. С целью ограничить таким лицам возможность пересечения российской границы принимается решение о нежелательности пребывания в РФ данного гражданина. Кто может попасть под такую санкцию и какие это влечет последствия, мы и попытаемся выяснить.

Кто может стать персоной non grata

Применение такой меры нередко вызвано намерением правительства защитить конституционный строй своей страны или права и интересы своих граждан.

Попасть под действие такого решения могут лица, которые в той или иной степени нарушили закон.

К ним можно отнести:

  • граждан, которые ;
  • лиц, которым запрещен въезд в страну;
  • лиц, которые находятся в Российском государстве на законных основаниях, но при этом представляют собой угрозу государственной безопасности, здоровью населения или общественному порядку.
  • Кто принимает решение

    Следует отметить, что существует целый ряд инстанций, которые уполномочены принять решение такого порядка, среди них:

    • Министерство обороны;
    • Роспотребнадзор;
    • Министерство юстиции;
    • Минздрав.

    Каждый из них выносит решение в рамках сферы своей компетенции.

    Что влечет принятие решения

    В результате наложения санкций орган, который принял такое решение, направляет составленный им перечень лиц, въезд которых в РФ нежелателен, уполномоченному органу, ведающему вопросами безопасности и ведущему учет таких лиц.

    Закон гласит, что граждане, относительно которых было принято постановление, подтверждающее нежелательность пребывания в РФ, обязаны покинуть обозначенную территорию. Въезд в страну с момента вступления постановления в действие для них также можно считать запрещенным.

    О принятии решения относительно него гражданин уведомляется лично. В момент уведомления он обязан предоставить расписку, что принимает на себя обязательство выехать из РФ в 5-дневный срок.

    Кроме того, узнать есть ли у вас запрет на выезд , поможет проверенный и качественный сервис наших партнеров , который предоставит вам информацию о наличии задолженности по кредитам, штрафам, алиментам, услугам ЖКХ и прочему, а также оценит вероятность запрета вылета за границу.

    Если же по истечении данного периода обязательство не было выполнено, нарушитель помещается в специальное учреждение вплоть до момента выдворения из страны.

    Лица, которые нарушат решение, подлежат . Это означает, что они будут в принудительном порядке выставлены за пределы страны без права повторного въезда вплоть до момента, пока такое решение не будет отменено.

    Как отменить решение

    Как уже говорилось, перечень ведомств, которые могут принять решение о применении санкций по отношению к иностранному лицу, представляет собой довольно обширный список.

    Можно только двумя способами:

  1. Подать заявление на отмену ограничительной меры в том случае, когда сами собой отпали основания ее применения, например, человек излечился от туберкулеза.
  2. Подать заявление тогда, когда нужно оспорить данное решение, например, по факту недостаточного состава оснований.

Нежелательное пребывание на территории РФ может быть отменено при наличии:

«НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ» КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАНЦЕВ

Тихоокеанский государственный университет

Ранее в законодательстве были предусмотрены такие принудительные мероприятия в отношении иностранных граждан, как депортация в результате аннулирования разрешения на временное пребывание, либо на временное проживание, либо вида на жительство, а также административное выдворение. В 2003 г. в Российской Федерации принята законодательная новелла, которую, как видится, можно рассматривать в качестве свидетельства смещения интенсивности и акцента государственной защиты от частного интереса личности (иностранного гражданина) в направлении публичного интереса (Российской Федерации и граждан Российской Федерации как сообщества). В ст. 25 Федерального закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию был внесен ряд существенных изменений и дополнений и, в частности, введен принципиально новый институт «нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации». Данный институт значительно «размывает» ранее существовавшие границы оснований аннулирования разрешений на проживание и работу, оставляет большие возможности для правоприменительного усмотрения по данному вопросу значительного числа административных органов.

В 2007 году в отношении 685 человек, относящихся к категории иностранных граждан и лиц без гражданства, было принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с привлечением к уголовной ответственности.

Исходя из динамики данного показателя за прошедшие несколько лет, в 2009 году ожидается, что подобное решение будет принято в отношении 1100 человек, а в 2010 году - 1200 человек, в 2011 году – 1500 человек.

Решение может быть принято в отношении иностранцев, законно проживающих в России, если их проживание, как указано в статье 25.10 Закона о въезде и выезде, «создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения». Решения о нежелательности пребывания (проживания) принимаются в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, прав и законных интересов других лиц.

Правительством России утвержден перечень органов, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания иностранца в России: МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Минздравсоцразвития России, Росфинмониторинг России, СВР России, Минюст России, МИД России. Постановлением Правительства от 12.11.2008 г. № 849 право принимать подобное решение получила также Федеральная служба по контролю за исполнением наркотиков (ФСКН). Теперь, если сотрудники Госнаркоконтроля установят, что иностранец каким-либо образом связан с оборотом наркотиков, его попросят покинуть территорию России. Для тех, кто не выполнит такое предписание, предусмотрена депортация. Кроме того, иностранцы, в отношении которых ФСКН принято решение о нежелательности пребывания в России, не получат приглашения и визы на въезд в страну.

Введение института «нежелательности пребывания» объяснимо. В условиях все возрастающих смертельных угроз социуму: терроризма, распространения СПИДа и других инфекций, наркотизации и пр., основными направлениями государственной политики становится обеспечение безопасности общества.

Однако не следует забывать, что государственная безопасность и безопасность гражданского общества – понятия не совпадающие. Поэтому с точки зрения защиты прав и свобод личности не могут не насторожить основания, а главное – порядок принятия решения о «нежелательности пребывания».

Согласно правительственному Положению, обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, должны выявлять территориальные органы (подразделения) федеральных органов, указанных в Перечне. Территориальный орган направляет в соответствующий федеральный орган «материалы, подтверждающие указанные обстоятельства». Далее «порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти». Затем федеральный орган принимает решение о нежелательности пребывания, уведомляет об этом ФСБ (для централизованного учета «неблагонадежных») и сообщает об этом территориальному органу – инициатору, а тот «приводит решение в исполнение». Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ни в Федеральном законе о въезде и выезде, ни в Положении нет ни слова о надзоре либо контроле за принятым решением. Важнейший вопрос, напрямую затрагивающий права и свободы личности, отдан на откуп девяти органам исполнительной власти, каждый из которых сам, своими ведомственными нормативными документами, определяет «правила игры».

Столь расплывчато – оценочные основания депортации и административного выдворения иностранцев (если... создает реальную угрозу... общественному порядку, в целях защиты... нравственности, прав и законных интересов других лиц) при отсутствии контроля в контексте разделения властей и со стороны институтов гражданского общества могут создать среду для злоупотреблений и произвола для административных органов. Возможно ущемление прав и свобод, высылка «неугодных» иностранцев без законных на то оснований.

Отсутствие регламентированной процедуры, элементов административного процесса способно создать для территориальных административных органов (особенно «силовых») соблазн выслать с территории своего обслуживания (и, стало быть, из зоны своей ответственности) как можно больше иностранцев в порядке «слепой» превенции по принципу «от греха подальше». Не лишена рассматриваемая законодательная новелла и коррупционной опасности.

В свете сказанного представляется необходимым организация контроля за принятием и исполнением решений, принимаемых в порядке ст. 25.10 Федерального закона о выезде и въезде. Выход из ситуации видится во введении эффективного судебного контроля за решениями о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан в России. Здесь следует исходить из презумпции того, что все важные решения, существенно ограничивающие права и свободы человека и гражданина, в правовом государстве должны приниматься под контролем суда как гаранта прав и свобод. «Каждый человек должен жить с уверенностью, что применение к нему принуждения возможно только через суд, что при этом он будет иметь возможность защищаться от обвинений и претензий, пользоваться демократическими процессуальными правами».

Главная сложность заключается в том, что решение о нежелательности пребывания не является мерой наказания, оно принимается (за исключением случаев, предусмотренных частью 1 ст. 25.10 Закона «О выезде и въезде») в отношении лица, законно находящегося на территории России. При этом лицу не предъявляется никаких обвинений: ни в совершении административного проступка, ни тем более в совершении преступления. Решение о нежелательности пребывания, согласно Положению, просто «доводится до сведения» лица, в отношении которого оно принято.

Таким образом, для того, чтобы избежать принятия необоснованных решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в РФ, а также для уменьшения степени абстрактности претензий к иностранцу и свободы усмотрения правоприменителя, необходим более четкий законодательный и институциональный механизм защиты прав лица, в отношении которого принимается решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации.

Литература:

1. Постановление Правительства от 12.11.2008 г. № 849 «О внесении изменения в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение онежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 17.11.2008, N 46, ст. 5361.

2. «Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации». Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. № 199 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 № 638)// Российская газета № 69. 11.04.2003.

3. «Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации». Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. №199 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 № 638)// Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов / Сост. В.В. Ряховский. - М.: ИД Юриспруденция, 2006. С.82.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2008. С. 634

5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства юстиции Российской Федерации на 2009-2011 годы.

Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199
"Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение"

24 октября 2005 г., 28 марта, 12 ноября 2008 г., 14 декабря 2009 г., 25 мая 2017 г., 5 мая 2018 г., 10 мая 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения;

перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения.

Положение
о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение определяет в соответствии со статьей 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением указанного решения, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения (далее именуется - решение о нежелательности пребывания).

2. Решение о нежелательности пребывания принимается федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными перечнем , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. N 199 (далее именуются - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти), в срок не более 1 месяца со дня представления материалов, указанных в пункте 3 настоящего Положения.

3. В случае выявления предусмотренных Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства.

Порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

4. В случае принятия решения о нежелательности пребывания уполномоченный федеральный орган исполнительной власти незамедлительно информирует об этом соответствующий территориальный орган (подразделение), представивший материалы.

Территориальный орган (подразделение) уполномоченного федерального органа исполнительной власти незамедлительно доводит решение о нежелательности пребывания до сведения лица, в отношении которого оно принято, в случае пребывания (проживания) этого лица на территории Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, принявший решение о нежелательности пребывания, направляет в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, представление для ведения учета лиц, которым въезд в Российскую Федерацию не разрешен.

Перечень
федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199)

С изменениями и дополнениями от:

24 октября 2005 г., 28 марта, 12 ноября 2008 г., 14 декабря 2009 г., 25 мая 2017 г., 5 мая 2018 г.



 

Возможно, будет полезно почитать: