Безопасное обращение с огнем. Техника обращения с огнем и правила пожарной безопасности

Пожары приносят много несчастий людям по всему миру. В нашей стране с ними борется специальная служба - МЧС. Однако не всегда спасателям удается вовремя приехать на место возгорания, поэтому знать правила поведения при пожаре должен каждый человек.

Что такое пожар

Пожаром называется самопроизвольный процесс горения, который никем не контролируется. Он наносит материальный ущерб, причиняет вред здоровью, несет угрозу жизни людей.

Пожары сопровождаются высокой температурой. Особо опасным считается горение токсичных веществ, которые отравляют воздух и могут привести к гибели большого количества людей. Правила поведения при пожаре разъясняют, как уберечься от огня и дыма, а также спастись от возможного обрушения зданий и техногенных взрывов.

С пожарами человечество сталкивается не только на земле. Они случаются в воздухе, под водой и в космосе. Их появление сопровождается неисчислимыми бедами не только для людей, но и для всей нашей планеты.

Частые причины пожаров

Чтобы избежать катастрофы, нужно знать не только правила безопасного поведения при пожаре, но и основные причины его возникновения. К ним относятся:

  • Неаккуратное обращение с открытым огнем. Это может быть непотушенная сигарета или разведение костров вблизи горючих материалов.
  • Неправильная эксплуатация бытовых приборов и электрооборудования.
  • Оставление без присмотра печей или разведение в них огня при помощи легковоспламеняющихся жидкостей.
  • Неисправность газовых бытовых приборов.
  • Игры детей с огнем.
  • Нарушение правил пользования транспортными средствами.
  • Неправильное проведение электрогазосварочных работ.
  • Умышленный поджог.
  • Гроза.

Как предупредить пожар

Последствия пожара бывают очень трагичными. Чтобы обезопасить себя, необходимо соблюдать меры предосторожности, которые устанавливают правила поведения при пожаре.

Уходя из дома, следует тщательно осмотреть его на предмет возможных очагов возгорания. Убедитесь в отсутствии тлеющих свечей и сигарет. Выключите из розеток все электроприборы и нагреватели, перекройте подачу газа.

Проверьте балкон - на нем не должно быть горючих веществ и материалов. Все окна и дверь лоджии следует закрыть, чтобы исключить возможность попадания в квартиру непотушенной сигареты или искры от соседей.

Только после того, как вы удостоверитесь в том, что возгорание не произойдет, можно покидать квартиру.

Признаки возгорания

Помните о том, что своевременное обнаружение пожара может спасти вам жизнь. Успех ликвидации огня зависит от его стадии. Чтобы не допустить распространения огня и вовремя начать тушение, нужно уметь определять признаки начинающегося пожара:

  • запах дыма или перегревшегося вещества;
  • появление небольшого огня;
  • низкое напряжение электросети, которое может сопровождаться погасшим светом;
  • звук потрескивания электропроводки, запах горящей пластмассы или резины.

Это лишь основные признаки, по которым можно понять, что начинается пожар. Если вовремя заметить начинающееся возгорание и правильно среагировать, можно избежать тяжелых последствий.

Что делать в случае пожара

Если вы почувствовали запах дыма или увидели огонь, ни в коем случае не нужно паниковать. Сохраняя хладнокровие, постарайтесь оценить обстановку. Правила безопасного поведения при пожаре подразумевают, что пострадавший должен в первую очередь обезопасить себя и близких. По возможности нужно покинуть квартиру, прихватив документы и ценные вещи, и выйти на открытый воздух.

Оказавшись вне пределов досягаемости огня, следует немедленно позвонить в пожарную службу. С городского телефона нужно набрать «01», а с мобильного - единый номер спасения «112». Дождавшись ответа диспетчера, нужно сообщить ему полный адрес того места, где случился пожар, что именно горит в данный момент и вероятную причину, а также свою фамилию и номер телефона.

Дав всю необходимую информацию службе спасения, следует остаться в безопасном месте и дожидаться приезда бригады. Как только пожарная команда прибудет, необходимо встретить ее и указать кратчайший путь к очагу возгорания.

Правила поведения при пожаре дома

Если, находясь в квартире, вы почувствовали запах дыма, следует попытаться выяснить, откуда он исходит. Обойдите все комнаты и выключите электроприборы. В случае реальной угрозы пожара позвоните в службу спасения. После звонка можно попробовать ликвидировать возгорание самостоятельно, но только если это не угрожает вашему здоровью и жизни.

Часто бывает, что люди, сталкиваясь с пожаром у себя дома, пытаются сами его ликвидировать. Не всегда это заканчивается успешно, потому что многие не знают, как следует тушить разные очаги возгорания. Лучше всего, чтобы на видном месте в доме была памятка. Правила поведения при пожаре следующие:

  • Закройте все окна, чтобы не создавать сквозняк.
  • Электроприборы, находящиеся под напряжением, тушить водой ни в коем случае нельзя. Их надо выключить из розетки, иначе вас ударит током.
  • При первых признаках возгорания следует отключить подачу газа.
  • Горение легковоспламеняющихся жидкостей ликвидируется при помощи огнетушителя, плотной ткани или песка.
  • Если на стены попал горящий жир, его можно потушить стиральным порошком или землей. Водой жир тушить нельзя.

Если вам не удается самостоятельно ликвидировать очаг возгорания, немедленно покиньте квартиру и дожидайтесь приезда спасателей. Входную дверь следует плотно закрыть, не запирая на ключ. Если есть возможность, проложите в щели между дверью и проемом мокрые тряпки, чтобы пламя не распространялось за пределы квартиры.

Эвакуация при пожаре

Правила поведения населения при пожаре разъясняют, как правильно покидать опасное место. Прежде всего необходимо отыскать путь, который представляет наименьшую угрозу. Желательно двигаться к выходу по незадымленным коридорам и лестницам.

Если же дым уже охватил все пути для эвакуации, закройте нос и рот тряпкой, смоченной в воде. При движении старайтесь наклоняться как можно ниже. Дым распространяется поверху, поэтому ближе к полу воздух чище.

Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом. Он в любой момент может остановиться из-за выключения электричества. Спуск осуществляйте только по лестнице.

Главное - не паникуйте. Старайтесь двигаться спокойно. В случае большого количества людей паника может привести к давке и большому числу жертв.

Правила поведения детей при пожаре

Родители обязаны научить своих детей, как им действовать в случае чрезвычайной ситуации. Для этого нужно с раннего возраста повторять им правила поведения и объяснять, почему так важно избегать опасности. Ребенок должен знать следующее:

  • Играть со спичками и горючими веществами нельзя.
  • Если начался пожар, нужно немедленно сообщить об этом взрослым.
  • В том случае, когда рядом никого нет, следует немедленно позвонить в службу спасения по номеру «01» или «112». Диспетчеру нужно сказать адрес места, где началось возгорание, и свою фамилию.
  • Розетками и любыми электроприборами пользоваться строго запрещено.
  • Тушить пожар следует огнетушителем, песком, мокрым одеялом или водой. Ребенок должен знать, чем из этого можно пользоваться при различных видах возгораний.
  • Дым представляет большую опасность, чем огонь, поэтому нужно защитить органы дыхания мокрой тряпкой.
  • Правила поведения в случае пожара запрещают прятаться дома. Надо стараться выбраться на открытый воздух. Для этого следует лечь на пол и ползком пробираться к выходу.
  • В подъезде нужно передвигаться по лестнице. Пользоваться лифтом запрещено.
  • На улице надо дождаться пожарных и показать им, как добраться до очага пожара. Строго соблюдать все, что скажут спасатели.

Дети должны наизусть знать эти правила поведения при пожаре. ОБЖ - предмет, который ребята изучают в школе, дает подробный список действий в опасных ситуациях. Рекомендуется переписать его на лист бумаги и повесить на видном месте в вашем доме. Так ребенок сможет быстрее их запомнить.

Лесные пожары

Лесные пожары могут стать большой катастрофой. Маленький неконтролируемый костер может перерасти в настоящее бедствие. В результате такого горения наносится большой вред природной среде, уничтожаются деревья, животные и птицы.

Основных причин лесных пожаров несколько:

  • Грозовые разряды, бьющие в землю.
  • Самовозгорание торфа в особо жаркую погоду.
  • Деятельность человека.

Люди часто беспечно относятся к природе, не задумываясь о том, какой урон они могут нанести окружающей среде и себе. Походы, вылазки на рыбалку или охоту всегда сопровождаются разведением костров. Однако не все удосуживаются как следует погасить их. Ветер может раздуть искры, и пламя разгорится с новой силой, перекинувшись на ближайшие деревья. Помните об этом, покидая место своей стоянки, и убедитесь, что огонь полностью потушен.

Как избежать лесного пожара

Основные правила поведения при пожаре дают рекомендации по недопущению возгорания в лесу.

  1. Нельзя разбрасывать в лесу окурки, горящие спички или тлеющие предметы.
  2. Не допускается разводить огонь вблизи густых кустарников, деревьев, на хвойном покрытии. Костер следует обложить камнями, чтобы избежать его распространения по траве.
  3. Запрещается поджигать сухую траву или камыш. Они горят очень быстро, и пламя может охватить большие участки.
  4. Не следует разводить костер в ветреную погоду. Быстрые порывы воздуха могут перекинуть огонь на деревья или постройки.
  5. Нельзя оставлять в лесу самовоспламеняющиеся материалы.
  6. Покидая стоянку, нужно тщательно залить огонь и убедиться в том, что он не разгорится впоследствии.

Как тушить пожар в лесу

Если на природе вы заметили возгорание, постарайтесь потушить его. Правила поведения при лесном пожаре дают нам алгоритм действий, которые нужно осуществить.

  1. Попытайтесь сначала определить, что горит.
  2. Если вблизи есть водоем, берите в нем воду и заливайте костер.
  3. Для тушения огня можно использовать землю. Желательно брать с собой в походы небольшую лопатку.
  4. Старайтесь намочить плед или одеяло и бейте им по пламени.
  5. Небольшое возгорание можно затоптать ногами. Помните, ваша задача - не допустить, чтобы огонь перекинулся на деревья и кусты.
  6. Если вам удалось ликвидировать возгорание, не спешите уходить. Удостоверьтесь, что огонь не сможет разгореться вновь.
  7. Сообщите о происшествии спасателям и лесничеству.
  8. Если справиться с пожаром вы не можете, уходите в безопасное место. Двигайтесь против ветра.
  9. Торфяной пожар самостоятельно тушить нельзя. Это очень опасно. Возгорание происходит в земле, образуя пустоты. Учитывайте это и проверяйте дорогу палкой.

Что делать, если загорелась одежда

При возгорании одежды постарайтесь снять ее. Если не получается, ни в коем случае не бегайте, иначе ветер сильнее раздует пламя. Лучше всего упасть на землю и кататься по ней, сбивая огонь. При возможности можно накрыться плотной тканью, чтобы убрать приток кислорода.

Обязательно позвоните в "скорую" и окажите пострадавшему первую помощь. Ожоги нужно охладить водой или льдом и наложить стерильную повязку. Дайте человеку болеутоляющее лекарство.

В случае отравления дымом необходимо вынести пострадавшего на свежий воздух и освободить от тесной одежды. При необходимости приступить к искусственному дыханию.

Правила поведения при пожаре необходимо знать каждому человеку. Помните, что спасатели не всегда успевают прибыть на место вовремя. Вы должны знать, как самостоятельно спасти себя и своих близких.

Каждый ребенок знает, что играть с огнем опасно. По статистике, большая часть пожаров в квартирах случается по вине детей. Для того, чтобы не пострадало ваше имущество, и, что намного важнее, ваши родные и близкие, стоит ознакомить ваших малышей с правилами безопасного обращения с огнем и выучите с ними по памятке правила поведения при пожаре.

Действия при возгорании в квартире

Иногда родителям приходится оставлять своих подросших детей одних в квартире. Поэтому важно выучить основные правила их поведения и действий на случай возгорания. Ребенок не должен растеряться в чрезвычайной ситуации, поэтому необходимо регулярно с ними повторять следующую инструкцию:

Если горит входная дверь, то ребенок должен позвонить соседям и попросить потушить дверь снаружи . В это время он сам может поливать водой дверь изнутри. Можно попробовать выйти и сделать все самостоятельно, только если огонь не охватил всю дверь. Надо объяснить ребенку, что на руки одеваются прихватки или руки обматываются полотенцем, чтобы защитить их от ожогов.

Как потушить небольшой очаг возгорания

Если в доме ребенок заметил небольшое возгорание, то его нужно как можно скорее потушить! Даже самый маленький огонек приносит огромный ущерб. Разные виды пожаров, в зависимости от места возникновения, ликвидируются по-разному.

Горящий в мусорном ведре мусор можно быстро залить водой, набрав ее в ведро или кастрюлю. Горящее полотенце, прихватку и другие легковоспламеняющиеся предметы проще осторожно бросить в раковину и также залить водой.

Если в сковороде загорелось масло, нужно быстро плотно накрыть посуду крышкой. Ни в коем случае не пробуй залить огонь водой! Кипящее масло начнет разбрызгиваться во все стороны, оно может обжечь руки и лицо.

Если загорелся электроприбор или провода, сразу обесточь квартиру. Не пытайся тушить их водой! Это смертельно опасно! Потушить такой пожар можно при помощи земли из цветочных горшков, стирального порошка, плотного одеяла или другой несинтетической ткани (перекрыв доступ к кислороду, ты прекратишь реакцию горения), подходящего (не пенного).

Если пожар случился на балконе (например, от брошенного сверху окурка, залетевшего фейерверка или петарды), и тебе удалось быстро его заметить, стоит немедленно тушить пожар любыми средствами (проще водой).

Если справиться с огнем не удалось, ради собственной безопасности покинь квартиру, плотно закрыв двери и окна, и вызови пожарных.

Правила поведения в горящем лифте

Пожар в лифте – это очень страшная и опасная ситуация, особенно, если во время нее ты находишься внутри кабины.

При появлении признаков начала возгорания немедленно нажми кнопку вызова и четко сообщи о происшествии диспетчеру. Не пытайся перенаправить лифт к этажу самостоятельно (может возникнуть ошибка и машина просто остановится).

Дождавшись остановки кабины и открытия дверей, немедленно выйди из нее и постарайся заблокировать механические двери любым предметом (сумкой, палкой, рюкзаком), чтобы в смертельную ловушку не попался ни один человек, вызвавший лифт.

Потушить огонь внутри можно плотной тканью (пиджак, теплый платок). Не используйте воду, т.к. кабина работает под электрическим напряжением. Находясь снаружи, используй песок, землю, порошковый огнетушитель. Предупреди взрослых и вызови пожарных!

Если покинуть лифт не получается, громко кричи, зови на помощь. Накрой рот и нос мокрой тканью (рукав, пиджак, платок, шарф и т.д.). Можно попробовать самостоятельно открыть двери лифта зонтом или ключами. Это очень опасно! Можно свалиться в шахту лифта.

Памятка для детей при пожаре в лесу

Лесной пожар – одно из самых мощных и разрушительных стихийных бедствий. Как показали исследования, большее количество случаев происходит по вине людей. Ваши подросшие дети с друзьями могут выезжать на природу, чтобы в общении приятно провести время и отдохнуть. Но такой отдых может стать опасным.

Если костер перестал быть управляемым и перекинулся из кострища на сухую траву, то сначала попробуйте потушить огонь при помощи подручных средств (метелка из зеленых веток, лучше хвойных, земля, песок, одежда, вода из котелка). Справившись с опасностью, убедитесь, что она не возобновится.

В случае если с огнем справится невозможно, следует придерживаться основных правил поведения при лесных пожарах. Дети должны немедленно покинуть зону огня, по пути предупреждая встречающихся людей об опасности.

Стоит двигаться против ветра по берегам ручьев, рек, озер, по тропам и специальным противопожарным чертам. Если пожар застал вас на поле с сухой травой, вырвите ее вокруг себя и вызывайте спасателей.

Памятка правильного обращения с электроприборами

В современном мире без электроприборов никто не может обойтись. Именно неосторожное обращение с ними приводит к их воспламенению. Каждый ребенок должен помнить:

  1. выключай приборы после завершения работы с ними. Отключай их от сети (особенно зарядники, утюги, плойки и т.д.);
  2. нагревательные приборы никогда не оставляй без присмотра, давай им вовремя остывать. Не убирай их до полного охлаждения;
  3. при ошибке в работе прибора, немедленно отключи его из сети;
  4. неполадки в электроприборах самостоятельно не устраняй;
  5. если необходимо заменить лампочку, отключи свет, выверни неисправную, замени ее и можешь снова включить питание;
  6. не прикасайся к экранам работающих компьютеров (особенно старых) и телевизоров. Скопившийся на них статический заряд может больно ударить;
  7. не подключай к розетке или удлинителю много приборов. От перегрузки может загореться проводка;
  8. ни в коем случае не прикасайся к оголенным проводам, не залезай в электрощиты.

Сейчас, когда все больше происходит внедрение в повседневную жизнь техники, особенно важно ознакомить детей с и пожарной безопасности в квартире.

Во время подобных бедствий люди часто теряются, а подобные памятки помогут сохранить здоровье и жизни близких, сохранность вашего имущества.

Внеклассное занятие ШДП.

Тема: Правила обращения с огнём

Цели занятия:

Прививать навыки осторожного обращения с огнём,

Научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в помещении;

Воспитывать чувство ответственности.

Оборудование: презентация

Ход занятия:

Оргмомент.

Всем-всем добрый день, прочь с дороги нашей лень.

Не мешай трудиться, не мешай учиться

Сообщение темы

Сегодня мы поговорим об одной очень важной теме, а какая это тема догадайтесь сами. Отгадайте загадку.

Отгадайте загадку.

Рыжий зверь в печи сидит.

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злобы ест дрова

Целый час, а может два.

Ты рукой его не тронь,

Искусает всю ладонь (огонь) Слайд

Так о чем мы сегодня будем говорить? (О правилах пожарной безопасности. Огне.)

Работа по теме

Давайте вспомним, как огонь попал к людям. Его подарил легендарный древнегреческий герой Прометей . Слайд

В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.Огонь стал надежным товарищем и помощником людей.

Ребята, скажите, а огонь стал для людей другом или врагом? Слайд

Выберите правильные картинки, когда огонь наш друг.

Огонь - давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Огонь – друг

На огне можно приготовить пищу

Огонь согревает

Огонь освещает, когда темно

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Но если с ним не дружить, он может превратиться в жестокого врага.

А когда огонь становится врагом?

Правильно. При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага. Пожар. Что такое пожар?

Огонь – враг

Огонь – причина пожара

Пожар губит людей

Пожар разрушает жилища, уничтожает леса и их обитателей

Огонь – враг, если к нему относятся небрежно.

Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар? Слайд
Неосторожное обращение с огнем – спички, костер;

  • Нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей;
  • Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми приборами;
  • нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;
  • Утечка бытового газа;
  • Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями (хлопушки, петарды, бенгальские огни, фейерверки и т. д.)

Как вести себя во время пожара?

Просмотр мультфильма. Слайд

Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.

Если выйти из помещения невозможно:

  • Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.
  • Вызови пожарную охрану по телефону 01.
  • Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.
  • Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара.
  • Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.

При выходе через задымлённый коридор:

  • Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.
  • Дыши через мокрый

носовой платок, ткань, одежду.

  • Двигайся к выходу, пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше.

При пожаре в доме:

  • Вернись, плотно закрой входную дверь.
  • Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.
  • Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.
  • При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.

Работа в парах.

Каждая пара получит картинку, соберите её. Подготовьте рассказ, как вы будете действовать в данной ситуации.(телевизор, утюг, компьютер, задымлённое помещение)

Игра «Назови огнеопасные предметы» Слайд

Игра «Набери номер пожарной службы» Слайд

Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

  • называет адрес, где горит;
  • свой номер телефона;
  • свою фамилию;
  • на каком этаже горит;
  • как лучше подъехать к дому;
  • сколько подъездов в доме.

Поведение итога.

Чему вы научились на нашем занятии?

Что вам понравилось больше всего?

С каким настроением вы заканчиваете наше занятие? Слайд

Слайд (Пусть огонь в сердцах пылает, пожаров не бывает.)

Дополнительно

Я буду вам задавать вопрос, а вы по ходу отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья.» или «Нет не я, нет не я, это не мои друзья» или поднимаем руки.

1 .Кто задорный и веселый,верность правилам храня,

Бережет родную школу от огня?

2. Кто поджег траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор?

3 . Кто соседской детворе объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром завершается пожаром?

4 . Кто украдкой в уголке жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол, еле сам живой ушел?

Загадки. Слайды


4-й класс

Тема. "Огонь – друг и враг человека".

Цели. Довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнем; познакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить соблюдать их; учить правильным действиям при возникновении пожара и приемам самоспасения; давать оценку поступкам людей при пожаре и делать выводы.

Оборудование. План эвакуации из школы; знаки пожарной безопасности; книга В.Бианки "Лесная газета" (или отпечатанные отрывки из текста).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и целей занятия

Учитель. Ребята! Играя, вы должны найти общее во всех четверостишиях и попытаться определить тему занятия.

Дидактическая игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто, задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке;
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел?

Что объединяет эти четверостишия? Какая тема нашего занятия?

Дети. Безопасное обращение с огнем.

У. Прочитайте на доске вопросы, на которые мы должны будем найти ответы в ходе урока.

На доске:

– Сформулируем тему урока.

На доске:

– Для этого какой союз и какой знак выбираем? Почему?

Д. Выбираем союз "и".

У. Огонь-друг – согревает, помогает готовить пищу, плавит сталь, соединяет металл (сварка).
Огонь-враг – уничтожает все живое и неживое.

Стихотворение Е.Ильина читает подготовленный ученик.

Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!

III. Рассказ о причинах возникновения пожара

У. С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу.
И сегодня в праздники и в будни он согревает и кормит нас.
Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Пожар – не случайность, а результат легкомыслия и беспечности.
Так, история человечества отмечена катастрофическими пожарами, многие из которых уничтожили целые города: Рим (70 г. до н.э.), Сан-Франциско (1906 г.)
Где же та грань, когда огонь перестает быть другом и становится врагом человека? Что такое пожар?
Пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Дети записывают определения в тетрадь.

– Почему возникает пожар?

Д. Люди перестают быть осторожными с огнем.

У. Какие примеры, известные вам, подтверждают это?

Ответы детей.

– Скажите, поступок мальчика из следующего примера – шалость или хулиганство?
Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги.

Д. Это хулиганство.

У. Послушайте отрывки из стихотворений. Назовите произведение и автора.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
"Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!"

Д. Корней Иванович Чуковский. "Путаница".

У. Может ли море гореть?

Д. Нет.

У. Сейчас горе-хозяева в море сливают и нефть, и бензин. Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее, не само море, а пленка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды. А почему море загорелось в "Путанице"?

Д. Игра со спичками лисичек привела к пожару.

Д. Самуил Яковлевич Маршак. "Кошкин дом".

У. Почему возник пожар?

Д. Была оставлена без присмотра печь.

У. Что за дым над головой?
Что за гром на мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.

Д. Сергей Владимирович Михалков. "Дядя Степа".

У. Кому помог Дядя Степа во время пожара?

Д. Он выпустил голубей.

У. Можно ли догадаться о причине пожара на чердаке?

Д. Наверное, дети играли с огнем на чердаке.

У. Познакомьтесь с правилами, которые следует не только знать, но и выполнять!

Дети читают памятки.

    Не устраивай игр со спичками.

    Не пользуйся неисправными электрическими приборами, не оставляй их без присмотра.

    Чтоб он не стал твоим врагом,
    Будь осторожен с утюгом.

    Не суши белье над газом,
    Все сгорит единым разом.

    Все горючие жидкости и легковоспламеняющиеся материалы не храни вблизи огня и нагревательных приборов.

    Не кури, курильщик – это поджигатель.

    · Не оставляй без присмотра печь.

Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголек целый дом может сжечь.

    Не украшай елку свечами. Не пользуйся вблизи елки бенгальскими огнями, хлопушками.

    Выходя из квартиры, убедись, что ты нигде не оставил источника огня (закрой печь, выключи газ, электроприборы).

У. Все причины возникновения пожара можно разделить на две большие группы.

На доске:

– Однако детские шалости с огнем составляют большой процент от общего числа пожаров: так, в 1995 г. – 10,5%, то есть 10 из 100 пожаров; в 1997 г. – 9,4%, то есть 9 из 100.
В огне гибнут люди!!!
Детей погибло при пожарах: в 1991 г. – 17,6%, то есть 17 человек из 100 погибших – дети; в 1993 г. – 13,6%, то есть
13 человек из 100.

У. Сделаем вывод: как вы поступите, если увидите, что во дворе вблизи строений дети играют со спичками?

Д. Надо их остановить.

У. Вам на Новый год подарили бенгальские огни и фейерверки. Где вы их будете зажигать?

Д. На открытой местности, вдали от строений.

IV. Физкультминутка

Исходное положение: стоя у парты.

У. Если на мой вопрос вы можете ответить: "Я!" – то остаетесь стоять.
Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!" – то, присев, как бы прячетесь.

Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?

Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над газом?

Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?

Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?

Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву?

Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?

V. Знакомство с правилами самоспасения при возникновении пожара

У. Посмотрев сценку, вы должны будете дать оценку поступкам героев: кто действовал правильно, кто неправильно, и почему вы так думаете.

Дети разыгрывают сценку.
Буратино мастерит ракету, запускает ее с помощью спичек. Взрыв! "Пожар!" – кричит Буратино и начинает метаться по классу. Залезает под стол – прячется.
Вбегает Мальвина, звонит "01", вызывает пожарную команду, вытаскивает Буратино на свежий воздух, оказывает первую помощь.

У. Кто нарушил правила пожарной безопасности?

Д. Буратино.

У. Какие?

Д. Играл со спичками, не позвонил "01", спрятался.

У. Как действовала Мальвина. Повторите хором слова, которые она произнесла, вызывая пожарных.

Д. Это пожарная дружина? У нас в школе пожар. Адрес: ул. Юбилейная, дом 1.

У. Почему она не поприветствовала людей, не попрощалась?

Д. Нет времени.

У. Что необходимо сказать пожарным?

Д. Адрес и характер возгорания.

У. Почитайте девиз урока, записанный на доске.

На доске:

Помни каждый гражданин этот номер "01"!

– Запомните этот номер.

Дети выполняют задание.

– Запишем правила поведения при возникновении пожара в тетрадь.

    Если пожар в зачатке, надо попытаться потушить его, закрыв тряпкой, прекратить доступ кислорода.

    Позвоните по телефону "01", сообщите точный адрес и характер возгорания.

    Если рядом есть взрослые (соседи), надо позвать на помощь.

–На что вы можете рассчитывать при пожаре? Есть 4 основных фактора, которые необходимо знать, если вы хотите спастись при пожаре.

1. Пожар ослепляет, вы не сможете видеть в огне.
2. Чаще убивают дым и газ, а не пламя.
3. Жар от огня настолько силен, что сам по себе может вызвать гибель.
4. Недостаток времени. Пожар не оставляет времени, нужно успеть выбраться из огня.

О чем следует помнить, принимая меры по спасению?
Если густой дым заполнил все выходы (огонь движется всегда вверх), плотно закройте входную дверь в комнату, законопатив все щели мокрыми тряпками, чтобы предохранить от проникновения дыма. Если дым проник в комнату – держитесь около пола, там всегда есть воздух. Закройте рот и нос мокрым полотенцем. Встаньте у окна, чтобы пожарным было известно о вашем пребывании в квартире.
Эти действия необходимы для вашего спасения, когда вы дома.
Как вы думаете, не изменится ли последовательность и сами действия в случае пожара в школе?

Д. Не знаем.

У. В школе важно как можно раньше поднять тревогу для того, чтобы у большого количества людей было время эвакуироваться из здания. Как можно сообщить о пожаре?

Д. Кричать, сказать взрослым.

У. Какова последовательность действий при пожаре в школе?

На доске:

  • Вызов пожарной охраны.

    Эвакуация.

    Сбор (место заранее должно быть согласовано).

    Перекличка.

– В школе много людей, если все они будут эвакуироваться через одни двери, что случится?

Д. Давка.

У. В каждом общественном месте есть "План эвакуации". Где он висит в нашей школе?

Д. На втором этаже.

У. Рассмотрите "План эвакуации": что на нем отмечено, что показано стрелками, как будем выходить мы, по какому пути?

Дети отвечают на вопросы.

– Как вы знаете, пожары случаются и в природе. Отчего это происходит и что может сделать каждый из нас – на эти вопросы мы ответим после самостоятельного прочтения отрывка из "Лесной газеты" В.Бианки.

"Беда, если на сухой лес попадет молния. Беда, если кто бросит в лесу непотушенную спичку или плохо затушит костер. Тонкой змейкой побежал огонь... Не теряй ни секунды. Это беглый пожар – ты сам можешь справиться с ним, пока он маленький, слабый. Живо наломай свежих лиственных веток и бей ими, бей огонек, сбивай его, хлещи что есть силы, – не давай ему расти... И зови на помощь товарищей. Если под руками есть лопата или хоть крепкая палка, копай землю, забрасывай огонь землей и кусками дерна. Если ж огонь успел подняться с земли и пошел перекидываться с дерева на дерево – это уж повальный, или верховой, пожар. Со всех ног беги к людям, бей тревогу".

Дети отвечают на ранее поставленные вопросы.

Д. Лесной пожар надо тушить ветками, с помощью лопат...

У. Перечисленные вами средства пожаротушения – пучок из лиственных веток, земля, дерн – это подручные средства, к ним также относятся вода, песок, покрывало, одеяло.
Есть табельные средства пожаротушения: топор, багор, ведро, огнетушитель. Где вы их видели у нас в школе?

Д. На пожарном щите в хозяйственной части двора.

У. Самое же эффективное средство – это... пожарная машина.

Кто управляет и тушит огонь этим средством? Люди какой профессии всегда готовы прийти к вам на помощь?

Д. Это пожарные.

У. Какими качествами должен обладать пожарный?

Д. Способностью к самопожертвованию, мужеством, обладать физической силой, ловкостью, профессионализмом.

У. История хранит немало подвигов, совершенных в мирные дни. Самой дорогой медалью считается у пожарных "За отвагу на пожаре", высокой наградой называют и благодарность людей, спасенных от огня.

VI. Знакомство с правилами предупреждения пожара

У. Согласитесь, что легче пожар предупредить, чем потушить.

А как же узнать, что нам может подсказать, с какими материалами надо обращаться осторожно, где огнетушители и т.д.?

Существуют знаки пожарной безопасности.

Дети рассматривают первую группу знаков.

На доске:

Д. Запрещающие знаки.

У. Какие запрещены действия?

Д. Пользоваться открытым огнем.
– Вход запрещен.
– Курить запрещено.

Дети рассматривают вторую группу знаков.

На доске:

У.

Д. Эти знаки предупреждающие.

У. О чем они предупреждают?

Д. Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещи.
– Осторожно! Опасность взрыва.
– Осторожно! Электрическое напряжение.

Дети рассматривают третью группу знаков.

На доске:

– Как называется эта группа знаков?

Д. Это предписывающие знаки.

У. Они разрешают действия только при выполнении конкретных требований безопасности труда:

– работать в защитных очках;
– проход держать свободным;
– выходить здесь.

Дети рассматривают четвертую группу знаков.

На доске:

У. Как называется эта группа знаков?

Д. Это знаки указательные.

У. Они служат для оповещения о местонахождении различных объектов. Каких?

Д. Огнетушителя.
– Пункта извещения о пожаре.
– Места для курения.

У. Выполняя эти и другие правила пожарной безопасности, вы оградите себя и своих близких, знакомых от пожара.
Но если все же случился пожар, как оказать первую помощь пострадавшему, побывавшему в условиях пожара?

VII. Знакомство с правилам оказания первой помощи

У. Известно, что чем дольше не принимаются меры при ожоге, тем серьезнее будет травма пострадавшего.
Необходимо:
– облить обожженные места большим количеством воды, охладить;
– снять с пораженных мест кольца, часы, ремни, обувь... так как эти места начнут отекать;
– снять сгоревшие и дымящиеся части одежды, если они не прилипли к пораженным участкам тела пострадавшего;
– защитить ожоги, прикрыв их чистым материалом;
– вызвать "Скорую помощь" по телефону "03".
В чем будет заключаться первая помощь человеку, у которого загорелась одежда?
Надо остановить его, повалить на землю или на пол, катать по земле, чтобы потушить пламя.

VIII. Итог урока

У. Что не нужно делать при возникновении пожара?

Д. Паниковать, в одиночку бороться с пламенем, не вызвав пожарных.
– Прыгать из окна.
– Прятаться...

У. Что нужно делать?

Д. Сохранять хладнокровие.
– Вызвать пожарных.
– Принять меры для спасения жизни.

У. По какому телефону вызывают пожарную дружину?

Дети хором отвечают девиз урока: "Помни каждый гражданин этот номер "01".

IХ. Домашнее задание

У. Составьте высказывания на тему: "Что я расскажу младшему товарищу о пожаре?"

Если вы попали на этот блог, думаю, вам будет интересна эта статья. Наверняка вы испытываете к огню непреодолимое влечение, огонь живет в вас и просит общения.

В этой статье я дам несколько советов, как наладить контакт с огненной стихией, как научиться общаться с огнем и управлять им.

Для тренировки вам понадобится свеча. Ну и вы сами, точнее ваши руки.

Зажгите свечу, встаньте или сядьте рядом с ней поудобней, погасите свет. Пусть только теплый огонек свечи освещает вашу комнату. Другие методики работы с огнем вы можете узнать, читая сайт “Саламандра “, а про проблемы пожарной безопасности и связанные с нею можно прочитать на сайте некоммерческой организацииЖенщины за безопасность “, где я пишу обо всем, что связано со стихией огня. Лучше, если вы начнете тренировку вечером или ночью.

Итак, приступим:

  • Протяните одну руку к огню. Ощущайте его тепло, его огненную энергию. Впитайте ее в себя. Прочувствуйте.
  • Объединитесь с ней. Представьте, что вы и огонь – это одно целое. Что вы в огне, а пламя свечи – в глубине вас.
  • Потяните рукой пламя на себя. Можно сперва делать плавные движения рукой – отстраняя руку, тяните пламя за собой, приближая, как бы толкайте ого от себя. Делайте это медленно, вы должны притягивать и отталкивать пламя своей волей, а не потоком воздуха.
  • Когда освоитесь, попробуйте двумя руками усиливать пламя, тянуть его вверх. Пусть огонь свечи следует за движениями вашей руки.
  • Аналогично приглушайте пламя. Заставьте огонек свечи стать совсем маленьким, еле видным. Со временем можно научиться таким образом совсем погасить свечу.
  • Подарите огню свою энергию, напитайте его, чтобы огонь взлетел к потолку.

Возможно, сразу у вас будет плохо получаться, но постепенно, тренируясь постоянно, можно добиться хороших успехов, особенно, если огонь – ваша стихия, и вы предрасположены к ней.

Мой блог находят по следующим фразам



 

Возможно, будет полезно почитать: