Валентина казакова начальник управления фмс. Пресс-конференция "упрощенная процедура предоставления гражданства рф соотечественникам"

16:16 — REGNUM Для того, чтобы гражданин имел право обратиться с заявлением о признании его носителем русского языка и последующей возможности получение гражданства РФ в упрощенном порядке, необходимо соблюдение двух условий: во-первых, претендующий на получение гражданства на этом основании человек должен хорошо владеть русским языком, а во-вторых он сам, либо его родственники по прямой восходящей линии должны либо в прошлом, либо в настоящем времени проживать на территории РФ в ее современных границах. Об этом рассказала на состоявшейся 7 августа в Москве пресс-конференции начальник управления по вопросам гражданства ФМС России Валентина Казакова, передает корреспондент .

Казакова отметила, что период времени проживания родственника по прямой восходящей линии не ограничен, но это должна быть именно прописка в пределах территории нынешних границ РФ, а не временная регистрация.

Она схематично описала, как происходит процедура получения упрощенного гражданства. Иностранный гражданин обращается с заявлением в комиссию, созданную в территориальном органе ФМС с заявлением и предоставляет туда документы, подтверждающие проживание на территории Российской Федерации либо себя, либо своих родственников по прямой восходящей линии. Кроме того, предоставляет документы, подтверждающие родство.

В течение 5 дней после этого назначается заседание комиссии, в которую входят не только представители ФМС, но и преподаватели ведущих вузов страны. Если после проведения собеседования, которое длится не более 30 минут, принимается решение, что данный соискатель является носителем русского языка, ему выдается соответствующее свидетельство. В дальнейшем человек должен обратиться в полномочный орган своего государства и подать полный пакет документов для выхода из имеющегося гражданства. Затем он имеет право обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство. Однако, если в течение двух лет после получения вида на жительство данный гражданин не предоставил документы о реальном выходе из имеющегося гражданства, либо справку, что по независящим от него причинам он не может предоставить этот документ, вид на жительство аннулируется. "Соответственно, при предоставлении этих документов, он обращается с заявлением о предоставлении ему гражданства и срок рассмотрения этого заявления - 3 месяца", - заметила представитель ФМС.

Напомним, что соответствующие изменения вступили в силу 2 мая этого года. Целью закона является упрощение процедуры и сокращение сроков рассмотрения заявлений о приеме в гражданство РФ от соотечественников носителей русского языка, родственники которых ранее проживали в границах современной России при условии их переезда на постоянное место жительство в РФ и отказа от прежнего гражданства.

За последние несколько месяцев в миграционное законодательство Российской Федерации были внесены существенные коррективы, затрагивающие интересы многих жителей России и наших соотечественников, проживающих за рубежом. Среди них: упрощенное получение российского гражданства для хорошо знающих русский язык, особые условия для беженцев из Украины, «двойное гражданство».

Об изменениях в законодательстве журналистам рассказали начальник Управления по вопросам гражданства ФМС Валентина Львовна Казакова, заместитель руководителя департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Дмитрий Павлович Демиденко, начальник Управления по организации работы с соотечественниками ФМС России Виталий Александрович Яковлев.

Двойное гражданство

Федеральный закон, вступивший в силу 4 августа 2014 года и внесший изменения в Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации, в народе сразу прозвали «законом о двойном гражданстве». На самом деле международные соглашения о двойном гражданстве у России существуют только с Таджикистаном и Туркменистаном. В остальных случаях можно говорить о наличии иного гражданства. Об этом и идет речь в 6-й статье Федерального закона о гражданстве, в соответствии с которой теперь россияне, имеющие еще какое-либо гражданство, обязаны уведомить об этом Федеральную миграционную службу России. Как действует новое законодательство, какова процедура его применения, рассказала начальник Управлбения по вопросам гражданства ФМС В. Л. Казакова:

Если у гражданина Российской Федерации имеется в наличии иное гражданство - одно, второе, третье (а такие случаи тоже имеются) либо есть вид на жительство для постоянного проживания в иностранном государстве, то этот гражданин обязан в течение 60 дней подать уведомление в ФМС России либо в ее территориальный орган. Гражданину Российской Федерации не запрещено иметь ни второе гражданство, ни третье, ни четвертое, просто он должен об этом уведомить Федеральную миграционную службу. В развитие данного закона издан и приказ ФМС, которым утверждены бланк и порядок подачи уведомлений нашими гражданами. Четвертого августа он был зарегистрирован в Министерстве юстиции.

Таким образом, до 4 октября, до истечения отведенного 60-дневного срока, жители России должны исполнить свою новую обязанность.

Закон достаточно прост в исполнении. Заполняем уведомление, которое опубликовано на сайте ФМС России, а также находится в подразделениях ФМС и в почтовых отделениях. Предоставляем копии документов, если они имеются, подтверждающих факт наличия иного гражданства либо факт проживания за рубежом. Это может быть паспорт иностранного гражданина, вид на жительство, другой документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве. Нотариально копии заверять не надо, их прикладываем к уведомлению, сдаем сотруднику почтового отделения, чтобы отправить в ФМС почтой либо непосредственно сотруднику территориального подразделения ФМС.

Уведомление имеет две части. Отрывная часть нужна, чтобы у гражданина оставалось на бумажном носителе доказательство того, что он исполнил свою обязанность. На этом уведомлении будет проставляться оттиск печати либо подразделения ФМС, либо почтового отделения. Заверяется оно подписью должностного лица. Эти уведомления будут учитываться как на бумажных носителях ФМС, так и в электронном виде.

В тексте закона сказано, что от обязанности подавать данные уведомления освобождаются граждане Российской Федерации, которые постоянно проживают за ее пределами. Пожалуй, именно этот тезис вызывает наибольшее количество вопросов. Кого же считать таковыми?

Если человек имеет за рубежом вид на жительство, - разъясняет В.Л. Казакова, - а до 4 октября находится за границей и не въезжает на территорию РФ, значит, он эту обязанность не может исполнить физически. Законодатель не определил, сколько он там может проживать - 6 месяцев, 8 месяцев, но по приезде на территорию РФ эта обязанность на него возлагается. И он должен будет ее исполнить в течение 60 дней с момента въезда в Россию. Пока человек проживает за рубежом, он от этой обязанности освобождается.

Однако, по словам В.Л. Казаковой, это касается лишь тех граждан, у которых есть место жительства в России.

Если гражданин России имеет место жительства на территории нашей страны, то есть зарегистрирован по месту жительства, по возвращении на территорию РФ он обязан уведомить о том, что у него есть вид на жительство за рубежом. Если же у него нет регистрации по месту жительства на территории России, то, соответственно, он освобожден от этой обязанности.

Не нужно подавать уведомления и лицам, которые проживают за рубежом по студенческим или рабочим визам.

Куда обращаться гражданину, если он проживает за рубежом? Ни консульские отделы МИД РФ, ни посольства полномочиями по приему этих уведомлений не наделены. Только после прибытия на территорию РФ данная обязанность возникает у гражданина. Если гражданин РФ только приобретает гражданство иностранного государства либо получает вид на жительство для проживания в иностранном государстве, для него также устанавливается срок 60 дней для подачи уведомления с момента наступления этого события.

А вот как быть людям, которые в силу обстоятельств последних десятилетий нашей общей истории вообще не знают о судьбе своего прошлого гражданства? Допустим, выехал человек из Узбекистана, оформил российское гражданство, но не отказался от прежнего, потому что сделать это было практически невозможно. Как быть в таких случаях?

С 1992 года у нас гражданство приобрели где-то порядка 6 миллионов человек, - сообщила В.Л. Казакова. - Кто-то оформил отношения со своим бывшим государством путем выхода из гражданства, кто-то утратил его в силу законодательства данного государства, у кого-то гражданство осталось. Мы бы рекомендовали этим людям и всем, кто приобрел гражданство РФ на территории России либо за рубежом, но проживают сейчас в нашей стране, подать это уведомление. В уведомлении предусмотрено, что если отсутствует документ (в случае окончания его действия либо утраты), обязательно об этом надо указать. Лучше сообщить, что в прошлом имелось, например, гражданство Узбекистана, и гражданин не знает, каким образом оно у него прекратилось на самом деле. Вот прямо так и надо написать. Закон не обязывает предоставлять подтверждающие иное гражданство документы, если у человека таковых нет. Мы специально предусмотрели это в уведомлении, потому что понимаем - таких ситуаций будет много.

Жители Туркменистана и Таджикистана освобождаются от обязанности уведомлять о втором гражданстве, потому что это предусмотрено международным договором. Но хотелось бы отметить, что с 18 мая 2015 года закон о двойном гражданстве с Туркменистаном перестает действовать.

Еще один вопрос: если нет возможности подать уведомление в отведенные сроки - человек служит в армии или находится в больнице - какова мера ответственности в подобных случаях? Ведь по новому закону несвоевременная подача такого уведомления, или предоставление сведений в неполном объеме, либо заведомо недостоверных данных грозит административным штрафом в размере от 500 до 1000 рублей. А вот сокрытие факта второго гражданства может обернуться штрафом до 200 тысяч рублей или обязательными работами до 400 часов.

Если умысел у гражданина отсутствует, - пояснила В.Л. Казакова, - он не может быть привлечен ни к административной, ни к уголовной ответственности. Вот это мы должны четко уяснить. В любом случае мы бы рекомендовали, как только гражданин РФ сможет физически оказаться на территории России, будет выписан из больницы и т.д. и сможет лично обратиться либо в Федеральную миграционную службу, либо в почтовое отделение, эту обязанность нужно исполнить во избежание последующих неприятных моментов.

В законе четко определено, что если человек несвоевременно, но подал уведомление спустя какое-то время, либо сообщил недостоверные сведения, то он подлежит привлечению к административной ответственности. Если же он не сообщил сведения вообще, то он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Для носителей русского языка

В мае этого года были внесены еще некоторые изменения в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», которые напрямую касаются всех, кто планирует связать свою судьбу с Россией. Эти новшества направлены на упрощение приобретения российского гражданства для носителей русского языка. В первую очередь, как объяснила В.Л. Казакова, упрощенный порядок обеспечивает совсем иные сроки получения российского гражданства.

В настоящее время, если иностранный гражданин приобретает гражданство, то когда у него отсутствуют какие-либо основания для упрощенного порядка, это, как правило, занимает где-то около 8 лет. Иностранный гражданин сначала получает разрешение на временное проживание, сроком от 2 до 6 месяцев, затем может получить вид на жительство, и, прожив по виду на жительство 5 лет, он может стать соискателем на гражданство РФ.

Учитывая, что большое количество наших соотечественников проживает за рубежом, многие уже избрали для проживания Российскую Федерацию, в рамках реализации концепции государственной миграционной политики данный закон был разработан и принят.

Если гражданин хочет, чтобы его признали носителем русского языка, необходимо соблюдение двух условий. Во-первых, он должен прекрасно говорить на русском языке, общаться в бытовой сфере. Во-вторых, либо он сам, либо его родственники по прямой восходящей линии - мамы, папы, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки должны в прошлом или в настоящем времени проживать на территории Российской Федерации в пределах сегодняшних границ.

По временному промежутку это может быть и период существования Советского Союза, и Российской империи, но в рамках сегодняшних государственных границ Российской Федерации. Все иностранные граждане, которые на сегодняшний день имеют вид на жительство, уже проживают на территории РФ, и получается, что одно из условий у них выполнено. Если при этом они владеют русским языком достаточно для того, чтобы быть признанными носителями, они могут воспользоваться этой нормой.

Как работает этот закон? Иностранный гражданин обращается с заявлением в комиссию, созданную в территориальном органе ФМС, с соответствующим заявлением. Представляет документы, подтверждающие проживание на территории России - либо свое собственное, либо своих родственников по прямой восходящей линии. И, безусловно, потребуются документы, подтверждающие это родство.

Но сколько времени иностранный гражданин или его родственники должны проживать на территории Российской Федерации в пределах нынешних границ, чтобы он мог воспользоваться данной нормой? В.Л. Казакова пояснила, что поскольку в законодательстве сроки не определены, это может быть даже один день, но именно постоянного проживания, то есть с регистрацией по месту жительства. Временная регистрация здесь не подойдет.

В течение пяти дней назначается заседание комиссии, - рассказала Казакова, - в которую входят не только представители миграционной службы, но и преподаватели ведущих вузов страны. В каждом субъекте Российской Федерации такие комиссии были созданы ФМС вместе с министерством образования. Собеседование проводится не более тридцати минут, причем письменные тесты не предусмотрены, только разговорная речь. Кстати, собеседования бесплатные. Если комиссия принимает решение, что действительно данный соискатель является носителем русского языка, ему выдается соответствующее решение.

В дальнейшем может быть следующая процедура. Если по законодательству страны, гражданином которой он является, необходимо представить гарантийное письмо о том, что он может быть принят в гражданство РФ (у нас оно называется уведомлением), то гражданин подает заявление на выдачу этого уведомления. Если в силу законодательства страны проживания это уведомление ему не нужно, он за ним и не обращается. Вместе с этим уведомлением человек подает в полномочный орган своего государства полный пакет документов для выхода из имеющегося гражданства. Получив справку из этого полномочного органа о том, что он подал полный пакет документов для выхода из имеющегося гражданства, гражданин имеет право сразу обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство.

Если носителями русского языка признаются лица без гражданства, то у них этот этап сокращается. Получив решение о том, что они являются носителями русского языка, они сразу могут обратиться за выдачей им вида на жительство.

В течение двух лет данный гражданин обязан предоставить документы о реальном выходе из имеющегося гражданства. Если по не зависящим от него причинам он этого сделать не может, то направляет нам об этом документ и обращается с заявлением о предоставлении ему гражданства. Срок рассмотрения заявления - 3 месяца. Таким образом, вся процедура может занять до 6 месяцев. Упрощение налицо.

Отвечая на вопрос, могут ли иностранные граждане, окончившие российские вузы, быть признаны носителями русского языка, В.Л. Казакова сообщила:

Для иностранных граждан, окончивших вузы после 1 июля 2002 года, существует отдельная норма, которая тоже недавно трансформировалась. Если раньше она относилась только к гражданам СНГ, бывшим гражданам СССР, то на сегодняшний день расширена возможность для всех иностранных граждан и лиц без гражданства, окончивших вузы после 1 июля 2002 года. Дополнительные условия - 3 года молодые люди должны официально проработать на территории Российской Федерации в любом качестве. Но если студент на сегодняшний день имеет все-таки вид на жительство, то он может выбирать - либо он идет по одной норме упрощенного порядка получения гражданства, либо по другой.

В начале августа постановлением правительства была введена также новая разновидность визы. Для чего это потребовалось, разъяснил заместитель руководителя департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМСДмитрий Павлович Демиденко:

Прежде всего, для удобства тех граждан, которые имеют какую-либо визу (это может быть туристическая, деловая, служебная, рабочая, любая), а в период своего нахождения в России изъявили желание стать носителем русского языка и претендовать на российское гражданство. Допустим, человек уже начал проходить процедуру получения статуса носителя русского языка, а при этом срок временного пребывания у него истекает. Продлить ему туристическую визу или рабочую мы не можем - цели не совпадают. Чтобы легализовать его пребывание здесь до окончательного решения вопроса о приеме в гражданство, и была предусмотрена вот эта новая виза - для приобретения российского гражданства, которая впервые будет выдаваться территориальными подразделениями ФМС. Виза выдается на срок до одного года и непосредственно на территории РФ. Она может быть многократной.

Статус носителя русского языка можно получить только на территории России. Создавать данные комиссии за рубежом невозможно. Комиссии работают в каждом территориальном органе ФМС. На сайте ФМС субъекта Федерации можно найти всю необходимую информацию. И заявление надо писать именно в комиссию при территориальном органе ФМС в субъекте Российской Федерации.

Госпрограмма - украинским беженцам

ФМС России подготовила ряд изменений миграционного законодательства и в связи с постоянным ростом количества граждан Украины, вынужденно покинувших территорию своей страны. И в первую очередь, это упрощенный порядок получения временного убежища.

На сегодняшний день (начало августа) в территориальные подразделения ФМС обратилось уже более 60 тысяч граждан Украины для предоставления временного убежища или статуса беженца, - сообщила В.Л. Казакова. - Учитывая, что ранее действующее законодательство предусматривало рассмотрение заявления до 3 месяцев с возможным продлением до 6, и понимая, что сегодня мы не можем столько времени рассматривать заявления, были приняты соответствующие решения. Постановлениями правительства урегулирована ситуация, связанная с гражданами Украины, вынужденно покинувшими территорию своей страны и прибывшими в Российскую Федерацию. И в первую очередь - это сокращение срока рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища.

Теперь такое решение выносится в течение 3 дней, а затем, как только гражданин предоставляет медицинское освидетельствование, которое проводится за счет ФМС, ему выдается свидетельство о предоставлении временного убежища. Все льготы, которыми он может воспользоваться, начинают действовать именно с даты вынесения решения о предоставлении временного убежища.

Каждый гражданин Украины, желающий остаться на российской территории, может выбрать субъект Российской Федерации для проживания, куда и организуется его выезд. На месте гражданин может проживать либо в пунктах временного размещения, либо ему предоставляется временное жилье.

Существенные изменения внесены и в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Об этом рассказал начальник Управления по организации работы с соотечественниками ФМСВ.А. Яковлев

В контексте рассмотрения темы временного убежища хотел бы рассказать еще об одном акте, это Указ президента РФ от 25 июля № 531, вносящий изменения в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. В частности, указ предусматривает возможность для включения в Государственную программу лиц, получивших в Российской Федерации временное убежище.

Практическая реализация Программы началась у нас с 2007 года. Хочу напомнить, что субъекты Российской Федерации самостоятельно принимают решение о включении в Государственную программу, и работу мы начинали всего лишь с 12 регионами России. Год от года количество субъектов, участвующих в Программе, принимающих соотечественников, увеличивалось, и сегодня эта цифра составляет 52 субъекта, то есть в перспективе, я думаю, мы доведем ее практически до 100% по России, будем к этому стремиться.

Среди последних присоединившихся к Программе субъектов могу назвать Орловскую область (решение принято 4 июля этого года), Республику Хакасия - 16 июля, Пермский край - 1 августа. 7 августа вышло распоряжение правительства о согласовании Программы переселения Ростовской области.

Несколько цифр: в целом за весь период реализации Государственной программы в Россию прибыло более 200 тысяч человек. В текущем году, по состоянию на 4 августа, переселилось около 40 тысяч человек. То есть мы видим, что год от года интерес у соотечественников к переселению в Россию возрастает, и показатели этого года составляют практически четверть от всего периода реализации Программы.

Хотел бы напомнить, какие преференции имеют участники Государственной программы, поскольку это люди особых категорий, в которых заинтересованы субъекты России. Прежде всего, это оплата проезда в Россию, провоза багажа, выплата подъемного пособия. В разных регионах оно установлено по-разному, в частности, у нас определены территории приоритетного заселения, это субъекты Дальнего Востока и Восточной Сибири, там подъемные пособия достаточно серьезные - это 240 тысяч на участника Программы и 120 тысяч на члена семьи. Кроме того, участник Программы и члены его семьи пользуются правом платить подоходный налог в размере 13% с первого дня пребывания в России, несмотря на то, что они не являются налоговыми резидентами (в отличие от остальных нерезидентов, для которых ставка НДФЛ - 30%. - Прим.ред.) Это, конечно же, возможность работать с первого дня пребывания без получения каких-то разрешительных документов, возможность приобретать разрешение на временное проживание вне квот, установленных правительством. И, наверное, основная преференция - это возможность приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

В среднем, с момента обращения об участии в Госпрограмме человек примерно за 6 месяцев может стать гражданином Российской Федерации.

Конечно же, механизм Государственной программы имеет серьезное значение в контексте той помощи, которую сегодня Российское государство оказывает украинским соотечественникам в связи с теми событиями, которые происходят в этом государстве. Хотел бы назвать несколько цифр. В текущем году, например, по вопросам участия в Государственной программе обратилось более 12 тысяч граждан Украины. Увеличение количества таких лиц, включившихся в Программу за 7 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - в 6,6 раза. Прием документов осуществляется как на территории Российской Федерации территориальными органами ФМС, так и временными группами, нашими представителями, которые работают на сегодняшний день за рубежом. Если говорить об Украине, то это Киев, Одесса и Харьков.

Все мы знаем, что если брать людей, которые могут вступить в число участников Госпрограммы на территории России, то это до последнего времени были люди временно или постоянно проживающие на законном основании, то есть они должны были иметь либо разрешение на временное проживание, либо вид на жительство. Но, конечно же, значительная часть украинских граждан, прибывших в экстренном порядке на территорию Российской Федерации, такого статуса не имеют, эти люди обращались за статусом временного убежища.

Обсуждение показало, что необходимо предусмотреть возможность включения этой категории лиц в Госпрограмму. Мы почувствовали большой интерес со стороны таких лиц, в частности, провели опросы в регионах, где были размещены соотечественники, и в среднем, порядка 45% по стране высказали интерес и пожелание вступить в Государственную программу. Ну а, скажем, в таких регионах, как Белгородская, Волгоградская, Липецкая, Сахалинская, Тамбовская, Тульская области, высказали пожелание более 50% соотечественников. И в этой связи Федеральной миграционной службой совместно с заинтересованными ведомствами был подготовлен оперативно проект указа, о котором я уже говорил, на сегодняшний день он принят и, таким образом, сегодня указанная категория лиц может обращаться в территориальные органы ФМС с заявлениями о вступлении в Государственную программу.

Должен сказать, что нами направлено указание в регионы о рассмотрении таких заявлений в первоочередном порядке с тем, чтобы люди могли рассчитывать на помощь, поскольку в рамках региональных Программ они тоже имеют ряд преференций. Это и компенсация за аренду жилья, и различные медицинские услуги, социальные и тому подобное.

И последнее, что бы хотелось подчеркнуть: по общему правилу, действующему на сегодня, срок выдачи свидетельства участника Государственной программы составляет не более 60 суток, то есть период рассмотрения документов - 2 месяца. Но мы понимаем, что, конечно же, гражданам Украины, прибывшим в Россию, надо помощь оказывать более оперативно, и именно поэтому сегодня проходит межведомственное рассмотрение вопроса о существенном сокращении сроков рассмотрения таких заявлений и для лиц, которые получили временное убежище. По материалам пресс-конференции «Изменения в миграционном законодательстве», состоявшейся в пресс-центре «РИА-Новости».

Миграционная политика: проблема получения российского гражданства. Гость - заместитель начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России, генерал-майор Валентина Казакова .

СОЛОВЬЁВ : Вы мне объясните, почему вы, такая милая и обаятельная молодая женщина, современная женщина, а служба - такой ужас? Почему такое количество жалоб приходит на вашу службу?

КАЗАКОВА : Владимир Рудольфович, давайте вспомним предысторию. Мы с вами помним: и на ФМС были жалобы, не будем этого отрицать. Мы работали и в Федеральной миграционной службе.

СОЛОВЬЁВ : То есть вы у Ромодановского служили?

КАЗАКОВА : Да, я была начальником Управления по вопросам гражданства. И если вспомнить еще раньше, мы и вышли-то из МВД. Поэтому все логично. Побыли немножко самостоятельными, теперь Управление надо все-таки оптимизировать. Мы вернулись в МВД, чтобы не дублировать те же самые контрольно-надзорные функции.

30-процентное сокращение личного состава. Грамотные специалисты, долго служащие, ушли на пенсию. Остались молодые люди. Где-то процентов 30-40 нам удалось сохранить, но тем не менее пришли новые, которые сейчас учатся, осваивают миграционное законодательство и оказывают услуги.

Конечно, жалобы поступают, мы этого не отрицаем. Жалко, что мало пишут благодарностей, потому что когда человек получил свою услугу, сказал нам "спасибо" и ушел. А когда у человека что-то не получается, конечно, возникают проблемы.

СОЛОВЬЁВ : А что, у кого-то получается?

КАЗАКОВА : Получается. В прошлом году мы оказали 73 миллиона услуг.

СОЛОВЬЁВ : А каково время оказания услуги и ожидания услуги? С какого раза люди получают, то, что называется, услугу?

КАЗАКОВА : Понятно, что в соответствии с законодательством у нас 15 минут ожидание услуги. Затем речь идет о самом получении. Да, еще есть проблемы, мы с этим согласны. Если бы мы с этим были не согласны, мы бы, наверное, к вам не пришли. А мы как раз пришли для того, чтобы рассказать, что мы делаем, и хотя бы постараться донести до слушателей те вопросы, которые мы решаем. И если есть проблемы, все-таки говорить о том, чтобы они к нам обращались.

Вот сейчас мы в студии встретились с Владимиром Корниловым. Есть проблемы. Я спросила: "А почему вы к нам не пришли?". У нас есть прием в Министерстве, когда принимает Ольга Евгеньевна, когда принимают замы. У нас есть приемная самого ГУ по вопросам миграции. Мы получаем большое количество писем, и, поверьте, стараемся решать проблемы.

Буквально на прошлой неделе, получив большое количество жалоб из Калуги (у нас Татьяна Михайловна Котляр, известная общественница, не дает нам скучать - направляет к нам обращения), выехали в субъект. Проблем много, действительно много! Но многие проблемы из-за того, что люди своевременно не пришли к нам. Был документ действительный, он его просрочил, не успел собрать какие-то документы в виду разных обстоятельств.

Полностью слушайте в аудиоверсии.


Примечание Вестника: если говорить коротко, то самое хорошее известие - участники программы переселения смогут подать на гражданство по комбинации "РВП + МУ" вместо нынешней "РВП + регистрация по месту жительства".

Также повезет лицам без гражданства, которым некуда ехать после освобождения из тюрьмы и людям, которые давным-давно нарушили миграционное законодательство и до сих пор страдают в качестве нелегалов.

4 июля в медиацентре "Российской газеты" прошла пресс-конференция с участием начальника Главного управления по вопросам миграции МВД РФ генерал-майора полиции Ольги Евгеньевны Кирилловой и заместителя начальника Главного управления генерал-майора полиции Валентины Львовны Казаковой. Тема пресс-конференции: "Упрощенная процедура предоставления гражданства Российской Федерации соотечественникам".

Именно сегодня, 4 июня из недр МВД вышел подготовленный Главным управлением по вопросам миграции законопроект, который направлен на урегулирование правового статуса достаточно большой группы людей, долгое время находящихся вне правового поля. Это те, кто приехал после 2002 года, нарушил установленный срок нахождения - а это 90 дней - и уже долгие годы расплачивается за совершенное административное правонарушение. Этот вопрос уже на сегодняшний день оформлен в качестве законопроекта и внесен на внешнее согласование, заявила на пресс-конференции О.Е.Кириллова.

Кроме того, сюда попадает особая категория тех лиц, которые не имеют гражданства, и которых за совершенное преступление осудили, они отбыли срок наказания, но после освобождения уехать им некуда. И эти люди, выходя из мест лишения свободы, никакого документа, кроме справки об освобождении, на руках не имеют.

На сегодняшний день в ежедневном срезе людей желающих приобрести российское гражданство находится более 9 миллионов иностранных граждан. Это разные категории. Одни сюда приезжают поработать, и эта категория крайне важна и нужна России. Вторая категория - это люди, которые приезжают в поисках именно защиты те, которые бегут от каких-то военных событий в стране исхода. Эта - категория беженцев. На сегодняшний день она не столь многочисленная. Волну, которая была с Украины, Россия благополучно пережила. На сегодняшний день по заявлению О.Е.Кирилловой практически все желающие осесть получили либо статус временного убежища, либо уже перешли в статус временного или постоянного проживания в России. Кто-то из них был признан носителем русского языка и уже получил гражданство РФ.

Есть поток людей, которые приезжают в Россию с постсоветского пространства, потому что в странах исхода сокращается количество русских школ. И русские дети из русских семей вынуждены учиться на чужом языке. Именно поэтому многие пытаются приехать в Россию, которую они считают своей настоящей родиной, чей язык, культура и история им более близки, чем та страна, в которой они на сегодняшний день оказались. Это тема соотечественников. В России на сегодняшний день действует программа добровольного переселения.

Есть люди, которые проживают в дальнем зарубежье и тоже являются участниками программы добровольного переселения.

Говоря о Программе добровольного переселения, которая действует в России уже больше 10 лет, О.Е.Кириллова высказала соображение о том, что необходимо пересматривать подходы к этой программе. Многие люди говорят о том, что не столь важна оплата багажа, проезда. Гораздо более важно, приехав в Россию, сразу ощутить стабильность своего нахождения в стране, чтобы можно было спокойно искать работу, не переживать, что государственные чиновники, занимающиеся вопросами миграции в России включат счетчик и будут отсчитывать 90 дней и потом предложат вернуться туда, где они уже продали последнее имущество, попрощались с работой.

О совершенствовании государственной программы приобретения гражданства на пресс-конференции говорила и заместитель начальника Главного управления по вопросам миграции МВД РФ В.Л.Казакова. Так, она отметила, что с 1992 года гражданство РФ приобрело более 7 миллионов человек. В основном, это выходцы из СНГ. Ежегодное количество субъектов, участвующих в реализации госпрограммы растет. На сегодняшний день это уже 66 субъектов. Приобретение гражданства иностранными гражданами ежегодно увеличивается. Это, по мнению В.Л.Казаковой, результат тех упрощений, которые происходят в законодательстве.

Как только был издан федеральный закон о представлении гражданства, позволяющий иностранным гражданам и лицам без гражданства - признанным носителями русского языка приобретать гражданство, было очень много критики. Потому что основной процедурой, основным условием приобретения гражданства являлся реальный выход из имеющегося гражданства.

Понимая, что гражданам Украины очень проблематично оформить реальный выход из гражданства Украины, в этот закон были внесены изменения. На сегодняшний день эта категория лиц может обращаться с заявлением о приобретении гражданства, направив в миграционные органы в простой письменной форме нотариально заверенное заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины.

Конечно, как отметила на пресс-конференции В.Л.Казакова, органы внутренних дел понимают, что такое упрощение повлекло за собой увеличение количества желающих приобрести гражданство, и, как следствие, - очереди в комиссии о признании их носителями русского языка. Комиссии эти создаются в наших субъектах. Членами этих комиссий, помимо сотрудников органов внутренних дел, являются и преподаватели вузов. Несмотря на более частое проведение данных заседаний, количество желающих не уменьшается. Способствовать сокращению очередей возможно только внесением изменений в законодательство, считает В.Л.Казакова. Понимая, что граждане Украины и Беларуси прекрасно владеют русским языком, проведение собеседования в том ракурсе, в котором проходят они сегодня, для этой категории, по мнению экспертов не нужно. Именно поэтому Министерство внутренних дел разработало законопроект, который упростит процедуру проходить данное собеседование для граждан Украины и Белоруссии.

Кроме того, для участников госпрограммы, когда участник госпрограммы уже получил свидетельство о переселении в тот или иной субъект и приехал туда со всем своим имуществом, сразу найти регистрацию по месту жительства, а это тоже одно из условий действующего закона о гражданстве, тоже представляет собой определенную проблему. Понимая и рассматривая большое количество жалоб, связанных именно с этой проблемой - с регистрацией по месту жительства, Главное управление по вопросам миграции также выходит с инициативой об упрощении для участников государственной программы этого процесса. "Мы надеемся, - заявила на пресс-конференции В.Л.Казакова, - что участники госпрограммы смогут подавать заявление о приобретении гражданства, имея разрешение на временное проживание или вид на жительство, но по миграционному учету". По мнению В.Л.Казаковой, это будет поддержано и в ближайшее время законопроект будет внесен в Государственную Думу.

С учетом тех поручений, которые МВД РФ получил по результатам прямой линии с президентом РФ В.В. Путиным, сейчас ведется работа над совершенствованием законодательства в части гражданства по упрощению процедуры приобретения гражданства квалифицированными специалистами, востребованными на рынке труда и выпускниками вузов.

Справочно:

В 2017 году в Российскую Федерацию въехало 17 млн иностранных граждан, выехало 15 млн.

В настоящее время в России находится 9,9 млн иностранных граждан.

Проживают по виду на жительство 595 тыс., по разрешению на временное проживание - 543 тыс.

Состоят на учете в качестве беженцев и лиц, которым предоставлено временное убежище, 108 тыс.

В 2017 году приобрели гражданство Российской Федерации 258 тыс.

В рамках Госпрограммы переселилось соотечественников и членов их семей 118 тыс.

Валентина Казакова, начальник управления по вопросам гражданства ФМС России, рассказала «Русской службе новостей» о том, как получить гражданство РФ. По ее словам, в связи с изменением миграционного законодательства число обращений граждан и организаций в миграционную службу выросло в 2014 году на 50%.

В. ШЕСТАКОВ: У микрофона Владимир Шестаков, в ближайшие 45 минут открываем своеобразную горячую линию по вопросам гражданства. У нас в гостях начальник управления по вопросам гражданства ФМС России Валентина Казакова. Валентина Львовна, здравствуйте.

В. КАЗАКОВА: Добрый день, уважаемые слушатели.

В. ШЕСТАКОВ: Вопросы можно направлять с помощью сайта rusnovosti.ru – слева ищите вкладку «Написать в прямой эфир». Всё, что сможем – обязательно обсудим и прольём свет на те вопросы, которые Вас интересуют.

В прошлом году обращений в ФМС стало в два раза больше, ранее сообщило ведомство. На 50% выросло число обращений граждан и организаций в миграционную службу в 2014 году. С чем Вы это связываете? И что чаще всего интересовало обращающихся?

В. КАЗАКОВА: В первую очередь, это изменение миграционного законодательства по всем направлениям деятельности миграционной службы. Это касается и выдачи патентов, но так как я специализируюсь на гражданстве, хотелось бы остановиться на этом. Наше управление занимается вопросами гражданства и убежища. К сожалению, актуальные темы и связанные с трагедией большого количества людей. Поэтому вопросы, в основном, идут от граждан Украины, которые прибыли в экстренном массовом порядке на территорию Российской Федерации. Их интересует, как они могут легализовать своё положение на территории России, как могут получить статусные документы долгосрочного проживания и приобрести гражданство Российской Федерации. Учитывая, что и законодательство в прошлом году менялось стремительно, в закон «О гражданстве» было внесено несколько значимых изменений. Если мы вспомним, это и направление уведомлений о наличии второго гражданства, большой был поток запросов, писем. И результатом обращений стало внесение изменений в эту норму в конце прошлого года. В принципе были даны преференции для значительной категории лиц, для граждан Российской Федерации, которые имеют гражданство СНГ, за исключением государств, в которые у нас визовый порядок въезда. Для данной категории продлена возможность подачи уведомления до 1 января 2016 года.

В. ШЕСТАКОВ: Недавно мы наблюдали, что первое уголовное дело о сокрытии двойного гражданства начали расследовать в Ленинградской области. Как сейчас ситуация складывается? Есть ли у Вашего ведомства претензии к соотечественникам, которые пока ещё не дошли до уголовного разбирательства.

В. КАЗАКОВА: Количество обращений растёт. К нам более 800 тысяч уведомлений направлено. Учитывая, что в прошлом году не был продлён срок до 1 января, как это сделали законодатели, то, конечно, привлечено к административной ответственности было порядка 70 тысяч человек, то есть, фактически, каждый десятый обращавшийся. Хотелось бы обратить внимание радиослушателей, что срок направления уведомления с момента получения либо вида на жительство о проживании за рубежом либо второго гражданства иностранного государства, для них остаётся 60 дней. И важная новелла, которую законодатель принял, и она начала действовать с 1 января, это для той категории, которая находится за рубежом по линии работы, на лечении длительное время находится, до 4 октября они не смогли направить это уведомление. Для этой категории лиц срок подачи уведомлений после их въезда на территорию России – 30 дней. Поэтому убедительная просьба, кто этого ещё не сделал, не бояться идти в территориальные подразделения миграционной службы, либо на Почту России и направлять эти уведомления.

В. ШЕСТАКОВ: Вы назвали цифру – 70 тысяч человек. То есть они уже заплатили штраф в 200 тысяч рублей?

В. КАЗАКОВА: Административная ответственность у нас от 500 рублей до 1 тысячи рублей. А уголовная предусматривает штраф в размере 200 тысяч рублей. Когда человек не своевременно подаёт уведомления, но он его подаёт, он подлежит административной ответственности, к уголовной он привлекается, когда он вообще не направляет это уведомление.

В. ШЕСТАКОВ: Сейчас есть списки таких соотечественников?

В. КАЗАКОВА: У нас нет таких списков, и мы не являемся органами дознания. ФМС не возбуждает уголовных дел. Мы наделены полномочиями привлечения к административной ответственности.

В. ШЕСТАКОВ: Но по Вашему ходатайству разве не возбуждают уголовные дела?

В. КАЗАКОВА: Нет.

В. ШЕСТАКОВ: А каким образом тогда это происходит? Как правоохранительные органы выясняют, что нужно привлечь к уголовной ответственности за сокрытие двойного гражданства?

В. КАЗАКОВА: Мы не являемся органами дознания, и в компетенцию ФМС не входит определение наличия второго гражданства или выяснение, есть у гражданина оно или нет. У нас есть полномочия на ведение этого учёта. И когда гражданин направляет к нам уведомление, мы обязаны его учесть. Если поступает нам какой-либо запрос из правоохранительных органов, мы обязаны ответить на него. А каким образом становится известно о наличии второго гражданства или вида на жительство – это легко делается. Любой такой гражданин не пересекает вторую границу по российскому заграничному паспорту, он пересекает её по национальным документам. И информация поступает. Много «доброжелателей» – могут направлять информацию, что есть второе гражданство и так далее.

В. ШЕСТАКОВ: На нашем сайте Юрий спрашивает, каким образом можно гражданину Белоруссии получить вид на жительство в России? В России есть собственная квартира, регистрация в органах ФМС осуществлялась последние три года.

В. КАЗАКОВА: Для граждан Белоруссии в соответствии с соглашением между Россией и Белоруссией, существенно упрощена процедура оформления этих документов: минуя стадию получения разрешения на временное проживание, граждане Белоруссии получают вид на жительство сразу. В любой территориальный орган по месту регистрации должен обратиться этот гражданин и в течение шести месяцев ему оформят вид на жительство. Перечень документов, которые он должен предоставить, определён в законе и в регламенте Миграционной службы. Никаких проблем здесь нет. В дальнейшем приобретение гражданства зависит от тех условий и оснований, которые будут иметь место: есть у гражданина в Белоруссии родственники по прямой восходящей линии, состоит он в браке либо окончил учебное заведение. Он имеет право приобрести гражданство и по закону «О гражданстве» и по Четырёхстороннему соглашению между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Там срок рассмотрения заявлений сокращается с шести до трёх месяцев.

В. ШЕСТАКОВ: Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста, и ваш вопрос?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я слышала о том, что есть комитет по борьбе с коррупцией и нелегальной миграцией. Это действительно так?

В. ШЕСТАКОВ: Это не совсем вопрос в компетенции нашей гостьи, насколько я понимаю. Мы не о мигрантах говорим, а о вопросах гражданства в целом. Здравствуйте. Мы Вас слушаем. Ваш вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ: Я являюсь гражданином России, а моя супруга – гражданка Киргизии. Она попала под запрет на территории Российской Федерации. Я подал заявление, когда у меня принимали документы. Они сказали, в течение 30 дней снимут. Прошло 2 месяца 10 дней – они не снимают. Я прихожу в ФМС, они не хорошо отвечают.

В. КАЗАКОВА: В каком субъекте Вы находитесь?

СЛУШАТЕЛЬ: В Москве.

В. КАЗАКОВА: Вы можете обратиться в приёмную ФМС по адресу: улица Верхняя Радищевская, дом 4, строение 1. В пятницу по тематике открытия въезда будет принимать руководство Департамента нашей ФМС и смогут ответить на Ваш вопрос.

В. ШЕСТАКОВ: Сергей через сообщения на нашем сайте просит разъяснить понятие постоянное проживание за рубежом лица с российским и вторым гражданством. Что это такое?

В. КАЗАКОВА: Много было вопросов как раз по этой тематике. Статус документа, который гражданин Российской Федерации получает за рубежом, и решение об отнесении его к постоянному проживанию или нет – в компетенции этого государства. Сам гражданин должен в этом иностранном государстве уточнить, когда ему выдают вид на жительство – есть временные виды на жительство, есть визы, которые позволяют постоянно проживать. Как законодательство иностранного государства определяет этот документ, так мы к нему и относимся. Но если есть какие-то сомнения, то есть смысл уведомить, чтобы потом не доказывать свою невиновность перед органами дознания уже в ходе разбирательства по уголовному делу.

В. ШЕСТАКОВ: «Почему человек, родившийся в группах советских войск за границей до 1990 года, не считается рождённым в СССР?» – какой интересный вопрос нам пришёл.

В. КАЗАКОВА: Он родился за пределами Советского союза. Здесь вопрос его гражданства определяется по гражданству его родителей. Не понятно, в каком году родился этот человек. Таких граждан, которые были признаны гражданами Российской Федерации, у нас много, и если человек находился, скажем, в Германии, Венгрии и так далее, родители признавались гражданами России после их возвращения сюда, то и дети следуют гражданству родителей. И если есть какая-то проблема у данного лица, то я рекомендовала бы написать обращение в ФМС к нам, и мы обязательно его рассмотрим и поможем человеку.

В. ШЕСТАКОВ: Подключаем слушателей к нашей беседе. Здравствуйте, представьтесь, Ваш вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ: Являюсь я гражданином России с 2007 года. Одновременно подавал заявление в республике Армения на отказ от гражданства, но документального подтверждения у меня на руках нет. Подача уведомления о наличии или отсутствии двойного гражданства нужно мне подавать? Как правильно поступить?

В. КАЗАКОВА: Я рекомендовала бы это сделать, потому что Ваше обращение, которое Вы нотариально заверяли и направляли в компетентные органы Армении, не имела под собой продолжение в виде нормативного акта Армении. Выход из гражданства осуществляется при подаче полного пакета документа. Это направление и заявление требуется по законодательству России как Ваше намерение оформить выход из второго гражданства. Поэтому гражданство у Вас, наверняка, осталось. И во избежание проблем в дальнейшем до 1 января 2016 года у Вас время есть. Если у Вас нет национального паспорта Армении, Вы это указываете в графе. Но подать такое уведомление нужно.

В. ШЕСТАКОВ: Ещё вопрос с сайта: «Нужно ли как-то регистрироваться крёстной во время пребывания в России, если она подданная Великобритании? Имеет также российский паспорт и в Россию приезжает на зиму», – Юрий нам написал.

В. КАЗАКОВА: Она обязана въезжать в Россию по российскому загранпаспорту, она имеет два гражданства. Находиться на территории России без постановки на регистрационный учёт, как гражданка России, имеет право до 90 суток. То есть, если она пребывает меньше, то она имеет право не регистрироваться, как гражданка Российской Федерации. А если она въехала как подданная Великобритании по загранпаспорту, мы же не видим, что у неё есть гражданство России, если она въехала сюда по визе, то она нарушает закон о въезде-выезде и должна тогда стоять на миграционном учёте, как иностранная гражданка, либо заявить всё-таки, что у неё есть второе гражданство.

В. ШЕСТАКОВ: Здравствуйте. Ваш вопрос?

СЛУШАТЕЛЬ: У моего дяди имеется паспорт СССР. В своё время он его не поменял. Что делать? С чего начать, чтобы получить паспорт России?

В. КАЗАКОВА: У нас действует норма федерального закона «О гражданстве», которая позволяет легализоваться на территории России лицам с так называемым неурегулированным статусом. К этой категории как раз отнесены лица, имеющие паспорт бывшего СССР при условии, что он не имеет никакого другого паспорта национального, что он прибыл на территорию России до 1 ноября 2002 года, имеет доказательства проживания здесь: это могут быть от медицинских до трудовых договоров, может, не зарегистрирован по месту жительства по этому паспорту. Поэтому не откладывая, так как эта норма действует до 1 января 2017 года, обратиться в миграционную службу, где проведут установление личности и затем рассмотрят возможность применения данной нормы к Вашему случаю.

В. ШЕСТАКОВ: Интересный вопрос у Дмитрия: «Какова процедура получения гражданства для русского гражданина Израиля, рождённого в Узбекистане? В Израиле 10 лет».

В. КАЗАКОВА: Русский – это национальная принадлежность. Он родился в Узбекистане и, видимо, выехал гражданином Узбекистана в Израиль. Приобрёл гражданство Израиля. Если у него осталось гражданство Узбекистана, он может оформлять гражданство России, как гражданин этой страны.

В. ШЕСТАКОВ: А там процедура упрощенная?

В. КАЗАКОВА: Она, может быть, не настолько упрощена. Тем не менее, он без визы может к нам въезжать. Если как гражданин Израиля, он до 30 суток может находиться, как гражданин Узбекистана, он может въехать к нам без визы. Являясь русским по национальности, он может принять участие в государственной программе переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Она очень упрощает процедуру приобретения гражданства. Я думаю, это трудоспособный человек, имеющий определённое образование. У нас более 50 субъектов являются участниками данной программы с предоставлением рабочих мест, в отдельных субъектах предоставляется жильё организацией. Он может обратиться, кстати, в посольство Российской Федерации в Израиле, заполнить анкету, одновременно её направят на согласование и на участие в госпрограмме, и на получение разрешения на временное проживание. Молодому человеку нужно определиться с субъектом, где он будет востребован, как наш соотечественник.

В. ШЕСТАКОВ: Здравствуйте. Представьтесь, пожалуйста, Ваш вопрос.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Сергей. Город Железнодорожный. Я хотел пожаловаться на работу ФМС города Балабаново. Проблема в том, что очередь к начальнику по записи, 120 человек, а в день принимают по 40 человек. Просто поставить подпись.

В. КАЗАКОВА: Статус у мамы какой? Разрешение на временное проживание или вид на жительство?

СЛУШАТЕЛЬ: Уже вид на жительство.

В. КАЗАКОВА: Вы его получили или нет?

СЛУШАТЕЛЬ: Получили, но это нервов было столько, такое отношение дикое. У мамы давление поднялось.

В. КАЗАКОВА: Мы разберёмся.

В. ШЕСТАКОВ: И ещё один вопрос успеем услышать и ответить на него. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Татьяна. Я из Санкт-Петербурга. Мой муж – гражданин Молдовы, я – гражданка России, у нас рождены в России трое детей, у мужа есть РЗП, в прошлом году хотели сделать подтверждение РЗП, но сказали, что стоит красный сигнал, запрет въезда-выезда, что не успеем его снять, подавать заявление поздно. Сказали, дождаться определённого срока, а потом подать подтверждение. Подтверждение РЗП мы сделали, приходит время подавать документы на вид на жительство, а нам говорят, что у нас до сих пор стоит запрет въезда. Как такое может быть?

В. КАЗАКОВА: Вы должны были написать заявление, странно, что у Вас его не приняли, на открытие въезда Вашему супругу, чтобы провели проверку причины закрытия въезда. Иногда происходит сбой к системе, к сожалению, но, тем не менее, заявление у Вас обязаны были принять.

В. ШЕСТАКОВ: ФМС не так давно продлила сроки пребывания украинцев в России и для процедуры им нужно снова обратиться в управление ФМС по месту временного пребывания. Много ли граждан Украины уже обратились за продлением срока пребывания? И, самое интересное, сколько среди них граждан призывного возраста?

В. КАЗАКОВА: На сегодняшний день с юго-востока Украины в России находится более 890 тысяч человек. Как правило, раз мы владеем такой информацией, они находятся на миграционном учёте. Многие из них размещены в пунктах временного пребывания, кто-то – по частному сектору, кто-то самостоятельно обустраивается у родственников. Что касается лиц призывного возраста, у нас статистика ведётся, я не могу её сейчас озвучить, потому что цифрами не владею. Миграционные ресурсы позволяют сделать выборку по тому или иному возрасту. Но в данном конкретном случае, особенно, когда люди обращаются за предоставлением убежища на территории России, их уже около 290 тысяч человек, это большое количество. В 2013 году к нам только 7 человек обратилось за предоставлением временного убежища. Многие как раз излагают в основаниях предоставления им убежища и то, что они не хотят быть призваны в Вооружённые силы Украины для ведения боевых действий. И это также является основанием для предоставления временного убежища из гуманных соображений.

В. ШЕСТАКОВ: То есть могут указывать люди, что они не хотят служить?

В. КАЗАКОВА: Они это указывают, говорят, что не хотят быть призванными и опасаются за свою жизнь, за жизнь своих близких, так как они являются уклонистами, бояться быть подвергнутыми уголовному преследованию, бояться физических расправ и так далее. Указание на боязнь физической расправы со стороны определённых субъектов является основанием для предоставления временного убежища. И по Конвенции об убежище это тоже основание для предоставления такого статуса.

В. ШЕСТАКОВ: Понятно. Подключаем слушателей к нашей беседе. Здравствуйте. Ваш вопрос, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я – гражданин России и гражданин Узбекистана. Надо ли мне делать патент, если я заезжаю по узбекскому паспорту?

В. КАЗАКОВА: Учитывая, что вы являетесь гражданином России, вы должны въезжать, как гражданин Российской Федерации, иначе получается, что закон о въезде-выезде Вы нарушаете.

В. ШЕСТАКОВ: «Как подать вид на жительство, затем на гражданство, если негде на территории России прописаться? Возможно ли без прописки получить вид на жительство, а затем гражданство?» – спрашивает Марина на нашем сайте.

В. КАЗАКОВА: К сожалению, сам вид на жительство говорит о том, что разрешено это постоянное проживание на территории России. Что касается гражданства, то у нас в законе чётко прописано, что заявление подаётся по месту жительства. Регистрация по месту жительства обязательна.

В. ШЕСТАКОВ: «Каков срок оформления вида на жительства для гражданина Украины в упрощённом порядке, как родившегося на территории РСФСР?» – ещё один вопрос задают слушатели.

В. КАЗАКОВА: Нет никаких упрощений. До шести месяцев оформляются виды на жительство в соответствии с законодательством.

В. ШЕСТАКОВ: Ещё один интересный вопрос от Сергея: «У меня российское гражданство с августа 2012 года и вид на жительство в Латвии. Постоянно проживаю в Риге. До этого имел статус не гражданина Латвии при получении вида на жительство, подавал заявление об отказе от статуса не гражданина и получил все подтверждения. Надо ли подавать какие-либо уведомления в ФМС?»

В. КАЗАКОВА: Если у вас есть подтверждение, что аннулирован статус постоянного проживания за пределами Российской Федерации, то подавать не нужно.

В. ШЕСТАКОВ: Здравствуйте, Вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Александр. У меня гражданская супруга – гражданка Украины, но въехала на территорию России год назад. Просрочены уже все миграционные документы. Хотим узаконить, чтобы не выезжать на Украину. Как это возможно сделать?

В. КАЗАКОВА: Наши территориальные подразделения ориентированы на постановку на миграционный учёт и данной категории лиц. Поэтому Вам надо обратиться в ближайшее подразделение для выдачи миграционной карты и постановки на миграционный учёт, а в дальнейшем, к сожалению, у гражданских супруг преференций для оформление РВП нет, поэтому здесь будет общий порядок. Если же Вы заключите брак, то она может получить разрешение на временное проживание без квоты с последующей возможностью в упрощенном порядке приобрести гражданство Российской Федерации по прошествии трёх лет проживания в браке с гражданином России.

В. ШЕСТАКОВ: Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Упрощённое получение гражданства для граждан республики Армении есть или все документы подаются в общем порядке?

В. КАЗАКОВА: В данном соглашении не прописывается упрощённый порядок приобретения гражданства. Там расписываются другие упрощения: работа без разрешения, нахождение на территории России в течение более длительного срока. Что касается гражданства, преференций данное соглашение не предусматривает.

В. ШЕСТАКОВ: «Достаточно ли справки 2-НДФЛ как подтверждение дохода на территории России для получения вида на жительство?» – спрашивает Александр на сайте.

В. КАЗАКОВА: Справки 2-НДФЛ достаточно, но сумма, указанная там, должна соответствовать прожиточному минимуму в течение месяца на его содержание и содержание членов его семьи, если таковые имеются.

В. ШЕСТАКОВ: Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Я в браке, я – гражданин России, супруга – гражданин Киргизии. Сейчас закон въезда-выезда, она у меня беременна, не может выехать, какое основание есть продлить её пребывание и подать на РВП?

В. КАЗАКОВА: Вы можете предоставить справку медицинскую, если есть показания, которые не позволяют ей выезжать за пределы Российской Федерации. За 90 суток было бы подать документы на разрешение на временное проживание. Хотелось бы пожелать слушателям не нарушать миграционное законодательство, а своевременно подавать документы для оформления разрешительных документов на проживание в России.

В. ШЕСТАКОВ: «Я – гражданин Узбекистана, не в курсе о том, что я под запретом. Как можно решить этот вопрос, чтобы снять запрет?» – слушатель спрашивает.

В. КАЗАКОВА: Необходимо обратиться с заявлением в ФМС, где рассмотрят его заявление и расскажут причину закрытия въезда и есть ли возможность его открыть.

В. ШЕСТАКОВ: Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Артём меня зовут, я из Подмосковья. Я – гражданин Узбекистана, получил вид на жительство, хочу подать документы на гражданство по упрощённой программе. Возможно ли это?

В. КАЗАКОВА: Для граждан Узбекистана, если у Вас нет супруги-гражданки России, Вы не окончили вуз после 1 июля 2002 года, не являетесь уроженцев Российской Федерации, упрощённого порядка нет, Вам нужно прожить по виду на жительство в течение пяти лет.

В. ШЕСТАКОВ: Успеваем ещё один звонок принять. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Я в гражданском браке, я – гражданин России, жена – Молдовы. Она приехала, сделала патент в прошлом году в октябре, и говорят, что он – не действителен. Она въехала неделю назад. Она сколько может пробыть здесь?

В. КАЗАКОВА: Нужно оформлять новый патент. До 90 суток может пробыть здесь. Если в прошлом году она не использовала 90 дней в течение 180 дней. Если указала в миграционной карте цель въезда – трудовая, то в течение 30 дней она обязана оформить патент.

В. ШЕСТАКОВ: Вячеслав спрашивает на сайте: «Гражданам, получившим гражданство в ПМР, не признанной Приднестровской Молдавской республике, нужно ли сообщать о гражданстве ПМР?»

В. КАЗАКОВА: Нет, не нужно.

В. ШЕСТАКОВ: Спасибо большое, мы благодарим нашу гостью. Не успели мы ответить на все вопросы наших слушателей.

В. КАЗАКОВА: Мы встретимся ещё.

В. ШЕСТАКОВ: Счастливо.



 

Возможно, будет полезно почитать: