Новый закон о пешеходах на пешеходном переходе. Наказание за непропуск пешехода

Кроме крайней необходимости, существуют и другие обстоятельства, смягчающие вину автолюбителя:

  • беременность или наличие малолетнего ребенка;
  • тяжелые жизненные обстоятельства;
  • состояние аффекта;
  • добровольная компенсация последствий;
  • раскаянье в содеянном;
  • помощь в расследовании дела.

Учитывая обстоятельства, вышестоящие органы или суд могут смягчить размер наказания и при наличии дополнительных обстоятельств:

  • плохая видимость на проезжей части;
  • погодные условия;
  • состояние дорожного покрытия;
  • быстрая скорость пешехода, не позволяющая спрогнозировать его поведение;
  • отвлекающая реклама.

Если же решение осталось неизменным, то водителю остается лишь понести наказание, перечислив указанную сумму в течение 60 дней.

Это интересно! Однако если нарушитель оплатит штраф в течение 20 дней, то он имеет право воспользоваться 50%-ной скидкой. Но она не распространяется на случаи, когда в результате действий водителя непропущенному пешеходу был нанесен ущерб, а также, если нарушение совершено повторно.

Как оплатить штраф

В настоящее время существует много способов погасить обязательство, не выходя из дома:

  • официальный сайт ГИБДД;
  • интернет-банкинг;
  • электронные кошельки.

Тем, кто не доверяет интернет-платежам, можно перечислить деньги в кассах банков, в отделениях Почты России, в банкоматах или терминалах, расположенных практически в каждом магазине.

При перечислении денег важно правильно указать реквизиты – они прописаны на постановлении, которое вручает инспектор в момент оформления нарушения.

Кроме того, важно учитывать, что срок зачисления средств может составлять до 3 рабочих дней, поэтому не стоит откладывать платеж на последние дни, чтобы не просрочить обязательство.

Можно ли не платить

Если нарушитель в течение 10 дней не обжаловал решение, то он автоматически признает себя виновным и обязан погасить указанную сумму.

Если он этого не сделает, то при следующей остановке инспектор ДПС увидит долг и назначит более суровое наказание за неисполнение законного обязательства – штраф в двойном размере.

К особо злостным неплательщика применяются другие методы наказания – административный арест сроком на 15 суток или привлечение к обязательным работам до 200 часов.

Нормативные документы

Применение штрафов к автолюбителям за непропуск пешеходов на переходе регламентируется следующими документами.

Таблица 2. Документы, регламентирующие применение штрафов за непропуск идущих людей на переходе

Видео в тему

В данном видео подробно покажут, как избежать наказания водителю, который случайно не пропустил человека на переходе.

Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
26 октября 2018 .

Штраф за пешехода - если быть точнее, за неуступление дороги пешеходу, пользующемуся преимущественным правом движения - регулируется одной статьёй Кодекса об административных нарушениях. И здесь очень важна трактовка - как того, за что положен штраф за пешехода, так и предписания ПДД, при которых водитель должен пропустить пешеходов.

Штраф за пешехода на 2019 год составляет 1500 рублей. Данный штраф регламентируется статьёй 12.18 КоАП :

Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей .

На данный штраф распространяется скидка 50%, если оплатить его в первые 20 дней от даты вынесения постановления. Помимо штрафа за непропуск пешехода более ничего не положено.

В каких случаях налагается штраф 1500 рублей за пешехода?

Для начала взглянем, в каких случаях водитель должен уступить дорогу пешеходам в 2019 году:

  • при повороте с дороги на прилегающую территорию или при выезде с прилегающей территории на дорогу водитель обязан уступить дорогу пешеходам, двигающимся по прилегающей (п.8.3 ПДД);
  • при повороте на перекрёстке направо или налево или при развороте водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть на поворачиваемой дороге (п.13.1 ПДД);
  • при старте на зелёный сигнал светофора водитель должен уступить дорогу пешеходам, которые завершают переход дороги (п.13.8 ПДД);
  • на нерегулируемых пешеходных переходах водитель обязан уступить дорогу пешеходам, которые переходят дорогу по пешеходному переходу или собираются переходить (п.14.1 ПДД);
  • водитель обязан уступить дорогу пешеходам, идущим к маршрутным ТС или выходящим из них на проезжей части дороги (п.14.6 ПДД).

Вы заметили, что во всех пунктах выше используется термин "обязан уступить дорогу " пешеходу? Дело в том, что штраф положен именно за неуступление дороги, а этот термин имеет свои нюансы, и не всегда водитель виновен в неуступлении дороги пешеходу. И в вопросе какой штраф за пешехода ответ может быть и вовсе однозначен - штрафа за пешехода в определённых случаях не может быть, так как не было неуступления дороги пешеходу.

Что значит уступить дорогу пешеходу, и в каких случаях штраф за пешехода незаконен?

И тут начинается самое интересное, когда многие понимают, что конкретно им назначенный штраф за пешехода незаконен. Дело в том, что в статье со штрафом за пешехода фигурирует термин "уступить дорогу", который чётко прописан в ПДД. Давайте пойдём по цепочке определений!

Термин "уступить дорогу" по Правилам дорожного движения - это:

требование, означающее, участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо манёвр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Каки видим, уступить дорогу пешеходу означает, что водитель не должен продолжать, возобновлять или начинать движение, если это вынудит пешехода изменить направление или скорость движения. То есть пешеход должен вынужденно остановиться, замедлиться или изменить направление движения, если мы ему не уступили дорогу.

Что же происходит на самом деле? В случае, если пешеходы только вступили на проезжую часть, а до пути траектории автомобиля им ещё идти и идти, то инспектор ДПС всё равно чаще всего выписывает штраф за пешехода 1500 рублей . И он не прав.

Говоря другими словами, чтобы имело место неуступление дороги пешеходу (и, соответственно, штраф за пешехода), траектории движения пешехода и автомобиля должны пересекаться. И пересекаться они должны не только в пространстве (как это трактуют сотрудники ГИБДД), а во времени. И только в этом случае мы можем вынудить пешехода изменить скорость или траекторию движения. Иначе штраф за пешехода незаконен.

Кроме того, подпунктом "b" пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении предписано, что, если движение автомобиля на пешеходном переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водители должны надлежащим образом снизить скорость, когда приближаются к переходу, чтобы не подвергать опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; а в случае необходимости следует остановиться и пропустить пешеходов. Видите, только в случае необходимости!

Заметьте, выше мы описали не инструкцию к действию по правильному пропуску пешеходов, а лишь факт незаконности в определённых случаях постановления о штрафе за пешехода по статье 12.18 КоАП на 2019 год, в случае которой это постановление можно (и нужно) обжаловать. Вы всё ещё должны руководствоваться здравым смыслом и пропускать пешеходов максимально внимательно и, в первую очередь, руководствуясь максимальной безопасностью. Помните, лучше перебдеть!

К слову, на практике в случае обжалования у Вас должно быть доказательство того, что Вы уступили дорогу пешеходу - увы, но презумпция невиновности тут работает не совсем правильно. Лучшим доказательством будет видеозапись с регистратора, немного хуже - показания самого пешехода и/или свидетелей в Вашу сторону. Кстати, инспектор в целях всестороннего рассмотрения дела обязан привлечь пешехода как свидетеля при вынесении в отношении Вас штрафа за пешехода.

Как обжаловать штраф за пешехода?

Жалобу на штраф за пешехода нужно подавать либо в районный суд по месту жительства, либо вышестоящему должностному лицу сотрудника, который вынес постановление со штрафом. Жалоба подаётся в свободной форме. В ней нужно указать все доводы незаконности штрафа.

Вы можете скачать пример жалобы на постановление со штрафом за пешехода , который содержит практически все возможные доводы в отношении водителя, якобы не уступившего дорогу пешеходу. Если для Вашего случая что-то не подходит, то можно смело удалить целый абзац.

Что ещё может быть за непропуск пешехода?

Гораздо хуже просто штрафа за пешехода по статье 12.18 КоАП может быть наказание в том случае, если произошло ДТП с пешеходом - проще говоря, если водитель, к примеру, сбил пешехода на переходе. В этом случае наказание может быть вплоть до уголовного.

Так, КоАП на 2019 год предусматривает штрафы и лишение прав на разные сроки, если в результате ДТП пострадали люди. В случае причинения лёгкого вреда здоровью водителю-виновнику положен штраф от до рублей или лишение прав на срок от года до 1,5 лет. Если вред был причинён средней тяжести, то штраф за это увеличивается до вилки сумм от 10 до 20 тысяч рублей или же положено лишение прав от 1,5 до 2 лет. А вот за тяжкий вред здоровью или причинённую водителем пешеходу смерть водителю может грозить уголовная статья 264, влекущая наказание в виде от ограничения свободы до 3 лет до лишения свободы на 9 лет - конкретное наказание зависит от наличия состояния опьянения у водителя и количество сбитых пешеходов.

Все помнят о том, что пешехода надо пропускать на переходе. Тут все просто: не пропустил пешехода – штраф. Однако правила предусматривают другие ситуации, в которых пешеходы имеют преимущество. Поэтому не лишним будет освежить в памяти пункты правил, касающиеся “взаимоотношений” водителя с пешеходом на дороге.

Какой штраф предусмотрен за непропуск пешехода в 2019 году?

Сумма штрафа за непропуск пешехода, имеющего преимущество движения, установлена в КоАП статьей 12.18. С 1.09.2013 сумма штрафа за это нарушение достигает 1500 рублей. Столько придется уплатить, если не пропустить пешехода либо выехать за стоп-линию (наехать на “зебру”), создав препятствие для прохода пешехода. Размер штрафа составляет 1500 рублей.

К сожалению, не все водители внимательны и вежливы на дорогах, поэтому ДТП с пешеходами на “зебре” не редкость. Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе увеличился в сравнении с предыдущей редакцией КОАП объясняется тем, что законодатели уделили особое внимание проблеме безопасности пешеходов и постарались вынудить недобросовестных водителей соблюдать ПДД.

При повороте на перекрестке, въехав на перекресток на “зеленый”, водитель обязан уступить дорогу пешим участникам движения, которые переходят дорогу на разрешающий сигнал светофора. Случаи непропуска пешеходов особенно распространены именно в подобных ситуациях.

Само определение “пропустить” или “уступить дорогу” заслуживает особого внимания. Иногда водителя пытаются обвинить в нарушении ПДД, если он не остановился перед переходом через, например, шестиполосную дорогу, которую только начал переходить пешеход. При этом работники ГИБДД могут не обращать внимания, что между полосой, где движется автомобилист и пешеходом остается очень большое расстояние. “Уступить дорогу” значит “не создавать помехи для движения. Очевидно, что если пешеход только ступил на переход, машина, проезжающая за 4 полосы от него не создает никакого препятствия и не представляет угрозы безопасности.

Решить кто прав в такой ситуации может лишь административный суд. Учитывая, сколько составляет штраф за непропуск пешехода, далеко не все водители пытаются отстоять свою правоту в суде.

Пересечение нерегулируемого перехода накладывает обязанности на водителя и пешехода. Первый обязан снизить скорость, оценить ситуацию и проехать через переход лишь если не будет создана помеха переходящим дорогу пешеходом. Они же, в свою очередь. обязаны убедиться в отсутствии опасности, лишь после этого выходить на переход. За игнорирование этого правила КоАП предусматривает штраф для пешехода в 500 рублей, однако на практике эту норму применяют редко.

Если вас пытаются обвинить в непредоставлении преимущества пешеходам на переходе, в протоколе следует указать, что вы снизили скорость и продолжили движение лишь когда оценили ситуацию и убедились, что не создаете помех пешеходам.


Наказание за непропуск пешехода не на переходе

Правила не обязывают пропускать пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте. Однако они предусматривают ответственность в случае, если водитель мог избежать аварии, но не сделал этого.

Но нельзя забывать, что правилами предусмотрены и другие места, где пешеход имеет преимущество движения – дворы и жилые зоны. Последние обозначаются знаками 5.21 и 5.22. В таких местах водители должны предоставить преимущество пешеходам, а последние не должны создавать необоснованной помехи движению. При въезде в жилую зону или на дворовую территорию необходимо уступить дорогу пешеходам и другим участникам движения. В противном случае нарушителю придется оплатить такой же штраф, как за непропуск пешехода на “зебре”.

Наезды на пешеходов остаются самым травматичным видом ДТП в России. Поэтому сейчас рассматривается ряд предложений, как ужесточить наказание за этот вид нарушения. Одно из них — включить непропуск пешехода в «черный список» проступков, за которые будут лишать прав по совокупности. Другое — поднять штраф за непропуск до 2500 рублей. Проблема в том, что нарваться на штраф может даже водитель, который не собирался нарушать.

Пропустил или создал помеху?

Вот типичный сценарий ненамеренного нарушения: водитель, поворачивая направо, пропускает пешеходов. Казалось бы, все по правилам. Однако его тормозит инспектор и вменяет непропуск пешеходов, которые приближались с дальнего конца пешеходного перехода, и на которых водитель якобы изначально не обратил внимания.

И подобная практика распространена: помимо прямых жалоб читателей, мы обнаружили десятки аналогичных видео в интернете.

Что говорят правила

В редакции, действующей с 2014 года, ПДД требуют уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по переходам (п. 13.1 и 14.1 ПДД).

Термин «уступить дорогу» расшифрован в правилах, но есть нюанс. Вот его формулировка: «Уступить дорогу — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

Обратите внимание на словосочетание «может вынудить» — вся соль именно в нем. Допустим, у водителя есть запись, что он не вынудил пешехода изменить скорость или направление. Инспектор скажет на это, что водитель пусть не вынудил, но мог вынудить, а значит, нарушение имело место.

Взрослый мужчина может отважно переходить дорогу по переходу, когда в метре от него проезжает автомобиль. Пожилую женщину или ребенка такой маневр может испугать, а иные в принципе не решаются начать переход, пока не убедятся, что все автомобили стоят.

Как реагируют суды

Есть решение Верховного суда от 17 апреля 2012 года, которое часто приводят в качестве аргумента в защиту водителей, которые не уступили «далеким» пешеходам. Однако с тех пор и формулировка правил изменилась, и судебная практика сложилась отнюдь не в пользу водителей.

Если инспектор посчитал, что водитель не уступил дорогу, суды как правило поддерживают решение — таково мнение опрошенных нами юристов. Некоторые отмечают перспективы отстоять свою правду при углублении в казуистику, но на практике сделать это весьма проблематично. Хотя бы потому, что ни в одном нормативном документе не описаны критерии, при которых водитель может вынудить пешехода изменить скорость и направление, поэтому официальные инстанции придерживаются весьма широких трактовок этого пункта.

Позиция ГИБДД

В частном общении ряд должностных лиц ГИБДД сказали нам, что не заставляют подчиненных придерживаться самой жесткой трактовки термина «уступить дорогу». Вместе с тем, в официальных комментариях они ссылались лишь на требования ПДД без каких-либо пояснений. И поборники веской трактовки ПДД дежурят у переходов достаточно часто.

Разделительная полоса

Еще один тонкий момент — широкие дороги с разделительной полосой, которая может быть оформлена конструктивно (бордюры, газоны) или обозначена разметкой.

До 2014 года водители должны были пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть, а в нынешней редакции — дорогу. Это меняет дело, потому что при наличии разделительной полосы проезжих частей две, дорога — одна. Сегодня пропускать нужно пешеходов, которые идут по встречной проезжей части, разделительной полосе или трамвайным путям.

Невыполнимое требование?

На небольших переходах проблем чаще всего не возникает: даже если пешеход стартует с дальней части дороги, его пропуск не отнимает много времени.

Наиболее сложный сценарий: широкие регулируемые перекрестки, когда водитель должен уступить пешеходам при повороте направо или налево. На иных переходах в ожидании зеленого скапливаются толпы, и в течение фазы зеленого просто нет момента, чтобы на дороге никого не было. И значит, при строгой интерпретации за цикл светофора поворачивать сможет одна-две машины, успевшие въехать на пересечение на зеленый. Абсурд? Да.

А потому было бы весьма целесообразным в канун ужесточения КоАП дать четкие и однозначные формулировки понятию «уступить дорогу пешеходу».



 

Возможно, будет полезно почитать: