Ст 292 ук рф судебная практика. Теория всего

Служебный подлог — состав преступления, которое отнесено к группе противоправных действий, направленных против государственной власти. О том, что такое служебный подлог и как не ошибиться с квалификацией действий граждан, вы узнаете из нашей статьи.

Что такое служебный подлог (ст. 292 УК РФ)

Под служебным подлогом законодатель подразумевает вписывание должностным лицом или государственным/муниципальным служащим в официальные документы заведомо неверной информации (равно подчистку в документах), которая искажает истинное содержание бумаг. Эти деяния должны свершаться из корыстной или иной персональной заинтересованности.

Ч. 2 ст. 292 указывает на более опасный состав преступления — служебный подлог, который влечет за собой нарушение прав граждан, общества или государства.

Подлог довольно часто совершается вкупе с другими преступлениями. Например, с целью скрыть растрату и т. д. Важно не только правильно отделить один состав от другого, но и обратить внимание на квалифицирующие признаки.

Комментарий к ст. 292 «Служебный подлог» (ч. 1)

Любое преступление имеет в своем составе субъекта, объект, объективную и субъективную стороны. Вне зависимости от статьи УК РФ, если в деяниях гражданина не будет хотя бы одной из этих составляющих, он останется безнаказанным, поскольку состава преступления не будет.

Объективная сторона подлога заключается в двух действиях, которые могут совершаться как одновременно, так и нет:

  • составление заведомо ложных официальных документов;
  • внесение в документы изменений, которые могут исказить их общий смысл.

Примером официальных документов могут быть нормативный акт, диплом, лист временной нетрудоспособности, трудовая книжка и т. д.

При этом предметом преступления является не только уже существующий документ, в который вписываются исправления или вносятся новые сведения, но и вновь созданный, который удостоверяет юридический факт и имеет правовые последствия (например, трудовая книжка, диплом).

Обратите внимание! Служебный подлог имеет место не только в бумагах, которые исходят от конкретного органа — места работы должностного лица, но и в других документах, поступающих на его рассмотрение (например, в актах ревизии).

Преступление оканчивается в момент совершения противоправных действий с документами. Для законодателя не имеет значения, будет данный документ применяться после внесения изменений или нет.

Привлечь к ответственности за подлог можно только должностных лиц и служащих государственных/муниципальных органов. Граждане и работники организаций ответственности по данному составу не несут.

Данное деяние всегда совершается только с прямым умыслом (субъективная сторона). В противном случае при наличии собранных доказательств следствие может квалифицировать преступные действия как халатность, так как гражданин проявил небрежность при исправлении документа, но никак не прямой умысел.

Комментарий к ст. 292 «Служебный подлог» (ч. 2)

В ч. 2 ст. 292 УК РФ законодатель определил общественную опасность служебного подлога в виде нарушения прав граждан (организаций) либо общества (государства).

Преступления, предусмотренные ч. 2, носят более серьезный характер, а соответственно, и наказание за них строже.

Преступление закончится, когда настанут последствия поступков должностных лиц, которые повлекли нарушение прав.

При этом должна быть установлена причинно-следственная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями.

Субъективная сторона в данном случае должна быть охарактеризована только прямым или косвенным умыслом. Ни о какой неосторожности речи идти не может.

Санкция ст. 292 УК РФ

В ч. 1 ст. 292 УК РФ, которая описывает противоправные действия гражданина, направленные на совершение служебного подлога, законодатель предусмотрел альтернативную санкцию:

  • штраф до 80 000 руб. или в размере заработка осужденного за 6 месяцев (в качестве доходов могут быть приняты любые, в том числе неофициальные, наличие которых следствие сможет доказать);
  • обязательные работы до 480 часов (выполняются в свободное от основной деятельности время);
  • исправительные работы до 2 лет (могут применяться по основному месту работы или в любой организации в случае отсутствия такового);
  • принудительные работы до 2 лет (назначаются довольно редко);
  • арест до 6 месяцев (не может назначаться несовершеннолетним, беременным и женщинам, имеющим детей до 14 лет);
  • лишение свободы до 2 лет (как правило, данная мера пресечения избирается в случаях, когда подлог был совершен совместно с другим преступлением, например растратой).

В ч. 2 ст. 292 УК РФ предусмотрена ответственность за служебный подлог, повлекший за собой нарушение прав граждан или государства:

  • штраф от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработка осужденного за 1-3 года;
  • принудительные работы до 4 лет или лишение свободы до 4 лет с запретом заниматься установленной деятельностью на 3 года (запрет выступает дополнением к основному наказанию, суд вполне может обойтись и без него).

Судебная практика по служебному подлогу

Пример 1

М., будучи старшим прорабом, по просьбе бухгалтера А. выдал ей 4 командировочных удостоверения, а еще в одном поставил отметку о том, что она была в командировке.

На основании выписанных бумаг А. отчиталась перед ревизией за недостачу. Однако кассационная инстанция отменила приговор районного суда по обвинению М. в служебном подлоге. Суд пришел к выводу, что М. не знал о намерениях главного бухгалтера и выдавал ей документы, считая, что она действительно была в командировках. Соответственно, М. не составлял заведомо ложный документ. Состав преступления отсутствует.

Пример 2

В. работала следователем. К ней в работу поступило дело о сбыте наркотических средств. Так как доказательств не было, расследование затянулось. Чтобы избежать наказания за волокиту по делу и улучшить свои показатели перед лицом начальства, В. оформила расследование как оконченное и внесла информацию об этом в статистические карточки МВД. Заверив официальные документы своей подписью, она направила их по адресу.

Суд вынес в отношении В. приговор, обвинив ее в служебном подлоге. Однако кассационная инстанция приговор отменила, отметив, что, несмотря на действия В. по созданию ложных документов, состав преступления в ее действиях отсутствует. Статистические карточки, в которые были внесены сведения, носят информативный характер и подлежат применению исключительно в рамках работы ведомства. Соответственно, никаких правовых последствий ни для кого внесение ложной информации не создает. Признать карточки официальным документом не представляется возможным.

Пример 3

З., работая в должности главного инженера совхоза, путем издания приказов присваивал себе имущество предприятия. Районный суд вынес в отношении него приговор и обвинил в служебном подлоге. Однако надзорная инстанция приговор отменила.

Согласно положениям законодательства колхоз не является государственным органом, соответственно, З. не может считаться должностным лицом. Именно поэтому его действия были переквалифицированы в мошенничество.

Что еще необходимо знать о служебном подлоге

Если должностное лицо совершило противоправные действия, связанные с изготовлением заведомо ложных документов, и тем самым превысило свои полномочия во избежание дальнейших вредных последствий, которые были бы более опасными, чем фактически причиненный вред, если нельзя было поступить иным образом, данные действия будут отнесены к крайней необходимости. Соответственно, прямого умысла нет, и лицо не будет привлечено к ответственности по ст. 292 УК РФ.

В Уголовном кодексе установлена ответственность за служебный подлог. УК РФ предусматривает наказание за внесение должностными лицами заведомо ложной информации в официальные документы. Неправомерным считается и исправление имеющихся в таких бумагах сведений, искажающих их содержание. Субъектами преступлений могут быть также госслужащие или служащие органов местной власти, не являющиеся должностными лицами. Состав преступления образуется при наличии личной заинтересованности или корыстного мотива. При квалификации не будут иметь значения цели, достижение которых предполагалось субъектом.

Санкции

Служебный подлог (ст. 292) наказывается:

  1. Штрафом. Его величина составляет от 100 до 200 МРОТ или равна зарплате либо иному доходу преступника за 1-2 мес.
  2. Обязательными работами. Их продолжительность от 180 до 240 ч.
  3. Арестом. Он может длиться до полугода.
  4. Исправительными работами от 1 до 2-х л.
  5. Заключением в тюрьму до 2 л.

Комментарии

Служебный подлог (ст. 292 УК) рассматривается в качестве преступления против госвласти. Оно отличается от прочих уголовных деяний, наказание за которые формулируется в гл. 30 Кодекса. В первую очередь такое преступление может совершить только специальный субъект. Это может быть и должностное лицо, и госслужащий, и сотрудник органа местной власти. С субъективной стороны служебный подлог характеризуется наличием исключительно прямого умысла со стороны виновного. Диспозиция нормы конкретно указывает на данное обстоятельство - заведомость действий лица. Кроме того, в качестве обязательного признака субъективной стороны выступает личная заинтересованность либо корысть.

Мотивы

Корыстная заинтересованность субъекта, совершающего служебный подлог, состоит в стремлении лица получить безвозмездную незаконную прибыль либо имущественную выгоду. Он может желать ее как лично для себя, так и для своих близких. Другая заинтересованность может быть выражена в многообразных действиях. Нередко она представляет собой оценочную категорию, которую зачастую приходится тщательно мотивировать в судебном процессе. Личная заинтересованность может проявляться как стремление угодить начальству с надеждой на оказание им взаимной услуги впоследствии, карьеризм, кумовство и так далее.

Объект

В качестве него выступает нормальное функционирование органов госвласти, интересы госслужбы в структурах местного самоуправления. Родовой объект посягательства - работа государственной службы РФ, региона страны или системы территориальных институтов власти. Вместе с этим, по ст. 12 Конституции, местное самоуправление является самостоятельным и независимым от государственных органов. В этой связи в каждом случае необходимо четко разграничивать непосредственные и конкретные объекты посягательства.

Важный момент

Рассматривая служебный подлог (ст. 292), нельзя допускать смешения таких понятий, как "объект" и "предмет" преступления. В качестве последнего, преимущественно, выступают вещественные доказательства. Предмет, по мнению многих специалистов, - это в большей степени процессуальное определение. Ст. 81 УПК прямо указывает на вещественные доказательства как на предметы, которые стали орудиями преступления либо на них сохранились его следы. Присутствует ссылка на объект посягательства, но само его понятие необходимо уточнить. В частности если внешний вид вещи изменяется, то он приобретает характеристику улики события или зачастую виновности - непосредственного продукта деяния и указывающего на него как на причину преступления.

Предмет

В качестве него следует рассматривать не просто материальный носитель какой-либо информации, письменные документы федеральных структур госвласти и госуправления субъектов, территориального самоуправления, прочих учреждений государственного и муниципального типа. Служебный подлог имеет место в том случае, если эти акты являются официальными. К таким документам предъявляются определенные требования законодательством:

  1. В фактическом смысле такими письменными бумагами должны удостоверяться конкретные события либо факты, которые имеют определенное юридическое значение. Это могут быть документы, содержащие правовые запреты или разрешения.
  2. Официальный акт должен содержать обязательные реквизиты, то есть, иметь соответствующую форму. В документах такого типа присутствуют дата, штамп, номера (входящий/исходящий), название должности уполномоченного лица, подпись, печать. Здесь стоит отметить, что фирменного бланка как такового может и не быть. Самыми главными признаками официального документа выступает штамп или печать, а также подпись уполномоченного служащего или должностного лица.

Объективная часть

Служебный подлог выражается в двух формах:

  1. Внесение в официальные письменные документы сведений, заведомо не соответствующих действительности.
  2. Исправление содержащейся в акте информации, корректировка, искажающая фактический смысл текста.

Рассматривая деяние по норме 292 УК РФ ("Служебный подлог"), следует учитывать, что способ исполнения может являться как интеллектуальным, так и материальным. Последний может выражаться по-разному. Например, это могут быть механические действия: подчистки, подделки, вытравливание исходного текста и так далее. Интеллектуальный служебный подлог УК классифицирует как изготовление изначально фальсифицированного ложного документа.

Установление факта

Квалифицируя деяние по ст. УК РФ "Служебный подлог", необходимо определить наличие события совершенного преступления. В первую очередь следует установить, откуда поступил официальный документ. Немаловажно определить, был ли наделен субъект преступления полномочиями на подписание того или иного акта, то есть, был ли он "соответствующим лицом" в данном случае. Если его обязанности не включали таких действий или он фальсифицировал неофициальную бумагу, то его поведение может квалифицироваться по 327 ст. УК. Служебный подлог в данном случае может быть и не установлен. Вероятна и конкуренция указанных статей.

Конструкция преступления

Служебный подлог (292 норма) имеет формальный состав. Такое преступление не требует возникновения каких-либо негативных последствий. Для признания деяния завершенным достаточно внесения в официальный письменный акт сведений, заведомо являющихся ложными, или каких-либо корректировок, которые исказят его действительное содержание. Такие действия, как направление документа в ту или другую инстанцию, вручение бумаги гражданину, иные способы использования находятся за пределами комментируемой статьи. Факт возникновения негативных последствий, размер причиненного вреда могут учитываться при определении наказания.

Цели

В законе вопрос по их установлению не освящается. Цель фальсификации субъектом официального документа может быть связана с будущими событиями. Например, подложный акт может использоваться для совершения иного посягательства. В таких случаях виновное лицо несет ответственности одновременно и за приготовление к другим преступлениям.

Дифференциация составов

У рассматриваемого посягательства могут быть конкурирующие преступления. Это может создавать некоторые сложности для правоприменителей. Эта проблема приобретает особую актуальность в случаях, когда в качестве субъектов преступления выступают должностные лица. К примеру, сложности имеют место при деяниях, попадающих под 285 ст. Служебный подлог в данном случае может являться как средство выражения злоупотребления полномочиями. Однако при квалификации по норме 285 необходимо возникновение последствий. Они приводятся в диспозитивной части статьи. Состав злоупотребления определяется законодательством как материальный. Если рассматривается деяние по ст. 286, то кроме указанных последствий, необходимо установить факт превышения должностных полномочий.
Наиболее сложным в практике расследования и судопроизводства может выступать случай отграничения служебного подлога от взяточничества. Действия взяткодателя в некоторых ситуациях могут быть выражены и таким способом. При установлении корыстного характера поведения должностного лица, могут появиться вопросы по квалификации по совокупности деяний. Представляется, что в таких ситуациях целесообразно руководствоваться положениями ст. 17 в ч. 3. В них указывается, что если деяние попадает под общую и специальную норму, то совокупность их отсутствует, а уголовная ответственность при этом наступит по последней. Преступление, которое охватывается ст. 292, при совершении его должностным лицом в обстоятельствах, сформулированных в диспозитивной части ст. 290, квалифицируется по этой статье.

Дополнительно

Как выше было указано, рассматриваемое преступление характеризуется наличием прямого умысла и специального мотива - корысти или личной заинтересованности. При отсутствии умысла состава деяния не возникает. Преступление окончено с момента внесения искажающих содержание или заведомо ложных данных в документ, вне зависимости от того, был ли исправлен такой текст впоследствии. При рассмотрении этого обстоятельства нужно учитывать, что при включении в официальный акт информации, выступающей как основание для приобретения гражданства (к примеру, вид на жительство), деяние попадает под действие ст. 292.1 в ч. 1 УК. В нем содержится два преступления:

  1. Внесение госслужащим, должностным лицом в документы заведомо ложных данных, повлекшее неправомерное получение гражданства.
  2. Незаконная выдача паспорта РФ иностранцу или лицу без гражданства.

Этими обстоятельствами формируется объективная часть преступления.

Судебная практика

В следственных мероприятиях, как и в последующем разбирательстве дела, необходимо исключать вероятность ошибок в процессе квалификации преступлений. Например, в практике имел место случай, когда старшего специалиста структуры местного самоуправления, изготовившего подложный документ за вознаграждение, привлекают к ответственности за получение взятки. Но в ходе предварительного следствия выясняется, что этот субъект выполнял вспомогательные функции, подготавливая документы на основании письменных резолюций своего начальника. В таком случае работа специалиста носит исключительно технический характер, а он сам выступает в роли делопроизводителя. Дезориентация правоохранительных органов может иметь место в таких случаях, если в должностной инструкции специалиста будет присутствовать множество указаний на осуществление им контроля в разнообразных сферах. На самом же деле субъект может и не осуществлять таких функций. В этой связи действия специалиста переквалифицируются по ст. 292. Этот пример иллюстрирует предупредительную функцию рассматриваемой нормы. Ее действие в таких случаях направлено на предотвращение развития коррупции среди госслужащих.

Заключение

Ст. 292 УК специфична преимущественно для служащих, выступающих субъектами преступления. Относительно должностных лиц эта норма считается общей к иным составам против госвласти, интересов функционирования органов местного и государственного управления. Все эти деяния объединяются одним объектом посягательства. Наказание за указанные преступления имеет достаточно широкую альтернативу в применении. В санкциях предусмотрен штраф, исправительные и обязательные работы, тюремное заключение и арест. В соответствии с категоризацией преступлений, установленной в ст. 15, рассмотренное деяние имеет небольшую тяжесть. За счет широкого спектра санкций суд может максимальным образом индивидуализировать наказание конкретно для каждого случая. Если совершение подлога направлено на осуществление иных преступных действий, то поведение виновного должно квалифицироваться по совокупности статей. В таких случаях становится неуместным говорить о соотношении между специальной и общей нормой. Так, по совокупности составов может определяться наказание для субъекта, совершившего служебный подлог и мошенничество, растрату или присвоение.

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), -
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 292 УК РФ

1. Предмет преступления - официальные документы, т.е. содержащаяся на любых носителях в определенной форме и с соответствующими реквизитами информация (сведения), удостоверяющая те или иные факты и события, имеющие юридическое значение (предоставлять права, возлагать обязанности либо освобождать от них).

2. Объективная сторона преступления характеризуется:

1) внесением заведомо ложных сведений в официальные документы;

2) внесением в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.

Первую разновидность подлога принято называть материальным, а вторую - интеллектуальным.

Внесение заведомо ложных сведений в официальные документы предполагает как внесение записей, не соответствующих действительности, в уже существующие документы, так и изготовление полностью поддельного как по форме, так и по содержанию документа. Подлог может заключаться в пометке документа другим числом, не соответствующим дате составления или выдачи документа, подделке подписи, штампа, печати и т.п.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих их действительное содержание, может быть совершено путем подчистки, дописки, подтирки, вытравления знаков.

3. Указанные действия совершаются с использованием должностного или служебного положения.

4. Преступление окончено с момента совершения одного из указанных в законе действий.

5. Наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства образует квалифицированный состав рассматриваемого преступления (ч. 2 ст. 292). Их содержание раскрыто в комментарии к ст. 285 УК.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и мотивами в виде корыстных или иных личных побуждений (см. комментарий к ст. 285 УК).

7. Субъект преступления - должностные лица и служащие органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Другой комментарий к статье 292 Уголовного Кодекса РФ

1. Объектом данного преступления является нормальная деятельность государственных органов, связанная с оборотом и выпуском официальных документов в обращение.

2. В качестве предмета данного преступления используются официальные документы, к числу которых относятся те, которые исходят от определенного юридического лица (не обязательно от государственного органа) и содержат в себе все признаки официального документа, т.е. признанного законом. Официальным является документ, который обладает признаком публичности. Это выражается в том, что документ имеет общепринятую форму, адресован неопределенному кругу субъектов правоотношений и зафиксирован на материальном носителе информации (бумага, магнитные и электронные носители и др.). Официальный документ приобретает юридическую силу с момента его подписания должностным лицом, имеющим право такого подписания (право подписи).

Важное значение для полного раскрытия понятия "официальный документ" имеют: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Единые правила оформления официальных документов, утвержденные Указом Президента РФ от 20 января 1994 г. "Об основах государственной политики в сфере информатизации" (в ред. от 9 июля 1997 г.) (Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 4. Ст. 305), которые определяют основные положения и порядок составления и подписания документов должностными лицами органов государства.

Чеки на товары, квитанции, гарантийные талоны на бытовую технику не относятся к числу официальных документов, поскольку не обладают указанными выше признаками (публичность, подписание компетентным должностным лицом). Они являются документами внутреннего пользования коммерческих организаций и не могут рассматриваться в качестве предмета состава должностного подлога.

3. С объективной стороны служебный подлог является формальным и оконченным с момента внесения в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. Использование подложного документа, а также вызванные этим последствия находятся за рамками рассматриваемого преступления и в предмет доказывания не входят. Все дальнейшие действия, связанные с использованием подложного документа, и их последствия могут оцениваться как сопряженные с совершением двух или более преступлений и подлежат правовой оценке через призму соучастия либо совокупности преступлений.

Квалифицированным составом данного преступления является совершение деяния, повлекшего существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (см. комментарий к ст. 285 УК).

4. Субъективная сторона служебного подлога характеризуется виной в форме прямого умысла, при котором лицо осознает противоправный характер деяния и желает его совершения. По ч. 2 субъект дополнительно стремится к существенному нарушению охраняемых законом интересов граждан, общества и государства как материальному последствию и в этом случае должен предвидеть указанные последствия.

Психическое отношение должностного лица к подлогу обязательно должно быть сопряжено с наличием у него корыстной или иной личной заинтересованности. Корысть выражается в стремлении извлечь для себя выгоду. Эта выгода может быть материальной (право на имущество) либо нематериальной (право на распоряжение определенными объектами интеллектуальной собственности). Законодательная формула "иная личная заинтересованность" подразумевает достаточно широкий круг мотивов должностного лица: карьеристские цели, больное тщеславие, протекционизм, сокрытие неблагополучного результата своей должностной деятельности и пр.

5. Субъект преступления - специальный. Ответственности подлежат должностные лица, государственные либо муниципальные служащие, имеющие определенные временные рамки отправления своих должностных, служебных полномочий, выполняющих определенные для этого функции. Совершение подлога должно быть сопряжено с постоянным либо временным пребыванием лица в соответствующей должности.

Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), – наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Ч. 2 ст. 292 УК РФ

Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к ст. 292 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Предметом преступления является официальный документ, исходящий от органов государственной власти или органов местного самоуправления, удостоверяющий факты, имеющие юридическое значение, либо влекущий юридические последствия в виде предоставления прав, возложения обязанностей, освобождения от указанных полномочий, изменения их объема.

2. Объективная сторона преступления выражается альтернативно: во-первых, во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений (так называемый интеллектуальный подлог, предполагающий изначальное составление документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного, т.е. удостоверяющего соответствующие факты путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа); либо, во-вторых, во внесении в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (так называемый материальный подлог), т.е. в подчистке, дописке и др. действиях, отражающих и (или) заверяющих в документе ложные факты в уже существующих официальных документах.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальным мотивом: корыстной или иной личной заинтересованностью (см. комментарий к ст. 285 УК).

4. Данная норма является специальной по отношению к ст. 327 УК. Соответственно, если судом при рассмотрении уголовного дела по ст. 292 УК устанавливается, что в деянии, которое вменяется подсудимому, в своей совокупности или отдельно отсутствуют обязательные признаки служебного подлога, характеризующие его субъект либо мотив преступления, содеянное должно квалифицироваться по соответствующей части ст. 327 УК.

Комментарий к статье 292 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Предметом рассматриваемого преступления является официальный документ. Легальное понятие официального документа дано в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. “Об обязательном экземпляре документов” (в редакции от 25 июля 2008 г.), где сказано, что официальные документы – это документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер. Однако судебная практика исходит из того, что не любой официальный документ в указанном выше контексте есть предмет служебного подлога. По смыслу ст. 292 УК предметом служебного подлога являются лишь такие документы, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо документы, которые предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них. По конкретному делу не были признаны предметом служебного подлога статистические карточки, хотя они, имея информационный характер, полностью отвечают легальному понятию официального документа (БВС РФ. 2003. N 5. С. 16).

2. Объективная сторона служебного подлога выражена в одном из следующих действий:

1) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений (интеллектуальный подлог) предполагает изначальное составление документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного по существу. Если в результате интеллектуального подлога какое-либо лицо незаконно приобретает гражданство Российской Федерации, содеянное квалифицируется по специальной норме – ч. 1 ст. 292.1 УК (см. комментарий к ней);

2) внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (материальный подлог) предполагает изменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или) дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результате чего искажается оценка всей содержащейся в документе информации. Способами материального подлога могут быть пометка другим числом, подчистка, вытравливание надписей и т.п.

3. Преступление является оконченным в момент совершения одного из указанных выше действий.

4. Субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом и наличием специального мотива: корыстной или иной личной заинтересованностью (см. п. 7 комментария к ст. 285 УК).

5. Субъект преступления специальный – должностное лицо или государственный служащий, не являющийся должностным лицом, или служащий органа местного самоуправления, также не являющийся должностным лицом (см. п. п. 8 – 11, 15 комментария к ст. 285 УК).

6. Квалифицированный состав этого преступления (ч. 2 ст. 292) предусматривает случаи, когда служебным подлогом существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства (см. п. 5 комментария к ст. 285 УК). Фактически ч. 2 комментируемой статьи является специальной нормой по отношению к ч. 1 ст. 285 УК.

Комментарий к статье 292 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Основной объект преступления – нормальная деятельность публичного аппарата власти и управления в сфере обращения с официальными документами. В качестве дополнительного объекта преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 292 УК РФ, выступают конституционные права человека и гражданина, охраняемые законом экономические и иные интересы граждан, организаций и государства.

Предметом преступления является официальный документ, т.е. документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей. К таким документам следует относить, в частности, листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля. Официальный документ – это документ, который порождает определенные юридические последствия. Так, по конкретному делу суд указал, что статистические карточки, как не устанавливающие каких-либо юридических фактов и не влекущие правовых последствий, нельзя признать официальными документами.

Напротив, например, постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшить показатели раскрываемости преступлений, является служебным подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 292 УК РФ
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ “Об обязательном экземпляре документов” официальные документы – это документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер.

Официальный документ должен иметь необходимые реквизиты (номер, дату, печать и другие реквизиты в зависимости от характера самого документа) и быть подписанным уполномоченным на это должностным лицом. Так, например, внесение изменений в протокол об административном задержании не образует состава служебного подлога, так как указанный документ не является официальным ввиду отсутствия в нем необходимых реквизитов – подписи должностного лица, правомочного принимать решения по делам об административных правонарушениях (см. также комментарий к ст. 327 УК РФ).

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, может быть выполнена одним из следующих действий:

1) внесением в официальный документ заведомо ложных сведений;

2) внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставлении даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, – это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

Как разъяснено в названном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, под внесением в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих действительное содержание указанных документов, необходимо понимать отражение и (или) заверение заведомо не соответствующих действительности фактов как в уже существующих официальных документах (подчистка, дописка и др.), так и путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа.

Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е. осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. Если же должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает такие же действия, но безотносительно к имеющейся по службе возможности, состав данного преступления отсутствует. При определенных условиях это деяние может быть квалифицировано по ст. 327 УК РФ Эта же статья имеет место в случае, когда должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает указанные действия не по отношению к официальному документу, который является таковым изначально, независимо от произведенных с ним действий, а “работает” с обычным документом, изготавливая из него документ официальный.

Следует учитывать, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, в вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 292.1 УК РФ как по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК РФ).

Состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, является формальным. Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован. Использование поддельного документа при совершении какого-либо преступления следует квалифицировать по совокупности служебного подлога с соответствующим преступлением (например, со ст. ст. 159, 160 УК РФ).

Заранее не обещанный служебный подлог в целях сокрытия хищения, совершенного другим лицом, не может быть квалифицирован как пособничество в хищении и охватывается только составом преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ

Внесение в официальный документ ложных сведений или исправлений с целью дальнейшего его использования для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления образует совокупность служебного подлога и приготовления к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, выражена виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что вносит в официальный документ ложные сведения или исправления, искажающие его действительное содержание, и желает совершить такие действия. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления – корыстная или иная личная заинтересованность (о содержании этого признака см. комментарий к ст. 285 УК РФ). Если служебный подлог совершается в отсутствие корыстной или иной личной заинтересованности, то речь может идти только о дисциплинарной, но не уголовной ответственности.

Субъект преступления специальный. Субъектами служебного подлога могут быть наделенные полномочиями на удостоверение указанных фактов должностные лица либо государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.

Часть 2 ст. 292 УК РФ предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч. 1 данной статьи действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о данном последствии см. комментарий к ст. 285 УК РФ).

Анализируемый состав преступления относится к числу материальных: преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 292 УК РФ, окончено с момента наступления последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Между деянием и последствием должна быть установлена непосредственная причинно-следственная связь.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 292 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Обязательным признаком субъективной стороны квалифицированного состава преступления является также мотив преступления – корыстная или иная личная заинтересованность.

Видео о ст. 292 УК РФ

Служебный подлог ст. 292 УК РФ комментарий определяет, как преступление, направленное против государственной власти. Это совокупность противоправных деяний, влекущих за собой тяжкие последствия, в том числе и наказание для самого преступника. Любому человеку нужно знать свои права и обязанности перед законом, поэтому следует максимально раскрыть эту тему, чтобы понять то, как не ошибаться в юридических терминах и что делать в той, или иной ситуации. Ст. 292 ч. 1 УК РФ и все последующие пункты станут объектом изучения в данной статье. Для начала стоит разобраться с терминами.

Что такое служебный подлог (ст. 292 УК РФ)

Согласно нормативно-правовым документам, подлог УК РФ – это противоправное действие, предполагающее занесение заведомо ложной информации в важную официальную документацию. Внести такую информацию может должностное или уполномоченное лицо, а также лица, не имеющие полномочий и не связанные с государственной или муниципальной службой.

Преступление определяется тогда, когда виден корыстный умысел или интерес виновного в искажении официальной информации.

Служебный подлог в ст. 292 УК РФ классифицируется по степени тяжести наказания:

  1. Часть 1, характеризует преступление;
  2. Часть 2, определяет более тяжкое по последствиям преступление этого типа.

Вторая часть статьи подразумевает также преступления, повлекшие за собой нарушение прав других граждан, нанесение ущерба государству или обществу. Обычно подлог совершается с целью сокрытия какого-либо преступления, или деяния, отражающегося в документации. Это может быть хищение и растрата средств или другие финансовые махинации, которые злоумышленник желает оставить втайне.

Квалифицировать должностной подлог по УК РФ несложно. Как правило, он включает в себя одни и те же мотивы и махинации.

На практике это всегда, влекущее тяжкие последствия преступление, которое совершается с целью сокрытия корыстных махинаций и создания информации, не соответствующей действительности.

Перефразируя комментарии, если немного углубиться в теорию права, то можно заметить, что у любого преступного деяния есть:

  • субъект;
  • объект.

У каждого элемента есть своя сторона, и если у произошедшего деяния этих сторон недостаёт, то наказание не может вступить в силу. И также нельзя забывать о таких элементах уголовного права, характеризующих служебный подлог, как состав преступления и мотив.

Процесс совершения такого действия может быть двух видов:

  1. Создание документов с заведомо искажённой информацией.
  2. Внесение ложных корректировок в уже существующие документы.

Перечень документов, о которых идёт речь может быть очень широким. Это и нормативно-правовые акты, и трудовые книжки, справки и различные виды отчётности, лист нетрудоспособности и многие другие виды документации.

Предметом деяния являются все те файлы, которые были созданы с целью служебного обмана, или отредактированы с той же целью.

Законодательство регулирует и другие рамки преступления. Начинается и заканчивается деяние в момент начала и окончания махинаций с документами соответственно. Причём не имеет значения, были ли эти документы использованы и нанесли ли они вред.

Ну и пункт о том, кто несёт ответственность – бриллиант любого уголовного дела. Здесь всё сложнее. Наказание за подлог несут только должностные лица, несущие определённую ответственность. Другие работники в организации к наказанию по этой статье не могут быть привлечены.

Во второй части данной статьи приведён более глубокий ввод в курс дела.

На этот раз учитываются те деяния, которые представляют:

  • опасность для общества;
  • государства;
  • прав отдельного человека.

В части 2 преступления классифицируются как тяжкие и влекут за собой серьёзное наказание.

Начинается и заканчивается противоправное действие в момент начала подлога и в момент наступления негативных последствий этого подлога соответственно. Для доказательства должна быть определена выгода, мотивы и состав. Наказание не может наступить, если вина того или иного лица не была доказана.

В отличие от действий, регулируемых частью 1, здесь может быть как прямое, так и косвенное отношение лица к деянию. Если в первой части предполагался прямой умысел или же обычная неосторожность при составлении документов (при условии, что она будет доказана), то здесь неосторожности быть не может. Статья предполагает умышленное нанесение вреда посредством искажения информации.

А также преступлению может быть дан срок давности. По степени тяжести срок может варьироваться. Какие-то преступления утрачивают силу на второй год, а какие-то имеют срок давности и до десяти лет.

За любое преступление предусматриваются наказания и санкции. Эти меры ответственности зависят от степени тяжести содеянного. Например, такие деяния, как дипломный подлог, или подделка результатов медицинского обследования или диспансеризации влекут за собой тяжёлые последствия.

После многочисленных изменений в сфере УК, нормативных документов, докладов и диссертаций, в законодательстве сформировалась устойчивая система наказаний за различные преступления. Какая ответственность ждёт преступников по статье 292?

Часть первая вышеупомянутой статьи предлагает следующее:

  1. Штраф до 80 тысяч рублей или же 6-месячная зарплата виновного, причём наложить штраф могут как на официальную зарплату, так и на неофициальные доходы, которые смогут доказать.
  2. В свободное от работы время могут быть установлены дополнительные обязательные работы длительностью до 480 часов.
  3. Исправительные работы сроком до двух лет (могут проводиться по месту работы или в любой другой организации).
  4. Изредка могут назначаться принудительные работы сроком до двух лет.
  5. Арест до 6 месяцев (не распространяется на несовершеннолетних, беременных и женщин, имеющих детей до 14 лет).
  6. Если подлог принёс серьёзные финансовые потери и был совершён вместе с другим преступлением, например, растратой средств, то может быть назначено лишение свободы сроком до двух лет.

Первая часть больше направлена на не тяжкие деяния.

Часть вторая включает в себя более жёсткие меры:

  • штраф в размере от 100 – 500 тысяч, или в размере зарплаты осуждённого за 1-3 года;
  • тюремное заключение сроком до 4 лет лишения свободы, или принудительные работы сроком до 4 лет. К этому наказанию также может быть присуждён трёхлетний запрет на осуществление определённых видов деятельности.

Запрет на осуществление деятельности может и не применяться, этот вопрос решается на усмотрение суда.

Судебная практика по служебному подлогу

В российской и зарубежной практике реальных случаев, когда подлог вводил в заблуждение и приносил тяжкие последствия не так много. В основном многие деяния были признаны результатом невнимательности должностных лиц, или просто не влекли за собой официальных последствий. И всё же, такие дела имеют место быть.

Например, гражданин З. работал в совхозе на должности главного инженера. Он имел полномочия издавать приказы, и с помощью этой возможности присваивал себе имущество организации. В результате его обвинили в служебном подлоге. Однако, тут есть некоторые нюансы. Районный суд действительно вынес обвинительный приговор, но только по статье мошенничество. Дело в том, что совхоз не является государственной организацией, а гражданин З. не является должностным лицом. Исходя из этого, действия обвиняемого не могут быть квалифицированы, как должностной подлог.

Во многих других исключениях могут возникнуть другие нюансы.

К примеру, документы, ставшие объектом злоупотребления должностных полномочий в компании, вообще, не являлись официальными или, если это можно было доказать, искажение сведений было человеческой ошибкой, а не актом коррупции или попыткой обмана.

Законы и статьи не могут всецело определять ход человеческой жизни, поэтому из многих правил бывают существенные исключения. Бывает и такое, что человек совершает деяние под давлением внешних обстоятельств и/или во избежание более опасных последствий. Говоря кратко – действует по крайней необходимости. В этом случае, лицо, совершившее деяние не обвинят.

Уголовная система РФ эволюционирует. Ссылаясь на масштабный и подробный комментарий Лебедева к УК РФ, без которого сегодня не обходится ни один курсовой проект по праву, можно выделить, что УК РФ преследует многие общечеловеческие принципы, поэтому должен стремиться к справедливости, а не к сухому соблюдению законодательных документов.

Одним из примеров соблюдения этих принципов служит тот факт, что должностные лица должны обладать определёнными полномочиями, чтобы быть ответственными за преступление. В любой сфере, будь то медицина, государственная служба или любая другая сфера, где незаконный подлог может навредить должно быть лицо, попадающее под ответственность по этой статье. Каждый год выходит новый комментарий по этой теме или исправления и дополнения к самому Уголовному кодексу. За этим нужно следить, чтобы оставаться в курсе.

Если во время следствия имеет место обман и ложное обвинение, то за этим может последовать уголовное наказание. Свидетели, ответчики, обвиняемые и другие лица в суде могут клеветать, образовать неверную картину события и пускать следствие по ложному следу.

Какими бывают виды такой ответственности?

  1. Ложное заявление в полицию о преступлении или другом противоправном деянии (в данном случае речь идёт о подлоге) предусматривает привлечение к ответственности заявителя.
  2. Ложные показания в ходе следствия, которые ввели в заблуждение сотрудников правоохранительных органов. Понести наказание за дачу ложных показаний в этом случае могут свидетели, эксперты, переводчики, юридические специалисты или потерпевшие.

Ответственность может быть как административной, так и уголовной. Административное наказание в виде штрафа от полутора тысяч рублей может наступить за ложный вызов и сообщение о преступлении, а вот уголовная ответственность куда серьёзней. За сообщение об уголовном преступлении, и клевету можно попасть в тюрьму на три года и заплатить штраф в размере от 80 до 300 тысяч рублей. Плюс к этому, бывают случаи, когда люди могут осуществить подделывание доказательств вины. Если поддельный документ создан с целью клеветы (что в данном случае и называется – подлог), то ответственному за превышение полномочий, подпись и создание условий для получения этого документа грозит наказание в виде лишения свободы сроком до 6 лет.

Сроки давности для привлечения к уголовной ответственности

Срок давности преступления – это определённый период времени, по истечении которого, при соблюдении определённых законных условий, человек уже не привлекается к уголовной ответственности.

Последняя редакция УК РФ предусматривает следующие сроки:

  • два года за деяния небольшой тяжести;
  • шесть лет за деяния средней тяжести;
  • десять лет за тяжкие деяния;
  • пятнадцать лет за преступления особой тяжести.

Срок преступления начинается со следующего дня и продолжается до момента вынесения законного приговора. Однако, как правило, это не значит, что можно совершить правонарушение и пересидеть. На превышение полномочий и подло́г 78 статья также распространяется. Единственное что эти статьи могут не предусматривать, это массовые преступления против общества. Есть предусмотренный перечень тех преступлений, которые срок давности не включают. К ним относятся террористические акты, геноцид, развязывание войн и экологические преступления.

Все остальные преступления могут предусмотреть начало и окончание срока уголовного преследования, в частности, преступления по всем прим. статьи 292, о которой и идёт речь, но срок давности будет варьироваться в зависимости от тяжести.

Клевета на невинного человека тоже может подвергнуться уголовному преследованию. Работа правоохранительных органов зачастую не ограничивается сбором доказательств, составлением протокола и исполнением приговора. Иногда, из-за клеветы и ложных донесений страдают невиновные люди.

Поэтому Уголовным кодексом предусмотрено наказание по статье клеветы, которая:

  1. Порочит репутацию и доброе имя ни в чём не повинного человека.
  2. Обрекает человека на неправомерное уголовное наказание.
  3. Нарушает гуманистические принципы свободы и собственности.

Обычно в тяжких случаях наказанием по этой статье может стать лишение свободы сроком от трёх до шести лет. Так как клевета – это, своего рода разновидность ложных показаний, наказание здесь схожее. Иногда клевета сопровождается подделыванием доказательств, что является подлогом и преследуется по закону.

Классификация идёт по второй части 292 статьи, так как подлог с целью введения в заблуждение следователей зачастую влечёт за собой тяжкие последствия для жизни, здоровья и прав человека. В качестве разъяснения можно привести пример, когда из-за действий должностных лиц страдали люди, не имевшие никакого отношения к правонарушению, и подвергались лишению права на свободу или собственность.

Однако, подобные моменты ещё нужно доказать в суде.

В 2018 году Владимир Путин предложил инициативу по усилению ответственности за преступления в сфере государственных и муниципальных закупок.

Откаты в этой области определялись УК как:

  • хищение чужого имущества, мошенничество;
  • превышение должностных полномочий;
  • различные виды взяток и подкупов.

До недавнего времени, крупные государственные организации и органы исполнительной власти, занимающиеся кадастром и регистрацией, к примеру, Росреестр, имели сотрудников, которые могли злоупотреблять своими правами. На сегодняшний день в 22 главу УК внесены изменения, которые предусматривают наказание за злоупотребления полномочиями в сфере госзакупок.

Ответственность может быть в виде штрафа до 200 тысяч рублей (или размер зарплаты за 18 месяцев), или предстать в виде трёх лет лишения свободы без права дальнейшего осуществления данной деятельности сроком на два года. Максимальным сроком для взяточников по этой статье может стать тюремное заключение на семь лет. Срок до 5 лет и штраф в 30-кратном размере подкупа грозит лицам, спровоцировавшим подкуп. Президентский законопроект был поддержан Верховным Судом и Правительством.

Вред здоровью жертвы преступник возместит своим имуществом

Не так давно Фонд поддержки пострадавших от преступлений предложил арестовывать имущество обвиняемых на время следствия. Это предложение преследует цель возмещения ущерба, нанесённого преступником. В последней редакции статьи 160.1 УПК это нововведение было учтено. Любой ущерб теперь может стать материально восполненным за счёт имущества подсудимого, будь то халатность управляющего или работника, от действий которого пострадали люди, или преступление более высокой степени тяжести, к примеру, убийство.

Сокрытие или подделка сведений также влечёт за собой материальные убытки и попадает под эту категорию. Субъектом ареста выступают уполномоченные органы. Наша страна, однако, неохотно уживается с этим нововведением. Дело в том, что на практике приходится иметь дело с таким ущербом, который сложно подсчитать и доказать.

К примеру, суд очень придирчив к понятию морального ущерба, что подразумевает:

  1. Тщательное психологическое обследование.
  2. Наличие медицинских справок.

Сумма моральной компенсации должна выплачиваться не только по установленным размерам. Моральная компенсация также направлена на покрытие расходов на врачей, последствия преступления и некоторые социальные издержки.

Поправками в УПК Минюст оградит компьютеры компаний от изъятия следствием

В феврале 2018 года Минюст подготовил законопроект о внесении изменений в статьи 164 и 177 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Суть изменений заключается во введении ограничений на изъятие сотрудниками правоохранительных органов компьютерной техники с частных предприятий. Обосновано это тем, что процесс следствия не должен негативно влиять на законный бизнес.

Это умышленный шаг к совершенствованию уголовной системы в сфере предпринимательской деятельности, чтобы одно не мешало другому.

А помешать бизнесу может:

  • изъятие электронных носителей;
  • репутация, возникшая вследствие преступления;
  • аресты, обыски или допросы.

Законодательство старается регулировать эту область так, чтобы юридические лица, частные организации и ИП в целом как можно меньше страдали из-за преступников, преступлений и уголовного преследования, связанного с этими неприятными фактами. Правоохранительные органы имеют право на получение нужной информации, но делать это нужно так, чтобы ход следствия не сказался на деятельности компании негативно.

В феврале 2018 произошло публичное обсуждение поправок Минюста, после чего они были внесены в законодательство и УПК РФ.



 

Возможно, будет полезно почитать: