Основные государственные законы российской империи. Утверждены «Основные государственные законы Российской империи Свод основных законов российской империи 1906

СВОД ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В новой редакции от 23 апреля 1906 года
(Извлечения)

Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ

Статья 1. Государство Российское едино и нераздельно.

2. Великое княжество Финляндское, составляя нераздельную часть государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на основании особого законодательства.

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных установлениях определяется особыми законами.

Глава Первая
О СУЩЕСТВЕ ВЕРХОВНОЙ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ

4. Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, сам бог повелевает.

5. Особа государя императора священна и неприкосновенна.

6. Та же верховная самодержавная власть принадлежит государыне императрице, когда наследство престола в порядке, для сего установленном, дойдет до лица женского; но супруг ее не почитается государем: он пользуется почестями и преимуществами, наравне с супругами государей, кроме титула.

7. Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой.

8. Государю императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину основные государственные законы могут подлежать пересмотру в Государственном совете и Государственной думе.

9. Государь император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения.

10. Власть управления во всем ее объеме принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчиненного определенная степень власти вверяется от него, согласно закону, подлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелениям.

11 . Государь император в порядке верховного управления издает в соответствии с законами указы для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов.

12. Государь император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами. Им же определяется направление международной политики Российского государства.

13. Государь император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами.

14. Государь император есть державный вождь Российской армии и флота Ему принадлежит верховное начальствование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского государства. Он определяет устройство армии и флота и издает указы и повеления относительно: дислокации войск, приведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства. Государем императором, в порядке верховного управления, устанавливаются также ограничения в отношении права жительства и приобретения недвижимого имущества в местностях, которые составляют крепостные районы и опорные пункты для армии и флота.

15. Государь император объявляет местности на военном или исключительном положении.

16. Государю императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида.

17. Государь император назначает и увольняет председателя совета министров, министров и главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц если для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения.

18. Государь император в порядке верховного управления устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями государственной службы.

19. Государь император жалует титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий.

20. Государь император издает непосредственные заказы и повеления как в отношении имуществ, личную его собственность составляющих, так равно в отношении имуществ, именуемых государевыми, кои всегда принадлежат царствующему императору, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подлежать иным видам отчуждения. Как те, так и другие имущества не подчиняются платежу налогов и сборов.

21. Государю императору, как главе императорского дома, принадлежит, согласно учреждению о императорской фамилии, распоряжение по имуществам удельным. Им же определяется также устройство состоявших в ведении министра императорского двора учреждений и установлений, равно как порядок управления оными.

22. Судебная власть осуществляется от имени государя императора установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение именем императорского величества.

23. Государю императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением судебного против них преследования и освобождением их от суда и наказания, а также сложение, в путях монаршего милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и гражданские права.

24. Указы и повеления государя императора, в порядке верховного управления или непосредственно им издаваемые, скрепляются председателем совета министров или подлежащим министром либо главноуправляющим отдельной частью и обнародуются правительствующим сенатом.

Глава вторая
О ПОРЯДКЕ НАСЛЕДИЯ ПРЕСТОЛА

25. Императорский всероссийский престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем императорском доме...

Глава девятая
О ЗАКОНАХ

86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения государя императора.

87. Во время прекращения занятий Государственной думы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере, которая требует обсуждения в порядке законодательном, совет министров представляет о ней государю императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в основные государственные законы, ни в учреждения Государственного совета или Государственной думы, ни в постановления о выборах в Совет или в Думу. Действие такой меры прекращается, если надлежащим министром или главноуправляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная дума или Государственный совет.

88. Законы, особенно изданные для какой-либо местности или части населения, новым общим законом не отменяются, если в нем именно такой отмены не постановлено.

89. Каждый закон имеет силу только на будущее время, кроме тех случаев, когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется и на время предшествующее или что он есть только подтверждение и изъяснение смысла закона прежнего.

90. Общее хранение законов полагается в правительствующем сенате. Посему все законы должны быть вносимы. В подлиннике или в заверенных списках в правительствующий сенат.

91. Законы обнародуются во всеобщее сведение правительствующим сенатом в установленном порядке и прежде обнародования в действие не приводятся.

92. Законодательные постановления не подлежат обнародованию, если порядок их издания не соответствует положениям сих основных законов.

93. По обнародовании закон получает обязательную силу со времени назначения для того в самом законе срока, при неустановлении же такого срока — со дня получения на месте листа сенатского издания, в коем закон напечатан. В самом издаваемом законе не может быть указано на обращение его, до обнародования, к исполнению по телеграфу или посредством нарочных.

94. Закон не может быть отменен иначе, как только силой закона. Посему, доколе новым законом положительно не отменен закон существующий, он сохраняет полную свою силу.

95. Никто не может отговариваться неведением закона, когда он был обнародован установленным порядком.

96. Постановления по строевой, технической и хозяйственной частям, а равно положения и наказы учреждениям и должностным лицам военного и военно-морского ведомств, по рассмотрении военным и адмиралтейств советами, по принадлежности непосредственно представляются государю императору, если только сии постановления, положения и наказы относятся собственно к одним упомянутым ведомствам, не касаются предметов общих законов и не вызывают нового расхода из казны или же вызываемый ими новый расход покрывается ожидаемыми сбережениями по финансовой смете военного или морского министерства, по принадлежности. В том же случае, когда новый расход не может быть покрыт указанными сбережениями, представление означенных постановлений, положений и наказов на высочайшее утверждение допускается лишь по испрошении в установленном порядке ассигнования соответствующего кредита.

97. Постановления по военно-судебной и военно-морской судебной частям издаются в порядке, установленном в сводах военных и военно-морских постановлений.

Глава десятая
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ И ОБРАЗЕ ИХ ДЕЙСТВИЙ

98. Государственный совет и Государственная дума ежегодно созываются указами государя императора.

99. Продолжительность ежегодных занятий Государственного совета и Государственной думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указами государя императора.

100. Государственный совет образуется из членов по высочайшему назначению и членов по выборам Общее число членов Совета, призываемых высочайшей властью к присутствованию в Совете из среды его членов по высочайшему назначению, не должно превышать общего числа членов Совета по выборам.

101. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в законоположениях о выборах в Думу.

102. Государственный совет проверяет полномочия своих членов по выборам. Равным образом Государственная дума проверяет полномочия своих членов.

103. Членом Государственного совета и членом Государственной думы одно и то же лицо одновременно быть не может.

104. Состав членов Государственного совета по выборам может быть заменен новым составом до истечения срока полномочий сих членов по указу государя императора, коим назначаются и новые выборы членов Совета.

105. Государственная дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом государя императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва.

106. Государственный совет и государственная дума пользуются равными в делах законодательства правами.

107. Государственному совету и Государственной думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением основных государственных законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно государю императору.

108. Государственному совету и Государственной даме в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону правительствующему сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лип и установлений, кои представляются незакономерными.

109. Ведению Государственного совета и Государственной думы и обсуждению их в порядке, учреждениями их определенном, подлежат те дела, кои указаны в учреждениях Совета и Думы.

110. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный совет. Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного совета, рассматривается в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу.

111. Законопроекты, не принятые Государственным советом или Государственной думой, признаются отклоненными.

112. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и не удостоившиеся высочайшего утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета или Государственной думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует высочайшее на то повеление.

113. Законопроекты, поступившие в Государственную думу и одобренные как ею, так и Государственным советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного совета и одобренные как им, так и Государственной думой, представляются государю императору председателем Государственного совета,

114. При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим, принятым на себя Российским государством обязательствам.

115. Кредиты на расходы министерства императорского двора, вместе с состоящими в его ведении учреждениями, в суммах, не превышающих ассигнований по государственной росписи на 1906 год, обсуждению Государственного совета и Государственной дамы не подлежат. Равным образом не подлежат их обсуждению такие изменения означенных кредитов, которые обусловливаются постановлениями учреждения о императорской фамилии, соответственно происшедшим в ней переменам.

116. Если государственная роспись не будет утверждена к началу сметного периода, то останется в силе последняя, установленным порядком утвержденная, роспись, с теми лишь изменениями, какие обусловливаются исполнением последовавших после ее утверждения узаконений. Впредь до обнародования новой росписи, по постановлениям совета министров, в распоряжение министерств и главных управлений открываются постепенно кредиты в размерах действительной потребности, не превышающие, однако, в месяц, во всей их совокупности, одной двенадцатой части общего по росписи итога расходов.

117. Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени на особые приготовления, предшествующие войне, открываются по всем ведомствам, в порядке верховного управления, на основаниях, в законе определенных.

118. Государственные займы для покрытия как сметных, так и сверхсметных расходов разрешаются порядком, установленным для утверждения государственной росписи доходов и расходов. Государственные займы для покрытия расходов в случаях и в пределах, предусмотренных в статье 116, а также займы для покрытия расходов, назначаемых на основании статьи 117, размешаются государем императором в порядке верховного управления. Время и условия совершения государственных займов определяются в порядке верховного управления.

119. Если по заблаговременном внесении в Государственную думу предположений о числе людей, потребном для пополнения армии и флота, закон по сему предмету не будет в установленном порядке издан к 1 мая, то указом государя императора призывается на военную службу необходимое число людей, не свыше, однако, назначенного в предшествующем году.

Глава одиннадцатая
О СОВЕТЕ МИНИСТРОВ, МИНИСТРАХ И ГЛАВНОУПРАВЛЯЮЩИХ ОТДЕЛЬНЫМИ ЧАСТЯМИ

120. Направление и объединение действий министров и главноуправляющих отдельными частями по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления возлагается на совет министров на основаниях, в законе определенных.

121. Министры и главноуправляющие отдельными частями имеют право участия в голосовании в Государственном совете и Государственной думе только в том случае, если они состоят членами сих установлений.

***

Государственная дума в России в документах и материалах. М., 1957. С. 141-147.

Цитируется в соответствии с текстом документа, размещенном в издании: Государственная дума в России в документах и материалах. М., 1957. С. 141—147.

Васілевіч, Р. А. Гісторыя канстытуцыйнага права Беларусі / Р. А. Васілевіч, Т. I. Доўнар, I. А. Юхо; Бел. дзярж. ун-т. юрыд. фак.- Мінск: ВТАА «Права і эканоміка», 2001.- С. 167—172.

За работу над Сводом законов М. М. Сперанский был удостоен высшей государственной награды - Ордена Андрея Первозванного .

23 апреля 1906 года в Основные законы были внесены изменения в связи с изданием российским императором Николаем II 6 августа 1905 года Манифеста об учреждении Государственной Думы , 17 октября 1905 года Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и 20 февраля 1906 года Манифеста о переустройстве Государственного Совета . В редакции от 23 апреля 1906 Основные государственные законы стали фактически первой конституцией России; они состояли из двух разделов, 17 глав и 223 статей.

Основные государственные законы 1906 года были изданы всероссийским императором и никогда не принимались ни народом, ни народными представителями. Основные государственные законы 1906 года наделяли Государственную Думу рядом законодательных полномочий. В них отсутствовала глава о местном самоуправлении - органами местного самоуправления оставались земские собрания, полномочия которых и избирательное право при выборах в них определялись положением о земских учреждениях. Избирательное право при выборах в Государственную Думу определялось положением о выборах, первое из которых было издано в 1905, второе в 1907 году; в 1917 году были издано положение о выборах во Всероссийское Учредительное Собрание. Согласно положению о выборах в Государственную Думу 1905 года существовал имущественный ценз, дававший преимущество средним слоям населения и капиталистам, соответственно в первой и второй государственных думах большинство имели Трудовая Группа и Конституционно-Демократическая Партия. В Положении о выборах в Государственную Думу 1907 года имущественный ценз давал преимущество капиталистам и помещикам, соответственно во второй и третьей государственных думах большинство имели Союз "17 октября" и ряд консервативных партий. После свержения всероссийского императора Николая II его брат Великий князь Михаил 3 марта 1917 года объявил об отказе от принятия титула Всероссийского Императора до принятия основных законов (конституции) Всероссийским Учредительным Собранием, избранным на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, то есть Всероссийское Учредительное Собрание должно было представлять интересы большинства населения (то есть крестьян и рабочих). Также было издано новое положение о земских учреждениях - согласно которому земские собрания избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, что также делало земские собрания органами, представлявшими интересы большинства населения; к земским собраниям переходили все вопросы местного значения, ранее решавшиеся назначаемыми чиновниками (губернаторами и капитан-исправниками), - эти положения являлись фундаментом в строительстве новой конституции.

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Основные государственные законы Российской империи" в других словарях:

    ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ Российской империи, свод законоположений об общих началах государственного строя России (см. РОССИЯ (государство)); впервые кодифицированы под руководством М.М. Сперанского в 1832 году. Основные государственные… … Энциклопедический словарь

    Свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832. Пересмотрены в 1906 в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905. Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.

    ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М.М. Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г, в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г., после чего стали, по сути … Юридическая энциклопедия

    Свод законоположений, касавшихся общих начал государственого строя России. Впервые кодифицированы под руководством М.М. Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г. в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г. Пересмотр касался создания… … Энциклопедия юриста

    Свод законоположений, касавшихся общих начал гос. строя царской России. Впервые опубликованные в Своде законов Российской империи (изд. 1832), О. г. з. представляли собой совокупность действовавших постановлений о верх. власти, к рые были… … Советская историческая энциклопедия

    Свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М.М, Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г, в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г., после чего стали, по сути … Энциклопедический словарь экономики и права

    основные государственные законы российской империи - свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М.М. Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г. в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г., после чего стали, по сути … Большой юридический словарь

    Свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832 г. Пересмотрены в 1906 г. в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 г., после чего стали, по… … Юридический словарь

    Империи свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя России. Впервые кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832. Пересмотрены в 1906 в связи с опубликованием Манифеста 17 октября 1905 … Большой Энциклопедический словарь

    Российской империи, свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя. Впервые кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832. Пересмотрены в 1906 в связи с опубликованием Манифеста 17.10.1905.

Владимир Путин и Дмитрий Медведев
возложили цветы к памятнику
Петру Столыпину. 27.12.2012 года.
по материалам сайта "Правительство России "

На сооружение памятника П.А. Столыпину в Москве собрано пожертвований 1095 на сумму 27 586 639.14 руб.

Основные государственные законы 23 апреля 1906. / В.А. Демин

ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ 23 АПРЕЛЯ 1906. Законодательный акт, подытоживший реформу гос. строя России 1905-1906 и ставший конституцией Российской империи на последнем этапе ее существования. Были изданы взамен Основных законов 1832 для закрепления результатов преобразований, прежде всего для исключения попыток Гос. думы разработать новую конституцию или иным способом расширить свои права. Их проект был составлен в начале 1906 в гос. канцелярии под руководством тов. гос. секретаря П.А. Харитонова с участием профессоров права В.В. Ивановского и Н.Д. Сергеевича на основе западных конституций и проектов российских либералов и одобрен совещанием статс-секретарей Гос. совета под председательством гос. секретаря бар. Ю.А. Икскуля фон Гильденбандта . Проект гос. канцелярии не вводил преобладания императорской власти над палатами, фактически оставляя открытым вопрос об их соотношении.
В марте проект был передан императором в Совет министров и был отредактирован нач. кавказского отделения его канцелярии И.И. Тхоржевским с учетом новых законов (манифеста 20 февраля о преобразовании законодательных палат и правил 8 марта о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, после чего рассмотрен министрами под председательством гр. С.Ю. Витте .
Совет министров восстановил определение власти императора как "самодержавной", предоставил ему право издавать указы не только "для приведения законов в исполнение" но и "для устройства частей государственного управления, для ограждения государственной и общественной безопасности и порядка, а также для обеспечения народного благосостояния", и объявлять "общее прощение" преступников. Была подчеркнута роль монарха как руководителя внешней политики и обороны, появились статьи об издании им без участия Думы нормативных актов по вооруженным силам, об ответственности правительства перед императором, его праве вводить чрезвычайное и военное положения и увольнять судей. Было изъято положение о необходимости согласия палат на изменение границ.
Совет министров также ввел статьи о призыве прошлогоднего контингента новобранцев в случае непринятия законопроекта об его численности, дополнил проект основными положениями правил 8 марта, убрал положения о министерской скрепе императорских указов, возможности судебной ответственности министров перед палатами, равенстве независимо от происхождения и вероисповедания, судебном контроле над арестами, неприкосновенности переписки, праве петиций. Были введены положения о свободе веры и подзаконности распоряжений Совета министров, нач. ведомств и др. чиновников.
Для окончательного рассмотрения проекта в апреле было созвано третье Царскосельское совещание под председательством императора Николая II с участием великих князей, министров, нескольких членов Гос. совета и сенаторов. Оно в общем одобрило проект Совета министров, восстановив несменяемость судей и отклонив несколько предложений, направленных на сохранение за императором неограниченной власти.
К этому времени стала ясной победа партии народной свободы на выборах в I Гос. думу. Поэтому проект через дворцового коменданта ген. Д.Ф. Трепова и предпринимателя В.И. Ковалевского (б. тов. министра финансов) был передан группе кадетских лидеров во главе с С.А. Муромцевым . Их поправки более определенно провозглашали политические свободы, устанавливали подзаконность чрезвычайных указов императора, расширяли финансовые права Думы за счет Гос. совета, предоставляли палатам права инициативы пересмотра Основных законов и предъявления запросов министрам о нецелесообразных действиях, вводили судебную (а составленный той же группой проект тронной речи - и политическую) ответственность министров перед Думой.
Затем ряд высших чиновников во главе с пред. Гос. совета гр. Д.М. Сольским окончательно отредактировали проект особого совещания. В частности, они внесли кадетские поправки о введении скрепы министрами императорских указов и изъятии некоторых статей, закреплявших др. законы (о назначении монархом жалования и пенсий высшим чиновникам, о запрещении палатам отменять расходы, основанные на действующих законах), а также ввели право императора даровать любые милости, не предусмотренные законами.
Этот текст был утвержден 23 апреля 1906 г. императорским указом Правительствующему сенату. Предложение издать в связи с этим манифест было отклонено монархом. В указе говорилось, что "в видах укрепления основ обновляемого государственного строя мы повелели свести воедино постановления, имеющие значение Основных государственных законов, подлежащих изменению лишь по почину нашему, и дополнить их положениями, точнее разграничивающими область принадлежащей нам нераздельно власти верховного государственного управления от власти законодательной".
Первые статьи О. г. з. говорили о единстве и нераздельности Российского гос-ва и об обязательности употребления русского языка в гос. и общественных учреждениях, если особые законы не постановляют иного. Устанавливалось, что Финляндия составляет "нераздельную часть" Российского государства, но во внутренних делах управляется самостоятельно. Далее объявлялось, что особа императора священна и неприкосновенна и что ему принадлежит "верховная самодержавная власть", повиноваться которой "за совесть сам Бог повелевает". Было опущено имевшееся в Основных законах 1832 определение ее как "неограниченной". Указывалось, что "государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой". Монарх имел право законодательной инициативы. Сами О. г. з. подлежали пересмотру "единственно по его почину". Императору принадлежала "власть управления во всем ее объеме". "Верховное управление" он осуществлял непосредственно, "подчиненное управление" - через подчиненных ему чиновников. Император издавал указы "для устройства и приведения в действие различных частей государственного управления" и повеления, "необходимые для исполнения законов", являлся "верховным руководителем всех внешних сношений Российского государства" и в качестве такового объявлял войну и заключал мирные и иные договоры.
Император объявлялся "державным вождем российской армии и флота", осуществлял над ними "верховное начальствование", издавал указы и повеления относительно "всего вообще, относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства", вводил военное и исключительное положение. Император назначал высших чиновников, имел право помилования осужденных, смягчения им наказаний и общего прощения с прекращением судебного преследования, сложения казенных взысканий "и вообще дарования милостей... не подходящих под действие общих законов". Указы и повеления императора подлежали скрепе пред. Совета министров или соответствующим министром.
Говорилось о сохранении силы статей предшествующих Основных законов о господствующем положении православной церкви, престолонаследии, регентстве, императорском титуле, гос. гербе и императорской семье. Положение о ней император мог пересматривать единолично, не меняя при этом др. законов и не увеличивая гос. расходов.
Вторая (в кодифицированном тексте восьмая) глава (отсутствовавшая в Основных законах 1832) была посвящена правам и обязанностям российских подданных. Они были обязаны защищать престол и Отечество, а также платить установленные законом налоги и сборы и отбывать законные повинности. Воспрещались не основанные на законе аресты и обыски, а также придание уголовным постановлениям обратной силы.
Подданные имели право свободно выбирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество, выезжать за границу, устраивать собрания, высказывать и распространять свои мысли, образовывать общества и союзы, пользоваться свободой веры. Все эти права могли быть ограничены законами. Собственность объявлялась неприкосновенной. Ее принудительное отчуждение допускалось только "для какой-либо государственной и общественной пользы" и за "справедливое и приличное вознаграждение".
Объявлялось, что "империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке". Было опущено указание Основных законов 1832 об "исхождении" законов от самодержавной власти. Была отменена статья Основных законов 1832 о праве императора своими указами делать исключения из законов. Указывалось, что "никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения государя императора".
Устанавливалось, что во время каникул Думы в чрезвычайных обстоятельствах Совет министров имеет право представлять императору об издании указов с временной силой закона. Они не могли вносить изменения в Основные законы, Учреждения законодательных палат и Положения о выборах в них. Законопроекты на основе этих указов должны были вноситься в Думу в течение 2 месяцев после ее созыва. В случае отказа от этого или отклонения законопроекта одной из палат указ считался отмененным (87-я статья в кодифицированном тексте).
Устанавливалось обязательное обнародование законов Сенатом, которому вменялось не обнародовать "законодательные постановления", порядок издания которых "не соответствует положениям сих Основных законов". Подтверждалось право императора без участия палат издавать "постановления по строевой, технической и хозяйственной частям, а равно положения и наказы учреждениям и должностным лицам военного и военно-морского ведомств", а также военно-уголовные и военно-уголовно-процессуальные нормативные акты.
Глава "О Государственном совете и Государственной думе и образе их действий" в общих чертах говорила о составе законодательных палат, сроке их полномочий, праве императора на досрочный роспуск, их равных законодательных правах, наличии у них законодательной инициативы, права запросов министрам о незаконных действиях их самих и их подчиненных. Указывалось, что законопроекты, не принятые одной из палат, признаются отклоненными. Совету и Думе при рассмотрении бюджета воспрещалось сокращать платежи по гос. долгу и расходы на придворное ведомство ниже размера, установленного бюджетом 1906 г. Устанавливалось, что при отсутствии утвержденного бюджета действует предшествующий с изменениями, вызванными новыми законами. Закреплялось право императора без участия палат ассигновывать средства на военные действия и непосредственную подготовку к ним. Предусматривалось, что займы заключаются с согласия палат, кроме случаев отсутствия утвержденного бюджета или необходимости покрытия военных расходов. Устанавливалось, что при неутверждении закона о численности контингента призывников император имеет право определить его своим указом, не превышая контингент предшествующего года.
Правительству была посвящена пятая (в кодифицированном тексте одиннадцатая) глава "О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями". Она возлагала объединение действий министров "по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления" на Совет министров. Подтверждалась подзаконность постановлений Совета, отдельных министров и подчиненных им властей. Объявлялось об ответственности всех министров перед императором за "общий ход государственного управления", а каждого в отдельности - за свои действия. Закреплялся особый порядок привлечения пред. Совета министров и министров к ответственности за преступления по должности.
По своему содержанию О. г. з. были сходны с зарубежными монархическими конституциями ХIХ в., особенно с японской 1889, в меньшей степени с прусской 1849 и австрийской 1861. Постановление о полном устранении палат от внешней политики было свойственно европейским конституциям первой четверти ХIХ в. Однако ряд положений Основных законов России (о предоставлении палатам законодательной инициативы и относительно эффективный контроль Думы над чрезвычайными указами) появились в западной практике лишь в середине века.
Другие отличия российских О. г. з. от европейских конституций второй половины ХIХ в. можно свести к следующему. Всероссийский император имел ряд дополнительных прав: на издание военно-уголовных и военно-уголовно-процессуальных постановлений, на ограничение в правах чиновников, на милости, не предусмотренные законами, на назначение военных расходов. Палаты были лишены инициативы пересмотра конституции. Предусматривались гарантии против попыток Думы бороться с правительством путем отклонения бюджета или призыва новобранцев.
В лит-ре нет единого мнения о форме правления, установленной О. г. з. Правые политики, публицисты и правоведы (П.Е. Казанский ) начала ХХ в. утверждали, что абсолютная монархия сохранялась, ссылаясь главным образом на сохранении титула "самодержец" и издании законов о преобразовании гос. строя самим монархом. К этому же выводу приходили радикальные публицисты и политики и некоторые правоведы (М.А. Рейснер ), обосновывая его крайней ограниченностью прав Государственной думы, их несоблюдением на практике и преобладанием авторитарных методов в гос. управлении. Этой же точки зрения до 70-х гг. придерживались советские историки (Н.П. Ерошкин , Ф.М. Калинычев , А.Я. Аврех , С.М. Сидельников ). Из современных авторов ее отстаивает Р.Ш. Ганелин (в работе 1984 г., в книге 1991 обходит вопрос), ссылающийся на "политическую практику в карательной сфере".
Некоторые авторы утверждают, что О. г. з. установили нечто среднее между абсолютной и конституционной монархией, по форме напоминающее вторую, а на деле близкое к первой. Они признают О. г. з. конституцией, ограничивавшей власть императора, однако исходя из указанных выше аргументов полагают, что эти ограничения слабо действовали на практике. Это мнения в начале века придерживались В.В. Ивановский (в работе 1912 г., ранее высказывался о наличии конституционной монархии), Н.А. Захаров , в советское время А.М. Давидович (оба писали о "конституционном самодержавии"), из современных авторов И.Н. Кирьянов, М.Н. Лукьянов , А.Н. Медушевский , по мнению которого Основные законы привели к установлению "мнимого конституционализма".
В начале ХХ в. министры (включая П.А. Столыпина ) называли форму правления страны "представительным строем". Некоторые советские авторы (А.И. Королев , с оговорками Е.Д. Черменский ) писали о невозможности определить форму правления, установленную Основными законами. Современные авторы этого направления (О.Г. Малышева , Р.А. Циунчук , В.В. Шелохаев ) используют термин "думская монархия".
Большинство исследователей начала ХХ в. (Н.И. Лазаревский , В.М. Гессен , А.С. Алексеев , Н.И. Палиенко , С.А. Котляревский и др.), западных авторов (П. Шасль , В.В. Леонтович , М. Шефтель и др.), с оговорками некоторые советские (Черменский , В.С. Дякин) , а также большинство современных историков (В.М. Шевырин , В.А. Демин , В.В. Козбаненко , А.Ф. Смирнов , Б.Н. Миронов и др.) считают, что О. г. з. создали в России конституционную монархию.
Эти авторы указывают, что действующая на их основе Дума реально ограничивала власть императора в законодательной и финансовой сферах, поэтому говорить о сохранении абсолютизма в любой форме нельзя. Ограничение полномочий парламента и отдельные случаи нарушения его прав свойственны для начального этапа конституционализма. Они имели определенные границы, за которыми были невозможны, поэтому являются лишь исключениями, не отменяющими правила. Цели закрепить итоги преобразований и лишить Думу учредительных прав О. г. з. достигли (первую - в краткосрочном плане). Сохранение их в неизменности было одним из важнейших принципов политики правительства Cтолыпина (не принимавшего участия в их разработке и издании). После подавления революции правительство стремилось при толковании Основных законов ограничить права законодательных палат.
В мае 1907 Совет министров постановил, что право императора издавать постановления по военным ведомствам распространяются на пограничную стражу и корпус жандармов. 6.11.1908 Николай II утвердил журнал Совета министров, который предписывал ведомствам направлять императору через Совет министров все дела о частных изъятиях из законов, не связанные с нарушением чьих-либо законных прав или изданием обязательных для населения постановлений.
В августе 1909 монарх утвердил положение Совета министров, которое предписывало военному и морскому ведомствам представлять императору без внесения в палаты проекты штатов всех своих учреждений (включая военно-судебные) и дела об "устроении казачества и управлении им как вооруженной силой государства" (не затрагивающие гражданских прав населения), не требовавшие увеличения бюджета ведомства. Императорские постановления по вооруженным силам в этом указе именовались "военными законами".
Основные законы в общем пользовались поддержкой умеренно консервативных и консервативно-либеральных сил (до октябристов включительно). Последовательные сторонники абсолютизма обычно избегали открыто выражать недовольство ими, предпочитая соответственно истолковывать их.
Основные законы вызывали крайнее недовольство левых, в т.ч. либералов. По заявлению П.Н. Милюкова на III съезде партии народной свободы (апрель 1906), в О. г. з. "лучшее… есть только ухудшение худших частей худших из европейских конституций". Съезд признал издание Основных законов "открытым и резким нарушением прав народа".
Они вызывали крайнее недовольство I Думы, безуспешно добивавшейся их пересмотра (упразднения Гос. совета и ответственности правительства перед думским большинством), что послужило одной из важнейших причин ее конфликта с правительством. После ее роспуска таких требований не выдвигалось, однако необходимость согласия Гос. совета при издании законов и отсутствие эффективного контроля Думы над правительством продолжали вызывать резкое недовольство радикальных и либеральных кругов. См. также I Гос. дума, II Гос. дума, III Гос. дума.
После убийства Столыпина имели место безуспешные попытки крайних консерваторов пересмотреть о. г. з. В октябре 1913 Николай II в ответ на предложение министра вн. дел Н.А. Маклакова о роспуске Думы и введении в С.-Петербурге военного положения предложил обсудить в Совете министров вопрос о превращении Думы в законосовещательную. Большинство министров во главе с председателем В.Н. Коковцовым высказалось против предложений Маклакова , а вопрос о пересмотре О. г. з. последний даже не решился поставить на обсуждение. В июне 1914 сам Николай II предложил превратить законодательные палаты законосовещательными, но в Совете министров получил поддержку лишь Маклакова , остальные во главе с председателем И.Л. Горемыкиным возражали. На рубеже 1916-1917 гг. отмены О. г. з. требовал пред. Астраханской народно-монархической партии Н.Н. Тиханович-Савицкий .
О. г. з. действовали без изменений до 1917 г. и были фактически отменены в ходе Февральской революции.
Текст:
Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. ХХVI. 1906. Отделение I. СПб., 1909. С. 456-461 или Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9. М., 1994. С. 44-52 или (с главами Основных законов 1832 г., сохранившими силу) Свод законов Российской империи. Издание 1906 года. Т. 1. Ч. 1.
Архивы:
РГИА. Ф. 1544. Оп. 1. ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 966. Л. 19-20
Источники:
Основные государственные законы. (Сравнительное изложение проекта, внесенного по высочайшему повелению на рассмотрение Совета министров, и проекта, измененного по замечаниям Совета). [СПб., 1906]. Протоколы секретного совещания в апреле 1906 года под председательством бывшего императора по пересмотру Основных законов//Былое. 1917. N 4. С. 183-245. Из архива С.Ю. Витте // Красный архив. 1925. Т. 4-5 (11-12). С. 107-143. Таганцев Н.С. Пережитое. Вып. 1. Пг., 1919. Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 3. Тхоржевский И.И. Последний Петербург. СПб., 1999.
Лит.:
Гессен В.М. Русское государственное право. СПб., 1909. Палиенко Н.И. Основные законы и форма правления в России. Харьков, 1910. Chasles P. Le parlement russe. Paris, 1910. Грибовский В. Государственное устройство и государственное управление Российской империи. Одесса, 1912. Захаров Н.А. Система русской государственной власти. Новочеркасск, 1912. Котляревский С.А. Юридические предпосылки русских Основных законов. М., 1912. Казанский П.Е. Власть всероссийского императора. Одесса, 1913. Лазаревский Н.И. Русское государственное право. СПб., 1913. Давидович А.М. Самодержавие в эпоху империализма. М., 1975. Черменский Е.Д. IV Государственная дума и свержение царизма в России. М., 1976. Дякин В.С. Чрезвычайно-указное законодательство в России // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. VII. Л., 1976. С. 240-271. Он же. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг. Л., 1988. Кризис самодержавия в России. Л., 1984. Кирьянов И.Н., Лукьянов М.Н. Парламент самодержавной России. Пермь, 1995. Шевырин В.М. Государственная дума в России. М., 1995. Власть и реформы. СПб., 1996. Демин В.А. Государственная дума России. М., 1996. Он же. Закон и указ // Государственная дума России. Энциклопедия. Т. 1. М., 2006. Козбаненко В.В. Партийные фракции в I и II Государственных Думах России. М., 1996. Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи. М., 1998. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм. М., 1998. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. Ч. 2. СПб., 1999. Малышева О.Г. Думская монархия. Ч. 1. М., 2001. Могилевский К.И, Циунчук Р.А., Шелохаев В.В. Государственная дума России как историографическая проблема // Вопросы истории. 2007. № 11.

1. Государство Российское едино и нераздельно.

2. Великое княжество Финляндское, составляя нераздельную

часть Государства Российского, во внутренних своих делах

управляется особыми установлениями на основании особого

законодательства.

3. Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в

армии, во флоте и во всех государственных и общественных

установлениях. Употребление местных языков и наречий в

государственных и общественных установлениях определяется особыми

законами.

Основные государственные законы Российской империи - свод законоположений об общих началах государственного строя России - впервые были кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832 г., а в 1833 г. император Николай I изданием Манифеста о введении в действие «Свода законов Российской империи» провозгласил их вступление в законную силу. В 1906 г. Основные законы были пересмотрены в связи с опубликованием Манифеста 17 (30) октября 1905 г., созданием Совета министров, Государственной думы, реорганизацией Государственного совета.

Утверждённый 23 апреля (6 мая) 1906 г. документ состоял из вводной части и пяти глав (82 статьи): О существе верховной cамодержавной власти; О правах и обязанностях российских поданных; О законах; О Государственном cовете и Государственной думе и образе их действий; О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями.



Основные законы закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных.

Согласно Основным законам, верховная самодержавная власть и власть управления во всём объёме принадлежали императору, однако законодательную власть он осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Отныне определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государем императором».

Однако прерогативы монарха оставались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства», только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы, он назначал и увольнял министров и высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождём российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство, жаловались титулы, ордена и другие государственные отличия.

Впервые в Основных законах были провозглашены права гражданской свободы. Российским подданным гарантировались право на неприкосновенность личности, жилища и собственности, право устраивать собрания, общества и союзы («в целях, не противных законам»), свободу веры, и право «высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путём печати» - «в пределах, установленных законом».

Обновлённые Основные законы наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору. Последний, обладая правом издания указов с временной силой закона (во время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право на Основные государственные законы.

В преддверии созыва Государственной думы Основные государственные законы 23 апреля (6 мая) 1906 г. являлись фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября 1905 г. парламентом (Государственным советом и Государственной думой).

У Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке (император мог только вы­ступить с инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без со­гласия Государственной думы).

Впервые в своей истории основные законы, которые, как известно, изда­вались с 1832 г., провозгласили права и гражданские свободы. Российским подданным, превратившимся в граждан, конституционно гарантирова­лись неприкосновенность личности и законность юридического преследова­ния (ст. 30 - 32), неприкосновенность жилища (ст. 33), свобода выезда за пределы государства (ст. 34), неприкосновенность собственности (ст. 35),свобода собраний, слова и печати (ст. 36–39).

Каково же было положение основных звеньев верховной власти в России по Основным законам 1906 г.?

Император. Правовое положение императора определяла ст. 4, кото­рая предоставляла ему «верховную самодержавную власть». Однако те­перь эта власть не признавалась неограниченной, как это было ранее. Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой» (ст. 7).

Самодержавная власть мыслилась как гарант целостности Российского многонационального государства, которое ст. 1 объявляла «единым и не­раздельным». Русский язык признавался общегосударственным в армии, на флоте и в «государственных и общественных установлениях». Употреб­ление местных языков и наречий в этих установлениях регулировалось особыми законами.

Но законы, не принятые Госсоветом и Госдумой, считались отклонен­ными. Император мог издавать, в соответствии с законами, указы «дай устройства и приведения в действие различных частей государственного управления» иповеления, «необходимые для исполнения законов» (подзаконные акты).

Император оставался также верховным руководителем «всех внешних сношений Российского государства», объявлял войну, заключал мир и международные договоры. Конституция оставила за ним право быть «державным вождем», то есть главнокомандующим армии и флота. Импе­ратор мог издавать указы и повеления относительно дислокации войск, переведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и «всего вообще относящегося до устройства воо­руженных сил и обороны Российского государства» (ст. 14).

Прерогативой императора было объявление в стране военного и исклю­чительного (чрезвычайного) положения, чеканка монеты и определение ее внешнего вида . Он ведал назначением и увольнением высших чиновников, жаловал титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Имущества , составлявшие личную собственность императора, и имущества, находящиеся в собственности царствующего императора (не подлежащие разделу, передаче по наследству и другим видам отчуждения),освобождались от платежа налогов и сборов .

Осуществляемой от имени государя императора признавалась Основ­ными законами судебная власть в России. За ним сохранялось право по­милования осужденных, смягчения наказаний и общее прощение совершив­ших преступные деяния с прекращением дел и освобождением их от суда и наказания.

По английскому принципу «контрассигнатуры» подпись императора под указами перед опубликованием скреплялась подписью председателя Совета министров или соответствующего министра (ст. 26). За императо­ром сохранялась также право абсолютного вето (роспуска) в отношении Госдумы.

Государственная дума вместе с Государственным советом наделяласьзаконодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала и законодательная ини­циатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении дейст­вующих и издании новых законов», за исключением Основных государст­венных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за императо­ром. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса долж­ны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законода­тельные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им – к императору, который выносил окончательное решение.

Основные законы предоставили Госдуме также компетенцию утвер­ждения бюджета («государственной росписи») страны. Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходы по государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она не получила права обсуждать расходы императорского двора и императорской фамилии, чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расхо­ды на войну, государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления».

Депутаты Государственной думы избирались населением на пять лет в создаваемых согласно избирательного закона округах, тайным голосова­нием. Дума проверяла полномочия своих членов. При нарушении проце­дуры выборов по решению Сената могло быть назначено переизбрание.

Государственная дума созывалась указами императора два раза в год (весенняя и осенняя сессии). Для рассмотрения обсуждаемых в ней вопро­сов действовало общее собрание Думы и образовывались комиссии и ко­митеты. Во главе Думы стояли выборный Председатель и два его това­рища, избиравшиеся на один год. Секретарь Думы и его товарищи изби­рались на весь срок полномочий Думы (5 лет).

Депутаты считались независимыми от народа и обладали депутатской неприкосновенностью. Член Госдумы мог подвергнуться ограничению свободы лишь по распоряжению судебной власти (хотя допускались и ад­министративные аресты депутатов). Оговаривалось и то, что для ограни­чения свободы депутата необходимо согласие Думы. Депутат терял свои права только по решению Думы и при наличии законных к тому основа­ний (преступление, утрата ценза) или при переходе в иностранное поддан­ство. Депутаты Думы получали во время сессии от государства «суточные» (по 10 рублей в день), кроме них выдавались деньги на дорогу, проживание и отопление. Выделялись комнаты в общежитии (одна на 4 человек).

Заседания общего собрания Думы были публичными, на них допускались посторонние люди и пресса (кроме депутаций), однако по постановлению общего собрания могли назначаться и закрытые заседания. На заседания комиссий и комитетов не допускался никто.

Государственный совет в Основных законах 1906 г. отличался от заду­манного ранее. Он действительно оставался верхней, аристократической палатой представительного собрания, а его полномочия и порядок рабо­ты были аналогичны думским. Но Госсовет комплектовался теперь на иных условиях. Только половина его состава (раньше весь состав) назна­чалась императором, другая половина избиралась сроком на 9 лет, при об­новлении 1/3 состава каждые три года. Выборные члены избирались через Синод от духовенства православной церкви (3 от черного и 3 от белого), от губернских земских собраний (по одному от каждого), от дворянских обществ (всего 18 членов), от Академии наук и университетов (6 членов), от промышленности (тоже 6 членов) и торговли (12 человек).

Законопроекты, рассмотренные в Государственном совете как резуль­тат его законодательной инициативы, поступали в Госдуму, а затем к им­ператору для окончательного решения.

Система тройных сдержек. Поскольку целых 3 звена: Госдума, Госсо­вет и император – должны были утвердить закон, прежде чем он вступит в силу, устанавливалась система взаимных сдержек (заимствованная из австрийской конституции). При неутверждении хотя бы одним звеном за­кон считался отклонённым. В этой системе было рациональное зерно. Она мешала властям преследовать свои эгоистические цели. Но она и создава­ла подчас непреодолимые преграды на пути закона.

Предвидя возможные коллизии в принятии законов при системе вза­имных сдержек, законодатель ввел в Основные законы статью 87, кото­рая давала право правительству (Совету министров) и императору в пере­рывах между сессиями Госдумы издавать при необходимости чрезвычай­ные указы. Эти указы следовало затем утверждать Думой и Госсоветом. Акт, не внесенный на обсуждение в Госдуму, терял свою силу после бли­жайшей думской сессии. Но эти указы не могли затрагивать Основные за­коны, порядок выборов в обе палаты и их статус. При частых конфликт­ных ситуациях с Госдумой правительство Николая II нередко прибегало к принятию таких чрезвычайных указов.



 

Возможно, будет полезно почитать: