Сколько штраф за выезд на встречную. Объезд препятствия на дороге – штраф или лишение? Что сделать, чтобы инспектор не «подменил» нарушение

За выезд на полосу встречного движения в зависимости от сложившейся ситуации можно заработать не только штраф, но и лишиться прав на вождение транспортным средством. Такие запрещенные правилами маневры в любом случае достаточно опасны, а в тех местах, где не предусмотрен объезд или обгон, они неприемлемы, а в некоторых случаях просто трагичны.

Чтобы определиться с ситуациями, запрещающими или разрешающими иногда выезд на полосу встречного движения, нужно четко знать, что является выездом на встречку? Такого определения в правилах движения нет, но наказание за это нарушение предусмотрено в соответствии с частью четвертой статьи 12,15 ПДД, где допускается конфискация прав вождения.

Попадание машины во встречный поток

Ситуаций, отвечающих такому определению много, рассмотрим основные случаи:

  • переезд через полосу при различных маневрах на дороге;
  • одновременное движение по своей и встречной полосе;
  • езда по разметочной линии;
  • пересечение разметочной линии при маневре только задним колесом;
  • переезд через встречку при выезде с пересекающихся дорог.

Определение полосы движения имеет такое же немаловажное значение, как и встречная полоса. В правилах движения ей дается описание , как любой из полос продольного направления, обозначенной или нет разметкой, шириной, достаточной для проезда автомашин в один ряд.

Попаданием на встречный поток движения является фактическое расположение транспорта на нем для продолжения поступательного движения далее. Часто автомобиль оказывается на встречке при выполнении маневра, при этом выезда как такового по определению, нет. Машина пересекает разметку, но так как полоса для передвижения не используется, то и выездом это назвать нельзя.

Пересечение встречки при совершении маневра

Действие совершается в ситуации, когда выполняется разворот с пересечением двойной сплошной или поворот в подобных условиях. Количество сплошных линий особого значения не имеет, так как при разделении ими транспортных потоков не допускается пересечение каждой из них. В этой ситуации происходит маневр с нарушением разметки.

Передвижение на своей и встречной полосе одновременно

Ситуация предполагает использование встречной полосы для частичного движения по ней, таким образом, осуществляется выезд навстречу транспорту, при этом присутствует нарушение правил разметки на дороге. Статья 12,15 в части четвертой предусматривает конфискацию прав.

Движение автомобиля по разметочной линии

Определить выезд на встречку может только дорожный патруль. Но проезд непосредственно по самой полосе разметки не считается попаданием во встречный поток, так как нужно иметь по факту его пересечение. Движение по разметке является нарушением пункта 9,7 ПДД , за который по статье 12,15 в первой части предусмотрен штраф.

Пересечение разметочной линии задним колесом при совершении маневра

Ситуация полностью аналогична предыдущей, так как пересекать сплошную разметку на дороге запрещается в любом случае. Ответственность наступает по статье 12,16 ПДД в части второй и предусматривает штраф 1 тыс.- 1 тыс. 500 р.

Перемещение на встречную полосу с пересекающихся дорог через сплошную разметку

Это сложный и неоднозначный случай, описанный в статье 8,6 ПДД:

  • поворот производится таким образом, чтобы при выезде с пересекающейся дороги нет выезда на полосу встречного движения;
  • поворот направо производится ближе к правому боку дороги.

Выезд на полосу встречного движения в связи с поворотом нарушает статью 8,6 ПДД, хотя автомобиль не предполагает движение навстречу транспорту, но он не должен появиться на встречке дороги, на которую совершается поворот. Нарушение квалифицируется по статье 12,15 в части четвертой.

Нет выезда на полосу встречного движения, если авто поворачивает на попутную полосу с пересечением встречки. Несмотря на то, что часть машины оказывается на полосе встречного передвижения, выезда на нее не происходит. Но маневры не по правилам остаются , но не может быть наказано по статье о расположении транспорта на дороге.

В каких случаях передвижение по встречке запрещено?

Трасса с четырьмя полосами и больше

В случае передвижения транспорта по такой дороге, независимо от факта нанесения разметочной полосы, выезд в поток встречных автомашин запрещается, это правило записано в п. 9,2 ПДД. На трассах с двусторонним движением, помещающим четыре или более полосы, запрещается выполнять повороты или развороты в любых местах по желанию, для этого существуют перекрестки и специально разрешенные правилами участки, обозначенные разметкой. Выполнять объезд с выездом на встречку запрещено всегда.

В некоторых случаях разрешается производить объезд:

  • если можно его совершить без попадания на встречку;
  • если на дороге две или три полосы, с выездом на встречку или в среднюю полосу, предназначенного для поворота, при этом по ходу движения не должен присутствовать переезд.

Объезд запрещено производить:

  • на четырех и более полосной трассе с выездом на встречку;
  • нельзя обгонять с выездом на крайнюю полосу в левый ряд на дороге с трехполосным движением;
  • перед переездом железной дороги не разрешается выезд во встречный поток, независимо от размеров проездного пространства;
  • если дорога имеет любой из видов запрещающей разметки, то сколько бы полос ни было в наличии, производить маневры с выездом на встречку не разрешено;
  • если на участке дороги имеется знак о запрещении обгона, любой объезд не выполняется;
  • если автомобиль, передвигающийся впереди, выполняет обгон машины или объезд препятствия;
  • транспорт впереди на своей полосе включил световой сигнал о повороте налево;
  • следующее за транспортом впереди авто начало выполнять обгон;
  • если после выполнения объезда водитель машины не сможет безопасно вернуться на первоначальную полосу движения.

Места, где нельзя производить обгон:

  • объезд не разрешается делать на регулируемых и простых перекрестках при передвижении по второстепенной улице;
  • на участке дороги с пешеходным переходом;
  • ближе стометровки перед переездом железной дороги и на самих шлагбаумах;
  • не разрешается обгонять или объезжать препятствия на путепроводах, мостах, под ними, на эстакадах, в тоннелях, на участках с ограниченным видимым пространством;
  • запрещается выезд из перекрестной дороги на левую сторону трехполосной трассы.

Объезд препятствия

В 2016 году в России за подобное нарушение применяются два вида наказаний:

  • уплата штрафа;
  • конфискация прав.

Понятие препятствия включает в себя неподвижный предмет или объект на полосе, по которой передвигается водитель, поврежденный транспорт, разрушение дороги, другие предметы, мешающие продолжать езду в заданном направлении. Препятствием не является пробка из машин или авто, сделавшее остановку по требованиям ПДД.

Если автомобилист мог объехать препятствие справа, но не воспользовался этой возможностью и обогнал его слева, при этом пересекая разметочную линию для разделения противоположных потоков, то это повлечет штраф по статье 12,15 в третьей части.

Обгон едущего впереди трактора

Если в технических характеристиках трактора указана максимальная скорость передвижения более 30 километров в час, то он не относится к категории тихоходных средств. Поэтому обгон такого транспорта через сплошную повлечет конфискацию прав или уплату штрафа 5 тыс. р. Тихоходные трактора (с максимальной скоростью меньше 30 км в час) в зависимости от технических показателей обгонять разрешается через сплошную даже в зоне запрещающего знака на обгон, и автомобилист наказан не будет.

Сложность заключается в том, что не все трактористы в курсе об обязательности установки на транспорте знака принадлежности к тихоходному средству. Водитель, которому мешает передвигаться тихо едущий трактор, так никогда и не узнает, можно ли его обгонять, так как скорость, с которой транспорт передвигается по трассе, не является показателем его максимальной скорости.

Меры наказания за выезд навстречу транспорту

Наказание регламентируется статьей 12,15 во второй части:

  • выезд на встречку, по которой должен двигаться трамвай или создание препятствий его передвижению, наказывается штрафом от 1 тыс. р. до 1 тыс. 500 р. (в зависимости от желания инспектора патрульной дорожной службы);
  • объезд препятствия по трамвайному пути со встречным движением наказывается штрафом аналогичного размера;
  • разворот или поворот налево с переездом сплошной полосы с наличием запрещающего знака послужит причиной наложения штрафа от 1 тыс. р. до 1 тыс. 500 р.

Штрафы за нарушение сплошной полосы в остальных случаях

По статье 12,15 ПДД в четвертой части за выезд на встречку в 2016 году может налагаться не только лишение прав, но административный штраф.

Конфискация прав вождения за повторное нарушение сплошной разметки

в 2016 году предусмотрена дополнительная конфискация прав за аналогичное повторное нарушение, это прописано в статье 12,15 в ее пятой части:

  • повторение нарушения предусматривает конфискацию прав на год, а если нарушение зафиксировано средствами современного видеонаблюдения в автоматическом режиме, то сумма выписанного штрафа по статье составит 5 тыс. р.;
  • если работник органов ДПС лично остановил водителя, повторно нарушившего сплошную полосу, то срок лишения прав составит один год, фиксация на автоматических камерах и средствах видеорегистрации повлечет за собой штраф 5 тыс. р.

Статьи, в которых предусмотрены наказания, регламентируют штраф только за выезд во встречный поток автомобилей и нарушение разметочной линии , если это произошло вразрез с ПДД. Если нарушения правил нет, а машина пересекла сплошную полосу, то наказания водителя не последует.

Ситуация, когда можно пересекать сплошную без штрафов

Неширокая дорога

Узкая дорога без запрещающих обгон дорожных знаков и иных условий, делающих выезд во встречный поток невозможным, не устанавливает ограничений для водителя в вопросе движения по противоположной полосе при обгоне, объезде, повороте или развороте.

Неширокая дорога и отсутствие разметочных полос позволяет водителю самостоятельно определить количество потоков . В таком случае левая сторона дороги считается стороной для движения встречного автотранспорта. Эти требования отражаются в 9,1 пункте ПДД. Если на дороге полностью отсутствует разметка, то на ней предполагается четное число полос (два или четыре), трех полос на таких трассах не бывает. Дорога в это случае должна быть неширокой, потому что широкая трасса предполагает четыре полосы, но в таком случае маневры с выездом на встречку повлекут за собой штраф.

Трехполосная дорога в обязательном порядке должна иметь разметочные полосы, иначе она будет считаться двух или четырехполосной в зависимости от ее ширины. На трехполосной дороге без присутствия запрещающих знаков можно совершать маневры без опасности получить штраф или лишиться прав.

Две рассмотренные ситуации можно рассматривать как исключительные случаи, при которых попадание на встречку происходит безнаказанно, так как различные маневры на ней разрешаются правилами ПДД.

В заключение следует сказать, что для езды по трассе и улицам населенных пунктов следует четко изучить ПДД , в частности, обгон, поворот, разворот и объезд с использованием полосы встречного движения. Тем более что экономия времени при передвижении с нарушением правил движения очень сомнительна, но при этом велик риск потерять водительские права на определенный срок и потерять приличную сумму на уплату штрафа.

В последнее время все чаще появляются вопросы о встречной полосе, водители интересуются, какая наступит ответственность в случае нарушения Правил дорожного движения.

Пункт о лишении прав выступает строгим и в то же время логичным наказанием. В статье будут приведены основные примеры, которые содержат ПДД и благодаря им, есть возможность выяснить, было ли совершено нарушение ПДД, или же нет.

Запреты выезда прописаны все в правилах дорожного движения, их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. На самом деле, допускаются ситуации, когда есть возможность выезжать на встречку.

Этот вопрос регулируется в девятом разделе правил дорожного движения, посвященному расположению транспортных средств на проезжей части.

Согласно пункту 9.1.1, на дорогах с двусторонним движением запрещено двигаться по полосе, которая предназначена для встречного пути, если она отмечена трамвайными путями, разметкой, либо же разделительной полосой.

В пункте 9.2 сказано, что на дорогах с двусторонним движением, которая имеет несколько полос (более четырех), запрещено осуществлять выезд для объезда либо же обгона на полосу, которая предназначается для встречного движения.

Согласно правилам, на подобных участках дорог любые повороты налево или развороты могут быть выполнены на перекрестках либо же в других местах, где это не запрещается правилами ПДД, разметкой или же знаками.

В пункте 9.3 прописано, что на дорогах с двусторонним движением с тремя полосами, из которых среднюю можно использовать для движения в каждом из направлений, разрешено осуществлять выезд на полосу исключительно для обгона, поворота налево, объезда или разворота.

Запрещается осуществлять выезд на крайнюю левую полосу, которая предназначается для встречного движения.

Пункт 9.6 сообщает, что можно двигаться по трамвайным путям различных попутных направлений, которые расположены слева на одном уровне с проезжей частью.

Это возможно только в случае, если полосы данного направления все заняты, а также при осуществлении объезда, поворота налево или при развороте, учитывая пункт 8.5 правил.

При этом не должны быть созданы какие-либо помехи для трамвая, и запрещен выезд на встречные трамвайные пути, если были установлены перед перекрестком дорожные знаки. Любое движение по трамвайным путям через перекресток запрещено.

В пункте 9.7 указано, что в случае разделения проезжей части на несколько полос с дополнительными разметками, тогда движение транспортных средств должно осуществляться строго по полосам, которые были обозначены. Осуществлять наезд на прерывистые линии разметки можно только в случае перестроения, а в остальных случаях движение запрещено.

В пункте 9.8 указано, что любые повороты на дороге с реверсивным движением обязывают водителя вести транспорт так, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей автомобиль занял крайнюю правую полосу.

Перестроиться можно только лишь после того как водитель убедится, что движение в этом направлении разрешено и по остальным полосам.

В каких случаях выезд на встречную полосу не является нарушением

Ситуация 1. Дорога не очень широкая

Если дорога узкая, без разметки и каких-либо дорожных знаков, запрещающих обгон, либо иных условий, которые запрещают выезжать на полосу встречки, не накладывается при этом ограничений на движение по встречной полосе.

Дорога может быть неширокой, но только если отсутствует разметка и количество полос в процессе движения, это определяет для себя сам водитель.

Не стоит забывать о том, что половина ширины проезжей части, которая располагается слева, относится к стороне, предназначающейся для встречного движения.

Каждое из этих требований прописано в пункте 9.1, число полос движения для безрельсового транспорта определено разметкой, либо же знаками: 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8.

Если их нет, тогда водитель сам имеет право, учитывая ширину проезжей части, а также габаритов транспортного средства и всех необходимых интервалов между ними принять важное решение.

Сторона, которая предназначается для движения по встречке без разделительных полос будет относиться к половине ширины проезжей части, которая располагается слева. Не учитываются местные расширения проезжей полосы.

Внимание! Очень важно, если на дороге отсутствует разметка, тогда количество полос на ней должно быть обязательно четким, и половина дороги будет предназначаться для осуществления движения по встречному пути. То есть на дороге без разметки будет либо две полосы, либо же сразу четыре. Трех быть не должно!

Рассмотренная ситуация с выездом на встречную полосу движения должна быть с неширокой дорогой, иначе она может превратиться в четырехполосную, а выезд на встречку станет причиной выписано штрафа или сурового наказания в виде лишения прав.

Ситуация 2. Трехполосная дорога

Дорога с тремя полосами без каких-либо дополнительных условий и знаков запрещает выезд на среднюю полосу, можно осуществлять выезд без риска и остаться без водительских прав в случае обгона.

На трехполосную дорогу должна быть нанесена разметка, в ином случае, дорогу могут признать двухполосной, либо же четырехполосной (тут все зависит от ширины проезжей части).

Наказание за выезд на встречную полосу

Предусматривается два вида наказаний за выезд на встречную полосу движения:

  • Штраф;
  • Лишение водителя прав.

Каким будет наказание на осуществление выезда на встречную полосу без объезда каких-либо препятствий на дороге?

Для начала следует рассмотреть само понятие «Препятствие», которое прописано в пункте 1.2 ПДД: «Препятствие» включает в себя объект на полосе движения, который лежит неподвижно.

Это могут быть какие-либо посторонние предметы, поврежденное либо неисправное авто, которое не позволяет продолжать движение по этой полосе.

В таких ситуациях, наказание будет предусмотрено за объезд поломанных автомобилей, аварий, а также поврежденных ДТП участков.

Водитель может попытаться объехать пробку перед светофором, тогда его маневр будет называться совершенно по-другому, и включать его в категорию объезда препятствий не стоит.

Какое предусмотрено наказание за осуществление объезда препятствия?

Любой объезд препятствий либо заезд на трамвайные пути при возникновении препятствий на дороге повлечет штраф в размере 1000 -1500 рублей. Если водитель выехал на встречную полосу, тогда будет выписан штраф 1000-1500 рублей, решение принимает инспектор ГИБДД.

Такие же штрафные санкции будут наложены на водителя, который принял решение объехать препятствия по трамвайным путям на встречном пути.

Какое может быть наказание за выезд на встречку при развороте либо же повороте налево?

Наказание за такое действие предусматривает ч.2 ст. 12.16 КоАП:

  • Штраф от 1000 и до 1500 рублей. Это касается выезда на встречную полосу движения при обгоне либо же в иных ситуациях. В этом пункте речь идет о наказании, которое может быть наложено в процессе объезда пробки либо же выполнения обгона по полосе встречного движения. Не нужно забывать и о ситуациях, когда водитель авто решает пересечь одним либо двумя колесами полосу, осуществляя поворот;
  • Кроме административного штрафа за выезд на встречную полосу может быть также наложено наказание в виде лишения водительского удостоверения.

Следует рассмотреть ч.4 ст.12.15 Кодекса об административных правонарушениях: осуществлять выезд в нарушение ПДД на полосу, которая предназначена для встречного движения либо же на трамвайные пути встречки, за исключением нескольких случаев, которые предусматриваются ч.3 этой статьи, влечет за собой наложение штрафных санкций в размере 5000 рублей или лишение прав управления транспортным средством на срок от 4 и до 6 месяцев.

Если водитель был остановлен сотрудников ГИБДД, тогда должен быть обязательно составлен протокол, а дело отправляется на рассмотрение в суд.

Нарушение может быть зафиксировано камерой, которая работает в автоматическом режиме, тогда водитель должен будет заплатить 5000 рублей штрафа. Повторное нарушение этого правила движения означает лишь одно, — водитель будет лишен прав.

В ч.5 ст. 12.15 КоАП сказано, что при повторном совершении этого административного нарушения, которое предусмотрено ч.4 статьи, водителя лишат права управления автомобилем на срок до 1 года.

Поэтому при нарушении ПДД, в лучшем случае, придется заплатить штраф, а в худшем – остаться без прав на срок от четырех и до шести месяцев. Такое решение вправе вынести только суд после рассмотрения материалов дела.

Недавно мы уже разбирали типовые ситуации по выезду на «встречку»: связанные , а также за городом, где знаки могут быть установлены не . В этом материале мы разберем общие моменты: где вообще правила разрешают нам выезжать на полосу встречного движения, а где за это положено наказание, и как этого наказания избежать.

Итак, что нам говорят ПДД:

  • пункт 9.2 «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы. При этом не важно — есть разметка или нет, так как количество полос движения определяется разметкой или знаками «движение по полосам», а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов автомобиля. При этом стороной для встречного движения считается половина ширины дороги, расположенная слева.

Согласно ГОСТу, ширина каждой размечаемой полосы движения должна быть не менее 3 метров. Измерять следует реальную ширину дороги. Например, зимняя дорога сужена из-за собранного снега, значит, измерять ширину нужно от отвала до отвала, а не откапывать бордюр под ним. Если есть разметка, то по краям проезжей части от разметки до разметки. И не следует обращать внимание на местные уширения, они на количество встречных полос не влияют.

  • пункт 9.3 На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую, предназначенную для встречного движения. На среднюю же полосу разрешается выезжать только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Здесь, думаю, комментировать не надо, всем всё понятно.
  • пункт 9.6 Запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Если вы выехали на трамвайные пути встречного движения, то ваши действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП – штраф 5000 либо лишение прав от 4 до 6 месяцев. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом Правил.


Если же попутные рельсы отделены от полосы движения сплошной линией, то пересекать ее нельзя, однако наказание за это – 1500 рублей за нарушение расположения транспортного средства на проезжей части, а не лишение прав.

  • пункт 11.4 запрещает обгон на:
  1. регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной.
  2. на пешеходных переходах.
  3. на ж/д переездах и ближе чем 100 метров перед ними.
  4. на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.
  5. в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Обратите внимание, что если вы едете, допустим, за городом, по скоростной трассе с разрешенной скоростью 90 км/ч, и обгоняете трактор аккурат на пересечении с каким-нибудь второстепенным проселком, то вам не грозит ровным счетом ничего. Инспекторы любят сидеть в засаде в таких местах и утверждать, что обгон на перекрестках запрещен, однако в случае с главной дорогой это не так.

Что касается термина «конец подъема», то он, конечно, расплывчатый. Чтобы не подвергать лишний раз себя опасности, рекомендуем вообще воздержаться от обгона на подъемах, чтобы не «бодаться» с инспектором.

  • пункт 15.3 запрещает объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства. Ситуации, касающиеся движения по ж/д переездам, мы разбирали во всех подробностях. Вкратце напомню, что обгонять нельзя за 100 метров до шлагбаума.


Оспаривание

Допустим, вас остановил инспектор ГИБДД и сообщил вам, что вы выехали на встречную, и теперь вам грозит лишение. Попросите его подробно разъяснить, какой именно маневр вы совершили и какое наказание по КоАП за это предусмотрено. Если возражений у вас нет, то требуйте от инспектора составления протокола и предоставления его вам на подпись. Это, конечно, актуально, если вам грозит только штраф, ну а вот если статья, которую вы нарушили, предусматривает лишение водительского удостоверения, то вы можете с инспектором не согласиться.

Статья 51 Конституции РФ дает вам такое право, а именно не свидетельствовать против самого себя. Основные зацепки при дальнейшем обжаловании – это нарушение процессуальных норм со стороны инспектора, таких как отсутствие доказательств и свидетелей с его стороны, а также правильно заполненный вами и разметка с нарушением .

Если вы выехали на «встречку» по причине предотвращения ДТП (другой автомобиль резко и без «поворотника» встроился перед вами, а вы во избежание ДТП были вынуждены покинуть свою полосу движения), то такие действия попадают под ст.2.7 КоАП «Крайняя необходимость». В таком случае необходимо все это указать в протоколе и на схеме нарушения. В соответствии со ст.28.9 КоАП, при таких обстоятельствах дело обязаны прекратить еще в ГИБДД до передачи его в суд.

Если инспектор неправильно трактует ваше нарушение, а может быть, даже и его отсутствие, или вы категорически не согласны с вменяемым нарушением, то тут главной вашей задачей будет правильно составить протокол. А еще если у вас есть запись с , то ваша задача упрощается. В протоколе пишем: «С обвинением инспектора не согласен. ПДД не нарушал. Моя вина ничем не доказана. Требую помощи адвоката. Инспектор категорически отказался составить схему нарушения. Имею видеозапись с регистратора движения, которую готов приобщить к делу в день разбора ситуации в подразделении ГИБДД».

И обязательно заявите инспектору, что его действия вы будете обжаловать . И как можно скорее отправляйте заявление – на это у вас есть 10 дней.

<a href=»http://polldaddy.com/poll/8946359/»>Выезжали когда-нибудь на встречную полосу?</a>

Выезд на встречную полосу является грубым нарушением ПДД и карается крайне сурово, от денежного штрафа и даже до лишения прав на управление транспортным средством.

Обусловливается это тем, что именно это нарушение является самым частым и одним из самых опасных для жизни и здоровья.

За последнее время было отмечено возрастание отрицательной статистики, поэтому в Правила и КоАП были внесены изменения в части наказаний за выезд на встречку и несоблюдение разметки.

Как уже говорилось ранее, выезд на встречку является наиболее распространенным нарушением ПДД. Не в последнюю очередь благодаря тому, что сотрудники ДПС используют данную формулировку при оформлении целого ряда других нарушений.

Чтобы предупредить самовольную трактовку российского закона инспекторами ГИБДД, следует знать и разбираться в правилах и определениях, регулирующих данное нарушение.

Постановление Пленума Верховного суда от 24.10.2006 г. №18 содержит в себе подробное объяснение относительно того, как именно следует толковать и применять новую редакцию ст. 12.15 КоАП, а также исчерпывающий список нарушений ПДД, которые могут быть трактованы как выезд на полосу встречного движения.

Согласно данному списку, запрещается обгон в следующих ситуациях:

  • На дороге, предусматривающей двустороннее движение и имеющей более 4-х полос, выезд на встречную полосу с целью разворота либо обгона запрещается согласно п. 9.2 ПДД. Данный запрет имеет обозначение в виде дорожной разметки 1.3 (двойная сплошная линия). Здесь важно отметить, что если данной разметки не будет, то и квалифицировать выезд на встречку по данной статье не представляется возможным с точки зрения закона;
  • На дороге, предрасположенной к двустороннему движению и имеющей три и более полосы (где средняя предусмотрена для движения в обе стороны), выезд на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается в связи с п. 9.3 ПДД. Это означает, что выехать на крайнюю левую полосу движения разрешается, но только для совершения поворота либо разворота. Обгон в такой ситуации будет квалифицирован, как нарушение ПДД;
  • На регулируемом и не регулируемом перекрестке, если вы движетесь не по главной дороге, запрещается выезд а встречку согласно п.11.4 ПДД. Но из этого правила есть исключение – это обгон на перекрестке с круговым движением, а также обгон двухколесных транспортных средств, не имеющих бокового прицепа и разрешенного обгона справа. Обгонять транспортные средства в конце подъема и на других участках, где видимость ограничена, также запрещается. Но здесь также важно понимать, что участки с ограниченной видимостью обозначаются соответствующими знаками. Если их нет, такой участок не является таковым с точки зрения закона;
  • «Опережение» – движение ТС со скоростью, превышающей скорость попутного ТС (установлено п.1.2 ПДД);
  • «Обгон» – опережение одного либо нескольких ТС, обусловленное выездом на встречную полосу с дальнейшим возвращением на полосу, которая занималась водителем до совершения данного маневра (установлено п.1.2 ПДД);
  • Объезд ТС, стоящих перед железнодорожным переездом, сопряженный с выездом на встречку (в соответствии с п.15.3 ПДД);
  • Выезд на трамвайные пути встречного движения. Так, ехать по трамвайный путям того же направления можно, но только в исключительном случае, а именно когда данные пути размещены слева на одном уровне с автодорогой, а все полосы движения заняты другими ТС. Но выехать сюда с целью объезда, обгона, поворота и разворота, в соответствии с п.8.5 ПДД, можно лишь если данный маневр не создает помех движущемуся трамваю (согласно п.9.6 ПДД).

Если раньше КоАП не разграничивал ответственность за поворот, разворот, обгон либо движение по встречке, то с новой редакцией все изменилось.

Теперь поворот и разворот наказывается денежным штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей, что указано в ч.3 ст. 12.15 КоАП, а обгон либо выезд на встречку чреват лишением прав в соответствии с ч.4 ст.12.15 КоАП.

Выезд на встречную полосу движения трамвая с целью разворота, объезда либо поворота налево не может быть квалифицирован как выезд на встречку, а значит, не чреват лишением водительских прав. Максимальное наказание в такой ситуации – это штраф.

Однако если вы совершите выезд на полосу движения трамвая, а после этого еще и на встречку, вы будете наказаны за оба правонарушения. То есть вас не только лишат прав, но и оштрафуют.

Единственный нормативно-правовой акт, который применяется при выезде на встречку с целью разворота, вопреки размещенным знакам или дорожной разметке, – это ч.3 ст.12.15 КоАП.

Пример

Вы двигаетесь по двухполосной дороге, где на каждое направление выделяется по одной полосе. Далее вы нарушаете требование дорожной разметки 1.1 и дорожных знаков (3.20 «обгон запрещен», 3.22 «обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» или же нарушаете требования знака 3.1 «Выезд запрещен»), выезжая на участок автодороги с односторонним движением с целью разворота или поворота.

В таком случае, инспектор ГИБДД применит ч.3 ст.12.15 КоАП. Но если данные знаки были вами нарушены для совершения обгона или движения по полосе встречного движения, инспектором будет применяться ч.4 ст.12.15 КоАП.

На сегодняшний день есть один неудобный аспект для водителей, связанный с данной ситуацией. Заключается он в том, что в связи с абзацем 2 п.2.6.8 ГОСТ Р 52289-2004, знак «Дорога с односторонним движением» не обязательно должен быть установлен при выезде на данный участок дороги с прилегающих территорий.

Получается так, что на таком участке вы можете выехать на встречную полосу абсолютно неосознанно. Однако, это не станет достаточным основанием для того, чтобы инспектор ГИБДД не составил на вас протокол об административном нарушении по ч.4 ст.12.15 КоАП.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ приравнивает ч.3,4 ст.12.15 КоАП к числу «специальных» в отношении ст.12.16 «Нарушение правил разметки» КоАП. Это означает, что инспектор ГИБДД не может по закону составлять протокол о нарушении автомобильной разметки.

Наказание за выезд на встречную полосу

Какие же санкции предусматривает действующее законодательство за нарушение требований ПДД в виде выезда на встречку?

Прежде всего следует отметить, что при движении по встречной полосе на двухполосной дороге, водитель всегда нарушает ПДД.

Это чревато денежным штрафом в размере 5000 рублей либо лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев. Повторное правонарушение чревато либо лишением прав на 1 год, либо еще одним штрафом на 5000 рублей, если нарушение было зафиксировано техническим средством (фото- видеоаппаратура и др.), что установлено ч.3.1 ст.12.16 КоАП.

Суровость наказания обусловливается тем, что данное нарушение представляет высокую опасность жизни и здоровью не только нарушителя, но и других участников движения, поскольку такой маневр приводит к возникновению потенциально-аварийной ситуации.

Аналогичный штраф будет применен к нарушителю, совершившему обгон на участке дороги, где размещены знаки либо дорожная разметка, запрещающая такой маневр.

В такой ситуации, вам нужно будет уплатить штраф в том же размере (5000 рублей) либо же лишиться прав на 4-6 месяцев. Рецидив чреват годом без прав на управление ТС либо штрафом 5000 р. (согласно ч.4 и 5 ст.12.15 КоАП).

Суровость такого наказания объясняется тем же, что и предыдущего – высокая опасность возникновения аварийной ситуации.

Если же вы совершите объезд по встречной полосе на участке дороги, где такой маневр запрещается Правилами, тогда придется нести уже другую ответственность.

Она не только легче и дешевле, но и совершенно не связана с лишением прав на управление транспортным средством. Ее вид – это денежный штраф в размере 1000-15000 рублей, что установлено в ч.3 ст.12.15 КоАП.

С чем связана такая мягкость, ведь с виду, это такое же преступление? Объяснение достаточно простое – во-первых, при объезде, в отличие от обгона, вы проведете на встречной полосе гораздо меньше времени.

А во-вторых, даже пребывание на встречке будет являться, скорее, вынужденной мерой, чем злостным нарушением российского законодательства.

Не всегда за выезд на встречную полосу полагается штраф. Например, обгон ТС на узкой двухполосной дороге в том месте, где данный маневр не запрещён разметкой и дорожными знаками, не послужит причиной наложения штрафа или лишения ВУ.

Вопреки представлениям многих автолюбителей даже объезд препятствия через сплошную полосу не будет являться нарушением , если, конечно, объехать его справа не представляется возможным.

Однако здесь следует чётко представлять, что обозначает термин «препятствие». Это, конечно, не затор на дороге или не тихоходное транспортное средство, отказывающееся пропустить попутные автомобили, съехав на обочину. В данном случае, если вы пересекаете сплошную разметку для обгона или объезда, вы однозначно нарушаете требования ПДД.

За выезд на полосу встречного движения в данном случае вам грозит:

  • штраф 5000 рублей ,
  • четырех- или шестимесячный срок лишения ВУ.

Как правило, если нарушение совершается впервые, то водитель, согласный с выводом инспектора, отделывается вышеназванным штрафом в 5000 рублей. Повторное же нарушение — это однозначное лишение прав сроком не на 6 мес., а на год . Исключение в данном случае — если повторное нарушение было зафиксировано автоматической камерой. Тогда вам также будет грозить лишь максимальный штраф.

Проезд под знак «Въезд запрещён»

Как выезд на встречную полосу трактуется и проезд под «кирпич», однако только если вы движетесь во встречном направлении по односторонней дороге . Знак «Въезд запрещён» часто устанавливается для организации движения на территории стоянок ТЦ, АЗС и т.д.

Так вот, в случае, например, заезда на заправку со стороны, предназначенной для выезда ТС, ответственность наступает по гораздо менее серьёзной статье, предусматривающей всего лишь предупреждение, но чаще штраф 500 р. Это трактуется как въезд под запрещающий знак на прилегающую территорию.

То есть о выезде «встречку» в данном случае речи не идёт. Более того, в таких местах знак «Въезд запрещён» зачастую устанавливается в нарушение ГОСТ. Например, если «кирпич» трудно заметить на расстоянии ближе 100 м от знака, то он уже установлен не по правилам, и решение о взыскании штрафа можно оспорить.

Когда максимальный штраф неизбежен

Рассмотрим ещё некоторые случаи, однозначно трактуемые как движение по встречной полосе. Пятитысячерублевым штрафом или лишением ВУ наказывается:

  1. Выезд на разделительную полосу, «встречку» на четырёхполосной дороге независимо от причины;
  2. Обгон по встречным трамвайным путям;
  3. Выезд на «трёхполоске» на крайнюю левую полосу;
  4. Выезд на реверсивную полосу при сигнале светофора, запрещающем движение.

Напомним, что выезд на реверсивную полосу, обозначенную соответствующей разметкой, разрешён только на зелёный сигнал реверсивного светофора. Как только он гаснет, необходимо перестроиться вправо.

Как отстоять права в споре с инспектором ГИБДД

Сейчас в КоАП имеется чёткое разделение понятий «движение по встречной полосе» и «поворот или разворот с нарушением требований знаков и разметки». Выше мы в основном говорили про первое понятие, являющееся серьезнейшим административным правонарушением, грозящим лишением прав или максимальным штрафом.

Однако зачастую такие ошибки водителей, как поворот налево через сплошную или, например, разворот, трактуются инспекторами ГИБДД так, как они привыкли или как им удобно. Между тем, поворот через сплошную линию — это отнюдь не движение по «встречке». Наказывается этот маневр не лишением прав, а всего лишь штрафом в 1500 или даже 1000 р. То же наказание — и за другое нарушение, которое некоторые водители считают вполне невинным — поворот налево на перекрёстке с полосы, для этого не предусмотренной.

Мы упомянули, что через сплошную линию объезд препятствия не считается нарушением, если другого пути просто нет, а перед этим водитель пропустил ТС встречного направления. Но если то же вы совершите, например, на четырехполосной дороге или в месте, где объезд справа возможен, вы однозначно нарушите правила и попадете под ст. 12.15 ч. 3, предусматривающей штраф 1000—1500 р. Иные случаи трактуются как нарушение статьи 12.15 КоАП ч.4 и могут послужить причиной лишения прав.

В заключение напомним, что выезд на встречные трамвайные пути, на «встречку», пусть даже и без нарушения правил — чрезвычайно опасный маневр, поэтому по возможности старайтесь его избегать, а при обгоне на узкой дороге будьте предельно внимательны.

Вас заинтересует:


2 Comments

    Cлучай такой. Я двигался в попутном направлении по крайней левой полосе с потоком на 3х полосной дороге, крайняя правая из них автобусная. Неожиданно перед мной боком выезжает автомобиль, нарушив при этом ПДД, так как на данном участке запрещен разворот и поворот налево, чтобы избежать прямого столкновения и без пострадавших я принял свой автомобиль левее, т.е. чтобы уйти от удара. В итоге я получил прямой удар в правую заднюю часть авто, после чего от удара откинуло мой автомобиль на свою полосу. В ДТП вину с меня сняли, но хотят лишить прав на год на выезд на встречную полосу. Виновнику ДТП выписали штраф 1500р за попытку развернуться, а меня хотят лишить прав. Как быть в данной ситуации, подскажите пожалуйста.

    Заказать поисковая раскрутка сайтов продвижение сайтов и seo По всем возникшим вопросам Вы можете обратиться в скайп логин SEO PRO1 мы с удовольствием ответим на все интересующие вас вопросы...Анализ вашего интернет-проекта бесплатно



 

Возможно, будет полезно почитать: