Установление обеспечения исполнения контракта — в каких случаях требуется. Установление обеспечения исполнения контракта — в каких случаях требуется Изменение извещения и документации

В предыдущей статье мы достаточно подробно разобрали вопрос о том, как обеспечивается исполнение госконтрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Вместе с тем, наряду с рынком государственных и муниципальных закупок существует и рынок закупок государственных корпораций, регулируемый Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». И объем сделок, заключаемых на этом рынке, по итогам 2018 года в 3 с лишним раза превысил объем госзакупок. Общая сумма заключенных договоров по 223-ФЗ составила 19,573 трлн. рублей. За тот же период в по 44-ФЗ было заключено контрактов на сумму 6,355 трлн. рублей.
Давайте теперь попробуем разобраться, какие требования существуют к обеспечению исполнения контрактов при участии в закупках по Федеральному закону № 223-ФЗ.
Как ни странно, Федеральный закон № 223-ФЗ напрямую вообще не регламентирует порядок обеспечения исполнения контрактов. Но в ч.1 ст. 2 данного закона установлена обязанность Заказчика при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться Конституцией и Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также принятыми и утвержденными Положениями о закупке.
Далее, в ч. 2 ст. 2 указывается, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке. Такими требованиями являются, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Тем самым, закон предоставляет заказчику право самостоятельно принимать решение о необходимости устанавливать требования об обеспечении исполнения контрактов. Следовательно, требования по обеспечению исполнения контрактов может быть включено Заказчиком в документацию о закупке при условии, что включение такого рода требований предусмотрено (или допустимо) утвержденным Положением о закупке.
Таким образом, размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контрактов установлен в Положении о закупках конкретного Заказчика, а также в документации о проведении закупки. Способ обеспечения участник может выполнить самостоятельно, если он не указан в Положении или в документации о такой закупке.
Какой способ обеспечения предпочтителен для исполнителя - денежный депозит или банковская гарантия? Разумеется, банковская гарантия , поскольку найдется немного исполнителей, готовых вывести из оборота денежные средства и заморозить их на весь срок исполнения контракта. Но при самостоятельном выборе способа обеспечения исполнения контракта Специалисты рекомендуют предварительно согласовать его с заказчиком, и желательно в письменной форме. Отсутствие конкретных указаний на способ обеспечения в Положении и закупочной документации может стать поводом для недобросовестного заказчика отказать в принятии банковской гарантии. И чем меньше таких поводов будет у заказчика, тем лучше для исполнителя.

Если с денежным депозитом все более или менее ясно, то о банковских гарантиях обеспечения исполнения контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, есть необходимость поговорить подробнее.
На практике, в Положениях о закупке обычно указывают на возможность обеспечения исполнения контракта, а нужно оно или нет в каждом конкретном случае - это указывается в закупочной документации. Таким образом, заказчик оставляет себе свободу действий и возможность выбора в зависимости от видов закупочных процедур, предметов закупки, условий исполнения контракта и т.п. Но, что особенно важно для исполнителей, в Положениях часто присутствуют требования к банкам-гарантам и требования к банковским гарантиям.
Как выглядят требования к банкам-гарантам? Они могут быть представлены одним из трех вариантов:
1. Конечный список из банков, гарантии которых готов принять заказчик.
2. Требования к финансовым показателям банков (например, не менее 3 млрд. рублей по размеру капитала) или место в соответствующих рейтингах (например, ТОП 10 или ТОП 100 по размеру активов).
3. Требования к кредитным рейтингам (например, рейтинги агентств НРА или AK&M не ниже А).
К чему это приводит? Для заказчика, безусловно, это возможность снизить свои риски, получив в качестве обеспечения исполнения контракта гарантии тех банков, которым он доверяет. А для исполнителя это может стать серьезной проблемой. Предположим, что Ваша компания собирается заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг на сравнительно небольшую сумму. А заказчик при помощи одного из указанных выше трех способов отобрал 1,5 - 2 десятка крупных банков.

Банковские гарантии для поставщиков госзаказа

по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ

Большой перечень банков, высокий процент одобрения

Вы когда-нибудь пробовали получить гарантию на несколько сотен тысяч или несколько миллионов рублей в каком-либо банке из числа ТОП 10 или ТОП 20? Попробовав, Вы с удивлением узнаете, что Ваша компания с объемом годовой выручки в несколько десятков миллионов рублей (чем Вы не без оснований гордитесь) как клиент крупным банкам совершенно не интересна. Кроме того, рассмотрение вопроса о предоставлении кредитных продуктов, как правило, занимает не менее 2 недель и требует подготовки огромного количества документов.
Надеюсь, Вы уже поняли, что можете столкнуться с серьезными трудностями при попытке обеспечить банковской гарантией исполнение контракта по Федеральному закону № 223-ФЗ. Для того чтобы избежать неприятностей эксперты Кредитно-страхового агентства рекомендуют внимательно изучать не только закупочную документацию, но и, в обязательном порядке, Положение о закупках. И реально оценивать свои возможности по обеспечению, как банковской гарантией, так и денежными средствами. Если возникают сомнения, обратитесь к специалистам . Конечно, они не смогут чудесным образом разрешить все проблемы, но, по крайней мере, профессионально оценят шансы на получение банковской гарантии и подскажут возможные варианты ее получения. А решение, как всегда, будет за Вами.
В заключение скажем несколько слов о различиях в обеспечении исполнения контрактов банковскими гарантиями по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В этом вопросе существуют два существенных отличия:
1. По Федеральному закону № 44-ФЗ банковская гарантия обязательно должна быть включена в Единый реестр банковских гарантий. Без наличия банковской гарантии в реестре заказчик не имеет права принимать такую банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта. Федеральный закон № 223-ФЗ не требует внесения банковской гарантии в Единый реестр.
2. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ банковская гарантия должна быть получена только в банке, входящем в официальный перечень Министерства финансов РФ.

Правительство установило, что такие банки должны одновременно соответствовать следующим требованиям:

  • наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн рублей, рассчитываемых по методике ЦБ РФ, по состоянию на последнюю отчетную дату;
  • наличие кредитного рейтинга не ниже уровня "BB-(RU)" (до 1 января 2020 года - не ниже уровня "B-(RU)") по национальной рейтинговой шкале для РФ Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruВВ-" (до 1 января 2020 года - не ниже уровня "ruB-") по национальной рейтинговой шкале для РФ Рейтингового агентства"Эксперт РА".

Федеральный закон № 223-ФЗ не выдвигает никаких требований к банку-гаранту, предоставляя заказчику право при необходимости определить эти требования по своему усмотрению, отразив их в Положении о закупках.
О сложностях, возникающих у исполнителя в связи с правом заказчика самостоятельно определять требования к банкам-гарантам, мы уже писали выше. Отсутствие единого реестра банковских гарантий по Федеральному закону № 223-ФЗ также не добавляет уверенности исполнителям. В этом случае повышается вероятность нарваться на мошенников, которые присутствуют на этом рынке в достаточном количестве. Единственный выход из такой ситуации, который мы можем предложить исполнителю, это работать напрямую с банками, или только с теми брокерами, которым Вы доверяете. Перед оплатой счетов за получение гарантии, не забывайте лишний раз проверить реквизиты и адрес получателя - банка-гаранта. Кроме того, Вы всегда можете проверить подлинность полученного договора и счета на оплату, обратившись непосредственно в банк, по телефонам, указанным на официальном сайте банка.
В заключение скажем - да, при работе на рынке закупок госкомпаний действительно много подводных камней. Но знать о возможных проблемах и путях их решения - это уже большая часть успеха.
Чтобы выиграть торги для начала надо принять в них участие. Дорогу осилит идущий!

Банковская гарантия представляет собой способ исполнения обязательств по исполнению условий договора. В случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком условий договора финансовые риски берет на себя банк-гарант.

Рассмотрим подробнее банковскую гарантию в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - закон о закупках, 223-ФЗ).

Закон 223-ФЗ более лоялен по отношению к заказчику и исполнителю в отличие от Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон о контрактной системе, 44-ФЗ), поскольку он регламентирует лишь основные условия закупок, предоставляя заказчику самостоятельно определять конкретные параметры в соответствии с его положением о закупках. Есть три основных отличия по условиям получения банковской гарантии в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ:

  • По 44-ФЗ банковская гарантия обязательно должна быть включена в Единый реестр банковских гарантий (ЕРБГ). Без наличия банковской гарантии в реестре заказчик не имеет права принимать такую банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта. 223-ФЗ позволяет предоставлять банковскую гарантию, не внесенную в реестр.
  • В соответствии с 44-ФЗ банковская гарантия не может быть получена в любом банке. Банк-гарант должен, во-первых, входить в официальный перечень банков Министерства финансов РФ , которые соответствуют требованиям законодательства. Во-вторых, у банка-гаранта должны быть собственные средства в размере не менее 1 млрд рублей, лицензия на соответствующую деятельность и срок деятельности не менее 5 лет. 223-ФЗ не выдвигает требований к банку-гаранту относительно нахождения в реестре банков Минфина. Правда, сами заказчики зачастую требуют (что вполне логично), чтобы банк, в котором будет получена банковская гарантия, находился в этом перечне (топ-10, топ-50).
  • 44-ФЗ обязывает заказчика при стоимости контракта выше 50 млн рублей требовать обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. По 223-ФЗ заказчик не обязан обосновывать НМЦ.

В сфере действия 223-ФЗ банковские гарантии делятся на три вида:

  • Банковская гарантия для обеспечения заявки на участие в закупке - в качестве подтверждения серьезности намерений поставщика, а также как гарантия того, что поставщик не отзовет заявку раньше срока, не изменит цену и т.п.
  • Банковская гарантия для возврата аванса . Банк-гарант обязуется выплатить заказчику денежные средства, выданные исполнителю в качестве аванса, в случае отказа исполнителя от выполнения своих обязательств по договору после получения авансовых средств.
  • Банковская гарантия для обеспечения исполнения договора . Заказчик получает определенную сумму от банка-гаранта, если исполнитель не выполнил или же выполнил ненадлежащим образом свои обязательства по договору.

Несмотря на то, что требования к банковской гарантии по 223-ФЗ достаточно мягкие, все же имеются определенные обязательные пункты :

  • банковская гарантия по 223-ФЗ обязательно должна быть безотзывной;
  • банковская гарантия по 223-ФЗ должна иметь срок действия;
  • заказчику следует в положении о закупке указать, в течение какого срока он должен одобрить или отвергнуть банковскую гарантию;
  • в банковской гарантии должны быть четко прописаны суммы, подлежащие выплате банком-гарантом заказчику в случае невыполнения исполнителем условий договора;
  • в банковской гарантии должны быть прописаны все обязательства участника закупки.

Даже если заказчик не требует в обязательном порядке банковскую гарантию, имеет смысл обеспечить свои обязательства именно таким способом. На это есть ряд причин:

  • получить банковскую гарантию обойдется дешевле, нежели взять кредит на эту же сумму. Плюс к тому возможно получение и кредита, и банковской гарантии, в то время как получить два кредита невозможно;
  • достаточно большое количество банков предоставляет отсрочку платежа, не увеличивая стоимость самой банковской гарантии;
  • получив банковскую гарантию, можно спокойно распоряжаться авансовыми платежами, не опасаясь за последствия;
  • при наличии банковской гарантии риски по сделкам сводятся к минимуму.

Сумма банковской гарантии определяется для каждой компании в индивидуальном порядке и зависит от общей суммы договора. Несмотря на то, что банк-гарант определяет размер банковской гарантии самостоятельно, верхний порог ее по закону не может превышать 10% от объемов капитала банка.

Стоимость банковской гарантии напрямую зависит от размера комиссии банка (в среднем, 2-10% от объема гарантийной суммы). Также определяют наличие или отсутствие ее обеспечения, срок ее действия, предмет. Если оформить залог на имущество организации или открыть счет в банке-гаранте, то стоимость банковской гарантии может быть уменьшена. Залогом может являться, например, депозит.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что банковская гарантия представляет собой надежный способ обеспечения заявки, возврата аванса или исполнения контракта, приемлемый как для исполнителя, так и для заказчика.

Во всех ли процедурах заказчик обязан устанавливать обеспечение исполнения контракта?

В каких случаях обеспечение контракта не предусмотрено

Государственные закупки регламентируются 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В соответствии с 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта регламентировано положениями статьи 96. Согласно его положений при определенных видах закупок заказчик обязан устанавливать подобное требование, а в других - только вправе, то есть обеспечение контракта может быть и не предусмотрено по выбору заказчика. В связи с чем необходимо крайне внимательно изучать положения аукционной документации.

По 223-ФЗ обеспечение предусматривается (устанавливается или не устанавливается) заказчиком в положениях о закупках, при этом иногда могут опубликованы конкурсы заказчиками, которые не указывают на необходимость обеспечения в своих положениях о закупках и тем не менее это требование может возникнуть в любом конкурсе и опубликовано только в конкурсной документации. По коммерческим контрактам обеспечение исполнение контракта также устанавливается заказчиком и не регламентируется законом.

Нужно ли обеспечение контракта по 44-ФЗ

В п.1 ст.96 Закона №44-ФЗ говорится об обязательном установлении требования обеспечения исполнения контракта.
При этом п.2 содержит положение о ПРАВЕ установления требования. Таким образом, заказчик может установить или не установить обеспечение по своему усмотрению.

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), пунктами 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Электронный аукцион и конкурс

Заказчик в извещении на аукцион или конкурс обязан установить требование обеспечения исполнения контракта согласно п.1 ст.96. Аналогичное требование предусмотрено для закрытых процедур.

Запрос котировок

При запросе котировок (параграф 3 глава 3 Закона № 44-ФЗ) обеспечение не обязательно, кроме случаев, когда заказчик на свое усмотрение устанавливает такое требование. Важно отметить, что проведение запроса котировок для заказчика возможно только при НМЦК до 500000 рублей, и при этом годовой объем закупок по котировкам не превышает 10% общего объема закупок и не превышает 100 млн рублей (ч.2 ст.72 Закона № 44-ФЗ).

Запрос предложений

В силу указанных в ч.2 ст.96 случаях, при запросе предложений обеспечение не требуется, если таковое не устанавливается заказчиком в положении о закупках.

Право устанавливать обеспечение контракта в запросе предложений возможно в следующих случаях согласно п.п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ:

  1. Поставка спортинвентаря, оборудования, экипировки для сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для их участия в Олимпийских и Паралимпийских Играх.
  2. Лечение гражданина РФ за границей при заключении контракта с иностранной организацией. Контракт может быть заключен только федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2013 № 1011 .
  • Список федеральных органов исполнительной власти, которые могут заключать подобные контракты: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Минюст, Минздрав, Министерство культуры, Минобрнауки, Министерство природных ресурсов и экологии, Минпромторг, Минвостокразвития, Минсвязь, Министерство сельского хозяйства, Министерство спорта, Минстрой, Минтранс, Министерство труда и социальной защиты, Минфин, Министерство экономического развития, Министерство энергетики, Служба внешней разведки, ФСБ, Федеральная служба войск национальной гвардии, ФСО, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ГУСП, Управление делами Президента РФ, ФАС, Росстат, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Федеральное агентство научных организаций, Государственная фельдъегерская служба, Федеральное агентство по делам национальностей.
  • Закупки лекарств для назначения одному пациенту по решению врачебной комиссии. Объем лекарственных препаратов не должен превышать общий объем лекарств на весь срок лечения пациента.
  • Закупки изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
  • Услуги по защите интересов РФ в случае подачи в иностранные судебные органы, международные суды и арбитражи исков к РФ.
  • У единственного поставщика

    При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.

    Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ .

    При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.

    Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:

    • закупки у естественных монополий (п.1),
    • у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
    • контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
    • закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
    • выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
    • контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826 ; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
    • закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
    • закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
    • поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
    • закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
    • произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
    • закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
    • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
    • направление работника в служебную командировку (п.26)
    • закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
    • заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
    • аренда помещений на территории других государств (п.32),
    • контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
    • закупки для органов внешней разведки (п.40),
    • закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
    • заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
    • закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
    • услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
    • закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
    • и другие.

    Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

    Право устанавливать обеспечение по Постановлению Правительства РФ от 11.03.2016 №182 («Антикризисное Постановление»)

    Кроме того, Правительство РФ определяет дополнительные случаи и условия, при которых заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения. Список случаев и условий обновляется Правительством каждый год.

    Среди них:

    1. наличие в контракте условия о перечислении поставщику аванса на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации ; т.е. перевод госконтракта на сопровождение в Федеральное казначейство;
    2. проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
    3. участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов НМЦК;
    4. при авансе не более 15% или при проведении заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70 процентов цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) - применяется по контракту для обеспечения федеральных нужд;
    5. для муниципальных нужд или нужд субъекта РФ – при авансе, установленном высшими исполнительными органами государственной власти, или при полном расчета только после приемки заказчиком всех поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (за исключением гарантийных обязательств).

    ФЗ-223, регулирующий закупки отдельных видов юрлиц, отдельно освещает такой вопрос, как обеспечение заявок на участие. Обеспечение служит формой защиты для заказчика от неисполнения обязательств поставщиком того, что он откажется от исполнения договора, и предоставляет ему дополнительные гарантии того, что исполнитель добросовестно исполнит условия договора.


    ФЗ-223 устанавливает нормы закупочной деятельности для госкомпаний, монополистов и отдельных видов юрлиц. не так детально регламентируют процедуру внесения обеспечения, как 44-ФЗ.

    Факт внесения обеспечения участником закупки требуется подтвердить документально. Например, предоставив платежное поручение с отметкой из банка вместе с подписанным экземпляром договора.

    На федеральном уровне планируется внести правки в 223-ФЗ, которые зафиксируют четкие требования к банковским гарантиям. Такие поправки были предложены Минфином. В случае одобрения поправок от заказчика будут принимать только те гарантии, которые выдали банки из утвержденного ЦБ перечня. Такие банковские гарантии должны быть безотзывными, иметь сроки действия на месяц дольше срока исполнения договора.

    Размер обеспечения исполнения договора

    Размер обеспечения исполнения договора прописывается в Положении о закупке, утвержденном у юрлица. Тогда как конкретные показатели содержатся в закупочной .

    Если условиями договора предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения обычно устанавливается равным предоплате. Обеспечение договора устанавливается в денежном выражении по усмотрению заказчика.

    На практике в большинстве случаев порядок предоставления обеспечения по 223-ФЗ дублирует аналогичный из 44-ФЗ . Для заключаемых контрактов на сумму в пределах 50 млн. р. устанавливается величина обеспечения гарантией на 5-30% от цены контракта. Для более крупных сделок обеспечение устанавливается в размере 10% от цены контракта, но в пределах авансового платежа.

    При этом заказчик по 223-ФЗ вправе установить обеспечение и менее 5% от цены договора, это не будет считаться нарушением.

    Согласно Постановлению Правительства №1352 от 2014 года, заказчики, которые работают по 223-ФЗ, предоставляют субъектам малого бизнеса определенные преимущества. Они касаются обеспечения по заявкам и исполнению договора (субъекты малого бизнеса вправе выбрать оптимальный способ обеспечения заявок и исполнения договора), порядка заключения договора, а также процентных значений размера обеспечения.

    Для представителей малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ обеспечение исполнения договора не должно превышать 5% от его цены.

    В случае когда договором был предусмотрен аванс, размер обеспечения не должен превышать авансовое обеспечение.

    Возврат обеспечения исполнения договора

    Некоторые заказчики по 223-ФЗ просят подписать исполнителя согласие на невозврат обеспечения. Поставщику не вернут назад деньги, если он:

    1. Неоднократно поставлял некачественный товар .
    2. Просрочил поставку более, чем на 20 дней.
    3. Не предоставил необходимые документы .
    4. Нарушил сроки устранения недостатков товара.
    5. Предоставил несоответствующую требованиям или недостоверную гарантию из банка.
    6. Поставил товар с неподтвержденным сертификатом или с неустранимыми дефектами.

    Если вышеуказанные обстоятельства не имели места, то обеспечение подлежит возврату в полном размере в установленные сроки.

    Таким образом, обеспечение заявки является залогом и страховкой для заказчика на случай, если победитель конкурса уклонится от подписания договора. Благодаря обеспечению заказчик сможет компенсировать свои затраты на проведение закупки. Когда победителем был подписан договор, то он предоставляет обеспечение по договору, который страхует заказчика от неисполнения участником договорных условий. 223-ФЗ не столь детально регламентирует процедуру оформления обеспечения, как 44-ФЗ. Заказчик сам должен определиться с условиями, формой и размером обеспечения по 223-ФЗ.

    Каждый, кто имеет дело с закупками или планирует в них участвовать, должен знать, что ФЗ № 223 “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” не определяет порядок проведения тендера. Этот закон только обязывает заказчика тщательно разработать, утвердить и опубликовать положение о закупке. Тем не менее мы поговорим о том, как заключается договор по 223-ФЗ и в каких случаях возможно его изменение и расторжение.

    Согласно ст. 2 ФЗ №223, в положении о закупке должна быть указана следующая информация:

      порядок подготовки закупки;

      способы закупки и порядок ее проведения;

      способы обеспечения контракта;

      заключение договора по 223-ФЗ по итогам закупки.

    Часто, чтобы избежать недоразумений на этапе заключения сделки, заказчик вместе с тендерной документацией размещает образец договора по 223-ФЗ, который будет заключен по итогам закупки.

    Итак, заказчик обязан размещать на официальном сайте следующую информацию:

    Обеспечение контракта по 223-ФЗ

    Как мы уже говорили, финансовая сторона вопроса и вся информация о требованиях к исполнителю заказа и документации должна быть в положении о закупке. Это касается и обеспечения контракта.

    По закону, если в документации не указан обязательный способ обеспечения контракта 223-ФЗ, то участник сам может выбрать тот, который для него удобнее (депозит на счет заказчика или банковская гарантия).

    Размер и порядок предоставления обеспечения заявок или исполнения контракта установлен в положениях о закупках конкретного заказчика, а также в документации о проведении закупки. Данное требование обусловлено тем, что это - гарантия исполнения контракта. Заказчик должен быть уверен, что условия договора будут выполнены добросовестно.

    Именно по этой причине от обеспечения контракта 223-ФЗ освобождаются государственные поставщики.

    Способ обеспечения участник может выбрать самостоятельно, если он не указан в положении или в документации о такой закупке. Специалисты советуют предварительно согласовать с заказчиком этот вопрос, и желательно в письменной форме.

    Согласитесь, если в момент заключения контракта по 223-ФЗ заказчик объявит, что для него предпочтительнее обеспечение наличными и запретит банковскую гарантию, это может стать для Вас причиной потери выгодного контракта.

    Совет: в таком случае можно жаловаться в ФАС, но время, отведенное на заключение контракта, уйдет, и сделка, скорее всего, не состоится. Поэтому изначально внимательно изучайте положение о закупке заказчика

    Что, если один из участников демпингует цену контракта?

    Демпинговой заявка считается при понижении цены более, чем на 25% от начальной.

    Как вы понимаете, это — достаточно привлекательная и одновременно очень рискованная для заказчика возможность.

    Каких-либо требований, согласно 223-ФЗ, для участников, предложивших такую цену, не установлено, однако зачастую заказчики в целях защиты от недобросовестных исполнителей устанавливают особые условия для тех, кто объявляет чрезмерно низкую цену:

      обеспечение контракта по 223-ФЗ увеличивается на 50%;

      документы, подтверждающие, что компания-исполнитель добросовестно и без неустоек выполнила определённое количество договоров за какой-либо период времени или на определенную сумму;

      требования к подтверждению наличия квалифицированных специалистов в штате участника;

      требование к предоставлению информации о финансовом состоянии (бух. баланс и фин. отчёты) и т.д.

    Если подтверждение опыта участника подходит для сделки, он должен направить заказчику соответствующие документы вместе с подписанным проектом контракта по 223-ФЗ.

    Большое значение имеет не только цена контракта, но и качество предлагаемых услуг. Заказчики на своё усмотрение могут устанавливать требования к подробному описанию этапов выполнения работ, техническим характеристикам используемых материалов и прочее.

    Изменение, продление и расторжение контракта по 223-ФЗ

    На сегодняшний день изменение договора по 223-ФЗ регламентируется только положениями о закупках Заказчиков по 223-ФЗ. Порядок, сроки и прочие условия изменения или расторжения договора должны быть указаны именно в положениях о закупках.

    Важный момент: продление договора не считается закупкой, потому что исполнитель заказа не меняется (контрагент), меняется только срок действия контракта.

    Продленный контракт считается новым, потому что его условия значительно меняются: объект сделки — ключевой момент договора, и поэтому любые изменения относительно его количества, цены и качества могут быть существенны. Новый договор обязательно должен быть внесен в реестр контрактов по 223-ФЗ.

    Если у Вас нет серьезного опыта участия в тендерах, Вам может понадобиться образец контракта по 223-ФЗ. Зачем? Чтобы понимать, какого рода документ Вам предстоит подписать и защитить себя от любых недоразумений и финансовых потерь. Юридическую помощь в этом вопросе оказывают консультанты компании “РусТендер”.

    Отчетность по договорам

    Каждый месяц заказчик обязан отчитываться о количестве и общей цене заключенных договоров не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца. Соответствующий документ необходимо разместить на официальном сайте госзакупок.

    В отчет по договорам 223-ФЗ входят сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных по результатам всех закупок:

      открытые конкурсы и аукционы, запрос котировок и предложений;

      закупки у единственного поставщика;

      тендеры, сведения о которых представляют государственную тайну.

    Законодательство обязывает отчитываться обо всех крупных закупках в виде обобщенных сведений. Так выглядит образец отчета:

    ООО МКК "РусТендер"

    Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ



     

    Возможно, будет полезно почитать: