Финансовые правоотношения. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды

Финансовые правоотношения являются одним из видов общественных отношений, которые возникают в сфере финансовой деятельности государства и регулируются финансово-правовыми нормами.

1 Стимулирование здесь должно пониматься не как простое выделение каких-то благ, а как содействие развитию (или, наоборот, сдерживанию) с помощью финансов какой-либо сферы деятельности в государстве.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти; в) они почти всегда возникают по поводу денег - денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.".

Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства, не несут на себе стимулирующую функцию, и имеют целью не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей.

Поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный; 2) имущественный.

Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование госу-

" В настоящее время по некоторым налогам можно аккумулировать материальные ресурсы, которые, однако, оцениваются в денежном эквиваленте.

дарством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются вла- стно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с финансовой деятельностью, с поступлением денежных средств в доход государства.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам: 1)

бюджетные; 2) налоговые; 3) в области страхования; 4) в области расходов; 5) кредита (государственного и банковского); 6) расчетов, регулируемых финансовым правом; 7) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства".

Во всех этих правоотношениях субъектами являются: с одной стороны - государство, с другой - хозяйствующие субъекты, а также граждане. Государство в целом становится субъектом финансовых правоотношений, когда оно регулирует финансовые отношения между РФ и субъектами Федерации, между ними и органами местного самоуправления. В этих правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов государственной власти, компетенция которых в области финансов установлена Конституцией РФ и конституциями субъектов Федерации, а также законодательными и другими подзаконными нормативными актами.

Как субъект финансового права, государство выступает также через специальные управомоченные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие интересы государства.

Финансовый орган (кредитное учреждение) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений - государственный орган, хозяйствующий субъект или физическое лицо.

Учреждения и организации, состоящие на бюджетном финансировании, также являются участниками финансовых правоотношений. Субъектами в этих правоотношениях выступают распорядители и получатели бюджетных средств, которые несут ответственность за правильное расходование бюджетных средств в меру фактических потребностей, за постановку учета и отчетности расходуемых по смете ресурсов.

* Субъектами финансового права являются отдельные граждане, физические и юридические лица.

Основным признаком правосубъектности гражданина и юридического лица в финансовых правоотношениях является наличие самостоятельного источника дохода (заработка или имущества на территории РФ). Дополнительными признаками, особенно в налоговых правоотношениях, служат возраст, гражданское состояние, гражданство. В зависимости от характера правоотношения определяются права и обязанности гражданина как субъекта инансового правоотношения.

Отношения, возникающие по поводу выпуска, реа- изации и погашения государственных внутреннего и нешнего займов, регулируются на основе общих поло- ений финансового права, предусматривающих добро- ольное участие гражданина в качестве кредитора государства, или на основе договора, или межгосударственного соглашения, где кредитором выступает иностранное государство.

Субъектами правоотношений наряду с гражданами РФ могут быть иностранцы (или лица без гражданства), проживающие и работающие в РФ или имеющие на территории РФ законом разрешенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов на основе принципа взаимности в отношениях с другими государствами.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юриди ческие факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Так, возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Федеральный закон «О федеральном бюджете», который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Как событие может рассматриваться, например, увеличение числа иждивенцев в семье, что ведет к уменьшению налога на физических лиц, т.е. данное событие изменяет финансово-правовое отношение.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта, в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях, из них наиболее часто встречающимися являются: 1)

погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа); 2)

выполнение задания по государственным доходам, по бюджету или внебюджетным фондам; 3)

использование выданных бюджетных ассигнований; 4)

осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам; 5)

прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с выходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.

Таким образом, рассматривая финансы и финансовое право с различных точек зрения, автор еще раз предлагает использовать системные кибернетические подходы при разработке закона о финансах, который станет первоосновой для осуществления прямых и обратных связей не только для финансовых фондов и денежных потоков, но и поможет в целом в государстве и в обществе понять картину развития всех явлений, поможет осуществлять управление как в экономике,так и в социальной сфере, опираясь на добротный научный анализ.

ЛЕКЦИЯ № 14

Тема: Финансовые правоотношения.

Вступление (5 мин.)

Основные вопросы:

1. Финансовые правоотношения, их особенности и виды (20 мин.)

2. Понятие, содержание финансово-правовой нормы (25 мин.)

3. Классификация норм финансового права (25 мин.)

Выводы (5 мин.)

Основные понятия: финансы, функции финансов, финансовое право, принципы финансового права, цена, прибыль, спрос, предложение.

Литература:

А) основная:

1. Деньги и кредит. Учебник. Под ред. М. И. Савлука, К., 2001г. с. 5-62

2. Финансовое право. Учебное пособие. А.В. Дмитренко, Е.А. Шпанкина, Москва, Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013г. – 200с.

Б) дополнительная:

1. Л.Ю. Белоусов. Деньги и кредит. Учебное пособие. Харьков, изд. “Пра пор”, 2004 г.с. 5-18.

2. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. Электронный ресурс. – 2012г. – 159 с.

Вступление

Финансовые правоотношения - своеобразный синтез пра­вовых и экономических материй, являясь как бы экономико-правовой категорией. На экономическую природу финансовых правоотношений обращал внимание Е. А. Ровинский, отмечая, что «важнейшая особенность финансовых правоотношений за­ключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений». В финансовой деятельности государства и муни­ципальных образований разновидностью экономических отно­шений являются отношения по аккумулированию доходных источников в бюджеты, по поводу бюджетного финансирова­ния, отношения в сфере межбюджетного субсидирования и т. п. Развитие федеративных отношений и становление института местного самоуправления обусловливают активное использова­ние имеющихся финансовых инструментов и развитие новых механизмов финансовой деятельности. Следовательно, финан­совые правоотношения охватывают совокупность денежных от­ношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фон­дов денежных средств государства или муниципальных образо­ваний в целях материального обеспечения задач и функций конкретной территории. Таким образом, финансовые правоотношения - это экономико-правовые общественные отношения, урегу­лированные нормами финансового права, имеющие властно-имуще­ственный характер и выражающие публичные интересы.



Финансовые правоотношения, их особенности и виды

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов, и доходов.

Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.

Финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее, финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности.

Финансовые правоотношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов правоотношений. Основной особенностью является то, что финансовые правоотношения возникают только в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Кроме того, финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, так как возникают по поводу денежных средств - финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Еще одна особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности.

Действия - это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов.

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка и достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Для полной характеристики структуры и содержания финансовых правоотношений в системе финансового права проводится их классификация по различным основаниям.

1. По материальному содержанию финансово-правовые нормы группируются в зависимости от функционирования соответствующего звена финансовой системы по следующим видам:

1. бюджетные;

2. налоговые;

3. в области страхования;

4. кредитные (государственного и банковского);

5. по вопросу регулирования денежного обращения расчетов;

6. по поводу регулирования валютного законодательства.

2. В зависимости от объекта правового регулирования:

1. материальные;

2. процессуальные.

Таким образом, материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию финансовых ресурсов, выраженных в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Данные финансовые правоотношения реализуются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

2. Понятие, содержание финансово-правовой нормы

Финансово-правовые нормы - это исходные первичные эле­менты, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выражен­ное в их юридических правах и обязанностях.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отноше­ния, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуп­равления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

б) характера установленных в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила по­ведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам дан­ных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный отрезок времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны. Это общее содер­жание финансово-правовых норм имеет различное конкретное вы­ражение, что обусловлено разнообразием финансовых отношений, многозвенностью финансовой системы. Они содержат правила взи­мания налогов и других обязательных платежей с граждан и пред­приятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, со­здания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основ­ном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом инте­ресов государства и муниципальных образований, а также интере­сов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан. Например, в фи­нансово-правовых нормах содержатся адресованные к предпри­ятиям и гражданам требования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предус­мотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совер­шать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоря­жение государства и органов местного самоуправления денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными пла­нами. Вместе с тем в целях соблюдения прав и интересов платель­щиков установлены обязанности государственных органов возвра­щать излишне взысканные платежи. В финансово-правовых нор­мах закреплен обязательный порядок формирования бюджетов, использования внебюджетных и бюджетных целевых фондов и т.д. с определением прав и обязанностей участников этой деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Курсовая работа

по : " Финансовое право "

на тему :

" Особенности финансовых правоотношений "

Подготовила: Лозовская Наталья

432 группа

3 курс заочной формы обучения

Юридического факультета

Санкт-Петербург 2011

Содержание

  • Введение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

В сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления складываются различные и многообразные социальные взаимоотношения. Финансовые отношения содержат в себе наиболее общие признаки движения (распределения, перераспределения) и соотношения между собой финансовых средств различных уровней. Развитие финансовых отношений объективно требует четкого регулятора, каковым является право.

Правовая урегулированность этих отношений необходима для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.

Финансовые отношения обусловлены фактом существования государства, поэтому внешне выражаются в тех формах, которые им определяет государство. В финансовой сфере государство посредством права устанавливает виды доходов бюджетов, порядок установления и взимания налогов, определяет способы использования валютных ценностей и т.д.

В процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления складываются и такие отношения, которые не требуют правового регулирования (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной, аналитической, массово-разъяснительной и иной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления). Но они не определяют сущности финансовой деятельности государства и местного самоуправления, поэтому именно финансовые правоотношения необходимы для осуществления целей в области аккумулирования, распределения и использования публичных финансов.

1. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, структура и функции, возникновение и изменение

1.1 Понятие финансовых правоотношений и их особенности

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Финансовое правоотношение - разновидность правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще . Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, следовательно, есть результат действия правовой нормы, или "форма ее реализации". Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в сущности обусловлено государственной волей, интересами государства 11 Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева - М.: Юристъ, 2004. - С. 123. .

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и характерные специфические особенности. Поскольку сфера возникновения всех финансовых отношений - финансовая деятельность государства и муниципальных образований, то специфика этой области общественной жизни обусловливает следующие характерные черты финансовых правоотношений :

во-первых, основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления .

во-вторых, финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности.

Такой объект правоотношений налицо, например, при их возникновении между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований; при оказании финансовой помощи органом государственного управления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.

в-третьих, следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления .

Это обусловлено тем, что само государство (или орган местного самоуправления) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности 11 Финансовое право: Учебник /Отв. ред.Н.И. Химичева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - С. 69. .

в-четвертых, большинство финансовых правоотношений умеют субординационный характер и построены по схеме "власть - подчинение";

в-пятых, юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством 11 Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - С. 108. .

Для финансового правоотношения должны быть налицо все рассмотренные специфические черты в комплексе, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения 22 См.: Ровинский ЕА. Основные вопросы теории советского финансового права. С. 134-138. . Только в совокупности указанные черты дают полное представление о финансовом правоотношении.

Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана также можно отнести к характерным чертам финансовых правоотношений. Однако в некоторых предусмотренных законом случаях они могут быть оформлены договором (например, предоставление отсрочки по уплате налога в форме налогового кредита на основании ст.65 НК РФ). В настоящее время расширяется применение договорной формы в финансовых отношениях. Она упоминается, в частности, в ст.159 и др. БК РФ 33 Финансовое право: Учебник /Отв. ред.Н.И. Химичева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - С. 70. .

Финансовые правоотношения представляют собой своеобразный синтез правовых и экономических материй, являясь как бы экономико-правовой категорией. На экономическую природу финансовых правоотношений обращал внимание Е.А. Ровинский, отмечая, что "важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений" 11 Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. - М., 1960.С. 134 . В финансовой деятельности государства и муниципальных образований разновидностью экономических отношений являются отношения по аккумулированию доходных источников в бюджеты, по поводу бюджетного финансирования, отношения в сфере межбюджетного субсидирования и т.п. Развитие федеративных отношений и становление института местного самоуправления обусловливают активное использование имеющихся финансовых инструментов и развитие новых механизмов финансовой деятельности. Следовательно, финансовые правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях материального обеспечения задач и функций конкретной территории.

При отграничении финансового правоотношения от смежных правоотношений (например, от административного, гражданского, конституционного) определяющим признаком является их возникновение в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований и урегулирование нормами права.

Таким образом, финансовые правоотношения - это являющиеся по сути экономико-правовыми общественными отношениями, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы 22 Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - С. 109. .

1.2 Структура финансового правоотношения и его функции

Финансовое правоотношение, как и любое иное органически целое образование, имеет свою строго определенную структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность. Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и обусловлены спецификой этой деятельности. Однако каждый отдельный компонент выполняет особые, только ему присущие функции. При отсутствии хотя бы одного из названных элементов становится невозможным наличие и самого финансового правоотношения. Благодаря такому составу финансовое правоотношение оказывается в состоянии выполнить все возлагаемые на него функции в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Содержание финансового правоотношения как способа реализации норм финансового права в финансовой деятельности выражается в следующих трех функциях :

во-первых, финансовое правоотношение детализирует круг лиц, на которых распространяет свое действие финансово-правовая норма; таким образом в финансовом правоотношении участвуют не абстрактные субъекты, а индивидуально определенные лица;

во-вторых, оно переводит абстрактные права и обязанности в плоскость финансово-правового статуса конкретных субъектов; при этом возможна конкретизация или дополнение состава финансового правоотношения с учетом определенных условий его осуществления (например, финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется, в частности, на основе местных традиций и особенностей);

в-третьих, финансовое правоотношение создает конкретные ситуации для реализации мер государственного принуждения и финансово-правовых санкций в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектами своих обязанностей.

1.3 Возникновение и изменение финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий, предусмотренных нормами финансового права. Такими условиями служат юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, при которых только на основе правовой нормы между субъектами финансового права должны сложиться правоотношения. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. Многообразие видов финансовых правоотношений обусловливает наличие огромного количества жизненных обстоятельств, признаваемых финансовым законодательством в качестве юридических фактов. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Юридические факты-действия - это поведение субъектов финансового права, осуществляемое согласно их воле и желаниям. Такое поведение может полностью соответствовать требованиям действующего финансового законодательства либо ему противоречить.

В зависимости от степени согласования с финансово-правовыми нормами юридические факты-действия подразделяются на правомерные и неправомерные. В состав правомерных действий входят юридические акты, юридические поступки и правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного финансово-правового результата или создающие какой-либо выраженный в материальной форме результат. Большую часть неправомерных действий составляют финансовые правонарушения, т.е. виновные противоправные действия или бездействие. Неправомерными являются и так называемые объективно-противоправные действия, т.е. акты поведения субъектов финансового права, приводящие к противоправному результату. К названной группе относятся, например, случаи неисполнения налогоплательщиком обязательств вследствие действия непреодолимой силы; принятия субъектами РФ финансовых нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству либо содержащих иные правотворческие ошибки, и т.д.1

Для финансовых правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это например, извещение налогоплательщику со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенной суммы налога, утверждение министерством лимита выделяемых подведомственным учреждениям средств, распоряжение о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др. В установленных законодательством случаях юридическими фактами могут выступать и договоры, одной из сторон которых является орган государственной власти или местного самоуправления. При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (взыскание штрафа в связи с невнесением налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

Юридические факты-события представляют собой обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий; смерть налогоплательщика прекращает налоговое правоотношение; увечье, полученное сотрудником налоговой службы при исполнении им своих служебных обязанностей, является страховым случаем, т.е. юридическим фактом, лежащим в основе права требования выплаты страхового возмещения, и т.п.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях.

Из них наиболее часто встречаются следующие:

1. Погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания;

2. Недоимки (просроченного платежа);

3. Выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

4. Использование выданных бюджетных ассигнований;

5. Осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

6. Прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.1

2. Классификация финансовых правоотношений

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные .

Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они производны от регулятивных и их удельный вес относительно невелик, хотя в последние годы в связи с бурным развитием налогового права они стали занимать более заметное место в системе финансовых правоотношений.

Финансовое охранительное правоотношение возникает в связи с нарушением финансово-правовой нормы на основе санкции финансово-правовой нормы. Его надо отличать от всякого другого, в частности, административного охранительного правоотношения, возникающего иногда в связи с нарушением финансово-правовой нормы, но на основе административно-правовой санкции.

К финансовым охранительным правоотношениям относятся те, которые возникают в связи: с налоговым правонарушением, предусмотренным в гл.16 НК РФ. Кроме того, к охранительным финансовым правоотношениям следует отнести правоотношения, возникающие в связи с: а) невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетных средств, полученных на возвратной основе; б) неперечислением либо несвоевременным перечислением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст.290, 291 БК РФ); в) нарушением порядка ведения кассовых операций и некоторые другие 11 Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2004. - С. 141. .

В зависимости от характера финансово-правовых норм , лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными .

Материальные финансовые правоотношения возникают на основе материальных норм финансового права, а процессуальные, соответственно на основе процессуальных финансово-правовых норм.

К материальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового органа - требовать его уплаты; право предприятия обращаться к финансовому органу за получением бюджетного кредита и обязанность финансового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение и т.д.

К процессуальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения: по бюджетному процессу; возникающие в ходе производства по делам о налоговых нарушениях; возникающие в процессе предоставления налоговых отсрочек и т.д.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т.п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности.

Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относится обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий 11 Финансовое право: Учебник /Отв. ред.Н.И. Химичева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - с. 71 . Процессуальные финансовые отношения являются вторичными и гарантирующими (обеспечивающими) относительно материальных правоотношений.

Финансовые правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов . Такая классификация актуальна всегда, ибо позволяет в горизонтальном срезе охватить все виды отношений, составляющих предмет финансового права.

По этому критерию финансовые правоотношения подразделяются на отношения:

а) по государственному (муниципальному) финансовому контролю;

б) бюджетные;

в) по финансам государственных и муниципальных унитарных предприятий;

г) налоговые;

д) по неналоговым доходам;

е) по государственному внутреннему долгу;

ж) по сметно-бюджетному финансированию;

з) по государственному внебюджетному финансированию;

и) по государственному страхованию;

к) по денежному обращению и расчетам;

л) по валютному регулированию 11 Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2004. - С. 143 .

Финансовые правоотношения могут быть также подразделены на имущественные и неимущественные на основании особенностей их объекта .

Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция - налог, трансферт и т.д. Объектом неимущественных финансовых правоотношений таковая не является. В качестве объекта здесь выделяются: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.

К имущественным финансовым правоотношениям относятся отношения по: уплате налогов и сборов в бюджет и государственные и муниципальные внебюджетные фонды; бюджетному и внебюджетному финансированию; уплате неналоговых платежей и др.

К неимущественным финансовым правоотношениям относятся отношения по: бюджетному процессу; государственному финансовому контролю; установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и т.д.

Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания . По этому критерию они подразделяются на простые и сложные. Простые финансовые правоотношения характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. В сложных финансовых правоотношениях содержание состоит из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.

Простые финансовые правоотношения в чистом виде, т.е. не как элемент сложного финансового правоотношения, встречаются в финансовом праве, как и в других отраслях права, сравнительно редко. Например, простым финансовым правоотношением является правоотношение по установлению налогов. Здесь праву государства в лице представительного органа власти на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осуществлению.

Сложные финансовые правоотношения преобладают в финансовом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые правоотношения.

Разграничение финансовых правоотношений возможно и по форме их проявления - на двусторонние и многосторонние .

Двусторонние финансовые правоотношения реализуются на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотношения. В многосторонних финансовых правоотношениях участвуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивидуальную волю.

Большинство финансовых правоотношений - двусторонние. К ним относятся правоотношения по: финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, освобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению налогов и сборов; рассмотрению проекта бюджета и т.д.

Однако в финансовом праве имеют место и многосторонние правоотношения. Так, трехсторонними финансовыми правоотношениями являются правоотношения по бюджетному финансированию. Одной стороной этого правоотношения выступает Федеральное казначейство (на уровне федерального бюджета), которое выделяет бюджетные ассигнования, а другой стороной является Главный распорядитель бюджетных средств (министерство, ведомство и т.д.), которому выделяются бюджетные средства, а третьей стороной является банк, через который непосредственно финансируется распорядитель бюджетных средств в рамках выделенных ему ассигнований из бюджета. Здесь воля каждой стороны правоотношения абсолютно индивидуальна, направлена на действия, отличающиеся от действий другой из сторон правоотношения 11 Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2004. - С. 145 . Помимо рассмотренных видов финансовые правоотношения могут быть подразделены:

а) по юридическому характеру взаимоотношений участников - на вертикальные и горизонтальные ;

б) по субъектам финансового правоотношения , возникающим между:

органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;

вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

финансовыми органами и гражданами;

самими финансово-кредитными органами.

3. Субъекты финансового права

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие "субъект финансового права" и "субъект (или участник) финансового правоотношения", хотя они во многом совпадают.

Субъектами финансового права являются лица (физические или юридические ), государственно-территориальные образования и их органы, за которыми финансовым законодательством признано особое юридическое свойство (качество ) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных финансовых правоотношениях .

Приведенное определение содержит основной юридический признак субъекта финансового права - наличие правосубъектности, т.е. признаваемой финансовым законодательством способности быть участником конкретных финансовых правоотношений. Понятие "финансовая правосубъектность" включаем понятия "финансовая правоспособность" и "финансовая дееспособность". Финансовая правоспособность - это способность иметь финансовые права и нести обязанности, предусмотренные нормативными финансово-правовыми актами. Финансовая дееспособность - это способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также нести ответственность за их неправомерную реализацию.

Субъекты финансового права имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют планомерное аккумулирование, распределение и не пользование государственных (муниципальных) денежных фондов в публичных целях.

Финансовая правосубъектность, таким образом, выступает своеобразным правовым средством включения субъектов финансового права в сферу правового регулирования финансового законодательства и является обязательной предпосылкой финансово-правового статуса.

Финансово-правовой статус - это установленная законодательством совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государственно-территориальных образований и их органов, непосредственно закрепляемых за конкретными субъектами финансового права .

Понятия "субъект финансового права" и "субъект (участник) финансового правоотношения" имеют разное юридическое содержание. Субъектом финансового права является лицо, имеющее потенциальную возможность быть участником финансовый правоотношений. Субъектом финансового правоотношения является индивидуально определенный реальный участник конкретного правоотношения.

Вступая в конкретное финансовое правоотношение, субъект финансового права приобретает новые свойства, становясь субъектом (участником) финансового правоотношения, но не теряет при этом качеств, которыми он обладал до вступления в него. Следовательно, понятие "субъект финансового права" но своему объему больше, чем понятие "субъект (участник) финансового правоотношения". Статус субъекта (участника) финансового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно права.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права:

а) государство и его территориальные подразделения;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

Каждая из них отличается своеобразием.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят:

Российская Федерация;

субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа;

муниципальные образования - городские, сельские поселения и иные территории;

административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;

административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны).

Такой круг субъектов свойствен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета государству и его территориальному подразделению является и необходимым атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу - государство, автономию, муниципальное образование. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают целым комплексом прав на получение определенных бюджетных доходов и использование их для социально-экономического развития соответствующей территории.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают субъектами права и в других финансовых отношениях: например, в отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, области и т.д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, то есть соответствующего государственного или местного бюджета.

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: государственные органы представительной и исполнительной власти ; органы местного самоуправления ; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица, - это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну.

Законодательство устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.).

Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Законодательство определяет, в таких случаях субъектами финансового права РФ могут быть не только граждане России, но и иностранцы и лица без гражданства 11 Финансовое право: Учебник /Отв. ред.Н.И. Химичева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - С. 74-78 .

Заключение

Итак, подведем итоги выше сказанному.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Финансовое правоотношение - разновидность правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и характерные специфические особенности.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

а) возникают в процессе финансовой деятельности государства;

б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства или высший или местный орган государственной власти;

в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий, предусмотренных нормами финансового права. Такими условиями служат юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, при которых только на основе правовой нормы между субъектами финансового права должны сложиться правоотношения.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает и разнообразные способы их классификации.

Практическое задание :

Задача 1 . Бюджетное учреждение не получило из областного бюджета бюджетных ассигнований в полном объеме. Оно обратилось в суд с иском о компенсации в размере недофинансирования в соответствии со ст.238 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кто должен быть ответчиком по данному делу?

Решение :

Статья 238. Утратила силу по ФЗ от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ.

Статья 238 БК (бюджетного кодекса) РФ Права получателей бюджетных средств при исполнении бюджета.

1 . Если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме, за исключением случаев, определенных статьями 230 и 231 настоящего Кодекса, получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования.

2 . Недофинансирование означает разницу между лимитом бюджетных обязательств, доведенных в уведомлении о лимите бюджетных обязательств до получателя бюджетных средств, и объемом средств, зачисленных на лицевой счет получателя бюджетных средств, либо объемом средств, списанных с единого счета бюджета в пользу получателя бюджетных средств, в период действия лимита бюджетных обязательств с учетом положений статей 224, 230 и 231 настоящего Кодекса.

3 . Компенсация в размере недофинансирования осуществляется в соответствии с судебным актом.

Рассмотрев статью 161 . Бюджетное учреждение из п .9 видно, что : бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.

Статья 161 . Бюджетное учреждение

1 . Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

2 . Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями.

3 . В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

4 . При уменьшении уполномоченными органами государственной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых бюджетным учреждением, бюджетное учреждение и другая сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо и другие условия договора. Сторона договора вправе потребовать от бюджетного учреждения только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

5 . На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

6 . Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

7 . Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.

8 . Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

9 . Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.

Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Задача 2 . Главный бухгалтер ЗАО "Огма" Иванов П.С. несвоевременно сообщил в налоговый орган сведения об открытии ЗАО "Огма" расчетного счета в одном из коммерческих банков.

финансовое правоотношение право субъект

В соответствии с Уставом ЗАО "Огма" представителем Общества в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, является главный бухгалтер общества.

В связи с этим Генеральный директор ЗАО "Огма" Сидоров С.П. решил, что субъектом финансово-правовой ответственности по ст.118 НК России за нарушение срока предоставления сведений об открытии счета в банке является главный бухгалтер Иванов П.С., как законный представитель общества.

Правильное ли решение принял генеральный директор?

Решение :

Исходя из ответственности за несоблюдение правил уведомления , если главный бухгалтер несвоевременно сообщил налоговой инспекции об открытии счета в банке, организация ЗАО "Огма" может быть оштрафована на 5000 руб. (ст.118). Кроме того, к административной ответственности может быть привлечен и генеральный директор компании ЗАО "Огма". С него могут взыскать штраф в размере от 1000 до 2000 руб. (ст.15.3).

В данном случае генеральный директор принял правильное решение, т.к. в соответствии с Уставом ЗАО "Огма" представителем Общества в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, является главный бухгалтер общества, он и понесёт наказание по ст.118

Представим, что инспекция может посчитать, что сообщение вообще не подавалось, и оштрафовать организацию, даже если документ был своевременно представлен в налоговую инспекцию, но в произвольном виде или же на старом бланке. (ст.23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов). А вот если вы направили в инспекцию сообщение об открытии счета в установленный срок, однако допустили ошибку, например, в номере счета, организация не может быть привлечена к ответственности. (Постановления ФАС СЗО от 10.07.2008 N А56-48250/2007; ФАС СКО от 02.10.2007 N Ф08-6025/2007-2375А)

Статья 118 . Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке

1 . Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2 . Исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Статья 1 5.3 Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 15] [Статья 15.3]

1 . Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2 . Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Примечание . Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в настоящей статье, статьях 15.4 - 15.9, 15.11 настоящего Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №145-ФЗ (с изм. 2008г.) // Консультант Плюс.

2. Налоговый кодекс Российской федерации. Ч.1. от 31.07.1998г. №146-ФЗ (с изм. 2008г.) // Консультант Плюс.

3. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 720с.

4. Финансовое право: Учебник /Отв. ред.Н.И. Химичева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 749 с.

5. Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник. - М.: ТК Велби, 2008. - 280с.

6. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева - М.: Юристъ, 2004. - 576 с.

7. Финансовое право. Вострикова Л.Г. Учебник. - М.: изд. Юстицинформ, 2007с. - 128с.

8. Финансовое право: Учебник. - 2. е изд. стер. / колл. авт.; под общ. ред. проф. С.О. Шохина. - М.: КНОРУС, 2007. - 544с.

9. Финансовое право: учебник. - 2-е изд. доп. и перераб. /А.В. Быля, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева [и др.]; отв. Ред.Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 528с.

10. Финансовое право: учебник / колл. авт.; под общ. ред. С.О. Шохина. - 2-е изд. стереотип. - М.: КНОРУС, 2007. - 544с.

Подобные документы

    Финансовые правоотношения: понятие, отличительные черты, виды. Классификация финансовых правоотношений: по содержанию финансово-правовых норм, особенностям объекта, по институту финансового права. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений.

    реферат , добавлен 01.12.2008

    Понятие и особенности финансовых правоотношений. Виды финансовых правоотношений: бюджетные, налоговые правоотношения, отношения по страхованию, валютные правоотношения, правоотношения в области банковской деятельности. Нормы финансового права.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2008

    Классификация финансово-правовых норм. Финансовые правоотношения. Юридические факты в финансовом праве. Классификация финансовых правоотношений. Субъекты финансового права. Защита прав субъектов финансовых правоотношений. Норма финансового права.

    реферат , добавлен 02.06.2008

    Понятие и структура финансово-правовых норм, их виды. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация. Содержание финансового правоотношения как способа реализации финансового права. Защита прав субъектов финансовых правоотношений.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2011

    Области возникновения современных проблем финансовых правоотношений. Актуальные проблемы правоотношений в налоговой, финансовой и бюджетной сферах. Решение проблем в сфере современных финансовых правоотношений, их возникновение, изменение и прекращение.

    реферат , добавлен 07.01.2010

    Механизм возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, система финансового права. Определение финансовых правоотношений, общие условия их возникновения. Обязывающие, запрещающие, уполномочивающие нормы; гипотезы, диспозиции и санкции.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2010

    Что такое правоотношения, их разновидности и структура. Разделение и особенности субъектов правоотношений. Специфические черты и признаки административных правоотношений. Классификация и структура правовых нормативов. Значение некоторых правовых терминов.

    презентация , добавлен 23.04.2010

    Предпосылки возникновения правоотношений. Структура правоотношений. Виды правоотношений. Понятие правосубъектности. Правосубъектность физического и юридического лица. Государство как субъект правоотношений.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2007

    Российская Федерация и субъекты РФ как субъекты финансового права. Социальная функция финансовой дееспособности. Муниципальные образования как субъекты финансового права. Финансовая правоспособность физического лица. Субъект финансового правоотношения.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2013

    Понятие и особенности финансовых правоотношений. Необходимые условия финансовой дееспособности. Республика Беларусь и субъекты Республики Беларусь как субъекты финансового права. Механизм государственного и правового регулирования финансовых отношений.

Финансовые правоотношения являются одним из постоянных объектов правовых исследований финансового механизма. Их природа, особенности возникновения и существования предопределяют во многом диапазоны возможностей использования финансового права в деле управления как экономической, так и социально-политической жизнью общества.

Его можно сформулировать следующим образом: Финансовые правоотношения -- это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.Финансовоеправо: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. -- Ф59 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2004. -- 68 с.

Правовое регулирование данных отношений необходимо для того, чтобы государство, его органы, а также органы местного самоуправления могли достичь определенных целей в области финансовой деятельности.

За счет того, что отношения в области финансовой деятельности, регулируются нормами права, они становятся финансово-правовыми отношениями.

Также следует учесть, что не все отношения в области финансовой деятельности нуждаются в правовой регламентации, к таким относятся: организационная, подготовительная и информационная и иная деятельность государства, его органов и органов местного самоуправления. Но именно финансовые правоотношения определяют основное содержание этой деятельности, привносят ей целенаправленность и структурированную организованность.

Вне рамок правовых отношений финансовая деятельность осуществляться не может, поскольку получение государственными органами и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам было бы невозможным. Это возможно лишь в том случае, если данные отношения находятся под полным контролем государства, если юридические права и обязанности субъектов данного правоотношения четко прописаны в законодательстве, если законодательством предусмотрена их взаимосвязь, а их реализация гарантируется мерами государственного принуждения

Однако Крохина Ю.А., основываясь на учениях Ровинского Е.А., выделяет несколько иное понятие финансовых правоотношений, делая акцент на том, что финансовые отношения является определенной формой экономических отношений.

Исходя из этого, Крохина Ю.А. указывает следующее понятие финансовых правоотношений: Финансовые правоотношения -- это являющиеся по сути экономико-правовыми общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно- имущественный характер и выражающие публичные интересы.Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. -- 3е изд., перераб. и доп. -- М. : Норма, 2008. -- 109 с.

Финансовые правоотношения определены экономикой и сами являются разновидностью экономических отношений. К этим отношениям, прежде всего, относятся отношения, связанные с уплатой налогов, сборов в бюджет и внебюджетные фонды, а также отношения, связанные с получением бюджетных кредитов и отношения по контролю за использованием финансовых ресурсов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что все финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и его органов являются не только правовыми отношениями, но и также по своей сущности являются экономическими.

Финансовые правоотношения являются разновидностью правовых отношений, в связи с чем, они обладают общими признаками любого правоотношения. К этим признакам относятся:

  • 1. правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм;
  • 2. участники каждого конкретного отношения индивидуально определены;
  • 3. эти отношения осуществляются через субъективные права и субъективные обязанности
  • 4. правоотношения носят волевой характер, в этих отношениях требуется сознательная волевая деятельность людей.
  • 5. отношения охраняются государством.

Однако у финансовых правоотношений есть ряд специфических особенностей. К отличительным признакам финансового правоотношения относятся:

  • 1. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства, его органов и органов местного самоуправления. К финансовой деятельности относятся: выпуск денежных средств, организация денежного обращения, плановое собирание денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды, распределение и использование государственных денежных фондов с целью реализации задач, поставленных перед государством и т.д.
  • 2. Финансовых правоотношения относятся к числу публично-правовых отношений, поскольку эти отношения складываются в сфере публичных интересов и регулируются нормами публичного права. Помимо финансовых правоотношений, к таким отношения также относятся: административные, уголовные, конституционные и др.
  • 3. Эти отношения носят государственно-властный, императивный характер. Императивный характер финансово-правовой нормы проявляется в правоотношении таким образом, что оно реализуется по принципу?команда -- исполнение?, где команды издает государство (или муниципальное образование), а исполняют их индивидуальные, коллективные и другие субъекты финансового права. Финансовое право Российской Федерации: Учебник/Отв. ред. М.В. Карасева -- М.: Юристъ, 2004. -- 124 с.В этих отношениях стороны не являются юридически равноправными, одной из таких сторон всегда выступает государство или его органы (напр. Правительство РФ, Централый банк, Министерство финансов и др), должностные лица, а также органы местного самоуправления, которые наделены властными полномочиями.

Второй стороной этих отношений выступают любые субъекты: граждане, организации, общественные объединения и т.д.

В рамках такого правоотношения властный субъект, используя полномочия и государственное принуждение, может устранять возникающие противоречия между публичными и частными интересами в пользу первых в процессе осуществления финансовой деятельности государства.Финансовое право: учебник/отв. ред. и авт. предисл. - проф. С.В. Запольский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юридическая фирма «Контракт»:ВолтерсКлувер, 2011.- 64 с.

В некоторых случаях финансовые правоотношения могут возникать между органами государственной власти и местного самоуправления.

  • 4. По своей сущности финансовые правоотношения являются экономическими.
  • 5. Финансовые правоотношения носят имущественный характер. В роли имущественных благ выступают денежные средства.

Подчеркивая имущественный характер финансового правоотношения, стоит учитывать, что эти отношения неоднородны. Среди них выделяют материальные и процедурные (процессуальные) отношения. К материальным стоит отнести те отношения, в которых происходит непосредственная передача денежных средств (финансовых ресурсов) от одних субъектов в распоряжение других. К процедурным (процессуальным), отношениям относятся те, которые направлены на организацию, планирование; которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использованиемФинансовое право Российской Федерации: Учебник /Отв. ред. М.В. Карасева -- М.: Юристъ, 2004. -- с. 124. Процедурные отношения не обслуживают движение денежных средств, однако это не означает, что процедурные отношения не могут характеризоваться как имущественные, поскольку конечной целью этих отношения является движение денежных средства. Учитывая вышесказанное можно утверждать, что финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денежных средств.

В науке финансового права признак властности финансового отношения всегда отмечается наряду с его имущественным характером. В связи с этим, финансовые отношения принято характеризовать как властно-имущественные.

Властно-имущественный характер финансового правоотношения служит критерием для отграничения его от гражданско-правового отношения. Гражданско-правовые отношения часто возникают в сфере финансовой деятельности государства и носят имущественный, но не властно-имущественный характер, что и отличает его от финансового правоотношения.

Некоторые административно-правовые отношения также имеют властно-имущественный характер (например, наложение и взыскание административных штрафов). Однако эти отношения отличаются от финансовых тем, что административные отношения возникают в сфере деятельности исполнительных органов государства, когда как финансовые возникают в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Структура финансовых правоотношений.

В структуру финансовых правоотношений входят следующие элементы: субъект, объект, содержание, а также основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.

Обязательным субъектом финансовых отношений всегда является государство и муниципальные органы, вторым участником таких отношений может выступать любой субъект: физические лица, организации, предприятия и т.д.

Объектом данных отношений выступают денежные фонды государства (муниципальных образований), а также юридических и физических лиц, под которыми понимаются специально выделенная обособленная часть денежных средств, которая имеет свое предназначение для определенных целей.

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий, такими условиями выступают юридические факты.

Под юридическими фактами понимаются конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие у субъектов финансовых правоотношений возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и юридических обязанностей.

Традиционно юридические факты подразделяются на события и действия, последние в свою очередь делятся на правомерные и неправомерные действия. К правомерным действиям относят юридические акты и поступки.

Основное место в системе правомерных юридических действий в финансовом праве занимают юридические акты, именуемые финансовыми правовыми актами.

Под финансовыми правовыми актами понимаются принятые в определенной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, которые входят в их компетенцию. Финансовые правовые акты бывают двух видов: акты, носящие индивидуальный характер и акты, носящие нормативный характер. Как пример индивидуального финансово-правового акта можно указать выдачу лицензии юридическому лицу на право осуществления какой-либо деятельности. Примером нормативного акта в области финансовой деятельности выступает закон о федеральном бюджете.

Финансовые правоотношения это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализуют содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности необходима правовая урегулированность этих отношений. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями, возникают на основе норм финансового права, а их участники находятся во взаимной связи через юридические права и обязанности. Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Юридические права и обязанности обеспечивают получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам. Реализация прав и обязанностей гарантируется мерами государственного принуждения.

Финансовые правоотношения имеют следующие особенности :

1) финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления ;

2) финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений и имеют публичный характер. Они возникают по поводу финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, например между государством и организациями в случаях уплаты налогов и сборов в бюджет, между государством и бюджетными учреждениями при получении бюджетных ассигнований, между бюджетами при оказании финансовой помощи бюджетам другого уровня;

3) одной из сторон в финансовых правоотношениях всегда выступает государство или его уполномоченный орган, муниципальное образование или соответствующий орган местного самоуправления . Это вызвано тем, что государство (муниципальное образование) осуществляет финансовую деятельность как само, так и через государственные (муниципальные) органы, которые наделены различными властными полномочиями в данной области. Они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений – предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы также другим государственным органам согласно подчиненности и подконтрольности. При этом государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений;

Для возникновения финансового правоотношения должны присутствовать все признаки, характеризующие финансовые правоотношения, в комплексе. Таким образом, финансовые правоотношения можно охарактеризовать, как государственно-властные имущественные (денежные) отношения .

Все предписания государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются и уточняются в различных финансовых планах (бюджетах разного уровня, сметах и т.п.) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Таким образом, финансовые правоотношения отличаются еще и тем, что имеют плановый характер . Договор в финан

совых правоотношениях применяется крайне редко, однако в отдельных случаях он присутствует (например, государственный или муниципальный контракт). Такой же характер имеют финансовые правоотношения на муниципальном уровне.

Финансовые правоотношения обладают следующими признаками:

· имеют публично-правовой характер – предполагают обязательное участие государственных (муниципальных) органов или субъектов, которым делегированы полномочия государственных (муниципальных органов);

· имеют, как правило, имущественный характер и облекаются в денежную форму;

· возникают на основании указания закона, а не по частной инициативе участников;

· являются преимущественно властеотношениями – имеют субординационный характер;

· решение финансово-правовых споров в административном или судебном порядке;

· при нарушении финансово-правовых норм ответственность наступает непосредственно перед государством (а не перед второй стороной правоотношений).

Финансовые правоотношения имеют своих субъектов и объектов, характеризуются особым содержанием (рис 2.5).

Для возникновения, изменения или прекращения финансовых правоотношений необходимо наличие четко определенных условий – юридических фактов .


В финансовых правоотношениях сами участники договариваться о юридических фактах не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия – это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными – не соответствующими им. В финансовых правоотношениях возможные действия их участников определены заранее государственными (муниципальными) законодательными и нормативными актами. При этом в рамках своих полномочий государственные и муниципальные органы власти обязаны и одновременно имеют право совершать юридические действия по выполнению указанных актов. Результатом данных действий может быть принятие других законодательных или нормативных актов, уточнение ранее утвержденных планов и программ, составление индивидуальных финансо

во-правовых актов. Все эти действия могут приводить либо к возникновению, либо к прекращению финансовых правоотношений.

Например, в соответствии с налоговым законодательством налоговые органы начисляют налог с имущества физических лиц, посылают извещение налогоплательщику о необходимости уплаты определенной суммы налога, что приводит к возникновению финансовых правоотношений. Другим примером может служить принятие на себя государственной организацией обязательства профинансировать определенные бюджетные расходы в соответствии с бюджетной росписью. Волеизъявление данной организации приводит к возникновению финансовых правоотношений между ней и, например, бюджетным учреждением, однако причиной такого действия являлась сводная бюджетная роспись, составленная вышестоящим органом власти. При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением санкций.

События – это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Финансово-правовые нормы учитывают влияние событий на возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, смерть гражданина, рождение детей, достижение определенного возраста влияют на налоговые правоотношения; стихийные бедствия, террористические акты и другие чрезвычайные ситуации оказывают влияние на налоговые, бюджетные и страховые правоотношения и т.д. При этом волеизъявление участников финансовых правоотношений не может влиять на выполнение ими установленных прав и обязанностей. Для изменения финансовых правоотношений и прекращения их необходимо принятие нормативного акта с указанием фактов и событий, вызвавших такое решение.

Прекращение финансовых правоотношений наступает в случаях:

· погашения финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

· смерти физического лица – налогоплательщика или получателя бюджетных средств;

· выполнения задания по государственным доходам по бюджету;

· использования выданных бюджетных ассигнований;

· осуществления компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.

Механизм финансово-правового регулирования можно представить следующим образом (рис. 2.6).

Существует несколько видов классификации финансовых правоотношений (рис. 2.7):

· в зависимости от объекта правового регулирования и нормативной основы (материальные, процессуальные);

· в зависимости от выполняемых функций (регулятивные, охранительные).



 

Возможно, будет полезно почитать: