Сообщение об устройстве на работу бывшего госслужащего. Как осуществляется прием на работу бывшего госслужащего

Эффективность процесса борьбы с коррупцией иногда вызывает сомнения, но необходимость соблюдать установленные законодателем процедуры бесспорна. Слишком весомые санкции предусмотрены за нарушения. Одна из таких процедур — уведомление о приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих. Рассмотрим порядок уведомления и дадим несколько советов, как снизить риски работодателя.

СУТЬ ВОПРОСА

Статья 64.1 ТК РФ обязывает работодателя в течение 10 дней сообщить о заключении трудового договора с лицами, ранее состоявшими на государственной или муниципальной службе, по их последнему месту работы или службы. Однако делать это нужно, если должность, которую замещал бывший госслужащий, включена в особый список, а с момента его увольнения не прошло два года.

Аналогичное требование содержит п. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ). При этом требования Трудового кодекса РФ расширяются: уведомлять надо и о заключении гражданско-правовых договоров, если выплаты по ним превышают 100 000 руб. в месяц .

Обратите внимание, что ни срок трудового договора, ни размер ежемесячной заработной платы в данном случае значения не имеют . Не оговаривается даже, идет ли речь об основной работе или о работе по совместительству. Формально, даже если организация принимает такого работника на один час в месяц с оплатой 1000 руб., нужно сообщать о факте заключения трудового договора. В отношении же гражданско-правовых договоров действует условие о минимальном пороге оплаты. Это выглядит несколько странно.

Законодатель, устанавливая данные требования, по сути возложил на работодателя контрольную функцию за бывшими служащими. Ведь эти требования дублируют требования о получении бывшим служащим в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов разрешения на работу 1 .

О КОМ УВЕДОМЛЯЕМ?

Контролировать нужно далеко не всех бывших служащих. Чтобы человека зачислили в эту особую категорию, должны совпасть два фактора1:

1. Отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления вашей организацией входили в должностные (служебные) обязанности принимаемого бывшего государственного или муниципального служащего.

2. Должность государственной или муниципальной службы включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Впрочем, на практике наличие первого фактора игнорируется. Например, Минтруд России в своих разъяснениях упоминает о наличии обоих факторов, но считает, что включение должности в утвержденный список автоматически означает, что у лица были полномочия по осуществлению «отдельных функций управления организацией».

Соответственно, организации лучше руководствоваться четким критерием: есть должность в списке — сообщаем, нет — можно и промолчать.

Перечень должностей

Перечень должностей, на которые распространяются ограничения, утвержден Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”». Причем сделано это отсылкой к другому типу списков. Речь идет о должностях федеральной государственной службы, включенных в разделы I, II и III перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Данные перечни, в свою очередь, утверждены Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 (в ред. от 25.01.2017). В частности, в них входят такие должности, как следователь Следственного комитета РФ, прокуроры субъектов Российской Федерации и иных специализированных прокуратур и др.

Впрочем, и здесь есть нюанс. Он виден уже из наименования раздела III перечня: «Другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками». Наименования должностей определены там очень условно. В этот раздел включаются все должности гражданской, военной и государственной службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает, например, функции представителя власти или осуществление контрольных и надзорных мероприятий. Туда же входят все должности, подразумевающие управление государственным имуществом или хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Например, трудоустройство бывшего оперативного шофера 3 класса в звании прапорщика в УФСКН России по Владимирской области на должность монтажника кабельных и оптических сетей обернулось для организации длительными судебными тяжбами (Постановление Верховного Суда РФ от 13.12.2016 № 86-АД16-4).

Поэтому организации при приеме на работу бывшего служащего лучше немного перестараться, чем подпасть под санкции.

КОМУ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ НЕ НУЖНО?

Как неоднократно отмечалось судебными инстанциями , ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших госслужащих, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (далее — Конвенция).

Согласно подп. «e» п. 2 ст. 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать на разумный срок ограничения в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Анализ норм Конвенции и положений российского законодательства позволяет судебным органам делать вывод о том, что у работодателя (нанимателя) обязанность сообщать о заключении договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе . Для всех остальных организаций такое уведомление является обязательным.

Причем на практике к ответственности привлекаются не только коммерческие организации, но и государственные унитарные предприятия .

КОГДА, КАК И КОГО УВЕДОМЛЯЕМ?

Работодатель обязан направить уведомление в течение 10 дней с момента заключения трудового или гражданско-правового договора .

Уведомление направляется по последнему месту службы в порядке, определенном Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации .

Сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или иным лицом, подписавшим договор с работником. При наличии в организации печатей подпись работодателя подлежит заверению печатью организации или печатью кадровой службы (примеры 1, 2).

Что делать, если бывшее место службы нового работника реорганизовано или ликвидировано? Такое часто случается с государственными и муниципальными службами.

Законодатель не предложил решения для этого случая. Минтруд России, стремясь заполнить пробел, издал соответствующие разъяснения (письмо от 01.07.2016 № 18-2/В-421). По мнению ведомства, в период работы ликвидационной комиссии уведомление адресуется ей и направляется в упраздняемый государственный орган. Если ликвидация завершена, то уведомление направляется в орган-правопреемник.

А если функции распределены между разными органами? Минтруд России считает, что уведомление надо направлять в тот государственный орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. К сожалению, это далеко не всегда можно определить с легкостью. В этом случае рекомендуем направить несколько уведомлений, опять же исходя из того, что лучше немного перестараться, чем платить потом административный штраф.

Единой формы для извещения нет, но есть общие требования к его содержанию.

В извещении в обязательном порядке должны присутствовать:

Фамилия, имя, отчество;

Число, месяц, год и место рождения;

Должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением (проставляется по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

Наименование организации — полное и сокращенное (при наличии). Рекомендуем указывать и такие основные реквизиты как ОГРН и ИНН организации.

При заключении трудового договора дополнительно указывается:

Дата и номер приказа (распоряжения) о приеме на работу;

Дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а если заключается срочный трудовой договор — срок его действия);

Наименование должности, а также структурное подразделение организации (при наличии);

Должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

При заключении гражданско-правового договора указываются:

Дата и номер гражданско-правового договора;

Срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг));

Предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);

Стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.

ЧТО ГРОЗИТ И КТО ОТВЕЧАЕТ?

Работодатель рискует

Ответственность за не уведомление о трудоустройстве бывшего чиновника достаточно жесткая.

В соответствии со ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа:

На граждан в размере от 2000 до 4000 руб.;

На должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;

На юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Вы уверены, что новый работник не был госслужащим?

Для того чтобы работодатель считался уведомленным о предыдущей службе работника, последнему достаточно представить свою трудовую книжку .

То есть работодатель может избежать административной ответственности, если докажет, что работник скрыл от него информацию о своей бывшей службе. Сделать это можно только в том случае, если трудовая книжка не была представлена работником либо в ней отсутствуют соответствующие записи.

Вместе с тем, любой работник кадровой службы отлично знает, что записи в трудовой книжке могут вообще не содержать никакой информации о должностях, в которых работал бывший служащий. В этом случае у работодателя также есть вероятность избежать ответственности.

Если в трудовой книжке есть специфические записи или ее нет вообще, можно предложить работнику составить расписку в свободной форме о том, что он в течение последних двух лет не состоял в должностях, подразумевающих особый коррупционный контроль (пример 3).

Ответственность бывшего госслужащего

Сам бывший госслужащий обязан как получить у государства разрешение на трудоустройство1, так и сообщить новому работодателю о своем предыдущем месте службы . Однако к такому работнику законодатель на удивление лоялен.

Несоблюдение обязательства об уведомлении работодателя (нанимателя) после увольнения с государственной или муниципальной службы влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) .

Трудовой договор в этом случае прекращается по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с нарушением установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы . Поскольку правила нарушены по вине работника, работодатель не обязан предлагать ему другую работу и выплачивать выходное пособие.

Вообще не установлена ответственность для служащего за нарушение требований о получении согласия в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Проблемы у него могут возникнуть только при попытке снова устроиться на госслужбу, если будет выявлен факт нарушения .

Выводы:

1. При приеме на работу нового работника нужно убедиться (в рамках законодательства), что он в течение последних двух лет не состоял на госслужбе.

Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего?

— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.

— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения. Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал.

И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим?

— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.

— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего?

— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.

В том случае, если госслужащий принимается на любую работу по истечении своих текущих обязанностей, его нынешний работодатель в должной форме должен составить образец уведомления и направить его в адрес компании, по месту последнего трудоустройства нанимаемого гражданина. Далее будет рассказано как именно составляется такой формальный образец уведомления, а также когда необходимо сообщать о приеме на новую работу.

Прием на работу бывшего госслужащего

В данном случае необходимо сделать крайне важное пояснение. Описываемое уведомление может иметь место лишь в том случае, если организация заключает формальный трудовой договор с любым бывшим госслужащим. Получается, что нанимаемый госслужащий обязательно должен быть бывшим, потому что прием на работу по любой форме совместительства в других случаях будет исключен. В соответствии с профильным государственным законодательством госслужащие, при исполнении своих основных обязанностей не имеют права заключать никакие трудовые договоры с организациями на территории РФ и за ее территориальными пределами.

Данное правило является императивным, и в случае его несоблюдения, госслужащий может быть подвержен серьезной ответственности. Именно поэтому в каждом случае он должен быть обязательно бывшим. В свою очередь текущий работодатель в должном порядке должен оформить сообщение в виде письма. На практике данное письмо называется уведомлением. Непосредственно уведомлять об уже осуществленном приеме на работу необходимо не исполнительные органы, а организацию, в которой госслужащий работал ранее.

Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего –

Прием на работу, еще до оформления бывшего госслужащего, должен обязательно сопровождаться составлением образца уведомления. Данный образец в отношении бывшего сотрудника имеет строго императивную структуру с указанием обязательного перечня информационных данных. Поэтому, перед составлением образца в отношении бывшего сотрудника, необходимо заранее ознакомиться с его установленным примером заполнения.

Из представленного образца видно, что в отношении бывшего сотрудника прием на работу сопровождается заполнением специальной анкеты. Бланк для приема является локальным документом, используемым по установленным в отдельной организации правилам. Даже если последнее место работы представлялось в виде муниципальной службы, то подается информация обязательно.

Случаи уведомления и законодательная база

На сегодняшний день законодательная база включает в себя одно постановление за номером 700. Диспозиции данного постановления указывают на обязанности текущего работодателя сообщать с использованием должного образца уведомления о приеме бывшего сотрудника государственной структуры на работу. Помимо этого, обязанность направления такого сообщения заключается в одном обстоятельстве. С момента ухода с последнего условного места работы должно пройти не более 2-х лет. Если указанный срок прошел, и, к примеру, госслужащий уволился 3 года назад, то направлять в этом случае не обязательно, и поэтому никакого штрафа за не направление предусмотрено не будет. Соответственно обращать внимание всегда необходимо именно на срок.

Зачем необходимо отправлять уведомление – функция

Потребность в направлении сообщений в отношении бывшего сотрудника заключается в его возможном доступе к не подлежащим к разглашению информационным данным. Существует специальный перечень, состоящий из 2-х разделов, в который включается список замещаемых должностей, и, на которые, распространяется соответствующие обязанности.

В частности это касается силовых структур, организационных ведомств безопасности, Вооруженных Сил, органов пенсионного обеспечения, следственных структур, медицинских и любых образовательных учреждений. При увольнении из указанных ведомств, бывший субъект делает соответствующую расписку о неразглашении полученных им ранее сведений. Поэтому, бывший работодатель должен отслеживать систему трудоустройства такого сотрудника, что и делается при помощи описываемого уведомления.

Как правильно оформить документ?

Как уже было указано, составляется он на специальном бланке. Состоит данный бланк из 2-х частей. В первой части указываются все обязательные реквизиты и наименования текущей организации, с императивным указанием юридического адреса. 2-я часть заключается в описании данных нанимаемого сотрудника, с приложением ссылок на предъявленные им документы и сведения. В конце проставляется дата и обязательно подпись ответственного лица.

На работодателя возложена обязанность при заключении трудового договора с гражданами, ранее замещавшими должности государственной и муниципальной службы, в течение двух лет после их увольнения в 10-дневный срок сообщать о заключении трудового договора представителю работодателя по последнему месту службы. Как уведомить о приеме на работу бывшего госслужащего?

Определен ли перечень должностей, после увольнения с которых установлена обязанность сообщать сведения о приеме на работу бывшего госслужащего?

Перечень должностей, после увольнения с которых установлена обязанность сообщать сведения о приеме на работу бывшего госслужащего определен указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года №1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы".

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утвержденном законами субъекта РФ.

Обязан ли бывший госслужащий сообщать новому работодателю о последнем месте службы?

Бывший госслужащий сам обязан при заключении трудового договора сообщать работодателю о последнем месте службы. Эта обязанность установлена статьей 64.1 Трудового кодекса РФ. Указанная статья не определяет в какой форме сообщение следует сделать. Считаем, что достаточно будет сообщить о прежнем месте службы устно. Тем более, что при приеме на работу работники предъявляют трудовую книжку, в которой указываются прежние места службы.

Как уведомить о приеме на работу бывшего госслужащего?

Уведомление необходимо оформить на бланке организации, подписывает его руководитель либо уполномоченное лицо, подписавшее трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы)

В уведомлении указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
  • число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);
  • должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
  • наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));
  • дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
  • дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
  • наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
  • должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Эти требования установлены постановлением Правительства РФ от 08 сентября 2010 года №700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы".

Данное уведомление направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения с ним трудового договора.

Уведомление советуем направлять заказным письмом с описью вложения и уведомление о вручении. Обязательно сохраняйте почтовую квитанцию – она подтверждает факт отправления уведомления и дату его отправления. Это позволить избежать претензий со стороны контролирующих органов.

Если работодатель не уведомит о приеме на работу бывшего госслужащего?

Если не уведомить о приеме на работу бывшего госслужащего, то продолжать трудовые отношения нельзя. Трудовой договор в этом случае подлежит прекращению (статья 84 Трудового кодекса РФ). В качестве основания прекращения трудового договора указывается пункт 11 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ (нарушение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации правил заключения трудового договора, исключающего возможность продолжения работы).

Какое наказание грозит работодателю, если он не сообщит о приеме на работу бывшего госслужащего?

Неуведомление нанимателя по последнему месту службы о приеме на работу бывшего госслужащего расценивается контролирующими органами как административное правонарушение. В соответствии со статьей 19.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ на работодателя может быть наложен штраф в размере от 100000 до 500000 рублей, на должностных лиц – от 20000 до 50000 рублей.

В отношении работников правительственных учреждений и государственных структур действуют особые требования и ограничения, которые, в том числе, могут затрагивать и прием бывшего госслужащего на работу. При этом знать о нормативах Трудового кодекса при трудоустройстве подобных работников следует как самим соискателям, так и работодателям. Учитывая риски привлечения к ответственности за нарушение действующих нормативов ТК РФ, следует точно знать, как проводится прием на работу бывшего госслужащего или военнослужащего и какие имеются ограничения по перечню должностей или конфликту интересов в данном аспекте трудоустройства.

Прием на работу бывшего госслужащего – ТК РФ, законы и нормативная база

С точки зрения законодательства, вопрос приема на работу бывших госслужащих имеет достаточно жесткое регулирование. При этом на госслужащих в данном аспекте их трудовой деятельности распространяются нормативы различных документов федерального уровня. Поэтому прежде чем принимать на работу такового сотрудника, как работодателю, так и самому соискателю следует обратить внимание на положения следующих документов:

  • Ст. 64.1 ТК РФ. Данная статья является основным документом трудового законодательства РФ, который устанавливает особые требования при приеме на работу бывших госслужащих, одним из которых является уведомление о его трудоустройстве. Оно направляется по адресу непосредственной службы, в которой ранее работал соискатель. При этом данные требования касаются именно работодателя – на него возлагается необходимость уведомить о приеме экс-госслужащего на работу.
  • ФЗ №79 от 27.07.2004. Означенный Федеральный закон своими нормативами регулирует понятие государственной гражданской службы в целом, и вытекающие из таковой службы и трудоустройства обязанности сотрудников – как в отношении действительных трудовых отношений, так и после их расторжения и увольнения. В частности, нормативы данного ФЗ применяются в контексте приема на работу госслужащих по совместительству.
  • ФЗ №273 от 25.12.2008. Положения означенного закона посвящены в первую очередь борьбе с коррупцией. Однако учитывая возможность наличия конфликта интересов у бывших госслужащих, переводящихся на работу в организацию, с которой они вели деятельность, или деятельности которой может поспособствовать их прошлый статус, именно положения означенного закона стали основой для внесения изменений в Трудовой кодекс РФ.
  • Постановление Правительства РФ №700 от 08.09.2010. Означенный документ в своих положениях устанавливает непосредственный порядок уведомления работодателем государственных органов о приеме на работу бывшего госслужащего.
  • Указ Президента РФ №821 от 01.07.2010. Данный указ Президента регулирует общие принципы трудоустройства бывших госслужащих на высокооплачиваемые должности в организациях, с которыми они контактировали во время нахождения на государственных или муниципальных должностях. В частности, для такового трудоустройства предполагается обязательное получение разрешения от специальной комиссии.
  • Указ Президента РФ №557 от 18.05.2009. Означенный указ регулирует перечень должностей при приеме на работу бывших госслужащих, в отношении которых действует особый порядок трудоустройства, и которые в силу своей государственной службы могут иметь конфликт интересов.

В целом, процедура приема на работу бывших госслужащих может быть достаточно простой в большинстве случаев. Исходя из положений вышеозначенных нормативных документов, специфические требования касаются, в первую очередь, бывших госслужащих, на новой работе которых заработная плата будет превышать 100 тыс. рублей в месяц, а также работников, которые имели доступ к определенным государственным тайнам.

Как оформляется прием на работу бывших госслужащих

Все нормативы, которые касаются приема на работу бывших госслужащих, имеют ряд особенностей и нюансов, которые следует учитывать, как работнику, так и работодателю. В первую очередь следует отметить, что работа на государственной службе ранее налагает на соискателя обязанность сообщать о ней работодателю, но запрашивать какие-либо дополнительные, не предусмотренные ТК РФ документы, способные подтвердить или опровергнуть работу ранее в государственных органах, работодатель не вправе. Соответственно, фактическим подтверждение нахождения сотрудника на государственной службе ранее может являться только непосредственно трудовая книжка работника, предъявляемая работодателю при трудоустройстве.

Порядок действий при приеме на работу бывшего госслужащего по Трудовому кодексу может выглядеть следующим образом:

  1. Работодатель требует у соискателя полный пакет документов, в который входит и трудовая книжка. При этом работодатель ознакомляется с предыдущими записями сотрудника.
  2. Если в трудовой книжке имеется свидетельство о работе на государственной службе ранее, а с момента увольнения работника с неё прошло менее двух лет, работодателю следует иметь это в виду.
  3. В случае, когда новая должность предполагает заработную плату свыше 100 тыс. рублей, работодатель подготавливает уведомление государственной службы, бывшей работодателем соискателя в прошлом, о приеме на работу ее сотрудника.
  4. Если соискатель ранее работал с означенным работодателем, находясь на государственной службе, он также должен будет предъявить ему разрешение специальной комиссии на трудоустройство. Данная особенность приема на работу бывших госслужащих предназначена для урегулирования возможного конфликта интересов.

Соответственно, никаких сложностей в большинстве ситуаций, связанных с приемом на работу бывших госслужащих, нет. Уведомление носит информирующий характер и не предполагает возможности отказа в трудоустройстве лицу, ранее работавшему на госслужбе. Однако кто же является госслужащим в контексте означенных нормативов? К таковым относятся:

  • Государственные служащие всех федеральных исполнительных органов, аппарата Президента РФ и Министерств, Совета Федерации, судебной системы.
  • Муниципальные служащие, служащие структур субъектов РФ или отдельных муниципалитетов.

Важный факт – следует разделять понятие бюджетных работников и государственных служащих. Несмотря на то, что обе категории означенных лиц получают заработную плату фактически от государства, к госслужащим относятся исключительно лица, работающие в органах исполнительной, судебной или законодательной власти, а не в каких-либо иных сферах. Работники бюджетных организаций и внебюджетных государственных фондов, равно как и сотрудники государственных предприятий, могут трудоустраиваться без каких-либо ограничений.

Учитывая вышеописанные нормативы и принципы приема на работу бывших госслужащих, следует отметить, что они не затрагивают следующие категории соискателей:

  • Госслужащих, которые уволились с государственной службы более, чем за два года до трудоустройства в организацию. В данном случае работодатель не обязан производить уведомление и не может быть привлечен к ответственности за прием на работу такового сотрудника в общем порядке.
  • Госслужащих, чья заработная плата не превышает 100 тыс. рублей на новом месте работы, и чья должность при этом не входит в перечень, согласно которому при приеме на работу бывшего госслужащего обязательно уведомление государственных органов.

Как оформляется уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего и иные нюансы

В целом, порядок уведомления государственных органов о приеме на работу бывших госслужащих является достаточно простым. Если работодатель установил факт работы сотрудника ранее на государственной службе, то в течение десяти дней после заключения с данным сотрудником трудового договора, им направляется уведомление по адресу той службы, где работал соискатель. При этом если соискатель в течение последних двух лет работал на различных государственных службах, то уведомление направляется в каждую из них.

Уведомление следует отправлять заказным письмом с описью вложений и уведомлением о получении – это позволит работодателю защитить свои права в случае возможного судебного разбирательства. Сам по себе данный документ составляется в свободной форме.

Нарушение нормативов ТК РФ в вопросах уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего может являться основанием для привлечения работодателя к ответственности в соответствии с положениями статьи 5.27 КоАП РФ с наложением штрафа вплоть до 70 тыс. рублей на юридическое лицо при неоднократном факте такового нарушения. Кроме этого, статья 19.29 КоАП РФ может предполагать привлечение работодателя к ответственности и взыскание с него штрафа вплоть до 500 тыс. рублей за означенные правонарушения.

Учитывая возможность привлечения работодателя к ответственности за несвоевременное уведомление, или неуведомление соответствующих органов, многие работодатели предпочитают направить данное уведомление в любой спорной ситуации. Это допустимая практика, так как она гарантированно позволит избежать нарушения норм трудового законодательства. Даже если фактически означенное уведомление не требуется, никаких последствий при его отправке для работодателя не будет – помимо затрат на оформление почтового отправления.

Несмотря на столь прозрачное и точное правовое регулирование вопросов приема на работу бывших госслужащих, в некоторых случаях могут иметь место и дополнительные нюансы или особенности их трудоустройства. В частности, такой сотрудник может не предъявить трудовую книжку, сославшись на её отсутствие, и не сообщать работодателю о факте нахождения на госслужбе ранее.

В данной ситуации работодатель не может быть привлечен к ответственности за неисполнение требований об уведомлении, так как фактически он не мог его совершить. В то же время, подобные обстоятельства являются достаточными обоснованиями для расторжения трудового договора с означенным работником по причине предоставления недостоверных сведений при трудоустройстве.



 

Возможно, будет полезно почитать: