Сколько нужно ходить в черном после похорон. Сколько длится траур

В этот раз мы опять ответим на некоторые вопросы, которые нам чаще всего задают читатели. Вот чем, в частности, интересовались собравшиеся на одном из последних наших авторских вечеров.

Сколько полагается носить траур по умершему?

Здесь может быть два варианта поведения: в соответствии с собственными представлениями о состоянии скорби по потерянному близкому и по предписанию церковных правил.

В первом случае человек сам решает, как именно и сколько ему следует соблюдать траур. Бывает, что матери, похоронившие единственных своих детей, всю жизнь остаются в трауре. С другой стороны, вряд ли окружающие не поймут потерявшую мужа молодую женщину, которая, спустя некоторое время после похорон, снова выйдет замуж и вернется к обычному образу жизни с соответствующими радостями и развлечениями. К тому же траур - это не обязательно неизменный креп на голове. Это в первую очередь сдержанное, непраздное поведение в быту, в обществе и т.д.

По церковным же правилам срок траура в том или ином случае строго регламентирован. Вдове полагается носить траур два года. В этот период на ней должна быть одежда черного цвета без каких бы то ни было украшений, и ей возбраняется посещать какие-либо увеселительные мероприятия. Вдовцу же предписан куда менее долгий траур - всего полгода. Дети по родителям, а также по бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам носят траур тоже полгода.

Правда ли, что на поминках не полагается употреблять вино-водочных изделий?

Это исключительно по желанию и возможностям родственников и гостей. Если близкие умершего хотят устроить похороны и поминки в соответствии со старыми обычаями, то, действительно, когда-то, во времена стародавние, ничего такого крепкого употреблять на поминальной трапезе не было принято: люди в таких случаях обходились всякими киселями, взварами, квасом и т.п. Но времена меняются. Приходят новые традиции. Уже довольно долго на поминках чаще всего принято пить, как в песне поется, вино с печалью пополам. И это тоже стало традицией. Поэтому каждый волен выбирать из двух традиций ту, которую считает наиболее достойной памяти покойного близкого.

Уместна ла на надгробии фотография покойного?

Ответ здесь может быть подобным предыдущему: по желанию родственников покойного. Где-то до 1920-30 годов фотографии на надгробиях устанавливать принято не было. Даже на каменных дореволюционных монументах фотографий за редчайшим, единичным буквально, исключением мы не найдем. О несохранившихся деревянных крестах, составляющих девять десятых всех надгробий досоветского периода, вообще нет речи. На каменных же старинных монументах нередко можно встретить неглубокую прямоугольную или полукруглую пустую нишу, предназначенную, как можно предположить, именно для фотографии. Но на самом деле это не так. В этих нишах когда-то находилось изображение Христа, Богородицы или святых. Лик Христа устанавливали обычно на памятнике покойному, Богородицы - на надгробии покойницы. С изображениями же святых все еще интереснее. Если, скажем, покойного звали Николаем, то на монументе в нише устанавливалось изображение Николая-Чудотворца. Понятно, по какой причине на тех или иных памятниках могли встретиться образы Василия Великого, Иоанна Златоустого, Святителей Петра, Алексия, Филиппа, Татианы Римской и т.д. Вот добрая русская традиция! Если гостям сайта требуется по данному вопросу наше личное мнение, то мы рекомендовали бы установить на надгробии своего близкого не фотографию покойного, а изображение небесного его покровителя.

Почему на кладбищах встречаются могилы, расположенные непараллельно относительно оси «восток-запад»?

Такое можно встретить чаще всего где-нибудь в глубинке. Нам иногда на сельских погостах попадались могилы, расположенные чуть ли не перпендикулярно упомянутой в вопросе оси. Если это захоронения последних десятилетий, то их «непараллельное» расположение объясняется лишь небрежностью могильщиков. Но вот еще в XIX веке, и, естественно, в более ранние времена, подобные отклонения от единообразного расположения холмиков имели, как не удивительно, самую что ни на есть уважительную причину. Вообще могилу принято рыть утром. Причем, не важно, когда именно умер человек - сегодня, вчера или позавчера. В любом случае могилы копали с восходом. И это делалось именно для того, чтобы похоронить покойного, как казалось добросовестным селянам, ногами строго на восток. Понятное дело! - где восходит солнышко, там и восток. Но что же выходило в результате? Линии расположения холмиков преставившегося под Рождество и отдавшего Богу душу вскоре после Троицы порой расходились чуть ли не под прямым углом! Естественно! - солнце в начале лета всходит далеко не там, где оно всходило в начале зимы. И это крестьянам надо было бы учитывать. Но они по каким-то своим высоким соображениям поступали именно так, как сказано выше. Оттого и выходили известные расхождения.

Почему в Москве уже много лет не открывается новых кладбищ?

Последнее открывшееся для захоронений кладбище - Перепечинское - ведет свою историю с 1 июня 1999 года. Если не считать, что в связи с небывалым недавнем расширением столицы в московской городской черте оказалось много разной величины кладбищ, то, действительно, после Перепечинского новых общегородских кладбищ в Москве не открывалось. Почему так? - ответ простой: имеющихся на сегодняшний день площадей для захоронений умерших столице хватает. Но если потребуется нужда в таких площадях, то с 2005 года в подмосковном Дмитровском районе у села Озерецкое правительством Москвы зарезервирован земельный участок площадью в семьдесят гектаров (это чуть больше Ваганьковского кладбища) для организации там нового столичного места захоронений.

Когда в России умерших стали кремировать?

Речь в данном случае идет не о древнем языческом сжигании умерших, а о кремации как о современном технологическом процессе.

Первый в России крематорий был устроен… в Балтийском море. На рубеже XIX-XX веков в форте «Александр I», расположенном на искусственном островке, была устроена особая лаборатория по производству противочумных препаратов. Для такового производства использовались животные - носители вируса. Затем трупы этих животных там же - в форте - и кремировались. Но кроме животных в александровском крематории было кремировано и несколько людей - заразившихся чумой и умерших в результате ученых. Именно потому, что в крематории форта были сожжены люди, его и можно считать первым российским крематорием.

В период гражданской войны в России действовали два, по крайней мере, крематория - во Владивостоке и в Петрограде.

Наконец, в 1927 году в Москве на Новом Донском кладбище был построен, пожалуй, самый известный в нашей стране крематорий. Существуют свидетельства, что еще в 1918 году Ленин велел приобрести за границей печь, или даже несколько печей, для кремирования трупов. В самый тяжелый год гражданской войны - в 1919-й - был объявлен конкурс на проект крематория. Победил в конкурсе талантливый архитектор-конструктивист Дмитрий Петрович Осипов. Он предложил неожиданное, а главное экономичное решение, - в ту пору это было особенно важно. По его проекту, крематорием, после незначительной переделки, должна была стать только недавно построенная Серафимовская церковь на новом Донском кладбище. Оказалось, что под этой церковью были обширные подвальные помещения, вполне пригодные для установки там кремационной печи. Действительно, Осипову и не потребовалось особенно переделывать здание: самой существенной конструкционной переменой стало возведение вместо купола квадратной в плане башни метров двадцать высотой, застекленной вертикальными витражами. Все прочие изменения касались в основном лишь декоративных элементов постройки. В результате здание, выкрашенное под «мокрый бетон», приобрело строгий, подчеркнуто «траурный» вид. В крематории было установлено оборудование - раздвижной помост, лифт для подачи трупа к печам и самые печи - германской фирмы «Топф». Как писали в те годы, обе кремационные печи могли при максимальной нагрузке сжигать до 35 трупов в сутки. Любопытно заметить, что печами этой же самой фирмы - «Топф» - были оснащены крематории Освенцима.

В советской печати тогда широко развернулась агитация за кремацию. Многие большие люди призывали сограждан поддержать своим доброхотным участием прогрессивную идею власти. Так председатель ЦИК СССР М.И. Калинин отечески советовал всем трудящемся отправляться в печь. Такое мнение всесоюзный староста подкреплял обещанием самому последовать в свое время туда же: «Ко мне обратились с просьбой дать свой отзыв о значении кремации. Могу сказать лишь одно: мое желание - после смерти быть сожженным», - говорил он в интервью журналу «Коммунальное хозяйство». Не оставались в стороне от агитационной кампании и инженеры человеческих душ, - писатели. Кому же как ни им - художникам слова, рупорам эпохи - убеждать массы поддерживать политику пролетарского правительства! Так А.С. Серафимович красочно взывал: «Чудовищно отнимать у живых радость, здоровье, их жизнь по кусочкам громадными пространствами гниющей, дымящейся тлением земли. Вместо этой зараженной земли надо всюду развести трепещущую жизнью, радостью, молодой свежестью зелень. Когда я умру, я должен быть обязательно сожжен». Обратим внимание, что ни Калинин, ни Серафимович сожжены не были: оба преданы земле, как теперь говорят, «гробом» - один у кремлевской стены, другой на Новодевичьем.

Предварительное испытание действия московского крематория было произведено 29 декабря 1926 года. Об этом с натуралистическими подробностями рассказывал тот же журнал «Коммунальное хозяйство»: «Было сожжено два трупа женского пола в сосновых гробах. Чистый вест первого сожженного трупа равен 50,4 кг, второго - 38,35 кг. Процесс сожжения, считая с момента ввода гроба в печь до момента выемки металлического сосуда с пеплом, продолжался для первого трупа 1 ч. 30 м., для второго - 1 ч. 40 м. Остатки горения трупа (пепел) представляют собой небольшой величины белые пористые части костей, легко рассыпаемые при легком трении их между пальцами рук. Белый цвет остатков костей указывает на то, что сожжение было произведено в струе раскаленного чистого воздуха с одной стороны и при полном сгорании - с другой. В общем можно сказать, что пепел был высокого качества и представлял собою на вид приятную массу. Вес пепла для первого трупа получился равным 1,9 кг. = 3,8 % от веса трупа. Для второго трупа он оказался равным 1,8 кг. = 4,7 % от веса трупа. Топливом для кремационной печи служил кокс из угля донецкого происхождения». Заметим, что труп сжигается в крематории не собственно на угле, а в струе раскаленного воздуха, подаваемого из печи, где горит топливо в особую камеру с установленным там гробом с покойным. И еще любопытно! - система кремации была устроена таким образом, что горячий воздух, вырабатываемый печью, одновременно обогревал немалое внутреннее пространство крематория: видимо, проходил по каким-то воздуховодам, отдающим тепло в помещения, наподобие китайского кана.

Массовая же кремация москвичей началась почти через год после испытательного сожжения. Аккурат на десятую годовщину великого Октября крематорий заработал на полную мощность. Газета «Вечерняя Москва» в те дни писала: «В Москве состоялось первое собрание учрежденного Общества распространения идей кремации в РСФСР. Общество объединяет всех сочувствующих этой идее. Годовой членский взнос составляет 50 копеек... Общее собрание решило организовать рабочие экскурсии в крематорий в целях популяризации идей кремации и привлечения новых членов...». И продолжалась здесь такая языческо-атеистическая утилизация членов общества кремации и сочувствующих этой идее до 1973 года. Это была запоминающаяся, прямо-таки бухенвальдская картина: из мрачной квадратной башни, господствующей над местностью, отовсюду хорошо заметной, день и ночь поднимался черный дым. Жильцы в соседних домах обычно не развешивали на балконах белье, - ветер мог принести на него сажи.

Многие годы трамвайная остановка, что на юго-западном углу Нового Донского кладбища так и называлась «Крематорий». Автор очерка еще застал в первой половине 1970-х забавное по-своему объявление водителя в 39-м трамвае: «Остановка - «Университет Дружбы народов». Бывшая - «Крематорий».

В годы работы Донского крематория через него прошли десятки тысяч трупов. Одних только солдат Великой Отечественной, умерших в московских госпиталях, здесь было кремировано и похоронено в братской могиле пятнадцать с лишним тысяч человек. Все погребенные в кремлевской стене до 1973 года были преданы огню здесь же. В период репрессий с Лубянки, из Лефортова, из других мест сюда грузовиками свозили трупы казненный или замученных. И сейчас на территории нового Донского кладбища погребен прах В.К. Блюхера, А.И. Егорова, М.Н. Тухачевского, И.П. Уборевича, И.Э. Якира, А.В. Косарева, С.В. Косиора, А.М. Краснощекова, П.П. Постышева, М.Н. Рютина, А.И. Угарова, Н.А. Угланова, В.Я. Чубаря, Павла Васильева, Сергея Клычкова, Михаила Кольцова, Всеволода Мейерхольда и многих других.

В глубине кладбища, на перекрестке двух дорожек, стоит обелиск в память о жертвах репрессий, а вокруг него в землю воткнуты десятки табличек с их именами. Такую табличку здесь может установить каждый, у кого был репрессирован кто-то из близких.

С момента пуска крематория основным типом захоронения на новом Донском стала урна с прахом, установленная в колумбарии или в самой кладбищенской стене. Иногда пепел кремированного хоронят в землю. И до самого последнего времени здесь не погребали умерших.

В период 1973-1984 в крематории осуществлялись т.н. фальш-кремации: в траурном зале проходил соответствующий обряд прощания с умершим, гроб с телом опускался в нижнее помещение, но не уже не сжигался там, а вывозился затем в Николо-Архангельский крематорий. А в конце 1990-х годов квадратная башня осиповского крематория была вообще разрушена, и над зданием поднялся пирамидальный купол с крестом. Траурный «мокрого бетона» цвет сменил веселенький розовый. В бывшем зале прощания, вместо органа теперь алтарь, а там, где находился постамент с лифтовым механизмом, опускающим гроб к печи, теперь выступает солея. Но самое потрясающее, что в храме в неприкосновенности сохранился весь колумбарий. Он лишь прикрыт легкими временными перегородками. Жуткая картина, по правде сказать. Храм-колумбарий. Такой эклектики еще не знала мировая архитектура. Конечно, об этом говорить уже несвоевременно, но лучше было бы сохранить крематорий проекта Осипова. Это же был подлинный памятник архитектуры и истории.

Траур

В соответствии с общепринятыми этическими нормами семья умершего человека должна носить траур. Требования к соблюдению траура распространяются, как на более длительный срок в течение года, так и на менее продолжительный - в течение шести недель. В это время запрещается вдове выходить замуж, играть свадьбу взрослых детей. Запрет распространяется и на различные гулянья и развлечения. Также после похорон необходимо носить траурную одежду. Обычно это строгая одежда черного цвета, на голову повязывается черный платок. Срок ношения траурной одежды может доходить до года. Также в знак траура в доме умершего человека занавешиваются зеркала, останавливаются часы и выносится телевизор.

Поминки

Традиции после похорон также плотно связаны с поминками по умершему человеку. Со дня смерти необходимо поставить на окно кружку с водой и кусочек хлеба, которое находилось там в течение сорока дней. Вода и хлеб предназначалась для души умершего, которая, по поверьям, каждый день приходит к себе домой.
Традиционно в России похороны завершались поминальным обедом. Затем поминки устраиваются на девятый и сороковой день после смерти. В третий день (после смерти - день похорон) изменяется образ человека, в девятый день распадается тело, а в сороковой истлевает сердце.

Поминальная трапеза

На поминальную трапезу приглашаются только лишь близкие родственники умершего человека.
- Поминальный обед должен начинаться с молитвы.
- Сервировка стола на поминальной трапезе должна быть сдержанной: белая скатерть и посуда, никаких ярких цветов. Также на столе следует поставить рамку с фотографией умершего, перевязанную черной лентой.
- Обязательно надо обозначить место, где любил сидеть умерший. Поставить здесь его прибор и рюмку водки на тарелочке. Никто не имеет право садиться на это место.
- За столом не следует произносить длинных тостов, а также вспоминать анекдоты, который любил покойный. На поминальном обеде не принято долго засиживаться.
- Традиция после похорон предусматривает особую пищу, которая должна подаваться на поминальной трапезе. В первую очередь, это кутья, которая готовится из риса или пшеницы с добавлением меда и изюма. Также к столу необходимо подать рыбный пирог, щи и кисель. Десерты, особенно торты, на поминках не уместны. Что касается спиртных напитков, то можно подать водку.

Другие традиции

Родственники умершего должны заказать в церкви заупокойную службу в продолжении шести недель после смерти - сорокоуст. Во все памятные дни родственники усопшего должны ходить на кладбище и в храм. На кладбище стоит приносить сладости и цветы, а в храме ставить свечку за упокой души. Особое внимание надо уделить родительской субботе (суббота перед Троицыным днем). В этот день необходимо в обязательном порядке сходить на кладбище, чтобы почтить память усопшего человека.

Инструкция

Соблюдайте обычаи страны, в которой живете. При назначении траур а на государственном уровне в связи со большого количества людей выдержите минуту молчания в знак уважения к погибшим и солидарности с остальным населением страны в выражении соболезнования их семьям. Государственные будут приспущены, а развлекательные телепрограммы отменены.

Носите одежду черных тонов при или друга. Глубокий траур подразумевает, что вся одежда на вас должна быть черного , а при полутраур е допускается носить только один черный предмет, например, платье или головной платок.

Соблюдайте траур сразу после . Длительность траур а зависит от степени близости вам усопшего. Например, после смерти супруга полагается соблюдать траур в течение года, а потерявшие супругу должны быть в траур е полгода. По родителям скорбят год, по менее от трех месяцев до полугода.

Воздержитесь от развлечений и посещения праздников, вступления в брак во время траур а. Не стоит устраивать пышные торжества, веселиться, петь и танцевать. Не отказывайте себе в общении. Если чувствуете, что вам тяжело, ощущаете потребность поговорить о своей утрате, выплакаться, то не стесняйтесь выражать свои эмоции.

Молитесь за усопшего, горячо и от всей души, если являетесь верующим человеком. Кроме внешних атрибутов траур а, это важное условие соблюдения траур а. Если умерший был крещен, закажите сорокоуст, а на девятый и сороковой дни после его смерти нужно отслужить панихиду. Не забывайте впоследствии упоминать имя , полученное им во время проведения обряда крещения, в молитвах за .

При мысли о законах, которые необходимо соблюдать в армии, в голове неизбежно всплывают растиражированные СМИ случаи неуставных взаимоотношений между военнослужащими (попросту "дедовщины") и дезертирства. Причем Уголовный кодекс РФ - это лишь вершина айсберга в огромном массиве нормативных актов, которыми должны руководствоваться в повседневной жизни военнослужащие Российской армии.

Инструкция

Начните с изучения раздела VI Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и ». В нем дается подробная информация о сроке службы военнослужащих, о порядке принятия воинской присяги и, самое главное, о воинских званиях, которые настоятельно рекомендую выучить заблаговременно, чтобы не прослыть в армии «тормозом», который не может быстро освоить элементарные вещи.

Прочтите Федеральный закон от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В нем объясняются ваши права и обязанности во время прохождения военной службы, а также ответственность при нарушении этих обязанностей.

Процесс прохождения воинской службы регулируется 3 Уставами (на действует еще Устав службы на судах Военно-Морского Флота).
1. Устав ВС РФ является базовым нормативно-правовым актом, регулирующим повседневную жизнь и деятельность военнослужащих в воинской части в целях поддержания внутреннего порядка и воинской дисциплины;
2. Дисциплинарный устав ВС РФ определяет понятие «воинская дисциплина», регламентирует обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и наказаний, а также прописывает порядок подачи заявлений, . В частности, прочитав данный устав, вы узнаете, за какие проступки вас могут отправить на гауптвахту;
3. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб ВС РФ определяет предназначение, порядок организации и несения караульной, комендантской и гарнизонной служб, права и обязанности военнослужащих, несущих эти службы.

Не забудьте ознакомиться с главой 33 Уголовного кодекса РФ, особенно, со ст. 335 «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности», ст.337 «Самовольное оставление части или места службы», а также ст.338 «Дезертирство». Как показывает , это наиболее распространенные правонарушения, совершаемые военнослужащими. Поэтому осознание того, чем вам может грозить, на ваш взгляд, невинная шалость вроде самоволки, сможет уберечь вас, например, от наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

Не забудьте прочитать о существующих в настоящее время неформальных правилах. Найдите знакомых, которые служили в армии, и попросите рассказать, как там все устроено на самом деле. Поищите форумы отслуживших в армии и задайте им интересующие вас вопросы. Помните, опыт не заменят сотни циркуляров и предписаний, а как показывает практика, зачастую не соответствует положениям нормативно-правовых актов.

Считается, что умершие мать и отец посещают сны своих детей с целью помочь им, подсказать, направить на истинный путь. Сны, в которых человек обнимается со своими ныне покойными родителями, считаются благоприятными.

Видеть во сне умерших родителей. Сонник Миллера

Густав Миллер сообщает, что ныне покойные родители, привидевшиеся в теплой и уютной обстановке, символизируют благополучие. Если приснилось, как отец или мать ругают человека во сне, наяву это может означать неодобрение с их стороны. Видимо, сновидец делает что-то не так. Разговаривать во сне с умершими родителями – к помощи наяву.

Густав Миллер разделяет все сны об умерших родителях на две группы: первая группа – сны, возникающие при живых родителях, вторая группа – сны, возникающие после их истинной смерти. В принципе, Миллер в обоих случаях не видит ничего дурного. Напротив, сновидения о покойных родителях, возникающие при ныне здравствующих маме и папе, говорят об их долголетии.

Умершие родители во сне. Сонник Фрейда

Зигмунд Фрейд называет такие сны символами человеческих сожалений о своих упущенных возможностях, о каких-либо воспоминаниях и о прошлых успехах. Если сновидец видит, что его родители умерли, в то время как наяву они здравствуют, это может говорить о подсознательном желании спящего их смерти. Фрейд обосновывает такое жестокое толкование: видимо, когда-то родители препятствовали сновидцу в осуществлении его планов, за что он на них сильно обиделся.

Умершие родители во сне. Сонник XXI века

Согласно этим толкованиям, видеть во сне умерших родителей – к богатству и счастью. Если приснился ныне отец, наяву грядут потери: сновидец может лишиться наследства. Разговаривать во сне с умершим отцом – к верному пониманию и переосмыслению духовных ценностей. Не нужно спорить во сне со своими родителями, в особенности с папой, поскольку это может привести к упадку в делах.

Видеть во сне умершую маму – к предостережению от необдуманных поступков наяву. Умершие матери чаще всего приходят в сон к своим сыновьям, чтобы отговорить их от каких-то задуманных сомнительных поступков, которые могут выйти им боком. Кроме того, мама во сне символизирует перемены к лучшему, но иногда может сниться перед тяжелой болезнью сновидца или перед его собственной смертью.

Умершие родители. Сонник мира

Толкователи этого сонника говорят, что такие сновидения предупреждают о надвигающейся опасности. Нужно быть более осмотрительными с незнакомыми людьми. Беседовать во сне с покойными родителями - получить какие-то важные известия наяву. Ругаться во сне с ныне покойными матерью и отцом – к скуке по ним наяву. Сновидец, видимо, испытывает перед ними чувство вины. Нехорошим сном считается тот, в котором покойные родители протягивают сновидцу свою руку, зовя за собой.

Любой народ стремится сохранять традиции своих предков. Это является основой дальнейшего духовного развития нации. В современном обществе соблюдать традиции, которые передавались из поколения в поколение, становится сложной задачей.

У русского народа за сотни лет накопился бесценный опыт, который нашел свое выражение в традициях, поверьях, ритуалах. Смена языческой религии на христианскую повлияла на мировоззрение славян. Однако язычество со временем гармонично слились, образуя важнейший пласт культуры русских. Некоторые традиции трансформировались, сохранив при этом праславянскую основу. Соблюдение традиций предков является необходимым условием для продолжения рода и духовного развития. Большинство нравственных категорий русских подпитываются многовековым опытом русского народа.

Языческие традиции русского народа

Языческие верования считаются самыми древними и устойчивыми для славян. До наших дней дошли в основном календарные обряды, связанные с празднованием сохранившихся языческих праздников. Например, сожжение чучела Масленицы, колядование, плетение венков на Иван Купала, свадебные обычаи и др. Появились они благодаря земледельческому циклу древних славян. Соблюдение праздничных обычаев и ритуалов позволяет укрепить родственные узы и передать уникальные знания будущему поколению.

У каждого рода было свое священное животное, которое оберегало племя от нечистой силы. До наших дней дошел мифологический образ медведя, ставший одним из символов России. Медведь в славянской мифологии считался защитником от злых сил и покровителем семьи. Поэтому многие крестьяне имели дома талисман-оберег из медвежьей лапы. Также почитаемым животным был конь, так как большинство народов вели кочевой образ жизни. Конь являлся сакральным животным, а наличие подковы дома до сих пор ассоциируется в сознании русских с мощным защитным воздействием. Домовой заслуживает отдельного внимания. Это главный охранник дома и его хозяин. Домового надо было задабривать любыми способами, так как разгневанный домовой мог покинуть дом. Наши предки не мыслили сохранения гармонии в семье без домового.

Христианские традиции русского народа

Христианство заложило основы для духовного развития славян. Может показаться, что сегодня русские соблюдают не все православные традиции. Однако все зависит от сознательного выбора человека. Христианские традиции связаны прежде всего с нравственными категориями добра, справедливости, прощения, благодарности. Это те самые заповеди, которые человечеству завещал Иисус. Верующие люди стараются соблюдать их в жестких современных условиях. В праздничной обрядности христианские и языческие традиции тесно переплелись между собой, поэтому современному человеку сложно отделить одно . Так или иначе, соблюдение традиций предков - это важная составляющая внутреннего состояния человека. Таким образом создается невидимая, но очень мощная связь поколений.

Источники:

  • Традиции наших предков

Рано или поздно каждый человек сталкивается с потерей родных и близких. Как правильно организовать обряд прощания с умершим, какие правила при этом необходимо соблюдать, как вести себя в период траура и сколько он продолжается - эти вопросы возникают перед многими людьми, столкнувшимися со смертью.

Траур - это душевная скорбь по усопшему человеку, которая имеет внешнее проявление и требует соблюдения некоторых правил поведения. На протяжении траурного периода скорбящий человек отказывается от посещения увеселительных и развлекательных мероприятий, носит одежду определенного цвета, соблюдает некоторые ограничения в повседневной жизни. Каждая религия имеет свои правила и ритуалы, которые следует выполнять во время скорби по усопшему. Эти особенности обязательно нужно учитывать, так как пренебрежение может стать оскорбительным для родных и близких покойного.

Траур в мировых религиях

В различных культурах существуют свои особенности и правила поведения в дни скорби по умершему.
  • православие – в большинстве случаев продолжается от 40 дней до года, скорбящий сам определяет продолжительность траура;
  • мусульмане – Ислам не советует носить скорбные одеяния более 3 суток, единственным исключением являются вдовы, которые соблюдают траур на протяжении 4 лунных месяцев и 10 дней;
  • буддизм – в зависимости от степени родства траур носят от 49 до 100 дней.
Во многих странах имеются особые традиции соблюдения скорби по умершему человеку, которые складывались на протяжении многих столетий. На сегодняшний день некоторые из этих ритуалов некоторые из этих ритуалов не применяются и считаются пережитками прошлого.
  1. Африка – скорбь за покойным сопровождается отрубанием пальцев рук и отрезанием волос, вдовы на протяжении месяца не выходят из закрытого помещения, после чего наносят глубокие раны на конечности и грудь острым камнем.
  2. Япония – по усопшему скорбят 49 дней, после чего считается, что его душа покидает мир живых.
  3. Корея – родственники носят траур по покойному 30 суток.
  4. Китай – продолжительность траура по умершим родителям составляет 3 года.
Каждая религия четко регламентирует время и продолжительность скорби по умершим родственникам или близким.

Как правильно соблюдать траур

Христианство выделяет несколько важных моментов в поминании покойного - третий, девятый и сороковый день после погребения. На протяжении этого периода близкие родственники должны соблюдать траур. Внешнее проявление душевной грусти по усопшему заключается в ношении траурных одежд. У православных традиционным траурным цветом считается черный, хотя в некоторых религиях допускается его замена на серый или другой темный оттенок.

Основные правила поведения в дни скорби:

  • отказ от ношения одежды ярких цветов;
  • не рекомендуется яркий макияж, броские, праздничные украшения;
  • нельзя посещать увеселительные мероприятия и развлекательные заведения;
  • не рекомендуется употреблять алкогольные напитки;
  • на протяжении года после смерти близкого человека необходимо молиться за упокой его души;
  • вдове после смерти мужа нельзя выходить замуж как минимум год.

Сколько соблюдать траур

Соблюдение траура в православии длится не менее 40 дней с момента погребения усопшего. На протяжении этого срока близкие родственники носят скорбную одежду, женщины - черные платки. Считается, что на 40-й день после смерти душа покойного окончательно покидает мир живых и отправляется к Всевышнему, где ее ожидает дальнейшее очищение. Именно поэтому чрезвычайно важно соблюдать строгий траур как минимум 40 дней после похорон.

Траур в православии

Отвечая на вопрос, сколько времени по православному соблюдают траур, обязательно нужно учитывать степень родства с покойным. Например, многие священнослужители считают, что наиболее продолжительный период скорби должна соблюдать вдова - год с момента похорон супруга. Вдовец скорбит по усопшей 6 месяцев. Такой же срок траура установлен по отношению к братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам. В случае смерти дяди или тети данный период сокращается до 3 месяцев.

Траур по мужу в православии

Согласно православной религии, на протяжении первых 3 дней после смерти тела душа покойного находится непосредственно возле членов своей семьи и только на 40 сутки покидает мир. Именно по этому очень важно каждый день молиться о прощении грехов для усопшего родственника, а в случае, если он был глубоко верующим человеком - обязательно заказать панихиду в церкви.

Как соблюдать траур по отцу?

Православная религия рекомендует детям умерших родителей на протяжении года с момента погребения соблюдать все правила скорби. По истечению данного срока человек может постепенно возвращаться к своей привычной одежде и образу жизни.

Траур по родителям в православии

Траур по умершим родителям для детей продолжается на протяжении первого года после их смерти. В это время нужно регулярно молиться за душу покойного родителя, посещать церковь, вспоминать отца или мать только хорошими, добрыми словами.

В случае преждевременной кончины ребенка, родители также должны соблюдать траур - не менее полугода. Хотя православной религии известны случаи, когда мать или отец, у которых умер единственный ребенок, соблюдают правила скорби на протяжении всей оставшейся жизни.

Траур по матери в православии

Особые дни поминовения умершей матери - 3, и 40. В эти дни необходимо провести поминальный обед, пригласив на него только самых родных и близких, заказать церковную службу за упокой души покойной.

Относительно того, сколько носить траур по умершей матери, каждый человек решает этот вопрос для себя в индивидуальном порядке. В случае, если по завершению года с момента похорон родительницы чувство глубокой душевной скорби не исчезает, продолжительность траура может быть увеличена.

Траур по умершему родственнику – это не просто ношение одежды черного цвета или отказ от посещения развлекательных мероприятий. Это особый уклад жизни, который состоит из регулярных молитв за спасение души усопшего, раздачи милостыни и совершение добрых дел в память о покойном.

Дополнительно

Год? Это слииииишком. Канонические запреты врядли есть. Отложите на месяц, или до Красной горки - это выходит около 3,5 месяцев ожиданья.

    • ^59hopscotch8
    • January 12, 2010
    • 15:24

    сложный вопрос...

    • sudorific
    • January 12, 2010
    • 15:43

    Кто сказал, что плотское родство мало значит? Заповедь о почитании родителей никто не отменял! Конечно, ради Христа мы должны быть готовы оставить самых близких, но только ради Христа, а не ради себя.

    Год - формализм, безусловно. Но есть такие понятия как родительское благословение, послушание. Не стоит от них отказываться при построении семьи. Попробуйте уговорить, объяснить.

    • 8_7lowe
    • January 12, 2010
    • 16:00

    Чтить не равно любить. Послушание должно быть кому, Елена? :)))))) Вопрос на засыпку...

    Напомнию - 10 заповедей, включая родителей - это Ветхий Завет. А Новый - Христов: Враги человеку домашние его.

    Будьте здоровы.

    • sudorific
    • January 12, 2010
    • 16:49

    Не равно. Послушание - родителям.

    10 заповедй вопрос (с недавних пор) спорный. Христос пришел исполнить закон, а не отменить его. Обрядовые постановления ВЗ Новым Заветом отменяются однозначно, а Декалог? Скорее расширяется, нежели отменяется. Декалог с каменных скрижалей перемещается на скрижали сердец. Иначе Заповеди Блаженства невыполнимы (как?!). О почтении родителей сам Христос говорил, поищите.

    Враги человеку домашние его. Я не спорю. Но всегда ли? Когда не исполняют его прихоть? Ни коим образом. Враги человеку домашние когда встают между ним и Богом. Родители, отдающие детей на мучение. И заметьте никто из мучеников родителей-мучителей не проклинал, наоборот молились о них. Врагов тоже любить надо. Это Новый Завет.


    • revel
    • January 12, 2010
    • 16:55

    Нету у нас таких указаний.Обычно траур до 40 дней.

    • 8_7lowe
    • January 12, 2010
    • 17:03

    "Послушание - родителям." ВЫРЕЗАНО АДМИНОМ

    • sudorific
    • January 12, 2010
    • 17:18

    "Ха..." Что? Давайте говорить по-русски.

    Послушание родителям. Еще властям, законам. Еще духовному отцу. Еще Богу. Свою волю творить не сложно.

    • 3pickaxe
    • January 12, 2010
    • 17:30

    всем большое спасибо за отклик!))

    Павел Иванов

    "Напомнию - 10 заповедей, включая родителей - это Ветхий Завет. А Новый - Христов: Враги человеку домашние его". Честно говоря первый раз такое слышу. Скажите, где это можно прочесть?

    Очень хочется получить родительское благословение, все-таки мне кажется это немаловажно. Хотя переубедить чувствую будет непросто...

    особенно сильные разногласия часто с мамой возникают. Вплоть до того, что даже видеться реже надо в этот период и планирование совместных поездок куда-либо на выходные считает блудом... Тяжело все это терпеть когда живешь вместе с родителями - вроде и уважать-почитать их надо, но когда постоянно вмешиваются и требуют послушания - срываюсь. Ушла бы давно, но снимать отдельное жилье зарплата пока не позволяет, а сожительствовать тоже не хочется. Очень хочу скорее создать свою семью, но в то же время опасаюсь, что если не удастся гармонизировать отношения с родителями, то все проблемы могут перенистись и в новую жизнь с мужем.

    • embassy
    • January 12, 2010
    • 17:37

    У моей подруги у ее жениха умер отец, а они уже подали заявление и договорились о венчании, но свадьбу не откладывают.

    • warden46
    • January 12, 2010
    • 17:39

    Когда у моего будущего мужа умерла мать, то мы отложили бракосочетание на год.

    • embassy
    • January 12, 2010
    • 17:40

    №11, вы у своей мамы жить будете?

    Вы единственная дочь в семье?

    • embassy
    • January 12, 2010
    • 17:42

    Я где то в какой то брошюрке читала что если умирает мужчина - то траур длится 2 года, если женщина то год. Но вот моя подруга Богословский закончила, и ничего, свадьбу не откладывают.

    • 8_7lowe
    • January 12, 2010
    • 17:49

    №10 в вашем посте только 3 слова правильные: послушание... ещё Богу. Поставили Бога на последнее место... Эх, христьяне... Свою волю творить не сложно? :)))))))) А вы пробывали? :))) Вообще-то очень и очень сложно творить чтото помимо воли бесов. Духовное мышление, простите, слабовато.

    Евангелие. Мф 10:36

    • 3pickaxe
    • January 12, 2010
    • 18:02

    Павел Иванов

    34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36 И враги человеку – домашние его.

    все равно не до конца понимаю... как это - враги человеку – домашние его. Это возможно если они атеисты к примеру... видимо это как-то небуквально надо понимать..

    да, я единственная дочь. Но жить буду в одном доме с семьей мужа. (в одном доме, но в то же время отдельно). С моими родителями это было бы невозможно по многим причинам.

    • 8_7lowe
    • January 12, 2010
    • 18:09

    Мисс Дымка, полагаю что часть причин, по которой жизнь молодой семьи была бы невозможна с вашими родителями, могла бы вцелом назваться "враги человеку домашние его".

    Цитаты на тему: "Нет пророка в своём отечестве", "выйди из народа и составь свою особь", "кто не отвержется (перечисление родственников) ради Меня, тот недостоин Меня".

    В общем, поймите и запомните: если между Вами и человеком нет Бога, то есть дьявол. Если на миг Бог перестал быть меж вами - пришёл дьявол. Третьего не дано, нет, и не будет. Запомните...

    А родные, которым мы привыкли доверять, от которых внутренне не ждём угрозы - могут быть очень опасным орудием дьявола...

    • 3pickaxe
    • January 12, 2010
    • 18:18

    а как понять кто стоит между людьми - Бог или дьявол?

    как родные могут стать орудием дьявола, если это, к примеру, люди воцерковленные.? к тому же нормальные родители желают только добра своему чаду. Я бы не хотела чтобы когда-нибудь я стала для своих будущих детей препятствием к духовному и личностному развитию.

    и вообще как уловить эту тонкую грань между почитанем родителей и в то же время следованию по СВОЕМУ пути, а не тому, который хотят навязать (часто по доброте и любви) родные люди?..

    • 8_7lowe
    • January 12, 2010
    • 18:26

    1. "а как понять кто стоит между людьми - Бог или дьявол? " не всё надо понимать, особенно в духовных вопросов. Скажем так... имейте ввиду этот план, духовный, и увидите уже по своему опыту что как и почему.

    2. "люди воцерковленные" а вы почитайте псалмы СВЯТОГО царя Давида. Вот мужество - он открыто говорит о том какой он плохой. Без шуток, вредил людям очень крепко. Кстати, фарисеи были м... то что сейчас называется словом "воцерковлены". Идут к чаше люди, а Бог не причащает, вот вам и воцерковление.

    3. "к тому же нормальные родители желают только добра своему чаду."

    Сама наивностЬ:))))))) И похвально и боязно... Родители такие движимы ИНСТИНКТОМ рода, как животные заботящиеся о детях. А люди подвержены бОльшему кругу явлений, и если инстинкт не покрыт Божьей любовью - он покрывается греховными составляющими. Приходит властолюбие (ага, Вам оно вспомнилось). И это уже никакая не любовь в Христианском понимании.

    4. Бог открывает кому хочет. Любящим Его.

    • sudorific
    • January 12, 2010
    • 18:41

    #16. Помню я цитаты. Иерархия снизу вверх показана. Богу - на первом месте, конечно. Надеялась, поймете.

    Насчет бесовской воли. Есть ткой анекдот. Страстная. Батюшка заходит в келью к семинаристу. Тот а свечке в ложке парит яйцо. - Простите, бес попутал, - оправдывается студент. - Не, я бы до такого не додумался, - отвечает голос из угла. По учению святых отцо все наши желания и мысли бывают трех происхождений - от Бога, от нас самих и от бесов. Хотя есть народная мудрость, что где нет Бога, там бес.

    #19. По плодам их узнаете их. Где всеивается разделение, злость, ненависть - там не Божие. Ищите волю Божию. Попробуйте решить все мирным путем. 25 - не тот возраст, когда надо "скорее". Иные и в 45 семьи создают, и детей рожают даже. Только в браке нужно жить не для себя, не друг для друга, а только ради мужа и детей. Это самопожертвование. Послушание мужу. Послушание родителям было бы неплохой школой. Еще можно было бы спросить совета священника.

    • 8_7lowe
    • January 12, 2010
    • 18:45

    Елена, я б поверил вашим оправданиям, но вы опять выдаёте в себе простите за прямоту - атеистку. "Только в браке нужно жить не для себя, не друг для друга, а только ради мужа и детей." Зачем Бог? У нас свои Боги - мужья и дети... Что за народ....

    • redpoll
    • January 12, 2010
    • 19:29

    У меня умерла прабабушка накануне свадьбы моей троюродной сестры. Не отложили. 9 дней не подождали. А на вторые сутки после свадьбы муж в автокатастрофе погиб.

    • sudorific
    • January 12, 2010
    • 20:04

    Да нет же. У нас бог - мы сами, собственное я. Жить ради мужа и детей подразумевает служить этим Богу. Выходить замуж, зная что муж будет против Бога, и воспитыать детей так, чтобы они стали на нашем пути к Богу - не нужно даже начинать. Конечно, если придется выбирать между домашними и Богом... А хотите жить только ради Бога - есть монашество.

    Толкование блж. Феофилакта:

    "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир Я пришел принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с Отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его." Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, - удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере.

    " Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня." Видишь, что возненавидеть родителей и детей только тогда нужно, если они хотят, чтобы их любили больше Христа. Но что говорю об отце и детях? Услышь и больше:

    "И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот, не достоин Меня."

    Кто, говорит, не откажется от настоящей жизни и не предаст себя на позорную смерть (ибо это означал крест у древних), тот не достоин Меня. Но так как распинают многих, как разбойников и воров, то прибавил: "и следует за Мной", то есть живет согласно с Моими законами!

    • sudorific
    • January 12, 2010
    • 20:05

    Современное толкование (свщ. Анатолий Гармаев)

    - "Враги человека - домашние его". Что значат эти слова и как они соединяются с заповедью любви к ближнему? Научите, как это сочетать?

    В каком смысле домашние враги верующему человеку? Например, мы уверовали, уже почти воцерковились, стали обретать образ и характер церковного человека... Прежде всего это усвоение уставов Церкви, а значит, внешнего благочестия, хождение на службы, исполнение поста, утренние и вечерние молитвы дома, христианская одежда... И вдруг открылось нам, что домашние наши вовсе не таковы, они совсем не изменились. Они, оказывается, очень сильно нас увлекают своими прежними манерами, характером жизни, словами, убеждениями, своей великой скорбью о нас. Сколько матерей сегодня скорбит по поводу своих воцерковленных взрослых детей! Причем матери искренне скорбят. Не услышать эту материнскую боль просто нельзя. Если ты нормальный человек, то ты услышишь эту материнскую боль. Если ты гордец в христианском звании, то что тебе материнские слезы...

    Мать в среду незаметно, осторожно подкладывает мне кусочек мяса, растертый до фасолевого состояния. И вдруг... я это обнаруживаю... Сколько праведного гнева, сколько возмущения:

    Да как ты, мать, смеешь так?!! Ведь сегодня постный день!

    Это ненормальный христианин... Это вообще из ряда вон выдающийся человек; его надо трижды окунуть в бассейн, чтобы он стал нормальным.

    А ведь нормальное-то чувство услышит в этом заботу матери. Как же ей, еще не уверовавшей услышать те смыслы, которыми я сейчас живу? Сколько любви, сколько христианского смирения надо в себе иметь, чтобы понять, что она живет своими, пусть материальными, но материнскими смыслами, что она живет простотой и незатейливостью своего искреннего, изболевшего материнского сердца, своей заботы, она искренне радеет, она сколько слез выплакала оттого, что ее чадо не вкушало сорок дней ни мясного, ни молочного. Не слышать этого материнского участия нельзя. Настоящий христианин, слыша это радение о себе, в ответ своей любовью поймет и правильно откликнется на такое материнское неразумение.

    Но может возникнуть более трудная ситуация. Особенно осложняется жизнь, когда домашние категорически вдруг заявляют: "Вот что: или-или. Или церковь - или мы". Вот тогда... "Если церковь, то вон из дома"... Бывают и такие случаи. Вот в таком случае домашние невольно, а, может быть, и вольно становятся врагами. А бывает становятся и категоричными врагами.

    Но, несмотря ни на что, нужно памятовать - если ты христианин, то должен обращаться с ними не по внешнему их поведению, а по заповеди Божьей: "Чти отца своего, чти родителей своих". И вторая заповедь: "Возлюби врага своего". А значит, имей чуткость понять их побуждения, их движения души, разберись, подумай: откуда, по какой причине такое возмущение, такое противление твоему воцерковлению? Не ты ли сам причина тому? Может быть, дело не в твоей церковности, а в твоем нраве? Тогда найдись, исполнись той премудрости Божией, которой ты бы смог как-то умирять, утишать и правильно обращаться с домашними.

    • relict6524
    • January 12, 2010
    • 20:20

    кстати об етом есть в интернете этикет по траурам...там в зависимости от родственника конкртные сроки траутра даны. Но не менее полугода это точно...

    • relict6524
    • January 12, 2010
    • 20:22

    "Траур по отцу и по матери продолжается год. По бабушке и дедушке - шесть месяцев; а по дяде и тете - три месяца".

    • embassy
    • January 12, 2010
    • 20:36

    Розовая Дымка, а кухня у вас будет отдельная или общая с родителями?

    • relict6524
    • January 12, 2010
    • 20:39

    "Сроки траура у разных народов разные. Они зависят от степени близости к умершему. Самый глубокий и длительный траур приходится на долю вдовы. Принято, что вдова носит траур в течение всего года, не надевает драгоценности, не посещает увеселительные места. Вступить в брак вдова может не раньше чем через год. Вдовец носит траур половину года. После шести месяцев может жениться, и никто не может его осудить".


    • revel
    • January 12, 2010
    • 20:53

    А откуда такая информация?Только не говорите что из инета.)У разных народов и этикет разный!

    • relict6524
    • January 12, 2010
    • 20:56
    • canticle
    • January 12, 2010
    • 21:11

    Извините, в связи пишется раздельно. Исправьте, пожалуйста.

    • gigging
    • January 13, 2010
    • 01:10

    Розовая дымка, я прочитала ваши сообщения. Очень сложная ситуация. Но, возможно, (простите, если я неправа), Ваши родители в принципе против молодого человека? Такого не может быть? Я просто не могу понять, зачем эта искусственность. Смерть - это естественно. Конечно, это очень тяжело, но если Вы тем не менее сами не против свадьбы, то зачем же откладывать? Честно говоря, я не думаю, чтобы Ваша бабушка была бы против Вашей свадьбы (может, и странно это звучит). Мне кажется, что смерть одного человека не должна означать конец жизни для других. Вы продолжаете любить бабушку, бабушка продолжает любить Вас, и, уверена, желает Вам счастья. Другое дело, если у Вас после смерти бабушки у самой отпало желание выходить замуж, но тогда, я думаю, Вы не задали бы этого вопроса. Для любой девушки выйти замуж - это очень важно. И если, действительно, Вы уверены, что молодой человек стоящий, и если он зовет Вас замуж, я думаю, нужно выходить, потому что судьба дает только один шанс. Но только хорошо разберитесь во всем. Потому что родители, действительно, желают всегда детям добра. И если они все-таки не хотят свадьбы, подумайте хорошо, почему именно. Постарайтесь поговорить с ними, узнать их мнение о Вашем женихе. Думаю, все разрешится благополучно! Всего Вам хорошего!:))

    • fiji
    • January 13, 2010
    • 02:37

    Я тоже считаю, что год-слишком. Все это время ваша мама предлагает вам жить в блуде или воздерживаться?

    Разве создание новой семьи-грех и неуважение к умершей?Нет. Подождать немного стоит, да к тому же скоро Великий пост, а уже после него пожениться-повенчаться и жить полноценной семейной жизнью.

    А вот автокатастрофу, в которой погиб муж троюродной сестры и смерть прабабушки, я бы не стала связывать и анализировать.

    • 3pickaxe
    • January 13, 2010
    • 14:54

    Сергей români Хромцов-Лупан спасибо за инфу) тоже как раз нашла этот сайт)

    Мария Редиска Сидорова. история конечно очень жуткая... даже нечего сказать

    Alena Mereshko. кухня к счастью будет отдельная))

    Ирина Антонова спасибо за поддержку! нет, желание, конечно не отпало, только вот радоваться в ближайшее время совсем не хочется... Тем более мама очень переживает и наверно не скоро смирится с потерей. Наверно придется отложить на полгода точно.

    Ольга <Новый 2010! Уряяяяя!> Евтушенко. моя мама верующая и конечно же никогда не поддерживала все, что связано с блудом. Конечно она за воздержание, да и мне бы этого хотелось. Только честно говоря, чем дальше тем сложнее.

    • gigging
    • January 13, 2010
    • 17:58

    Ну, значит на полгода отложите, это не так уж и долго. Как раз будет время к свадьбе хорошо подготовиться:)

    • fiji
    • January 13, 2010
    • 18:04

    Розовая Дымка! Если ваша мама настаивает на годовом трауре - то скорее дело не в соблюдении траура по умершей, а в том, что она против вашего брака с этим человеком в принципе. Может даже сама не отдает себе в этом отчет.

    Человек ушел в мир иной, а вы то живы. И вообще традиция носить траур - отражение внутренней потребности души. Я думаю, что сейчас, когда смерть так близко, вам и вашей маме тяжело, и конечно, трудно представить свадебные гулянья, это кажется даже кощунственным. Но спустя какое-то время, боль отступит, вы смиритесь с уходом любимого человека, вы привыкнете жить БЕЗ бабушки. И тогда можно будет создать новую семью, в которой появится маленькая малышка:), названная в честь своей прабабушки! Ваша бабушка, думаю, была бы счастлива, видя вас счастливой с любимым человеком. Не откладывайте надолго свадьбу, будьте разумны.

    Мой муж - священник, ответил так: "Однозначно венчаться, если мама настаивает на трауре, то выдержать траур 40 дней".

    Я вообще согласна со словами Феофана Затворника:

    он особенно подчеркивал, что траур внешний излишен, а главным для умершего человека является наша молитва и милостыня о нем:

    «Плакать или еще что? Я думаю радоваться за усопшего. Слава Тебе, Господи! Не будет уже более маяться на этой прескучной и прескудной всем земле. Может быть, за себя поплакать надо? Не стоит… Много ли тут осталось? День-другой, и сами туда пойдем. Я всегда был такой мысли, что по умершим не траур надо надевать, а праздничные наряды, и не заунывные петь песни, а служить благодарный молебен..."

    • fiji
    • January 13, 2010
    • 18:07

    Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий особо отмечает, что в России традиция внешнего траура особенно окрепла в атеистические годы, когда было забыто церковное отношение к смерти:

    «Смерть для православного христианина – это переход в иную жизнь, в жизнь вечную – или в рай, или в ад. И, конечно, люди в какой-то степени скорбят, что ушел из жизни их близкий, родной. Мы даже знаем, что Сам Христос Спаситель, видя смерть Лазаря, прослезился. Такова наша человеческая природа – мы скорбим. Но, конечно, мы должны скорбеть умеренно, чтобы не впасть в уныние, в отчаяние: все пропало, нет человека. Стоит постоянно в этот скорбный для нас час напоминать себе, что душа ушла, а тело здесь осталось временно, до всеобщего воскресения. А душа пошла к Богу, и если она провела жизнь в благочестии, то мы должны радоваться, что она избавилась от страданий и мучений, трудностей этой жизни. Часто бывает, что перед смертью человек довольно много страдает и болеет, порой и силы иссякают в терпении этих болезней. Мы радуемся, что Господь дал ему крепость донести крест до конца, чтобы мог сподобиться венца в Царстве Божием. … К сожалению, бывает и по-другому: что он еще не готов и нужно еще за него молиться; тогда мы скорбим, что он ушел – скорбим, что нужно помощь ему еще оказать, чтобы Господь простил ему его грехи.

    Мы должны себя сдерживать, чтобы не впадать в уныние и отчаяние, когда мы уже не знаем, что делать, теряем контроль над собой. Есть скорбь – наше естество такое; но нужно сдерживать ее верой в то, что есть вечность и близкий ушел в вечность, нужно ему помочь, нужно молиться. И в молитве за усопшего мы получаем утешение в этой скорби. Это уже не траур, а просто серьезное отношение к будущей вечности.

    Нельзя вообще говорить о трауре – мы отпеваем усопшего в белых одеждах, мы облачаемся в белые одежды, чтобы показать, что человек не умер, а ушел, и нужно за него молиться. Этот уход для него радостен и приятен.


  • Сын так и сделал. А после 40 дней пошёл и покрестился...



  •  

    Возможно, будет полезно почитать: