Проблема женщины. Шаманом становятся по собственному желанию


Женщины-шаманки у алтайцев

Статус женщины- шаманки в культуре алтайцев был достаточно высок. Об этом можно судить по имеющимся в фольклоре сюжетам о девушках / женщинах / старухах шаманках, выступающих героинями или помощницами главного положительного героя, например, в героическом эпосе. Впрочем, таковые есть и у отрицательного героя. Даже если некоторые женские персонажи напрямую не называются шаманками, то функции такие они все же выполняют. О женщинах, наделенных необычными способностями, повествуется в исторических легендах и рассказах.

Сегодня у алтайцев существует мнение, что женщина-шаманка заведомо слабее мужчины-шамана, поскольку она обременена репродуктивной функцией. В традиционной культуре считается, что женщина, пока не вырастит детей, не может полноценно исполнять шаманские обязанности.

Бывают и исключения, когда шаманская болезнь проявляется у девочек, девушек. Этих девушек «направляют» баштандырар - более опытные, уважаемые шаманы, определяющие дальнейшую стезю «больного». Молодая шаманка, к примеру, может после этого лечить детей или взрослых, т.е. определенную возрастную категорию. Но, вместе с тем, новопосвященным молодым шаманкам рекомендуется «специализироваться» на детях в силу их сакральной чистоты. Поскольку самой молодой шаманке предстоит стать матерью, она должна, таким образом, оберегать себя от «нечистоты», которой она не сможет противостоять, если будет заниматься проблемами взрослых людей. В случае раннего посвящения (подростковом возрасте, например), как правило, молодая шаманка обречена на одиночество, бездетность и краткий срок жизни.

Алтайские женщины-шаманки в наши дни занимаются в основном лечением, предсказаниями, коррекцией судьбы человека. Главная цель шаманского лечения - усиление «защитного пояса» - курчуу, ослабление которого приводит к тому, что человек заболевает. Таким образом, в общих чертах они продолжают традицию, объемля круг повседневных обязанностей любой женщины, называемый уй-кижи «человек дома» или «домашний человек».
Шаманский дар, как и любой другой талант, достается человеку от предков, родственников. Он наследуется по прямой и боковой ветви родства. В случае унаследования человеком этого дара и по материнской, и по отцовской линии, он получает силу, удвоенную двумя генеалогическими традициями. Таковы, очевидно, те, которых в народе считают шаманами укту кам, то есть посвященными.

Несмотря на то, что следует добавить, что шаман-мужчина считается сильнее шаманки женщины, желающих получить помощь последних меньше не становится. Как правило, в выборе специалиста такого рода человек доверяет своей интуиции, основанной не только на рассказах пациентов, но и на приметах, снах и в пр., либо следует рекомендации иных «знающих».

Частная жизнь этих женщин полна неразрешимых вопросов. Проблематична взаимоотношения с окружающими, подругами, родственниками, поскольку каждый человек, не наделенный особым даром, испытывает если не страх, то, самое малое, настороженность в отношении к ним. Обширные практические возможности, часть которых подчас приписывается шаманкам, приоритет маскулинности в культуре алтайцев, происходящая модернизация накладывают свой отпечаток на их положение в обществе. Вместе с тем, никто не освобождал женщин шаманок от их женских обязанностей, важнейшей из которых является поддержание взаимосвязей с родственниками по крови, по роду, по браку. Они ведут свое хозяйство, растят детей и внуков, как самые обычные женщины.

На примере жизненных историй современных алтайских шаманок можно проиллюстрировать всю сложность комплекса «сакральность /традиционная культура/ современное общество» не столько в плане его исследования, сколько в бытовом отношении.

Шаман - это сила. Шаманка - это сила.

Союз шаманки и шамана их силы не сложение, а умножение.

Ну и где эти чудо-богатырские пары?

Шаманов-мужчин я встречал. Мало, но попадаются. Сами, как правило, приходят, помогают.

А вот матёрой женщины-шаманки не встречал ни одной. Так, пустяки, целительницы. Какая-то из «троек».

Шаманка-женщина в некоторых сибирских народах ценится десятикратно выше мужчины-шамана. Облака некоторые разгоняют. Но и только.

Каков самый общий механизм образования суперпары?

По жизни (цивилизованной) сравнительно устойчивую бытовую пару подбирает под себя всегда женщина. И не устойчивую тоже. Блядям очень нравится фантазировать, что они востребованы только из своих внешних данных, дескать, мужчина - инициатор, а она - жертва. Но на самом деле мужчина сам, не получив аванса, не подойдёт. За исключением совсем уж урода - и то сомнительно: женщины раздают авансы всем подряд. А онанизмом занимаются многие девочки вообще с младенчества.

Естественно предположить, что в Светлом мире у идеальной женщины-кама всё наоборот: мужчина-кам её находит. Что-то не видал такого идеала. Единственный случай - Сталин. И судить об этом можно по тому только, что он отправился на Полярный круг уже больным туберкулёзом осознанно.

Есть желание предположить, что и Шадрина в сексуальном поведении отличалась от остальных женщин. Но только предположить: подтверждений нет никаких. Скорее всего, пока она не прошла со Сталиным «девятки», в сексуальном поведении была такой же, как и все прочие - авансы раздавала. Все бытовые шаманки, которых встречал или о которых слышал, в сексуальном отношении от остальных женщин не отличались: та же приверженность к инициатическому тёмному «любовному треугольнику». Видимо, и та же характерная для женщин готовность предать всё святое тоже.

Да и откуда взяться иной женщине до «девятки»? Воспитание отцом-шаманом? Сталин-Первосвященник воспитывал свою дочь особенно, есть об этом в её воспоминаниях, свою жену, хотя к браку и девственную, но всё равно потомственную шлюху, от воспитания дочери отстранял, а что получилось? Светлана Аллилуева. Которая предала и Родину, и детей, и всех своих многочисленных любовников, обширный список которых возглавляли два еврея, в Войну укрывавшихся от фронта, хуже мерзости и не придумаешь. Словом, всё то же самое получилось. Воспитание ничего не меняет. Без «девятки» женщина иной не будет. Именно поэтому «дюжина» - конец истории греха.

Способность Шадриной к подвигу появилась, очевидно, только после контакта со Сталиным.

А подвиг был. Скажем, что она должна была чувствовать, когда её суженый, думая, что она мертва, совокуплялся с восемнадцатилетней Надеждой Аллилуевой? И Шадрина всё это чувствовала?

Какие усилия ей понадобились, чтобы сымитировать свою смерть и телесно расстаться с лучшим из мужчин навсегда?

Конечно, она знала, что встретится с возлюбленным в следующих воплощениях, грядущее СЛТ было единственным местом отдохновения души, но, всё равно, это было мукой и подвигом.

Начало взаимоотношений Сталина и Шадриной должно было быть эффектным, шаманским. По смутным воспоминаниям, когда Сталин в районе деревни Ангутиха ушёл под лёд Енисея, он не растерялся, проплыл подо льдом и вынырнул в другую налимью прорубь, Шадрина вытащила его из воды, в несгибаемом ледяном панцире, в который тут же превратилась одежда Сталина, дотащила его до деревни и тем спасла. Правда, мне на Курейке одна информантка мне говорила, что спасла Сталина другая Шадрина, не Анна Алексеевна, хотя и тоже кето, но родственница Анны. Но так ли уж другая? Может информанта-пересказчика подвела память, да и вообще пересказчик? Если Шадрина была именно Анной Алексеевной, то начало, если это было началом, было эффектным и вполне шаманским: женщина сидит на лютом морозе у проруби, ждёт, когда ты вынырнешь из проруби, чтобы от неминуемой смерти в ледяном панцире одежды спасти.

Таким образом, жизнь Сталина стала принадлежать Шадриной первый раз.

Если уж она так отчётливо видела будущее, то с чего бы это она не встала у первой проруби о падении предупредить? Значит, она конструировала психику Сталина. Или нарабатывала очки как спасительница.

По воспоминаниям, Анна Алексеевна была целительницей поистине чудотворной. Она могла вылечить даже тиф. Если это Анна Алексеевна вылечила Сталина от туберкулёза, то жизнь Сталина принадлежала ей и во второй раз.

Как она стала такой? И на какой «тройке» она была - на светлой или тёмной? Зная женщин, можно предположить, что, скорее, на тёмной.

Если что-то может один человек, то может и другой, но что-то Сталиных не видно.

Словом, резкий дальнейший прорыв к достижению Цели возможен только с появлением женщины вроде Анны Алексеевны, способной пройти светлую «девятку» с суженым. Для этого от женщины требуется готовность пройти через ноль, и не на словах, а на уровне подсознания.

Женщина на охоте всегда кривляется, что ей стоит скривляться, что она хочет пройти через ноль? С появлением этой книги, увы появятся и дамочки, которые будут играть в игру «хочу пройти через ноль и всегда хотела». Как отличить? По способности не повторять, а творить.

В том-то и проблема, что все женщины готовы казаться, а им кажется (совершенно искренне), что им хочется быть.

Так что, мужики, готовьтесь к новой игре женщин под названием «Голубая мечта - стать нулём».

Алексей Меняйлов

Сталин: посвящение волхва

В последнее время в прессе было немало публикаций о шаманских традициях бурят. Гораздо меньше простым читателям известно об обычаях, обрядах и современном состоянии эвенкийского шаманизма. Эвенки (они же тунгусы или хамниганы) – это коренные жители Бурятии, населявшие территорию Восточной Сибири до самого Дальнего Востока задолго до появления там монгольских племен. По всей территории Бурятии, практически все лесные местности были заселены эвенками.

По словам шаманов, эвенкийская космогония похожа на мироустройство, которое проявляется и в бурятском шаманизме. И там и там мироздание делится на верхний мир – «небеса», срединный – «земля» и нижний. После смерти души хороших людей попадают на небеса, а души грешников в нижний мир, где они отбывают наказание, после чего перерождаются.

Эвенкийский шаман Сергей Попов, считает, что традиции шаманов разных народов сходны процентов на 70. Само слово «шаман» эвенкийского происхождения и переводится как «неистовствующий». У бурят шаман назывался «боо» - «поющий», а у якутов «ойун» - «творящий». Наряду со сходством, существуют и отличия. У эвенков встречаются божества, имеющие женское начало (к примеру «Хозяйка вселенной», «Матушка-Зима» и др.), а в бурятском пантеоне, в-основном, мужские боги.

По мнению эвенкийской шаманки Светланы Ворониной, божества на самом деле те же, просто их и именуют иначе, и почитают в другом качестве. Помимо богов небесных светил, духов деревьев и камней, эвенками почитались и звери-тотемы – они верили, что духи предков после смерти переселялись в животных: медведей, волков, ястребов, змей и т.п. Светлана рассказала, что и сама она из рода «Чильчигир» - волка. Одним из самых почитаемых духов у эвенков был дух медведя. Обычно к нему обращались только в случаях большой беды.

Эвенки считают, что шаманом становятся не по собственному желанию, а по воле потусторонних сил и выбранный ими человек заболевает «шаманской болезнью». Его начинают преследовать видения, он ощущает душевный дискомфорт, со здоровьем возникают проблемы, а помимо их и жизненные неудачи. Причем, происходит это не только с избранным, но и с его близкими.

Светлана Воронина рассказала, что сама она шаманской болезнью не болела, но, в свое время, ей заболела мама шаманки. Врачи помочь больной не смогли, но посоветовали обратиться к шаманам. Позже выяснилось, что в нашем роду были предки-шаманы, которые и требовали, чтобы кто-то из рода посвятил себя шаманизму. Собрался совет рода и объявил, что шаманкой должна стать Светлана. Она поначалу отказывалась, но обстоятельства сложились так, что Светлана вынуждена была принять обряд. Из-за отсутствия эвенкийских шаманов, посвящение пришлось принимать у шаманов бурятских, которые выполнив обряд посвящения, отказались дальше обучать Светлану и посоветовали искать эвенкийских шаманов. С большим трудом Воронина сумела найти наставницу в Бурятии.

Нечто подобное произошло и у Сергея Попова. Хоть он и был русским, его далекие предки вели род из баргузинских эвенков. Семья Сергея, обрусев, утратила эвенкийские традиции. Когда Светлана Воронина предсказала Сергею, что он будет шаманом, тот в ответ рассмеялся. Но через год у него начались большие проблемы, которые и заставили Попова принять обряд посвящения, после которого у него началась новая жизнь. Сергей заострил внимание на том, что эвенкийские шаманы не стремятся ни к славе, ни к материальному достатку и бизнеса на своих способностях не ведут. Учится шаманизму ему также пришлось у бурятских шаманов, но повезло найти наставников и из эвенков. И один из них, Орочен Берельтуев, хорошо знал обряды эвенков. Из-за того, что многие мистические практики с годами утрачены, приходилось ездить в соседние регионы и известным шаманам.

После посвящения в шаманы у человека начинается совсем другая жизнь. У него совершенно не остается времени на работу и мирские занятия. Все время уходит на то, чтобы решать проблемы других людей, совершая обряды «очищения», «восстановления души» и другие. У каждого шамана есть еще и узкая «специализация». К примеру – целительство. В быту шаман также имеет ряд ограничений. Желательно не пить, не курить, не ругаться нецензурной бранью, а также следует избегать плохих мыслей. «Нужно достигать доверия богов. – говорит Сергей Попов – Если мы будем веровать, что у нас есть боги, и только к ним мы обращаемся или через них – боги, бурханы, святые, у каждого по-разному они называются – если верить в это, то можно получить их доверие. А мы, шаманы, просто проводники, посредники».

Костюм эвенкийского шамана представляет собой старинную национальную одежду, сшитую из кожи, или замши. Все остальные атрибуты точно такие же, как и у бурятских шаманов. По словам Светланы Ворониной, и сама атрибутика и материалы, из которых ее необходимо изготовить, она часто видела в снах. Все ритуальные предметы могут принадлежать только одному шаману. После его смерти их или хоронят вместе с ним, или просто сжигают.

Идолов для поклонения издревле изготавливали из сосны, или лиственницы, вырезая на одной стороне бревна человеческое лицо. Другую сторону расщепляли и растягивали в стороны на 70-80 сантиметров и фиксировали, а само бревно ставили вертикально. Получалось подобие человека с расставленными ногами. Существовало поверье, что если пройти между «ног» идола, то это может оградить от злых духов и принести удачу на охоте.

Эвенки Баунтовского района ежегодно 7-го или 14 января уходят в лес. Там они собираются и разжигают костер. Шаман вызывает богов и просит у них благополучия эвенкийскому народу. Сергей Попов пояснил, что 7 января происходит слияние неба и земли, открываются прямые врата на небо и именно в этот день боги всегда слышат просьбы людей. Собрания людей в лесу происходят неосознанно. Люди просто испытывают желание идти в лес. «Иногда я говорю, что нужно идти в лес в определенный день и обзваниваю людей» - рассказывает Светлана Воронина.

В настоящее время эвенкийский шаманизм переживает сильный упадок. Шаманов осталось не более 10 человек. Почти все они проживают в глухих, удаленных районах и ведут закрытый образ жизни.

Многие не верят в способности шаманов и скептически относятся к их предсказаниям. Это личное дело каждого, но остается фактом, что в свое время один из самых известных якутских шаманов Семен Васильев, умерший в 2013 году, предсказал: «Меньше, чем через год после моей смерти начнется война на Украине, погибнет много мирных жителей. Через два – Европа содрогнется от нашествия беженцев, которых на улицы выйдет столько, что машине негде будет проехать. Через 40 лет случится землетрясение сильное в Европе, много людей погибнет. А Америку к 2050 году затопит почти полностью. Россию хотели разбомбить инопланетяне, но передумали, так что ничего с нашей страной не будет. Инопланетяне летают вокруг нас, каждую ночь летают, просто видят их не все. Их вторжение на Землю произошло много лет назад, цель пребывания у нас – изучение и наблюдение за человечеством. При этом представителей внеземных цивилизаций могут увидеть лишь избранные, от простых глаз они скрыты».

Часть предсказаний Семена Васильева уже сбылись. Сбудутся ли остальные - покажет время.

Михаил Осташевский.


Isdzan - Apache Woman by Howard Terpning

Однажды я жила в лагере рабов, - сказала она, подавая ему миску с бизоньими ягодами. - Я была рабом 12 лет.
- Как ты сбежала? - с интересом спросил он.
- Я сбежала, как только моей дочери исполнилось 12 лет, - ответила она. - Мой хозяин тоже был рабом. На самом деле, все люди в том лагере были рабами и не знали этого.
- Если все были рабами, что или кто держало вас в подчинении? - спросил он. - Ты говоришь серьезно?
- Очень серьезно, - улыбнулась она. - Нашим хозяином был закон, наша традиция. Я жила одна с мужчиной и ребенком. Он был из народа Черного Вигвама. Каждая семья жила отдельно, каждая в своем вигваме. Женщины лагеря никогда не помогали друг другу, и каждая женщина воспитывала своих собственных детей. Мужчины лагеря занимались охотой и земледелием. У каждой семьи был свой кукурузный сад. Никто никогда никому не помогал. Мужчины собирались вместе на охоте, но после охоты возделывали землю порознь. Это было ужасно.
Обо мне очень хорошо заботились. Мой муж любил меня и старался во всем мне угодить. Будучи женщиной, я жила внутри и руководила своим маленьким миром, моим вигвамом. Но снаружи я была беспомощна. Самым удивительным было то, что, даже хотя мужчины создавали законы и руководили лагерем, они тоже были беспомощны. (…) Если муж женщины умирал, она оставалась одна до тех пор, пока не найдет нового мужа. Она теряла все. Свой вигвам - вообще все. Вигвам и сад доставался родителям мужа.
- Невероятная глупость! - Рассмеялся Танцующее Дерево. - Земли достаточно для всех. От центра каждого лагеря земля простирается на десять тысяч шагов, - он снова рассмеялся.
- Но в том лагере было не так, - нахмурилась она. - Было строжайше запрещено создавать самому новый сад. Вся земля в лагере, насколько хватало глаз, была поделена на участки и разделена между людьми. Нарушить закон в том лагере означало изгнание или смерть.
Много лет я не видела ничего плохого в такой организации - ничего. До сих пор поражаюсь, когда думаю об этом! Я не понимала безумия и одиночества нашей жизни, пока моей дочери не исполнилось семь зим.
Я всегда буду помнить о том, как началось мое пробуждение. Я работала в саду, когда ко мне прибежала моя сестра. Я увидела, что она плачет. Я спросила, что случилось. и она ответила, что ее муж разошелся с ней, выбросил ее на улицу ради другой женщины. Другой семьи в лагере у нас не было - мы были новоприбывшими. У нас никого не было - ни братьев, ни сестер, никого.
Моя сестра была на семь лет старше меня, очень красивая женщина. Ее муж отказался от нее, утверждая, что она бесплодна. Начиналось время охоты, и мужчины только что покинули лагерь. Сестра пришла ко мне, и мы думали, что нам делать. Единственным неженатым человеком в лагере был ужасный иссохший старик, у которого было много земли и еще больше власти. Согласно закону, сестре пришлось бы выйти замуж за этого человека. Ситуация была страшной.
Мы пошли за советом к женщине, которую звали Старейшая Мать. Она не была старше нас, как ты можешь подумать, но она была богата. У нее были родители и много сыновей. Мы поговорили с ней о моей сестре. Ее единственный совет заключался в том, что сестра должна сделать что-нибудь полезное. Я спросила ее, что она имела в виду под «полезным», и она сказала, что если моя сестра смогла бы делать что-то, что не могут мужчины, она бы сохранила свое место в лагере. Если же нет, то ей придется выйти за единственного оставшегося мужчину.
Моя сестра и я все ждали, когда вернется муж. Нам отчаянно нужна была помощь, и он был единственным, к кому мы могли обратиться. Когда он, наконец, пришел, мы рассказали ему о нашей проблеме. Никогда не забуду тот день. Ответ мужа меня ошеломил. Я была настолько парализована страхом и отвращением, что просто стояла и тряслась.
- Что такого ужасного мог он сказать? - улыбнулся Танцующее Дерево.
- Он сказал, что у моей сестры только два варианта, - сказала она, глядя ему в глаза. - Только два. Один - выйти за старика. Второй - купить мужа из другого лагеря. В те времена не было лошадей. Ближайший лагерь был в двенадцати днях пути. Это было опасным путешествием. И я знаю, что он имел в виду под «купить мужа»! Он хотел на самом деле сказать - продать мою сестру, так же, как мы с ней были проданы нашими родителями. Я даже знала цену. Одно путешествие стоило бы двадцать поясов с перьями и двадцать одеял. Это была цена за сопровождение, которое бы потребовалось.
Мы обе умоляли моего мужа позволить сестре остаться с нами до следующей весны. Мы наделись, конечно, что что-нибудь изменится. Наши слезы и мольбы убедили его попросить совет разрешения. Он не был человеком, который пошел бы против власти. Он боялся совета.
Мы затаили дыхание. Его не было весь день. Мы убирали урожай в саду и все смотрели через плечо, не идет ли он. Поздно вечером он наконец вернулся. Я спросила его, где он был и почему так долго не возвращался. Он ответил, что провел вечер за азартными играми.
«Быстро говори, - сказала я, - что сказал совет?» Он зевнул и сказал, что совет разрешил сестре остаться. Мы плакали от радости! Но ко времени первого снега, когда начался зимний танец, моя радость превратилась в слезы. Я возвращалась с реки, когда вдруг я услышала звуки рядом с местом, где мы хранили кукурузу под землей. Я обнаружила, что звуки исходили от кукурузы кива. Я стала всматриваться, опасаясь, что что-то случилось. Я увидела, что моя сестра вышла собирать кукурузу. Мой муж последовал за ней и попытался изнасиловать ее.
Я просто стояла там, как стебель сухой травы. Что-то внутри меня оборвалось, как будто лопнула тетива. Мне было все равно, что мой муж хотел заняться любовью с моей сестрой. Не это волновало меня! Я начала плакать, потому что теперь я чувствовала то, что чувствовало столько женщин до меня. Я раньше порой ходила в ужасе, зная, что в один день я могу оказаться женщиной, которую оставят, но я никогда не позволяла себе думать об этом. На самом деле, со временем я стала относиться к этому свысока, думая, что это никогда не случится со мной. Я мечтала о дне, когда у меня будут богатства и внуки. Теперь я понимала, что если мой муж бросит меня, у меня ничего не будет, я ничего не смогу делать, и что только он, мой муж, давал мне право быть личностью в лагере. Именно в тот момент я полностью осознала свое рабское положение.
Той ночью, лежа рядом с мужем, я не спала. Я думала о других женщинах вокруг меня. Думала о своей дочери. Думала о танцах и совете. Я видела все таким, каким оно было - ничем! Словно я стояла на горе и смотрела на людей из моего лагеря. Я смотрела на детей. Смотрела, как они играют. Они были одинокими, такими же одинокими, как ожидающие их матери. Я видела матерей, воспитывающих детей в полном одиночестве. Я смотрела, как дети растут и становятся такими же, как я и другие мужчины и женщины. Я смотрела, как женщин выдавали замуж в другие вигвамы, где они будут так же одиноки. Я смотрела, и у меня лились за них слезы.
На следующее утро я спросила сестру, изнасиловал ли ее муж. Она ответила, что он сделал бы это, если бы я не проходила мимо.
Ко времени Подготовки к Весенним Танцам я была полностью отодвинута в угол. Мой муж даже не спал больше со мной. Он спал с сестрой, которая боялась остановить его. Мы с ней много говорили об этом и пытались думать о побеге. Я делилась с ней всеми своими мыслями, а она со мной. Когда пришло время Конца Танца Посева, мы обе знали, что нам надо бежать. Мы собрали еду и одеяла и спрятали их у реки. Поздно ночью мы взяли двух наших собак и еще двух собак, украденных у семьи Помогающих Дождю, и тихо ускользнули из лагеря.
Мы путешествовали шестьдесят дней. Мы были измучены, оборваны и близки к голодной смерти, когда встретили Два Поющих Рога. Это был молодой человек, из племени, зовущего себя Народом. (…) Он взял нас в свою деревню, где нас накормили и дали нам одежду. Мы обе стали частью того Народа, и я никогда не покидала его.
- Я не все понимаю в твоей истории, - нахмурился Танцующее Дерево. - Чем отличалось отношение к тебе во втором лагере?
- Ко мне относились как к человеку, - улыбнулась она. - Настоящему человеку. Мой ребенок был ребенком среди других детей. Все дети принадлежали Народу. Все дети были братьями и сестрами. Среди Народа царило равенство, радость и смех. Совет был равным. Половина его членов были мужчины, половина - женщины. Шаманы, женщины и мужчины, были равны. Никто не владел землей! Никто не владел другим человеком. Каждый имел право высказаться. Если законы не нравились Народу, они меняли его. Все люди работали вместе. Мы все участвовали в работе. Каждый вигвам был отдельным и обладал силой сам по себе, но каждый из них был частью единого круга, всего лагеря. Никакая женщина не была рабой мужчины в том лагере. Не было соревнования между женщинам за еду и богатство, и никогда - за мужа! Если муж женщины умирал, заботу о ней брал круг Народа (the circle of People). Какое чудесное место, чтобы растить мою дочь!

Научный руководитель

В самом разгаре урок по «Фольклору Сибири». Мы слушаем предельно внимательно. Тема захватывает. Учитель интересно рассказывает о шаманах, их способностях, их умениях, атрибутах. Сидим, слушаем и удивляемся: как много непостижимых загадок еще в мире? Как много мы не знаем. Как на многое не обращаем внимание!

– Немногие из нас видели живого шамана. Но, мы уверены, что почти каждый из нас живо представляет себе картину, известную по книгам и кинофильмам: по полутёмной юрте в иступленной пляске мечется человек в причудливых одеждах. Он бьёт колотушкой в большой бубен, призывая духов. Его лицо искажено, глаза закрыты. Вот удары становятся чаще и сильнее, вот он увёртывается от невидимого врага. В конце сеанса шаман падает без чувств. Потом он расскажет сидящим в юрте людям о своей встрече с духами.

Учитель пытается нам сказать, что не только сейчас, но и много раньше шаман представлялся в общественном сознании темным и страшным шарлатаном, обманывающим невежд. Шаманов часто называли «выходцами из социальной нормы», людьми, страдающими нервными расстройствами. «Взгляд на шамана как на человека нервно или психически больного стал почти общепризнанным в науке, и само возникновение шаманизма стало мыслиться как результат отклонений в психике» – ссылается учитель на слова Е. Ревуненковой, которая написала много книг по исследованию шаманства. Подобным образом объясняется феномен шаманизма в «Энциклопедии Религии и Этики».

В работе, посвященной шаманизму в Ост-Индии, голландский ученый Г. Вилкен писал: «Шаман – это личность больная, слабая, страдающая нервным заболеванием и часто – безумием... Шаманский экстаз принадлежит к истериоидной эпилепсии и к гипнозу, определенно – к сомнамбулизму» .

«Что нервнобольные в Сибири – шаманы, всем известно и в особых доказательствах не нуждается» – безоговорочно утверждал в 1936 году . А ставший впоследствии видным представителем советской этнографической науки еще в 1910 году писал в журнале «Этнографическое обозрение»: «Изучая шаманство, мы, прежде всего, наталкиваемся на целые категории мужчин и женщин, больных нервной возбудимостью, порой явно ненормальных или совсем сумасшедших... Во всяком случае при изучении шаманства нельзя забывать, что это – форма религии, созданная подбором людей наиболее нервно неустойчивых» .

Датский религиовед О. Ольмаркс даже определил диагноз болезни, которой страдают шаманы, а заодно и их обычные соплеменники. Это, по его мнению, действительно известная среди народов Севера «полярная истерия».

Учитель на секунду останавливается, потом продолжает:

– С этими утверждениями можно и нужно не соглашаться. Все намного сложнее. Существуют доказательства и обратные. На самом деле шаманы очень интеллектуально и духовно развитые, способные люди, наделенные не совсем обычными данными. Например, Мирче Элиаде, известный ученый настаивает во всех своих исследованиях, что мнение о шаманстве как о психической болезни совершенно не верно.

В период шаманской инициации посвящаемый имеет вид душевнобольного, – подчеркивает М. Элиаде, – но когда посвящение позади, шаман более крепок, здоров и памятлив, чем иные люди его племени .

Существуют многочисленные доказательства того, что признаки эпилепсии и других душевных болезней, отмечающих призвание в шаманство, изглаживаются после посвящения.

О том же свидетельствует и Анна Смоляк: «Шаманы нанайцев и ульчей в большинстве случаев были уважаемыми односельчанами людьми... все они – сильные, волевые люди, во многом сведущие, опытные в житейских делах, в промыслах» .

Мы, с увлечением слушавшие учителя, задумались. А ведь, шаманы существует и в настоящее время. Было бы очень интересно пообщаться с ними, что называется из первых уст услышать «тонкости».

Группа загалдела. Все начали задавать ей вопросы.

Учитель остановил нас:

– А может быть мы возьмем у нее интервью? Наверняка, ответы приоткроют некоторые тайны шаманов.

Так родилась идея проекта: взять интервью у женщины – шаманки и на основании его анализа попытаться понять, можно ли действительно шаманов назвать «выходцами из социальной нормы».

Для реализации данной идеи необходимо было:

Познакомиться с шаманом.

Сформулировать вопросы интервью.

Проанализировать ответы шамана.

Сделать вывод: действительно ли он является «выходцем из социальной нормы»?

Тип проекта: социально-исследовательский

Социальная значимость проекта: шаманство интересно для нас не только как осколок истории, помогающий лучше понять далёкое прошлое человечества. Шаманство - это всё ещё актуальная проблема сегодняшнего дня. Знать шаманство - значит уметь правильно оценить особенности современного религиозного сознания в нашей стране, в том числе и на территории нашего сибирского региона.

Длительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: студенты 2-ого курса, изучающие дисциплину «Фольклор Сибири».

Нашим респондентом стала 1935 года рождения. Родиной ее является Улус Бильчир Нукутского района. проживает в с. Аляты Аларского района Иркутской области. Она, ветеран труда, в прошлом учитель русского языка и литературы (40 лет стаж работы), Отличник Просвещения.

- Шаманизм – это наследственность или навык, который все же можно как-то обрести?

– это наследственность, приобретение невозможно – это шарлатанство.

- Скажите, подобный дар всегда передается по наследству?

становятся по собственному желанию, исходя из наследственного дара.

- Шаманом становятся по собственному желанию?

С. Ф. По собственному желанию можно не принять, если даже есть наследственность.

- А как вы стали шаманкой, с самого раннего детства или нет?

С. Ф. В раннем детстве невозможно такое, за пятьдесят лет стала ощущать чувства недомогания, стала болеть, как будто слышать какой-то голос (были болезни, операции, головные боли, главное бессонница). Поехала на родину (Нукутский район), там троюродный брат (шаман Тороха, его отец был признанным шаманом в Иркутской области в военные годы) подсказал, что надо принять обряд и начинать шаманить, иначе жизнь будет короткой.

- Вы можете более подробно рассказать о первом обряде посвящения?

введения в шаманство проводился в 90-м году. На родине в Нукутском районе между двух гор Туроон и Хашхай, на реке Унге. Закололи барана, варили мясо в котле. Были приглашены родные – сестры, братья, сельчане. Шаман Тороха очень серьезным, громким голосом вызывал духов этих гор и духов рек, долины, всевышнего бога. Он обращался к герою легенды бурятской Гэсэру, ко всему старшему поколению бильчирцев, которые давно ушли в иной мир. Приносил им жертвоприношение в виде почетного куска мяса, капал молочным тарасуном (разновидность легкого алькольного напитка бурят), капал много молока. Капал (подносил капельки напитка, или по-русски брызгал верх). Большие угли бросал во все четыре стороны, прыгал босиком на земле, вокруг меня, обводил огнем с благовонием (на сковороде), затем обводил всех присутствующих. Только потом приступили к торжественной трапезе.

- Как шаманы могут помочь людям?

С. Ф. Из своего опыта могу сказать, что обращавшиеся ко мне уходили успокоенными, довольными и у них дела налаживались, проблемы разрешались. Сознательно (то есть почувствовала силу) последние 20 лет помогаю людям, стала ездить по приглашению людей в другие деревни, села и даже города.

Настоящих потомственных шаманов, которые действительно могут исцелять, говорить с духами, видеть и чувствовать какие-то иные силы - их много?

, что мало. Много есть людей, считающих себя шаманами. Наверно, что-то они имеют, но настоящих, по-моему мнению, все-таки мало.

По поверьям шаман должен быть старым, грязным, облезлым, обязательно узкоглазым, ходить в лохмотьях и жить в отшельничестве, в лесу. Вы согласитесь или опровергните это.

С. Ф. В древности такие наверно были – настоящие отшельники. Узкоглазыми являются все буряты. Современность вносит коррективы – глаза стали шире. Сейчас современные шаманы при галстуках ходят, женщины духами пользуются.

- Кто чаще становится шаманом: женщина или мужчина? Есть ли разница в том, кто шаман: женщина или мужчина?

разницы кто становится шаманом. Как женщины, так и мужчины. Единственно – женщина должна быть в возрасте, то есть не детородной, то есть как мужчина. Разницы есть – мужчина – сильный пол. Мужчина сам может приносить жертвоприношение. А женщине надо иметь при себе такого работника, чтобы совершить полностью обряд: заколоть по всем правилам овцу, коня. Я всегда беру с собой рядом такого работника, иногда двух.

- Может ли шаман иметь семью? Расскажите и о своей семье, о предках.

С. Ф. Да шаман может иметь семью. У меня шестеро детей, внуков – 16, правнуков – 6. Все они находятся под моей защитой. Предки – материнской линии был Гурсэп (моя мама была 7 колено после него. Он был предсказателем: он предвидел появление тракторов, телеф. связи, цивилизационные изменения), сама мама (была травницей, знала разные лекарственные травы, сама собирала, ее мать по роду была по рождению с гор (Окинский район, предгорья Саян), была шолушаманкой, умела все делать, а мама – лечила людей от разных болезней. По отцовской линии – Трофимовых был Солдонка-боо (шаман), Никола-боо, Няхала-боо, Тороха-боо, Моисей-боо и сам отец _ Фадей Дмитриевич-боо.

- Что должен уметь делать настоящий шаман?

должен понимать людей, быть добрым, любить детей, уважать каждого человека, хранить природу, бережно относиться ко всему живому миру, не думать плохо о людях, никому не желать, а тем более делать зла.

- С какими проблемами к вам обычно приходят?

С. Ф. Обращаются по болезни, по горю, когда обращаются в дальний путь – в армию (отправляла в Чечню, еще куда-нибудь), выезд в дальний путь – за границу, поступать в вузы и т. д.

- Как шаман узнает, сколько болезней у человека?

С. Ф. Сколько болезней у человека – знает только человек. Это шаману нельзя узнать, в общем можно определить – болеет человек или нет.

- В церковь не ходите? А во что-нибудь верите?

вся святая, шаманизм совпадает с буддизмом – один бог, хотя буддистская церковь не принимает нас – ламы считают, что мы-шаманисты общаемся с миром мертвых. А мы обращаемся с нашими предками – духами-хранителями. Если к ним не обращаться, не молиться им, они могут разгневаться.

- Может ли шаман помогать людям другой национальности?

другой национальности можем оказывать помощь, особенно если они живут на бурятских шаманских землях.

- Почему шаманы не строят церквей, дацанов для совершения своих молебнов?

не нужны такие строения, сама природа – храм святой. В ней есть святые места – особенно, места поклонения. Поэтому не нужно там храма. Там всегда должно быть чисто, опрятно, люди не должны мусорить там. Это и есть настоящий живой храм.

- Вы часто ездите по миру, с какой целью?

С. Ф. По миру – в другие села, города езжу, если попросят. Так выезжала в Иркутск, Улан-Удэ, поселки Кутулик, Новонукутск. Да и ко мне приезжают из других районов – из Осинского района, с. Осы, Боханского района, с. Тараса (у кого предки из нашего места).

- Расскажите о своих атрибутах, как они вам помогают?

С. Ф. Пользуюсь скромными атрибутами – пояс отцовский, деревянные чашки для молока, тарасуна всегда с собой и травы (пихта, чабрец, с помощью которых проводится обряд очищения огнем).

- Что такое Камлание для шамана?

– по научному, перевод получается шаманского обряда. Это как молитва. Камлание – молитва на русский лад.

- Какую реальную силу для шамана имеет слово?

С. Ф. Слово имеет очень большое значение, оно поднимает у человека дух любви, исцеления, освобождения и т. д.

- Получается, слова никуда не исчезают, не испаряются в воздухе, а всегда материализуются?

никуда не исчезают, они материалистичны.

- Кто такие ловцы душ? Как распознать ловцов душ сегодня?

С. Ф. Ловцы душ есть. По-русски они занимаются черной магией. По-русски – такие люди вызывают в человеке сильный страх, то есть они выводят людей из равновесия неожиданно, чтобы украсть их душу, с которой им станет жить лучше. А у того человека наступит апатия ко всему, он может заболеть и вскоре умереть.

- Есть ли специализация шаманов – черный шаман, белый шаман? С каким из них вы ассоциируете себя.

С. Ф. Да есть черные шаманы, есть белые. Черные, я думаю, это шарлатаны. Те люди, кто принял такой сан, совершают обряды ради денег, заработка. Это черные шаманы. Они приносят вред, прежде всего самому себе. Я исхожу из белых шаманов. По черному пути я просто не могла пойти.

Голландский ученый Г. Вилкен писал: «Шаман – это личность больная, слабая, страдающая нервным заболеванием и часто – безумием... Шаманский экстаз принадлежит к истериоидной эпилепсии и к гипнозу, определенно – к сомнамбулизму». Есть ли правда в этих словах?

С. Ф. Г. Вилкен – отчасти прав, есть шаманы, уходящие в экстаз, они это делают намеренно, чтобы загипнотизировать людей.

- Почему шаманов называют выходцами из социальной нормы? Чем они отличаются от обычных людей?

С. Ф. В обычной жизни шаманы ничем не отличаются. Они такие же люди.

Один из шаманов заявил о себе так «Я езжу на работу на машине, а не вылетаю на бубне из форточки». А о себе как вы можете сказать.

С. Ф. Шаман не баба Яга, он обычный человек. Это больше сказка. Езжу на машине сейчас, иногда на тракторе – во время сезонов дождей, распутицы, приходилось на бензовозе, молоковозе, то есть на всех видах транспорта, иногда на коне в телеге выезжала. Раньше-то шаманы ездили на конях, повозках. Сейчас время иномарок.

- Сегодня в обществе изменилось отношение к шаману по сравнению с советским временем?

С. Ф. Да, сейчас другое время – свободное. В Советское время это было запрещено, шаманили по ночам. Помню с детства Билбуун Баянов-шаман, который приходил ночью к нам и шаманил.

- Не пора ли организовать обучение шаманов в каком-нибудь Вузе России?

С. Ф. Обучение шаманству невозможно. Шаманство считается даже не религией в классическом религиоведении, хотя это и религия, и вера.

В литературе описывается, что в прошлом шаманы успешно искали потерянных людей, домашних животных. Сейчас такое возможно?

С. Ф. Чтобы искать людей, животных – надо быть не шаманом, а экстрасенсом. В старину такое про шаман говорили. Сейчас люди обращаются к бабкам-знахаркам.

- Кстати, говорят, что настоящий мастер никогда не возьмет плату за свои дела.

С. Ф. Настоящий шаман никогда не устанавливает плату.

- А вам платят за обряды?

не имеют права брать оплату. Иное дело – подарки. Что люди могут подарить, это и есть их благодарность.

- Для вас, как для шамана, существуют какие-то табу или правила?

С. Ф. Правила и табу есть – в болезни не надо шаманить, особых нет.

- Какова роль шаманизма в нашем бурном мире?

С. Ф. Роль шаманизма большая – вернуть людей к памяти народной, генетическому самоопределению, сохранению мира в обществе и в природе.

Мы поблагодарили Софью Фадеевну за интересное интервью и, проанализировав ответы, пришли к выводу: наверное, шаман, действительно выходит из социальной нормы своего общества, и в этом смысле он ненормален, хотя внешне они создают впечатление обычного человека. Но, скорее всего, правы те ученые, которые настаивают на его психическом здоровье. Трудно представить, что все множество сообществ шаманского типа, существующих по всему земному шару, состоят из душевнобольных людей. Ведь не только сам шаман, но и его соплеменники, коль скоро они верят ему, должны иметь сходный психический строй.

Считать их всех на этом основании сумасшедшими не больше причин, чем атеисту полагать безумцем любого христианина, участвующего в евхаристическом таинстве. А если признать хотя бы субъективную реальность духовного мира, то тогда феномен шаманства становится легко объяснимым: общаясь каждодневно с духами, принимая их в себя, восходя и нисходя в их обители, шаман обязательно будет казаться «странным», «одержимым», «экстатичным». Такой он и есть. Но странность и одержимость объясняются его принадлежностью одновременно к двум мирам – миру человеческому и миру демоническому. Сам шаман и его соплеменники уверены в этом безусловно.

Шаман является выходцем из социальной нормы, хотя все его поступки пронизаны внутренней логикой – так неправильные поступки создают дисгармонию в человеке и мире, разрывая связь, соединяющую все три мира. И целью жизни шамана является восстановить эту нарушенную связь, приведя все миры в равновесие и исполнив даже в нижнем из миров волю высших богов. Поэтому долгом шамана является не оказание «одноразовой помощи», а заботится о сохранении «божественного равновесия» и помогать людям, оказавшихся выведенными из этого равновесия и страдают разными психофизическими заболеваниями, что и объясняет причину многих болезней и других человеческих несчастий – нарушение принципов жизни, определенных древними богами во времена сотворения мира.

Шамана можно назвать никем иным как сталкером, проводником между мирами, и поэтому он должен будет готов выполнить любую задачу, которую поставят ему боги – целить, предсказывает погоду, читает любовные заклятия и т. д. В этом нет ничего особенного – это просто одна из составных частей великого повторяющегося космологического цикла, в который верили древние цивилизации. Он должен поддерживая контакт с духами-опекунами, являясь как бы «специалистом по духам».

Библиографический список

1. G. A. Wilken. Het schamaniwsme bij de volken van den lndischen Archipel // Verspreide geschriften. D. III. s"Gravcnhage, 1912. P. 325.

2. Богораз. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии // Этнографическое обозрение. М., 1910. № 1–2. С. 3–5.

3. Гомбоев Вечным Синим Небом. Шаманизм. Святая неугасимая вера./ . – Улан-Удэ: н-п, 2010. – 336 с. C. 240-241]

4. Культ онгонов в Сибири // Пережитки тотемизма в идеологии сибирских шаманов. М.-Л., 1936. С. 363.

5. Зеленин сибирского шаманства.// Известия АН СССР. Сер. общ. наук. 1935.№ 8.

6. Зеленин онгонов в Сибири. М.-Л., 1936.

7. Ревуненкова Малайзии и Западной Индонезии. М., 1980.

8. Происхождение И Смысл Понятия Шаманизм http://www. *****/religions-392-1.html

9. Космос и история... С. 167–168.

10. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974. С. 178.



 

Возможно, будет полезно почитать: