Теория марксизма – это: кратко и понятно об основных положениях. Основные идеи марксизма

Марксизм – теория, объяснявшая развитие общества и природы.

Идеи марксизма

В ней излагались такие идеи, как революция поддавшихся угнетению масс, всемирное принятие социализма и создание общества, основной идеологией которого стал бы коммунизм. Марксизм был наиболее распространен во второй половине XIX – XX веках.

Экономическая теория

Основоположником марксизма стали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Их теория является уникальным продолжением классической политической экономии. В частности, можно наблюдать эту связь в проблеме появления стоимости, так как марксизм выделяет стоимость из издержек, а если быть точным, на основе труда. Данная теория изложена в главном труде К. Маркса «Капитале», который он писал более 40 лет.

Методы исследования

В основу изучения легли абстракция и упрощение. Иными словами, Маркс строил своеобразную экономическую модель. Многие ученые классической школы использовали этот метод, однако особенностью Маркса стало максимальное упрощение экономической модели. Далее Маркс делал анализ своей модели, используя дедукцию. Таким образом, он выводил основные положения теории.

Стоит отметить, что большая часть труда Маркса применима исключительно к макроэкономике. В вышеупомянутом анализе применяется понятие об экономическом равновесии. Конечно, иногда Маркс прибегает к математическому анализу, но данный метод не получил особого развития. Также экономист не применяет предельный анализ экономики.

Периодически Маркс прибегает к рассмотрению исторического развития экономики, то есть, использует исторический метод анализа. Следовательно, он не может обойтись без динамического анализа.

Основные положения теории Маркса

Маркс выявил, что из примитивного производства товаров, нацеленного на их потребление, и где деньги – это всего лишь вещь, которая используется при обмене, вполне логично появляется производство в условиях капитализма. Основной целью становится получение прибыли. Исследования Марска начинаются с понимания сути производства товаров. У товара есть две стороны – потребительная и меновая стоимости.

Первая подразумевает возможность удовлетворения желания или потребность, неважно, является ли оно физическим, социальным или каким-либо еще. Второе понятие – возможность вещи быть замененной в определенных размерах на какой-нибудь иной товар. В основе пропорции обменного труда лежит количество затраченного труда, из чего и вытекает его собственность. Тем не менее, мы понимаем, что одинаковые товары производятся разными людьми, и каждый на производство тратит отличное от другого количество времени.

Решение данной проблемы Маркс видит в вычислении общественно нужных затрат труда на производство товара, учитывая средний уровень квалификации производителей и интенсивности труда, то есть затратами группы, производящей большую часть товаров. Почему теория Маркса не всегда верна? Конечно, в марксизме нет никаких противоречий, все складно, логично и целостно.

Тем не менее, теория не всегда может быть применена к реальной экономике, так как в основу исследования легли неверные предпосылки. Прежде всего, Маркс предполагает обязательное производственное использование капитала, другими словами, он должен не иметь принципиальной стоимости. Также Маркс не предусмотрел, что в экономике не всегда можно сохранять абсолютный баланс и неизменность. Без этого невозможно оправдать трудовую теорию стоимости.

В отличие от своих предшественников, которые определяли политическую экономию как науку о богатстве, либо науку о народном хозяйстве, К.Маркс показал, что политическая экономия является наукой, изучающей производственные отношения людей, законы развития общественного производства и распределения материальных благ на различных ступенях человеческого общества.

Используя в качестве теоретической основы наследие великих классиков В.Петти, Ф.Кенэ, А.Смита, Д.Рикардо, а также других экономистов, К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали экономическое учение, в центре которого оказалась теория эксплуатации труда капиталом. С учетом нарастающих социально-экономических противоречий того времени был сделан вывод об исторической ограниченности строя частного предпринимательства, т.е. капитализма как общественно-экономической формации.

Марксистский подход основан на характеристике экономической системы как способа производства — единства двух составляющих: производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Производительные силы — отражают отношение человека к природе и являются комплексом основных факторов производства: вещественного и личного. Производительные силы включают в себя средства труда, предметы труда и рабочую силу. Производственные отношения — объективные отношения, возникающие между людьми по поводу материальных благ и услуг в процессе их производства, распределения, обмена и потребления. Основу этих отношений образуют отношения присвоения — отчуждения, т.е. отношения собственности, определяющие способ соединения рабочей силы и средств производства, как основных факторов производства.

Согласно марксистской трактовке совокупность производственных отношений образует базис общества. Он обслуживается соответствующей надстройкой в виде политических, религиозных, юридических и т.п. отношений. Способ производства и соответствующая ему надстройка, находящиеся в тесном взаимодействии, образуют общественно-экономическую формацию.

С этих позиций выделяется 5 исторических общественно-экономических формаций:

  • первобытнообщинная
  • рабовладельческая
  • феодальная
  • капиталистическая
  • коммунистическая (социалистическая)

Позитивным моментом формационного подхода выступает признание решающей роли экономики или материального производства в обеспечении общественного развития, выделении господствующих форм собственности и ее реализации через присвоение части создаваемого продукта. Но к существенным недостаткам формационного подхода следует отнести доминирование идеологических моментов, недооценку нематериального производства, эволюционных форм развития общества и переоценку насильственных факторов в его динамике (военные перевороты, революции). Историческое развитие предстает как прерывистое, дискретное, игнорируются закономерности развития смешанных экономических систем. В итоге формационный подход значительно упрощал понимание эволюции общества.

В научном наследии К.Маркса главным является его экономическое учение. Раскрытию основного экономического закона движения капиталистического общества К.Маркс посвятил свое основное произведение «Капитал». В нем анализ системы экономических отношений начинается с товара как «элементарной клеточки» капитализма. В товаре, по мнению К.Маркса, в зародыше заложены все противоречия исследуемой системы. Товар имеет двойственную природу:

  • во-первых, товар способен удовлетворять потребности людей, т.е. он обладает потребительной стоимостью
  • во-вторых, производится для обмена и способен обмениваться на другие товары, т.е. обладает стоимостью

Теория стоимости является фундаментом грандиозного здания марксистской политической экономии. Суть ее в том, что обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством абстрактного труда, который затрачен на их производство. Продолжая рикардистскую традицию понимания стоимости, К.Маркс внес в ее анализ принципиально новый момент — учение о двойственном характере труда.

Двойственный характер труда означает, что труд в товарном производстве является одновременно конкретным и абстрактным. Конкретный труд — труд, отличающийся определенной целью, навыками, организацией, профессиональным умением, направленный на создание какого-то конкретного продукта. Результатом конкретного труда является потребительская стоимость. Абстрактный труд это общественный труд (затраты мускулов, энергии, мозга), отвлеченный от его конкретной формы. Абстрактный труд является мерилом разных конкретных частных видов труда. Его результатом является стоимость товара, проявляющаяся в меновой стоимости, т.е. пропорции обмена одного товара на другой.

Величина стоимости товара определяется количеством общественно необходимого рабочего времени, затраченного для его изготовления. Общественно необходимое рабочее время — время, которое требуется для изготовления какой-либо стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. С помощью этих понятий формулируется закон стоимости: в процессе обмена товары обмениваются по их стоимости как эквивалент на эквивалент. Это — закон равновесия на рынке, закон товарного обмена.

К.Маркс ввел в экономическую науку понятие прибавочной стоимости. Учение о двойственном характере труда позволило К.Марксу раскрыть «тайну» прибавочной стоимости. Классическая школа не смогла объяснить происхождение прибыли на основе трудовой теории стоимости: ведь если богатство создается трудом, а труд обменивается по эквивалентной цене, то прибыль должна отсутствовать. Принципы трудовой стоимости и эквивалентности обмена оказывались во взаимном противоречии. К.Маркс решает проблему, вводя новое понятие – «товар рабочая сила». Рабочая сила, по Марксу, имеет потребительскую стоимость и стоимость. Стоимость этого товара соответствует стоимости жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а потребительская стоимость определяется способностью рабочей силы к труду. Капиталист покупает на рынке не труд, а рабочую силу, т.е. способность трудиться. Разницу между стоимостью рабочей силы и стоимостью, которую она может создать, Маркс называет прибавочной стоимостью. Прибавочная стоимость является источником прибыли капиталиста. Рабочая сила, таким образом, является особенным товаром, способным создавать стоимость большую, чем стоимость рабочей силы.

Прибавочная стоимость создается абстрактным общественным трудом и выступает как неоплаченный труд рабочего. В течение рабочего дня рабочий должен сначала произвести стоимость, эквивалентную стоимости его рабочей силы. Затрачиваемый на это труд Маркс назвал необходимым трудом. Всю остальную часть рабочего дня рабочий занят прибавочным трудом, создавая прибавочную стоимость. Соотношение прибавочного и необходимого труда и соответственного затраченного работником рабочего времени характеризует степень эксплуатации рабочих капиталистами. Следовательно, рабочая сила, покупаемая на рынке труда за заработную плату, не только окупает себя, но и служит источником прибавочной стоимости, которую капиталист присваивает безвозмездно, обладая собственностью на средства производства.

К.Маркс, создав учение о прибавочной стоимости, показал капиталистическую эксплуатацию, как процесс присвоения капиталистами прибавочной стоимости, созданной рабочими. К.Маркс видит два пути повышения степени эксплуатации:

  1. прямое увеличение прибавочного труда за счет удлинения рабочего дня
  2. изменение соотношения прибавочного и необходимого труда в пределах фиксированного рабочего дня

Первый путь он называет получением абсолютной прибавочной стоимости, второй — получением относительной прибавочной стоимости.

Первый характерен для раннего капитализма, второй – для зрелых его форм. Сокращение необходимого времени может быть достигнуто при удешевлении средств существования рабочих, за счет роста производительности труда.

Маркс выделяет еще один путь увеличения прибавочной стоимости: получение избыточной прибавочной стоимости путем снижение индивидуальных издержек производства по сравнению с общественно необходимым. Но этот вид прибавочной стоимости не может присваиваться всеми капиталистами, и даже у отдельных капиталистов он носит временный характер, связанный с применением инноваций до тех пор, пока они не станут общественным достоянием. Следовательно, прибавочная стоимость всегда выступает как результат эксплуатации рабочего, который бесплатно работает на капиталиста.

На основе теории прибавочной стоимости К.Маркс раскрыл категорию «капитал» как самовозрастающую стоимость, выражающую отношения эксплуатации и ввел деление капитала по принципу участия в создании стоимости: на постоянный капитал, представленный в виде средств производства, и переменный капитал, вложенный в рабочую силу. Постоянный капитал (с) – капитал, который в процессе производства не меняет своей величины. Конкретным трудом рабочего он сохраняется и переносится на готовый продукт. Переменный капитал (v) в процессе производства увеличивается благодаря абстрактному труду рабочего, который не только воспроизводит стоимость рабочей силы, но и создает прибавочную стоимость (m). Деление капитала на постоянный и переменный раскрывает двойственную природу стоимости товара. Последняя состоит из перенесенной стоимости (с) и новой стоимости (v + m). В результате стоимость созданного товара выражается:

Капитал в своем движении постоянно увеличивается за счет прибавочной стоимости. Возрастание капитала за счет прибавочной стоимости К.Маркс называет накоплением капитала. Накопление капитала сопровождается изменением его структуры, которая представлена органическим строением капитала, выраженным отношением постоянного капитала к переменному.

Поскольку органическое строение капитала вследствие технического прогресса повышается, спрос на рабочие руки растет медленнее, чем величина капитала. Отсюда, по К.Марксу, неизбежность роста армии безработных, а следовательно, ухудшение положения рабочего класса по мере развития капиталистического производства. К.Маркс сформулировал «всеобщий закон капиталистического накопления»: накопление богатства на одном полюсе, у класса капиталистов, сопровождается накоплением нищеты, ухудшением положения рабочего класса на другом полюсе.

Рост органического строения капитала обусловлен тем, что в погоне за прибылью, в борьбе с конкурентами капиталист вынужден применять новые технологи и машины, заменяя ими живой человеческий труд. Такая стратегия экономического поведения имеет далеко идущие последствия:

  • во-первых, она ведет ко все большей концентрации производства и капитала в руках немногочисленной верхушки общества, которая быстро обогащается на фоне обнищания огромного большинства населения
  • во-вторых, снижается потребность в живом труде, а значит, растет число безработных, не имеющих средств к существованию
  • в-третьих, постепенно снижается норма прибыли на применяемый капитал, так как, по Марксу, новая стоимость создается только живым трудом, а его требуется все меньше и меньше

Главный вывод, к которому приходит Маркс, состоит в том, что положение и интересы капиталистов и наемных рабочих диаметрально противоположны, непримиримы в рамках капиталистической системы, которая непрестанно делит общество на два полюса: собственников средств производства, покупающих и эксплуатирующих чужую рабочую силу, и пролетариев, у которых нет ничего, кроме рабочей силы, которую они вынуждены постоянно продавать, чтобы не умереть с голода. Таким образом, учение о внутренних законах развития капитализма превратилось в учение об исторической неизбежности его гибели и обосновании революционного перехода к социализму. В недрах капитализма создаются объективные и субъективные условия его уничтожения, предпосылки замены капитализма новым, лишенным эксплуатации обществом. Решение этой проблемы происходит революционным путем. Исследованием исторической тенденции капиталистического накопления завершается первый том «Капитала».

Второй том «Капитала» вышел в свет в 1885 году. Он посвящен исследованию процесса производства как единства производства и обращения сначала применительно к индивидуальному, а затем — к общественному капиталу. К.Маркс анализирует кругооборот трех функциональных форм капитала, денежного, производительного и товарного. В этом томе вводятся категории основного и оборотного капитала, издержек обращения. Рассматриваются проблемы воспроизводства.

К.Маркс построил схемы простого (неизменного по масштабу) и расширенного воспроизводства. Все общественное воспроизводство он разбивает на два подразделения: производство средств производства и производство предметов потребления. Их взаимосвязь представлена уравнением, в котором фигурируют постоянный и переменный капитал и прибавочная стоимость. Вывод из модели сводится к следующему: при простом воспроизводстве сумма переменного капитала и прибавочной стоимости первого подразделения должна равняться постоянному капиталу второго подразделения, а при расширенном воспроизводстве — больше этого постоянного капитала. Схемы простого и расширенного воспроизводства показывали, каким образом осуществляется обмен между двумя подразделениями, воспроизводятся экономические отношения. Рассматривая проблемы воспроизводства, К.Маркс разрабатывает теорию цикла. Отвергая сэевскую концепцию невозможности всеобщих кризисов производства, он доказывал их неизбежность в силу анархии производства. Капиталистическое производство движется через фазы кризиса, депрессии, оживления, подъема — к новому кризису. Внутренняя логика развертывания экономического кризиса раскрывается через следующие положения:

  • зависимость инвестиционной активности от нормы прибыли
  • обратную зависимость уровня заработной платы и нормы прибыли
  • наличие «резервной армии труда», т.е. постоянное превышение предложение над спросом на рынке рабочей силы

Период экономического подъема характеризуется наличием стимулов к накоплению капиталов, растущим спросом на рабочую силу, сокращением безработицы, повышением заработной платы и, следовательно, снижением нормы прибыли. Падение нормы прибыли достигает такой точки, что стимулы к накоплению капитала перестают действовать и инвестиции прекращаются, растет безработица, снижается заработная плата, падают цены, обесцениваются накопленные запасы. Эти процессы в свою очередь вызывают повышение нормы прибыли, что восстанавливает стимулы к накоплению капитала, начинается оживление, а затем и подъем в экономике.

Маркс обратил внимание на то, что цикл приобретает повторяющийся, регулярный характер, поскольку получает материальную основу в виде цикла обновления основного капитала. Кризис синхронизирует выбытие оборудования, начало фазы подъема создает условия для новых массовых закупок и, соответственно, синхронизации процессов его морального старения, последующего выбытия и массовых закупок. Выделение материальной основы 10- летних циклов развития производства при капитализме — важное теоретическое достижение Маркса. В течение каждого цикла происходит реструктуризация экономики, сопровождающаяся ростом инвестиций и созданием рабочих мест ради максимизации прибыли до тех пор, пока в процессе накопления не возобладают тенденции нормы прибыли к понижению, влекущие за собой сокращение производства, занятости, доходов, вследствие чего наступает новая кризисная ситуация. Конечной причиной кризисов, по мнению К.Маркса, является бедность населения и ограниченность спроса, что свидетельствует о необходимости изменения экономической системы.

К.Маркс и Ф.Энгельс считали, что коммунистическое общество пройдет в своем развитии две стадии («социализм» и «коммунизм»). На первый стадии исчезает частная собственность, планирование сломает анархию производства, распределение будет осуществляться по труду, товарно-денежные отношения постепенно будут отмирать. На второй стадии реализуется принцип «от каждого по способности – каждому по потребности».

Заслуги марксизма в развитии экономической теории огромны. Во-первых, был выявлен ряд важнейших черт рыночной экономической системы, связанных с растущей концентрацией производства и капитала, усилением кризисных явлений, эксплуатацией наемных рабочих. Во-вторых, создан новый язык экономической науки, связанный с учением о прибавочной стоимости.

Научное наследие, оставленное К.Марксом, прочитывается по-разному и остается предметом непрекращающихся дискуссий, обсуждений, споров.

Одни пытаются опровергнуть теорию К.Маркса, другие отстаивают ее справедливость, а порой и незыблемость его основных положений и выводов.

Не все идеи марксизма нашли подтверждение в жизни. Не оправдались такие предположения, как положения о непрерывном снижении реальной заработной платы и уровня жизни рабочих, об обнищании пролетариата и классовой поляризации, неизбежности социалистической революции.

К. Марксом и Ф. Энгельсом были недооценены потенциальные силы рыночной системы, ее способности к саморазвитию и видоизменению.

Более взвешенной, объективной оценкой марксистского наследия является стремление уточнить и переосмыслить идеи, содержащиеся в его трудах, с позиций происходящих перемен, выводов экономической науки, достижений общечеловеческой культуры.

Бесспорный вклад марксизма в развитие теории признается всеми без исключения учеными. Марксизм представлял собой стройную научную теорию, в которой были отражены реалии своего времени и многочисленные фактические данные. Научная разработка многих злободневных проблем позволяет его использовать наряду с другими экономическими теориями для выработки современной научной концепции общественного развития.

История 19 века богата на различные философские идеи, течения, которые впоследствии изменили все общественное устройство вплоть до современности. Среди выдающихся философских идей отдельным учением (особенно для нашей страны) стоят идеи марксизма. Влияние теорий и философии Карла Маркса на мировую историографию неоспоримо и среди многих видных исторических деятелей считается самым выдающимся в истории общества не только в 19 и 20 веках, но и за весь период существования цивилизации.

Вконтакте

Возникновение марксизма

Теория о новом экономическом способе производства возникла как естественное явление производственных процессов и экономического уклада тогдашней Европы.

Появление и значительное распространение нового класса – рабочих фабрик и заводов, в значительной мере изменило род социальных и .

Развитие капитализма выражалось в активной эксплуатации рабочих, начиная с 30 годов 19 века. Это явление сопровождалось не улучшением уровня жизни рабочего класса, а стремлением получение как можно большей прибыли и увеличения производительности производств. Капитализм, имея основной целью получение прибыли, не считался с правами и потребностями эксплуатируемого класса.

Сам общественный уклад и наличие неразрешимых противоречий между классами требовали появления новой теории взаимоотношений в обществе. Это марксизм. Последователей Маркса закономерно носили название — марксисты. К самым известными последователями данного движения являлись В.И. Ленин, И.В. Сталин, Мао Цзэдун, Ф. Кастро. Все эти политические деятели способствовали активному развитию идеи марксизма в обществе и строительству социализма во многих странах.

Внимание! Марксизм — это превалирование экономических отношений по сравнению со всеми другими аспектами развития общественных связей – материализмом.

Философия марксизма

Идеи Маркса получили свое закрепление в середине 19 века. Это была эпоха бурного развития капитализма, гигантского скачка промышленности Германии (Карл Маркс был немцем) и усложнения общественных отношений между различными слоями населения.

Как яркий и непревзойдённый философ, Маркс закрепил основные положения теории в своем произведении «Капитал» .

Этот труд закрепил основные идеи материализма и экономическое обоснование нового общественного строя, впоследствии изменившего мир – коммунизма. Классический марксизм характеризовался особыми постулатами. Основные положения марксизма кратко и понятно:

  • Учения мыслителя базировались на материализме общества. Эта теория означала первичность материи перед сознанием, и является чисто философской категорией понимания бытия. Однако, не исключая, а дополняя свои взгляды теориями диалектики в последующем, философия марксизма приобрела материалистически-диалектический характер.
  • Разделение общества не на социальные группы и сословия, как было принято ранее в большинстве социологических учений, а на страты, то есть классы. Именно Карл Маркс первым, кто ввел это понятие, как вид разделения всего общественного устройства. Данный термин тесно связан с материализмом, и выражается в иной классификации общественных отношений между различными представителями общества. Социология марксизма в данном учении понимается, прежде всего, два основных вида – это класс рабочих (эксплуатируемый) и класс капиталистов (эксплуататоров) и взаимодействие между ними на основе товарно-денежных условий;
  • Новый способ понимания экономических отношений между классами, основанный на диалектическом материализме, как применения производственных отношений новой формации (при непосредственном участии рабочих).
  • Экономика образует общество. Именно экономические (производственные отношения) являются базисом для всего общества, первоисточником человеческих отношений. Проще говоря, товарно-денежные и производственные отношения между людьми (изготовление, распределение, продажа ) являются самым главным в отношениях между различными классами и слоями людей. Этот постулат в последующем был закреплен и активно развит в новом учении – экономическом коммунизме.

Разделение на экономические формации

Одним из важнейших постулатов в учении Маркса стало разделение всего исторического периода развития человечества на несколько основных экономических и производственных формаций.

Некоторые историки называли их классами, некоторые стратификацией.

Но смысл от этого не менялся — в основе экономических философий лежит деление людей на классы.

Также примечательно, что в основе формаций лежит принцип производства товаров, приспособлений на основе которых общество и развивалось. Принято выделять 6 таких формаций:

  • Первобытно-общинный строй. Самый первый исторический период развития человеческого общества. С формированием начального периода накопления отсутствует разделение на какие-либо классы или сословия. Вся собственность общины (коллектива) всеобща, и не имеет определенного собственника. При этом учитывая лишь изначальный этап развития человеческого общества, орудия добычи и производства находились на сугубо примитивном уровне и не позволяли производить или собрать достаточно продукции, кроме необходимой лишь для выживания. Такая формация получила наименование примитивного коммунизма именно из-за того, что собственность находилась в руках общины и отсутствовала эксплуатация населения, в собирательстве участвовало все общество.
  • Азиатская формация. Также такой период в истории иногда именуется государственно-общинным строем , так как в последующем при развитии инструментария добычи и совершенствованием способов производства людям удалось получать прибавочный продукт, то есть в обществе происходило накопительство и стали появляться излишки ценностей. Для того, чтобы распределять продукцию и осуществлять централизованный контроль в обществе стал выделяться управленческий класс, который осуществлял лишь управленческие функции и не занимался непосредственным производством продукции. В последующем он (знать, жрецы, часть воинства) образовал элиту государства. Данная формация также отличается от предшествующей наличием и появлением такого понятия, как частная собственность, в последствии именно при данной формации стали появляться централизованные государства и аппарат управления и принуждения. Это означало экономическое и впоследствии политическое закрепление расслоение населения и появление неравенства, что послужило предпосылками к появлению новой формации.
  • Рабовладельческий строй. Характеризуется сильным общественным расслоением и дальнейшим совершенствованием орудий добычи. Накопление первоначального капитала закончилось, а размер добавочного продукта увеличился, что привело к появлению нового класса людей – рабов. В различных государствах положение рабов отличалось, однако общим было полное бесправие. Именно в эту эпоху сформировалось представление об эксплуатируемом классе, как о немых орудиях исполнения воли господ. При том, что производством в ту эпоху занимались именно рабы, они не имели никакой собственности и не получали никаких привилегий или дивидендов от выполняемой работы.
  • Феодализм. Период в истории, который отличается появлением различных сословий, однако также главным образом разделение происходило уже не на рабов и господ, а на зависимых крестьян и представителей знати и духовенства. В этот период происходит законодательное закрепление зависимости крестьян, однако в период этой эпохи крестьяне обладали минимальным набором прав и получали небольшую часть производимого ими продукта.
  • – характеризуется существенным развитием средств производства и развитием общественных отношений. В это время происходит значительное расслоение общества и распределяемых благ в социальной структуре. Появляется новый класс – рабочие, которые обладая общественным сознанием, волей и самовосприятием не имеют социальных прав и отчуждены от распределения и пользования основными общественными благами. Класс капиталистов малочисленен, но при этом диктует свою волю и пользуется абсолютным большинством добавочного продукта. Власть реформируется и преобразуется от власти монархии, как в период феодализма к различным формам выборной . Также положение рабочих отличалось невозможностью накопления первоначального капитала без принудительного труда;
  • Коммунизм – высшая форма развития общества. Суть данной формации заключалась в том, что средства производства должны достичь такого уровня, при котором вся собственность, вне зависимости от ее ценности, становится общественной (общей) , однако уровень производства может обеспечить потребности всех граждан. Классы при такой формации исчезают, все люди имеют одинаковые права и социальное положение, выполняя при этом свою функцию. Это и были основные черты коммунистического строя.

Важно! Достичь коммунизма в истории никому не удалось, несмотря на многочисленные попытки различных государств, поэтому его часто называют утопией.

Что такое марксизм, кратко

Философия и подходы марксизма

Вывод

Появление и последующее развитие марксизма послужило одной из явных причин глобальных общественных изменений в жизни человечества. С появлением СССР теории Маркса получили свое прикладное значение, какие были усовершенствованы и в течении 70 лет наша страна двигалась к построению коммунизма, однако такие попытки не увенчалось успехом. В целом, идеи Маркса положительно повлияли на положение рабочих во всем мире, несмотря на общественный строй, и заставило капиталистов хоть и в незначительной степени улучшить социальный их статус.

Теория марксизма

В первой половине 40-х гг. XIX в. Карл Маркс и Фридрих Энгельс начали продолжавшуюся затем всю их жизнь разработку учения о наиболее общих законах и движущих силах развития общества. Их концепция исторического материализма явилась структурной частью философских, экономических, социально-политических воззрений, в совокупности составивших теорию марксизма, которая представляет собой попытку интерпретировать прошлое человечества, показать его настоящее и дать прогноз будущего с позиций материалистического понимания истории. Краеугольным камнем марксистской теории является положение, согласно которому главным, определяющим фактором и основой всего исторического развития являются не идеи, не те или иные воззрения людей, а условия материальной жизни общества, общественное производство. Для того чтобы оно функционировало, необходимо включить в действие производительные силы, т.е. сочетание созданных обществом средств производства (орудия и предметы труда) и людей, которые обладают необходимыми опытом, знаниями и навыками. Естественно, что в процессе производительного труда и вследствие этого процесса люди вступают друг с другом в определенные отношения (собственности, товарообмена, купли, продажи, денежных расчетов и т.д.). Эти производственные отношения, взятые в целом, составляют экономическую структуру общества, его базис. На нем возвышается политическая надстройка (государство, право, политические учреждения и организации) и развиваются различные формы общественного сознания (философия, искусство, мораль, религия и т.п.).
Единство производительных сил и производственных отношений составляет способ производства, т.е. определенный способ добывания материальных благ, необходимых для производственного и личного потребления. Способ производства с соответствующей ему надстройкой выступает как исторический тип общества — общественно-экономическая формация: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Каждая из них представляет стадию в истории общества, характеризующуюся определенным уровнем развития производительных сил, особым типом производственных отношений и соответствующими им политическими учреждениями, идеологией, нравственностью, культурой, национальными отношениями, социальным поведением людей.
В антагонистических формациях господствующий класс отличает владение средствами производства, что позволяет ему эксплуатировать другие классы. Последние не получают полной стоимости своего труда, неоплаченную его часть присваивают господствующие классы и за счет этого обогащаются. Поскольку государство находится под контролем собственников средств производства, постольку оно отражает и защищает интересы господствующих классов, подавляя сопротивление эксплуатируемых. Но наиболее активный элемент общественной формации — материальные производительные силы — находятся в постоянном развитии. С возникновением более прогрессивных средств производства появляются и новые собственники. Их потребностям перестают соответствовать существующие, но уже устаревшие производственные отношения. Не желая становиться объектом эксплуатации, этот восходящий класс выдвигает свои претензии на государственную власть, которая должна служить его интересам: обеспечить утверждение новых производственных отношений, отвечающих достигнутому уровню развития производительных сил. Он начинает борьбу — идеологическую, экономическую, политическую — со старым классом и его государством. Обострение противоречий ведет к социальной революции и смене общественно-экономических формаций. Новый класс неизбежно побеждает, потому что на его стороне экономическое превосходство, а старый класс, утратив господствующую роль, постепенно исчезает с исторической арены. Торжество нового способа производства наделяет класс-победитель возможностью эксплуатировать подчиненные ему классы, пока последние в свою очередь не возьмут реванш. Таким образом, вся история общества после выхода человечества из первобытного состояния наполнена борьбой классов. Она выступает в качестве главной движущей силы исторического прогресса, поскольку способствует расшатыванию и в конечном счете ликвидации старого строя и замене его новым. Эта борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми будет продолжаться, пока не исчезнут сами антагонистические классы. Идея о том, что на содержание и ход исторического процесса решающее воздействие оказывает классовая борьба, составляет одно из важнейших положений марксизма.
Суть марксизма.
Доктрина марксизма исходит из того, что единственной причиной несправедливости, неравенства, эксплуатации, нужды является частная собственность на средства производства. Соответственно достойное трудящегося будущее виделось в социализме, т.е. альтернативной капитализму общественной системе, где частная собственность будет превращена в общественную, а анархия рынка заменена планированием производства. Переход от капитализма к социализму представляет собой закономерный процесс, а следовательно, объективно неизбежен, но он разрешится не эволюционным, а революционным путем. Социалистическая революция приведет к обобществлению средств производства, распределения и обмена, т.е. к переходу земли и недр, рудников и заводов, транспорта и связи, финансовых и прочих учреждений в руки всего народа.
Условием социалистических преобразований марксизм считает установление диктатуры пролетариата. Сама формула «диктатура рабочего класса» впервые появилась в работе Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» и в его письме к И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. В последнем он подчеркивал: «классовая борьба неминуемо ведет к диктатуре пролетариата». Затем Маркс провозгласил ее необходимость в «Критике Готской программы»: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата». Энгельс также писал о ней: «Посмотрите на Парижскую коммуну. Это была диктатура пролетариата». С тех пор признание необходимости диктатуры пролетариата для построения социалистического общества стало одним из главных постулатов марксизма. Вера в неизбежную победу социализма и необходимость ускорить революционными методами грядущую гибель капитализма находила широкое распространение среди рабочих, стимулировала их выступления под социалистическими лозунгами.

Ревизия марксизма

Переход капитализма на рубеже XIX — XX вв. в империалистическую стадию, крупные перемены в экономике, приспособление производственных отношений к мощному подъему производительных сил, концентрация производства и другие факторы породили сомнения в верности марксистской концепции. В 1896—1898 гг. немецкий социал-демократ Эдуард Бернштейн опубликовал серию статей, а в 1899 г. на их основе издал книгу «Проблемы социализма и задачи социал-демократии». В ней он констатировал: «Я должен сознаться, что настоящий труд во многих существенных пунктах уклоняется от взглядов, высказанных Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом» .
Прежде всего Бернштейн выступил против экономического детерминизма Маркса и его ортодоксальных последователей. В 1859 г. Маркс писал: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности... Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». При таком подходе следует допустить неминуемость революции, которую, когда она созреет, пролетариат и должен совершить. Бернштейн с этим полемизирует. По его мнению, не только экономика, но и идеологические принципы, нормы социальной этики, стремление к справедливым общественным отношениям, правовое сознание являются действенным фактором исторического развития, способным модифицировать общество.
Из этого следует, что не обязательно революционными методами взрывать экономические отношения, можно их изменить в соответствии с новыми потребностями общества. Отсюда следует, что социальная революция не является неизбежной, общественные противоречия могут быть разрешены путем реформ, а само общество эволюционировать по пути прогресса. Бернштейн поставил под сомнение вывод марксизма о неизбежности гибели капитализма под воздействием противоречий, нараставших в процессе его развития. Он полагал, что капитализм располагает достаточными средствами адаптации к меняющимся условиям. Аргументация Бернштейна сводилась к следующему. С марксистским положением о концентрации собственности в руках небольшой и постоянно сокращающейся группы крупных капиталистов не согласуется факт абсолютного и относительного роста числа собственников. Более того, образование акционерных обществ противодействует централизации и допускает дробление уже сконцентрированного капитала, а это ведет к его демократизации. Наконец, крупное производство не только не поглощает мелкое, но и само может процветать лишь рядом с ним. При этом по мере расширения мирового рынка, увеличения кредитов, возникновения картелей, улучшения транспорта и связи расширяется сфера регулирующих начал в экономике и уменьшается возможность кризисов.
Неприятие марксова экономизма Бернштейн дополнил критикой бланкизма, под которым он имел в виду идею революционного захвата власти пролетариатом и установление его диктатуры. Бернштейн оспорил ее необходимость для построения социалистического общества. Он обратил внимание на то, что рабочий класс нельзя определить общим, нерасчлененным понятием «пролетариат», поскольку ему присуще ярко выраженное социальное расслоение. Бернштейн подчеркивал, что современные наемные рабочие не представляют собой однородной массы. Ее дифференцированность приводит к существенным различиям в способах занятий и высоте заработка, что отражается в ином образе жизни и различных жизненных требованиях. Из этого Бернштейн делал вывод: «Стремление промышленных рабочих к социалистическому производству является скорее предположением, нежели достоверным фактом». Поэтому Бернштейн полагал, что захват политической власти социал-демократией не может привести к социализму. Различия в рядах рабочего класса, если это случится, обернется непримиримыми противоречиями.
Для марксистов завоевание власти пролетариатом только прелюдия к обобществлению собственности. Но, по Бернштейну, национализация обречена на неудачу, поскольку, по его мнению, государство никогда не в состоянии было бы взять на себя всю массу средних и крупных предприятий. Причина этого, как полагает Бернштейн, в том, что государство не смогло бы создать соответствующий экономически-административный аппарат. Опыт СССР показал, что государство все же может взять на себя монопольное управление всем производством и распределением. Но обеспечить эффективное функционирование народного хозяйства не в состоянии.
Анализ современного ему общества привел Бернштейна к выводу о невозможности перехода к социализму с применением политического насилия, наоборот, он должен быть результатом эволюционного развития. Возможность перехода к социализму путем последовательного реформирования общества Бернштейн основывал на общечеловеческом, надклассовом характере либеральной идеологии. Он высказывался по этому поводу вполне определенно: «Что же касается либерализма как мирового исторического движения, то социализм не только по времени, но и по внутреннему своему содержанию является его законным наследием». Движение в сторону социализма, по его мнению, будет выражаться в расширении прав и обязанностей отдельной личности по отношению к обществу и обязанностей общества по отношению к отдельной личности; развитии демократического самоуправления; расширении права надзора государства за хозяйственной жизнью и постепенном переходе хозяйственных предприятий из частного владения в общественное; росте национального богатства, ибо чем богаче общество, тем легче и обеспеченнее осуществляются социалистические требования. Именно в этом направлении, по Бернштейну, и должна была работать социал-демократия.
Концепция Э. Бернштейна вызвала резко негативную реакцию марксистов. С критикой выступили В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, К. Каутский, Ф. Меринг, Р. Люксембург, Ж. Гед, П. Лафарг и др. Но она нашла и сторонников: на позиции реформизма перешла значительная часть социал-демократии в разных странах. Отказ от идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата сделал социалистические партии привлекательными для многих представителей мелкой буржуазии, интеллигенции. В Германии, например, в конце XIX — начале XX в. из числа голосов, поданных на выборах за социал-демократов, 25% принадлежало им. Реформистская концепция социализма, восходящая к бернштейнианству, не исчерпала себя и в современной западноевропейской политической традиции.

Карл Маркс (1818-1883) – основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии.

Исходный пункт эволюции мировоззрения Маркса – гегелевская философия. М. наиболее последовательно отстаивал и в теории и на практике революционно-демократическую позицию. В 1841 г. оставаясь еще идеалистом делает радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Практическая деятельность и теоретические исследования приводят его к столкновению с гег. фил, из-за примирительных тенденций, консервативных политических выводов, несоответствия теор. положений реальным общественным отношениям и задачам их преобразования. Это вылилось в переход на материалистические позиции. На что существенно повлияло знакомство с реальными экономическими отношениями и фил. Фейербаха. В 1844 г происходит окончательный переворот в мировоззрении М. Он меняет классовую позицию и переходит от революционного демократизма к научному коммунизму. Это обусловлено нарастанием классовой борьбы в Европе. Раскрывает историческую роль пролетариата. Приходит к выводу о неизбежности социальной революции. Сближается с Энгельсом.

Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма – "ранний" и "поздний". Для "ранего" – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний" – здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества.

Осн. тезисы : 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Осн. принцип : антогонизм между производственными силами и производственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк. формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). Тесно связан с эк. История рассматривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ - материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ"а и окр. действительности. Б определяет С, обратное вообще говоря неверно.



 

Возможно, будет полезно почитать: