Твардовский по праву памяти краткое.

На вопрос Александр Твардовский. По праву памяти. "Основной смысл и значение произведения для периода в котором оно было написано" заданный автором Ѐоман Шестаков лучший ответ это В жанрово-тематическом плане - это лирико-философское раздумье,
«дорожный дневник» , с ослабленной сюжетностью.
Действующие лица поэмы -необъятная Советская страна, её люди, стремительный разворот их дел и свершений.
Текст поэмы содержит шутливое признание автора - пассажира поезда «Москва - Владивосток» . Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя.
Поэма «По праву памяти» мыслилась первоначально автором как одна из «дополнительных» глав к поэме «За далью - даль» , приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя «По праву памяти» не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным «циклом» , вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора «Василия Теркина» . Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины. Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души:
Перед лицом, ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, -
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой…
Поэма композиционно распадается на три части.
В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои
юношеские мечты и планы.
И где, кому из нас придется,
В каком году, в каком краю
За петушиной той хрипотцей
Расслышать молодость свою.
Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится,
то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты.
Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба:
Готовы были мы к походу
Что проще может быть:
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
А если - То и жизнь отдать…
Лишь от себя теперь добавим.
Что проще - да. Но что сложней?
Вторая глава «Сын за отца не отвечает» самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь.
В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи
в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму «По праву памяти» .
Конец твоим лихим невзгодам,
Держись бодрей, не прячь лица.
Благодари отца народов. Что он простил тебе отца.
Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме.
Да, он умел без оговорок,
Внезапно - как уж припечет -
Любой своих просчетов ворох
Перенести на чей-то счет:
На чье-то вражье искаженье
Того, что возвещал завет
. На чье-то головокруженье
От им предсказанных побед.
Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов.
И все были виновны перед ним уже в том, что были живы.
В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память.
Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, «живы» наши предки, их дела и подвиги. Память-это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться
от Божьего дара в угоду кому бы то ни было.
Поэт утверждает:
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…
Эта поэма -своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. Все мы совершаем ошибки в молодости, порой роковые, а вот поэм это в нас не рождает. У большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи.
А вы, что ныне норовите
Вернуть былую благодать,
Так вы уж Сталина зовите-
Он Богом был -
Он может встать.

Смыкая возраста уроки.
Сама собой приходит мысль -
Ко всем, с кем было по дороге
Живым и павшим отнестись.
А. Твардовский

Великие события, произошедшие в нашей стране, отразились в творчестве Александра Трифоновича Твардовского и в форме прямого их изображения, и в форме связанных с ним отдельных переживаний-размышлений. В этом смысле его творчество в высшей степени злободневно.
Крупнейшим послевоенным произведением Твардовского явилась поэма “За далью - даль”. В жанрово-тематическом плане - это лирико-философское раздумье, “дорожный дневник”, с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы - необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора - пассажира поезда “Москва-Владивосток”. Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя. Поэма “По праву памяти” мыслилась первоначально автором как одна из “дополнительных” глав к поэме “За далью - даль”, приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя “По праву памяти” не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным “циклом”, вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора “Василия Теркина”. Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины. Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души:

Перед лицом, ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, -
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой...

Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы.

И где, кому из нас придется,
В каком году, в каком краю
За петушиной той хрипотцей
Расслышать молодость свою.

Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба:

Готовы были мы к походу
Что проще может быть:
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
А если -
То и жизнь отдать...
Лишь от себя теперь добавим.
Что проще - да.
Но что сложней?

Вторая глава “Сын за отца не отвечает” самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму “По праву памяти”.

Конец твоим лихим невзгодам,
Держись бодрей, не прячь лица.
Благодари отца народов.
Что он простил тебе отца.

Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме.

Да, он умел без оговорок,
Внезапно - как уж припечет -
Любой своих просчетов ворох
Перенести на чей-то счет:
На чье-то вражье искаженье
Того, что возвещал завет.
На чье-то головокруженье
От им предсказанных побед.

Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов. И все были виновны перед ним уже в том, что были живы.
В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, “живы” наши предки, их дела и подвиги. Память - это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает:

Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу...

Эта поэма - своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. Все мы совершаем ошибки в молодости, порой роковые, а вот поэм это в нас не рождает. У большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи.

А вы, что ныне норовите
Вернуть былую благодать,
Так вы уж Сталина зовите -
Он Богом был -
Он может встать.


А. Т. Твардовский
По праву памяти
В жанрово-тематическом плане – это лирико-философское раздумье, “дорожный дневник”, с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы – необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора – пассажира поезда “Москва-Владивосток”. Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя.
Поэма “По праву памяти” мыслилась первоначально автором как одна из “дополнительных” глав к поэме “За далью – даль”, приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя “По праву памяти” не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным “циклом”, вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора “Василия Теркина”. Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины.
Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души:
Перед лицом, ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, –
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой…
Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы.
И где, кому из нас придется,
В каком году, в каком краю
За петушиной той хрипотцей
Расслышать молодость свою.
Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба:
Готовы были мы к походу
Что проще может быть:
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
А если –
То и жизнь отдать…
Лишь от себя теперь добавим.
Что проще – да.
Но что сложней?
Вторая глава “Сын за отца не отвечает” самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму “По праву памяти”.
Конец твоим лихим невзгодам,
Держись бодрей, не прячь лица.
Благодари отца народов.
Что он простил тебе отца.
Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме.
Да, он умел без оговорок,
Внезапно – как уж припечет –
Любой своих просчетов ворох
Перенести на чей-то счет:
На чье-то вражье искаженье
Того, что возвещал завет.
На чье-то головокруженье
От им предсказанных побед.
Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов. И все были виновны перед ним уже в том, что были живы.
В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, “живы” наши предки, их дела и подвиги. Память – это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает:
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…
Эта поэма – своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. Все мы совершаем ошибки в молодости, порой роковые, а вот поэм это в нас не рождает. У большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи.
А вы, что ныне норовите
Вернуть былую благодать,
Так вы уж Сталина зовите –
Он Богом был –
Он может встать.



  1. В творчестве Твардовского запечатлены основные вехи развития советской страны: коллективизация, Великая Отечественная война, послевоенное возрождение. Это поэт – советский по сути своей, но, вместе с...
  2. Смыкая возраста уроки. Сама собой приходит мысль – Ко всем, с кем было по дороге Живым и павшим отнестись. А. Твардовский Великие события, произошедшие в...
  3. В жанрово-тематическом плане – это лирико-философское раздумье, “дорожный дневник”, с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы – необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел...
  4. Писать стихи Александр Трифонович Твардовский начал с раннего детства. Судьба крестьянства в годы коллективизации – основная тема первых поэм Твардовского: “Путь к социализму” (1931 г.),...
  5. Писать стихи Александр Трифонович Твардовский начал с раннего детства. Но настоящую славу молодому поэту принесла опубликованная в 1936 г. поэма “Страна Муравия”, где в незатейливой...
  6. Александр Твардовский был подлинным сыном времени, прошел все лабиринты, бился о стены всех тупиков страшной и великой эпохи в жизни страны. Время великого перелома: коллективизация,...
  7. Александр Трифонович Твардовский Твардовский родился в 1910 году в деревне Загорье Починковского района Смоленской области в семье крестьянина, сельского кузнеца. Отец поэта, Трифон Гордеевич, при...
  8. А. Т. Твардовский – ярчайший поэтический талант. Доминирующая черта его творчества – высочайший уровень гражданского беспокойства во всех без исключения жизненных ситуациях. Счастлив тот, кто...
  9. Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала “Новый мир”. Именно...
  10. На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты – тени этих событий смотрят на нас сквозь...
  11. Русскую поэзию всегда отличала высокая гражданственность, или, по Пушкину, “дум высокое стремленье”. Высокой гражданственностью проникнуто и творчество поэта Александра Трифоновича Твардовского. Великие события времени неизменно...
  12. А. Т. Твардовский – ярчайший поэтиче- ский талант. Доминирующая черта его твор- чества – высочайший уровень гражданского беспокойства во всех без исключения жиз- ненных ситуациях....

Известная поэма Александра Твардовского «По праву памяти», краткое содержание которой можно найти в этой статье, является последним и итоговым произведением поэта. Известно, что работа над этой поэмой длилась долго, но ее замысел он вынашивал в себе всю жизнь, пройдя через те испытания, которые и легли в основу сюжета.

История создания

Впервые поэма «По праву памяти», краткое содержание которой есть в этой статье, была напечатана во втором номере известного журнале «Знамя». В том же 1987 году ее опубликовали в третьем номере журнала «Новый мир». Известно, что поэт начала свою работу над произведением в 1963 году, и она продолжалась на протяжении шести лет. Тогда же в 1969 году было напечатано несколько фрагментов из текста.

В поэме есть и небольшое предисловие, которое написано Марией Твардовской. В нем объяснялось, что такой срок написания произведения связан со смертью матери поэта.

Поэма Твардовского написана в форме исповеди. Повествование идет лирическое, и все, о чем пишет автор, касается судьбы самого поэта. В произведении «По праву памяти», краткое содержание которой есть в этой статье, нет глав, которые бы имели сюжетные повествования. Это в первую очередь исповедальное произведение, и оно является своеобразным монологом автора. Поэт рассказывает о том, что им было пережито в годы коллективизации. Все, рассказанное Твардовским, было забыто на многие годы, так как на подобные темы нельзя было говорить.

В поэме звучит монолог, наполненный горечью и скорбью. Автор пишет о том, как сложилась судьба его отца. Рассказывает, как прошла юность самого поэта, который сам был постоянно подвержен гонениям. Читатель хорошо чувствует гражданскую позицию автора. Название произведения не случайно. Право памяти - это личная боль поэта Твардовского.

Тема покаяния

Жизнь самого поэта Твардовского связана с теми страшными и трагическими годами, которые пережил русский народ. Он решил в поэме «По праву памяти», краткое содержание которой есть в статье, показать ужасные сталинские репрессии и хрущевскую оттепель.

Главная тема поэмы - покаяние. Автор говорит о том, что проблема памяти постепенно перерастает в проблему ответственности будущего поколения. Мастер говорит: молодые люди не желают разбираться в том, что было в прошлом. Автор считает, что человек не имеет право забывать страшное прошлое своей страны и своего народа. Ведь если все забыть, то трагические и страшные последствия неизбежны. Связь поколений находит сильное звучание в произведении Александра Трифоновича Твардовского.

Пережив арест отца, автор показывает, как сложно выжить в обществе, если на ребенке уже поставили клеймо «сын врага народа». И чтобы жизнь протекала по-другому, нужно было отказаться от отца, то есть предать самого близкого и родного человека. И в этом заключается трагедия отдельного гражданина и всего поколения. Отсюда и такое двойственное отношение к Сталину: как к сильной личности и тирану. Поэт считает, что молодое поколение должно знать суровую правду о страшном времени правления вождя. Неудивительно, что тема покаяния оказывается основной в поэме.

Твардовский, «По праву памяти»: краткое содержание по главам

В первой части поэмы А. Т. Твардовского («Перед отлетом») показаны деревенские ребята, которые молоды, полны сил и строят планы на будущее. Они желают служить во благо своей Родины. Но уже во второй части («Сын за отца не отвечает») показана семья, которая сослана в Сибирь. Что-то изменить к лучшему в их жизни уже невозможно. Молодой деревенский мальчишка, который верил в эту страну, получил удар в спину. И его крик - свой крик души - показывает и описывает Твардовский. «По праву памяти», краткое содержание которой изложено в этой статье, показывает очень важные вещи. Читатель видит, как лирический герой желает понять, разобраться и осмыслить все то, что произошло с ним и его семьей.

Третья часть поэмы называется «О памяти». В ней автор обращается к своему читателю и просит никогда не забывать страшные страницы нашей истории.

Анализ поэмы

Автобиографическая поэма «По праву памяти», краткое содержание которой мы рассматриваем, делится на три части. Первая - это радужные и прекрасные впечатления юности, когда еще строятся надежды. Но настроение второй части поэмы резко меняется. Через всю главу проходит боль самого автора, который стал «врагом народа». Чтобы получить личную свободу, нужно отказаться от родственников. Но герой произведения не желает этого делать. Он желает заступиться на своего отца. Создает его образ. Описание труженика, крестьянина с большими руками, становится ключевым. Поэт не старается оправдаться. Он просто не считает себя виноватым за то, что, даже не участвуя в злодеяниях того времени, он, как и многие другие, оставался молча в стороне. И расплатой за такое поведение становятся огромнейшие нравственные муки, которые длятся десятилетиями.

Третья глава - это итог раздумий автора о его жизни, которую он прожил. Твардовский размышляет о том, что он успел сделать и как пережил все те трудности, которые выпали на его долю. Основная мысль этой части - это историческая память, которая всегда должна жить. Это и будет искуплением вины и неким покаянием.

В жанрово-тематическом плане - это лирико-философское раздумье, «дорожный дневник», с ослабленной сюжетностью. Действующие лица поэмы - необъятная Советская страна, её люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора - пассажира поезда «Москва-Владивосток». Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя.

Поэма «По праву памяти» мыслилась первоначально автором как одна из «дополнительных» глав к поэме «За далью - даль», приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя «По праву памяти» не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным «циклом», вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора «Василия Теркина». Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины.

Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души:

Перед лицом, ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, -
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой…

Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы.

И где, кому из нас придется,
В каком году, в каком краю
За петушиной той хрипотцей
Расслышать молодость свою.

Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба:

Готовы были мы к походу
Что проще может быть:
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
А если -
То и жизнь отдать…
Лишь от себя теперь добавим.
Что проще - да.
Но что сложней?

Вторая глава «Сын за отца не отвечает» самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму «По праву памяти».

Конец твоим лихим невзгодам,
Держись бодрей, не прячь лица.
Благодари отца народов.
Что он простил тебе отца.

Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме.

Да, он умел без оговорок,
Внезапно - как уж припечет -
Любой своих просчетов ворох
Перенести на чей-то счет:
На чье-то вражье искаженье
Того, что возвещал завет.
На чье-то головокруженье
От им предсказанных побед.

Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов. И все были виновны перед ним уже в том, что были живы.

В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, «живы» наши предки, их дела и подвиги. Память - это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает:

Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…

Эта поэма - своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. Все мы совершаем ошибки в молодости, порой роковые, а вот поэм это в нас не рождает. У большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи.

А вы, что ныне норовите
Вернуть былую благодать,
Так вы уж Сталина зовите -
Он Богом был -
Он может встать.



 

Возможно, будет полезно почитать: