Уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций. Возможности снижения риска возникновения опасных ситуаций

Риски чрезвычайных ситуаций

Жизнь человека и существование человеческих сообществ обусловлены и сопровождаются множеством разнообразных факторов. Однако из целей индивидуальной и общественной жизнедеятельности человечество всегда предпочитало, иногда интуитивно, иногда осознанно, стремление к повышению качества жизни - чаще для избранных, реже для всех.

В свою очередь, из многих существенных показателей качества жизни главными приоритетами постоянно являлись стремление человека и общества обеспечить сытое существование, сохранить жизнь и здоровье, защититься от агрессии, добиться комфортных условий бытия, сберечь окружающую среду обитания.
Большинство из названных приоритетов непосредственно принадлежат к области безопасности. Таким образом, безопасность является важнейшей составляющей качества жизни, важнейшей целью существования.

Почему это происходит? Чем обусловлено такое важное значение безопасности жизнедеятельности и в прежние и в нынешние времена? Почему деятельность по обеспечению безопасности всегда являлась столь востребованной?

Высокая роль безопасности определяется непреложным наличием в природной и социальной сферах обитания человечества многочисленных постоянных и разнообразных опасностей. Именно наличие в этом мире опасностей, грозящих всем и каждому, обусловливает перманентную необходимость прилагать усилия для обеспечения личной, общественной, государственной и всякой иной безопасности.
Что же такое опасность?

Это понятие может быть отнесено к разряду наиболее общих представлений, отражающих основные свойства и закономерности явлений объективной реальности. Понятие "опасность" может быть поставлено в ряд с такими основополагающими категориями жизнедеятельности как "жизнь", "сознание", "язык", "труд", "радость", "страдание", "успех", "качество" и другими неотъемлемыми частями бытия, его фундаментальными свойствами и особенностями.

Несмотря на сложность содержания понятия "опасность", нормы русского языка определяют его довольно однозначно. В самом общем случае опасность - это потенциальная возможность вызвать вред, принести несчастье. Опасность также может быть представлена как возможный результат действия тех или иных негативных факторов на те или иные объекты. Опасностью, равным образом, можно назвать состояние той или иной среды (природной, хозяйственной, политической, социальной, техногенной, психофизиологической и т.д.), чреватой своими резкими изменениями, наносящими вред. Иногда опасность трактуют как возможность утраты существенных свойств или целостности из-за неудовлетворения каких-либо потребностей.

Уясняя понятие опасности, необходимо помнить, что здесь имеется в виду лишь потенциальная возможность несчастья, а не само несчастье. Это напоминание необходимо потому, что на практике иногда путают опасность с ее реализацией.

Время от времени опасности реализуются и становятся фактом жизни, превращаясь из потенциального состояния в различного вида реальные негативные события - стихийные бедствия, аварии и т.д.. Возникают поражения, ущербы, другие негативные последствия этих событий. В результате на каких-либо участках, местностях, территориях могут сложиться чрезвычайные ситуации различного масштаба. О существе понятия "чрезвычайная ситуация" разговор еще впереди, сейчас же уместно сказать об их возможном характере.

В зависимости от природы негативного (чрезвычайного) события чрезвычайные ситуации также имеют различное происхождение или различный характер, как принято говорить. Поскольку предметом нашего изучения является безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, то и характер круга рассматриваемых в данном пособии опасностей, порождаемых ими чрезвычайных событий и ситуаций, преимущественно будет касаться природной и техногенной сфер.

Негативное (чрезвычайное) событие, явившееся результатом реализовавшейся опасности и послужившее причиной возникновения чрезвычайной ситуации, принято называть ее источником. По официальной трактовке источник чрезвычайной ситуации - это опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (ГОСТ Р 22.0.02-94).

В нашей стране официально стандартизирован также термин "источник опасности". По ГОСТ Р 22.10.01-2001 источником опасности называется явление, процесс или объект, которые могут послужить причиной ущерба.

Уточнению представления об опасности помогает определение опасности в чрезвычайных ситуациях, которая согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 представляет собой состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, то есть на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Опасность всегда выражается через связь двух сторон. Одна их них - субъекты опасности (природные явления, экономические, социальные, политические, техногенные процессы, движущиеся или иные потенциально опасные материальные объекты, негативные или ошибочные намерения и т.д.) - выступает источником, носителем опасности. Другая сторона - объекты опасности (люди, их сообщества, рукотворные материальные объекты, объекты природы) - является потенциально пострадавшей стороной, которая может испытать на себе негативное, чаще - поражающее воздействие субъекта опасности. При этом обе стороны могут быть составляющими одного и того же предмета или явления. В качестве примера назовем промышленное предприятие, на котором по внутренним причинам может возникнуть авария. В этом случае предприятие в целом одновременно оказывается и субъектом и объектом опасности.

Степень опасности зависит от вероятности ее реализации, энергетической мощи возможных явлений или процессов, интенсивности возможного воздействия на объект, а также от уязвимости и защищенности от них объекта опасности.

Условно опасность может быть представлена в двух формах - в форме вызовов и в форме угроз.
Под вызовом понимается совокупность обстоятельств, порождающих гипотетическую опасность, которая в перспективе может превратиться в непосредственную опасность. Примерами вызовов в области природной и техногенной безопасности являются опасность падения на Землю крупных небесных тел, возможные нарастающие изменения глобального климата, истощения озонового слоя атмосферы Земли, непредсказуемые результаты генно-инженерных исследований, перспектива создания новых опасных производств и видов оружия и другие. Заблаговременное выявление и осознание вызова очень важно, поскольку позволяет заранее принять меры по предотвращению перехода опасности в форму угрозы.

Наиболее распространенными формами опасностей являются угрозы, которые представляют собой непосредственную опасность возникновения тех или иных катаклизмов, бедствий, невзгод, несчастий, а также наличие обстоятельств, стимулирующих эти чрезвычайные события. В качестве таких обстоятельств могут выступать природные, общественные, техногенные закономерности, обусловливающие опасность, технико-экономическая отсталость, структурные и функциональные недостатки систем безопасности, преступные намерения, декларирование и демонстрация опасных намерений, ошибочные оценки степени опасности, нерациональное природопользование и многое другое.

Оперируя понятиями форм опасности, необходимо учитывать то обстоятельство, что границы между ними в определенной степени условны. Поэтому существуют некоторые трудности четкого разделения вызовов и угроз между собой. Наиболее распространенной на практике формой опасности является угроза.

Одной из характеристик опасности, широко используемой в настоящее время, является риск. Риск - это степень опасности испытать негативные воздействия или неудачи в предпринимаемых действиях. Другими словами риск - это измеренная возможность того, что ход событий, действия и результаты деятельности приведут к последствиям, отрицательно воздействующим на человеческие ценности.

Приведем еще некоторые общие определения, где риском могут быть названы: вероятность реализации опасности; потенциальная опасность получения нежелательных (негативных) результатов; элемент социального управления в условиях неопределенности.

Эти формулировки дополняют и уточняют облик определяемого понятия.

Поскольку риск характеризует степень опасности, он является ее мерой. Оценка риска проводится, как правило, в вероятностном виде. Недаром риск возникновения чрезвычайной ситуации часто рассматривают как вероятность или частоту возникновения источника чрезвычайной ситуации (ГОСТ Р 22.0.02-94).

Для оценки риска необходимы количественные показатели. Они должны обеспечивать сравнимость степени опасности различных ее источников, состояния безопасности для различных видов деятельности и категорий, в целом оценку состояния безопасности жизнедеятельности на определенной территории.

Как правило, понятие риска связывают с возможностью наступления сравнительно редких событий. При этом риск часто отождествляют с вероятностью Q(t) наступления этих событий за интервал времени (t (как правило, за год). Вероятность Q(t) выступает в этом случае как мера (показатель) риска, удобная для сравнения рисков для одного объекта (субъекта) от различных событий или для различных объектов (субъектов) в типовых для них условиях функционирования (деятельности).

Наиболее общим показателем риска считается математическое ожидание (среднее значение) ущерба от опасного события за год:

Если в течение года может произойти N>1 опасного события, то показателем риска служит сумма ущербов от всех событий:

Где wi - ущерб от i-го опасного события;
- средний ущерб при реализации опасного события;
a(t) - математическое ожидание числа событий за год.

Таким образом, наиболее общим показателем риска, применимым для любых N, является.

Таким образом, независимыми переменными, по которым оценивается риск, являются время t и ущерб w, а для оценки (прогноза) риска необходимо определять частоты реализаций опасных событий и ущерб от них.

Оценки частот некоторых событий на территории России за последние годы приведены в табл. 1.1.1, а ущерба - в табл. 1.1.2.

Таблица 1.1.1
Частоты опасных событий


Таблица 1.1.2
Ущерб от чрезвычайных ситуаций на территории России

Оперируя с рисками удобно, в зависимости от их особенностей, подразделять их на некоторые виды, характеризующие отношение риска к объектам опасности, их взаимосвязь.

В случае, когда объектами опасности выступают люди и их сообщества - население опасных территорий, персонал опасных объектов, коллективы, ведущие деятельность, связанную с риском и т.д. - риски удобно подразделить на индивидуальные и коллективные.

Ущерб отражает материальный и финансовый урон, нанесенный в процессе чрезвычайной ситуации. Он бывает прямой и косвенный. Прямой ущерб обусловлен поражающими воздействиями, приводящими к разрушениям, повреждениям, выходу из строя объектов хозяйственного и социального назначения, утраты имущества, нанесению вреда природной среде, природным ресурсам. Косвенный ущерб возникает из-за остановки хозяйственной деятельности, упущенной выгоды, необходимости затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее долговременных последствий.

Иногда, несмотря на малые размеры зоны чрезвычайной ситуации, тяжесть ее последствий может быть весьма значительной и трагичной.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Высокая опасность возникновения чрезвычайных ситуаций , их огромные отрицательные социально-политические последствия у нас в стране и за рубежом требует постоянного противодействия этим угрозам со стороны государственных и общественных институтов. Как мы уже говорили, наличие возможных опасностей во все времена требовало от человека заботиться о своей безопасности. С течением времени организация обеспечения безопасности осложнялась и стала охватывать не только индивидуумов и их низовые сообщества, как, например, семья и трудовой коллектив, но и более высокие структуры, в том числе на государственном и мировом уровнях. В настоящее время говорят о безопасности личности, общества, государства, мирового сообщества. Это трактуется как личная, общественная, национальная, международная безопасность.

Безопасность, с точки зрения традиционного представления о ней в русском языке, - это такое положение (состояние), при котором не угрожает опасность. Часто безопасность трактуют как состояние защищенности от опасности, что, в общем, соответствует основному определению.

Первой базовой категорией безопасности является ее объект, т.е. то, на что направлены усилия по обеспечению безопасности и что лежит в основе исследования и совершенствования безопасности. Исходя из Концепции национальной безопасности Российской Федерации, объектами безопасности являются личность, общество и государство. Если учитывать интересы земной цивилизации в целом, то объектом безопасности можно считать и мировое сообщество в целом.

Субъектами безопасности являются организации и люди, осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности на профессиональной или непрофессиональной основе.

В качестве субъектов безопасности выступают государственные системы, органы безопасности, специалисты в области безопасности, коммерческие и общественные структуры, занимающиеся данной деятельностью, любые граждане, пекущиеся о личной безопасности.

Цели обеспечения безопасности сложны. Во-первых, это превентивное снижение уровня вызовов и угроз. Во-вторых, в случае, когда угрозы реализуются в виде чрезвычайных событий и возникших как их следствие чрезвычайных ситуаций - это защита для снижения потерь и ущерба природных объектов, людей и материальных ценностей от поражающих (возмущающих) факторов, ликвидация возникших негативных последствий и чрезвычайных ситуаций в целом. В обобщенном виде цель обеспечения безопасности может быть сформулирована как стремление обеспечить устойчивость, стабильность, живучесть объектов безопасности, сохранить возможность удовлетворения их потребностей, в том числе жизненно важных, соблюсти их интересы.

Способы достижения безопасности многообразны. Они специфичны для каждого вида угроз, характерны для каждого объекта и субъекта безопасности, соответствуют природе поражающих (возмущающих) воздействий и обусловлены множеством других обстоятельств.

В Российской Федерации для обеспечения безопасности в природной и техногенной сферах создана и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она представляет собой объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций (ГОСТ Р 22.0.02-94).

В процессе достижения этих целей в рамках РСЧС преимущественно и осуществляется напрямую или косвенно управление природными и техногенными рисками, обеспечивается природная и техногенная безопасность.

Управление риском - это основанная на оценке риска целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, при заданных ограничениях на ресурсы и время.

Эта деятельность основывается на системном подходе для принятия решений, выработки процедур и осуществления практических мер в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций, уменьшения их масштабов и проведения защитных мер в ходе ликвидации их последствий.

В общем случае управление риском включает разработку и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Главный элемент этих усилий - процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов, расходуемых для снижения различных видов риска с целью достижения такого уровня безопасности населения, социальных, политических и хозяйственных институтов, окружающей природной среды, какой только достижим в существующих реальных экономических и иных условиях. В целом, когда имеется в виду выработка и реализация комплекса разнообразных мер по управлению совокупности взаимосвязанных рисков, можно говорить об управлении безопасностью в той или иной области. Управление безопасностью при угрозе и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций является широким понятием, включающим не только меры по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий, но и мероприятия по подготовке к отражению реализовавшихся угроз.

Управление риском базируется на комплексном подходе, когда учитывается максимально возможное число значимых компонентов и их взаимосвязей. Этот учет возможен за счет системного анализа. Поэтому принятию управленческих решений должен всегда предшествовать системный анализ, представляющий собой совокупность методов и средств исследований сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов. Он опирается на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. Еще раз подчеркнем, что системный анализ играет важную роль при выработке и принятии управленческих решений, фактически является составной частью управленческой деятельности.
При управлении риском, управлении безопасностью процесс управления начинается со сбора данных и анализа риска.

Анализ риска (или риск-анализ) является процессом идентификации опасностей и оценки риска для отдельных лиц, групп населения, различного рода социальных, политических, хозяйственных структур, элементов окружающей природной среды и других объектов.

Анализ риска может быть также определен как процесс решения сложной задачи, требующей рассмотрения широкого круга вопросов и проведения комплексного исследования и оценки технических, экономических, управленческих, социальных, а в ряде случаев и политических факторов.
Анализ риска имеет ряд универсальных для всех вариантов особенностей:
общей задачей анализа является определение допустимого уровня риска, стандартов безопасности различных объектов;
определение допустимого уровня риска происходит обычно в условиях недостатка или низкой достоверности исходной информации;
в ходе анализа в значительной мере решаются вероятностные задачи, что чревато существенными расхождениями в получаемых результатах;
поскольку в процессе анализа риска решаются многокритериальные задачи, необходим компромисс между сторонами, формирующими исходные данные и использующими результаты анализа.

Следующий, самый важный этап анализа риска - идентификация опасностей. Основная задача - выявление и четкое описание всех присущих системе опасностей. Это ответственный этап анализа, так как невыявленные на этом этапе опасности не подвергаются дальнейшему рассмотрению и исчезают из поля зрения. На этом этапе кроме выявления опасностей проводится их предварительная оценка с целью выбора дальнейшего направления деятельности. Здесь возможно:
прекратить дальнейший анализ ввиду незначительности опасностей;
провести более детальный анализ риска;
выработать рекомендации по уменьшению опасностей.

В принципе весь процесс риск-анализа может закончиться уже на этапе идентификации опасностей. Если анализ не завершается вторым этапом, после идентификации опасностей переходят к этапу оценки риска.
Оценка риска - процесс, используемый для определения величины (меры) риска анализируемой опасности для здоровья человека, материальных ценностей, окружающей природной среды и других объектов, связанных, с реализацией опасности. Оценка риска - обязательная часть анализа. Оценка риска включает анализ частоты, анализ последствий и их сочетаний.

На этом этапе идентифицированные опасности должны быть оценены на основе критериев приемлемого риска с целью выделения опасности с неприемлемым уровнем риска. Эта работа служит основой для разработки рекомендаций и мер по уменьшению опасностей. При этом и критерии приемлемого риска, и результаты оценки риска могут быть выражены как качественно, так и количественно.
Существуют четыре разных подхода к оценке риска: расчетные - инженерный и модельный, и качественные - экспертный и опросный социологический.

Наконец, последний этап анализа риска - разработка рекомендаций по уменьшению его уровня, в случае, если степень риска выше приемлемой.

Множественность результатов анализа и возможность компромиссных решений дают основание считать, что анализ риска не является строго детерминированным процессом, поддающимся проверке объективными, научными методами.

Более предметно рассмотрим риски чрезвычайных ситуаций на примерах природного и техногенного рисков.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения вероятности возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

· мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

· рациональное размещение производительных сил и поселений на территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

· предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося разрушительного потенциала;

· предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

· разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

· обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины;

· подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

· декларирование промышленной безопасности;

· лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

· проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

· государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

· страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

· информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

· подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания. Главной целью мониторинга является предоставление данных для точного и достоверного прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся наблюдением за отдельными видами опасностей. Мониторинговая информация служит основой для прогнозирования, в результате которого получают гипотетические данные о будущем состоянии какого-либо объекта, явления, процесса.

Прогнозирование чрезвычайной ситуации - это опережающее предположение о вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения и ее источника в прошлом и настоящем. Главным в этом процессе является информация об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения. В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежат эвристический и математический подходы. Суть эвристического подхода состоит в изучении и использовании мнений специалистов-экспертов. Этот подход применяется для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя. Математический подход заключается в использовании данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта после их обработки математическими методами для получения зависимости, связывающей эти характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта в заданный момент времени. Этот подход предполагает активное применение моделирования или экстраполяции.


Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В режиме повседневной деятельности прогнозируется возможность возникновения таких ситуаций: их место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики. При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется возможное развитие обстановки, эффективность тех или иных мер по ликвидации ситуации, необходимый состав сил и средств. Наиболее важным является прогноз вероятности возникновения чрезвычайной ситуации. Его результаты могут быть наиболее эффективно использованы для предотвращения многих аварий и катастроф, а также некоторых природных бедствий.

Рациональное размещение производительных сил и поселений на территории страны является эффективной совокупностью мер, обеспечивающих предотвращение значительной части чрезвычайных ситуаций (снижение вероятности их возникновения) и уменьшение в определенных пределах возможных потерь и ущерба от них (смягчение их последствий). Это размещение представляет собой меры по распределению и перераспределению по территории страны объектов экономики и хозяйственной инфраструктуры, а также населенных пунктов в соответствии с критериями их защищенности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Важной частью этих мероприятий является рациональное размещение потенциально опасных объектов и мест утилизации отходов. Объекты экономики размещают таким образом, чтобы они не попадали в зоны, в которых возможные природные и техногенные воздействия на них превышают допустимые нормативные. Объекты экономики должны находиться на таком расстоянии от жилых зон и друг от друга, которое обеспечивает их безопасность. Взрыво-и пожароопасные объекты и их элементы размещают с учетом защитных свойств и других особенностей местности. Потенциально опасные элементы радиационно опасных объектов размещают на таком расстоянии, которое обеспечивает изоляцию реакторных блоков атомных станций друг от друга. Химически опасные объекты возводят на безопасном расстоянии от рек, водоемов, морского побережья, подземных водоносных слоев и размещают с подветренной стороны населенных пунктов и жилых зон. Биологически опасные объекты и их элементы располагают с учетом розы ветров в данной местности. Вокруг радиационно, химически и биологически опасных объектов создают санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. В санитарно-защитных зонах не допускается размещение жилых домов, детских дошкольных учреждений, учебных заведений и некоторых других объектов. Гидротехнические сооружения возводят таким образом, чтобы в зоны возможного катастрофического затопления попадало минимальное число объектов социального и хозяйственного назначения. Размещение населенных пунктов и объектов важного экономического значения в этих зонах не допускается.

Предотвратить большинство чрезвычайных ситуаций природного характера практически невозможно. Однако существует ряд опасных природных явлений и процессов, негативному развитию которых можно воспрепятствовать. Это может быть выполнено проведением мероприятий по предупреждению градобитий, заблаговременному спуску лавин и сбрасыванию селевых озер, образовавшихся в результате завалов русел горных рек. К мерам по предотвращению таких ситуаций могут быть отнесены также локализация или подавление природных очагов инфекций, вакцинация населения и сельскохозяйственных животных.

В техногенной сфере работу по предотвращению аварий ведут в соответствии с их видами на конкретных объектах. В качестве мер, снижающих риск возможных ЧС, наиболее эффективными являются совершенствование технологических процессов; повышение качества технологического оборудования и его эксплуатационной надежности; своевременное обновление основных фондов; использование технически грамотной конструкторской и технологической документации, высококачественного сырья, материалов и комплектующих изделий; наличие квалифицированного персонала, создание и применение передовых систем технологического контроля и технической диагностики, безаварийной остановки производства, локализации и подавления аварийных ситуаций и многое другое.

Одним из направлений эффективного уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций является строительство и использование защитных сооружений различного назначения. К ним следует отнести гидротехнические защитные сооружения, предохраняющие водотоки и водоемы от распространения радиоактивного загрязнения, а также сооружения, защищающие сушу и гидросферу от некоторых других поверхностных загрязнений. Плотины, шлюзы, насыпи, дамбы и укрепление берегов используют для защиты от наводнений. Важная роль в деле снижения ущерба окружающей природной среде отведена коммунальным и промышленным очистным сооружениям.

Для уменьшения негативного воздействия оползней, селей, обвалов, осыпей и лавин в горной местности применяют защитные инженерные сооружения на коммуникациях и в населенных пунктах. Для смягчения эрозивных процессов используют защитные лесонасаждения. Для защиты персонала объектов экономики и населения от опасностей военного времени, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера используются защитные сооружения гражданской обороны.

Одним из направлений уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций является проведение мероприятий по повышению физической стойкости объектов во время стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. К этим мероприятиям, прежде всего, следует отнести сейсмостойкое строительство в сейсмоопасных районах и сейсмоукрепление на этих территориях зданий и сооружений, построенных ранее без учета сейсмичности, а также повышение физической стойкости особо важных объектов, защита уникального оборудования, культурных, исторических, государственных ценностей, резервов наиболее важных ресурсов.

Эффективно содействует уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций (особенно в части потерь) создание и применение систем оповещения населения, персонала и органов управления, прежде всего системы централизованного оповещения на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Благодаря этой системе можно в кратчайшие сроки оповестить об опасности большую часть населения страны или отдельных территорий. Своевременное оповещение позволяет принять меры по защите населения и тем самым снизить потери. На потенциально опасных объектах функционируют локальные системы оповещения, управляемые дежурным персоналом объекта или специалистами централизованной системы оповещения города. Задачей локальной системы оповещения является своевременное оповещение об опасности людей, проживающих вблизи потенциально опасного объекта. На случай, если дежурный персонал не сможет своевременно привести в действие систему оповещения, создают локальные или объединенные автоматизированные системы обнаружения опасных природных и техногенных факторов и оповещения о них. Такие автоматизированные системы контроля радиационной обстановки уже применяются на некоторых отечественных АЭС.

Одним из важнейших мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, прежде всего техногенного характера, является обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины.

Сложившаяся в последние годы ситуация в области эксплуатации промышленных производств, особенно потенциально опасных, характеризуется высоким уровнем аварийности и травматизма. Пожары, взрывы, выбросы токсичных продуктов и другие аварийные ситуации на производстве часто становятся причиной чрезвычайных ситуаций. Несмотря на значительные усилия в области разработки технических систем безопасности и защиты, показатели аварийности в нашей стране в последние годы значительно выросли. В большинстве случаев это связано с низкой обученностью персонала и несоблюдением технологической и трудовой дисциплины. По причине «человеческого фактора» происходит более половины всех техногенных аварий и катастроф на объектах экономики, промышленного и сельскохозяйственного производства, наземном, воздушном и водном транспорте.

В соответствии с действующим законодательством работник несет ответственность за свою производственную деятельность в пределах собственной (аттестационной или лицензируемой) обученности, а также информированности об опасностях при исполнении своих функций на рабочем месте.

Поэтому повышается значимость непрерывного и дополнительного обучения и информирования работников. Трудовым кодексом Российской Федерации, который принят Государственной Думой РФ в декабре 2001 г., предусмотрены обязанности и права как работодателей, так и работников по профессиональной подготовке и переподготовке, а также соблюдению трудовой и технологической дисциплины и требований охраны труда. Много внимания этим вопросам уделяется и в других законодательных и нормативных актах, особенно регламентирующих деятельность в опасных сферах. Так, в статье 10 Федерального закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» говорится об обязанности организации, эксплуатирующей такой объект «обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте».

Профессиональная подготовка работника включает в себя:

первичный инструктаж по безопасным методам работы для вновь принятого или переведенного из одного цеха в другой работника (проводится мастером или начальником цеха);

ежеквартальный инструктаж по безопасным методам работы и содержанию планов ликвидации аварий и эвакуации персонала (проводятся руководителем организации);

повышение квалификации рабочих по специальным программам в соответствии с «Типовым положением» (проводится аттестованными преподавателями).

Противоаварийная подготовка персонала предусматривает выполнение следующих мероприятий:

разработка планов ликвидации аварий в цехах и на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России; а также подготовка планов эвакуации персонала цехов и объектов в случае возникновения аварий;

первичный инструктаж по действиям в соответствии с планами ликвидации аварий и эвакуации персонала для вновь принятых или переведенных из цеха в цех рабочих (проводится мастером или начальником цеха);

ежеквартальный инструктаж по действиям в соответствии с планами ликвидации аварий и эвакуации персонала (проводится руководителем организации).

В соответствии с Федеральным законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. №547 предусмотрено обязательное обучение всех работников предприятий, учреждений и организаций правилам поведения, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Занятия с ними проводятся по месту работы в соответствии с программами, разработанными с учетом особенностей производства. Работники также принимают участие в специальных учениях и тренировках. Для руководителей всех уровней, кроме того, предусмотрено обязательное повышение квалификации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций при назначении на должность, а в последующем не реже одного раза в пять лет.

К мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, следует отнести также поддержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно-эпидемические и ветеринарно-противоэпизоотические мероприятия, эвакуацию населения из неблагоприятных или потенциально опасных зон, обучение населения, поддержание в готовности органов управления и сил и многое другое, а также декларирование промышленной безопасности объекта. Декларация промышленной безопасности разрабатывается на каждом промышленном объекте, деятельность которого связана с повышенной опасностью. Она обеспечивает контроль за соблюдением мер безопасности и позволяет оценить достаточность и эффективность мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Деятельность, связанная с проектированием потенциально опасных объектов промышленности и транспорта, их строительством (реконструкцией), вводом и выводом из эксплуатации, работой на конкретной территории, осуществляется только на основе лицензии, выданной федеральным или территориальным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности. Лицензия является официальным государственным разрешительным документом, удостоверяющим право ее владельца на осуществление определенного вида (видов) деятельности на данной территории в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Для реализации мер по обеспечению природной и техногенной безопасности объектов различного назначения еще на стадии их проектирования осуществляется государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Государственной экспертизе в этой области подлежат:

· градостроительная документация;

· проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, снятие с эксплуатации и ликвидацию объектов промышленного и социального назначения, которые могут быть источником чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· проекты защитных сооружений различного назначения.

Государственная экспертиза по указанным объектам проводится независимо от источников финансирования, организационно-правовых форм и принадлежности объекта на всех стадиях (этапах) разработки документации.

Важным элементом общей деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Его целью является проверка полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности соответствующих должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. Государственный надзор и контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По результатам надзорной и контрольной деятельности в области защиты населения и территорий разрабатываются рекомендации, направленные на снижение риска и уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций, а также обязательные для исполнения решения о расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций.

Эффективным инструментом частичной компенсации ущербов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является страхование природных и техногенных рисков. Оно защищает имущественные и другие интересы граждан и юридических лиц в случае наступления событий (страховых случаев), определенных договором страхования или действующим законодательством.

Огромный потенциал в деле снижения рисков чрезвычайных ситуаций заключается в использовании для оперативного информирования и оповещения населения комплексной системы, включающей в себя федеральные, региональные и местные информационные центры, соединенные с различными оконечными устройствами отображения информации. Такими устройствами в местах массового пребывания людей наружные и внутренние электронные табло с видеокамерами (для обеспечения обратной связи и профилактического наблюдения). В других местах оконечными устройствами могут служить мобильные телефоны, портативные компьютеры с беспроводным выходом в Интернет, бытовые радио-и телеприемники. На указанные устройства может выводиться информация о возможных чрезвычайных ситуациях, характере их поражающих факторов, правилах безопасного поведения, сигналы оповещения. Наличие обратной связи позволяет в этом случае осуществлять интерактивный процесс обучения, а также профилактическое наблюдение и мониторинг мест массового пребывания людей.

Информация о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о состоянии радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях должна быть правдивой и своевременной. Сокрытие, несвоевременное представление, либо представление заведомо ложной информации недопустимо и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время особое значение приобретает борьба с терроризмом В связи с этим разрабатывается и осуществляется комплекс следующих мероприятий:

· уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов;

· разработка на объектах экономики мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических актов;

· внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов;

· осуществление лицензирования деятельности опасных производств, декларирование безопасности и повышение готовности к локализации и ликвидации аварий, в том числе в результате террористических актов;

· подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, использование которых возможно при совершении террористических актов;

· определение перечня и разработка специальных мероприятий по обнаружению и обезвреживанию средств совершения технологических террористических актов.

В качестве профилактических мер на объектах целесообразно использовать следующее:

· ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию;

· установка систем сигнализации, аудио- и видеозаписи;

· тщательный подбор и проверка кадров

· использование специальных средств и приборов обнаружения взрывчатых веществ;

· организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий с работающим персоналом;

· регулярный осмотр территорий и помещений. Все указанные выше мероприятия по предупреждению возникновения и развития 1С имеют общий характер. На каждом отдельном объекте экономики с учетом его специфики специалисты разрабатывают и осуществляют конкретные мероприятия.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Анализ возможных чрезвычайных ситуаций при производстве проектируемого объекта

В процессе выполнения задач дипломного проектирования на территории рабочей зоны или рядом с ней могут произойти различные чрезвычайные ситуации, которые могут отрицательно повлиять на него. Цель данного подпункта - выявить и проанализировать их.

Чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть на территории Украины, делятся по причине их возникновения на ЧС техногенного, природного, социально-политического и военного характера. Согласно территории распространения, величины социальных потерь и материальных убытков и объемов материально-технических ресурсов, которые необходимы для ликвидации их последствий, ЧС делятся на ЧС общегосударственного, регионального, местного и объектного уровня.

Возможные чрезвычайные ситуации, их причины возникновения и код:

пожар (в лаборатории по причине возгорания проводки, загорания компьютера, ---халатного отношения работников - 10201; курение в неположенном месте - 10205);

Аварии на электроэнергетических системах (аварии на электрических сетях - 10706);

Аварии на системах жизнеобеспечения (аварии на тепловых сетях, в системах горячего водоснабжения в холодное время года - 10802; аварии в системах обеспечения населения питьевой водой);

Небезопасные метеорологические явления (сильный ветер, включая смерчи - 20201; крупный град - 20203; очень сильный дождь, ливень - 20204; очень сильный снегопад - 20205; очень сильный мороз - 20210).

Разработка мероприятий по уменьшению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций при производстве проектируемого объекта

В качестве примера для разработки мероприятий по уменьшению вероятности возникновения чрезвычайной ситуации при производстве проектируемого объекта возьмем пожар.

В соответствии со СНиП 2.09.05-85 по опасности возникновения пожара лабораторное помещение относится к категории «В» (в нем находятся твердые горючие вещества такие как: мебель, НГМД, накопители на оптических дисках, корпуса ЭВМ, периферийных устройств и т.д.), также, согласно ПУЭ-85, так как в помещении наличествуют твердые и волокнистые предметы - оно относится к классу II-2а. Кроме того по тем же СНиП 2.09.05-85 здание для лаборатории должно быть не ниже 2-й степени огнестойкости т.к. в ней располагаются компьютеры, т.е. оборудование имеющее высокую стоимость.

В лаборатории возможны следующие причины возникновения пожара:

перегрев ЭВМ;

Возгорание токоведущих кабелей вследствие короткого замыкания;

Нагрев проводки;

Несоблюдение правил пожарной безопасности людьми, находящимися в лаборатории.

Для предотвращения возникновения пожаров необходимо инструктировать сотрудников о правилах пожарной безопасности, следить за тем, чтобы средства пожаротушения и оповещения о пожаре имели надлежащее техническое состояние, выполнять установленный режим эксплуатации электрических сетей и оборудования, для курения отводить специально предназначенные и должным образом оборудованные места.

Лаборатория имеет один рабочий выход, его можно использовать как эвакуационный и не предусматривать дополнительного выхода по той причине, что персонал состоит из 6 человек и время их эвакуации больше времени блокирования эвакуационных путей. На эвакуационных путях необходимо установить искусственное аварийное освещение.

В помещении, в соответствии с ГОСТ 12.1.009-83, находятся 2 ручных углекислотных огнетушителя ОУ-5 (они специально предназначены для тушения электроустановок под напряжением) из расчёта один огнетушитель на 40-50 м 2 площади но не менее двух в одном помещении, 2 автоматических дымовых извещателя типа ДИП-1 (один извещатель контролирует до 20 м 2 помещения), ящик с песком объёмом 0,5м 3 , совок. Огнетушители, ящик с песком и совок окрашены в ярко-красный цвет.

Для того чтобы обеспечить пожарную безопасность рабочей зоны необходимо принять следующие меры:

Обучить персонал порядку оповещения о пожаре, вызову пожарной охраны, использованию средств пожаротушения;

Организовать регулярное обучение и инструктаж персонала правилам пожарной безопасности;

Назначить ответственное лицо по пожарной безопасности лаборатории.

Расчет возможных последствий ЧС, причиной которой является пожар:

Исходные данные: Горючее вещество - электропровод. Q - масса «запасов горючего вещества», (в нашем случае Q=5 кг). S - площадь расположения горючего вещества (S=4 м 2).

Расчет:

Для определения радиусов внешних границ зоны возможных сплошных пожаров и зоны возможных отдельных пожаров используются такие соотношения:

где - плотность потока мощности светового излучения первичного пожара на внешней границе зоны возможных сплошных пожаров; - плотность потока мощности светового излучения первичного пожара на внешней границе зоны возможных отдельных пожаров; - теплота сгорания электропровода, Т виг - время сгорания «запасов горючего вещества».

Т виг определяется с помощью формулы:

где - «загруженность» горючего вещества в месте его сбережения, то есть масса горючего вещества, которая приходится на 1м 2 площади места ее сохранения, кг/м 2 (,где Q- масса, S - площадь, расположения горючего вещества), - скорость (весовая) выгорания горючего вещества, кг/м 2 , .

По формуле 6.16 определяется время сгорания «запасов горючего вещества»:

Тогда согласно формулам 6.14 и 6.15 радиус внешней границы зоны возможных сплошных пожаров и радиус внешней границы зоны возможных отдельных пожаров будут равны соответственно:

При прогнозировании возможной степени поражения людей под влиянием светового излучения первичного пожара рекомендуется считать, что все люди, которые окажутся в границах зоны сплошных пожаров, могут получить ожоги открытых участков кожи первой, второй, третьей и четвертой степени, поражение органов зрения (в виде временной потери зрения) и даже погибнуть.

Суммарная величина потерь основных фондов составит:

ОФ=0,7·=0,7·7МПЗ=4,9·МПЗ=4,9 0,465=2,28 тыс.грн.

где МПЗ - минимальная плата заработная.

Возможная величина общих (М заг) и санитарных (М сан) потерь персонала предприятия составит:

М заг =6, М сан =0,95·6=6чел.

Возможная величина убытков (Уб) впоследствии исследования чрезвычайной ситуации определяется как:

Уб=ПотериОФ+18·М сан ·МПЗ +288·(М заг -М сан)·МПЗ(6.17)

Уб=2,28+18·6·0,465=52,5тыс. грн.

Схема размещения оборудования и маршрут эвакуации предоставлена

на Рис. 6.3:

Рисунок 7.4- Схема размещения оборудования и маршрут эвакуации:

1 - стол, на котором расположена ЭВМ; 2 - стул; 3 - окно; 4 - дверь;

5 - огнетушитель ОУ-5 6 - ящик с песком; - - маршрут эвакуации в случае пожара; 8 - радиус внешних границ зоны возможных сплошных пожаров 1,96 м;

9 - радиус зоны возможных отдельных пожаров 3,38 м.

Разработка мероприятий по уменьшению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации проектируемого объекта

Для предупреждения пожаров необходимо проводить инструктаж по пожарной безопасности, следить за средствами пожаротушения, выполнять установленный режим эксплуатации электрических сетей и оборудования, пресекать курение в неположенных местах.

Согласно ГОСТ 12.1.009-83 в помещении находятся ящик с песком, 2 углекислотных огнетушителя ОУ-5, использование которых обусловлено необходимостью тушения электроустановок под напряжением, размещённых в помещении. Из расчёта один огнетушитель на 40-50 м 2 площади, но в одном помещении огнетушителей должно быть не менее двух. Огнетушители и ящик с песком окрашены в ярко-красный цвет. Также в исптытательном центре установлены 2 автоматических дымовых извещателя типа ДИП-1, реагирующих на дым выделяемый в большом количестве при горении пластмассовых корпусов ПЭВМ, так как один извещатель контролирует до 20 м 2

Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности включают:

а) назначение ответственного лица по пожарной безопасности;

б) организацию обучения работающих правилам пожарной безопасности на производстве (во время проведения инструктажей);

в) обучение использованию средств пожаротушения, порядку оповещения о пожаре, вызову пожарной охраны и действиям во время пожара.

В помещении имеется один рабочий выход. Так как в помещении работают 6 человек и время эвакуации больше времени блокирования эвакуационных путей, то этот выход можно использовать как эвакуационный, и дополнительного выхода не требуется. На эвакуационных путях необходимо установить естественное и искусственное аварийное освещение.

Электрическую сеть общего пользования необходимо защищать от перегрузки, перенапряжений и от коротких замыканий, опасных для сети, от повреждения изоляционных и поддерживающих конструкций и обрывов проводов.

Опасные явления возникают как вследствие атмосферных воздействий (например, удара молнии), так и в результате изменения состояния самой сети, например пробоя изоляции или преднамеренного отключения ненагруженной линии электропередачи. Повреждение изоляции может быть вызвано старением материала или внешними причинами.

Поддерживающие конструкции (опоры, траверсы, арматура изоляторов и т.п.) ломаются под действием ветра, от гололёда, подвергаются коррозии. Возможны случаи пережога проводов током и обрыва их, например от вибрации. Причинами аварии могут быть неправильное действие автоматических устройств в сети и ошибки обслуживающего персонала.

Если авария всё же возникает, то свести к минимуму её вредные последствия должна защита электрической сети. Для этого необходимо как можно быстрее отключить поврежденный элемент (участок) сети, не затрагивая при этом соседние участки, а потребителей перевести на питание от резервных источников.

Защита от перегрузок в электрических сетях с напряжением до 1000 в осуществляется с помощью плавких предохранителей или автоматических выключателей. Они отключают защищаемый участок сети, когда ток превышает некоторое значение, допустимое по условиям нагрева проводов.

Аварии в системе теплоснабжения

Прорыву любой теплотрассы - большая беда и случается она большей частью в самые морозные дни, когда увеличиваются давление и температура воды. Для повышения устойчивости теплоснабжения имеется несколько способов:1) прокладка тепловых сетей на эстакадах, по стенам зданий экономически выгоднее проще в обслуживании и устранении аварии, но затруднительна в условиях города; 2) каждую котельную надо оборудовать так, чтобы она могла работать на нескольких видах топлива: жидком, газообразном и твердом, а переход с одного вида топлива на другой должен проходить в минимальные сроки; 3) котельные надо непрерывно снабжать электроэнергией от двух источников, целесообразно иметь и резервный электроагрегат, предназначенный для работы насосов и другой аппаратуры. В каждой котельной должно быть устройство для переключения питания с основной электросети на автономный источник.

При получении штормового предупреждения необходимо:

Закрыть и укрепить двери, окна, чердачные люки и вентиляционные отверстия;

Убрать с подоконников, балконов и лоджий предметы, которые могут быть подхвачены воздушным потоком;

Отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печах;

Подготовить запасы продуктов питания и питьевой воды;

Взять необходимые вещи и документы;

Укрыться в подвальном помещении или защитном сооружении.

При внезапном возникновении урагана, бури, смерча необходимо:

а) вы находитесь в доме:

отойти от окон,

остаться в доме,

спрятаться в безопасном месте с подветренной стороны;

б) вы находитесь на улице:

найти естественное укрытие (овраг, яма, ров, канава),

лечь на дно и плотно прижаться к земле.

Вывод: можно сказать, что в данной работе на мой взгляд, были учтены всевозможные негативные факторы, а также разработаны и проработаны методы, средства защиты здоровья и жизни людей, путем снижения влияния вредных и опасных факторов до допустимых значений, а так же поведение при возникновении чрезвычайных ситуаций в лётно-испытательной лаборатории или же на улице. А так же рассмотрели некоторые чрезвычайные ситуации и правила поведения при их возникновении. Но лучше предотвращать ч.с. чем потом бороться с ее последствиями. По этому перед началом работы в каком нибудь цехе, лаборатории, помещении нужно обязательно ознакомится с правилами техники безопасности.

Проблемы профилактики и предотвращении крупных промышленных аварий стали предметом обсуждения во многих странах мира. За последние два десятилетия изменилась идеология противодействия техногенных аварий и катастроф в сторону ее совершенствования и развития такой отрасли, как управление техногенной безопасностью. Если раньше в промышленности акцент делался на развитии служб обеспечения поставарийных стадии, где главным принципом был принцип "своевременно реагировать и ликвидировать", то теперь он перенесен на обеспечение превентивной стадии, то есть на "предотвращение" возникновению аварии.

Согласно действующему законодательству Украины субъекты хозяйствования, в собственности или пользовании которых потенциально опасные объекты или объекты повышенной опасности, обязаны ежегодно планировать меры по недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечивать их реализацию финансовыми и материальными ресурсами.

Субъекты хозяйствования в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за своевременное проведение идентификации объектов по потенциальной опасности. Это мероприятие предусматривает анализ структуры и функционирования объекта для установления факта наличия или отсутствия источников опасности, которые при определенных обстоятельствах могут инициировать возникновения ЧС.

Предлагаем определения понятий потенциально опасный объект (ПНО) и объект повышенной опасности (ОПН), поскольку их часто путают.

Потенциально опасный объект - это объект хозяйственной деятельности, на котором используют или производят, перерабатывают, хранят или транспортируют опасные вещества, биологические препараты, а также другие объекты, которые при определенных обстоятельствах могут привести к чрезвычайной ситуации (аварии).

Объект повышенной опасности - это объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют одну или несколько опасных веществ, категорий веществ в количестве, равном или превышающем нормативно установленные пороговые массы , а также другие объекты, которых есть реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера .

Итак, ОПН является подмножеством ПНО. К ОПН, а следовательно и к ПОО, относятся объекты, на которых:

Используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют одну или несколько опасных веществ в количестве, равном или превышающем нормативно установленные пороговые массы;

Используют, производят, перерабатывают, хранят самовоспламеняющиеся и легковоспламеняющиеся твердые вещества и материалы в количестве, равном или превышающем нормативно установленные пороговые массы;

Образуется горючая пыль или волокно, способное взрываться, самовозгораться, воспламеняться от источников зажигания с последующим распространением горения после его ликвидации;

Проводят горные, геологоразведочные работы и работы по добыче и обогащению полезных ископаемых, работы в подземных условиях;

Производят расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов, а также объекты гидротехнического строительства, гидротехнические сооружения, хвостохранилища, шламонакопители, накопители токсичных отходов.

Для снижения уровня опасности ПОО, определение порядка реагирования на ЧС техногенного характера субъекты хозяйствования обязаны разработать План локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий (ПЛАС) . В ПЛАС должны быть учтены материалы текущего оценивания техногенной опасности объекта, возможные последствия воздействия на окружающую среду в случае возникновения ЧС, в том числе на работающий персонал и население, он должен содержать конкретные мероприятия по локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий, минимизации рисков возникновения чрезвычайных ситуаций до их приемлемых показателей, предотвращения технологическим авариям, утилизации, обезвреживания вредных веществ и отходов или полной их ликвидации, выполнения других требований техногенной безопасности.

ПЛАС на ПНО следует разрабатывать в зависимости от масштаба аварии и ее уровней: "А" - авария характеризуется развитием в рамках одного производства (цех, отделение, производственный участок), которое является структурным подразделением предприятия; "Б" - авария характеризуется переходом за пределы структурного подразделения и развитием в пределах предприятия; "В" - авария характеризуется развитием и переходом за пределы территории предприятия, возможностью воздействия поражающих факторов аварии на население близлежащих населенных районов и другие предприятия (объекты), а также на окружающую среду . ПЛАС для аварии уровня «В» должен утверждать орган местной исполнительной власти.

Все ПНО должны быть паспортизированы и зарегистрированы в общегосударственном реестре ПНО в соответствии с порядком, определенным специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти. По состоянию на конец 2005 в Украине количество паспортизованных ПОО, внесенных в государственный реестр, составило 9798 объектов, из них: взрывоопасных - 7512, радиационноопасных - 400, пожароопасных - 8208, гидродинамически опасных - 363, биологически опасных - 360, химически опасных - 1560; в 2007 году. паспортизованных ПНО было 13790.

Субъекты хозяйственной деятельности, в собственности (пользовании) которых ОПН, обязаны организовать разработку и составление декларации безопасности объекта . Декларация безопасности ОПО содержит общие сведения об объекте; перечень основных технологических процессов и регламентов, связанных с опасными веществами; результаты идентификации с указанием наименования и суммарной массы опасных веществ, по которым проводилась идентификация; результаты анализа степени опасности и оценки уровня риска, в частности условия возникновения и развития возможных аварий, перечень факторов и основных причин, способствующих возникновению аварий, размеры вероятных зон действия факторов поражения, краткое описание сценариев возможных аварий, модели и методы расчета степени опасности и уровня риска, данные о причинении вреда населению и окружающей среде, ожидаемые убытки.

Субъект хозяйствования независимо от форм собственности и подчинения должен осуществить обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с Порядком и Правилами проведения обязательного страхования гражданской ответственности субъектов хозяйствования за вред, который может быть причинен пожарами и авариями на объектах повышенной опасности, включая пожаро- взрывоопасные объекты и объекты, хозяйственная деятельность на которых может привести к авариям экологического и санитарно-эпидемиологического характера .

Таким образом, использование механизмов государственного регулирования, надзора и контроля в сфере деятельности, связанной с ПНО, позволяет обеспечить приемлемый уровень техногенной безопасности для населения. В Украине законодательно урегулированы вопросы, касающиеся эксплуатации ПОО, оборудования, материалов, НХР, а также установлена ответственность владельцев за соблюдение предусмотренного нормативной, проектной и эксплуатационной документацией режима их эксплуатации, поддержания надлежащего технического состояния. Центральным правовым актом в этой области является Закон Украины "Об объектах повышенной опасности» , а также Закона Украины "О защите населения и территорий от ЧС техногенного и природного характера" , "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" , «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности и ряд подзаконных актов , которые охарактеризованы в гл. 8.

Для защиты населения Украины от влияния облучения направлено ряд законодательных и нормативных актов, главными из которых являются "Закон об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" , Закон Украины "О защите человека от влияния ионизирующих излучений" (от 14.01.1998 г..) , которые регулируют правоотношения между государством в лице соответствующих органов ее исполнительной власти и юридическими и физическими лицами, возникающие в связи с добычей, переработкой, использованием радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения (ИИИ). Так, статья 5 этого Закона устанавливает основные дозовые пределы облучения населения. В ней указано, что основная дозовая граница индивидуального облучения населения не должна превышать 1 миллизивертов (мЗв) эффективной дозы облучения за год, при этом среднегодовые эффективные дозы облучения человека, отнесенной к критической группы, не должны превышать установленных этой статьей основных дозовых пределов облучения независимо от условий и путей формирования этих доз.

В Нормативах радиационной безопасности Украины (НРБУ-97) и Санитарных правилах обеспечения радиационной безопасности Украины установлены лимиты эффективной дозы облучения различных групп: 20 мЗв / год - для лиц категории А (персонал), постоянно или временно работают непосредственно с источниками ионизирующего излучения, 2 мЗв / год - для лиц категории Б (персонал), которые непосредственно не работают с источниками ионизирующего излучения, но в связи с расположением рабочих мест в помещениях и на промышленных площадках объекта с радиационно ядерными технологиями могут получать дополнительное облучение, 1 мЗв / год - для лиц категории в, к которой принадлежит все население. Эти регламентирующие документы дают основания и соответствующие гарантии защиты человека и окружающей среды от воздействия ионизирующего излучения, но этого можно достичь только при условии их обязательного соблюдения всеми субъектами хозяйствования.

1.2 Управление риском. Снижение последствий чрезвычайных ситуаций

В соответствии с концепцией безопасности населения и окружающей среды практическая деятельность управления риском должна быть построена таким образом, чтобы общество в целом получало наиболее доступную сумму благ, и эти блага распределялись равномерно среди его членов.

В принципах управления риском заложены стратегические и тактические цели. В стратегических целях выражено стремление к достижению максимально возможного уровня благосостояния общества в целом, а в тактических - стремление к увеличению безопасности населения, продолжительности жизни. В них оговариваются как интересы групп населения, так и каждой личности в защите от чрезмерного риска.

Важнейшим принципом является положение о том, что в управление риском должен быть включен весь совокупный спектр существующих в обществе опасностей, и общий риск от них для любого человека и для общества в целом не может превышать “приемлемый” для него уровень. И, наконец, политика в области управления риском должна строиться в рамках строгих ограничений на воздействие на природные экосистемы, состоящих из требований о не превышении величин воздействий предельно допустимых экологических нагрузок на экосистемы.

В неожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся неопределенностью, острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом можно определить как чрезвычайную ситуацию. Риск для людей выражается двумя категориями: индивидуальный риск, определяемый как вероятность того, что человек испытывает определенное воздействие в ходе своей деятельности; социальный риск, определяемый как соотношение между числом людей, погибших от одной аварии, и вероятностью этой аварии.

Сегодня оценка риска является единственным аналитическим инструментом, позволяющим определить факторы риска для здоровья человека, их соотношение и на этой базе очертить приоритеты деятельности по минимизации риска.

Управление риском - анализ рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения нередко в форме правового акта, направленного на минимизацию риска.

Порядок оценки и управления риском следующий.

Первый элемент - выявление опасности, установление источников и факторов риска, а также объектов их потенциального воздействия, основные формы такого взаимодействия.

Второй элемент оценки риска - оценка подверженности, т.е. реального воздействия, фактора риска на человека и окружающую среду.

Третий элемент оценки риска связан с анализом воздействия факторов риска на население и окружающую среду, определение устойчивости человека и экосистемы к воздействию определенного дестабилизирующего фактора.

Четвертый, заключительный элемент - полная характеристика риска с использованием качественных и количественных параметров.

Заключительная фаза модели оценки риска, характеристика риска одновременно является первым звеном процедуры управления им.

Основная цель управления риском состоит в определении путей уменьшения риска при заданных ограничениях на ресурсы и время. Модель управления риском состоит также из четырех частей и этапов.

Первый этап связан с характеристикой риска. На начальном этапе приводится сравнительная характеристика рисков с целью установления приоритетов. На завершающей фазе оценки риска устанавливается степень опасности (вредности).

Второй этап - определение приемлемости риска. Риск сопоставляется с рядом социально-экономических факторов:

Выгоды от того или иного вида хозяйственной деятельности;

Потери, обусловленные использованием вида деятельности;

Наличие и возможности регулирующих мер с целью уменьшения негативного влияния на среду и здоровье человека.

Процесс сравнения опирается на метод “затраты - выгоды”.

В сопоставлении “не рисковых” факторов с “рисковыми” проявляется суть процесса управления риском. Возможны три варианта принимаемых решений: риск приемлем полностью; риск приемлем частично; риск неприемлем полностью.

В настоящее время уровень пренебрежимого предела риска обычно устанавливают как 1% от максимально допустимого. В двух последних случаях необходимо установить пропорции контроля, что входит в задачу третьего этапа процедуры управления риском.

Третий этап - определение пропорций контроля - заключается в выборе одной из “типовых” мер, способствующей уменьшению (в первом и во втором случае) или устранению (в третьем случае) риска.

Четвертый этап - принятие регулирующего решения - определение нормативных актов (законов, постановлений, инструкций) и их положений, соответствующих реализации той “типовой” меры, которая была установлена на предшествующей стадии. Данный элемент, завершая процесс управления риском, одновременно увязывает все его стадии, а также стадии оценки риска в единый процесс принятия решений, в единую концепцию риска. Примерная последовательность оценки риска: первичная идентификация опасности; описание источника опасности и связанного с ним ущерба; оценка риска в условиях нормальной работы; оценка риска по возможности гипотетических (момент вероятности) аварий на производстве, при хранении и транспортировке опасных веществ; спектр возможных сценариев развития аварии; статистические оценки и вероятностный анализ риска.

Внешне неожиданную, внезапно возникающую обстановку, характеризующуюся неопределенностью, острой конфликтностью, стрессовым состоянием населения, значительным социально-экономическим и экологическим ущербом, называют чрезвычайной ситуацией (ЧС). ЧС могут быть связаны со стихийными чрезвычайная бедствиями, с выбросом вредных веществ в окружающую среду, с возникновением пожаров, взрывов и т.д. Основными направлениями государственного регулирования в области снижения регулирование рисков и смягчения ЧС являются: правовое, экономическое и нормативно-методическое. Государственное регулирование осуществляют органы представительной и исполнительной власти через соответствующие органы управления территориальных и функциональных подсистем Российской системы по предупреждению чрезвычайных ситуаций (PCЧС) всех уровней: федерального, регионального, территориального и объектового.

Основные направления правового, экономического и нормативно-методического регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС определяются задачами, возложенными на PC ЧС в соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (от 11 ноября 1994 г.).

Правовое регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС обеспечивается созданием необходимой законодательной правовой базы.

Экологическое право России, экономическое регулирование обеспечивается наличием и совершенствованием действующего экономического механизма финансового обеспечения мероприятий по ликвидации ЧС. К ним относятся бюджетные и внебюджетные источники, формируемые за счет налогообложения, штрафных санкций и льгот, специализированных фондов и страхования.

Нормативно-методическое регулирование обеспечивает создание необходимой и достаточной нормативно-технической и нормативно-методической базы, составляющей единую информационную и методическую основу решения задач. Основными задачами регулирования по регулирования снижению рисков и смягчению последствий ЧС являются:

регулирование прогнозирования ЧС;

регулирование профилактики

возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий;

регулирование организации действий в ЧС и деятельности по их смягчению;

регулирование послеаварийных ситуаций; регулирование ответственности и возмещение ущерба;

регулирование информационного обеспечения в ЧС и др.

“Основы законодательства Российской регулирования Федерации об охране здоровья граждан” от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту прав граждан, гарантируют право на охрану здоровья, право на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Особо закреплены права граждан на охрану здоровья в неблагополучных районах и права граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц в области охраны здоровья. Законом Российской Федерации “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002г. впервые в истории российского законодательства провозглашается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими нарушениями, обязаны возместить это в полном объеме.

В России происходит быстрое расширение особо неблагоприятных экологических зон. Эти зоны составляют 15% территории нашей страны с населением около 50 млн. человек. Качество окружающей среды становится лимитирующим фактором социально-экономического развития и здоровья населения все большего числа регионов России. В нашей стране 30% населения умирает по причине “грязной” экологии.

В заключение об одном из принципов теории рисков. Он звучит так: “Деятельность, при которой даже небольшая группа населения подвергается чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгодна для общества в целом”. В большинстве западных стран этот принцип реализован.

1.3 Оценка риска

Оценка риска- это анализ происхождения (возникновения) и масштабы риска в конкретной ситуации.

Оценка экологических рисков помогает:

· выявлять потенциально возможные экологические риски, устранять или минимизировать их.

· прогнозировать наступление неблагоприятных последствий, предупреждать или минимизировать вероятность их наступления

Между опасными экологическими воздействиями и объектами окружающей среды. Возможность количественного анализа программ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности является серьезным аргументом, способствующими все более широкому применению концепции экологического риска в деятельности различных организаций, в том числе страховых компаний. Рассмотрим ряд основных понятий и определений, ...

... ; - расчетной инвентаризацией выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (для городов и городских регионов, отдельных магистралей и транспортных объектов). Как показывает анализ, для решения задач, связанных с моделированием загрязнения атмосферы и оценкой экологического риска здоровью населения, наиболее перспективным является использование методов расчетной инвентаризации выбросов. На...

Считает риск такого размещения и воздействия приемлемым. А если размещение происходит с отклонениями или нарушениями упомянутых норм? Это означает, что определение уровня приемлемого для общества экологического риска берет на себя... Да, тот, кто ответственен за выброс, сброс, несанкционированное захоронение отходов и тому подобные деяния. Как говаривал один из героев Жана Батиста Мольера: " ...



 

Возможно, будет полезно почитать: