Св параскева пятница о чем молятся. Святая великомученица параскева, названная пятницею

До сих пор люди помнят о празднике Параскева Пятница, который отмечается 10 ноября. Этот день оказывается важен не только как давняя традиция, но и как праздник, когда можно попросить о будущем счастье в любви.

Когда отмечается праздник Параскева Пятница?

Ежегодно 10 ноября (28 октября) по древним традициям, дошедшим до нас от предков славян, отмечается Параскева Пятница. И, как во многих других праздниках, после принятия православия на Руси в нем появилось некоторое разделение. С одной стороны, люди перенесли старые языческие верования, с другой — у праздника появилось и христианское почитание. Узнайте более подробно о всех важных и удачных делах на сегодня а также о его энергетике из лунного календаря : ведь праздничные дни не бывают простыми.

Кто такая Параскева Пятница?

Иначе этот день называют Параскевой Льняницей или Грязнихой. С ней было связано много поверий и примет, но считалась она, в первую очередь, «женской» святой и даже заступницей. В ней объединилось много образов: некоторые ее действия напоминают о таких духах, как русалки, Доля или Марена-Смерть. Некоторые ученые даже отождествляют ее с языческой богиней Мокошь, отвечавшую за ремесла и прядение. На то, что многие поверья о Мокоши трансформировались в представления о Параскеве пятнице указывает и их традиционный день — пятница.

Но с принятием христианства многое изменилось. В этот день верующие люди почитают великомученицу Параскеву Иконийскую. Само ее имя было выбрано родителями в соответствии с днем недели — пятницей. Христиане соблюдают в этот день пост в память о страданиях Иисуса Христа на кресте.Святая Параскева жила во время гонения на христиан и перенесла много мук за стойкость в вере. В результате она была обезглавлена.

Поверья и приметы славян на 10 ноября

Хозяйкам в этот день нельзя было что-либо делать по дому. Соблюдался пятничный пост, воздерживались от какой-либо работы и даже мытья. Считалось, что тем, кто соблюдает эти правила, Параскева Пятница помогает, прядет пряжу. Тех, кто не чтит ее память и не соблюдает пост, она наказывает.

Согласно поверьям и приметам, если девушка пряла в пятницу, то на том свете ее родители лишались зрения, а Параскева могла прийти, закинуть сорок веретен и велеть наделать к утру пряжи. Земельные работы также оказывались под запретом. Объясняли это землетрясением, которое было в день распятия Иисуса Христа. Зато можно получить точные сведения об отношениях и любви. сегодня расскажут вам всю правду.

Были и приметы о природе. Считается, что на Параскеву Пятницу идут дожди, день не бывает сухим. Если же 10 ноября на улице слякоть и грязь, то приметы прогнозируют настоящую зиму уже через 4 недели.

О чем молиться Параскеве Пятнице?

Если говорить о недугах, то святой мученице Параскеве молятся от болезней глаз и, в первую очередь, от слепоты. В молитвах к ней обращаются и говорят о слепоте не только как о заболевании, но и как о неведении.

В народе Параскеву Пятницу называли «бабьей заступницей». Девушки и юноши просили о будущей семье, чтобы жена была хорошей хозяйкой, а муж был достойным человеком. Семейные люди молились о семейном благополучие и счастье, о детях и теплых отношениях.

Конечно же, очень полезно в этот день сходить в церковь. Но домашние молитвы о семейном благополучии также будут услышаны, а значит, нужно хотя бы постараться попросить о своем счастье. Всего доброго, и не забывайте нажимать на кнопки и

10.11.2016 14:23

Радоница - великий весенний праздник, когда нужно почтить память умерших. Существуют определенные традиции этого дня, ...

Каждый год 19 декабря верующие славят память Николая Чудотворца - великого Угодника Божьего, прославившегося множеством...

Великомученица Параскева жила на рубеже III-IV веков в Иконии - древнем городе Малой Азии(ныне г.Коний в Турции). Родители ее особо почитали день крестных страданий Господних - пятницу. По пятницам они особенно строго постились, много молились и творили милостыню. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей, что по-гречески звучит как «Параскева», а по-русски - «Прасковья». Рано осиротев, Параскева приняла обет девства и все помыслы и чаяния свои видела только в сеянии веры Христовой среди язычников. По поручению императора Параскева была схвачена и подвергнута истязаниям за отказ принести жертву идолам. Ее беспощадно, до крови избили и едва живую бросили в темницу (ок. 303г.). Но Господь не оставил ее и чудесно исцелил страдалицу.

Император не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить ее на дереве и жечь ее тело горящими факелами. Палимая огнем, святая великомученица стала молиться. И чудо свершилось: огонь, направленный на Параскеву, устремился на ее мучителей и пожег многих из них, оставив святую невредимой!
Когда Параскеве мечом отсекли голову, христиане с благоговением похоронили Святую. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим. Впоследствии мощи великомученицы были розданы по многим монастырям и храмам, прежде всего - тем, что на Святой Горе Афон.

Частицы ее святых мощей хранятся и в России: в Свято-Троицкой Сергиевой лавре; в Московском храме Воскресения Господня в Сокольниках в ларце, доставленном с Афона в XIX веке, и в других местах.

Святая Параскева почитается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья, покровительницей полей и скота. Память святой Параскевы совершается 28 октября(10 ноября по новому стилю).

Молитвы Святой Параскеве

Святой мученице Параскеве молятся в болезнях младенцев. Ей же молятся о покровительстве семейному очагу; в супружеском бесплодии; о достойных женихах.

Молитва Святой мученице Параскеве, нареченной Пятница

Тропарь, глас 4-й:

Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи, и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо радующися иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак, глас 3-й:

Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вино пречестное, безсмертному Жениху Христу, ангельское ликостояние возвеселила еси и победила еси демонския козни: сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево, многострадальная.

Молитва:

О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу, Егоже преблаженнейшим зрением присно веселитися. Моли Всемилостиваго, Егоже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак, прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О, великая угодница Божия!

О, мужественнейшая дево! О, крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешнецех, ускори на помощь нам, ибо зело немощни есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствовавши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми небесными силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Царствующий Диокле­тиан, нечестивый и законо­преступный, и Аитий мучи­тель, начали гонение на христиан.Как только получил Аитий мучитель беззаконное пове­ление от законопреступного царя, начал он искать христиан и всякими пытками старательно мучить их, приводя в смятение города. Была же одна девица в городе Иконийском, дочь не­кое­го вельможи, имя ей Параскева.Она была истинно красива своим благочестием, богата и весьма хорошего рода.Ее родители были христиане. Они скончались и оставили ей все богатство свое, научив ее заповедям Господа нашего Иисуса Христа.

Она же, оставшись после родителей своих юной при полном благосостоянии, ве­рила в Господа нашего Иисуса Христа, соблюдая Заповеди Его по Святому Евангелию, и все имение свое отдавала нуждающимся и принимала в свой дом любого странника.

Живя в благополучии, Параскева непрестанно, каждый день исповедала веру в Господа нашего Иисуса Христа перед людьми, рассказывая, что Он есть истинный Бог, Сын Бога Живого, Господь наш Иисус Христос, за нас распявшийся волею своею и пострадавший и воскресший из мертвых в третий день и вознесшийся на Небеса перед своими учениками и хотящий придти во второе и славное свое пришествие судить живых и мертвых.

А язычников укоряла и говорила: « Те, кого вы называете богами, — это идолы, бесчувственные и глухие, глаза имеют и не видят, и ушами не слышат, и руками своими не ощущают, и ноги имея, не ходят. Вы действительно обма­нываетесь, служа своими мо­лит­вами бесам.

И многие из них уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, оставили нечестие свое и стали сосуды избранные и жилище Святому Духу.

Идолослужители же, слыша все это, сильно негодовали и наносили ей побои.

Она же, не перестававшая говорить всем слово Божие, учила пути истинному.

Вскоре подошел к тем местам игемон Аитий.

Прослышали горожане, что подходит к городу игемон и в пришли в Иконию.

Имея у себя святую Параскеву, они пришли в город и прежде всего воздали по обычаю хвалу властителям города.

А игемон вошел в языческий храм, принес жертву идолам, после чего в первый день отдыхал.

На утро же, воссев на судилище, он распорядился прочесть царское повеление.

Прослушав его, горожане единодушно отвечали: «Дос­тойно повеление и справедлив суд самодержца».

И сказал им игемон: «Показав свое старание и послужив прежде нашим богам, будете настоящими друзьями самодержцу и мне. И потому поведайте мне о тех, кто не хочет жертвы богам приносить, кто называется христианами».

И все единодушно отвечали: «Пресветлый игемон, живет в городе нашем девица, дочь некоего советника. Ее родители христиане скончались. Она же, как и родители ее, верит в Распятого и проповедует Его, и город наш околдовала и многих отвратила от жертвы и от богов, и не перестает осуждать богов наших и самодержца.

Услышав это, игемон Аитий тут же повелел святую девицу представить на судилище и когда шла святая мученица Христова Параскева на суд, Дух Святой осенил ее, и стало лицо ее как свет.

Все, видящие ее, удивлялись и говорили: «Сколько времени она скорбела, а вид лица ее не изменился, он не унылый, но от скорби еще более просветляется.

Но один из них, некий жрец, сказал: «Таков род христианский, который ревнует о смерти более, нежели о жизни».

Когда же предстала святая Параскева на судилище, взглянул на нее игемон и удивился красоте лица ее и сказал окружающим: «Зачем вы клевещете на эту девицу, разве это можно, погубить такую солнечную красоту?»

И потом, посмотрев на нее, сказал: «Как твое имя?»

Девица же святая Христова Параскева ответила: «Христианка я, Христова раба».

Игемон сказал: «Вид красоты твоей умиляет меня. Но дурные слова твои возмущают, во мне поднимается гнев при исповедании Распятого, потому что я не могу о Нем слышать.

Святая девица отвечает: «Всякий князь, судящий праведно, когда слышит истину, радуется, а от лжи гневается. Ты же, истину слышав, гневаешься».

Игемон сказал: « Я спросил о твоем имени, но ответа не получил и поэтому сержусь на тебя».

Святая говорит: «Я тебе сказала имя вечной жизни, а что касается временной, то Параскева я, названа была Пятницею родителями моими».

Игемон говорит: «Чего ради Пятницею ты была названа, так же, как шестой день (недели)?»

Святая же ответила: «Послушай мене, игемон. Поскольку родители мои были христиане, то знали, что в шестой день вольную смерть принял Господь наш Иисус Христос за спасение мира. Понимая это, родители мои чтили день тот, пятницу, с большим страхом и любовию. Когда же родилась я в этот день, то и дали мне имя Параскева».

Игемон спросил: «А что значит страхом и любовию?»

Святая ответила: «Страхом, имеемым ради страданий Христовых, а любовию потому, что в этот день Господь наш распят за спасение мира. Почитая Святые Его страсти и день тот со страхом и любовию, они постились до вечера и не касались друг друга по плотскому желанию. По повелению же человеколюбивого Бога в тот день родила меня мать моя и нарекла меня именем Параскева».

Игемон сказал: «Перестань девица об этом говорить, но послушай меня и принеси жертву богам нашим. Тогда я возьму тебя себе в жены и будешь хозяйка многого добра, и прославят тебя все женщины на земле».

Святая отвечала: «Я имею уже настоящего жениха, Христа, и другого мужа мне не надо».

Игемон говорит: «Меня восхищает красота твоя и прекрасная твоя юность».

Святая же отвечала: «Не восхищайся, о игемон, красотой моей временной, сегодня цветущей, а завтра увядающей. Лучше пожалей душу свою, так как ждет тебя вечное и бесконечное мучение.

Игемон сказал: «Мне кажется, что тебя потому назвали Параскевой, что неумолимо предрекали тебе многие муки».

Святая Параскева ответила: Названа я была, игемон, того ради, чтобы все козни, устроенные тобою по наущению отца твоего дьявола, разрушить.

Услышав это, игемон стал как бешеный и повелел разорвать одежду ее и жилами говяжьими бить ее нещадно.

В ответ же на избиение святая ни единого звука не издала и только взирала на небо и славила Господа нашего Иисуса Христа.

Игемон же еще восхищался красотой ее и, жалея ее, велел слугам прекратить.

А когда они перестали, сказал ей: «Веруй, девица, в наших богов и будешь жива».

Она же не сказала ни слова.

Тогда разгневался игемон, говоря: «Мне ли не отвечаешь, раба?»

Она же ответила: «Замолчи, окаянный». И плюнула ему в лицо.

Тогда разгневавшийся игемон приказал повесить ее на столбе и строгать ее ребра.

Строгали ее до тех пор, пока плоть ее, от самых костей отшедшая, не стала с кровью на землю падать.

А те, кто мучил ее, сказали игемону: «Господин игемон, ведь умерла девица, зачем заставляешь нас еще трудиться?»

Тогда игемон повелел ее бездыханную бросить в темницу, говоря сам себе: «Когда еще оживет?»

Святая же мученица, брошенная в темницу, лежала как мертвая от полученных язв и болезней. Стражи же темничные заперли двери и спокойно ушли.

К полуночи же задрожала земля в темнице и появились два ангела и заблестел великий свет.

И посреди ангелов появилась жена в светлой одежде, крестообразно препоясанная. В правой руке она держала терновый венец, а в левой — копие, губу и трость.

И сказала она святой мученице: «Встань, тезоименитая, я пришла сюда, неся с собой орудия Владычных страданий. Встань и посмотри на честное оружие крестное, на терновый венец и на копие, прободившее животворные ребра Господни, на трость, написавшую миру обновление, и на губу, отершую грех Адамов. Встань, исцеляет тебя Господь Иисус Христос, Спаситель мира.

И тотчас восстала святая мученица как бы от сна.

Жена же, носящая страсти Господни, подошла и отерла губою все ее язвы.

И в тот же час она стала здорова всем телом, как будто и не пострадала.

Красота же тела и лица ее стала еще чище и светлее, чем раньше.

Тогда, подошедши, целовала мученица Христова ту, которая носила орудия страданий Христовых, и с ней двух ангелов.

Они сказали ей: «Не скорби ни о чем, но больше радуйся. Господь Бог наш Иисус Христос с тобою. Он избавит тебя и соблюдет от всякого зла».

Поцеловали они святую мученицу и исчезли.

Святая же мученица Христова пребыла в молитве и пении до утра.

Утром же пришли стражи и нашли ее молящуюся и поющую, как будто ни одной язвы не получившей.

Испугались они сильно, и со страхом убежали, и рассказали все игемону.

Услышав это, игемон очень удивился и тотчас повелел ее привести на судилище.

Как пришла святая мученица, увидел ее игемон и удивился красоте ее.

И надеясь прельстить ее, сказал: «Видишь, Параскева, как исцелили тебя боги наши, пожалев красоту твою и юность, и вернувши тебе здравие тела и жизнь».

Святая же Параскева отвечала: «Покажи мне, игемон, того, кто даровал мне жизнь».

Игемон говорит: «Войди в храм и увидишь богов наших».

Послушала святая мученица Христова Параскева игемона и вошла в храм их.

А там были идольские жертвенники и многое множество народа, думающего, что она хочет принести жертву их богам.

Войдя же в храм, Христова мученица преклонилась на землю и молилась много часов, до тех пор, пока весь храм не начал сотрясаться.

Тогда встав, она взяла за ногу Аполона и сказала: «Тебе говорю, льстивому, и вместе с тобой всем богам! Дал мне власть и силу Господь мой Иисус Христос и повелел: да упадут все идолы на землю и превратятся в песок!»

И вместе со словом святой в тот час началось великое землетрясение, и упали все идолы на землю и рассыпались как песок.

Тогда охватил всех страх, и бежали все вон из храма с криками: «Велик Бог христианский!»

И уверовали в Спаса Иисуса Христа все, кто был в храме со святой мученицей.

Увидели жрецы гибель и сокрушение богов их и пришли к игемону, плача: «Господин игемон, мы говорили тебе: повели убить эту волхву, так как она смутила и прельстила весь город! Смотри: богов наших всех сокрушила!»

Тогда сильно разгневался игемон и повелел привести ее на судилище. А когда святую привели, сказал ей: «Расскажи мне, девица, какими волшебствами совершаешь ты подобные дела?»

Святая же мученица Христова отвечала: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа. Вошла я в ваш языческий храм и помолилась: «Господи Боже Спасе мой, жизнь мне даровавший, яви милость!» Господь как всесильный, услышал молитву мою и пришел ко мне посетить меня, рабу Свою. Боги же твои, увидев это, вострепетали, пали на землю и рассыпались как песок, и стали ничем. Так что стало явным, что они даже себе не могут помочь. Как же они другим будут помощниками? Все вы прельщаетесь, служа глухим кумирам и нечистым бесам.

Игемон же, услышав это от святой, не мог вынести поношение своих богов, и еще более разгневался, повелел свечи огненные принести и жечь ребра ее.

Святая же мученица Христова, жестоко обжигаемая, посмотрела на небо и, вздохнув, сказала: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, Ты есть Господь всем, Творец, Создатель и Промыслитель. Ты трех отроков охладил в печи огненной, а халдеев пожег. Ты, Боже, Феклу от огня спас и ныне молю Тебя, Господи Боже мой, да прейдет на меня, недостойную рабу Твою, сила Твоя великая и избавит меня от беззаконных рук этого мучителя, так как сильное зло навели нечестивые люди на душу мою.

Помолилась она так и тотчас же отскочил огонь от тела ее, увеличился и обжег всех, кто мучил ее.

И направился огонь к городу, и все побежали от страха, даже и сам игемон бежал в ужасе и великом трепете.

Увидел все это народ и закричал: «Велик христианский Бог! Веруем и мы отныне Богу ее».

Много тогда народа и воинства уверовали в Спаса Христа, в Церковь Его.

Видев, что многие уверовали во Христа, игемон побоялся народа и не посмел дальше мучить ее, опасаясь, что люди восстанут и убьют его, но дал повеление отсечь святой голову.

Пришла святая Христова мученица на место казни и, встав на восток, помолилась Богу: «Благословлю многопетое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа. Господи Боже мой, благодарю Тебя ныне и в бесконечные веки. Ты помиловал смирение мое и не отверг молитвы моей и милости Своей от меня. Ныне молю Тебя, Владыко Господи, помяни меня в час сей и благослови меня, и дай же имени Твоему Святому благодать, да всякий, кто призовет Тебя мной, рабой Твоей, помянет имя Твое Святое или кто постится в день нареченной Пятницы, или в чистоте пребывает, избави его от всякой беды и отпусти ему грехи его, дом его благослови и исполни всякого блага. А грешники, заблудшие от пути Твоего праведного, настави, так как не хочешь никому погибнуть, но всем спастись и в разум истинный прийти. Ты бо еси Бог наш и Тебе подобает слава во веки. Аминь».

Сказала это святая и раздался Голос из облаков: «Дерзай, Параскева, мученица моя; все, что просишь, подам тебе и даже более того. Именем твоим избавлю от всех бед и скорбей, а где будет совершаема память мучения твоего, благословение же, радость и всякия блага в доме том будут. Ты же гряди ко мне и почиешь во благих обителях Отца моего на Небесах. Чертог тебе уготован, рай отверзся, Царство Небесное ждет тебя. Гряди и почивай с мудрыми девами во веки».

Услышав это, обрадовалась мученица, прославила Бога и, радуясь, преклонила свою голову. Палач же отрубил ее.

И тотчас же изошло на всех предстоящих великое благоухание. А с небес раздался Голос: «Возрадуйтесь, все праведные о Господе, яко мученица Христова венчается днесь».

Народ же, слышав это, прославил Бога, видя, какую благодать дарует Он рабом своим.

На утро отправился законопреступный игемон на охоту, и внезапно конь его был поднят в воздух и оттуда сброшен на землю, и рассыпалось все тело его, а душа со злом отошла.

Скончалась святая славная и добропобедная мученица Христова Параскева в октябре месяце в 28 день.

Честное же и святое тело ее принял народ, верующий во Христа, и похоронил ее честно в доме ее.

В нем же исцеления и знамения многие совершаются во славу и честь Господа нашего Иисуса Христа. Ему подобает слава и поклонение всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В старину в каждом домашнем иконостасе обязательно была икона Параскевы Пятницы, особо почитаемая девушками и женщинами, к которой они направляли свои молитвы о самом важном в жизни. Какой же подвиг пред Господом совершила та, кого являет нам икона «Святая Параскева»?

Житие св. Параскевы

Житие св. Параскевы пришлось на один из самых тяжелых периодов раннего христианства – III век, правление императора Диоклетиана, яростного ненавистника всех исповедавших Истинную Веру.

Параскева родилась в городе Иконий (ныне на территории Турции), в благочестивой семье, где свято чтили заветы Иисуса: молились, постились, почитали среду и пятницу, поминая в эти дни Страсти Христовы. Они и дочь свою нарекли Параскевой (Пятница в переводе с греческого, на Руси это имя превратилось в Прасковью, одно из самых распространенных женских имен).

Девушка выросла, соблюдая Божьи заповеди, и отличалась благочестием и редкой красотой. Уже в молодом возрасте она осталась сиротой, но продолжала богоугодное служение своих родителей. Хорошее наследство, оставленное родителями, Параскева тратила на еду и одежду для нищих и убогих, на себя же – самую малость. Ее не привлекали ни красивые наряды, ни украшения, ни развлечения, всю свою жизнь она посвятила Господу и проповедь Христова учения, хотя это и грозило ей преследованием.

Параскева отвергала всех женихов, ибо считала своим единственным женихом Иисуса. Ее проповеди подвигли немало людей обратиться в веру Христову, но ей постоянно напоминали об опасности такой открытой проповеди.

Мученичество св. Параскевы

Тем временем император Диоклетиан разослал своих посланцев по всем городам и весям Римской империи, чтобы они выявляли христиан, заставляли их отступиться от своей веры, а в случае отказа подвергали пыткам и казнили. Один из них прибыл и в Иконий, родной город Параскевы. Это был эпарх Аэтий. Ему сразу же доложили о девушке Параскеве, исповедующей веру Христову и отвергающую идолопоклонство.

По приказу Аэтию девушку доставили к нему. Он был потрясен ее красотой, а особенно радостью, от которой она словно светилась. Параскева не стала скрывать своей веры, и перед Аэтием стал сложный выбор: она настолько восхитила его, что он предложил ей выйти за него замуж, если Параскева отречется от своего Бога и принесет языческое жертвоприношение, в противном случае ему придется отдать ее в руки палача.

Но и Аэтию Параскева заявила, что у нее есть единственный жених – Иисус, ради которого она готова пожертвовать жизнью. Аэтий впал в ярость, приказал палачам раздеть ее и бичевать воловьими жилами. Во время бичевания Параскева молилась, а когда Аэтий, не вынеся вида ее истязаний, еще раз предложил ей поклониться языческим богам, она ничего не ответила, стиснув зубы. Аэтий разразился яростными проклятиями и оскорблениями всех, кто верует во Христа, и тогда Параскева плюнула ему в лицо.

Этого эпарх простить не мог. Он отдал приказ своим палачам, и они подвесили девушку вниз головой и стали терзать ее тело острым железом. Из тела Параскевы на землю текли потоки крови, а она продолжала молиться. Палач увидел, что пытку нужно заканчивать, иначе девушка умрет, и по приказу Аэтия ее бросили в темницу, обрекая на долгую мучительную смерть.

Ангел Господень

В темницу Параскева действительно попала при смерти, настолько изранено было ее тело, но душа ликовала, ведь все ее мучения были во имя Христа. И Господь оценил ее верность: Он послал к ней ангела, который не только утешил измученную девушку, но и отер ее тело губкой, отчего раны затянулись, и к ней вернулась вся ее красота. С новой силой Параскева стали возносить Иисусу благодарственные молитвы.

Чудеса святой Параскевы

На следующий день стражники, ожидавшие увидеть Параскеву мертвой, были потрясены ее здоровым видом, вернувшейся красотой и радостью, с которой она славословила Господа. Эпарх приказал привести ее и заявил, что она исцелилась благодаря языческим богам. Он сам повел ее в капище. Параскева не сопротивлялась, но, когда она вознесла в языческом храме молитву Иисусу, земля содрогнулась, а статуи богов обратились в прах. Многие свидетели этого чуда потом обратились в христианство, Аэтий же обрек ее на новую пытку.

Параскеву подвесили к столбу и стали жечь ее факелами, но, вняв ее молитве, Господь отвел от девы пламя и обратил его на палачей. Тогда Аэтий, осознав свое бессилие, приказал отрубить ей голову. Душа же ее отлетела в Царствие Небесное. Но святая не осталась неотмщенной: Аэтий, чтобы развеяться, отправился на охоту, по дороге конь сбросил его, и мучитель погиб на месте.

Многие христиане пришли к Истинной Вере благодаря проповеди Параскевы и ее чудесам. Они схоронили ее тело, а впоследствии мощи святой Параскевы явили много чудесных исцелений.

За свой подвиг во славу Христа Параскева была возведена в ранг святых великомучеников; икона «Параскева» представляет ее в виде прекрасной девушки с крестом в правой руке и свитком с Символом веры в левой, а ангелы Господни держат над ее головой корону.

Обычаи, связанные со святой Параскевой Пятницей

В православной традиции Параскева пользуется огромным почитанием и считается заступницей и помощницей во многих делах, часто связанных с ведением домашнего хозяйства. В крестьянских хатах икона «Прасковья» всегда была нарядно украшена; в день ее памяти, 10 ноября, крестьяне приносили в храм плоды для освящения и хранили их в доме до следующего урожая. Освящали также спряденную из льна ткань, благодаря чему в народе Параскеву называли еще и Льняницей.

В деревнях св. Параскеве молились, чтобы скот был здоров, особенно коровы-кормилицы. Ее образ часто ставили у источников и колодцев для обретения водой целительной силы. Св. Параскева считается еще и покровительницей тех, кто занимается торговыми делами. Поскольку в прежние времена торговать в субботу было запрещено, все покупки делались заранее, в пятницу. Появилось даже название «Пятницкие ярмарки».

Параскева также считалась хранительницей пятницы, когда следовало соблюдать пост и откладывать домашние дела: стирку, шитье и пр. В некоторых деревнях этот обычай чтут до сих пор.

В чем помогает икона Параскевы Пятницы

Святая Параскева, как мы помним, дала обет целомудрия, и единственным женихом для нее был Иисус Христос. Как ни странно, её значение заключается в любовных делах: к иконе св. Параскевы обращаются девушки с молитвой о хорошем женихе, благополучной и мирной семейной жизни, и женщины, которым долго не удается родить ребенка.

Икона «Параскева Пятница» помогает в исцелении духовных и физических недугов, особенно сопряженных с сильной болью (зубная боль, лихорадка и т.п.).

В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры находится чудотворная икона Параскевы Пятницы, обретенная более трех веков назад в деревне Ильеши под Санкт-Петербургом. В Москве икона Параскевы Пятницы находится в храме в Бутово, который был построен в ее честь еще в 16 веке, ныне он реставрирован и открыт для верующих. В большинстве церквей есть иконы св. великомученицы Параскевы Пятницы – самой почитаемой у православных женской святой.

Молитва

О святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу.

Его же преблаженнейшим зрением присно веселитися; моли Всемилостиваго, иже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О великая угодница Божия! О мужественнейшая дево! О крепкая мученице святая Параскево!

Параскева Пятница, великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, - пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески - Параскевой. Рано лишившись отца и матери, она приняла обет девства и стала заботиться о распространении христианской веры между своими согражданами-язычниками. Приведенная за это под суд к начальнику области, посланному в Иконию для истребления христиан, святая Параскева, еще совсем юная дева, “женскую слабость отвергши”, дерзновенно отразила прельщения и угрозы мучителя, заставлявшего ее принести жертву идолам. Тогда святую исповедницу повесили на дереве и стали терзать ее тело железными гвоздями, жечь факелами и наконец отрубили голову.

Большим почитанием пользуется Параскева Пятница у простого народа. Ей молятся о сохранении домашних животных, она исцеляет тяжелые душевные и телесные недуги, особенно лихорадку или зубную боль, помогает в случаях диавольского наваждения. Она охраняет семейное благополучие и счастье, покровительствует торговле (отсюда известные в прежние времена пятницкие ярмарки), считается покровительницей воды: ее образ нередко чудесно являлся на реке или в колодце, вследствие чего вода приобретала целебную силу. Даже сейчас еще ставят икону Параскевы при источниках, над ключами и колодцами. Русские иконописцы изображают Параскеву суровой подвижницей высокого роста, с лучезарным венцом на голове, а в руках она держит свиток с Символом веры.

До н. XX в. иконы святой Параскевы были почти в каждом русском доме. По общему древнерусскому верованию, святая Параскева признаваема была покровительницею полей и скота, и потому в былое время во многих местах в день памяти ее наши предки сообща участвовали в божественной службе и приносили в церковь для освящения разного рода плоды; приношения эти потом хранились в домах как свящ. предметы до наступающего года. Иконы святой Параскевы, находившиеся в церквах, древнерусский народ чествовал особенным образом. Крестьяне убирали их разными лентами, цветами, монистками и душистыми травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важнейших церемониях. Во многих губерниях нашего отечества в день памяти святой Параскевы крестьяне носили в церковь оттрепанную первину льна, которая обыкновенно посвящалась этой угоднице, и потом привешивали к ее образу. В связи с этим обычаем находится и самое название святой Параскевы Льняницею. Кроме того, святой Параскеве Пятнице древнерусский народ молился о сохранении от падежа скота, в особенности от Коровьей Смерти. По верованию наших предков, святая угодница эта считалась также целительницею и разных человеческих недугов, в особенности ее призывали на помощь от дьявольского наваждения, в лихорадках, зубной, головной и других болезнях. В честь святой Параскевы составлены были особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от разного рода болезней. Молитвы эти нередко привязывались к голове в чаянии исцеления от головной боли и т.д.

Страждущие от наваждения нечистой силы считали за непременное правило ставить пред иконою святой Параскевы Пятницы свечи в надежде получить свободу от нечистого духа. Цветы, травы и другие привески к образу святой Параскевы Пятницы также почитались у русских людей одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись с году на год как весьма важное целебное снадобье. В случаях какой-либо болезни русские варили его в воде и этим отваром поили одержимых разными болезнями. Святая Параскева Пятница считалась также покровительницею брака, и в этом случае ее ставили в близком отношении к Покрову. “Матушка Пятница-Параскева! - молились в старину девицы, - покрой меня поскорее”, т.е. пошли скорее жениха, и т.п. Наконец, святой Параскеве русские приписывали покровительство над торговлей, и от ее имени известны у нас исстари так называемые пятницкие торги и ярмарки. В древности на городских торжищах ставилась икона святой Параскевы Пятницы как покровительницы торговли. Иногда святая Параскева представлялась нашим предкам в грозном виде. В Стоглаве говорится, что “по погостам и по селам лживые пророки мужики, и женки, и девки, и старыя бабы, нагия и босыя, волосы отрастив и распустив, трясутся и убиваются, и говорят, что им являются святая Пятница и Настасия и велят им, чтобы они заповедали христианам каноны засвечивати”. Женщины эти, - как замечает далее Стоглав, - “и заповедывают христианам в среду и пятницу ручнаго дела не делати, и не прясть, и платья не мыть, и каменья не разжигати, и иные заповедают богомерзкие дела делать, противныя Божественному Писанию”. Во многих местах нашего отечества вплоть до XIX в. по пятницам женщины не пряли, не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы. Крестьяне не пахали, не боронили, почитая эти работы в день святой Параскевы за большой грех.

В Малороссии крестьяне рассказывали, что в пятницу ходит по селам святая Пятница, вся исколотая иглами и изверченная веретенами, так как много есть на земле нечестивых женщин, которые шьют и прядут в посвященные ей дни. Здесь в старину даже соблюдался особенный обряд, который обыкновенно совершался в честь святой Пятницы. Духовный Регламент замечает, что в Малороссии, в полку Стародубском, “водят женку простоволосу, под именем Пятницы; а водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдает народ и дары с упованием некия пользы”. На Руси в честь святой Параскевы наблюдались особые 12 пятниц, которые назывались обыкновенно временными, именно: 1-я пятница - в первую неделю Великого Поста, 2-я - пред Благовещением, 3-я - на Вербной неделе, 4-я - пред Вознесением, 5-я - пред Троицыным днем, 6-я - пред Рождеством Иоанна Предтечи, 7-я - пред Ильею Пророком, 8-я - пред Успением, 9-я - пред архангелом Михаилом, 10-я - пред Кузьмою-Демьяном, 11-я - пред Рождеством Христовым, 12-я - пред Богоявлением.

Наши предки называли эти двенадцать пятниц именными оттого, что каждая из них носила название, например пятница Благовещенская, пятница Успенская и т.п.; ко всякой из них приурочивалось нашими предками какое-либо событие из ветхозаветной истории, как, например, о 1-й пятнице было сказано, что “в первый пяток месяца мартия Адам преступил заповедь Божию, и изгнан бысть из рая” и т.п. Каждой из пятниц приписывалась какая-либо особенная благодать, так, например: “Кто будет поститься первую из этих пятниц, тот будет избавлен от внезапныя смерти”. Кроме того, в былое время также уважались так называемые обетные Пятницы, в которые наши предки с целью отвратить какое-либо бедствие зарекались работать, и т.п. Этих пятниц обыкновенно насчитывали девять: 1-я - Обжорная (на 3-й неделе Великого поста), 2-я - Страстная, 3-я - Спасовая, 4-я - Временная, 5-я - Разгульная, 6-я - Молебная, 7-я - Кающаяся, 8-я - Праздничная и 9-я - Девятая пятница. Какое значение придавали наши предки обетным пятницам, особенно, например, во время засухи, неурожая, падежа скота, появления червей, можно видеть из свидетельства наших древних памятников. Так, известно, что с целью празднования обетных пятниц в XVI в. писались заповедные записки; например, в 1590 - 98 крестьяне Товренской обл. “сговорились промеж собою и учинили заповедь на три года, чтобы в пятницу ни толчи, не молотити, ни камения жещи, а кто заповедь нарушит, на том доправить 8 алтын и 2 деньги”.

Еще в честь святой Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обыкновенно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. Более того, все 52 пятницы, как в древности, так и вплоть до XIX в. считались очень важны; в Малороссии, например, крестьяне держались того убеждения, что во всякую пятницу грешно работать и есть скоромное. Наконец, в честь святой Параскевы Пятницы в древнее время на перекрестках дорог ставили особенного рода столбы с изображениями святой Пятницы, которые и назывались ее именем. Памятники эти по своему значению были похожи на придорожные часовни или кресты и считались у наших предков священными и таинственными местами. Возле них древнерусский люд обыкновенно праздновал счастливую встречу с другом, отцом, сыном; тут же происходили последние расставания с отъезжающим в далекий путь; у этих же, наконец, пятниц девицы вымаливали себе хороших и добрых женихов.

Народные представления о Параскеве Пятнице совершенно очевидно являлись результатом смешения древних языческих культов главного женского божества Мокоши, возможно и некоторых других, с почитанием великой христианской святой. При этом святой Параскеве стали приписывать свойства и качества ранее почитаемой Мокоши. Черты грозного и благодетельного языческого божества накладывались на образ смиренной священномученицы.

Против этих суеверных представлений не могла не выступить Православная Церковь. В Стоглаве все древнерусские суеверия относительно пятницы назывались “богомерзкими, прельщениями бесовскими”. Патриарх Константинопольский в одной из своих окружных грамот 1589 к литовским епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем. Самое сказание об известных 12 пятницах исстари относилось у нас к апокрифическим сказаниям. Что касается происхождения древненародного верования в Параскеву Пятницу как покровительницу торговли, то оно легко могло получить свое начало оттого, что в старину день пятницы служил торговым днем для сельских хозяев. Торговые пятницы особенно крепко держались в западной и отчасти южной России; можно думать, что в этом случае немалое влияние имело и то обстоятельство, что день этот служил кануном субботы, когда торг не производился по причине празднования евреями шабаша. Этих шабашей особенно опасались крестьяне северо-западной Руси и потому по пятницам закупали себе все, что нужно для хозяйства и в доме. Наконец, что касается так называемых пятниц-часовен, которые ставились в старину на Руси в честь Параскевы Пятницы, можно предположить, что они явились взамен некоторых дохристианских памятников. Именно в древнее время у нас на распутиях ставились столбы, чурбаны, истесанные болваны, мимо которых, как водилось, ни конный не проезжал, ни пеший не проходил без какой-либо жертвы. С введением христианства обычай ставить эти чурбаны, естественно, не мог оставаться долее, и потому наши предки старались заменить их подходящими сюда часовнями и столбами, в которых и ставилось изображение Параскевы Пятницы, покровительницы полей и плодородия.



 

Возможно, будет полезно почитать: